Зеркало заднего вида — внутреннее и наружные, какие бывают и зачем нужны. Все об автозеркалах Когда появились боковые зеркала на автомобиле

Давайте совершим экскурс в историю отражений: какими были зеркала в XIII веке, что с ними происходило в XVII-ом. Как менялось отношение к ним в разные эпохи, в разных странах.

  • 1 из 1

На фото:

2

Щедрая благодарность. Самое дорогое зеркало в мире когда-то принадлежало Марии Медичи, а теперь хранится в Лувре. Роскошный экземпляр, украшенный ониксами и агатами, ей подарили венецианские мастера в благодарность за заказ – своенравная королева пожелала оформить 119 зеркалами кабинет. Она же придумала заменить дворцовые витражи на зеркала. О немыслимой трате государственных денег судачила вся Европа.

Цена вопроса

1 Драгоценные осколки. История зеркала в Европе началась около 1240 года. Римляне выдували стеклянные шары, заполняли их оловом и разбивали, а осколки использовали как зеркала. Позволить себе роскошь обладания зеркалом могли только очень состоятельные люди. Отражение получалось далеким от идеала, но это все же было лучше, чем смотреться в горный хрусталь или отполированную металлическую пластину. А ведь именно так поступали наши далекие предки семь тысяч лет назад.

3 Дороже Рафаэля. В XVI столетии, когда плоские зеркала стали производить ртутным способом, изделие размером 1,2 на 0,8 метра могло обойтись заказчику в два раза дороже, чем полотно Рафаэля.

4 Курс на экономию. Предметом масскульта зеркало стало при Людовике XIV. Король-Солнце переманил нескольких венецианских мастеров и открыл мануфактуру Saint-Gobain, в результате чего цены на зеркала значительно упали.

Примеры современных настенных и напольных зеркал.

Дело в размере

5 Дворец миражей. История зеркала знает примеры использования как крошечных экземпляров, так и целых отражающих кабинетов. Событием года можно считать «Дворец миражей», показанный на Парижской выставке 1900 года. В каждом углу зеркального шестиугольного зала поместили по картине, и в итоге «Дворец миражей» стал напоминать зеркальный калейдоскоп.

6 Для дома и быта. Зеркала- , которые и сегодня можно встретить в оформлении интерьеров, появились во Франции в середине XVIII века. В начале следующего столетия салоны модниц заполонили зеркала-псише с канделябрами и боковыми шкафами. Тогда-то дамы заметили, что выглядят привлекательнее в наклонном отражении. Этот прием до сих пор не теряет популярности в примерочных бутиков.

7 Мини-изделия. В XVIII веке европейские дамы завели моду носить с собой маленькие зеркала на цепочке. Еще одним популярным предметом обихода было овальное зеркало на ручке. Его форма чем-то напоминала анкх - древнеегипетский символ жизни.

8

Зеркало – оружие. Зеркало действительно может быть опасным. Так, во время Тридцатилетней войны солдаты ослепляли противников солнечными зайчиками.

Дверь в зеркальный мир

9 Суеверия. На Руси зеркала до XVII столетия, напротив, не связывали ни с чем хорошим. Считалось, что копировать западные привычки в отношении зеркал - большой грех.

10 Зеркальная география. В Азии история зеркала тоже складывалась по-особому. Так, в Японии не продают и не покупают старинные зеркала, ведь в них заключена душа предыдущего владельца. А вот в Грузии, напротив, зеркала всегда ценили и охотно повторяли поговорку: «В доме, где меньше 12 зеркал, красавица не вырастет».

11 Источник вдохновения. Очевидно, что люди всегда боялись увидеть в зеркале что-нибудь не то, поэтому вокруг этого предмета интерьера сложилось множество легенд. Художественных произведений по теме тоже немало - вспомнить хотя бы «Алису в зазеркалье» Кэрролла, «Королевство кривых зеркал» Губарева или «Зеркало» Тарковского.


Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Отделка ванной комнаты и туалета предоставляет не меньший простор для фантазии, чем интерьер спальни или гостиной. Многие материалы, которые еще вчера казались неуместными, сегодня на пике моды.

Современные технологии позволяют выпускать зеркала любой формы, размера и даже цвета. Как выбрать качественное зеркало, которое не будет искажать реальность и верно прослужит вам долгие годы?

Модная тенденция последних лет – использование кривых зеркал для декорирования интерьера. Но где их можно приобрести, как их делают?.. Постараемся изучить проблему и найти ответы на все вопросы.

Давно мечтаете повесить в прихожую красивое зеркало, но постоянно откладываете покупку? Мы знаем по меньшей мере шесть причин, зачем вам может понадобиться настенное зеркало.


Производители не сразу догадались оснащать авто зеркалами заднего вида. Сегодня эти приспособления имеются как на автобусах и авто, так и на мотоциклах, некоторых велосипедах. Они существенно повышают безопасность вождения автомобильно-транспортных средств.

Началась история зеркала заднего вида в 1904 году, тогда автогонщик Рэй Хэрраун из Америки увидел на повозке с лошадью такое зеркало. Имя остроумного извозчика, которому почему-то пришла в голову такая идея, история не сохранила (к сожалению). Хэррауну вообще было не до нее – в его жизни в тот период состоялась вторая гонка. Эстафету передали литераторам: в 1906 году Дороти Левит (писательница и гонщица) в своей книжке «Женщина и автомобиль» высказала мнение, что «во время вождения женщина должна при себе держать зеркальце», чтобы «доставать его иногда и смотреть, что творится за автомобилем». К ней прислушался мужчина – упомянутый выше Рэй Хэрраун, на следующей гонке (1911 год) он поступил именно так. Зеркало мужчина не держал в руках, как рекомендовала писательница, он его неподвижно закрепил на авто.

На серийные авто стали устанавливать только в 1914 году. Такое нововведение оказалось весьма удобным. Во время поворотов и перестраивания оно позволило быть уверенным, что авто, движущееся по параллельной полосе, в бок вашего автомобиля неожиданно не врежется. Перед снижением скорости или остановкой оно позволяет определить наличие автотранспортных средств, которые движутся сзади. Зачастую в современном авто имеется три зеркала. Два из них располагаются по бокам от водителя снаружи, третье – над серединой лобового стекла в салоне. Правое зеркало часто является выпуклым (левое – в праворульных авто). Это нужно, чтобы получить эффект «рыбьего глаза», благодаря которому угол обзора существенно увеличивается. Недостатком такого решения можно назвать искажение размеров объектов, расстояния до них. Однако водитель к этому привыкает достаточно быстро. На самом приборе частенько имеется соответствующая предупреждающая надпись. Делают выпуклым и среднее зеркало, но по горизонтальной координате. Оно имеет не сферичную форму, а форму фрагмента цилиндра. Порой на такой прибор возлагают дополнительные функции: встраивают радар-детектор, часы или индикатор парковочного радара. В холодную погоду зеркала, расположенные снаружи, могут запотевать. Иногда в них устанавливают маломощные электрические нагреватели, чтобы предотвратить это. Часто с обратной стороны корпуса зеркал делают обтекаемыми, чтобы улучшить аэродинамический показатель. Еще в них встраивают повторители сигналов поворота, что увеличивает безопасность движения.

Стоит заметить, что даже хорошее зеркало заднего вида будет бесполезным, когда оно неправильно настроено либо автолюбитель пренебрегает его использованием. Будьте осторожны!

Боковые зеркала - наши лучшие друзья!

Постоянно, в своей практике, сталкиваюсь с одним важным моментом в обучении вождению. Приходят ко мне люди на дополнительные занятия перед экзаменом в гибдд, маршрут экзаменационный покатать, навыки вспомнить, а в зеркала боковые не смотрят совсем, или, смотрят через раз. Между тем, использование боковых зеркал при вождении автомобиля - это фундаментальный навык водителя, без которого вся система взаимодействия с автомобилем начинает очень сильно "хромать".

Габариты автомобиля.

Чаще смотреть в боковые зеркала - это, фактически, единственный способ начать чувствовать габариты автомобиля. Все начинающие водители плохо чувствуют свой левый габарит и совсем не чувствуют правый.

Действительно, при взгляде вперед непонятно расстояние от правого борта автомобиля до обочины.

Но, если посмотреть в правое боковое зеркало, то вы сможете увидеть борт своего автомобиля и расположение других предметов и элементов дороги, по отношению к нему. На картинке очень хорошо видно расстояние от борта автомобиля до обочины. Определить расстояние до сантиметра конечно не получится, но этого вполне достаточно для того, чтобы сориентироваться в полосе.

То же самое касается и левого бокового зеркала. Не понимаете где вы находитесь в полосе - сразу смотрим по зеркалам, если расстояние от бортов до разметки и справа и слева одинаковое, то, бинго, мы ровно посередине.

Каждый раз, проехав какое-либо узкое место на дороге (припаркованный автомобиль, въездные ворота и прочие препятствия), посмотрите в правое зеркало и запомните расстояние от борта до объекта. Мозг начнет сравнивать, то что вы видели при взгляде вперед, с тем, что было в зеркале заднего вида. Таким образом вы натренируете свой глазомер и начнете чувствовать правый габарит автомобиля.

При перестроении.

Существует четкий алгоритм действий при перестроении. Возникло желание или необходимость сменить полосу, включил поворотник, посмотрел в боковое зеркало, убедился в безопасности маневра, посмотрел ещё раз, и только после этого перестроился! Всегда смотрите в зеркало несколько раз, так вы сможете оценить скорость транспортных средств в соседней полосе. Увидели в зеркале автомобиль на безопасном расстоянии, через секунду посмотрите еще раз, если автомобиль остался на прежнем расстоянии, значит его скорость примерна равна вашей и можно перестраиваться. Если же при повторном взгляде в зеркало, движущийся сзади автомобиль существенно приблизился, значит его скорость больше вашей и стоит его пропустить. Главное не спешить.

Это касается не только полноценных перестроений из полосы в полосу, но и любого движения в сторону. Хотите объехать люк или яму посередине полосы - обязательно посмотрите в зеркало! Помните о мотоциклистах, которые очень любят двигаться в междурядье.

Вначале это кажется сложным и не понятным, требуется много времени что бы хоть что то разглядеть в зеркалах, но этот навык действительно очень важен для водителя. Со временем вы "пристреляетесь" и процесс станет автоматическим. Часто ловлю себя на мысли, что, двигаясь по улице пешком, ищу глазами боковые зеркала заднего вида и очень расстраиваюсь, обнаружив их отсутствие.

Да, забыл сказать про еще один важный момент...

Оба зеркала одинаково важны!

Ученики и начинающие водители очень любят левое зеркало заднего вида и очень не любят правое. Правое расположено дальше от водителя, а головой крутить лень. Не ленитесь пожалуйста, шея очень удобный и полезный инструмент,пользуйтесь в равной мере и правым и левым зеркалом, и будет вам счастье.

Удачи на дорогах.

Исследуя историю автомобильного зеркала заднего вида, необходимо назвать несколько имен. Прежде всего, упомянуть автогонщиков Рэя Харроуна и Сайруса Хатчке. Идея установить зеркало, позволявшее не оборачиваясь видеть, что творится сзади, осенила их перед стартом в гонке «500 миль Индианаполиса» в 1911 году.

Кто изобретатель?

Харроун при этом выиграл , но зеркало не было воспринято как важный фактор достижения победы. Сам Рэй признавал, что зеркало сильно вибрировало - покрытием знаменитой овальной трассы в Индианаполисе тогда служил кирпич (отсюда прозвище автодрома - «Старая Кирпичница»). Из-за этого в нем мало что удавалось рассмотреть.

На обычных дорогах автомобилистам тогда особо незачем было смотреть назад. Идею, однако, взяли на заметку специалисты, но лишь в 1921 году американец Элмер Бергер ее запатентовал, попутно наладив производство автомобильных зеркал - они стали востребованы на конвейерах.

Бытует также версия, что еще до того зеркала заднего вида на каких-то экземплярах в 1906 году устанавливал Rolls-Royce . На известных фотографиях тех лет, увы, этого не видно. Также упоминают английскую книгу «The Woman and the Car» 1906 года (написанную женщиной): в ней озвучен совет автомобилисткам по применению обычного карманного зеркальца - с правильной целью взглянуть за спину. Очевидным элементом оснащения автомобиля оно, разумеется, тогда не было. И чаще всего «изобретателем» величают Бергера, хотя на серийные машины зеркала ставили с 1914 года - пусть и не на все.

В ранней эпохе автомобилизма довольствовались установкой одного зеркала - салонного, того, что ныне крепится к ветровому стеклу. Но дорожное движение в городах уплотнялось быстро, поэтому скоро понадобилось и наружное - слева от водителя. Иностранные машины 1940-х годов в большой массе оснащены двумя зеркалами. В России - традиционное для нашего автопрома запаздывание лет на двадцать, но в данном случае оно, по крайней мере, оправдано невысокой плотностью потока.

Третье зеркало явилось миру уже в послевоенное время, но многие производители долго считали его ненужным излишеством. Особенно долго - отечественные заводы. Законодательство СССР не требовало обязательного наружного зеркала с правой стороны, хотя и разрешало его установку. Поэтому, в частности, «Ока» чуть ли не до XXI века обходилась двумя зеркалами (наружным левым и внутрисалонным) в штатной комплектации.

Вариации на тему

Само собой, зеркала заднего вида постоянно совершенствовали - прежде всего, на предмет улучшения обзора и уменьшения слепых зон. Экспериментировали с формой и материалами, оптический элемент делали изогнутым и тонировали. Понятно для чего: увеличивали углы обзора и предупреждали ослепление через зеркала.

В 1958-м Chrysler впервые предложил салонное зеркало с возможностью переключения режимов «день - ночь». Постепенно нормой стал оптический элемент с призматической формой в поперечном сечении (передняя и задняя поверхности зеркала непараллельные). При изменении угла наклона такого зеркала изменяется коэффициент отражения.

С ростом мощностей и скоростей в процесс эволюции зеркал вмешалась аэродинамика - неказистые плоские «кругляши» и «лопухи» перестали устраивать сначала инженеров и дизайнеров, а затем и покупателей. Зеркалам стали придавать обтекаемые эстетичные формы.

Электропривод регулировки боковых зеркал появился в 1982-м, но еще долго многие производители считали, что механика проще и лучше. Сегодня, как известно, даже на недорогих моделях зеркала умеют самостоятельно складываться/раскладываться. Для многих владельцев эта функция по-прежнему излишняя, но выбирать-то уже не приходится.

Помимо этого боковые зеркала обзавелись автономным подогревом и встроенными повторителями поворотного сигнала, постепенно перестав быть простой и ремонтопригодной вещью. Сегодня это достаточно сложный оптико-электрический узел. На некоторых продвинутых моделях его дополняют видеокамеры, передающие картину происходящего на экран, расположенный на панели приборов.

А до салонного зеркала добрались электроника и цифровые технологии. Одно из первых электрохромных автомобильных зеркал в 1987 году предложила компания Gentex - но это еще было все-таки зеркало, необходимую яркость изображения на котором регулирует управляющий блок с помощью двух датчиков.

Резкое поумнение

На рынке всегда было достаточно эффектных предложений по замене штатного салонного на зеркало с улучшенными свойствами - начиная с панорамных зеркал. «Панорамки» в итоге стали штатным оснащением, но и их можно улучшить. К нашим услугам - навесные «многопрофильные» гаджеты, совмещающие функции радар-детектора , видеорегистратора, навигатора, громкой связи через Bluetooth, автоматического открывания дверей гаража и… передачи изображения с камеры заднего вида. Не считая всяких будильников-компасов-термометров.

Одним из пионеров отказа от применения зеркала в конструкции зеркала следует считать Nissan. Японская фирма в 2014 году представила адаптивное комбинированное внутреннее зеркало заднего вида, в котором впервые в мире использовался ЖК-дисплей. А год спустя свой вариант запустил в продажу Pioneer: интернет-доступ, навигатор-регистратор, распознавание голосовых команд, встроенный модуль сотовой связи плюс множество развлекательных функций. «Зеркало» оснащено гироскопом и акселерометром, которые помогают прибору сначала изучить манеру езды хозяина, а затем предупреждать его о выбранном небезопасном способе управления. Приехали: зеркало руководит водителем!

Ныне подобные разработки есть у большинства автопроизводителей, но все они упираются в общую проблему. И это вовсе не проблема того, что перегруженное возможностями зеркало требует невербального общения и отвлекает водителя от управления.

Поменять законы!

Шесть лет назад, когда компания Google взялась за создание прототипа беспилотного автомобиля, ее заставили оборудовать автомобили зеркалами, хотя «беспилотнику» все равно нечем в них смотреть. Но иначе проект нельзя было бы тестировать на дорогах общего пользования.

Оснащение автомобилей именно зеркалами, а не чем-нибудь иным, жестко прописано в законах и стандартах. Все они дружно запрещают эксплуатацию автомобиля без зеркал заднего вида с определенными параметрами, установленных в оговоренных местах - вот в чем настоящая проблема! Поэтому, чтобы заменить зеркало камерой, автопром вынужден добиваться изменений в действующих нормативах. Так что мы сейчас находимся на пороге новой эры! Эры беззеркалья.

В Японии она уже началась: в июне 2016 года власти официально разрешили эксплуатацию на дорогах страны автомобилей с камерами и дисплеями вместо зеркал заднего вида. По прогнозу Ichikoh Industries, ведущего производителя такого оборудования, к 2023 году около 30% новых автомобилей в Японии продадут с мониторами заднего вида.

В Европе первыми взялись за лоббирование зеркал нового типа заводы «большой немецкой тройки». Аргументация учитывает европейские особенности и примерно такова: если вы, ребята, действительно за экологию, то давайте откажемся от очевидного анахронизма - наружных зеркал. Современные видеокамеры более эффективны, то есть повышают безопасность . А установить их можно так, что за счет улучшения аэродинамики снизится расход топлива - и вместе с ним вредные выбросы.

В концепте электромобиля Audi e-tron quattro (серийный выпуск намечен на 2018 год) боковых зеркал нет. Вместо них - камеры, складывающиеся и выдвигающиеся по команде водителя. Картинка с них отображается на дисплее приборной панели. Похоже, это не оптимальный вариант - чтобы отслеживать «вид сзади», водителю приходится часто склонять взгляд вниз. В аналогичной разработке Мерседеса, примененной на концепте IAA , изображение поступает на боковые экраны салонного зеркала - чуть удобнее, но тоже что-то не то. Может быть, просто непривычно? За сто лет уж больно все привыкли коситься по сторонам!

Пора отвыкать: ожидается, что в 2018 году Евросоюз и США отменят для своих производителей обязательное применение зеркал и что несильно отстанет от них Китай. И уже сейчас вполне сформировалось объективное мнение, что камеры «видят» лучше и шире . До свидания, зеркало заднего вида? Надо полагать, лишь в солнцезащитных козырьках зеркала на какое-то время уцелеют. Пока кому-нибудь не придет мысль заменить их «селфи-камерой» с дисплеем. Уж здесь-то их точно не зальет реагентами. Кстати, пока не совсем понятно, как планируют бороться с естественным загрязнением «зрячей» поверхности камер и, соответственно, ухудшением качества изображения в ходе движения. На том же концепте IAA они расположены достаточно странно - в арках передних колес. Что мы при такой конструкции потом увидим на дисплее, выехав из раскисшей колеи на магистраль? Скоро узнаем.

Эти до боли простые, зеркала заднего вида, настолько эффективны, что устанавливаются на машинах уже много десятилетий, что даже в наш век интеллектуальной электроники они не утратили своей актуальности. Все ли водители умеют правильно ими пользоваться? Как правильно настроить боковое зеркало заднего вида? Об этом и о многом другом поговорим в этой статье.

Пожалуй, начнём с небольшого экскурса в историю. Поразительно, но автомобильные эксперты не имеют единого мнения о том, когда появилось зеркало заднего вида на машинах.

По одной из версий впервые данное приспособление в серийном авто установили ещё в 1906 году на одном из творений культовой марки Rolls-Royce.

По другой, зеркалам мы обязаны автоспорту. Именно перед легендарной гонкой 500 миль Индианаполиса в далёком 1911 году на одной из машин было смонтировано это устройство, которое заменило собой механика – второго члена экипажа, по сути, смотрящего назад. Так и началась история данного привычного уже для нас элемента.

Справедливости ради нужно отметить, что боковое зеркало заднего вида стало необходимостью только в 50-х годах минувшего столетия.

Но в большинстве случаев автопроизводители комплектовали машины исключительно внутрисалонным зеркалом, без боковых приспособлений авто выпускались вплоть до 70-х.

Какие бывают зеркала и как ими правильно пользоваться?

На современных автомобилях в обязательном порядке устанавливаются следующие виды зеркал:

  • салонное – крепится в подавляющем большинстве случаев посередине лобового стекла и имеет прямоугольную форму. Встречаются так называемые панорамные или сферические салонные зеркала. Они имеют специальную изогнутую форму отражающего элемента, которая позволяет увеличить угол обзора. Главный недостаток, присущий им – искажение восприятия расстояния, из-за чего понадобится время, прежде чем водитель привыкнет правильно определять дистанцию до объектов сзади;
  • боковые – устанавливаются по обе стороны авто на передних дверях или передних крыльях.

Главной функцией этих приспособлений, является, конечно же, обеспечение максимального обзора для водителя, чтобы он мог корректно оценивать дорожную обстановку и выполнять безопасные манёвры во время движения.

Но есть и ещё дна роль – декоративная. Дело в том, что производители машин очень много внимания уделяют дизайну своей продукции, и зеркало заднего вида, особенно боковое, даёт очень большие возможности для игр с формой. Их изготавливают большими, маленькими, со стремительными формами, подчёркивающими характер авто, и так далее.

Умеем ли мы правильно использовать боковое зеркало заднего вида и его внутрисалонного коллегу?

К сожалению, как показывает практика, многие водители не уделяют много внимание правильной настройке этих устройств, и очень зря, ведь от них напрямую зависит безопасность движения на дороге, особенно в плотном городском трафике.

Слепые зоны видимости

Одной из главных проблем обзора в автомобиле являются мёртвые зоны – зоны, которые водитель не может увидеть, посмотрев в зеркала и, как следствие, не заметить другое транспортное средство, что может привести к серьёзной аварии.

Давайте рассмотрим, как правильно настроить эти элементы, чтобы обеспечить максимальный обзор и свести к минимуму наличие этих неприятных зон.

Начнём с салонного. Делается эта процедура очень просто – необходимо отрегулировать его так, чтобы виртуальный центр заднего стекла машины отражался по центру зеркала. На этом всё.

Боковое зеркало заднего вида настраивается чуточку сложнее, ведь этих элементов в автомобиле два. Для начала сядьте в кресле так, как Вы сидите во время движения, затем наклонитесь максимально близко к стеклу водительской двери и поверните зеркало так, чтобы Вы могли увидеть часть заднего крыла.

Когда Вы вновь сядете ровно, крыло должно пропасть из обзора. Очень важно! При настройке крыло должно виднеться лишь чуточку, только в этом случае мёртвая зона будет минимизирована.

Теперь очередь за зеркалом со стороны пассажирской двери. Наклонитесь к центру салона и выставите его в положение, когда и в нём немного виднеется заднее крыло машины. На этом всё, осталось только проверить, всё ли сделано правильно.

Тут не обойтись без посторонней помощи. Попросите кого-нибудь обойти вокруг авто на расстоянии чуть более 2 метров. При идеальной настройке вы будете видеть человека всё время, пока он идти вокруг – это значит процедура прошла успешно и количество мёртвых зон сведено к минимуму.

Чтобы уменьшить мертвые зоны можно использовать дополнительные зеркала, они бывают разных видов. Приклеивающиеся в поле основного или крепящееся сверху или снизу. Они значительно улучшают обзор, но правда, немного выглядят инородными предметами, не вписывающимися в экстерьер автомобиля.

Ну что ж, друзья, теперь вы знаете, что автомобильное зеркало заднего вида также требует к себе внимания, и если эти элементы правильно настроить и не допускать их излишнего загрязнения, они будут отличным помощником на дороге.

На этом мы заканчиваем рассказ. До новых встреч на страницах нашего блога! Изучайте автомобили с нами!

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...