Как проверить исправность амортизаторов. Самостоятельная диагностика амортизаторов

Доброго времени суток, уважаемые автомобилисты! Прежде, чем мы с вами вплотную займемся рассмотрением вопроса о том, как проверить работоспособность амортизатора, не совсем приятная новость.

Естественно, новость для тех, кто ещё не в курсе дела. Канул в лету метод проверки исправности амортизаторов, способом раскачки кузова вашего авто.

Когда-то, на старых моделях классики с прошлыми моделями и типами амортизаторов, раскачкой кузова можно было определить, исправен или нет амортизатор. Сложная конструкция современной не позволит вам на глаз сделать объективный вывод об исправности амортизатора.

Тогда у вас возникает резонный вопрос, - как проверить исправность амортизатора.

Чего можно ожидать от неисправных амортизаторов

Вы помните, что амортизаторы, в комплексе с другими элементами подвески, отвечают за гашение колебаний кузова и колес, позволяют надёжно и безопасно взаимодействовать колесам с дорогой, препятствуют созданию неконтролируемых кренов автомобиля.

Основная неисправность амортизаторов – изменение их эксплуатационных характеристик, которое происходит из-за: нарушения герметичности, износа или механических повреждений рабочих деталей (шток) амортизатора.

К каким последствиям приводит неисправность амортизаторов:

  • нарушение управляемости авто. Помните фразу «не справился с управлением…». Она удивляет, иной раз. Как с ним можно не справиться? Ответ прост: неисправные амортизаторы сделали авто на скорости, да при прохождении поворота, просто самопроизвольно движущейся кучей металла;
  • увеличение тормозного пути, вероятность «ухода» в сторону при среднем или экстремальном торможении;
  • снижение курсовой устойчивости автомобиля;
  • снижение грузоподъёмности;
  • ускорение износа и выхода из строя таких элементов подвески, как: пружины, опоры стоек, подшипники ступиц, сайлент-блоки, ШРУСы и т.д. То есть вероятность выхода из строя подвески, ускоряется по времени;
  • ухудшение комфортности движения в салоне. Вашей, между прочим, комфортности, когда все неровности дороги, в которых у нас нет недостатка, вы ощущаете на себе.

Как проверить исправность амортизатора

Важно! Речь пойдет о том, как проверить исправность амортизатора, но не работоспособность. Работоспособность, то есть соответствие амортизатора техническим характеристикам производителя – это отдельный разговор.

Проверить исправность амортизатора собственными силами можно только визуальным осмотром. При визуальном осмотре без демонтажа амортизатора, вы можете определить исправность герметичности и наличие механических повреждений (вмятин).

А именно, при наличии на корпусе амортизатора масляных подтеков и капель, сразу делайте вывод о том, что уплотнения пришли в негодность. Это говорит о скором выходе из строя и необходимости .

Существующая версия о том, что наличие масляного «тумана» на корпусе – это неисправность, несколько ошибочна. Этот налет при работе амортизатора считается нормальным явлением.

Если вы проводите диагностику амортизатора, предварительно сняв его, то следует обратить внимание на шток: не должно быть следов коррозии, задиров и, тем более, деформации штока.

Как проверить работоспособность амортизатора

То есть, как проверить, соответствуют ли характеристики, заложенные в этот механизм, требованиям к выполнению амортизатором своих прямых функций. Этот вид диагностики амортизатора можно провести только при помощи приборов или на специальных стендах.

  • Прибор с датчиком перемещения . Прибор «ручной». Крепится к крылу авто, а датчик кладется на землю. Методом раскачки кузова производится съём данных. При этом в прибор вводятся заводские параметры, которые отвечают норме работоспособности амортизатора. Работоспособность амортизатора определяется в процентном соотношении.
  • Shock-test (шок-тест) проводится на стенде. Колеса оси приподнимают и резко опускают. Компьютер регистрирует коэффициент затухания колебаний амортизатора.
  • Экспресс – диагностика (резкое торможение). Проводится на стенде с платформами. Одновременно диагностируется и эффективность . Автомобиль въезжает на платформу и резко тормозит. Происходит фиксация колебаний кузова и нагрузки на датчики платформы. Точность такого метода оставляет желать лучшего.
  • Кроме того, существуют стенды для проверки работоспособности амортизаторов амплитудно-резонансным способом.

Каждый из перечисленных способов показывает коэффициент эффективности амортизаторов, на основании которого можно принимать решение о работоспособности амортизатора и необходимости его ремонта или замены.

Как проверить новые амортизаторы

Казалось бы, что проще. Пришел в магазин, тебе выдают новый в упаковке амортизатор (пару, так как обязательное условие замены амортизатора – замена пары на одной оси).

Проще, но не очень. Многие производители научились делать красивые упаковки, но не обременяют себя приложением инструкции с описанием технических характеристик амортизаторов.

Можно проверить новый амортизатор и на стенде, но… только после покупки. Поэтому остается старый дедовский способ проверки нового амортизатора.

  • Визуальный, наружный осмотр . Проверяем маркировку. Которая должна соответствовать каталогу изготовителя. Проверяем амортизатор на наличие механических повреждений корпуса, штока, сальников и т.д. проверяем резьбовые соединения. Естественно, ни о каких подтёках масла речь не должна идти.
  • Проверка геометрического соответствия . Понадобятся линейка и штангенциркуль. Проверяем длину в сдвинутом состоянии, ход штока (ориентируемся либо на рекомендации производителя, либо отклонение от номинальных значений может быть в пределах ±5 мм). Диаметр штока.
  • Проверка работоспособности амортизатора. Однотрубный можно проверять без предварительной подготовки. Сжать и растянуть амортизатор 3-5 раз. Перемещения штока должны быть плавными, с одинаковым усилием, без заедания и резких толчков. Не должно быть никаких посторонних шумов или скрипов, кроме естественного «сопения». Это результат перетекания жидкости внутри амортизатора. Двухтрубный нужно предварительно подготовить, а именно: прокачать 3-5 раз, затем поместить вертикально, шток вверх, и после этого не класть и не переворачивать.

Удачи вам при диагностике исправности и работоспособности амортизаторов.

Вне зависимости от того, какой тип подвески установлен, в автомобиле всегда используются амортизаторы. Это демпфирующие устройства, предназначенные для гашения колебаний в ходе работы подвески. Принцип работы устройств заключается в превращении энергии из механической в тепловую. Различают газонаполненные и масляные амортизаторы. Элементы работают с такими узлами подвески, как рессоры, пружины, подушки и торсионные валы. Однако, как и любая другая деталь, механизмы подвески выходят из строя. Не является исключением и амортизатор. Как проверить его на работоспособность? Ответ на этот вопрос вы узнаете из нашей сегодняшней статьи.

Почему так важно следить за их состоянием?

Ресурс данного механизма составляет порядка 60 тысяч километров. Во многом эта цифра зависит от состояния дорожного покрытия. Не всегда амортизатор выхаживает этот заданный срок. В любой момент он может выйти из строя. Поэтому нужно руководствоваться не регламентом, а именно состоянием данных демпфирующих устройств. Почему так важно следить за их состоянием? Неисправный амортизатор может привести к дисбалансу колеса. В результате износ шины будет неравномерным. Машину будет заносить на скорости. Также неисправный амортизатор снижает ресурс Стоят они достаточно дорого. А ведь на многих автомобилях данный узел идет в сборе со ступицей. Поэтому цена ремонта может составить до 20 тысяч рублей.

Но это еще не все. Вышедший из строя амортизатор (как проверить его, расскажем ниже) увеличивает тормозной путь автомобиля. Это негативно сказывается на безопасности движения. Ну и конечно же, ухудшается комфорт езды. Ведь разбитый амортизатор уже не в состоянии смягчать удары. Все они напрямую передаются на кузов и детали подвески, что также уменьшает их ресурс. Вот почему так важно иметь исправный амортизатор. Как проверить данный элемент? Способы могут быть разными. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Внешний осмотр

Как проверить амортизатор на работоспособность, не снимая его с автомобиля? Наиболее дешевый и практичный способ - это визуальный осмотр элемента. Находятся амортизаторы рядом с пружинами (иногда идут в сборе с ними, как на подвеске макферсон), за колесом. Взгляните на их состояние. На колбах не должно быть масляных следов и потеков.

Если это так, значит, амортизатор пробит. Осмотрите состояние штоков (проверяется в вывешенном состоянии колеса). Лучше это сделать на подъемнике. При отсутствии такового поддомкрачиваем нужную сторону автомобиля и поддеваем пыльник. Шток должен блестеть. Наличие ржавчины на нем говорит о неисправности элемента. О неисправном амортизаторе может сказать и сама покрышка. Осмотрите состояние протектора. Износ должен быть равномерным.

Каковы минусы данного способа диагностики? Определить неисправность таким образом можно только в половине случаев. Ведь неправильная работа амортизатора вызвана износом внутренних его составляющих. А их визуально осмотреть не получится. Внешне мы можем увидеть лишь следствие проблемы - потеки масла (которые, кстати, проявляются не всегда) и подъеденный протектор.

Проверяем демпфирующие свойства

Данный способ заключается в проверке работоспособности амортизаторов в спокойном состоянии. Так, автомобиль ставится на ровную площадку. Далее одну из его частей энергично раскачивают руками и проверяют, через какой период кузов перестанет раскачиваться.

Такой способ используется на легковых автомобилях. Допускается до 1-2 тактов раскачки. Если машина продолжает «играть», значит, амортизатор неисправен.

Минус данного метода в том, что таким способом можно проверить лишь окончательно «умерший» амортизатор. Однако это один из наиболее быстрых и дешевых (если не бесплатных) методов диагностики. Еще один момент - не всегда амортизатор «гуляет». Иногда шток попросту заклинивает. В таком случае раскачать автомобиль не удастся.

Определяем неисправность на ходу

Это один из наиболее точных способов, который дает знать, исправен ли амортизатор. Как проверить его состояние? Нужно внимательно проследить за характером поведения автомобиля. Ели машина постоянно «ищет дорогу», неохотно реагирует на руль и раскачивается на малейших неровностях, значит, демпфирующие элементы пришли в негодность. На крупных ямах будут слышны характерные глухие удары. Но не всегда они возникают из-за пробитого поршня. Возможно, износился сайлентблок, который держит амортизатор в верхней или нижней части. В ходе диагностики проверьте поведение автомобиля при прохождении поворотов.

Машину не должно сильно кренить. Если наблюдается один или несколько из вышеперечисленных признаков, значит, амортизатор пришел в негодность.

Проверка со снятием

Точно узнать, какой именно из четырех амортизаторов неисправен, поможет демонтаж. Извлечённый элемент устанавливается вертикально относительно земли. Как проверить Нижний его кронштейн фиксируется ногами. Руками берутся за верхний шток и вытягивают его, затем давят вниз. Исправный амортизатор имеет хорошую силу сопротивления. Если шток двигается усилием одной руки и не в натяг, значит, элемент неисправен. В нем недостаточно рабочей жидкости, либо внутри имеется воздух (не касается газонаполненных элементов). Как проверить передние амортизаторы и стойки? Диагностика производится таким же образом. Устроены данные элементы одинаково, поэтому, если шток двигается свободно, такой механизм нужно заменить.

Вибростенд

Не всегда можно определить поломку без снятия элемента. Однако есть способ, который позволяет выяснить неисправность на профессиональном уровне. Как проверить стойки амортизатора без их демонтажа? Для этого автомобиль загоняется на вибростенд. Стоимость услуги составляет от 1 тысячи рублей. При этом проверяются не только амортизаторы, но и другие узлы подвески, а также тормозная система. Вибростенд имитирует дорожные неровности, позволяя точно определить неисправность того или иного механизма. Проверяется и боковое качение автомобиля (так можно выяснить исправность ступичных подшипников и шаровых).

Стенд оборудован многочисленными датчиками, которые ежесекундно передают информацию на компьютер.

Какие преимущества?

Плюс проверки данным способом - высокая точность определения неисправности за короткий период времени. К тому же без такой услуги не обходятся владельцы грузовых автомобилей. Ведь раскачать такую машину руками (как во втором способе) вряд ли удастся. Вибростенд позволяет определить проблему в комплексе. Единственный минус - малая распространенность таких стендов по городу. Да и не всегда цена является приемлемой.

Итак, мы выяснили, как проверить амортизатор на исправность различными способами.

Вы заметили, что автомобиль ведет себя на дороге не так, как раньше? Неровности дороги стали ощущаться сильнее, а при езде на высоких скоростях снизилась устойчивость? Настал час проверить , ведь вполне возможно, что их ресурс уже исчерпан. А вы знаете, как правильно выполняется эта процедура? Нет? Тогда обязательно ознакомьтесь с нашими рекомендациями, как проверить амортизатор на работоспособность!

Ранее считалось, что проверить исправность амортизатора на автомобиле можно только на специализированных сервисных центрах, где имеется все соответствующее высокочувствительное оборудование. Иными словами, т.н. специалисты хотели убедить нас, что проверить амортизаторы на машине в домашних условиях – невозможно. Но мы же знаем, что нет ничего невозможного! По сему, автомобилисты с золотыми руками и светлой головой поделились своими методами, как без помощи стендов можно определить степень работоспособности амортизаторов.

Простые способы, как проверить работу амортизаторов

  1. Визуальный способ. Путем осмотра можно оценить исправность амортизатора. Если на его корпусе имеются подтеки , значит, пора подыскивать новую пару амортизаторов. Почему пару? Потому что меняются либо пара передних, пара задних, либо же все 4 амортизатора. По одному менять категорически запрещено. К сожалению, в такой способ нельзя проверить газовый амортизатор, но не беда, ведь есть и другие методы
  2. Проверка в движении. Проверить амортизаторы на автомобиле можно непосредственно в ходе движения авто. Если вы заметили посторонние стуки в работе , но при этом уверены в ее исправности, есть серьезный повод задуматься над заменой амортизаторов. К тому же, это еще и отличный способ проверить амортизаторы при покупке авто, ведь поведение машины на дороге нельзя «замаскировать».
  3. Проверка в ходе нагрузок. Самый действенный способ из всех – это проверка работы стоек при экстремальной езде. Если автомобиль при резких поворотах не держит траекторию, срывается с нее – это верный признак неисправных амортизаторов.

А как же традиционный способ в виде покачивания авто?

Некоторые советуют нажать на крыло автомобиля, чтобы автомобиль «присел», а затем резко отпустить, чтобы он принял исходное положение. В этот момент необходимо обратить внимание на раскачивание автомобиля. Если он сразу же выровнялся – хорошо, если еще несколько раз качнулся – плохо. Тем не менее, так можно проверить стойку амортизатора только на предмет полной неработоспособности. Если стойка еще функционирует, но уже на грани, подобный метод не позволит вам это вычислить.

Амортизатор – элемент подвески, прямой обязанностью которого является гашение всех ударов и колебаний, возникающих при движении автомобиля по неровной поверхности. Именно амортизатор обеспечивает водителю и пассажирам комфорт и удобство во время движения.

Независимо от типа и конструкции амортизаторов, он состоит из нескольких основных элементов. Это рабочий цилиндр в цилиндрическом корпусе с проушинами для непосредственного крепления амортизатора к корпусу и элементам подвески автомобиля.

Кроме того в цилиндре также находится поршень присоединенный к штоку. В поршне находятся перепускные клапаны и уплотнительные кольца. Перепускные клапаны предназначены для сжатия и отдачи гидравлической жидкости, которая перемещается за счет сжатия поршня.

В основном автомобильные амортизаторы встречаются, с сугубо газовым и газомасляным наполнением. В редких случаях встречаются чисто жидкостные амортизаторы (гидравлические).

Важно! Газомасляный амортизатор также довольно часто именуют как газово-жидкостный, комбинированный или олеопневматический.

Рассмотрим подробней эти два типа автомобильных амортизаторов:

  • Газомасляные амортизаторы – их также называют двухтрубные. В данном типе амортизаторов рабочим веществом является как масло, так и газ. В работе участвует непосредственно масло, а газ убирает образовавшуюся пену.
  • Газовые амортизаторы – они же однотрубные. В данном типе амортизатора рабочим веществом является непосредственно газ, но по своей сути такой амортизатор также является газомасляным. Так как в нем также присутствует масло с одной лишь разницей. Масло и газ в таком типе амортизаторов не контактируют друг с другом.

Важно! Конструкции газомасляного и чисто гидравлического амортизатора полностью идентичны.

Признаки неисправности амортизатора

Неисправные и изношенные амортизаторы влекут за собой массу других проблем, рассмотрим внимательно признаки, по которым можно определить непосредственно неисправность автомобильных амортизаторов:

Визуальные признаки неисправности амортизаторов:

  • Деформация цилиндрического корпуса. Деформированный корпус амортизатора способен полностью или частично зажать поршень внутри него. Как следствие заклинивание амортизатора;
  • Вытекает масло непосредственно из амортизатора. Течь масла уменьшает показатель гашения;
  • Деформация или ослабления креплений. С высокой вероятностью при игнорировании данной проблемы крепления будут разрушены;
  • Повреждения (деформация, трещины) крепежных втулок. Поврежденные втулки с высокой вероятностью приводят к появлению шума возникающего при езде по неровной поверхности и наборе скорости;
  • Поврежденный поршень амортизатора. Значительно увеличивает износ резины;
  • Коррозия штока поршня. Увеличивает износ сальников, как следствие появляется течь масла;
  • Коррозия опоры пружины. С высокой вероятность в результате коррозии, тарелка пружины может оторваться.

Кроме выше перечисленных визуальных признаков, о неисправности амортизаторов также может свидетельствовать:

  • Повышенный износ покрышек;
  • Значительное «приседание» передней части автомобиля при торможении;
  • Значительное «приседание» задней части автомобиля при разгоне;
  • Уход автомобиля в занос при повороте;
  • Раскачивание (влево, вправо) автомобиля, при движении;
  • Повышенная тряска автомобиля при движении;
  • Плохое сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием;
  • Пробой подвески;
  • Снижение управляемости автомобиля со скоростью более 80 км/ч.

Неисправны амортизаторы, к чему приводят неисправные амортизаторы

Неисправные амортизаторы крайне негативно влияют как на безопасность и комфорт, так и на общий износ других элементов автомобиля. Рассмотрим подробней, к чему ведут неисправные автомобильные амортизаторы:

  • Значительно увеличивается тормозной путь автомобиля. Так, к примеру, при движении автомобиля со скорость 80км/ч, с АБС тормозной путь увеличивается на 6-10 метров, без АБС на 4-5 метров.
  • Автомобиль плохо входит в повороты. Начинает крениться и крайне плохо удерживает траекторию движения;
  • Любая даже незначительная кочка, приводит к тряске и долгому раскачиванию автомобиля;
  • При езде по мокрой поверхности эффект аквапланирования возникает на 10-20 км раньше;
  • Значительно увеличивается нагрузка на все элементы подвески автомобиля;
  • Значительно увеличивается износ покрышек автомобиля;
  • Снижается сцепление автомобиля с дорожным покрытием;
  • Увеличивается уровень шума создаваемого автомобилем при движении.

Интересно! Эффектом аквапланирования — называют образование водяного клина в поверхности контакта покрышки автомобиля с дорожной поверхностью. При возникновении этого эффекта автомобиль практически полностью теряет управляемость.

Амортизаторы масляные, как проверить амортизатор на работоспособность

Заблаговременное выявление неисправностей амортизаторов позволяет значительно сократить затраты на ремонт автомобиля, а в некоторых случаях сохранить жизнь водителя и пассажиров. Проверка работоспособности амортизаторов под силу каждому автовладельцу и не требует особых усилий:

  • В первую очередь следует проводить визуальный осмотр амортизатора. На элементах амортизатора не должно быть никаких признаков коррозии и деформации. В случае если он покрыт маслом, его следует тщательно протереть и произвести, повторны осмотр через пару дней на предмет протекания;
  • Также следует произвести осмотр покрышек автомобиля на предмет равномерности износа, но это не всегда может говорить о неисправности амортизаторов. Неравномерный износ также происходит, например, при нарушении «геометрии» и некоторых других неисправностях;
  • Раскачка автомобиля также очень эффективна, способствует выявлению неисправности амортизаторов. Для этого следует встать у автомобиля спереди или сзади. Оперятся руками на капот или соответственно багажник и сильно раскачать его всем весом. После этого убрать с него руки, если автомобиль делает более одного колебания – это означает о необходимости замены амортизаторов;

  • Исправность амортизаторов, также можно проверить во время движения автомобиля. Сильные крены при поворотах, сильное раскачивание и тряска на кочках, снижение управляемости автомобиля и т.д. говорят о неисправности амортизаторов;
  • Хорошим вариантом проверки является – испытание автомобиля на специальном стенде в автосервисе. Во время подобного испытаний он подвергается всевозможным нагрузкам. В этот момент все данные снимаются с автомобиля и обрабатываются на компьютере, на выходе получается сформированный отчет.

Характеристики амортизаторов, как проверить новые амортизаторы

На сегодняшний день на рынке авто товаров очень много некачественной продукции. Попытаемся разобраться, как правильно проверять и выбрать качественные амортизаторы для автомобиля. При покупке автомобильных амортизаторов следует:

  1. Произвести визуальный осмотр, на предмет деформаций и иных механических повреждений. Также не допускаются подтеки масла;
  2. Произвести проверку маркировки. Она должна соответствовать каталогу изготовителя;
  3. С помощью линейки можно проверить длину хода штока. Не допускаются отклонения более 5 мм от заявленного производителем;
  4. Газовый амортизатор(однотрубный) необходимо прокачать руками около 5 раз, при этом движение штока должно быть равномерным и плавным без закусываний. При прокачке, также не должно, разносится никаких посторонних звуков, помимо естественного «сопения».

  • Самый надежный и верный способ выбора амортизаторов приобретать их такого же типа, которые были установлены при покупке автомобиля. Так как они предусмотрены непосредственно конструкцией автомобиля;
  • Лучше остановить свое внимание на хорошо себя зарекомендовавших производителях авто товаров, но при этом обязательно нужно подбирать амортизаторы совместимые с вашим автомобилем. Хорошо себя зарекомендовали такие производители как BOGE, KAYABA, MONROE, SACHS, KONY, TRW;
  • Ни в коем случае не следует устанавливать на автомобиль разные амортизаторы;
  • Газовые амортизаторы значительно жестче своих собратьев. Они увеличивают управляемость автомобиля, но снижают комфорт;
  • Специалисты рекомендуют менять амортизаторы не реже чем 80 тыс. км пробега после их установки, а производить осмотр каждые 20 тыс. км;
  • Своевременно замененные амортизаторы значительно сохранят дальнейшие расходы на ремонт остальных элементов подвески.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...