Птс плавающие транспортное средство характеристика. Инженерная техника советской армии
Гусеничный плавающий транспортёр ПТС предназначен для десантной переправы артиллерийских систем, колёсных и гусеничных артиллерийских тягачей, бронетранспортёров и автомобилей при форсировании водных преград.
Совместно с плавающим прицепом на крюке транспортёр ПТС обеспечивает также одновременную десантную переправу артиллерийских систем и их тягачей. По суше плавающий прицеп транспортируется буксировкой на крюке или на грузовой платформе транспортёра.
Со специальным оборудованием транспортёр может использоваться в морских условиях.
Основные части транспортёра ПТС: корпус, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, винтовые движители и рули, специальное оборудование, электрооборудование и средства связи.
Транспортёр делится на три отделения: отделение управления, силовое отделение и грузовое отделение.
Отделение управления находится в кабине транспортёра, расположенной в носовой части корпуса. В нём размещены сиденья механика-водителя (слева) и командира транспортёра (справа), рычаги и педали приводов управления транспортёром, штурвал привода и управления рулями, рычаг привода управления заслонками эжекторов, центральный щиток механика-водителя, распределительный щиток, выключатель аккумуляторных батарей, гирополукомпас с преобразователем, баллон с редуктором воздухопуска, топливораспределительный кран, ручной топливоподкачивающий насос, кран выпуска воздуха из системы питания топливом, реле-регулятор, лебёдка, радиостанция, два аппарата переговорного устройства, блок трёхцветной сигнализации и нагнетатель воздуха. Над сиденьем экипажа в крыше кабины имеются два входных люка с крышками.
Силовое отделение расположено в нижней части корпуса (под грузовым отделением). В нём размещены двигатель топливные и масляные баки, маслозакачивающий насос, масляный и водяные радиаторы, воздухоочиститель, подогреватель, распределительная коробка с главным фрикционом и стартёром, коробка передач, планетарные механизмы поворота с тормозами, бортовые передачи, карданные валы, валы привода гребных винтов, большой откачивающий насос, отопитель кабины и пусковое реле стартёра. По днищу силового отделения внутри поперечных балок проходят торсионные валы подвески ходовой части. В днище под сливными пробками узлов и агрегатов силовой установки и силовой передачи имеются лючки с крышками. Для слива воды из транспортёра имеется сливной клапан. Сверху силовое отделение закрыто колеями проезжей части и съёмными капотами и решётками.
Грузовое отделение расположено силовым отделением. В нём размещены две колеи, образующие грузовую платформу для переправляемых грузов. Спереди грузовое отделение ограничено задней стенкой кабины, с боков - бортами корпуса и сзади - откидным бортом. У задней стенки кабины размещены аккумуляторные батареи. Снаружи машины крепятся: волноотбойный щиток, фары, габаритные фонари и буксирный прибор. В кормовой части расположены гребные винты и рули.
Технические характеристики транспортёра ПТС:
Вес:
— траспортёра: 17 т.
— плавающего прицепа: 3,6 т.
Экипаж: 2 чел.
Грузоподъёмность:
— транспортёра на воде и подходах к преграде: 10 т.
— транспортёра на суше (на марше): 5 т.
— плавающего прицепа на воде и подходах к преграде: 5 т.
Размеры, мм.:
— длина транспортёра: 11 426
— ширина транспортёра: 3300
— высота транспортёра: 2650
Клиренс с грузом 5 т.: 400 мм.
Скорость движения, км./час:
— средняя по грунтовой дороге с грузом 5 т.: 25-27
— макс. на суше с грузом 5 т.: 42
— макс. на воде без груза: 11,5
Макс. углы подъёма и спуска, град.:
— без груза: 30
— с грузом 10 т.: 15
Ширина преодоления рва: 2,5 м.
Средний расход топлива, л.:
— на 100 км. пути с грузом 5 т.: 150
— на час работы двигателя на воде с грузом 10 т.: 50
Запас хода по топливу:
— на суше с грузом 5 т.: 380 км.
— на воде с грузом 10 т.: 12 часов
Читайте также:
Плавающий транспортер средний ПТС-2 , дальнейшая существенно улучшенная модель транспортера ПТС-М, создавался уже в Украине, в городе Луганске на Луганском тепловозостроительном заводе под руководством главных конструкторов С.П. Филонова З.П. и В.П. Колдоба в 1973 году.
При сохранение схемы общей компоновки, подобной своим предшественникам, транспортер оснащен более мощным дизельным двигателем - 522,5 кВт, а его грузоподъемность по суше и на воде увеличена - до 12 тонн, при собственной массе 24,2 тонны.
Транспортер ПТС-2 оборудован бронированной кабиной с фильтровентиляционной установкой, устройством для самовыкапывания и оснащен специальным оборудованием для эксплуатации в морских условиях.
Для погрузки и выгрузки самоходных и несамоходных грузов на грузовую платформу площадью 23,6 м 2 (8225х2870мм) транспортер ПТС-2 имеет задний откидной борт с двумя аппарелями и однобарабанную реверсивную лебедку с максимальным тяговым усилием в 98,1 кН и длиной троса. - 60 метров. Лебедка может также использоваться для самовытаскивания транспортера при его застревании на труднопроходимой местности и для повышения проходимости в других тяжелых эксплуатационных условиях (снег, болота, вход в воду и выход s нее и других).
Для движения на воде в туннелях кормовой части корпуса смонтированы два 4-х лопастных гребных винта правого вращения, диаметром - 700 мм. За гребными винтами скомпонованы водяные рули с приводом от штурвала, расположенного перед механиком-водителем. Максимальная тяга на швартовах транспортера с грузом - 12 тонн - 28,45 кН.
Для обеспечения живучести транспортера на воде в корпусе установлены два центробежных водооткачивающих насоса с суммарной подачей - 1950 л/мин, а статический запас плавучести с грузом 12 тонн увеличен - до 46% от полного водоизмещения.
Транспортеры ПТС-2, привлекались вместе с экипажами для проведения работ в зоне затопления на Дальнем Востоке, в 2013 году. С помощью этих машин производилась эвакуация из зон затопления людей, скота и имущества, а также снабжение отрезанных водой населенных пунктов продовольствием, имуществом и оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Даже мешки с песком для укрепления берегов везли на ПТС-2. На автобусной остановке, можно было увидеть объявление следующего содержания: «С 17 сентября изменилось расписание движения ПТС. Плавающие транспортеры теперь будут отходить из двух точек одновременно в 10-00, 12-00, 14-00, 17-30. От школы № 13 крайний транспортер отходит в 19-00. Внимание! Возможны изменения расписания в связи с наступлением темного времени суток или в связи с ухудшением погодных условий. С расписанием движения транспортеров можно ознакомиться на информационном экране мобильного комплекса информирования и оповещения населения, находящегося на пересечение улиц Ржевского и Комсомольского шоссе».
На базе ПТС-2 разработан и установлен специальный прибор, предназначенный для подводной разработки и выемки золотоносных песков на обводненных участках. На ПТС-2 размещен земенарял производительностью до 100 м 3 /час твердых частиц с мобильным обогатительным комплексом. Используя дополнительное навесное оборудование, теперь уже бывший военный транспортер, может очищать водоемы и их береговые линия от сорняков, скашивать как под водой, так и над уровнем воды растительность (камыш, трава), специальным захватом поднимать со дна водоема затонувшие крупные тяжелые предметы.
Кабина
Кабина сварная, трехместная, закрытого типа, имеет тепловую и противошумовую изоляцию, предназначена для размещения и защиты экипажа, органов управления, электрических и контрольно-измерительных приборов, средств связи, вооружения, калорифера, фильтровентиляционной установки и другого оборудования. Кроме верхних люков в кабине ПТС-2 имеется герметичная дверь кузова, которой нету ПТС-М.
К верхнему наклонному листу снаружи кабины приварены кнехты для зачаливания и буксировки ПТС-2 на воде. К нижнему наклонному листу внутри кабины приварен кронштейн для установки направляющего ролика троса лебедки. В передней носовой части имеется лючок с крышкой, для выдачи троса лебедки при использование ее для самовытаскивания транспортера на суше.
Корпус
Корпус транспортера предназначен для размещения экипажа, установки агрегатов и механизмов, обеспечения плавучести транспортера, а также для размещения переправляемых грузов. Корпус является островом, соединяющим в единое целое все агрегаты и механизмы транспортера, воспринимающим все нагрузки, возникающие при передвижение и преодоление препятствий транспортером. Корпус состоит из каркаса, обшивки, кабины, грузовой платформы и откидного борта. Корпус образован из бортовых листов, поперечных и продольных балок, стоек, раскосов, двух шахт для гребных винтов и днища, сваренных между собой.
В закрытом положении герметизация откидного борта с корпусом ПТС-2 обеспечивается поджатием уплотнительного профиля к резиновому уплотнителю, уложенному в профильную коробку по контуру торца грузовой платформы. Откидной борт открывается или закрывается с помощью гидросистемы оборудования для самоокапывания (в моделях 94-х годов самоокапыватель не устанавливался). В случае ее неисправности, а также при подготовке к работе оборудования для самоокапывания открытие борта производится вручную с помощью механизма подъема (опускания) откидного борта.
Грузовая платформа
Грузовая платформа служит для установки и крепления переправляемых грузов. Основными частями грузовой платформы являются две колеи. Каждая колея расположена симметрично оси транспортера на балках каркаса и состоит из трех съемных и одной не съемной проезжих частей. Между колеями установлены съемные капоты и решетки, которые закрывают двигатель, агрегаты силовой передачи, топливные и масляные баки.
Двигатель
В транспортере установлен четырехтактный быстроходный дизель В-46-5 с жидкостным охлаждением, с непосредственным впрыском топлива (многотопливный) с наддувом.
Двигатель имеет следующие конструктивные особенности:
Вращение от коленчатого вала к ротору нагнетателя передается через центробежную фрикционную муфту, поэтому при неподвижном коленчатом вале ротор свободно поворачивается;
Двигатель оборудован объединенным сливом топлива из форсунок. Слив топлива осуществляется в переднюю группу баков, которые должны быть свободными, без противодавления. В связи с этим передняя группа баков должна не дозаправляться на 8-10 литров. Разрешается переднюю группу баков заправлять полностью и из нее начинать выработку топлива;
На двигателе установлена двухпозиционная муфта привода топливного насоса закрытого типа, позволяющая менять угол опережения подачи топлива;
На топливном насосе применен трехпозиционный упор рейки. Установка упора рейки должна соответствовать применяемому топливу;
К топливному насосу ПК-12М из системы смазки двигателя подводится масло дл смазки трущихся поверхностей насоса и регулятора;
Система питания двигателя топливом обеспечивает при работе двигателя непрерывный поток топлива с помощью топливного насоса в количестве 60-70 литров в час;
На двигателе в приводе управления топливным насосом установлена тяга с упругим звеном. Наличие упругого звена включает необходимость регулировки гарантированного зазора между рычагом регулятора топливного насоса и винтом максимальных оборотов в положение полностью выжатой педали подачи топлива. Тяга имеет пружинный механизм с предварительной затяжкой пружины - 8 кгс;
В системе смазки двигателя установлен центробежный фильтр МЦ-1 (центрифуга) предназначенный для тонкой очистки масла от механических примесей;
На двигателе установлен генератор, получающий вращение от коленчатого вала через гидромуфту;
Двигатель имеет полости обогрева верхних и нижних половин картера, подключаемые к системе подогрева двигателя;
Двигатель установлен на оси транспортера и крепится четырьмя опорами на постаменте рамы;
Технические характеристики
- высота платформы от опорной поверхности | 1345 |
- ширина по ryсенинцам | 3300 |
- ширина колеи | 2760 |
- длина опорной поверхности по осям крайних опорных катков | 5180 |
Дорожный просвет с грузом 12 т, мм Размеры - грузовой платформы, мм: - длина до передних капотов |
400 7303 |
- длина до задней стенки кабины | 8225 |
- ширина Среднее удельное давление, кгс/см 2 -без груза - без груза |
2870 |
- с грузом 12 т | 0,646 |
Максимальная сила тяги на швартовых на двух винтах с грузом 12 т, кгс | 2900 |
Запас плавучести с грузом 12 т, ° /о | 46 |
допустимая скорость течения воды, при которой сохраняется работоспособность, м/с | 2,5 |
допустимая степень волнения моря, при которой сохраняется работоспособность, баллов | 3 |
Температура воздуха для нормальной работы, ° С | от -40 до +4 |
Наименьший радиус поворота транспортера на суше, м | 13-8,5 |
Радиус поворота на воде при работе винтов враздрай, м | на месте |
Время отрыва окопа для укрытия транспортера в грунте 3 категории, час | 2,5 |
Скорость передвижения
Эксплуатационные данные
Преодолеваемые препятствия
Двигатель
Система питания топливом
Ходовая часть
Двигатель | Гусеничный |
Гусеницы с резинометаллическим шарниром параллельного типа | 2 |
Количество траков в каждой гусенице, шт | 94 |
Ширина трака, мм | 540 |
Шаг трака, мм | 164 |
Соединение траков | болтовое |
Масса одной ryсеницы кг | 1687 |
Ведущие колеса (литые, с двумя съемными венцами), шт | 2 |
Масса ведущем колеса, кг | 185 |
Направляющие колеса (литые, с червячньм механизмом натяжения гусениц), шт | 2 |
Масса направляющем колеса с кривошипом, кг | 127 |
Серные катки с внутренними резиновыми амортизаторами, шт | 14 |
Масса опорном катка, кг | 107 |
Катки поддерживающие (резинометаллические), шт | 8 |
Водоходный движитель и рули
Специальное оборудование
Откачивающие устройства | |
Насос малой подачи | центробежный, лопастный |
не менее 450 | |
Насос большой подачи (спирального типа с односторонним всасыванием) | центробежный |
Подача при 1900 об/мин, л/мин | не менее 1500 |
Лебедка | |
Тип (реверсивная с червячным редуктором и тормозом) | однобарабанная |
Длинна троса, м | 60 |
Максимально допустимое тяговое усилие, т | 10 |
Количество смазки в картере, л | 2,5 |
Масса сухой лебедки, кг | 403 |
Оборудование для самоокапывания | |
Тип | скреперно-бульдозерное |
Назначение (отрывка окопов под укрытия) в грунта, категории | 1-3 |
Масса, кг | 550 |
Ширина отвала оборудования для самоокапывания по уширителям, мм | 3600 |
Ширина отвала оборудования для самоокапывания без улцирителей, мм | 3250 |
Производительность, м 3 /час | 77 |
Система управления оборудованием | гидравлическая |
Заправочная вместимость системы, л | 57 |
Гидроцилиндры двустороннего действия, шт | 2 |
Плавающий транспортер К-61.
Плавающий транспортер ПТС-2.
Плавающий транспортер ПТС-3.
Плавающий транспортер ПТС-М.
Гусеничные плавающие транспортеры
В ходе Великой Отечественной войны форсирование многочисленных водных преград на европейском театре военных действий происходило, в основном, с помощью амфибийной техники, поставлявшейся в нашу страну по ленд-лизу.
В 1948 г. в ОКБ Инженерных войск был создан плавающий гусеничный транспортер К-61 с использованием агрегатов и узлов артиллерийского тягача М-2. Его серийное производство осуществлялось на Крюковском вагоностроительном заводе.
Двигатель транспортера К-61 размещался в средней части корпуса, что обеспечило машине приемлемые дифференты при движении на воде с грузом и без груза, передачу мощности на ведущие колеса, водоходные движители и лебедку через раздаточную коробку. Кормовая часть корпуса была выполнена откидной с выдвигающимися аппарелями для удобства погрузки и выгрузки тяжелых грузов, артиллерийских систем, автомобилей и другой техники.
Затем последовательно были созданы гусеничные плавающие транспортеры ПТС, ПТС-М, ПТС-2 и ПТС-3 с более высокими характеристиками по грузоподъемности, подвижности и проходимости при входе в воду и выходе из воды.
Транспортер ПТС разработали на Крюковском вагоностроительном заводе с использованием узлов артиллерийского тягача АТС-59 и среднего танка Т-54. Его компоновка была аналогична компоновке К-61, эффективность которого подтвердилась 15-летней войсковой эксплуатацией. Дизельный двигатель размещался в средней части машины. Движение по воде осуществлялось двумя движителями с гребными винтами, размещенными в тоннелях.
Модернизация транспортера ПТС завершилась появлением варианта ПТС-М, в котором неизменными остались технические решения по компоновке, грузоподъемности, подвижности и проходимости. Появилось дополнительное оборудование: фильтровентиляционная установка в кабине с подогревом воздуха и комплект морского оборудования для работы при волнении до 3 баллов, санитарный комплект на 12 носилок, радиостанция, прожектор, приборы ночного видения и др. Увеличилась площадь грузовой платформы.
Транспортер ПТС-2, спроектированный на Луганском тепловозостроительном заводе, стал существенно улучшенной версией транспортера ПТС-М. На машине установили более мощный многотопливный дизельный двигатель, устройство самоокапывания, аппаратуру для эксплуатации в морских условиях, аппарели в кормовой части корпуса и реверсивную лебедку. ПТС-2 базировался на системах и узлах ходовой части танка Т-64А.
Усовершенствованная модель, получившая индекс ПТС-3, значительно отличалась от своих предшественников по грузоподъемности и скорости движения на воде. Этот транспортер, оставшийся опытным, также базировался на системах и узлах ходовой части танка Т-64А.
После образования СНГ производственные мощности по изготовлению плавающих транспортеров остались на Украине. В связи с этим в короткие сроки Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) в Омске разработало новый плавающий транспортер ПТС-4 с использованием комплектующих танков Т-72 (системы и узлы МТО) и Т-80 (ходовая часть). В 2007 г. опытный образец впервые был показан на выставке в г. Омске. В 2011 г. транспортер прошел государственные испытания.
Плавающие транспортеры ПТС-2 преодолевают водную преграду.
Плавающий транспортер ПТС-4
Гусеничные снегоболотоходные транспортеры-тягачи
Первыми машинами для транспортировки грузов и личного состава воинских подразделений по заснеженным грунтам и грунтам с низкой несущей способностью (0,24-0,28 кгс/см²) стали транспортеры ГТ-С и ГТ-Т. Им на смену пришли ГТ-СМ, ГТ-ТП, ГТ-ТС, ГТ-МУ, ГТ-МУ-1, ГТ-СМ-1.
Для машин этого класса характерно переднее расположение ведущих колес и моторно-трансмиссионного отделения. Наиболее рациональной являлась компоновка агрегатов в базовой машине ГТ-СМ.
Корпус гусеничного транспортера ГТ-СМ был выполнен несущим, сварным, герметичным.
Он включал в себя кабину, моторное отделение и платформу. Кабина располагалась в передней части, моторное отделение – в средней, открытая грузовая платформа – в кормовой части корпуса; основание корпуса служило для монтажа агрегатов трансмиссии и подвески. Такая компоновка обеспечила равномерное распределение нагрузок под опорными катками.
ГТ-СМ был создан с максимально облегченным корпусом, узлами и системами, с хорошими плавностью хода, быстроходностью и проходимостью.
В трансмиссию машины входили главный фрикцион, коробка передач, главная передача, бортовые фрикционы и тормоза, бортовые передачи. Бортовые передачи представляли собой шестеренчатые одноступенчатые редукторы, на ведомые валы которых были установлены ведущие колеса. Функцию направляющих колес выполняли кормовые опорные катки с механизмами натяжения гусениц. Гусеницы существовали в следующих вариантах: цельнометаллические, с закрытым металлическим шарниром и с последовательным резинометаллическим шарниром (конструкции ВНИИТрансмаш).
Опорные катки имели пластмассовые диски и безбандажные шины. Система подрессоривания – индивидуальная с торсионными валами, установленными с борта на борт, с телескопическими гидроамортизаторами на крайних балансирах.
Транспортер ГТ-СМ преодолевал водные преграды вброд и на плаву за счет перематывания гусениц.
Транспортер-снегоболотоход ГТ-Т стал одной из лучших по проходимости гусеничных машин этого класса. Высокая проходимость была достигнута за счет высокой удельной мощности машины, шестиопорной ходовой части, низкого давления на грунт (0,24 кгс/см²), рациональной схемы гусеничного обвода, хорошего сцепления гусеницы с грунтом (снегом и рыхлыми грунтами), большого дорожного просвета (450 мм), способности преодолевать водные преграды вброд и на плаву, максимального отношения площади опорной поверхности к габаритной площади транспортера (0,221). Указанные конструктивные особенности сводили к минимуму влияние “бульдозерного эффекта» при движении ГТ-Т по глубокому снегу или болоту.
Компоновка машины была типичной для транспортеров: все силовые агрегаты размещались в передней части корпуса. Ведущие колеса, трансмиссия и двигатель максимально сдвинуты вперед. Трансмиссия – планетарная, с механизмом отбора мощности.
Бортовая передача представляла собой планетарный одноступенчатый соосный редуктор с заторможенной эпициклической шестерней.
Ходовая часть была выполнена с соосными торсионными валами и балансирами, симметрично расположенными относительно поперечной оси транспортера (три передних балансира направлены вперед, три задних – назад).
Транспортер ГТ-Т преодолевал водные преграды вброд и на плаву за счет перематывания гусениц.
Основные технические характеристики гусеничных плавающих транспортеров
Параметры | К-61 | ПТС-М | ПТС-2 | ПТС-3 | ПТС-4 |
Год разработки | 1948 | 1965 | 1973 | 1989 | 2007 |
Полная масса, т | 9,55 | 17,800 | 24,2 | 25,8 | 33,14 |
Грузоподъемность, т: | |||||
- на суше | 3,0 | 5,0 | 12,0 | 12,0 | 12,0 |
- на воде | 5.0 | 10,0 | 12,0 | 16,0 | 18,0 |
Среднее удельное давление на грунт, кгс/м² | 0,5 | 0,54 | 0,43 | 0,46 | 0,46 |
Габаритные размеры, м: | |||||
-длина | 5,4 | * | * | * | 8,280 |
- ширина | 2,6 | * | * | * | 3,300 |
- высота | - | - | - | ||
Клиренс, мм | 450 (400 с грузом 16 т) | ||||
Тип двигателя | ЯМЗ-М | Дизель | Дизель многотопливный | ||
Мощность двигателя, кВт | 99,4 | 257,6 | 522,5 | 613 | |
Удельная мощность, кВт/т: | |||||
- на суше | 7,92 | * | 14,43 | 13,8 | 18,3 |
- на воде | 6,83 | 9,26 | * | 12,5 | * |
Максимальная скорость, км/ч: | |||||
-на суше (по шоссе) | 36,0 | 42,0 | 60 | 60 | 60 |
- на воде | 10,0 | 10,6 | 11,7 12,9 (без груза) | До 15 с полной нагрузкой | 15,0 (с грузом 16 т) |
Запас хода: | |||||
- на суше, км | 260 | 380 | 500 | 500 | 800 |
- на воде, ч | 10 | 12 | Не менее 15 | 15 | 10,6 |
Тяговое усилие лебедки, кН | 49 | 48-49 | 98,1 | * | * |
- «Пермские телекоммуникационные системы» http://www.permts.ru/ г. Пермь ПТС плавающий транспортёр средний транспорт Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО… …
ПТС аббревиатура: плавающий транспортёр средний Петербургская телефонная сеть, с апреля 2006 петербургский филиал ОАО «Северо Западный Телеком» паспорт транспортного средства приемо транспортное судно (траулер) передвижная… … Википедия
Сущ., кол во синонимов: 1 станция (85) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПТС - [пэтэ эс], нескл., жен. (сокр.: передвижная телевизионная станция) … Русский орфографический словарь
ПТС и СО - предприятие текущего содержания и санитарной очистки организация Источник: http://www.regnum.ru/allnews/266122.html … Словарь сокращений и аббревиатур
ПТС-ЦТ - передвижная телевизионная станция цветного телевидения телевидение … Словарь сокращений и аббревиатур
ПТС - – передвижная телевизионная станция, смонтированный (обычно в автобусе) комплекс аппаратуры для проведения внестудийных телевизионных передач. Высокая мобильность ПТС и возможность с ее помощью вести передачу (или запись передачи) вне… … Энциклопедический словарь СМИ
ПТС - пиротехнические средства передвижная телефонная станция паспорт транспортного средства … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
ПТС - см. Подарочный туристический сертификат … Лексикон туриста
ПТС - пассажирские тарифы и сборы переводной технический словарь передвижная телевизионная станция передвижная телефонная станция Петербургская телефонная сеть (фирма) Петербургская телефонная сеть подводная телевизионная система подводно техническое… … Словарь сокращений русского языка
Книги
- Артерии новой цивилизации , М. Б. Кононов. Книга примечательна короткими интервью с людьми, тогда мало кому известными, а теперь стоящими очень высоко… Директор ОАО ПТС по международным связям Рейман Л. Д. рассказывает о создании…
- Как выгодно продать или купить авто с пробегом? Опыт автоэкспертов , Илья Ушаев. Давайте на чистоту и без розовых очков. Автомобильный рынок хранит в себе множество опасностей, обмана и угроз. Салоны забирают автомобиль на комиссию и не отдают деньги, перекупы вписывают…
ПТС — это семейство отечественных гусеничных плавающих транспортеров, предназначенных для переправы через водные преграды различной не плавающей боевой и транспортной техники.
В годы Великой Отечественной войны Красная армия испытывала острую нехватку переправочных средств, особенно самоходных. Поставки по ленд-лизу плавающих автомобилей «Форд» GPA и GMC DUKW смогли удовлетворить лишь малую потребность войск в этом виде техники. Поэтому сразу после окончания войны начались масштабные работы по созданию различных образцов амфибийных машин.
ПЕРВЫЙ ОБРАЗЕЦ
Одной из таких машин стал плавающий гусеничный транспортер К-61, разработанный в 1948 году в ОКБ инженерных войск с использованием узлов и агрегатов артиллерийского тягача М-2. Серийное производство транспортера К-61 с 1950 по 1958 год осуществлялось на Крюковском вагоностроительном заводе, а с 1958 по 1965 год — на заводе «Строймашина» в Ижевске. Плавающий транспортер имел водонепроницаемый, цельнометаллический корпус несущего типа. Для погрузки и разгрузки переправляемой техники транспортер имел грузоподъемную лебедку, размещенную в носовом отсеке машины, и откидной задний борт с въездными аппарелями. Дизель ЯАЗ-204В мощностью 130 л. с. размещался в средней части корпуса, что обеспечивало машине приемлемые дифференты при движении на плаву с грузом и без груза.
За один рейс транспортер К-61 мог переправить (варианты): восемь раненых на носилках, 40 солдат с полным вооружением, автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-5 — ЗИС-150, ГАЗ-69 с грузом до 5 т, ЗИС-151 (без груза), ЗИЛ-157 (без груза), пушку калибром до 100 мм с расчетом, гаубицу калибром 122-152 мм с расчетом, миномет калибра 160 мм с расчетом. Водяным движителем машины были два винта, расположенные в туннелях в днище корпуса.
ТРАНСПОРТЕР ПТС
В 1961 году на Крюковском вагоностроительном заводе, под руководством Е. Е. Ленциуса, на основе агрегатов артиллерийского тягача АТС-59 и танка Т-54 был разработан транспортер ПТС (плавающий транспортер средний). Его компоновка была аналогична компоновке транспортера К-61, но в отличие от последнего ПТС имел более высокие характеристики по грузоподъемности, подвижности и т. д. ПТС имел герметичную кабину, оборудованную фильтровентиляционной установкой (ФВУ).
За один рейс транспортер мог переправить (варианты): две 85-мм пушки с расчетами, пушки и гаубицы калибра от 122 до 152 мм по одной с расчетами, 12 раненых на носилках, 72 солдата с полным вооружением, два автомобиля типа УАЗ-469, автомобили от УАЗ-452 до Урал-4320 (без груза). Для одновременной переправы артсистемы и тягача в комплект машины входил колесный плавающий прицеп ПКП. В этом случае артсистема переправлялась на прицепе, а тягач в транспортере.
Модернизированный образец ПТС-М был оборудован дизельным отопителем кабины и кузова, что повышало возможности машины при действиях в зимних условиях, исключало вероятность намерзания льда на бортах машины. Появился комплект морского оборудования для работы при волнении до трех баллов, радиостанция, приборы ночного видения и т. д.
ОТ ПТС-2 К ПТС-4
В 1973 году на Ворошиловоградском тепловозостроительном заводе был разработан плавающий транспортер ПТС-2. При его создании использовались узлы и агрегаты танка Т-64. На машине установили более мощный многотопливный двигатель В-46-5 мощностью 710 л. с, устройство самоокапывания, аппаратуру для эксплуатации в морских условиях, аппарели в кормовой части корпуса и реверсивную лебедку. Кабина транспортера бронированная, герметичная, оснащена ФВУ и защитой от радиоактивных веществ. В кабине размещается радиостанция и радиометр. Над люком командира машины установлена пулеметная турель.
Усовершенствованный образец ПТС-3, разработанный на том же предприятии, что и ПТС-2, так и остался опытным. Грузоподъемность машины при движении по воде была увеличена с 12 до 16 т, а скорость — с 12 до 15 км/ч. На крыше бронированной кабины была размещена вращающаяся башенка с пулеметом ПКТ. Базой машины служили узлы и агрегаты танка Т-64.
Поскольку после распада СССР производственные мощности по изготовлению плавающих транспортеров остались на Украине (в Луганске), встал вопрос о создании нового образца этой техники на российских предприятиях. В короткие сроки Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) в Омске разработало новый плавающий транспортер ПТС-4 с использованием узлов и агрегатов танков Т-72 и Т-80. В 2014 году предприятие переименовали в ОАО «Омский завод транспортного машиностроения». Впервые данная машина была показана публике на выставке вооружений и военной техники в Омске в 2007 году. В 2011 году плавающий гусеничный транспортер успешно прошел государственные испытания. Машина принята на снабжение вооруженных сил России и серийно выпускается в Омске.
ОПИСАНИЕ ПЛАВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТЕРА ПТС-4
Плавающий транспортер предназначен для транспортировки личного состава, артиллерийских систем, колесной и гусеничной техники, а также других грузов по воде и зыбкой почве.
Кроме того, «Омсктрансмаш» ведет разработку гражданской версии ПТС-4, которая сможет перевозить людей и грузы в местах стихийных бедствий или служить паромом при отсутствии мостов.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Гусеничный плавающий транспортер ПТС-4 состоит из водонепроницаемого корпуса с кабиной экипажа и грузовым отделением, в котором имеется откидной задний борт.
Двигатель В-84 мощностью 840 л. с. расположен приблизительно в центральной части корпуса транспортера, что увеличивает его устойчивость на плаву и надежность передачи крутящего момента на водяной и гусеничный движители, равно как и на лебедки. На ПТС-4 разработчики отказались от расположения винтов в туннелях и установили их в специальных направляющих насадках, которые были установлены за кормовой частью машины. При этом за каждым из винтов появился сдвоенный водяной руль. Благодаря наличию этих конструктивных решений удалось повысить маневренность и управляемость ПТС-4 на плаву, особенно при движении транспортера по криволинейным траекториям. При осуществлении поворота на плаву при помощи рулей радиус циркуляции ПТС-4 составляет примерно 80 м, а при повороте в режиме работы винтов в противоходе примерно 20 м. В то время, пока гусеничный транспортер перемещается по суше, винты поднимаются и прижимаются к заднему откидному борту. При осуществлении опускания и подъема заднего борта движительно-рулевой комплекс перемещается вместе с бортом.
Плавающий транспортер ПТС-4 имеет бронированную кабину экипажа, которая оснащена ФВУ. Также машина имеет устройство для самоокапывания. Технически предусмотрена возможность установить на транспортер навесное экранирование ходовой части. В кабине экипажа находятся средства связи, а также оборудование, позволяющее осуществлять вождение машины в ночных условиях и при плохой видимости.
В конструкции ходовой части ПТС-4 используются элементы серийно выпускающихся основных боевых танков: гусеницы и торсионы Т-80, коробка передач и фрикционы Т-72. В качестве вооружения используется дистанционно управляемый крупнокалиберный 12,7-мм пулемет с боекомплектом 400 патронов.
ТРАНСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Плавающий транспортер разгружается и загружается на суше через откинутый задний борт, который оборудован аппарелями. Техника заходит на борт своим ходом. Несамоходная военная техника перемещается при помощи специальной механической лебедки, которая находится в передней части грузовой платформы транспортера. Эта лебедка может применяться также для самовытаскивания ПТС-4 в той ситуации, когда береговой рельеф не позволяет транспортеру выйти на берег (при этом разгрузка машины значительно усложняется и время, необходимое для данной операции, увеличивается). Предусмотрена возможность одновременной переправы тягача и буксируемой им артиллерийской системы, которая в этом случае загружается на плавающий колесный прицеп, который входит в комплект ПТС-4. Маневренность и скорость движения при этом значительно падают (практически на 30 %).
Плавающий транспортер ПТС-4 может не только переправлять боевую технику, личный состав и различные грузы через водные преграды, но и перевозить их в условиях заболоченной или пересеченной местности, что делает машину довольно универсальной. Правда, при этом существенно снижается грузоподъемность гусеничного транспортера. Также гусеничный транспортер может применяться в морских десантах. Для этой цели на нем специально устанавливается дополнительное оборудование: два насоса, предназначенные для откачки воды производительностью 800 и 400 л/мин., специальная защита остекления, герметизированный тент, удлинители выхлопа и гирополукомпас.
ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ
В процессе создания ПТС-4 был осуществлен большой объем НИОКР, которые включали поиск наиболее рациональных и эффективных технических решений, а также их последующую обработку и обкатку. В частности прорабатывались вопросы размеров и формы водоизмещающих корпусов, перебирались разнообразные типы движителей, систем управления транспортером на плаву, водоотливных насосов и тому подобное. Существенное внимание разработчиков было уделено повышению проходимости нового гусеничного транспортера, особенно на этапе входа машины в воду и выхода из воды на сушу. Угол крена удалось увеличить до 25°, а угол преодолеваемого подъема/спуска — до 32°.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТС-4
- Боевая масса, т: 33,1
- Экипаж, чел.: 2
- Грузоподъемность на суше, т: 12
- Грузоподъемность на воде, т: 18
- Скорость движения, макс, км/ч:
по шоссе: 60
на плаву: 15 - Запас хода (по топливу)
по шоссе, км: 587 - Запас хода (по топливу) на плаву, ч: 10,6