Самодельные дома на колесах своими руками. Как сэкономить на гостиницах в отпуске: дом на колёсах своими руками

Многие любители свободного отдыха мечтают путешествовать в доме на колесах, чтобы не быть зависимыми от приобретения билетов, бронирования отелей и привязки к одной точке в течение всего отпуска. Передвижной дом является одновременно и жильем, и транспортным средством. Он позволяет отправляться в путешествие с максимальным комфортом и останавливаться в дороге там, где захочется. Кроме того, он может быть использован в качестве жилья на даче или на время постройки дома.

Дом на колесах сегодня можно приобрести в готовом виде, хоть это и достаточно дорогое удовольствие. Но намного интереснее и дешевле сделать его своими руками из старого транспортного средства, переоборудовав его внутреннюю часть либо сделав такой автодом практически с нуля, не считая основы. Для этого, помимо непосредственно самих «колес», потребуются не только средства на переоборудование и разнообразный инструмент, но и определенные навыки подобных работ, а также немало сил и свободного времени.

Внимание! Прежде чем вкладываться в переоборудование транспортного средства, необходимо узнать все нюансы его оформления в соответствующих органах, чтобы избежать каких-либо проблем при регистрации. Иначе использовать такой транспорт для путешествий вряд ли получится, и он осядет мертвым грузом где-нибудь на даче.

Мобильное жилище приличного размера может получиться из большого фургона, но такой дом на колесах – это слишком дорогое транспортное средство. Среди бюджетных вариантов, вполне подходящих для любителей мастерить все что угодно своими руками, выделяют три наиболее удобных. Так, передвижной дом можно сделать из:

  • Газели;
  • старого автобуса;
  • прицепа с крепким шасси.

Домик из автомобиля Газель

Для воплощения в жизнь любого из этих трех вариантов, помимо наличия непосредственно самого транспортного средства, которое будет взято за основу, потребуется план будущего автодома, хотя бы в схематичном виде. Такой план позволит учесть все особенности конструкции и спланировать жилую зону с максимальным для нахождения там комфортом. Его можно просто начертить на бумаге или сделать на компьютере, если так удобнее.

Внутренние коммуникации дома на колесах

Без электричества, водоснабжения и газа сложно назвать жизнь в передвижном доме комфортной. Для обеспечения помещения электричеством обычно используются аккумуляторная батарея и зарядное устройство. Прокладку электропроводки внутри необходимо продумать заранее. Не стоит забывать и о внешнем разъеме, чтобы заряжать аккумулятор, которые бывают разной емкости. Наиболее подходящую емкость батареи тоже нужно просчитать заблаговременно с учетом нагрузки и дальности поездки.


Внутреннее обустройство дома на колесах

Для отопления помещения часто используют газовые баллоны. Газ будет удобен и для приготовления еды, что намного выгоднее по расходу, чем плитка от электричества. Наличие кухни в таком доме подразумевает установку в нем вытяжки над плитой и организацию общей системы вентиляции, что особенно важно при пользовании пропаном.

Совет. Не стоит браться за самостоятельную газификацию и электроснабжение помещения при отсутствии необходимых знаний и опыта, лучше доверить профессионалам такие работы. От того, насколько грамотно они проведены, напрямую зависит безопасность людей, находящихся в автодоме.

Не сможет функционировать кухня и без воды, которую обычно хранят в емкостях, куда опускают погружной насос для ее подачи в кран. Для слива использованной воды тоже используют резервуар, который крепится или внутри помещения, или снаружи. При желании передвижной дом может быть оборудован и небольшим душем. А вот привычный санузел в передвижном доме сделать не получится, в этом качестве используется биотуалет .


Зона кухни в доме на колесах

Что касается мебели, то лучше, если вся она в доме на колесах будет практичной и компактной, ведь места для ее размещения не слишком много. Могут быть использованы варианты откидывающихся спальных мест, задвигающихся столов и тому подобная организация пространства. И все это необходимо надежно закрепить к стенам, чтобы обеспечить безопасность при передвижении. Мебель для обустройства можно приобрести готовую, но для человека с руками ее несложно изготовить самостоятельно с учетом размеров помещения, а диван и стулья сделать, допустим, из автомобильных сидений.

Обустроить внутреннее пространство в передвижном доме вполне реально, и все это можно сделать самостоятельно. Но перед этим нужно подготовить помещение. В зависимости от того, какой вариант взят – микроавтобус или прицеп, будут отличия в этапах работ, необходимых для переоборудования.

Дом на колесах из Газели или старого автобуса

Переоборудование микроавтобуса начинают с очистки кузова от обивки и сидений, после чего делают различные отверстия – под окна, вентиляцию, для подачи газа.


Мобильный домик из автобуса

Затем работы по обустройству жилой зоны выполняют в такой последовательности:

  • выравнивают имеющиеся на внутренней поверхности вмятины, затем грунтуют все открытые металлические части кузова, чтобы предотвратить появление на них коррозии;
  • внутреннюю поверхность будущего дома, включая стены, пол и потолок, покрывают теплоизоляцией;
  • поверх теплоизоляционного материала, начиная с потолка, укладывается фанера, устойчивая к влаге либо ковровое покрытие.

По завершении данных работ проводится электрификация и газификация помещения, оборудование кухни и санузла, установка мебели. Для надежной установки мебели на стены крепится фанера большего размера по толщине, чем на пол или потолок, либо ставятся отдельные усиленные планки для ее фиксации. И, конечно, при необходимости нужно привести в порядок ходовую часть и двигатель Газели или старого автобуса, тогда такой дом станет действительно мобильным.

Передвижной дом на основе прицепа

Здесь, в отличие от дома, сделанного из микроавтобуса, работы несколько другие. Сначала нужно защитить шасси от коррозии, зачистив и покрасив их. Затем придется построить пол, стены, потолок и крышу, действуя в такой последовательности:

  • положить на раму фанеру достаточной толщины, обнести внешний край брусом и закрепить болтами;

Обустройство пола для дома на основе прицепа
  • уложить балки на пол, закрепив между ними теплоизоляционный материал и закрыть все это сверху фанерой;
  • для строительства стен используют брус и вагонку, не забывая в процессе работы сделать проемы для окон и дверей, а также технологические отверстия для входа и выхода различных коммуникаций;
  • для сооружения крыши установить стропила, обшить их фанерой, покрыв сверху материалом, устойчивым к влаге;

Строительство стен
  • после прокладки электрической проводки сделать термоизоляцию стен, закрыв затем сверху ДВП;
  • для защиты деревянных стен прогрунтовать их изнутри и снаружи, после чего покрасить в два слоя;
  • установить дверь и окна, возможно потребуется дополнительная внутренняя отделка.

По завершении данных работ можно подумать и о газификации, водоснабжении, организации кухни и санузла, установке мебели. Затем останется поставить только крылья и фары, которые полагаются прицепу, и передвижной дом готов к путешествиям.


Не забудьте получить разрешительные документы, прежде чем отправляться в путь в доме на колесах

В доме на колесах, конечно, путешествовать очень удобно. Однако, прежде чем приступить к строительству, решите для себя, сможете ли вы самостоятельно осилить все работы, ведь они потребуют довольно много сил, средств и умений.

Дом на колесах своими руками: видео

Дом на колёсах является одним из видов транспортного средства, который сочетает в себе средство передвижения и жилое помещение. Широкое распространение такой вид жилья получил в середине прошлого века.

Автодом способен вмещать в себя до восьми человек. Каждый обитатель жилья может спать на отдельно оборудованном спальном месте. Также в дом на колёсах вмонтирована небольшая кухня. Конечно, наличие оборудования и функциональность варьируют в зависимости от модели дома, но во многих есть:

  • газовая плита,
  • духовка,
  • раковина,
  • шкафчики для столовых принадлежностей и посуды.
Внутренняя планировка и устройство дома на колёсах

В более роскошных моделях имеется ещё микроволновая печь, гриль.


Обстановка передвижного дома на колёсах

Дом на колёсах бывает оборудован санузлом. Как правило, он представлен биотуалетом, душем и умывальником. Более поздние модели автодомов оборудованы отдельной душевой кабиной.

В доме на колёсах места водителя и пассажира имеют подвижное основание. Таким образом, во время стоянок эти места становятся частью жилой площади. В автодоме также может быть размещена комната, чаще всего она имеет U-образную мягкую мебель, расположенную в “хвосте”.

Модель дома на колёсах с альковой надстройкой над кабиной водителя

Дома на колёсах можно разделить на несколько видов. Например, по типу конструкции они могут быть прицепными, с жилым помещением в фургоне, или совмещённым с самим транспортным средством. Также их можно поделить на автодома, которые используются для путешествия, либо для постоянного проживания. Дома на колёсах для проживания более оборудованы и комфортабельны. Дома для путешествий редко имеют встроенные туалеты и душевые и не разделяются на жилую часть и кабину.

Немного истории

Начало создания дома на колёсах восходит прошлый век. Хотя, как полагают исследователи, были и ранее самодельные версии подвижных домов. Это были передвижные фургоны в повозках для людей, которые занимались скотоводством и разведением лошадей. В1938 году компания Jennings представила миру дом на колёсах, установив жилое помещение на шасси обычного автомобиля.

Категории

Автодома можно условно разделить на 3 категории:

  1. С-класса.

Такие американские дома на колёсах имеют не очень много места и предназначены для непродолжительных путешествий. Производятся они на базе больших внедорожников. Для примера, кабина водителя во время ночлега трансформируется в двуспальную кровать.

2.В-класса полуинтегрированные.

Конструкция такого дома на колёсах очень похожа на С-класс. Спальное место фиксировано и расположено в задней части транспорта. Такой дом на колёсах очень популярен среди семейных пар.


Совместный кузов с кабиной (интегрированный)

3. А-класса интегрированные.

Этот тип дома на колёсах, внешне напоминающий автобус, наиболее комфортабелен. Он построен на шасси полноценных грузовых автомобилей, и из-за большой массы отнесен к транспортной категории “С”. Именно эти автодома - самые дорогие дома на колёсах.

Читайте также

Проекты и планировка домов с печью

Дом имеет фиксированное водительское место с большим лобовым стеклом для лучшего обзора дороги и окружающего ландшафта. Внутренние стены могут выдвигаться, образуя, таким образом, различные зоны или дополнительные спальные места.

Схема устройства дома на колёсах А-класса

Подобные дома на колёсах автономны и имеют большие запасы воды, газа и генератор, что делает их полноценным жилым местом для своих обитателей.

Бывают также:

  • Трейлеры-гибриды. Снаружи они оснащены выдвижными палатками для отдыха или сна во время стоянки на специально оборудованных площадках.
  • Трейлеры-прицепы. Обычно это небольшой прицеп в форме “капли”. Основное преимущество таких домов на колёсах — это возможность передвижения прицепа мотоциклетной техникой.

  • Фивсвил-трейлер. Прицеп, который немного больше чем трейлер-прицеп. Такой дом на колёсах необходимо транспортировать автомобилем, оборудованным специальным сцепным устройством.

Другие названия домов на колёсах

Термин «кемпер» относится к классам “В” и “С”, а сам термин «дом на колесах» применяют только к классу “А”.

Кемперы, особенно популярные в Америке

В некоторых странах термином «винебаго» обозначают все дома на колёсах вне зависимости от их класса или типа.

Роскошный дом на колёсах

Эксклюзивные модели не имеют конкурентов ни в комфорте, ни в цене. Их дизайн стал новой концепцией, сделав эту модель дома на колёсах наиболее функциональной и максимально комфортной. Такой автодом имеет достаточно просторный салон из лучших видов отделочных материалов.

Дом на колёсах со всеми удобствами

В таком доме санузел ручной работы покрыт стеклянной плиткой. Сантехника изготовлена из меди, а ручки сделаны из хрусталя. Душевая кабина выполнена из оникса. Потолок кабины водителя и кресла покрыты перламутровой итальянской кожей, приборная панель сделана из натуральной африканской древесины. Жилая часть имеет диван с двумя электрическими модулями. В салоне оборудован бар. В обеденной зоне расположен потрясающий стол из оникса.

В жилой части предусмотрен небольшой рабочий кабинет с портативным компьютером, монитором которого служит настенный 17-дюймовый экран. Также в кабинете есть многофункциональный принтер и масса ящиков разнообразного назначения.

Потолки по всей протяженности дома на колёсах покрыты всевозможными скульптурами из медных листов, а светильник украшен красивыми кристаллами, что является приятным дополнением к уюту обеденной зоны.

Чтобы полностью оценить исключительный характер этого автодома, нужно увидеть его своими глазами. Описание просто не способно передать всей его роскоши.


Внутренняя обстановка в таких автодомах

Данный вид отдыха и вариант путешествия используют любители свободы и независимости от билетов и рейсов. Это удачное решение- иметь в поездке на отдых одновременно и автомобиль, и жильё. Благодаря наличию передвижного дома семья может путешествовать в комфортных условиях и останавливаться там, где захочется и когда хочется без привязки ко времени. Свою популярность кемпинги приобрели в начале 20-го столетия.

Дом на колёсах своими руками

Путём такого независимого отдыха можно по дороге к пункту назначения посмотреть те места, которые недоступны с самолёта или поезда . Кроме того, кемпинг во время ремонта в квартире или строительства дома на участке может служить временным жильём. Можно также автокемпер сдавать в аренду, когда в планах нет путешествий.

Стоимость такого удовольствия немаленькая, некоторые варианты достигают и цены обычной квартиры, но для экономии средств можно создать кемпинг или автодом собственноручно.

Варианты крупных кемпингов переделываются из автобусов и габаритных фургонов, но это чересчур дорого и для тех, кому не жалко потратить не малые деньги на такой мегакомфорт.

Варианты кемпингов

Есть три бюджетных варианта для самоучек:

Для строительства автодома своими руками нужно:

  1. Иметь колеса.
  2. Наглядно начертить план дома-кемпинга, чертежи — это один из главных моментов в создании мини автодома.

При составлении плана нужно продумать все те детали комфорта, которые есть в обычной квартире.

Внутренние коммуникации автодома

Как и в любом обычном доме в кемпинге тоже нужны коммуникации - это электричество, вода, газ, туалет и, возможно, душ. Без этих удобств передвижное жильё не будет комфортным. Чтобы в кемпинге был свет, желательно приобрести аккумулятор на батарее и устройство для подзарядки. Заранее стоит хорошо продумать внутреннюю проводку. Учесть нужно и внешние разъёмы при зарядке и то, что они имеют разную емкость.

Для слива отходов через шланг, скрытый в полу проще использовать обычное ведро, поместив его под кузов вашего автодома. Воду для кухни можно хранить в больших ёмкостях, погрузив в них насосы для ее подачи в кран. Чтобы слить использованную воду тоже применяется резервуар внутри или снаружи помещения. Небольшой душ можно соорудить в качестве смесителя, прикреплённого, например, над раковиной.

К сожалению, привычный туалет в передвижном доме соорудить не получится, поскольку и места нет и слив отходов сложно должен быть постоянный. Тут прекрасно подойдёт биотуалет.

Для системы освещения в кемпинге потребуется :

  • аккумулятор;
  • зарядка;
  • электропроводка.

Что же необходимо для отопления своего автодома .

Наперевес автономному обогревателю, можно приобрести батарею и газовый баллон, ведь он пригодится также на кухне и работы холодильника. Не стоит использовать много электрических приборов и техники по двум причинам - это дополнительный расход электроэнергии и нагрузка на проводку, поскольку это небольшое помещение по сравнению с домом. Услугами электрика нужно воспользоваться при работе с газом, поскольку самому это делать крайне рискованно, если вы не электрик.

Внутреннее обустройства кемпинга

Система вентиляции .

Важно также разобраться с вентиляцией, чтобы не засорять запахами помещение.

Месторасположение отверстий важно, поскольку лучше не выставлять их на виду из соображения красоты. Лучше всего разместить их в нижней части стен над полом, туда же можно поставить газовый баллон.

Мебель .

Практичность и компактность при расстановке мебели - это залог комфорта в кемпинге учитывая наличие маленького пространства, также как и планировка. Откидные или выдвижные спальные места, столы с приделанными табуретками и всё в таком духе создадут необходимый уют и желание отдыхать в собственноручно сделанном автодоме. В продаже имеется специальные компактные гарнитуры, но если есть желание и время, то вполне возможно сделать мебель самостоятельно, используя старые доски, столешницы, а для дивана и стульев взять сиденья из того же автомобиля или старые колёса тоже можно преобразовать в стулья или табуретки.

Столярка в кемпинге .

В подобном жилище, если оно одноэтажное рекомендуется сделать два окна, чтобы не пришлось расходовать электрику днём. Дверь лучше сделать двустворчатую, чтобы она не провисала и не задувал ветер в помещение.

Микроавтобус или автоприцеп, разбёрем принцип преобразования каждого.

Для начала перевоплощения микроавтобуса типа «Газель «в кемпинг нужно расчистить кузов, удалить сидения и обивку, сделать отверстия для окон и клапана для подачи газа:

Подготовка кузова

Для обработки кузова нужно :

  • против коррозии внутри наносится грунтовка, а потом нужно утеплить стены, пол и потолок теплоизоляцией;
  • покрываем фанерой или ковровым покрытием;
  • что клей, что фанеру подбирать нужно хорошего качества, чтобы утеплитель прослужил вам долгое время;
  • после этапа утепления можно приступить к электричеству и газу, потом перейти к кухне, продумать место для раковины и духовки, установить баки для воды, санузел и в конце расставить остальную мебель для отдыха, кровати, стулья или табуретки, шкафчики и полки в зависимости от имеющегося пространства.

Дом из прицепа отличается тем, там имеются только колёса и нужно всё делать с нуля, как на участке, сначала построить коробку - будущее помещение.

Жильё из прицепа делается следующим образом:

Чтобы сделать крышу в автодоме, понадобится :

  • собрать каркас из несущих конструкций - балок, если хотите треугольную крышу;
  • далее, обшиваем фанерой;
  • покрыть её нужно водоотталкивающим материалом.

После этого можно сделать и прикрепить к задней стене с внешней стороны водосток от дождя и изнутри для слива отходов. Также нужно облицевать наружные стены. Внутреннюю электропроводку и термоизоляцию нужно закрыть ДВП и дальше этап изготовления одной или двух дверей.

Для защиты дерева от усыхания, и вредителей нужно покрыть снаружи и внутри стены грунтовкой, сверху нанести слой краски. Для эстетического вида нужно закрыть резьбовые отверстия и также покрыть краской. Все эти процедуры надёжно защитят дом от влияния внешних вредных факторов. В завершении работ, поскольку это прицеп, то нужно установить фары и крылья.

Подобного рода передвижные домики подразделяются на три категории:

Путешествовать в своём самодельном доме на колёсах, конечно, приятно и комфортно . Однако, нужно решить для себя, сможете ли вы самостоятельно осилить все работы по строительству автодома.

На данный момент существует несколько классификаций домов на колёсах. По основным конструкционным особенностям можно выделить следующие категории:

  • прицепные;
  • дом на колёсах фургонный;
  • фургонный дом, соединённый с транспортом.

Передвижные современные дома можно разделить на виды не только по определённым конструкционным особенностям, но ещё и по предназначению. В данной категории можно отметить дома на колёсах, которые используются в качестве постоянного или долговременного жилья, а также те, что предназначены исключительно для путешествий.

Более подробную информацию о том, что такое , вы сможете найти в очень полезной и интересной статье нашего специалиста.

Существует ещё одна форма классификации современных автодомов. Их можно разделить на три основные категории:

  • C – малогабаритные, используемые для непродолжительных путешествий;
  • С B – полуинтегрированные автомобильные дома;
  • B A – полностью интегрированные.

Первые изготавливаются на основе обычного внедорожника, спальные места здесь нужно особым образом трансформировать. Дома на колёсах класса В отличаются стационарно расположенным спальным местом, которое находится в задней части транспортного средства. Автодома А класса по внешним характеристикам похожи на обычные автобусы. Они достаточно комфортны и, следовательно, очень дорогие по стоимости, если приобретать их в готовом виде.

Чтобы сэкономить, можно построить дом на колёсах своими руками, используя в качестве ориентира фото и специальные инструкции. Если правильно выполнить основные этапы изготовления дома на колёсах, можно получить такое средство передвижения, которое будет иметь большое по размеру лобовое стекло, фиксированное водительское кресло, а также специальные выдвижные перегородки, которые образуют разные по функциональности зоны и отдельно расположенные спальные места.

Ниже вашему вниманию представлена информация, как сделать дом на колёсах своими руками, который можно считать автономным. Конструкции могут быть оснащены генераторами, иметь проведённый газ и достаточно большой запас воды.

Этапы строительства автодома своими руками

При желании построить автодом своими руками стоит внимательно следовать представленной инструкции. Ниже описано, как построить кузов автодома в зависимости от базы, как правильно обустроить его и оснастить всеми необходимыми для проживания и путешествий элементами комплектации.

Создаём план

Самодельные дома на колёсах – это достаточно серьёзные конструкции. Процесс их постройки, здесь, как и в любом ответственном мероприятии, нужно начинать с подробного плана. Именно на этом этапе работ мастер должен продумать самые основные аспекты дела, все возможные мелочи и составить максимально точный чертёж.

Выполняя автодом из прицепа своими руками, нужно чётко придерживаться всех обозначенных в плане и чертежах моментов и правил.

Общее внутреннее пространство строения на колёсах нужно разделить на три основные зоны:

  1. Столовая, где можно принимать пищу, работать на ноутбуке или читать газету за столом. Здесь можно расположить небольшой диван, стулья и стол. Данные предметы должны достаточно легко складываться, чтобы занимать минимальное количество свободного пространства.
  2. Спальное место. Это одна из важных зон, так как полноценный сон обеспечивает активность и хорошее настроение. Для водителя ночной отдых очень важен, так как от этого зависит его сосредоточенность и внимательность, прямо влияющие на безопасность передвижения в дневное время. Желательно оборудовать данную зону комфортной кроватью, которая должна легко подниматься и освобождать пространство.
  3. Ванная с туалетом. Для оснащения подобной зоны нужно установить раковину, душевую кабину и современный биотуалет.
  4. Кухня. Данная зона занимает минимальное количество пространства, так как большинство её элементов являются встроенными. Для обеспечения максимального комфорта нужно установить две конфорки, небольшую мойку, столешницу, маленький холодильник и вытяжку.

По той причине, что стандартное помещение автодома является достаточно ограниченным, его зоны нужно интегрировать одну в другую. Именно по этой причине так важен предварительный план, которому нужно тщательно следовать.

В процессе составления плана нужно внимательно продумать, какие предметы интерьера действительно требуются, от чего можно отказаться.

После этого всё желаемое с указанием точных размеров переносится на лист бумаги. Далее план составляется по следующему принципу:

  • предполагаемая площадь автодома разделяется на предварительно разделённые зоны. Например, для спальни нужно больше пространства, чем для кухни;
  • отмечается расположение ванной комнаты и варианты её отделения от иных помещений;
  • прорисовываются все элементы мебели, а также методы их крепления и варианты складывания.

В процессе прорисовки и обозначения данных зон помещения нужно обязательно принимать во внимание габариты каждого элемента.

Не стоит забывать также о свободном пространстве. Дом на колёсах не должен быть завален вещами и предметами мебели.

После составления подробного и грамотно продуманного плана, после уточнения размеров общего помещения и предметов мебели можно приступать выполнению такого строения, как дом на колёсах из прицепа своими руками.

Выбор базы

Среди самых доступных по стоимости бюджетных вариантов, которые оптимально подойдут всем, кто любит что-то мастерить своими руками, можно выделить три максимально удобные конструкции. Жилой прицеп своими руками можно выполнить на базе газели, прицепа с укреплёнными шасси и старого микроавтобуса. Два из них рассмотрим более подробно.

Микроавтобус

Изготавливать автодом своими руками из микроавтобуса следует начинать с тщательного очищения кузова, с удаления обивки. После этого нужно сделать специальные отверстия, предназначенные для вентиляции, под окна и для подачи газа. После данных общих подготовительных работ можно начинать особые процессы, связанные с обустройством жилой зоны. Работы такого плана нужно выполнять в приведённой ниже последовательности:

  1. Выравнивание имеющихся на внутренней поверхности вмятин и грунтовка всех металлических частей основы. Это позволит предотвратить появление разрушительной коррозии.
  2. Внутренняя поверхность – стены, потолок и пол покрываются теплоизоляционным материалом.
  3. Сверху укладывается покрытие, стойкое к влаге.
  4. Проводится газ и электричество.
  5. Производится оборудование санузла.
  6. Оборудуется кухня, осуществляется установка мебели.

Не менее важно привести в порядок двигатель фургона для путешествий и его ходовую часть. По той причине, что это мобильное средство передвижения, его способности перемещаться нужно уделять не менее пристальное внимание, чем обустройству и комфорту.

Прицеп

Выполнить кемпер из прицепа своими руками намного сложнее, чем из микроавтобуса. Главная сложность заключается в том, что стены и потолок требуется строить с нуля. Примерная схема действия в данном случае будет следующая:

  1. Чистка шасси, прицепа.
  2. Крепление на основу рамы будущего автодома.
  3. Покрытие рамы слоем фанеры.
  4. Обустройство пола с одновременным использованием теплоизоляции.
  5. Конструкция обшивается наружным материалом и покрывается специальными стойкими к влажности составами.
  6. Обустройство крыши.
  7. Сооружение водостока, проведение проводов для обеспечения дома электричеством.
  8. Установка дверного и оконных проёмов.

Всё это общая схема выполнения дома на колёсах. Ниже каждый этап будет рассмотрен более подробно.

Наружные отделочные работы

Как только основной корпус передвижного дома готов, можно приступать к основным наружным работам. Очень важно проследить за оптимальной чистотой кемпинга. Здесь не должно быть пыли, грязи и существенных дефектов. Именно это является гарантией успешного формирования конструкции. К основным моментам наружных работ можно отнести:

  1. Удаление коррозий и разного плана повреждений.
  2. Обустройство отверстий.

Говоря о необходимых отверстиях, можно отметить, что это не только оконные проёмы, но также те, что предназначены для вывода газа, вентиляции, заливных горловин для воды.

Проёмы нужно выполнять в процессе обустройства кемпера. В противном случае можно столкнуться с определёнными сложностями.

Наружное обустройство такой конструкции, как дом на колёсах своими руками из микроавтобуса или прицепа, заключается в выполнении следующих работ:

  1. Создание перегородок между основным кузовом и передними сиденьями.
  2. Обустройство внутренней изоляции. Здесь нужно помнить, что от качества и грамотной установки данного материала будет прямо зависеть общая температура и звукоизоляция внутри помещения.
  3. Обшивка конструкции от крыши до самого напольного покрытия.

На современном рынке представлено огромное количество самых разных материалов. Выбор можно осуществлять на основе личных предпочтений, особенностей окружающей среды, общего материального положения, а также типа используемого кузова.

Оснащение дома

Оснащение автодома заключается в массе своей в его внутреннем обустройстве. Чтобы сделать дом удобным и комфортным, потребуется провести в дом воду, свет, газ, а также установить определённую мебель.

Водоснабжение и санузел

Обязательным условием по водоснабжению конструкции на колёсах является обеспечение подачи именно проточной воды. Для осуществления данного процесса под раковину нужно установить пару канистр и компактный насос, который будет обеспечивать необходимый поток воды к крану.

Продумывание отвода сточных вод – это основное правило при обустройстве полноценного туалета. Вывод их можно осуществить посредством специального расположенного в напольной поверхности шланга. Немного инженерных знаний, и можно будет не сливать воду вручную в специальные переносные баки. Хотя многие делают и так.

Что касается санузла, то оптимальным вариантом считается приобретение и установка биотуалета.

Электричество

За накопление и хранение электричества в колёсном доме может отвечать полностью один или больше специальных аккумуляторов. Данные устройства можно заряжать в процессе работы тягача или при подключении к внешним источникам. При оборудовании автодома электрическими сетями особое место занимают современные инверторы. Это особые приборы, которые способны превратить постоянный ток с напряжением 12 В в переменный, равный 230 В. За счёт этого к 12-вольтной сети без проблем можно будет подключать устройства, работающие от 230-вольтной стандартной.

Отопление и газ

Газификация описываемой конструкции заключается в простой установке в помещении газового баллона. Для этого нужно выделить отдельную закрытую зону. В нижней её части нужно обустроить специальные отверстия, выходящие наружу.

Д опустим, вам не нужно ездить напрямик через торфяные болота, а вполне достаточно того, чтобы прицеп или самоходный кемпер без проблем для своего здоровья выдержал многодневную поездку по разбитым дорогам с ямами в полколеса, бугристым грейдерам и горным грунтовкам с торчащими из дорожного полотна валунами. Увы - найти такую технику в готовом виде непросто…

Но есть старый принцип: «если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам». Именно так и решил Руслан, автопутешественник и блогер, известный в сети под ником «Внедорожный». В принципе, опыта ему было не занимать: в свое время он был председателем клуба автопутешественников «Аргонавт», занимался организацией массовых выездов и уже неплохо представлял, что, собственно, ему нужно. Но мало понять, что мобильное жилье должно быть способным двигаться не только по асфальту и при этом не рассыпаться. Муки выбора на этом не заканчиваются…

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Муки выбора

Собственно, все внедорожные дома на колесах можно разделить на три группы. Во-первых, это самоходные кемперы на полноприводных шасси. Тут открывается огромное окно возможностей. Можно взять «буханку» (которая в нынешние времена называется УАЗ СГР) или Соболь 4х4 и плотно поработать с их внутренним обустройством. Увы, и внутренний объем этих фургонов довольно ограничен, и проблема возможности стоять в полный рост встает, извините за тавтологию, в полный рост.

Можно взять полноприводное шасси – скажем, УАЗ Профи или Соболь 4х4 Фермер и построить домик на этом шасси. Тоже, в общем-то, получится «дом кума Тыквы» - размер грузовой площадки этих автомобилей составляет около 3 метров в длину и двух в ширину, но можно использовать пространство над кабиной.

1 / 2

2 / 2

Популярные у нас среднеразмерные пикапы (Mitsubishi L200, Isuzu D-Max, Toyota Hilux) подходят для таких целей не слишком хорошо: их грузовая площадка имеет в длину всего 1,5 метра и сильно ограничивает возможности кемперостроителей.

Можно, конечно, найти полноразмерный американский пикап, но это дорого… А можно замахнуться на «крупные формы» и взять за основу, скажем, среднетоннажный Садко. Между прочим, его грузовая платформа имеет лишь немногим большие размеры (по сравнению с УАЗ Профи), зато внедорожные возможности - на высоте.

Но все автодома имеют один и тот же недостаток. Вот представьте себе: человек на кемпере-автодоме выезжает на отдых с семьей. Приехали, нашли симпатичное место на берегу таежного озера или с красивым видом на горную долину, начали располагаться, растянули тенты, разложили мебель... И тут выясняется, что мяса не купили, соль закончилась, пиво забыли, в конце концов... У владельца кемпера какие варианты? Либо он вручает семье кресла и оставляет их сидеть в чистом поле (тенты и маркизы, естественно, придется отцепить), а сам спешит в магазин в ближайший населенный пункт, либо они сворачивают лагерь и едут в магазин все вместе. Такая же коллизия возникает при желании осмотреть достопримечательности в ближайших окрестностях.

А вот если у тебя прицеп, то ты просто отцепляешь тягач, закрываешь дверь на замок и едешь налегке.

1 / 2

2 / 2

Мой дом - моя крепость

Вот Руслан и решил, что ему нужен именно прицеп. Но и прицепы, способные двигаться за тягачом по бездорожью, бывают двух типов. Во-первых, это прицеп-палатка. Как правило, они очень компактные, их может буксировать даже крохотный Suzuki Jimny. Кстати, такие прицепы под названием «Пикник» производят и у нас в стране, и стоят они относительно недорого, 250-300 тысяч рублей. Но… Все-таки они рассчитаны на эксплуатацию в летнее время: кухонный модуль с плитой и мойкой обычно делается выдвижным, а палатку, основой которой становится прицеп, все-таки нужно ставить: тянуть растяжки, забивать колышки… Да и без присмотра такой лагерь не оставишь, а развертывание прицепа-палатки - это время. Если человек провел десяток, а то и больше часов за рулем, он хочет только одного - спать, спать и еще раз спать!

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Значит, решил Руслан, его потребностям соответствует только жесткий прицеп, в обиходе - «караван». Причем даже в готовых прицепах такого рода, с которыми ему приходилось иметь дело, на приведение дома из транспортного положения в положение «спальня» нужно проделать целый ряд операций - опустить стол, переложить на него спинку-подушку, достать матрас, расстелить, застелить постель… Это время. Так сложилась основная концепция, и Руслан приступил к работе.

Немедленно спать!

Раму Руслан приобрел готовую, а вот подвеску переделал самым радикальным образом. Установил новую, усиленную ось со ступицами от Mitsubishi Pajero и гидравлическими тормозами от него же. Оснастил тормозную систему ручным приводом, при помощи которого можно заблокировать колеса прицепа. Ось подвешена на рессорах от Газели, которые можно найти где угодно, в любом регионе. На задней стенке прицепа разместились два запасных колеса, плюс еще одно на автомобиле. Все колеса одинаковые и взаимозаменяемые, даже диски одинаковые. В дышло вживлен рабочий цилиндр от Волги, который приводит тормоз наката. В итоге прицеп действительно на моих глазах преодолел весьма серьезные препятствия, причем для того, чтобы их преодолеть, Руслану пришлось задействовать обе лебедки, установленные на его Pajero III.

1 / 7

2 / 7

3 / 7

4 / 7

5 / 7

6 / 7

7 / 7

Каркас сделан из алюминиевого полого профиля, внутрь которого закачан напыляемый полиуретановый утеплитель. Такой же утеплитель использован для термоизоляции основного жилого объема. Он заполняет все щели и даже проникает в микротрещины фанеры, из которой выполнены стены. В результате прицеп сохраняет температуру, как настоящий термос. В жару в нем прохладно, а в мороз он долго сохраняет тепло. Подтверждаю: пока мы беседовали с Русланом, температура за бортом перевалила за +26, но внутри царила прохлада. Учитывая все это, Руслан не стал связываться с установкой кондиционера, решив положиться на естественную вентиляцию.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Затем настала пора заниматься главным - то есть, внутренним обустройством. Исходя из концепции «спать - немедленно!» Руслан придумал довольно нестандартную схему трансформации спального места: кровать прячется за передней внутренней стенкой. Получилось весьма удобно: раз защелка, два защелка - и опускается кровать, где лежит пружинный матрас. Обратите внимание: не «пенка», не поролон, а купленный в мебельном магазине полноценный пружинный матрас. И там уже застелена простыня и лежит одеяло. Достаточно просто взять с полки подушку - и все, можно укладываться спать. Утром встал, кинул подушку на полку (кстати, это не просто полка, а вполне приличное пространство, в котором можно организовать еще одну кровать) и убрал кровать вместе с одеялом, закрыв защелки.

Иногда проще таскать канистры

На той же стене закреплен откидной столик. Он имеет два положения. Первое - кофейного столика, причем его размер вполне позволяет позавтракать вдвоем. Ну а если нужен обеденный стол, то столик выдвигается вперед, под него ставится опора, и получается столешница. Обитатели сидят на двух объемистых рундуках, причем внутри них есть изолированные объемы, доступ в которые осуществляется снаружи прицепа. Там размещается «грязное» оборудование: инструменты, сварочный аппарат и тому подобные вещи. Еще одна такая емкость, большего размера, есть в передней части. В принципе, в нее помещаются четыре сумки с надувными лодками, но у Руслана там стоят газовый баллон, бачок с горючим для дизельного отопителя и генератор.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В средней части прицепа на левой по ходу движения стене установлен холодильник абсорбционного типа, который может использовать для питания 220 В, 12 В и газ. Руслан его покупал подержанным, и на самом деле им не очень им доволен. Как и все абсорбционные холодильники он, конечно, очень экономно расходует электричество, но есть нюанс. В систему заправлен не фреон, а смесь воды и аммиака, который постепенно начинает кристаллизоваться в змеевике. Аммиака в системе становится все меньше, и аппарат перестает выполнять свою основную функцию. Единственное спасение - холодильник вытащить, перевернуть вверх ногами, чтобы вода, стекая, смывала кристаллы, И такую процедуру нужно повторить раз десять. В новом прицепе, который Руслан строит совместно с компанией «Леруа Мерлен», он использовал современный компрессионный автохолодильник мощностью 45 Вт. Такой уровень электропотребления не составляет особых проблем: Руслан установил на крышу прицепа две солнечных батареи и аккумулятор емкостью 200 а*ч. Инвертор мощностью 3 кВт (он разместился под поверхностью, в которую врезана плита) позволяет не особенно нервничать по поводу доступной мощности.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Канистры для чистой воды разместились под мойкой. Руслан сознательно отказался от встроенного бака. Он объясняет это так: «Ну вот, скажем, есть родник. Я взял канистры, приехал, наполнил, поставил. А со стационарным баком нужно будет привезти канистры, а потом переливать их в заливную горловину. Закачивать насосом? Так не всегда близко к воде подъехать можно». Но в новом прицепе, который он строит с «Леруа Мерлен», Руслан все-таки повесил снаружи катушку с 20-метровым шлангом и погружным насосом «Малыш». Это все подключено к емкостям внутри прицепа, и есть заливная горловина.

Опыт, сын ошибок трудных

Естественно, кухонный уголок оснащен двухконфорочной газовой плитой. Но сначала ей пришлось выполнять не только функции устройства для приготовления пищи… В свой первый маршрут Руслан сорвался с не доведенным до ума прицепом. Сам он объясняет это так:

Все лето я проковырялся, строил прицеп, ну и «не вынесла душа поэта». Было так обидно: 9 месяцев в году ждешь лето, и вот лето прошло, а я его не увидел. И тут я понял, что нужно срываться и ехать. Собственно, так у меня родилась идея проекта «Из края в край». Первый этап, с ноября по март, я проехал в одиночку, с собакой, 26 регионов.

В поездку он сорвался, не установив запланированный автономный отопитель, вот и пришлось отапливать прицеп газовой плитой, ну а чтобы не угореть, открывать вентиляцию и оставлять щелку в окне. В итоге все-таки угорел, но это уже другая история… А до этого в первую же холодную ночь у него закончился газ в баллоне.

Проснулся - холодрыга! За бортом - минус двадцать пять. У меня собака замерзает! Я пса закутал в два спальника, достал генератор и строительный фен, поставил его на 600 градусов, и до утра мы так и спасались.

Итогом этого приключения стал прописавшийся в прицепе дизельный отопитель «Планар», которым Руслан очень доволен:

На ходу понижаешь температуру до 5-7 градусов, за 5-10 минут до остановки открываешь приложение в телефоне, запускаешь, выставляешь 22 градуса и жмешь «старт». Пока припаркуешься, зайдешь - а в прицепе уже те самые +22!

Некоторые опции проявились в прицепе по мере накопления опыта - того самого, который «сын ошибок трудных». Например, на Кавказе, в Кабардино-Балкарии, Руслан чуть не потерял прицеп, причем в самом прямом смысле этого слова. Поставил лагерь, поехал в кошару пообщаться с пастухами, а по возвращении в темноте не смог увидеть свой «караван», спрятавшийся в складках местности. Нашел по звуку, поскольку оставил работать генератор. После этого Руслан решил, что прицеп должен быть автономным по освещению, и поставил пятиконтактное реле с переключателем. Хочешь - габариты горят от автомобиля, хочешь - от аккумулятора прицепа. Сами габаритные огни в виде светодиодных полосок, расположенные вдоль граней прицепа, действительно видны издалека.

1 / 2

2 / 2

Последним этапом постройки стала легализация и официальное оформление. Оказалось, что получить государственные номера довольно просто: ведь с точки зрения официальных органов дом на прицепе - это просто груз. Естественно, людей в нем перевозить категорически запрещено.

Сколько стоит дом построить

Работы по обустройства мобильного дома еще не закончены. Так, в прицепе должен появиться проточный газовый водонагреватель и душ. Поддон уже есть, но вот слив к нему еще не сделан. А еще Руслан хочет сделать Г-образную скамеечку, которую можно будет откинуть так, чтобы получилось что-то вроде парты. На нее будет можно поставить ноутбук и работать, сидя прямо на разложенной кровати. Над входом появится тент-маркиза. Наверняка Руслану предстоит и более серьезно заняться вопросом защиты от комаров, слепней и прочего гнуса, особенно если он отправится в летний маршрут по восточным регионам. На сегодня он располагает только москитными сетками на окна, которые крепятся по временному варианту, при помощи двустороннего скотча и ленты «велькро» (в просторечии - «липучки»). А вот дверной проем никакой защиты от летающей нечисти не имеет…

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Ну и теперь самый серьезный вопрос - о бюджете постройки такого прицепа. Сам жилой модуль из доступных материалов обойдется примерно в 100 000 рублей, но это - без шасси. Шасси - еще 25 000, окна - по 20 000, отопитель 20 000, газовая плита - около 5 000, раковина - 600 рублей, маркиза - 45 000, помпа - 5 000 рублей, фильтр для воды «Барьер» - 6 000 рублей, солнечные панели - по 15 000 каждая, контроллер - 4 000… Всего около 350-400 тысяч при условии, что все сделано своими руками.

Дорого? Но удовольствие того стоит. Вот простая арифметика. Руслан путешествовал с ноября по март… Теперь давайте посчитаем: 500 рублей в сутки - это самый дешевый хостел. За 4 месяца - 60 000. Один раз в сутки поесть в кафе - по 1 000 рублей в среднем. Это еще 120 000, а вместе - 180 000. Но за 180 000 уже можно построить дом на колесах, правда, с минимумом удобств. И самое главное, что где ты остановился - там и дом, а с хостелом - хочешь не хочешь, нужно тянуть до города, да еще и найди его, этот хостел. А иначе - либо ночевать в машине, либо спать в палатке…

Будут кемперы - будут и кемпинги

Я не мог не спросить Руслана: а зачем, собственно, он всем этим занимается: построил один «караван», строит второй, планирует построить большие дома на седельном полуприцепе к пикапу и на шасси тяжелого грузовика, ведет блог, устраивает мастер-классы…

По его словам, своими проектами он преследует три главные цели. Во-первых, популяризовать Россию как место для отдыха и путешествий. Внести посильный вклад в развитие такого туристического сегмента как автотуризм. Ну и наконец, по мере возможности популяризовать «караванинг», потому что у нас есть «закольцованная проблема». У нас не развивается обеспечивающая автотуризм инфраструктура, потому что не развит сам автотуризм, а автотуризм не развивается, потому что не развита инфраструктура. Потому что, по словам Руслана (и я могу их только поддержать), кемпингов у нас практически нет.

Как же так? - спросите вы. У нас на юге едешь, и вдоль дороги сплошняком вывески: кемпинг «У дяди Васи», «У дяди Пети», «У Татьяны»... Но они ничего общего с кемпингами не имеют. Это просто платные парковки. Настоящий кемпинг - это окультуренная зона, разделенная на блоки, где отдельно стоят караванеры, кемперисты, велосипедисты и палаточники. Потому что культура отдыха у всех разная. Кемперист, как правило, дольше пары дней на одном месте не задерживается. Караванеры же чаще действуют по схеме «приехали, отцепились и на недельку зависли в одной точке». Так что их нужно разделять: не очень хорошо, когда у вас куча детей, собака, все бегают, играют, а кемперы то и дело катаются туда-сюда.

Кроме того, кемпинг - это сервис. Это подключение к электричеству, Wi-Fi, возможность слива серой воды и заправки чистой. В любом случае, в кемпинге должна быть прачечная, душевые, нормальные туалеты. Дальше идут всякие спа, бани, сауны и прочее, стационарные мангалы и беседки для отдыха... Должна быть и развлекательная программа, культурная программа… На территории кемпинга должна быть возможность нанять гида, взять в аренду велосипеды... Но таких кемпингов у нас, считай, и нет, кроме кемпинга в Суздали. Московский кемпинг - это просто перевалочный пункт. Там есть душевые, но это - просто парковка с очень тесным расположением, буквально борт о борт. Вы не можете растянуть маркизу, поставить шезлонг…

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...