Классификация и маркировка двс. Общие сведения о судовых ДВС- состав силовой судовой установки, принцип работы ДВС

В настоящее время перед потребителем часто встает вопрос - как расшифровать маркировку электродвигателя. Во времена СССР такой вопрос практически не стоял из-за того, что маркировка электродвигателей не различалась в зависимости от завода-производителя и регламентировалась нормативными документами.
Основные типы двигателей назывались А, А2, АО2, 4А, 4АМ. Отличались по маркировке электродвигатели производимые в странах СЭВ, например, в Болгарии вместо маркировки 4АМ использовалась "МО" и вместо 4АМН - "М".

Сейчас многие заводы-изготовители использует свою маркировку. Приведем основные типы обозначений марок общепромышленных низковольтных асинхронных электродвигателей разных производителей.

Маркировка состоит из нескольких основных частей:

1. Марка электродвигателя (электродвигатели всех марок одинаковы по присоединительным размерам и в большинстве случаев, при прочих равных условиях, взаимозаменяемы, т.е. если у вас установлен двигатель АДМ90L2У3, то его можно заменить на электродвигатель марки АД90L2У3, А90L2У3 или АИР90L2У3):

Во времена Советского Союза

- с 1949 г. - А (IP23), АО (IP44)
- с 1961 г. - А2 (IP23), АО2 (IP44)
- с 1975-1980 - (IP44), 4АН (IP23), 4АМ (IP44), 4АМН (IP23)
- с 1985-1995 - АИР (IP44, IP54), 5АН (IP23), 5АМН (IP23)

В настоящее время: АИР, А, 5А, 5АМ, 5АМХ, АД, АДМ, АИРМ, (АО3, АО4 выпускаются ЗАО "БЭМЗ"):

"АИР " производят (по высоте оси вращения):
  • ОАО "ELDIN" - 160
  • ОАО "ВЭМЗ" - 180
  • ОАО "Могилевский завод "Электродвигатель" - с 56 по 180
  • ОАО "Полесьеэлектромаш" - с 71 по 112
  • ЗАО "Мосэлектромаш" - с 56 по 71
  • ОАО "Укрэлектромаш" - с 63 по 100
  • ОАО "Электромотор" - 71, 80
"А " - ОАО "ELDIN" - с 71 по 132 и с 180 по 355.
"" - ОАО "ВЭМЗ" - 80 (снят с производства), 200, 225
"5АМ " - ОАО "ВЭМЗ" - 250, 280, 315
"5АМХ " - ОАО "ВЭМЗ" - со 132 по 180 (переименованы недавно, ранее назывались: 112 - 5АМ (снят с производства), 132 - АИРМ, 160 - 5А, 180 - АИР)
"АД " - ОАО "Сибэлектромотор" - с 71 по 90 и с 132 по 225 (не произодятся)
"АИРМ " - ОАО "Сибэлектромотор" - 112 (не производятся)
"АИРМ " - ОАО "Электромотор" - 63, 100
"АДМ " - ОАО "Уралэлектро" - с 56 по 132
"АО3 ", "АО4 " - ЗАО "БЭМЗ"

2. Признак модификации (может применяться одновременно несколько обозначений в одной марке, ниже приведен не полный перечень).

  • С - с повышенным скольжением
  • Е, 3Е, ЕУ - однофазный двигатель
  • В - встаиваемый
  • П - пристраевыемый
  • М - модернизированный
  • Х - с алюминиевой станиной
  • К - с фазным ротором
  • Р - с повышенным пусковым моментом
  • Ф - с принудительным охлаждением

3. Высота оси вращения .

В соответствии с ГОСТ13267, ряд высот оси вращения - 50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355.

4. Установочный размер по длине станины .

По возрастанию: S, M, L. (от английских слов: Short, Medium, Long)
Также возможно отсутствие обозначения при единственном установочном размере по длине станины в одной высоте оси вращения.

5. Длина сердечника при одном и том же установочном размере.

По возрастанию: А, В, С.

6. Число полюсов (или частота вращения).

2, 4, 6, 8, 10, 12 или в случае многоскоростных электродвигателях: 2/4, 8/6/4, и т.д.

7. Признак по назначению (может применяться одновременно несколько обозначений в одной марке).

  • Б - со встроенной температурной защитой
  • Б1 - с датчиком температуры подшипника
  • Б2 - с датчиком и антиконденсатным подогревателем
  • Е - со встроенным тормозом
  • Е2 - с тормозом с ручным растормаживающим устройством
  • Ж, Ж1, Ж2 - со специльным выходным концом вала
  • РЗ - для мотор-редукторов
  • Ш - для промышленных швейных машин (также применяется в марке 5АН для специального исполнения по конструкции для насосов)
  • П - повышенной точности по установочным размерам
  • Ф - хладономаслостойкое обозначение
  • А - для атомных электростанций
  • Х2 - химостойкие
  • Л - для лифтов
  • С - для станков-качалок
  • СШ - для сушильных шкафов
  • Н - малошумные
  • К - по нормам CENELEK
  • и т.д.

8. Климатическое исполнение.

Для того чтобы заказать электродвигатель недостаточно указать правильную маркировку.

ДВС классифицируется по следующим признакам:

1 – по роду рабочего цикла – подводом теплоты к рабочему телу при постоянном объеме, постоянном давлении и со смешанным подводом телоты (т.е. вначале при постоянном объеме, потом при постоянном давлении газов);

2 – по способу осуществления рабочего цикла – четырехтактные, у которых цикл осуществляется за четыре последовательных хода поршня (за два оборота коленвала), и двухтактные, у которых цикл осуществляется за два последовательных хода поршня (за один оборот коленвала);

3 – по способу воздухоснабжения – с наддувом и без наддува. В 4-х-тактных ДВС без наддува цилиндр наполняется свежим зарядом (воздухом или горячей смесью) всасывающим ходом поршня, в 2-х-тактных ДВС-поддувочным компрессором с механическим приводом от двигателя. В ДВС с наддувом (их называют комбинированными) имеется турбокомпрессор, подающий воздух в двигатель при повышенном давлении;

4 – по способу воспламенения топлива – с воспламенением от сжатия (дизели) и с искровым зажиганием (карбюраторные и газовые);

5 – по роду применяемого топлива – жидкого топлива и газовые;

6 – по способу смесеобразования – с внутреннем смесеобразованием, когда топливовоздушная смесь образуется внутри цилиндра (дизели), и с внешним смесеобразованием, когда эта смесь готовится до ее подачи в рабочий цилиндр. Основные способы внутреннего смесеобразования – объемное, объемно-пленочное и пленочное;

7 – по типу камеры сгорания (КС) – с неразделенными однополостными, с полуразделенными (КС в поршне) и разделенными КС (предкамерные, вихрекамерные и воздушнокамерные КС);

8 – по частоте вращения коленвала n – малооборотные с n < 240 мин -1 , среднеоборотные 240 < n < 750 мин -1 , повышенной оборотности 750 < n < 1500 мин -1 и высокооборотные с n > 1500 мин -1 ;

9 – по назначению – главные, предназначенные для привода судовых движителей, и вспомогательные;

10 – по принципу действия – простого действия (рабочий цикл совершается в одной полости цилиндра), двойного действия (рабочий цикл совершается в двух полостях цилиндра – над и под поршнем) и с противоположно движущимися поршнями;

11 – по конструктивному исполнению кривошипного механизма (КШМ) – тронковые и крейцкопфные;

12 – по расположению цилиндров – вертикальные, горизонтальные, однорядные, двухрядные, V-образные, звездообразные.

Основными определениями являются следующие:

– ВМТ и НМТ, соответствующие крайним положениям поршня в цилиндре;

– ход поршня, т.е. расстояние между крайними положениями поршня;

– объем камеры сжатия (или сгорания), соответствующий объему полости цилиндра при нахождении поршня в ВМТ;

– рабочий объем цилиндра, который описан поршнем между мертвыми точками.

Для маркировки дизелей производства стран СНГ приняты условные обозначения, состоящие из букв и цифр: Ч – четырехтактный; D – двухтактный; DD – двухтактный двойного действия; Р – реверсивный; С – с реверсивной муфтой; Н – с наддувом. Отсутствие буквы К в маркировке – двигатель тронковый.

Многие слышали буквенно-цифровые сочетания: 3S-FE, 2L-TE, SR20DE, EJ20 и.т.п., но не в курсе, что это означает. А ведь по названию японских двигателей можно узнать массу ценной информации. Надеемся, что эта статья поможет вам стать если не знатоками, то более просвещёнными людьми в данном вопросе.


Названия двигателей Toyot’у достаточно информативны, уступая в этом разве что двигателям Nissan.Итак, первым из символов в названия двигателей TOYOTA является цифра, предназначенная для определения порядкового номера двигателя в серии. Второй символ, говорит нам о серии мотора (буквенное обозначение (может также быть и двухбуквенной)). В техпаспорте как правило написана именно эта часть обозначения двигателя.
Рассмотрим пример касаемо серий двигателей, серия двигателей S, двигатели 3S-FE и 4S-FE конструктивно одинаковы (не абсолютно, но очень похожи), отличаются лишь рабочим объёмом и при желании их можно даже поменять местами. Аналогично 1AZ – 2AZ (двухбуквенная маркировка появилась на сериях двигателей которые появились после 1990 года), 2L – 3L (однобуквенная маркировка говорит нам что серия появилась ранее 1990 года), 1ZZ – 2ZZ и.т.д. Причём, не надо проводить привязок объёма к первой цифре, по принципу, чем больше объём двигателя, тем больше цифра и наоборот, скорее меньшая цифра означает более ранний год разработки и не более того. Не надо путать год начала выпуска конкретной модели двигателя и год начала выпуска новой серии.
Двигатели 3S-FSE, 5S-FE, 3C-TE, 2C-E (и многие другие) были разработаны после 1990 года, но так как они принадлежат к старым сериям S и C, то имеют одну букву до тире. А вот представителей серий JZ, AZ, KZ, ZZ и других с буквой Z в названии, до 1990 года нет ни одного.
Несколько необычно название трёхлитрового дизеля 1KZ-TE (1993 года разработки), ведь его последователь 1KD-FTV (тоже трёхлитровый дизель, но 1996 года разработки) имеет букву D в названии. Предположительно фирма TOYOTA с 1996 года решила применять для названий дизелей букву D (Diesel), а для бензиновых двигателей букву Z. Буквы, идущие после тире обозначают конструктивные особенности двигателя, прежде всего типа питания и типа ГРМ.
Первая буква (или её отсутствие) после тире обозначает особенности головки блока и "степень форсировки" двигателя. Если это буква F - то это двигатель стандартной мощности с 4 клапанами на цилиндр и двумя распредвалами в ГБЦ, так называемый High Efficiency Twincam Engine. У таких двигателей только один из распределительных валов приводится в движение ремнём или цепью, второй же приводится от первого через шестерню (двигатели с так называемой "узкой" головкой блока цилиндров).
4A-FE, 1G-FE, 3E-FE, 3S-FE и.т.д.
Если же первой после тире стоит буква G, то это двигатель форсирован (тоже два распредвала в ГБЦ), на каждом из распределительных валов есть шестерня которая имеет собственный привод от ремня (цепи) ГРМ. TOYOTA называет эти двигатели - High Performance Engine (двигатели с "широкой" головкой блока цилиндров).
Все двигатели с буквой G – бензиновые и только с электронным впрыском топлива, достаточно часто с турбонаддувом или чаржером. Примеры: 4A-GE (максимальная частота вращения 8000 об/мин), 3S-GE (максимальная частота вращения 7000 об/мин), 1ZZ-GE.Двигатели с буквами F и G могут принадлежать к одной серии (например, 3S-FE и 3S-GE). Исходя из этого можно сказать что, они разработаны на одной основе (диаметр цилиндров, ход поршня (но не поршень) и многое другое - одинаковы), но различаются конструкции головок блока цилиндров, ГРМ и другими элементами двигателя.
Отсутствие букв F или G после тире означает, что двигатель имеет только один впускной и один выпускной клапан на цилиндр. 1G-E, 2C, 3A-L, 3L, 1HZ, 3VZ-E (причём распредвал не обязательно будет находится в ГБЦ)Второй после тире (или первой, если двигатель с двумя клапанами на цилиндр) идёт буква несущая информацию о особенностях двигателя:
T - есть у всех двигателей с турбонаддувом (не путать с чаржером): 1G-GTE, 3S-GTE, 4E-FTE, 2L-TE.
S - двигатель с непосредственным впрыском топлива (разработки после 1996 года): 3S-FSE, 1JZ-FSE, 1AZ-FSE.
Х - двигатель, являющийся гибридной силовой установкой типа, работающий как правило в паре с одним или несколькими электродвигателями. 1NZ-FXE, 2AZ-FXE
P - двигатель, предназначенный для работы на сжиженном газе (LPG (Liquefied Petrol Gas)): 15B-FPE, 1BZ-FPE, 3Y-PE
N - двигатель, предназначенный для работы на сжатом газе: 15B-FNE, 1BZ-FNE.
H - особая система впрыска топлива, из некоторых источников с изменяемой геометрией впускного коллектора (фирменное обозначение: EFI-D): 5E-FHE, 4A-FHE
Третьей после тире (или первой - второй, если двигатель с двумя клапанами на цилиндр и (или) не относится к категории двигателей, имеющих в названии после тире буквы T, S, N, X, P, H) идёт буква несущая информацию о способе смесеобразования:
E - двигатель с многоточечным электронным впрыском (EFI); у дизельных двигателей это значит, что они с электронно-управляемым топливным насосом высокого давления (ТНВД): 4A-FE (бензиновый), 1JZ-FSE (бензиновый), 3C-TE (дизель).
i - двигатель с одноточечным (моновпрыском) электронным впрыском (Ci - Central injector): 4S-Fi, 1S-Fi
V - есть только у дизельных двигателей 1KD-FTV, 2KD-FTV, 1CD-FTV, судя по всему, обозначает систему питания типа Common Rail (непосредственный впрыск дизельного топлива).
Если после тире отсутствуют буквы E, i, V, то это либо карбюраторный бензиновый двигатель, либо дизель с обычным (механическим) ТНВД: 4A-F (карбюраторный мотор, двухраспредвальный); 3С-T (дизель с механическим ТНВД)Достаточно старые бензиновые двигатели TOYOTA (разработки до 1988 года) после тире могут иметь буквы U, L, С, B, Z: 1G-EU, 1S-U, 2E-L, 3A-LU
L - поперечное расположение двигателя (3A-LU) или вообще трансверсаль у MR2
U - сниженная токсичность (для Японии) (+катализатор)
C - сниженная токсичность (для Калифорнии) (+катализатор)
B – Twin Carb - два карбюратора (устаревший код)
Z - SuperCharger (механический нагнетатель): пример: 1G-GZE, 4A-GZE
Примеры названий двигателей фирмы TOYOTA:
4A-FE - бензиновый двигатель с 4 клапанами на цилиндр и "узкой" головкой блока цилиндров, стандартного мощностного ряда, с многоточечным электронным впрыском топлива.
3C-T - дизель с 2 клапанами на цилиндр, турбонаддувом и обычным (механически управляемым) ТНВД.
1JZ-GTE - бензиновый двигатель с 4 клапанами на цилиндр, "широкой" головкой блока цилиндров, турбонаддувом и многоточечным электронным впрыском топлива.



Маркировки двигателей NISSAN гораздо более информативны, чем названия двигателей других фирм.
Первые две буквы в названии (у бензиновых двигателей до 1983 года разработки была лишь одна буква) обозначают серию двигателя. Аналогично тойотовским двигателям, двигатели одной серии конструктивно схожи, но могут отличаться системой впрыска топлива, количеством клапанов на цилиндр и.т.п. Например TD23, TD25 и TD27 идентичны по конструкции, но отличаются рабочим объёмом. Причём, если первой идёт буква V, то это обязательно V-образный двигатель. Если же второй стоит буква D, то это обязательно дизельный двигатель, если стоит другая буква – то бензиновый. Далее идёт число, поделив которое на 10 можно получить рабочий объём в литрах.CA20DE (бензиновый, рядный, объёмом 2,0 л., DOHC), A15S (бензиновый, рядный, объёмом 1,5 л., два клапана на цилиндр), TD27 (дизель, рядный, объёмом 2,7 л., два клапана на цилиндр), CD17 (дизель, рядный, объёмом 1,7 л., два клапана на цилиндр), VG33E (бензиновый, V-образный, объёмом 3,3 л., два клапана на цилиндр)
Первая буква после цифр указывает на конструктивные особенности головки блока цилиндров: D - двигатель с 4 клапанами на цилиндр (TWIN CAM (twin – два, cam (camshaft) - распредвал) или DOHC - это просто разные названия одного и того - же, разделения как у TOYOTA на "узкую" и "широкую" головки нет, у всех двигателей NISSAN распределительные валы имеют индивидуальный привод от ремня или цепи ГРМ). Пример: ZD30DDTi, SR20DE, RB26DETT.
V - двигатель с 4 клапанами на цилиндр и изменяемыми фазами газораспределения (аналог систем VTEC у HONDA или VVT-i у TOYOTA). Пример: SR16VE, SR20VE.
Если после цифр, в названии двигателя NISSAN отсутствует буква D или V, то это значит, что двигатель имеет 2 клапана на цилиндр. Пример: RB20E, CD20, VG33E.
Вторая буква после цифр (или первая, если двигатель с 2 клапанами на цилиндр) указывает на способ образования рабочей смеси: E - многоточечный (распределённый) электронный впрыск топлива у бензиновых двигателей (фирменное обозначение системы - EGI), в названиях дизельных двигателей NISSAN такая буква не встречается. Пример: SR16VE, CA18E, RB25DE.
i - одноточечный (центральный) электронный впрыск топлива у бензиновых двигателей (Ci - Central injector), у дизелей эта буква обозначает электронно-управляемый ТНВД и стоит последней (а не второй) в названии двигателя. Пример: SR20Di (бензиновый), ZD30DDTi (дизель).
D - непосредственный электронный впрыск топлива в цилиндры - у бензиновых двигателей (система DI - Direct Input); у дизелей эта буква обозначает что двигатель с неразделёнными камерами сгорания. Как бензиновые, так и дизельные двигатели, с буквой D в названии, были разработаны после 1995 года. Пример: VQ25DD (бензиновый); ZD30DDTi (дизель).
S - карбюраторный двигатель. Пример: GA15DS, CA18S, E15ST.
Если в названии двигателя NISSAN отсутствуют буквы после цифр, (исключение - может присутствовать буква Т, если двигатель оснащён турбиной), то это дизельный двигатель с обычным (механическим) ТНВД. Причём все такие двигатели у NISSAN были с двумя клапанами на цилиндр и разделёнными камерами сгорания, то есть, буквы D после цифр в названиях этих двигателей нет. Пример: CD17, TD42T, RD28.Третья буква после цифр (или первая - вторая) указывает на наличие турбонаддува. Если буква T после цифр есть, то это значит, что такой двигатель с турбонаддувом (именно с газотурбинным наддувом, т.к. концерн NISSAN, двигателей с механическим приводом компрессора наддува от коленчатого вала не выпускал). Если же после цифр есть две буквы T, то это двигатель с двумя турбокомпрессорами (TWIN TURBO). Пример: RD28T, RB25DETT, SR20DET, CA18ET
Четвёртая буква после цифр может быть только у двигателей с двумя турбокомпрессорами (это буква T, пример см. выше) или у дизелей с электронно-управляемым ТНВД. Пример: RB25DETT, RB26DETT, YD25DDTi, ZD30DDTi.
Примеры названий двигателей фирмы NISSAN:
A15S - бензиновый рядный двигатель, рабочим объёмом 1,5 л., с 2 клапанами на цилиндр (ОНС), карбюратором, без турбонаддува.
CD17 - дизельный рядный двигатель, рабочим объёмом 1,7 л, с 2 клапанами на цилиндр (ОНС), механическим ТНВД, без турбонаддува.
VQ25DET - бензиновый V-образный двигатель, рабочим объёмом 2,5 л., с 4 клапанами на цилиндр (DOHC=TWIN CAM), многоточечным (распределённым) электронным впрыском топлива (EGI) и турбонаддувом.ZD30DDTi - дизельный рядный двигатель, рабочим объёмом 3,0 л., с 4 клапанами на цилиндр (DOHC) неразделёнными камерами сгорания, турбонаддувом и электронно-управляемым ТНВД.
SR20Di - бензиновый рядный двигатель, рабочим объёмом 2,0 л., с 4 клапанами на цилиндр (DOHC), центральным (одноточечным) электронным впрыском топлива, без турбонаддува.



Названия двигателей MITSUBISHI достаточно малоинформативные.
Если первым символом в маркировке двигателя является цифра, то она показывает какое количестве цилиндров. Пример: 4D56 (4 цилиндра); 6G72 (6 цилиндров); 3G83 (3 цилиндра); 8A80 (8 цилиндров).
Следующая буква даёт информацию о типе двигателя: A или G - бензиновые двигатели. Пример: 4G63, 8A80, 6G73.
1) D - дизель с механически управляемым топливным насосом высокого давления (ТНВД). Пример: 4D56, 4D68.
2) M - дизель с электронно-управляемым ТНВД. Пример: 4M40; 4M41.
Последние две цифры указывают на принадлежность двигателя к определенной серии двигателей. Двигатели, имеющие одинаковое название (и соответственно, принадлежащие к одной серии), имеют схожую конструкцию, но могут отличаться по степени форсировки, рабочему объёму, способу питания. Однако, у двигателей 4G13 и 4G15 есть соответствие названия рабочему объёму: у первого он 1,3 л, а у второго он равен 1,5 л, что скорее случайность нежели закономерность. Исходя из названий двигателей схожими по конструкции (то есть одной серии) можно предположить, что последняя цифра в названии является кодом объёма, а первые три символа - серия. Например: 1) 6A10, 6A11, 6A12, 6A13; 2) 6G71, 6G72, 6G73, 6G74.
Старые двигатели ММС (разработки до 1989 года) могли не иметь первой цифры в названии, показывающей количество цилиндров, но зато имели букву в конце, причём названия двигателей становились схожими с названиями двигателей SUZUKI. Пример: G13B (карбюраторный, 4-х цилиндровый двигатель с 3 клапанами на цилиндр)



Первая буква в названии двигателей указывает на принадлежность двигателя к определённой серии. Также как и у остальных японских двигателей, у HONDA двигателя одной серии конструктивно схожи, но могут отличаться по степени форсировки, рабочему объёму и другим характеристикам.
Следующие две цифры показывают рабочий объём двигателя, поделив число на 10, получим рабочий объём в литрах. Пример: D17A (объём двигателя 1,7 л.), B16A (объём двигателя 1,6 л.), E07Z (объём двигателя - 0,66 л.).
Последняя буква (бывают буквы A, B, С, Z) обозначает модификацию двигателя в серии, двигатели с буквой причём аналогично алфавиту первым модификациям соответствуют первым буквам алфавита и далее по убыванию, то есть первая модификация всегда имеет букву А, втора В и далее по аналогии. Пример: B20A, B20B; D13B, D13C; B18B, B18C.
Старые двигатели HONDA имеют двухбуквенную маркировку, информацию о которых можно получить только из каталогов. Например: ZC (устанавливался на модель Integra вплоть до 2001 года, был как в карбюраторном, так и в инжекторном вариантах, а также двух-, однораспредвальный, VTEC и простой)



Первые одна или две (в большинстве случаев) буквы указывают на принадлежность двигателя к серии двигателей. Все двигатели серии конструктивно схожи, но могут различаться рабочими объёмами, наличием или отсутствием турбонаддува (например, EJ20 может быть с турбиной, с двумя турбинами (twin turbo) так и без них) и другими элементами.
Следующие две цифры показывают рабочий объём двигателя, поделив число, состоящее из этих цифр, на 10 получим рабочий объём в литрах. Например: EJ25TT (рабочий объём 2,5 л., Twin Turbo), EJ15 (рабочий объём 1,5 л.), EF12 (рабочий объём 1,2 л.), EN07 (рабочий объём 0,66 л.), Z22 (рабочий объём 2,2 л.).
Старые двигатели SUBARU имели в своём названии две цифры, не имеющие ничего общего с рабочим объёмом. EA71 (рабочий объём 1,6 л.)



Двигатели старой разработки имели в своём названии всего две буквы, у свежих разработках двигателей появились дополнительные буквы, стоящие после тире, кроме того, вместо двух букв в начале, могут стоять буква и цифра или три буквы.
Первая буква в названии (как новых, так и старых двигателей) указывает на принадлежность двигателя к определённой серии, двигатели которой могут отличаться рабочим объёмом.
Вторая буква указывает на модификацию в серии (как правило, двигатель с другим рабочим объёмом).
K8 (рабочий объём 1,8 л.), FS (рабочий объём 2,0 л.), R2 (2,2 л.), KL-ZE (2,5 л.)
Дополнительные буквы после тире (для двигателей последних годов разработки) служат для обозначения конструкции головки цилиндров и способа наполнения цилиндров рабочей смесью.
Первая буква после тире показывает конструктивные особенности головки блока цилиндров: Z или D - два распределительных вала (DOHC), 4 клапана на цилиндр. Пример: JE-ZE, Z5-DE, KL-ZE
M – один распредвал, 4 клапана на цилиндр. Пример: B3-MI, B5-ME.
R - у роторно-поршневого мотора Ванкеля. Пример: 13B-REW.
Если после тире отсутствуют буквы Z, D или M, то этот двигатель имеет 2 клапана на цилиндр (это применимо к достаточно свежим двигателям). Пример: FE-E, JE-E, WL-T.
Вторая буква после тире (или первая, если двигатель с 2 клапанами на цилиндр) показывает способ создания рабочей смеси в цилиндрах:
1) E - многоточечный (распределённый) электронный впрыск топлива. Пример: FE-E, B5-ME.
2) I - одноточечный (центральный) электронный впрыск топлива. Пример: B5-MI.
3) T - после тире говорит о наличии турбонаддува. Пример: WL-T, RF-T.



Первая буква говорит о серии, к которой принадлежит двигатель. Аналогично другим японским маркам, все двигатели серии схожи, но могут иметь разный рабочий объём, систему впрыска, и иметь небольшие конструктивные отличия.
Следующие две цифры показывают рабочий объём двигателя, поделив число это на десять, получим рабочий объём в литрах.
K5B (рабочий объём 0,55 л.), M13A (рабочий объём 1,3 л.), J20A (рабочий объём 2,0 л.), H25A (рабочий объём 2,5 л.)



Первые две буквы говорят о серии, к которой принадлежит двигатель. Все двигатели одной серии схожи конструктивно, но могут иметь различную систему впрыска, конструкции головок. Примеры: EF-DET (с турбонаддувом), EF-VE (без турбонаддува).
Следующие после тире буквы говорят о конструктивных особенностях двигателя, но назначение некоторых букв непонятно (например, двигатели HE-EG и HD-EP).
T - наличие турбонаддува. Пример: K3-VET.
D или Z - наличие двух распредвалов. Пример: EF-ZL, EJ-DE.
E - многоточечный (распределённый) электронный впрыск топлива. Пример: HE-EG, HC-E
V - двигатель с 4 клапанами на цилиндр, двумя распредвалами и изменяемыми фазами газораспределения (аналог систем VTEC у HONDA или VVT-i у TOYOTA). Пример: EJ-VE, K3-VET.



Первая цифра в маркировке двигателя говорит о количестве цилиндров в двигателе.
Следующие две буквы говорят о принадлежности двигателя к серии. Но при этом, если из этих двух букв, первой стоит V, то значит двигатель V-образный.
Последняя цифра говорит о номере модификации двигателя в серии.
6VE1 - 6-ти цилиндровый V-образный бензиновый двигатель объёмом 3,5 л.
6VD1- 6-ти цилиндровый V-образный бензиновый двигатель объёмом 3,2 л.
4JX1 - 4-х цилиндровый рядный дизельный двигатель объёмом 3,0 л.

Материал подготовлен к публикации М.Ухановым (aka miha, CTTeam) и mgs.

Параметр

ЗМЗ 4062 ЗМЗ 4061 ЗМЗ 4063 ЗМЗ 4052 ЗМЗ 409
Рабочий объем, дм 3 (л)

2 ,28

2 ,46 2 ,69
Диаметр цилиндра, мм 92 95 ,5
Ход поршня, мм 86 94
Степень сжатия 9 ,3 8 9 ,3 9 ,3 9
Система питания Впрыск Карбюратор Впрыск
Номинальная мощность, кВт/л.с, при частоте вращения КВ, мин - 1 106 ,3 /145 73 ,5 /100 80 ,9 /110 118 / 152 105 /142 ,8
5200 об.мин 4500 об.мин 4500 об.мин 5200 об.мин 4400 об.мин
Максимальный крутящий момент, Нм (кгс/м), при оборотах вращения КВ, мин - 1 206 (21 ) 181 ,5 (18 ,5 ) 191 ,3 (19 ,5 ) 210 ,9 (21 ,5 ) 230 (23 ,5 )
4200 3500 3500 4200 3900
Частота вращения на холостом ходу, мин - 1 , минимальная (максимальная) 850 ±50
(6000 )
700 ±50
(6000 )
850 ±50
(5000 )
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт‑ч (г/л.с‑ч) 252 (185 ) 285 (210 ) 278 (205 ) 265 (195 )
Порядок работы цилиндров 1 –3 ‑4 –2
Расход масла на угар, % от расхода топлива 0 ,3 0 ,4 0 ,3
Масса двигателя в комплекте поставки заводом, кг. 187 185 187 190

Примечание: здесь и далее перевод из системы СИ в техническую и обратно, где не требуется точность, сделан с погрешностью до 2 %. Энергетические и экономические показатели – по внешней скоростной характеристике (ГОСТ 14846 –81 ).

МАРКИРОВКА ДВС ЗМЗ.

Маркировка (идентификационный номер) двигателей нанесена на специальной обработанной площадке, расположенной с левой стороны двигателя на блоке цилиндров над бобышками крепления передней опоры двигателя. В маркировке двигателей применяются буквы латинского алфавита (кроме букв I, О, Q) и арабские цифры. Буквы и цифры наносятся с помощью клейм ударным методом. Маркировка состоит из двух составных частей: описательной и указательной. Описательная часть маркировки состоит из шести знаков и имеет следующую структуру. На первом месте стоит сокращенное цифровое обозначение модели двигателя базовой комплектации. Если обозначение модели двигателя включает менее шести цифр, то на незаполненных местах последних знаков (справа) выбиты нули. Например: «406200 ».

Для отражения варианта комплектности двигателя, отличной от базовой, применяется условный буквенный код данной комплектности, который расположен на последнем знаке (справа). Условный код комплектности присваивает предприятие-изготовитель (ЗМЗ). Например: «40620 F» и др. Указательная часть маркировки состоит из восьми знаков (цифр и букв). Первый знак – условный буквенный код года выпуска двигателя (V – 1997 ; W – 1998 ; X – 1999 ; Y‑2000 ). Последующие годы будут обозначаться цифрами: 2001 цифрой 1 , 2002 – цифрой 2 и т.д. Второй знак – условный цифровой код сборочного цеха (конвейера), в котором собран двигатель (О, 1 , 2 …). Последующие знаки – порядковый номер двигателя, присвоенный предприятием-изготовителем (ЗМЗ). На незаполненных местах указательной части маркировки выбиты нули. Например: «W4002774 », где W – - 1998 год; 4 – код сборочного цеха (конвейера); 2774 – номер двигателя. В начале и конце маркировки, а также между ее составными частями выбит разделительный знак – пятиконечная звездочка. Пример маркировки:

Фазы ГРМ.


Машиностроительная промышленность выпускает громадное количество ДВС, различающихся по принципу действия, конструктивному исполнению, назначению и т.д. Чтобы ознакомиться в общих чертах со всем многообразием существующих типов двигателей, целесообразно их классифицировать (разделить по различным признакам). Дадим такое подразделение ДВС по следующим признакам:

По роду применяемого топлива :

  • Бензиновые;
  • Работающие на легком дизельном топливе;
  • Работающие на тяжелом остаточном топливе (типа мазут);
  • Газовые двигатели (топливо — естественный или генераторный газ);
  • Газожидкостные (основное топливо — газовое, запальное — жидкое) и многотопливные, способные работать в широком ассортименте жидких и газообразных топлив.

По способу смесеобразования :

  • С внешним смесеобразованием (карбюраторные и газовые двигатели);
  • С внутренним смесеобразованием (двигатели с непосредственным впрыском топлива и компрессорные двигатели).

По способу воспламенения топлива :

  • С принудительным искровым зажиганием (карбюраторные и газовые ДВС);
  • С самовоспламенением (дизели);
  • Со смешанным воспламенением (калоризаторные двигатели и так называемые «газодизели», в которых газ воспламеняется от самовоспламенения небольшой дозы запального жидкого топлива).

По характеру подвода тепла в рабочем цикле :

  • С подводом тепла при постоянном объеме (бензиновые карбюраторные двигатели);
  • С подводом тепла при постоянном давлении (компрессорные дизели);
  • Со смешанным подводом тепла (современные дизели).

По способу осуществления рабочего цикла :

  • 4-тактные и 2-тактные.

По способу действия :

  • Простого действия (рабочий цикл осуществляется только в верхней полости цилиндра);
  • Двойного действия (рабочий цикл осуществляется как в верхней, так и в нижней полостях крейцкопфного двигателя).

По способу наполнения цилиндров :

  • Без наддува (когда давление воздуха или рабочей смеси в цилиндре примерно равно или меньше давления окружающей среды);
  • С наддувом (когда воздух или рабочая смесь подается в цилиндр под повышенным давлением за счет сжатия в продувочно-наддувочном агрегате).

По конструкции камеры сгорания :

  • Двигатели с неразделенными камерами сгорания (большинство судовых дизелей);
  • С полуразделенными камерами сгорания (камера сгорания — в поршне) и в) с разделенными камерами сгорания (вихрекамерные и предкамерные двигатели).

По конструкции поршня :

  • Тронковые (когда головной подшипник расположен в поршне);
  • Крейцкопфные (головной подшипник — в крейцкопфе);
  • Роторные двигатели (так называемые двигатели Ванкеля, у которых поршень — в виде вращающегося ротора).

По расположению цилиндров :

  • Рядного исполнения (большинство судовых дизелей);
  • С противоположно движущимися поршнями (дизели фирмы Доксфорд, Англия; двигатели Харьковского машиностроительного завода ЗД-100, др.);
  • V, W, Н — образные;
  • Звездообразные;
  • Вертикальные;
  • Горизонтальные и т.д.

По конструкции органов газообмена 2-тактных ДВС :

  • С прямоточно-клапанной продувкой;
  • С прямоточно-щелевой продувкой;
  • С контурной продувкой (контурной поперечной; контурной петлевой или контурной комбинированной, включающей оба эти элемента).

По назначению :

  • Главные (работающие на движитель непосредственно, через редуктор, с помощью электропередачи или генерирующие газ на главную газовую турбину — так называемые «свободно-поршневые генераторы газа»;
  • Вспомогательные (служащие для привода вспомогательных механизмов силовой установки).

По возможности изменения направления вращения коленчатого вала :

  • Реверсивные (большинство главных двигателей);
  • Нереверсивные (вспомогательные двигатели и некоторые главные, имеющие реверс-редуктор или работающие на винт регулируемого шага).

По частоте вращения коленчатого вала :

  • Малооборотные (с частотой вращенияn = 60-350 об /мин);
  • Среднеоборотные (n = 350-750 об /мин) и в) высокооборотные дизели (n = 750-2500 об /мин и выше).

По средней скорости поршня :

  • Тихоходные (средняя скорость Cm=4,5-7,0 м/сек);
  • Средней быстроходности (Cm = 7,0-10 м/сек);
  • Быстроходные (Cm = 10-15 м/сек).

Основные признаки дизелей учитываются в принятой в России маркировке в соответствии с ГОСТ 4393-48. Так, 4-тактные дизели обозначаются буквой «Ч», 2-тактные — «Д», двухтактные двойного действия — «ДД», 4-тактные двойного действия — «ЧД», реверсивные — «Р», дизели с реверсивной муфтой — «С», с встроенной редукторной передачей — «П», с наддувом — «Н», крейцкопфные дизели обозначаются буквой «К».

Судовой двигатель внутреннего сгорания

На первом месте марки двигателя стоит число цилиндров, на последнем — в числителе диаметр цилиндра, в знаменателе ход поршня в см. В некоторых случаях в конце марки двигателя указывается его модификация. Иногда применяется и заводское обозначение двигателя.

Несколько примеров маркировки:

  1. Двигатель 6ДКРН 60/229-10 — 6-цилиндровый, двухтактный, простого действия, крейцкопфный, реверсивный, с наддувом, диаметр цилиндра D=60 см, ход поршня S=229 см, 10-я модификация;
  2. Двигатель 64 18/22 — 6-цилиндровый, 4-тактный, тронковый, нереверсивный, без наддува, диаметр цилиндра D= 18 см, ход поршня S=22 см;
  3. Двигатель 42 ЧНСП 16/17 (заводское обозначение М-503Г) — 42 цилиндровый, 4-тактный, тронковый, с наддувом, с реверсивной зубчатой передачей, диаметр цилиндра D = 16 см, ход поршня S = 17 см.

Принятая маркировка не позволяет судить обо всех признаках двигателей. Однако эта маркировка дает более полное представление об основных особенностях двигателя по сравнению с маркировками, принятыми в других странах.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...