Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора: какое выбрать, как применять. Как выбрать правильное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора какой лучше

Любому владельцу автомобиля приходится рано или поздно сталкиваться с неисправностью аккумулятора. Зачастую причиной отказа является разряд аккумуляторной батареи. Чтобы восстановить напряжение АКБ, есть специальные приборы, и они называются зарядными и пуско-зарядными устройствами. Каждому автовладельцу непременно нужен такой полезный электроприбор.

Сейчас имеется огромный выбор разных устройств для подзарядки аккумулятора. Чтобы выбрать для себя наиболее оптимальную модель, нужно знать, как правильно подобрать зарядное устройство для аккумулятора в машину.

Зарядные и пуско-зарядные приборы необходимы для заряда аккумуляторов различной емкости . В чем же разница между этими двумя устройствами? Пуско-зарядные приборы могут не только подзарядить севшую батарею, но и запустить двигатель при необходимости, например, в холодное время года. Зарядные устройства для аккумуляторов предназначены только для подзарядки и не могут способствовать старту двигателя. Они отличаются между собой по силе тока и вольтажу.

Зачем нужно зарядное устройство

Стандартная проблема, с которой хоть раз сталкивался любой владелец авто холодной долгой мрачной темной снежной зимой – севший аккумулятор в автомобиле. Чаще всего эта ситуация появляется, если мощности аккумулятора по каким-то причинам не хватает для того, чтобы повернуть стартер.

Часто к этому обстоятельству приводит то, что генератор не полностью заряжает автомобильный аккумулятор по причине того, что чаще нужно отапливать салон машины, включать габаритные огни, фары и освещение. К тому же, при температуре ниже нуля загустевает масло, понижается отдача автомобильного аккумулятора, потому риск разрядки батареи в самый ненужный момент становится довольно большим. Когда аккумулятору больше 3-х лет, то самый надежный вариант обезопасить себя от этого – приобрести зарядное устройство для аккумулятора.

Разновидности зарядных устройств

Предупредим логичный вопрос автолюбителя – а зачем зарядка на автомобильный аккумулятор, если работает генератор. Верно. Генератор работает. Но, подавая дополнительную нагрузку на бортовую систему, мы забываем, что генератор не справляется со всеми устройствами и в данном случае электроэнергия начинает браться с АКБ . Это приводит к постепенному разряду аккумулятора.

Также случается, что некоторые забывают отключить на ночь, или даже на выходные, автомобильную акустику или габариты. А на следующий день автомобиль уже не заводится. Это случалось со многими. Вот в таком случае и будет надо зарядное устройство для батареи.

Знание информации о существующих сегодня АКБ, даст возможность вам ориентироваться в вопросе о том, какое устройство выбрать для зарядки автомобильного аккумулятора.

  • Щелочные АКБ – литий-ионные (LiOn), никель-металгидридные (NiMh) и никель-кадмиевые (NiCd). Наиболее неудачный из них – это последние аккумуляторы, потому что требует перед зарядкой полного разряда батареи. Так называемый эффект «памяти» делает ее довольно неудобной. Купленная щелочная батарея нуждается трехразовом цикле разряд/заряд.
  • Свинцовая АКБ – так же называется кислотная. Эти батареи довольно хорошо относятся к систематической подзарядке. Их советуют заряжать почаще.

Единое правило для любых видов АКБ – заряд батареи обязан происходить полностью , то есть до «упора».

Основные качества зарядного устройства

Все зарядные приборы для АКБ имеют единый принцип работы: они должны снижать напряжение в сети до номинала аккумулятора, после выпрямлять ток и обеспечить автоматизацию зарядки батареи. То есть в идеале: водитель должен закрепить клеммы зарядки, включить вилку в розетку и идти добросовестно спать.

Способы зарядки АКБ:

  • Постоянное напряжение. К недостаткам этого способа относится очень бурный процесс зарядки сначала, и слабо текущий в конце.
  • Постоянный ток. Зарядка проходит довольно быстро, это преимущество. Недостаток – этот способ, в силу специфики работы зарядного устройства приводит к быстрому «старению» аккумулятора.
  • Комбинированный. Является наиболее оптимальным, и по большому счету, все современные зарядные приборы работают по этому способу.

Первое, что нужно сделать, перед тем как вы пойдете покупать зарядное устройство для АКБ – это внимательно прочитать руководство по эксплуатации бортовой сети и аккумулятора. После, уже в магазине, изучить инструкцию по тактико-техническим параметрам выбираемого устройства.

Совет: при бурном развитии контрафактных изделий, тем более, со стороны Китая, все-таки обратите внимание на отечественного производителя. Здесь вы явно выиграете.

Выбор автомобильной зарядки делайте с определенным запасом по току в большую сторону, чтобы устройство не работало на максимуме. Или же ситуация может измениться, и вам будет необходимо подзарядить батарею с большей емкостью.

Выбор зарядки для аккумулятора лучше всего остановить на автоматическом, который обеспечивает комбинированный заряд. Выбор способа индикации – это лично на ваш вкус. Дискретная (светодиоды) более дешевая, но и не такая точная, но для обычного автолюбителя достаточная. Индикация приборов точнее и, соответственно, дороже. Как ни удивительно, отечественный изготовитель автомобильных зарядных устройств выпускает очень качественные модели, и они успешно конкурируют с европейскими аналогами.

К вопросу выбора зарядного устройства надо подойти основательно и скрупулезно, то есть - с изучения руководства по эксплуатации и его характеристик. Устройство обязано быть собрано на фабрике, иметь инструкцию и четко определенные характеристики. Помимо этого, зарядное устройство должно непременно соответствовать всем правилам пожарной и электробезопасности.

Мы советуем приобретать автоматические автомобильные зарядные приборы, они обеспечивают наилучший эффект зарядки по комбинированному принципу. Как таковых органов управления аппаратом нет, кроме потенциометра, он задает изначальный ток.

Выбор и эксплуатация

Зарядка для аккумулятора - это не игрушка. В городских условиях езды, а также частых пробок, когда автомобильный генератор не дает и половины необходимой силы тока, аккумулятор зачастую бывает недозаряжен . Заводить автомобиль, он, то заводит, но это лишь в летнее время или пока еще новый, через время недозаряд будет прогрессировать. Поэтому периодически будет полезным подзаряжать батарею.

Какое купить зарядное устройство? Ответим сразу, все китайские автомобильные зарядки, в которых находятся лишь лампочки и никаких регуляторов не присутствует желательно не покупать! Лучше в этом случае купить самый простенький, но с амперметром вполне достаточно и 5 ампер.

Зарядка автомобильного аккумулятора

Когда считается, что аккумулятор в автомобиле разряжен? Для начала, если сутра напряжение 11 вольт или меньше. Плотность тоже низкая, или «глазок» на аккумуляторе побелел, у машины затруднен запуск двигателя, или фары, которые работают от аккумулятора заставляют почти мгновенно падать напряжение. Это первые позывы к подзарядке.

Допустим, что вы приобрели зарядку, как минимум с амперметром. Какую силу тока установить? Все советуют 0,10 от емкости. Но мы бы советовали 0,05. Например:

  • У нас аккумулятор на 77 А./ч.;
  • 77А/чх0,05 = 3.85 Ампер.

То есть, аккумулятор емкостью 77 А./ч. подзаряжаем силой тока не выше четырех ампер. Напряжение устанавливаем не более 15 В. По мере подзарядки напряжение будет увеличиваться, а сила тока снижаться. Зарядка пониженными токами является более качественней, чем повышенными и, если вы никуда не спешите, то 2 А. будет вполне достаточно.

Когда аккумулятор полностью заряжен? Аккумулятор полностью заряжен, когда напряжение на клеммах 14-15 В., а сила тока от зарядки снизилась до 0,1-0,3 А. При этом плотность электролита покажет значение 1,25 или больше .

Также периодически нелишним разряжать аккумулятор. В качестве нагрузки, можно выбрать обычную лампочку. Когда напряжение снизится до 10 В., можно устанавливать на зарядку.

Как выбрать пуско-зарядные устройства

Для владельцев автомобилей, в которых не желательно отсоединять аккумулятор от сети, изготавливают зарядно-предпусковые устройства. Спецификой данных приборов является возможность подзарядки батареи без снятия аккумулятора с машины. Но это устройство не дает возможности запустить двигатель тут же, когда его только подсоединили в сеть автомобиля . Тем, кому необходимо устройство, которое дает возможность не только заряжать аккумулятор, но и запустить мотор машины тут же после подсоединения его к сети автомобиля, можно посоветовать подобрать пуско-зарядное устройство.

Разновидности пуско-зарядных приборов

Условно пуско-зарядные приборы для аккумулятора делятся на три типа, с учетом их возможностей:

  • Профессиональные;
  • Бытовые;
  • Комбинированные.

Бытовые пусковые приборы подразумевают их использование только в гаражных условиях. Как правило, эти аппараты рассчитаны на работу с сетью автомобиля 12 Вольт. Также встречаются такие устройства, которые работают в диапазоне напряжения 6-12 Вольт . С помощью этих приборов можно сделать зарядку аккумулятора, а также запустить не только двигатель автомобиля, но и мотоциклов, где напряжение бортовой сети имеет значение в 6 Вольт.

Профессиональные приборы заряда и запуска рассчитаны на эксплуатацию аккумуляторов, где напряжение сети имеет показатель и 12 , и 24 Вольта.

Рассчитаны эти устройства на пуск не только легковых автомобилей, но и коммерческих, где номинальное напряжение сети имеет 24 Вольта. Иногда можно встретить устройства, где диапазон выходного напряжения составляет 6-24 Вольт или даже 6-36 Вольт.

Оригинальным решением будет приобретение комбинированных пуско-зарядных приборов. Если внимательно разобраться, то это устройство является, по большому счету, инверторным сварочным агрегатом, с возможностью регулировки переключения выходного тока, который подходит для работы с бортовой сетью и аккумулятором автомобиля. Это многофункциональное устройство , но довольно сложное в повседневной эксплуатации.

Для начала, что необходимо учитывать, так это месторасположение машины на время, когда она не находится в эксплуатации. Тем автолюбителям, у которых есть гараж с подведенным в него электричеством, подходят стационарные устройства. Современные пусковые устройства имеют небольшие размеры, они не займут много места в вашем в гараже и в случае необходимости они все время находятся под рукой.

Если же автомобиль остается «ночевать» где-то на стоянке, то желательно выбрать автономное пусковое устройство. Данные приборы оборудуются встроенным аккумулятором , а это дает возможность делать зарядку или пуск двигателя без подсоединения его к электросети. Но за этим устройством потребуется особый уход, по причине того же установленного аккумулятора.

Затем нужно определиться, какой тип пуско-зарядного прибора подходит лучше всего. Если прибор будет применяться только с легковыми автомобилям, то вполне подходят бытовые устройства.

Хозяевам коммерческих автомобилей нужно уже обратить внимание на профессиональные приборы. Владельцам же машин, которые часто работают в гараже, и при этом используют сварочный аппарат, лучше обратить внимание комбинированные устройства.

Выбор по техническим критериям

Отправляясь выбирать пуско-зарядное устройство надо учитывать ряд факторов. В первую очередь, с каким аккумулятором этому прибору нужно будет работать. Разновидностей аккумуляторов несколько, и у любого вида существуют особенности в зарядке.

Потому перед тем, как идти за покупкой нужно точно уточнить, какой аккумулятор находится на автомобиле. Если это кислотная батарея , то и пусковое устройство обязано быть рассчитано на работу с таким видом аккумуляторов.

Дальше, что необходимо учесть, какое выходное напряжение обязано иметь пусковое устройство. Если для эксплуатации только с легковыми автомобилем, то вполне хватит и 12 Вольт. Но тут есть один интересный нюанс, пусковые устройства могут поддерживаться работоспособными довольно продолжительное время. И вполне вероятно, что автомобиль со временем поменяется и будет необходимо уже пусковое устройство с номинальным выходом 24 Вольта. То есть, наилучшим вариантом будет покупка устройства, которое можно будет эксплуатировать в диапазоне 6-24 Вольт, это не будет лишним.

Следующим этапом, который влияет на выбор пускового устройства, это сила тока, которое будет выдавать прибор для пуска двигателя.

Для определения этого показателя нужно посмотреть технические параметры автомобиля , а именно на силу тока, которая требуется для пуска автомобиля.

Если этой возможности, по какой-то причине нет, приблизительное значение этого показателя можно увидеть на аккумуляторе, который находится на авто.

Например, если на аккумуляторе указано, что его емкость имеет 60 А./ч., то пусковое устройство нужно подбирать с таким же показателем тока на выходе. Но опять-таки нужно взять в расчет то, что автомобиль может поменяться и это значение на машине будет больше и пусковое устройство с номиналом в 60 А./ч. уже не сможет запустить двигатель.

Потому рекомендуется при покупке пуско-зарядного прибора брать во внимание и этот фактор, так как купленное устройство, которое все время работает на максимальном значении, гораздо быстрей выйдет из строя из-за этой эксплуатации. Потому сила тока выбираемого устройства во время запуска обязана быть выше, чем необходимо.

Помимо силы тока для пуска, нужно учитывать и силу тока устройства , необходимого для зарядки батареи. Если выходная сила тока в режиме зарядки находится меньше, чем необходимо для аккумулятора, то это может привести к быстрому осыпанию батареи, по причине постоянной недозарядки.

Выбрать пусковое устройство по силе тока на зарядку довольно просто. Так как оптимальный показатель силы тока для подзарядки аккумулятора – это 10 % от общей мощности батареи. То есть, когда емкость батареи 60 А./ч., то сила тока, которая необходима на выходе, обязана составлять 6,0 Ампер. И опять-таки нужно учитывать, что прибор не должен работать на максимальных пределах, ему нужен определенный запас.

Выбор по оснащению

Затем, когда вопрос с техническими характеристиками, указанными выше, был решен, нужно обращать внимание на оснащение ЗПУ.

В первую очередь, надо провести зрительный осмотр прибора . Корпус пускового устройства обязан быть надежно зафиксирован, работа переключателей и тумблеров не должна вызывать каких-то сомнений, все должно быть тщательно закреплено.

У консультанта можно попросить сертификат качества, узнать сроки гарантии на данное устройство. Так как есть большая вероятность покупки товара плохого качества.

Затем, выбирая пусковое устройство, нужно познакомиться с техническим оснащением. Чем больше находится дополнительных функций у прибора и различных средств защиты, тем, естественно, лучше. Так как никто не застрахован от того, что случайно перепутает клеммы во время подключения прибора к автомобилю, что непременно приведет к поломке бортовой сети машины.

Провести визуальный осмотр зажимов и кабелей , их также в народе еще называют «крокодилами», также является непременным условием. Сечение проводов должно быть качественным. Это важно, так как во время пуска мотора, провода передают большой номинальный ток. И если сечение проводов будет некачественным, то они просто расплавятся и их нужно будет заменить.

Зажимы на проводах обязаны быть сделаны из меди толщиной от 3 миллиметров. Если толщина зажимов меньше, то есть большая вероятность их подгорания на участках контакта с клеммами.

Также нужно проверить прижим пружин, которые находятся на «крокодилах». Они обязаны иметь достаточное усилие, в противном случае контакт с клеммами будет ослабленным, это приведет к подгоранию зажимов и потере силы тока.

Также нужно заметить, что чем больше пусковое устройство для машины оборудовано дополнительными функциями для регулирования напряжения и силы тока, тем лучше.

Это же относится и к индикаторам режимов работы и к дополнительному оборудованию датчиками, которые показывают номинальную силу тока, выходного напряжения.

Подводя черту, можно подытожить, что и оба устройства для зарядки аккумуляторов имеют право на существование, их можно без проблем использовать для подзарядки аккумуляторов как отечественных, так и зарубежных, существует только один небольшой нюанс - зарядно-пусковые устройство необходимо использовать при отключенных от бортовой сети клеммах . Помимо того, устройство для зарядки АКБ обязано быть качественным, независимо от того к какому виду приборов оно относится.

И в конце… Перед использованием устройства для зарядки АКБ прочитайте инструкцию по эксплуатации, убедитесь в соответствии зарядного устройства с вашим АКБ. Правильное и качественное выбранное зарядное устройство избавит вас от множества проблем, значительно продлить время жизни аккумулятора, сэкономив этим ваши средства.

Автомобильную бортовую сеть до тех пор, пока силовая установка не запустится питает аккумуляторная батарея. Но сама она электрическую энергию не вырабатывает. Аккумулятор просто является вместилищем электроэнергии, которая храниться в нем и при надобности отдается потребителям. После израсходованная энергия восстанавливается за счет работы генератора, который ее вырабатывает.

Но даже постоянная подзарядка АКБ от генератора не способна полностью восстанавливать израсходованную энергию. Для этого периодически нужна зарядка от внешнего источника, а не генератора.

Конструкция и принцип работы зарядного устройства

Чтобы произвести используются зарядные устройства. Данные приборы работают от сети 220 В. На самом деле зарядное устройства является обычным преобразователем электрической энергии.

Он берет переменный ток сети 220 В, понижает его и преобразовывает в постоянный ток напряжением до 14 В, то есть до напряжения, которое выдает сам АКБ.

Сейчас производится большое количество всевозможных зарядных устройств – от примитивных и простейших до приборов с большим количеством всевозможных дополнительных функций.

Продаются и зарядные устройства, которые помимо возможной подзарядки АКБ, установленной на авто, могут еще и произвести запуск силовой установки. Такие устройства называются зарядно-пусковыми.

Есть и автономные зарядно-пусковые приборы, которые могут подзарядить АКБ или запустить мотор без подключения самого устройства к сети 220 В. Внутри же такого прибора помимо оборудования, преобразующего электрическую энергию, имеется еще и , что и делает такой прибор автономным, хотя батарее прибора тоже после каждой отдачи электроэнергии требуется зарядка.

Видео: Как сделать простейшее зарядное устройство

Что касается обычных зарядных устройств, то простейшее из них состоит всего из нескольких элементов. Основным элементом у такого устройства является понижающий трансформатор. В нем производится понижение напряжение с 220 В до 13,8 В, которые являются самыми оптимальными для зарядки АКБ. Однако трансформатор только понижает напряжение, а вот преобразование его с переменного тока на постоянный выполняется другим элементом устройства – диодным мостом, который производит выпрямление тока и разделение его на положительный и отрицательный полюса.

За диодным мостом обычно в схему включен амперметр, который показывает силу тока. В простейшем устройстве используется стрелочный амперметр. В более дорогих приборах, он может быть цифровым, также помимо амперметра может быть встроен и вольтметр. В некоторых зарядных устройствах существует возможность выбора напряжения, к примеру, им можно заряжать как 12-вольтовые АКБ, так и 6-вольтовые.

От диодного моста выходят провода с «плюсовой» и «минусовой» клеммами, которыми и производится подключение прибора к аккумулятору.

Все это заключено в корпус, из которого выходит провод с вилкой для подключения к сети, и провода с клеммами. Чтобы обезопасить всю схему от возможного повреждения, в нее включен плавкий предохранитель.

В целом, это и вся схема простого зарядного устройства. Выполнить им зарядку аккумулятора сравнительно просто. К разряженной батарее подключаются клеммы прибора, при этом важно не перепутать полюса. Затем прибор подключается к сети.

В самом начале зарядки прибор будет подавать напряжение с силой тока в 6-8 ампер, но по мере зарядки, сила тока будет уменьшаться. Все это будет отображаться на амперметре. Если батарея полностью зарядится, то стрелка амперметра опустится до нуля. Это и есть весь процесс зарядки аккумулятора.

Простота схемы зарядного устройства обеспечивает возможность самостоятельного его изготовления.

Самостоятельное изготовление автомобильного зарядного устройства

Теперь рассмотрим самые простые зарядные устройства, которые можно изготовить самому. Первым будет устройство, которое по принципиальной схеме очень сходно с описанным.

На схеме обозначено:
S1 - выключатель питания (тумблер);
FU1 - предохранитель на 1А;
T1 - трансформатор ТН44;
D1-D4 - диоды Д242;
C1 - конденсатор 4000 мкФ, 25 В;
A - амперметр на 10А.

Итак, для изготовления самодельного зарядного устройства понадобиться понижающий трансформатор ТС-180-2. Такие трансформаторы использовались на старых ламповых телевизорах. Его особенностью является наличие двух первичных и вторичных обмоток. При этом каждая их вторичных обмоток на выходе имеет по 6,4 В и 4,7 А. Поэтому чтобы добиться необходимых для зарядки АКБ 12,8 В, на которые способен этот трансформатор, нужно произвести последовательное соединение этих обмоток. Для этого используется короткий провод с сечением не менее 2,5 мм. кв. перемычкой соединяется не только вторичные обмотки, но и первичные.

Видео: Самое простое зарядное устройство для АКБ

Далее потребуется наличие диодного моста. Для его создания берутся 4 диода, рассчитанных на силу тока не менее 10 А. Эти диоды можно закрепить на текстолитовой пластине, а затем произвести правильное их соединение. К выходным диодам подсоединяются провода, которые устройство и будет подключаться к АКБ. На этом сборку прибора можно считать завершенной.

Теперь о правильности процесса зарядки. При подключении устройства к аккумулятору, нельзя перепутывать полярность, иначе можно вывести из строя и батарею, и прибор.

При подключении к АКБ, устройство должно быть полностью обесточено. Включать его в сеть можно только после подсоединения к батарее. Отключать от батареи его тоже следует после отключения от сети.

Сильно разряженную батарею нельзя подключать к прибору без средства, понижающего напряжение и силу тока, иначе прибор на АКБ будет подавать ток высокой силы, который может навредить батарее. В качестве понижающего средства может выступать обычная 12-вольтовая лампа, которая подсоединяется к выводным клеммам перед АКБ. Лампа при работе устройства будет гореть, тем самым частично забирая на себя напряжение и ток. Со временем, после частичной зарядки батареи, лампу из цепи можно исключить.

При зарядке периодически нужно проверять степень зарядки батареи, для чего можно воспользоваться мультиметром, вольтметром или нагрузочной вилкой.

Полностью заряженная батарея при проверке на ней напряжения должна показывать не менее 12,8 В, если значение ниже – требуется дальнейшая зарядка, для доведения этого показателя до нужного уровня.

Видео: Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками

Поскольку данная схема не имеет защитного корпуса, не стоит оставлять устройство без присмотра во время работы.

И пусть этот прибор не обеспечивает оптимальные 13,8 В на выходе, но для подзарядки аккумулятора вполне годиться, хотя примерно через два года пользования батареей все же понадобиться выполнить ее зарядку заводским устройством, обеспечивающим все оптимальные параметры для зарядки батареи.

Бестрансформаторное зарядное устройство

Интересной по конструкции является схема самодельного устройства, которое не имеет трансформатора. Его роль в данном устройстве выполняет набор конденсаторов, рассчитанных на напряжение в 250 В. Таких конденсаторов должно быть не менее 4. Сами конденсаторы подключаются параллельно.

К набору конденсаторов параллельно подключается резистор, предназначенный для гашения остаточного напряжения после отключения прибора от сети.

Далее потребуется диодный мост для работы с допустимым током не менее 6 А. Он подключается в схему после набора конденсаторов. А далее уже к нему подсоединяются провода, которыми устройство будет подключаться к АКБ.

Самой нередкой причиной поломки аккумулятора (АКБ) является его разрядка. Чтобы его восстановить используются зарядные устройства. Но на автомашинах могут быть установлены разные виды аккумуляторов, и каждый из них требует особого подхода к зарядке:

  1. Кислотные или свинцовые батареи наиболее часто устанавливаются в легковых авто. Для таких устройств нужна систематическая подзарядка.
  2. Щелочные АКБ применяются для тяжелой техники. Новые аккумуляторы данного типа рассчитаны на полный трехразовый круг зарядки-разрядки.

Внимание! Если в зимний сезон, у вас не заводится авто, скорее всего дело в аккумуляторе. В этот период нагрузка на АКБ возрастает, т.к. заряда генератора не хватает на одновременное использование печки, включенных фар и габаритных огней, поэтому батарея быстро разряжается.

Виды зарядных приборов для автомобильных батарей

По способу работы, зарядки для АКБ, бывают:

  1. Зарядные. Данный вид ЗУ только заряжает аккумулятор или поддерживает заряд на определенном уровне. Может быть подключен к АКБ без выключения бортовой сети.
  2. 2) Зарядно-пусковое ЗУ. Такое зарядный прибор выполняет две функции: заряжает батарею и запускает двигатель авто. Это устройство способно выдавать большое количество тока, достаточного чтобы завести двигатель машины, при неполной зарядке. Но пусковые зарядки более габаритные и тяжелые, соответственно и стоят дороже.

По функциональности выделяют следующие зарядные приборы:

Автоматические. Весь цикл зарядки происходит автоматически. Т.е. как только заряд достигнет 100% отметки, прибор выключается, и в дальнейшем он будет самостоятельно включаться, чтобы повысить уровень заряда.

В пятиступенчатых зарядных устройствах, выполняются следующие действия:

  • АКБ заряжается до 80%;
  • при помощи пониженного тока аккумулятор заряжается до 100%;
  • уровень зарядки поддерживается 95-100%;
  • имеется импульсный режим, для устранения сульфатации пластин;
  • производится диагностика АКБ.

Восьмиступенчатые зарядные приборы, могут:

  • устранять сульфатации способом заряда-разряда;
  • проверять дееспособность аккумулятора;
  • доводить заряд до 80%;
  • дозаряжать АКБ пониженным током до 100%;
  • диагностировать возможность аккумуляторной батареи, держать уровень заряда;
  • не давать расслаиваться электролиту при высоком заряде;
  • поддерживать работоспособность аккумуляторной батареи на максимальном пределе;
  • профилактически делать подзарядку до 95-100%.

В первую очередь нужно обращать внимание на следующие тех. показатели:

  • Показатели силы тока ЗУ. Они должны быть равны 10% от емкости аккумулятора. Например, при емкости АКБ 60 ам/ч, сила тока зарядки будет 6А;
  • Важной функцией является возможность регулировки силы тока и напряжения, это позволит максимально эффективно восстановить АКБ;
  • Напряжение ЗУ на выходе должно подходить по параметрам к батарее и бортовой сети;
  • Необходимо, чтобы зарядный стенд работал в большом диапазоне температур, особенно если приходиться работать при минусовой температуре.

Нужно учитывать климатические условия, в которых вы будете эксплуатировать свое авто. Если редко пользуетесь своим автотранспортом, то можно купить самое обычное зарядное устройство. Для тех, кто регулярно ездит на машине, лучше выбрать модель с функцией Boost, которая позволяет заряжать аккумулятор в наикратчайшие сроки.

Не стоит покупать ЗУ под определенную марку аккумулятора/автомобиля. Т.к. вы в любое время можете купить новое АКБ или поменять автомобиль, но при этом придется покупать новый прибор для подзарядки.

Совет! На случай если вы планируете в будущем сменить автомобиль, выбирайте зарядное устройство с 10% запасом мощности.

Для новичков, малоразбирающихся в автомеханике, лучше приобретать автоматические зарядки. Они стоит дороже своих аналогов, но избавят от многих проблем.

Перед покупкой обязательно прочитайте инструкцию. Спросите у продавца про наличие дополнительных функций (защита от короткого замыкания, корректировки заряда).

Внимательно отнеситесь к покупке ЗУ импортного происхождения. Дело в том, что очень часто встречаются подделки, внешне мало отличимые от оригинала. Лучше приобретать товар в крупных сетях или отдать предпочтение отечественной продукции.

При покупке обязательно просите чек и гарантийный талон. Если продавец не хочет выдавать их, лучше купить в другом месте.

Популярные марки зарядных аппаратов

Согласно отзывам покупателей, был составлен список, самых лучших производителей ЗУ. К ним относятся:

  1. Фирма Aiken, специализирующаяся на выпуске электрических приборов, в том числе и зарядок для автомобильных батарей кислотно-свинцового типа на 12 В. Стоимость их устройств, составляет от 1800-2900 руб.
  2. Итальянский бренд Telwin выпускает как обычные модели (Спид Старт 1212), так и профессиональные (Динамик Старт 620), напряжением от 4 до 12В. Поэтому ценовой диапазон здесь очень широкий: от 2500 до 14000 руб.
  3. Отечественная российская компания «Калибр» выпускает зарядки как для рядового пользователя (ЗУ-100), так и для работников автомастерских (ПЗУ-2,0). Цены варьируются от 1700-7000 руб.
  4. Латвийская компания Ресанта выпускает «продвинутую» модель ПУ-2, с фонариком, компрессором и USB входом, продается от 3500 руб.
  5. К бюджетным вариантам, можно отнести ЗУ фирмы «Сорокин»- «Сорокин 12.92», силой тока 2А, для аккумуляторов с емкостью 40А/ч. Его цена начинается от 1900 руб.

Зарядное устройство — незаменимая вещь для владельцев собственных авто, важная часть для обслуживания аккумуляторных батарей. Поэтому деньги будут потрачены не зря, они окупятся долгой работой автомобильной батареи.

Как выбрать зарядное устройство для авто: видео

Каждый автовладелец рано или поздно сталкивается с невозможностью завести машину из-за того, что сел аккумулятор. По «закону подлости» это часто происходит тогда, когда машина больше всего нужна.

Расскажем, как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций.

Факторы риска

Аккумуляторная батарея (АКБ ) не садится просто так. Считается, что новый автомобиль с новой АКБ способен проработать без замены или подзарядки источника энергии бортовой сети до трех лет.

Но это условный срок, все зависит от качества аккумулятора, от применяемых источников света в фарах (светодиоды намного экономичнее ламп накаливания ), от стиля езды, от условий, в которых эксплуатируется машина – на холоде любые АКБ склонны к саморазряду, наконец, от забывчивости водителя, многие забывают на ночь выключить музыку или габаритные огни и т. д.

Наконец, никто не застрахован от выхода из строя генератора , в этом случае вы сможете проехать пару километров на одной АКБ, но после этого она разрядится в «ноль».

Зарядка автомобильного аккумулятора возможна как в автосервисе, так и дома. Оптимально иметь в личном распоряжении специальное зарядное устройство (ЗУ ).

Как правильно выбрать зарядное устройство для АКБ? Видео:

Выбор зарядного устройства по основным параметрам

Основной критерий выбора ЗУ – параметры выходного тока. Они должны коррелировать с параметрами АКБ. Так, в современной мото- и автотехнике, исключая специализированную, применяют аккумуляторы с выходным напряжением от 6 В у мотоциклов до 24 В у грузовиков. Подавляющее большинство легковых автомобилей, в т. ч. дизельных, имеет АКБ на 12 В.

Соответственно, бортовой источник энергии грузовика должен штатно выдавать 25 В, мотоцикла – 7 В. Это необходимый запас для безопасности.

ЗУ выбирается соответственно классу вашей машины.

Второй важный параметр – выходная мощность и сила тока зарядки. Каждый аккумулятор имеет емкость, выражаемую в ампер-часах – 55 А/ч, 65 А/ч и т.д. Каждому автомобилю подходит только родной тип АКБ, на мощность которого он рассчитан. ЗУ должно выдавать зарядный ток, точно соответствующий мощности вашей батареи. Максимальный порог его рассчитывает как 10% от выходной силы тока в амперах.

Это значит, что для зарядки АКБ в 65 А/ч максимальный ток на выходе должен быть 6,5 А, оптимальный – половину этого значения, пример 3,2-3,3 А. Зарядка максимальным током не рекомендуется, т. к. она приводит к ускоренному выходу батареи из строя.

Отметим, что профессиональные зарядные устройства могут иметь широкий диапазон настроек выходного тока по силе и вольтажу – от 6 до 24 В соответственной мощности. Это позволяет заряжать АКБ автомобилей разных классов, но и стоят такие ЗУ дороже.

Выбор зарядного устройства по типу батареи

Кроме того, обязательно требуется учесть конструкцию вашей батареи. В настоящий момент на рынке присутствуют аккумуляторы разных типов:

  • свинцовые;
  • литий-ионные;
  • никель-кадмиевые;
  • гелевые и другие.

Они отличаются некоторыми эксплуатационными характеристиками. В частности, самые неприхотливые из всех – привычные всем свинцовые, самые требовательные к условиям зарядки – никель-кадмиевые, им для надежной работы обязательно требуется трехкратный цикл зарядки-разрядки. Если у вас такая батарея, то вам придется подобрать ЗУ специально для нее.

Гелевые и литий-ионные АКБ также требуют применения зарядных устройств, поддерживающих работу именно с ними. Информация о типах обслуживаемых АКБ находится в инструкции к зарядному устройству.

Как выбрать лучшее зарядное устройство для автомобильного АКБ?

Это главный вопрос для обычного автовладельца, не являющегося работником автосервиса. Для большинства людей главное – простота и безопасность использования, желательно соответствие техники принципу «нажал кнопку и забыл» . Ему соответствует только автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

Большинство из таких устройств относится к импульсному типу. Импульсное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора осуществляет подзарядку АКБ малыми импульсами, без участия человека регулируя параметры выходного тока.

Существуют три основных способа зарядить любую батарею:

  1. постоянным напряжением;
  2. постоянным током;
  3. комплексный, или смарт-режим.

Оптимальный режим зарядки АКБ – это зарядка постоянным напряжением. Самый быстрый – постоянным током, но при таком способе может пострадать аккумулятор.

В свинцовых, например, начинается сульфатация пластин, они покрываются налетом сульфатов - солей серной кислоты.

По мере накопления заряда подаваемую мощность нужно плавно уменьшать – с этим справляется только интеллектуальное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Оно автоматически регулирует параметры тока на выходе, не допуская перезаряда, а при достижении полной зарядки самостоятельно выключается.

Если надо поддерживать постоянный заряд АКБ, не используя его долгое время по назначению (например, в качестве резервного ), то можно оставить его подключенным к автоматическому ЗУ на всю зиму . Оно будет включаться и выключаться само по мере необходимости, поддерживая заданный уровень заряда.

Другая важная функция – наличие возможности запуска двигателя при полностью севшей АКБ. Ей обладают пуско-зарядные устройства.

Они способны выдать однократный мощный импульс, который может прокрутить стартер и завести машину. Пуско-зарядные аппараты снабжены собственным аккумулятором, поэтому достаточно тяжелы и громоздки.

Еще одна важная функция – наличие режима экстренной подзарядки, иногда он называется Boost. Им обладают некоторые ЗУ без опции прямого пуска. Это режим зарядки мощным постоянным током, он дает возможность «накачать» АКБ за несколько минут, но при этом способствует скорому выходу ее из строя и подходит не всем типам аккумуляторов. Использовать его без экстренной необходимости не рекомендуется.

Правила выбора

Для того чтобы определиться, какое ЗУ вам нужно, следует прикинуть его необходимую функциональность и соответствие критерию цена/качество.

Все зависит от того, сколько у вас машин и есть ли среди них, к примеру, грузовик с АКБ на 24 В; стоит ли машина зимой в теплом гараже или на улице, ездите вы преимущественно в городе, часто заглушая двигатель (худший вариант для любого аккумулятора ) или по трассе, где батарея постоянно заряжается от генератора.

Некоторые автовладельцы предпочитают регулировать процесс зарядки самостоятельно, им подойдет устройство с возможностью ручной регулировки параметров.

Обычно такие ЗУ снабжаются дискретным или аналоговым амперметром и вольтметром, имеют верньеры для точной юстировки и относятся к классу профессиональных. Все они имеют опции автоматического и ручного режима работы.

Цена их варьируется от 2 000 до 10 000 рублей . В основном на цену влияет бренд, европейские и американские аппараты всегда дороже, китайские и отечественные дешевле. При этом функционал их примерно одинаков: защита от перезаряда, случайной переполюсовки, перегрева и т. д. В большинстве есть защита и от короткого замыкания.

В качестве ЗУ с ручной регулировкой заряда можно рассмотреть, например, модель «Автоэлектрика Т-1021». Оно имеет два режима работы, при этом ручной обеспечивает более аккуратную зарядку батарей. Диапазон выходной емкости весьма широк: от 3 до 90 А/ч, выходное напряжение – 12 В.

Устройство работает от сети, имеет встроенный фонарь. Достоинством его является цена – порядка 2000 рублей при достаточно богатом функционале, оно обеспечивает полный комплекс мер защиты, включая восстановление разряженной свинцовой батареи с сульфатированными пластинами. Недостатком можно счесть отсутствие режима Boost и возможности прямого запуска двигателя.

Пуско-зарядное устройство для аккумулятора, видео:

Как заряжать автомобильный АКБ зарядным устройством дома или в машине?

В этом нет ничего сложного. Большинство современных ЗУ вообще не требуют обязательного отключения батареи от бортсистемы автомобиля.

Основные правила зарядки автомобильных аккумуляторов состоят лишь в том, что процесс должен происходить в теплом сухом месте (дома, в гараже или на крытой стоянке ), клеммы аккумулятора должны быть чистыми, без окислов, сама батарея исправна. Потеки электролита на АКБ недопустимы!

Подключение зажимов к клеммам осуществляется так: плюс ЗУ к плюсу батареи, минус к минусу. Первым всегда подключается плюсовой провод, по традиции он красный. Потом минусовой, он черный. Далее устройство включается в сеть. Режим работы осуществляется согласно инструкции.

Отключается ЗУ в обратном порядке: сначала обесточивается, потом снимается минусовой черный провод, и только затем плюсовой красный. Соблюдайте эти простые правила, и электрика долго будет служить вам верой и правдой.

В это трудно поверить, но не перевелись еще на Руси люди, которые вовремя загоняют свой автомобиль на техническое обслуживание, заправляют его горючим еще до того, как загорится контрольная лампочка на приборной панели, и меняют аккумуляторную батарею не по фактическому состоянию, а исходя лишь из максимального срока службы, указанного ее производителем. Одним словом, махровые перестраховщики – поголовно с полисом каско в кармане правда, таковых подавляющее меньшинство.

Остальной народ – автолюбители и автопрофессионалы – обращают внимание на аккумуляторную батарею (АКБ) только после того, как та сама напомнит им о своем существовании. Однажды, вместо бодрого вжикания стартера услышав из-под капота беспомощно-вялое похрюкивание со стрекотанием втягивающего реле, водитель транспортного средства отчетливо понимает, что аккумулятор безнадежно разряжен. Существует множество причин, по которым это могло произойти, и далеко не всегда сложившаяся ситуация является поводом для паники и срочного визита в автосервис для проведения дорогостоящего ремонта.

Как вариант, владелец просто забыл отключить какое-либо «прожорливое» бортовое устройство, подсоединенное к электросети напрямую и, соответственно, продолжающее функционировать, невзирая на заглушенный двигатель и вынутый ключ зажигания. Другой весьма распространенный случай – аккумулятор попросту выработал свой ресурс и не держит заряд: срок службы качественной батареи редко превышает 3-4 года среднеинтенсивной эксплуатации, а недорогая модель маловразумительной марки вполне способна «откинуть банки» через 6-12 месяцев после начала использования.

Как продлить «жизнь» аккумуляторной батарее?

Конечно, способы существуют, но. честно говоря, ни один из них не стоит затраченных усилий и денег. Лучше всего просто ездить на своем автомобиле, наслаждаться процессом и не думать о плохом, а когда АКБ сядет, зарядить ее с помощью зарядного устройства (ЗУ) или заменить на новую. Кстати, автор этих строк в свое время пошел именно по второму пути, т. е. наведался в ближайший автомагазин, купил там аккумулятор, установил его в машину вместо старого, завел мотор и поехал по своим делам. Способ радикальный, конечно, но не совсем оправданный с экономической точки зрения, да и реализация задуманного может оказаться не очень простой, ведь далеко не всегда батарея оказывается разряженной прямо возле известного сетевого магазина запчастей!

Подводя итоги столь долгой вступительной части, хочется резюмировать: если АКБ села, то вернуть ее к жизни поможет либо ЗУ (но ему потребуется определенное время, так что сразу завести мотор и поехать не удастся), либо пуско-зарядное устройство (а вот оно позволит немедленно запустить двигатель и быстро отправиться по своим делам). По какому принципу они работают, как выбрать и купить нужную модель? Давайте разберемся.

Аккумуляторные процессы

Из школьного курса физики многие помнят, что внутри аккумулятора протекает химическая реакция, сопровождающаяся вырабатыванием электроэнергии. Процесс этот является обратимым, т. е. заряд батареи можно восстановить, подав на ее клеммы электрический ток от внешнего источника. Роль последнего под капотом автомобиля играет генератор, приводимый во вращение от двигателя внутреннего сгорания. В итоге наблюдается следующая картина: часть энергии, накопленной аккумулятором, расходится стартером при запуске мотора, после чего бортовая энергосеть машины переключается на питание от генератора, обеспечивающего энергоснабжение всех систем, а заодно подающего ток для восстановления заряда (подзарядки) аккумуляторной батареи.

Но ничто не вечно под луной. Среднестатистический автомобильный аккумулятор, будь он хоть трижды фирменным, служит не более 3-4 лет, впрочем, порой встречаются экземпляры со «стажем» в 5 лет. И все это время внутри него протекает ряд необратимых химических процессов, идущих по нарастающей (т. е. чем дальше – тем активнее) и не позволяющих батарее накапливать расчетное количество энергии. Одновременно повышается саморазряд, который у абсолютно новых аккумуляторов практически незаметен, зато старая батарея на исходе срока службы запросто может, постояв без дела и даже с отсоединенными проводами, разрядиться в ноль за пару недель.

И еще одно. В слабеющем аккумуляторе образуется большое количество сульфата свинца, который образует сплошную корку с высоким электрическим сопротивлением на поверхности пластин и препятствует их взаимодействию с электролитом. Сульфатация пластин аккумулятора возникает из-за недопустимого снижения уровня электролита, систематического недозаряда или длительного хранения в незаряженном состоянии. Это приводит к значительному снижению максимальной силы тока на клеммах аккумуляторной батареи, соответственно, его попросту не хватит для нормальной работы стартера.

Напрашивается законный вопрос: насколько большой ток требуется, чтобы завести автомобиль? Разумеется, это зависит от объема (и состояния, кстати) двигателя. Чуть позже, выбирая пуско-зарядное устройство, мы вернемся к данному вопросу, а пока несколько вполне дельных советов касательно эксплуатации аккумуляторов.

Чтобы аккумуляторная батарея честно отслужила положенное время и не подвела своего владельца в самый ответственный момент, рекомендуется хотя бы раз в 3-5 месяцев проверять ее состояние, измеряя плотность электролита или величину напряжения. Первый метод более точный, но для необслуживаемых аккумуляторов он не годится. Тогда идем по второму пути. Исходные данные: допустимая степень разрядки батареи составляет не более 25% зимой и 50% в теплое время года. Каждая банка полностью заряженного аккумулятора должна держать напряжение не меньше 1,7 В под нагрузкой в течение 5 секунд: напряжение 1,6-1,7 В соответствует разрядке на 25%, а 1,5-1,6 В свидетельствуют о 50% заряде.

При покупке новой аккумуляторной батареи следует взглянуть на дату ее производства. Аккумулятор может храниться не более 12 месяцев, после чего его необходимо подзарядить малым током. Проще говоря, от покупки экземпляра, выпущенного более года назад, лучше воздержаться. Кто-то может назвать эту рекомендацию спорной, но лучше перестраховаться, чем потом бегать в бесплодных попытках обменять неисправное изделие по гарантии.

Перед тем как поместить неновый аккумулятор на хранение, его необходимо

Зарядные устройства

Чтобы зарядить автомобильный аккумулятор, потребуется зарядное устройство (ЗУ) – источник постоянного тока при напряжении 14.4 В. Почему именно столько, а не 12. как на самой аккумуляторной батарее (АКБ)?

Все очень просто: при одинаковом или незначительно различающемся потенциале на зарядном устройстве и аккумуляторе ток зарядки не возникнет либо же будет настолько слабым, что процесс окажется бесполезной тратой времени. Поэтому напряжение на выходе зарядного устройства немного выше, чем на клеммах аккумулятора.

Обычно зарядное устройство состоит из трансформатора с выпрямителем, в качестве которого используется диодный мост (т. н. мостовой выпрямитель) или один полупроводниковый диод (полупериодный выпрямитель). Для бытового зарядного устройства особой разницы между этими схемами нет, разве что первый вариант отличается меньшей потребляемой мощностью, но более высокой стоимостью. Кроме того, в составе зарядных устройств имеются амперметр для контроля заряжаемого тока и провода с зажимами для присоединения к клеммам АКБ.

Сейчас в качестве альтернативы трансформатору во многих моделях ЗУ используются инверторные преобразователи. Они хоть и несколько дороже трансформаторных аналогов, зато легче и компактнее последних, к тому же имеют электронную защиту от короткого замыкания и переполюсовки, оснащены функцией автоматического выключения при полной зарядке аккумулятора, устойчивы к скачкам напряжения и тока в питающей сети.

Среди пользователей бытует мнение, что старый добрый трансформатор надежнее новомодного инвертора и ресурс у него выше. Ни убедительного подтверждения, ни бесспорного опровержения данной теории до сих пор не поступало. Впрочем, все зависит от поставленных задач. Лет десять назад автор этих строк купил себе для личного пользования максимально дешевое сугубо китайское зарядное устройство на основе импульсного трансформатора

(судя по массе всей конструкции). За указанное время зарядное устройство, кстати, поныне живое и здравствующее, ровно дважды использовалось по прямому назначению, правда, один раз без толку (аккумулятор был безнадежно мертвым), трижды отдавалось друзьям-соседям в бесплатную аренду и раз пятьсот тупо перекладывалось с места на место, чтобы не мешалось под ногами. При такой «насыщенной» трудовой биографии надежность, ресурс и нюансы конструкции устройства выглядят как-то не слишком важными. Минимум органов управления, копеечная цена и никакой автоматики – впрочем, а вот ее отсутствие как раз является существенным недостатком. Особенность технологии зарядки АКБ заключается в том, что воздействие зарядным током постоянной силы дает возможность полностью зарядить батарею, но такой способ приводит к сильному повышению температуры электролита и как следствие, снижению ресурса аккумулятора.

С другой стороны, если заряжать его при постоянном значении напряжения, то подобной проблемы не возникнет, однако существенно возрастающее на завершающей стадии внутреннее сопротивление банок вызовет большое падение силы зарядного тока, в итоге АКБ окажется заряженной не полностью. Здесь на выручку приходит «умная» автоматика, использующая комбинированную технологию: вначале аккумулятор заряжается при постоянном значении тока, который в определенный момент начинает снижаться с одновременной стабилизацией напряжения в цепи ЗУ. Как результат, батарея оказывается полностью заряженной без ущерба для ее ресурса.

Пуско-зарядные устройства

С конструктивной точки зрения это те же зарядные устройства, только способные выдавать достаточно большой выходной ток силой в несколько сотен ампер. Абсолютно незаменимая вещь, можно даже сказать, безальтернативное решение на тот случай, когда батарея села и не может нормально крутить стартер, а ехать надо, причем срочно.

Присоединяем провода пускозарядного устройства к аккумуляторным клеммам (не снимая сам аккумулятор!) под капотом автомобиля, включаем на приборе соответствующий режим работы и смело заводим мотор.

В электросети машины имеются два устройства – стартер и генератор, являющиеся источниками мощных помех, электромагнитных возмущений, скачков напряжения и тока. Единственной эффективной преградой на пути распространения указанных напастей по электропроводке к тонким чувствительным приборам типа бортового компьютера является как раз аккумуляторная батарея. Отсюда совет: ни в коем случае не заводить двигатель со снятым аккумулятором!

Но вернемся к вопросам запуска двигателя и для начала разберемся, какова же сила тока, потребляемая стартером автомобиля. В качестве некой «средней температуры по больнице» можно привести такие цифры:

  • легковым малолитражкам потребуется около 180-200 А:
  • чтобы завести двигатель объемом 3 литра и более, нужно порядка 300-350 А;
  • особо мощные внедорожники, грузовики, тягачи, автобусы, спецтехника и т. п.
  • момент запуска силового агрегата потребляют не менее 500-600 А.

Какой вывод можно сделать из сказанного? Ну, как минимум такой, что для подключения пуско-зарядного устройства нужна электросеть с достаточным запасом по подключаемой мощности. Простые, хотя и очень приблизительные расчеты показывают: речь идет о 4-5 кВт в течение нескольких секунд или даже десятков секунд. Проводка сечением 1,5 ммг, защищенная автоматическим выключателем на 16 А, не потянет такую нагрузку.

Выбор зарядного устройства

Итак, на чем же следует остановить свой выбор незадачливому владельцу севшего аккумулятора? Очень не хотелось опускаться до банальных советов вроде «берите только качественные модели в проверенных магазинах», но придется. Зарядное (и тем более пуско-зарядное) устройство – это такая штука, которая может не просто сломаться или наглухо испортить АКБ. а стать причиной гораздо более серьезных бед вплоть до получения термических и химических ожогов пользователями, возникновения пожара в мастерской или гараже. Тот. кто хотя бы один раз наблюдал, как взрывается автомобильный аккумулятор, вряд ли захочет снова увидеть подобное зрелище, да еще и с максимально короткой дистанции. Отсюда вывод: лучше воздержаться от покупки непонятного изделия неизвестной марки, «удачно» приобретенного по случаю на интернет-распродаже и щедро снабженного аж двухнедельной гарантией продавца.

Для начала нужно выбрать между зарядным и пуско-зарядным устройством. Нужен ли режим пуска, т. е. планируется ли в случае недееспособности АКБ заводить автомобиль от гаражной розетки? Здесь многие скажут что-то вроде «да кто ж его знает!» и будут правы. Тогда спросим по-другому: приходилось ли до этого момента хоть раз сожалеть об отсутствии пуско-зарядного устройства в мастерской или гараже?

И вдогонку: позволит ли местная электросеть обеспечить нормальное питание для столь мощного потребителя (напоминаем, что речь идет о 4-5 кВт)? Если в ответ на эти вопросы хотя бы раз прозвучало «нет», то приобретение «пуско-зарядки» (впрок? на всякий случай? чтобы было?), между прочим, довольно тяжелой, громоздкой и относительно дорогостоящей конструкции, выглядит бессмысленной тратой денег.

Ну а если объективная необходимость в наличии режима пуска все-таки имеется, то выбирать конкретную модель следует, исходя из максимального пускового тока, требующегося для обеспечения работы стартера автомобилей, для которых, собственно, приобретается пуско-зарядное устройство. В принципе, здесь можно взглянуть на емкость установленной АКБ и воспользоваться следующей таблицей зависимости:

  • аккумуляторы емкостью до 60 А-ч обеспечивают пусковой ток до 180 А;
  • аккумуляторы емкостью 100 А-ч обеспечивают пусковой ток около 300 А;
  • аккумуляторы емкостью (в т. ч. суммарной) 250 А-ч и более обеспечивают пусковой ток от 600 А и выше.

Главным показателем способности ЗУ справляться со своей основной задачей является выходное напряжение и максимальная сила зарядного тока.

Что касается вольтажа, то прибор может предназначаться для работы с АКБ номинальным напряжением 6 В (для мотоциклов), 12 В (для легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовиков) и 24 В (используется в бортовой электросети мощных грузовиков, больших автобусов и т. д.). Многие модели зарядных устройств являются универсальными, они способны работать с любым из указанных напряжений, выбираемых при помощи переключателя на панели управления прибором. Здесь надо быть осторожным: ошибка может привести к выходу из строя либо самой «зарядки», либо аккумуляторной батареи.

Оптимальное значение зарядного тока принимается за 10% от емкости аккумулятора в начале процесса с понижением до 5% после того, как напряжение на клеммах достигнет 14,4 В (в «умных» зарядных устройств это отслеживается и регулируется автоматически). Таким образом, максимальная сила тока для зарядки АКБ на 55 Ач составляет 5,5 А, а при использовании батареи на 100 А ч -10 А. Впрочем, речь идет о нормальном режиме зарядки, которая длится около 10-12 часов и не оказывает негативного влияния на ресурс АКБ.

Если же поставлена задача как можно быстрее восстановить работоспособность глубоко разряженной аккумуляторной батареи, задействуется так называемая форсированная зарядка (при наличии такой функции у зарядного устройства) током величиной до 70% номинальной емкости аккумулятора.

Это значительно ускоряет процесс, однако требуется постоянно контролировать температуру электролита, чтобы она не превышала 45 °С, иначе АКБ выйдет из строя.

Итак, оптимально подобранное зарядное устройство должно иметь автоматическое управление режимами работы, защиту (желательно электронную, а не банальный плавкий предохранитель) от перегрузки, короткого замыкания и неправильной полярности.

Кроме того, значение максимальной силы тока зарядки должно выбираться с некоторым запасом, но без лишнего «фанатизма»: конечно, ни один электроприбор не любит долговременно работать на пределе своих возможностей, но с другой стороны, чем мощнее зарядное устройство – тем оно дороже. Если в автомобиле используется АКБ емкостью, например 60 Ач, то оптимальный ток зарядки составляет 6 А, следовательно, имеет смысл купить зарядное устройство на 10 А, а для батареи на 100 А лучше взять зарядное устройство с максимальным зарядным током 15-18 А.

Зарядное устройство в машине своими руками

Из недорогих запчастей, которые можно купить в магазине радиодеталей, собрал автомобильное зарядное для мобильного телефона (планшета и т.п.)-

Понадобилось: интегральный стабилизатор 7805 керамический и электролитический конденсаторы (их емкости могут варьироваться, но напряжение - не менее 16 В) разъем USB разъем под прикуриватель.

Собранную схему можно установить как в приборную панель, так и подключать через прикуриватель в автомобиле.

Напряжение на выходе должно варьироваться в пределах 4,9-5,1 В.

В иных случаях подключение устройства для зарядки запрещено!

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...