Анализ рынка компонентов тормозных систем легковых автомобилей. Анализ тормозных систем автомобиля

Рынок автокомпонентов и запчастей в России для легковых автомобилей - 2013
Маркетинговый отчет

Издатель - АВТОСТАТ
Формат: PDF, 416 стр.

Представляем маркетинговый отчет "Рынок автокомпонентов и запчастей в России для легковых автомобилей", подготовленный аналитическим агентством "АВТОСТАТ" по итогам 2012 года.

Обращаем ваше внимание, что расчеты велись только по вторичному рынку компонентов и запчастей, но исключительно для легковых автомобилей. При этом необходимо заметить, что в основе нашей методики лежит численность и структура парка легковых автомобилей. Цифры расчета отражают реальную потребность рынка в запасных частях для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии в нормальных экономических условиях без учета временных и сезонных сдвигов спроса.

SpoilerTarget">Спойлер: Полное описание

Представляем маркетинговый отчет "Рынок автокомпонентов и запчастей в России для легковых автомобилей", подготовленный аналитическим агентством "АВТОСТАТ" по итогам 2012 года.

Обращаем ваше внимание, что расчеты велись только по вторичному рынку компонентов и запчастей, но исключительно для легковых автомобилей. При этом необходимо заметить, что в основе нашей методики лежит численность и структура парка легковых автомобилей. Цифры расчета отражают реальную потребность рынка в запасных частях для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии в нормальных экономических условиях без учета временных и сезонных сдвигов спроса. В отчете не учтены, например, обстоятельства, когда в целях экономии автовладельцы отодвигают сроки замены масла или ремонта неисправной детали, в условиях теплой зимы эксплуатируют автомобиль на "полуживых" аккумуляторах или ездят на изношенных шинах.

Построив прогноз парка, который сложится в России на конец текущего года, мы оценили также емкость рынка 2013 года. Расчет емкости был сделан по всем основным сегментам вторичного рынка после оценки ресурса запасных частей. Всего были просчитаны десятки позиций комплектующих, которые были разделены на различные группы. Итоговые расчеты представлены в отчете в натуральном выражении (штуках или комплектах) и денежном (USD) по каждой позиции, по группам запчастей и в целом по рынку за несколько лет, включая прогноз на 2013 год.

Данный отчет состоит из нескольких разделов. В первом разделе представлена общая характеристика рынка компонентов. Кроме того, приводятся и данные по производству и продажам легковых автомобилей в РФ, а также рассматривается как марочная, так и возрастная структура российского парка. Второй раздел, который является основным, содержит информацию по емкости вторичного рынка запасных частей, его региональной и марочной структуре. Особо отметим, что здесь весьма подробно представлена каждая группа компонентов в отдельности, с соответствующими параметрами и расчетами. В качестве отдельных разделов приводится информация, как о производителях компонентов, так и крупных компаниях, реализующих широкий ассортимент запасных частей для легковых автомобилей на территории РФ.

Маркетинговый отчет "Рынок автокомпонентов и запчастей в России для легковых автомобилей" подготовлен методом кабинетного исследования. Основными источниками информации являются собственные базы данных и информация, полученная непосредственно в компаниях-участниках рынка. Структура подачи информации и расчетные методики разработаны специалистами аналитического агентства "АВТОСТАТ". Тем не менее все они базируются на основополагающих принципах расчетов емкости рынка, принятых в общемировой практике. Данные, представленные в отчете, структурированы и собраны в таблицы, при необходимости проиллюстрированы графиками и диаграммами.


СОДЕРЖАНИЕ (краткое)
  1. Общая характеристика рынка, тенденции и перспективы
  2. Оценка ёмкости рынка автомобильных компонентов. Методика расчета и основные параметры
  3. Компании-продавцы запасных частей
  4. Профили производителей автокомпонентов

SpoilerTarget">Спойлер: Полное содержание

Общая характеристика рынка, тенденции и перспективы
Динамика и структура производства автомобилей
Динамика и структура авторынка
Марочная структура парка
Возрастная структура парка
Этапы становления рынка автокомпонентов в России
Тенденции и перспективы рынка автокомпонентов

Оценка ёмкости рынка автомобильных компонентов. Методика расчета и основные параметры
Характеристика и оценка ёмкости вторичного рынка запчастей
Региональная емкость вторичного рынка
Ёмкость вторичного рынка по брендам
Методика расчета и основные параметры
Автомобильные шины
Автомобильные аккумуляторы
Лицевые детали кузова. Детали экстерьера
Автомобильные масла и смазочные материалы
Автомобильные фильтры
Детали тормозной системы
Узлы и детали подвески
Узлы и детали рулевого управления
Узлы и детали сцепления
Узлы и детали трансмиссии
Узлы и детали топливной системы
Узлы и детали системы выпуска
Узлы и детали системы зажигания
Узлы и детали системы охлаждения
Узлы и детали ЭСУД
Узлы и детали электрооборудования
Детали для капремонта двигателя
Ремни приводные

Компании-продавцы запасных частей
Характеристики компаний

Профили производителей автокомпонентов:

  • Anvis Group
  • Asahi Glass Company Automotive
  • Atsumitec Co.
  • AUTOLIV INC
  • Bekaert
  • Benteler Automobiltechnik GmbH
  • BoryszewS.A.
  • Bosal
  • Bosch Group
  • Bridgestone Corporation
  • Brose Group
  • BRISK
  • Bulten
  • Chemetall GmbH
  • CIMOS d.d.
  • CLN S.p.A
  • Continental
  • Continental Matador Rubber
  • Coskunoz
  • Delphi Automotive Systems
  • DENSO Corporation
  • DuPont
  • DURA Automotive Systems
  • Edscha Holding GmbH
  • Eberspacher GmbH & Co. KG
  • FAURECIA
  • FEDERAL-MOGUL CORPORATION
  • Ficosa
  • Flaig + Hommel GmbH
  • FUCHS PETROLUB AG
  • Fuyao Glass Industry
  • Gates Corporation
  • Gestamp
  • Grupo Antolin
  • Halla Climat Control Corp.
  • Hayes Lemmerz
  • HELLA KG Hueck & Co.
  • Hi-Lex Corporation
  • HP Pelzer Group
  • Hyundai Mobis
  • Inergy
  • Johnson Controls
  • Johnson Matthey
  • Lear Corp.
  • Leoni
  • Magna International Inc.
  • Magneti Marelli
  • MAHLE Group
  • MANN+HUMMEL
  • Matador Holding Bulten
  • Mefro Wheels GmbH
  • MICHELIN
  • Mubea
  • NOKIAN TYRES
  • Omen High Pressure Die Casting
  • Optibelt Power Transmission
  • Orhan Holding A.§.
  • PAULSTRA Automotive
  • PILKINGTON
  • PIRELLI S.p.A.
  • PPG Industries
  • Prevent Group
  • Raviv ACS Ltd.
  • Saint-Gobain Sekurit
  • Sanoh Industrial
  • Schaeffler Group
  • Scherdel GmbH
  • Siemens VDO Automotive
  • Sisecam Group
  • Stadсo Holding Ltd.
  • Takata
  • Tenneco Automotive
  • TI Automotive
  • Toyota Boshoku Corporation
  • Toyota Tsusho Corporation
  • TPV GROUP
  • Tramico SAS
  • Trelleborg Automotive
  • TRW KFZ
  • VALEO
  • Visteon
  • Webasto
  • WITZENMANN GROUP
  • Yapp Automotive Parts Co.
  • YOKOHAMA RUSSIA
  • ZF FRIEDRICHSHAFEN AG
  • CBD (ООО "Феникс")
  • Авангард
  • Август
  • Авизол
  • Авто ЛТД
  • Автоагрегат (Ливны)
  • Автоарматура
  • Автомобильные системы
  • Авто-Радиатор
  • Автоконтакт (Ульяновск)
  • АвтоАудиоЦентр
  • АвтоВАЗагрегат
  • АвтоГидравлика
  • Авто-град
  • Автодеталь (Димитровград)
  • Автодеталь (Самара)
  • Автодеталь-Сервис
  • Автокомплект
  • АвтоКом
  • ГК Автокомпонент
  • Автоглушитель (Автоконтинент+)
  • АвтоМаркет
  • АвтоПластик
  • Автоприбор
  • Автоприбормаш
  • Арзамасское ПО Автопровод
  • АвтоЭм
  • АвтоСтарт
  • АвтоТрейд
  • АвтоТурбоСервис
  • Автоэлектроника
  • Автрамат
  • АВТЭЛ НПП
  • АКСИОМА №1
  • Аккумуляторные технологии
  • Алнас
  • Альметьевский завод Радиоприбор
  • Альфа Автоматив Техноложиз
  • АП Пластик
  • АСОМИ
  • Авто-Тор-Продакшн
  • АТЭ-1
  • Аутокомпонент Инжиниринг
  • Аутомотив лайтинг
  • Баксанский завод Автозапчасть
  • Баксс
  • Балаковорезинотехника
  • Балтрезинотехника
  • Батайское ПО Электросвет
  • Белебеевское предприятие Автодеталь
  • БелЗАН
  • Белкард
  • Белмаг
  • Би Питрон
  • БИГ Фильтр
  • Булгар-Синтез
  • ВАЗИНТЕРСЕРВИС
  • Валее-95
  • Веста
  • Вилюй
  • Витал (СП SEPRUS)
  • Восток-Амфибия
  • Волгатрансмаш
  • Волжский подшипниковый завод
  • ВПО Пpoгpecc
  • Волжскрезинотехника
  • Вэлконт
  • Геатех
  • Геркон-Авто
  • Группа компаний П.А.К.
  • Глазов. Электрон
  • Гранд Ри Ал
  • Дайдо Металл Русь
  • Дайформ
  • Дан-Ати
  • Дафми
  • Димитровградскии вентильный завод
  • Девон Рус
  • Дейвон Соллерс
  • Демфи
  • Димитровградский завод вкладышей
  • Димитровградский завод радиаторов
  • Донхи Рус
  • Детальстройконструкция
  • Дувон Рус
  • Еврокардан
  • ЕЗТАТИ
  • Завод Атлант
  • Завод Волна
  • Завод автомобильных катализаторов
  • Завод высокоточных деталей
  • Завод климатических систем
  • Завод Красная Этна
  • Завод МЕТАЛЛОКОМПЕНСАТОР
  • Завод Металлоформ
  • Завод радиоаппаратуры
  • Завод Электроприбор
  • Завод индустриальных покрытий
  • Заволжский моторный завод
  • ЗЭВС Авто
  • Интеркос-IV
  • ИПPOCC
  • ИСТОК и Курский завод Аккумулятор
  • Итэлма НПО
  • ГК Криста
  • Калужский завод телеграфной аппаратуры
  • Кварт
  • Квинта Декор
  • Кинельагропласт
  • КОНис
  • Кордиант
  • Курганмашзавод
  • Костромской завод Автокомпонентов (Мотордеталь)
  • Курская подшипниковая компания
  • КрасТЭМ
  • Калужский электромеханический завод
  • ЛайтТек плюс
  • Лидер
  • Литейно-механический завод СКАД
  • Лузар ТД
  • Лысковский электротехнический завод
  • МарКон
  • Мегалист-Таганрог
  • Мегалюм
  • Мегапейдж
  • Мегапласт
  • Металлопродукция
  • МЗАТЭ-2
  • Мобил ГазСервис
  • Мотор-Cyпep
  • Начало
  • Нефтемаслозавод
  • Нижнекамский завод низковольтного провода
  • УК Татнефть- нефтехим
  • Новавтопром
  • Новгородский автоагрегатный завод
  • Норма
  • НТЦМСП
  • Обнинскоргсинтез
  • Олимп Моторс
  • Орбита
  • Оренбургский радиатор
  • ОРЛЭКС
  • Орника
  • Освар
  • Электромеханический завод Пегас
  • Пермский пружинно-рессорный завод
  • Пластик
  • Подшипник-Интер
  • Полад
  • Политех
  • Концерн Прамо
  • ПРОМА колеса из легких сплавов
  • Пушкинский завод металлоизделий
  • ПЭС/СКК
  • Регион
  • Рекардо
  • Релейная компания
  • Риваль Россия
  • Рикор Электроникс
  • Росава
  • РосАЛит
  • РОССКАТавто
  • Рулевые системы
  • Сааргумми-Русланд
  • Салаватстекло
  • Салют-Фильтр
  • СамараАвтоПрибор
  • Самараавтожгут
  • Самарская кабельная компания
  • Самарская технологическая компания
  • Самарский завод клапанов
  • Самарский электромеханический завод
  • Саранский электроламповый завод
  • Сарапульский электрогенераторный завод
  • Саратовский подшипниковый завод
  • СЭПО-ЗЭМ
  • ПО Север
  • Сердобский машиностроительный завод
  • Серп и Mолот
  • СТАПРИ
  • Сигнал
  • Симбирский завод стеклоподёмников
  • Символ
  • ПКФ Сириус
  • СК-ПРОМАВТО
  • Смоленский завод радиодеталей
  • СОАТЭ
  • Соллерс-штамп
  • НПП СОТЕКС
  • СОЭЗ-Автодеталь
  • Стандартпласт
  • Стар (ПАО Инкар)
  • Ступинская металлургическая компания
  • СэчжонгРус
  • Татхимпласт
  • Теслафт
  • Технические системы
  • Техноформ
  • ТЗА (Тольяттинский завод автоагрегатов)
  • Тиссан
  • ТНК смазочные материалы
  • Тольятти Комплект Авто
  • Топливные системы
  • Тосол-Синтез
  • Точмаш
  • ТПВ РУС
  • Триал
  • Тросифоль
  • Тюменский аккумуляторный завод Автоагрегат (Кинешма)
  • Улпласт
  • Управление малой механизации
  • Урал-Автооборудование
  • УралАТИ
  • Уралэластотехника
  • Уфимское агрегатное ПО (УАПО)
  • УЭЛЗ-СВЕТ
  • Федерал-Могул Набережные Челны
  • Фенокс
  • Фобос-Авто
  • Фритекс
  • Цитрон
  • ЦСКАБ-Прогресс
  • Чайковский завод РТД
  • ЧЕТРА-КЗЧ
  • Челябинский кузнечно-прессовый завод
  • Череповецкий металлургический комбинат
  • Шанс-Плюс
  • Шатковский завод нормалей
  • Эдельвейс
  • ЭКОФИЛ
  • Электроисточник
  • Электром
  • Эталон-Ф
  • ЯзРТИ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели и виды исследования товарного рынка. Основные методы сбора первичных данных. Метод оценки территориальной емкости рынка, его сегментация. Общая характеристика рынка сырной продукции. Предложение на рынке сыра России. Анализ рынка в Алтайском крае.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2016

    Группа парфюмерно-косметических товаров, их классификация по различным признакам. Показатели состояния рынка и его перспективы. Основные производители и поставщики. Создание собственной парфюмерной марки. Понятие сегмента рынка и класса продукции.

    реферат , добавлен 22.01.2011

    Анализ хозяйственной деятельности организации и ее внешнего окружения. Структура ассортимента ООО "Хладокомбинат № 2". Основополагающие принципы работы компании. Основные финансовые результаты предприятия. Понятие и основные признаки сегментации рынка.

    отчет по практике , добавлен 10.06.2014

    Понятие "маркетинговое исследование рынка". Система информационного исследования рынка: метод сбора и анализа информации. Разработка стратегии и тактики выступления на рынках, целенаправленной товарной политики. Маркетинговая среда и сегментация рынка.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2011

    Исследование методологии анализа рынков. Теоретические аспекты анализа рынка и рыночной конъектуры на примере исследования рынка недвижимости: понятие, цели, основные направления, задачи, виды и методы анализа. Информационное обеспечение анализа рынка.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2011

    История возникновения и развития организации. Характеристика отделов предприятия и его кадрового состава. Обзор рекламного рынка г. Красноярска. Структура выпускаемой продукции, ее основные потребители и поставщики. Способы продвижения продукции.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2011

    Анализ макро- и микросреды обувного рынка. Экономические, социально-культурные и технологические факторы развития рынка обуви. Классификационные признаки сегментации рынка. Потребители и конкуренты. Оценка привлекательности рынка танцевальной обуви.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2015

Маркетинговый отчет

«Рынок автомобильных компонентов

и запчастей в России»

В первом полугодии 2010 года аналитическое агентство «АВТОСТАТ» подготовило маркетинговый отчет «Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России». Помимо сбора и обработки информации , аналитики разработали собственный подход к оценке ёмкости рынка. Причем в текущем отчете по итогам 2009 года была серьезно усовершенствована методика с целью получения более детализированных данных. Для чего весь парк был разбит не только на отечественные и импортные марки, но и на четыре возрастные группы.

Расчет емкости был сделан по всем основным сегментам вторичного рынка после оценки ресурса запасных частей. Всего были просчитани десятки позиций запасных частей, которые были разделены на 18 групп. Итоговые расчеты представлены в отчете в натуральном выражении (штуках или комплектах) и денежном (USD) по каждой позиции , по группам запчастей и в целом по рынку за 4 года , включая прогноз на 2010 год. Обратите внимание, что расчеты велись по рынку компонентов и запчастей только для легковых автомобилей .

Отчет подготовлен методом кабинетного исследования. Основными источниками информации являются собственные базы данных и информация, полученная непосредственно в компаниях-участниках рынка. Структура подачи информации и расчетные методики разработаны специалистами аналитического агентства «АВТОСТАТ». Тем не менее все они базируются на основополагающих принципах расчетов емкости рынка , принятых в общемировой практике.


Этапы становления рынка автокомпонентов в России

Рынок автокомпонентов в России, как и вся автомобильная промышленность в целом, прошел путь развития, отличающийся от того пути, каким развивался этот рынок в Западной Европе. Его главной особенностью является существование в течение длительного времени в условиях плановой экономики.

Большая часть компонентов для сборки в этот период производилась либо на самих автомобильных заводах, либо на предприятиях, выпускавших весьма широкую номенклатуру изделий определенного профиля, например электротехнику или резинотехническиеизделия.

Во время перехода страны к рыночной экономике получил развитие и рынок автокомпонентов. В первую очередь эта тенденция коснулась вторичного рынка, то есть деталей и узлов, предназначенных для обслуживания и ремонта автомобилей. Предприятия, имевшие для этого технологические возможности и производственные мощности, наладили выпуск компонентов для вторичного рынка.

С дальнейшим ростом автомобильного рынка в России и принятием Правительством Постановления «О промышленной сборке» № 000 в стране открываются предприятия по производству иномарок.

мы находимся на пороге нового этапа развития отрасли. В апреле 2010 года была утверждена стратегия развития автопрома России на период до 2020 года, которая определила возможные сценарии развития как автомобильного производства, так и компонентной отрасли.

Раздел I. Общая характеристика рынка, тенденции и перспективы

В 2009 году на территории Российской Федерации было собрано около 595 тыс. легковых автомоби-лей, что почти на 60% меньше предыдущего го-да. В том числе сборка автомобилей зарубежных брендов составила чуть менее 279 тыс. автомобилей (53%-е падение по отношению к 2008 году). Н амного серьезнее рухнула программа производства легковых автомобилей отечественных марок – в количественном выражении было собрано 316,9 тыс. единиц против 879,1 годом ранее.

Крупнейшим производителем легковых автомобилей на территории России в 2009 году оставался АВТОВАЗ: предприятием было выпущено 294,7 тыс. автомобилей (63,2%). Если учесть, что общий объем сборки легковых автомобилей в стране не превысил отметкив 600 тыс. штук, становится очевидно: тольяттинский бренд обладает еще значимой позицией в автомобильной промышленности РФ.

В 2009 году в России было продано более 1 млн. 396 тыс. новых легковых автомобилей. Доля иномарок при этом уменьшилась и составила 72,9% (1,01 млн. шт.). Отечественные модели незначительно укрепили свои позиции – их доля увеличилась на 2,5 процента до 27,1%. Лидером рынка по-прежнему остается продукция марки LADA , продажи которой составили немногим более 354 тыс. шт., а рыночная доля - 25,3%. На другие российские марки с каждым годом приходится все меньшая часть рынка легковых машин: по итогам 2009 года эта цифра составила 1,7%.

Лидером среди иномарок остается Chevrolet с результатом 104,4 тыс. штук, ему принадлежит около 7,5% российского рынка новых легковых автомобилей. Успех марки в стране обусловлен популярностью дешевых украинских моделей Chevrolet Lanos, моделей корейского подразделения Chevrolet DAT (Chevrolet Lacetti и Aveo) и продукции СП «GM-АВТОВАЗ » (Chevrolet Niva). Н


Региональная структура парка

По состоянию на начало 2010 года, российский парк насчитывал 32,8 миллиона автомобилей, которые относятся к категории легковых. Отметим, что в это количество не попали модели, которые относятся к сегменту «легкой коммерческой техники» (LCV) (например, ИЖ-2717, Peugeot Partner или Volkswagen Transporter), которые принадлежат к категории «В» и учитывались в предыдущем отчете.

Анализируя марочную структуру парка, можно отметить, что суммарная доля автомобилей российских марок неуклонно снижается. Тем не менее на них приходится около 60% парка страны. По-прежнему большая часть парка (43,5%) приходится на долю тольяттинской марки LADA.

парка. Число иномарок в Р оссии из года в год неуклонно растет. Ориентируясь на структуру парка по состоянию на начало 2010 года, можно констатировать, что более 40 процентов легковых автомобилей, эксплуатируемых на территории России, носят на кузове иностранный лейбл. Общее количество иномарок к 2010 году увеличилось до 13,3 миллиона единиц.

Лидирующие позиции в иномарочном парке занимает японская Toyota (2,8 миллиона штук), на долю которой приходится 8,6% парка РФ.

Структура рынка и классификация участников

Индустрия производства автомобильных компонентов и запчастей в нашей стране начала формироваться параллельно с развитием автопрома.

Исторически так сложилось, что большая часть комплектующих изделий выпускалась самими автопроизводителями. Кроме того, в индустрии были задействованы предприятия, производившие широкую гамму продукции для разных секторов экономики, в том числе для автомобильной промышленности. При этом в условиях плановой экономики существовало четкое распределение – кто, кому и что должен поставлять.

В начале 90-х годов, после распада СССР, начали формироваться рыночные механизмы взаимодействия между предприятиями. Частьпоставщиков, оставшихся за пределами России или не выдержавших рыночной конкуренции, были вынуждены сократить объем поставок либо вообще уйти с рынка. Им на смену начали появляться новые игроки, более мобильные и технологически «продвинутые».

В то же время, ряд предприятий автокомпо-нентного сектора появились на свет благодаря начавшемуся в середине 90-х годов процессу «выноса» отдельных про-изводств за пределы сборочных заводов.

Концепция развития автопрома до 2020 года, разработанная Минпромторгом и утвержденная Правительством России в конце апреля 2010 года, предусматривает существенную модернизацию автокомпонент-ного сектора. Предполагается, что за ближайшие 10 лет в это направление будет инвестировано порядка 150 млрд. рублей.

Реструктуризация ландшафта российских поставщиков автокомпонентов по горизонтальной специализации предполагает их укрупнение и специализацию по категориям автокомпонентов с обеспечением поставок для нескольких автопроизводи-телей. При этом планируется, что в каждой категории автокомпонентов будут присутствовать 2 – 3 производителя, конкурирующих между собой.

Отличительные особенности российского рынка

Российский рынок автомобильных комплектующих и запасных частей имеет ряд отличительных особенностей от европейского или американского. Эти особенности связаны с историей формирования рынка, географией и климатом страны, а также с менталитетом участников рынка. Не последнюю роль здесь играет бедность большого числа реальных и потенциальных потребителей, но в то же время большое желание иметь собственное средство передвижения.

Хотя доля иномарок в российском парке постепенно увеличивается, в эксплуатации еще находится достаточно много старых российских моделей. Например, доля вазовской «классики» в российском парке легковых автомобилей составляет 22,3%, доля «Москвичей» - 4,4%, «Волг» - 4,8%, «ЗАЗ ов» - 2,6%, «УАЗ ов» - 1,6%.

Тенденции и перспективы рынка автокомпонентов

По итогам 2009 года общий объем производства автомобильной техники в Р оссии снизился на 59,8% и составил 722,4 тысячи единиц. Это самая низкая цифра производства автомобилей за последние 38 лет. В 2010 году рынок начинает восстанавливаться, и большинство сборочных предприятий покажет рост производства на величину не менее 15 процентов.

Основополагающим документом для развития как автопрома, так и компонентной отрасли на сегодняшний день является «Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Приказом Минпромторга Р оссии № 000 от 01.01.01 года. Один из блоков «Стратегии» отведен определению сценариев развития для сегмента производителей автокомпонентов.

В рамках развития автопрома по сценарию «Партнерство» должна произойти реализация следующих проектов компонентной отрасли: проекты по производству дифференциалов , ШРУС, опор, тяг, шарниров, модулей подвески, систем АБС, тормозных механизмов, рулевых систем, систем пассивной безопасности, каркасов и компонентов сидений, генераторов и стартеров, электромеханических приводов, переключателей и приборов, дверных панелей, климатических систем, систем охлаждения , электронных систем управления, выхлопных систем, прецизионных э/сварных труб и др.

Локализация сборки иномарок в России

На предприятиях промышленной сборки к 2012 году, как планируется, можно будет собирать 1,4 млн. автомобилей. Режим промсборки предполагает заключение соглашений автопроизводителей с Минэкономразвития сроком на семь лет для действующих предприятий и на восемь лет – для вновь создаваемых. В этом соглашении утверждаются перечень комплектующих, ввозимых беспошлинно или по минимальной ставке от 3 до 5% (вместо 5 – 20%), и график локализации.

Раздел II. Оценка емкости рынка автокомпонентов и запчастей в России

Методика расчета и основные параметры

Методика расчета емкости вторичного рынка компонентов и запчастей базируется на двух основных параметрах: эксплуатационном ресурсе деталей и обслуживаемом автомобильном парке.

Весь парк мы разбили на четыре возрастных группы. Первая группа «до 3 лет» объединяет автомобили, в подавляющем большинстве находящиеся на гарантийном обслуживании у дилера. В о вторую группу в возрасте 3 -10 лет вошли автомобили, у которых закончилась гарантия, но техническое состояние остается хорошим, а серьезные затраты на ремонт появляются ближе к концу периода. Велик риск отказа многих узлов у автомобилей в возрастелет. Н у а больше всех времени в ремонте проводят владельцы автомобилей старше 20 лет.

Каждой возрастной группе соответствует своя величина среднегодового пробега: для автомобилей до трех лет – 20 тыс. км, от 3 до10 лет – 18 тыс. км, от 10 до 20 лет – 15 тыс. км и автомобилей старше 20 лет – 10 тыс. км.

Характеристика и оценка емкости вторичного рынка

Согласно нашей оценке, общий объем вторичного рынка автомобильных компонентов и запчастей в Р оссии в 2009 году составил свыше 15 млрд. USD. Эта цифра меньше цифры предыдущего года по причине возросшего курса доллара, ведь при расчетах мы оперировали рублевой стоимостью с последующим пересчетом результата в доллары. По нашему прогнозу, рост емкости рынка в денежном выражении произойдет в текущем году на величину 19,5%. Причины две: рост парка и увеличение рублевых цен на запчасти, наблюдаемое в первом полугодии 2010 года. Происходит это на фоне курса доллара, уровень которого аналогичен прошлогоднему.

В данном отчете мы рассмотрели лишь несколько десятков наиболее ходовых позиций, разделив их на 18 товарных групп. В их состав включены основные запчасти, которые требуют регулярной замены и чей выход из строя не является единичными случаями и последствиями брака либо неправильной эксплуатации.

Каждой группе компонентов отводится отдельнся страница, на которой представлены краткое описние рынка для этого компонента, структура рынка, емкость рынка по годам и расчетная емкость вторичного рынка в соответствии с возрастной структурой парка.

Группы, представленные в отчете: Автомобильные шины; аккумуляторы; лицевые детали кузова; детали экстерьера. Автомобильные масла и смазочные материалы; фильтры; детали тормозной системы. Узлы и детали: подвески; рулевого управления; сцепления; трансмиссии; топливной системы; системы выпуска; системы зажигания; системы; ЭСУД; электрооборудования. Детали для капремонта двигателя; ремни приводные. В качестве примера данные со страницы по одной из групп.

Автомобильные аккумуляторы

Российский рынок аккумуляторных батарей для легковых автомобилей в 2009 году пережил не лучшие времена, и более всего пошатнулись позиции первичного рынка: все производители автомобилей значительно сократили программу производства.

Согласно нашим оценкам вторичного рынка, основанным на среднем ресурсе аккумуляторной батареи в 4 года (именно столько служит АКБ при правильном уходе и нежестких режимах эксплуатации), и активно эксплуатируемом парке в 26,8 миллиона автомобилей, ежегодная потребность российских автовладельцев в аккумуляторах оценивается в 5,8 миллиона единиц.

Эта цифра может колебаться в довольно широком диапазоне – сказывается сильная зависимость ресурса АКБ от климатических условий эксплуатации. Ч резвычайно холодная зима порождает всплеск продаж аккумуляторов, а теплая зима может продлить его срок службы на 2 - 3 года.

Раздел III Характеристика компаний-продавцов запасных частей

Запасные части для легковых автомобилей на российский рынок поставляются более чем сотней специализированных компаний. Мы не ставили задачу полного охвата этого сегмента рынка, представленные компании - наиболее крупные игроки в разных регионах России. В отчете представлено краткое описание 58 компаний – продавцов запчастей.

Раздел IV Характеристика производителей автомобильных компонентов и запчастей (профили)

В данном разделе представлены профили производителей автокомпонентов, в том числе 46 профилей иностранных производителей, присутствующих на российском рынке и 272 профиля российских компаний-производителей автокомпонентов.

Каждый профиль содержит краткое описание деятельности компании, в мире и в России(для иностранных), реквизиты головной компании и представительства в России (для иностранных компаний), информацию о руководителе, финансовые показатели и указание основного вида деятельности .

За дополнительной информацией и с вопросами вы можете обращаться в аналитическое агентство «Автостат» по электронной почте: *****@***ru, *****@***ru

Игорь Плотников, директор по продажам BOSAL в России и странах СНГ:

«Основным трендом на рынке автокомпонентов в 2017 году стало общее снижение покупательной способности населения. Наиболее ярко это проявилось в продолжающемся спаде продаж новых автомобилей. При этом продажи запчастей имеют зачастую положительную динамику. В этих условиях нам пришлось перестраиваться «на ходу», т.к. тенденции по разным группам товаров зачастую имели разнонаправленные векторы.

Вследствие спада продаж автомобилей снизился спрос и на аксессуары. Мы отмечаем снижение спроса на тягово-сцепные устройства (фаркопы). Часть потребителей из-за недостатка средств приобретают более дешевую продукцию. С другой стороны, из-за высокого курса евро товары, произведенные в России (а к ним относятся и фаркопы BOSAL), становятся более конкурентными по сравнению с импортной продукцией. В области выхлопных систем премиум-класса BOSAL является лидером на российском рынке, и наличие склада в России только упрочило наши позиции на рынке.

В 2016 году мы старались максимально поддерживать своих дистрибьюторов, т.к. для многих этот год был непростым, особенно в регионах. Снижение потребительского спроса заставляет региональных игроков сокращать складские запасы, уменьшать ассортимент. В таких условиях возрастает роль оперативной отгрузки и быстрой доставки. Эти направления мы и старались развивать.

В 2016 году наиболее важным событием для нас стало открытие российского склада выхлопных систем BOSAL. Хотя формально он был открыт в конце прошлого года, в полную силу он начал работать именно в 2016 году. Это дало оперативный доступ российским клиентам к полному ассортименту продукции BOSAL, при этом с минимальными издержками.

Расширение ассортимента как выхлопных систем, так и тягово-сцепных устройств продолжится и в 2017 году. В следующему году мы уделим повышенное внимание быстросъемным фаркопам. И производственные мощности в России позволяют выпускать этот высокотехнологичный продукт, адаптировать его к российским условиям и устанавливать на него доступную цену.

В наступающем году мы рассчитываем на стабилизацию экономики и повышение покупательной способности населения. Но даже если этого не произойдет, у нас есть возможности и желание развивать и улучшать предложение нашей продукции, чтобы максимально обеспечить ею наших потребителей».

Ольга Каткова, менеджер отдела продаж компании Japanparts:

«Кризисное состояние российской экономики, и в частности падение автомобильного рынка в течение всего 2016 года, обусловило основные тенденции рынка автозапчастей. Несмотря на снижение покупательной способности населения, количественно независимый рынок автозапчастей не только не сократился, но и показал некоторый рост. Это можно объяснить тем, что потребители не покупают новые автомобили, а ремонтируют уже имеющиеся. Располагая ограниченным бюджетом для ремонта, автовладельцы отказываются от покупки оригинальных или дорогих деталей в пользу их дешевых аналогов. Это ставит перед поставщиками задачу обеспечить бесперебойные поставки недорогих и качественных запасных частей.

Важным фактором конкуренции на вторичном рынке автокомпонентов для Japanparts и ее дистрибьюторов стала способность компании переориентироваться на предложение продукции, не уступающей по своим эксплуатационным характеристикам лучшим образцам, с сохранением оптимального соотношения качества и цены. Ведь при усилении спроса на продукцию низкоценового диапазона основными факторами конкуренции остаются качество предлагаемого товара и его наличие у дистрибьюторов.

Компания Japanparts всегда внимательно и с пониманием относилась к потребностям своих дистрибьюторов. В 2016 году совместно с нашими партнерами мы сконцентрировались на поддержании оптимального уровня наличия нашей продукции, так как спрос на нее устойчиво рос весь год. В 2016 году в Japanparts продолжилась работа над ассортиментом. Речь идет как о традиционных для компании товарных группах, где мы стремимся к полному покрытию всех моделей японских и корейских автомобилей, так и о новых товарных линейках. В частности, в Japanparts разработали полный ассортимент амортизаторов для азиатских и европейских иномарок.

В 2017 году Japanparts продолжит развиваться по трем векторам: оптимальная, отвечающая запросам рынка цена, традиционно высокое качество и постоянное наличие товара на складах дистрибьюторов. Мы надеемся, что такая сложная и кропотливая работа позволит Japanparts упрочить лидерские позиции в России, увеличив долю рынка в сложных для всех его участников условиях».

Том Хайнер , директор alca mobil logistics + services gmbh:

«В 2016 году общий спад в экономике отразился и на рынке автокомпонентов. Но бизнес всегда встречается с вызовами внешней среды, будь то кризис, конкуренция или подделки. Главное, чтобы компании удавалось справляться с поставленными задачами. В нынешнем году ассортимент марки alca ® , под которой продаются товары немецкого качества по доступным ценам, мы расширили за счет еще более бюджетных продуктов, сохранив при этом высокие стандарты качества. Оптимизировав расходы на упаковку и премиальные детали, мы создали товар, отвечающий вызовам кризиса. Несколько лет мы наблюдали рост спроса на бескаркасные щетки стеклоочистителя alca ® SUPER FLAT. В этом году их обогнали более экономичные бескаркасные щетки alca ® SPECIAL. В этом проявляется тенденция роста спроса на недорогие и практичные товары. Есть другая тенденция - спрос на аксессуары премиального качества, которые будут служить заведомо долго. Поэтому хорошо зарекомендовавшие себя на рынке гибридные щетки HEYNER ® HYBRID с универсальными характеристиками для разных сезонов пользуются высоким спросом даже в кризис.

В период нестабильности на рынке автолюбители ориентируются на известные бренды, доверяя качеству их товаров. И в ситуации ограниченных доходов населения такое доверие имеет приоритетное значение. Бренд alca ® - долгожитель российского рынка автоаксессуаров, поэтому спрос на продукцию сохраняется и сейчас.

Компания alca mobil logistics + services gmbh осуществляет дистрибуцию через партнерскую сеть. Такая схема подходит компаниям, которые одновременно являются и производителями, и поставщиками. И одними из важных пунктов для успешного сотрудничества становятся отлаженное взаимодействие и взаимная нацеленность на успешную работу. Мы создаем удобную рабочую среду: нет сбоев в поставке продукции, любые проблемы мы оперативно устраняем, а за успешную работу дилеры получают бонусные поощрения. Мы также участвуем в регулировании работы между нашими партнерами и всегда готовы поддержать всесторонние соглашения между коллегами.

Мы имеем многолетний опыт сотрудничества с дистрибьюторами в более чем 70 странах мира, но Россия - наш самый большой рынок. Здесь мы работаем с рядом крупных дистрибьюторов. Благодаря им наша продукция уже присутствует во всех регионах страны.

В 2016 году бренды alca ® и HEYNER ® представили новинки на всех ведущих выставочных пространствах в России и Германии - MIMS Automechanika, ИНТЕРАВТО, Automechanika во Франкфурте-на-Майне, «Мир детства». Бренд alca ® был впервые удостоен награды за компрессоры в категории «Доступная цена и высокое качество» в ведущей премии отрасли «Мировые автомобильные компоненты - 2016».

В этом году мы выпустили ряд уникальных и высокотехнологичных новинок - мощный alca ® Aeropressor Stahl-Zylinder (35 л/мин) и необычный круглый компрессор alca ® Aeropressor O-Form. Также появился усиленный ножной насос alca ® AeroPump Kompakt (7 бар), стальные цилиндр и рама которого гарантируют его прочность и долговечность. Также бренд alca ® представил зарядное устройство для мобильного телефона - портативный alca ® PowerBank (4000 мАч для iPhone, Ipod, Ipad, Samsung, HTC и камеры), а также разветвители прикуривателя с USB-входами, провода уникального цвета и дизайна для подзарядки техники.

Отдельное внимание в этом году было уделено противоугонным системам. Блокиратор руля alca ® AutoSafe представил надежный и бюджетный вариант защиты от угона, а HEYNER ® предложил несколько способов защиты четвертого уровня (по шкале из четырех): за счет сцепления руля и педали - HEYNER ® PedalBlock и за счет блокировки руля - HEYNER ® WheelBlock.

К 2017 году у бренда alca ® появится новая линейка каркасных щеток alca ® SPECIAL KONTAKT. Такие щетки отличаются новым дизайном и дополнительным защитным чехлом. Мы прислушались к потребностям автолюбителей и требованиям торговых сетей и предусмотрели для новых щеток блистерную пластиковую упаковку с прозрачной серединой для защиты от подделок.

Мы надеемся, что в 2017 году в России экономическая ситуация начнет меняться в лучшую сторону, что приведет к повышению потребительской активности. В свою очередь мы планируем и в 2017 году предлагать рынку инновационные и технологичные автоаксессуары по доступным ценам».

Илья Соколов, региональный менеджер DENSO по России, Беларуси и Казахстану:

«Рынок автокомпонентов в этом году переживал не лучшие времена. Потребители экономили, стремясь минимизировать расходы, не чувствуя стабильности в экономике. По оценкам экспертов, рынок в евровом эквиваленте если не упал, то стагнировал. В этих условиях продолжилось увеличение объемов поставок недорогих запчастей. Премиальные бренды по-прежнему оставались в зоне риска, ведь их продукции сложно выдерживать конкурентоспособность в таких условиях. Эти явления не сказались на показателях компании «Денсо Рус». Нам лишь пришлось сконцентрироваться на проектах, которые повышают узнаваемость и доступность нашего бренда.

Мы продолжили развитие ассортимента: вывели в продажу новые артикулы, расширяли применяемость на уже существующий ассортимент, запустили маркетинговые программы, которые дали заметные результаты. Принимая их во внимание, можно уже сейчас подвести предварительный итог: 2016 год для нас был очень успешным.

Главным критерием успеха мы считаем правильное позиционирование бренда. Мы делаем акцент на соотношении «цена - качество» продукта и на сроке службы компонентов DENSO. Отмечу, что 2016-й - это первый полный год, когда у нас появилась новая свеча Iridium ТТ. Ресурс этих свеч достигает 120 000 км, это беспрецедентный показатель на рынке.

Нашему успеху мы обязаны и нашим клиентам. Мы запустили ряд логистических проектов по доставке заказов до филиалов. Уменьшили для этого минимальные суммы, взяв на себя затраты на эти маршруты. Проект оказался успешным - заказы в регионах, где мы запустили более доступную доставку, увеличились в несколько раз. Теперь наши запчасти быстрее прибывают на склады филиалов дистрибьютора, и это повышает шансы выиграть борьбу с конкурентом. Мы значительно усилили позиции в таких регионах, как Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Краснодар, Минск. В будущем видим тенденцию выхода ведущих игроков автокомпонентного рынка из Москвы в самые дальние регионы с относительно невысокой конкуренцией.

В 2016 году компания «Денсо Рус» отметила 10-летний юбилей. Мы позитивно смотрим в следующий год, продолжим проекты, которые начали в 2016 году. Среди новых продуктов стоит отметить новые артикулы по датчикам давления воздуха во впускном трубопроводе, компрессорам, радиаторам, конденсорам, щеткам стеклоочистителей, стартерам. В 2017 году мы выводим на рынок совершенно новый продукт - датчики распределительного и коленчатого валов».

Сергей Васильков, выездной территориальный менеджер стран СНГ, ООО «Брембо Руссия»:

«Уходящий год я бы назвал годом стабильности. И дело здесь не в том, что стало легче жить или проблемы ушли. Исчезли панические настроения, и люди начали привыкать к новой реальности. А реальность такова, что усилилась борьба за каждого клиента из-за падения покупательского спроса. Точнее, спрос есть, но денег на этот спрос население стало выделять меньше, чем ранее. А потому все участники рынка стали более ответственно подходить к решению оперативных вопросов и планированию. Многие дистрибьюторы пересмотрели продуктовые портфели с выделением ключевых товаров и направлений деятельности, что способствовало стабилизации положения на рынке запасных частей. В течение года мы отмечали повышенный спрос на обновление информации о наших продуктах, а это говорит о фокусировке дистрибьюторов на определенных товарах и брендах.

Как мы и предполагали, произошло четкое разделение рынка на премиум- и экономсегмент. Потребители делают выбор либо в пользу дешевого товара, либо в пользу дорогой продукции с отменным качеством и характеристиками. Как и прежде, основными факторами конкуренции являются цена товара, его качество и, безусловно, доступность «здесь и сейчас». Спасибо покупателям, которые ценят качество и надежность. Благодаря им в 2016 году мы продолжили рост, который продолжается уже не первый год, несмотря на трудные времена.

Мы не стали менять подход к дистрибуции товара, так как считаем, что наши партнеры должны быть уверены в последовательности наших обещаний и шагов. Мы продолжаем вести политику ограниченного количества дистрибьюторов, это позволяет сфокусироваться на каждом из них и совместными усилиями делать продукцию Brembo доступной для автовладельцев. Присутствие нашего товара в регионах обусловлено расширением филиальной сети наших дистрибьюторов. А так как столичный рынок автозапчастей «перегрет», практически все дистрибьюторы начали активно развивать продажи в регионах. В помощь нашим дистрибьюторам, помимо различных программ поддержки, мы на регулярной основе проводим семинары во всех регионах страны. И именно в регионах наблюдается повышенный интерес к нашим семинарам. Региональные продавцы хотят больше знать о Brembo, чтобы иметь возможность профессионально продавать наш товар.

Brembo сфокусирована на разработке и производстве элементов тормозной системы. Наша цель - это качество, надежность и инновации в этой сфере. Мы не стремимся увеличить количество продуктовых линеек в угоду тенденции расширения бизнеса. У нас узкая специализация, в которой мы являемся «законодателем моды». Тем не менее компания ежегодно обновляет свой ассортимент. Например, в середине прошлого года мы вывели на рынок линейку перфорированных дисков - Xtra. Год назад мы предлагали 50 артикулов, сейчас же в нашем каталоге есть 167 артикулов. И 2017 год не будет исключением, каждый месяц мы планируем увеличивать ассортимент.

В 2017 год мы смотрим с оптимизмом. Надеемся на то, что стабилизация рынка продолжится и страну, а также рынок автозапчастей минуют потрясения. Мы рассчитываем на рост рынка автозапчастей, который будет связан со спадом продаж новых автомобилей и с увеличением доли автомобилей с пробегом, на которые, естественно, нужны запасные части. Не сомневаюсь, что компания Brembo так же продолжит радовать своих поклонников и предлагать уверенность в безопасности торможения».

Игорь Коричнев, глава российского представительства Dayco:

«Главный фактор, влияющий на российский рынок автокомпонентов в 2016 году, - общая экономическая ситуация в России. Нестабильный курс рубля к евро определял ценовую политику участников рынка. Падение продаж новых автомобилей привело к увеличению спроса на качественные автокомплектующие для ремонта подержанного транспорта.

В нынешних условиях цена представляется основным критерием, по которому автовладелец выбирает запчасть. Однако ее качество и надежность по-прежнему играют важнейшую роль. Особенно это актуально в сфере систем ременного привода. По большому счету факторы конкуренции сейчас мало отличаются от существовавших ранее. К ним относятся качество продукта, конкурентная цена, ассортимент бренда и его покрытие рынка. Ну и, разумеется, очень важен сервис со стороны бренда: постоянное наличие нужного клиенту товара на складе, скорость доставки продукции до клиента, маркетинговая и информационная поддержка дистрибьюторов и прочие стандартные пункты.

В уходящем году при работе с российскими партнерами мы старались прислушиваться к их запросам и, по возможности, идти им навстречу. Что касается динамики нашего развития на рынке России, то мне сложно выделить какие-то определенные регионы. Имеют место плавный рост и укрепление позиций во всех субъектах.

Что касается перспектив нашего развития в России, то мы продолжим расширение ассортимента компонентов передачи крутящего момента (Power Transmission). Это наше основное направление. Стараемся удовлетворить спрос совершенно разных категорий пользователей. В частности, мы предлагаем ремкомплекты, включающие как максимально полный набор комплектующих категории KTBWP (ремни, ролики, натяжители, водяной насос, крепеж), так и сокращенные комплекты - без водяных насосов (KTB или KPV) или состоящие из одних ремней (TB Set). Есть у нас и отдельные компоненты - всевозможные ремни, а также ролики и натяжители.

Среди новинок ассортимента для российского рынка комплектующих для послепродажного обслуживания можно назвать, в частности, ремни в масле BIO (Belt-in-Oil) и ремкомплекты с ним - до сих пор они поставлялись только для оригинальной комплектации. Нельзя не упомянуть и расширение ассортимента ремкомплектов с водяным насосом, цепей и комплектов с ними. В этой сфере Dayco продолжает политику расширения ассортимента компонентов передачи крутящего момента.

Говоря о перспективах 2017 года, хочу отметить, что на фоне относительной стабилизации курса национальной валюты и некоторого укрепления экономического состояния рынка потребители привыкли к новым жизненным реалиям. Поэтому мы ожидаем в 2017 году укрепления наших позиций. Dayco не только продолжит расширять свой ассортимент на российском рынке, но и будет активней продвигать свою продукцию в регионах страны».

Андрей Алексюк, руководитель отдела маркетинга российского представительства MANN+HUMMEL:

«Показатели нашей компании на российском рынке демонстрируют положительную динамику, несмотря на продолжающийся общий спад в экономике страны. Продажи новых машин сокращаются, увеличивается срок владения подержанными автомобилями. Такая ситуация способствует увеличению спроса на нашу продукцию у розничных покупателей.

MANN+HUMMEL специализируется на выпуске высококачественных автокомпонентов. Рачительные автовладельцы выбирают наши комплектующие, понимая, что именно в них кроется залог беспроблемной эксплуатации автомобиля. Замечу, что такие соображения приводят к нам значительное количество автовладельцев, ранее предпочитавших продукцию брендов среднего и низшего ценового диапазона. Тем более что стоимость фильтра ничтожна по сравнению с общими расходами на содержание автомобиля.

В этом году мы фокусировали внимание на работе с дилерами, поскольку именно их поддержка является ключевым фактором дальнейшего развития бизнеса в любых экономических условиях. Мы сосредотачиваемся на создании для дистрибьюторов максимально удобных условий для работы с продукцией, выпускаемой MANN+HUMMEL. Для этого мы постоянно «шлифуем» и оттачиваем все аспекты взаимоотношений с партнерами: склад, доставка, информационная и маркетинговая поддержка и так далее.

В течение 2016 года все наши региональные сети показывали схожие темпы роста. При этом мы сами делали упор на развитие в Сибири и на Дальнем Востоке. Это одно из перспективных направлений. В последние годы московский офис MANN+HUMMEL получает под свою ответственность новые страны ближнего зарубежья. Так, в этом году мы приступили к работе с рынком Киргизии. На будущий год планируется начать деятельность в Армении и Азербайджане.

В 2016 году компании MANN+HUMMEL исполнилось 75 лет. В этом году мы приобрели крупнейшего на рынке Северной Америки производителя комплектующих для систем фильтрации - Affinia Group. Эта сделка добавила два новых имени в список брендов, принадлежащих MANN+HUMMEL, теперь их стало девять. В наступающем году мы планируем вывести на российский рынок новое поколение салонных фильтров линейки FreciousPlus.

Говоря об ожиданиях, которые мы связываем с 2017 годом, отмечу, что так называемый кризис в российской экономике не закончится. Собственно, это даже не кризис, он стал своего рода «нормальным состоянием» нашего рынка. Поэтому никаких кардинальных изменений в нашей стратегии и тактике в России мы не планируем. В 2017 году российское представительство MANN+HUMMEL будет двигаться тем же курсом, что и в 2016 году».

Андрей Беляев, заместитель директора по развитию ООО «СЛОН-АВТО»:

«В 2016 году основное влияние на автомобильный рынок оказывал финансовый кризис. На рынке продолжается падение продаж, наблюдается смещение спроса от первичного авторынка в сторону «вторички». Средний возраст автопарка растет, детали и узлы со временем вырабатывают свой ресурс, растут частота ремонтов и спрос на запасные части.

Покупательная способность населения снижается, из-за чего увеличивается межсервисный интервал, наблюдается рост спроса на дешевую продукцию. На этом фоне позиции нашей компании укрепились. И это объяснимо, так как производство SLON ® локализовано в России. Это сокращает издержки на производство, снижает затраты на логистику и позволяет предложить покупателю выгодные стабильные цены, в минимальной степени привязанные к колебаниям курсов валют.

Ценовой фактор для покупателя становится все более значимым при выборе продукции. Отмечу, что существенно снизилась волатильность рынка и валют. Курс доллара с февраля 2016 года постепенно снижается, и с апреля месяца по настоящее время колебания происходят в сравнительно небольшом диапазоне (67-64 рубля). Конечно, это не «докризисные» 33 рубля за доллар - но появилась стабильность. Кроме цены, теперь важную роль играют стабильность и надежность (как продукта, так и поставщика), наличие ассортимента, скорость поставки. «СЛОН-АВТО» способна удовлетворить эти ожидания.

Кстати, и региональные тенденции также можно охарактеризовать словом «стабилизация». Кто не смог удержаться на плаву - свернули деятельность преимущественно в 2015 году. Их доли перераспределились между существующими игроками. Наши позиции на рынке РФ ничуть не ослабели. Мы стараемся развиваться и выходим на новые рынки: Украины и Белоруссии, укрепляем позиции в Казахстане. Пока нельзя сказать, что мы доминируем на этих рынках, но прикладываем для развития здесь максимум усилий.

Значимым для нас событием в 2016 году стало признание экспертами и покупателями нашей продукции. Высоковольтные провода марки SLON ® в третий раз подряд стали обладателями авторитетной премии «Мировые автомобильные компоненты - 2016». Для нас это доказательство того, что мы делаем правильно свое дело. Для компании «СЛОН-АВТО» расширение позиций для иномарок стало основной задачей при разработке новых продуктов в 2016 году. Также, учитывая основные тенденции в системах зажигания современных двигателей внутреннего сгорания, мы вывели на рынок индивидуальные катушки зажигания ТМ SLON ® .

Рынок автокомпонентов за последние три года демонстрирует снижение финансовой емкости, несмотря на увеличение продаж в количественном выражении. Для кардинального изменения данной тенденции требуется в первую очередь увеличение покупательной способности, а также курса российской валюты. Налицо смещение предпочтений покупателей к демократичным ценовым сегментам и отказ от премиальных марок. В таких условиях наиболее перспективны производители, способные предложить потребителю товар с наилучшим соотношением цены и качества. Компания «СЛОН-АВТО» имеет все возможности для соответствия запросам и ожиданиям покупателей».

Андрей Мельников, глава представительства TMD Friction в России:

«Основной тренд, который сейчас доминирует на рынке автокомплектующих, - дальнейшее сжатие сегмента премиум и рост среднеценовых и бюджетных сегментов. Нас, как производителя продукции премиального уровня, это затронуло самым непосредственным образом: прирост продаж оказался ниже планируемого. Сейчас мы работаем над укреплением наших позиций в более бюджетных сегментах и в следующем году предложим рынку соответствующие продуктовые линейки.

На данный момент наибольшее преимущество у тех компаний, которые располагают собственным складом на территории России и имеют возможность осуществлять взаиморасчеты с дистрибьюторами в рублях, а не в валюте. В условиях нестабильного курса это становится одним из важнейших конкурентных преимуществ. Наша компания в стороне от этого процесса не осталась. В 2017 году мы, скорее всего, тоже перейдем к рублевым расчетам с российскими партнерами.

В 2016 году мы, по мере возможностей, старались обеспечить партнерам более-менее стабильные правила работы, без резких изменений условий. Скорректировали прайс-листы с учетом падения покупательной способности автовладельцев. Кроме того, мы создали мощный задел на следующий год: подготовили к выводу на рынок новый бренд, создали базу для технического обучения наших дистрибьюторов.

Наиболее значимым для нашей компании в уходящем году стало пусть и небольшое, но все же увеличение доли рынка и объемов продаж. Для премиум-бренда в текущей ситуации это было совсем не просто, но у нас получилось. Мы постоянно расширяли ассортимент продукции, за прошедший год появилось немало новинок и по тормозным колодкам, и по дискам для легковых автомобилей, выпускаемым TMD Friction под маркой Textar. В 2017 году мы планируем значительное расширение ассортимента в связи с выводом на российский рынок обновленного бренда тормозных колодок Nisshinbo. Начиная с будущего года наш офис будет отвечать за его продвижение на отечественном рынке. В данный момент мы заканчиваем работу над новым каталогом Nisshinbo, в котором, в отличие от текущей редакции, будет гораздо более широко представлен ассортимент для леворульных моделей машин, а также тормозные диски.

Мы рассчитываем, что в 2017 году рынок покажет небольшой рост. Дело в том, что уже в этом году наблюдается заметное оживление в сегменте автозапчастей для коммерческого транспорта. Надеемся, что и рынок комплектующих для легковых автомобилей наконец нащупал дно, глубже «копать» не станет и двинется в небольшой рост».

Сергей Бескоровайный, руководитель отдела маркетинга компании KYB:

«Основные тренды уходящего года - рецессия экономики, ухудшение покупательной способности населения, падение продаж новых автомобилей, общее старение парка и сокращение среднегодового пробега автомобилей. Из положительных тенденций хотелось бы отметить уменьшение волатильности рубля, хотя она и остается на достаточно высоком уровне.

Компания KYB не ставила перед собой заоблачные цели на этот год, мы идем в хороших показателях по выполнению наших планов и задач. Наша доля по рынку не уменьшается в процентном соотношении, мы находимся в плановых показателях по прибыли и объемам продаж.

Естественно, что общие тренды рынка влияют на методику работы с нашими покупателями. Мы оказываем большую поддержку нашим дистрибьюторам и более гибко выстраиваем наши взаимоотношения. В условиях непростой рыночной ситуации мы постарались сохранить потребительские качества нашей продукции в оптимальном соотношении «цена - качество».

Основной спрос прогнозируемым образом смещается из премиум в low-cost-сегмент. При такой модели, конечно, важными факторами становятся угроза появления новых конкурентов с более низкой ценой и зависимость от потребителей с массовым снижением спроса. Наша компания делает все необходимое для снижения себестоимости продукции, но ни в коем случае не в ущерб качеству. Как я и говорил ранее, у компании KYB достаточно большой запас прочности в плане конкурентоспособности. Накопленный опыт и методики позволяют нам с уверенностью противостоять этим факторам. Мы замечаем, как меняются стратегии наших конкурентов по рынку, но более плотная борьба позволяет нам держать себя в тонусе и работать с большей отдачей в угоду нашим потребителям.

Ключевой состав нашей дистрибуционной сети сложился давно, и основные положения нашей торговой политики не претерпевают существенных изменений. Происходят более точная настройка взаимоотношений и адаптация под тренды развивающихся технологий. Совместно с нашими партнерами мы усилили свои позиции на Урале и в Южном федеральном округе. Качественная логистика занимает важную часть в нашем бизнесе. Магазины и станции технического обслуживания стараются оптимизировать свои запасы на полках и работать под непосредственный спрос. В условиях высокой конкуренции на первый план выходят дополнительные программы поставщика и маркетинговая поддержка.

Самое значимое и важное событие для нашей компании, да и для всех наших клиентов, прошло без особого освещения в информационных каналах. Если вы помните, весной 2015 года мы выводили наш московский склад за пределы России. И многие говорили о том, что KYB уходит из России. Так вот, мы занимались и продолжаем заниматься оптимизацией ассортимента и сейчас вернули склад в Москву. На данный момент мы настроили оптимальную схему поставок до наших клиентов с группы складов, которые содержат необходимые логистические запасы. Компания KYB продолжает считать российский рынок стратегическим направлением своей деятельности.

В 2016 году мы активно занимались расширением ассортимента амортизаторов и пружин. Уже сейчас наши клиенты могут заказать с наших складов продукты для таких моделей, как Toyota RAV4 (IV поколение), Mitsubishi Outlander (III поколение), Mazda5 (II поколение), Opel Astra J, Chevrolet Cruze, Chevrolet Cobalt. Мы продолжаем активно разрабатывать новые продукты для локально производимых моделей автомобилей. Часть этих новинок находится на финальной стадии подготовки производства и будет доступна для наших клиентов уже в 2017 году: Hyundai Solaris/Kia Rio, Chevrolet Aveo (II поколение), Ford Focus (III поколение). Всем поклонникам нашего бренда рекомендуем следить за разделом «Новости» на нашем официальном сайте www.kyb.ru, где мы делимся актуальной информацией по всем новинкам ассортимента. На нашем сайте читатели могут найти новые полезные сервисы для себя: «3D-фото», «Экспертный клуб» и другие.

Мы не ожидаем каких-то сильных изменений в 2017 году. Но, по нашим оценкам, в следующем году могут наметиться некоторые положительные тренды. Как говорится, поживем - увидим. У нас есть планы на следующий год, но пока говорить о них преждевременно. Хочу воспользоваться моментом и поздравить всех с наступающим Новым годом! Пожелать всем только позитивных эмоций, веры, надежды и удачи! А удача любит тех, кто прилагает усилия. И все будет замечательно!»

    В советскую эпоху большинство компаний, производящих автомобильные компоненты, входили в крупные производственные объединения. После преобразования в 1990-е гг. одни из них остались жестко связанными с производством комплектующих для сборочного конвейра, другие сконцентрировались на производстве запасных частей, а третьи так и не смогли приспособиться к новым реалиям рынка. В результате структура российского рынка пока что существенно отличается от мировой.

    Тенденции в мировой отрасли автомобильных компонентов, которым посвящена данная статья, будут показательны для определения направлений развития активно меняющегося российского рынка.

Мировой рынок автомобильных компонентов (800 млрд долл. в 2003 г.2) подразделяется на первичный (компоненты, используемые для производства автомобилей) и вторичный (запасные части). По данным НАПАК (Национальной Ассоциации производителей автомобильных компонентов), доля мирового первичного рынка автокомпонентов в 1998 г. составляла около 75%, а доля вторичного - около 25%.

Текущая структура российского рынка запасных частей существенно отличается от мировой - соответствующие значения первичного и вторичного рынка составляют 47% и 53% соответственно (см. рис. 1)3. Среди факторов, объясняющих отличие российской структуры рынка от общемировой, можно выделить следующие:

  • высокая доля дешевых российских моделей в автопарке;
  • низкое качество продукции отечественного автопрома, приводящее к преждевременным поломкам деталей и узлов отечественных автомобилей;
  • возрастная структура автомобильного парка страны, постоянно требующего ухода и ремонта;
  • невысокое качество автомобильных дорог по сравнению с развитыми странами;
  • высокая аварийность;
  • высокая наценка на запасные части как следствие высокого спроса и сравнительно низкой конкуренции (до последних лет);
  • неразвитый рынок запасных частей и, как следствие, наличие избыточных звеньев в каналах распределения.
И если вопрос о качестве дорог и аварийности не находится в пределах компетенции производителей автомобилей и запасных частей, то другие перечисленные факторы обусловлены сложившейся структурой отрасли.

Прежде чем рассматривать существующие тенденции отрасли, определимся с классификацией производителей автокомпонентов, которых условно можно распределить по четырем основным группам (по степени сложности производимого продукта и их участию в производственной цепочке - см. рис. 2):

  1. Собственно производители автомобилей. Практика производства деталей любого уровня сложности непосредственно производителем автомобиля все еще достаточно распространена.
  2. Поставщики первого уровня. От них автопроизводители получают готовые системы и модули для финальной сборки. Эти поставщики являются главнейшим каналом, по которому автопроизводители получают предсборочные компоненты и модули (двигатели, сиденья в сборе, комплекты кузовов, системы кондиционирования и т. д.).
  3. Поставщики второго уровня. Поставляют поставщикам первого уровня компоненты (например, поршневую группу для двигателя, раму сиденья или оконные комплекты).
  4. Поставщики третьего уровня. Производят простые детали и заготовки (литье, болты, проводку и т. д.).
Некоторые исследователи отмечают выделение в настоящее время из поставщиков первого уровня крупных мега-поставщиков (поставщиков-интеграторов).

Тенденции рынка автомобильных компонентов

Передача функций производства компонентов и модулей от автопроизводителей к специализированным компаниям

Начало вертикальной дезинтеграции в автомобильной индустрии традиционно объясняют действиями американских автопроизводителей в ответ на вызов японских автопроизводителей в 1980-е гг. с их передовыми принципами "бережливого производства" и "поставки точно в срок". В конце концов, General Motors и Ford выделили свои подразделения по производству компонентов (Delphi и Visteon соответственно) и начали внедрять гибкие производственные системы, основанные на бригадах, способных успешно разрешать возникающие проблемы. Одновременно к поставщикам перешла часть функций, а именно: НИОКР компонентов, дизайн и сборка систем и модулей (см. рис. 3).

Delphi и Visteon сегодня входят в число крупнейших поставщиков первого уровня. Прежние хозяева традиционно являются одними из основных их клиентов. Например, Delphi в 2001 г., при общем объеме производства более 26 млрд долл. поставила 67,6% своей продукции для GM и лишь 32,4% - другим компаниям.

Для повышения производительности, снижения себестоимости и повышения качества продукции автопроизводители и их поставщики были вынуждены внедрять зарекомендовавшие себя передовые производственные системы Страны восходящего солнца. Например, в настоящее время Delphi пожинает плоды внедрения принципов "бережливого производства" на практике4. Глобальная производственная система DMS (Delphi Manufacturing System) внесла вклад в повышение качества продукции, эффективности операций, повышения утилизации производственных площадей, сокращения производственного цикла и роста эффективности управления товарными запасами при одновременном сокращении потерь в цепочке ценности.

Консолидация отрасли поставщиков

Стремление сократить затраты продолжает стимулировать процесс консолидации мировой автомобильной промышленности. За последние десять лет в отрасли производителей автокомпонентов произошло 272 слияния. Объем сделок составил 19,5 млрд долл. (данные 2003 г.). Процесс слияний и поглощений поставщиков автомобильных компонентов будет продолжаться. Вызвано это тем, что потенциал сокращения издержек за счет консолидации владельцев брэндов исчерпан и прессинг экономии на масштабе переносится главным образом на поставщиков.

Из рис. 4 и 5 видно, что сокращение числа поставщиков автопроизводителей в последние 10-20 лет происходило одновременно с ростом объема мирового производства автомобильных компонентов. У глобальных автопроизводителей, таких как Ford и General Motors, число поставщиков компонентов сократилось за тот же период в четыре-пять раз.

Рост значимости готовых к сборке систем и модулей

Являясь связующим звеном между производителями отдельных компонентов и финальной сборкой автомобиля, поставщики первого уровня - наиболее значимые игроки в цепочке. Способность поставить на сборочный конвейер готовый модуль, требующий минимальных затрат на технологическую установку, обеспеченный гарантией и соответствующий требуемому уровню качества, крайне привлекательна для автопроизводителя. Дополнительно он экономит на издержках и сокращает весь производственный цикл.

При этом одни и те же модули и компоненты используются для различных моделей и платформ. Компании, наиболее подверженные модульным стратегиям, - PSA (Peugeot, Citroen), BMW и VW.

Рост расходов на НИОКР

Передача разработки деталей и модулей от производителей автомобилей поставщикам компонентов автоматически вызывает необходимость передачи исследований в этой области. Это приводит к перераспределению расходов. Около 3% от всех издержек автопроизводителя переходят к производителям компонентов.

Автопроизводители и их поставщики вынуждены удовлетворять растущие требования потребителей и законодателей по производству все более экономичных автомобилей с пониженным содержанием вредных выбросов в атмосферу. Данное обстоятельство становится исключительно важным. Строгие стандарты в США (Strict corporate average fuel и требования Управления по охране окружающей среды), а также европейские стандарты Евро-4 и Евро-5 вынуждают автопроизводителей фокусироваться на новых технологиях (включая доработку дизелей и проекты по гибридным двигателям), позволяющих производить автомобили, качество которых соответствует ужесточаемым правительственным требованиям.

Поставщики компонентов, соответствующих этим требованиям, обладают значительным конкурентным преимуществом, поскольку позволяют автопроизводителю сократить сроки разработки нового продукта.

Рост требований к поставщикам

Для поддержания объемов продаж и сохранения или увеличения доли на рынке многие автопроизводители продолжают снижать цены и выходить к потребителям с различными схемами финансирования. Эти действия приводят к уменьшению рентабельности автопроизводителей, готовых переложить решение проблемы на поставщиков. Для поддержания конкурентоспособности поставщики должны постоянно изыскивать направления для инноваций и сокращения издержек, чтобы ежегодно предлагать автопроизводителям более выгодные цены. Ценовое давление на поставщиков затрагивает все уровни вертикальной интеграции и различные рынки, включая и Россию. Например, ОАО "Автоагрегат" (г. Кинешма), являясь поставщиком первого уровня компании TRW, вынуждено соответствовать требованиям TRW по ежегодному снижению себестоимости/цены.

В числе традиционных требований автопроизводителей к поставщикам первого уровня (которые те, в свою очередь, предъявляют к поставщикам второго и третьего уровней), назовем следующие:

  • все поставки - "точно в срок";
  • ежегодное снижение себестоимости/цены (2-8% в год). К примеру, Toyota требует 25%-ного снижения цен каждые три года;
  • постоянное повышение качества;
  • способность самостоятельно производить исследовательские работы. В среднем компании тратят около 3% выручки на исследования.
Увеличение срока жизни автокомпонентов и повышение сроков гарантийных обязательств по новым автомобилям

Благодаря повышению качества продукции владельцам автомобилей реже приходится покупать запасные части. Вдобавок автопроизводители в среднем расширили объем гарантийных обязательств. Данное обстоятельство увеличило долю ремонтов автомобилей через дилерские авторизованные центры автопроизводителей по сравнению с неавторизованными. Согласно различным рейтингам надежности автомобилей (например, J. D. Power & Associates, ADAC-AutomarxX и др.) за последние годы для всех брэндов отмечалось постепенное сокращение среднего числа поломок на 100 автомобилей.

Увеличение доли неоригинальных запасных частей

Описанная в предыдущей статье тенденция по выносу производства компонентов из развитых в развивающиеся страны имеет продолжение. Зачастую компоненты, произведенные в развивающихся странах, перекладываются сегодня автопроизводителями в оригинальную упаковку и поставляются в дилерские сети как "оригинальные".

В апреле 2004 г. Еврокомиссия рассмотрела предложение о свободном обороте запчастей без сохранения авторского контроля.

В рамках нового положения понятие "оригинальные компоненты" будет расширено, вследствие чего автопроизводители смогут использовать компоненты любого поставщика, удовлетворяющие их спецификациям. Изменения в европейском законодательстве приведут к тому, что авторизованные СТО (станции технического обслуживания) получат возможность использовать автомобильные компоненты от любых производителей, если они соответствуют техническим требованиям. На сегодняшний день автопроизводители требуют, чтобы авторизованные СТО использовали лишь запасные части, поставляемые автопроизводителем.

В октябре 2003 г. консалтинговое агентство Roland Berger провело опрос 150 генеральных директоров автопроизводителей и производителей автокомпонентов. В результате опроса выяснилось, что активного прихода производителей автокомпонентов в Россию можно ожидать начиная с 2007 г. Этому также поспособствуют рост продаж новых иностранных автомобилей и развитие локальных сборочных производств: производители автомобилей будут заинтересованы в приходе "своих" поставщиков.

Главное следствие развития событий по такой схеме - многократное усиление конкурентной борьбы на рынке. На рост конкуренции повлияет и рост доли поставщиков неоригинальной продукции, например китайских производителей. При этом можно прогнозировать снижение наценки на запасные части, повышение требований к качеству продукции, изменение структуры рынка в целом и рост доли первичного рынка.

Очевидно, что существующий технологический разрыв в производстве и разработке автокомпонентов между российскими и зарубежными компаниями не может быть преодолен одним рывком, равно как нельзя произвести продукт высокого качества без смены всего производственного и управленческого процесса. Это особенно актуально для производителей сложных узлов и модулей. Одним из способов их успешного развития будет сотрудничество с мировыми лидерами в этой области, что потребует соответствия целому ряду критериев. Привлекательными партнерами будут являться независимые российские компании с прозрачной структурой издержек и управления, доказавшие конкурентоспособность на внутреннем рынке.

Это возможно при обособлении или выделении поставщиков всех уровней из структуры автопроизводителей, их существовании и развитии в качестве независимых компаний с собственной стратегией и возможностью поставлять продукцию не одному, а многим автопроизводителям на рынке. Поставка на рынок также позволит использовать эффект экономии на масштабе и снизить издержки при росте выпуска. Компании-производители автокомпонентов, не сумевшие вписаться в эту модель, будут обречены на вымирание. Может пострадать и автопроизводитель, не обеспечивший необходимый рост качества, операционной эффективности и перспективной "начинки" для создания новых автомобилей и не успевший вовремя перейти к использованию современных комплектующих.

Позитивный аспект, немаловажный для преобразования отрасли, - понимание проблем российскими компаниями-производителями автомобилей, которые уже используют продукцию иностранных производителей комплектующих и совместных предприятий. Дело за малым: опередить масштабные отраслевые перемены.

Вопрос успешного развития производителей автокомпонентов на рынке в значительной мере зависит от дистрибуции, но это уже тема отдельной статьи.

Примечание

  1. Данная статья - третья в серии публикаций о глобальных тенденциях в мировом автомобилестроении (см. Управление компанией. - 2004. - № 6, 7).
  2. Источник - Economist Intelligence Unit.
  3. В 2003 г. в России произведено автомобилей (в том числе иномарок) на сумму 5,54 млрд долл. (Интерфакс). Без средней розничной наценки дилеров (7%), оптовой наценки (2%) и валовой прибыли автопроизводителей (на примере АВТОВАЗа - 16%) получаем 4,26 млрд долл.
    При наличии в Российской Федерации легкового парка объемом чуть более 23 млн автомобилей, при затратах автовладельцами на запасные части не менее 200 долл. в год на каждый автомобиль (в соответствии со среднемировыми показателями) можно оценить емкость вторичного рынка запасных частей в 4,7 млрд долл.
    Примечание к рис. 1: по версии агентства ПАКК, в 2002 г. на долю первичного рынка приходилось 35%, на долю вторичного - 65%.
  4. Подобные системы повышения производительности к настоящему времени в большей или меньшей степени присутствуют у многих производителей. Некоторые принципы "бережливого производства" просматриваются в планируемых технологических процессах по сборке "Renault-Logan" на создававшемся вместе с Nissan "Автофрамосе", где будет функционировать система SPR (система производства Renault). Она, в частности, обязывает рабочих остановить конвейер, если обнаружится брак.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...