Какие масла относятся к моторным маслам. Синтетические моторные масла

При выборе моторного масла основным критерием выбора являются его характеристики, которые напрямую влияют на долговечность работы двигателя и его надежность. Неправильно принятое решение приводит к выводу из строя всей смазочной системы. Деятельно изучая разные моторные масла, их марка и характеристики, можно сделать максимально взвешенный и обдуманный выбор. Выбранный продукт позволит эксплуатировать мотор в течение рекомендованного производителем срока, как минимум.

Снижение силы трения – ключевое предназначение моторной жидкости, и работа двигателя зачастую зависит именно от ее качества. Если трение слишком высокое, мотор расходует свою энергию преимущественно на преодоление этой силы, следовательно, расход топлива увеличивается, мощность снижается, выхлопные газы становятся более токсичными, а работа автомобиля более шумной.

Снижение КПД является не единственной проблемой, поскольку металлические элементы мотора накапливают поверхностную усталость, связи между молекулами становятся более слабыми, из-за чего даже незначительная нагрузка может привести к разрушению деталей.

Со временем металл двигателя может полностью разрушиться, поскольку предел усталости рано или поздно становится критическим.

Поверхности двигателя также страдают из-за избыточного трения. Зазор между парами трения мотора увеличивается из-за их стачивания. Ударные нагрузки повышаются прямо пропорционально увеличению зазоров. В итоге поверхность деталей изнашивается. При минимальных зазорах уровень шума также незначительный, но с их увеличением шум превращается в стук.

Именно использование качественного масла позволяет избежать перечисленных проблем, но помимо качества, необходимо также учитывать соответствие масла рекомендациям завода изготовителя вашего авто.

Своевременная замена

Своевременная замена моторного масла является обязательным условием производителей, при котором эксплуатационный срок двигателя будет максимально долгим. Если данную рекомендацию игнорировать, стоит приготовиться к следующим последствиям:

  • интенсивный износ деталей двигателя, следовательно, выход всего агрегата из строя;
  • выход маслоприемника из строя;
  • масляные магистрали двигателя засоряются, а элементы мотора склеиваются;
  • образование твердого осадка из разлагающейся основы;
  • фильтры засоряются продуктами износа устаревшего масла.

Перед тем как определить, какое моторное масло лучше, необходимо убедиться, что выбранный вами вариант соответствует трем характеристикам: свойствам смазочного материала, эксплуатационным условиям и конструкции агрегата. Также масло должно соответствовать следующим параметрам.

  1. Высокие моющие диспергирующе-стабилизирующие и солюбилизирующие характеристики по отношению к нерастворимым включениям. Благодаря данному свойству вам будет проще очищать детали от загрязнений.
  2. Способность нейтрализовать действие кислот, предотвращая тем самым износ деталей мотора.
  3. Высокая термоокислительная и термическая способность позволит использовать масло для охлаждения поршневых колец и поршня, который сильно нагревается.
  4. Невысокая летучесть и низкий расход на угар.
  5. Отсутствие способности формировать пену в горячем и холодном состоянии.
  6. Совместимость с материалом уплотнителей, используемых в системе нейтрализации отработанных газов.
  7. Способность надежно смазывать детали в экстремальных условиях, а также эффективно прокачивать смазку в моторе и запускать его в холодном состоянии.
  8. Отсутствие способности вступать в реакцию с металлическими элементами мотора при длительном простое или в процессе работы.

Специфические требования автозаводов

Помимо базовых требований к моторным масляным жидкостям есть и те, которые предъявляет сам автозавод. Речь идет о перечне специфических характеристик и их важность можно рассмотреть на следующем принципе.

Ассортимент масел для старого низкофорсированного двигателя с карбюратором и чугунными гильзами намного шире, если сравнивать с высокооборотным мотором с никасилевым блоком, повышенной рабочей температурой и трехкомпонентным катализатором. Информация в сервисной книжке позволит разобраться с ситуацией и выбрать масло, которое не испортит мотор.

Например, допуск масла Volkswagen — VW 504.00, следовательно, выбирая аналоги, необходимо ориентироваться на тот же допуск, поскольку в нем указаны специфические требования конкретно для моторов VW, которые отвечают экологическим стандартам Euro 4. Выбор продукта с более свежим допуском не всегда считается оправданным. В дизельных моторах того же Volkswagen нельзя использовать смазки с допуском VW 502.00.

Смазки с допуском VW 503.00, в свою очередь, запрещены к использованию в моторах, где указания относительно более нового или конкретного этого соответствия отсутствуют, поскольку их особенность заключается в сниженной высокотемпературной вязкости.

Свойства моторных масел

Прежде, чем рассматривать различные классификации моторных масел и их характеристики, стоит ознакомиться со свойствами моторных жидкостей, которые лежат в основе этих классификаций. Среди ключевых свойств стоит выделить следующие.

  1. Вязкость – основное свойство, за счет которого определяется возможность использовать продукт в двигателях разных типов.
  2. Коксуемость – способность масла образовывать смолы и нагары. Чем лучше очищено масло, тем ниже его коксуемость. Оптимальный показатель – 0,7% для жидкостей с высоким уровнем вязкости и 0,1-0,15% для маловязких субстанций.
  3. Зольность – присутствие минеральных веществ, которые остались после очистки и могут превратиться в золу в результате сгорания масла. Оптимальный показатель зольности – ниже 1%.
  4. Содержание примесей механического происхождения , которые засоряют фильтры, масляные каналы и способствуют ускоренному износу двигателя.
  5. Содержание воды приводит к образованию пены, из-за чего смазывание двигателя ухудшается, поскольку забиваются каналы.
  6. Щелочное число определяет количество щелочей и водорастворимых кислот в продукте, что влияет на моющую способность и корродирующие свойства.
  7. Моющие свойства представлены способностью предотвращать образование на боковой поверхности поршня и юбке теплых лаковых отложений.
  8. Температура вспышки определяет количество легкокипящих фракций в продукте, что указывает на способность образовать нагар и сгорать при соприкосновении с горячими элементами мотора. Температуры вспышки хорошего масла должна быть высокой.
  9. Температура застывания позволяет определить момент, когда масло теряет подвижность и свойства, характерные жидкостям.
  10. Прозрачность и цвет определяли качество масла ранее. Эталоном было прозрачное масло янтарного или медового цвета. Сейчас же данный показатель не считается определяющим, поскольку производители используют разные пакеты присадок, которые могут влиять на цвет итоговой продукции.

Индивидуальный шифр

Чтобы выбор масляной жидкости был максимально быстрым и простым, стоит ознакомиться с принципом расшифровки индивидуального шифра, который есть у каждой продукции данной категории.

В коде указывается следующая информация:

  • основа (синтетика, органика или полусинтетика);
  • качество и предназначение согласно классификации API;
  • показатели вязкости согласно классификации SAE;
  • дата производства и номер партии.

С номером партии, датой производства и торговой маркой все предельно просто, сложности начинаются, когда дело доходит до остальных качественных обозначениях. Именно о них дальше и пойдет речь.

Классификация моторных масел

Моторная смазочная продукция классифицируется с учетом разных методик и подходов, что в комплексе позволяет выбрать оптимальный вариант для конкретного двигателя. Учитывается основа масла, его вязкость, качественные характеристики.

Классификация масел с учетом их основы

Базовое масло является основой моторной смазки и именно оно передает свои свойства готовой продукции. Пакет присадок лишь корректирует эти свойства в некоторой мере. Итак, масляная основа может быть следующей.

  1. Минеральная основа представляет собой продукт перегонки нефти и считается старейшим классом. Минеральное моторное масло – не самый лучший выбор, поскольку такая база нестабильна и полностью зависит от исходного материала. В ходе эксплуатации в двигателе образуется много отложений, поскольку состав легко окисляется и быстро теряет вязкость. На морозе такая основа быстро густеет. Вариант наиболее бюджетный и подходит только для старых моторов.
  2. Синтетическая база создается специально с учетом требуемых свойств, среди которых может быть увеличение ресурса, улучшение защитных свойств и т. д. В данном случае используется все та же нефть, но технологический процесс ее переработки более совершенный. Синтетическое моторное масло отличается улучшенными свойствами и более высокой стоимостью.
  3. Полусинтетика – это та же минеральная основа, но с добавлением гидрокрекинговой синтетической части, которая улучшает характеристики. Некоторые производители называют полусинтетикой и полностью гидрокрекинговую основу. Так или иначе, это удачный компромисс в плане качественных характеристик. Также полусинтетическое моторное масло меньше провоцирует формирование отложений в двигателе и реже нуждается в замене. Указанные преимущества полностью окупают более высокую стоимость. Использовать такой продукт не рекомендуется только в сильно загрязненных моторах, поскольку за счет улучшенных моющих свойств старая грязь поднимется из масляных каналов и пойдет дальше в постели распределительных валов и во вкладыши коленвала.

С первого взгляда может создаться впечатление, что полусинтетическая база является оптимальным вариантом и обеспечит мотору наилучший ресурс. На самом деле любое масло хорошо работает, если ого соответствует двигателю по свойствам, а водитель соблюдает необходимые интервалы замены.

Классификация по вязкости (стандарт SAE)

Пределы вязкости смазочного материала определяет конструкция мотора. Смазывание нагруженных узлов происходит под давлением за счет маслонасоса, тогда как разбрызгивание от распределительных валов и коленчатого вала обеспечивает смазывание менее нагруженных узлов.

Вязкость масла должна быть достаточной, чтобы в системе смазки образовалось давление, при этом жидкое состояние обеспечивает разнесение микрокапель субстанции для формирования в картере масляного тумана.

Соблюдение требований к вязкости особо важно в случае с современными двигателями, поскольку используемые в данном случае для снижения механических потерь поршневые кольца недостаточно упругие, и если масло слишком вязкое, оно оставляет на стенках цилиндров прочную пленку, которую маслосъемные кольца снимают хуже. Итогом является увеличение расхода.

На показатель вязкости влияет температура, поэтому принято указывать данный параметр двумя контрольными точками, на что и ориентируется общепринятая классификация по SAE. Измерение масляной субстанции происходит в температурах -30 и 100 градусов, при этом речь идет о зимнем запуске и рабочей температуре.

Диапазонов измерений несколько.

  1. Летняя вязкость соответствует числу от 20 до 60, при этом число 60 указывает на самое густое масло.
  2. Для обозначения зимней вязкости используются числа от 20 до 0 и буква W (winter). При морозе в -30 градусов масло 0W будет самым жидким, а 20W самым густым.

Обозначение может быть сезонным (летнее или зимнее) или всесезонным. Например, смазочный материал SAE 50 – летний, SAE 10W – зимний, а SAE 10W-40 – всесезонный. Маркировки 0, 5, 10, 15 и 20 с буквой W относятся к зимним, а 20, 30, 40, 50 и 60 – к летним классам вязкости.

Лучше отдавать предпочтение всесезонным маслам, поскольку их удобнее использовать. При выборе можно занижать низкотемпературную вязкость.

Высокотемпературная вязкость должна в обязательном порядке соответствовать требованиям производителя.

Вязкость по ГОСТу

Показатели вязкости взяты за основу и в Российской классификации по ГОСТу.

  • летние классы соответствуют цифрам 8, 10, 12, 14, 16, 20 и 24, которые указывают на уровень вязкости в квадратных миллиметрах;
  • цифры 4, 5 и 6 соответствуют зимним классам;
  • при выборе всесезонного масла также ориентируйтесь на цифру: числитель будет указывать на зимний класс, а знаменатель на летний.

Стандарты API

Стандарт Американского института нефти (API) используется для определения характерного списка свойств, то есть обозначения качества продукции.

  1. Согласно этому стандарту обозначения с приставкой С соответствуют дизельным моторам, а приставка S – бензиновым (читайте о том, что такое ).
  2. Следующая буква будет указывать на давность редакции стандарта (чем дальше буква в алфавитном порядке, тем современнее редакция). При выборе не стоит ориентироваться на более современные редакции, поскольку стандарты ужесточаются преимущественно из-за требований экологов, тогда как защитные свойства по отношению к узлам двигателя могут даже ухудшаться. Например, если мотор рассчитан на продукт с маркировкой API SJ, он не станет работать лучше со смазкой SM/SN, поскольку она отличается меньшим содержанием фосфора и пониженной зольностью, а для двигателя без катализатора данные показатели не важны.

ACEA – стандарт Ассоциации европейских автопроизводителей. Изначально разработан для европейских стран, но в итоге нашел применение на мировом автомобильном рынке. Согласно данной классификации выделяется три группы смазочных материалов для двигателя.

  • класс А/В подходит бензиновым и дизельным двигателям легких коммерческих и легковых ТС;
  • класс С – для бензиновых и дизельных двигателей, которые соответствуют современным экологическим стандартам;
  • класс Е – для дизельных двигателей грузовых транспортных средств, которые эксплуатируются в режиме повышенных нагрузок.

Рядом с буквой согласно данному стандарту указывается цифра. Чем больше ее значение, тем выше требования к продукту. Две последние цифры, указанные через дефис, указывают на год принятия категории.

Изучая разные моторные масла, их марки и характеристики, можно сделать вывод о том, что наиболее известные бренды в большинстве случаев предпочитают не терять репутацию и продолжают из года в год выпускать продукцию высочайшего качества. Поскольку из большинства случаев всегда есть исключения, перед покупкой продукции стоит внимательно изучить отзывы. В любом случае необходимо в большей степени ориентироваться на рекомендации завода производителя авто, а не рекламные слоганы. Что касается наиболее надежных и проверенных брендов, стоит привести в пример следующие марки моторных масел.

  1. Shell HELIX . Речь идет о высококлассных синтетических смазках, преимущество которых представлено наличием в составе специальных моющих присадок – они предотвращают образование нагара и сохраняют внутренности двигателя практически стерильными. Ассортимент широк и позволяет сделать выбор с учетом любого типа мотора. Смазочные материалы данного бренда не только экологически чистые благодаря минимальной концентрации хлора, но даже превышают требования современных стандартов.
  2. Castrol . На счету данного бренда двадцать рекордных достижений, среди которых раскрутка мотора Formula-1 до 19000 оборотов в минуту в 2002 году. Ассортимент продукции не менее разнообразен и включает смазки, как на минеральной, так и на синтетической основе. Жидкости производятся, как с учетом дизельных и бензиновых моторов, так и с учетом автоматических и механических коробок передач. Примеси в данном случае полностью отсутствуют и это огромное достижение.
  3. ЛУКОЙЛ . Ассортимент смазочных жидкостей превышает 200 видов, среди которых можно выбрать вариант для любого типа двигателя. Есть отдельные категории для спецтехники и грузовых транспортных средств.
  4. Xado поставляет свою продукцию в пятнадцать государств по всему миру, обеспечивает защиту от подделки и надежную металлическую упаковку. Ассортимент представлен жидкостями для двигателей всех типов, при этом, не только для автомобилей, но также для мотоциклов, гидромеханических конструкций, компрессоров и холодильного оборудования.
  5. Liqui Moly – концерн, деятельность которого ориентирована на производство трансмиссионных и моторных жидкостей. Производственные мощности сосредоточены только в Германии, что сводит вероятность подделки к минимуму.
  6. Esso выпускает смазки на всех видах основ (синтетические, минеральные, полусинтетические) и отличается почти ювелирным определением соотношения присадок. Продукцию испытали и остались довольны такие мировые автомобильные бренды, как Volkswagen, Audi и Mercedes.

Возможно, вас также заинтересует статья нашего эксперта, посвящённая характеристикам .

Моторное масло требуется каждому автомобилю. Вещество в текучей форме было создано с целью смазки внутренних деталей. Благодаря применению материала общая конструкция сохраняет свои первоначальные характеристики. Но выбрать правильные виды моторных масел не так просто, как кажется на первый взгляд.

Дизельные, бензиновые и турбированные – основные разновидности составов материала, которые выделяются как раз в зависимости от сферы применения.

Но за последнее время классификация постоянно расширяется. Появляются составы, в производстве и эксплуатации которых применяются различные присадки. Благодаря этому создаются условия для эффективной работы при применении топлива различных видов. В турбо-моторах специальные присадки позволяют предотвратить загустение, вспенивание.

Есть универсальные моторные масла, но их не рекомендуется выбирать, если есть такая возможность.

Моторное масло требуется каждому автомобилю

Виды масла

Среди главных факторов, на которые опираются сами производители, когда дают рекомендации покупателям – условия, в которых ведётся работа; особенности конструкций. Рекомендации выдаются по результатам ресурсных испытаний. И потом рассказывается о том, какие бывают моторные масла.

Можно обойтись и неоригинальными составами, если от оригинального хочется отказаться по тем или иным причинам. Главное – чтобы присутствовал допуск, одобрение самого автоконцерна. Иначе при замене жидкостей велика вероятность лишиться гарантии.

В законе отсутствует запрет на выбор технических жидкостей от любых брендов. Главные требования для спецификаций – рекомендательная документация от завода-изготовителя. Иначе велика вероятность отказа проводить ремонт по гарантии.

Классификация SAE

Из основных характеристик моторного масла особо отмечается вязкость. Её определяет широкий диапазон допустимых рабочих температур. У стандартной классификации по такой системе – свои особенности.

Возьмём, к примеру, обозначение 10W40:

  1. 10W – фиксирует эксплуатационную температуру.
  2. 40 – показатель для вязкости.

Масло точно будет всесезонным, если присутствуют две цифры, разделённые только буквой W. Первые цифры требуются для отображения того, при каких отрицательных температурах минимум проворачивается двигатель. К примеру:

  1. Для 0W40 минимальный порог равен -35 градусам.
  2. В случае с 15w40 это минус двадцать.

10W – универсальная разновидность масла, которая отлично подходит для средних климатических показателей. 5W – минимальный класс, применение которого рекомендуется при суровых зимах. Такие разновидности масел для автомобилей прослужат долго.

Подбор масла по вязкости

  1. От 5W30 до 0W30 – рекомендуемые марки для тех, у кого автомобиль накопил пробега на 50% и менее от планируемого ресурса. Работа новых двигателей проходит без износа. Сохраняются минимальные зазоры, подшипники будут стабильно работать только при сохранении данных параметров.
  2. При более чем 50%-ном пробеге актуальным выбором будет класс 5W40. Несущая способность компенсируется за счёт того, что растёт вязкость.

Существует различие по вязкости

Для современных моторов рекомендуется применять масло небольшой вязкости. У этого материала низкие энергосберегающие свойства, что позволяет экономить на расходе топлива. Масло с вязкостью не больше 30 пунктов заливают с большинства современных предприятий. Повышенный индекс требуется только для машин, чей пробег достаточно большой.

Классификация API

В категории S есть несколько классов, распределяющихся на основе свойств во время эксплуатации. Качество материала улучшается по мере того, как буква стоит дальше от алфавита. SN – марка масел из самых современных для бензиновых двигателей. В случае с дизелями – SF. Двойная маркировка позволяет сказать, что перед покупателем универсальные автомобильные масла.

К энергосберегающим относятся все масла с маркой SL. Благодаря применению составов экономится топливо. Но разница составляет всего 2-3%, обычный потребитель её почти не чувствует.

ILSAC: что за классификация

ILSAC – название комитета международного уровня, который был создан Ассоциациями японских и американских производителей. Этот комитет разрабатывает стандарты, которые ориентированы на соответствующие страны. Согласно данной классификации, моторные масла допустимо разбивать всего на пять классов. Обозначения включают буквенные обозначения GF, и одну из цифр, от 1 до 5. Из всех классов самый современный – GF-5.

Масла, отвечающие требованиям стандарта ILSAC, обладают следующими характеристиками:

  1. Повышенная совместимость с системами, снижающими общее количество выхлопов.
  2. Улучшенные свойства противоизносного характера.
  3. Повышенная защита от образования отложения в дальнейшем.
  4. Энергосберегающие параметры.

ACEA: ещё одна классификация

Вначале этот стандарт был разработан только для европейских стран. Но потом его применение распространилось по всему миру.

Благодаря стандарту вводятся масла трёх основных категорий:

  1. A/B. Работает с дизельными, бензиновыми двигателями легкового, лёгкого транспорта с коммерческим назначением.
  2. C. Для двигателей бензиновых и дизельных групп, которым важно соответствие современным требованиям в плане экологии.
  3. E. Обеспечивает работу дизелей в грузовых машинах, при эксплуатации которых нагрузки возрастают.

Масло требует регулярной замены

В маркировке содержится буквенный код, за которым идут цифры. Увеличение значения цифры предполагает, что более высокие требования предъявляются к условиям эксплуатации, характеристикам. Через дефис тоже указываются цифры, они обозначают год, когда была присвоена категория.

Пример использования маркировки – A3/B4-04. Но при подборке для конкретного автомобиля требуются уточнения. Указанные типы масел носят характер рекомендаций.

Моторные масла: об условиях работы

Жидкости отличаются тем, что условия работы исключительно тяжёлые. Режим даже можно назвать «рваным». Значит, одна и та же порция масла может буквально каждую секунду подвергаться перепадам в плане нагрузок по механике, тепловым показателям. Ведь у каждого узла двигателя практически свои условия смазки.

Скорость движения деталей и показатель давления постоянно меняется в зависимости от того, какая часть мотора задействована во время эксплуатации в текущий момент.

Популярные производители моторных масел

Популярные марки масел можно распределить следующим образом, если внимательно изучить пользовательские отзывы:

  1. Mobil. Бренд из Америки, который принадлежит корпорации Exxon. Руководство открыло филиалы по всему миру. Для современного рынка марка стала узнаваемой. Применяется как в транспорте для массовых производств, так и в случае со спортивными марками. Характерна высокая степень совместимости с большей частью составов, у которых сертификация пройдена.
  2. Shell. Англо-голландская корпорация, работающая на интернациональном уровне. Предыдущей позиции уступает разве что по стоимости. Shell Helix – наименование торговой марки, под которой это масло известно на территории РФ.
  3. Liqui Molly. Бренд, созданный корпорацией из Германии. Из моторных масел с оптимальными параметрами – один из лидеров по рейтингам. Приобрёл популярность среди тех, кто владеет элитными, спортивными автомобилями.
  4. Castrol. Бренд, владельцем которого стал концерн British Petrolium. Популярный вариант среди российских покупателей благодаря идеальному соотношению между ценой и качеством.
  5. Лукойл. Единственный бренд из России, прошедший сертификацию API по своей продукции. Главное преимущество – низкие цены, хотя качество нисколько не уступает зарубежным аналогам.

Потребителю доступен широкий выбор моторного масла

Ещё на рынке присутствует два бренда, заслуживающие отдельного внимания – ZIC из Южной Кореи и Total из Франции.

Профильные издания практически без перерыва рассказывают о результатах испытаний.

Советы по правильному подбору масла для автомобиля

Главное – следовать рекомендациям производителя относительно вязкости масла. Не рекомендуется на автомобилях массового производства применять жидкости, предназначенные для спортивной техники. Это приводит к поломкам у двигателя.

Первый шаг – изучения допусков по параметрам, рекомендуемых самим производителем. Многие производители стараются сертифицировать свою продукцию в зависимости от конкретных марок автомобилей, с которыми их можно применять. Продукция будет стоить дорого, но лучше сотрудничать с официальными партнёрами дилера, чем потом столько же денег тратить на ремонт.

Больше вариантов для экономии появляется в ситуациях, когда производителем указываются лишь рекомендации относительно общих требований классификации. Можно доверять отечественным производителям. Главное – определиться, какой межсервисный интервал подходит для покупателя больше всего.

Заключение

На рынке представлено большое количество разнообразных видов моторных масел. Остаётся только определить, какой именно вариант подходит для конкретного покупателя, его машины. Упаковка содержит некоторые из условных значений, видов маркировки. Но перед этим следует ознакомиться с информацией относительно принятых классификаций. Неподготовленный пользователь может просто запутаться в имеющихся обозначениях. Получение сведения заранее помогает определиться с выбором, даже когда представлены десятки и сотни подходящих вариантов.

Бесперебойная работа двигателя – залог длительного эксплуатационного срока любого автомобиля. Любая некорректность работы двигателя может привести к длительному и, что более важно, дорогостоящему ремонту. Поэтому так важно вовремя и правильно проводить обслуживание двигателя и следить за износом его деталей, так как износ деталей является одной из самых частых причин поломок. Несвоевременная замена масла может впоследствии привести к серьёзным поломкам и излишнему износу деталей двигателя, не говоря уже о повышении расхода топлива. Такой, казалось бы, простой шаг – своевременная замена и правильный подбор масла, в разы увеличивает срок службы любого двигателя.

Классифицировать можно по основным характеристикам:

  • область применение масла (предназначенное для бензиновых или дизельных двигателей либо универсальное),
  • вязкость (классификация по по вязкости масла (с учетом изменения вязкости масла при изменении температуры окружающей среды); различают всесезонные (наиболее популярные в странах СНГ и Европы), зимние и летние масла),
  • тип (определяется в зависимости от метода производства и исходного сырья; различают минеральные, полусинтетические и синтетические масла).

Классификация по типам масла

Минеральные масла состоят из смеси различных углеводородов.

Производят минеральные моторные масла из тяжелых высококипящих фракций нефти.

Чтобы улучшить качество минерального масла его подвергают специальной обработке для перестройки молекул (называемой гидрокрекинг) высокой температуре и высокого давления с добавлением катализаторов и водорода. Данный процесс все время совершенствуется, и современные минеральные масла отличаются значительно более высоким качеством по сравнению с их предшественниками, производимыми 10 и более лет назад.

Синтетические масла производятся методом химического синтеза. Синтетические масла отличаются от минеральный более высокой однородностью и повышенной стабильностью.

как пример можно рассмотреть влияние температуры на свойства минеральных и синтетических масел

Минеральные масла подвержены повышенному влиянию температур и требуют использования специальных присадок, однако это приводит к уменьшению срока службы масла и, как следствие, более частым его заменам. Синтетические масла менее зависят от температур и позволяют сохранить достаточную плотность и вязкость как при отрицательных температурах, так и при повышенных, что обеспечивает уменьшение износа деталей и,в общем и целом, обеспечивает экономию топлива.

Производить замену синтетических масел необходимо реже, однако и цена таких масел зачастую на порядок выше по сравнению с другими видами моторных масел за счет дороговизны используемого для производства сырья и оборудования.

Несмотря на все плюсы использования синтетических масел, они могут быть использованы не для всех двигателей.

К примеру, для старых автомобилей (с двигателями с сальниковой набивкой) применение такого масла недопустимо.

Существует также и третий (промежуточный) тип — полусинтетические моторные масла, получаемые путем смешивания минерального и синтетического масел. Такие масла по своим техническим характеристикам лучше минеральных (выше индекс вязкости, меньшая предрасположенность к образованию отложений при эксплуатации при высоких температурах и т.д.). Полусинтетические масла обеспечивают лучшую (по сравнению с чистым минеральным маслом) защиту двигателя и снижают расход топлива (в среднем на 3-5%). Цена полусинтетических масел ниже синтетических, что делает их очень популярными среди потребителей.

присадки для масла в двигатель

Высокие требования к качеству смазочных характеристик моторного масла привели к появлению огромного количества присадок, которые добавляются в масло для улучшения его свойств.

Зачастую масло может содержать сразу несколько видов присадок, каждая из которых влияет на определенное свойство масла.

К примеру, добавление «моющей» присадки не допускает пригорания деталей, в частности поршневых колец и т.д., а также очищает и уменьшает отложения на деталях масляной пленки, так называемого «лака», противоизносная присадка позволяет уменьшить износ трущихся деталей, образовывая более стойкую масляную пленку на поверхности трения.

В зависимости от поставленных целей и потребностей двигателя можно подобрать оптимальное моторное масло с необходимыми свойствами за счет оптимально подобранной комбинации присадок.

На современном рынке покупателям предлагается много различных присадок и добавок, которые можно добавить в моторное масло. Однако, с такими присадками стоит быть предельно осторожными, поскольку улучшая одно свойство моторного масла, мы можем значительно ухудшить другое. Например, добавляя моющую присадку для очистки двигателя, мы можем ухудшить противоизносные свойства масла и, как следствие, спровоцировать излишний износ комплектующих двигателя.

Классификация моторного масла по вязкости

Определяется согласно методике общества автомобильных инженеров Америки SAE.

Маркировка согласно классификации SAE состоит из букв и цифр или только цифр.

Рассмотрим как расшифровать данную маркировку и какой вязкости масло выбрать для вашего автомобиля.

Летние сорта моторного масла содержат в маркировке вязкости только цифры (20, 30, 40, 50 и 60). Буква W (от англ. Слова Winter - зима) – обозначает зимний сорт масла. В стандарте SAE J300 перечислено 6 классов вязкости для зимних сортов масла (OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W).

Стоит отметить, что у минеральных масел температура замерзания на порядок выше по сравнению с синтетическими маслами и это стоит принимать во внимание при выборе масла в регионах с суровой зимой.

Например, в регионах где зимой температура может опускаться ниже -30°С рекомендуется использовать синтетическое или как минимум полу-синтетическое масло что бы предотвратить его замерзание.

Некоторые синтетические масла могут обеспечить запуск двигателя и при -40 °С, так как у них температура замерзания ниже -50°С, в то время как минеральное масло сильно загустеет и может полностью замерзнуть уже при -30-35°С.

Большинство среднестатистических водителей меняют масло в среднем раз в год, поэтому всесезонные сорта моторного масла наиболее популярны и распространены в странах с умеренным климатом и относительно небольшим сезонным перепадом температур.

Маркировка всесезонного масла содержит и зимний и летний показатель вязкости, которые обычно указываются через черточку, дефис или пробел (например, SAE 10W30, SAE 15W-40 и т.д.).

Стоит обратить внимание, что синтетические масла более текучие, они легче распределяются по маслосистеме и могут легче проникнуть в зазоры и не достаточно плотные соединения и обнаружить подтекание масла проще всего именно при использовании синтетического масла.

К примеру, подтекание сальника, которое многие списывают на излишнюю агрессивность масла, часто сигнализирует об износе кромки манжета и необходимости его замены.

При использовании минеральных или полусинтетических масел стоит внимательнее обследовать элементы двигателя на предмет износа и плотности соединений.

Классификация по уровням эксплуатационных свойств и условиям применения масла

Помимо вязкости и типу масла существует еще и классификация по уровням эксплуатационных свойств и условиям применения масла.

Данная классификация была предложена API (American Petroleum Institute — Американским институтом нефти) в 1947 году.

Потерпев несколько изменений и дополнений данная классификация используется по сей день.

Согласно этой классификации масла делятся на 2 категории: «S» (Service) и «С» (Commercial).

Масла с маркировкой S применяются для четырехтактных бензиновых двигателей, а с маркировкой С – для сельскохозяйственных машин, дорожно-строительной техники и прочих крупногабаритных транспортных средств.

Категория «S» делится на несколько классов по возрастанию требований к качественным характеристикам масла: API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH и API SJ, API SL, API SM. На сегодняшний день используются не все перечисленные категории, некоторые из них уже признаны устарелыми и более не применяются.

В частности больше не используются следующие классы категории «S»:

  • SA (масла без дополнительных присадок, пригодные для применения в бензиновых и дизельных двигателях),
  • SG (для бензиновых двигателей, выпущенных в конце 80-ых — начале 90-ых годов),
  • SB (масла с легкой антиокислительной и противоизносной защитой для маломощных бензиновых двигателей),
  • SF (для бензиновых двигателей выпуска 80-ых годов),
  • SC (для бензиновых и дизельных двигателей старого образца, которые были выпущены еще в 60-ые),
  • SE (для применения в бензиновых двигателях выпуска 72-79 годов, дополнительно имеют в составе присадки от нагара, коррозии и окисления),
  • SD (для бензиновых двигателей легковых автомобилей конца 60-ых).

Также сейчас существует еще два относительно новых класса масел для современных автомобилей — SL и SM.

Масла класса SL могут применяться в турбированных многоклапанных двигателях (особенно актуально применение данного масла при работе с обедненными топливными смесями), класс SM отличается более высокими антиокислительными и противоизносными свойствами за счет наличия в составе дополнительных присадок.

Категория «С» насчитывает десять классов: СА, СВ, СС, CD, CD-II, CE, CF, CF-2, CF-4 и CG-4. Классы API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II считаются уже устаревшими и на данный момент более не используются.

Однако на полках магазинов все еще можно встретить масла с маркировкой устаревших классов, поскольку автомобили со старыми двигателями все еще находятся в эксплуатации и поэтому производители продолжают выпускать для них моторные масла.

Существует также двойная маркировка (например, SF/CC, SG/CD, SJ/SF-4 и т.д.), которой обозначают универсальное масло, которое можно безопасно применять с одинаковой эффективностью как на бензиновых, так и на дизельных двигателях.

Классификация масел на основе методов испытания

Начиная с 1996 года Европейской ассоциацией автомобильных представителей (ACEA), в состав которой входят такие мировые гиганты автопрома как FIAT, Peugeot, BMW, Volksvagen, Porsche, General Motors Europe, Volvo, и т.д., была введена новая классификация масел на основе методов испытания.

Классификация АСЕА-98 содержит 3 категории моторных масел в зависимости от их назначения — А, В и Е:

  • категория А используется для обозначения уровней качества масла для бензиновых двигателей. Данная категория состоит из трех подкатегорий — А1, А2, А3.
  • категория В используется для обозначения уровней качества масла для дизельных двигателей в небольших фургонах и легковых автомобилях.
  • категория Е используется для обозначения уровней качества масла для применения в тяжелых дизельных двигателях, которые зачастую используются в крупногабаритных грузовых автомобилях.

Учитывая огромный ассортимент масел на рынке, очень важно уметь правильно подобрать масло.

В первую очередь стоит руководствоваться рекомендациями по подбору масла в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Основные характеристики, которыми стоит ориентироваться при выборе масла:

  • вязкость (основываясь на климатической зоне и сезоне эксплуатации техники),
  • тип применения (основываясь на рекомендациях по подборе масла от производителя техники, указанных в инструкции по эксплуатации или, возможно, сервисной книжке автомобиля, а также учитывая тип и режим работы двигателя).
  • Для новых автомобилей (при пробеге до четверти от полного заявленного ресурса двигателя) рекомендуется применять масло с вязкостью 10W30 или 5W30 в течение всего года.
  • После пробега четверти планового ресурса двигателя стоит применять масло вязкостью SAE 5W40 круглый год, либо, при возможности, производить замену масла два раза в год и летом использовать масла с маркировкой 15W40 или 10W40, а зимой — 5W30 или 10W30.
  • Для поддержанных автомобилей (после пробега более трех четвертых от планового ресурса двигателя) стоит перейти на масло с маркировкой SAE 5W40 (всесезонно) либо использовать SAE 10W40 или SAE 5W40 зимой и 20W40 или 15W40 летом.
  • Для автомобилей эксплуатируемых в условиях суровой зимы (если температура опускается до минус 25-30°С и ниже) стоит использовать полусинтетическое или синтетическое масло во избежание его замерзания.
  • Для автомобилей, эксплуатируемых в тяжелых условиях, необходимо проводить замену масла чаще в 1,5, а то и два раза.
  • Нельзя доливать в двигатель масло другого типа и даже масло такой же маркировки, но другого производителя.
  • Масло одной маркировки от разных производителей может отличаться по количеству и составу входящих в него присадок, а смешивание разных видов масла может значительно ухудшить его эксплуатационные характеристики.
  • Нельзя смешивать синтетическое и минеральное мало из-за их разной плотности. При переходе с одного вида масла на другое, перед заливкой нового масла, рекомендуется промыть масляную систему использую специальный очищающий состав.
  • При замене масла рекомендуется проводить замену маслофильтров.

Это не обязательное условие, однако выполнение этой рекомендации может значительно продлить эксплуатационный срок двигателя и это несомненно поможет избежать засорения маслосистемы.

Сегодня мы немного отойдем от обычной структуры подобных рейтингов - «лучшее минеральное/полусинтетическое/синтетическое масло». Причина проста: конкретно взятому двигателю в первую очередь необходима заданная производителем вязкость масла, а современные двигатели используют маловязкие смазки (это, как правило, высокотемпературная вязкость 30, на многих моторах - 20). Обсуждать в этом контексте что-то, кроме синтетики, глупо. Не менее странно выглядит и разделение на категории «масло для бензиновых/дизельных двигателей» с учетом того, что 90% современных масел имеют допуски для использования в двигателях обоих типов, обсуждать чисто «дизельное» масло применительно к легковым автомобилям имеет смысл только в сегменте масел, предназначенных для моторов с сажевыми фильтрами.

Поэтому мы сегодня разделим моторные масла по категориям их конкретного применения, а не по виртуальным и не имеющим практического смысла параметрам:

  • Масла с высокотемпературной вязкостью 40 (5W40 в нашем рейтинге) - лучший вариант для двигателей, выпускавшихся в 90-е годы - начало 2000-х. Для районов крайнего Севера имеет смысл рассматривать масла 0W40, это способно заметно облегчить запуск мотора зимой.
  • 5 W30 на сегодняшний день можно считать универсальным: эта вязкость используется и в бюджетных иномарках, и в двигателях автомобилей премиум-класса.
  • 0 W20 - маловязкие моторные масла, применяемые в большом количестве современных двигателей. Причем заливать более вязкие масла в них категорически не рекомендуется: поршневые кольца, специально имеющие сниженную упругость для уменьшения механических потерь, не справляются с более прочной масляной пленкой, начинается рост угара масла.
  • Высокотемпературная вязкость 50 актуальна для владельцев, жестко эксплуатирующих свои автомобили - недаром масла 5W50, 10W60 получили в обиходе название «спортивных».
  • 10W40 - стандартный выбор владельцев старых автомобилей, как правило, это бюджетная полусинтетика устаревших классов качества - SH, SJ.
  • Дизеля с сажевыми фильтрами должны иметь минимальный угар масла, которое при этом не должно давать заметный твердый осадок (низкая зольность ). Этот параметр является критическим, поэтому в моторы подобных автомобилей допускается заливать только масла, имеющие соответствующую сертификацию. Подавляющее большинство легковых дизелей этого типа используют масла с вязкостью 5W30, и мы будем рассматривать именно их.

Наверное, любой автолюбитель согласится с тем, что залогом долговечной и безотказной работы двигателя является использование качественных моторных масел, характеристики которых в максимальной степени соответствовали бы заданным заводом-производителем параметрам. Учитывая тот факт, что автомобильные масла работают в широком диапазоне температур и при большом давлении, а также подвергаются воздействию агрессивных сред, к ним предъявляются очень серьезные требования. С целью упорядочения масел и облегчения процедуры их подбора для конкретного типа двигателя был разработан ряд международных стандартов. В настоящее время ведущие мировые производители используют следующие общепризнанные классификации моторных масел :

  • SAE – Общество автомобильных инженеров;
  • API – Американский институт нефти;
  • ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей.
  • ILSAC – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел.

Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Классификация моторных масел по SAE

Одним из основных свойств моторных масел является вязкость, которая изменяется в зависимости от температуры. Классификация SAE разделяет все масла в зависимости от их вязкостно-температурных свойств на следующие классы:

  • Зимние – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
  • Летние – 20, 30, 40, 50, 60;
  • Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, например, 0W-30, 5W-40.

Класс по SAE

Низкотемпературная вязкость

Высокотемпературная вязкость

Проворачивание

Прокачиваемость

Вязкость, мм 2 /с, при 100 °С

Минимальная вязкость, мПа*с, при 150 °С и скорости сдвига 10 6 с -1

Максимальная вязкость, мПа*с

6200 при -35 °С

60000 при -40 °С

6600 при -30 °С

60000 при -35 °С

7000 при -25 °С

60000 при -30 °С

7000 при -20 °С

60000 при -25 °С

9500 при -15 °С

60000 при -20 °С

13000 при -10 °С

60000 при -15 °С

3.5 (0W-40; 5W-40;10W-40)

3.7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)

Основной характеристикой зимних масел является низкотемпературная вязкость , которая определяется показателями проворачивания и прокачиваемости. Максимальная низкотемпературная вязкость проворачивания измеряется по методу ASTM D5293 на вискозиметре CСS. Этот показатель соответствует значениям, при которых обеспечивается требуемая для запуска двигателя частота вращения коленчатого вала. Вязкость прокачиваемости определяется по методу ASTM D4684 на вискозиметре MRV. Температурный предел прокачиваемости определяет минимальную температуру, при которой насос способен подавать масло к деталям двигателя, не допуская сухого трения между ними. Вязкость, обеспечивающая нормальную работу системы смазки, не превышает 60 000 мПа*с.

Для летних масел установлены минимальные и максимальные значения кинематической вязкости при 100 °С, а также показатели минимальной динамической вязкости при температуре 150 °С и скорости сдвига 10 6 с -1 .

Всесезонные масла должны удовлетворять требованиям, которые определены для соответствующих классов зимних и летних масел, входящих в обозначение.

Классификация моторных масел по API

Основными показателями масел в соответствии с классификацией API являются: тип двигателя и режим его работы, эксплуатационные свойства и условия применения, год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:

  • Категория «S» (Service) – масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей;
  • Категория «C» (Commercial) – масла для дизельных двигателей автотранспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.

В обозначение класса масла входят две буквы: первая – категория (S или C), вторая – уровень эксплуатационных свойств.

Цифры в обозначениях (например, CF-4, CF-2) дают представление о применимости масел в 2-х или 4-тактных двигателях.

Если моторное масло может использоваться как в бензиновых, так и дизельных двигателях, то обозначение состоит из двух частей. В первой указывается тип двигателя, для которого масло оптимизировано, во второй – еще один допускаемый тип двигателя. Пример обозначения – API SI-4/SL.

Эксплуатационные условия

Категория S
Масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков. Класс SH предусматривает улучшение показателей класса SG, на смену которому он пришел.
Обеспечивает соответствие требованиям SH, а также вводит дополнительные требования в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и стойкости к образованию отложений при нагреве.
Предусматривает улучшение антиокислительных, энергосберегающих и моющих свойств масел.
Устанавливает еще более жесткие требования к моторным маслам.
Стандарт применяет дополнительные требования к обеспечению энергосберегаемости и износостойкости, а также подразумевает уменьшение износа резино-технических изделий двигателя. Масла класса API SN можно использовать в двигателях, работающих на биотопливе.
Категория С
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях.
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает использование масел при содержании в дизельном топливе серы до 0.5%. Обеспечивает увеличение срока эксплуатации двигателей с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Предъявляются дополнительные требования к противоокислительным свойствам, износостойкости, образованию отложений, вспениванию, деградации уплотнительных материалов, потере вязкости при сдвиге.
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает возможность использования при содержании серы в дизельном топливе до 0.05% по массе. Масла, соответствующие классу CJ-4, особенно эффективно работают в двигателях с сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами нейтрализации отработавших газов. Также они обладают улучшенными антиокислительными свойствами, стабильностью в широком диапазоне температур, стойкостью к образованию отложений.

Классификация моторных масел по ACEA

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей в 1995 году. Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:

  • A/B – бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
  • C – бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
  • E – тяжелонагруженные дизельные двигатели (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (в случае, если были обновлены технические требования).

Классификация моторных масел по ГОСТ

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:

  • классы по кинематической вязкости;
  • группы по эксплуатационным свойствам.

По кинематической вязкости ГОСТ 17479.1-85 подразделяет масла на следующие классы:

  • летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • зимние – 3, 4, 5, 6;
  • всесезонные – 3 З /8, 4 З /6, 4 З /8, 4 З /10, 5 З /10, 5 З /12, 5 З /14, 6 З /10, 6 З /14, 6 З /16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).

Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85:

Класс вязкости

Кинематическая вязкость при температуре 100 °С

Кинематическая вязкость при температуре -18 °С, мм 2 /с, не более

По области применения все моторные масла подразделяются на шесть групп – А, Б, В, Г, Д, Е.

Группы моторных масел по эксплуатационным свойствам по ГОСТ 17479.1-85:

Группа масел по эксплуатационным свойствам

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Малофорсированные дизели
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г 1
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д 1 и Д 2 . Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами.

Индекс 1 указывает на то, что масло предназначено для бензиновых двигателей, индекс 2 – для дизелей. Универсальные масла не имеют индекса в обозначении.

Пример обозначения моторного масла:

M – 4 З /8 – В 2 Г 1

М – моторное масло, 4 З /8 – класс вязкости, В 2 Г 1 – может применяться в среднефорсированных дизелях (В 2) и высокофорсированных бензиновых двигателях (Г 1).

Классификация моторных масел по ILSAC

Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC) издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.

Год введения

Описание

Устарела

Соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40, 50, 60
Соответствует требованиям качества по классификации API SJ, к классам GF-1 добавляются дополнительно SAE 0W-20, 5W-20
Соответствует классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также улучшенными показателями испаряемости. Классы ILSAC CF-3 и API SL во многом схожи, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими.
Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с катализаторами отработанных газов.
Соответствует требованиям классификации API SM с более жесткими требованиями к экономии топлива, совместимости с катализаторами, испаряемости, моющим свойствам, стойкости к образованию отложений. Вводятся новые требования по защите систем турбонаддува от образования отложений и совместимости с эластомерами.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...