Универсальные системы контроля давления в шинах. Датчики давления в шинах (TPMS) - продажа, установка, программирование

Датчики давления в шинах давно перестали быть модным девайсом. Для современного водителя это де-факто - must-have (необходимость), особенно при эксплуатации авто зимой. Подтверждение тому – тенденция штатной установки подобных систем контроля на всех импортных ТС среднего и премиального класса.

В новой дорогой машине датчик проверки давления воздуха уже присутствует или устанавливается опционально. Владельцы же отечественных «лошадок» или бюджетных моделей могут позаботиться о наличии полезного гаджета самостоятельно. Современный рынок автомобильной электроники предлагает массу универсальных решений, среди которых радиочастотная электронная интеллектуальная автономная система (Tire Pressure Monitoring Sistem, или кратко TPMS). Контроллеры давления в колесах – пользуется самым высоким спросом.

Что дает TPMS водителю?

  1. Возможность оперативно отреагировать на прокол.
  2. Сэкономить топливо за счет поддержания эффективного уровня давления.
  3. Душевное спокойствие за то, что перед началом движения не проверил колеса (при запуске двигателя контроллеры автоматически обнаружат качественно значимые минимальные потери давления воздуха в шинах).

Классы, виды и типы датчиков

Каталог доступных универсальных систем проверки давления шин представлен достаточно широко. Делят их по двум основным признакам. Первый, это способ монтажа.

  1. Внешняя TPMS, она же Direct System. Контроллеры напоминают обычные «колпачки», которые накручиваются на ниппель за 10 секунд. Их большой плюс – простота установки и малый вес (9,6–10 г). Первое дает возможность использования системы без разбортовки/забортовки шин. Второе - отпадает необходимость балансировки колес.

  1. Встраиваемые устройства (Indirect). Такое устройство монтируется только с разбортовкой и забортовкой, поскольку контроллер крепится к скату колесного диска при помощи специальных хомутов. Весят они больше внешних контроллеров, потому после монтажа потребуется дополнительное действие – балансировка.

По полноте выводимой информации системы делят на высокий и низкий класс. Во втором случае на монитор (или дисплей смартфона/планшета) выводится только сигнал тревоги, а источник проблемы не указывается. Модели высокого класса кроме сигналов опасности способны показать еще и уровень давления воздуха, и поврежденное колесо, что значительно упрощает действия водителя.

Разработчики данных технологий отдельно предлагают TPMS для грузовых автомобилей, мотоциклов, легковых машин. Также есть универсальные варианты (которые подходят для всех автомобилей) и индивидуальные под заданную модель автомобиля.

Как работает датчик давления в шинах

Принцип работы электронного датчика давления в шинах един для всех электронных девайсов. Его суть:

  • контроллер, закрепленный на колесо, собирает информацию о его состоянии (температура, давление);
  • передача собранных данных от датчиков к трансиверу осуществляется по радиоканалу (блютус), с частотой диагностирования не более 2–3 секунд;
  • когда показатели превышают верхнюю планку нормативных значений или падают ниже установленного уровня, – программа подает сигнал. Последний может быть световым или звуковым. Пределы давления можно прописывать самостоятельно в диапазоне, заданном производителем устройства (обычно это 1,7–3,2 бара).

Некоторые TPMS через Bluetooth выводят информацию еще и на смартфон.

Питание системы контроля TPMS

Питается устройство от аккумуляторных батарей. При этом каждый датчик имеет индивидуальный аккумулятор. Контроллер может работать как от аккумуляторов, так и от солнечных батарей и бортовой сети, все зависит от модели. Система мониторинга питающаяся от солнечных батарей, в отличие от систем подключаемых к бортовой сети, очень удобна, так как почти все устройства работают от прикуривателя. А значит нет лишних, болтающихся проводов, и гнездо прикуривателя всегда свободно.

Аккумуляторы датчиков внутренней установки имеют продолжительный ресурс. Обычно он составляет от одного до трех лет. После чего колеса снова разбортовывают и производят полную замену датчиков.

Все типы внешних контроллеров имеют сенсор G, который переводит их систему питания во время постоя в «спящий режим». Это позволяет увеличить ресурс батареи. Сейчас сенсорами ограниченного энергопотребления комплектуются почти все электронные датчики, хоть внутренней, хоть внешней установки.

Как подключить датчики

Комплект марочной системы TPMS обычно состоит:

  • Из контроллеров с подписями для каждого колеса (количество зависит от класса авто, обычно в наборе идет четыре колпачка на легковой транспорт и шесть, если это система контроля давления в шинах для грузовиков). Подпись из двух латинских букв, где первая определяет расположение по горизонтали, вторая по вертикали. Пример: LF – левое (left) переднее (front).
  • Инструкции.
  • Трансивера с 1–5 кнопками по бокам, чтобы указать нормативы давления. На тыльной стороне крепежа приемника – двусторонний скотч для удобства монтажа. Держится этот прибор надежно, можно смело крепить на стекле, панели.
  • Набора ключей для разборки контроллеров или приемника.
  • Адаптера подключения (предусмотрен в проводных приспособлениях).
  • Запасных частей (наклейки, прокладки).

Способ установки зависит от типа устройства. Внешние контроллеры можно поставить самостоятельно, просто заменив «родные» колпачки воздушной трубки на колесах. Здесь стоит обратить внимание на металл резьбы контроллера. Он может быть алюминиевым или латунным. Важно, чтобы он совпадал с собственной резьбой ниппеля во избежание окислений.

Внутреннюю TPMS устанавливают на площадках шиномонтажа. Процедура это недолгая и беспроблемная, зато защитит недешевую систему контроля давления в шинах от банального хищения.

Как прописать датчики

После технических работ по закреплению элементов, можно перейти к настраиванию параметров. Пользователь может задать пределы уровня давления в шинах для контроля. Для этого на боковой стороне приемника предусмотрены специальные кнопки. Поскольку нужны они исключительно для настройки, то количество их производители стараются свести к минимуму.

Современный рынок знает случаи, когда ресивер обходится всего одной кнопкой. Чтобы прописать данные, ее надо нажать нужное количество раз. Пример:

  • нажатие с удержанием 1–3 секунды (длинное) – включение/выключение;
  • пять коротких нажатий – запуск настройки TPMS-системы;
  • чтобы задать нижний предел можно использовать кнопки меню (сбоку, обычно подписаны стрелочками вверх/вниз) или опять же кликнуть один раз на основную кнопку;
  • зафиксировать норматив – нажать с удержанием.

Вместе с прописанными нормативами давления можно задать способ его измерения (бары, Килопаскали, psi), единицы измерения температуры (по Цельсию или Фаренгейту). В инструкции производитель подробно разъясняет порядок настройки своего приемника, проблем с этим у водителя возникнуть не должно.

Выбор датчика

Рынок TPMS-систем – это десятки моделей безымянных (no-name) производителей (все в подавляющем случае из Китая) и 3–5 зарекомендованных марок. Из оптимальных вариантов по соотношению цена/продолжительность срока службы водители отметили японские системы мониторинга давления в шинах Carax, более известные среди автолюбителей, как разные версии CRX. Неплохо себя показали устройства Parkmaster.

При выборе конкретного девайса стоит обратить внимание на:

  • на радиус действия (дальность передачи сигнала, у «Каракс» он начинается с 8–10 метров);
  • способ подключения;
  • опции (передача данных на смартфоны/планшет, настройки);
  • гарантийный срок службы;
  • диапазон пределов давления, которые можно прописать.

Огромное значение имеет способ показа/вывода информации. Удобнее системы высокого класса (на экране системы мониторинга TPMS постоянно отображаются все колеса с указанием давления и температуры).

Система TPMS — это система мониторинга давления в шинах, она относится к так называемым системам активной безопасности (ремни — это пассивная безопасность, подушки — активная и т.п.)

Задача системы следить за состоянием давления в шинах автомобиля и при понижении его ниже порогового значения давать сигнал предупреждения водителю.

Система TPMS на примере автомобиля Эмгранд

В люксовой комплектации на эмгранде есть такая система, в ее состав входит блок управления и колесные датчики. На панели приборов предусмотрены две сигнальные лампочки: лампа неисправности TPMS и лампа снижения давления.

Помимо давления датчики измеряют еще и температуру воздуха в шине, а так же ускорение. Передача данных в блок управления системой происходит на радиочастоте 433 Мгц.

Для передачи информации используются импульсные сигналы, то есть датчики передают данные не постоянно, а через некоторые промежутки времени и короткими импульсами. Благодаря такой схеме передачи элемент питания в датчике может прослужить несколько лет.

Системы контроля давления TPMS могут быть двух типов : прямого и косвенного контроля. TPMS прямого контроля определяет реальное давление в шинах, а система косвенного контроля на основе некоторых технических параметров вычисляет возможное давление.

Система прямого контроля может точно определить давление и температуру. схема прямого контроля в свою очередь имеет две разновидности: Системы высокого класса и системы низкого класса . Система низкого класса предупреждает водителя когда давление в шине падает ниже опасного уровня, а система высокого класса может не только предупреждать, но и сообщать в каком именно колесе упало давление.

На Джили Эмгранд установлена TPMS прямого контроля низкого класса производства компании Lier Company. Система высокого класса стоит в комплектации с автоматом.

Cистема контроля давления в шинах

Блок управления контролем активируется при включении зажигания. Блок постоянно проверяет беспроводные сигналы датчиков TPMS.

Приемник TPMS может хранить ID-коды датчиков (идентификационный код, индивидуальный для каждого датчика). При получении сигнала, приемник TPMS проверяет, совпадает ли полученный ID-код с кодом, сохраненным в блоке управления. Если коды совпада-ют, приемник передает информацию на обработку по тревожному алгоритму TPMS.

Этот алгоритм оценивает изменение давления в шинах и изменение температуры в течение заданного промежутка времени и принимает решение о наличии потенциальной опасности, вызванной снижением давления в шине, после чего сообщает водителю об этом путем включения сигнальной лампы давления в шинах.

Кроме обработки сигналов датчиков, блок управления может также провести самодиагностику своих цепей и рабочего состояния. При обнаружении неисправности блок управления включает сигнальную лампу для предупреждения водителя.

Каждая шина оборудована датчиком, установленным в ниппеле на ободе колеса. Датчик TPMS — это узел со встроенным источником питания, который регулярно измеряет давление в шине, температуру и ускорение.

Информация о давлении в шине, температуре и ускорении преобразовывается в цифровую форму микропроцессором датчика. Информация об ускорении используется для определения состояния автомобиля (движется или неподвижен).

Датчик оборудован цепью радиопередатчика для периодической отправки информации блоку управления TPMS.

Принцип работы

Описание функций TMPS

1 . Режим сброса

Во время первоначального запуска или когда напряжение ниже порогового значения, блок управления будет находиться в нерабочем состоянии (режим сброса). Как только напряжение достигнет допустимой величины, блок управления перейдет из режима сброса в нормальное рабочее состояние.

2. Режим инициализации (самодиагностика системы)

Инициализация запускается при повороте выключателя зажигания в положение «ON». Система инициализирует порты ввода-вывода, регистры, внутренние переменные, адреса хранения данных.

3. Режим запуска

В режиме запуска TPMS поддерживает работу систем:

а . Получение блоков данных от датчиков

Блок управления TPMS постоянно получает и обрабатывает блоки данных от датчиков.

б. Проверка получаемых от датчиков блоков данных

При получении радиосигнала с данными, отправленного датчиком, блок управления проверяет правильность полученного сообщения. Информация от датчиков поступает на обработку посредством алгоритмов раннего предупреждения.

в. Обработка каждого правильного сообщения датчика

При обнаружении снижения давления в шине загорается сигнальная лампа низкого давления.

г . Постоянный мониторинг запросов по К-шине

Блок управления должен быть активирован перед использованием К-шины.

д. Перемещение автомобиля (датчик скорости колеса)

Мониторинг наличия на автомобиле колеса без датчика скорости или использования запасного колеса.

4. Режим диагностики

Конечно, многие, кто прочитал ту заметку, скорее всего, подумали, — «сама виновата!», но давайте будем последовательны!

Во-первых, покрышку за $250, как ни верти, жалко.

Во-вторых, девушка-владелица «села» на полноприводный автобус после переднеприводного Сивика, и за окном снег и немного гололед, плюс пробки, — она еще даже не успела научиться «чувствовать» машину…

В общем, скажем Вам честно, в этих условиях очень мало кто может быть застрахован от потери контроля над состоянием колес. Поэтому еще с вечера пятницы мы задались вопросом, а есть ли на рынке запчастей какой-то (желательно, конечно, очень недорогой) девайс, который бы позволил без регулярного пробега вокруг автомобиля с манометром, контролировать давление в шинах .

Оказалось, выбор есть, и он огромен! Фактически, он упирается только в размеры кошелька клиента. Поэтому, прежде чем рассказывать Вам, что мы таки нашли, давайте упомянем про то, для чего надо следить за давлением в колесах, чтобы картина стала более полной.

Итак, нормальное давление в колесах (для каждой машины оно свое, и в Honda, как правило, эти данные написаны на проеме водительской или пассажирской дверей) необходимо для следующего:

  1. Сохранности резины (это очевидно, и не подлежит сомнению)
  2. Сохранности подвески (плохо накачанное колесо в случае плохой дороги повреждается само, слишком сильно накачанное, — передает сильный удар на подвеску, повреждая стойки и сайлентблоки)
  3. Сохранности топлива (чем ниже давление в шинах, тем больше расход топлива)
  4. Надежности управления автомобилем (автомобиль с по-разному накачанными колесами на дороге ведет себя нестабильно).

Надеемся, мы убедили Вас в том, что периодически надо следить за давлением в колесах. Почему же хорошо накачанные колеса могут терять давление? С проколом все понятно, но если прокола нет? Не секрет, что утечка воздуха из шины может происходить и при целостности резины, и причин тому много.

Например, иногда воздух находит небольшое отверстие для выхода между резиной и диском, если последний уже не нов.

Иногда может быть т.н. медленный прокол, когда отверстие в шине на столько мало, что давление падает очень медленно.

Случается и внезапная разбортовка колеса, когда резина на короткое время отделяется от диска и давление падает моментально. Такое случается при резких маневрах, или при движении «боком».

В зимнее время, накачанные в тепле колеса на холоде теряют «очки» из-за сжатия воздуха внутри.

Накачка холодных колес в мороз напротив, может привести к излишне высокому давлению. При начале движения и прогреве колеса, согретый воздух значительно расширяется, что может привести к выдавливанию воздуха через стыки с диском.

В общем, причин для скачков давления в шинах может быть много, и пришло, наконец, время рассказать, об устройствах, помогающих следить за ними.

Начать следует с классики.

Манометр

Манометр, — это прибор для измерения давления внутри чего либо. Автомобильный шинный манометр меряет давление в шинах. Использовать его крайне просто, — достаточно отвернуть защитный колпачок с ниппеля колеса, сильно прижать отверстием манометр к ниппелю и после характерного звука «ПШШШИК» посмотреть на результат, отражающийся на табло.

Преимущества манометра:

  1. Тотальный контроль со стороны водителя за проведением операции замера. Если Вы никому не верите, — это идеальный способ для Вас.
  2. Относительная дешевизна прибора. Следует сразу отметить, что хороший манометр не стоит 100 или 200 рублей. Цена за качественные аппараты начинается от 500 рублей, зато они позволяют получать надежные результаты.
  3. Высокая точность показаний. Хороший прибор показывает разницу до 0,1 единицы.

Недостатки манометра:

  1. Необходимость регулярной перепроверки данных. Если два дня назад все было хорошо, то сегодня это уже не факт.
  2. Регулярные приседания вокруг автомобиля в летний период, как правило, никому не доставляют хлопот, однако зимой, в плотной одежде это уже просто неудобно.
  3. Скручивание защитного колпачка ниппеля не вызывает негативных ассоциаций только в летнюю солнечную погоду, когда этот колпачок чистый и теплый. В холодное или мокрое время года, эта операция редко вызывает приятные эмоции.
  4. Проверка всех четырех колес манометром требует времени, которое часто просто жалко тратить.
  5. В случае прокола во время движения (как в случае, с которого и началось написание этой статьи) манометр абсолютно бесполезен.

Резюме.

Манометр, это как ножной насос для накачки колес, вроде бы полезная штука, которая до сих пор продается в магазинах, но покупают ее только фанаты. В настоящее время, большинство простеньких электрических компрессоров дешевле хорошего ножного насоса. То же самое можно сказать и про манометр. Никакой автономности. Существуют и другие, более удобные способы проверки, однако всегда найдутся люди, которые купят именно хороший старый добрый манометр, из принципа «лучше меня никто не проверит».

Колпачки-индикаторы давления

Колпачки-индикаторы, — это миниатюрные манометры для каждого колеса. Для того, чтобы стать их счастливым обладателем, надо приобрести такой комплект, который предназначен именно для Вашего автомобиля, согласно прикрепленной к проему двери табличке. Если для Вашего автомобиля необходимо постоянное давление в 2,2 атмосферы, то берете комплект, на котором написано «2,2», если 2 атмосферы, значит «2» и так далее. Затем, Вы прикручиваете эти колпачки вместо стандартных колпачков, и получаете желаемый результат.

Принцип работы чрезвычайно прост. Внутри колпачка под прозрачной его частью скрывается пластиковое устройство, напоминающее телескопическую антенну. Пока давление в колесе нормально, — Вы видите зеленый колпачок под прозрачным пластиком. Как только давление снизилось, — зеленая часть опускается ниже, и становится виден оранжевый (или желтый) сегмент «антенны». Если дела совсем «грустные», — зеленая часть уходит совсем в корпус и становится виден красный сегмент.

Теперь, когда принцип работы понятен, давайте рассмотрим преимущества и недостатки такого контроля.

Преимущества:

  1. Отпадает необходимость регулярно проверять давление манометром. Все видно сразу, и достаточно наглядно.
  2. Низкая стоимость устройства. Дешевые китайские варианты стоят от $8 за 4 штуки на рынках. Дорогие версии, производства США встречаются в Интернете по $18 за комплект. То есть вполне соотносимо по цене с хорошим манометром!
  3. Симпатичный внешний вид, привлекающий внимание к машине.
  4. Удобство круглогодичного доступа к данным, вне зависимости от погодных условий.
  5. Мгновенность получения данных при осмотре. В отличие от манометра, с которым нужно присаживаться возле каждого колеса, с данными колпачками достаточно беглого взгляда для контроля над ситуацией.

Недостатки:

  1. Очень относительная точность устройства. При этом, чем более «китайский» прибор мы имеем, тем больше эта относительность.
  2. Непонятная ситуация с избыточным давлением. По идее, в этой схеме избыточное давление никак не отражается.
  3. Привлекательный внешний вид может привлекать не только добрых людей. Антивандальная стойкость подобных колпачков минимальна, поэтому стоит морально приготовиться к тому, что их регулярно будут свинчивать завистники.
  4. Бесполезность устройства при проколе, когда машина на ходу. Если колесо резко спустило, или спускало на протяжении дня по чуть-чуть, и все это время на него не обращали внимания и продолжали движение, — ситуация будет аналогична заявленной в начале статьи проблеме.

Резюме. Колпачки с цветовой индикацией давления в шинах, — удобный, недорогой, привлекательный, но крайне вандалонеустойчивый вариант. Если автомобиль ночует на улице, рассчитывать на длительное присутствие их на Вашем автомобиле несколько наивно, — яркие колпачки привлекут внимание даже тех, кому они не нужны. Точность их измерения также оставляет желать лучшего. Но в целом, положительных моментов больше.

TPMS) с внешними датчиками.

Это уже серьезная система. В отличие от предыдущей, механической, электронная система позволяет видеть не только уровень давления в шинах, но и температуру. Это очень важный и полезный показатель. Принцип действия прост, — датчики устанавливаются вместо колпачка ниппеля, и считывают необходимую информацию, передавая ее на головное устройство, которое может быть выполнено в виде брелока, или экрана внутри автомобиля. Преимущество системы в непосредственном контроле за каждым колесом, без необходимости визуальной проверки. Кроме этого, такая система способна оповещать о падении давления в шине в режиме «онлайн», то есть прямо во время движения.

Преимущества:

  1. Точность измерения до 0,1 атм.
  2. Отображение температуры внутри покрышки.
  3. Форм-фактор в виде колпачков на ниппели, позволяет переставлять датчики с летних колес на зимние, и обратно.
  4. Мониторинг состояния в режиме реального времени с передачей информации на брелок или на специальный монитор в салоне.
  5. Возможность звукового сигнала, при падении давления в колесе с индикацией поврежденного колеса.

Недостатки:

  1. Цена. Стоимость подобных устройств начинается от $200 и выше.
  2. Низкая антивандальная стойкость. По аналогии с предыдущими колпачками, эти, не смотря на менее привлекательный внешний вид, также слабо защищены от завистников и просто хулиганов, но стоимость одного датчика в несколько раз дороже комплекта разноцветных колпачков из предыдущего описания.
  3. Низкая стойкость против агрессии окружающей среды. Нечасто, но такие электронные колпачки страдают от попадающих камней.
  4. Высокая стоимость нового датчика.

Резюме, — практически идеальное устройство для эксплуатации в цивилизованных районах, или при хранении на охраняемых парковках. В условиях нахождения автомобиля вне охраняемой территории, значительно повышается шанс потери датчиков по причине банального воровства. Стоимость одного датчика составляет около $40-50.

В остальном, — вещь крайне полезная и нужная, особенно для водителей автомобилей с шинами больших размеров. Спасение жизни одной покрышке может окупить стоимость этого устройства. Из небольших особенностей эксплуатации, не отнесенных нами к недостаткам, — необходимость контролировать сотрудников шиномонтажных мастерских при работе, чтобы случайно не установили не тот колпачок.

Электронная система индикации давления и температуры в шинах (TPMS) с внутренними датчиками.

В отличие от системы с внешними датчиками, датчики данной схемы расположены внутри колеса и монтируются в зоне ниппеля. Фактически, ниппель является частью датчика. Такой подход с одной стороны жестче привязывает датчик к колесу, с другой, — сами датчики защищены практически от всего.

Поскольку эта система считается более привязанной к автомобилю, техническая реализация допускает возможность установки нескольких устройств, привязанных к одному монитору. Лучший из вариантов представленных на рынке с точки зрения функциональности.

Преимущества:

  1. Высокая точность измерения (до 0,1атм).
  2. Отображение не только давления, но и температуры воздуха в шинах. Дополнительные преимущества те же что и у предыдущего варианта.
  3. Мониторинг в режиме реального времени
  4. Высочайшая антивандальная стойкость. Снаружи ниппель выглядит как обычный ниппель.
  5. Индикация состояния колеса при «медленном проколе».
  6. Звуковой сигнал при падении давления в колесе с индикацией поврежденного колеса.
  7. Широкая гамма дополнительных сервисов на одном устройстве. Возможно исполнение в виде целого комбайна устройств, с камерой заднего вида, с парктроником и датчиками давления и температуры воздуха в колесах с выводом на монитор, входящий в комплект. В то же время, возможна установка только системы контроля за давлением и температурой воздуха в шинах.
  8. Долговечность работы датчика от батарей. Время работы датчика от одной батареи достигает восьми лет.
  9. Инерционное включение датчика. Существуют модели, имеющие функцию энергосбережения, которые отключают датчики на стоящем автомобиле и автоматически включают их при начале движения или изменении давления в колесе.
  10. Возможность контролировать одновременно пять(!) колес включая запасное.
  11. Возможность изменения контрольных параметров давления и температуры. Например, Вам нравится ездить на более мягких, или наоборот более жестких колесах, нежели рекомендует производитель. В этом случае, Вы можете сами настроить, уровень давления, необходимый для отслеживания системой.

Недостатки:

  1. Высокая цена. Стоимость данной системы в качественном исполнении начинается от $250.
  2. В случае использования двух комплектов колес (зимние и летние) на дисках, необходимо покупать два комплекта устройств. Установка осуществляется при монтаже покрышек на диск.
  3. Необходимость напоминать сотрудникам шиномонтажного сервиса о дополнительном внимании при работе с колесом, на котором установлен внутренний датчик, во избежание повреждения его монтажным инструментом.

С точки зрения функциональных возможностей, этот вариант является самым привлекательным из всех, что присутствуют на рынке. Единственным спорным моментом является цена устройства. Отдавать почти $300, если Вы неторопливо катаетесь по городу, если Ваша машина не имеет больших колес, или Ваш заработок не зависит от состояния Вашего автомобиля, — наверное, это лишнее.

Однако, если Вы часто ездите на далекие расстояния, или если на Вашем автомобиле используются колеса с большим размером, или Вы зарабатываете на своем автомобиле, или если Вы просто трепетно относитесь к надежности и стабильности управления Вашим автомобилем, этот вариант, на наш взгляд, лучший.

Гамма устройств, представленных в этой группе, очень широка. Наиболее интересной, простой и понятной, нам показалась система, монитор которой включается в прикуриватель, и отображает состояние колес в режиме онлайн. При выходе из машины, если она «ночует» на неохраняемой парковке, этот монитор можно забрать с собой, а колесные датчики внешне будут выглядеть как обычные ниппели. Таким образом, соблюдается первое правило сохранности автомобиля, — он ничем не привлекает внимание злоумышленника. Это решение кажется нам наиболее практичным.

Для тех, кто решил «не мелочиться», существуют системы, объединяющие в себе не только систему контроля за температурой и давлением воздуха в шинах, но и навигацию(!), камеру заднего вида(!) и парковочные радары(!) с выводом на входящий в комплект монитор. К сожалению, позиция на рынке этого комбайн-решения несколько шаткая. С одной стороны, система никак не претендует на «бюджетность», с другой, — в дорогих автомобилях, подобная система уже предустановленна производителем. Можно сколь угодно долго говорить о преимуществах последнего решения (например возможность задать уровень контроля за давлением и температурой самостоятельно невозможна в предустановленной автопроизводителем системе, а в сторонней, — без проблем), но почему-то нам кажется, что мало кто решится «вырывать» из той же Acura «родную» систему, для того чтобы поставить на ее место пусть и хорошую, но чужую. Если мы не правы, — расскажите нам про обратное!

Общие выводы.

Надеемся, нам удалось окончательно убедить всех в том, что за давлением в колесах следить нужно . В этой статье мы рассмотрели четыре основных способа «слежки». Первые два уберегут Вас от только разницы давления, но никак не помогут выявить проблему в начальной стадии. Часто, она начинается с наезда на небольшой гвоздик, который дает небольшое отверстие, отчего воздух выходит постепенно, однако при езде на большие расстояние, такой прокол может стать «летальным» для покрышки. Изжеванная колесным диском, она теряет свою структуру, и даже в случае удаления гвоздя и заделки отверстия, не может быть полностью восстановлена. На колесах небольшого размера (13-15 дюймов), это обидно, но не сильно дорого $70-100 за поврежденное колесо. Однако, при стоимости колеса от $200 и выше, это уже становится по-настоящему болезненно для кошелька.

Предупредить о проблеме в самом начале ее появления призваны вторые два устройства в этом обзоре.

Преимущества сменных колпачков очевидны, однако мы не знаем ни одного неохраняемого места в России, где можно было бы гарантировать их сохранность. К сожалению, вероятность быть скрученными у них намного больше 50%. При этом, скручивающий их человек чаще всего сделает это не с целью выгоды, а скорее просто из хулиганских побуждений, или из чувства «гражданского протеста», как сейчас модно говорить. В этих условиях, наиболее привлекательными становятся системы с «закрытыми» датчики.

Еще одной полезной особенностью систем, которые умеют «мониторить» не только давление, но и температуру воздуха, можно назвать их косвенную способность диагностировать состояние ступичных подшипников и тормозных систем колеса. Эта «незадокументированная» функция заключается в следующем, — при критическом износе подшипника, или подклинивании тормозных механизмов, происходит интенсивный нагрев колесного диска, из-за нагрева самого проблемного узла. Часто, водитель не знает о проблеме до последнего момента, который может привести к серьезной поломке. Температурные датчики, расположенные в колесах, вылавливают неполадку, указывая более высокую температуру воздуха в колесе, расположенном на проблемном узле, чем на других колесах.

Одним словом, последние два типа устройства в обзоре относятся к категории «маст хэв» для тех, кому небезралично состояние собственного автомобиля.

Хонда водам.ру

Еще интересные статьи

Вконтакте

Проверка давления в шинах автомобиля хотя бы раз в неделю многим водителям покажется вполне достаточной заботой об колесах, но это только на первый взгляд.

Почему нужно контролировать давление в шинах?

Опытные водители понимают, что низкое давление в шинах может привести к повышенному износу протектора.

Поэтому повседневный контроль за этим показателем в каждом колесе, в дальнейшем, в значительной мере положительно сыграет на экономии бюджета.

Чтобы облегчить участь водителя и дать ему возможность ежесекундно контролировать не только давление в шинах, но и температуру в них, было разработано специальное устройство, об которым мы и будем говорить дальше.

Система TPMS (англ. Tire Pressure Monitoring System), которую многие автомобилисты называют просто датчик давления колёс, представляет собой систему, призванную обеспечить контроль давления и температуры в автомобильных шинах.

Главным ее предназначением является постоянное измерение и отображение информации, а также немедленное тревожное информирование водителя о том, что произошло падение давления или критическое изменение температуры в шине/шинах автомобиля.

Такая система устанавливается как в виде заводского штатного оборудования.

Так и может быть инсталлирована дополнительно в условиях автосервиса.

С помощью TPMS можно экономить топливо до 4%, повысить безопасность движения, снизить уровень износа шин, дисков и деталей подвески автомобиля.

В США и странах ЕС присутствие такой системы является обязательным.

Американские исследования показали, что TPMS до 70% снижают риски аварий с летальным исходом, причиной которых стал или факт прокола колеса с последующим его разбортированием, или же перегрев покрышки, который привел к взрыву последней.

В России недавно появилась своя разработка под названием Tire Keeper- смотрите видео в конце статьи.

Виды TPMS

Системы TPMS могут быть реализованы двумя способами. Главным отличием между ними являются типы замера, об особенностях которых подробнее мы поговорим ниже.

Еще наблюдаются конструктивные отличия по способу установки датчиков на колесе, которые могут быть как внутренними, так и внешними.

Первый вариант потребует шиномонтажа для установки.

Второй позволяет накрутить указанные датчики на ниппель, заменив ими защитный колпачок или вентиль.

Стоит отметить, что системы контроля давления в шинах производятся как для легковых, так и для грузовых автомобилей, автобусов и микроавтобусов.

Главным отличием для грузовиков и коммерческого транспорта является то, что установочный комплект может содержать большее количество датчиков, а сами датчики рассчитаны на более тяжелые условия эксплуатации.

ВАЖНО: Недопустимой является установка TPMS на машины с повышенной грузоподъемностью, предназначенных для легкового автомобиля!

Устройство и принцип работы

Принцип работы достаточно прост. Установленный на колесе внутренний или внешний датчик измеряет температуру и давление в шине.

Указанный датчик имеет встроенный радиопередатчик с малым радиусом действия, который передаёт полученную информацию на основной блок.

Такой блок устанавливается в салоне авто и в непосредственной близости от водителя.

Основной блок занимается обработкой, полученной от колесного датчика информации согласно заданным самим водителем параметрам.

Итоговая информация выводится на дисплей. Если происходит отклонение от заданных параметров, то система TPMS сразу же подает тревожный сигнал, оповещая о необходимости принятия мер.

TPMS и принцип замера

Косвенный тип измерений.

Устройства, которые измеряют давление по косвенному типу, имеют достаточно простой алгоритм работы.

Принцип заключается в том, что частично спущенное колесо имеет заметно меньший диаметр.

Получается, что такое колесо проходит за один оборот меньший отрезок пути.

Система проводит сравнение с контрольными показателями, опираясь также на показания с датчиков вращения колеса системы ABS.

Если показатели не соответствуют, то TPMS немедленно проинформирует водителя соответствующим сигналом-индикатором на приборной панели, а также последует звуковое оповещение.

Основным преимуществом датчиков давления колёс с косвенными измерениями является их простота устройства и относительно низкая стоимость.

К минусам относят то, что они определяют показатели давление только тогда, когда автомобиль находится в движении.

Еще подобные системы имеют низкую точность измерений, а погрешность составляет около 30%.

Прямой тип измерений.

Системы, работающие по принципу прямого измерения давления в шинах, состоят из следующих элементов:

  1. Датчик давления;
  2. Главный блок управления;
  3. Антенна и дисплей.

Такие системы измеряют давление в каждом колесе.

Датчик занимает место вентиля и замеряет давление, отправляя показания через передатчик на главный блок. Дальше все реализовано аналогично предыдущей системе.

Система прямого измерения имеет высокую точность показаний, чутко реагирует на любые изменения ситуации, имеет возможность перепрограммирования после того, как Вы сменили шины.

Информационный дисплей подобных приборов может быть установлен на центральной панели, может иметь вид брелока и т.д.

Колесные датчики в большинстве таких систем имеют встроенные аккумуляторы.

Замене они не подлежат, так что после окончания срока службы, который обычно довольно длительный, приобретают новые датчики.

Основные игроки рынка

Покупателю предлагается огромный выбор среди предложений в области систем контроля давления в шинах автомобиля.

Стоит выделить следующие бренды: Tyredog, Orange, Whistler, AVE, Falcon, Autofun, TP Master, Phantom, Steelmate, Park Master и другие.

Данное устройство работает по принципу прямого измерения давления и температуры в шинах.

Продукт отличается неплохой точностью и качественно реализованным блоком индикации, который устанавливается на центральной панели автомобиля.

Можно отметить качественный уровень сигнала и стабильность связи между основным блоком и датчиками.

В комплект поставки Whistler ts-104 входит:

  • блок индикации;
  • адаптер питания для авто;
  • 4 датчика для каждой шины;
  • двухсторонний скотч;
  • коврик на приборную панель;
  • запасные уплотнители влагозащитные;
  • элементы питания;
  • пользовательское руководство.

Autofun TPMS-201а.

Эта модель представляет бюджетную линейку продуктов данного производителя.

Отлично подойдет тем, кто ценит точность измерений и быстроту реакции системы, но цена при этом остается вполне доступной.

Autofun TPMS-201 имеет аккуратный и компактный монохромный дисплей небольшого размера, а также обладает высокой функциональностью.


Весь список информации о состоянии шин автомобиля передаётся сразу на экран смартфона по Bluetooth.

Для этого на Android необходимо установить специальное приложение и приобрести комплект, состоящий из 4-х датчиков давления, Bluetooth модуля и 4-х батареек.

Подводим итоги

Удобство использования, неоспоримые преимущества и приемлемая цена делают систему контроля давления и температуры в шинах незаменимым помощником, который неустанно заботится о Вашей безопасности, поможет существенно продлить срок службы покрышек и убережет от непредвиденных осложнений на дороге в процессе эксплуатации Вашего автомобиля.

В этом обзоре я расскажу, что это за штука такая TPMS (Tire Pressure Monitoring System) - система контроля давления и температуры в шинах автомобиля и что сподвигло меня приобрести такую на первый взгляд не особо нужную и довольно дорогую систему. Кому интересно прошу под cut.

Каждый водитель знает, что нормальное давление в шинах это очень важно. При низком давлении увеличивается расход топлива, ухудшается управляемость, уменьшается срок службы шин. Превышение давления может привести к повышенному износу покрышки и скорому выходу ее из строя. Подробно об опасностях при езде с давлением в шинах отличным от номинального можно прочитать например можно .
Ходить и каждый раз мерить давление в колёсах со временем становится рутинным занятием, промежутки между замерами заметно удлиняются и бдительность в конечном итоге засыпает окончательно. Вот так произошло и у меня.
В одно прекрасное утро мы всей семьёй решили прокатиться по магазинам. Так уж вышло, что я не стал осматривать машину как обычно - просто сели и поехали. В процессе езды я ничего не обычного не заметил, разве что на одной пойманной ямке закралось подозрение, что что-то не так, но это было уже в самом конце пути. Когда остановились на парковке, я с ужасом увидел что ехали мы на полностью спущенном переднем колесе. К счастью, проехали мы на нём не так много - около 3 км. Вот что произошло с шиной.


Было бы расстояние побольше и шину пришлось бы выкинуть, а так как одну такую же шину я бы врятли смог найти пришлось бы менять сразу 2. Это уже существенные траты. Вот тогда-то я и задумался, а нет ли системы, которая меряет давление в реальном времени. Как оказалось, такие системы существуют.
Есть системы TPMS с датчиками, которые устанавливается непосредственно внутрь шины (нужно разбортировать колесо) и есть система с датчиками, которые просто накручиваются вместо колпачка на ниппель колеса. Я выбрал для себя вариант с внешними датчиками.
На сайтах нашлось множество разных систем контроля давления. Из всех предложений в я выбрал систему TPMS, о которой дальше и пойдёт речь.

Подтверждение заказа


Мне, прежде всего, понравился дизайн, размеры и простота установки, а также возможность разместить её там где мне удобно. И так давайте рассмотрим систему поподробнее.

Технические характеристики

ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ TPMS
Тип датчика: T8 беспроводные датчики контроля давления и температуры.
Отображаемые параметры: Давление и температура с 4-х датчиков одновременно.
Возможность установки порога сигнализации низкого уровня давления: Да
Возможность установки порога сигнализации высокого уровня давления: Да
Тип дисплея: цифровой ЖК-дисплей
Единицы измерения давления: kPA / bar / psi
Единицы измерения температуры: ºF / ºC
Сигнализация разряда батареи датчика: Да
Тип батареи: CR1632
Емкость батареи датчиков: 140mah 3В
Рабочее напряжение датчиков: 2.1 - 3.6 В
Мощность передатчика в датчиках: менее 10 dBm
Чувствительность приёмника: - 105dBm
Частота системы: 433,92 МГц
Рабочая температура: -20 - 85 градусов Цельсия.
Вес датчика: 10г.
Вес приемника: 59г.


Коробка и комплектация


TPMS система пришла в большой коробке, к сожалению уже кем-то порванная и небрежно заклеенная скотчем. На фото видно.


Сбоку на коробке имеется наклейка с указанием типа датчиков и их идентификаторы. Как видно датчики тут типа T8.




Комплектация такая: 4 беспроводных датчика давления, на каждом датчике есть наклейка на какое колесо его ставить, 4 гайки, 3 запасных прокладки в датчики, ключи для разборки и установки датчиков 2 шт., адаптер питания в прикуриватель, блок приёмника и индикации, инструкция.


Немного об инструкции

Забегая в перёд скажу что систему TPMS я подключил на столе от внешнего источника питания, и конечно же система не увидела ни одного датчика. Тогда я решил познакомиться с инструкцией, но она оказалась полностью на английском языке. Английским я не владею и обратился за помощью к переводчику Google. Вот что у нас получилось, прошу сильно не ругать.
Ссылка на документ перевода инструкции.
После перевода всё стало понятно, не зря потратил время. Без перевода понять инструкцию на уровне интуиции сложно.


Адаптер питания.
Адаптер питания выполнен классически. Имеет красный индикатор со стороны прикуривателя. Провод тонкий и эластичный. Длинны провода достаточно чтоб разместить приёмный блок где угодно в салоне. Длину померить не успел, так как на радостях установил приёмный блок в салоне, а провод отрезал и подключил к замку зажигания, чтоб не занимать прикуриватель. Далее фото адаптера питания.




Адаптер питания в разборе:


Как видно на фото приёмник питается непосредственно от бортовой сети автомобиля, никаких преобразователей в адаптере питания нет. Предохранитель установлен на 1.5A
Датчики давления.
Датчики давления и температуры, на мой взгляд, выполнены надёжно.
На каждом датчике имеется наклеечка с указанием, на какое колесо его надо устанавливать. LF-левое переднее, LR- левое заднее, RF-переднее правое, RR-заднее правое.


Со стороны, где вкручивается ниппель, датчик выглядит так:


Резьба металлическая, уплотнитель с виду резиновый. Посмотрим что в нутрии и разберём его с помощью ключей из комплекта.


Ключи собираются вот в такую компактную сборку, очень удобно хранить в бардачке.


Разбираем датчик давления.




Оба ключа подходят очень плотно, люфта нет вообще.
Внутри кроме батарейки CR1632, которую можно без труда заменить, больше ничего интересного нет.






На фото видно полупрозрачную прокладку, которую в случае необходимости можно заменить на запасную из комплекта. У меня все датчики держат давление нормально, менять ничего не нужно.
Вес датчика всего 10 грамм.


Блок приёмника и индикации.
Блок приёмника выполнен компактно. Найти для него место в салоне достаточно легко. У меня он был размещён с левой стороны в углублении.


Взглянем не него поближе.


Спереди ни кнопок, ни индикаторов нет, только дисплей.




С тыльной стороны имеется крепление на шариковом шарнире. Поворот устройства небольшой, но вполне хватает чтоб выбрать нужный угол обзора. Также есть отверстие для спикера, короткий провод с гнездом для подключения питания. Есть 3 кнопки управления настройкой.
Опишу процедуру настройки на примере установки параметров отображения давления bar.
Для того чтобы попасть в меню настроек нужно нажать и удерживать в нажатом состоянии кнопку по середине с пиктограммой квадратика до появления звукового сигнала и вот такой надписи на дисплее.


Далее кнопками по бокам перебираем кокой параметр будем настраивать. Всего из 7.
1 - Тут осуществляется привязка датчиков к приёмнику. Это нужно делать если меняем датчик в замен вышедшего из строя, например. Эта процедура описана в инструкции, мне не пришлось проводить сопряжение датчиков, так как они были уже прописаны и заработали сразу.
2 - Установка порога срабатывания сигнализации при превышении давления установленного тут уровня.
3 - Установка порога срабатывания сигнализации при снижении давления до установленого тут уровня.
4 - Установка единиц отображения давления на дисплее. Тут можно установить kPa, bar, psi.
5 - Установка единиц отображения температуры. Можно выбрать ºF или ºC.
6 - Тут можно сменить оси на которых установлены датчики местами. Например, мы поменяли передние колёса с задними (не меняя левые с правыми) и тут можно установить правильное отображение информации без переустановки самих датчиков.
7 - Инициализация приемного блока. После этой процедуры придётся выполнить спаривание всех 4х датчиков.
Выбираем параметр 4.


Далее снова нужно нажать кратковременно кнопку по середине, теперь уже кратковременно.
После этого кнопками по бокам выбираем нужный нам параметр. Я выбрал единицы отображения давления bar.


После опять нажимаем кнопку по середине и удерживая ждём когда приёмник пропищит и перезагрузится. На этом всё, установка единиц отображения bar завершена. Остальные пункты меню устанавливаются подобным образом. Алгоритм немного необычный, но в целом понятный. Эти кнопочки нужны исключительно для настройки параметров и в процессе эксплуатации не используются.


В нижней части крепления имеется двухсторонний скотч, при помощи которого приёмный модуль фиксируется в салоне автомобиля. Держит очень хорошо, да и вес приёмного блока не большой, всего 59 грамм.


Посмотрим что внутри:




По корпусу и монтажу претензий нет. Всё качественно и аккуратно.
На фото с левой стороны имеется Micro USB тип B (USB 2.0), назначение этого разъёма осталась загадкой. Провода такого у меня нет, да и использовать его каким либо образом я не буду. Поэтому разбираться, зачем он нужен не стал.


Как вся эта система стоит на машине.
Немного фото как система выглядит в деле.






Датчики выделяются только белыми наклеечками. Устанавливаются довольно просто. С начала накручивается гайка из комплекта, потом быстро накручивается сам датчик до упора. После затягивается гайкой с помощью ключа из комплекта. После такой установки просто руками открутить датчик сложно, он проворачивается вместе с ниппелем колеса, также он не раскрутится в процессе движения.
Немного фото установленного приёмника.




На последнем фото система находится в режиме сигнализации.

У меня настроена сигнализация на давление 1,8 bar. Утром похолодало и давление в правом переднем колесе упало ниже 1,8. Так вот при этом блок индикации пищит довольно таки противно и моргает аварийными индикаторами. Был вынужден в срочном порядке остановиться и подкачать колесо.

Ночью индикатор светится не ярко, не отвлекает. При включении показания на индикаторе появляются не сразу. В течении минуты как правило отображаются все 4 колеса. Далее периодически показания обновляются.

В заключении хочу сказать, что я покупкой очень доволен. Не считаю, что потратил деньги зря. Показания отображаются очень точно. Отображаются сразу все параметры по всем 4 колёсам, ничего переключать не приходится. Всё очень удобно сгруппировано и достаточно кратковременного взгляда, чтоб понять в каком состоянии находятся колёса. Теперь не приходится ходить вокруг машины осматривая колёса, достаточно посмотреть на индикатор с левой стороны.
Система вынуждает подкачивать колеса даже тогда когда это не критично. С приобретением датчиков эксплуатировать автомобиль стало немного спокойнее. Конечно есть у этой системы и минусы. Это отсутствие инструкции на русском, возможность того что датчики могут просто скрутить любопытные люди, стоимость.
Из плюсов отмечу точность показаний, дизайн мне понравился как датчиков, так и индикаторного блока, простота установки и эксплуатации, возможность установить приёмный блок там, где мне нравится и подключить его к замку зажигания без переходников и преобразователей. К покупке рекомендую, ну а там решайте сами, нужна вам такая система или нет.

Планирую купить +16 Добавить в избранное Обзор понравился +25 +41

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...