Виды знаний егэ обществознание.

Слайд 2

План урока.

  • Термин «знание»
  • Виды знаний.
  • Научное познание
  • Социальное познание.
  • Слайд 3

    Термин «знание» употребляется в разных смыслах:

    • Как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности
    • Как познавательно значимая информация
    • Как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью - практическим отношением.
  • Слайд 4

    Виды знаний.

  • Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Научное познание

    Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны.

    Антон Чехов.

    Слайд 8

    Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно -организованных и обоснованных знанийо природе, человеке и обществе.

    Слайд 9

    Проверим домашнее задание:

    В чём состоят особенности научного познания?

    Слайд 10

    особенности научного познания следующие:

    Объективность добываемого знания;

    Развитость понятийного аппарата (категориальность);

    Рациональность, связанная с непротиворечиворечивостью, доказательностью и системностью;

    Проверяемость;

    Высокий уровень обобщения знаний;

    Универсальность;

    Использование специальных способов и методовпознавательной деятельности.

    Слайд 11

    Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен,может изучать все в человеческом мире.

    Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

    Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

    Слайд 12

    Проверим домашнее задание.

    Назовите основные уровни и формы научного познания.

    Слайд 13

    Научное познание – уровни:

    • Эмпирический
    • Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.
    • Теоретический
    • Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружениеза видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
  • Слайд 14

    Формы научного познания

    • Эмпирический уровень:
    • Научный факт (событие, физический процесс)
    • Эмпирический закон
    • Теоретический уровень:
    • Проблема
    • Гипотеза
    • Теория
  • Слайд 15

    Методы научного познания

    Эмпирические методы:

    • наблюдение, эксперимент,
    • измерение, описание,
    • сравнение.

    Теоретические методы:

    • Аналогия (сходство в качествах),
    • Моделирование (воспроизведение схожих характеристик на другом объекте- «модели»),
    • Идеализация – мыслительные объекты, реально не существующие в опыте и действительности(«прямая», «точка», «идеальный газ», «абсолютно твёрдое тело»)
    • Абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение какого-либо свойства)
  • Слайд 16

    Сделаем выводы:

    • Эмпирические знания - фрагментарны (дают знания только об отдельных сторонах изучаемого объекта)
    • Теоретические знания - системны, раскрывают сущность изучаемого объекта.
    • Только единство всех методов научного познания обеспечивает их истинность.
  • Слайд 17

    Социальное познание.

    Люди существуют друг для друга.

    Марк Аврелий.

    Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

    Слайд 18

    Проверим домашнее задание.

    Чем отличаются знания социальные и гуманитарные.

    Слайд 19

    Социальное знание – анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений

    Гуманитарное знание - анализ целей, мотивов, ориентации человека и пониманиеего помыслов, побуждений, намерений

    Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы.

    Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

    Слайд 20

    Особенности социального познания

    1.Субъект и объект познания совпадают.

    2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.

    3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.

    Слайд 21

    4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии.

    5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

    6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

    Слайд 22

    Особенности гуманитарного познания

    Понимание - (стр. 62 М.М.Бахтин)

    Обращение к текстамписем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений,художественных произведений и критических рецензий и т. д., с тем чтобы понять их смысл.

    Невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.

    Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

    Слайд 23

    Социальный факт

    • Объективный Научный
    • Событие, имевшееместо в определенноевремя, при определенных условиях.
    • Не зависит от исследователя.
    • Может быть не зафиксирован.
    • Знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место.
    • Зафиксирован в книгах, документах или иным путем.
  • Слайд 24

    Виды социальных фактов.

    • Действия, поступкилюдей, отдельных индивидов илибольших социальных групп
    • Продукты человеческой деятельности(материальные и духовные)
    • Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения,оценки
  • Слайд 25

    Зачем интерпретировать социальный факт?

    Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio - истолкование, разъяснение).

    Прежде всего факт подводитсяпод какое-либо научное понятие.

    Слайд 26

    Сделаем выводы:

    Таким образом, интерпретация социального факта -это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

    Только интерпретированный факт является действительно научным фактом.

    Слайд 27

    Повторим ранее изученное.

    1.Утверждение «Товар имеет стоимость» является примером

    А) представления

    Б) понятия

    В) суждения

    Г) умозаключения

    Слайд 28

    2. Критерием (ями) истины является (ются):

    А) соответствие господствующему в обществе учению

    Б) практика

    В) мнение руководства

    Г) всё указанное выше

    Слайд 29

    3. И чувственное и рациональное познание.

    Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

    1.3. Виды знаний

    1.3. Виды знаний

    Знание является единством чувственного и рационального познания.

    Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2) обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении; 3) инструмент организации деятельности на различных структурных уровнях организации людей.

    В середине XIX в. основатель позитивизма О. Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного (основано на традиции и индивидуальной вере); философского (основано на интуиции, рациональное и умозрительное по своей сути); позитивного (научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента).

    Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного (выраженного в понятиях, суждениях, теориях) и неявного (не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта).

    Классификация видов знаний в зависимости от:

    носителя информации : знания людей; знания в книгах; знания в электронных книгах; знания в Интернете; знания в музеях;

    способа представления: устная речь, текст, изображение, таблица и др.;

    степени формализации: бытовые (неформализованные), структурированные, формализованные;

    сферы деятельности: инженерное знание, экономическое, медицинское и др.;

    способа получения знаний: практические (строятся на действиях, овладении вещами, преобразовании мира) бытовые, научные, экстрасенсорные, религиозные;

    характера соотношений между представляемыми в знании объектами: декларативные, процедурные (знания о действиях над объектами, необходимых для достижения цели).

    Виды знаний:

    1) Обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений (между собой и с природой).

    2) Мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. е., в конечном итоге, познавал ее.

    3) Религиозное – акцент делается на веру в сверхъестественное и эмоционально-образное отражение действительности, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.

    4) Художественное – формируется в сфере искусства, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания – художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен.

    5) Философское – главной особенностью является его рационально-теоретическая форма.

    6) Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.

    7) Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

    8) Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

    9) Квазинаучное – объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного знания. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. п.

    Формы знаний:

    * Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание.

    Признаки научного знания: знание рациональное (полученное при помощи разума, интеллекта); оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое (не всегда получается); системное (основанное на многом); это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности (точные измерения, наличие терминологии); знание, открытое для критики (в отличие от религии, культуры, искусства и т. д.), обладающее особым научным языком.

    * Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами.

    Ненаучное знание подразделяется на:

    а) донаучное знание – знания, полученные до появления современной науки; б) паранаучное знание – формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания (астрология, экстрасенсорные знания (это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию – уфология), в) вненаучное знание – сознательно искаженные представления о мире (его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр.); г) антинаучное знание – бессознательное, ошибочное (утопия, вера в панацею); д) псевдонаучное знание – отличается крайней авторитарностью и пониженным критицизмом, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, отказом от рациональной аргументации в пользу веры; е) лженаучное знание – знания, которые не доказаны или опровергнуты, сознательно используют домыслы и предрассудки.

    Процессы, связанные с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания.

    Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

    Из книги Ближний бой автора Симкин Н Н

    Глава V Применение приобретенных знаний и навыков в боевой обстановке Общие замечания Приобретенная техника и навыки, полученные в результате разучивания и тренировки приемов ближнего боя, могут быть использованы при выполнении индивидуальных и групповых заданий как

    Из книги Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии автора Борякова Наталья Юрьевна

    Из книги Международные стандарты аудита: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Эксплуатация электрических подстанций и распределительных устройств автора Красник В. В.

    13.4. Проверка знаний норм и правил К работам по эксплуатации, ремонту, реконструкции, наладке, испытанию оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав энергетических установок, а также к контролю за их состоянием допускаются лица, прошедшие обучение и проверку

    Из книги Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс автора Петров Сергей Викторович

    Раздел II ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

    Из книги Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 11 класс автора Подолян Юрий Петрович

    Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизниУрок 29 (1)Тема: «Правила личной гигиены и здоровье».Тип урока. Урок-лекция.Вопросы урока. 1. Понятие личной гигиены. 2. Полезные привычки подростка. 3. Гигиена и физическая культуры.Цели урока.

    Из книги Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 10 класс автора Подолян Юрий Петрович

    Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеванийУрок 29 (1)Тема: «Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего человечества».Тип урока. Урок-лекция.Вопросы урока. 1. Понятие,

    Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

    Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

    2. Новая систематизация школьных знаний Новое время требует тотальной ревизии всех школьных знаний, понятийного и фактографического аппарата школьного образования. Но это вовсе не означает, что должны быть просто написаны и утверждены новые учебники. Беда учебных

    Из книги Боевая подготовка работников служб безопасности автора Захаров Олег Юрьевич

    Прочность знаний, формируемых умений и навыков Прочность обучения означает длительное сохранение в памяти полученных знаний, формируемых умений и навыков. На длительность сохранения усвоенного материала влияют многие объективные и субъективные факторы, условия

    Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

    Никольская - улица знаний А теперь настала пора познакомиться с главнейшими артериями Китай-города. Вот улица Никольская. Когда мы сегодня прогуливаемся по ней, любуясь витринами дорогих магазинов, трудно представить себе, что возраст этой улицы насчитывает семь

    Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

    Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

    Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
    Структура процесса познания:

    1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
    2. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
    3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

    Характеристика основных видов познания



    Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
    Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
    Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
    Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

    Знание - результат познания действительности, содержание сознания.

    Виды знаний:
    Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
    Житейское - основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
    Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
    Художественное - строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
    Научное - характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
    Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
    Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

    Формы познания

    Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
    эмпирический уровень
    методы:
    – наблюдение;
    – эксперимент;
    – описание.
    теоретический уровень
    методы:
    – индукция (от частного к общему);
    – дедукция (от общего к частному);
    – анализ (разложение целого на части)
    – синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
    Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
    донаучное – предпосылки научного знания
    паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
    лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
    антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

    Особенности социального познания:
    - субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
    - ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
    - сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

    При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход :
    - устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
    - выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
    - изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
    - рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

    Особенности познания средствами искусства:
    - эмоциональная окрашенность;
    - осуществляется при помощи образов.
    Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
    Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

    Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?

    Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Итак, даем определение!

    Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем порядка.

    Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.

    Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

    Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?

    Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.

    Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

    Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).

    Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:

    «…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».

    Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:

    ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

    Другие важные вопросы теории решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – и (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».

    И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.

    АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.

    ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?

    Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.

    Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть

    Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ и – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.

    Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно Для А вот основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, например.

    Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
    ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта .
    Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
    Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод , который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.

    Таким образом, чувственное познание является предпосылкой

    Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ являются

    • РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ – основанное на вере;
    • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – средствами искусства, основанное на представлениях о прекрасном;
    • НАУЧНОЕ – основанное на теоретических и логических рассуждениях;
    • ОБЫДЕННОЕ – основанное на практическом опыте и повседневных представлениях человека.

    Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой из (на примере

    Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.

    И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.

    Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

    Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.

    Даем определение:

    «Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».

    В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:

    «Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».

    Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?

    «Относительная истина характеризуется субъективностью».

    И наш полный ответ:

    «Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.

    1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».

    Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.


    Лекция:


    На предыдущем уроке было сказано об элементах мировоззрения человека. Среди них важное место занимают знания. Знания об окружающем мире, природе, человеке являются результатом собственной познавательной и исследовательской деятельности. А также они копятся веками и передаются от поколения к поколению, как драгоценный опыт. Знания постоянно углубляются, расширяются и совершенствуются. Запомним основные определение сегодняшнего урока:

    Знания – это один из элементов мировоззрения человека, выступающий в виде усвоенных понятий, законов, принципов.

    Гносеология - наука о познании

    Можно ли знать всё? Каковы пределы человеческого познания? Ответы на эти и подобные вопросы ищет философская наука гносеология – учение о знании и возможностях познания. Познание – основной предмет гносеологии, являющийся процессом приобретения знаний об окружающем мире и самом себе. В ходе познавательной активности человек исследует внешние стороны и внутреннюю сущность предметов и явлений. Одним из главных вопросов гносеологии является вопрос: "Познаваем ли мир?" . Люди по – разному отвечают на него и, соответственно, делятся на гностиков (оптимистов) , агностиков (пессимистов) и скептиков. Если гностики считают, что мир познаваем, то агностики отрицают такую возможность, а скептики не отрицают возможность познания мира, но сомневаются в достоверности получаемых знаний, в надежности их истины.

    Познание начинается с чувственного восприятия мира и постепенно переходит в рациональное осмысление мира. Давайте рассмотрим ступени познания.

    Ступени (уровни) познания

    Существует две ступени познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание происходит с помощью органов чувств (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Это непосредственная форма познания, в процессе которого знания получаются путем прямого контакта. К примеру, вы вышли на улицу и почувствовали холод. Таким образом, чувственный уровень позволяет познать только внешние свойства объекта познания. Данный уровень включает в себя три формы. Запомните их:

      Ощущение – отражение в сознании отдельных свойств объекта познания. Например , яблоко кислое, голос приятный, плита горячая.

      Восприятие – отражение всех свойств объекта познания в целости. Например , мы едим яблоко, ощущаем его вкус (отдельное свойство), но в то же время воспринимаем и запах, цвет, форму яблока в целом.

      Представление – образ воспринятого объекта познания, сохранившийся в памяти. Например , мы можем вспомнить и представить, каким вкусным было яблоко, съеденное вчера. Представление может происходить не только с помощью памяти, но и с помощью воображения. Так, ещё до начала строительства дома архитектор может представить каким он будет.

    Результатом чувственного познания является образ . Роль чувственного познания велика. Органы чувств связывают человека с внешним миром, без них он не способен мыслить и познавать. Чувственное познание присуще не только человеку, но и высшим животным.

    Следующая ступень – рациональное познание происходит с помощью ума и абстрактного мышления. Если чувственное познание происходит непосредственно, то рациональное является опосредованной формой познания. К примеру, чтобы узнать холодно на улице или нет человеку не обязательно выходить из дома, достаточно посмотреть термометр. Если на чувственном уровне человек познаёт внешние свойства объекта познания, то на рациональном уровне устанавливаются внутренние свойства объекта, его сущность. Данный уровень познания также включает три формы:

      Понятие – это мысль, фиксирующая признаки и свойства объекта познания. Например , «Дерево». Понятия в сознании человека связываются между собой и формируют суждения.

      Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что - либо о познаваемом объекте. Например , «Все деревья относятся к классу растений».

      Умозаключение – конечный вывод, который формируется в процессе мышления над понятиями и суждениями. Например , «Ель - это хвойное дерево. Поскольку все деревья относятся к классу растений, следовательно, ель тоже растение".

    Результатом рационального познания являются знания . Рациональное познание присуще только человеку. Рассмотрите иллюстрацию. Мышление представляет собой целостный процесс, происходящий в результате чувственного и рационального познания.


    Какая ступень познания важнее, первичнее? По отношению к этому вопросу в философии выделились два противостоящих друг другу направления: рационализм и сенсуализм (эмпиризм). Рационалисты основой познания признают разум и абстрактное мышление. Для них чувственное познание вторично. А сенсуалисты (эмпирики) на первое место ставят ощущение, восприятие и представление, то есть чувства. Для них вторично рациональное познание.

    В действительности чувственное и рациональное уровни познания являются единым процессом. Просто в одних познавательных процессах преобладает чувственное познание, а в других рациональное.

    Виды знаний

    Познание возможно в самых разных областях. Существует множество видов познания, соответственно и видов знаний. Рассмотрим научное и ненаучное познание.

    Научное познание – это системно организованный процесс получения объективного и обоснованного истинного знания.

    Его особенностями и отличительными чертами являются:

    • Объективность – стремление изучить мир таким, какой он есть не зависимо от интересов и устремлений субъекта познания.
    • Обоснованность – подкрепление знаний доказательствами, фактами и логическими заключениями.
    • Рациональность – опора научного познания на мышление, исключение личных мнений, эмоций, чувств.
    • Системность – структурированность научных знаний.
    • Проверяемость – подтверждение знания в практической деятельности.

    НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

    Уровень

    Главная задача

    Методы

    Форма/результат

    Эмпирический
    (опытный, чувственный)

    Сбор, описание, выделение отдельных фактов о предметах и явлениях, их фиксация для того, чтобы потом, на теоретическом уровне сделать выводы.

    • наблюдение
    • эксперимент
    • измерение
    • научный факт (количественные и качественные характеристики объекта познания)

    Теоретический
    (рациональный)

    Обобщение фактов, собранных на эмпирическом уровне, объяснение изучаемых явлений, установление закономерностей, получение новых знаний.

    • анализ
    • синтез
    • сравнение
    • абстрагирование
    • обобщение
    • конкретизация
    • индукция
    • дедукция
    • аналогия
    • проблема (теоретический или практический вопрос, с которого начинается любое научное исследование)
    • гипотеза (предположение, которое утверждается или опровергается в ходе исследования)
    • теория (система взаимосвязанных утверждений и обобщенных знаний об объекте познания)
    • закон (умозаключение об объективных, устойчивых и повторяющихся связях между предметами и явлениями)

    Рассмотрим процесс научного познания на примере исследования биолога, изучающего зависимость высоты растений от климата. Итак, ученый предположил, что деревья в среднем выше в местности с теплым климатом. (Это постановка гипотезы, которая подтверждается или опровергается результатами исследования.) В поисках доказательств биолог отправился на юг, измерил высоту трёхсот деревьев, зафиксировал результаты измерений. (Это эмпирический уровень научного познания.) Вернувшись в лабораторию учёный произвёл расчёты, сравнил данные, доказательно подтвердил правоту своей гипотезы и сделал выводы. (Это теоретический уровень.)

    Научное познание невозможно без выявления причинно – следственных связей. Одно явление или событие связано с каким-либо другим, которое называется причиной и порождает следствие. Представим очень простой пример. Петя и Коля идут по узкой тропинке (событие). Петя наступил Коле на ногу (событие). Последствие – больная нога. Причина – узкая тропинка. Таким образом, выявить причинно –следственные связи значит, что нужно установить зависимость одного явления с другим.

    Одним из видов научного познания является социальное познание.

    Социальное познание – это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека.

    Результатом социального познания являются социальные и гуманитарные знания, которые мы изучаем на уроках истории и обществознания. Обществознание же является интегрированным школьным предметом и включает в себя несколько социально-гуманитарных наук (философия, социология, экономика, политология, правоведение, культурология, психология и др.). Социальное познание отличается от естественнонаучного рядом существенных признаков. Рассмотрим их:

    • если в естественнонаучном познании субъектом является человек, а объектом предметы и явления, то в социальном познании субъект и объект познания совпадают, то есть люди познают сами себя;
    • если основной чертой естественнонаучных знаний является объективность, то социальные и гуманитарные знания субъективны, потому что результаты исследований социологов, историков, этнографов, правоведов интерпретируются в зависимости от их собственных взглядов и суждений;
    • если ученые – естествоиспытатели, изучающие природу, стремятся к достижению абсолютной истины, то ученые, изучающие человека и общество достигают истину относительную, потому что общество динамично и постоянно изменяется;
    • применение многих естественнонаучных методов познания в социальном познании ограничено, к примеру, невозможно изучить уровень инфляции под микроскопом, это делается путем абстрагирования.

    Толчком к началу социального познания служат социальные факты (действия индивидов или групп), чьи – то мнения и суждения, а также результаты материальной и нематериальной деятельности людей. Социальные исследования направлены на открытие исторических закономерностей и социальное прогнозирование. Для достижения этих целей ученые и исследователи используют социальную реальность (практика), исторические информаторы (археология, документы) и опыт поколений.

    Открытие исторической закономерности происходит тогда, когда между общественными явлениями и процессами обнаруживается объективно повторяющаяся связь. Безусловно, исторические события и личности уникальны, к примеру, не может быть двух абсолютно одинаковых войн или президентов. Однако, некоторым из них присущи общие черты и тенденции. Когда эти черты и тенденции постоянно повторяются можно говорить об исторической закономерности. Примером исторической закономерности является взлёт и падение любой империи.

    В изучении общества и истории сложилось два подхода:

      формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс);

      цивилизационный (О. Шпенглер, А. Тойнби) .

    В основе классификации обществ в рамках формационного подхода лежит закономерная смена общественно – экономических формаций от низшего к высшему, от простого к сложному: первобытное общество → рабовладельческое общество → феодальное общество → капиталистическое общество → коммунистическое общество . Движущей силой такого развития является классовая борьба, например, в рабовладельческом обществе – борьба между рабовладельцами и рабами, в феодальном обществе - борьба между феодалами и крестьянами. На протяжении истории общество развивается, двигаясь от одной формации к другой. Конечной целью этого движения, согласно учению К. Маркса, Ф. Энгельса, а затем и В.И. Ленина, является коммунизм.


    Общественно - экономическая формация – это стадия эволюции общества, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил и соответствующих ей производственных отношений.


    Если формационный подход концентрирует внимание на всеобщем, то цивилизационный подход изучает уникальность и неповторимость истории каждого народа или страны. Поэтому в основе классификации обществ в рамках цивилизационного подхода лежит духовный, идеологический, культурный фактор. Данный подход к изучению истории и общества концентрирует внимание на локально-региональных особенностях конкретного общества. Так, выделяют российское, китайское, японское, индийское общества или цивилизации. Есть цивилизации давно исчезнувшие, к примеру, цивилизация майя, римская цивилизация. Большинство современных ученых придерживаются цивилизационного подхода в изучении истории и общества.


    Цивилизация – это ступень общественного развития, имеющая устойчивые черты материального производства, духовной культуры, образа жизни конкретного региона.


    Социальным прогнозированием занимается наука футурология. Её главной целью является разработка вариантов развития социума или его объектов. Прогнозирование возможно в различных сферах общества, в экономической, юридической, культурной. Осуществляется оно такими методами, как анализ, сравнение, анкетирование, эксперимент и др. Значение социального прогнозирования велико. Например, прогнозирование рынка труда, даёт информацию о востребованных профессиях и вакантных должностях.

    Скажем кратко о ненаучном познании и его видах.

    Ненаучное познание – познание окружающего мира, опирающееся на веру и интуицию.

    • Обыденное познание основано на наблюдениях и здравом смысле человека, согласовывается с его жизненным опытом. Обыденные знания имеют большую практическую ценность, являются ориентиром повседневного поведения человека, его взаимоотношений с другими людьми и природой. Характерной особенностью обыденных знаний является то, что они описывают происходящее: «бумага горит», «предмет, подброшенный вверх обязательно упадет на землю», но не объясняют почему именно так, а не иначе.
    • Мифологическое познание – это фантастическое отражение реальности. Мифы возникли в первобытном обществе. У первобытных людей не было достаточно опыта для понимания истинных причин происхождения человека и мира, природных явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд. Мифы существуют и в настоящее время. Героями современных мифов являются Дед Мороз, Баба-яга, Бэтмен и др.
    • Религиозное познание – это познание с опорой на религиозные тексты (Библию, Коран и др.).
    • Художественное познание – это познание средствами искусства, Окружающий мир отражается не в понятиях, а в художественных образах произведений литературы или театра, музыки или кино, архитектуры или живописи.
    • Народная мудрость – это накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение сказки, пословицы и поговорки, песни, которые учат как себя вести по отношению к окружающим.
    • Паранаука – околонаучное знание, которое возникло давно, когда наука была еще не достаточно развита. В отличие от науки паранаука не предоставляет факты, основана на предположениях, которые не находят своего подтверждения в результате исследований. Паранауками являются уфология, астрология, телепатия, магия, экстрасенсорика и другие.

    Задание: Приведите аргументы, доказывающие пользу знаний для человека, общества и государства. Напишите своё мнение в комментариях. Будьте активны, давайте поможем друг другу пополнить копилку аргументов для эссе)))

  • Последние материалы раздела:

    Подготовка к ЕГЭ по физике: примеры, решения, объяснения
    Подготовка к ЕГЭ по физике: примеры, решения, объяснения

    Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ Среднее общее образование Линия УМК А. В. Грачева. Физика (10-11) (баз., углубл.) Линия УМК А. В. Грачева. Физика (7-9)...

    Виды знаний егэ обществознание
    Виды знаний егэ обществознание

    Слайд 2 План урока. Термин «знание»Виды знаний.Научное познаниеСоциальное познание. Слайд 3 Термин «знание» употребляется в разных...

    Темы эссе и план написания
    Темы эссе и план написания

    Привет! В данной статье ты увидишь ряд написанных эссе на максимальный балл по всем критериям ЕГЭ этого года. Если ты хочешь научиться писать эссе...