Что знают дети о войне? Современным детям о детях войны.

В преддверии Дня Победы мы побеседовали с ребятами разных возрастов о том, что им известно о событиях военных лет. Желающие могли рассказать о своих воевавших родственниках. Мы практически не редактировали ответы ребят. И вот что в итоге получилось. Выводы каждый сделает свои…

Даша, 12 лет

Я хочу рассказать о своём прадедушке, Белокобыльском Константине Димитриевиче. Он пошёл на войну в 1942 году, там голодал. Попал в плен, был ранен. Чудом бежал. В одной маленькой деревне его выхаживала женщина, давала по чуть-чуть еду. Потом он ушёл на передовую. В 1945 году он пришёл с войны, а в 1947 на железнодорожных путях спас женщину, сам же попал под поезд.

Ещё у меня бабушка Ольга родилась в войну, в 1943 году. Она очень часто болела, ни одного класса не закончила - не ходила в школу, до сих пор не умеет писать, читает по слогам. Не разговаривала до трёх лет. С малых лет была пастухом, а ещё нянчила чужих деток. Однажды мама понесла её к батюшке, и тот сказал, что девочка хоть и худенькая, но «мясо нарастёт». Так и вышло: бабушка до сих пор жива. Она с детства верила в Бога, молилась. Всем так и говорит, что только Боженька помог ей выжить.

А дедушка Николай рассказывал, что когда он был маленьким, у них поселились немцы. В семье было 9 детей. Фашисты называли маму «свиноматкой», а детей заставляли танцевать под губную гармошку. Тех, кто отказывался, топили в бочке с водой.

- А дедушка вспоминал это с ненавистью - или простил этих людей?

Просто рассказывал, как было.

- А у тебя самой какие впечатления сложились о войне?

Это страшно! Голод, немцы издевались над людьми…

- Как ты думаешь, что помогло людям всё это пережить?

Вера. И надежда.

Юра, 11 лет

Я хочу рассказать о дедушке. Краснопольский Степан Алексеевич. Он воевал во время Великой Отечественной войны - был пехотинцем, дошёл до Берлина. После войны вернулся домой, построил дом и посадил сад, который до сих пор растёт и даёт плоды. А в доме мы до сих пор живём. Ещё у меня была бабушка, Антонина Георгиевна. Она была медсестрой, помогала больным и раненым во время войны и после.

- А о самой войне что знаешь, что можешь рассказать?

Это была ужасная, самая большая война, в которой участвовали все страны против одной Германии. Тогда был очень большой голод, некоторые умирали. Родители меня учат, что нужно уважать тех, кто умер во время Великой Отечественной войны, и тех, кто прошёл её.

- Когда началась война, помнишь?

Мы ходим на могилу к дедушке, кладём цветы. Ещё ходим к памятнику, в сквер Героев.

Алина, 13 лет

Мой прадедушка, Поляков Василий Кузьмич, был участником Великой Отечественной войны. Со школьной скамьи в октябре 1941 года его забрали в школу радистов, после чего он служил на Карело-Финском фронте радистом. Он участвовал в освобождении Прибалтики и Германии. Воинское звание - командир отделения связи. Он имел боевые награды: орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», «За победу над Германией», много юбилейных медалей. После окончания войны он жил в родном селе в Воронежской области. Умер в 2006 году в возрасте 86 лет.

Мой второй прадедушка, Грищенко Сергей Дмитриевич, воевал в армии Ватутина с 1943 года. Он был командиром взвода разведчиков, был ранен. Награждён орденом Красной Звезды и юбилейными медалями. Войну закончил в Праге, умер в 1970 году, в возрасте 45 лет.

- Откуда ты в большей мере получила представления о войне: из школы, из рассказов родителей?

У меня есть прабабушка, она рассказывала многое, ещё от дедушки многое узнала.

- А прабабушка участвовала в войне?

Она её видела, но не участвовала, была ещё маленькая.

- В школе уделяется внимание этой теме?

Очень мало.

- Но самые элементарные моменты учили ведь? Когда началась война, когда закончилась?

Мы ходим возлагать цветы на курган Славы.

Даша, 10 лет

В 1945 году советскими войсками была одержана победа над фашизмом. Тогда была очень страшная война. Два моих прадедушки участвовали в ней. Один из них был партизаном, пропал без вести, а другой получил очень серьёзную травму - остался без руки.

- А как звали дедушек?

Не помню.

…Сейчас началась опять война, только гражданская. Не хочется, чтобы была ещё одна война, достаточно одной мировой. Мы хотим все миру! Чтоб всё было хорошо.

- Даш, расскажи, откуда ты знаешь о том, что это была за война?

Когда родители расскажут, когда в школе объяснят.

Мы ходим на парад, потом приходим домой и празднуем. Ходим в сквер возлагать цветы.

Есть такая крылатая фраза, что День Победы - это «праздник со слезами на глазах». Как ты думаешь, почему его так называют?

Потому что в этот день вспоминают тех, кто погибли, своих родных, например.

- А ты помнишь, сколько лет продлилась Великая Отечественная война?

- Ты учишься в воскресной школе - скажи, доводилось бывать на панихиде в храме 9 мая?

Пока нет.

Алекса, 9 лет

Алекса подготовилась к интервью очень основательно. Помимо сообщения о своём знаменитом прадеде, Ковалёве Михаиле Алексеевиче, дважды кавалере ордена Красной Звезды, кавалере ордена Отечественной войны I и II степени, также награждённого медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г.», «За взятие Будапешта», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и множеством юбилейных, - она принесла цветные копии документов о присуждении самых ценных наград.

- Расскажи, что ты знаешь о Великой Отечественной войне?

Погибло много людей. Разрушили все города. Война произошла от зависти. Мне рассказывали, что немцы завидовали тому, что у Советского Союза так много ресурсов, и они напали без предупреждения. Вторглись очень рано утром и начали бомбить. По радио передавали о начале войны.

- Помнишь, сколько лет длилась война?

В школе мы будем устраивать концерт - будет песня и слова поздравительные. С семьёй раньше ходили на митинг, цветы возлагали. Но не знаю, как в этом году будет. Такая ситуация в стране…

Вадим, 10 лет

Я знаю, что немцы вторглись и хотели захватить Донбасс. Сделав это, перевозили к себе весь уголь. А на людей, которые оставались в шахте, сбрасывали вагонетки, чтобы убить их.

- Откуда у тебя такая информация?

Мне бабушка рассказывала.

- Понятно. А что ещё можешь рассказать?

Знаю, что когда наши войска уходили, то ставили мины. А немцы, когда шли, по этим минам пускали русских пленных, которые подрывались на них. Тогда немцы могли пройти свободно. Ещё знаю, что когда захватили нас, дети установили свой закон: они подрывали немцев, которые ездили на мотоциклах, и забирали у них оружие и всё остальное - еду, например. Это тоже мне бабушка рассказывала. Это было там, где она жила.

Ещё знаю о том, что под Одессой немцы сделали свою взлётную площадку. Она была настолько железная, что наши самолёты не могли разбомбить её. Потом, уже в мирное время, бабушкин сын пошёл туда с друзьями - и они подорвались на мине. Бабушкиному сыну попало в голову, он побежал домой, но тогда лекарств не было таких, как сейчас, и они пошли к соседке и промыли рану вином, потом забинтовали.

- А как бабушку зовут?

- Она жива ещё, вы с ней общаетесь?

Да. Но она не застала войну - ей обо всём дедушка рассказывал.

То есть в вашей семье эти истории передаются из поколения в поколение. А вот день Победы вы отмечаете как-то?

У нас отмечают: ходят, покупают цветы, кладут на памятники погибшим.

Дима, 11 лет

- Дима, о каких событиях Великой Отечественной войны ты хотел бы рассказать?

О подвиге Алексея Матросова. 25 июня 1941 года на Советский Союз напали немцы. Они не предупреждали мирных жителей о нападении, и потому людям не удалось убежать. У них захватили всё, что возможно: еду, вещи, весь скот. Они (немцы) двигались по всему Советскому Союзу.

В 1938 году родился Алексей Матросов. Он был очень хорошим воином. В 1944 году вместе с товарищами ему было приказано уничтожить три вражеских дота. За дотами находилась крепость, которую занял немецкий барон. Доты защищали его. Барона нужно было уничтожить. Наши солдаты уничтожили пушки в двух дотах, а третий никак не удавалось. И тогда Алексей Матросов своим телом закрыл пушку. После его смерти Иосиф Сталин наградил его звездой Красного ордена и званием героя Советского Союза.

Кроме Алексея Матросова были и другие знаменитые герои. Например, сын Иосифа Сталина Василий Сталин, который родился в 1935 году. В 1942 году его дом атаковали, ему с отцом пришлось спасаться. Они спрятались в хорошо укреплённом военном комплексе. Но в 1945 году отца Иосифа сильно ранили, поэтому мальчику Василию пришлось записаться на работу, чтобы вылечить отца.

- Скажи, откуда ты черпал всю эту информацию?

Из семьи, у бабушки узнал.

- А бабушка была участницей войны?

- А как у вас в семье празднуют День Победы?

Мы ходим класть цветы на памятники погибшим воинам, возле КСКЦ «Стирол» и памятника-танка.

- Тебе не скучно в этот праздник - ходить куда-то, цветы возлагать?

- Смотришь ли ты фильмы на военную тематику (я имею в виду Великую Отечественную)?

Почти каждый день смотрю.

- И что тебя в них привлекает?

Как наши побеждают немцев.

Как ты думаешь, благодаря чему нашим удалось победить? Ведь фашистские войска превосходили нас во всех отношениях: и в плане техники, и подготовки, и оружия…

Потому что немцы были каждый сам за себя, у них не было дружбы, а наши были дружны, всё делали вместе - поэтому и победили.

Юля, 16 лет

- Юля, что тебе известно об истории Великой Отечественной войны? Откуда ты получала информацию о ней?

Из школы, от бабушек и дедушек.

- И какая картина сформировалась у тебя о том времени?

Печально всё очень. Война, люди умирают…

- А как война коснулась именно вашей семьи?

Отец моей прабабушки ушёл на войну. У них было шестеро детей. Через год его убили. Мать тоже умерла от болезни. Дети остались сиротами. Был голод, старшие дети стали тоже болеть, в результате все умерли, кроме бабушки и ещё одного ребёнка.

- Они жили в Горловке?

Нет, в России. Из других родственников тоже все уходили на войну, но никто не вернулся.

- Какие страницы из истории Великой Отечественно войны тебе известны?

- Ну вы же изучали по истории этот период. Что вам рассказывали?

Что без предупреждения напали…

- А когда это было?

В 1939 году.

- А напали со стороны каких республик?

Не помню.

- Может быть, помнишь какие-то значимые битвы?

За Сталинград.

- А что она решила, эта битва?

Я плохо знаю историю, мы её очень мало в школе изучаем - всего час в неделю, «галопом по европам».

- Понятно. Тебе 16 лет. Ты и твои ровесники смотрите фильмы о войне?

- У вас в семье есть какие-то традиции, связанные с Днём Победы? Как проходит этот день?

- А цветы возлагать доводилось на могилы павших солдат?

Да, с одноклассниками ходили.

- А инициатива чья была?

Беседовала Екатерина Щербакова

Главное событие 2015 года – юбилей Победы в Великой Отечественной войне. За семь десятков лет, прошедших с победного мая 1945 года, выросло несколько поколений людей, которые никогда не сталкивались с кошмарами военного времени. Сегодняшние дети живут в новой стране, в новом веке. Что нынешние школьники знают о далекой войне? Насколько уровень знаний подростков о Великой Отечественной отличается от уровня знаний их родителей, а также бабушек и дедушек? Чтобы выяснить ответы на эти вопросы, сотрудники Сибирцевской Центральной библиотеки Маркисеева Г.В. и Венгер И.В. провели анкетирование среди своих читателей.
Анкетирование проводилось анонимно. Возрастные категории участников: от 14 до 24 лет, от 25 до 35 лет, от 35 до 50 лет и старше 50 лет. Анкетный лист, который разработали библиотекари, содержал 19 вопросов. К большинству предлагались 4 варианта ответов.
Всего на вопросы о военной истории ответили 24 человека: 12 из них – в возрасте от 14 до 24 лет, 8 - старше 50 лет, 2 –от 35 до 50 лет и 1 - от 25 до 35 лет. На полноценное социологическое исследование опрос, проведенный в библиотеке, не претендует. Объективно провести сравнения знаний о войне представителями разных поколений по результатам анкетирования не представляется возможным, но составить примерное представление – вполне.
Ответы на вопросы анкеты читателей библиотеки старшего возраста были в большинстве правильными. А вот если проанализировать ответы школьников – самой большой группы респондентов, то результат не радует. Дату начала Великой Отечественной войны, конечно, знает большинство подростков. Только 2 из 12 человек выбрали другой вариант ответа, нежели 22 июня 1941 года. Однако, при ответе на вопрос: «Назовите крепость, которая одна из первых приняла удар немецкой армии и стала символом стойкости советского солдата», 7 школьников назвали Брест, остальные –Тулу и Смоленск.
Союзников СССР ребята указывали более уверено, хотя в ответах присутствовала путаница. Среди ответов – Америка, Китай, США, Канада, Британия, Франция. Не знают школьники о том, какая битва стала переломным моментом в ходе войны, не могут вспомнить хрестоматийных героев военного времени и военноначальников, затрудняются назвать фамилии воинов, водрузивших знамя над Рейхстагом.
Проблемным для подростков стал вопрос, кому принадлежат строки известного стихотворения: «Жди меня, и я вернусь». Из 12 школьников, правильно ответили только 8 человек. Многие ответили после подсказки.
О том, что лучший танк времен Великой Отечественной – это Т-34, знают практически все ребята. Легко назывались школьниками и города - герои. Город, который немцы держали в блокадном кольце, все анкетируемые указывали без ошибок. Однако вопрос о продолжительности блокады поставил некоторых школьников в тупик. Из четырех вариантов: а) 200 дней, б) 900 дней, в) 365 дней, г) всю войну, кое-кто из учащихся отвечал, что блокада длилась 200 или 365 дней.
Информацию о Великой Отечественной войне школьники, согласно анкетированию, получают в основном из книг, фильмов, общения в семье. Но судя по результатам тестирования, информации подросткам не хватает.
Итоги анкетирования наглядно свидетельствуют о низком уровне знаний респондентов в возрасте от 14 до 24 лет о войне 1941-1945гг. Но, как отмечают работники Центральной библиотеки п. Сибирцево, для подрастающего поколения события Великой Отечественной еще не потеряли своей значимости.
Для того чтобы поддержать интерес юных читателей к отечественной истории, в библиотеке проводятся тематические мероприятия. Библиотекари рассказывают школьникам о войне, знакомят с книгами о Великой Отечественной, организовывают встречи старшеклассников с детьми войны – живыми свидетелями военного времени. Без излишнего пафоса, просто и доступно представители старшего поколения рассказывают подросткам о том, как жили и работали люди в тылу, чем питались, во что одевались, как учились дети, как страшно и сложно было жить, о горе, которое они испытывали, получая похоронки на отцов и как болит о потере сердце до сих пор. Такие рассказы, прямое общение помогают школьникам лучше представить реалии военного лихолетья, а значит, помогают лучше узнать историю собственной страны.
Молодежь мало знает о Великой Отечественной войне, о прошлом своей Родины в целом. Это результат социологических исследований, проводимых на федеральном уровне. Так что, наши школьники – не исключение. Кто в этом виноват? Современная система образования? Не только. Виноваты все мы. Современные дети слишком мало знают, мало слышат о войне, о цене Победы. Великая Отечественная для них также далека и «покрытая пылью история», как и Первая мировая.
Ответьте, как часто вы говорите со своим ребенком о войне? Когда советовали ему прочесть книгу о военном времени? Смотрели вместе фильм о войне? Когда вы рассказывали ему про родных и их жизнь в годы Великой Отечественной? Ведь война затронула каждую семью. Прадедушки и прабабушки сегодняшних подростков перенесли столько испытаний. Современной молодежи необходимо знать, как жили люди в то страшное время!
Расскажите своим детям о войне, о судьбах их родных, о подвигах их сверстников, о воинах Великой Отечественной войны. Ваши беседы с ребёнком, рассказы очевидцев, стихи, книги, фильмы, написанные и созданные в военное и послевоенное время, ещё дают нам надежду, что живая связь времен не прервётся. Иначе, когда за парты сядут дети сегодняшних детей, они, возможно, будут демонстрировать тотальное незнание фактов о Великой Отечественной войне.

В школах тема Великой Отечественной войны поднимается постоянно: проводятся классные часы, конкурсы, концерты, показываются фильмы. Кто-то из детей реагирует остро, кого-то это все не затрагивает. Должен ли учитель ставить перед собой цель достучаться до сердца каждого ребенка этой темой? Возможно ли вообще, чтобы все дети близко к сердцу воспринимали эти разговоры?

Из множества оставленных к сообщению комментариев мы выбрали наиболее интересные и показательные.

«Знаете, поймала себя недавно на мысли: сама со слезами на глазах слушаю о ВОВ и т.п., но абсолютно спокойно слушаю о войне 1812 года, Ледовом побоище...может, все дело в отрезках времени?»

«Мои второклашки в массе еще слушают и кое-кто и слезу пускает. Но надеть открытку для ветерана на голову и ржать тоже могут... Но надо учить, надо воспитывать. Хотя стихи на них уже вряд ли подействуют. Я им рассказываю про детей на войне, это им ближе, они могут поставить себя на их место».

«Первый класс - это ж малыши совсем!
Мои первые слезы сочувствия проявились только после рождения детей».

«Автор же написала, что сама в 1 классе плакала. Дело не в возрасте, сейчас дети действительно не так воспринимают эти трагические события. Мне нужно было отправить двух желающих на маленькое памятное мероприятие, посвященное Блокаде. Все отказались. Потом два мальчика согласились пойти, я даже прослезилась из-за этого».

«Они и в 5, и в 7 классе ничего не чувствуют, ну или им совсем ничего не интересно, кроме гаджетов. Это очень печально».

«Мне, кажется в первом классе они еще маленькие. Я готовила для пятого в этом году и одиннадцатого. Материал был разный. Для пятиклашек основой послужил фильм "Невыученый урок", одиннадцатым провела параллель между жизнью ребят времен ВОВ и их жизнью. Нашла очень хороший соц.ролик. Вчувственность старших ребят была больше. Они уже больше понимают, глубже уважают, знают ценность жизни».

«Не перебивали? Не мешали? Уже этому можно радоваться. Если хотели от таких малявок обратной связи, надо было минуток 5 выделить на рефлексию и самой поставить точку какой-нибудь красивой фразой».

«Их поколения не знают живых ветеранов, не перебирали их ордена, не слушали рассказы с полей боя, в отличие от нас. Удивляться нечему. Хотя мой старший в детском саду на утреннике ко Дню Победы плакал.. Но он и рос с прадедом, живым ветераном, шрамы его видел..»

«Та же история. Готовились к Дню снятия блокады. Дети сказали, что им это уже надоело.....и на уроках и на продленке....слов нет».

«Может быть, просто стихи и подборка душу не тронули?
Меня некоторые стихи трогают, некоторые нет».
«Сегодня на концерте вообще не просто прослезилась, а действительно, от души плакала.
Хотя некоторые стихи из тех, что читались, видела раньше и они оставили меня равнодушными».

«А мы сегодня с 6-м классом смотрели фильм студии "Парашют ", который нам всем разослали для классного часа. "Дети войны" называется. Класс очень трудный, непробиваемый, как говорится. Но смотрели, затаив дыхание. Правда, обсудить потом не успели. Фильм про детей ВОВ и немного про войну в Луганске. Его можно найти на YouTube, если кого заинтересовало».

«А я сегодня рассказывала в 5 классах о пионерах-героях, фильм показывала... Тишина стояла гробовая. Потом читали "Рассказ танкиста", от желающих не было отбоя. На дом задала учить любое стихотворение о войне, многие почему-то были счастливы)))) Дальше читаем "Сына полка"».

«Вот читаю комментарии и думаю... "им уже этого не понять. Не то поколение". А разве не мы воспитывали это поколение, не наш ли это "прокол" и хвала тому поколению, что воспитывало нас. "Их поколение не знает живых ветеранов..." Разве не наша это задача поддерживать память. Мало живых ветеранов, но есть хроники, интервью. Если опустить руки и расписаться в своем бессилии ни чего хорошего из этого не выйдет. Я бы в первом классе их на сочувствие вообще не вызывала, не тот возраст. Лучше представить солдатов как супер-героев, рассказать о подвигах, о сынах-полка, вызвать гордость. Нужно продолжать рассказывать, показывать, правильно подбирать материал».

«Все правильно, воспитывать нужно... У меня сын 5 лет просит фильмы про войну (Великую Отечественную), и уже отличает черепашек-ниндзя - выдуманных "героев" от наших прадедов - настоящих, и человек в форме для него пример для подражания. Особенно в тельняшке и голубом берете. И в школе тематике ВОВ уделяется большое внимание, ну правда школа в военном микрорайоне и у большинства родители служат. Так что нашим детям военная тематика близка. Все зависит от воспитания».

«А я от своих ждала именно такой реакции: ну можно мы уже пойдём? А они застыли, в классе как будто нет никого. 6 класс. Смотрели видео с песней "Саласпилс"».

«Сегодня в 8 классах читали стихи о войне, слушали песни войны. Ученики слушали, читали выразительно, некоторые не скрывали слёз».

«Сейчас мои 11, 10 и 6 с упоением смотрят 4 танкиста и собака. И в Бессмертном полку старшие пойдут. Все из семей идет».

«Как ни печально, но у каждого поколения своя война. А хорошо бы, чтоб не было на нашей памяти войн, ни прошлых, ни настоящих».

«Если слишком часто говорить про патриотизм, победу и войну, то истинное значение этих слов стирается. Отсюда и равнодушие. Мне пятиклашки так и сказали: "Мы устали от разговоров про войну", и я их понимаю. Они много о ней слышат сейчас, каждую четверть проводят мероприятия, но истинный смысл не понимают - я не считаю, что в этом их вина. Логичное последствие ситуации, когда День Победы это ленточка на майонезе и танки на площади, а не рассказ об ужасах войны».

«Я вас умоляю, девочки из вашего класса будут плакать над этим после того, как родят!
А мальчики, как в армию сходят, в "горячие точки" попадут и выживут».

«Я и в первом классе могла расплакаться от всего, что связано с тематикой ВОВ, потому что до апреля прошлого года был жив мой дедушка-фронтовик, благодаря которому я не могла воспринимать подобную тему равнодушно. А сейчас в семье больше некого расспросить о том времени, что и как было на самом деле. И соглашусь с автором одного из комментариев: теперь исключительно на нас возлагается огромная ответственность, как наши дети будут относиться к теме ВОВ. И мне от осознания этого факта становится, на самом деле, очень страшно(((((((((Мне кажется, что лично я до своих будущих детей не смогу донести хотя бы частичку осознания того, как следует относиться к подобной теме(((((
Но будем держаться, коллеги!!! Во имя памяти тех, кто застал страшное время с 1941-ого по 1945-ый гг. и кого с нами уже нет!! И, конечно, ради тех, кто ещё жив и видят, как растут их правнуки!)»

«Я очень благодарна учителю литературы, мои детки в 8 классе изучали "Молодую гвардию" Фадеева, не знаю, что там на уроках происходило, но прониклись они этим произведением. Сами нашли песню "Краснодонцы" на Фестиваль солдатской песни, ролик нашли, всю душу свою вложили в выступление. Может быть подросли уже, раньше тема войны так не затрагивала детей, не заставляла их все это через себя пропускать информацию».

«Несколько дней назад я прикрепила к одежде георгиевскую ленточку. Так часть младших школьников едва ли не с сарказмом спросила "А что, эти штуки уже можно надевать? Вы что, уже победу празднуете?". Другие недоуменно вопрошали: "Дарья Владимировна, а что это у вас такое?". Представители среднего звена саркастично ухмыльнулись: "О, Дарья Владимировна... патриотка!"».

«Я только одного не могу понять: вы степень успеха проведения подобных мероприятий отслеживаете по количеству рыдающих? Ваша задача рассказать, а не до слез довести. Ваша манипуляция не удалась, и замечательно».

«Рыдание-то не самоцель, конечно. Иногда и смех-защита. Но все чаще равнодушие...

Про возраст не согласна. Ребенок в первом классе многое может понять, просто восприятие войны не то. Я в 7 лет стояла пост у вечного огня и памятника павшим вместе со своими одноклассниками. Помню, что очень переживала, старалась изо всех сил, ведь такая ответственность, старалась для погибших бойцов».

«Я не понимаю уже ничего. Вы в курсе, что для многих старшеклассников 1945 и 1812 - это почти одинаковые даты? И почему эффективность занятия оценивается количеством прослезившихся детей? Сентиментальность останется сентиментальностью, а незнание детьми истории своего государства чревато. Каша у них в голове. И не только у них».

«Не требуйте от детей эмоций, которые в силу возраста они не могут вам показать! Делайте свое дело: рассказывайте о войне, приказывайте фильмы, включайте песни военных лет... Они дорастут! Я себя помню в школе, тема войны была далека и непонятна, встреча с ветеранами, поздравления им воспринимала как общественную работу, нагрузку. Осознание пришло позже, когда я стала взрослой».

Война - это плохо. Война - это страх. Война - это слезы. Война - это смерть… Именно так часто взрослые рассказывают детям о войне, когда чада по своему неуемному любопытству и еще непониманию спрашивают: «Мама, папа, а что такое война?» Но в преддверии праздника Великой Победы мы решили примерить на себя роль почемучек и сами спросили у детей, что они знают о войне. Свой вопрос мы задали ученикам СШ №7 города Витебска.

«Скажи, что ты знаешь о войне?» - спрашивать об этом у школьников, признаемся, было страшновато. Нет, мы не ставили перед собой цель проверить глубину знаний военной истории учеников от пятиклашек до девятиклассников. Мы хотели лишь услышать, как дети, находясь на разных ступеньках школьной программы, нам ответят, что им известно в целом и упомянут ли они Великую Отечественную войну. И вот что нам рассказали.

«Война - это страх, смерть, потеря близких. Она началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945. Я знаю, что в этой войне участвовала моя прабабушка».

«Война - это горе и разрушения, это доказательство того, что ты самый сильный и главный в этом мире. И это хотел доказать Гитлер, напав на СССР. Но в то время мы были одно из сильнейших государств. Война – это потери и слезы близких и родных. В моей семье в Великую Отечественную воевал прадедушка, и мы празднуем 9 Мая и ходим, когда есть возможность, на парад».

«Война для меня - это смерть, это ужас… Для моей семьи война – это разруха, смерть близких, смерть детей. Я знаю, что сегодня еще живы те, кого мы называем супергероями, - это ветераны. Они спасли нас, подарили нам жизнь, веру в мечту, веру в любовь. Война…она страшная. И не так страшно то, что ссорятся два города или две страны, страшно, что умирают люди. Мне кажется, что Великая Отечественная война началась с того, что Германия, она ведь сначала была нормальная страна, но в один момент в их стране начал править фашизм, немцы вбили себе в голову, что они самые главные, и напали на СССР».

«Война - это очень страшная сила. В ней присутствует разруха и бедствия, погибает очень много людей, в том числе близкие и родные. Я знаю, что Гитлер был диктатором, который хотел захватить мир, а Сталин управлял СССР. Мои бабушка и дедушка по папиной линии - участники Великой Отечественной войны, поэтому 9 Мая в нашей семье - это праздник».

:

«Я знаю, что война началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945. Я знаю, что Хатынь - это мемориальный комплекс для всех деревень, которые сожгли. Война - это очень страшно…страшно, когда умирают близкие. Также я знаю, что у меня воевал прадедушка».

«Для меня война - это кровь, бои, разруха. Я знаю, что в Великой Отечественной войне сражалась Германия и СССР. Победил, конечно же, Советский Союз. И 9 Мая в моей семье очень почитают, так как мой прадедушка - участник этой войны. Также я знаю, что в Красной Армии служил человек по имени Гитлер, но в сводках была указана фамилия Гилев. И никто не знает, ошибка это была или специально переделали его фамилию. Знаю еще, что актер театра и кино Гайдай был артиллеристом».


«Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Это самое крупное событие ХХ столетия, так как именно эта война смогла определить дальнейшую судьбу всех людей. За время войны фашистские войска разрушили почти всю Европу. Советский Союз нашел в себе силы, чтобы победить агрессора. В семье у меня никто не воевал, но я знаю, что дедушкина двоюродная сестра, она была малолетним узником, поэтому 9 Мая для нашей семьи большой праздник».

«Война - это страдания, боль, кровь, дуэли. В Великой Отечественной войне, которая длилась с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945, принимали участие Германия и СССР. Германцы ночью 22 июня напали на Брестскую крепость. Советский Союз не знал, что Германия на них нападает, и начал отбиваться подручными средствами, что у них были. Победил Советский Союз. Также я знаю, что Сталин руководил Красной Армией. В нашей семье воевал прадедушка, и каждый год 9 Мая мы ездим к нему на кладбище».

Ответы у школьников получились вполне исчерпывающими. Очень радует, что Великая Отечественная для них, принадлежащих уже к новому поколению, - не пустые слова. И это сейчас, когда они только начинают свой путь к познанию и осознанию военной истории. Повзрослев, каждый из них будет знать больше, что-то они узнают от своих родителей, которые расскажут о подвигах предков, что-то из книг вне школьной программы.

А вот так семиклассники рассказали о войне в своих сочинениях:

«Счастье жить в мирной стране»

Самое главное условие мира, в котором бы я хотел жить - это отсутствие войны. Мне очень хочется жить в мире, в котором царит добро, радость, счастье.

В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Мы должны знать, помнить, ценить и уважать тех, кто завоевал Победу. Наши прадеды воевали, проливали кровь, ради того, чтобы мы сейчас могли жить, радоваться, чтобы мы не видели того ужаса войны, который пережили они сами. Я принадлежу к тому счастливому поколению, которое не застало войны.

Война забирает жизни людей, рушит человеческие судьбы. Самое страшное то, что человеку подвластно остановить войну, но люди продолжают убивать друг друга.

Я не вижу причин, которые могут оправдать миллионы загубленных жизней. Я с уверенностью могу сказать, что мир нужен не только взрослым, но и нам – детям. Ведь мы хотим расти и развиваться, создавать и открывать, жить в согласии и дружбе.

Панкрат Максим

«Счастье жить в мирной стране»

У каждого человека свое понимание слова «счастье». Для меня счастье в данный момент, это когда близкие и родные мне люди рядом, когда они живы и здоровы и когда мы живем в мирной стране. Неудивительно, что наш государственный гимн начинается словами: «Мы, беларусы - мирные люди». Беларусь для меня сродни слову мир. Наше правительство ведет миролюбивую политику, направленную на добрососедство между странами. Беларусь - это прежде всего наш народ, все люди, которые живут здесь и трудятся во имя процветания нашей страны.

Из истории мы знаем, что в Великую Отечественную войну погиб каждый третий беларус, были разорены города и села. Людям понадобилось много сил, чтобы восстановить нашу страну и поэтому очень важно ценить, беречь и приумножать то, чего добились наши предки. Спасибо им за то, что каждый день мы видим мирное небо у себя над головой.

Масько Ян

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Вступайте в группу Вконтакте:

1. Победа ценой жизни. Сталинградская битва

В Великой отечественной войне особенное значение имела Сталинградская битва. Сражения происходили между реками Волга и Дон с 1942 года и продолжались около 200 дней. Нашими солдатами в битве за Сталинград командовал маршал Жуков. Войска немцев пыталась захватить Сталинград, чтобы пользоваться нефтью Кавказа, заправлять свои боевые машины, танки и самолеты. В ходе боев погибло много солдат и наших и немцев, было уничтожено огромное количество танков и самолетов. Это были одни из самых кровопролитных сражений. Благодаря стойкости и героизму, нашим солдатам удалось взять в окружение шестую танковую армию немцев и разгромить ее.

Ахмедов Влад

2. Детство, опаленное войной

Я совсем не случайно выбрала тему для сочинения «Детство, опалённое войной», ведь я тоже ребёнок, мне только 9 лет, и как прекрасно, что я не знаю, что такое война. Нет, знаю, конечно, но только из рассказов взрослых и из книг, которые читала, фильмов, которые смотрела.

По моему мнению, война – это самое страшное слово на Земле, это взрывы бомб, грохот канонады, смерть людей, при чём часто ни в чём не повинных, гибель целых народов. Война приносит горе всем людям: и тем, кто её начинает, и тем, кто защищает свою Родину, но больше всего от войны страдают дети.

Вибе Кристина

3. Сердцем прикоснись к подвигу (по мотивам литературных произведений о войне)

Война… Это страшно…Мы знаем и слышали о ней много, но нам, детям послевоенных лет, не осознать до конца, что такое война. Она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Война - ад, «мясорубка», перемалывающая человеческие жизни, коверкающая людские судьбы.

О Великой Отечественной войне написано большое количество книг. Я хочу рассказать об одной из них, которую недавно прочитала. Это повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…».

Ганиева Алина

4. За Родину

Июль 2006г. Мне 7 лет. Я с мамой и папой проездом в городе Волгограде. Мы гуляем по извилистым дорожкам парка. Вдруг я вижу большую каменную глыбу и не понимаю: что это? Приглядываюсь, а это большая тётенька с мечом. Папа объясняет мне, что это памятник и называется он Родина – Мать. В тот день я видела ещё много разных памятников, разрушенный дом, надписи на стенах домов, значение которых мне было не понятно... Было всё красиво, спокойно, и радостно. Ведь рядом мои близкие, мои любимые.

Гибаева Диляра

5. Детство, опалённое войной

Война 1941 принесла много горя не в одну семью, вряд ли можно найти семью, которую бы эта страшная война обошла стороной. У кого-то на это войне погиб отец, брат, муж. В это нелегкое время тяжело приходилось женщинам, которые остались без опоры и справлялись со всеми трудностями сами. Нельзя забывать и о детях этого времени, у детей этих не было детства.

Абдразакова Диана

6. «Герои войны рядом с нами»

Совсем недавно я познакомилась с ветераном Великой Отечественной войны, Надеждой Георгиевной Набоких. Сейчас ей 86 лет. Я впервые увидела её 3 года назад, когда мы с мамой пришли к Надежде Георгиевне в гости, чтобы поздравить с Днем победы. Мама познакомилась с ней, когда лежала в больнице. У Надежды Георгиевны была героическая жизнь.

Дурманова Анастасия

7. Пионеры-герои

2010 год - знаменательный год в нашей жизни. 65 лет назад закончилась самая кровопролитная война ХХ века. Советские люди защитили от фашистской чумы не только свою родину, но и весь мир. С первого дня Великой Отечественной войны наш народ боролся с врагом. Среди взрослых были и дети, например, Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова. Именно эти четверо пионеров – героев были удостоены звания Героя Советского Союза.

Портнова Зинаида Мартыновна (Зина Портнова) - юная партизанка, член подпольной комсомольской молодежной организации «Юные мстители»; разведчица партизанского отряда имени К.Е. Ворошилова на временно оккупированной территории Белорусской ССР.

Карелина Екатерина

8. Что я знаю о войне

22 июня 1941г. фашистская Германия, без объявления войны, внезапно напала на советский союз. Нарушив Советско-Германский договор о ненападении заключённый 23 августа 1939г. одновременно в войну против СССР вступили Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния.

В апреле 1940г. в Германии был разработан план «Барбаросса», который предусматривал молниеносный разгром нашей страны. Немцы планировали за 1,5 – 2 месяца разгромить красную армию, захватить Москву и Ленинград, выйти на линию г. Архангельск – р. Волга. Мощными ударами по индустриальному Уралу, закончить войну.

Мицых Александр

9. Не забывай подвиг солдат

Мои папа и мама каждый год ходят со мной на Парад Победы, это всегда бывает 9-го мая. Сегодня я хочу написать о том, что рассказала мне мама о войне. Я много интересного узнал о войне, готовя эту статью, я понял самое главное - подвиги в Великой Отечественной Войне были на каждом шагу. Даже дети были героями.

Поляков Егор

10. Детство, которого не было!

1941-1945 годы! Великая Отечественная Война - это трагические годы из истории нашей Родины. Для нас это черно-белая хроника давно минувших событий. Ни одной семьи нет, где бы войне не оставила свои тяжелые, незаживающие раны, она искалечила миллионы судеб. Все мы знаем, что Великая Отечественная война была очень страшной для всех людей, которые жили в 1941 -1945 годы, но особенно её боялись дети.

Когда читаешь личные воспоминания бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, несовершеннолетних подневольных рабочих |||- го Рейха или несовершеннолетних детей, оказавшихся в оккупации, то мороз по коже пробегает.

Слепухова Виктория

11. Страшные годы войны

22 июня 1941 года германские войска напали на нашу страну. А в середине сентября, после 80 дней неудачных попыток, фашисты отказались от первоначального плана взятия Ленинграда штурмом и начали блокаду города.

Враг подошёл настолько близко, что обстреливал из пушек все ленинградские улицы, а на фронт можно было доехать на трамвае.

Цеха заводов опустели, потому что все рабочие ушли на фронт. Они стали солдатами и матросами. К станкам встали старики, женщины и подростки.

Германюк Владислав

12. Битва за Москву

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие и дети. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. Много вытерпел российский народ в эти четыре года.

Журавлёв Кирилл

13. Всё - для фронта, всё - для победы

Отечественная Война…я проговариваю эти слова и перед глазами возникают сцены из кинофильмов, картинки из книг про войну. Об этом великом событии прошлого века я, человек девяти лет, знаю благодаря телевидению, книгам, рассказам моих бабушек и дедушек о том как их родители жили и воевали в то страшное время. Это мои прадеды. Их я видел только на фотографиях. Старые черно-белые фотографии бравого командира дивизиона реактивных установок «Катюш» майора Сироткина Дмитрия Константиновича. На всех военных фотографиях мой прадед в военной форме. Подтянутый и серьезный. В его взгляде спокойствие и уверенность. Я хочу быть похожим на него. Хотя у нас почти одинаковые прически. Раньше эта стрижка называлась «полубокс», а сейчас «теннис».

Спасенников Иван

14. Небо покоряется сильным

В раннем детстве я засыпала очень плохо. Ни укачивание, ни колыбельные не помогали. И тогда на помощь пришли военные песни. Стоило маме их запеть, и я успокаивалась. Так моими колыбельными стали «Темная ночь», «В землянке», «Синий платочек». Я подросла и научилась засыпать самостоятельно, но по-прежнему часто просила маму спеть о войне. И однажды услышала строчки, которые удивили меня:

И сказал солдат, что лежал без ног:

Мы с тобой, сестра, еще станцуем!

Степанова Алёна

15. Всё - для фронта, всё - для победы

Мне довелось родиться в мирное время в мирной стране. Но в нашей семье каждый год в День Победы вспоминают ветеранов, благодарят за предоставленную возможность жить, жить без войны. Мой прадед Шестаков Анатолий Васильевич воевал с Японией – союзником фашистской Германии. Он был тяжело ранен, но вернулся домой живым, продолжая приносить пользу своей стране, трудясь в поле, выращивая хлеб. Поэтому мои родители знают о тяжёлых военных годах от участника тех страшных событий – моего прадедушки.

Шестакова Анастасия

16. Курская битва

9 мая 2010 года страна отмечает 65-летие Победы над фашизмом. За нашу спокойную жизнь сложили свои головы десятки миллионов солдат и офицеров Красной Армии, пострадали ни в чем неповинные мирные граждане. Но спасли нашу Родину солдаты, сохранили ее для нас, живущих в XXI веке. И мы, потомки тех, кто вершил эту победу, просто обязаны знать историю Великой Отечественной войны, героев войны.

Шорин Артём

17. Баллада о коротких штанишках

18. Татьяна Николаевна Савичева

Когда мы жили в Санкт –Петербурге, нам рассказывали про одну замечательную девочку, которая вела дневник в годы Великой Отечественной Войны. В 9 листочках, 42 строчках были показаны все ужасы войны.

Попова Анастасия, 9а

19. Если бы я воевал на войне...

Война – это плохо! Это смерть, это кровь, это разрушения. В моём представлении война – это пушки, снаряды, много убитых и раненых солдат, в их глазах – страх, боль, ненависть к врагам. Если бы, я попал на войну в 1941 году, то был бы лётчиком, бомбил бы проходы к немецким флангам.

Сухоногов Леонид , 9б

Последние материалы раздела:

Демре: церковь Николая Чудотворца Где находится церковь святого николая
Демре: церковь Николая Чудотворца Где находится церковь святого николая

Сегодня я расскажу о небольшом городе в – Демре (Demre) . Чем знаменит этот город? Тем, что во-первых, он считается родиной Святого Николая ....

Презентация на тему
Презентация на тему "Лондонский Зоопарк (London Zoo)" Описание лондонского зоопарка на английском

Одной из известных достопримечательностей Лондона, Англии и мира является Лондонский зоопарк – самый первый в мире зоопарк, занимающийся научной...

Факультет экономики и управления Описание профилей кафедры Экономики и менеджмента
Факультет экономики и управления Описание профилей кафедры Экономики и менеджмента

Миссия кафедры Кафедра экономики общего менеджмента (далее - кафедра) является основным учебно-научным структурным подразделением НЧОУ ВО «МИЭПП»...