Оставление машины на проезжей части. Актуальные штрафы за неправильную парковку во дворе

Тема 13. Остановка и стоянка (ПДД, глава 12).

ВИДЕО УРОК

Основные термины

Пункт 1.2. ПДД содержит расшифровку терминов «остановка» и «стоянка». Эти понятия предполагают преднамеренное, то есть предварительно обдуманное прекращение движения в выбранном для этого месте на определенный срок. Стоянкой считают такое прекращение движения, после которого с транспортным средством ничего не происходит на протяжении определенного времени. Прекращение движения на срок больше пяти минут не всегда является стоянкой. Так, например, при длительной разгрузке автомобиль находится в состоянии остановки. Прекращение движения для посадки и высадки пассажира является остановкой независимо от его продолжительности. А прекращение движения с целью заправки или совершения покупки считается остановкой при условии, что оно продолжается не более пяти минут.

Слово «парковка» объединяет в себе понятия «остановка» и «стоянка». Также парковкой в Правилах называют само место, где производится остановка и стоянка.

Кроме того, существует понятие вынужденной остановки. В отличие от парковки она является непреднамеренной, вызвана уважительной причиной и от желаний водителя не зависит. Наложить запрет на такую остановку или определить место для нее невозможно. Соответственно, правила парковки не распространяются на вынужденную остановку. Однако в такой ситуации водитель должен обозначить свое транспортное средство аварийной сигнализацией, чтобы исключить возможность столкновения с другими автомобилями. При возможности ему следует откатить или отбуксировать ТС в более безопасное место – на обочину или тротуар, после чего выставить знак аварийной остановки (пункт 12.6. ПДД).

Некоторые прекращения движения не являются ни преднамеренной, ни вынужденной остановкой, ни стоянкой, например, остановка перед «зеброй» для пропуска пешеходов, остановка на красный сигнал светофора, остановка в «пробке». Значит, требования главы 12 Правил к ним не относятся.

Способы парковки

Первый абзац пункта 12.1. ПДД описывает классический способ парковки. Его могут использовать водители любых ТС в любом месте, где знаки, разметка или пункты 12.4. и 12.5. ПДД не запрещают остановку и стоянку. Согласно данному способу ТС должно находиться на правой стороне вдоль дороги, прижавшись вплотную к тротуару или съехав на обочину (в зависимости от их наличия). Пункт 12.2. говорит о том, что парковать мотоциклы без коляски, мопеды, а также двухколесные велосипеды можно в два ряда, а остальные ТС – исключительно в один ряд друг за другом или по отдельности.

«Парковочный карман» – это расширение на проезжей части, используемое для стоянки ТС около торговых центров, кинотеатров, государственных и коммерческих учреждений и находящееся сбоку от дороги. В таком «кармане» или на любой другой площадке для стоянки границы парковочных мест могут быть обозначены линиями разметки. В этом случае парковаться там следует так, как указывает разметка. При наличии перед «карманом» знака «Парковка» с табличкой «Способ постановки транспортного средства на стоянку» 8.6.1., 8.6.4. или 8.6.5. водители обязаны парковать автомобиль в соответствии с изображением на табличке. Важно обратить внимание на то, что таблички 8.6.4. и 8.6.5. разрешают постановку транспортного средства под углом к тротуару.


Знак «Парковка» с табличкой 8.6.1. предполагает общепринятый метод постановки транспортного средства на стоянку. Соответственно, такая парковка предназначается для любых ТС. Таблички 8.6.4. и 8.6.5. действуют только по отношению к легковым автомобилям и мотоциклам. Водители других ТС не должны парковаться иным способом, кроме того, который указан на табличке. Значит автобусам, грузовикам, тракторам стоянка в этом месте запрещена.

Итак, «карман», обозначенный знаком «Парковка» с табличками 8.6.4. и 8.6.5., используется только для стоянки легковых автомобилей и мотоциклов. В том случае, если у «кармана» нет знаков и линий разметки, указывающих на способ парковки, водителям любых транспортных средств разрешено их ставить только параллельно краю проезжей части, вдоль тротуара (табличка 8.6.1.). Иначе велик риск создания помехи для движения других ТС.

Пунктом 12.2. Правил регламентирован еще один нетипичный способ постановки автомобиля на стоянку, а именно с заездом на тротуар. Однако, должны быть выполнены одновременно несколько условий для того, чтобы им воспользоваться.

Во-первых, тротуар должен быть обозначен знаком «Парковка» с табличкой 8.6.2., 8.6.3., 8.6.6., 8.6.7., 8.6.8. или 8.6.9., которая предполагает возможность стоянки с полным или частичным заездом на него. В ситуации, когда тротуар знаком 6.4. не обозначен, водитель не может самостоятельно решать, пригоден он для парковки или нет, а значит стоянка в таком месте запрещена.

Во-вторых, при выполненном первом условии транспортное средство должно быть велосипедом, мопедом, мотоциклом или легковым автомобилем. Другие транспортные средства, включая грузовики независимо от их РММ, не имеют права парковаться на тротуаре.

При наличии на тротуаре установленного знака «Парковка» с табличкой 8.4.7. стоянка разрешена велосипедам и мопедам. Водителям мотоциклов, легковых автомобилей и других ТС запрещено парковаться на таком тротуаре.

Согласно вышеупомянутому пункту 12.1. ПДД остановка и стоянка на левой стороне дороги возможна только в населенных пунктах в двух особо оговоренных случаях.

Прежде всего, на узкой улице без трамвайных путей и сплошной линии разметки. Такая улица должна иметь только по одной полосе для движения в каждую сторону.

А также на дорогах с односторонним движением. При этом ширина проезжей части и количество полос на ней не имеют значения.


Происхождение этих требований достаточно простое. Как правило, для парковки на левой стороне дороги водителю нужно пересечь путь транспортных средств, движущихся навстречу. Очевидно, что на дорогах с односторонним движением, которые часто встречаются в городе и никогда – за городом, встречных ТС нет. Соответственно, ширина дороги и количество полос совсем не важны. Однако, следует помнить, что на таких дорогах грузовики с РММ более 3,5 тонн могут припарковаться слева только с целью погрузки или разгрузки.

Безопасность подъезда к левому краю дорог с двухсторонним движением зависит от количества и скорости движения встречных ТС. При условии, что встречные транспортные средства двигаются с небольшой скоростью, характерной для городских условий, и находятся в одном ряду, выполнение такого маневра возможно без угрозы лобового столкновения. Риск ДТП значительно возрастает на многополосной дороге или при участии в движении помимо безрельсовых ТС трамваев.

Останавливаться и парковаться у левого края дороги можно, если правая сторона полностью занята оставленными на стоянку ТС или если на ней имеются знаки, запрещающие остановку и парковку. Действие таких знаков распространяется только на ту сторону дороги, где они находятся.

Пункт 12.3. информирует о длительной стоянке или ночлеге на дорогах вне населенных пунктов. По той причине, что загородные дороги плохо освещаются, а движение по ним осуществляется с достаточно высокой скоростью, риск наезда на припаркованное на обочине ТС существенно увеличивается. Именно поэтому было разработано требование, убирать автомобили и другие транспортные средства за пределы дороги для длительной стоянки или ночлега.

Запрещенные места для стоянки и остановки

Ситуаций, запрещающих остановку, существует достаточно много. Их перечень содержится в пункте 12.4. ПДД. Он подразумевает запрет не только на остановку, но и стоянку, которая невозможна без предварительной остановки. Три причины, обуславливают ограничения, перечисленные пунктом 12.4., а именно:

  • припаркованное ТС не должно препятствовать движению других ТС;
  • не должно создавать угрозу безопасности движения;
  • а также вынуждать других водителей нарушать Правила.

Пункт 12.4. запрещает остановку в четырнадцати местах. Восемь из них предложены по соображениям безопасности.

Так, остановка и стоянка невозможны:

  • на пешеходных переходах и на расстоянии ближе пяти метров перед ними;
  • на велосипедных полосах;
  • на железнодорожных переездах;
  • в тоннелях;
  • под мостами и эстакадами;
  • на пересечении проезжих частей и на расстоянии ближе пяти метров в любую сторону от них;
  • на проезжей части в местах с ограниченной видимостью (в любом направлении дорога просматривается менее чем на 100 метров);
  • в местах, где ТС ограничивает обзор другим водителям (загораживает сигналы светофора, дорожные знаки).

В целях предотвращения создания помех участникам дорожного движения остановка и парковка запрещаются:

В местах, где расстояние между остановившимся транспортным средством и сплошной линией разметки, а также разделительной полосой или противоположным краем проезжей части, составляет менее 3 метров, стоянка также запрещена. Это позволяет не вынуждать других участников движения нарушать ПДД. Ведь объезд стоящего в таком месте ТС неминуемо влечет за собой пересечение сплошной линии разметки или движение по разделительной полосе, которые запрещена Правилами.

Помимо названных ограничений существует еще четыре. Остановка и стоянка также запрещены:

Парковаться также не разрешается в местах, выделенных для стоянки транспортных средств, перевозящих инвалидов, и обозначенных соответствующими знаками или разметкой.

Следует обратить внимание на такие моменты:

Стоит отметить, что неправильная парковка может стать причиной повреждения автомобиля другим ТС, штрафа или принудительной эвакуации ТС на штрафную стоянку. Знать правила парковки необходимо для того, чтобы пользоваться ими в своих интересах.

В ПДД кроме пункта 12.4., который запрещает и остановку, и парковку, присутствует также пункт 12.5. Он накладывает запрет только на стоянку, а остановку разрешает. Итак, согласно этому пункту стоянка запрещена:


Кроме того, парковаться нельзя в зоне действия знаков 3.28., 3.29., 3.30. и 5.27.

Дополнительные требования

Объезд припаркованных транспортных средств с минимальным боковым интервалом – довольно часто встречающийся маневр в условиях плотного уличного движения. Если в такой момент пассажир или водитель откроет изнутри дверь стоящего автомобиля, чтобы выйти, он может повредить сразу два транспортных средства или даже попасть под колеса объезжающего ТС. Согласно положениям пункта 12.7. выходящий должен сначала убедиться, что не создаст помех другим участникам движениям открытием двери, и только после этого вылезать из машины. Водитель для этого может воспользоваться зеркалом заднего вида и проинформировать своих пассажиров о ситуации на дороге.

Пункт 12.8. ПДД предусматривает такие предосторожности, о которых водитель должен позаботиться, покидая свой автомобиль. Прежде всего, оставляя ТС, очень важно обеспечить его неподвижное состояние. Для этого следует использовать стояночный тормоз. На крутых уклонах можно дополнительно подстраховаться и вывернуть руль таким образом, чтобы при скатывании колеса уперлись в бордюр, а при его отсутствии были повернуты в сторону обочины, а не проезжей части. Еще одним препятствием для самопроизвольного движения машины может стать включенная первая или вторая передача или режим «Парковка» на ТС с автоматической коробкой передач.

Второе требование пункта 12.8. заключается в том, что водитель, покидая свой автомобиль, должен запереть его и включить противоугонную систему при ее наличии.

Наказание на неправильную парковку

Остановка и стоянка в запрещенных местах являются одним из самых распространенных нарушений Правил. Причина этого кроется не только в невнимательности, несознательности и неграмотности водителей. В крупных городах особо актуальна проблема нехватки парковочных мест. Отчаявшиеся водители просто вынуждены оставлять свои автомобили, где попало. Однако довольно часто, это только усугубляет и без того непростую обстановку на городских улицах, ведь неудачно оставленное на стоянку ТС может легко стать причиной пробки.

Статья 12.19. КоАП, состоящая из восьми частей, рассматривает нарушения правил остановки и стоянки. Ею предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа от 500 до 3000 рублей. Парковка в местах, отведенных для стоянки ТС инвалидов, грозит штрафов в 5000 рублей. Пользоваться такими местами могут только те автомобили, которые имеют опознавательный знак «Инвалид». На его установку нужно получить разрешение в ГИБДД. Статьи 12.16.4. и 12.16.5. КоАП наказывают за неподчинение дорожным знакам, запрещающим остановку и стоянку, а статьи 12.17.1-1. и 12.17.1-2 – за остановку и стоянку на полосе, предназначенной для движения маршрутных ТС, штрафами в размере от 1500 до 3000 рублей. За нарушение правил парковки на железнодорожных переездах и автомагистралях существует отдельное наказание.

В отдельных регионах местными законами может быть установлен запрет на такие действия, как парковка ТС на газонах и детских площадках, мойка автомобилей в непредназначенных для этого местах и др. Наказание за такие нарушения может отличаться в зависимости от региона. Так, например, в Москве статья 4.18.2. Кодекса об административных правонарушениях предусматривает наказание для автомототранспортных средств за повреждение зеленых насаждений, включая газоны, в виде штрафа от 4000 до 4500 рублей. Оформляют такие нарушения не сотрудники ГИБДД, а участковые уполномоченные или специалисты экологической полиции. Их рассмотрение и вынесение наказаний виновных – это уже зона ответственности специальных административных комиссий, действующих при местных органах власти.

Еще одним видом наказаний является задержание неправильно припаркованного ТС и его принудительная эвакуация на штрафную стоянку или блокировка колес на месте парковки. Такие меры необходимы в том случае, если транспортное средство оставлено на проезжей части в неположенном месте и мешает другим участникам движения. ТС, припаркованные с нарушением требований статей 12.16.4., 12.16.5., 12.19.2, 12.19.3., 12.19.3-1., 12.19.3-2., 12.19.4., 12.19.6. КоАП, могут быть подвергнуты наказанию в виде эвакуации на штрафную стоянку.

Информацию о том, что транспортное средство было отправлено на штрафстоянку должны предоставить или сотрудники ДПС, работающие на месте, где оно было оставлено, или специалисты дежурной части соответствующего отделения ГИДД, или работники службы эвакуации по справочному телефону. После наведения соответствующих справок, а также предъявления паспорта, прав, документов на ТС и уплаты штрафа, услуг по эвакуации и хранению автомобиля владелец сможет получить письменное разрешение на получение автомобиля.

Стоит обратить внимание на такие важные факты. Эвакуация запрещается, если внутри транспортного средства находятся люди, или если водитель объявился раньше, чем произошла погрузка автомобиля. В последнем случае штраф уплатить все равно придется. Кроме того, перед эвакуацией должен быть составлен протокол о задержании ТС и акт, содержащий описание всех повреждений автомобиля. Владелец имеет полное право потребовать компенсацию за причиненный вред, если его ТС получило новые не отраженные в акте повреждения и дефекты в процессе погрузки, выгрузки или транспортировки. После появления владельца автомобиля и оформления нарушения он должен быть незамедлительно возвращен хозяину или его доверенному лицу.

Правила дорожного движения:

12.4. Остановка запрещается:

  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
  • на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
  • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
  • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов;
  • на полосе для велосипедистов.

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

12.5. Стоянка запрещается:

  • в местах, где запрещена остановка;
  • вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
  • ближе 50 м от железнодорожных переездов.

продолжить чтение

Статья 12.16, часть 4

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.

Статья 12.16, часть 5

Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.

продолжить чтение

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.17, часть 1.1

Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного частью 1.2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.

Статья 12.17, часть 1.2

Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.

продолжить чтение

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.19, часть 1

Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 - 6 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Статья 12.19, часть 2

Статья 12.19, часть 3

Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.

Статья 12.19, часть 3.1

Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.

Статья 12.19, часть 3.2

Остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.

Статья 12.19, часть 4

Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Статья 12.19, часть 5

Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере 2500 рублей.

Статья 12.19, часть 6

Нарушения, предусмотренные частями 3 - 4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влекут наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.

продолжить чтение

Статьи КоАП РФ, за нарушение которых предусмотрено задержание ТС с эвакуацией на штрафную стоянку:

Статья 12.16, часть 4

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств...

Статья 12.16, часть 5

Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

Статья 12.19, часть 2

Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

Статья 12.19, часть 3

Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки… либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре...

Статья 12.19, часть 3.1

Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки…

Статья 12.19, часть 3.2

Остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки...

|

В каких местах вообще запрещена остановка?

Места, в которых запрещена остановка (а следовательно, и стоянка) четко регламентированы ПДД. Согласно пункту 12.4 Правил, остановка запрещается :

  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
  • на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
  • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
  • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов;
  • на полосе для велосипедистов.

Кроме того, остановка запрещена на участках дороги, имеющих разметку 1.4 : согласно новому ГОСТ Р 51256-2018 это сплошная одиночная линия желтого цвета, расположенная вдоль края проезжей части.

В перечисленных выше выдержках из Правил мы выделили те требования, нарушения которых водитель не может избежать при остановке инспектором . К примеру, если сотрудник ГИБДД расположился перед пешеходным переходом, то остановиться стоит за «зеброй», чтобы не нарушать ПДД. А вот если инспектор останавливает водителя на участке дороги с ограниченной видимостью, узкой проезжей частью или желтой разметкой 1.4, выполнить его требование, не нарушив правила, фактически невозможно. Но законно ли это, и не может ли инспектор выписать штраф за совершенное по его же указанию нарушение?

Может ли инспектор остановить водителя в месте, где остановка запрещена?

Инспектор действительно может остановить водителя в месте, где запрещена остановка, однако для этого должны быть веские основания. Пункт 88 административного регламента ГИБДД уточняет, что «не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения».

Проще говоря, сотрудник ГИБДД может остановить водителя, если впереди, к примеру, произошло ДТП в условиях ограниченной видимости или имеется другая потенциально опасная ситуация, или же если место остановки обозначено патрульной машиной с включенной «мигалкой».

Может ли инспектор выписать штраф за остановку в запрещенном месте

А вот наказать водителя за нарушение правил при остановке по собственному требованию в запрещенном месте инспектор не может . Дело в том, что вся ответственность за происходящее в случае остановки им автомобиля в «запретной зоне» полностью ложится на его плечи. Тот же пункт 88 регламента указывает, что «в случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте». Поэтому останавливаться по требованию инспектора на таких участках дорог можно смело, при этом выполняя его указания по обеспечению безопасности.

Для регулирования дорожного движения и обеспечения максимального уровня безопасности для всех участников дорожного движения как водителей, так и пешеходов, разработана система дорожных знаков. «Остановка запрещена» знак который будет более подробно разобран в текущем материале.

Что станет понятно после прочтения: как выглядит знак, зона действия ограничения, а также действующие на его основании штрафы.

Как выглядит знак «Остановка запрещена»

Чтобы соблюдать правила дорожного движения и не создавать аварийных ситуаций стоит ориентироваться на регулирующие знаки. Каждый водитель должен понимать, что все ограничения, имеющиеся на дороге, установлены в данном месте неспроста и призваны обеспечивать безопасность. Это же касается и знака запрета остановки, если действие запрещено, значит, что автомобиль нарушивший запрет может стать помехой для движения или манёвра, а значит гипотетически создаёт аварийную ситуацию.

Как выглядит регулятор? Описание знака «Остановка запрещена» выглядит примерно следующим образом: знак представляет собой круг с синим фоном, края которого имеют красное обрамление, а сам он перечеркнут пересекающимися крест-накрест красными линиями. Стоит отметить что знак запрета стоянки имеет схожий вид. За исключением того, что перечёркивающая диагональная линия одна, а не две пересекающиеся, как в первом случае.

В чём различие между стоянкой и остановкой. Под стоянкой подразумевается остановка автомобиля на период более 5 минут, остановка же по правилам длится менее 5 минут. Таким образом, в месте, где запрещена стоянка водитель может притормозить на 5 минут, обычно этого времени хватает для того, чтобы, например, высадить пассажира. В зоне запрета остановки даже такое действие станет нарушением.

Знак «Остановка запрещена». Зона действия

Зона ограничения имеет свои границы. Водитель должен понимать где именно ему нельзя остановится, а где уже можно. Зона действия знаков остановка и стоянка запрещена зависит от сопутствующих знаков, которые дополняют основной ограничитель.

Первое что должен запомнить водитель, ограничение остановки распространяется только на ту сторону проезжей части, на которой расположен знак. Это значит, что на другой стороне дороги водитель вполне может совершить остановку, если там нет своих ограничений.

До каких пор распространяется зона действия запрещающего знака, который встретился на пути и не имеет дополнений? Существует несколько вариантов.

  • До ближайшего перекрёстка или светофора. При этом разрыв разделительной части дороги не является показателем к завершению ограничительной зоны, так как не является перекрёстком.
  • До знака, снимающего все действовавшие ранее ограничения.
  • До конца населённого пункта, если по пути следования не встречаются перекрёстки или иные знаки снимающие ограничения.
  • Если после знака «Остановка запрещена» по краю дороги нанесена жёлтая разметка, то она обозначает зону действия ограничения и останавливаться нельзя до тех пор, пока она не закончится.

Кроме того, зону действия знака «Остановка запрещена» определяют сопутствующие ему знаки. Таких знаков может быть несколько.

  • Если знак сопровождается табличкой со стрелкой вперёд (вверх), это означает начало действия ограничения и водитель может совершить остановку до знака, но уже не сможет остановиться после него.
  • Если знак стрелки вперёд (вверх) дополнен расстоянием, например, 100 м, это означает что остановка ближайшие 100 метров невозможна. А к примеру, через 150 метров уже вполне допустима.
  • Если знак запрета сопровождается стрелкой в обе стороны, значит, что водитель находится в зоне его действия. То есть остановка запрещена и до, и после знака, а где-то ранее был соответствующий ограничитель, оповещающий о начале действия зоны запрета.
  • Если знак дополнен стрелкой назад (вниз) то это означает окончание действия запрета. Водитель может остановиться после знака, но не имеет права останавливаться перед ним.

Кроме того, знак может дополняться табличками с разными типами транспорта (таблички 8.4.1-8.4.8) это означает, что запрет остановки распространяется именно на этот вид транспорта. Если знак сопровождается табличкой 8.18 (перечёркнутое инвалидное кресло), значит, запрет на эту категорию водителей не распространяется.

Исключения из правил

Кто и при каких обстоятельствах может останавливаться в зоне действия знака «Остановка запрещена» . Как известно, на каждое правило есть исключения, данный случай это только подтверждает. Существует ряд ситуаций, в которых остановка в зоне действия знака не будет засчитана как нарушение ПДД.

  1. Аварийная остановка по причине ухудшения здоровья водители или поломки транспортного средства. В этом случае необходимо включить аварийный сигнал и установит указатель на проезжей части.
  2. Маршрутный транспорт вправе совершить остановку в предусмотренном для этого месте несмотря на то, что на этом промежутке действует ограничение.
  3. Знак «Остановка запрещена» не имеет своей силы если транспортное средство тормозит сотрудник ГИБДД. В этом случае водитель обязан остановиться в любом месте, независимо от ограничений ПДД.

Это все ситуации, на которые не распространяется действие регулирующего знака. В остальных случаях водитель обязан соблюдать правила и совершать остановки только в допустимом месте.

Санкции за нарушение ограничения

Знак ПДД «Остановка запрещена» призван регулировать дорожное движение и за нарушение ограничений предусмотрены определённые штрафы и санкции.

Сегодня за нарушение этого правила предусмотрен штраф в размере от 500 до трёх тысяч рублей. Если водитель останавливается в месте доступном для остановки только инвалидам, а сам таковым не является, то штраф может быть увеличен до 5 тысяч рублей.

Если автомобиль, оставленный в неположенном месте, мешает дорожному движению, то его эвакуируют и поместят на штрафную стоянку, что ещё добавит расходов автовладельцу.

Это геометрия. Если увидите правильно все точки, на которые нужно просто ориентироваться, можно спокойно научиться парковаться. Если вы научитесь четко работать по ориентирам, вам любая парковка будет несложной.

Если есть место больше, чем ваш автомобиль на 1:4 длины или ширины машины – вы туда влезаете без проблем.

Если место впритирку, то придется делать некоторые манипуляции. Это тоже не проблема!

Подъезжаете. Если рядом есть другие машины, приостанавливаетесь, убеждаетесь в том, что для вас места хватить. Потом предупреждаете всех аварийным сигналом, чтобы никто не стал на ваше место первым.
Проезжаете вперед, приостанавливаете автомобиль в первой точке, по которой нужно ориентироваться. Она на уровне вашего препятствия.

Остановили автомобиль у первой точки. Около этого ориентира должен находиться правый задний угол авто. Выкручиваем колеса в упор направо и закручиваем автомобиль так, чтобы задняя середина четко “смотрела” на второй ориентир заднего дальнего угла (точка 2).

В этот момент выпрямляете колеса и сдаете назад, пока правое крыло не переехало условную линию, за которую вы хотите заправить свой автомобиль.

Выкручиваете колеса в упор налево, сдаете назад и заправляете машину.

Когда будете выходить, внимательно изучите обстановку на дороге. Чтобы не открыть дверь в тот момент, когда кто-то будет проезжать по проезжей части.

Въезд на парковку

Сдайте назад до упора. Чтобы максимально освободить расстояние перед машиной.

Выкручиваем колеса в упор налево. Выводим автомобиль за передний угол (точка 1).

Дальше выводим автомобиль на прямых колесах за среднюю стойку. Выкручиваем колеса вправо и вливаемся в общий поток.

Если места у вас ограничено, а припарковаться нужно, например, между двумя автомобилями или транспортным средством и забором, нужно определить для себя три ориентира: 1 – первое ограничение, 2 – второе ограничение, 3 – глубина парковки.

Утыкаемся серединой переднего бампера в дальний угол ограничения (1).

После этого аккуратно сдаем назад.

Когда правый передний угол стает на одну линию с серединой ширины парковки (3), начинайте двигаться вперед.

Чтобы выйти с машины и не повредить ни свой, ни соседний автомобиль, нужно дополнительно взять ширину 1:3/1:4 ширины транспортного средства.

Обязательно нужно вывести средство передвижения за переднюю ось.

Вывертываем колеса в ту сторону, куда вы хотите поехать и куда разрешают ПДД. Если понимаете, что упретесь впереди стоящую машину, возможно, потребуется сдать еще раз вперед, еще круче выкрутить колеса вправо, и только после этого выезжать вперед.

Алгоритм парковки задним ходом

Когда заезжаете передним ходом, лишаете себя свободного маневрирования при выезде. Поэтому лучше ставить автомобиль задним ходом к поребрику, а передней частью к проезжей части.


Вам необходимо проехать вперед, и выставить заднею часть автомобиля на уровне первого ограничения (1).

С заднего хода сдаем назад и разворачиваем машину так, чтобы задняя часть уперлась в угол другого ограничения (2).

Подали вперед. И как только увидите в зеркалах заднего вида парковку, начинаем заправлять автомобиль назад.

Картинка в зеркалах должна продолжаться. Направляем при этом центр автомобиля на середину ширины парковки.

12. ОСТАНОВКА И СТОЯНКА

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине , а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края (рис. 120) и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дороги с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки ).

Рис. 120. Остановка на обочине
или у края проезжей части

Перед началом рассмотрения этой темы не мешает вернуться к разделу 1 ПДД и еще раз почитать о терминах "остановка" и "стоянка".

Остановка в современных условиях интенсивного движения и повышенных скоростей является делом очень ответственным. Останавливаться надо не абы как, а тщательно выбирая безопасное место, иначе последствия даже безобидной на первый взгляд кратковременной остановки для посадки-высадки пассажиров могут стать трагическими.

Во избежание неприятностей следует подумать не только о машинах, проезжающих мимо, но и о тех, которые будут пытаться объехать ваш автомобиль, выезжая, например, со стоянки.

Об остановке и стоянке на левой стороне дороги разговор отдельный (рис. 121).

Рис. 121. Остановка на левой стороне дороги

Чтобы попасть на левую сторону на дороге с двусторонним движением (рис. 121а ), сначала надо пропустить все встречные машины. По окончании стоянки (остановки) вам надлежит вернуться обратно на свою правую сторону. При этом перед началом движения вы должны убедиться в том, что не создадите помех ни встречному, ни попутному транспорту.

Смысл разрешения остановки и стоянки на левой стороне дороги с двусторонним движением очень прост. Какая разница, остановитесь вы на дороге с двумя полосами справа или слева, все равно будет создана определенная помеха движению транспорта.

Что касается "левой" остановки на дороге с односторонним движением, то она логична и не должна вызывать недоумения (рис. 121б ).

А на рис. 121в показаны ситуации, когда остановка и стоянка на левой стороне дороги запрещены.

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Стоянка на краю тротуара , граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам , мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9.

Необходимо выделить три важных момента.

1. Под углом к проезжей части транспортное средство разрешается ставить только в тех местах, где это определено знаками, разметкой или конфигурацией дороги (в так называемых карманах).

2. Использовать тротуар для остановки и стоянки могут только легковые автомобили (а также мотоциклы, мопеды и велосипеды), и лишь в том случае, если место стоянки обозначено указанными в п. 12.2 знаками, которые определяют конкретный способ расположения на тротуаре. В других местах заезжать на тротуар для остановки и стоянки полностью или частично запрещено!

3. Грузовые автомобили, автобусы и им подобные, независимо от разрешенной максимальной массы, пассажировместимости и размеров, ни частично, ни полностью ставить на тротуар нельзя!

12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобного вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги .

12.4. Остановка запрещается :

- на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

- на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними ;

- в местах, где расстояние между сплошной лини ей разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м ;

- на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

Пункт 12.4 очень большой, поэтому мы разобьем его на отдельные абзацы. Сейчас разговор пойдет лишь о двух предшествующих абзацах (3 м до сплошной линии и 5 м перед пешеходным переходом).

Давайте разберемся с нарушителями ПДД, изображенными на рис. 122.

Рис. 122. Остановка около пешеходного
перехода

Водитель автомобиля "1" остановился перед пешеходным переходом на расстоянии более чем 5 м. Это хорошо. Но расстояние от сплошной линии разметки до борта его автомобиля получилось менее 3 м.

Такая остановка вынудит другого водителя нарушить правила - пересечь сплошную линию разметки. Останавливаясь в аналогичных условиях, следует задавать себе вопрос: "Уместится ли большой грузовик между моей машиной и сплошной линией?".

Дважды не прав водитель автомобиля "2". Во-первых, он нарушил требование только что рассмотренного правила. А во-вторых, его машина находится ближе, чем 5 м перед пешеходным переходом. Тем самым он не дает возможности пешеходам и водителям приближающихся сзади автомобилей видеть друг друга.

О водителе автомобиля "3" и говорить не хочется.

А вот четвертый водитель ничего не нарушает. Достаточно только переехать пешеходный переход, и там вы уже не помешаете пешеходам, и линия разметки опять становится прерывистой.

- на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

Если с того места, где вы решили остановиться, дорога просматривается менее чем на 100 м хотя бы в одну сторону, то остановка на проезжей части вам запрещена.

Получается, что на крутом вираже дороги на обочине остановиться можно! Эта фраза поможет вам сдать экзамены в ГИБДД, но после экзамена ее лучше забыть! Вероятность аварии слишком велика, когда стоящая машина открывается взгляду внезапно, даже если она находится на обочине.

- на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

С перекрестками надо разобраться подробно.

На рис. 123 показаны зоны, где остановка запрещена. Если остановиться в каком-либо из обозначенных красным цветом мест, то движение через перекресток будет или парализовано, или сильно затруднено.

Рис. 123. Остановка около перекрестка

При наличии прерывистой линии (или полного ее отсутствия) на Т-образном перекрестке (рис. 124) водитель автомобиля "3" имеет возможность повернуть направо и налево, а водитель автомобиля "4" выполнить разворот. Такой перекресток рассматривается как обычный перекресток с многочисленными допустимыми маневрами. Остановка водителю автомобиля "1" в этом месте конечно запрещена.

Рис. 124. Остановка на Т-образном
перекрестке запрещена

На рис. 125 сплошная линия запрещает водителю автомобиля "3" поворот налево, а водителю автомобиля "4" - разворот. Поэтому сторону перекрестка напротив бокового проезда можно принять за участок обычной дороги. Остается только учесть другие правила остановки. Это и расстояние до сплошной линии разметки, и близость поворота дороги, и т. п.

Рис. 125. Остановка на Т-образном
перекрестке разрешена

А можно ли остановиться на перекрестке, допустим для высадки пассажира, в ситуации, изображенной на рис. 126?

"Нет конечно!" - скажете вы.

Не угадали. Можно!

Рис. 126. Остановка на перекрестке

Изучая ПДД, следует вникать в смысл слов и выражений каждого пункта. Останавливаться запрещено на пересечении проезжих частей , а не на перекрестке. Конечно, такая остановка требует от водителя трезвой оценки ситуации и знаний не только одного пункта ПДД, но иногда это единственно возможный вариант остановки на ближайшие сотни метров без нарушения правил.

Ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);

Обычным автомобилям останавливаться на обозначенных остановках маршрутных транспортных средств разрешается лишь для посадки-высадки пассажиров. Причем это допустимо только при отсутствии приближающегося автобуса или троллейбуса (рис. 127). Иначе для посадки-высадки своего пассажира вы должны отъехать от остановки минимум на 15 м.

Рис. 127. Остановки маршрутных
транспортных средств

- в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора , дорожные знаки , или сделает невозможным движение (въезд или выезд ) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов ;

В этом пункте вас еще раз призывают к разумному поведению на дороге. Когда вы останавливаете машину в том или ином месте, следует подумать о других участниках дорожного движения: "Не помешаю ли я кому своей остановкой?". Это хороший вопрос. Если каждый водитель будет почаще его себе задавать, то жизнь на дороге станет значительно спокойнее.

12.5. Стоянка запрещается:

- в местах, где запрещена остановка;

- вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;

- ближе 50 м от железнодорожных переездов.

Железнодорожный переезд - место очень опасное (см. рис. 26). Поэтому не стоит осложнять подъезд к нему стоянкой автомобилей. В то же время остановиться перед переездом и после него можно (но желательно не на все 5 мин) .

12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.

12.7. Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...