Моторчик стеклоочистителя – когда неизбежен ремонт? Если дворники не работают в прерывистом режиме.
Как разобрать и отремонтировать мотор стеклоочистителя
Ремонт дворников 2110 в основном заключается в правке поврежденных либо деформированных рычагов или тяг, а если это невозможно, то в их замене новыми деталями. Если моторедуктор стеклоочистителя ВАЗ 2110 находится в неисправном состоянии, то его придется заменить новым. По поводу ремонтных работ можно сказать, что мотор стеклоочистителя ВАЗ 2110 допускает только замену шестерен, а также зачистку контактов кольцевого включателя и зачистку коллектора.
Итак, чтобы произвести ремонт стеколоочистителя на ВАЗ 2110 надо сначала снять с машины стеклоочиститель. Для этого в первую очередь откручивается гайка крепления провода, с валика моторедуктора снимается проводок, откручиваются три болта, крепящие редуктор, дальше моторедуктор стеклоочистителя автомобиля ВАЗ 2110 снимается с кронштейна, а с него снимается защитная пленка. На следующем этапе нужно открутить два винта крепления и снять пластмассовую крышку. Затем опять откручивается два винта крепления, после чего снимается панель вместе с контактами выключателя и снимается прокладка. Дальше надо вытащить шестерню, пластмассовую шайбу и валик моторедуктора, дальше вытаскиваются промежуточные шестерни. Чтобы в дальнейшей сборке не возникало трудностей, шестерни следует промаркировать относительно их осей, ведь они имеют противоположный наклон зубьев.
На следующем этапе придется снять с электродвигателя редуктор, вынуть якорь и все детали отчистить от старой смазки и грязи. Обязательно проверьте, насколько легко в щеткодержателе перемещаются щетки стеклоочистителя ВАЗ 2110. Они обязаны там перемещаться без любых заеданий и свободно. Если щетки уже имеют сколы, либо являются изношенными, их следует сразу же заменить, либо заменить моторедуктор в сборе. Кстати меняя щетки стеклоочистителя машины ВАЗ 2110 нужно обязательно припаять их выводы к щеткодержателю. К тому же еще следует осмотреть пружины щеток, если они потеряли упругость или сломались, обязательно поменяйте их.
Ремонт дворников авто ВАЗ 2110 также включает в себя и зачистку коллектора мелкой шкуркой, особенно если на нем имеются царапины риски или он грязный. Если же коллектор обгоревший или сильно изношен придется заменить якорь либо моторедуктор в сборе. Еслина шейках якоря будут обнаружены следы заедания, их придется зачистить мелкой шкуркой.
Те шестерни редуктора, которые имеют поломанные или сильно изношенные зубья следует заменить. А поврежденные резьбы валиков рычагов щеток и поврежденные шлицы нуждаются в замене тяг в сборе.
Окисленные или подгоревшие контакты выключателя следует почистить мелкой шкуркой. А те резиновые подушки, которые потеряли эластичность или порвались необходимо заменить. Для того чтобы вытащить подушку, с нее сначала придется вынуть распорную металлическую втулку.
На последнем этапе ремонта стеклоочиститель собирается в обратном порядке, только при этом учитывается один момент: наклон зубьев промежуточных шестерен должен быть противоположным, к тому же перед установкой их необходимо смазать смазкой вместе с червяком вала якоря.
Чтобы не сломать щетки, при установке якоря, следует утопить их направляющие. Затем якорь устанавливается в корпус редуктора, а на него ставится корпус мотора стеклоочистителя ВАЗ 2110. После сборки с целью центровки подшипников надо постучать по корпусу моторедуктора деревянным молотком.
Стеклоочистители (дворники) на ВАЗ 2107 имеют большое значение для безопасности на дороге. Согласно ПДД, эксплуатация автомобиля с неисправными дворниками запрещена. Поэтому знания об устройстве и способах ремонта и модернизации дворников пригодятся каждому автовладельцу.
Устройство стеклоочистителя ВАЗ 2107
Система стеклоочистителя включает в себя:
- моторчик дворников ВАЗ 2107;
- электронасос омывателя стекла;
- блок предохранителей;
- реле;
- трехпозиционный выключатель (находится на трехрычажном переключателе);
- щетки стеклоочистителя.
У штатных дворников имеется два рабочих режима: постоянный и прерывистый. Режимы можно менять, изменяя позицию переключателя. Прерывистый режим обеспечивается работой специального реле.
Неисправности стеклоочистителя ВАЗ 2107
Признаки неисправности дворников просты:
- при включении стеклоочиститель не работает в одном и режимов;
- при включении стеклоочиститель не работает вообще.
Причин поломок несколько:
- неисправен переключатель;
- сгорел предохранитель;
- плохой контакт в электрической цепи;
- неисправен двигатель стеклоочистителя;
- не работает реле стеклоочистителя ВАЗ 2107.
Примечание: нередко сгоревший предохранитель является лишь следствием другой неисправности - поврежденной изоляции в цепи питания двигателя или неисправности самого двигателя, в результате чего тот начинает потреблять повышенный ток.
Если дворники перестали включаться
Когда стеклоочиститель ВАЗ 2107 перестал работать в обоих положениях переключателя режимов, начинать искать неисправность следует с предохранителя дворников. Он устанавливается в электрическую сеть для ее защиты от перегрузок, возникающих при неисправностях, замыканиях или повышенной нагрузке на двигатель стеклоочистителя. Если предохранитель исправен, следует проверить его контакты. Нередко они оказываются сильно окислены и препятствуют прохождению тока. Очистить контакты просто - необходимо вынуть предохранитель и почистить контакты ножом, отверткой или наждачной бумагой. Обычно этих действий достаточно, но иногда причина кроется в неисправностях реле, переключателя или двигателя. Но об этом ниже.
Если дворники не работают в прерывистом режиме
Такая проблема связано исключительно с неисправностью реле дворников ВАЗ 2107. Цикличность работы дворников обеспечивается замыканием/размыканием контактов реле и, соответственно, цепи питания двигателя дворников.
Проверку следует начать с контроля подачи питания на колодку реле. Делается это так:
- снять реле;
- включить переключатель дворников в положение прерывистого режима работы;
- контрольным индикатором проверить наличие напряжения на клемме.
При отсутствии напряжения необходима замена переключателя или устранение обрыва цепи. Если напряжение подается, а реле не работает, необходима замена последнего. Конструкция реле не предусматривает возможности ремонта.
Если дворники останавливаются не в нижней точке
Иногда при выключении дворников щетки останавливаются не в нижней точке траектории, а в другом произвольном месте. Проблема кроется не в реле дворников ВАЗ 2107, а в редукторе привода. В нем установлен концевой выключатель, приводимый в действие кулачком. Работа кулачка контролирует положение щеток после выключения питания на рычаге переключателя.
Поломка редуктора чаще всего происходит в зимний период, когда водитель включает дворники, примерзшие к лобовому стеклу.
Для замены редуктора необходимо демонтировать его вместе с двигателем и установить новый.
Если питание подается, но двигатель не работает
Причин, по которым двигатель может не работать при подаче питания, несколько. Самые распространенные - срез или износ щеток или выход из строя обмоток. Щетки могут износиться со временем, а могут примерзнуть к контактам и сломаться при включении реле дворников ВАЗ 2107 и подаче питания на двигатель. Обмотка чаще всего сгорает при перегрузке двигателя. Для проверки, ремонта и замены редуктора с двигателем стеклоочистителя необходимо демонтировать узел с автомобиля.
Снятие редуктора и двигателя дворников ВАЗ 2107
Для выполнения работ понадобятся рожковые или торцовые ключи на 10 и 22. Порядок действий следующий:
После этого можно отремонтировать или заменить неисправные детали и установить конструкцию дворников на место, выполнив операции в обратной последовательности.
Доработка реле стеклоочистителя ВАЗ 2107
Дворники “семерки” при сильном дожде справляются со своей задачей отлично. Проблемы возникают при моросящем дожде, когда подбор подходящего режима работы становится проблемой. В результате дворники трут по сухому стеклу, резинки интенсивно изнашиваются, а стекло может поцарапаться. Чтобы этого избежать, водителю приходится постоянно включать/выключать дворники вручную, что отвлекает от вождения.
Можно доработать реле стеклоочистителя ВАЗ 2107, расширив диапазон регулировки частоты работы дворников.
Сначала надо снять реле, которое размещается в салоне возле рычага открытия капота. Для снятия необходимо открутить два винта и отсоединить колодку.
Резистор сопротивлением 62 кОм, установленный на плате реле, обеспечивает интервал между включениями в 4 секунды. Следует заменить его резистором вдвое меньшего сопротивления, что обеспечит минимальную паузу между включениями в 2 секунды. Но впаять его следует на плату реле лишь одной ножкой.
В образовавшийся разрыв цепи необходимо подпаять провода с переменным резистором 100-500 кОм (один из проводов, идущих к переменному резистору, необходимо впаять на место второй ножки “родного” резистора, а второй припаять к неприпаянной ножки постоянного резистора.
После подключения переменного резистора следует закрыть крышку реле, приклеив ее на место. Это защитит контакты и печатную плату от окисления и повреждений.
Провода, идущие к переменному резистору необходимо подобрать достаточной длины, чтобы они давали возможность установить переменный резистор в удобное для водителя место, например, на приборной панели “семерки”.
После установки тюнингованного реле стеклоочистителя появляется возможность регулировать интервал включения двигателя дворников от 2 до 8-10 секунд. Благодаря этому можно подобрать оптимальный режим, соответствующий интенсивности дождя.
Любая поломка в автомобиле – «конец света» для водителя. А если речь идет о таком нежном устройстве, как ВАЗ, дело обстоит еще хуже. О том, как на автомобиле справиться с неисправностью данного устройства – ниже в статье.
[ Скрыть ]
Принцип работы, функции и место расположения моторчика
Этот прибор является универсальным для многих транспортных средств, — не только для автомобиля, о котором пойдет речь. Принцип работы стеклоочистителя достаточно прост: сквозь небольшие интервалы времени моторчик стеклоочистителя дает сигнал и щетки смахивают с ветрового стекла грязь, дождь и прочее. Работа стеклоочистителя может быть различной: постоянной, одинарной, а также с заданным промежутком времени. Дополнительным устройством в работе является прибор для пуска воды.
Делая вывод, можно заключить, что механизм состоит из таких деталей:
- рычажная ось;
- рычаг щеток, сами щетки и спицы, на которых держатся щетки, по-иному «щеткодержатель»;
- реле;
- монтажный блок;
Вместе перечисленные элементы составляют единый слаженный механизм, работающий на благо водителя и пассажиров.
Основные неисправности дворников и способы их устранения
Поломки возникают по нескольким причинам:
- если нарушен между щетками и коллектором контакт, стеклоочистители откажутся срабатывать;
- если сработал предохранитель вследствие сбоя работы рычагов или редуктора;
- если неисправен переключатель или резистор;
- щетки могут скрипеть и издавать другие раздражающие звуки.
Чтобы решить первую проблему, необходимо разобрать движок механизма и зачистить контакты. Если работа не восстановилась, тогда, скорее всего, дело в том, что сломался мотор дворников. Чтобы исправить ситуацию, придется заменить его.
Во втором случае необходимо диагностировать рычаги и редуктор. В третьем – проверить, какая установлена скорость работы. Возможно, механизм работает лишь на определенной скорости (автор видео — EDS Motor Company).
Если внутрь устройства попала вода или грязь, возможно, рычаги щеток окислились и издают странные раздражающие звуки. В этом случае нужно разобрать механизм и почистить его.
Инструкция по замене двигателя стеклоочистителя
Если электродвигатель вышел из строя и конструкция для очистки стекол не работает, значит, нужно копнуть глубже и починить всю систему. Для этого необходимо сперва .
Действие происходит следующим образом:
- Открутить гайки, при помощи которых прикрепляются рычажные щетки.
- Далее, нужно снять их с конусных шлицев привода. Если они не поддаются, на шлицы нужно нанести смягчающее вещество.
- Чтобы снять приводы щеток, нужно открепить их и снять остальные пластмассовые и резиновые детали.
- На следующем этапе нужно снять сквозь прорезь в моторном отсеке колодку проводов.
- Теперь снимается стеклоочиститель, а затем электродвигатель.
Обычно одного взгляда хватает, чтобы вычислить, в чем причина поломки: возможно, дело в проводах, возможно, окислились контакты или вышли из строя другие детали. Если решение заменить неисправный моторчик уже принято, остается лишь действовать по вышеописанной схеме лишь в обратном порядке, заменив сломанный мотор дворников ВАЗ на новый, хорошего качества. Хоть речь в данной статье идет об определенной машине, автолюбителям других машин, например, УАЗ она тоже не повредит.
Изредка возникает необходимость заменить стеклоочиститель на заднем окне.
Если нужно демонтировать моторчик и заменить его новым, действуем так:
- Снять с аккумуляторной батареи провод, подсоединенный к минусовой клемме.
- Освободить заднюю дверь от обивки.
- Снять рычаг щетки с заднего стеклоочистителя.
- Вытащить колодку с проводкой моторчика механизма.
- Открепить его от двери и демонтировать моторчик.
- Когда вся работа уже проделана, необходимо заменить моторчик новым и собрать конструкцию в обратном порядке.
Цена вопроса
Ниже на фотографиях можно увидеть цены на детали механизма.
Видео «Моторчик омывателя чиним своими руками»
Сразу скажу, что за все годы владения «классики» как мною, так и моим отцом, не припомню случая, чтобы приходилось снимать трапецию дворников вместе с моторчиком. Получается, что в моем случае этот механизм всегда был достаточно надежным и никогда не нуждался в ремонте или замене. Если же вам повезло чуть меньше, то на примере своей ВАЗ 2106 попробую описать порядок выполнения процедуры. А перед этим, как обычно, приведу перечень необходимых инструментов для ремонта:
- Рожковый или комбинированный ключ на 22
- Торцовая головка на 10
- Трещоточная рукоятка с удлинителем
Порядок снятия дворников на «классике»
Ключом на 10 или головкой с воротком отворачиваем по одной гайке крепления каждого из дворников:
Затем снимаем рычаги вместе со стеклоочистителями, немного подергав за них, чтобы соскочили со шлицов:
Теперь берем ключ на 22 и им отворачиваем крепление трапеции сверху:
И вынимаем пластиковые накладки с шайбами, которые видны на картинке ниже:
Особенности снятия мотора стеклоочистителей и трапеции на ВАЗ 2106
Первым делом необходимо отключить штекер питания от моторчика дворников. Для этого отсоединяем его, с небольшим усилием потянув за концы в стороны:
Теперь нужно немного приподнять резинку уплотнителя капота с одного края, как это наглядно представлено на фотографии ниже:
И после этого вынимаем провод со штекером из прорези в кузове ВАЗ 2106:
Теперь можно откручивать крепление самого моторчика, немного приподняв защитный чехол:
После чего надавив на штыри со шлицами, чтобы они провалились внутрь. И пробуем вынимать мотор стеклоочистителей, поворачивая его из стороны в сторону, чтобы найти оптимальное положение для изъятия:
Все готово, при необходимости производим замену всего механизма вместе с трапецией. Опять же повторюсь, на очень немногих ВАЗ 2106 придется проделывать данную процедуру, так как вся конструкция довольно надежная.
Конструкция стеклоочистителя на ВАЗ 2110 достаточно надежная и при обычной эксплуатации мотор и сама трапеция может спокойно отходить и все 300 000 км, что было доказано личным опытом многих владельцев. Но бывают и исключения из правил.
Нередко бывает такое, что обходятся шлицы или конструкция трапеции просто напросто ломается. Если у вас возникли подобные проблемы, то ниже будет рассмотрена процедура ремонта.
Чтобы заменить все детали стеклоочистителя, нам понадобится следующий инструмент:
- отвертка плоская и крестовая
- головка торцевая на 10 мм
- трещоточная рукоятка
Чтобы выполнить эту работу, первым делом необходимо выполнить некоторые подготовительные действия, а именно:
- Снять накладку лобового стекла (жабо)
- Снять утеплитель и уплотнитель под капотом
- Отсоединить один конец резинки расширительного бачка и отвести его в сторону
Видео инструкция по замене трапеции с моторчиком дворников на ВАЗ 2110-2112
Представленное ниже видео руководство было записано специально для данного сайта с целью наглядной демонстрации всего ремонта. Надеюсь, что все показано доступно и понятно, чтобы разобраться мог даже новичок.
Если при ознакомлении с роликом у вас возникли какие-либо вопросы или проблемы, можете обращаться в комментариях под видео на моем канале YouTube. Ну а ниже рассмотрим данный ремонт в обычном виде.
Фото отчет по снятию и установке трапеции дворников на ВАЗ 2110-2112
Когда все подготовительные моменты сделаны, то все будет выглядеть примерно следующим образом. Сверху стрелками показаны места крепления двух гаек:
Необходимо открутить их, разумеется.
После этого отсоединяем хомут крепления расширительного бачка и подняв его немного вверх, отводим в сторону, чтобы получить доступ к третьей гайке крепления трапеции.
После этого гайку можно открутить, она находится в самом низу практически:
После того, как с этим справились, можно аккуратно проворачивая трапецию, извлекать ее с левой стороны, немного отгибая в сторону металлическую рамку ниже лобового стекла (усилие нужно совсем небольшое — говорить о каком-либо реальном отгибании не имеет смысла! )
И поднимаем ее практически до конца, чтобы вынуть:
И остается только отсоединить штекер питания:
И теперь окончательно можно вынимать всю конструкцию трапеции и мотора дворников с боре. Если необходимо отсоединить и заменить один моторчик, то в принципе сложностей с этим не возникнет — достаточно открутить его и произвести замену.
Установка всех снятых деталей происходит в обратной последовательности. Стоит сказать о ценах данных запчастей. Стоимость трапеции в сборе с мотором на ВАЗ 2110 составляет порядка 2000-3000 рублей от производителя Автоваз. Китайские аналоги около 2000 рублей.