Выезд и следование к месту пожара. Приложения Вождение пожарного автомобиля в различных условиях
Пожарного подразделения при выезде и следовании на пожар – прибытие к месту вызова в минимально короткий срок, что бы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в ликвидации пожара (если подразделение вызывается дополнительно). Для этого необходимо точно принять адрес пожара, быстро собрать подразделение по тревоге и следовать по самому короткому маршруту с предельно возможной безопасной скоростью.
В начале XXI века следование к месту вызова может осуществляться на следующих мобильных средствах пожаротушения :
- пожарных и аварийно-спасательных автомобилях;
- речных и морских судах;
- летательных аппаратах;
- приспособленной техники, а также в случае необходимости пешим порядком.
Старший начальник получает путевку (путевки), карточку , план пожаротушения , проверяет готовность отделения к выезду и первым выезжает на пожарном автомобиле первого отделения. За ним следует второе отделение, а далее так же отделения специальных служб (если они требуются) в последовательности, установленной в пожарной части.
Путь следования всех пожарных автомобилей должен быть один. Целесообразно, чтобы на пожар прибыли одновременно все автомобили. Выезд одного и того же подразделения по разным маршрутам допускается только в тех случаях, когда есть специальное распоряжение начальника караула или заранее определен порядок выезда отделений на пожарных автомобилях на отдельные объекты.
В пути старший начальник подразделения при необходимости изучает оперативную документацию (план или карточку пожаротушения, планшет района выезда части, на территории которой возник пожар) и поддерживает постоянную радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи (пунктом связи части – ПСЧ), при наличии технической возможности прослушивает информацию, поступающую с места пожара.
Подразделение пожарной части обязано прибыть к месту вызова, даже если в пути получены сведения о ликвидации пожара или его отсутствии (кроме случаев, когда о возвращении есть распоряжение диспетчера связи гарнизона или старшего начальника).
Определение оптимальных маршрутов следования для сосредоточения значительного количества сил и средств на тот или иной объект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары , проведении пожарно-тактических учений .
Величина ущерба во многом зависит от степени непрерывности процесса сосредоточения и введения сил и средств.
Следовательно, одним из путей снижения материального ущерба от пожаров является установление повышенных номеров пожара при первом извещении о пожаре на особо важные и опасные в пожарном отношении объекты, критически важные объекты, особо ценные объекты культурного наследия, объекты с массовым сосредоточением людей, с тем, чтобы при возникновении пожаров на них можно было осуществлять непрерывный процесс сосредоточения и введения сил и средств. В настоящее время такая система номеров пожара устанавливается на многие объекты городов. Однако, она, при позднем обнаружении пожара и сообщений о нем, не может существенно снижать ущерб от пожара за время сосредоточения и введения сил и средств. Положение ухудшается еще и тем, что с увеличением интенсивности движении городского транспорта уменьшается скорость движения пожарных автомобилей.
Период сосредоточения сил и средств можно уменьшить за счет уменьшения времени извещения о пожаре. Это может быть достигнуто путем внедрения на объектах установок мониторинга территории, автоматического обнаружения пожаров . За счет этого к прибытию подразделений на пожар все параметры его развития будут иметь наименьшее значение, а поэтому меньше будет требоваться сил и средств на тушение и как следствие – меньше будет продолжительность сосредоточения и введения сил и средств и ущерб от пожара в целом. Время сосредоточения зависит от тактико-технических характеристик мобильных средств пожаротушения, состояния путей проезда, знания оперативным составом улиц, переулков, других оперативно-тактических особенностей района (региона), климатических условий и других данных.
В некоторых случаях мобильные средства пожаротушения к месту проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций могут доставляться железнодорожным, воздушным, водным транспортом. Если пожарное подразделение следует по железной дороге или водным путем, необходимо обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, надежно закрепить их на платформах и палубах.
Способы погрузки пожарных автомобилей определяет администрация железной дороги или водного транспорта.
Для охраны в пути с каждым автомобилем должен следовать водитель и при необходимости выставляться постовой. Личный состав размещается в одном месте. Все вопросы доставки определяются в соглашениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
Требования Порядка тушения пожаров
Выезд и следование к месту пожара (вызова) включает в себя сбор личного состава дежурного караула или дежурной смены подразделения (далее – караул) по сигналу «ТРЕВОГА» и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара (вызова).Выезд и следование к месту пожара (вызова) осуществляются в возможно короткое время, что достигается:
Следование к месту пожара (вызова) приостанавливается только по распоряжению диспетчера.
В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.
При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.
При самостоятельном следовании к месту пожара (вызова) первичного тактического подразделения караула, способного самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее - отделение), и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспетчеру, при этом принимаются меры по доставке личного состава, пожарного инструмента и оборудования к месту пожара (вызова).
При обнаружении в пути следования к месту пожара (вызова) другого пожара, начальник караула или должностное лицо подразделения, следующее к месту пожара (вызова) в качестве руководителя тушения пожара :
Расчеты показателей сбора и выезда по тревоге и следования к месту вызова
При проведении пожарно-тактических расчетов используют следующие правила расчета:Время следования к месту вызова можно определить по следующей формуле:
Основной задачей является прибытие к месту вызова в минимально короткий срок, чтобы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в и (если подразделение вызывается дополнительно). Для этого необходимо точно принять адрес , быстро собрать подразделение по тревоге и следовать по самому короткому маршруту с предельно возможной безопасной скоростью.
По установленному сигналу тревоги личный состав быстро собирается в гараже и подготавливается к выезду. Старший начальник получает путевку (путевки), оперативную карточку (оперативный план), пожаротушения, проверяет готовность отделений к выезду и первым выезжает на автоцистерне. За ним следует второе отделение, а далее также отделения специальных служб (если они требуются) в последовательности, установленной в пожарной части.
В пути старший начальник подразделения при необходимости изучает оперативную документацию (оперативный план или карточку пожаротушения, справочник водоисточников, планшет района выезда части, на территории которой возник пожар) и поддерживает постоянную радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи (пунктом связи части – ПСЧ), при наличии технической возможности прослушивает информацию, поступающую с места пожара.
Подразделение пожарной части обязано прибыть к месту вызова, даже если в пути получены сведения о ликвидации пожара или его отсутствии (кроме случаев, когда о возвращении есть распоряжение диспетчера связи гарнизона или старшего начальника).
Если по пути обнаружен другой пожар, возглавляющий подразделение (отделение) начальник (руководитель) обязан выделить часть сил на его тушение и немедленно сообщить об этом на центральный пункт пожарной связи (ЦППС – ЕААС, ПСЧ).
При вынужденной остановке в пути головного пожарного автомобиля, сзади идущие автомобили останавливаются и двигаются дальше только по указанию старшего начальника подразделения.
Он пополняет боевые расчеты отделений (СИЗОД, радиостанции, средства освещения также перекладываются на этот пожарный автомобиль), сам пересаживается на другой автомобиль и продолжает следование к месту вызова. При вынужденной остановке одного из автомобилей колонны (кроме головного) остальные автомобили, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Командир отделения остановившегося автомобиля принимает меры по доставке личного состава, пожарно-технического вооружения, СИЗОД и оборудования к месту пожара.
При вынужденной остановке пожарного автомобиля из-за аварии, неисправности, разрушения дороги старший начальник принимает меры в зависимости от обстановки и сообщает на пульт пожарной связи (ЕААС, ЦППС, ПСЧ).
Если пожарные подразделения следуют по железной дороге или водным путем, необходимо обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, надежно закрепить их на платформах и палубах.
Способы погрузки пожарных автомобилей определяет администрация железной дороги или водного транспорта.
Для охраны в пути с каждым автомобилем должен следовать водитель и при необходимости выставляться постовой. Личный состав размещается в одном месте.
Зимой из системы охлаждения двигателей и цистерн сливают воду. Все вопросы доставки определяются в соглашениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
Расчет времени следования
В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:
T cл = L / V сл, где:
- L – протяженность маршрута следования, км;
- V сл – средняя скорость движения (следования) пожарного автомобиля по маршруту следования, км/ч.
Величина V сл колеблется от 25 до 45 км/ч и характерна для городов, районов. Она может прогнозироваться на основе математико- статистического анализа скоростных характеристик движения автомобильного транспорта в городах или рассчитываться по формуле:
V сл = V дв.max · С 1 · С 2 , где:
- V дв.max – максимальная скорость движения по данной улице, км/ч;
- С 1 и С 2 – постоянные коэффициенты, соответственно учитывающие состояние дорог и тепловой режим двигателя пожарных автомобилей. В зависимости от состояния дорог в городах С 1 = 0,36-0,4. Величина С 2 = 0,8 для летних условий и С 2 = 0,9 – для зимних условий эксплуатации пожарной автомобильной техники.
Определение оптимальных маршрутов следования
На тот или иной объект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары, проведении пожарно-тактических учений.
Величина ущерба во многом зависит от степени непрерывности процесса сосредоточения и введения сил и средств.
Следовательно, одним из путей снижения материального ущерба от пожаров является установление повышенных номеров пожара при первом извещении о пожаре на особо важные и опасные в пожарном отношении объекты, критически важные объекты, особо ценные объекты культурного наследия, объекты с массовым сосредоточением людей, с тем, чтобы при возникновении пожаров на них можно было осуществлять непрерывный процесс сосредоточения и введения сил и средств. В настоящее время такая система номеров пожара устанавливается на многие объекты городов. Однако, она, при позднем обнаружении пожара и сообщений о нем, не может существенно снижать ущерб от пожар за время сосредоточения и введения сил и средств.
Положение ухудшается еще и тем, что с увеличением интенсивности движения городского транспорта уменьшается скорость движения пожарных автомобилей.
Период сосредоточения сил и средств можно получить за счет уменьшения времени извещения о пожаре. Это может быть достигнуто путем внедрения на объектах установок мониторинга территорий, автоматического обнаружения пожаров. За счет этого к прибытию подразделений на пожар все параметры его развития будут иметь наименьшие значения, а поэтому меньше будет требоваться сил и средств на тушение и как следствие – меньше будет продолжительность сосредоточения и введения сил и средств и ущерб от пожара в целом.
В итоге анализа общих закономерностей сосредоточения сил и средств можно сделать вывод о том, что это сложный процесс, который включает в себя совокупность тактико-технических действий нескольких подразделений по выезду, и следованию на пожар.
Во многом этот процесс носит случайный характер (скорость движения пожарного автомобиля на пожар, окружающая среда – случайные характеристики). Поэтому процесс сосредоточения и приведения сил и средств в готовность применения необходимо рассматривать и как разновидность случайного процесса. Без такого подхода уровень управления разбросом параметров этого процесса, а отсюда и обеспечением качества его протекания чрезвычайно низкий.
Независимо от наличия случайностей в процессе сосредоточения сил и средств, он базируется на определенных закономерностях, вскрытие и изучение которых одна из важнейших задач тактики тушения пожара, так как эти закономерности в основном и определяют эффективность тактико- технических действий подразделений в целом.
Кстати, пункт 76, главы 17 из ФЗ-123 гласит, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут.
«Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»
Пункт 63. Система реагирования в местных гарнизонах формируется исходя из следующих принципов: разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время.
Способы снижения времени сосредоточения сил и средств
- Обеспечение объектов экономики и жизнедеятельности автоматическими установками извещения.
- Устройство автоматических систем для приема информации и высылки сил.
- Дальнейшее совершенствование пожарных автомобилей, их скоростных качеств.
- Совершенствование пожарно-технических вооружений.
- Разработка научно-обоснованных нормативных документов по размещению пожарных депо и осуществлению действий по тушению и проведению , внедрение их в практику пожарной охраны.
- Организация дозорной службы пожарной охраны на объектах и в организациях, подготовка персонал и пропагандистская работа.
Литература: Пожарная тактика: основы тушения пожаров. Теребнев В.В., Подгрушный А.В. (под общей редакцией Верзилина М.М.). Москва, 2009
Теория движения пожарного автомобиля (ПА) рассматривает факторы, которые определяют время следования пожарного подразделения к месту вызова. В основу теории движения ПА положена теория эксплуатационных свойств автомобильных транспортных средств (АТС).
Для оценки свойств конструкции ПА и его способности своевременно прибыть к месту вызова необходим анализ следующих эксплуатационных свойств: тягово-скоростных, тормозных, устойчивости движения, управляемости, маневренности, плавности хода.
6.1. Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля
Тягово-скоростные свойства ПА определяются его способностью к движению под действием продольных (тяговых) сил ведущих колес. (Колесо называется ведущим, если к нему передается через трансмиссию крутящий момент от двигателя АТС.)
Эта группа свойств состоит из тяговых свойств, позволяющих ПА преодолевать подъемы и буксировать прицепы, и скоростных свойств, позволяющих ПА двигаться с высокими скоростями, совершать разгон (приемистость) и двигаться по инерции (выбег).
Для предварительной оценки тягово-скоростных свойств используется удельная мощность N G ПА, т.е. отношение мощности двигателя N , кВт, к полной массе автомобиля G , т. По НПБ 163-97 удельная мощность ПА должна быть не меньше 11 кВт/т.
У отечественных серийных ПА удельная мощность меньше рекомендованного НПБ значения. Увеличить N G серийных ПА можно, если устанавливать на них двигатели с большей мощностью или не полностью использовать грузоподъемность базового шасси.
Оценка тягово-скоростных свойств ПА по удельной мощности может быть только предварительной, так как часто АТС с одинаковой N G имеют различную максимальную скорость и приемистость.
В нормативных документах и технической литературе нет единства в оценочных показателях (измерителях) тягово-скоростных свойств АТС. Общее число предлагаемых оценочных показателей более пятнадцати.
Специфика эксплуатации и движения (внезапный выезд с непрогретым двигателем, интенсивное движение с частыми разгонами и торможениями, редкое использование выбега) позволяет выделить для оценки тягово-скоростных свойств ПА четыре основных показателя:
максимальную скорость v max ;
максимальный подъем, преодолеваемый на первой передаче с постоянной скоростью (угол α max или уклон i max);
время разгона до заданной скорости t υ ;
минимально устойчивую скорость v min .
Показатели v max , α max , t υ и v min определяются аналитически и экспериментально. Для аналитического определения этих показателей необходимо решить дифференциальное уравнение движения ПА, справедливое для частного случая – прямолинейного движения в профиле и плане дороги (рис. 6.1). В системе отсчета 0xyz это уравнение имеет вид
где G – масса ПА, кг; δ > 1 - коэффициент учета вращающихся масс (колес, деталей трансмиссии) ПА; Р к – суммарная тяговая сила ведущих колес ПА, Н; Ρ Σ =P f +P i +P в суммарная сила сопротивления движению, Н; Р f – сила сопротивления качению колес ПА, Н: Р i – сила сопротивления подъему ПА, Н; Р в – сила сопротивления воздуха, Н.
Решить уравнение (6.1) в общем виде сложно, так как неизвестны точные функциональные зависимости, связывающие основные силы (Р к , Р f ,Р i , Р в) со скоростью АТС. Поэтому уравнение (6.1) обычно решают численными методами (на ЭВМ или графически).
Рис. 6.1. Силы, действующие на пожарный автомобиль
При определении тягово-скоростных свойств АТС численными методами наиболее часто используется метод силового баланса, метод мощностного баланса и метод динамической характеристики. Для использования этих методов необходимо знать силы, действующие на АТС при движении.
5.1. Классификация происшествий с пожарными автомобилями, причины и мероприятия по их предупреждению.
5.1.1. К происшествиям с пожарными автомобилями относятся случаи дорожно-транспортных происшествий и отказы их в работе, возникшие при выполнении боевых задач.Отказ пожарного автомобиля заключается в нарушении его работоспособности, приводящей к прекращению выполнения боевого действия.
5.1.2. Основными видами ДТП с пожарными автомобилями являются: столкновения, опрокидывания, наезды на пешеходов.
Причинами указанных ДТП являются: нарушение правил проезда перекрестков; неправильный выбор скорости движения, непринятие или несвоевременное принятие мер к снижению скорости или остановке; нарушение правил обгона;
5.1.3. Работа по предупреждению ДТП в Государственной противопожарной службе МВД России организуется командирами отделений, начальниками караулов, руководителями подразделений, начальниками УГПС, ОГПС и их заместителями, а в отделе (отделении) пожарной техники - руководящим и инженерно-инспекторским составом согласно функциональным обязанностям.
5.1.4. Основными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий являются:
поддержание в подразделениях должной дисциплины, организованности и высокой ответственности всего личного состава за закрепленную технику;
обеспечение точного соблюдения Правил дорожного движения и рекомендаций вождения автомобилей в особых условиях;
изучение водителями маршрутов следования и расположения водоисточников в районе выезда подразделения;
инструктаж водителей и командиров отделений перед заступлением на дежурство и выполнением заданий;
тщательное расследование причин и принятие конкретных мер по каждому ДТП с пожарными автомобилями, выявление и устранение причин, способствующих происшествиям;
своевременное и качественное техническое обслуживание автомобилей;
соблюдение установленного порядка допуска водителей к управлению пожарными автомобилями;
отстранение от управления автомобилями недисциплинированных и неподготовленных водителей, а также не соответствующих по медицинским показаниям.
проведение технических конференций с обсуждением передовых методов использования, технического обслуживания, безаварийной работы и поощрение личного состава за успехи, достигнутые в эксплуатации пожарных машин без происшествий;
ограничение использования легковых оперативно-служебных и грузовых автомобилей в выходные и праздничные дни;
систематическое обобщение и внедрение положительного опыта эксплуатации пожарных автомобилей;
регулярные занятия с водителями по изучению правил дорожного движения, материальной части автомобилей и повышению практических навыков вождения пожарных автомобилей в сложных дорожных условиях, а также работе со специальными агрегатами.
5.1.5. Мероприятия по предупреждению ДТП со штатными транспортными средствами ГПС разрабатывается отделом (отделением) пожарной техники и входят отдельным разделом в план работы УГПС, ОГПС.
5.1.6. Отсутствие в подразделениях ДТП, поломок и неисправностей при боевой работе автомобилей не исключает необходимости постоянной работы по их предотвращению.
5.2. Служебная проверка происшествий с пожарными автомобилями
5.2.1. Служебная проверка проводится в соответствии с порядком расследования ДТП с участием автомототранспорта органов внутренних дел согласно приказу МВД СССР от 07.07.89 г. N 125.5.2.2. Служебная проверка дорожно-транспортных происшествий проводится по каждому случаю ДТП, возникшему с участием автомототранспорта ГПС МВД России.
При служебной проверке ДТП с травмами людей должны привлекаться представители УГПС, ОГПС, руководители подразделений ГПС.
5.3. Учет и отчетность о дорожно-транспортных происшествиях в Государственной противопожарной службе
5.3.1. Все дорожно-транспортные происшествия, независимо от места возникновения, их последствий и вины водителей, а также поломки и отказы в работе пожарных автомобилей должны учитываться в соответствии с Правилами учета ДТП, объявленных приказом МВД России от 3.01.1996 г. N 2.5.3.2. Учет дорожно-транспортных происшествий ведется:
в УГПС, ОГПС - в журнале учета ДТП и принятых мер по их предупреждению (приложение 42);
в подразделениях - в формуляре пожарного автомобиля.
Данные о ДТП, внесенные в журнал учета, не реже одного раза в месяц сверяются с данными Госавтоинспекции.
5.3.3. О всех ДТП, поломках и отказах пожарной техники начальники подразделений обязаны направлять донесение в УГПС, ОГПС (приложение 43).
5.3.4. УГПС, ОГПС составляют годовой отчет о происшествиях со штатными транспортными средствами ГПС (приложение 44)
и совместно с пояснительной запиской (по фактам травматизма)
Механизмы управления пожарных автомобилей
К механизмам управления пожарного автомобиля относятся рулевое управление и тормозная система. При этом каких-либо существенных изменений в механизмах управления пожарного автомобиля по сравнению с базовым шасси тех же марок не имеется за исключением перемещения некоторых механизмов и введения дополнительных устройств. Так, например, на автоцистернах на шасси ГАЗ-53 ручной тормоз переносят с коробки передач на коробку отбора мощности, на автоцистернах на шасси ГАЗ-66 в картере гидроусилителя руля установлен теплообменник, а на автоцистернах на шасси ЗИЛ к ресиверу пневматической тормозной системы подключают дистанционную систему управления задвижками водопенных коммуникаций.
Основные неисправности механизмов управления. К основным неисправностям рулевого управления относятся: повышенный свободный ход (люфт) рулевого колеса или слишком затрудненный поворот управляемых колес, что усложняет управление, создавая угрозу безопасности движения пожарного автомобиля при повышенных скоростях его движения.
Люфт рулевого, колеса увеличивается в результате износа рулевого механизма и шарниров поворотных тяг, а также при ослабленном креплении картера рулевого механизма, рычагов и пальцев привода. Затрудненный поворот управляемых колес может быть вызван чрезмерной затяжкой рулевого механизма, отсутствием смазки в шарнирах. Усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, значительно увеличивается при неисправностях гидравлической системы усилителя.
Основные неисправности тормозной системы - слабое торможение, проявляющееся в увеличении тормозного пути, неравномерность торможения правых и левых колес, приводящее автомобиль к заносу, самопроизвольное заклинивание и притормаживание или неполное растормаживание колес при отпускании педали.
Причинами снижения тормозного усилия может быть износ и замасливание накладок тормозных колодок и барабанов, износ поршней и манжет тормозных цилиндров, попадание воздуха или подтекание жидкости в гидравлическом приводе, негерметичность трубопроводов и неисправность компрессора пневматического привода. Неравномерность торможения колес может быть вызвана нарушением регулировки зазоров между накладками тормозных колодок и барабаном.
Техническое обслуживание механизмов управления. Движение пожарного автомобиля по тревоге характеризуется интенсивным разгоном, торможением и энергичным маневрированием в потоке транспорта. В этих условиях на безопасность движения пожарного автомобиля существенное влияние оказывает техническое состояние механизмов управления, что вызывает необходимость повышенных к ним требований.
Так, например, допускаемая величина люфта рулевого колеса пожарного автомобиля должна быть меньше на 2-3°, чем у базового шасси грузового автомобиля.
Ежедневное техническое обслуживание. При смене караулов внешним осмотром убедиться, что отсутствует подтекание тормозной жидкости из гидросистемы руля в местах соединения трубопроводов, шлангов, через прокладки, сальники; проверить состояние крепления и шплинтовки тяг рулевого механизма, поворотных цапф.
Проверить натяжение ремня привода компрессора тормозной пиевмосистемы и гидроусилителя руля. Прогибы ремней привода должны быть в пределах 10-15 мм под действием усилия 40 Н.
Значение свободного хода рулевого колеса проверяется динамометром - люфтометром. Он должен быть в пределах нормы при усилии на рулевое колесо 10 Н. При наличии гидроусилителя руля проверка люфта осуществляется при работе двигателя на холостом ходу покачиванием рулевого колеса в обе стороны до момента поворота управляемых колес.
Герметичность пневматической тормозной системы проверяют на слух. Падение давления в системе не должно превышать более 100 кПа в час. Показание манометра пневмосистемы должно соответствовать560-740 кПа, а гидросистемы-400 кПа при работе двигателя на средних оборотах.
Свободный ход педали ножного тормоза должен быть на шасси ГАЗ в пределах 8-14 мм, ЗИЛ - 10-25 мм и «Урал» - 14- 25 мм.
Ручной тормоз должен обеспечивать надежное торможение на уклоне не менее 16 % при ходе рычага по сектору на 4-6 зубьев.
При следовании в пожарную часть с пожара или занятий обратить внимание на интенсивность торможения, усилие, прилагаемое на рулевое колесо, отсутствие утечки воздуха из пневмосистемы и т. п. Полное торможение должно осуществляться одноразовым нажатием на педаль тормоза.
После возвращения в пожарную часть проверить на ощупь нагрев тормозных барабанов (они не должны греться), отсутствие подтекания жидкости и шипения сжатого воздуха из пневматической системы. Открыванием краников в нижней части ресивера удалить из пневматической системы конденсат. В случае необходимости вымыть, вычистить и протереть части механизма управления. Устранить все дефекты, выявленные в пути при возвращении в пожарную часть.
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1). Выполняются все виды работ, предусмотренные при проведении ЕТО. Кроме того, необходимо проверить надежность крепления и шплинтовку всех разъемных соединений механизма управления. При этом в сочленении тяг не должно быть люфта. Под всеми гайками должны быть пружинные шайбы.
Осуществить проверку и при необходимости регулировку люфта рулевого колеса, свободного хода педали сцепления, натяжение ремня привода компрессора и гидроусилителя руля.
Смазать шарниры рулевых тяг, проверить уровень масла в бачке гидроусилителя руля и тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра согласно карте смазки. При этом особое внимание необходимо обратить при осмотре бачка на АЦ-30(66)-146 на отсутствие подтекания воды из змеевика дополнительной системы охлаждения.