Малые противолодочные корабли проекта 1124м альбатрос. Малый противолодочный корабль

К середине 50-х годов в составе ВМФ имелись охотники за подводными лодками, построенными в первом послевоенном десятилетии по нескольким проектам. Большие охотники строились по проекту 122бис (полное водоизмещение - 325 тонн, скорость полного хода - 20 узлов). Малые охотники строились в деревянном корпусе по проекту ОД - 200бис (полное водоизмещение - 48,2 тонны, скорость полного хода - 29 узлов) и по проекту 199 (полное водоизмещение - 83 тонны, скорость полного хода - 35 узлов) и по более совершенному проекту малого охотника в стальном корпусе пр. 201 (полное водоизмещение - 185 - 192 тонны, скорость полного хода - 28 узлов). Самыми массовыми его модификациями стали проекты 201М и 201Т. Всего на трёх судостроительных заводах, Зеленодольском, Керченском и Хабаровском в период с 1955 г. по 1968 г. было построено около 160 единиц проекта. Позже, с введением новой классификации, малые охотники за подводными лодками стали именоваться противолодочными катерами. Перечисленные корабли были предназначены для борьбы в прибрежных районах с дизель - электрическими подводными лодками, имеющими небольшие скорости хода. Эти обстоятельства и определяли требования к поисковым возможностям, составу оружия и тактико - техническим элементам охотников в целом. При этом оружие в основном состояло из глубинных бомб, сбрасываемых на подводную лодку с находящегося над ней охотника.
Обстановка изменилась с появлением у ВМС США, в последующем у ВМЧ Великобритании и Франции, вероятных противников СССР, атомных подводных лодок, обладающих длительно поддерживаемой подводной скорости хода в 20 и более узлов. Боевое использование перечисленных выше проектов охотников становилось неэффективным. В связи с этим началась разработка более совершенных средств борьбы с подводными лодками и в первую очередь гидролокационных станций и скорострельных многоствольных реактивных бомбомётов, способных обнаруживать и поражать подводные лодки залпами глубинных бомб впереди по курсу корабля. Эти средства борьбы были реализованы в новом проекте малого противолодочного корабля, пришедшего на смену малым охотникам за подводными лодками первого послевоенного десятилетия.
Тактико - техническое задание (ТТЗ) на проектирование малого противолодочного корабля проекта 204 было утверждено 10 апреля 1956 г. ТТЗ корабли предназначались для борьбы в прибрежных районах с подводными лодками противника, имеющими подводную скорость хода более 30 узлов. ТТЗ было выдано ЦКБ - 340 (позже Зеленодольское проектно - конструкторское бюро), ранее проектировавшее большие (проект 122бис) и малые (проекты ОД - 200бис, 199 и 201) охотники за подводными лодками. Проект разрабатывался под руководством главного конструктора Кунаховича А.В. Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга Кондратенко Н.Д. Эскизный и технический проекты разрабатывались на протяжении 1956 - 1957 г.г. Технический проект был утверждён 18 марта 1958 г. Следует заметить, что годом раньше, в 1955 г., это же ЦКБ получило ТТЗ на разработку проекта противолодочного корабля проекта 159, предназначавшегося для смены больших охотников проекта 122бис и использования в более удалённых от своего побережья районах открытого моря. Разработка проекта велась под руководством того же главного конструктора, наблюдение от ВМФ осуществлял тот же человек. Технический проект сторожевого корабля был утверждён вместе с проектом малого противолодочного корабля 18 марта 1958 г. По архитектуре корпуса, расположению жилых и служебных помещений оба проекта в некоторой степени повторяют друг друга. Корабли проекта 159 строились практически на тех же заводах и в один и тот же период времени.
Архитектура, конструкция корпуса в сравнении с противолодочными катерами проекта 201 по сути особых изменений не претерпели. Конфигурация надстройки практически одинакова на обоих проектах. Вместе с тем на корме появился характерный «горб», за что и прозвали на флотах корабли проекта «горбатыми», в которых располагались газотурбокомпрессоры и их воздухозаборники. В корпусе в большом количестве для снижения водоизмещения использовались алюминиево - магниевые сплавы (АМГ). Даже для защиты личного состава от пуль и осколков ГКП и ходовая рубка были изготовлены из АМГ сплава толщиной 15 мм. Как показало время, сплав АМГ имел склонность с течением времени к сплошной расслаивающейся коррозии, что требовало большого объёма работ с использованием аргонной сварки. Полное водоизмещение корабля составило 555 тонн, главные размерения: длина наибольшая - 58,6 м., ширина - 8,13 м., осадка средняя - 2,8 м.
Для решения задач противолодочной обороны (ПЛО) на корабле устанавливались 4 однотрубных 400 мм торпедных аппарата для противолодочных торпед, две реактивных бомбомётных установки РБУ - 2500 (были установлены только на первых двух заказах), на серийных кораблях заменённая на две РБУ - 6000, с запасом бомб, системы приборов управления торпедной и бомбовой стрельбой, гидроакустической станцией кругового обзора «Геркулес - 2М» с подъёмно - опускной антенной. Следует заметить, что многоствольные бомбомёты, реактивные глубинные бомбы к ним и системы управления, объединённые в комплексы, принятые на вооружение в 1962 - 1964 г.г., по боевым качествам превосходили установки аналогичного назначения, применявшиеся на иностранных флотах. Для самообороны корабля от воздушного противника и катеров устанавливалась двух орудийная 57 мм артиллерийская установка АК - 725, размещённой в средней части корабля, с системой управления РЛС СУ МР - 103 «Барс». Артустановка АК - 725, благодаря высокой скорострельности - 200 выстрелов в минуту на ствол, являлась эффективным оружием против катеров и низколетящих целей. Расположение артустановки и антенны системы управления было конечно не удачным. Это обуславливалось тем, что в носу место было занято РБУ, а в корме воздухозаборниками газотурбокомпрессоров. В качестве радиолокационной станции обнаружения воздушных и надводных целей использовалась РЛС МР - 302 «Рубка», радиоразведки - «Бизань».
Энергетическая установка (ЭУ) корабля разрабатывалась в двух вариантах - в дизельном и дизель - газотурбинном с оригинальным использованием газовой турбины. Необходимость варьирования типом ЭУ было вызвано стремлением найти решение, при котором щумность корабля при поиске подводной лодки была бы минимальной. Исходя из этих соображений, был выбран дизель - газотурбинный вариант, хотя он был и более сложным в использовании, приводил к большему расходу топлива, а значит и к снижению дальности плавания и автономности. Кроме этого этот вариант имел и серьёзные недостатки, которые были выявлены, к сожалению, уже в период эксплуатации. Техническая сущность и конструктивное оформление принятого варианта ГЭУ заключались в следующем. В кормовой оконечности корабля на каждом борту в подводной части корпуса имелось по гидромотору, состоящему из трубы с соплами. В трубах находились гребные винты, приводимые во вращение, как и в обычных ЭУ, гребными валами, в свою очередь приводимые во вращение дизелями, расположенными в машинном отделении. На верхней палубе в надстройке полуюта размещались газотурборкомпрессоры ГТК), которые подвали воздух давлением 1,5 кг/см2 в трубы гидромоторов за гребными винтами. В результате помимо упора, создаваемого винтами, при движении газоводяной смеси через сопла создавался дополнительный упор. Установка могла работать в двух режимах: в дизельном режиме (работа только дизелей) и совместном режиме (работа дизелей и газотурбокомпрессоров) Двухступенчатая гидромоторная установка являлась принципиально новым типом движительного комплекса. Разрабатывалась она первоначально под руководством профессора кафедры физики Московского авиационного института, в последствии под руководством Ильинского Б.К. Работа ГЭУ обеспечивалась двумя дизелями М504А (в последствии М504Б) мощностью по 4 750 л.с. каждый, и двумя газотурбокомпрессорами ГТК Д - 2Б мощностью по 15 000 л.с. каждый. При работе только дизелей корабль развивал ход свыше 17 узлов, при совместной работе ГДГД и ГТК - 35 узлов. Есть свидетельство о том, что первый корпус, построенный Хабаровским ССЗ, на ходовых испытаниях в период сдачи ВМФ развил ход около 41 узла. Как уже отмечалась, выбор весьма сложной ЭУ было обусловлено тем, что от этого ожидалось существенное снижение собственного акустического поля корабля и уменьшение помех работе собственной гидроакустической станции (ГАС). К сожалению на практике это не подтвердилось. Вследствие конструктивных особенностей гидромоторной установки винты уже при ходе в 16 - 17 узлов начинали работать в условиях развитой кавитации. Трубы гидромоторов экранировали шум лишь в траверзных направлениях, в осевых же направлениях шум винтов не гасился, носил строго направленный характер, тем самым демаскировал корабль и создавал большие помехи работе собственной ГАС. Наряду с этим пропульсивный коэффициент (читай кпд), характеризующий совершенство гидродинамического комплекса винты - корпус и представляющий собой отношение буксировочной мощности к суммарной валовой мощности (мощности ГДГД), корабля с гидромоторной установкой оказался низким и составлял на максимальной скорости хода около 30 %. В то время как у быстроходных кораблей в расчётном ходовом режиме он составлял 60 - 70 %. Исходя из этого следует, что затрачиваемой мощности хватило бы на движение с большей скоростью и при обычной схеме ДЭУ. Забегая вперёд, следует отметить, что ГЭУ оказалось также чрезмерно сложной и ненадёжной в эксплуатации. Со временем эксплуатация ГТК на кораблях была запрещена. Трубы загрузки винтов, шедшие через всё машинное отделение, были разрушены коррозией, замена их была связана с большим объёмом сопутствующих работ, поэтому они были просто заглушены, а в результате скорость хода в дизельном варианте упала до 10 - 12 узлов. Уместно отметить, что тем же Зеленодольским ПКБ и примерно в тот же период с таким же вариантом гидромоторной установки в инициативном порядке был разработан вариант модернизации сторожевых кораблей проекта 159, получивший одобрение, в последующем и утверждение уже технического проекта. Так появился проект 35. На Тихоокеанском флоте кораблей этого проекта не было. Электроэнергетическая установка корабля включала два дизельгенератора (~ 380V, 50 Гц) общей мощностью 400 кВт (2х200 кВт с дизелями 7Д12).

Основные проектные тактико-технические элементы:


Водоизмещение: стандартное - 440 тонн, полное - 555 тонн


Главные размерения: длина наибольшая - 58,6 м, ширина наибольшая - 8,13 м, осадка средняя
при полном водоизмещении - 2,8 м.

Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизель-газотурбинная, 2хГД М504А (Б), мощностью 4750л.с.
каждый, номинальная частота вращения ГД - 2 000 об/мин, 2 х ГТК
(газотурбокомпрессора) Д - 2Б мощностью по 15 000 л.с. каждый,
суммарная мощность ГЭУ - 39 500 л.с., винты фиксированного шага.
Электроэнергетическая система:

2хДГ (7Д12), 200 кВт каждый, суммарная мощность 400 кВт.

Скорость: полного свободного хода при совместной работе ГДГД и турбокомпрессо-

Ров - 35 узлов;
полного свободного хода при ГДГД - 17,5 узлов;
боевая экономическая - 14 узлов.


Запасы: топливо - ? тонн;
масло моторное - ? тонн;
вода питьевая - ? тонн;
вода котельная - ? тонн.


Дальность плавания: 2500 миль при скорости хода 14 узлов;
1500 миль при скорости хода 17,5 узлов.

Мореходность: ?.

Автономность: 7 суток.


Вооружение
Штурманское: Гирокомпас «?», магнитные компасы «УКПМ - М1», лаг МГЛ - ?, эхолот
НЭЛ - ?, радиопеленгатор АРП - 50Р, вычислительное устройство МВУ-2

(в период службы корабля устанавливались новые средства штурманского

Вооружения: приёмоиндикаторы типа КПФ-2,КПИ-5Ф,КПФ-6,«Галс»,«Пирс-1

Спутниковая навигационная аппаратура типа «Шхуна», АДК-3 и т.д.)


Артиллерийское: 1х2 57мм спаренные автоматизированные артиллерийские установки
АК-725 с дистанционными управлением от системы РЛС СУ МР-103 «Барс»


Противолодочное: 2 бомбомётных установки РБУ - 6000


Торпедное: 4 х 1 400 мм торпедных аппарата.


Средства связи: Коротковолновые передатчик, приёмник, станция УКВ, аппаратура ЗАС,

Всеволновый приёмник «Волна-2К», ГГС П-400 «Каштан» (в период службы

Корабля устанавливались более совершенные средства связи)


Радиотехническое: РЛС «Бизань», аппаратура системы опознавания «Нихром», инфракрасная

Аппаратура ночного видения «Хмель»;

Радиолокационное: РЛС МР - 302 «Рубка».

Гидроакустическое: ГАС «Геркулес - 2М».

Химическое вооружение:
прибор химической разведки ВПХР
приборы дозиметрического контроля ДП-62.
прибор радиационно-химического контроля
для аварийной партий противогазы ИП-46
химкомплекты КЗИ-2
ранцевые приборы дезактивации
порошок СФ-4 - 6 кг
фильтрующие противогазы для л/с - 110%
дымовые шашки ДШМ-60 -4шт.

Экипаж: 54 человека (в том числе 5 офицеров).

Директивный срок службы кораблей проекта 204 - 20 лет;

Строительство кораблей проекта 204 было развёрнуто на трёх судостроительных заводах: Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького (г. Зеленодольск, расположенный на Волге под Казанью), Керченском судостроительном заводе (в последствии ССЗ «Залив»). Два головных корабля были залажены на Зеленодольском ССЗ 26 ноября 1958 г. и Керченском ССЗ 17 января 1959 г., спущены на воду соответственно 30 марта и 27 июля 1960 г. и сданы ВМФ 29 и 31декабря 1960 г.. Несмотря на выявленные в период проведения государственных испытаний проекта недостатки, было принято решение строить корабли проекта большой серией. Всего на трёх ССЗ с 1960 по 1968 г.г. бывло построено 63 единицы кораблей проекта 204. Из них 31 единица была построена на Зеленодольском ССЗ, 21 - на Керченском ССЗ, 11 - на Хабаровском ССЗ (17 % всей серии). Корабли, построенные на первых двух ССЗ зачислялись в состав Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Позже, уже из состава флота 3 единицы кораблей проекта в 1970 г. были переданы ВМС Румынии, также 3 единицы - в 1975 г. ВМС Болгарии.
На Хабаровском судостроительном заводе было построено 11 единиц кораблей.

Не все малые противолодочные корабли проекта 204 выслужили на флоте установленные 20 - летние сроки службы. По 20 и чуть более лет прослужили МПК - 103, - 107, - 1, - 17, - 111. Наибольший срок службы был у «МПК-111», прослуживший на флоте 22 года. Причиной досрочного «избавления» от этих кораблей, конечно, было их техническое состояние. К тому же шло полным ходом строительство новых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».

Литература:

Буров В.Н., «Отечественное кораблестроение в 3-м столетии своей истории», 1995 г., СПб,
«Судостроение»;
- Кузин В.П., Никольский В.И., «Военно-морской флот СССР 1945-1991», 1996 г., СПб,
Историческое морское общество;
- «История отечественного судостроения», том 5 «Судостроение в послевоенный период 1946-
1991 г.г.», 1996 г., СПб, «Судостроение»

Подбор материала провел капитан 1 ранга запаса Янгаев М.Ш.

Дополнил капитан 2 ранга запаса Камардин А. И

АУ – артиллерийская установка;

ББК – Беломорско-Балтийский канал; БСБР – бомбосбрасыватель;

ВМС – Военно- морские силы;

ВМФ – Военно-морской флот;

ГАС – гидроакустическая станция;

ГК – главнокомандующий;

ГТУ – газотурбинная установка;

ДиСКР – дивизион сторожевых кораблей;

ДКБФ – Дважды Краснознаменный Балтийский флот;

зав.№ – заводской номер;

ЗУР – зенитная управляемая ракета;

ЗРК – зенитный ракетный комплекс;

КамФлРС – Камчатская флотилия разнородных сил;

КБФ – Краснознаменный Балтийский флот;

КПУГ – корабельная противолодочная ударная группа;

КСФ – Краснознаменный Северный флот;

КГОФ – Краснознаменный Тихоокеанский флот;

КУГ – Корабельная ударная группа;

КЧФ – Краснознаменный Черноморский флот;

КШУ – Командно-штабные учения;

КГБ – Комитет государственной безопасности;

ЛенВМБ – Ленинградская военно-морская база;

МПК – малый противолодочный корабль;

МГГЧ – морские пограничные части;

МРК – малый ракетный корабль;

МЧПВ – морские части пограничных войск;

ОБСКР – отдельная бригада сторожевых кораблей;

ОРВИ – отдел реализации военного имущества;

ОС – опытовое судно;

ПКР – противокорабельная ракета;

ГШТА – противолодочный торпедный аппарат,

ПО – пограничный округ;

ПСКР – пограничный сторожевой корабль;

ПУ – пусковая установка;

РБУ – реактивная бомбометная установка;

РГБ – реактивная глубинная бомба;

РКА – ракетный катер;

РКВП – ракетный корабль на воздушной подушке;

РЛС – радиолокационная станция;

РФ – Российская Федерация;

СахФлРС – Сахалинская флотилия разнородных сил;

СМ – судно-мишень;

СРЗ – судоремонтный завод;

ССЗ – судостроительный завод;

СС ММФ – спасательное судно Министерства морского флота;

СФ – Северный флот;

ТА – торпедный аппарат;

ТКА – торпедный катер;

ТОФ – Тихоокеанский флот;

ТТЭ – такти- ко-технические элементы;

УПАСР – управление подводных аварийно-спасательных работ;

ФПС – Федеральная пограничная служба;

ХОЗУ – хозяйственное управление;

ЧФ – Черноморский флот;

ЭУ – энергетическая установка.

Выражаем искреннюю признательность начальнику Научно-исследовательской исторической группы ВМФ капитану 1 ранга М.С.Монакову, капитану 1 ранга А.А.Комарову, а также А.М.Коногову за помощь, оказанную нашей редакции в работе по завершению рукописи справочника и ее подготовке к печати.

При подготовке схем использованы материалы следующих книг: В.П.Кузин, В.И.Никольский -Военно-морской флот СССР 1945 – 1991- (Спб, Историческое морское общество, 1996); -История отечественного судостроения», т.5 (Спб, Судостроение, 1996), а также журналов «Судостроение», «Военный парад- и альманаха «Тайфун».

В выпуске использованы фотографии из коллекций С.Бережного, С.Балакина и В.Костриченко.

Малые противолодочные и малые ракетные корабли (по IVIзападной классификации – корветы) – важная составная часть отечественного флота. Их основное предназначение – противолодочная оборона и нанесение ракетных ударов по надводным силам неприятеля в ближней морской зоне. В настоящий справочник включены все представители классов МПК и МРК ВМФ СССР и России, а также являющиеся их модификациями ПСКР проектов 1124МП и 12412. В справочник не вошли большие охотники проектов 122-а и 122-бис, а также малые противолодочные катера проекта 201.

Малые противолодочные корабли проекта 204 – 63 ед.

Первые специально спроектированные МПК Советского ВМФ. Обладали оригинальной движительной установкой: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы, в которые нагнетался воздух, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость возрастала до 35 узлов; без применения форсажа она составляла 17,5 узла. Правда, за это пришлось заплатить высокой шумностью установки. Три МПК проекта 204 были переданы Болгарии, где они получили имена «Напористи», «Строги» и «Летящи»; еще три – Румынии, из которых два были построены в 1966- 1967 гг. по проекту 204Э (РБУ-6000 замены на РБУ-2500) специально на экспорт .

МПК-45 (проект 204), 1964 г.

МПК-15 (зав. № 801). 15.10.1958 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.11.1958 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 30.3.1960, вступил в строй 29.12.1960 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. Явился головным кораблем данного проекта. 5.6.1979 выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный МПК, а 31.5.1984 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1984 расформирован.

МПК-16 (зав. № 802). 15.10.1958 зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.1.1959 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 27.7.1960, вступил в строй 31.12.1960 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 21.5.1981 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1981 расформирован.

МПК-72 (зав. № 803). 12.8.1959 заложен на стапеле ССЗ N° 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 11.1.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.12.1960, вступил в строй 30.9.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 1.9.1971 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, но 1.8.1989 расконсервирован и вновь введен в строй. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и впоследствии разделан на металл в Севастополе.

МПК-75 (зав. № 804). 18.10.1959 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 11.1.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.4.1961, вступил в строй 26.10.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. В период с 23.1.1984 по 22.5.1986 на «Севморзаводе» им. С. Орджоникидзе в Севастополе прошел капитальный ремонт. 26.6.1988 исключен из состава ВМФ и 4.10.1988 передан Севастопольской морской школе ДОСААФ для использования в учебных целях.

МПК-88 (зав. № 805). 22.3.1960 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 7.4.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25.8.1961, вступил в строй

19.11.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 30.10.1966 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, но 1.8.1971 расконсервирован и вновь введен в строй. 25.6.1985 исключен из состава ВМФ, 4.7.1985 передан Севастопольской морской школе ДОСААФ для использования в учебных целях и 1.10.1985 расформирован.

МПК-148 (зав. № 806). 22.7.1960 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 18.1.1962 и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 28.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 1.9.1971 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, а 26.5.1983 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей за границу .

МПК-169 (зав. № 501). 15.4.1960 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ № 638 им. С.М. Кирова и 7.4.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 15.10.1961, вступил в строй 31.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав ТОФ. С 27.6.1974 входил в состав КамФлРС КТОФ. 28.5.1980 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.11.1980 расформирован и вскоре в б. Раковая посажен на прибрежную отмель.

МПК-79 (зав. № 102). 13.2.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.8.1960 заложен на стапеле ССЗ № 340 «Красный металлист» им. А.М.Горького в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 7.6.1961 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав СФ. В период с 3.9.1974 по 6.1.1975 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 31.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1989 расформирован и впоследствии разделан на металл в Мурманске.

Александр МОЗГОВОЙ

Дело в том, что через два-три года придется списать или во всяком случае вывести из активной эксплуатации «за выслугой лет» остающиеся сейчас в строю малые противолодочные корабли (МПК) проекта 1124М «Альбатрос», на которые возлагаются задачи по противолодочной обороне военно-морских баз и пунктов базирования, а также по обеспечению развертывания РПКСН при выходе в океан. То есть с учетом отсутствия у ВМФ современных средств противоминной борьбы субмарины наших потенциальных противников, которых нынче принято именовать «партнерами», получат возможность блокировать или «брать тепленькими» российские подводные атомоходы прямо на старте их боевой службы, сопровождать и уничтожать в нужное время.

ИНДИЙСКИЙ ИМПУЛЬС

На сайте ЦМКБ «Алмаз» появились компьютерные изображения и описание новой разработки этого конструкторского бюро – малого противолодочного корабля (МПК) проекта 23420. Сам факт появления такой информации – достаточно неординарное событие. За последние годы не припомню случая, когда наши КБ устраивали презентации, пусть и виртуальные, новых проектов боевых кораблей. Так, совсем недавно – в декабре прошлого года – состоялась закладка двух малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт» разработки того же ЦМКБ «Алмаз» для ВМФ РФ, но на сайте предприятия – ни слова об их характеристиках и вооружении.

МПК проекта 23420 с двумя трехтрубными 324-мм торпедными аппаратами и РПК-8Э.

В данном же случае предоставлена весьма подробная информация о корабле и его вооружении. Водоизмещение МПК – порядка 1300 т, длина – около 75 м, ширина – 13 м. Скорость хода в зависимости от типа энергетической установки – 25-30 узлов. А сама эта установка по желанию заказчика может быть дизельной или дизель-электрической либо газотурбинной. Дальность плавания МПК – 2500 миль, автономность – 15 суток. Экипаж должен состоять из 60 человек.

Вооружение может варьироваться. Противолодочный арсенал, согласно описанию, включает противолодочный/противоторпедный комплекс «Пакет-Э/НК» из двух пусковых установок с восемью противолодочными торпедами МТТ калибра 324 мм и противоторпед М-15. Вместо «Пакета», опять же по описанию, может устанавливаться комплекс РПК-8Э, состоящий из РБУ-6000 с 48 противолодочными ракетами 90Р и глубинными бомбами РГБ-60. Впрочем, на рисунках, помещенных на том же сайте, мы видим нечто другое. На них вооружение ПЛО малого противолодочного корабля состоит из двух двухтрубных 533-мм аппаратов ДТА-53, размещенных побортно ближе к корме, и РПК-8Э на надстройке. На другом рисунке, найденном в Сети, состав противолодочного оснащения иной: два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата и РПК-8Э. Наконец на листовке ЦМКБ «Алмаз» можно обнаружить еще один вариант: две четырехконтейнерные пусковые установки комплекса «Пакет-Э/НК» находятся побортно перед надстройкой, а РПК-8Э – в носовой ее части.

У корабля проекта 23420 развитое гидроакустическое вооружение: ГАК МГК-335ЭМ-03, низкочастотная активно-пассивная гидроакустическая станция «Виньетка-ЭМ» с гибкой протяженной буксируемой антенной, с помощью которой на глубокой воде можно засекать малошумные субмарины на дальности до 40-60 км. Против подводных диверсантов и средств их транспортировки можно использовать ГАС «Анапа-МЭ» или «Ловать», а уничтожают боевых пловцов противника посредством двух ручных противодиверсионных гранатометов ДП-64.

МПК проекта 23420 с двумя 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53 и РПК-8Э.

Электронное оснащение перспективных МПК включает также РЛС обнаружения и целеуказания «Позитив-МЭ1.2», инерционно-навигационную систему «Горизонт 25», интегрированную малогабаритную навигационную систему «Кама-НС-В» и ряд других приборов. Все они «завязаны» на боевую информационно-управляющую систему «Сигма-Э», которая помогает экипажу в походной и боевой обстановке выполнять разнообразные задачи.

Многовариантно артиллерийское и зенитное вооружение МПК проекта 23420. По описанию оно состоит из 76-мм автоматической универсальной артиллерийской установки АК-176МА в стелс-башне или шестиствольного 30-мм автомата АК-306, а также турельной установки 3М-47 «Гибка» с ПЗРК «Игла» или «Игла-С». Однако на рисунках мы видим иное сочетание: АК-176МА и ЗАК «Палаш»/«Пальма».

Для самообороны от диверсантов и пиратов на крыльях мостика имеются два пулемета калибра 12,7 мм. Корабль располагает двумя пусковыми установками комплекса постановки помех ПК-10. В корме – взлетно-посадочная площадка для двух беспилотных вертолетов «Горизонт Эйр S-100». Наличие БЛА, на наш взгляд, скорее дань моде, чем необходимость. Беспилотники «Горизонт Эйр S-100» не способны нести опускаемые ГАС или противолодочные торпеды, поэтому для целей ПЛО не очень подходят. Хотя, вероятно, при коллективном использовании МПК в составе двух-четырех единиц один из них, выполняющий функции лидера, может оснащаться БЛА для наблюдения за обстановкой.

Мы так подробно остановились на тактико-технических характеристиках и вооружении малого противолодочного корабля проекта 23420 для того, чтобы обратить внимание на «гибкость» этой платформы. Ясно, что эти МПК предназначены для использования не только в качестве противолодочных, но и сторожевых для охраны пунктов базирования и берегов. Они могут вести борьбу с неракетными кораблями в ближней морской зоне, оказывать огневую поддержку сухопутным частям, использоваться для охраны государственной границы и экономической зоны.

Но речь, очевидно, идет о проекте, предназначенном для зарубежных флотов, а не для ВМФ РФ. В пользу этого предположения свидетельствуют не только обозначения оружия и других систем в экспортном исполнении, но и, например, указание на то, что на МПК может быть установлен «импортный комплекс средств связи по предложению заказчика».

Нетрудно догадаться, что послужило импульсом создания проекта. В начале 2014 г. появились сообщения о намерении ВМС Индии провести тендер на постройку 16 противолодочных кораблей прибрежной зоны на общую сумму $2,25 млрд. Они призваны заменить четыре противолодочных корвета типа Abhay, полученных от СССР в 1989-1991 годах. Эти корветы по советской и российской квалификации относятся к МПК проекта 1241ПЭ «Молния-2», а проектировались они ЦМКБ «Алмаз».

Корветы типа Abhay водоизмещением 495 т, длиной 56,1 м, скоростью хода 31 узел, вооруженные двумя двухтрубными 533-мм торпедными аппаратами, двумя РБУ-1200, ПЗРК «Стрела-2М» и 76-мм пушкой АК-176 с лучшей стороны зарекомендовали себя в индийском флоте. Но они уже служат четверть века или даже более того. То есть вместо них потребовались новые корабли. Но Россия даже не может предложить свои услуги по их строительству, поскольку Дели в отношении будущих кораблей провозгласил нынче модный в этой стране принцип «Buy and Make India!», то есть «Покупай и делай индийское!». Что неудивительно. Сегодня судостроительная промышленность Индии способна вести сборку кораблей практически всех классов. С другой стороны, никто не воспрещает индийским компаниям сотрудничать с зарубежными фирмами и организациями в сфере проектирования боевых кораблей и вспомогательных судов, а также насыщения их вооружением.

Вот почему, похоже, МПК проекта 23420 является российским предложением индийским компаниям по совместному проектированию перспективного противолодочного корвета ближней морской зоны. Однако оружейные тендеры в Индии имеют свои особенности. Иногда подготовка к ним ведется долгие годы. Потом выбор победителя тоже занимает несколько лет. Случается, что конкурсы вообще свертываются, не успев начаться. В данном случае, вероятно, тоже случился какой-то «тормоз».

Вот почему проект 23420 появился на сайте ЦМКБ «Алмаз». Но это отнюдь не разработка «с нуля».

ВСПОМНИМ О КОРВЕТЕ ОВРа

В 2010 г. главное командование ВМФ РФ решило провести тендер на проект так называемого корвета охраны водного района (ОВР). Эти корабли должны были совмещать в себе возможности МПК, ракетных катеров и тральщиков. Задача, прямо скажем, непростая, если не невозможная. Но российские адмиралы ориентировались на ВМС США, где только началось освоение литоральных боевых кораблей с модульным сменным вооружением. Забегая вперед скажем, что у американцев с этой затеей до сих пор ничего путного не вышло.

Участвовавшие в тендере по корвету ОВРа российские конструкторские бюро предложили ряд оригинальных вариантов. В их числе было и предложение ЦМКБ «Алмаз» о строительстве ракетных, противолодочных, противоминных и патрульных кораблей на единой базовой платформе. Таким образом достигалась бы унификация по многим системам, устройствам, оборудованию помещений и комплексам вооружения и технических средств. При этом снижались бы затраты на создание и обслуживание кораблей, особенно в части проведения опытно-конструкторских работ и технологий производства. Существенная экономия могла быть достигнута при массовом строительстве корпусов на одном заводе и насыщении их оружием и вооружением на других предприятиях. С другой стороны, упрощался бы процесс обучения экипажей, которые «затачивались» бы на выполнение конкретных задач, а не были бы слугами сразу нескольких господ. В качестве базовой платформы предлагалось использовать корабль ПМО проекта 12700 «Александрит». И МПК проекта 23420, несомненно, является развитием одного из направлений концепции четырех кораблей на одной платформе.

Однако предложение ЦМКБ «Алмаз» не увлекло командование ВМФ РФ. Ему хотелось нечто совершенно противоположного. В заключении экспертного совета ВМФ от 25 февраля 2011 г. говорилось: «Предложенный Зеленодольским ПКБ корвет ОВР «Русич-1500» с аутригерами-энергетическими модулями в наибольшей мере выполняет требования ВМФ по сравнению с предложенными другими ПКБ однокорпусными корветами». Речь идет о выставленном ЗПКБ на конкурс корвете-тримаране, выполненном по архитектурно-конструктивной схеме судна с аутригерами (САР).

Такие боевые тримараны действительно обладают выдающимися качествами. Они могут находиться в море в 2,5-3,5 раза больше времени, чем однокорпусные аналоги, поскольку их мореходные качества значительно выше. На волнении бортовая качка САР уменьшается в 3-4 раза, а килевая по амплитуде – примерно в два раза. А все потому, что при вхождении в волну и при крене возникает дополнительный подъемный восстанавливающий момент. Благодаря этому «Русич-1500» может успешно использовать оружие при волнении 5-6 баллов, что недоступно однокорпусным корветам.

У зеленодольских САР есть и другие достоинства, которые отличают их не только от однокорпусных кораблей, но и от других судов с аутригерами. Как известно, тримаранная схема использовалась с древних времен. Первыми ее применили аборигены Полинезии и Микронезии, что позволило им совершать на утлых по внешнему виду суденышках плавания протяженностью в тысячи миль. Собственно, зарубежные конструкторы тримаранов недалеко ушли от обитателей далеких тихоокеанских островов. А вот зеленодольцы продвинулись значительно дальше. Они поместили в аутригерах двигательно-движительные комплексы. Это позволило освободить в главном корпусе значительные пространства для размещения полезной нагрузки – прежде всего оружия.

Характеристики корвета «Русич-1500» не публиковались, но по рисункам представление о нем можно составить. Водоизмещение, как явствует из названия проекта, порядка 1500 т, что всего на 200 т больше МПК проекта 23420 и на 300 т меньше стандартного, и 520 т меньше полного водоизмещения многоцелевых корветов проекта 20380. За надстройкой и интегрированной мачтой – два блока вертикальных пусковых установок. В одном, смещенном от диаметральной плоскости к левому борту, 12 ячеек (3 модуля по 4 ячейки) с ракетами ЗРК «Редут» (12 ЗУР 9М96М-9М96Е или 48 ЗУР 9М100). Вместо них могут размещаться хорошо отработанные ЗУР зенитно-ракетных комплексов «Риф-М» или «Штиль-1». Второй блок – универсальный корабельный стрельбовой комплекс (УКСК) 3Р-14 на 8 крылатых ракет «Калибр-НК» и «Оникс», предназначенных для поражения надводных и береговых целей. В УКСК могут находиться также противолодочные баллистические ракеты 91Р2 с дальностью стрельбы до 40 км. При использовании «Русича-1500» для целей ПЛО именно они должны стать главным оружием корвета.

Арсенал ПЛО дополняет знакомый нам ротиволодочный/противоторпедный комплекс «Пакет-НК» в составе двух четырехконтейнерных пусковых установок, а также противолодочный вертолет Ка-27ПЛ с размещением в подпалубном ангаре. Это позволяет сделать наличие значительных объемов, появившихся в основном корпусе благодаря «выносу» энергетической установки в аутригеры.

Финский ракетный катер Hanko типа Hamina отражает воздушную атаку ЗУР Umkhonto.

Артиллерийские системы представлены 100-мм универсальной автоматической установкой АК-192 или более дешевой 76-мм АК-176МА, а также двенадцатиствольной 30-мм системой АК-630М-2 «Дуэт» со скорострельностью 10000 выстрелов в минуту, предназначенной для уничтожения подлетающих противокорабельных крылатых ракет и других воздушных целей. АК-192 помещается в носу, а АК-630М-2 – в корме.

«Русич» может нести два беспилотника «Горизонт Эйр S-100» или БЛА иных типов с размещением в подпалубном ангаре. На корабле имеется место и для необитаемых подводных аппаратов для обнаружения и уничтожения мин. Корабль может и сам ставить мины. То есть по палитре своих возможностей этот боевой тримаран не уступает, а кое в чем даже превосходит многоцелевой корвет проекта 20385 и фрегат проекта 11356Р/М.

На «Русиче-1500», опять же из-за наличия свободных объемов, качественно улучшены условия обитаемости. Каждый член экипажа имеет свою каюту.

Особенно стоит остановиться на аутригерах-энергетических модулях. Их размещение «отдельно» от основного корпуса на 10-15% уменьшает трудоемкость постройки корабля и на 40-50% сокращает длительность заводского ремонта. Аутригеры можно в буквальном смысле «отстегивать», а в случае надобности – просто заменять. Тянущие винты «Русича-1500» работают практически в идеальных условиях равномерного, прямого, невозмущенного потока воды. Это способствует повышению их КПД и понижению уровней вибрации и подводного шума.

Другими словами, корвет «Русич-1500» – практически идеальный корабль прибрежной зоны, способный решать разнообразные задачи и прежде всего противолодочные. Однако раздался хор возражений со стороны промышленности. Мол, в зимнее время пространство между основным корпусом и аутригерами будет забиваться льдом, то есть не даст никаких преимуществ тримарану и существенно ухудшит его мореходные качества по сравнению с однокорпусными кораблями. Испытания модели корвета в ледовом бассейне Крыловского государственного научного центра опровергли эти утверждения. По итогам испытаний зеленодольскому кораблю даже была присвоена категория ARC-4. То есть он способен самостоятельно ходить в разреженных однолетних арктических льдах при их толщине до 0,6 м в зимне-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летне-осеннюю.

Также несостоятельными оказались «обвинения» «Русича» в трудностях при его швартовке и при постановке в док. Однако судпром и часть представителей ВМФ продолжали возражать против боевых тримаранов. Что объясняется отсутствием сегодня должного уровня судостроительной и морской культуры, которого требуют подобные корабли. Для закрытия темы нашелся и соответствующий повод – ВМФ вообще отказался от дальнейших работ по корветам охраны водного района, то есть отменил тендер и взял курс на разработку больших надводных кораблей океанской зоны, хотя страна не имеет для этого ни технологических, ни кадровых, ни финансовых ресурсов. Но представим, что такой флот будет построен. В случае войны подводные лодки «партнеров» просто расстреляют его торпедами при выходе из баз.

ОБОЙТИСЬ НИКАК НЕЛЬЗЯ

Конечно, грамотные российские моряки и судостроители понимают, что без противолодочных кораблей прибрежной зоны обойтись никак нельзя. И разработки в этой области в инициативном порядке ведутся. МПК проекта 23420 ЦМКБ «Алмаз» тому подтверждение. То же Зеленодольское ПКБ на петербургском Международном военно-морском салоне в 2013 г. демонстрировало модель малого противолодочного корабля «Сарсар», что означает «Холодный ветер», который на Востоке еще именуют «Ветром смерти». Его конструкция значительно привычнее и проще, чем у «Русича-1500».

Если учесть, что Зеленодольское ПКБ после Великой Отечественной войны стало ведущим разработчиком кораблей ПЛО малого водоизмещения (по проектам бюро построены 227 больших охотников проекта 122бис, 188 МПК проекта 201, 66 МПК проекта 204, 3 проекта 1141/11451, 86 МПК проекта 1124 и их модификаций, к ним еще можно присовокупить небольшие сторожевые корабли с ярко выраженным противолодочным профилем – 56 единиц проекта 159 и 18 проекта 35), то ясно, что эта организация имеет огромный опыт создания кораблей данного класса. Для «Сарсара» в качестве базовой платформы был выбран корпус ставшего знаменитым сегодня малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М». При водоизмещении около 900 т МПК с подкильной ГАС вооружен противолодочным комплексом «Пакет-НК» или двумя 533-мм двухтрубными торпедными аппаратами ДТА-53, 57-мм автоматической артиллерийской установкой А-220М, ЗРК «Оса-МА», пулеметами и беспилотным авиационным комплексом «Горизонт Эйр S-100».

Состав противолодочного вооружения корабля сегодня явно недостаточен. Ему требуются опускаемые или буксируемые ГАС и малогабаритный ракетный противолодочный комплекс вроде так и не доведенного до ума РПК-9 «Медведка», а еще лучше «Медведка-2» с установками вертикального пуска и с дальностью поражения подводных целей не менее 20 км. Кстати, если уж брать за основу «Буян-М», то для размещения ПЛУР можно использовать также УКСК 3Р-14 с ракетами 91Р2.

Слабым выглядит зенитное вооружение корабля. Но, кроме «Осы-МА», других ЗРК ближнего действия у России пока нет. Попытки заменить их зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами (ЗРАК) пока нельзя признать успешными. ЗРАК «Кортик»/«Каштан» не только оказался тяжеловат, но и эффективность его заставляет желать лучшего. Кроме того, конструкция этой системы сводит на нет все усилия корабелов по уменьшению радиолокационной заметности. Недаром они именуют этот ЗРАК «рогатым чудовищем». О широко рекламируемом ЗРАК «Панцирь-М» говорить пока преждевременно. Ни одной «живой» такой системы на кораблях нет. Но на компьютерных рисунках она смотрится достаточно «рогато». Тут не грех обратить внимание на зарубежный опыт, где давно успешно адаптируют для ПВО кораблей среднего и малого водоизмещения авиационные ракеты класса «воздух-воздух». Достаточно вспомнить компактный и высокоэффективный южноафриканский ЗРК Umkhonto («Дротик»). Его ЗУР можно размещать и в УВП, стационарно смонтированных на кораблях, как, например, на южноафриканских фрегатах типа Amatola или алжирских типа MEKO A-200 AN, и в съемных контейнерах, как на финских ракетных катерах типа Hamina.

Однако не будем забывать, что «Сарсар» ориентирован на экспорт и предназначен для использования в регионах с низким уровнем подводной угрозы. Это скорее патрульный корабль с противолодочным «уклоном», нежели полноценный противолодочный корабль прибрежной зоны.

Учитывая, что замена МПК в составе ВМФ РФ – задача неотложная, нужно срочно принимать решения о проекте кораблей, которые пойдут в серию. Может, стоит возобновить строительство МПК проекта 1124М «Альбатрос», только на качественно новом уровне? Такой вариант вовсе не кажется нелепым. Для ВКС России возобновляется производство сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160. Обсуждаются вопросы возобновления сборки вертолетов-амфибий Ми-14 и постановки на конвейер реактивных самолетов-амфибий А-40 «Альбатрос», созданных еще в советское время. Естественно, все эти машины получат современные авионику и оружие. Кстати, Ми-14 и тезку МПК – модернизированный вариант самолета А-40 – предполагается прежде всего использовать в противолодочном варианте. Вот почему обновленная версия 1124М вполне имеет право на существование.

Эти корабли при полном водоизмещении 1055 т и длине 71,07 м развивают максимальную скорость более 31 узла, имеют дальность плавания 2700 миль на 14 узлах и автономность 10 суток. В состав их противолодочного оснащения входят гидроакустический комплекс «Платина» или «Платина-МС», опускаемая гидроакустическая станция «Шелонь», ГАС «Кассандра», ГАС приема сигналов гидроакустических буев МГС-407К, станция обнаружения теплового кильватерного следа подводных лодок МИ-110К, станция обнаружения радиационного кильватерного следа атомных субмарин МИ-110Р. Для уничтожения подводного противника используются два 533-мм двухтрубных торпедных аппарата ДТА-53-1124, РБУ-6000 «Смерч-2» и 12 глубинных бомб в бомбосбрасывателях.

Для более эффективного поиска субмарин разработана новаторская тактика применения МПК. Группа «альбатросов» с помощью опускаемой ГАС «Шелонь» на малой скорости «просматривает» глубины за слоем температурного скачка. Если враг не обнаружен, МПК на полной скорости меняют зону развертывания и снова практически на стопе продолжают поиск. Так посредством «подскоков» достигается большая площадь обследования районов, что обеспечивает гораздо большую вероятность обнаружения противника.

Для борьбы с надводными кораблями, береговыми и воздушными целями МПК применяются 76-мм артиллерийские установки АК-176, 30-мм шестиствольные автоматы АК-630М, ЗРК «Оса-МА», которые, к слову, с высокой точностью поражают корабли и катера, ПЗРК «Стрела-3» или «Игла». Вместо глубинных бомб могут приниматься до 18 мин заграждения. Командованием флотов «альбатросы» всегда привлекаются к выполнению широкого круга задач. Недаром главком ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков называл их «рабочими лошадками» флота. Они никогда не поставлялись на экспорт, но получили высокие оценки зарубежных специалистов. В НАТО эти небольшие корабли с экипажем из 90 человек даже возвеличили до класса «легких фрегатов».

Сейчас в списках ВМФ РФ числятся 20 МПК проектов 1124 (2 единицы) и 1124М (18 единиц) в составе Тихоокеанского, Северного и Черноморского флотов. Еще 6 МПК проекта 1331М, построенные в Вольгасте еще во времена существования ГДР и очень близкие по характеристикам к кораблям семейства 1124, несут службу на Балтике. Этого количества явно недостаточно, особенно учитывая то обстоятельство, что все российские малые противолодочные корабли в силу своего возраста «штопанные-перештопанные».

Зеленодольским ПКБ разработаны несколько вариантов модернизированных проектов «альбатросов», которые неоднократно демонстрировались на международных выставках военно-морских вооружений. Эти МПК архитектурно выполнены по канонам стелс-технологий. Но трудно судить об их противолодочном вооружении. Оно просто не указывается в проспектах. По картинкам можно составить представление о ракетно-артиллерийском оснащении, которое обычно включает ЗРАК «Палаш»/«Пальма», 76-мм артустановку АК-176М и автомат АК-630М.

Хотя МПК проекта 1124М и несут службу в суровых водах северной части Тихого океана и Баренцева моря, для них эти театры по погодным условиям очень трудные. Вот почему для Северного и Тихоокеанского флотов можно предусмотреть строительство противолодочных кораблей ближней морской зоны на базе сторожевых кораблей проекта 1159. В свое время этот проект был разработан Зеленодольским ПКБ специально для поставки на экспорт. Легкие фрегаты этой серии получили военно-морские силы дружественных СССР государств. В некоторых флотах эти корабли успешно продолжают службу.

В чем их преимущество? Поскольку водоизмещение увеличилось до 1760 т, а размерения составили 96,51х12,6х4,08 м, то эти СКР/фрегаты стали более мореходными по сравнению с МПК проекта 1124. Увеличилась полезная нагрузка. На них без особого труда размещается не только противолодочное вооружение, но также ударное и зенитное. Вот почему проект 1159 может служить базовой платформой при разработке кораблей ближней морской зоны для нужд Северного и Тихоокеанского флотов.

Как видим, сейчас российские конструкторские бюро имеют богатые заделы и располагают широким спектром новых и даже инновационных проектов противолодочных кораблей ближней морской зоны. Выбирать есть из чего. И здесь стоит поторопиться. Иначе российский флот станет беззащитным от атак подводных лодок противника прямо у своих баз.

Идея создания специализированного скоростного противолодочного корабля ограниченного водоизмещения получила развитие в советском ВМФ на рубеже 50-60-х гг, когда появление за границей подводных лодок нового поколения (в том числе с атомными энергетическими установками) потребовало принятия эффективных мер для противодействия практически во всех операционных зонах, в том числе и ближней. Так зародился принципиально новый класс боевых кораблей отечественного флота — малые противолодочные корабли (мпк), предназначенные для борьбы с подводным противником в прибрежных районах, вблизи военно-морских баз и пунктов базирования. Первым стал мпк проекта 204, разработанного Зеленодольским проектно-конструкторским бюро (ПКБ) в начале 60-х годов. При полном водоизмещении в 550 т его вооружение включало 4 неподвижных однотрубных торпедных аппарата ОТА-40-204 калибром 406 мм и 2 реактивных бомбометных установки РБУ-6000. Особенной была конструкция главной энергетической установки (ГЭУ) мощностью 39500 л.с., состоявшая из двух форсажных газовых турбин Д-2 и двух «экономических» (т.е. предназначенных для экономического хода) дизелей М-502 т Их серийное строительство осуществлялось на судостроительных заводах Зеленодольска, Керчи и Хабаровска, со стапелей которых в 1960-1968 гг. сошли 64 мпк, в том числе 4 для ВМС Румынии (проект 204Э) и Болгарии.В целом проект получил достаточно высокую оценку командования ВМФ, хотя наряду с положительными качествами были отмечены и явные недостатки, главный из которых - слабая противовоздушная оборона. Но т.к. опыт локальных военных конфликтов со всей остротой подтверждал возросшую угрозу именно со стороны авиации, было решено усилить ПВО. Однако сравнительно небольшое водоизмещение этого корабля не позволило заменить имеющееся зенитное вооружение на более совершенное.

В ходе конструкторских работ основное внимание уделялось выбору наиболее оптимальных обводов корпуса корабля, стандартное водоизмещение которого первоначально не должно было превышать 800 т В ходе многочисленных экспериментов специалисты ПКБ установили, что для достижения требуемой скорости, в 35 узлов, наиболее выгодными являются так называемые комбинированные обводы, сочетающие в себе все преимущества остро- и круглоскулых корпусов. Не менее сложную форму придали и надводному борту; вдоль которого для уменьшения заливаемости и забрызгивания шли сглаженные продольные выступы (от которых, правда, в ходе серийного строительства пришлось отказаться из соображений технологичности). Кроме того, на мореходности корабля должны были благоприятно сказываться нетрадиционная седловатость палубы, а также наличие протяженной, занимающей всю ширину корпуса носовой надстройки, придавшие «альбатросам» характерный внешний облик.

Повышенное внимание уделялось конструкции главной энергетической установки, разрабатываемой под руководством А.Кунаховича и А.Мышакина. В качестве двигателей экономического хода в состав ГЭУ включили 2 дизеля марки М-507А мощностью 10 тыс. л.с. каждый, работавшие на бортовые валы, а в качестве форсажного — газотурбинныйдвигатель(ГТД) М-8М мощностью 18тыс.л.с. приводивший вовращение средний вал. Как под обоими дизелями, так и под ГТД корабль мог развивать скорость до 20-22 узл., а при задействовании всех трех агрегатов, управление которыми было дистанционным, — свыше 35. Нормальный запас топлива — 130 т — обеспечивал дальность плавания 18-узловым экономическим ходом свыше 2700 миль.

Состав вооружения и гидроакустических средств корабля во многом определялся моделью его боевого применения, состоявшей из нескольких этапов — гидроакустическая разведка на ходу, глубокое прослушивание «на стопе», обнаружение ПЛ, быстрый выход в район ее предполагаемого нахождения и атака бортовыми средствами ПЛО. Гидроакустический комплекс (ГАК) включал 2 гидроакустические станции (ГАС) — «подкильную» «Аргунь» (с антенной, размещенной в подкильном обтекателе) и опускаемую (ОГАС) «Шелонь», пост управления которой располагался в кормовой надстройке корабля. Последняя позволяла противолодочникам беспрепятственно «заглянуть» в воду на значительную глубину; под слой температурного скачка, что значительно увеличивало дальность обнаружения подводных целей. Исходные данные о подводной обстановке, поступавшие от ГАК, обрабатывались системой управления «Дракон-1124». С ее помощью осуществлялось управление комплексом противолодочного вооружения. Основой его стали 2 поворотных двутрубных 533-мм торпедных аппарата ДТА-5Э-1124, размещенных побортно на верхней палубе позади носовой надстройки. Увеличение калибра ТА (по сравнению с 406-мм) позволило использовать для поражения подводных лодок противника более мощные торпеды, в том числе и самонаводящиеся СЭТ-65 с максимальной скоростью хода до 40 узлов. Их наибольшая дальность хода составляла около 15 км, а масса боевого зарядного отделения (БЗО) — 200 килограммов. В качестве вспомогательного оружия ПЛО на носовой надстройке «Альбатроса» установили две 12-ствольные РБУ-6000, способные осуществлять залповую, групповую и одиночную стрельбу неуправляемыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60 на дальность до 6 км. Боевая часть бомбы (масса ВВ — 23,5 кг), оснащенная ударно-дистанционным взрывателем УДВ-60, обеспечивала эффективное поражение практически всех существовавших в то время типов ПЛ на глубине до 400 метров.

Средства самообороны малых противолодочных кораблей проекта 1124 были представлены двумя комплексами вооружения: зенитным ракетным (ЗРК) малой дальности «Оса-М» и артиллерийским АК-725-МР-103. ЗРК «Оса-М», предназначенный для поражения одиночных воздушных целей, располагался в носовой части корпуса и включал в себя систему управления стрельбой 4Р-33, сопряженную в РЛС обнаружения, сопровождения и наведения 4к-33, пусковую установку (ПУ) Зиф-122 и зенитные управляемые ракеты 9М-33 (20 единиц, размещенных в подпалубном погребе в четырех вращающихся барабанах).Двухбалочная ПУ Зиф-122 в походном (нерабочем) положении вместе с системами подачи и перезаряжанием также располагалась под палубой бака в специальном контейнере, закрытом сверху «крышкой» с раздвигающимися створками. Перед стрельбой установка выдвигалась наверх с ракетами, уже поданными на направляющие. После старта обеих ЗУР ПУ вновь «убиралась» под палубу, где происходила ее перезарядка, и весь цикл повторялся. ЗУР 9М-3Э, выполненные по аэродинамической схеме «утка», имели стартовую массу около 130 кг (масса ВЧ — 14,5), а скорость полета составляла более 700 м/с. Благодаря полуактивной радиолокационной системе наведения, ракеты могли достаточно эффективно поражать воздушные цели (в том числе и малоразмерные) на дальности до 7 км и в диапазоне высот 60-6000 метров. Задачей артиллерийского комплекса АК-725-МР-103 являлось уничтожение малых кораблей, катеров, самолетов и вертолетов противника, а также слабозащищенных береговых объектов. В состав входили башенная артустановка АК-725 калибра 57-мм и «стрельбовая» радиолокационная станция (РЛС) МР-103 «Барс». РЛС, антенный пост которой размещался на кормовой надстройке, была способна устойчиво сопровождать малоразмерные морские и воздушные цели на дальности до 40 километров. Универсальная спаренная автоматическая установка АК-725 при начальной скорости снаряда 1020 м/с имела горизонтальную дальность стрельбы 12,9 км и досягаемость по высоте 6,7 км. Высокий темп стрельбы — около 200 выст р./мин на ствол — обеспечивала полная автоматизация процессов заряжания и производства выстрела, а также система непрерывного охлаждения стволов забортной водой. В боекомплект АУ входили 550 выстрелов унитарного заряжания с осколочно-трассирующими снарядами (масса — 2,8 кг), размещенных в подпалубном бункере. Наведение арткомплекса на цепь осуществлялось по двум каналам — основному (при помощи РЛС «Барс») и резервному — посредством визирной колонки с ракурсными кольцами, открыто расположенной на носовой надстройке. Стоит отметить, что и в том, и в другом случае для боевого обслуживания АУ требовалось присутствие лишь одного человека, а для повседневного — не более двух. При ведении огня личный состав в башне отсутствовал. Радиоэлектронное вооружение МПК пр. 1124 включало в себя РЛС общего обзора «Рубка», обеспечивавшую обнаружение надводных и воздушных цепей, и навигационную РЛС «Дон-2», антенные посты которых монтировались на верхних площадках мачты. Там же устанавливались и передающие устройства средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Вымпел-Р2».

Серийное строительство «альбатросов» началось в октябре 1968 г с закладки на Зеленодольском ССЗ им.Горького головного мпк-2, вступившего в строй спустя 2 года. Позже к постройке подключились ССЗ в Хабаровске и «Ленинская кузница» в Киеве, со стапелей которых сошли в общей сложности 38 кораблей. Уже в ходе серийного строительства, начиная с 13-го корпуса, мпк пр. 1124 начали оснащать новым арткомплексом АК-725-МР-123, включавшим, помимо АК-725, ЭО-мм шестиствольную артиллерийскую установку АК-630 с дальностью стрельбы до 4 км, предназначенную для поражения противокорабельных крылатых ракет в ближней зоне обороны. Управление обеими АУ осуществлялось РЛС МР-123 «Вымпел». Появление в составе советского ВМФ новых кораблей не ускользнуло от внимания специалистов НАТО, присвоивших им условное название «Grisha», вскоре перекочевавшее во все зарубежные справочники. Согласо им, первые МПК стали именоваться «Grisha-1», а корабли с 3О-мм АК-630 (ее установка, кстати, не повлекла у нас изменения индекса проекта) — («Grisha-3»). Достаточно высокие тактико-технические характеристики новых МПК привлекли внимание командования пограничных войск КГБ СССР по заданию которого Зеленодольское ПКБ в 1971 -1972 гг. разработало проект пограничного сторожевого корабля (ПСКР) с индексом 1124П («Grisha-2»). От базового его отличало прежде всего отсутствие ЗРК «Оса-М», который заменили второй АУ АК-725 (на баке), а на «освободившемся» от стрельбовой РЛС месте позади ходовой рубки оборудовали сигнальный мостик. Противолодочное вооружение осталось практически без изменений, и лишь на корме добавились 2 стеллажа для 16 глубинных бомб типа ББ.

Многолетний положительный опыт эксплуатации кораблей проекта 1124 доказывал необходимость их дальнейшего развития, и в 1976 г специалисты Зеленодольского ПКБ разработали усовершенствованный проект мпк с индексом 1124М («Grisha-5»). Изменения коснулись главным образом состава вооружения — на новые корабли вместо АК-725 устанавливались одноствольные 76-мм АУ АК-176 с дальностью стрельбы 15,7 км, а ЗРК «Оса-М» уступил место более совершенному «Оса-МА». В комплексе ГАС подкильную МГ-322 «Аргунь» заменили станцией «Платина», а РЛС «Рубка» — РЛС «Фрегат» с фазированной антенной решеткой. В результате всех изменений полное водоизмещение МПК увеличилось до 1050 т, а скорость полного хода (при неизменной мощности ГЭУ) упала до 32 узлов. Снизилась и дальность плавания, составившая теперь 2300 миль. После развала СССР большинство МПК проекта 1124 и его модификаций остались в составе российского ВМФ. Несмотря на трудности, переживаемые Вооруженными Силами РФ, они продолжают нести службу по охране морских рубежей нашей Родины, и хочется надеяться, что благодаря своим высоким качествам «Альбатросы» послужат России и в XXI веке...

ТТД

  • Водоизмещение: стандартное 786 т, нормальное 862 г, полное 938 т
  • длина 71,21 м, ширина 10,00 м, осадка: нос 3,04 м, корма 3,67 м.
  • Мощность ГЭУ: ДДМ507А 2x10 000 л.с.; ГТД М-86 1х18 000 л.с.;
  • скорость наибольшая 36 уз., боевая экономическая 18 уз., малая 9 уз;
  • дальность плавания 3250 миль (на скорости 9 уз.).
  • Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ЗУР 9М-33), 1x2 57-мм АУ АК-725,
  • 2x12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 2х2 ТА ДТА-54-1124 (8 торпед 53-65К и СЭТ-65),
  • 2 кормовых бомбосбрасывателя (12 ГБ РБМ).
  • Средства обнаружения: РЛС МР-303, МР-103, Дон; ГАС МГ-322, МГ-339, МГ-409к; МИ-110к, МИ-110р.
  • Химическое вооружение:
    прибор химической разведки ВПХР
    приборы дозиметрического контроля ДП-62.
    прибор радиационно-химического контроля
    для аварийной партий противогазы ИП-46
    химкомплекты КЗИ-2
    стационарная система дегазации и дезактивации ТССДД
    порошок СФ-4 - 24 кг
    фильтрующие противогазы для л/с - 110%
    дымовые шашки ДШМ-60 - 4шт

  • Экипаж: офицеров - 9, мичманов - 14, старшин - 20, рядовых - 41.
  • Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 9 водонепроницаемых отсеков.

Устройство корабля

  • 1 отсек с 0-11шп. форпик, шпилевая, шкиперская, 2 цепных ящика, кладовая ГСМ.
  • 2 отсек с 11-18шп. холодильная установка, ПУ ЗРК "Оса-М", агрегатная БЧ-2-3
  • 3 отсек с 18-34шп. пост наводки РБУ, кубрик № 1, агрегатная РЛС, шахта ГАС "Аргунь" МГ-322Т, бомбовый погреб, вентиляторная № 4, ЦПП, общесудовая канцелярия, радиорубка, секретный пост связи
  • 4 отсек с 34-49шп кубрик № 2, пост управления ЗРК "Оса-М" и РЛС № 1, кладовая сухой провизии, рубка ГАС, гиропост, МКВ № 1, приборный отсек ГАС МГ-322Т, вентиляторные № 5 и 6, магистральный коридор, каюты мичманов, офицерский коридор, офицерский гальюн, каюты офицеров, каюткомпания
  • 5 отсек с 49-63шп. ЗКУ, носовое машинное отд-е. столовая, умывальник, гальюн, душевая, магистральный коридор, камбуз.
  • 6 отсек с 63-78шп. кормовое машинное отд-е.
  • 7 отсек с 78-96шп. хим. кладовая, УСВ, ПЭЖ.
  • 8 отсек с 96-102шп. кабельный корридор, вентиляторная № 7, кладовая БЧ-3, ЦАРП, 2 подбашенных отделения, агрегатная ЗИП РТС, приборный отсек ГАС МГ-339, арткладовая
  • 9 отсек с 102-112шп. румпельная, вещевая кладовая, боцманскася кладовая, кладовая электротехнических ЗИП, водолазное имущество.

Малый противолодочный корабль проекта 204

Малый противолодочный корабль (сокращённо: МПК ) - подкласс противолодочных кораблей по советской военно-морской классификации. Предназначен для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок в ближней морской и прибрежной зоне. В странах NATO малые противолодочные корабли классифицируются как противолодочные корветы - англ. corvettes ASW (anti-submarine warfare) .

История

Малые противолодочные корабли стали логичным развитием проектов катеров охраны водного района : малых охотников типа МО-4 и проектов 199 и 201; больших охотников проектов 122, 122А, 122-бис (позднее переклассифицированых в МПК ). Они предназначены для противолодочной борьбы в ближней морской и прибрежной зонах .

Первым специально разработанным в СССР типом малых противолодочных кораблей стал проект 204 (в 1960-1968 годах построено 63 - 66 единиц) . В составе Черноморского флота ВМС СССР было 42 МПК (в т.ч. проектов 1124, 1141, 204) .

Дальнейшим развитием подкласса МПК стали малые противолодочные корабли проекта 1124 и его модификаций (построена 71 единица в варианте МПК).

Технические данные

(На примере МПК проекта 204) Водоизмещение 555 т., длина 58.3 м, ширина 8.1 м., осадка 3.09 м, максимальная скорость 35 узлов, экипаж 54 человека. Вооружение состояло из 4-х торпедных аппаратов, 2-х бомбометов и двухорудийной 57-мм артустановки .

См. также

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. - СПб. : Галея Принт, 2005. - Т. III. Противолодочные корабли. Часть I. Большие противолодочные корабли. Сторожевые корабли. - 124 с. - ISBN 5-8172-0094-5 .
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. - СПб. : Галея Принт, 2005. - Т. III. Противолодочные корабли. Часть II. Малые противолодочные корабли. - 112 с. -

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...