Презентация на тему "«Детство. Юность» Л.Н

краткое содержание других презентаций

«Сочинение по портретам Пушкина» - Что является фоном? Под (…) лучами весеннего солнца дом кажется оранжевым. В какой позе изображён поэт? Киноискусство. Шедевры мировой художественной культуры на уроках русского языка и литературы. Мастер, живописец, творец Какими синонимами можно заменит слово портрет? Слева темнеют (…) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Какова цветовая гамма? I История создания портретов. 1826 год – трудное время в жизни поэта. Информатика и икт. Составьте предложения на основе данных словосочетаний. Весна на картинах русских художников.

«Урок Горе от ума» - Н.Кузьмин. Разработала: учитель русского языка и литературы Лихачёва Е.А. Цель урока: Словарная работа. Персонажи комедии. Новослободская средняя общеобразовательная школа. В.И.Машков, акварель, 1828г. И.Н.Крамской, 1871г. Диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 9класс. Первое издание комедии «Горе от ума», титульный лист. 1833г. Диалог- разговор двух и более персонажей. Цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации.

«Анализ стихотворения Пушкина Памятник» - Гораций Квинт Флакк 65 - 8 до н.э. Г.Р. Державин. Приведите примеры. ЩЕРБА Лев Владимирович . Разработка урока литературы в 9 классе на тему «Лингвостилистический анализ поэтического текста. Автопортрет. 1835-36 (?). БРЮСОВ Валерий Яковлевич . ВИНОГРАДОВ Виктор Владимирович . - Седьмое чудо света – Александрийский маяк.

«Древнерусская литература 9 класс» - Церковные службы Обряды Житие. Что такое канон? Священное Писание Гимнография и «слова», толкующие Писание Жития святых. Ответ: Житие Александра Невского. Церковно-служебные. Викторина (Лироэпические жанры). Древнерусская литература носила исключительно исторический характер. Подсказка:(житие).

«Шукшин Алтай» - Методы исследования: беседа, анализ, синтез, обобщение. Дом в котором жил дядя В. М. Шукшина в селе Ая. Попов Павел Сергеевич (слева в первом ряду) – крестный дядя В. М. Шукшина. Бунькова Лидия Георгиевна (справа). Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения. Ощепков Николай Еремеевич. Василий Макарович Шукшин. Могила П. С. Попова – крестного Шукшина в селе Ая.

«Говорящие фамилии в пьесах Островского» - Пелагея Егоровна Торцова. Говорящие фамилии в творчестве А. Н. Островского. А. А. Яковлева Коржева Алина Руководитель Меньшикова Е. В. Яша Гуслин. Год. Савва получает неплохое образование, но реализовать свои способности до конца не может. 2010 – 2011 уч. Любим Торцов. Савва - прежде всего цельная натура, духовно чистый человек. Гордей Карпыч Торцов. Герои пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок». Любовь Гордеевна. Просто Митя.

Слайд 2

Литературный дебют

Мы познакомимся с отрывками из повести, которая стала первым литературным трудом писателя. Когда повесть вышла в свет в 1852 году, она сразу сделала известным автора, которому тогда было только 24 года. И многие писатели того времени увидели в нем «прекрасную надежду русской литературы».

Слайд 3

Что же особенного было в этой автобиографической повести?

Н.Г.Чернышевский отметил, что особенность таланта молодого автора в том, что он очень хорошо знает внутренний мир человека – его мысли, чувства. До него еще никто так не интересовался тем, как в душе человека «чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления…переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний..»

Слайд 4

Как же Толстому удавалось так верно и точно знать людей и верно их изображать?

Этому он учился путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники. После его смерти они были опубликованы. В них Толстой вырабатывал для себя правила жизни и работы. Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности…

Слайд 5

Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание

Слайд 6

Повесть «Детство»

Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других. Именно поэтому его повесть «Детство» стала шедевром. Он, взрослый человек, сумел так верно изобразить внутренний мир ребенка. Повесть во многом автобиографична. Как и сам Толстой в детстве, главный герой повести Николенька Иртеньев учится понимать себя и других, вдумчиво познает окружающий мир.

Слайд 7

Словарь литературоведческих терминовАвтобиография

От греч. Autos – сам, bios– жизнь, grapho– пишу. Описание жизни какого-либо человека, составленное им самим. В художественной литературе автобиография – это произведение, в котором сам писатель описывает свою жизнь. Автобиографическими называют художественные произведения, в которых автор творчески использовал события из своей личной жизни.

Слайд 8

Глава «Maman»

Какова атмосфера в доме, где живет Николенька? Как мы можем это понять? Какие отношения существуют между всеми участниками эпизода? Чьими глазами мы все это видим?

Слайд 9

Перечитайте лирические отступления, в которых говорится о матери. Как вы понимаете слова: «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе»? Можем ли мы понять, каким было настроение матери героя в этом эпизоде? По каким признакам можно понять это настроение? Как Николенька реагирует на настроение матери? Почему, несмотря на то, что для него не осталась незамеченной ее печаль, он не отреагировал на нее?

Слайд 10

Глава «Что за человек был мой отец»

От чьего лица ведется рассказ о характере отца: от лица Николеньки Иртеньева или вспоминающего свое детство взрослого человека? Какие черты отца Николеньки вам кажутся определяющими его личность? Почему заголовок главы сформулирован в виде вопроса?

Посмотреть все слайды

Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). Вскоре после начала Крымской войны Толстой написал последнюю часть трилогии "Юность" (), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве... Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.




С марта 1847 года Толстой начал вести дневник. Он надеялся, что дневник поможет ему изменить самого себя, сделаться совершенным и найти путь совершенствования человечества. В записи от 2 января 1852 года Толстой так определил время юности: «У всех молодых людей есть время, в которое они не имеют никаких твёрдых понятий о вещах – правил, и составляют как то, так и другое. В это время они обыкновенно чуждаются интересов практических и живут в мире моральном. – Эту переходную эпоху я называю – юность.- У иных людей юность продолжается больше, у других меньше. Даже есть люди, которые всегда остаются юны, а другие, которые не были юными…Поэтому все мы, выходя в практическую жизнь, начинаем действовать, основываясь на тех несовершенных и недоконченных правилах и понятиях, на которых застала нас необходимость».


В чём прелесть и важность для человека времени юности? Почему плохо, если у человека не было юности т.е. того особого состояния, которое должен пережить каждый? Почему, наконец, плохо, если человек на всю жизнь так и останется юношей-мечтателем? Вот вопрос, над которыми повесть «Юность» заставляет задуматься читателей. Рассказывая о юности Николая Иртеньева, Толстой говорит о том, что в той или иной мере присуще всем юным во все времена. Повесть Толстого помогает нам познать нам самих себя, а это столь же важно, как и познание окружающего мира. Толстой придавал большое значение литературе именно как средству самовоспитания человека, которое не может быть осуществлено без самопознания



Повесть «Юность» небогата событиями. Интерес Толстого сосредоточен прежде всего на изображении меняющего внутреннего мира героя Николая Иртеньева, от лица которого ведётся повествование. Юный Николай Иртеньев действует, размышляет, мечтает, взрослый Николай Иртеньев, вспоминая это, оценивает и судит. При этом и герой и рассказчик составляют единый образ, хотя Толстой не даёт читателю забыть, что время действия повести и время, когда о нем рассказывается, не совпадают. Один из основных принципов Толстого в изображении человека, выработанным им уже во время создании трилогии, был впоследствии так сформулирован в его дневнике: «Одно из величавших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество» Эту «текучесть» писатель открывает и в главном герое повести, и в некоторых других её персонажах. Образ Иртеньева не может быт понятен без уяснения обстоятельств, в которых формировался характер юноши, без внимания к историческим приметам м деталям быта.


Идет шестнадцатая весна Николая Иртеньева. Он готовится к экзаменам в университет, переполнен мечтаниями и размышлениями о будущем своем предназначении. Чтобы яснее определить цель жизни, Николай заводит отдельную тетрадь, куда записывает обязанности и правила, необходимые для нравственного совершенствования. В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Но ночью он вдруг вспоминает один свой стыдный грех, который скрыл на исповеди. Он почти не спит до утра и в шестом часу спешит на извозчике в монастырь, чтобы исповедаться вновь. Радостный, Николенька возвращается обратно, ему кажется, что лучше и чище его нет человека на свете. Он не удерживается и рассказывает о своей исповеди извозчику. И тот отвечает: «А что, барин, ваше дело господское». Радостное чувство улетучивается, и Николай даже испытывает некоторое недоверие к своим прекрасным наклонностям и качествам. Николай успешно выдерживает экзамены и зачислен в университет. Домашние поздравляют его. По приказанию отца, в полное распоряжение Николая поступают кучер Кузьма, пролетка и гнедой Красавчик. Решив, что он уже совсем взрослый, Николай покупает на Кузнецком мосту много разных безделушек, трубку и табак. Дома он пытается закурить, но чувствует тошноту и слабость. Заехавший за ним Дмитрий Нехлюдов укоряет Николая, разъясняя всю глупость курения. Друзья вместе с Володей и Дубковым едут в ресторан отмечать поступление младшего Иртеньева в университет. Наблюдая поведение молодых людей, Николай замечает, что Нехлюдов отличается от Володи и Дубкова в лучшую, правильную, сторону: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях. Но Николаю из-за мальчишеского восторга перед взрослой жизнью хочется подражать именно Володе с Дубковым. Он пьет шампанское, закуривает в ресторане папиросу от горящей свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми. В результате возникает ссора с неким Колпиковым. Николай чувствует себя оскорбленным, но всю свою обиду срывает на Дубкове, несправедливо накричав на него. Понимая всю ребячливость поведения своего друга, Нехлюдов успокаивает и утешает его.


На следующий день по приказанию отца Николенька отправляется, как уже вполне взрослый человек, делать визиты. Он посещает Валахиных, Корнаковых, Ивиных, князя Иван Иваныча, с трудом выдерживая долгие часы принужденных бесед. Свободно и легко Николай чувствует себя лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. По дороге друзья беседуют на разные темы, Николай признается в том, что в последнее время совершенно запутался в разнообразии новых впечатлений. Ему нравится в Дмитрии спокойная рассудительность без оттенка назидательности, свободный и благородный ум, нравится, что Нехлюдов простил постыдную историю в ресторане, как бы не придав ей особенного значения. Благодаря беседам с Дмитрием, Николай начинает понимать, что взросление не простое изменение во времени, а медленное становление души. Он восхищается другом все больше и, засыпая после разговора в доме Нехлюдовых, думает о том, как было бы хорошо, если бы Дмитрий женился на его сестре или, наоборот, он женился на сестре Дмитрия. На другой день Николай на почтовых уезжает в деревню, где воспоминания о детстве, о маменьке с новой силой оживают в нем. Он много думает, размышляет о своем будущем месте в свете, о понятии благовоспитанности, которое требует огромного внутреннего труда над собой. Наслаждаясь деревенской жизнью, Николай с радостью осознает в себе способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки красоты природы. Отец в сорок восемь лет женится во второй раз. Дети мачеху не любят, у отца с новой женой через несколько месяцев складываются отношения «тихой ненависти». С началом учебы в университете Николаю кажется, что он растворяется в массе таких же студентов и во многом разочарован новой жизнью. Он мечется от разговоров с Нехлюдовым до участия в студенческих кутежах, которые осуждаемы его другом. Иртеньева раздражают условности светского общества, которые кажутся в большей своей части притворством ничтожных людей. Среди студентов у Николая появляются новые знакомые, и он замечает, что главной заботой у этих людей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под влиянием новых знакомых он неосознанно следует такому же принципу. Небрежность в учебе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. Три дня он не выходит из комнаты, чувствует себя истинно несчастливым и потерявшим всю прежнюю радость жизни. Дмитрий посещает его, но из-за охлаждения, которое наступает в их дружбе, сочувствие Нехлюдова кажется Николаю снисходительным и поэтому оскорбительным. Однажды поздно вечером Николай достает тетрадь, на которой написано: «Правила жизни». От нахлынувших чувств, связанных с юношескими мечтаниями, он плачет, но уже слезами не отчаяния, а раскаяния и морального порыва. Он решается вновь писать правила жизни и никогда уже не изменять им. Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.


«Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимается в душе вашей вопросы: кто я такой, зачем живу я и зачем живут все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос, так ли живу я и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представятся вам на эти вопросы, будут несогласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут несогласны и с той жизнью, в которой вы найдёте себя живущими вместе со всеми людьми, окружающими вас..»


«Автобиографичность присуща не только изображенным в «Юности» событиям, но и тем душевным противоречиям и нравственным поискам, которыми мучается Иртеньев. Л.Толстой начал свою сознательную жизнь с попытки решить вопрос о том, как каждый отдельный человек и всё человечество в целом могут достигнуть своего совершенства, учитывая при этом всю сложность установившихся человеческих отношений. Эти искания и составили главную задачу Толстого-художника, неотделимую от его моральной проблематики».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Л.Н.Толстой«Юность»: нравственные идеалы Я был бы не счастливейший из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной. Л. Н. Толстой. Из дневника юношеских лет. .

Цели: 1. углубление знаний об особенностях автобиографической литературы; 2. обучение анализу художественного произведения, работе с текстом. 3. развитие навыка осмысленного чтения. 4. нравственное развитие, воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

«Жизнь Л. Н. Толстого –это целая эпоха, почти весь Х I Х век, вместившийся в его жизнь, и в его произведения». Ги де Мопассан. Автобиографическая трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Охарактеризуйте каждый период. С какой целью Л. Толстой пишет данные произведения? Какие вопросы поднимает в трилогии?

Главный вопрос- каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.

1. Анализ главы «Comme il faut». 1) Беседа. – В чем состоит идеал человека «комильфо»? – Как Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»? – Что было главным злом этого увлечения?

Работа в группах. Вопрос 1-й группе. Как вы оцениваете такую участь героя? Вопрос 2-й группе. Есть ли качества, привлекающие вас в перечне признаков, которыми руководствовался рассказчик? Вопрос 3-й группе. Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?

2. Работа над главой «Я проваливаюсь». 1) Беседа. – Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»? – Каково состояние внутреннего мира Николая во время сдачи экзамена? – О чем он думал после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог? – Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории? – Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий? – На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого? – Что значит «я проваливаюсь», вынесенное в название главы? – Почему описанную половину юности автор считает не очень счастливой?

Примерный план сочинения«Диалектика души в повести Л. Н. Толстого «Юность». I. Автобиографическая проза – одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности. II. Духовное становление человека на примере повести Л. Н. Толстого «Юность». 1. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и борьба с собственными недостатками. 2. Подлинные и мнимые ценности жизни героя. 3. Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту. 4. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в повести. 5. Особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги). 6. К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев? III. В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толс...

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...