Автобус нефаз 5299 неисправности топливной системы. Руководство по эксплуатации автобусов нефаз

Автобус НефАЗ 5299 был запущен в серийное производство в 2000 году. Является одним из наиболее распространенных видов спецтехники, используемой в качестве муниципального транспорта. Нефтекамский автомобильный завод выпускает около 1000 экземпляров данных автобусов ежегодно. Они поступают в автобусные парки всей страны.

Технические характеристики городского автобуса НефАЗ 5299

Ознакомление с техническими характеристиками НефАЗ 5299 позволяет оценить преимущества автобусов этой серии. Базой для выпуска автобусов послужило шасси серийных КамАЗов. Проверенные временем и множественными испытаниями платформы грузовиков позволяют автобусам с легкостью преодолевать любые препятствия на дороге. Все элементы ходовой части имеют высокий запас прочности и хорошо показывают себя в эксплуатации. Контрольное и управляющее оборудование соответствуют всем международным стандартам, предъявляемым к автобусам данного класса. Уровень активной и пассивной безопасности также находится на высокой отметке.

Двигатели для НефАЗ 5299 бывают нескольких видов. Мотор КамАЗ-820.61-260 имеет максимальную полезную мощность 260 лошадиных сил при частоте вращения 2200 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент при этом равен 931 Н*м. Восьмицилиндровый силовой агрегат использует V-образную установку цилиндров. Рабочий объем составляет 11,76 литров. В качестве топлива используется сжиженный газ. Двигатель оснащен турбонаддувом с предварительным охлаждением воздушного потока, электромагнитным дозатором и распределенным впрыском с искровым зажиганием. Мотор соответствует международным нормам экологических стандартов EURO-4. На автобус устанавливается 8 баллонов емкостью по 123 литра каждый. Коробка переключения передач - четырехступенчатая автоматическая.

Дизельные двигатели Cummins 6ISBe270B имеют полезную мощность 270 лошадиных сил при частоте вращения 2500 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент при этом составляет 970 Н*м. Шестицилиндровый силовой агрегат имеют рядное расположение цилиндров. Рабочий объем - 6,7 литров. Мотор оснащен турбонаддувом с предварительным охлаждением воздуха. Соответствует требованиям экологических стандартов EURO-3. Расход топлива у НефАЗ 5299 с данным типом двигателей составляет 24 литра на 100 километров. Емкость топливного бака равняется 250 литрам.

НефАЗ 5299 имеет следующие габаритные размеры: длина - 11,76 метров, ширина - 2,5 метра, высота - 3,036 метров, колесная база - 5,84 метров. Снаряженная масса автобуса составляет 10,24 тонны, а полная - 18 тонн. Распределение нагрузки по осям: на переднюю - 6,5 тонн, на заднюю - 11,5 тонн. минимальный радиус разворота - 12 метров. Автобус оборудован гидравлическим усилителем руля и громкоговорителем, чтобы водитель мог делать объявления в салон. Водительский отсек отделен от пассажирского стеклянной перегородкой, которая обеспечивает высокую шумоизоляцию, чтобы посторонние звуки не отвлекали водителя от управления транспортным средством.

На автобус установлены стальные диски размером 8,25х22,5 и бескамерные шины радиального типа размером 275/70 R22,5. Тормозная система имеет два контура и пневматическое действие. Для помощи водителю в нештатных ситуациях на дороге предназначена система ABS, которая входит в базовую комплектацию. Цельнометаллический кузов вагонного типа играет роль несущей конструкции. Он снабжен ребрами жесткости, предохраняющими автобус от деформации. Вход пассажиров осуществляется через три двустворчатых двери, которые открываются из кабины водителя автоматически благодаря пневматическим механизмам.

Всего в салоне располагается 25 мест для сидения, а общая вместительность составляет 84 человека. Вентиляция осуществляется естественным образом через форточки боковых окон и люки. Отопление осуществляется при помощи автономного газового отопителя. Тепло равномерно распределяется по салону, так как отопительные элементы располагаются по всему внутреннему периметру автобуса.

Завод выпускает несколько модификаций, созданных на основе базовой модели

НефАЗ 5299-10 представляет собой стандартный высокопольный автобус. Такой индекс получили самые первые модели, выпущенные Нефтекамским заводом. Изначально внешний вид автобусов был заимствован у белорусских МАЗ 104. Более поздние автобусы получили уже собственное оригинальное оформление экстерьера.

НефАЗ 5299-11 является пригородной модификацией базовой модели. Имеет всего две двери для посадки пассажиров, а количество мест для сидения увеличено до 45 единиц. Всего автобус вмещает до 77 человек. На него устанавливаются более удобные туристические сидения, которые хорошо подходят для длительных переездов.

НефАЗ 5299-17 представляет собой междугороднюю модификацию. Автобус оснащается специальными отсеками для багажа и имеет 43 места для сидения. В салоне установлены комфортабельные сидения с откидывающимися назад спинками и подлокотниками. Также в базовую комплектацию входит кондиционер и радио. Колонки аудиосистемы направлены в салон, чтобы пассажиры могли слушать музыку в дороге, но она в то же время не отвлекала водителя от его обязанностей.

НефАЗ 5299-30 - полунизкопольная модификация базовой модели. Он имеет увеличенную до 115 человек вместительность салона, а также специальные места для людей с ограниченными физическими возможностями. Центральная дверь оборудована специальным пандусом, который позволяет без проблем заехать в салон на инвалидной коляске. Также в средней части автобуса имеется специальное место для инвалидной коляски, которое оборудовано ремнем безопасности. Он позволяет пристегнуть коляску, чтобы она не болталась по салону во время движения.

Обслуживание и ремонт НефАЗ 5299 не несут особых трудностей. Использование узлов и агрегатов, опробованных на серийных грузовиках, позволило накопить богатый опыт, так что умелый механик справится с любой починкой в кратчайшие сроки. Высокая степень унификации деталей с грузовиками КамАЗ позволяет легко находить любые запчасти для НефАЗ 5299 у официальных дилеров Камского завода. При умелом вождении и своевременном сервисном обслуживании автобусы прослужат не один год до первого капитального ремонта.

Цена НефАЗ 5299 для новых моделей составляет около 5 миллионов рублей. На вторичном рынке можно купить технику в несколько раз дешевле. Но следует учитывать, что техника побывавшая в использовании может потребовать дополнительных затрат для приведения ее в надлежащий вид. Поэтому при выборе модели следует провести ее тщательный осмотр и диагностику, чтобы купить действительно стоящий товар.

Автобус пригородный большого класса НефАЗ-5299-01 предназначен для перевозки пассажиров по регулярным пригородным маршрутам. Изготовлен на шасси КамАЗ-5297.

Современный дизайн, вместительный и комфортабельный салон, оригинальные конструкторские решения. Узлы и комплектующие унифицированы с грузовыми автомобилями КамАЗ. Автобус имеет гарантию 12 месяцев или 30 000 км пробега и подлежит гарантийному и сервисному обслуживанию во всех автоцентрах КамАЗ на территории РФ и СНГ.

По желанию заказчика возможна установка двигателя КамАЗ-740.30-260 (Евро-2), Сaterpillar-3116, (Евро-2) и автоматической КПП "Фойт".

Двигатель
Показатель Значение
Модель КамАЗ-740.11-240
Тип Дизельный
  • (EURO-1) c турбонадувом и усовершенствованной конструкцией цилиндро-поршневой группы, измененная конструкция головки блока и геометрии камеры сгорания, усилен коленчатый вал, установлен гаситель крутильных колебаний, масляный радиатор замен водомасляным теплообменником. Увеличен ресурс двигателя до 500 000 км пробега, периодичность ТО-2 до 16000 км, снижен расход масла и уровень шума на 2-3 Дб.
Номинальная мощность, л.с 240
Рабочий объём, куб.см. 10 850
ТНВД ЯЗДА-332.1106
Форсунки пятисопловые ЯЗДА-273
Турбокомпрессор S2B/7624TAE/0076D9

КУЗОВ

  • Каркасный, вагонного типа, оцинкованный, с термоизоляцией, с двумя двухстворчатыми дверями, с пневмоприводом фирмы "Festo".
  • Широкая цветовая гамма окраски (в т.ч. по желанию заказчика) с двойным слоем голландской грунтовки, краской "Helios" (Словения), в германской окрасочной камере.
  • Колесные арки из нержавеющей стали или из стелопластика.
  • Днище и колесные арки с антикоррозийным покрытием.
  • Покрытие пола салона из противоскользящего материала "Автолин".

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

  • Механическая (или с электропневматическим приводом включения КПП), трехходовая, пятиступенчатая, мод. КамАЗ-14.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

  • С гидроусителем С-111645 фирмы RBL (Германия) или КТС 50451881 фирмы "PPT" (Югославия).

ПОДВЕСКА

  • Передняя - зависимая, пневматическая, на 2-х пневмоэлементах с двумя телескопическими амортизатарами и одним регулятором положения кузова.
  • Задняя - зависимая, пневматическая, на 4-х пневмоэлементах с 4-я телескопическими амортизаторами и двумя регуляторами положения кузова.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

  • Пневматическая, АБС "WABCO" (Германия), c разжимными механизмами кулачкового типа.

СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ

  • Основная: жидкостной подогреватель "Webasto" обеспечивающий заблаговременный предпусковой подогрев двигателя. В салоне 4 отопителя "Белробот". В кабине водителя пульт управления "WEBASTO", фронтальный отопитель, отопитель "Белробот".
  • Аварийная: от системы охлаждения двигателя.

Шасси, изготавливаемое в климатическом исполнении «У» по ГОСТ 15150-69 (районы и страны с умеренным климатом), рассчитано на эксплуатацию в составе автобуса при температурах окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 °С и относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15 °С.

Шасси, изготавливаемое в климатическом исполнении «Т» по ГОСТ 15150-69 (районы и страны с тропическим сухим и влажным климатом), рассчитано на эксплуатацию в составе автобуса при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 °С и относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27 °С.

Автобусы , изготовленные на базе шасси КАМАЗ-5297 с колесной формулой 4×2, предназначены для перевозки пассажиров на городских и междугородных маршрутах по дорогам I, II и III категорий с допускаемой осевой нагрузкой 130 кН (13 тс) при запыленности воздуха до 1,0 г/м3, скорости ветра до 20 м/с в районах, расположенных на высоте не более 3000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик, свойств и топливной экономичности.

Автобусы НЕФАЗ -5299-0000010 и НЕФАЗ-5299-0000010-15 (см. одноименный рисунок ) предназначены для городских перевозок. В салоне автобуса имеются сиденья, а также участки вне прохода, предназначенные для стоящих пассажиров, конструкция этих автобусов позволяет перемещаться пассажирам по салону из-за частых остановок.

Автобусы НЕФАЗ -5299-0000010-01 и НЕФАЗ-5299-0000010-16 (см. одноименный рисунок ) предназначены для пригородных перевозок на малые расстояния (до 150 км). В салоне автобуса вне прохода нет специальных участков, предназначенных для стоящих пассажиров, но в нем можно перевозить стоящих пассажиров на короткие расстояния. Автобус этого класса предназначен для перевозки пассажиров на маршрутах типа «город-село», на местных маршрутах в сельской местности, на межрайонных маршрутах.

Автобусы НЕФАЗ-5299-0000010-08 и НЕФАЗ-5299-0000010-17 (см. одноименный рисунок ) предназначены для междугородных перевозок (пригородного сообщения и дальнего следования) только сидячих пассажиров на большие расстояния (свыше 150 км).

Автобусы, изготовленные на автобусных шасси КАМАЗ-5297, укомплектованных силовыми агрегатами с автоматическими гидромеханическими передачами (ГМП) фирмы «VOITH» мод. D 851. 3Е, предназначены для перевозки пассажиров на городских маршрутах.

Автобусы рассчитаны на эксплуатацию при безгаражном хранении. Автобусы имеют цельнометаллический кузов несущей конструкции вагонной компоновки.

Модификации автобусов отличаются между собой, в основном, комплектацией силового агрегата (см. «Техническую характеристику автобусов»). Все остальные системы и агрегаты автобусов максимально унифицированы.

Все модификации автобусов могут быть изготовлены в двухдверном или в трехдверном вариантах. Для внутригородских перевозок используется в основном трехдверный вариант, а для междугородных - двухдверный.

Нефаз-5299. Отопление

Отопление салона автобуса и места водителя осуществляется жидкостной системой отопления, использующей тепло жидкостного подогревателя, а также фронтальным и салонными отопителями, а для автобусов междугородного исполнения еще и конвекторами.

Система отопления:

Основная - от автономного жидкостного подогревателя с теплопроизводительностью не менее 30 кВт.;

Аварийная - от системы охлаждения двигателя.

Допускается кратковременное использование тепла для обогрева салона от системы охлаждения двигателя в аварийных случаях (при отказе подогревателя для проезда до автотранспортного предприятия или до ближайшего населенного пункта при междугородних перевозках).

Этот же подогреватель используется для подогрева двигателя. Циркуляция жидкости при неработающем двигателе осуществляется циркуляционным насосом жидкостного подогревателя, а при работающем двигателе - циркуляционным насосом и водяным насосом двигателя. Система вентиляции на междугородные автобусы (НЕФАЗ-5299-000037-33, 5299-000037-32, 5299-000017-33, 5299-000017-32) принудительная через турбовентиляторы на крыше.

В систему входят: автономный жидкостный подогреватель, трубопроводы, насос, краны, воздухоотделитель, кран слива и клапаны выпуска воздуха.

Жидкостный подогреватель работает только в комплекте с циркуляционным насосом. Циркуляционный насос может работать без включения подогревателя, например, для ускоренного отвода тепла от двигателя или лучшей циркуляции охлаждающей жидкости в системе отопления автобуса.

При заполнении системы жидкостью и сливе ее из системы необходимо открыть воздушные клапаны, расположенные на трубах отопления салона. Стрелками указывается направление циркуляции жидкости в системе. Для удаления пузырьков воздуха в системе отопления имеются клапаны выпуска воздуха и центробежный воздухоотделитель.

Конструкция отопителя фронтального (ф. Белробот) позволяет осуществлять забор воздуха снаружи автобуса или из кабины водителя, за счет регулирования жалюзной заслонки, находящейся на радиаторе фронтального отопителя. На корпусе выполнены шесть выпускных патрубков. Рычаг регулирует положение жалюзной заслонки тросовым соединением. При воздействии на рычаг жалюзная заслонка вращается по оси, своим перемещением открывает поступление воздуха снаружи автобуса. Подогретый во фронтальном отопителе воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока (на панели приборов водителя), а от нее через воздуходувные отверстия на лобовое стекло и в нишу, к ногам водителя. В обратном положении заслонки, забор подогретого воздуха в систему отопления производится из кабины водителя (режим рециркуляции). Ход жалюзной заслонки составляет 55 мм.

Конструкция отопителя фронтального (ф. Термокам) позволяет осуществлять забор воздуха снаружи автобуса или из кабины водителя, за счет регулирования жалюзной заслонкой, находящейся на радиаторе фронтального отопителя. На корпусе выполнены два выпускных патрубка. Рычаг регулирует положение жалюзной заслонкой тросовым приводом. Ход жалюзной заслонки составляет 45°.

Отопитель салонный предназначен для отопления пассажирского салона или для дополнительного отопления места водителя. Он имеет две скорости вращения вентилятора и работает в режиме забора воздуха из салона. Отопитель автомобильный состоит из 2-х основных блоков: нагревательного и вентиляторного. Нагревательный блок состоит из двойного с медными трубками радиатора поз.2 и корпуса поз.1.

Вентиляция рабочего места водителя осуществляется через подвижное стекло бокового окна. Интенсивность вентиляции может быть повышена включением вентилятора фронтального отопителя в режиме рециркуляции (см. выше). Вентиляция салона осуществляется через форточки в боковых окнах и аварийные вентиляционные люки в крыше автобуса, турбовентиляры в крыше (межгород, город - опция).

19.1 Ремонт системы отопления

Порядок прокачки системы отопления в эксплуатации.

В случае ремонта системы отопления с её разгерметизацией, необходимо:

Проверить герметичное крепление всех червячных хомутов;

Подготовить емкость, равную слитому количеству ОЖ до ремонта, медленно залить ОЖ через воронку, исключая разрывы струи;

Завести двигатель и на холостых оборотах прогреть его;

Изменять обороты двигателя от 1200 до 1800 об/мин до полного удаления пузырьков в системе, доливая охлаждающую жидкость через расширительный бачок.

Рисунок 53 - Расположение фронтального отпителя

Рисунок 54 - Отопитель фронтальный



Рисунок 55 - Термокам (заслонка внутри типа «Угольник»)


Рисунок 56 - Салонный отопитель: 1 - корпус; 2 - радиатор; 3 - корпус; 4 - электродвигатель; 5 - крыльчатка; 6 - защитная решетка; 7 - резисторный блок


Рисунок 57 - Салонный отопитель: 1 - корпус; 2 - радиатор с медными трубками; 3 - электродвигатель с крыльчаткой; 4 - защитная решетка


Рисунок 58 - Система отопления на городском автобусе: 1 - переходник, 2; 4 - трубы подводящие, 3; 5 - труба отводящие, 6 - кожух, 7 - кронштейн, 8 - патрубок угловой, 9 - установка фронтального отопителя; 10 - кожух, 15; 16 - пластины; 17 - клапан; 18 - рукав-подкладка; 19 - хомут; 20 - гайка-шуруп; 21 - пластина под обогреватель; 23-26 - кожухи; 30-39 - рукава силиконовые. 40 - теплоизоляция; 50 - болт М8; 51 - болт М6; 52 - винт 6МА; 53 - винт самонарезающий; 54 - гайка М5-6Н; 55 - гайка глухая М10; 56 - шайба пружинная 5; 57 - шайба пружинная 6; 58 - шайба пружинная 8; 59 - шайба пружинная 10; 60 - шайба плоская 6; 71 - отопитель салонный АО 4675.8102010-10; 72 -отопитель салонный АО 4675.8102010; 73 - рукав угловой силиконовый; 75 - хомут червячный


Рисунок 59 - Установка фронтального отопителя на городском автобусе: 1 - патрубок; 5 - клапан; 6; 7, 8, 9, 10 - шланги обогрева стекла; 11 - рукав силиконовый; 14 - болт М8; 15 - шайба пружинная 8; 18 - отопитель фронтальный; 19 - рукав силиконовый; 20, 21, 22 - хомут червячный; 23 - патрубок.




Рисунок 60 - Система отопления на междугородном автобусе: 1, 3,5,7 - труба подводящая; 2,4,6,8 - труба отводящая; 9 - переходник; 10 - тройник; 11 - установка шпилек; 12 - установка фронтального отопителя; 16, 17, 18 - трубы подключения к ПЖД; 19-27 - кожухи; 28-35 - рукава силиконовые; 36 - рукав-прокладка; 37 - хомут; 38 - клапан воздушный; 39 - гайка-шуруп крепления пассажирских сидений; 40 - пластина под отопитель; 41 - теплоизоляция; 51 - болт М8; 52 - болт М6; 53 - винт спот.головкой и крест.шлицем; 55 - гайка ЕМ5-6Н; 56 - гайка ЕМ8-6Н; 57 - шайба пруж.5,1; 58 - шайба пруж.6,15; 59 - шайба пруж.8,15; 60 - шайба плоская 6,15


Рисунок 61 - Установка фронтального отопителя на междугородном автобусе: 1 - труба подводящая; 2 - труба отводящая; 3, 4 - шланг обогрева стекла, 5,6 - рукава силиконовые; 7 - теплоизоляция; 8 - скоба; 9 - клапан воздушный; 10 - болт М8; 11 - гайка ЕМ8; 12 - шайба пружинная 8.15; 13-отопитель фронтальный ДМ-9508.131.010; 14, 15-хомуты червячные.

Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя Схема отопления НефАЗ 5299-11-32


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схем отопления НефАЗ 5299-37-32


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-10-32


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-17-32


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-30-32 с шестью отопителями


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-20-32


19. 2 Техническое обслуживание

Проверить и, при необходимости, заменить охлаждающую жидкость из системы отопления при ТО-10000; ТО-30000;

Смазать подшипники электродвигателей отопителей салона - один раз в год, осенью;

УСТАНОВКА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ па городском и пригородном автобусах

Ввернуть в блок кранов шасси два переходника, проверить соединения на герметичность мыльным раствором, подавая в переходники сжатый воздух (для исключения разгерметизации при установке переходников придерживать кран вторым ключом). Заменить при необходимости поврежденные шланги, трубы, хомуты, рукава, болты, шайбы, гайки.

Перед установкой рукава и трубы продуть сжатым воздухом. Надеть на свободные концы переходников по одному рукаву угловому. Закрепить хомутами червячными.

Изолировать переходники материалом «Энергофлекс супер» с последующей обмоткой самоклеящейся лентой «Энергофлекс супер».

Закрепить кронштейн, надев шайбу, навернув гайку.

Установить трубу подводящую, закрепить к полу болтом с шайбой пружинной, подсоединить ее к рукаву угловому, сняв заглушку и закрепить хомутом червячным.

Установить трубу отводящую.

Установить на трубы в местах расположения кронштейнов рукава-подкладки, закрепить двумя хомутами, шайбами пружинными и гайками.

Установить трубу подающую, подсоединить ее к трубе подводящей с помощью двух рукавов силиконовых, патрубка углового, закрепить хомутами червячными. Мз червячных хомутов = 0,4...0,5 кгс·м;

Соединить трубы отводящие.

Установить пять хомутов.

Изолировать части труб, находящихся вне салона, матералом материалом «Энергофлекс супер» с последующей обмоткой самоклеящейся лентой «Энергофлекс супер».

Изолировать трубы материалом «Энергофлекс супер», закрепить трубы скобами с шайбами пружинными и гайками.

Герметизировать место прохода труб через панель передка. Укладка материала в виде воронки с равным припуском на стороны.

Установить отопитель фронтальный. Закрепить его болтами с шайбами пружинными.

Соединить шлангами патрубки отопителя фронтального с соответствующими патрубками в передней части автобуса. Закрепить хомутами червячными.

Подсоединить трубы к соответствующим патрубкам отопителя фронтального с помощью рукавов силиконовых. Закрепить хомутами червячными.

Установить на отопители салонные по две пластины, закрепив их винтами.

Нанести на пластины клей, приклеить их на отопители, устанавливаемые над арками колес.

Закрепить отопители салонные болтами с шайбами пружинными.

Соединить патрубки отопителей с соответствующими патрубками труб с помощью рукавов силиконовых, закрепить хомутами червячными.

Установить по месту кожуха, закрепив в верхней части гайками глухими, шайбами пружинными совместно с кронштейнами, а в нижней части винтами самонарезающими.

Установить кожух, закрепив винтами самонарезающими.

Установить кожух, закрепив к отопителю салонному болтами с шайбами пружинными.

Ввернуть клапаны в бобышки на отводящих трубах правой и левой боковин салона.

Моменты затяжки резьбовых соединений:

М6: Мз=0,7...1,0 кгс·м;

М8: Мз=1.8...2,5 кгс·м;

М10: Мз=4,0...5,6 кгс·м;

Мз червячных хомутов = 0,4...0,5 кгс·м;

Завести двигатель, испытать систему на герметичность при максимальных оборотах двигателя и включенном ПЖД в течение 15 минут. Присутствующий воздух удалять посредством клапанов, наличие воздуха в системе не допускается. Признаком отсутствия воздуха в системе является равномерный прогрев всех салонных и фронтального отопителей. Убедиться в отсутствии течи охлаждающей жидкости через соединения системы отопления. При появлении течи устранить ее, подтянув хомуты. При необходимости долить охлаждающую жидкость до нормы.

УСТАНОВКАХ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ на междугородном автобусе

Перед установкой все рукава и трубы продуть сжатым воздухом.

Заменить при необходимости поврежденные тройники, демпфер, шланги, хомуты, болты,шайбы, гайки.

Демпфер в сборе ввернуть в кран шаровой, предварительно намотать на резьбу ленту.

Тройник ввернуть в кран шаровой до упора, предварительно намотать на резьбу ленту.

Надеть шланг соединительный на демпфер и на тройник, закрепить хомутом червячным.

Шланг соединительный надеть на трубу, закрепить хомутом червячным. В шланги соединительные установить заглушки.

Шланг соединительный надеть на тройник и демпфер, закрепить хомутом червячным.

Трубу вставить в шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

Трубы установить на кронштейны, закрепить хомутами, ввернув болты с шайбами, закрутить гайки.

Шланг соединительный надеть на трубу, закрепить хомутом червячным.

Установить трубу левой боковины салона, ввернуть шпильки.

Надеть кронштейн на шпильку.

Установить трубу левой боковины салона, ввернуть болт, надев шайбу пружинную. Мз=1,2...1,8 кгс·м

Шланг соединительный надеть на трубы левой боковины салона, закрепить хомутом червячным.

Установить трубы левой боковины (отводящая и подводящая линии) на кронштейны.

Установить рукав-подкладку в месте крепления хомута. Установить уголок.

Надеть хомут на шпильку кронштейна, надеть шайбу пружинную, затянуть гайкой. Мз=0,7...1,0 кгс·м.

Установить кожух. Ввернуть винт в совмещенное отверстие кожуха до упора.

Установить кожух. Надеть на шпильку шайбу пружинную, навернуть гайку глухую, затянуть до упора. Мз=2,4...3,6 кгс·м. Ввернуть винт самонарезающий в совмещенное отверстие кожуха до упора.

Надеть шланг соединительный на трубы левой боковины, закрепить хомутом червячным.

Тройник вставить в шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

Установить кожух

Проложить шланги соединительные, герметизировать в каркасе место прохода шлангов.

Патрубок надеть на шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

Хомут надеть на шпильку, установить шланги соединительные, надеть шайбу, навернуть гайку, затянуть до упора. Мз=0,7... 1,0кгс·м.

Установить отопитель фронтальный, ввернуть болт, надеть шайбу пружинную.

Надеть шланги соединительные на выводы отопителя фронтального, закрепить хомутом червячным.

Шланг обогрева стекла установить одним концом на патрубок отопителя фронтального, другим - на соответствующий патрубок в передней части автобуса, Закрепить воздуховод хомутами.

Шланг соединительный надеть на патрубок отопителя салонного, закрепить хомутом червячным.

Надеть другой конец шланга соединительного на патрубок трубы левой боковины салона, закрепить хомутом червячным

Установить отопитель салонный, ввернуть болт в совмещенное отверстие, надеть шайбу пружинную.

Шланг соединительный надеть на патрубок отопителя салонного, закрепить хомутом червячным. Другой конец шланга надеть на патрубок трубы левой боковины.

Установить трубы правой боковины салона, закрепить хомутами.

Ввернуть клапаны.

Завести двигатель, испытать систему на герметичность при максимальных оборотах двигателя и включенном ПЖД в течение 15 минут. Присутствующий воздух удалять посредством клапанов, наличие воздуха в системе не допускается. Признаком отсутствия воздуха в системе является равномерный прогрев всех салонных и фронтального отопителей. Убедиться в отсутствии течи охлаждающей жидкости через соединения системы отопления. При появлении течи устранить ее, подтянув хомуты. При необходимости долить охлаждающую жидкость до нормы.

Произвести герметизацию технологических отверстий в местах переходов труб отопления: переход труб 025 мм через пол к салонному отопителю водительского места; отводящей и подводящей труб в месте перехода из отсека ПЖД.

Автобус НефАЗ-5299 - один из наиболее популярных видов муниципального транспорта в России. Ровесник нового века, рожденный на за свою пока еще недолгую жизнь он разошелся по автомобильным паркам всей большой страны уже более чем десятью тысячами экземпляров.

Описание автобуса

Показательным для оценки надежности и ходовых характеристик автобуса НефАЗ-5299 является то, что базируется он на шасси проверенного временем, дорогами и бездорожьем грузового серийного КамАЗа-5297. Колеса бескамерные, со стальными дисками, цельнометаллический корпус с ребрами жесткости из трубы квадратного сечения, двухконтурная пневматическая управляющее и контрольное оборудование, соответствующее международным стандартам, гидроусилитель руля - ничего нового, но зато прочно и безопасно.

В стандартном исполнении на автобусе установлена антиблокировочная система тормозов.

Кабина водителя отделена от пассажирского отсека стеклянной перегородкой, защищающей от шума, и оборудована громкоговорителем. Набор регулировок и подрессоривание водительского сидения не столь современны, как хотелось бы, но позволяют устроиться за рулем достаточно удобно.

Входные двери открываются из кабины с помощью пневматических механизмов.

Вентиляция - естественная, через люки в крыше (их в городском автобусе три) и форточки боковых окон.

Тепло от автономного жидкостного или газового отопителя, который одновременно является предпусковым подогревателем двигателя, распределяется по салону равномерно, потому что элементы системы располагаются по периметру автобуса.

Количество мест для сидения и общая вместимость салона зависят от модификации автобуса НефАЗ-5299.

Технические характеристики автобуса

Габаритные размеры базовой модели - 11700 × 2500 × 3100 мм. Колесная база составляет 5840 мм. Снаряженная масса автобуса - более десяти, а полная - восемнадцати тонн. Нагрузка распределяется по осям неравномерно: 6,5 тонн - на переднюю и 11,5 тонн - на заднюю.

Дорожный просвет составляет 285 мм, минимальный радиус разворота - 12 метров.

Максимальная скорость городского базового автобуса с дизельным двигателем - 74 км/час. Пригородные разгоняются до 96 км/час, а скорость выше этой на большинстве российских дорог и не требуется.

Двигатели для автобуса

На НефАЗ-5299 устанавливают несколько видов двигателей, работающих на разных видах топлива.

На дизельном топливе работает 6ISBe270B мощностью 270 л. с. и объемом 6,7 литров. Двигатель с шестью цилиндрами оснащен турбонаддувом. составляет 24 л на 100 км, объем топливного бака - 250 л. Дизельный двигатель соответствует нормам экологических стандартов EURO-3. Коробка передач может быть как механическая, так и четырехступенчатый автомат.

Модификации, которые работают на природном газе, соответствуют более высоким экологическим стандартам EURO-4 и EURO-5.

На сжиженном газе работает восьмицилиндровый двигатель КамАЗ-820.61-260 мощностью 260 л. с. объемом 11,76 л с турбонаддувом.

Шестицилиндровый двигатель Mercedes-Benz M 906 LAG/EEV/1 немного мощнее - 280 л. с. при меньшем объеме 6,9 тыс. л.

Двигатель Yuchai YC6G260N-50 с шестью цилиндрами объемом 7,8 л дает максимальную мощность 247 л. с.

Объем газобалонной системы из восьми емкостей составляет 984 литра. Баллоны для сжиженного газа располагаются на крыше автобуса НефАЗ-5299 (фото представлено ниже).

На устанавливается четырехступенчатая автоматическая, а на пригородных - пятиступенчатая с четырьмя синхронизаторами механическая КПП.

Модификации автобуса

О популярности автобуса НефАЗ-5299 говорит большое количество модификаций: с начала выпуска их было сорок две.

Базовая модель предназначена для перевозок пассажиров в черте города. Полная вместимость - 105 человек, мест для сидения может быть 25. На этом автобусе три широкие двери, в комплектации может быть двигатель либо дизельный, либо работающий на газе, практически на всех модификациях установлена автоматическая КПП.

Кроме того что большинство модификаций городского автобуса низкопольные, они еще и снабжаются системой принудительного наклона кузова.

Пригородные модификации отличаются меньшей вместимостью - 89 человек, но они оборудованы более удобными туристическими сидениями, приспособленными для дальних поездок.

Междугородний НефАЗ-5299 с одной дверью имеет 43 места для сидения и оснащен отсеками для багажа. Комфортабельные автомобильные кресла с откидывающимися спинками и подлокотниками, кондиционер и радио делают дальние поездки не такими утомительными. Отдельно выпускается модификация для междугородних перевозок на севере. На ней установлены дополнительные и аккумуляторных батарей, электроподогрев топливозаборника, бачок подогрева топлива перед пуском.

Если пригородные модификации все среднепольные, то городские автобусы выполнены еще и в полунизкопольном и низкопольном вариантах с пандусами для пассажиров с ограниченными возможностями и специальным местом в центре салона для инвалидной коляски.

Обслуживание и ремонт автобуса

Большинство узлов и агрегатов модели НефАЗ-5299 опробовано на серийных грузовых автомобилях, хорошо известно специалистам, поэтому их ремонт и сервисное обслуживание проблем не вызывают.

Высокая степень унификации не только снизила себестоимость сборки автобусов, но и упростила и удешевила ремонты. Купить запчасти можно у официальных дилеров КамАЗа, а сеть их достаточно обширна.

Поездка в пригородном автобусе

Пригородный НефАЗ-5299 рассчитан на 45 мест для сидения, и еще почти столько же пассажиров могут стоять. Он имеет две двери, расположенные в противоположных частях кузова, что делает проход неудобно длинным. А если учесть, что сидения с подлокотниками достаточно широкие, то проход можно считать еще и узким, где двум пассажирам, особенно в теплой одежде, трудно разминуться.

Кроме того, в пригородных автобусах народ, как правило, ездит с хозяйственными сумками, которые в модели НефАЗ-5299 девать просто некуда. Сидения стоят близко, ноги бы разместить, а полки над головами узкие. Багажный отсек в автобусе предусмотрен, но практическая польза от него весьма сомнительна. Пользоваться им могут пассажиры, едущие от начала до конца маршрута, на промежуточных остановках водитель не выходит, чтобы открыть и опять закрыть крышку.

Что удобно для пассажиров, так это большие дверные проемы, которые хорошо освещаются в темное время суток, и низко расположенные ступени - модификации пригородных автобусов все среднепольные.

Характеристики автобуса НефАЗ-5299 делают его очень популярным на всей территории РФ.

Продуманная конструкция, оборудование для инвалидов на многих модификациях, кондиционеры удобны для пассажиров, Хорошая обзорность, современная электроника и достатчно удобное сидение - это преимущества для водителей.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...