Городской пассажирский транспорт: виды, маршруты и правила пользования. Электрический Транспорт (Электротранспорт)

Это экологически чистый вид транспорта, небольшая шумность, большие затраты на строительство путей сообщения.

Трамвай

Преимущества трамваев:

1) трамваи практически не загрязняет окружающую среду.

2) даже самый обыкновенный трамвай, не скоростной, не заглубленный в тоннеле, не поднятый над улицей на эстакаду, обладает самой большой провозной способностью среди всех видов наземного городского пассажирского транспорта;

3) безопасность движения;

4) срок службы трамвайного вагона почти втрое дольше, чем автобуса

Недостатки трамваев:

1) низкая маневренность;

2) требуется довольно значительные капитальные затраты при сооружении новых трасс;

3) требуются большие расходы на содержание путей и контактной сети;

4) является источником повышенного шума;

5) развивает слишком невысокую скорость;

6) не обеспечивает достаточного комфорта;

Троллейбус. Сегодня троллейбусы используют для пассажирских перевозок в крупных городах.

Преимущества троллейбуса:

1) наиболее экономичный и дешевый вид транспорта;

2) не загрязняет окружающую среду;

3) простой в эксплуатации, проще по устройству, чем автобусы, техническое обслуживание их менее трудоемко;

4) пуск в холодное время года не создает проблемы;

5) шум троллейбусов близок по уровню к шуму легковых автомобилей. По спектру он имеет низкочастотный характер. Такой шум легче переносится человеком, чем шум от трамваев, который значительно выше и по уровню аналогичен шуму грузового транспорта.

Недостатки троллейбуса:

1) низкая маневренность;

2) не достаточно комфортабельный;

3) высокие расходы на содержание контактной сети.

Рассмотрев все основные виды пассажирского транспорта ЕТС РФ можно сделать следующий вывод, что каждый из рассмотренных видов транспорта обладает как преимуществами, так и недостатками, которые наглядно можно представить в виде таблицы (см. Приложение 1, Таблица 1).

1.3 Пассажирский транспорт и его виды

Транспорт, как было изложено выше в пункте 1.1., разделяется на виды: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный и электрический. Все виды, кроме двух последних, подразделяются по характеру перевозок на грузовые и пассажирские . Существуют также грузопассажирские перевозки (например, почтово-багажные поезда), но их доля в общем пассажирообороте очень мала.

Пассажирский транспорт , в свою очередь, состоит из индивидуального, ведомственного и общественного (маршрутного) транспорта. Последний далее для удобства буду называть просто – «пассажирский транспорт».

Общественный пассажирский транспорт недаром еще называют «маршрутным» , поскольку основной формой его организации является маршрут - четко регламентированный путь следования подвижного состава при выполнении перевозок.

В зависимости от расположения относительно населенных пунктов маршруты бывают:

1. Городские (внутригородские) – маршруты, проходящие в пределах границ города (другого поселения). На таких маршрутах работает городской пассажирский транспорт (ГПТ) представленный несколькими видами:

1) автомобильный – автобус, маршрутное такси, автобус-экспресс;

2) железнодорожный – городские железные дороги, метрополитен;

3) водный – речной трамвай, пассажирские паромы, городские теплоходы;

4) авиационный – вертолеты, самолеты, гидросамолеты, используемые для доставки людей в отдаленные районы города;

5) электротранспорт – троллейбус, трамвай, скоростной трамвай;

6) канатный – канатная дорога.

2. Полупригородные – маршруты, основной частью проходящие в пределах города, но связывающие отдаленные, подчиненные городу населенные пункты. На них могут работать все вышеперечисленные виды транспорта.

3. Пригородные – маршруты, проходящие за пределы города на расстоянии до 50 км включительно. Здесь работает пригородный пассажирский транспорт представленный меньшим количеством видов:

1) автомобильный – наиболее массовый вид пригородного транспорта, здесь так же используются автобусы, маршрутные такси и автобусы-экспрессы;

2) железнодорожный транспорт представлен пригородными поездами и пригородными электропоездами ("электрички");

3) авиационные перевозки также существуют, но в тех случаях, когда невозможна связь другими видами транспорта;

4) водный транспорт – пригородные теплоходы и пассажирские паромы;

5) электротранспорт в пригороде, как мне известно, работает только в Крыму, где на линии Симферополь – Алушта курсируют троллейбусы.

3.1. Ближний пригород – маршруты, проходящие на расстоянии до 50 км включительно.

3.2. Дальний пригород – маршруты, работающие в радиусе более 50 км, но не проходящие через города, внутриобластные (см. ниже), с редкими остановками в 50-километровой зоне, и действием только части льгот.

4. Междугородные – маршруты, проходящие за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км. Междугородние перевозки осуществляются как поездами, автобусами, водным транспортом, воздушным транспортом, так и троллейбусами (на линии Симферополь - Ялта в Украине). Основную часть пассажиров в междугородном сообщении в России перевозит железная дорога и авиатранспорт.

Среди пригородных и междугородных выделяются сельские маршруты , которые связывают сельские населенные пункты между собой, с ближайшей пристанью, железнодорожной станцией или аэропортом. К сельским маршрутам также относятся линии, проходящие внутри сельских населенных пунктов. На маршрутах сельского типа обычно работают автобусы или небольшие теплоходы. Стоит сказать, что существуют нормы, по которым сельский населенный пункт, находящийся на расстоянии 3 км от остановки того или иного вида пассажирского транспорта, относится к пункту, обслуживаемому пассажирским сообщением.

В зависимости от административно-территориального устройства территории, по которой проходит линия, маршруты делятся на:

1. Внутрирайонные – начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного административного района.

2. Межрайонные – связывающие два и более района.

3. Внутриобластные – начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одной области, республики, края.

4. Межобластные (межрегиональные) – связывающие два и более региона страны.

5. Международные – линии, проходящие по территории двух и более государств.

По конфигурации (по расположению на территории) маршруты всех видов пассажирского транспорта классифицируются на несколько типов:

1. Маятниковые – маршруты, движение на которых как в прямом, так и в обратном направлении проходит по одной и той же трассе. По таким маршрутам осуществляется большинство перевозок в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении.

2. Кольцевые - маршруты, движение по которым представляет собой замкнутый контур.

3. Комбинированные . Такие маршруты часто используются в пригородном и междугородном, как правило, автобусном или железнодорожном сообщении. В загородном сообщении такая схема движения позволяет за счет одной линии обеспечить перевозками гораздо большее число поселений, а дифференцированный тариф покрывает расходы на провоз пассажиров по «лишнему кругу», однако увеличивается время в пути между конечными пунктами.

Маятниковые и кольцевые маршруты ГПТ разделяются на подвиды:

1) Диаметральные , связывающие отдаленные районы города и проходящие через центр подобно диаметру

2) Радиальные , связывающие один из районов города с центром.

3) Полурадиальные , как и предыдущие, связывают один из районов с центром города, но проходящие не радиально.

4) Вылетные – маршруты, повторяющие основные схемы движения в городе, но выходящие далеко за пределы основной части города.

5) Тангенсальные – похожи на диаметральные, но через центр проходят частично (по касательной).

6) Кольцевые (см. выше).

7) Полукольцевые, являющиеся "гибридом" радиальных и кольцевых, т.е. имеющие большое кольцо, как правило, в центре города и длинный "хвост", обычно в один из районов города.

8) Периферийные , связывающие окраинные районы и не проходящие через центральную часть города.

По назначению:

1. Экскурсионные перевозки , связанные с обслуживанием экскурсий и выполняются автобусами с экскурсоводом в городах по постоянным маршрутам.

2. Туристические перевозки , как транспортом общего пользования, так и ведомственным с выездом за пределы населенных пунктов по заранее разработанным маршрутам.

3. Служебные перевозки , связанные с доставкой рабочих и служащих определенного предприятия от места жительства до работы и обратно, а также для разовых служебных поездок.

4. Школьные перевозки , как правило, в сельской местности, где отсутствуют регулярное автобусное сообщение. Для перевозки школьников разрабатываются свои маршруты и расписания, а также устанавливают тип автобуса соответствующей вместимости.

5. Вахтовые перевозки , предназначенные для доставки бригад, смен нефтяников, шахтеров, строителей и т.д.

6. Специальные пассажирские перевозки выполняются заказными автобусами и легковыми автомобилями, связаны с обслуживанием организаций, учреждений, предприятий, а также съездов, конференций, фестивалей.

По форме организации:

1. Маршрутные перевозки организуются на утвержденных маршрутах , строго по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на заранее оговоренных остановках маршрута.

2. Заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам предприятий, организаций, учреждений и населения.

3. Прямые смешанные перевозки выполняются совместно с другими видами пассажирского транспорта, обычно выдается пассажиру единый билет на право проезда различными видами транспорта от начального пункта до конечного пункта.

Все маршруты подразделяются на постоянные и сезонные (временные).

Движение транспорта на постоянных маршрутах осуществляется круглогодично, а на сезонных - в течение определенного периода времени (сезона). Сезонные маршруты используются для доставки пассажиров в дачные кооперативы, когда устойчивый пассажиропоток существует только в летне-осенний период.

На всех маршрутах существуют конечные, промежуточные и узловые остановки. Последние расположены в местах пересечения нескольких маршрутов одного и более видов транспорта, на них происходит пересадка пассажиров и, следовательно, перераспределение пассажиропотоков.

Пассажиропоток - количество пассажиров перемещающихся в одном направлении (по одному маршруту) за единицу времени, исчисляется в тыс. пасс.

В зависимости от требуемого временного промежутка, пассажиропоток бывает часовой, суточный, недельный, месячный, сезонный, годовой и т.д.

Пассажиропоток может быть маятниковым , то есть меняющим направление на противоположное в течение суток, недели, месяца и т.д. В вечерний "пик" ситуация изменяется с точностью до наоборот - пассажиры следуют из рабочих районов в спальные. Маятниковое изменение пассажиропотока в течение недели хорошо заметно на "дачных" маршрутах: в пятницу и субботу основной пассажиропоток направлен за город, в воскресенье вечером - в город. Месячные и сезонные изменения - поезда дальнего следования южного направления.

Существует еще один важный показатель работы пассажирского транспорта - пассажирооборот , показывающий объем работы транспорта по перевозке пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр, т.е. перемещение пассажира на расстояние 1 км. Определяется суммированием произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки; выделяется раздельно по видам транспорта, сообщениям перевозок, другим признакам.

Пассажирообмен - показатель работы остановочного пункта, показывающий сколько пассажиров произвели посадку, высадку или пересадку на тот или иной вид транспорта за единицу времени. Единица измерения - пассажир/время.

Пассажирообмен также может быть часовым, суточным, недельным и т.д. Исходя из определения, существуют постоянные и временные остановочные пункты, в зависимости от характера пассажирообмена. Временные остановки устанавливаются в местах, где Пассажирообмен непостоянен по часам суток - около театров, стадионов - или по сезонам года - у пляжей, достопримечательностей, дачных кооперативов и т.д. В местах с незначительным, но периодически возникающим пассажирообменом, организуются остановки "по требованию" для наземного транспорта.

Пассажирообмен и пассажирооборот вычисляются по данным изучения пассажиропотока, которое должно проводиться регулярно. Изучение пассажиропотока может проводиться несколькими способами, в зависимости от назначения. Полное исследование проводится, как правило, раз в 5-6 лет. При таком исследовании при входе/выходе каждого транспортного средства стоит "счетчик" и отмечает количество вошедших и вышедших пассажиров, при этом узнавая информацию о конечном пункте следования, предполагаемых пересадках и пожеланиях по улучшению работы данного маршрута. Подобные исследования очень дороги и технически сложны, поэтому чаще всего проводятся частичные исследования по отдельным видам транспорта и по отдельным маршрутам. В этом случае "счетчиком" является водитель, кондуктор (проводник, контролер) и др. которые на наиболее крупных остановках подсчитывают количество пассажиров в салоне. Такие исследования дают значительно меньше информации, но позволяют проследить основные тенденции в изменениях направлений и объемов пассажиропотоков.

Городской пассажирский электрический транспорт использует для перевозки пассажиров трамваи, троллейбусы, метрополитен и обслуживает перевозками пассажиров внутри города, а иногда и на пригородных маршрутах.

Метрополитен обслуживает мощные пассажиропотоки и разгружает магистрали города от наземного транспорта. Одна линия может обслужить до 50-60 тыс. пасс./ч.

Трамвай обслуживает магистрали с большими пассажиропотоками и может быть использован так же, как продолжение линий метро в направлениях, связывающих крупные пригороды с городскими районами. Одна линия трамвая в зависимости от состава поездов может обслужить пассажиропоток мощностью до 15-18 тыс. пасс./ч.

Троллейбус заменяет трамвай и в сравнении с ним обладает большей маневренностью. Троллейбусная линия может обслужить 5-9 тыс. пасс./ч. Троллейбусы и трамваи в сравнении с автобусами нс загрязняют воздушную среду отработанными газами.

В табл. 3.9 представлена работа городского электротранспорта.

Таблица 3.9

Перевозка пассажиров городским электротранспортом

Изменение, %

Показатели

пассажи рооборот, млрд пасс, км

перевезено пассажиров, млн. чел

пассажирооборот, млрд пасс, км

числа перевезенных пассажиров

пассажирооборота

Городской электротранспорт - всего

в том числе

трамвайный

троллейбусный

метрополитен

Из данных табл. 3.9 видно, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. перевозка пассажиров электротранспортом уменьшилась на 1,1% при одновременном росте пассажирооборота на 2,8%, что свидетельствует об увеличении дальности перевозки пассажиров. Снижение числа перевезенных пассажиров и пассажирооборота произошло на таких видах городского электротранспорта как трамвайный и троллейбусный при одновременном росте числа перевезенных пассажиров на 2,8% и пассажирооборота на 4,4% метрополитенами. Для выявления причин сложившегося необходимо выполнить анализ фактических данных по регионам страны с привлечением информации о социально-экономическом положении населения.

Объемные показатели перевозки пассажиров городским электротранспортом: перевезено пассажиров, объем выполненной транспортной работы (пассажирооборот) в пассажиро-киломстрах.

Объемные показатели перевозок трамваями и троллейбусами учитываются предприятиями трамвайного и троллейбусного транспорта. Если эти перевозки в городе осуществляют несколько предприятий (парков), то объемные показатели определяются централизованно органом управления деятельностью транспортных предприятий, а затем распределяются между предприятиями пропорционально количеству место-километров работы подвижного состава.

Число пассажиров, перевезенных трамваями (троллейбусами),

определяется по формуле:

где П, - число пассажиров, перевезенных по разовым билетам на одну пассажиропоездку при бескондукторном обслуживании, соответствует числу реализованных билетов;

П, - число пассажиров, перевезенных по разовым билетам на одну пассажиропоездку при кондукторном обслуживании (соответствует числу проданных основных билетов);

П, - число пассажиров, перевезенных по билетам долговременного пользования одним или несколькими видами транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) определяется по каждому типу билета умножением числа реализованных билетов на число поездок, принятое в учете, и последующим суммированием результатов по билетам всех типов;

П 4 - число перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда (исчисляется как умножение числа лиц, имеющих право на бесплатный проезд, па число поездок, принятое в учете).

Количество пассажиров, перевезенных метрополитеном, включает число пассажиров, перевезенных по разовым билетам (П (), пассажиров, перевезенных по платным абонементным билетам (П 3), и число перевезенных пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд (П 4).

Пассажирооборот (ПКМ) для каждого вида электротранспорта определяется путем умножения количеству перевезенных пассажиров (П) на среднее расстояние поездки (/):

Суммарный пассажирооборот для всех видов электротранспорта:

где П (- число перевезенных пассажиров каждым видом электричес-

Кого транспорта;

/ (- среднее расстояние перевозки (поездки) пассажира, принятое в учете.

Среднее расстояние поездки исчисляется на основе разового (1 раз в пять лет) обследования пассажиропотоков в данном городе, утверждается органом управления соответствующим транспортом и используется как постоянная величина для определения пассажирооборота.

Для предприятий городского электротранспорта предусмотрена статистическая отчетность по форме № 65-ЭТР (срочная, квартальная) «Сведения о работе метрополитена, трамвайного и троллейбусного транспорта», которая содержит данные о числе перевезенных пассажиров, включая пользующихся правом бесплатного проезда, в том числе пассажиров с платным проездом, доходы от перевозок пассажиров и багажа, в том числе от оплаты проезда и провоза багажа пассажирами, дотации из бюджета. Кроме того, в форме дано число рейсов (прибытий поездов) по расписанию, число выполненных рейсов (прибытий поездов), в том числе без нарушения расписания.

Тема: какие бывают основные разновидности электрического транспорта.

Прежде чем начать тему электротранспорт, пожалуй, правильней было определится с самим понятием транспорта. В справочниках можно найти такое определение: Транспорт, это совокупность различных средств, основным предназначением которых является перемещение населения, различных грузов, информации с одного места в иное. Ну, а тот вид транспорта, который работает на энергии электричества, а в качестве привода использует электромотор (точнее сказать основан на тяге за счёт электричества), и будет рассматриваться в разделе.

Самым главным преимуществом электротранспорта, как Вы сами пожалуй знаете, это экологичность. Теперь перейдём непосредственно к общему рассмотрению всех тех наиболее распространенных видов электротранспорта, которое можно встретить. Для удобства давайте разделим их на некоторые категории. Это прежде всего городской электротранспорт, междугородний, индивидуальный и специализированный. Начнём давайте с городского, и он представлен всеми нами любимыми троллейбусами, трамваями и метро.

По поводу, от чего зависит наличие этих видов, так это, прежде всего от самого количества населения в самом этом городе. Метрополитен считается самым дорогим видом городского электротранспорта и поэтому его строят в тех городах, в которых население не меньше миллиона человек. Троллейбус и трамвай, как правило, пускают в городах стотысячниках, ну а в городах с меньшим населением обходятся автобусами и маршрутками. Вкратце рассмотрим их.

Троллейбус - это самый простой и широко-используемый вид пассажирского электротранспорта, его основная специфика заключается в движении по обычной проезжей части на определённом маршруте. Достаточно на пути следования прокинуть провода и установить на определённых участках тяговые подстанции и транспорт готов к использованию.

У троллейбуса относительно большая манёвренность и при необходимости он может объехать преграду на этой линии (в отличии от железнодорожного). К недостаткам относится относительно малая вмещаемость и потенциальная электроопасность при посадке и выходе пассажиров из-за плохой электросвязи с землёй, в том случае когда произойдет пробой на сам корпус троллейбуса.

Трамвай относится к железнодорожному транспорту. В отличие от предыдущего вида, у которого электропитание осуществляется от двух проводов находящихся сверху. У трамвая вторым контактом является само железнодорожное полотно. Это основное их отличие с электрической точки зрения по способу питания. В силу своих технологий, трамвай более долговечен в эксплуатации, чем троллейбус.

Метро по своему общему принципу работы, мало чем отличается от того же трамвая, но в отличие от него для питания использует третью рельсу. Она служит положительным проводом для состава (как и в трамвае, вторым контактом является сами пути) и проходит вдоль всего маршрута с боковой стороны основных рельс. Так же разница ещё и в самом напряжении питания, у троллейбуса и трамвая оно составляет 600в, а для состава метро средним, рабочим 825в, хотя и там и там оно плавает в зависимости от нагрузки.

Теперь переходим к категории межгородского транспорта и им является электропоезда на железной дороги. По сути, разница только в том, что они больше, мощнее и ходят на гораздо большие расстояния, в отличие от метро и трамвая. Способом питания у них является основной провод, идущий сверху и закреплённый на растяжках от столбов, а вторым полюсом, соответственно сами рельсы. И у железнодорожного транспорта, по всему пути следования, на определённых участках стоят тяговые подстанции, которые подпитывают линию. Напряжение питания составляет 1500в и 3000в. Это напряжение зависит от типа поезда и расстояния пути.

Теперь пришла очередь вспомнить различные индивидуальные виды электротранспорта что встречаются: это электромобили, электромотоциклы, электроскутера, электровелосипеды, электросамокаты и все похожее на это. К специализированному электротранспорту смело можно отнести все производственные электропогрущики, электрокары, электротягочи и прочие. Они в отличие от предыдущего транспорта питаются не от линии, идущей вдоль всего транспортного маршруша, а от внутреннего источника питания, то есть аккумулятора. Хотя в некоторых электромобилях устанавливается и солнечные батареи.

Это был общий обзор электротранспорта, который нам с Вами знаком и которым тем или иным видом постоянно пользуемся. Более подробно о каждом из низ мы, конечно, поговорим в других статьях, а пока на этом данная тема, электротранспорт, основные виды, исчерпана. До следующих статей.

P.S. Вся прелесть электротранспорта заключается в его эффективности и экологичности. И за ним будущее.

  • путём прямого подключения к наземной электростанции: трамвай , троллейбус , монорельс , метро , электропоезд .
  • По назначению

    Пассажирский электротранспорт

    В развитых странах электротранспорт является основным перевозчиком пассажиров внутри города, на его долю приходится более 50% перевозок. В развивающихся странах процент перевозок электротранспортом в городах составляет от 15%. Основными средствами городского пассажирского электротранспорта являются трамваи , троллейбусы , метрополитен , электропоезда , применяются так же монорельсы , фуникулеры и пр.

    Грузовой электротранспорт

    Грузовой электротранспорт применяется в перевозках, требующих большого КПД транспортного средства, например, грузовые троллейбусы применяются на открытых карьерах , а электропоезда постоянного и переменного тока используются на железных дорогах. Также к электротранспорту относятся специфические механизмы - судоподъёмники и т.д.

    Основные термины

    Контактная сеть, электроснабжение

    • Тяговая подстанция (ТП) - сооружение, которое получает электроэнергию из городской сети и преобразует её напряжение в пригодное для питания трамваев или троллейбусов с последующей передачей в контактную сеть.
    • Контактная сеть (КС) - сооружение, обеспечивающее электроснабжение транспорта. Трамвай использует для этого контактный провод и ходовые рельсы в качестве обратного провода. Троллейбус питается от двух контактных проводов, что значительно упрощает строительство его линии.
    • Штанги - «рога» троллейбуса, устройства верхнего токосъёма от контактного провода. Практически всегда левая штанга - «плюс», правая - «минус». В некоторых городах (например, в Риге) штанговый токоприём используют и трамваи (см. Рижский трамвай).
    • Бугель - токоприёмник в виде пологой дуги, скользящей по поверхности контактного провода, наименее требователен к качеству контактной сети.
    • Пантограф (токоприёмник) - устройство для верхнего токосъёма трамвая или электропоезда. Располагается на крыше вагона, имеет форму форму поставленного на одно из рёбер прямоугольника . Более требователен к качеству контактной сети, чем бугель.
    • Полупантограф - токосъёмник, выглядящий как половина обычного пантографа. Основные достоинства - лучший токосъём, меньшая масса, основной недостаток - самая высокая требовательность к контактной сети среди всех типов верхнего токосъёма.
    • Штангоуловитель - устройство, не допускающее значительного ухода штанги в сторону или вверх в случае её схода с контактного провода. Штангоуловители бывают механические (пружина, принцип действия аналогичен инерционным ремням безопасности) и электрические (электродвигатель). Принцип действия: во время рывка штанги при её сходе срабатывает наматывающий барабан, который наматывает на себя верёвку, прикреплённую к штанге троллейбуса, чтобы она оказалась ниже проводов и не происходило ударов и повреждений контактной сети. Кроме того, устройство не даёт штанге перемещаться в стороны, тем самым почти полностью снижая риск травм и повреждений. Каждый троллейбус имеет два штангоуловителя. Практически во всех городах СНГ они не используется вообще или работают только на единичных машинах. Один из городов, где штангоуловители есть на всех троллейбусах, Москва .

    Объекты, оборудование, устройства

    • Трамвайная стрелка - Задача стрелки - изменять направление следования трамвайных поездов. Достигается это благодаря использованию специальных парных клиньев - перьев стрелки, которые отжимают реборды колёс и направляют их в нужном направлении. Ручной перевод стрелки - тяжёлый, малопроизводительный и при интенсивном уличном движении до некоторой степени опасный труд. Сейчас в Москве и других городах России перевод стрелок выполняется автоматически.
    • Троллейбусная стрелка - служит для изменения направления движения штанг троллейбуса в зависимости от требуемого направления движения. При левом повороте она работает по тому же принципу, что и трамвайная, а её возвращение в правое положение происходит под действием возвратных пружин. Работа троллейбусной стрелки значительно проще трамвайной. Стрелка работает от контактной сети напряжением в 600 вольт. Стрелки бывают расходные (противошерстные) и сходные (пошерстные), последине в местах слияния троллейбусных линий.
    • РКСУ - Релейно-Контакторная Система Управления. При этой системе управления все переключения в силовой цепи трамвайного вагона (электровоза, элетропоезда), а именно: подключение тяговых электродвигателей (ТЭД) к сети, выведение пусковых реостатов, переключение ТЭД с последовательного на параллельное соединение (в современных трамваях не используется), ослабление возбуждения ТЭД, отключение, переход на электрическое торможение, изменение направления движения выполняются контакторами. Контакторы в свою очередь управляются при помощи контроллера водителя или переключателей, включенных в специальные вспомогательные цепи, называемые цепями управления. Цепи управления получают питание от аккумуляторной батареи (в трамвае и троллейбусе обычно 24 В). Этим достигается упрощение и облегчение конструкции контроллера водителя, который находится под напряжением цепей управления и отделен от силовых цепей, находящихся под напряжением сети (трамвай и троллейбус 600 В, метрополитен 825 В, железная дорога 3000 или 25000 В). При РКСУ повышается безопасность управления электроподвижным составом, появляется возможность автоматизации управления, что достигается применением специальных реле, работающих по заданному алгоритму. РКСУ бывает неавтоматическая (электровозы), когда все переключения при пуске и торможении выполняются вручную при помощи контроллера, и автоматическая (трамвай, троллейбус, электропоезда) - когда при помощи контроллера задается только необходимая ступень ускорения (замедления), а необходимые переключения в цепях управления и силовых цепях происходят автоматически под контролем специальных реле (реле ускорения, ограничительное реле).
    • ТИСУ - Тиристорно-Импульсная Система Управления. Пуск и торможение электроподвижного состава (ЭПС) при этой системе осуществляется без применения пусковых реостатов при помощи тиристорных ключей. Тиристорные ключи подключают тяговые двигатели (ТЭД) к сети непосредственно на время порядка нескольких миллисекунд. За это время ток в силовой цепи (цепи ТЭД) не успевает достигнуть максимального значения так как силовая цепь имеет значительную индуктивность. После закрытия тиристорного ключа ток через ТЭД продолжает протекать под действием электродвижущей силы (ЭДС) самоиндукции через специальные шунтирующие диоды и плавно уменьшается. Затем снова происходит кратковременное открытие тиристорного ключа и увеличение тока. Далее процесс повторяется и ток ТЭД колеблется около заданного среднего значения. Изменяя частоту открытия тиристорного ключа (частотное регулирование) или длительность (ширину импульса, широтное регулирование), можно изменять значение тока ТЭД, а следовательно ускорение или замедление ЭПС. Представим себе на минуту, что при помощи некоего рубильника мы можем включать и отключать ТЭД примерно 400 раз в секунду, каждый раз уменьшая частоту и увеличивая длительность подключения. А в конце разгона просто замыкаем рубильник постоянно. Так и работает ТИСУ в которой роль "рубильника" играет тиристорный ключ. При работе тиристорного ключа (преобразователя) слышен характерный высокочастотный звук (писк). ТИСУ обеспечивает плавный и экономичный безреостатный пуск и торможение. Для закрытия тиристоров применяются специальные схемы коммутации так как открытый тиристор самостоятельно закрыться не может, а это ведет к усложнению схемы, что является недостатком ТИСУ. Поэтому в последнее время вместо тиристоров в ключах используют мощные силовые транзисторы, например IGBT транзисторы.
    • НСУ - Непосредственная Система Управления. Напряжение с провода попадает непосредственно в контроллер и коммутируется в нём.
    • ПС - Подвижной состав (вагон, машина).
    • ТР - Текущий ремонт подвижного состава. Проводится с целью поддержания ПС в состоянии, обеспечивающем его эксплутационную надёжность до следующего текущего ремонта.
    • КР - Капитальный ремонт. Проводится с целью детального выявления и полного устранения неисправностей кузова, узлов и агрегатов ПС, для обеспечения его надёжности до следующего КР.
    • КВР - Капитально-Восстановительный ремонт трамвая/троллейбуса. Проводится при достижении ПС установленного срока амортизации, или в случае невозможности дальнейшей эксплуатации ПС по техническому состоянию кузова. Обычно делается силами депо, кроме того, является одним из направлений работы трамвайно-ремонтных заводов. Иногда в результате КВР получается иная модель трамвая, которой присваивается свой собственный индекс (пример - Иваново).
    • Канавы - Ремонтные ямы в мастерских депо, на которых ремонтируют или осматривают ПС. Как правило, там есть домкраты, и прочие приспособления для работы с ПС. Они расположены в цехе депо, то есть под крышей здания.
    • Депо - Комплекс зданий и сооружений для отстоя, ремонта, технического осмотра подвижного состава. Когда говорят депо, обычно имеют в виду или трамвай или троллейбус или же вагоны и локомотивы на железной дороге.
    • Веер - это место в депо для отстоя вагонов. На основном веере отстаиваются те вагоны, которые выходят в рейсы ежедневно. На запасном веере можно устроить «склад рухляди» постепенно разбираемой на запчасти, просто отстой избыточного числа вагонов, отстой служебных вагонов (хотя для них обычно отводят отдельное место). На веере имеются пути на которых вагоны стоят и 1 обгонный путь - чтобы сквозь заставленный веер можно было проехать.
    • ТТУ - Трамвайно-Троллейбусное управление, располагается, как правило, в административном здании депо.
    • ТРЗ - Трамвайно-ремонтный завод (МРТТЗ в Москве, ВРТТЗ в Воронеже).
    • ВРМ - Вагоноремонтные мастерские.
    • Гейт - устройство для разгрузки новых трамваев/троллейбусов в депо, прибывших по железной дороге.
    • ГЭТ - Городской Электрический транспорт.
    • ОТ - Общественный транспорт.
    • Бортовой номер - Номер вагона, наносимый ему спереди, сзади и по бокам. Изредка - на боковых стёклах.
    • АСКП - система учёта пассажиров и ограничения безбилетного доступа в общественном транспорте. Система позволяет эффективно бороться с безбилетным проездом и подделкой проездных документов, а также точно учитывать число льготных поездок. Кроме того, автоматическая система контроля позволяет резко уменьшить число билетных контролёров (вплоть до полного отказа от них). Основным недостатком системы является сильное замедление посадки пассажиров, кроме того, инвалиды и пассажиры с колясками не могут пересечь турникет и всё равно входят через среднюю дверь. Обслуживание АСКП требует значительных дополнительных расходов.
    • СМЕ - система из двух трамвайных вагонов, которая управляется головным вагоном, при этом два вагона соединены межвагонным кабелем. Системы состоят в основном из 2 вагонов, однако попадаются и системы из 3 вагонов. Встречаются также системы типа «тяни- толкай», при которых двое вагонов сцеплены задами друг к другу (для такой системы не нужно оборотное кольцо).
    • К/Ст - Конечная станция трамвая/троллейбуса/автобуса.
    • Л/Ст - Линейная станция.
    • Компостер - устройство, предназначенное для проверки билетов пассажирских транспортных средств. Компостер пробивает или выдавливает условные знаки контроля, наносит чернилами код или изменяет магнитную полосу (на пломбах, билетах, чеках, других документах и т. п.). Процесс пробивания называется компостированием. Широко использовался в СССР.
    • Ускоритель - Реостатный контроллер, совмещённый с пуско-тормозным реостатом. Он представляет собой кольцевой изолятор, на котором по кругу укреплены элементы пускового реостата. Внутри изолятора вращается ротор с подвижным контактом. В зависимости от положения подвижного контакта изменяется сопротивление реостатов, введённых в цепь питания тягового двигателя. По принципу действия ускоритель похож на переменный резистор. Существуют модификации ускорителя, где на роторе закреплён не подвижный контакт, а ролик, прижимающий токоведущий элемент реостата к кольцевому токоприёмнику, закреплённому на кольцевом изоляторе. Ускорители применялись на трамвайных вагонах, производимых в Европе и США. В СССР эксплуатировались вагоны Т3 производства ЧССР, также оснащённые ускорителями. Ускоритель имеет большое число ступеней вывода реостатов (на вагоне Т3 - 75 ступеней), что обеспечивает плавность разгона. В тоже время ускоритель не допускает перегрева элементов реостата, а при превышении тока происходит подгорание подвижного контакта.
    • Проездной - документ, удостоверяющий право на проезд в общественном транспорте. Во времена СССР билеты на проезд в городском автобусе, троллейбусе или трамвае можно было покупать не у кондуктора или водителя, а самому отрывать в кассе, опустив монетки в прорезь в верхней части кассы. Коллекционирование билетов на проезд в общественном транспорте называется перидромофилия.
    • ОБВ - тип ПС особо большой вместимости (БВ): например, автобус/троллейбус с «гармошкой».
    • Лодочки - это подфарники/указатели поворотов старого образца, в отличие от новых прямоугольных и расположенных в другом месте.
    • Ширмовые двери - такие, как на IKARUS-280.33, состоящие из 4 сегментов (по 2 сегмента на каждую створку), которые складываются к краям дверного проёма.
    • Планетарные двери - такие, как на ЛиАЗ-5256 или КТМ-19, состоящие из 2 створок, которые при открытии поворачиваются на 90 градусов, прислоняясь к краям дверного проёма.
    • График - движение трамваев/троллейбусов регламентируется графиком. Основные исходные данные для составления графика - время оборота поезда по маршруту и количество поездов на маршруте. В условиях прикрепления вожатых (и кондукторов) к ПС необходимо также учитывать предельно допустимую длительность рабочего дня и сроки обедов. Для однопутных линий трамвая учитывается расположение по линии разъездов и подбирается время их прохождения встречными поездами.
    • ПТЭ - правила технической эксплуатации трамвая (троллейбуса).
    • ПТБ - Правила техники безопасности.
    • АСДУ - Автоматическая система диспетчерского управления. Разработана в 1980-е годы специалистами Политехнического института и завода «Электросигнал» в Воронеже.

    См. также

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Электрический усилитель руля
    • Электрический фильтр

    Смотреть что такое "Электрический транспорт" в других словарях:

      Транспорт в Московской области - Транспорт Московской области одна из важнейших отраслей экономики региона. Общественный транспорт Московской области представлен междугородными и внутригородскими транспортными системами. Междугородные перевозки осуществляются электропоездами (на … Википедия

      Электрический счетчик

      Электрический счётчик - Современный двухтарифный счётчик Устройство классического электросчётчика Счётчик электрической энергии (электрический счётчик) прибор для измерения расхода электроэнергии переменного или постоянного тока (обычно в кВт·ч или А·ч). С … Википедия

      электрический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава - электрический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть железнодорожного тягового подвижного состава, служащая для создания вращающего момента и передачи его от тягового электрического двигателя с помощью… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Последние материалы раздела:

    Смотреть что такое
    Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

    Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

    Наталья СтепановаМолитвенный щит
    Наталья СтепановаМолитвенный щит

    Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

    Сонник: к чему снится Лошадь
    Сонник: к чему снится Лошадь

    Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...