Политика обратного курса в японии. Экономика Японии во второй половине ХХ в


Экономическая ситуация в послевоенной Японии была крайне тяжелой. Хотя ее промышленно-техническая база сравнительно мало пострадала в ходе войны, экономика Японии находилась на грани краха. Япония потеряла все захваченные территории и тем самым лишилась колониальных поставок сырья, топлива, продовольствия. Японские товары были вытеснены с мировых рынков. В стране были высоки инфляция и безработица. В тяжелом положении оказалась промышленность. В 1945г. объемы ее производства составляли лишь 28,5 % от уровня 1935-1937 гг. даже спустя два года после окончании войны – в 1947г. выпуск промышленной продукции был в 3,5 раза меньше, чем в 1938г.

Поскольку Японии было запрещено поддерживать непосредственные связи с другими странами, импорт сырья, топлива и продовольствия в страну был практически прекращен. Вследствие этого, а также общей хозяйственной разрухи производственные мощности, незначительно пострадавшие от военных действий, в течение нескольких лет не могли быть использованы полностью.

Экономическая ситуация в стране осложнялась и тем, что первое время японские монополии прибегали к тактике саботажа восстановления народного хозяйства. Во-первых, бывшие военно-промышленные корпорации отказывались разворачивать производство, пока правительство не возместит им потери, понесенные во время войны, ссылаясь на нерентабельность, отсутствие сырья и финансирования. Во-вторых, нежелание восстановления производства крупным капиталом мотивировалось опасениями репарационных изъятий, т.е. возмещением Японией материального ущерба, причиненного ею в годы войны другим странам посредством передачи технологического оборудования. Однако вскоре выяснилось, что оборудование в этих целях не будет вывозиться из страны.

Существенной особенностью восстановительного периода Японии являлось то, что в соответствии с Потсдамской декларацией она была оккупирована американскими войсками, выступавшими от имени союзных держав и принявшими ряд директив по демократизации и демилитаризации страны. До начала 50-х гг. верховная власть в стране находилась в руках американской оккупационной армии. Однако США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство.

Для покрытия значительного дефицита государственного бюджета, погашения обязательств перед монополиями национальное правительство встало на путь массовой эмиссии бумажных денег. С 1945 по 1947г. совокупная денежная масса увеличилась в четыре раза. Резко возросла инфляция, снизился жизненный уровень населения. К 1946г. реальная заработная плата рабочих составляла около 13% от довоенного периода.

Восстановление экономики станы требовало разработки принципиально новой стратегии развития. Следовало не восстанавливать разрушенную структуру хозяйства, а переходить от тотального государственного контроля к свободному рынку. Наиболее существенным в экономическом отношении были следующие реформы.

Во-первых, в 1945г. был издан закон о ликвидации дзайбацу, запрещавших образование промышленных картелей. Был введен контроль за слияние фирм, устанавливалась свобода торговых сделок, для всех предпринимателей стали доступными частные источники финансирования. Ликвидация дзайбацу рассматривалась в стране как справедливое возмездие по отношению к тем магнатам, которые были вдохновителями агрессии. Однако крупнейшие дзайбацу (Мицуи, Мицубиси, Сумимото, Ясуда) сохранили свою экономическую и финансовую базу и вскоре вновь заняли господствующее положение в экономике.

Во-вторых, в 1947-1950гг. в Японии прошла аграрная реформа. Государство принудительно выкупало у помещиков земли и продавало ее крестьянам в рассрочку. В результате помещичье землевладение было уничтожено, а крестьяне стали собственниками земли. Эти преобразования завершили осуществление задач революции Мейдзи и носили буржуазный характер. Хотя в стране по-прежнему господствовало мелкое крестьянское производство, реформа способствовала развитию товарно-денежных отношений, росту емкости внутреннего рынка и производства сельхозпродукции. С 1946г. по 1970г. оно выросло более чем вдвое.

В-третьих, были реформированы социальные отношения. Так, по новому трудовому законодательству, устанавливались восьмичасовой рабочий день, оплачиваемые отпуска, социальное страхование. Эти меры ограничивали произвол предпринимателей и побуждали их к освоению новой техники.

В-четвертых, в 1949г. в Японии была проведена налоговая реформа. Были снижены налоги с корпораций и отменены налоги на сверхприбыль, но значительно повысилось налогообложение населения. Это позволило предпринимателям ускорить накопление капиталов, но при этом росту производства препятствовала низкая покупательная способность населения.

В-пятых, в 1950г. была проведена бюджетная реформа. С этого времени в стране прекращались выплата компенсаций военным заводам за конверсию, безвозмездное субсидирование убыточных предприятий. Эмиссия была поставлена на контроль. Был принят единый фиксированный валютный курс. Постепенно была остановлена инфляция и снят контроль за ценами. Это означало переход к рыночной экономике.

В-шестых, большое внимание уделялось структурной перестройке экономики. Поскольку в Японии не было своих природных ресурсов, ей пришлось создавать современные перерабатывающие отрасли на основе импортозамещающих технологий.

Обратный курс, или линия Доджи

Проведение в жизнь названных мероприятий проходило при участии американских оккупационных властей. Первоначально США предполагали опереться на Китай. Но поскольку из-за победы коммунистов в Китае в 1949г. сделать это не удалось, американцы переориентировали свою политику. Такая политика получила название обратный курс, или линия Доджа. План экономической стабилизации страны состоял из девяти пунктов:

1. сбалансирование государственного бюджета;

2. увеличение налоговых поступлений;

3. стабилизация заработной платы;

4. существенное ограничение правительственных субсидий;

5. установление контроля над ценами;

6. усиление контроля над внешней торговлей и иностранной валютой;

7. улучшение снабжения сырьем, необходимым для увеличения экспорта;

8. расширение выпуска национальных товаров и разработка местных сырьевых ресурсов;

9. совершенствование системы продовольственных поставок.

Прибыв в Японию в феврале 1949г. и заявив, что «японская экономика как бы стоит на ходулях, одна нога которых представляет собой американскую помощь, другая – механизм внутренних субсидий», Д. Додж дал понять, что необходимо поставить эту экономику на «собственные ноги».

Одни из важнейших направлений плана Доджа было преодоление инфляции, вызванной непроизводительными расходами правительства, низкой эффективностью производства. С этой целью министерству финансов Японии был представлен проект государственного бюджета, предполагавший превышение доходов над расходами. Для реализации этой задачи требовалось отменить правительственные субсидии на поддерживание цен и восстановление производства, которые заменялись банковским кредитованием, резко повысить налоговое сборы. Программа объективно предполагало снижение жизненного уровня населения. Однако иного пути выхода из сложившейся экономической ситуации у Японии не было. Парламент страны принял такой жесткий проект бюджета без поправок.

Проведенная в 1949г реформа бюджетной системы позволило Японии на протяжении 15лет избежать бюджетных дефицитов. Государство стало использовать систему частного кредита, поддерживая его цену на приемлемом для предприятий уровне.

Такая жестокая программа возрождения японской экономики в целом создала условия для ускоренного накопления капитала и промышленного подъема, способствовала снижению инфляции, стабилизации денежного обращения, сбалансированного бюджета, заложила основу высоких темпов дальнейшего хозяйственного развития.

Однако этот процесс имел сложный и противоречивый характер. С одной стороны, шло форсированное восстановление и развитие тяжелой и химической промышленности, с другой – снижение государственной поддержки средних и мелких предприятий, что вынуждало их сокращать производство, задерживать заработную плату или даже прекращать свою деятельность.

Экономический подъем 50-х – 60-х гг.

К 1952 – 1953 гг.в основном завершилось восстановление экономики Японии. Она вновь стала среднеразвитой индустриально-аграрной страной. Вместе с тем техническая база японской индустрии была отсталой, 70% станочного парка имело возраст свыше 10 лет. Важным источником финансирования экономики еще оставалась американская помощь. Слабым местом в национальной экономике пока оставалась внешняя торговля.

Промышленное производство к концу войны сократилось в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем. Поэтому естественно, что восстановление здесь продолжалось дольше, чем в других странах: довоенный уровень производства был восстановлен только в 1952г. Но более существенно другое: восстановление происходило на старой технической основе, т.е. того технического обновления, которое совершилось в ходе восстановления в других странах, здесь не было. Японские промышленники надеялись по-прежнему выигрывать на дешевизне труда и восстанавливали отрасли, не требующие больших капиталов и высокой техники, но много живого труда.

В первые послеоккупационные годы продолжал складываться потенциал для дальнейшего индустриального роста. Приоритет отдавался модернизации производства и стабилизации денежного обращения. В основу послевоенной экономической модели Японии была положена концепция кейнсианства, отводившая государству роль направляющей силы хозяйственного развития, а также внешнеэкономическая ориентация.

Важным источником финансирования экономики еще оставалась американская помощь. В 1952г. «эквивалентный фонд» преобразуется в «Специальный счет для промышленных инвестиций», средства которого использовались как для оплаты американских товаров, так и для финансирования национальной индустрии. Из этого фонда формировалась значительная часть капитала полугосударственных Экспортно-импортного банка, Банка развития, Банка долгосрочного кредита и других финансовых структур, образованных в 1951 -1952 гг.

Укреплялись позиции национального монополистического капитала. Начался обратный процесс слияния раздробленных компаний, принадлежавших ранее концернам.

Вокруг крупных банков в 1952 – 1953 гг. формируются монополистические финансово-промышленные группы «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда», а также предприятия бывших концернов «Ниссан», «Асано», «Окура» и др. Однако в отличие от довоенных дзайбацу на смену семейному управлению пришли новые формы руководства: совещания президентов компаний, объединенных в финансово-промышленную группу.

Усиливались механизмы государственного регулирования и планирования хозяйства. В июле 1952г. на базе упраздненного Бюро экономической стабилизации при кабинете министров был создан Совет по вопросам экономики, который занимался прогнозирование экономического развития Японии.

С целью мобилизации финансовых ресурсов, необходимо для модернизации и развития японской индустрии, усиливалось налоговое бремя. В 1952 – 1953гг. налоговые поступления достигали больше 90% общегосударственного и 60% местных бюджетов. Значительными были местные налоги и сборы, косвенное налогообложение. Предоставляя налоговые льготы предприятиям, проводившим реконструкцию, работавшим на экспорт, правительство вынуждено было увеличивать налоговую нагрузку на другие субъекты хозяйствования, население.

Слабым местом в национальной экономики пока оставалась внешняя торговля. В 1952г. отрицательное сальдо составило 755 млн. дол., что объяснялось значительным импортом сырья и сельскохозяйственной продукции, низкой конкурентоспособностью японских товаров на внешних рынках, сравнительно высоким курсом иены, установившимся после прекращения инфляции в 1952г.

Для усиления внешнеэкономического вектора правительство и парламент провели ряд важнейших мероприятий. Так, закон от 1952г. разрешил образование экспортных картелей. Власти широко применяли различные формы поощрения в виде единовременных субсидий и премий. Вводился новый таможенный кодекс, предусматривавший повышение тарифов и дополнительные пошлины. Устанавливался строгий контроль над валютно-лицензионными и экспортно-импортными операциями. Для ограничения экономического иностранного проникновения лицензии предоставлялись только на закупку оборудования и сырья для модернизации производства.

Еще в марте 1952г. вступил в действие Закон о содействии модернизации предприятий, согласно которому им оказывалась значительная государственная помощь, снижались налоги с капитала, особенно с технологического оборудования, предоставлялись другие льготы предприятиям, проводящим техническую модернизацию, расширение и обновление оборудования и т.д. Этот закон предполагал выделение значительных государственных средств на развитие индустриальной инфраструктуры – дорог, портов и др.

Правительство оказывало крупным монополиям широкую поддержку в техническом переоснащении основных отраслей производства, реализуя комплексные планы: трехлетний план модернизации сталелитейной промышленности, годичный план обновления основного капитала судостроительных заводов. В связи с переходом на более дешевое и технологически удобное топливо – нефть предусматривалось существенное сокращение добычи угля. Огромные инвестиции, выделенные правительством, а также частный капитал широким потоком пошли в японскую промышленность.

Важную роль в широкомасштабной перестройке японской экономики играли растущая интенсивность труда, особо выгодные условия производства прибавочной стоимости. Заработная плата японского рабочего сохранялась на более низком уровне, чем в развитых странах. В конце 50-х гг. его труд оплачивался в семь раз дешевле, чем труд американца. В 1950 – 1970 гг. рост ВВП в Японии опережал рост средней заработной платы в 1,8 раза, в то время как в США – в 1,4 раза.

Кроме того, в ходе модернизации производства шло сокращение обслуживающего персонала. Под предлогом слияния предприятий работники нередко лишались преимущества, полагавшихся им за выслугу лет, практиковалась замена работников среднего возраста молодежью с низкой зарплатой. Борьба японских профсоюзов за более выгодные условия продажи рабочей силы блокировались национальным законодательством, ограничивавшим право на забастовки, запрещавшим всеобщие стачки.

Низкий уровень военных расходов позволял сочетать ускоренные темпы модернизации основного капитала с высокой эффективностью его использования. Немалую роль в наращивании темпов экономического роста сыграло и массовое использование зарубежных патентов и лицензий, которых за 1950 -1970 гг. было внедрено больше 15 тыс. Внедрение передовых достижений мирового научно-технического прогресса позволило Японии сэкономить значительные финансовые и материальные ресурсы, совершить индустриальный скачок.

Важнейшей чертой японской модели экономического развития явился акцент на человеческий фактор, раскрытие творческого потенциала личности. Этому благоприятствовали особенности японского национального характера, проявлявшиеся в его высокой адаптивности, тяге к знаниям, способности решать сложные экономические и социальные проблемы наиболее рациональным путем. Этот фактор во многом предопределил и дальнейшее развитие Японии.

Во второй половине 50-х гг. техническое перевооружение японской индустрии прияло всеобщий характер. Шло значительное расширение мощностей в черной металлургии, электротехнике, химической, текстильной, пищевой отраслях промышленности. Бурное развитие получили производство пластмасс, искусственного каучука, химических волокон, приборостроение, радиоэлектроника, судостроение.

Росту национальной экономики в определенной степени способствовало некоторое повышение жизненного уровня японского населения, вызвавшие увеличение его платежеспособности спроса.

С середины 50-х гг. японская экономика вступила в период высоких темпов хозяйственного роста, продолжавшийся более 15 лет. Только с 1953 по 1960г. объем промышленного производства увеличился в 2,6 раза. В целом за 1951 – 1968гг. среднегодовой темп роста промышленной продукции составил 14,6% против 5,5% всего капиталистического мира, в том числе 4,5% для США, что позволило заговорить о «японском экономическом чуде».

Экономический бум, особенно усилившийся в 60-е гг., в основном прошел за счет интенсивных факторов роста, активного включения Японии в НТР. Наряду с усовершенствованием прежней номенклатуры товаров развернулось производство цветных телевизоров, видеомагнитофонов, ЭВМ. В машиностроении наблюдался переход к выпуску специализированных станков, автоматов и полуавтоматов. К 60-м гг. в Японии была создана новая отрасль – производство легковых автомобилей, выпуск которых за 1959 – 1969 гг. вырос в 33 раза.

Бурное развитие промышленного производства привело к структурным изменениям в японской экономике. Произошло снижение удельного веса сельского хозяйства, лесоводства, рыболовства в национальном доходе с 12,7% в 1960г. до 6,3% в 1970г. несмотря на увеличение объема производства с 2,1 млрд. иен в 1960г. до 4,6 млрд. иен в 1970г.

В сельском хозяйстве рост товарности происходил за счет концентрации земли в руках фермерства. До начала 60-х гг. здесь преобладали ручные методы обработки земли. Затем началось внедрение мини-тракторов и другой приспособленной к обработке мелких земельных участков техники. Механизация в первую очередь затронула основную отрасль сельского хозяйства – рисоводство.

В 1961г. был принят «Основной сельскохозяйственный закон», поставивший задачу перевести аграрный сектор экономики с мелкотоварного на рельсы крупного рыночного хозяйства, увеличить производство продуктов животноводства, сократив рисоводство, требующее значительных государственных субсидий.

Интенсивный экономический рост Японии сопровождался усилением концентрации производства, значительным укреплением монополий. В 1970г. крупные компании с капиталом свыше 50 млн. иен составляли лишь 2,3% общего числа компаний, и они давали 2/3 всей выпускаемой продукции.

Таким образом, на рубеже 60 - 70-х гг. Япония обладала мощным экономическим потенциалом, что позволило ей значительно упрочить свои позиции в мировой хозяйственной системе. В течение 60-х гг. Япония перегнала по объему ВНП сначала Италию и Францию, а затем Англию и ФРГ и в 1968г. вышла на второе место в капиталистическом мире после США. Удельный вес Японии в мировом капиталистическом производстве в 1970г. достиг 13,3%.

Слабости японской экономики

Несмотря на явные успехи, японская экономка имеет т свои слабости. Конечно, обрабатывающая промышленность Японии успешно выдерживает конкуренцию со стандартами мирового рынка. Речь идет, прежде всего, о продукции трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности, особенно в части сборки, и высокотехнологичном производстве. Другие же отрасли и секторы хозяйства Японии и по уровню производительности труда, и по техническому уровню производства, как правило, существенно отстают от США и стран Западной Европы. В первую очередь это относится к сельскому хозяйству, пищевой, бумажной, цементной, химической, алюминиевой, добывающей, фармацевтической, авиационной отрасли промышленности. То же можно сказать т относительно большинства отраслей сферы услуг.

Помимо сказанного для Японии характерны так называемые врожденные слабости: прежде всего определенные перекосы в структуре экономики, сравнительная угроза внутреннего рынка, развитие которого хронически отстает от роста производства. В результате усиливается зависимость страны от внешнего рынка, что еще больше усугубляется из-за отсутствия собственной сырьевой и энергетической базы, недостаточного развития сельского хозяйств и растущего импорта продовольствия. Отрицательное влияние на японскую экономику оказывает неразвитость жилого фонда и социальной инфраструктуры, слабая социальная поддержка со стороны государства в области пенсий, пособий, здравоохранения, продолжительный рабочий день.

В связи с некомплексностю структуры экономики и растущей зависимостью от внешнего рынка Японии отличается невысокими показателями социального благополучия. Сложился низкий размер пенсий по старости, растет число разводов и обращений в полицию, наблюдается, высокий уровень преступности, особенно детской. По числу самоубийства Япония занимает едва ли не первое место в мире.

Отметим также огромную скученность населения и недостаток рекреационных зон в стране. Не решается жилищная проблема. Дело не только в том, что жилая площадь в расчете на одного человека по японским традициям крайне мала. Качество самих строений и внутренней планировки, а также оборудование японских жилищ существенно уступают уровню, типичному для США и стран Западной Европы.

По сравнению с другими развитыми странами в Японии весьма короткий оплачиваемый отпуск и высокая интенсивность труда.



Япония проиграла Вторую мировую войну. Она капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками. Экономика страны находилась в состоянии хаоса. Война унесла жизни 2 млн. человек. Отрасли легкой промышленности пришлось практически создавать заново. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1935-1937 гг. Восстановление осуществлялось медленно. Если в 1948 г. в других побежденных странах объем производства приблизился к довоенному уровню, то в Японии он достиг только 52%.

В отличие от стран Западной Европы Японии не была предоставлена помощь по плану Маршалла. Запад ограничился гуманитарной помощью в размере 2,2 млрд. долл., что равнялось вливаниям в Западную Германию. Кроме того, были сведены к минимуму репарации, наложенные на Японию после Второй мировой войны.

В Японии проводилась приватизация предприятий, поскольку военный контроль, введенный в 1939-1941 гг., не ликвидировал частной собственности, а только ограничил ее свободу. Поэтому в первые послевоенные годы здесь сохранилось прямое распределение ресурсов. Существовали и черный рынок, и инфляция. Причем ее размеры были чрезвычайными - к 1952 г. 1500% от послевоенного уровня. Даже денежная реформа 1946 г. не приостановила этот процесс.

Программа “обратный курс” получила свое название из-за следующих событий. Первоначально в послевоенный период США предполагали опереться на гоминдановский Китай. Но поскольку осуществить такое намерение не удалось, США изменили направление своих действий. Цель “обратного курса” состояла в обеспечении стратегического союза с японской буржуазией и превращении Японии в “мастерскую Азии”.

Программа “обратного курса” была разработана представителями американского монополистического капитала Дж.Доджем и К.Шоупом.

Реформированию в годы оккупации (1946-1952) подвергались все стороны общественно-экономической жизни: хозяйственный уклад, общественный строй, государственное устройство. Предстояло демилитаризовать и демократизировать Японию, осуществить переход от тотального контроля к рыночной экономике.

Главной из демократических реформ стал роспуск дзайбацу, т.е. холдингов (1947-1948), державших акции закрытых концернов. Была осуществлена демонополизация экономики, т.е. разукрупнены гигантские промышленные и торговые компании. Из-под контроля холдингов таким образом вышло много фирм, благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. В 1947 г. был издан антимонопольный закон о закреплении картельных соглашений и создании жестких монопольных структур. Это значит, что были запрещены холдинги, введен контроль над слиянием фирм, ограничено взаимное держание акций. Свобода торговых сделок и доступ к источникам финансирования получили правовую защиту. Эти меры закладывали основы конкурентной экономики.

Послевоенные преобразования включали земельную реформу 1947-1950 гг. Она состояла в выкупе государством помещичьей земли с последующей продажей ее арендаторам-крестьянам. Размеры участков ограничивались до 1 га. Так как происходила гиперинфляция, то реальная ценность выкупных сумм падала. К 1950 г. к крестьянам перешло 80% арендной земли. Таким образом, в Японии была перераспределена земельная собственность и сформировался слой свободных мелких фермеров. Дворянство (помещики) как класс перестало существовать. С этого времени в Японии типичным стало частное крестьянское хозяйство на своей собственной земле. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка и высвободила значительные трудовые ресурсы.

В 1950 г. по рекомендации управляющего Детройтским банком Д.Доджа была осуществлена радикальная бюджетная реформа. В соответствии с нею вводились принципы строгого балансирования статей бюджета и его бездефицитности. Реформа предусматривала прекращение выплат компенсации военным заводам за конверсию. Убыточным предприятиям больше не предоставлялись субсидии. Денежная эмиссия ставилась под контроль. Был принят единый фиксированный валютный курс. Японским предприятиям и банкам разрешалось вести операции на внешнем рынке. В японской экономике полностью утвердились рыночные отношения.

В рамках реформы Доджа действовал такой инструмент структурной политики, как полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей. Сюда входили: распределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами, ограничения притока иностранных капиталовложений и поощрение импорта технологий.

Поддерживая техническое обновление, контроль государства охранял промышленность от внешней конкуренции, ограждал страну от разрушительных валютных дефицитов и расстройства денежной системы. Такой контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года.

Таким образом, за 30 послевоенных лет Япония, бедная, с гипертрофированной военной индустрией страна, превратилась в великую экономическую державу. Она занимала одно из первых мест в мире по развитию производительных сил, научно-техническому потенциалу, накопленному материальному богатству и уровню жизни населения.

Названные реформы позволили стране к 70-м годам выйти на второе место в мире. В это время японская экономика преодолела нефтяной кризис и перешла на умеренные темпы роста - на уровне 4-5% в год. В 1988 г. валовый национальный продукт на душу населения Японии превысил соответствующий американский показатель, за 1990 г. его прирост составил 5-6% против 0,9% США.

Япония - пример проведения гибкой государственной политики, однако постепенно смягчающейся и перешедшей в 80-е годы к “дерегулированию”.

Роцесс финансовой стабилизации был немыслимым без сокращения бюджетных расходов. В результате правительство в конце 50-х гг. урезает ассигнования по социальным статьям, отменяет ряд субсидий на товары широкого потребления, сокращает дотации убыточным предприятиям.В январе 1960 г. вводится новая денежная единица - новый франк, равный 100 старым.

Экономическая политика голлизма вывела страну из экономического кризиса 50-х гг. с наименьшими потерями и сделала значительный шаг в модернизации экономики страны. В результате Франция вернула себе одно из ведущих мест в мире и сделала шаг к экономической интеграции. Экономической политике голлизма, основанной на необходимости вмешательства государства в хозяйственную жизнь, пришла на смену либеральная концепция экономического развития.

7.5. “Обратный курс” Дж.Доджа - К.Шоупа в Японии

Япония проиграла Вторую мировую войну. Она капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками. Экономика страны находилась в состоянии хаоса. Война унесла жизни 2 млн. человек. Отрасли легкой промышленности пришлось практически создавать заново. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1935-1937 гг. Восстановление осуществлялось медленно. Если в 1948 г. в других побежденных странах объем производства приблизился к довоенному уровню, то в Японии он достиг только 52%.В отличие от стран Западной Европы Японии не была предоставлена помощь по плану Маршалла. Запад ограничился гуманитарной помощью в размере 2,2 млрд. долл., что равнялось вливаниям в Западную Германию. Кроме того, были сведены к минимуму репарации, наложенные на Японию после Второй мировой войны.В Японии проводилась приватизация предприятий, поскольку военный контроль, введенный в 1939-1941 гг., не ликвидировал частной собственности, а только ограничил ее свободу. Поэтому в первые послевоенные годы здесь сохранилось прямое распределение ресурсов. Существовали и черный рынок, и инфляция. Причем ее размеры были чрезвычайными - к 1952 г. 1500% от послевоенного уровня. Даже денежная реформа 1946 г. не приостановила этот процесс.Программа “обратный курс” получила свое название из-за следующих событий. Первоначально в послевоенный период США предполагали опереться на гоминдановский Китай. Но поскольку осуществить такое намерение не удалось, США изменили направление своих действий. Цель “обратного курса” состояла в обеспечении стратегического союза с японской буржуазией и превращении Японии в “мастерскую Азии”.Программа “обратного курса” была разработана представителями американского монополистического капитала Дж.Доджем и К.Шоупом.Реформированию в годы оккупации (1946-1952) подвергались все стороны общественно-экономической жизни: хозяйственный уклад, общественный строй, государственное устройство. Предстояло демилитаризовать и демократизировать Японию, осуществить переход от тотального контроля к рыночной экономике.Главной из демократических реформ стал роспуск дзайбацу, т.е. холдингов (1947-1948), державших акции закрытых концернов. Была осуществлена демонополизация экономики, т.е. разукрупнены гигантские промышленные и торговые компании. Из-под контроля холдингов таким образом вышло много фирм, благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. В 1947 г. был издан антимонопольный закон о закреплении картельных соглашений и создании жестких монопольных структур. Это значит, что были запрещены холдинги, введен контроль над слиянием фирм, ограничено взаимное держание акций. Свобода торговых сделок и доступ к источникам финансирования получили правовую защиту. Эти меры закладывали основы конкурентной экономики.Послевоенные преобразования включали земельную реформу 1947-1950 гг. Она состояла в выкупе государством помещичьей земли с последующей продажей ее арендаторам-крестьянам. Размеры участков ограничивались до 1 га. Так как происходила гиперинфляция, то реальная ценность выкупных сумм падала. К 1950 г. к крестьянам перешло 80% арендной земли. Таким образом, в Японии была перераспределена земельная собственность и сформировался слой свободных мелких фермеров. Дворянство (помещики) как класс перестало существовать. С этого времени в Японии типичным стало частное крестьянское хозяйство на своей собственной земле. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка и высвободила значительные трудовые ресурсы.В 1950 г. по рекомендации управляющего Детройтским банком Д.Доджа была осуществлена радикальная бюджетная реформа. В соответствии с нею вводились принципы строгого балансирования статей бюджета и его бездефицитности. Реформа предусматривала прекращение выплат компенсации военным заводам за конверсию. Убыточным предприятиям больше не предоставлялись субсидии. Денежная эмиссия ставилась под контроль. Был принят единый фиксированный валютный курс. Японским предприятиям и банкам разрешалось вести операции на внешнем рынке. В японской экономике полностью утвердились рыночные отношения.В рамках реформы Доджа действовал такой инструмент структурной политики, как полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей. Сюда входили: распределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами, ограничения притока иностранных капиталовложений и поощрение импорта технологий.Поддерживая техническое обновление, контроль государства охранял промышленность от внешней конкуренции, ограждал страну от разрушительных валютных дефицитов и расстройства денежной системы. Такой контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года.Таким образом, за 30 послевоенных лет Япония, бедная, с гипертрофированной военной индустрией страна, превратилась в великую экономическую державу. Она занимала одно из первых мест в мире по развитию производительных сил, научно-техническому потенциалу, накопленному материальному богатству и уровню жизни населения.Названные реформы позволили стране к 70-м годам выйти на второе место в мире. В это время японская экономика преодолела нефтяной кризис и перешла на умеренные темпы роста - на уровне 4-5% в год. В 1988 г. валовый национальный продукт на душу населения Японии превысил соответствующий американский показатель, за 1990 г. его прирост составил 5-6% против 0,9% США.

Япония - пример проведения гибкой государственной политики, однако постепенно смягчающейся и перешедшей в 80-е годы к “дерегулированию”.

Контрольные вопросы 1. Когда был принят план Маршалла и какие страны участвовали в нем? Цель плана.2. В чем состояла главная задача Комитета европейского экономического сотрудничества?3. Какие условия выдвигались планом Маршалла для стран - его участниц?4. Кто осуществлял контроль за реализацией плана Маршалла?5. Источники финансирования плана Маршалла?6. Основная цель экономических реформ ФРГ.7. Как проходила денежная реформа 1948 г. в ФРГ?8. В чем сущность индикативного планирования Франции?9. Назовите основные задачи планов развития Франции.10. Как называлась экономическая политика Франции, ее отличительные черты?11.Почему голлистская экономическая политика называлась “индустриальным императивом”?12. Почему программа экономического развития Японии получила название “Обратный курс”?13. Главная демократическая реформа Японии 1947-1948 гг.14. Какие преобразования включала земельная реформа Японии 1947-1950 гг.?

15. Сущность бюджетной реформы Японии 1950 г.

8. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКОГС РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА

8.1. Экономические проблемы современного этапа

Современный этап экономического реформирования ведущих капиталистических стран обусловлен радом объективных причин. Если экономический кризис 1969-1971 гг. не был глубоким и продолжительным, то крупные экономические кризисы 1973-1975 гг. и 1980-1982 гг. можно было сравнить с великой депрессией 1929-1933 гг. Эти кризисы отличались всеобщностью, так как практически захватили все ведущие капиталистические страны. При этом циклические кризисы переплетались с мировыми отраслевыми, прежде всего, сырьевым, энергетическим и структурными кризисами.Экономические кризисы тесно связаны с появлением новых производств и технологий, старением ряда производственных отраслей, например, сталелитейной, машиностроительной, угледобывающей, текстильной в 70-80-е гг. Кризис 1973-1975 гг. сопровождался мировым валютным кризисом, неустойчивостью кредитно-денежной системы, усилением инфляции.Каковы же факторы, вызывающие разбалансированность экономики? К ним, прежде всего, можно отнести новый виток научного прогресса, который в середине XX века перерос в научно-техническую революцию. Это означало переход к принципиально новой технике и технологии на основе достижений науки и охватило все сферы труда и отрасли производства.Вторым фактором, прямо вытекающим из первого, можно назвать возникшее к этому времени в ведущих капиталистических странах несоответствие производительных сил и сложившихся производственных отношений. В послевоенные годы в ряде стран - Австрии, Франции, Великобритании, Италии, США, Японии - была реализована широкая национализация промышленности, банков, транспорта. Получило повсеместное огосударствление экономики, проявившееся в государственном регулировании и увеличении доли валового национального дохода, распределяемого государством, во многих странах был введен контроль над зарплатой и ценами. На определенном этапе эти меры способствовали экономическому развитию, повышению благосостояния народа.Однако с середины 1970 - начала 1980 гг. темпы экономического развития замедлились, стала нарастать инфляция, что обострило конкурентную борьбу. Прежняя модель государственного регулирования исчерпалась. Основными задачами в экономике стали рационализация производства и усиление эксплуатации наемного труда. Это связывалось с сокращением социальных государственных программ, снижением вмешательства государства в экономику путем проведения приватизации и разгосударствления.Приватизация на макроуровне призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и одновременно снижение бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы отдельных предприятий.Как целенаправленную систему приватизацию впервые стало проводить правительство М.Тетчер в Великобритании (“тетчеризм”). Эти процессы быстро распространялись в Европе, а затем и в других странах. Явление приватизации - это, по сути, реализация неолиберальной хозяйственной политики. К концу 80-х гг. более 80 государств - от Латинской и Северной Америки до Южной Кореи - приняли программы сокращения государственного сектора. В большинстве стран, где была проведена приватизация, экономическое положение улучшилось.В процессе приватизации возрастает роль частной собственности, которая выступает как в новых формах, например, собственность различного рода институтов, доля которых постоянно растет, так и в традиционных - мелкая индивидуальная акционерная собственность. Принципиально новой является форма трудовой акционерной собственности.Намного возросла роль мелкого и среднего бизнеса, развитие которого послужило одним из факторов активизации экономики многих стран. Так, Италия за несколько десятилетий превратилась из аграрно-индустриальной в высокоразвитую индустриальную страну, идущую по пути постиндустриализма. Большую роль сыграл мелкий бизнес в ФРГ, где в конце 80-х гг. было около 1,9 млн. мелких и средних фирм (крупных предприятий - 3600), в которых работало 2/3 всего занятого населения страны и производилось около половины всего национального дохода страны.Одним из наиболее интересных явлений в экономике США стало венчурное, или рисковое предпринимательство. Венчурная компания, или рисковое предприятие, относится к малому бизнесу. Это небольшие компании, занятые созданием и производством нововведений. В настоящее время в США насчитывается около 125 основных фирм венчурного капитала и несколько сот более мелких региональных фирм. Их цель - получение средств от крупных финансовых институтов и инвестирование их в новые, быстро растущие рисковые предприятия. Обычно вклад венчурных фирм невелик - 1% общего капитала, при этом они становятся генеральным партнером. Основной фонд формируется за счет крупных финансовых институтов, которые вносят 99% и становятся ограниченными партнерами без права распоряжения фондом. Генеральный партнер - венчурная фирма - получает 2% годовых от подписного капитала и 20% от итоговой прибыли. Такое распределение прав и обязанностей обоюдовыгодное. Венчурные компании инвестируют в основном ведущие школы бизнеса, крупнейшие университеты и другие научные центры. Примерно 80% венчурного капитала поступает в новейшие отрасли НТП.Складывающиеся соотношения между государственным и частным капиталом не являются окончательно установленными. Они могут изменяться в поисках более эффективного сочетания, проникая друг в друга. В процессе экономических реформ не только увеличивается число разновидностей различных форм собственности, но меняется их содержание. В зарубежной практике приватизация в чистом виде зачастую заменяется созданием смешанных предприятий. В настоящее время в передовых капиталистических странах наблюдается многообразие типов смешанной экономики.Основные черты современной смешанной экономической системы - многосекторность, полиформизм, взаимодействие - обеспечивают гибкость и целостность этой системы, ее относительную устойчивость и стабильность.Теоретической базой, обосновывающей происходящие трансформации в экономической сфере ведущих капиталистических стран, выступают новые и обновленные теории - кейнсианство и неоклассический синтез. Теория Дж.М.Кейнса (макроэкономика) направлена.на стабилизацию и стимулирование экономического роста, поддержание высокого уровня занятости и ценовой стабильности за счет государственного регулирования. Неоклассическая теория (микроэкономика) опирается на рыночное регулирование цен, в ней рассматривается взаимодействие отдельных потребителей и фирм. Представители этого направления выступают.за строгое ограничение государственного вмешательства в экономику. Но это не означает, что они полностью отвергают значение государственного регулирования. В соответствии с неоклассической теорией одна из важнейших целей государственного регулирования состоит в достижении более эффективного распределения ресурсов в рыночной экономике, даже в годы полной свободы рынка оставалось вмешательство государства.Пример Японии показывает, что и при относительно низкой доле государственной собственности вмешательство в экономику может быть достаточно эффективным. В ФРГ под контролем находилась половина цен, в Японии централизовано более половины финансирования. Во всех странах со смешанной экономикой, даже в тех, где политика дерегулирования осуществляется наиболее последовательно (США, Великобритания), важнейшей функцией государства остается социальная защита населения.За глубокими кризисами середины 70-х - начала 80-х гг. и относительно незначительным подъемом между ними последовал самый продолжительный за послевоенное время экономический подъем (1983-1990 гг.), которому способствовала государственная политика, направленная на сужение международного кредита, сокращение потребления определенных видов сырья, ужесточение таможенных преград.Экономический кризис 1990-1992 гг. привел к снижению спроса, вызвавшего уменьшение роста производства. Реальный валовой внутренний продукт в Западной Европе в 1990 г. вырос на 2,7% (против 3,2% в 1989 г.), а в 1991 г. - всего на 0,9%. Абсолютное уменьшение этого продукта в 1991 г. наблюдалось в Великобритании - 2,2%, в Финляндии - 6,2%, Швеции - 0,7%, Швейцарии - 0,5%. В большинстве других стран Западной Европы прирост промышленного производства резко замедлился: в 1990 г. - 2,1% против 3,9% в 1989 г., а в 1991 г. вообще прекратился.Специальные антикризисные программы в рамках европейских экономических организаций не разрабатывались. Проводилась фискальная политика, направленная на снижение налогообложения в интересах стимулирования наиболее эффективных и перспективных производств. Это привело к серьезным структурным сдвигам в производстве, выпускаемой продукции и распределении ресурсов. Во второй половине 1992 г. экономика Западной Европы выходит из экономического кризиса. Стал повышаться спрос, растут процентные ставки. По оценке экспертов Организации экономического сотрудничества и развития прирост ВНП в 1992 г. должен был составить 2,0%, а в 1993 г. - 2,7%, темпы инфляции - снизиться в 1992 г. до 5,1%, а в 1993 г. - до 4,5% (против 5,8% в 1991 г.). В настоящее время рост производства идёт более активно в англоязычных странах и Северной Европе, медленнее - в США. К 1995 г. ожидается рост производства во всех странах.

Таким образом, процесс экономических реформ в развитых промышленных странах в последние годы проходил неравномерно, с отклонениями от традиционных форм. Наметившаяся дальнейшая глобальная трансформация мирового хозяйства приведет к еще более радикальным изменениям, в том числе и в положении современных развитых капиталистических стран.

8.2. “Рейганомика” и ее результаты На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социал-демократической реформистской модели в этих странах начала создаваться во многом отличная от нее неоконсервативная модель. Основные постулаты неоконсервативной теории сформировали платформу консервативного поворота в экономической политике, осуществленного администрацией Р.Рейгана (род. в 1911 г.).Теоретической основой этого курса являлась концепция предложения, которая ставит во главу угла не расходы (частные и государственные), как это делало кейнсианство, а сбережения, и поэтому декларирует необходимость увеличения сбережений и относительное сокращение потребительского спроса.Важнейшая черта теории предложения - выдвижение налогов на роль главного инструмента фискальной политики. Сторонники теории предложения, пересмотрев взгляды кейнсианцев на экономический механизм бюджетного регулирования, пришли к выводу, что для решения экономических проблем, достижения долгосрочного неинфляционного роста необходимо воздействовать непосредственно на производство путем широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов, в особенности сокращения предельных налоговых ставок на прибыль корпорации и личные доходы.Следующий важный элемент фискальной политики неоконсерваторов - снижение государственных расходов, которое должно проводиться одновременно со снижением налоговых ставок. Основным элементом, подлежащим сокращению, являются социальные расходы, так как именно их консерваторы считают основным дестимулятором “трудовых усилий” и сбережений.Эти мероприятия фискальной политики являлись центральным элементом “рейганомики”. В 1981 г. был принят закон о налогообложении, который предусматривал поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога в общей сложности на 23%, сокращение с 70% до 50% максимальной налоговой ставки на доходы от капитала, значительное сокращение сроков амортизационных списаний, увеличение инвестиционной налоговой скидки.За пять лет налоговые сокращения в совокупности должны были уменьшить поступления федерального бюджета почти на 750 млрд. долл. Предполагалось, что в соответствии с теорией предложения эти меры усилят стимул к работе, сбережению, инвестированию. Отсюда импульс экономическому росту, уменьшение безработицы, увеличение производительности труда и конкурентоспособности американских товаров на мировых рынках.

Крах кабинета Катаяма совпал с переменами в глобальной политике США, в которой резко усилились антикоммунистические, антисоветские тенденции. Этот поворот проявился в переходе к "холодной войне", в принятии "доктрины Трумэна", "плана Маршалла", в образовании НАТО и т. д. В отношении Японии новый курс США выразился в их фактическом отказе от согласованных решений союзных держав.

Успехи народной революции в Китае, которому в первые послевоенные годы отводилась роль главной опоры антикоммунистической стратегии США в Азии, побудили Вашингтон сделать основную ставку на Японию. В оккупационной политике Соединенных Штатов в Японии возобладали новые тенденции - отказ от политики демократизации, содействие восстановлению позиций японского монополистического капитала как наиболее надежного союзника американского империализма, возрождение военной мощи Японии.

Составной частью новой оккупационной политики, получившей название "обратного курса", стало наступление на рабочее и демократическое движение, на права трудящихся. По указанию генерала Макартура правительство Асида в июле 1948 г. приняло декрет № 201, который лишал права на забастовки государственных служащих - самый боевой отряд трудящихся, составлявший около трети всех организованных рабочих Японии.

Оккупационные власти и правящие круги Японии направили удар против профсоюзов, чтобы расколоть крупнейшую профсоюзную организацию того времени - Самбэцу кайги - и тем самым ослабить массовую опору компартии. При прямой поддержке оккупационных властей и японских реакционных сил соглашательские элементы начали кампанию "за демократизацию профсоюзов".

Начало этому "движению" было положено созданием в октябре 1947 г. правыми силами в профсоюзе работников государственных железных дорог "Антикоммунистической лиги", выступившей за ликвидацию коммунистических групп в этом профсоюзе под фальшивым предлогом, что они якобы используются компартией в качестве "инструмента" для совершения насильственной революции.

В январе 1948 г. правореформистская Японская федерация труда (Содомэй) разработала программу "движения за демократизацию профсоюзов". В феврале 1948 г. правые создали "Лигу демократизации Самбэцу кайги" и потребовали от профсоюзов большего сотрудничества с предпринимателями.

В 1948-1949 гг. "лиги демократизации" были созданы во всех отраслевых профсоюзах, входивших в Самбэцу кайги. В условиях массовых увольнений профсоюзных активистов и членов КПЯ из государственных предприятий правым силам удалось захватить руководство в целом ряде отраслевых профсоюзов и вывести их из Самбэцу кайги. В результате численность этого профцентра сократилась с 1,2 млн. человек в 1948 г. до 770 тыс. в конце 1949 г.

Раскол Самбэцу кайги, переход руководства многими профсоюзами в руки деятелей "движения за демократизацию", стоявших на позициях классового сотрудничества, ослабили рабочее движение и облегчили оккупационным властям проведение мер по усилению американского экономического и политического контроля над Японией.

С переходом США к курсу на укрепление Японии как главного американского плацдарма в Азии Вашингтон стал уделять больше внимания восстановлению японской экономики.

В 1948 г. промышленное производство в Японии составляло половину уровня 1937 г., тогда как в Западной Германии и Италии довоенный уровень был практически восстановлен. В Японии свирепствовала инфляция, препятствовавшая возрождению экономики.

Опасаясь обострения социальных конфликтов и нового подъема рабочего и демократического движения, оккупационные власти и правительство Японии приступили с начала 1949 г. к осуществлению "плана экономической стабилизации". Этот план предусматривал, в частности, сбалансирование государственного бюджета путем увеличения налогов и ограничения субсидий, стабилизацию заработной платы, установление контроля над ценами. Экономическую "стабилизацию" явно стремились осуществить за счет трудящихся.

Одновременно был нанесен удар по наиболее организованному отряду рабочего класса - работникам государственных предприятий и учреждений. В ноябре 1948 г. был принят закон о трудовых отношениях на государственных предприятиях, согласно которому работникам этих предприятий было запрещено участвовать в забастовках, ограничивалось их право на ведение коллективных переговоров.

Наряду с наступлением на рабочее движение принимались меры по укреплению политических позиций буржуазии. В марте 1948 г. Либеральная партия, к которой присоединились некоторые вышедшие из Демократической партии деятели во главе с Сидэхара, была преобразована в Демократическо-либеральную партию. Возглавил ее Ёсида.

Создание Демократическо-либеральной партии означало, что как оккупационные власти, так и японские господствующие классы готовы к замене коалиционного кабинета с участием социалистов и что его падение - это всего лишь вопрос времени. С ростом недовольства масс политикой правительства Асида ему пришлось уйти в отставку осенью 1948 г. Новое правительство возглавил Ёсида.

После того как в декабре палата представителей выразила недоверие новому правительству, она была распущена и назначены новые выборы. Крупный капитал оказал значительную финансовую поддержку Демократическо-либеральной партии, которая смогла также расширить свое влияние в деревне за время развертывания аграрной реформы.

В результате выборов, проводившихся в январе 1949 г., абсолютное большинство в палате представителей (264 места) получила Демократическо-либеральная партия. Тяжелое поражение потерпела Социалистическая партия, скомпрометировавшая себя сотрудничеством с буржуазными партиями. СПЯ получила всего 48 депутатских мест, потеряв 3 млн. голосов.

Потерпела поражение и Демократическая партия, получив 69 мест - почти вдвое меньше, чем на предыдущих выборах. Такой исход был результатом широкого массового недовольства политикой правительства Асида.

Большого успеха на выборах добилась Коммунистическая партия, несмотря на ожесточенную антикоммунистическую кампанию перед выборами, во время которой власти не останавливались даже перед арестом кандидатов-коммунистов. За кандидатов КПЯ голосовало 3 млн. избирателей (на предыдущих выборах 975 тыс.). Партия получила 35 мест в палате представителей, в 9 раз больше, чем на предыдущих выборах.

Успех коммунистов напугал реакционные силы. Вновь ставший премьер-министром Ёсида заявил после сформирования нового правительства, что одной из его важнейших задач будет "отпор деятельности КПЯ".

Утверждение государственного суверенитета Японии и политика "обратного курса". Послевоенная государственная политика декартелизации и демократизации Японии очень скоро сменилась политикой "обратного курса", ужесточением политического режима. После принятия Конституции 1947 г. перед японским государством встали две главные задачи. Первая, внешнеполитическая задача, - упорядочение отноше­ний с оккупационными американскими властями, конечной целью которого должно было стать утверждение государственного суверенитета, ликвидация всех его ограничений. И вторая задача - восстановление и развитие японской эконо­мики, опоры сильного и независимого, политически стабиль­ного государства, с четкой социальной ориентацией.

Обе эти задачи начали решаться одновременно еще в переходный период, со времени принятия Конституции до середины 50-х гг., когда постепенно снимались ограничения японского суверенитета вместе с тесным включением Япо­нии в систему "западного мира", создавался налаженный механизм государственного регулирования экономики.

Правовые основы для изменения курса демократиза­ции, жестких мер обеспечения политической стабильности были созданы двумя документами оккупационных властей: Декретом о действиях, вредных целям оккупации, и Поло­жением о надзоре за общественными организациями, дея­тельность которых угрожала политической стабильности.

На основе указания оккупационных властей в 1948 г. правительством принимается Закон о трудовых отношениях на государственных предприятиях, на основании которого рабочие этих предприятий, почты, телеграфа, железных до­рог и т. п. были ограничены в своих трудовых и профсоюз­ных правах. Резко ужесточались требования к их участию в забастовках, к ведению коллективных переговоров с прави­тельством и пр. С целью пресечения на этих предприятиях забастовок создавался новый орган - Национальное управ­ление по личному составу. В его компетенцию входило раз­решение всех споров по найму, увольнению, заработной пла­те, а также выработка рекомендаций правительству и пар­ламенту по социальным проблемам, затрагивающим сферу его деятельности. Вслед за этим в 1948 г. вводится новый Закон о контроле над рабочими организациями, предусмат­ривающий разрешительный порядок их создания и переда­чу значительной части профсоюзных полномочий комиссиям по урегулированию трудовых отношений. В 1949-1950 гг. проводится первая широкая послевоенная кампания "чистки красных", сопровождавшаяся арестами и увольнениями ком­мунистов из различных служб, радио, печати, запрещением ряда периодических изданий КПЯ и др.

В 1951 г. был подписан Сан-Францисский мирный до­говор между США и Японией, а также "договор безопасно­сти", который вступил в силу в 1952 г. вместе со специаль­ным Административным соглашением. На основании этих документов были формально отменены все ограничения национального суверенитета Японии, в том числе право окку­пационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет. Американо-японский дого­вор вместе с тем давал США право размещать свои назем­ные, воздушные и морские силы в Японии, а также преду­сматривал использование американских вооруженных сил для подавления "крупных внутренних бунтов и беспоряд­ков в Японии". При этом специально оговаривалось, что Япония будет все в большей мере принимать на себя "от­ветственность за собственную оборону". Так открывался путь к восстановлению военной силы страны.

На основе специального Административного соглашения американские войска, размещаемые в Японии, получали на­звание "гарнизонных войск", чье пребывание в "независи­мой стране" оправдывалось договорно-правовыми основания­ми. На личный состав вооруженных сил США распростра­нялся в силу этого экстерриториальный статус, они были изъяты из-под действия японских законов, получали льготы на пользование железнодорожным транспортом, телефонными и телеграфными средствами связи и пр. Только в 1953 г. япон­ские власти "отвоевали" право привлекать в ограниченном числе случаев американских солдат и офицеров, совершив­ших преступление, к уголовной ответственности.

"Обратный курс" в политике декартелизации укрепил на новой основе позиции крупного японского капитала, уси­лил процесс слияния ранее раздробленных компаний, что привело к возрождению мощных финансово-промышленных групп Мицуи, Мицубиси, Сумитомо и др. Они лишь измени­ли свою организационную и производственную структуры. Отменена была в 1951 г. чистка экономических органов, про­водившаяся ранее на основе требований демилитаризации. Была ликвидирована Комиссия по упорядочению дочерних держательских компаний, непосредственно ведавшая демо­нополизацией, роспуском головных компаний бывших "дзай-бацу". Государство вновь начинает принимать непосредст­венное участие в развитии военного производства. Укреп­ляется взаимодействие государства с "высшими органами" финансово-промышленного капитала, призванными устра­нять разногласия между отдельными предпринимательски­ми группами, вырабатывать основы политики в сфере экономики. Это Федерация экономических организаций, Федерация предпринимательских организаций Японии, Японская торгово-промышленная палата, Общество экономических единомышленников и пр. Важным звеном непосредственно­го сотрудничества и совместной работы представителей крупного капитала и государственного аппарата становится Консультативный совет при премьер-министре по вопро­сам экономики.

В 1960 году в обстановке широкого движения за отмену "договора безопасности", ликвидации американских воен­ных баз на японской территории, вывода из Японии амери­канских вооруженных сил был заключен новый договор "О взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности", фак­тически оформивший японо-американский военный союз. Этим договором предусматривались обязательства Японии усилить свой военный потенциал в целях "отражения об­щей безопасности", а также продлевался еще на 10 лет срок существования американских баз на японской территории. Впоследствии этот договор стал продлеваться автоматиче­ски. Новые положения договора о расширении экономиче­ского сотрудничества (в частности, о предоставлении Япо­нии американских лицензий для производства новейшего вооружения) сопровождались изъятием старых статей, по­зволяющих США принимать участие в подавлении "круп­ных беспорядков". "Охрана мира и независимости страны, обеспечение ее национальной безопасности" были возложе­ны на Управление национальной обороны Японии.

Не имея возможности опираться впредь на военную силу США в наведении внутреннего порядка, правительство в 1952 г., несмотря на массовое сопротивление демократиче­ских сил, принимает новый репрессивный Закон о предот­вращении подрывной деятельности, предусматривающий уголовную ответственность за "внутренние восстания", "гра­жданские беспорядки" и подстрекательство к ним. Закон устанавливал также административно-правовые санкции в отношении "подрывных организаций", даже тех, "которые осуществляли подрывную деятельность в прошлом, а сей­час вызывают опасения, что повторят ее". К этим организа­циям могла быть применена одна из двух "мер регулирова­ния": ограничение деятельности организации или ее рос­пуск. Предусматривалось законом и создание двух специ­альных органов: Управления по расследованию и Бюро об­щественной безопасности. Первому вменялось в обязанность расследовать подрывную деятельность (как соответствующей комиссии США по расследованию антиамериканской деятельности), второму - непосредственно применять “меры регулирования”.

“Обратный курс” был связан и с возрождением военной силы страны, которое началось с формирования так называемого резервного полицейского корпуса в составе 75000 человек, преобразованного в 1952 г. в "охранные войска", с восстановления ее военно-морских и военно-воздушных сил. В 1952 г. при Управлении национальной обороны создан Комитет по планированию развития вооруженных сил. Им был разработан трехлетний план развития вооруженных сил, предусматривающий создание основ сбалансированной системы сухопутных, военно-морских и военно-воздушных войск, оснащаемых американским оружием, поставляемым в порядке безвозмездной помощи. Дальнейшее развитие вооруженных сил Японии происходило на основе пятилетних планов, предусматривающих пополнение армейского вооружения за счет развития отечествен­ного производства.

Качественно новый этап "оборонной политики Японии" обозначился в начале 80-х гг. Об этом свидетельствовал не только рост военных расходов, но и участие Японии в осу­ществлении американских военных программ, в расшире­нии не только экспорта оружия, но и американской военной технологии.

В бюджете на 1987 г., например, военные расходы впер­вые за послевоенные годы превысили 1% от валового на­ционального продукта страны, что свидетельствовало об отказе правительства от традиционного верхнего лимита их роста, установленного в 1976 г. Кабинетом министров. Это означало, что новым "ограничением" военных бюджетов становилась лишь сумма, запрошенная Управлением нацио­нальной обороны на осуществление очередного пятилетнего плана наращивания вооружений. В настоящее время Япо­ния обладает военной силой, формируемой на контрактной основе, оснащенной всеми видами современного вооруже­ния, кроме атомного.

Вместе с формальной отменой ограничений националь­ного суверенитета началось и окончательное оформление политической системы Японии, которое завершилось в се­редине 50-х гг. Произошло объединение левой и правой социалистических партий Японии, восстановлено единство Коммунистической партии, сложилась на основе объедине­ния Либеральной и Демократической партий доминирую­щая политическая сила в лице Либерально-демократиче­ской партии, на долгие годы монополизировавшая государ­ственную власть. Формирующиеся в последние годы коали­ционные кабинеты существенно не затронули этой монопо­лии, которая держится на особой системе "сбора голосов", главным образом, в сельских районах.

В этой системе ключевую роль играют финансовые воз­можности ЛДП как правящей партии, зависимость префек­тур, особенно сельских, от государственного бюджета. Под лозунгом "Хозяйственного развития провинций" правитель­ство выделяет средства местным органам власти, поддер­живающим кандидатов ЛДП, а через организации с правом "особого юридического лица" * (банк Японии, Центральный сельскохозяйственный фонд и пр.) финансирует своих не­посредственных избирателей, представителей мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственных предприятий, ры­баков, то есть тех, кому закрыты кредиты частных банков.

* "Особое юридическое лицо" - организация, общество, создан­ное на основе специально принятого закона, для выполнения опреде­ленных государственных или общественных задач.

Ведущие функционеры Либерально-демократической партии вместе с высшими чиновниками государственного ап­парата, а также представителями крупного бизнеса пред­ставляют собой те крепко связанные круги правящей элиты, в руках которой и сконцентрирована вся государственная власть в стране. Сам премьер-министр лишен возможности принять то или иное решение, не согласованное с мнением "правящей триады", но он выполняет функции своего рода политического арбитра, если в ней возникают разногласия.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...