Вариатор или гидротрансформатор что лучше. Что лучше: автомат или вариатор

Коробка с постоянно изменяемыми передачами - это словосочетание гарантированно вызывает сегодня страх у многих автолюбителей, которые ранее считали, что лучше механической или классической автоматической трансмиссии не существует. Но мир меняется. Также меняется и автопромышленность. В результате в автомире получили распространение и другие виды трансмиссий, которые пугают многих автолюбителей. Наибольшее распространение сегодня получили - вариаторы. К сожалению, многие не хотят приобретать автомобили с подобными коробками, полагая, что они ненадежны и очень капризны. Но в большинстве случаев эти опасения основаны на мифах. Хотя, конечно, как и у любого вида трансмиссии, у вариаторов есть свои и плюсы, и минусы. Почему же тогда многие опасаются покупать автомобили с вариаторами? Что их пугает, и как такие коробки передач функционируют? На эти и другие вопросы читайте ответы в нашем обзоре.

Напомним, что устройство вариатора основано на принципе ременного привода (или цепного) передачи крутящего момента на привод. По сути, на вариаторе используется тот же принцип передачи крутящего момента, что и на велосипедах с несколькими скоростями.

Если на обычных коробках применяется планетарный механизм переключения передач, то вариатор не имеет физических передач вообще. Вместо этого вариатор использует ремень (или цепь) и конусные шкивы, между которыми и вращается ременный привод (цепной).


В результате вариатор обеспечивает автомобилю бесконечное количество коэффициентов передачи крутящего момента от двигателя на колеса.

К сожалению, ранние бесступенчатые коробки передач были крайне ненадежны. Именно поэтому за этими трансмиссиями закрепилась нехорошая репутация, которая и пугает сегодня многих автолюбителей. Чаще всего владельцы автомобилей, оснащенных первыми поколениями вариаторов, жаловались на неправильную работу коробки передач, на проскальзывание передач, а также на странный противный шум . В том числе многие были недовольны тем, что из-за того что вариатор настроен на оптимальную работу только на максимальных оборотах двигателя, даже на небольшой скорости двигатель автомобиля ревет из-за высоких оборотов.

Современные же вариаторы уже практически избавились от многих проблем, с которыми сталкивались автовладельцы автомобилей, оснащенных первыми бесступенчатыми коробками. В итоге новые автомобили с вариаторами стали тише, а работа коробок - более эффективна. Тем не менее все равно даже сегодня вариаторы не идеальны. Но есть и плюсы. Вот краткий обзор главных преимуществ и недостатков .

Плюсы и минусы коробок CVT (вариаторов)

Преимущества вариаторов

Оптимальная передача крутящего момента и мощности. Если ваша машина оснащена вариатором, то этот тип коробки передач позволяет автомобилю более эффективно использовать топливо. Все дело в том, что машина, оснащенная вариатором, всегда движется на идеальной передаче (правильной) в отличие от машины с автоматической или механической трансмиссией. Знаете ли вы, что бесступенчатая коробка передач запрограммирована так, чтобы крутящий момент на колеса передавался в оптимальном диапазоне мощности, вместо того чтобы когда нужно ускорение поднимать обороты двигателя с нуля до красной линии? В результате использование вариатора не только помогает экономить топливо, но и обеспечивает автомобилю лучшую производительность в определенных ситуациях. Особенно при обгоне другого транспорта.

Экономия топлива. Так как коробка-вариатор позволяет более эффективно передавать на колеса, это экономит топливо во время движения. В итоге вариатор по сравнению с традиционными трансмиссиями более эффективен. Даже при движении на скорости по шоссе автомобили с бесступенчатой коробкой передач потребляют меньше топлива, чем с АКПП или МКПП.

Простая конструкция вариатора. Общее количество механических частей коробки CVT меньше по сравнению с коробками, оснащенными планетарными передачами. Ведь внутри вариатора используются обычные зубчатые шестеренки, конические шкивы, которые соединены друг с другом цепью или ремнем в зависимости от марки и модели автомобиля.


Во время движения автомобиля в зависимости от скорости транспортного средства шкивы перемещаются по отношению друг к другу. Таким образом, изменяется передаточное отношение. Эта механическая простота устройства вариатора позволила обеспечить автомобилям оптимальную динамику разгона. Ведь, по сути, нет переключений передач при разгоне, соответственно, нет потери скорости при переключении передач.

Более легкий вес коробки. Благодаря своей конструкции коробки CVT (вариатор) чаще легче и компактнее своих традиционных конкурентов (особое преимущество вариатора заметно при сравнении веса трансмиссии с классической автоматической коробкой).

Трансмиссии имеет несколько преимуществ. Но главное преимущество - это, конечно, экономия топлива, достигаемая благодаря простой формуле: чем меньше вес автомобиля, тем меньше расход топлива.

Гладкое переключение передач и динамичный разгон. Любой, кто ездил за рулем автомобиля с механической коробкой передач, знает, что, когда вы выжимаете педаль сцепления для переключения передач, автомобиль ненадолго теряет динамику разгона, а также как бы приседает или даже дергается. В результате разгон авто с МКПП не кажется плавным и комфортным. Вариатор благодаря отсутствию передач легко разгоняет автомобиль без различных потерь, которые неизбежны при физическом переключении передач в обычных КПП.

Минусы вариаторов

Не очень хороший звук. Вариаторы с самого начала имеют один естественный недостаток. Это ужасный звук самой коробки из-за движущегося внутри ремня или цепи. В том числе коробка идеально работает на больших оборотах двигателя. Поэтому многие водители, слыша подобный звук, начинают считать, что их коробка неисправна. Но это не так. Это особенность работы любого вариатора. К этому просто нужно привыкнуть.

При ускорении двигатель работает на максимальных оборотах . Многие жалуются на зависание высоких оборотов двигателя даже при движении на небольшой скорости. Например, часто бывает так, что после разгона остаются даже при снижении скорости. Это также является особенностью работы всех вариаторов. Но это нормально и не является, как полагают многие водители, какой-то недоработкой и несовершенством конструкции.

Вариатор скучен. Многим водителям, несмотря на отсутствие передач, не нравятся вариаторы за их скучный характер. Все-таки больше вариатор подходит для тех, для кого важна экономия топлива, но не мощность, динамика разгона и скорость. Именно поэтому в спортивные автомобили автопроизводители стараются не ставить вариаторы. Многие водители сравнивают вариаторы с тостерами, которыми мы пользуемся, чтобы поджарить хлеб. Ведь этот процесс не вызывает у нас никаких эмоций. Также и автомобили с вариаторами чаще скучны по сравнению с теми машинами, которые оснащены другими видами трансмиссии.

Надежность. Вы заметили, что вариаторы, как правило, устанавливаются на небольшие современные автомобили? Зачастую это компактные легковые автомобили или компактные кроссоверы, которые созданы больше для практичности, чем для спортивности или для перевозки груза. И это не случайность. Дело в том, что вариаторы не способны обрабатывать большой крутящий момент без вреда конструкции трансмиссии.

Дорогое техническое обслуживание. Это один из самых главных минусов вариаторов. Ремонтные расходы для коробок CVT (вариаторов) огромны. Дело в том, что детали для вариатора стоят очень дорого. Кроме того для ремонта вариатора вам нужен будет узкий специалист, разбирающийся в этом виде трансмиссий. К сожалению, хороших специалистов по вариаторам немного. Как правило, несмотря на простоту конструкции вариатора, стоимость ремонта этой коробки может быть даже больше, чем стоимость восстановления автоматической и механической трансмиссии.

Всем нам хорошо знакомы старые добрые механические коробки МКПП, которыми многие из нас до сих пор успешно используют на своих автомобилях. С появлением автоматических трансмиссий водители разделились на два "табора", на тех которые поверил и перешел на АКПП и на тех, кто остался верен старой доброй "механике".

Однако прогресс не стоит на месте и уже через несколько лет автоматические коробки передач начали вытеснять трансмиссии нового поколения, так называемые бесступенчатые коробки передач и ли проще говоря вариаторы. И без того запутанные автовладельцы еще больше стали ломать голову при покупке нового авто, а вопрос согласно статистике самого большого поисковика "рунета" в месяц ищут около 5 000 человек. Учитывая актуальность вопроса, я решил немного разобраться в этом вопросе и помочь тем, кто путается или не знает какая разница между вариатором и автоматом.

Вариатор, variator, CVT (continuously variable transmission) - это бесступенчатая коробка передач или проще говоря - устройство плавно передающее крутящий момент от двигателя колесам. Вариатор расположен между силовым агрегатом и колесами, его особенность в умении плавно и быстро менять скорость вращения ведущего ведомого диска. Вариаторы имеют большую популярность в мотоиндустрии, возможно для многих будет открытием, но на большинстве скутеров, квадроциклов и водных мотоциклов практически всегда устанавливается вариаторная трансмиссия. Вопреки всеобщему заблуждению о том, что вариатор это "ноу-хау" 21-го века, скажу, это устройство отнюдь не ново! Уже в середине прошлого столетия, бесступенчатые коробки передач устанавливали на автомобили и пытались заменить ими стандартные механические аналоги, но история решила по-другому и настоящего успеха и популярности вариатор добился лишь несколько лет назад.

Если говорить о плюсах вариатора, то нельзя не отметить более ровное ускорение по сравнению с АКПП. Разгон автомобиля с вариаторной трансмиссией напоминает набор скорости электрички или троллейбуса, возможно это не самое лучшее сравнение, но лично у меня были именно такие ощущения 🙂 Что характерно, набор скорости стремительный и без рывков или провалов, все что меняется это уровень шума под капотом, чем больше вариатор разгоняется, тем больше шума издает. Если, к примеру, с места «стартонут» два автомобиля, под капотом одного будет "автомат", а другой будет с вариатором, то скорее всего авто с вариатором вырвется вперед уже на старте, т. к. ему не нужно будет тратить время на переключение передач, без которых автоматическая коробка или механическая просто не смогут развить скорость.

"Автоматы " хорошо подходят новичкам, лучше для новичков могут быть только вариаторы. Они менее требовательны к умениям того кто сидит за рулем и простят даже самые глупые ошибки своего хозяина. На светофоре вариатор не заглохнет, а на подъеме вам не нужно бояться, что машина покатится назад и развалит чей-то новенький "Лексус", фразы при троганьи "Не сдал..." или "Не умеешь трогаться!" - вообще не актуальны. Вы всегда плавно и мягко тронетесь как настоящий профи с многолетним стажем. Наличие всего лишь двух педалей, делает риск "перепутать педали" минимальным, хотя то же самое можно сказать и про авто с автоматическими коробками передач.

Многие противники вариатора одним из существенных недостатков этой трансмиссии считают "жужжание", которое постоянно присутствует независимо от скорости движения. "Гурманы", те кто ценит в автомобиле не только вид, но и звук двигателя и выхлопной - сетуют на автомобили с вариаторами, обвиняя их в неестественности и отсутствии "характера". Вариаторные авто, как правило, лишены ярко выраженного «рыка», они работают тихо и спокойно, почти как машинки для гольфа 🙂 Поэтому если для вас важен этот момент, рекомендую обратить внимание на авто с АКПП, а еще лучше на с МКПП, у которых под капотом несколько сотен лошадей и установлена дорогая выхлопная система, умеющая "рычать" в случае необходимости. Лично у меня, было ощущение после первого тестового заезда на авто с вариатором, будто двигатель не работает, а машину просто кто-то стремительно буксирует. Здесь, как говорится, "на любителя", если вы не любите тихой и спокойной езды вариатор вам не подойдет, лучше обратите внимание на заряженную "механику".

Такая особенность вариаторной трансмиссии объясняется особенностью устройства этой коробки. Дело в том, что "умная" электроника настроена таким образом, чтобы не допустить рева мотора и не дать ему работать на пике возможности с максимальными оборотами. Электроника понимает ваше желание ускорится и вовремя оптимизирует работу мотора и трансмиссии, поэтому, давя на педаль газа, вы будете ускоряться, а не засиживаться на одной передач,и издавая дикий рев. Тем, кто не мыслит своей жизни без "механики" в вариаторах предусмотрена функция «типтроника», которая создает эффект переключения передачей как на МКПП. Любителям мощности и высоких скоростей по душе придется функция-аналог «кик-дауна», при которой резкое нажатие педали газа приведет к бешеному ускорению.

Подведем итоги...

Авто с вариатором обладает массой преимуществ, которых лишены АКПП и МКПП, а именно:

  1. Быстрый разгон.
  2. Щадящий режим работы, который способен увеличить срок эксплуатации двигателя, а также другие узлы и агрегаты.
  3. Вариаторы более "экологичны". Уровень выброса вредного CO2 который, содержится выхлопе автомобиля.
  4. Низкий уровень шума, почти в два раза тише по сравнению с авто, в которых установлены обычные коробки.

Среди недостатков этого, на первый взгляд, безупречного устройства можно выделить:

  1. Высокая стоимость ремонта,и острый дефицит "спецов" готовых выполнить такой ремонт.
  2. Вариаторные трансмиссии чаще всего устанавливают на малолитражки со слабыми двигателями.
  3. Обслуживание вариатора гораздо дороже по сравнению с "автоматом", про "механику" и вовсе не может быть и речи. В вариатор заливается специальная жидкость, которая и стоит дороже обычного "масла в коробку" и требует регулярного контроля уровня. Кроме того, жидкость, масло для вариатора должно быть строго указанного типа и марки, так что есть вероятность, что при необходимости заменить его вам придется долго искать.
  4. Есть противопоказания по буксировке машин с вариатором, а также по буксировке вариаторной коробкой другого автомобиля или ТС.
  5. Вариатор зависим от других систем и датчиков, например таких как: датчик скорости, датчик давления, датчик ABS и т. д. Если из строя выйдет какой-то из вышеперечисленных у вас могут быть проблемы, которые повлекут за собой ряд поломок и неисправностей.

Большинство автомобильных экспертов не скрывают, что будущее именно за "роботами" и "вариаторами", т. к. именно над ними регулярно работают автопроизводители, постоянно совершенствуя и модифицируя их. Вариатор можно назвать преемником и наследником всех "автоматов". Что до "механики", то она на мой взгляд будет всегда, т. к. мощные суперкары и АКПП не совсем совместимы. Да и к тому же в спорте "автоматы" или вариаторы не прижились да и не приживутся никогда.

В завершение несколько дельных советов для владельцев автомобилей с вариаторной коробки. Чтобы избежать ремонта бесступенчатой коробки необходимо соблюдать простые правила эксплуатации:

  1. Не допускайте перенагрузок и не нагружайте машину сверх допустимой нормы.
  2. Регулярно следите за уровнем и состоянием масла в вариаторе.
  3. Не стартуйте с места, это не та коробка, с которой такие фокусы проходят бесследно, если вам хочется «попонтоваться» и "подыметь резиной" - купите себе спортивный автомобиль.
  4. Следите за состоянием и работоспособностью датчиков.
  5. В случае, если вы заметите какие-то странные звуки или вещи происходящие с вариатором - без лишних отлагательств обратитесь в сервисный центр или на СТО к квалифицированному специалисту, а не к какому-то знакомому "дяде Васе". И уж тем более не советую делать ремонт вариатора своими руками, даю 99%, что вы его не почините, более того, вы, скорее всего, еще больше усугубите поломку.

На этом у меня все! Свои предложения и размышления на тему, что лучше вариатор или автомат, вы можете изложить в форме комментариев. Буду рад вашим дополнениям и дельным замечаниям. Спасибо за внимание.

Добрый день, сегодня мы расскажем о том, какая автомобильная коробка передач лучше - автоматическая или вариаторная , какова надежность и ресурс узлов, а также, из каких основных компонентов состоят механизмы. Кроме того, расскажем про то, какими преимуществами и недостатками обладают коробки передач автоматического и вариаторного типа, какой интервал обслуживания механизмов следуют соблюдать и какие детали трансмиссий подвержены наибольшему износу в процессе эксплуатации . В заключении поговорим о том, какая автомобильная коробка передач наиболее предпочтительна для городских и загородных условий, а также, чем отличаются трансмиссии друг от друга.



КАКОЕ МАСЛО ЗАЛИВАТЬ В АВТОМАТИЧЕСКУЮ ТРАНСМИССИЮ



АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ПРИНЦИП РАБОТЫ

На сегодняшний день, если отталкиваться от статистики продаж автомобилей оснащенных автоматическими трансмиссиями , разновидностями которых считаются классические автоматы , вариаторы и роботы , то коробки передач с типом действия автомат почти в 2 раза чаще покупаются, нежели конкурирующие механизмы. Если отталкиваться от точных цифр исследований покупательской активности за последние 5 лет, то на рынке стран Таможенного Союза (Россия, Беларусь и Казахстан ) было реализовано покупателям автомобилей с механической коробкой передач - 45 процентов , с автоматами - 30 процентов , с вариаторами (CVT ) - 15 процентов и с роботизированной трансмиссией - 10 процентов . Что касается коробок роботов , то буквально за последние годы продажи машин с такой трансмиссией удвоились , причем такие механизмы все чаще можно встретить на отечественных Лада Веста , Иксрей , Приора и Гранта .

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ: ОСОБЕННОСТИ, НЕИСПРАВНОСТИ, РЕСУРС, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ


Как и когда появился первый автомат? Считается, что первая коробка передач автоматического типа появилась в судостроении в начале 20 века в Германии. Ее изобретателем стал немецкий ученый, Карл Феттингер , именно он первым предложил использовать гидродинамическую передачу, которая позволила объединить работу двигателя и трансмиссии , что привело к эффективному раскручиванию винта корабля. Благодаря данному изобретению на свет также появился такой элемент коробки передач, как гидромуфта , которая на сегодняшний день считается одним из ключевых элементов современного автомата .

Что касается автомобилей, то первые транспортные средства, которые стали оснащаться такой трансмиссией были американские машины "Олдсмобиль " и произошло это событие в 1939 году . Первые коробки передач назывались "Гидроматик " и до сегодняшнего дня их конструкция почти не изменилась. Справочно заметим, что любой современный автомат имеет в своем оснащении два ключевых узла - это редуктор и гидротрансформатор .


Такой элемент автоматической коробки передач, как гидротрансформатор заменяет собой сцепление . Задача данного узла заключается в том, чтобы переключение передач в коробке происходило без рывков , то есть плавно . Редкутор же в свою очередь включает в себя пары шестерен , которые находятся в постоянном зацеплении друг с другом. Благодаря такой "плотной " конструкции , современный автомат представляет из себя компактный механизм , который оснащается определенным количеством ступеней . Справочно заметим, что до недавнего времени большинство автомобилей были заднеприводными и как правило, оснащались всего 2-3 передачами в автомате , что вполне хватало для оптимального передвижения. Однако на современном этапе автомобилестроения, большинство автомобилей наоборот имеют передний привод , что поспособствовало увеличению скорости , поэтому количество передач стало большим, начиная от 4-х и заканчивая 8-ю ступенями .


Что касается технической составляющей, то автомат уже испытан годами и на сегодняшний день доведен практически до своего совершенства. Технически - акпп является достаточно прочной системой , которая зарекомендовала себя в основном только с положительной стороны . Как работает автомат? Как мы знаем движение любого автомобиля основывается на крутящем моменте , который передается от силовой установки. В автомате, крутящий момент передается благодаря гидротрансформатору , в котором отсутствует жесткое зацепление и механизм функционирует от давления трансмиссионной жидкости. Таким образом, получается, что раз в системе нет жесткого зацепления , следовательно и ломаться здесь почти нечему . Однако в строении автомата имеются валы с планетарной передачей и диски с фрикционами , изготовленные из стали , которые находятся в постоянном в движении.



Такие элементы, как фрикционы по своим функциям схожи со сцеплением в механической коробке передач . Благодаря им, во время сжатия или разжатия , подключаются нужные муфты , которые на тот или иной момент соответствуют определенным передачам . Кроме вышеописанных деталей, автомат включает в свой состав специальный насос высокого давления , а также гидроблок . В действительности элементов в автоматической трансмиссии намного больше и мы говорим лишь об основных ее компонентах , которые участвуют в непосредственном функционировании системы.



Какие детали в автомате наиболее подвержены поломкам? Большинство поломок в автомате и вариаторе происходят из-за неправильной эксплуатации и несвоевременного обслуживания узла. Для автоматических трансмиссий самое главное - это соблюдение регламента обслуживания . В том случае, если на автомат просто "забить " и не менять масло ATF после большого пробега, например более 100 тысяч километров , то зачастую это приводит к тому, что засоряется гидроблок , радиатор и фильтры . В конечном счете все это приводит к тому, что масляный насос перестает держать оптимальное рабочее давление в системе, из-за чего фрикционы на стальных дисках начинают прокручиваться , что приводит в пробуксовке или как говорят автомеханики автомат начинает "пинаться " или " буксовать ". В самом запущенном состоянии , передачи трансмиссии могут просто не включаться или дергаться в процессе езды. В конечном итоге, результат у всех автоматов один - они уходят на аварийный режим .




Вот поэтому большинство специалистов настоятельно рекомендуют перед покупкой поддержанного автомобиля в первую очередь проверять на износ автомат и его компоненты. Есть даже такое правило , которое помогает определить степень износа . Касается оно запаха трансмиссионной жидкости. В том случае, если масло автомата пахнет гарью , то это свидетельствует о том, что фрикционы пригорели и находятся в сильно изношенном состоянии . Поэтому при наличии постороннего запаха в коробке, лучше отказаться от покупки такого автомобиля. Кроме того, если, трансмиссия сильно запущена , то неисправностей в ней может быть большое количество, начиная от планетарных шестерен и заканчивая фрикционными накладками гидротрансформатора . Справочно заметим, что каждый автомат имеет свои нюансы , поэтому поломки и степень износа у деталей той или иной модели трансмиссии могут различаться.



Какой ресурс автомата? В том случае, если трансмиссия эксплуатируется и обслуживается в соответствии с регламентом производителя , то ресурс узла может составлять не менее срока службы силовой установки автомобиля. Как рекомендуют автомеханики, если производить смену трансмиссионной жидкости каждые 40-50 тысяч километров пробега , то автомат способен пройти 350-400 тысяч километров , причем это относится в основном к 4-ем ступенчатым моделям . Справочно заметим, что по мнению специалистов, именно 4-ех ступенчатые коробки передач считаются самыми надежными , в особенности японских производителей .



Для того, чтобы продлить срок службы автомата , необходимо придерживаться определенных правил : во-первых , осуществлять смену рабочей жидкости не позже 1 раза в 60 тысяч километров пробега , а лучше еще чаще (справочно : необслуживаемых автоматов нет, не стоит верить дилерам ); во-вторых , вместе с трансмиссионной жидкостью, нужно менять масляный фильтр; в-третьих , желательно промывать радиатор трансмиссии при каждой смене масла и фильтра; в-четвертых , чистить поддон и магниты трансмиссии от продуктов износа в виде металлической стружки. Благодаря этим простым правилам , ресурс автомата можно увеличить в среднем на 10-15 процентов от тех значений, которые указываются производителем.


Преимущества автомата :


- Простое и понятное управление транспортным средством, то есть нет нужды каждый раз при переключении передач тянутся за селектором коробки, так как все происходит в автоматическом режиме;

Высокая надежность конструкции при должном обслуживании и эксплуатации, причем значительно большая, чем у вариатора;

Ремонтопригодность на высоком уровне, так как система уже давно изучена большинством автомехаников;

Требования к трансмиссионной жидкости ниже, чем у вариатора и стоит значительно дешевле;

Меньше электрики в системе в среднем на 25-30 процентов , чем у вариатора. В основном все работает на механике;

Большие интервалы обслуживания, чем у вариатора. В среднем замена масла в узле происходит 1 раз в 60-80 тысяч километров пробега .



Недостатки автомата :


- Разгонная динамика хуже, чем у вариаторной и механической коробок передач;

Самый низкий коэффициент полезного действия среди конкурирующих видов трансмиссий, из-за того, что в автомате отсутствует жесткое зацепление с силовой установкой и процесс функционирования осуществляется при помощи гидротрансформатора под давлением технической жидкости. Кстати из-за этого у такой трансмиссии в системе имеются передачи;

Наличие толчков в момент переключения скоростей, из-за наличия передач;

Объем трансмиссионной жидкости необходимый для замены в автомате может составлять от 8 до 15 литров , у вариатора от 5 до 8 литров , а у механики, всего от 2 до 4 литров масла;

Самый большой расход топлива по сравнению с вариатором, роботом и механикой. все это из-за того, что у системы самый низкий коэффициент полезного действия.



Таким образом, коробка передач автоматического или гидратрансформаторного типа является достаточно надежным и проверенным временем узлом. Однако положительные стороны автомата перекрывают такие недостатки , как низкий коэффициент полезного действия , повышенный расход топлива , слабая динамика и толчки в момент переключения передач (справочно : на 6-ти скоростных автоматах, толчки практически незаметны ). Однако, если правильно обслуживать данную коробку передач и заливать только качественные жидкости , то можно не волноваться о ресурсе узла.

ВАРИАТОРНАЯ ТРАНСМИССИЯ: ОСОБЕННОСТИ, НЕИСПРАВНОСТИ, РЕСУРС, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ


Официальное название вариаторной трансмиссии - CVT , что при расшифровке означает Сontinuosly Variable Transmission . Как считают некоторые автолюбители, вариатор появился на свет позже других типов трансмиссий. Однако это в корне не верно. Так как сам по себе принцип работы вариатора был описан еще в 15 веке известным изобретателем на то время - Леонардо Да Винчи . Принцип действия вариатора основан на двух конусах , которые направлены в разные стороны друг относительно друга, а между ними натянут ремень . Вот именно такую конструкцию и изобрел Да Винчи , кстати такая система была перенята с ветряных мельниц. Но как мы понимаем, вариатор не был создан в 15 веке, так как для этого просто не было возможностей.

Как таковой данный тип трансмиссии постепенно начал из теории переходить в практику только в середине 19 века, когда его стали использовать на промышленных станках. И только в 1957 году голландский конструктор Хуберт Ван Доорн , решил перенести конструкцию вариатора со станков в автомобилестроение. Ван Доорн считается первым на планете человеком, который создал бесступенчатую трансмиссию , которую он назвал Variomatic . Справочно заметим, что данный вариатор с 1959 года стал устанавливаться на небольшие грузовики компании DAF . Как правило, автомобили оснащались малыми объемами силовых установок: 0,6 - 1,2 литра . Благодаря высокой эффективности трансмиссии, система Ван Доорна получила множество положительных отзывов на то время и автопроизводители взяли на вооружение бесступенчатый вариатор для своих моделей .



Что касается технической составляющей, то вариатор также, как и автомат относится к одной из разновидностей автоматической трансмиссии . Главное отличие вариатора от автомата - отсутствие скоростей или передач . Правда в некоторых современных вариаторах (пример : CVT X-Tronic JF015E от Jatco ) имеют так называемые виртуальные передачи , благодаря чему водитель может производить переключения скоростей при переводе селектора коробки в разные положения.

Строение вариатора до боли простое и основано на 2-ух шкивах (ведущем и ведомом ), которые располагаются друг напротив друга и соединяются ременной передачей , как правило, при помощи металлического трапецивидного ремня . Что касается конусов такой коробки передач, то они не цельные , как было первоначально, а в виде сдвижных половинок . Принцип работы вариатора основан на ведущем шкиве , который находится в раздвинутом состоянии. Приводной ремень в свою очередь осуществляет движение по малому диаметру, опираясь своими гранями на поверхность шкивов . Справочно заметим, что если шкив находится в сдвинутом положении , то ремень будет вращаться по большому диаметру , в следствии чего образуется максимально возможное передаточное число , которое соответствует первой передаче .



Также отметим, что когда происходит сдвижение шкивов , то осуществляется плавное уменьшение передаточного числа, что обеспечивает так называемое переключение передач . Интересным нюансом вариатора является тот факт, что передаточные числа практически полностью соответствуют показателям классического автомата , хотя опять же заметим, что ступени в системе, как таковой отсутствуют . Благодаря такому специфическому принципу действия, вариатор в плане эффективности между силовой установкой и колесами, имеет лучший коэффициент полезного действия . Все это благодаря тому, что передача крутящего момента от мотора на трансмиссию , а затем на колеса ,передается механическими усилиями , то есть жестким способом , а не при помощи давления технической жидкости.



Какие детали в вариаторе наиболее подвержены поломкам? В отличие от автомата , вариатор очень требователен к эксплуатации и обслуживанию . Трансмиссионная жидкость в обязательном порядке в вариаторе меняется каждые 60 тысяч километров пробега , а то и чаще. В противном случае, если не менять согласно регламенту масло, могут появится очень серьезные проблемы с компонентами системы. Как правило, при наплевательском отношении к вариатору ,первым делом забивается гидроблок с масляным насосом , которые в последствии не могут нагнетать оптимальное давление масла в системе. Из-за этого валы не могут должным образом зажимать и разжимать приводной ремень , что приводит к его пробуксовке . Когда начинает буксовать ремень , то это приводит к его ускоренному износу , из-за чего в последствии может произойти обрыв элемента. В случае обрыва ремня , вариатор моментально разрушается и на этом его жизнь оканчивается, причем восстановлению , как правило, он уже не подлежит . Кроме того, нередко в вариаторах происходит стирание зеркальной поверхности валов , что также влияет на ресурс ремня . Ну и нельзя забывать про кучу не надежной электроники , которой управляется современный вариатор .


Каков ресурс вариатора? Говоря про срок службы вариатора всегда нужно помнить про своевременную замену трансмиссионной жидкости, так как от этого действия напрямую будет зависеть живучесть трансмиссии. Зачастую при нарушении автовладельцем регламента обслуживания вариатора , его жизнь может подойти к концу уже на 90-100 тысячах километров пробега . Однако кроме масла , внимание также стоит уделять приводному ремню , который, как правило, меняется на 130-150 тысячах километров . Если проглядеть замену приводного ремня , то дело может кончиться его обрывом , а это уже замена всего вариатора . Как утверждают автомеханики, вариатор - это трансмиссия , которая всегда будет держать в тонусе своего владельца. Максимальный ресурс современных вариаторов в среднем составляет около 250-280 тысяч километров пробега .




Преимущества вариатора :


- Хорошая динамика разгона, в сравнении с классическим автоматом;

Уменьшенный расход топлива, в сравнении автоматом гидротрансформаторного типа (справочно : расход меньше на 9-14 процентов);

Отсутствие передач, следовательно нет рывков при переключении скоростей, что дают плавность и динамичность при передвижении;

Высокий коэффициент полезного действия, в сравнении с автоматом, показатель у вариатора выше в среднем на 6-9 процентов;

Простое управление автомобилем, а также требуется меньше времени на прогрев узла до рабочей температуры.




Недостатки вариатора :


- Механизм считается сложным в ремонте, так как не многие автомеханики хорошо знакомы с конструкцией некоторых моделей, поэтому обращаться при поломках или обслуживании придется к официальным дилерам, что влетит в копейку автовладельцу;

Необходимость частой замены трансмиссионной жидкости и гибкого приводного ремня механизма, что является не дешевой процедурой;

Много электроники в системе и в случае ее выхода из строя, придется обращаться на специализированные станции техобслуживания или к дилерам, что опять же дорого;

Трансмиссионная жидкость используется только специальная, с высокими допусками, которая априори дешево стоить просто не может и менять ее нужно, как можно чаще.



Дек что же лучше - автомат или вариатор? Исходя из технических особенностей в плане принципа действия , динамики , плавности хода и расхода топлива , то вариатор однозначно лучше автомата . Но, как только дело касается обслуживания и ремонта , то вариатор - это сплошная головная боль для автовладельца. Автомат считается более изученным относительно ремонтопригодности , его можно быстрее и дешевле починить , восстановить , а также доработать . Однако в одном обе трансмиссии схожи , если машина покупается поддержанной , то диагностику нужно делать обоих механизмов.



Видео обзор: "Автомат или вариатор - что лучше. Надежность, неисправности, ресурс, плюсы и минусы"


В заключении отметим, что не важно, какая трансмиссия установлена в покупаемом транспортном средстве, если оно приобретается новым у дилера . Зачастую в процессе эксплуатации нового автомобиля, при появлении тех или иных неисправностей , все закрывает гарантия производителя. Однако все наоборот, если машина покупается с рук, то есть с пробегом , например после гарантийного периода , который зачастую составляет 100 тысяч километров . В этом случае, более предпочтительней смотрится автомат , так как его легче и дешевле починить , в случае появления поломок . Кроме того, ресурс классических автоматов , как правило, на 25-30 процентов больше , нежели вариаторов .


БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ. ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Многие люди часто спорят и не могут определиться, что лучше: автомат или вариатор. Обе указанные коробки передач совершают автоматическое переключение скоростей, но каждая из них имеет свои особенности. Они заключаются не только в том, как автомобиль с ними управляется и двигается, но и в характерной для каждого типа КПП принципе строении конструкции. Поэтому с целью определения того, что лучше — вариатор или автоматическая коробка передач, — стоит разобрать каждый из вариантов отдельно.

Такая КПП относится к ступенчатым планетарным моделям, которые подключаются к силовой установке посредством гидротрансформатора. Здесь процесс выбора, а также переключения передачи происходит гидромеханически. В современных моделях за этот процесс отвечает электроника, которая определяет, на какой скорости в данный момент должна работать коробка. При этом число ступеней постепенно увеличивается. Так, если ранее стандартным был 4-ступенчатый агрегат, то сегодня выпускают автомобили, оборудованные уже 9-ступенчатыми моделями.

Современные КПП делают управление автомобилем более комфортным

Устройство

АКПП представляет собой классический гидротрансформатор, который был изобретен еще в начале прошлого века. Современные модели такой коробки включают в себя следующие элементы:

  1. Гидромуфты. Подобный агрегат необходим для обеспечения передачи, а также преобразования крутящего момента, идущего от двигателя непосредственно к редуктору. Находится он на маховике силовой установки.
  2. Планетарный редуктор. Именно он в АКПП отвечает за переключение передач, а также скорость, с которой движется автомобиль.
  3. Механизма гидравлического управления. Контролирует правильность функционирования планетарного редуктора.

Существует несколько типов «автоматов», отличающиеся в основном системой управления трансмиссией. Так, в первом случае применяется электроприбор, а во втором для этого используется специальное гидравлическое устройство. Иные части при этом практически полностью идентичны. Отличаются также модели АКПП по типу привода передний либо задний. В первом случае трансмиссия более компактна, а также имеет внутри корпуса специальное отделение, предназначенное для основной передачи.

Принцип работы

Функционирование автоматической коробки происходит по принципу передачи крутящего момента, поступающего от коленвала на остальные механизмы трансмиссии. Выглядит это так:

  1. Сначала силовая установка раскручивает маховик, где надежно закреплена ведущая турбина.
  2. После этого усилие передается уже непосредственно на первичный вал коробки передач. Здесь посредством шестеренок меняется само передаточное число. За счет фрикционных муфт происходит задействование необходимых секций, обеспечивающих корректный режим функционирования силовой установки. Чтобы при переключениях скоростей снизить нагрузку, применяют обгонные муфты.
  3. Процесс управления фрикционами происходят благодаря гидросистеме, которая сжимает нужный пакет фрикционов. Это задействует соответствующую секцию шестеренок, которые с ним соединены.

Все давление в такой трансмиссии обеспечивается гидронасосом. В современных моделях «автоматов» процесс управления гидроприводами обеспечивается при помощи золотников, чье перемещение происходит благодаря соленоидам. В более простых моделях АКПП управление происходит посредством акселератора, а также центробежного регуляторного давления.

Преимущества и недостатки

Стоит сказать о положительных сторонах такой КПП:

  1. Возможность автоматического переключения передач при достижении предельных оборотов двигателя.
  2. Защита силовой установки от перегрузок.
  3. Наличие всего 2 педалей: тормоз и газ.
  4. Недорогой ремонт (относительно вариатора).
  5. Продолжительный эксплуатационный ресурс.

Автоматическая коробка передач

К отрицательным сторонам относится:

  1. Значительный вес агрегата.
  2. Низкая приемистость (касается классических гидромеханических моделей).
  3. Невозможность отбуксировать автомобиль, требует только эвакуации.
  4. Более высокий расход топлива.
  5. Нет возможности тормозить двигателей, пока включен режим «D».

Вариатор

Подобная коробка передач также считается автоматической, однако, её принцип работы состоит в том, чтобы плавно и непрерывно изменять передаточное число. Важно помнить, что бесступенчатый вариатор не имеет классического переключения скоростей, которые присутствуют у обычного «автомата». В результате главное отличие для водителя – это зависание оборотов двигателя, сопровождающиеся плавным набором скорости. Здесь полностью отсутствуют толчки в процессе старта с места, а также в процессе разгона.

Устройство

Что касается составных частей агрегата, то основными элементами в нем является:

  1. Устройство, отвечающее за отсоединение коленвала, а также трансмиссии.
  2. Гидротрансформатор.
  3. Блок управления, задачей которого считается контроль передачи момента и процесса ускорения автомобиля.
  4. Механизм автоматического сцепления.
  5. Специальный агрегат заднего хода, а также планетарный редуктор, необходимые, чтобы обеспечить конструкции трансмиссии возможность движения машины назад.

Принцип работы

Важной отличительной чертой от классического автомата является отсутствие зубчатых шестерней, в результате чего нет четкого количества передач. Здесь между валами для разгона происходит изменение толщины без необходимости совершения дискретных шагов. Набор скорости обусловлен увеличением диаметра изгиба, который имеется у конусов. В результате, когда ведущий ремень совершит 2 оборота, то следом ведомый вал может прокрутиться 10 раз. Подобные изменения позволяют разгоняться до высоких скоростей. Есть также и обратный эффект, когда при 10 оборотах основного вала, совершается только 2 ведомым. Подобная ситуация позволяет трогаться с места, заезжать на крутую горку, а также тянуть за собой большие грузы.

Корректность работы такой коробки обеспечивается бортовым компьютером. Именно электроника отвечает за изменение положения шкивов, что контролируется множеством датчиков.

Преимущества и недостатки

Говоря о положительных сторонах подобного агрегата, следует отметить следующие качества:

  1. Плавность набора скорости без рывков и переключений.
  2. Экономия топлива.
  3. Отсутствие отката назад на подъемах.
  4. Наличие всего 2 педалей.
  5. Низкая шумность работы.

Схема вариатора

Но существуют и определенные отрицательные стороны:

  1. Невозможность продолжительное время работать на высоких оборотах и предельной мощности.
  2. Требуется более частая замена масла и фильтров.
  3. Дополнительно требуется заливка в коробку специальной жидкости, от которой зависит функционирование ремня.
  4. При грубой эксплуатации быстрее изнашивается и ломается.
  5. Мощность двигателя, с которым работает такая трансмиссия, не может превышать 220 л. с.
  6. Трудность и дороговизна ремонта.
  7. При выходе из строя одного из датчиков – это приводит к некорректной работе коробки и требует ремонта.

Что лучше — автомат или вариатор

Рассматривая, что лучше для кроссовера или седана — вариатор либо автомат, следует учитывать ряд их особенностей:

  1. В коробке CVT требуется чаще осуществлять замену масла, которое к тому же имеет более высокую цену.
  2. Автомат расходует больше топлива, нежели вариатор.
  3. Эксплуатация и ремонт CVT существенно дороже классического автомата.
  4. Вариатор более чувствительный механизм, поэтому чаще ломается и не может использоваться в тяжелых условиях и для бездорожья.

Если же говорить о том, какая коробка передач лучше по отзывам владельцев, то большинство однозначно выберет классический автомат. Это обусловлено меньшими затратами, которые требуется на его содержание.

Как выбрать

Грамотный подход позволит выбрать автомобиль с качественной КПП. Так, важно учитывать следующие параметры агрегатов:

  1. Расход топлива.
  2. Вес и габариты конструкции.
  3. С какой частотой требуется проводить замену технических жидкостей, а также сколько ей «сжирается» коробкой.
  4. Надежность модели, частота требуемых ремонтов и наличие «болевых точек» в КПП.
  5. Условия эксплуатации, в которых возможно использовать ту или иную коробку передач.

В современном автомобилестроении разработки новых узлов и агрегатов позволяет улучшить эксплуатационные качества транспорта. Однако порой создание новых моделей коробок передач приводит к снижению их ресурса и повышению затрат на содержание автомобилей. В результате люди не могут определиться, какую машину им выбрать, с автоматом, вариатором либо иной КПП.

Автоматическая коробка передач (АКПП) или коробка-автомат — одна из наиболее популярных типов трансмиссии на сегодняшний день . Использование АКПП дает возможность уменьшить количество агрегатов управления машиной, облегчить ее вождение.

АКПП содержит:

— насос рабочей жидкости;

— системы охлаждения рабочей жидкости;

— узел управления и контроля;

— гидротрансформатор, ответственный за плавность хода.

Дополнительно идут главная передача и дифференциал. Передача вращения происходит при блокировке элементов планетарного ряда, которую обеспечивает муфта. Муфты и тормоза взаимодействуют за счет гидроцилиндров. Обгонная муфта не дает водилу вращаться обратно.

АКПП имеет электронную систему управления, которая содержит распределительный модуль, входные датчики, рычаг селектора и электронный блок управления КП (ЭБУ).

ЭБУ распределяет сигналы датчиков на модуль управления. Он учитывает метод определения точек перехода на нужную передачу. Роль управления выполняет рычаг переключателя, положением которого обуславливается режим работы.

Основные режимы АКПП:

Р – парковка;

R – задний ход;

N – нейтральная;

D – ход;

S – спорт.

Нестандартный режим «Кик-даун » обеспечивает мгновенное ускорение.

Типтроник также является дополнительным режимом на АКПП – это возможность переключения передач вручную в сторону увеличения.

Для долговечной и правильной работы АКПП стоит придерживаться установленных правил:

  1. АКПП не переносит пробуксовку колёс, нужно постараться не допускать ее. Во избежание проблем многие модели оснащены антипробуксовочной системой (АБС).
  2. Переключать на нейтральную передачу в исключительных случаях.
  3. Буксировка крайне негативно влияет на состояние АКПП. На автомобиле с данной трансмиссией нежелательно использование прицепа.
  4. Запрещается заводить «с толкача». Попытка сделать это мгновенно ведет к поломке коробки.
  5. Автомобиль с АКПП не желательно буксировать на тросе – такой запрет, пожалуй, самый дискомфортный для автовладельцев. Это связано с тем, что функционал АКПП устроен так, что все агрегаты должны постоянно быть погружены в жидкость. В противном случае происходит осушение, что негативно сказывается на износе отдельных механизмов и работе коробки в целом. Даже несмотря на то, что в инструкции указано минимальное разрешенное расстояние буксировки 20-30 км, при расстоянии больше 5 км стоит воспользоваться эвакуатором.

Плюсы и минусы

Что можно сказать об АКПП в итоге?

В целом, это многофункциональный и удобный агрегат, несомненно, привносящий комфорт в управление автомобилем путем распределения крутящего момента на ведущие колеса. В свою очередь, требующий особого бережного отношения и соблюдения некоторых правил эксплуатации.

То, что даже начинающему водителю легко управлять автомобилем с АКПП и ориентироваться при движении с частыми остановками – несомненно один из плюсов данной трансмиссии.

К минусам АКПП стоит отнести сложность, низкий КПД и накладность. К тому же она имеет ограниченный ресурс и сомнительную надежность. Однако рейтинг автоматов увеличивается с каждым годом, о чем говорит покупательский спрос.

Вариатор: общая характеристика

По большому счету, вариатор (CVT - continuously variable transmission) представляет собой подвид АКПП. И автомобиль с данной коробкой передач на первый взгляд идентичен АКПП. Но принцип работы вариатора совсем иной. В нём отсутствуют фиксированные передачи в принципе . За счет этого переключение происходит плавно, без толчков.

Функционал CVT есть непрерывное изменение передаточного числа соответственно разгону и замедлению автомобиля.

Вариатор представляет собой бесступенчатую фрикционную трансмиссию. Шкивы, вращающиеся навстречу, сведены ремнем клинового сечения. Главная передача с помощью вала сопряжена с двигателем, ведомая - отвечает за колеса.

Чем больше один шкив соприкасается, тем меньше радиус касания у другого. Таким образом автомобиль с CVT ускоряется и тормозит.

Вариатор также включает:

  • устройство обратного хода;
  • промежуточное звено, сопряженное с двигателем;

Плюсы и минусы

Итак, что же можно сказать о вариаторе?

Бесспорно, что плюсов и преимуществ в данном типе трансмиссии достаточно много. Это плавный ход, высокая экономичность расхода топлива при неплохой динамике.

Но и минусы, к сожалению, имеют место быть. Это сравнительно небольшая мощность двигателя, дорогое обслуживание и ремонт, специальная трансмиссионная жидкость, уникальная технология ее замены, которая на порядок дороже чем для КП других типов.

При поломке вариатор скорее заменяют на новый, учитывая нерентабельную дороговизну ремонта, а также отсутствие комплектующих и квалифицированных мастеров.

Несмотря на минусы вариаторы приобретают все большее распространение на автомобилях разного класса. К тому же цены на них порой лояльнее, чем на АКПП последнего поколения.

Различия АКПП и CVT

Преимущества АКПП перед CVT:

  • архивация данных о работе эффективных агрегатов, применение их на практике;
  • получение информации по поломкам, отработанный и понятный алгоритм ремонта;
  • оптимальная ценовая политика сервисного обслуживания, в основном ремонтопригодность;
  • приемлемая стоимость расходных материалов, альтернативные запчасти;
  • рев двигателя.

Владельцам авто с вариатором следует иметь в виду следующие моменты:

  • исключена практика агрессивной манеры вождения и высокая скорость;
  • крайне нежелательна буксировка также нежелательна пробуксовка;
  • обязательно производить прогрев перед стартом при минусовых температурах.

Преимущества CVT перед АКПП:

  • оптимизация расхода мощности мотора, щадящая работу привода, продление ресурса его использования;
  • экономичность (расход топлива);
  • экологичность;
  • плавность хода автомобиля.

Существенное отличие в работе агрегатов состоит в том, что в АКПП в момент переключения передач случается снижение тяги за счет кратковременного разрыва сцепления (0,25 секунд на 1 ступень). Как следствие потери мощности на доли секунд падает скорость, и ощущаются толчки.

В вариаторе такого свойства в принципе нет. ЭБУ оптимизирует обороты, подаваемые на коленчатый вал, соответственно нагрузке.

Что выбрать: АКПП или вариатор?

При осуществлении выбора типа трансмиссии автомобиля важно учитывать такие параметры как

  1. Манера вождения.
  2. Возраст автомобиля.

Несомненно стоит выбрать вариатор на новой машине. Это удобно и практично. С вариантом подержанной коробки необходима внимательность. Износ есть даже в том случае, если при эксплуатации соблюдались все правила.

  • не приверженец агрессивной езды, аккуратный и спокойный водитель;
  • возьмет за правило соответственно рекомендациям регулярно технически обслуживать КП.
  • тем, кто любит скорость и быстрый старт;
  • для апгрейда к мощному мотору.

Независимо от предпочтений типа КП главным критерием в оценке вождения выступает опыт и виртуозность водителя. Кто-то не может без рыка двигателя, другие предпочитают комфортную тишину.

Однозначного ответа нет, очевидно, что выбор зависит от многих составляющих.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...