Церковь максима исповедника на варварке. Храм Максима Исповедника (Краснотурьинск)

Церкви в ряд

В день 870-летия города на месте разобранной гостиницы «Россия» открылся парк «Зарядье», и храмы по Варварке на его фоне будто обрели новую жизнь. Избавленные от давления массивного здания отеля, пережившие затянувшийся период строительства, они заиграли свежими красками и подарили ощущение простора.

1. Церковь святой Варвары

В начале Варварки стоит дивный храм великомученицы Варвары, давший имя и самой улице. Предположительно он существовал еще в XIV веке немного южнее современной церкви. В 1514 году на средства известных в то время богатых приезжих гостей Василия Бобра с братьями его Феодором Вепрем и Юшкою Урвихвостом под руководством итальянского зодчего Алевиза Фрязина выстроено каменное здание. В 1796–1801 годах храм перестраивается по проекту Родиона Казакова.

В 1812 году французы использовали его под конюшню, богатейшая ризница церкви была разграблена, с икон сняты оклады и ризы. Здание сильно пострадало и было восстановлено в 1820-х годах. В 1920-х годах церковь была перестроена и закрыта. В 1965–1967 годах ее отреставрировали, восстановив под руководством архитектора Г.А. Макарова колокольню.

Адрес: ул. Варварка, д. 2


2. Храм Максима Блаженного

Блаженный Максим был похоронен в 1434 году на Варварке возле церкви, прежде освященной во имя благоверных князей Бориса и Глеба. В 1547 году его канонизировали. В конце XVII века после пожара возведена новая, каменная церковь святого Максима Исповедника, основной придел которой освящен во имя святого блаженного Максима.

Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 году. Новое здание, построенное в 1698–1699 годах, включило в себя часть одноименного храма 1568 года. После пожара 1737 года храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города.

В 1827–1829 годах вместо прежней звонницы возвели новую двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих вверх ярусов с куполом, завершенным шпилем. В 1930-х годах храм был закрыт, обезглавлен и разорен. В 1965–1969 годах реставрировался (арх. С.С. Подъяпольский).

Адрес: ул. Варварка, д. 4


3. Собор иконы Божией Матери «Знамение»

Знаменский собор – главный храм бывшего Знаменского монастыря – построен в 1679–1684 годах архитекторами Ф. Григорьевым и Г. Анисимовым в старых русских традициях на месте церкви Афанасия Афонского. Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские солдаты разграбили монастырь, однако здание собора тогда не пострадало. В нижнем храме во время оккупации даже было разрешено проводить богослужения. К 300-летию дома Романовых собор был отреставрирован.

После 1923 года монастырь закрыт, его здания приспособлены под жилье. К началу 1960-х годов здание подворья и конюшни были снесены, а оставшиеся постройки находились в аварийном состоянии. Но в связи со строительством гостиницы «Россия» в 1963–1972 годах проведены реставрационные работы, получившие продолжение в 1980-е годы. Долгое время в здании храма был концертный зал.

Адрес: ул. Варварка, д. 8

4. Храм Георгия Победоносца

Построен в 1657 году (на фундаменте сгоревшего в 1639 году древнего храма), колокольня и трапезная – в 1818 году. В конце 1920-х годов церковь была закрыта и использовалась различными учреждениями. Храм возвращен Церкви в 1991 году.

Адрес: ул. Варварка, д. 12


5. Церковь зачатия св. Анны, «что в углу»

Одна из древнейших церквей города. Первое упоминание о ней относится к 1493 году. Закрыта в 1920-е годы, передана Церкви в 1994 году. Существующее здание возникло в середине XVI века. Своим нынешним обликом обязано послевоенной реставрации (архитектор Л.А. Давид).

В Покровском соборе на Красной площади хранится 30-пудовый колокол с колокольни церкви Зачатия Анны (снесена во время реставрации и не восстанавливалась). Он был отлит в 1547 году во Франции и приобретен в 1610 году московским купцом М.Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из церкви, но позднее выкуплен и возвращен князем Пожарским.

Адрес: Москворецкая наб., д. 3

Подготовил Иван Дмитров
Опубликовано: сентябрь, 2017 г.

Церковь Максима Блаженного на Варварке

Варварка, затем ул. Разина, с 1990 г. вновь Варварка, 4

"Первоначальная церковь с главным престолом Бориса и Глеба стояла здесь, вероятно, со второй половины XIV в. (судя по данным археологии, южнее существующей) и возникла, видимо, как домовый храм богатой усадьбы купцов-сурожан. В 1434 г. в ней был похоронен московский юродивый Максим Блаженный, в честь которого был устроен придел, и церковь получила второе, ставшее более популярным имя".

"До нынешней церкви здесь стоял каменный храм 1568 г., который в свою очередь был сооружен на месте деревянного храма нач. XV в. Существующая церковь, таким образом, третья, построенная на этом месте. Деревянный храм назывался во имя Бориса и Глеба. Он впервые упоминается в летописи под 1434 г. в связи с погребением в нем известного в Москве юродивого Максима: "Ноября 12 преставился раб Божий Максим, иже Христа ради уродивый, положен бысть у Бориса и Глеба на Варварской улице, за торгом, а погребен бысть неким мужем благоверным Федором Кочкиным". Двор Федора Кочкина одно время служил ориентиром церкви: так, в грамоте 1460 г. она названа "у Кочкина двора". Каменный храм 1568 г. имел другое название - Максима Исповедника, видного деятеля церкви VI-VII вв., а название "Борис и Глеб" перешло к приделу церкви. Существующая церковь 1698-1699 гг. имеет третье название - Максима Блаженного - в честь упомянутого выше юродивого. Существующая колокольня сооружена в 1827 г. взамен разобранной старой; она состоит из двух ярусов, верхний - звонница, нижний - вход в храм. Архитектура церкви имеет черты, типичные для храма конца XVII в.".

"Главный престол Максима Блаженного, придел Максима Исповедника пристроен в 1699 г." с юга.

"...206 году октября 21... Новопостроенной церкви Максима Исповедника, что на Варварском крестце..." В самом конце XVII в. два богатых гостя-купца - костромской Максим Шаровников и московский Максим Верховитинов - вместо прежнего выстроили новое здание церкви. Оно было освящено в начале 1698 г. (по старому летоисчислению 7206 г.). Главная церковь посвящена Максиму Блаженному - юродивому, который в 1434 г. был похоронен в существовавшей на месте церкви Максима церкви Бориса и Глеба. С этого времени, по устроенному вновь приделу, посвященному Максиму Блаженному, церковь и получила свое название. Известно, что в начале XVI в. каменное здание церкви, которое не дошло до наших дней, строил сурожанин Василий Бобр с братией. Есть сведения, что церковь горела в 1676 г. и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной - матерью Петра I. В те времена при возведении нового здания редко полностью уничтожали предыдущую постройку, стремились возможно больше сохранить и использовать старые фундаменты, стены. Иногда в новое сооружение составной частью входят целые фрагменты предыдущих. И все это так замечательно слито, что отделить их очень трудно. В итоге мы видим сооружение, характерное для XVII в.: бесстолпный прямоугольник со световой главой, с трапезной и узеньким приделом справа. Нижний этаж здания - подклет - служил местом хранения имущества горожан.

После ремонта, последовавшего после пожара 1737 г., некоторые части здания приобрели черты архитектуры барокко. К перестройке этого времени относится изменение формы главы и крестов. В 1829 г. выстроена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы.

Значительное отверстие барабана храма вместе с широкими высокими оконными проемами позволили ярко осветить интерьер церкви, что характерно для архитектуры кон. XVII - нач. XVIII в.

Интересно оформление оконных откосов изнутри помещений. Их форма со скошенными наверху углами - редко встречающийся пример в русской архитектуре рубежа XVII-XVIII вв. В интерьере сохранились фрагменты живописи, относящейся к XIX в. и выполненной маслом. Эта поздняя живопись, по-видимому, повторяет композицию и общий характер предшествующей".

"Храм представляет собой характерный для конца XVII в. бесстолпный двухсветный трехабсидный четверик на высоком подклете, перекрытый сомкнутым сводом и завершенный световым барабаном с луковичной главой. Необычны ложные окна на фасаде абсиды. Пространство южного придела объединено со сводчатой одностолпной трапезной. В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII в. и две белокаменные закладные доски. Ампирная колокольня состоит из двух убывающих кверху четвериков с куполом, завершенным шпилем".

В конце 1920-х гг. регентом этого храма был монах Платон Извеков, впоследствии Святейший Патриарх Пимен.

Вскоре после этого храм был закрыт.

"В 1965 г. храм стоял обезглавленный, имел неряшливый, грязный вид. Внутри помещалось заводоуправление "Мосремчас", гарантийный ремонт часов. В конце 1967 г. храм ремонтировали, поставили главы, покрасили, кресты позолотили, привели здание в приличный вид" (М. Л. Богоявленский).

"Церковь Максима реставрирована в 1965-1969 гг. Руководитель - архитектор С. С. Подъяпольский. После реставрации с 1970 г. он передан для организации выставок Всероссийскому обществу охраны природы".

На Северном Урале есть дивной красоты храм Максима Исповедника (г. Краснотурьинск). Это пятиглавое красивое здание часто сравнивают с небесным кораблём, устремившим ввысь свои золотые купола. Освящён он в честь богослова и философа, жившего в VI-VII веках сначала в Византии, а затем в Колхиде. Голоса колоколов церкви своим звучным и мощным пением созывают прихожан на службу. Как и многие храмы нашей страны, он знал годы расцвета, изведал тяжёлые времена и, наконец, период возрождения. Но обо всём по порядку.

Деревянная кладбищенская церковь

Ещё в XVIII веке были в этих краях горнодобывающие рудники, основанные купцом Максимом Походяшиным. Со временем его сын, желая увековечить память отца, построил на местном кладбище деревянную церковь, которую в 1787 году освятили в честь преподобного Максима Исповедника — небесного покровителя отца. Из кладбищенской церковь постепенно превратилась в приходскую и служила Богу и людям до тех пор, пока в 1829 году не была уничтожена пожаром.

В результате такого несчастья местные жители оказались практически без духовного окормления. В 1842 году главный начальник рудников М.И. Протасов писал в высшие властные инстанции о своей крайней озабоченности нравственным состоянием местных жителей. Это и неудивительно — значительный процент их составляли бывшие каторжники, после долгих лет, проведённых в заключении, поселившиеся в окрестных деревнях. Выход из создавшегося положения Протасов видел в постройке большого каменного храма на месте сгоревшей церкви, посещение которого окажет благоприятное воздействие на бывших каторжан.

Начало постройки каменного храма

Через два года, по окончании всех бюрократических проволочек, был наконец заложен храм Максима Исповедника. Краснотурьинск и сегодня небольшой город, а в те времена представлял собой всего лишь центр поселений, образованных двумя горнодобывающими заводами — Гороблагодатским и Богословским.

Его удалённость от столицы являлась одной из причин, замедлявших темпы строительства. Только личное вмешательство президента Петербургской академии художеств, герцога Лейхтенбергского, дало толчок работам.

Был определён главный подрядчик. Им стал купец третьей гильдии С. Яковлев. Но непосредственно руководил работами крепостной мужик Никандр Трухин. Не имея никакого образования и опираясь лишь на опыт, смекалку и здравый смысл, этот народный самородок возвёл храм, который в годы богоборчества не смогли разрушить даже взрывчаткой — такой прочной оказалась кладка. Работали на совесть, знали, что для Бога стараются. Нахалтуришь — на том свете отвечать придётся. Храм преподобного Максима Исповедника строился в византийском стиле по проекту архитектора А. Делюсто.

Работа столичных мастеров

А в столице тем временем создавали иконостас для будущего собора. Художник А. Максимов и архитектор Г. Пономарёв вместе с резчиком И. Владимировым приступили к его изготовлению. Работы производились по ранее утверждённому проекту, тем не менее исполнителям оставался широкий простор для творчества. Наконец законченный в 1851 году иконостас и прочие иконы прибыли на Урал. На следующий год храм Максима Исповедника в Краснотурьинске был торжественно освящён.

Иконы для храма написаны петербургским художником А. Максимовым. Совершенно несправедливо бытующее среди жителей города мнение о принадлежности их авторства итальянским мастерам. Подобное заблуждение вызвано тем, что Максимов, будучи учеником знаменитого К. Брюллова, в течение тринадцати лет жил и работал вместе со своим учителем в Италии. Его же кисти принадлежит и запрестольный образ Распятия Иисуса Христа.

На протяжении многих лет храм являлся средоточием религиозной жизни Турьинских рудников. Его просветительская и продолжалась вплоть до 1934 года. Решением местного поселкового совета храм Максима Исповедника (Краснотурьинск) был закрыт.

После долгих и безуспешных попыток взорвать здание было принято решение передать его хозяйственным органам для использования по их усмотрению. Вначале там был склад НКВД, а со временем его перестроили и открыли кинотеатр.

Восстановление храма

Лишь в 1995 году решением Городской думы храм Максима Исповедника (Краснотурьинск) был возвращён прихожанам. Несмотря на неудобства, связанные с работами по реконструкции и восстановлению, в нём сразу же начались богослужения. Хор певчих, созданный силами прихожан, благодаря высокому профессионализму своего руководителя — матушки Татьяны, сразу стал привлекать к себе внимание слаженностью и красотой звучания.

Более полутора столетий прошло с тех пор, как был заложен первый камень в основание храма. В них вместились целые эпохи из жизни страны. С тех давних пор всё вокруг изменилось до неузнаваемости. Но, по словам Бог во все времена всё тот же, как и святые Его храмы, пережив лихолетья, все так же возносят к небу свои купола. И так же, как много лет назад, зовёт богомольцев своим колокольным звоном храм Максима Исповедника (Краснотурьинск).

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...