Как написать рассказ на тему Жадность всякому горю начало? Сказка о жадной девочке Рассказ том что жадность приносит горе.
Маме одного мальчика купили новое платье, сережки, туфли на стройных каблуках. Мама надела, папа ахнул: «Пойдем по улице погуляем, пусть все видят, какая у меня красавица-жена». «Пошли!» - обрадовалась мама. Родители мальчика спустились во двор. Папины знакомые соседи увидели маму в новом платье, стали завидовать: «Ух ты! Круто! Отпад! Неслабая жена! Где такую отхватил?». «Это вы еще не видели, - похвастался папа, - как она танцует, и не слышали, как поет. А попробовали бы ее котлеты, вообще бы от зависти умерли!». Мама улыбнулась. Папа хотел еще хвастаться женой, но мальчик, который все слышал, выглянул из открытого окна, сделал папе замечание: «Нехорошо хвастать, нетактично. Может, у кого-то нет такой замечательной жены, ему обидно». «У меня, - признался один знакомый, - такой жены нет». «У меня никакой нет, - сказал другой знакомый, - мне еще обидней». «Вот видишь, папа, хвастовство – плохая черта характера. Будешь хвастать, никто с тобой не станет дружить». «Не буду, - пообещал папа, - только по улице с мамой погуляю и все». «А можно, - попросил один знакомый, - мне чуть-чуть, одну минуточку, совсем немножко по двору с твоей женой пройтись, погулять? Если, конечно, она не возражает».
Мама пожала плечами, поглядела на папу. «Нет, нельзя! – хотел крикнуть папа, но, увидев, что мальчик неодобрительно смотрит на него из окна, передумал. – Ладно, только недалеко, до того столба и обратно». Знакомый взял маму под руку, вежливо повел к столбу. Целую минуту папа терпел, потом не выдержал, побежал, догнал парочку, пошел рядом. «Нечестно, - заметил знакомый, бережно переводя маму через маленькую лужицу. – Так не договаривались. Мы уже втроем гуляем, это не считается». Папа вздохнул, отстал. Знакомый не спеша довел маму до столба и еще медленней повел обратно. «Иди быстрее!» – крикнул ему папа. «Быстрее нельзя, - возразил знакомый. – Не с работы торопимся, гуляем. Гуляют медленно». Нетерпеливо переступая с ноги на ногу, папа дождался, когда знакомый наконец-то довел маму до него. «Отдавай жену! – потребовал папа. – Минуточка давно кончилась». «Нет, мы не отсюда гуляли, вот от той скамейки», - не отдал маму знакомый. Возле скамейки папа хотел взять маму под руку, но его отпихнул другой знакомый: «Куда без очереди?». «Какая очередь?» – испугался папа. – «С женой гулять!» Папа оглянулся, увидел знакомых, которые выстроились вдоль всей скамейки в длинный хвост. «Нет, - тихо сказал папа, - это не ваша жена. Моя! Не хочу, чтобы вы все с ней гуляли». – «Да мы не все сразу, по одному». – «Все равно нет!» - «Не жадничай. Что, тебе жалко?» - «Да, - краснея, буркнул папа. – жалко. Мы уходим домой». Мама взяла папу под руку. Папа шагал алый, как мак, а мама шла с очень серьезным лицом, изо всех сил старалась не засмеяться. «Жадина-говядина! - кричали вслед папе знакомые. – Жила, жмот!». Папа обернулся, показал им язык. Мальчик из окна все слышал и видел. Дома, когда нахохотавшаяся мама ушла на кухню жарить котлеты, мальчик подошел к папе, подошел ему руку на колено: «Ты поступил неправильно, - сказал мальчик, - пожадничал. Это некрасиво. Друзья не будут тебя уважать». «И пусть! – насупился папа. – Сам буду с мамой гулять, один». «Жадность – отвратительная черта характера, - вздохнул мальчик. – С ней надо бороться». «Мамка – моя жена, - упрямо сказал папа, - не их». «Вот, - вздохнул мальчик, - «моя», «мое», «не ваше» - любимые слова жадины. Смотри, не сумеешь победить жадность, сам перестанешь себя уважать. Подумай об этом». Вечером мама кормила мальчика и папу ужином, папа жевал котлеты, слушал, как мама напевает свою любимую песенку, думал, что, наверное, скоро придется совсем перестать себя уважать. Он смотрел на маму и понимал, что никогда-никогда не сумеет победить свою жадность.
МБОУ «Соловьихинская СОШ»
«Жадность – всякому горю начало»
Подготовила
Классный руководитель
2 класса
Рыжих М. Л.
2016
Нравственный классный час «О жадных и жадности» для 2 класса
Цель
создать условия для воспитания положительных качеств характера.
Задачи:
- научить разграничивать понятие жадный и бережливый;
- объяснить сущность понятия «жадность».
- способствовать формированию желания преодолеть в себе плохие качества характера.
Предварительная работа :
Подготовка литературы; сюжетов о жадности и жадинах.
Анкетирование;
Форма проведения : беседа с элементами диалога, групповая работа
Ход мероприятия
- Сегодня на классном часе мы поговорим… А впрочем посмотрите внимательно венгерскую сказку и сами определите тему нашего разговора.
Просмотр сказки «Два жадных медвежонка»
Кто назовет тему классного часа?
Почему медвежатам достались маленькие кусочки?
А могла ли эта история закончиться по - другому?
Вы правильно определили тему нашего разговора.
Учитель . В своей жизни вы, наверное, слышали такое слово как «жадность», «жадина».
Как вы понимаете смысл слова «жадность»?
Как выглядит жадный человек?
К чему он может проявить жадность?
Жадность к деньгам, к еде, к вещам – прокомментируйте каждое высказывание.
Найдем в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова значение слова ЖАДНОСТЬ. «Жадность – чрезмерное стремление удовлетворить какие-нибудь желания».
Ребята, скажите, жадность к деньгам, например, может толкнуть человека на совершение плохих поступков? Каких?
Значит можно сказать, что жадность приносит горе?
Наш классный час пройдет под девизом: «Жадность всякому горю начало»
2. Анализ русских народных пословиц.
Известно, что в пословицах содержится мудрость народа. Давайте прочтем пословицы и попробуем объяснить их смысл.
На д о с к е записаны пословицы:
Много хочешь – последнее потеряешь.
Многого желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
Маленькая жадность приносит большой вред.
Ребята, вспомните сказки, в которых герои проявляли жадность? (Сказка о рыбаке и рыбке, Лиса и журавль, Каша из топора)
Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Синие листья»
У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного.
Вот и просит Лена Катю:
Дай мне зеленый карандаш.
А Катя говорит:
Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
Мама-то позволила, а брата я спросить забыла.
Ну что ж, спроси еще брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на следующий день.
Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш.
Удивилась Катя, побежала за ней.
Ну что ж ты? Бери!
Не надо, - отвечает Лена.
На уроке учительница спрашивает:
Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
Карандаша зеленого нет.
А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
Я ей давала, а она не берет.
Посмотрела учительница на обеих и говорит:
Надо так давать, чтобы можно было взять.
Вопросы для обсуждения:
Что вы можете сказать про Катю?
Почему Лена не взяла карандаш, когда Катя ей его предложила?
Как вы понимаете слова учительницы в конце рассказа?
Можно ли назвать Катю подругой Лены?
Может ли быть человек счастлив, если он жаден?
Хотели бы вы иметь жадного друга?
Как вы думаете, что лучше в жизни – умение отдавать и делиться или умение не давать никому ничего?
Какая пословица подходит для рассказа?
Учитель : Итак, ребята, вы, наверное, поняли, что жадный человек никогда не будет счастлив, потому что у него нет друзей, а жизнь без друзей пуста и неинтересна.
Игра: «Шарик щедрости»
– возьмите шарик, и скажите честно – чем вы делились с другими – (я делилась конфетами с детьми, я делился игрой, которую принёс, делился игрушками и т. д.)
Значит, вы какие? (щедрые, не жадные, добрые, внимательные…)
Послушайте одну историю. Подумайте, прав ли мальчик .
Мама подарила Косте цветные карандаши.
Однажды к Косте пришел его товарищ Витя.
Давай рисовать.
Костя положил коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зеленый, синий.
А где же остальные? - спросил Витя.
Костя пожал плечами.
Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры - ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора - она свои потеряла... А черный и желтый взял у меня Петя - у него как раз таких не хватало...
Но ведь ты сам остался без карандашей! - удивился товарищ. - Разве тебе они не нужны?
Нет, очень нужны, но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!
Витя взял из коробки карандаши, повертел в руках и сказал:
Все равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного карандаша нет!
Костя посмотрел на пустую коробку.
Ну, бери.... Раз уж такой случай... - пробормотал он.
Вопросы для обсуждения:
Всегда ли надо отдавать, когда тебя попросят?
Что можно отдать?
Как нужно отвечать, если вещь ты отдать не можешь?
Работа в парах
Каждой паре я раздам карточки с тремя словами. Прочтите их внимательно и исключите лишнее. Почему?
Можно ли поставить знак равно между жадностью и бережливостью?
ЖАДНОСТЬ = БЕРЕЖЛИВОСТЬ (нет)
ЖАДНОСТЬ = СКУПОСТЬ(да)
Ребята читают стихотворение Я.Акима «Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке.
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке.
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде?
Кто мелом, резинкой – любою безделицей
В классе ни с кем ни за что не поделится
Имя тому подходящее дадено.
Даже не имя, а прозвище – ЖАДИНА!
Жадину я ни о чём не прошу
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего.
Даже приятелем не назовёшь его.
Поэтому - честно ребята скажу
.
С жадным я никогда не дружу!
Учитель показывает ватман, на котором изображён жёлтый круг :
Дети, что это, как вы думайте?» (Колобок, блин, солнце…)
Верно угадали –это солнышко.
Чем щедрое солнышко делиться снами? (теплом, светом, радостью, лучами, настроением и т.д.)
Чего не хватает нашему солнышку? (лучей)
Так давайте дорисуем солнышку лучики!
Возьмите карандаши у меня на столе.
Что случилось? (карандашей не хватает)
Как быть?
Учитель : Ну, что ж, завершая наш разговор, нам осталось подвести итоги.
Продолжите предложения:
На занятии мне было интересно…
На занятии я понял…
Пусть каждый самому себе ответит: есть ли у меня черты жадности, а не жадина ли я? И если они есть, надо обязательно их исправить, ведь так тяжело жить в мире одному без друзей.
До свидания, я вас всех очень люблю и верю, что все у вас получится.
Под жадностью я понимаю неконтролируемое желание владеть как можно большим. Жадность – это отрицательное качество, она говорит об эгоизме человека, а иногда – и о его жестокости. Кроме того, жадность может стать причиной неприятных событий.
Например, в рассказе В. Астафьева племянник охотника – человек нетерпеливый, недобрый, жадный, желающий поскорее получить любую добычу. Он расстраивается, когда узнает, что не прилетели утки – “скис, едва плетется” (предл. 11), порывается стрелять в молодых рябчиков (предл. 15), уговаривает
Дядю разрешить ему пристрелить одного “на пробу” (предл. 20). Племянник своими желаниями, эмоциями и поведением вызывает очень неприязненное отношение читателя.
Как не вспомнить, что из-за своей жадности едва не попала в беду Настя – героиня сказки-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”. Ее чуть не укусила змея, которую девочка, увлеченная сбором клюквы, заметила рядом с собой буквально в последнюю секунду.
Жадность ослепляет человека, лишает радости жизни, поэтому нужно уничтожать в себе малейшие проявления этого свойства характера.
По моему убеждению, жадность – это неуемный аппетит, желание
Получить все и сразу. Этот человеческий порок идет рука об руку с глупостью, нетерпением.
В прочитанном мной тексте в племяннике охотника легко узнать жадного человека, который ради хвастовства может подстрелить только тех “птиц и зверушек”, которые “сами на мушку садятся” (предл. 7).
Жадность так ослепила и оглушила горе-охотника, что он даже не заметил смеха в голосе Василия Васильевича, когда тот указал ему на осиное гнездо вместо рябчика (предл. 38).
Жадный человек действительно смешон! Опытный охотник не зря проучил своего племянника.
Жадность – это алчность, ненасытность. Жадному человеку всегда хочется получать больше и больше, он не готов остановиться, даже когда его усилия смешны и некрасивы.
Обратимся за подтверждением этой мысли к рассказу В. Астафьева. Городской житель ведет себя действительно безобразно. Он порывается добыть даже мелкого рябчика, несмотря на уговоры дяди (предл. 20, 22), и даже не замечает, что целится не в птицу, а в осиное гнездо.
Такое поведение не вызывает ничего, кроме осуждения и смеха.
Как видим, жадность делает человека жалким, неприятным. Жадным быть очень некрасиво.
(1
оценок, среднее: 5.00
из 5)
Сочинения по темам:
- Мы знаем, что Н. В. Гоголь в очень многих произведениях проявил себя как талантливый мастер сатиры, смеха во всех его...
- Анализ романа “Обыкновенная история” Гончарова И. А. Читатели впервые познакомились с первым романом писателя со страниц мартовского и апрельского выпуска...
Нужно ли ребенка «отучать жадничать»?
Я думаю, что то, что чаще всего принимают за детскую жадность (защита своих границ, своих игрушек) — естественное стремление ребенка к «самости», к обретению себя через «свои» вещи, «свои» игрушки, «своих» маму и папу. Это естественный этап взросления, и отучать не только будет лишним, а еще и вредным.
Эти же рассказы скорее показывают малышу, что это вообще такое — настоящая жадность. Что такое — истинное богатство. Чем отличается жадность от чувства собственности и когда быть жадным — не интересно и нехорошо.
Если в вашей «копилке» есть похожие сказки или рассказы — присылайте их на или пишите в комментариях. Другие родители будут вам благодарны!
*Рассказы о жадности собрала Тамара Ломбина — ч лен Союза писателей России, кандидат психологических наук.
==1==
Японская сказка
Жили в одной деревне бедняк и богач. Много было денег у богача.
Позвал как-то богач бедняка к себе. Думает бедняк: «Никак, он решил сделать мне подарок. Для того и зовет». Пришел и говорит:
– Какое это счастье иметь так много денег!
– Да что ты,– отвечает богач, – какое ж это счастье! Я вот подумал, что самый богатый человек в нашей деревне это ты! У тебя целых два богатства: первое – здоровье, второе – дети. А у меня одни только деньги. Какой же я богач?
Послушал, послушал бедняк, да и думает: «И то правда, не так уж я и беден». И домой пошел – старухе обо всем рассказать. Старуха только руками всплеснула:
– А разве ты, старый, не знал, что самое большое счастье – дети да здоровье?
– Счастливо жизнь свою мы прожили,– решили старики.
– Вот мы с тобой какие богачи, всех детишек подарками одарили! – радовались старик со старухой.
С тех пор прозвали их в деревне бедными богатыми.
==2==
Жадность.
Афганская сказка
Жил на свете очень богатый человек. Но такой он был жадный, что даже самому себе жалел хлеба.
Однажды кто-то позвал его в гости. Богач пошел. Хозяин дома подал множество разных блюд, и гость принялся за еду.
Сначала он попробовал мяса и съел его очень много, потому что оно было острое, вкусное и ему страсть как понравилось. Потом подали какое-то мучное блюдо, которое так и таяло во рту. Скупец его тоже съел. Потом наступила очередь яиц и лапши.
Что ни стояло на столе, всему богач отдал должное.
После обеда хозяин подал разные фрукты – абрикосы, дыни, виноград, груши. Скупец смотрел на них голодными глазами, будто в жизни не видывал подобных вещей. В конце концов, он съел и все фрукты.
После того как набил он живот горячим и холодным, захотелось ему попить.
Богачу едва успевали наливать бокалы. Он выпил столько, что живот у него раздулся – вот-вот лопнет. Из последних сил, с большим трудом скупец дотащился до дому.
Через некоторое время стало ему совсем плохо.
Испугались домашние:
– Да ведь он, того гляди, умрет. Побежали за лекарем.
– Уж не объелся ли ты? – спрашивает лекарь.
– Да, – ответил богач, – я был в гостях и хорошо пообедал там.
– Что же ты наделал?! – воскликнул лекарь. – Еда-то чужая, но живот ведь твой собственный!
– Да, это так. Но угощенья было так много и все такое вкусное!
Мыслимо ли самому отказаться от вкусного и дарового обеда!
– Ладно, – усмехнулся лекарь, – что было, то прошло. Теперь нужно принять лекарство, которое извлечет из тебя излишки пищи.
– Э нет, такого лекарства я не хочу! Вот если найдешь лекарство, которое улучшает пищеварение, давай! А если нет, уж ладно, на сытый желудок и помирать легче. А другого вреда мне не будет. Ты свободен, иди себе.
==3==
Василий Сухомлинский.
Котлетка – как камень
Это было в трудный год – сразу же после войны.
Сегодня третий класс идет в лес. Мария Николаевна назначила сбор в школе. Все пришли до восхода солнца.
У каждого пакетик с пищей – хлеб, лук, вареная картошка, а у некоторых ребят даже сало. Все содержимое своих пакетиков дети выложили, завернули в большой лист бумаги и уложили в вещевой мешок. Дети решили: мы – один коллектив, одна семья, зачем же каждому сидеть над своим узелком?
Леня тоже положил в вещевой мешок свой кусок хлеба, несколько картофелин и щепотку соли. Но в кармане остался сверток с котлетой. Мать завернула ее в бумагу и сказала: съешь, чтобы никто не видел.
В лесу дети играли, читали книгу, у костра рассказывали сказки.
Потом на большой скатерти разложили все припасы и сели обедать. Рядом с Леней сидела Майя, худенькая белокосая девочка. У нее погиб отец на фронте – в последний день войны. Каждому достался маленький кусочек сала. Майя разрезала свой кусочек пополам и отдала половинку Лене.
Мальчику показалось, что в кармане у него завернута в бумагу не котлета, а камень.
Когда дети пообедали, Мария Николаевна сказала:
– Дети, соберите бумагу и сожгите.
Когда бумага была собрана и сложена в кучку, Леня незаметно выбросил в мусор свой сверток с котлетой.
==4==
Василий Сухомлинский.
Жадный мальчик
Жил на свете очень жадный мальчик. Идет он улицей, видит, продают мороженое. Стал мальчик и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот было бы хорошо».
Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушка и спрашивает:
– Это ты хотел сто порций мороженого?
Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:
– Да… Если бы кто дал деньги…
– Не нужно денег, – сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого.
Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым. Мальчик быстро насчитал сто сверточков, завернутых в серебристую бумагу.
От жадности у мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию. Больше есть не мог, у него заболел живот.
– Что же делать? – думает мальчик.
Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими сверточками. Но они не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет.
Съел еще две порции. Поплелся к школе.
Зашел в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.
У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль отогнала жадность: разве можно отдавать такое добро кому-то?
Сидит мальчик над портфелем, а из него течет. А жадный мальчик думает: неужели такое богатство погибнет?
Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где-то в душе поселился маленький червячок – жадность. Это очень страшный червячок.
==5==
Два жадных медвежонка.
Венгерская сказка
По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У нее было два сына. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья.
Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.
Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.
Шли они, шли. И день шли и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком.
– Эх, братик, до чего же мне есть хочется! – пожаловался младший.
– И мне хочется! – сказал старший.
Так они все шли да шли, и вдруг нашли большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше.
Спорили они, рычали, и вдруг подошла к ним лиса. – О чем вы спорите, молодые люди? – спросила лиса.
Медвежата рассказали ей о своей беде.
– Какая же это беда! – сказала лисица. – Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший – все одно.
– Вот хорошо-то,– обрадовались медвежата.– Дели!
Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но расколола головку так, что один кусок – это даже на глаз было видно – был больше другого.
Медвежата закричали:
– Этот больше!
Лиса успокоила их:
– Тише, молодые люди! И это беда не беда. Сейчас я все улажу.
Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
– И так неровно! – забеспокоились медвежата.
– Ну, полно, – сказала лиса. – Я сама знаю свое дело!
– И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим.
– И так неровно! – закричали медвежата.
– Да будет вам! – сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкусным сыром. – Еще самая малость – и будет поровну.
Лиса продолжала делить сыр.
А медвежата только черными носами водили туда-сюда, туда-сюда – от большего куска – к меньшему, от меньшего – к большему.
Пока лисица не наелась досыта, она все делила и делила.
Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.
– Ну что ж, – сказала лиса, – хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! – и помахав хвостом, она убежала.
Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!
==6==
Василий Сухомлинский.
Пахарь и Крот
Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь все пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошел Крот по вспаханному полю. Шел до самого вечера, а до конца поля не дошел. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждет Пахаря с плугом, чтобы спросить его:
– Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать еще?
Пахарь отвечает:
– Я пашу не только себе, но и людям.
Удивился Крот:
– Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.
– Но ведь вы же кроты, мы – люди, – ответил Пахарь и начал новую борозду.
==7==
Василий Сухомлинский.
Металлический рубль
Тато дал Андрейке металлический рубль и сказал:
– Когда будешь возвращаться из школы, зайдешь в магазин, купишь сахару и масла.
Андрейка положил рубль в карман пиджака и забыл о нем. На уроке физкультуры разделся, бросил пиджак на траву.
После уроков вспомнил: надо же зайти в магазин. Засунул руку в карман, а рубля нет. Перепугался Андрейка, побледнел и стоит, не может и слова вымолвить. Ребята спрашивают:
– Что с тобой, Андрейка?
Рассказал мальчик о своей беде. Знали товарищи, что отец у Андрейки суровый, будет бить мальчика.
– Поможем Андрейке, – сказала Таня. – У кого есть деньги, давайте.
Соберем рубль!
Каждый полез в карман. Кто десять, кто пятнадцать, кто пять копеек нашел. Один только Степан сказал:
– Надо беречь деньги. Сам потерял – сам пусть и думает, что делать. Не дам ни копейки.
Он повернулся ко всем спиной и пошел домой.
Ребята подсчитали собранные деньги – девяносто девять копеек. Пошли все вместе в магазин, купили сахара и масла.
Радостный возвращался Андрейка домой.
На следующий день никто не захотел сидеть рядом со Степаном. Он остался один.
Степан жаловался учительнице.
– Почему же со мной никто сидеть не хочет?
– Спроси у товарищей, – ответила учительница.
==8==
Василий Сухомлинский.
Мишин велосипед
Мише купили велосипед. А живет он рядом со школой. Между домом его родителей и школьной усадьбой – сад, так что и ехать негде. Миша привел свой велосипед в школу, как коня на уздечке.
Мальчики окружили Мишу. Ощупывали колеса, педали, руль, фонарик.
Велосипед всем нравился. Все завидовали Мише.
– Ну что же, катайся, – сказал Федя и отошел от велосипеда, будто ему и не хотелось покататься.
– Ты думаешь, мне и в самом деле хочется на нем кататься? – равнодушно спросил Миша. – Бери, пробуй.
Радостный Федя взялся за руль, сел на велосипед и покатил по школьному стадиону. Катался до самого звонка на урок.
На первой перемене катался Иван, на второй – Степан, на третьей – Сергей, на четвертой – Оля.
Остались кататься и после уроков. Велосипед переходил из рук в руки. К четвертому часу накатались все.
Миша привел велосипед домой в половине пятого, как коня на уздечке.
– Где это ты до сих пор катался? – удивилась мама. – Разве так можно?
– А я и не катался…
– Как – не катался?
– Мальчики катались… И девочки…
Мама облегченно вздохнула и сказала как бы про себя:
– Единственное, чего я боялась, что будешь кататься ты один.
==9==
Василий Сухомлинский.
Яблоко в осеннем саду
Поздней осенью маленькие сестрички Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти все листья с яблонь опали и тихо шелестели под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листочки.
Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с желтым листком они увидели большое красное яблоко.
Оля и Нина вскрикнули от радости.
– Как оно сохранилось? – удивилась Оля.
– Сейчас мы его сорвем, – сказала Нина.
Девочки сорвали яблоко. Оле хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она сдержалась и предложила:
– Пусть твое будет яблоко, Нина.
Нине тоже хотелось, чтобы яблоко было ее, но Нина тоже сказала:
– Пусть твое будет яблоко, Оля…
Яблоко переходило из рук в руки. Но вот им обеим пришла в голову
мысль:
– Отдадим яблоко маме.
Они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.
В материнских глазах сияла радость.
Мама разрезала яблоко и дала девочкам по половинке.
>>
>>
Проблема - умение делиться с другими
В далекой волшебной стране жила-была злая волшебница Злогулья. Целыми днями устраивала она людям всякие беды и неприятности. И не было для нее большей радости, чем увидеть чьи-то слезы или расстроенное лицо. Чужие горести только прибавляли ей сил: чем больше она вредила, тем могущественнее становилась. Конечно, она не могла все гадости делать одна, ей нужны были помощники. Их она искала среди нехороших людей. Как только человек делал что-то плохое, Злогулья тут же радостно потирала руки и говорила:
Вот мой слуга на завтра! Ох, и натворим мы с ним дел!
По вечерам она варила в огромном черном котле волшебное зелье, оно отвратительно пахло и громко булькало. Когда зелье остывало, оно превращалось в прозрачное желе, в котором Злогулья, как в зеркале, видела своих новых помощников.
И вот однажды поздним летним вечером увидела она в своем волшебном котле девочку Аню. Вообще-то, это была хорошая девочка, только очень жадная. Она никогда никому ничего не давала.
Если Аня выходила во двор с мячиком, то всегда прятала его за спиной.
Аня, Аня, - кричали ребята. – Как здорово, что ты вынесла мячик. Давай играть вместе!
Нет, - отвечала Аня. – Не дам. Нет у меня никакого мячика!
Если Аня выходила с велосипедом, то никогда не давала покататься.
Аня, Аня! – кричали ребята. – Какой у тебя красивый велосипед! Дай прокатиться!
Не дам, - отвечала Аня и быстро уезжала.
Как только Злогулья увидела жадную Аню, то сразу обрадовалась и принялась колдовать:
Тирли, бирли,
Фырли, пырли!
Жабы, мухи,
Злые духи,
Я посыплю вас золой,
Превращайтесь в вихрь злой!
К жадной девочке летите,
Добрым людям навредите!
Из волшебного котла поднялся черный столб пыли, рассыпался на мелкие частички, превратился в огромную страшную ворону и с жутким карканьем вылетела в окно.
Утром Аня как всегда позавтракала и вышла во двор гулять. Сегодня она взяла с собой новенький самокат.
Вот все обзавидуются, - подумала она. – Ни за что никому не дам!
Она каталась по дорожкам и показывала язык детям, бежавшим вслед за ней.
Дай прокатиться, дай прокатиться, ну, пожалуйста! – кричали ребята.
Но Аня только мотала головой и хихикала. Наконец, она устала и присела отдохнуть. К ней сразу подошли друзья:
Аня, ты же все равно сейчас не катаешься, дай, пожалуйста, на минуточку. Мы только попробуем!
Не-а, - ответила Аня. – Это мой самокат. Никому не дам!
Черная ворона, сидевшая на высокой березе, громко каркнула и махнула крылом. И вдруг на плошадке началось что-то ужасное! Дети, которые всегда играли вместе, стали отнимать друг у друга свои игрушки.
Это моя машинка, отдай! – кричал маленький мальчик в желтых штанишках.
А ты отдавай мой трактор! - отвечал ему другой маленький мальчик в синей кепочке.
На краю площадки мальчишки играли в футбол. Только что там было весело, и вдруг высокий рыженький мальчик сердито сдвинул брови:
Это мой мяч! Отдайте его немедленно, не пинайте мой мяч ногами!
Он забрал мячик и побежал домой. А следом за ним все дети перессорились, передрались, собрали свои игрушки и тоже ушли. Каждый сидел дома, играл своими игрушками и думал:
Это только мое, никому не дам!
Аня удивленно оглянулась. На площадке было тихо, пусто и скучно. Она тоже взяла самокат и вернулась домой.
А дома бабуля пекла пирожки.
Ты почему так рано, Анюта? – спросила бабушка.
Все ушли, - сказала девочка. – Никто не хочет играть.
Наверное, ты опять никому не давала покататься? – покачала головой бабушка.
Не давала, - подтвердила Аня. – Это же мой самокат! Почему я должна делиться?
Кар! – крикнула черная ворона, сидевшая за стеклом на подоконнике.
И правильно, - вдруг сказала бабушка. – Ни с кем ничем делиться не надо!
Да, - обрадовалась Аня. Ей понравилось, что бабушка с ней согласилась и не стала как всегда ругаться. – Бабуль, можно мне пирожок?
Еще чего! – возмутилась бабушка. – Это мои пирожки. Я их пекла, я их и съем! Не хочу делиться!
Ого, - испугалась Аня. – Бабуля, ты же всегда меня угощала.
Ну и что? – удивилась бабушка. – А я передумала с тобой делиться.
Дедушка, - побежала Аня жаловаться дедушке. – А бабушка мне пирожков не дает.
Неужели, наша бабушка стала такой же жадиной, как и ты? – улыбнулся дедушка, перелистывая свою любимую книгу с красивыми картинками. Аня очень любила сидеть у него на коленях и рассматривать диковинных рыб и животных, которые там были нарисованы. Но сегодня дедушка вдруг захлопнул книгу прямо у нее перед носом и строго сказал:
Не трогай мою книгу! И не смотри мои картинки!
Ничего себе, - подумала Аня и пошла к себе в комнату.
Вечером с работы вернулась мама. Она купила для Ани новую куклу, но не захотела отдавать.
Это же я ее купила, - сказала мама, разворачивая красивую коробку и вынимая куклу. – Значит, она моя. Вот я и буду в нее играть!
Что же это творится? – расстроилась Аня и пошла смотреть «Спокойной ночи, малыши!».
Но перед телевизором сидел папа:
Это мой телевизор! – сказал он Ане. – Только я могу его смотреть.
Аня совсем перепугалась. Она села на свою кроватку и заплакала. Вдруг кто-то мурлыкнул и потерся об ее ногу:
А, это ты Мурка! Видела, что творится?
Видела! – ответила Мурка.
Ты умеешь разговаривать? – не поверила своим ушам Аня.
Вообще-то нет, - сказала Мурка. – Но нас всех кто-то заколдовал, поэтому я стала говорящей.
Хорошо тебе, а мне вот сегодня весь день никто ничего не дает! – всхлипнула Аня.
Ничего хорошего. Мне сегодня даже молока не дали. Дедушка сказал, что это его молоко, раз он за ним в магазин ходил. Взял и выпил все! – обижено проговорила кошка и печально вздохнула.
А кто нас мог заколдовать? – заволновалась Аня.
Не знаю, пойду у знакомых поспрашиваю, - ответила Мурка и ушла.
Когда начало темнеть, она вернулась:
Я все узнала. У нас во дворе появилась заколдованная ворона, которую послала злая волшебница Злогулья. На всех, кто тут живет, лежит заклятие жадности. Когда самый жадный в нашем дворе человек первый раз пожадничал, ворона сказала «кар», и колдовство начало действовать.
А что же теперь делать? – перепугалась Аня.
Надо найти, с кого все началось. Кто у нас самый жадный? – спросила Мурка.
Не знаю, - пожала плечами Аня. – Надо будет завтра выяснить.
Да, иначе нам Злогулью не победить. Если злые люди будут ей помогать, то так она сможет захватить весь мир! Надо чтобы злые стали добрыми, драчливые - мирными, непослушные - послушными, а жадные - щедрыми.
Чуть свет Аня выскочила во двор и увидела удивительную картину. Все дети играли только в свои игрушки, никто ни с кем не разговаривал, все сидели на разных скамеечках, и было во дворе тихо и скучно.
Аня забралась на пластмассовую красную горку и закричала оттуда:
Ребята! Нам надо срочно выяснить, кто во дворе самый жадный!
Мы теперь тут все самые жадные, - грустно ответил мальчик Дима.
А раньше, когда мы играли все вместе, кто был самым жадным? – спросила Аня.
Ты! – хором крикнули дети.
Я? – не поверила Аня. – Не может быть!
Ты, ты, - подтвердил Дима. – Мы всегда всем друг с другом делились, и только ты одна никому ничего не давала: ни самокат, ни велосипед, ни конфеты, ни мячик!
Ой, - расстроилась Аня. – Получается, что это все из-за меня, это я во всем виновата! Я сейчас!
Она слезла с горки и побежала домой. Сначала Аня вынесла мячик и конфеты:
Давайте играть вместе! Вот, угощайтесь!
Кар, кар, - захлопала крыльями ворона.
Ах, вот ты где! – закричала Аня и бросила в нее мячиком.
Ворона закаркала еще громче и села на самую верхушку дерева.
Ну, держись, - воскликнула Аня и побежала домой. Сначала она вынесла самокат, а потом велосипед.
Давайте кататься по очереди! – предложила она ребятам.
Кар-кар-кар, - в последний раз закричала ворона и вдруг превратилась в столб черной пыли, а потом с березы на землю посыпались жабы, мухи и всякая гадость. Потом вся куча вспыхнула фиолетовым огнем и исчезла.
Ба-бах! – загремело где-то далеко. Это взорвался волшебный котел Злогульи.
Откуда-то прилетел теплый ветер и разогнал серые тучи. Над площадкой, где дружно играли дети, снова засияло яркое солнышко.
Вечером вся семья сидела у телевизора и ела бабушкины пирожки. Аня вместе с новой куклой смотрела дедушкину книжку с картинками. Сытая Мурка спала возле блюдечка с молоком. Колдовство рассеялось, и она больше не разговаривала, а только мяукала.
Аня с того дня никогда больше не жадничала.