Как подготовиться к кругосветному путешествию на автомобиле. Кругосветное путешествие на автомобиле Пример планирования автомобильного кругосветного путешествия

Александр и Татьяна Чемодуровы - первые российские пенсионеры, совершившие кругосветное путешествие на автомобиле.

Сегодня им на двоих 113 лет. Первый раз за границей оказались в 2001 году - случайно. На свадьбу сыну подарили тур в Египет, молодые поехать не смогли, Чемодуровы полетели в Африку вместо них. Просто, чтобы не пропали билеты.

Понравилось. Причем настолько, что за 13 последующих лет объездили полмира. Как будто предчувствуя крах турфирм, пенсионеры последние годы мудро колесят по миру самостоятельно.

С учетом автокругосветки они побывали уже в 102 странах мира.

Таня плюс Таня

Кругосветку Чемодуровы при помощи Русского географического общества проложили так: из Москвы через Украину, Румынию, Болгарию и Турцию - в Африку. Сирию пришлось объехать на пароме: там бушевала война. Далее через Африку в ЮАР, оттуда - в Аргентину (машина - морем, сами на самолете). Через всю Южную Америку - в США, из Сиэтла судном в Находку, и через всю страну назад, в Москву.

В Египте на машину пришлось получать местные номера, такие там законы. Потом поехали к пирамидам. Непривычно пусто, туристы Египет покинули.

Отправил Татьяну покупать билеты, а сам подъезжаю на стоянку, - говорит Чемодуров. - Полиция требует показать документы. Долго изучает бумаги, которые я с таким трудом выхлопотал (а они же на арабском и я не понимаю, что там написано), подозрительно смотрят на меня и задают убийственный вопрос: "А Татьяна - это разве мужское имя?" Все, думаю, попал, чиновники напутали, записав водителем жену. Бюрократия там страшная, сейчас задержат машину. Надо выкручиваться. Иду напролом: "Да, конечно, мужское это имя!" Полицейские чуют подвох, и так недоверчиво: "А какие же у вас, у русских, тогда женские имена?" Я им: "Наташа!"

Всеобщее ликование: "Наташа! Правильно! Наташа! Проезжай, Татьяна!"

Перед поездкой читали, что беспорядки только в Каире. Оказалось, что война уже переместилась в центр страны. Пришлось долго петлять по Египту, объезжая неспокойные провинции.

Добрались до Асуана, оттуда - в Судан. У Египта с Суданом там спорные территории, поэтому границу разрешили пересечь на пароходике. Кают не оказалось, ночевали прямо на палубе, под звездами. Машину доставили через пару дней на барже.

В Судане не работал ни один из трех автонавигаторов. Ехали, расспрашивая дорогу у местных. Туристов там нет, и гостиниц в нашем понимании тоже. Останавливались в постоялом дворе для дервишей, экзотики там через край.

Путин, автомат и шоколад

Самая интересная страна на маршруте - Эфиопия. Правда, только в смысле культурного наследия. А вот дорог там нет: за сутки с трудом проезжали по 300 км. Порой приходилось мобилизовывать местное население на оттаскивание камней с дороги. Прокололи одно колесо.

В Кению их долго не пускали. Там на границе началась война: какие-то племенные разборки. Кружат вертолеты, артиллерийская канонада, взрывы.

Каждый день ходили в полицию, просили выделить вооруженный конвой. Через три дня им сказали: езжайте самостоятельно, но только очень быстро: на фронте возникла передышка. Рванули...

Был неприятный момент: на обочине увидели человека с ружьем. Со страху Александр Анатольевич поддал газу, вооруженный скрылся в облаке пыли и щебня из-под колес. Стрелял он по их машине или нет - не видели.

Зато наблюдали по дороге остовы сожженных машин.

Впереди них ехал "Рендж ровер" с японскими туристами. Который вдруг бесследно исчез. Наши интересовались на постах: японцы проезжали? Оказалось - нет. Но свернуть им было некуда. История печальная, выяснить судьбу японских путешественников не удалось.

Лекарств взяли в дорогу много, но почти все отняли в Болгарии. Украинцы забрали электрошокер. В Африке все спиртное отобрали суданцы. Часто при въезде в деревни их останавливали люди с автоматами. Представлялись "таможенниками", интересовались: есть продукты? Обычно отвечали - да, есть, но только бананы. В ответ раздавалось требование: "Сдавайте нам свои бананы, эти нельзя провозить - покупайте наши".

Стоят бананы, правда, там сущие копейки, рэкет несерьезный.

Позитивных воспоминаний осталось больше.

Вообще-то по Африке можно путешествовать и на общественном транспорте, - интригует Александр Анатольевич. - Берешь билет, садишься на автобус в Каире и выходишь в Кейптауне. Многие европейцы так и поступают.

Но автобусы ходят пока нет войны. А в Африке все со всеми воюют, и через районы боевых действий машины пропускают, а автобусы - нет. И пока бои не стихнут пассажиры "загорают".

Подобрали двух таких горемык: англичанина и датчанина. Проехали с ними до Найроби.

Что интересно: в Кении на дорогах много блокпостов, но, увидев русские паспорта, военные улыбались и пропускали без досмотра: "О, Путин, Калашников, шоколад!" Почему они убеждены, что шоколад делают в России, не совсем ясно, но Калашников и Путин в Африке очень популярны.

На попутчиков это произвело сильное впечатление. Через три дня, прощаясь, англичанин и датчанин признались, что искренне завидуют чете Чемудоровых: "Это так здорово - быть русским в Африке!"

Взял языка

Объехав 30 стран, пять раз платили штрафы. Из них 3 - в Танзании: сплошные засады.

Знак 50 км/ч, едем 45. Останавливают. Что мы нарушили? - горячится Чемодуров. - Нахально врут: ты ехал со скоростью 62 км/ч, вот данные радара. Но на радаре не моя машина! А у нас пять свидетелей, плати штраф - $7.

И так у каждой деревни.

Спрашиваю кругосветчиков: вы с африканским ГАИ на каком языке объяснялись?

На универсальном: водительском. Был случай в Турции, меня останавливают за превышение. Полицейский говорит: "Здесь можно 90 км/ч, у тебя 106 - штраф. Тебе квитанция нужна?" - "Нет, давай штраф пополам".

Расплатился, возвращаюсь в машину, жена смотрит на меня изумленно: а ты, говорит, с ним на каком языке разговаривал-то? Я - на русском, он со мной - на турецком. Отлично друг друга поняли.

Самый смешной инцидент - в Замбии. Остановили, говорят, что ваш автомобиль не соответствует правилам безопасности движения - нет рефлекторов, то есть светоотражающих наклеек. $20 отдай и не греши.

И это при том, что местные вообще без фар и без стекол ездят.

Но вместе с тем в Африке есть хорошая традиция. Если едешь медленно и собрал более двух машин за собой - остановись, пропусти. Не пропустишь - полиция остановит, оштрафует. Стоило бы и нам такое перенять.

Танцы с глобусом

В Перу не повезло. Ночью в горах сбили ламу. Не насмерть, животное убежало. Машина пострадала: потек радиатор, три недели ждали ремонта. Полиция очень доброжелательно отнеслась к инциденту: штрафовать не стали. Там этих лам, как донов Педро в соседней Бразилии.

Столкнулись и с совершенно неожиданной проблемой. Местные то и дело перекрывали дорогу, требуя от правительства каких-то социальных благ и снижения цен. Денег с проезжающих не вымогают, просто не пускают и все. Полиция не вмешивается.

Тяжелее всего в Боливии. Если дорогу перекрывают мужчины, то решить проблему несложно: дашь бутылку - пропустят.

А вот боливийские сеньоры - те принципиальные, подношений не берут, - вздыхает Чемодуров. - Там пришлось искать иные пути. Доставал из машины глобус (он у меня всегда с собой), объяснял откуда еду. Жена называла это "танцы с глобусом".

Начинал так: "Дорогие женщины Востока, вы знаете и уважаете Россию? Посмотрите на глобус: вот она. А мы сейчас на другом конце света. Нам надо проехать, чтобы вернуться домой!"

Разве они женщины Востока?

А какая разница, они же ни слова по-русски не понимают. Как и я по-испански. Главное тут создать атмосферу, в идеале - рассмешить. Если не помогал глобус, то кругосветчики доставали из багажника палатку, грозили: будем ночевать с вами, но еды у нас нет, будете кормить вы.

Действовало.

Правда, через километр - новый пикет. И опять танцы с глобусом.

Вымотавшись, сразу искали мотель. Один особенно приглянулся: очень нарядный, номер весь в зеркалах, даже на потолке и то зачем-то зеркало. И недорого.

Потом заподозрили неладное. Номер им предложили на несколько часов часов. Объяснили: нужна ночь как минимум.

Все, кто был на ресепшене уважительно закивали...

Позже выяснили, что живут в отеле для любовных свиданий: почти борделе. Смеялись до слез.

Америка: вперед, в прошлое

Полная неожиданность - граница между Мексикой и США. Шли по трассе Сьюдад-Хуарес - Карлсбад - Розуэлл. На подъезде с мексиканской стороны поразили красивые ухоженные поля, ранчо, на лошадях гарцуют красавцы-мачо. Города чистенькие, народ нарядный. Въехали в Америку - поля заброшенные, какие-то неказистые фермерские домики.

В кино все наоборот.

Но самый большой шок - граница. Ожидали увидеть толпы мексиканцев, американских рейнджеров с автоматами. Ничего подобного. Пусто. Стоят две женщины: мексиканка и афроамериканка. Увидели русские номера, изумились, но даже из машины выйти не попросили.

Чемодуровы:

Мы 30 стран проехали, везде ведь как: выйдите из машины, откройте багажник, покажите, что везете... Здесь же просто постучали молоточком по колесам (там часто наркотики в покрышках возят) - проезжайте.

Мы говорим: "Да как проезжать, вы нам сначала отметку в паспорте поставьте". Отмахнулись, посоветовали самостоятельно искать офицера иммиграционной службы: может, он поставит штампик. Нашли, кое-как убедили - поставил.

Пешком вернулись в Мексику. Но и там страховку делать тоже отказались: говорят, что в Мексике даем страховку только на мексиканские машины.

Что делать, опять пешком потопали в США...

Интересно, что во время прогулок из США в Мексику на них никто не обращал внимания и паспортов не спрашивал.

В целом Америка оставила неоднозначное впечатление, - рассуждает Александр Анатольевич. - На заправках и в магазинчиках народ, узнав, что мы из России, начинал говорить гадости про своего президента и восхищаться Россией. Я не шучу. Но - негромко, как бы украдкой. Так было у нас в 60-е годы, при СССР, когда про правителей говорили плохое и шепотом. Не ожидал такого от американцев, какие-то они закомплексованные, запуганные. Я-то ожидал увидеть гордых и свободных.

А в национальном парке Аризоны к нашей машине подошел медведь и положил лапы на багажник. Кстати, проехав от Владивостока до Москвы, ни одного косолапого не встретили. Вот они, стереотипы: так что надо еще разобраться, у кого на самом деле по улицам медведи бродят.

Александр Анатольевич Чемодуров - на пенсию ушел с должности начальника управления минкультуры. Его супруга Татьяна Анатольевна окончила МГТУ им. Баумана, индивидуальный предприниматель. В общей сложности у супругов за плечами 27 зарубежных и шесть российских автопутешествий. Хотят написать о них книгу. Во время кругосветки провели общественную экспертизу объектов ЮНЕСКО, встречались с соотечественниками и помогали создавать детские библиотеки.

Маршрут:

посетили Украину, Румынию, Болгарию, Турцию, Египет, Судан, Эфиопию, Кению, Танзанию, Замбию, Зимбабве, ЮАР, Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию, Боливию, Перу, Эквадор, Колумбию, Панаму, Коста-Рику, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Гватемалу, Белиз, Мексику и США.

Цена вопроса

Проехали по земле 53 700 км и 17 тыс. км морем. Спонсоров не нашли, ездили за свои. Обошлось в 1,85 млн рублей.

Миллион на поездку-мечту накопили. Оставшуюся сумму добыли, сдав квартиру, дачу и гараж в Подмосковье.

Ездили на кроссовере Hyundai Tucson 2007 года выпуска. Пробег на момент начала кругосветки 52 тыс. км. Специально машину не готовили, но каждые 15 тыс. км проходили, как положено, ТО: в Кейптауне (ЮАР), в Лиме (Перу) и на обратной дороге в России.

Семейное положение: замужем

Род деятельности: журналист

Стаж вождения: 18 лет

Возраст: 36 лет

Машина мечты: Toyota Land Cruiser

Самая некрасивая машина: ОКА

Максимальная скорость: 170 км/ч

Идеальный мужчина: муж

Первый личный автомобиль: Mazda с выдвигающимися фарами

Где чаще всего можно встретить: в автомобиле

Тяга к приключениям родом из детства

Когда я была маленькой, мы с родителями очень часто путешествовали на машине. Я из Калининградской области, поэтому в России почти не бывала. Просто потому что съездить, например, в Польшу было гораздо дешевле. Я привыкла путешествовать таким образом и не очень люблю самолеты, хотя, конечно, летаю. Самый кайф мы испытываем в автомобиле: термос, в который ты наливаешь чай, остановки в незнакомых местах, где исследуешь каждый закуток.

Мы с мужем оба любим путешествовать. Сначала мы ездили с только с сыновьями. Потом удочерили трех девочек. И в августе мы отправились в путешествие в Сочи и Абхазию. За три недели исколесили все вдоль и поперек. Все горы, все заброшенные города. Путешествовали мы на семиместном Land Rover. До этого использовали Toyota Highlander - скажу честно, мне он нравится больше. Я фанатка Toyota – сейчас хочу Land Rover продать и снова купить Highlander, в путешествии с этим автомобилем мне спокойнее.

«Ох, уж эти детки»

Знаете, что удивительно? В поездке дети ведут себя идеально. Мальчишки у меня путешествуют очень давно: первая поездка с Арсением на машине была, когда ему исполнилось 4 месяца. Муж пришел домой и сказал: «В Москве невозможно найти хорошие помидоры!» И уже через пару дней мы прыгнули в машину и отправились на юг нашей страны за вкусными овощами и фруктами. Доехали до Сочи, закупились и отправились обратно. А 6 месяцев Арсения мы отмечали в Швейцарии, куда естественно добрались на Toyota Rav 4.

В путешествиях на автомобиле вообще нет ничего сложного. Однажды я одна с детьми доехала от Москвы до Италии, муж не мог, так как работал, а мне уже хотелось куда-нибудь уехать.

Приятное с полезным

Мы не переживаем за их учебу в школе, несмотря на постоянные путешествия они хорошо учатся. Я считаю, что детям нужно больше показать в этой жизни, дать эмоции. Плюс, в путешествиях мы даем им уроки жизни. Учим помогать друг другу, помогать окружающим. Например, когда мы приезжаем на море, то берем пакеты и каждый раз собираем мусор, в день по 2-3 мешка. Мне не нужно заставлять детей, они сами с удовольствием это делают, потому что мы подали им правильный пример! И главное, к ним приходит понимание, что мусорить нельзя. В прошлый раз мы отдыхали там почти одни на местном абхазском пляже и убирали его ежедневно. Знаете, что еще приятно? Проходящие мимо люди присоединялись к нашей работе. Можно сказать, что мы ввели на это моду в Абхазии.

Ребенок штурман?

Нередко бывает, что наши дети сами выбирают маршрут. В августе мы отправились в Европу. Сначала доехали до Чехии, где у наших родителей дом. Оттуда поехали в Германию, где целью поездки было добраться до замка Нойшванштайн. Когда мы добрались, нам показалось этого мало. Как сейчас помню. Вечер. Мы сидим где-то на границе с Германией и Лера спрашивает: «Мы же взяли купальники, так почему мы не искупались ни разу за это путешествие?», Паша подхватил: «А поехали на море!» Куда? Открываем карту, и решаем ехать в Италию, в ближайший городок от границы с Австрией.

Семейный устав путешествий

Главное правило – в машине никаких гаджетов. Мы не смотрим мультики. Максимум – это наушники и плейер, музыку слушать мы разрешаем. Главное – это развлекать самих себя. В поездке ты кайфуешь от того, что у тебя вся семья в одной машине. Вам может показаться, что за трое суток в одной машине можно сойти с ума? Но с нами этого не происходит. Мы постоянно придумываем себе занятия: играем в игры, поем песни, берем с собой доски для рисования.

Параллельно учимся, например, считаем коров. Когда мы ехали по Абхазии придумали игру: увидел корову? Мычи! Увидел лошадь? Ржи. Собаку? Лай. Было очень весело. А еще мы берем с собой карточки с вопросами и устраиваем интеллектуальные викторины!

Автомобиль мы сильно не нагружаем. Мы из тех, кто любит путешествовать налегке. У нас даже багажника на крыше нет. Из одежды – никаких туфелек и вечерних платьев. Все только удобное и практичное. Именно поэтому в машину легко умещается несколько небольших чемоданов и даже 7 самокатов.

В путь мы обычно отправляемся рано утром, чтобы попасть на границу ночью, когда там мало людей. Хотя иногда выезжаем и ночью, в этом есть своя прелесть, потому что дети спят и у тебя есть возможность ехать быстро, потому что никого не надо кормить, развлекать, останавливаться, чтобы сходить в туалет. Оптимально выезжать примерно в 4 утра. Дети садятся в машину и засыпают, а мы уже выспались за 3-4 часа дома.

Еду с собой мы никогда не берем, кроме легкого перекуса и напитков. Когда едешь по России, всегда можно остановиться и покушать. В Европу берем, потому что есть вариант застрять на границе, ну и в целях экономии– питание там обходится достаточно дорого.

И еще важное правило: с собой взять несколько пледов и автомобильных подушек, детей желательно одеть в удобную одежду, например, спортивный костюм, чтобы было мягко спать.

Все тонкости автопутешествий

Везде свои правила. Когда ты проходишь, например, Латвийскую границу, там нужен техосмотр. В Литве не нужен, а в Латвии обязателен. Нас пускать не хотели - говорили, чтобы разворачивались. Было 5 утра, я пошла к начальнику, стояла, улыбалась, говорила, что не знала, что первый раз едем. Начала давить на то, что 5 детей в машине, тяжело возвращаться. Мы бы, объехали, конечно, через Белоруссию, но это лишние часов 6. К тому же мы уже настроились проехать через Латвию. Латыши они вообще на границе очень строгие. Но в итоге все же сжалились над нами. Мы пообещали, что покажем техосмотр на обратном пути, но в итоге поехали через другую границу.

Зачастую с нами строги, несмотря на детей. Мы как-то пытались йогурты провезти, чтобы после прохождения границы детей покормить. А у нас один из сыновей очень честный, разревелся: «Зачем вы обманываете, что у нас нет молочных продуктов! Нас же сейчас арестуют!». Для него это верх ненормальности.

Неожиданные повороты судьбы

Как-то решили снять автодом – доехать до Португалии. Но на обратном пути с нами произошла не очень приятная история – нас ограбили. Вынесли ВСЕ. Мы не остановились в кемпинге, потому что просто не нашли его. Пришлось встать на заправке. Я ночью открыла глаза и увидела, что возле моего ребенка стоит мужик с ножом и режет пакеты. К счастью, никто не пострадал, но у нас украли абсолютно все. Мы смогли добраться до дома только благодаря тому, что у мужа одна банковская карточка была спрятана. Я тогда очень сильно испугалась, 2 года вообще не могла думать про путешествия на автодоме.

А еще в горах в Чехии наш автомобиль застрял. Дело в том, что в Карловых Варах снега не было. А мы хотели покататься, и решили поехать в горы. Мы не понимали, почему навстречу ехали машины с цепями на колёсах. Доехали, идёт снег, машины стоят, а наша катится без нашего участия на толпу людей. Пытались справиться с управлением – бесполезно. Пришлось выбежать из машины, а она скатилась в сугроб. К счастью сразу подбежали люди и помогли вытолкать автомобиль.

А когда нам захотелось приключений в Абхазии, мы поехали в город призраков. При чем отправились туда в 4 вечера, когда начало темнеть. Город заброшенный (во время войны оттуда все сбежали), расположен в горах. Я все время думала о том, что если машина застрянет – мы останемся там на ночь. Потому что людей там нет вообще. Абсолютная, зловещая темнота. Экскурсии туда бывают, но только днем. Останавливаться там очень страшно, из-за большого количества змей. Но мы все же решились выйти, заехали в гору, чтобы сделать красивую фотографию. Не успели остановиться, как машину окружили 5 собак. Было ощущение, что, если ты откроешь дверь, то произойдет так, как в фильме ужасов: они кинутся тебе в лицо. Так что выходить мы не стали.

Еще одни впечатления на всю жизнь: мы ехали в Португалию на автодоме и муж впервые увидел океан. Мы уже проезжали Францию, и я предложила проехать по побережью. Заезжаем случайно в какой-то городок, стоят автодома - европейцам вообще свойственны путешествия на автодомах, в отличие от россиян. Заходим за пригорок, а тут – океан! Это невероятно! Стояли оба, со слезами на глазах. Это был такой кайф, даже мурашкvи по коже сейчас, когда вспоминаем. Хотим туда еще приехать обязательно, хотя мы не искали по карте это место, даже не знали, куда едем. К сожалению, это было уже после ограбления, фотоаппаратов с собой у нас не было, так что памятных снимков сделать не удалось, но в памяти этот момент остался на всю жизнь.

Куда приводят мечты?

Сейчас самая глобальная мечта – это взять в аренду автодом, чтобы проехать от Москвы до Пекина, на дорогу должно уйти чуть больше месяца. Я уже все изучила: там есть такие подвохи, как, например, получение китайских прав и въезд на территорию только в сопровождении местного гида.

Хотя наверное самая заветная мечта: до Америки по земле и по воде.

, Путешествия

  • SMH agency
  • Подготовьте нужную электронику. Всю!

    Без комментариев.

    Страховка.

    На этом экономить точно не стоит! Найдите информацию о страховках, которые могут понадобиться во время путешествия. Учтите, что в каждом государстве свои правила. Где-то страховку придется покупать по прибытию, а где-то можно пробрести ее заранее, прямо из дома.

    Прививки.

    Сделайте все необходимые прививки и пройдите лишний раз медкомиссию, чтобы убедиться, что в пути ваше здоровье вас не подведет.

    Узнайте, как позвать на помощь (мало ли что).

    Автомобиль может повести себя непредсказуемо, да и в путешествии невсегда придется ездить по мегаполису и многолюдным местам. Любая поломка не только испортит впечатления, но и помешает вашему дальнейшему передвижению. Заранее выпишите себе все номера выездной техпомощи, эвакуатора и скорой в области, зависящей от вашего маршрута.

    Перед отъездом пройдитесь по списку.

    Пять раз. Лучше – десять.

    Устройте вечеринку, которую не забудет никто.

    Уезжайте, громко хлопнув дверью! Запомните: важно не только путешествие, но и проводы в него. Как известно, как встретишь приключение, так его и проведешь.

    Владимир Лысенко

    Вокруг света на автомобиле

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    После того, как в рафтинге (сплаве по горным рекам) я сделал всё, что можно как-то заформализировать (сплав со всех восьмитысячников и самых высоких вершин всех континентов, сплавы- первопрохождения в Китае с двух самых высоких вершин мира – Эвереста и Чогори, спуск по горным истокам двух величайших рек мира – Амазонки и Нила, наконец, я установил в Тибете рекорд высокогорности сплава – 5600 м , меня потянуло к другим видам экспедиций. В первую очередь речь шла, конечно же, о кругосветном путешествии. Но какой способ передвижения выбрать? Пешком? Нет, это займет всю жизнь. На велосипеде? В принципе, для меня это – приемлемый вариант (будучи студентом, я серьезно занимался велогонками на шоссе, мой рекорд – 270 км за один день), но все равно долго (если делать настоящую кругосветку, то на это при отсутствии большой финансовой поддержки уйдет лет пять). Оставался вариант путешествия на автомобиле. Он казался наиболее привлекательным еще и потому, что никто из России (и Советского Союза) до этого автокругосветок не совершал (хотя это удавалось сделать людям из других стран). Мне, естественно, хотелось пройти необычный маршрут, по которому никто никогда не путешествовал. К тому же я обратил внимание на то, что в ранее совершенных кругосветках точки начала и конца пути по разным материкам были произвольными, никак не заформализованными. Поэтому я решил проехать по всем континентам между крайними точками в том направлении, в котором эти континенты вытянуты, то есть пересечь оба американских материка от самой северной окраины Северной Америки до самой южной точки Южной Америки (естественно, куда можно добраться на автомобиле), пересечь Африку от самой южной ее точки до самой северной, Евразию – от самой западной до самой восточной (из доступных на легковой машине), а Австралию – от самой восточной до самой западной (либо вообще объехать ее по периметру).

    И я настойчиво приступил к осуществлению своего проекта.

    ЧЕРЕЗ АМЕРИКУ

    25 сентября 1997 года вечером (в 18 часов) мы вылетели из Хабаровска в Анкоридж (Аляска), куда прилетели менее чем через 5 часов в 4 часа утра… того же 25 сентября – сказалось пересечение суточного пояса (разница во времени между Анкориджем и Хабаровском 5 часов минус сутки). Подождав в аэропорту до 7 часов, отправились в хорошо известный мне (по предыдущему посещению Аляски в июле-августе 1993 года, когда мы вместе с Владимиром Кузнецовым сплавились по рекам Мак-Кинли и Кантишна в национальном парке Денали) Анкориджский международный молодежный хостел по адресу Н-700. Здесь и разместились.

    Мы – это я, Борис Иванов и Владимир Голещихин. Нам (а на североамериканскую часть экспедиции через три дня к нам должен был присоединиться еще Андрей Пономарев) предстояло совершить трансамериканское путешествие на машине от Аляски (север Северной Америки) до Аргентины (юг Южной Америки) со сплавом по рекам в Канаде, США (в Большом Каньоне Колорадо) и Южной Америке. Спонсорами этой экспедиции выступили газета «Новосибирские новости», Зыряновский филиал Кузбассоцбанка и фирма ЭКВИ (Москва) при визовой поддержке московской турфирмы «Эксотур» (и персональной помощи Александра Андриевского).

    Из-за ограниченности финансов мы могли купить автомашину не дороже 2500 долларов. Обойдя ряд магазинов по продаже подержанных автомобилей, осмотрели три «Форда» (от 2 до 2,5 тысяч долларов каждый) и «Вольво-240 ДЛ» (за 2500). Один из «Фордов» был пикапом с большим салоном, широкими сидениями и спальным местом. Машина шикарная, но уж очень большая, на ней было бы трудно перемещаться по улицам с интенсивным движением транспорта и, главное, по узким горным дорогам. Остальные «Форды» (за 2 и 2,2 тысячи долларов) были достаточно «изношенными», зато «Вольво» смотрелся как новый (хотя и был 1986 года выпуска и набегал уже 300 000 км). В конце концов мы остановились на нем.

    Через фирму-продавца оформили покупку (на это ушло еще 200 долларов), страховку «лайабилити» (на случай повреждения нами чьей-либо чужой машины, такая страховка в США обязательна, она «потянула» на 600 долларов), и на следующий день мы стали хозяевами «Вольво-240» с аляскинским номером CZS 779. В качестве разминки съездили в Анкор Пойнт и вернулись обратно.

    Итак, к вечеру 26 сентября мы были готовы начать путешествие, но Андрей должен был прилететь в Анкоридж лишь через два дня. Чтобы не терять время, решили сначала втроем съездить в поселок Дэдхорс (Мертвая Лошадь) на берегу залива Прадху Бэй, самый северный пункт Аляски, куда можно добраться на машине. Еще несколько лет назад доступ в эту местность был ограничен, и простых американцев (а, тем более, русских) без специального пермита не пускали дальше Дисастер Крика (это в 340 км от Ливенгуда, а сам Ливенгуд находится в 114 км от Фэйрбэнкса), то есть последние 314 км до Дэдхорса были закрыты. Эти ограничения были связаны с добычей нефти в заливе Прадху Бэй. Однако, к счастью, ситуация изменилась, и теперь нам не запрещалось посетить Дэдхорс.

    Ранним утром 27 сентября мы двинулись в его направлении. Ехали по шикарным хай-вэям, гладким, с великолепной разметкой, с большим количеством «загоравшихся» от света фар машины знаков- отражателей. Совершенно очевидно, что аварийная ситуация на таких дорогах может возникнуть несравнимо реже, чем на российских. Кстати, американские водители резко отличаются от наших своей дисциплинированностью – мало кто нарушает правила дорожного движения. Мы же, дорвавшись до хороших дорог, к сожалению, не смогли сдержать себя и многократно превышали ограничение скорости в 65 миль (110 км) в час. Была суббота, и до Ненаны дорога была практически пустой. Поэтому на одном из ее длинных пустынных отрезков мне удалось «выжать» из машины скорость 100 миль (160 км) в час. Однако на участке дальше Ливенгуда дорога стала постепенно портиться (асфальт исчез с нее еще на середине отрезка Фэйрбэнкс-Ливенгуд), а затем стала откровенно плохой (появилась грязь). По единственному мосту пересекли реку Юкон. И, пройдя за день 960 км (из тех 1356, которые отделяют Анкоридж от Дэдхорса), переночевали в небольшом селении Кулдфут (Холодная Нога). Здесь гостиничный номер на двоих (в котором мы уместились втроем) стоил 75 долларов.

    Через 70 миль после Кулдфута начинался перевал Атигун высотой около 1,5 км. На нем лежал снег (а до него дорога была покрыта толстым слоем грязи). Непосредственно перед перевалом нас остановила девушка в строительной каске и предупредила, чтобы мы были очень внимательными (из-за снега и плохой видимости на перевале). За Атигуном дорога покрылась коркой льда. Машина забуксовала. Пришлось изрядно потрудиться, толкая ее. И всё же в 12.30 мы оказались в Дэдхорсе. Заправились бензином (на 251 -мильном участке между Кулдфутом и Дэдхорсом заправляться негде; это расстояние как раз соответствовало пятидесяти литрам бензина, которые вмещались в бензобак нашей машины) и в отеле «Прадху Бэй» «вволю» пообедали – здесь «шведский стол» стоил 15 долларов на человека. В 14 часов тронулись в обратный путь.

    Тут нужно сделать небольшое отступление. В первый день пути (до Кулдфута) машину вели поочередно я и Борис. На второй день за руль сел Володя и успешно довел машину до Дэдхорса. Однако он вел «Вольво» очень осторожно, и скорость движения была небольшой. Поэтому, чтобы ехать быстрее, в Дэдхорсе его сменил Борис (человек с сорокалетним водительским стажем). К сожалению, увеличение

    Семейное положение: замужем

    Род деятельности: журналист

    Стаж вождения: 18 лет

    Возраст: 36 лет

    Машина мечты: Toyota Land Cruiser

    Самая некрасивая машина: ОКА

    Максимальная скорость: 170 км/ч

    Идеальный мужчина: муж

    Первый личный автомобиль: Mazda с выдвигающимися фарами

    Где чаще всего можно встретить: в автомобиле

    Тяга к приключениям родом из детства

    Когда я была маленькой, мы с родителями очень часто путешествовали на машине. Я из Калининградской области, поэтому в России почти не бывала. Просто потому что съездить, например, в Польшу было гораздо дешевле. Я привыкла путешествовать таким образом и не очень люблю самолеты, хотя, конечно, летаю. Самый кайф мы испытываем в автомобиле: термос, в который ты наливаешь чай, остановки в незнакомых местах, где исследуешь каждый закуток.

    Мы с мужем оба любим путешествовать. Сначала мы ездили с только с сыновьями. Потом удочерили трех девочек. И в августе мы отправились в путешествие в Сочи и Абхазию. За три недели исколесили все вдоль и поперек. Все горы, все заброшенные города. Путешествовали мы на семиместном Land Rover. До этого использовали Toyota Highlander - скажу честно, мне он нравится больше. Я фанатка Toyota – сейчас хочу Land Rover продать и снова купить Highlander, в путешествии с этим автомобилем мне спокойнее.

    «Ох, уж эти детки»

    Знаете, что удивительно? В поездке дети ведут себя идеально. Мальчишки у меня путешествуют очень давно: первая поездка с Арсением на машине была, когда ему исполнилось 4 месяца. Муж пришел домой и сказал: «В Москве невозможно найти хорошие помидоры!» И уже через пару дней мы прыгнули в машину и отправились на юг нашей страны за вкусными овощами и фруктами. Доехали до Сочи, закупились и отправились обратно. А 6 месяцев Арсения мы отмечали в Швейцарии, куда естественно добрались на Toyota Rav 4.

    В путешествиях на автомобиле вообще нет ничего сложного. Однажды я одна с детьми доехала от Москвы до Италии, муж не мог, так как работал, а мне уже хотелось куда-нибудь уехать.

    Приятное с полезным

    Мы не переживаем за их учебу в школе, несмотря на постоянные путешествия они хорошо учатся. Я считаю, что детям нужно больше показать в этой жизни, дать эмоции. Плюс, в путешествиях мы даем им уроки жизни. Учим помогать друг другу, помогать окружающим. Например, когда мы приезжаем на море, то берем пакеты и каждый раз собираем мусор, в день по 2-3 мешка. Мне не нужно заставлять детей, они сами с удовольствием это делают, потому что мы подали им правильный пример! И главное, к ним приходит понимание, что мусорить нельзя. В прошлый раз мы отдыхали там почти одни на местном абхазском пляже и убирали его ежедневно. Знаете, что еще приятно? Проходящие мимо люди присоединялись к нашей работе. Можно сказать, что мы ввели на это моду в Абхазии.

    Ребенок штурман?

    Нередко бывает, что наши дети сами выбирают маршрут. В августе мы отправились в Европу. Сначала доехали до Чехии, где у наших родителей дом. Оттуда поехали в Германию, где целью поездки было добраться до замка Нойшванштайн. Когда мы добрались, нам показалось этого мало. Как сейчас помню. Вечер. Мы сидим где-то на границе с Германией и Лера спрашивает: «Мы же взяли купальники, так почему мы не искупались ни разу за это путешествие?», Паша подхватил: «А поехали на море!» Куда? Открываем карту, и решаем ехать в Италию, в ближайший городок от границы с Австрией.

    Семейный устав путешествий

    Главное правило – в машине никаких гаджетов. Мы не смотрим мультики. Максимум – это наушники и плейер, музыку слушать мы разрешаем. Главное – это развлекать самих себя. В поездке ты кайфуешь от того, что у тебя вся семья в одной машине. Вам может показаться, что за трое суток в одной машине можно сойти с ума? Но с нами этого не происходит. Мы постоянно придумываем себе занятия: играем в игры, поем песни, берем с собой доски для рисования.

    Параллельно учимся, например, считаем коров. Когда мы ехали по Абхазии придумали игру: увидел корову? Мычи! Увидел лошадь? Ржи. Собаку? Лай. Было очень весело. А еще мы берем с собой карточки с вопросами и устраиваем интеллектуальные викторины!

    Автомобиль мы сильно не нагружаем. Мы из тех, кто любит путешествовать налегке. У нас даже багажника на крыше нет. Из одежды – никаких туфелек и вечерних платьев. Все только удобное и практичное. Именно поэтому в машину легко умещается несколько небольших чемоданов и даже 7 самокатов.

    В путь мы обычно отправляемся рано утром, чтобы попасть на границу ночью, когда там мало людей. Хотя иногда выезжаем и ночью, в этом есть своя прелесть, потому что дети спят и у тебя есть возможность ехать быстро, потому что никого не надо кормить, развлекать, останавливаться, чтобы сходить в туалет. Оптимально выезжать примерно в 4 утра. Дети садятся в машину и засыпают, а мы уже выспались за 3-4 часа дома.

    Еду с собой мы никогда не берем, кроме легкого перекуса и напитков. Когда едешь по России, всегда можно остановиться и покушать. В Европу берем, потому что есть вариант застрять на границе, ну и в целях экономии– питание там обходится достаточно дорого.

    И еще важное правило: с собой взять несколько пледов и автомобильных подушек, детей желательно одеть в удобную одежду, например, спортивный костюм, чтобы было мягко спать.

    Все тонкости автопутешествий

    Везде свои правила. Когда ты проходишь, например, Латвийскую границу, там нужен техосмотр. В Литве не нужен, а в Латвии обязателен. Нас пускать не хотели - говорили, чтобы разворачивались. Было 5 утра, я пошла к начальнику, стояла, улыбалась, говорила, что не знала, что первый раз едем. Начала давить на то, что 5 детей в машине, тяжело возвращаться. Мы бы, объехали, конечно, через Белоруссию, но это лишние часов 6. К тому же мы уже настроились проехать через Латвию. Латыши они вообще на границе очень строгие. Но в итоге все же сжалились над нами. Мы пообещали, что покажем техосмотр на обратном пути, но в итоге поехали через другую границу.

    Зачастую с нами строги, несмотря на детей. Мы как-то пытались йогурты провезти, чтобы после прохождения границы детей покормить. А у нас один из сыновей очень честный, разревелся: «Зачем вы обманываете, что у нас нет молочных продуктов! Нас же сейчас арестуют!». Для него это верх ненормальности.

    Неожиданные повороты судьбы

    Как-то решили снять автодом – доехать до Португалии. Но на обратном пути с нами произошла не очень приятная история – нас ограбили. Вынесли ВСЕ. Мы не остановились в кемпинге, потому что просто не нашли его. Пришлось встать на заправке. Я ночью открыла глаза и увидела, что возле моего ребенка стоит мужик с ножом и режет пакеты. К счастью, никто не пострадал, но у нас украли абсолютно все. Мы смогли добраться до дома только благодаря тому, что у мужа одна банковская карточка была спрятана. Я тогда очень сильно испугалась, 2 года вообще не могла думать про путешествия на автодоме.

    А еще в горах в Чехии наш автомобиль застрял. Дело в том, что в Карловых Варах снега не было. А мы хотели покататься, и решили поехать в горы. Мы не понимали, почему навстречу ехали машины с цепями на колёсах. Доехали, идёт снег, машины стоят, а наша катится без нашего участия на толпу людей. Пытались справиться с управлением – бесполезно. Пришлось выбежать из машины, а она скатилась в сугроб. К счастью сразу подбежали люди и помогли вытолкать автомобиль.

    А когда нам захотелось приключений в Абхазии, мы поехали в город призраков. При чем отправились туда в 4 вечера, когда начало темнеть. Город заброшенный (во время войны оттуда все сбежали), расположен в горах. Я все время думала о том, что если машина застрянет – мы останемся там на ночь. Потому что людей там нет вообще. Абсолютная, зловещая темнота. Экскурсии туда бывают, но только днем. Останавливаться там очень страшно, из-за большого количества змей. Но мы все же решились выйти, заехали в гору, чтобы сделать красивую фотографию. Не успели остановиться, как машину окружили 5 собак. Было ощущение, что, если ты откроешь дверь, то произойдет так, как в фильме ужасов: они кинутся тебе в лицо. Так что выходить мы не стали.

    Еще одни впечатления на всю жизнь: мы ехали в Португалию на автодоме и муж впервые увидел океан. Мы уже проезжали Францию, и я предложила проехать по побережью. Заезжаем случайно в какой-то городок, стоят автодома - европейцам вообще свойственны путешествия на автодомах, в отличие от россиян. Заходим за пригорок, а тут – океан! Это невероятно! Стояли оба, со слезами на глазах. Это был такой кайф, даже мурашкvи по коже сейчас, когда вспоминаем. Хотим туда еще приехать обязательно, хотя мы не искали по карте это место, даже не знали, куда едем. К сожалению, это было уже после ограбления, фотоаппаратов с собой у нас не было, так что памятных снимков сделать не удалось, но в памяти этот момент остался на всю жизнь.

    Куда приводят мечты?

    Сейчас самая глобальная мечта – это взять в аренду автодом, чтобы проехать от Москвы до Пекина, на дорогу должно уйти чуть больше месяца. Я уже все изучила: там есть такие подвохи, как, например, получение китайских прав и въезд на территорию только в сопровождении местного гида.

    Хотя наверное самая заветная мечта: до Америки по земле и по воде.

    Последние материалы раздела:

    Смотреть что такое
    Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

    Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

    Наталья СтепановаМолитвенный щит
    Наталья СтепановаМолитвенный щит

    Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

    Сонник: к чему снится Лошадь
    Сонник: к чему снится Лошадь

    Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...