Химия огэ все что нужно знать. Личный опыт: как сдать ОГЭ по химии

Для кого предназначены эти тесты?

Данные материалы предназначены для школьников, готовящихся к ОГЭ-2018 по химии . Их также можно использовать для самоконтроля при изучении школьного курса химии. Каждый посвящен определенной теме, которая встретится девятикласснику на экзамене. Номер теста - это номер соответствующего задания в бланке ОГЭ.

Как устроены тематические тесты?

Будут ли на этом сайте публиковаться другие тематические тесты?

Безусловно! Я планирую разместить тесты по 23 темам, по 10 заданий в каждом. Следите за обновлениями!

  • Тематический тест № 11. Химические свойства кислот и оснований. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 12. Химические свойства средних солей. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 13. Разделение смесей и очистка веществ. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 14. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительные реакции. (Готовится к выпуску!)
  • Что еще есть на этом сайте для готовящихся к ОГЭ-2018 по химии?

    Вам кажется, что чего-то не хватает? Вам хотелось бы расширить какие-то разделы? Нужны какие-то новые материалы? Что-то надо исправить? Нашли ошибки?


    Успехов всем готовящимся к ОГЭ и ЕГЭ!

    Основной государственный экзамен по химии – один из необязательных экзаменов, который ученики девятых классов могут сдавать в числе других предметов, выбираемых по своему усмотрению. Это довольно сложный предмет, поэтому его выбирает небольшое число школьников, которые планируют учиться в профильных классах или поступать в другие учебные заведения на специальности, связанные с медицинской, химической отраслью, сферой строительства или пищевой промышленности.

    Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) не предусмотрено никаких изменений для ОГЭ по химии на 2018 год: контрольно-измерительные материалы (КИМ) сохранят содержание и структуру, аналогичную материалам прошлых лет. Они призваны проверить знание учащихся по программе, пройденной в 8-9 классах: методы изучения химических явлений и веществ, базовые понятия органической и неорганической химии, задачи по расчету химических реакций и другие разделы школьной программы.

    Для ОГЭ предусмотрено две модели работы №1 и № 2, на выполнение которых регламентом выделено 120 и 180 минут соответственно (для модели второго типа добавлено 60 минут на проведение и описание химического эксперимента). При этом рекомендовано распределять общий объем времени на выполнение заданий следующим образом:

    • по 3-8 минут – для ответов на каждый из вопросов первой части;
    • по 12-17 минут – для ответов на каждый из вопросов второй части.

    В процессе экзамена школьникам разрешено пользоваться калькулятором, не оснащенным функцией программирования расчетов, и следующими вспомогательными материалами:

    • периодической системой химических элементов Менделеева;
    • электрохимическим рядом напряжений металлов;
    • таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде.

    Предметы, справочную литературу, телефоны и другие объекты, которые не значатся в перечне разрешенных, проносить с собой на экзамен запрещается. При их обнаружении или других нарушениях регламента проведения ОГЭ ученик будет удален из класса, а экзаменационная работа не засчитается.

    Для проведения ОГЭ по химии в 2018 году Рособрнадзором установлены следующие даты:

    • 27 апреля – день досрочной сдачи (с резервным днем 7 мая);
    • 7 июня – день основной сдачи (с резервным днем 22 июня);
    • 12 сентября – день дополнительной сдачи (с резервным днем 20 сентября).

    Структура КИМа

    Как и прежде, в 2018 году билеты ОГЭ по химии 9 класса включают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предусмотрена для проверки знания девятиклассниками базовых формул и определений органической и неорганической химии, которые нужно использовать в последствии для решения заданий из практической части. Последняя разработана, чтобы проверить способность учеников проводить окислительно-восстановительные и ионно-обменные реакции, понимание взаимосвязей между различными классами веществ, молярной массы и объема веществ.

    Структурно каждый билет можно разделить на две части:

    1. Первая часть включает 19 заданий, из которых вопросы 1-15 представлены в виде базовых тестов, а 16-19 относятся к категории вопросов повышенной сложности. Для ответов на эти вопросы требуется поставить цифру, последовательность цифр или слово в экзаменационном бланке.
    2. Вторая часть состоит из 3 или 4 заданий для модели КИМов №1 и № 2 соответственно, которые требуют развернутого ответа, подкрепленного уравнениями реакций и химическими расчетами. Для модели КИМов №2 требуется провести практический опыт под наблюдением членов экзаменационной комиссии и записать его результаты.

    Оценивание работы

    Чтобы оценить знания девятиклассников в зависимости от уровня подготовки задания в билетах сгруппированы по трем уровням: простые, повышенной и высокой сложности. Максимальный бал, который можно получить за ОГЭ по химии в 9 классе зависит от выбранной модели экзамена:

    • 34 балла для модели №1, из которых 15 (44,1%) – за решение базовой части, 8 (23,5%) – по вопросам повышенной сложности и 11 – по самым сложным задачам;
    • 38 баллов для модели №2, из которых 15 (39,5%) по базовым тестам, 8 (21%) – по вопросам повышенной сложности и 15 (39,5%) – по наиболее сложным заданиям.

    Большая часть учеников сдает в 9 классе ОГЭ по химии по модели №1, за которую можно получить максимум 34 балла. Для этого варианта предусмотрена следующая система перевода в оценки по пятибалльной шкале:

    • 0-8 баллов – двойка;
    • 9-17 баллов – тройка;
    • 18-26 баллов – четверка;
    • 27-34 балла – пятерка.

    Минимальный порог для сдачи ОГЭ по химии – 9 баллов, для получения которых достаточно ответить на первые девять вопросов билета. Но девятиклассникам, которые будут продолжать обучение в профильном классе, необходимо получить не менее 23 баллов.

    Подготовка к ОГЭ

    Чтобы подготовиться к сдаче ОГЭ по химии можно заняться самоподготовкой, дополнительно работать с репетитором или посещать соответствующие курсы.

    Для школьников, которые выбирают вариант самостоятельной подготовки пригодятся следующие рекомендации:

    • Использовать учебные и справочные пособия, в которых представлена информация в рамках школьной программы.
    • Повторять материал нужно начиная с простых тем (изучаемых в 8 классе) и постепенно продвигаться к более сложному материалу.
    • Просматривать видеоуроки для освоения химических опытов и реакций. При этом важно выбирать те варианты, в которых детально описывается каждый этап процесса и полученные реакции.
    • Проработать основные химические формулы, чтобы освежить память и при необходимости восполнить пробелы в знаниях.
    • Завести конспект, где записывать материал по подготовке к ОГЕ в понятной для себя форме.
    • Проходить онлайн тесты в интернет, сложность и структура которых идентична реальным экзаменам.
    • Ознакомиться с демонстрационными вариантами тестов, разработанными ФИПИ, чтобы иметь представление о структуре билета, уровне сложности и формулировках заданий, требованиях к полноте объяснения вопросов, требующих написания развернутых ответов.

    На заметку: следует понимать, что заданий, представленных в демонстрационных вариантах, вероятнее всего не будет на самом экзамене, зато будут задачи аналогичной тематики или просто с другими цифровыми данными.

    • Уделить внимание правилам техники безопасности, поскольку сдача ОГЭ по химии по модели №2 предусматривает проведение реального химического эксперимента с использованием лабораторного оборудования, которым нужно уметь правильно пользоваться.

    Видео-пример заданий ОГЭ по химии:

    Задание 1.Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

    Задание 2.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

    Задание 3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

    Задание 4.

    Задание 5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Задание 1

    Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

    Как определить число электронов, протонов и нейтронов в атоме?

    1. Число электронов равно порядковому номеру и числу протонов.
    2. Число нейтронов равно разности между массовым числом и порядковым номером.

    Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы.

    1. Порядковый номер равен числу протонов и электронов, заряду ядра.
    2. Номер А - группы равен числу электронов на внешнем слое (валентных электронов).

    Максимальное число электронов на уровнях.

    Максимальное число электронов на уровнях определяется по формуле N= 2· n 2 .

    1 уровень – 2 электрона, 2 уровень – 8, 3 уровень - 18, 4 уровень – 32 электрона.

    Особенности заполнения электронных оболочек у элементов А и В групп.

    У элементов А - групп валентные (внешние) электроны заполняют последний слой, а у элементов В - групп – внешний электронный слой и частично предвнешний слой.

    Степени окисления элементов в высших оксидах и летучих водородных соединениях.

    Группы

    VIII

    С.О. в высшем оксиде = + № гр

    Высший оксид

    R 2 О

    R 2 О 3

    RО 2

    R 2 О 5

    RО 3

    R 2 О 7

    RО 4

    С.О. в ЛВС = № гр - 8

    ЛВС

    Н 4 R

    Н 3 R

    Н 2 R

    Строение электронных оболочек ионов.

    У катиона – меньше электронов на величину заряда, у анионов - больше на величину заряда.

    Например:

    Сa 0 - 20 электронов, Сa2 + - 18 электронов;

    S 0 – 16 электронов, S 2- - 18 электронов.

    Изотопы.

    Изотопы - разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число электронов и протонов, но разную массу атома (разное число нейтронов).

    Например:

    Элементарные частицы

    Изотопы

    40 Ca

    42 Ca

    Обязательно уметь по таблице Д.И. Менделеева определять строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов.

    Предварительный просмотр:

    http://mirhim.ucoz.ru

    А 2. В 1.

    Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

    Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

    Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы .

    Атомный (порядковый) номер химического элемента равен числу протонов и электронов, заряду ядра.

    Номер периода равен числу заполняемых электронных слоёв.

    Номер группы (А) равен числу электронов на внешнем слое (валентных электронов).

    Формы существования

    химического элемента и их свойства

    Изменения свойств

    В главных подгруппах (сверху вниз)

    В периодах

    (слева направо)

    Атомы

    Заряд ядра

    Увеличивается

    Увеличивается

    Число энергетических уровней

    Увеличивается

    Не изменяется = номер периода

    Число электронов на внешнем уровне

    Не изменяется = номеру периода

    Увеличивается

    Радиус атома

    Увеличиваются

    Уменьшается

    Восстановительные свойства

    Увеличиваются

    Уменьшаются

    Окислительные свойства

    Уменьшается

    Увеличиваются

    Высшая положительная степень окисления

    Постоянная = номеру группы

    Увеличивается от +1 до +7 (+8)

    Низшая степень окисления

    Не изменяется =

    (8-№ группы)

    Увеличивается от -4 до -1

    Простые вещества

    Металлические свойства

    Увеличивается

    Уменьшаются

    Неметаллические свойства

    Уменьшаются

    Увеличивается

    Соединения элементов

    Характер химических свойств высшего оксида и высшего гидроксида

    Усиление основных свойств и ослабление кислотных свойств

    Усиление кислотных свойств и ослабление основных свойств

    Предварительный просмотр:

    http://mirhim.ucoz.ru

    А 4

    Степень окисления и валентность химических элементов.

    Степень окисления – условный заряд атома в соединении, вычисленный исходя из предположения, что все связи в этом соединении ионные (т.е. все связывающие электронные пары полностью смещены к атому более электроотрицательного элемента).

    Правила определения степени окисления элемента в соединении:

    • С.О. свободных атомов и простых веществ равна нулю.
    • Сумма степеней окисления всех атомов в сложном веществе равна нулю.
    • Металлы имеют только положительную С.О.
    • С.О. атомов щелочных металлов (I(А) группа) +1.
    • С.О. атомов щелочноземельных металлов (II(А) группа)+2.
    • С.О. атомов бора, алюминия +3.
    • С.О. атомов водорода +1 (в гидридах щелочных и щелочноземельных металлов –1).
    • С.О. атомов кислорода –2 (исключения: в пероксидах –1, в OF 2 +2 ).
    • С.О. атомов фтора всегда - 1.
    • Степень окисления одноатомного иона совпадает с зарядом иона.
    • Высшая (максимальная, положительная) С.О. элемента равна номеру группы. Это правило не распространяется на элементы побочной подгруппы первой группы, степени окисления которых обычно превышают +1, а также на элементы побочной подгруппы VIII группы. Также не проявляют своих высших степеней окисления, равных номеру группы, элементы кислород и фтор.
    • Низшая (минимальная, отрицательная) С.О. для элементов неметаллов определяется по формуле: номер группы -8.

    * С.О. – степень окисления

    Валентность атома – это способность атома образовывать определенное число химических связей с другими атомами. Валентность не имеет знака.

    Валентные электроны располагаются на внешнем слое у элементов А - групп, на внешнем слое и d – подуровне предпоследнего слоя у элементов В - групп.

    Валентности некоторых элементов (обозначаются римскими цифрами).

    постоянные

    переменные

    ХЭ

    валентность

    ХЭ

    валентность

    H, Na, K, Ag, F

    Cl, Br, I

    I (III, V, VII)

    Be, Mg, Ca, Ba, O, Zn

    Cu, Hg

    II, I

    Al, В

    II, III

    II, IV, VI

    II, IV, VII

    III, VI

    I - V

    III, V

    C, Si

    IV (II)

    Примеры определения валентности и С.О. атомов в соединениях:

    Формула

    Валентности

    С.О.

    Структурная формула вещества

    N III

    N N

    NF 3

    N III, F I

    N +3, F -1

    F - N - F

    NH 3

    N III, Н I

    N -3, Н +1

    Н - N - Н

    H 2 O 2

    Н I, О II

    Н +1, О –1

    H-O-O-H

    OF 2

    О II, F I

    О +2, F –1

    F-O-F

    *СО

    С III, О III

    С +2, О –2

    Атом «С» передал в общее пользование два электрона, а более электроотрицательный атом «О» оттянул к себе два электрона:

    У «С» не будет заветной восьмерки электронов на внешнем уровне – четыре своих и два общих с атомом кислорода. Атому «О» придется передать в общее пользование одну свою свободную электронную пару, т.е. выступить в роли донора. Акцептором будет атом «С».

    Предварительный просмотр:

    А3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

    Химическая связь – это силы взаимодействия между атомами или группами атомов, приводящие к образованию молекул, ионов, свободных радикалов, а также ионных, атомных и металлических кристаллических решеток.

    Ковалентная связь – это связь, которая образуется между атомами с одинаковой электроотрицательностью или между атомами с небольшой разницей в значениях электроотрицательности.

    Ковалентная неполярная связь образуется между атомами одинаковых элементов – неметаллов. Ковалентная неполярная связь образуется, если вещество простое, например, O 2 , H 2 , N 2 .

    Ковалентная полярная связь образуется между атомами разных элементов – неметаллов.

    Ковалентная полярная связь образуется, если вещество сложное, например, SO 3 , H 2 O, НСl, NH 3 .

    Ковалентная связь классифицируется по механизмам образования:

    обменный механизм (за счёт общих электронных пар);

    донорно-акцепторный (атом - донор обладает свободной электронной парой и передаёт её в общее пользование с другим атомом - акцептором, у которого имеется свободная орбиталь). Примеры: ион аммония NH 4 + , угарный газ СО.

    Ионная связь образуется между атомами, сильно отличающимися по электроотрицательности. Как правило, когда соединяются атомы металлов и неметаллов. Это связь между разноименно зараженными ионами.

    Чем больше разница ЭО атомов, тем связь более ионная.

    Примеры: оксиды, галогениды щелочных и щелочноземельных металлов, все соли (в том числе соли аммония), все щёлочи.

    Правила определения электроотрицательности по периодической таблице:

    1) слева направо по периоду и снизу вверх по группе электроотрицательность атомов увеличивается;

    2) самый электроотрицательный элемент – фтор, так как инертные газы имеют завершенный внешний уровень и не стремятся отдавать или принимать электроны;

    3) атомы неметаллов всегда более электроотрицательны, чем атомы металлов;

    4) водород имеет низкую электроотрицательность, хотя расположен в верхней части периодической таблицы.

    Металлическая связь – образуется между атомами металлов за счет свободных электронов, удерживающих положительно заряженные ионы в кристаллической решетке. Это связь между положительно заряженными ионами металлов и электронами.

    Вещества молекулярного строения имеют молекулярную кристаллическую решетку, немолекулярного строения – атомную, ионную или металлическую кристаллическую решетку.

    Типы кристаллических решеток:

    1) атомная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ковалентной полярной и неполярной связью (C, S, Si), в узлах решетки находятся атомы, эти вещества являются самыми твердыми и тугоплавкими в природе;

    2) молекулярная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связями, в узлах решетки находятся молекулы, эти вещества обладают небольшой твердостью, легкоплавкие и летучие;

    3) ионная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ионной связью, в узлах решетки находятся ионы, эти вещества твердые, тугоплавкие, нелетучие, но в меньшей степени, чем вещества с атомной решеткой;

    4) металлическая кристаллическая решетка: образуется у веществ с металлической связью, эти вещества обладают теплопроводностью, электропроводностью ковкостью и металлическим блеском.

    Предварительный просмотр:

    http://mirhim.ucoz.ru

    А5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

    Простые и сложные вещества.

    Простые вещества образованы атомами одного химического элемента (водород Н 2 , азот N 2 , железо Fe и т.д.), сложные вещества - атомами двух и более химических элементов (вода H 2 O – состоит из двух элементов (водород, кислород), серная кислот H 2 SO 4 – образована атомами трёх химических элементов (водород, сера, кислород)).

    Основные классы неорганических веществ, номенклатура.

    Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.

    Номенклатура оксидов

    Названия оксидов состоят из слов «оксид» и названия элемента в родительном падеже (с указанием в скобках степени окисления элемента римскими цифрами): CuO – оксид меди (II), N 2 O 5 – оксид азота (V).

    Характер оксидов:

    ХЭ

    основный

    амфотерный

    несолеобразующий

    кислотный

    металл

    С.О.+1,+2

    С.О.+2, +3, +4

    амф. Ме – Ве, Аl, Zn, Cr, Fe, Mn

    С.О.+5, +6, +7

    неметалл

    С.О.+1,+2

    (искл. Cl 2 O)

    С.О.+4,+5,+6,+7

    Основные оксиды образуют типичные металлы со С.О. +1, +2 (Li 2 O, MgO, СаО, CuO и др.). Основными называются оксиды, которым соответствуют основания.

    Кислотные оксиды образуют неметаллы со С.О. более +2 и металлы со С.О. от +5 до +7 (SO 2 , SeO 2 , Р 2 O 5 , As 2 O 3 , СO 2 , SiO 2 , CrO 3 и Mn 2 O 7 ). Кислотными называются оксиды, которым соответствуют кислоты.

    Амфотерные оксиды образованы амфотерными металлами со С.О. +2, +3, +4 (BeO, Cr 2 O 3 , ZnO, Al 2 O 3 , GeO 2 , SnO 2 и РЬО). Амфотерными называются оксиды, которые проявляют химическую двойственность.

    Несолеобразующие оксиды – оксиды неметаллов со С.О.+1,+2 (СО, NO, N 2 O, SiO).

    Основания (основные гидроксиды ) - сложные вещества, которые состоят из

    Иона металла (или иона аммония) и гидроксогруппы (-OH).

    Номенклатура оснований

    После слова «гидроксид» указывают элемент и его степень окисления (если элемент проявляет постоянную степень окисления, то её можно не указывать):

    КОН – гидроксид калия

    Сr(OH) 2 – гидроксид хрома (II)

    Основания классифицируют:

    1) по растворимости в воде основания делятся на растворимые (щелочи и NH 4 OH) и нерастворимые (все остальные основания);

    2) по степени диссоциации основания подразделяют на сильные (щелочи) и слабые (все остальные).

    3) по кислотности, т.е. по числу гидроксогрупп, способных замещаться на кислотные остатки: на однокислотные (NaOH), двухкислотные , трехкислотные .

    Кислотные гидроксиды (кислоты) - сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

    Кислоты классифицируют:

    a) по содержанию атомов кислорода в молекуле - на бескислородные (Н C l) и кислородсодержащие (H 2 SO 4 );

    б) по основности, т.е. числу атомов водорода, способных замещаться на металл - на одноосновные (HCN), двухосновные (H 2 S) и т.д.;

    в) по электролитической силе - на сильные и слабые. Наиболее употребляемыми сильными кислотами являются разбавленные водные растворы HCl, HBr, HI, HNO 3 , H 2 S, HClO 4 .

    Амфотерные гидроксиды образованы элементами с амфотерными свойствами.

    Соли – сложные вещества, образованные атомами металлов, соединёнными с кислотными остатками.

    Средние (нормальные) соли - сульфид железа(III).

    Кислые соли - атомы водорода в кислоте замещены атомами металла частично. Они получаются при нейтрализации основания избытком кислоты. Чтобы правильно назвать кислую соль, необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидро- или дигидро- в зависимости от числа атомов водорода, входящих в состав кислой соли.

    Например, KHCO 3 – гидрокарбонат калия, КH 2 PO 4 – дигидроортофосфат калия

    Нужно помнить, что кислые соли могут образовывать двух и более основные кислоты, как кислородсодержащие, так и бескислородные кислоты.

    Основные соли - гидроксогруппы основания (OH ) частично замещены кислотными остатками. Чтобы назвать основную соль, необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидроксо- или дигидроксо- в зависимости от числа ОН - групп, входящих в состав соли.

    Например, (CuOH) 2 CO 3 - гидроксокарбонат меди (II).

    Нужно помнить, что основные соли способны образовывать лишь основания, содержащие в своём составе две и более гидроксогрупп.

    Двойные соли - в их составе присутствует два различных катиона, получаются кристаллизацией из смешанного раствора солей с разными катионами, но одинаковыми анионами.

    Смешанные соли - в их составе присутствует два различных аниона.

    Гидратные соли (кристаллогидраты ) - в их состав входят молекулы кристаллизационной воды . Пример: Na 2 SO 4 ·10H 2 O.


    ученика. В экзамене сочетается большое количество заданий и очень ограниченное время на их выполнение – на одно задание приходится 5,5 минут. Минимальный порог по химии в 2017 году равен девяти баллам. В зависимости от набранных баллов выставляется соответствующая отметка. Максимальный балл, в зависимости от типа теста, может быть равен 34 .Экзамен состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания.
    • Часть 1: 19 заданий (1–19) с кратким ответом. Записывается в виде цифры либо в виде последовательности цифр.
    • Часть 2: три задания (20–22) с развернутым ответом. Дайте полный ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчеты.
    • В данном учебном материале будет представлена: теория и тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам.
    • Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ОГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Современное представление о строении атома. Изотопов. Строение электронных оболочек атомов элементов I-IV периодов. S, p, d - элементы.

    Электронная конфигурация атома. Основное и возбуждённое состояния атомов.

    Изотопы – атомы одного элемента, с одинаковым ядерным зарядом, но различным количеством нейтронов в ядре. Характеристика изотопа: массовое число и порядковый номер.

    Различные положения электрона вокруг ядра рассматривают как электронное облако с определённо плотностью отрицательного заряда.

    Орбиталь –Различают по форме: s, p, d, f –орбитали.

    S – орбиталь.

    Электронная оболочка любого атома представляет собой сложную систему. Она делится на подоболочки с разной энергией (энергетические уровни). Уровни, в свою очередь, подразделяются на подуровни.

    При сообщении дополнительной энергии атому происходит переход электронов с более низкой по энергии орбитали на более высокую по энергии орбиталь.

    Ca(1s 2 2s 2 2p 6 3 s 2 3p 6 4s 2 ) → Ca* (1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1 3d 1 )

    Основное состояние возбуждённое состояние

    Строение атома и химические свойства элементов

    Из рассмотренных электронных конфигураций атомов видно, что элементы VIIIА-группы (Не,Ne,Аг и др.)имеют уровни одновременно (s 2 р 6 ), такие конфигурации обладают высокой устойчивостью и обеспечивают химическую пассивность благородных газов.

    В атомах остальных элементов внешние s – и р-подуровни - незавершенные, они и показаны в сокращенных электронных конфигурациях, например 17 С1 = [ 10 Ке]Зs 2 Зр 5 (символ благородного газа отвечает сумме заполненных предыдущих подуровней, т. е. 10 Nе = 1s 2 2s 2 2р 6 "). Незавершенные подуровни и электроны на них иначе называются валентными, так как именно они могут участвовать в образовании химических связей между атомами.

    Электронная конфигурация атома элемента определяет свойства этого элемента в периодической системе. Число энергетических уровней данного элемента равно номеру периода, а число валентных электронов атома - номеру группы, к которым относится элемент.

    Если валентные электроны расположены только на а томной s- орбитали, то элементы относятся к.секции s - элементов (1А-, IIА-группы); если они расположены на s- и р - орбиталях, то элементы относятся к секции р- элементов (от IIIА- до VIIIА- группы).

    В соответствии с энергетической последовательностью подуровней, начиная с элемента скандий Sс, в периодической системе появляются Б - группы, а у атомов этих элементов заполняется d - подуровень предыдущего уровня (см. выше примеры электронных конфигураций Sс, Сг, Мn, Сu и Zn). Такие элементы называются d – элементами (переходными элементами), и их в ка ждом периоде десять, например, в 4-м периоде это элементы от Sc до Zn.

    Атомы типичных металлов легко отдают свои валентные электроны(полностью или частично) и становятся простыми катионами.

    K(4s 1 ) → K + (4s º ),

    Ca(4s 2 ) → Ca 2+ (4sº),

    Cu(3d 10 4s 1 ) → Cu 2+ (3d 9 4s 0 ),

    Атомы типичных неметаллов легко принимают дополнительные электроны на валентные подуровни (до восьми внешних электронов) и становятся простыми анионами, например:

    N(2s 2 2p 3 ) → N -3 (2s 2 2p 6 )

    Тест. «Строение атома.»

    1. Количество электронов в атоме равно

    2 . Ион, в составе которого 16 протонов и 18 электронов, имеет заряд
    1) +4 2) -2 3) +2 4) -4

    3. Внешний энергетический уровень атома элемента, образующего высший оксид состава ЭОз, имеет формулу

    1) ns 2 np 1 2) ns 2 nр 2 3) nз 2 nр 3 4) ns 2 nр 4

    4. Электронную конфигурацию 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1 в основном состоянии имеет атом

    1) лития

    2) натрия

    3) калия

    4) кальция

    5. В основном состоянии три неспаренных электрона имеет атом

    1) кремния

    2) фосфора

    3) серы

    4) хлора

    6. Элемент с электронной конфигурацией внешнего уровня... 3s 2 3p 3 образует водородное соединение состава

    1) ЭН 4 2) ЭН 3) ЭН 3 4) ЭН 2

    7. Атом металла, высший оксид которого Ме 2 О 3 , имеет электронную формулу внешнего энергетического уровня

    1) ns 2 пр 1 2) ns 2 пр 2 3) ns 2 np 3 4) ns 2 np s

    8. Высший оксид состава R 2 O 7 образует химический элемент, в атоме которого заполнение электронами энергетических уровней соответствует ряду чисел:

    1) 2, 8, 1 2) 2, 8, 7 3) 2, 8, 8, 1 4) 2, 5

    9. У атома серы число электронов на внешнем энергетическом уровне и заряд ядра равны соответственно

    1)4 и + 16 2)6 и + 32 3)6 и + 16 4)4 и + 32

    10. Число валентных электронов у марганца равно

    1) 1 2) 3 3) 5 4) 7

    11. Одинаковое число валентных электронов имеют атомы калия и

    1) углерода 2) магния 3) фосфора 4) натрия

    Предварительный просмотр:

    Предварительный просмотр:

    1.Периодический закон, история открытия, современная формулировка, её отличие. Периодическая система и ее структура. S,p,d,f-элементы

    Д.И. Менделеев сформулировал Периодический закон: "Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел находятся в периодической зависимости от их атомного веса ". Менделеев учитывал, что для некоторых элементов атомные массы могли быть определены недостаточно точно. В современной Периодической системе известны некоторые исключения в порядке возрастания масс атомов, что связано с особенностями изотопного состава элементов:

    Ar − 39,9 и K − 39,1; Co − 58,9 и Ni − 58,7.

    После того, как было доказано ядерное строение атома и равенство порядкового номера элемента заряду ядра его атома, Периодический закон получил новую формулировку:

    "Свойства элементов, а также образуемых ими веществ находятся в периодической зависимости от заряда их атомных ядер".

    Заряд ядра атома определяет число электронов в оболочке атома.

    Строение внешней электронной оболочки периодически повторяется, и это приводит к периодическому изменению химических свойств элементов и их соединений.

    Современная Периодическая система состоит из 7 периодов (седьмой период должен закончиться 118-м элементом).

    Короткопериодный вариант Периодической системы содержит 8 групп элементов, каждая из которых условно подразделяется на группу А (главную) и группу Б (побочную).

    В длиннопериодном варианте Периодической системы - 18 групп, имеющих те же обозначения, что и в короткопериодном. Элементы одной группы имеют сходное строение внешних электронных оболочек атомов и проявляют определенное химическое сходство.

    Номер группы в Периодической системе определяет число валентных электронов в атомах s- и p-элементов.

    В группах, обозначенных буквой А (главных подгруппах), содержатся элементы, в которых идет заселение s- и р-оболочек:

    S-элементы (IA- и IIA-группы)

    Р-элементы (IIIA-VIIIA-группы)

    В группах, обозначенной буквой Б (побочных подгруппах), находятся элементы, в которых заселяются d-подуровни - d-элементы .

    Номер периода в Периодической системе соответствует числу энергетических уровней атома данного элемента, заполненных электронами.

    Номер периода = Число энергетических уровней (слоёв) , заполненных электронами = Обозначение последнего энергетического уровня

    Порядок формирования периодов связан с постепенным заселением энергетических подуровней электронами.

    Последовательность заселения определяется принципом минимума энергии, принципом Паули и правилом Хунда.

    3. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Электроотрицательность.

    1) Атомные и ионные радиусы.

    За радиус свободного атома принимают положение главного максимума плотности внешних электронных оболочек. Это так называемый орбитальный радиус.

    В периодах орбитальные атомные радиусы по мере увеличения заряда ядра уменьшаются , т.к. растет заряд ядра и => притяжение внешнего электронного слоя к ядру.

    В подгруппах радиусы в основном увеличиваются из-за возрастания числа электронных слоёв.

    У s- и p-элементов изменение радиусов как в периодах, так и в подгруппах более заметно, чем у d- и f-элементов, поскольку d- и f-электроны находятся на внутренних, а не внешних уровнях.

    Уменьшение радиусов у d- и f-элементов в периодах называется d- и f-сжатием. Следствием f-сжатия является то, что атомные радиусы электронных аналогов d-элементов пятого и шестого периодов практически одинаковы:

    Zn – Hf Nb – Ta

    r атома , нм 0,160 – 0,159 0,145 – 0,146

    Эти элементы из-за близости их свойств называются элементами-близнецами.

    Образование ионов приводит к изменению ионных радиусов по сравнению с атомными.

    Радиусы катионов всегда меньше, а радиусы анионов всегда больше соответствующих атомных радиусов.

    Изоэлектронные ионы – это ионы, имеющие одинаковую электронную оболочку.

    Радиус изоэлектронных ионов уменьшается слева направо по периоду, т.к. заряд ядра увеличивается и растёт притяжение внешнего электронного уровня к ядру.

    Пример: изоэлектронные ионы с электронной оболочкой, соответствующей аргону – (18 е): S 2- , Cl - , K + , Ca 2+ и т.п. В этом ряду радиус уменьшается, т.к. растёт заряд ядра.

    2) Электроотрицательность - это способность атома элемента к притягивать к себе электроны в химической связи.

    Электроны в общей электронной паре смещены к атому того элемента, который имеет большую электроотрицательность.

    Слева направо по периоду происходит увеличение электроотрицательности , т.к. растёт заряд ядра и внешний уровень притягивается к ядру сильнее.

    Сверху вниз по подгруппе электроотрицательность уменьшается , т.к. увеличивается число электронных уровней и увеличение радиуса. Внешние электроны слабее притягиваются к ядру.

    На рис. приведены значения электроотрицательности различных элементов по Полингу. Электроотрицательность фтора в системе Полинга принята равной 4.

    4. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.

    Металлами являются :

    Все элементы побочных подгрупп;

    - лантаноиды, актиноиды ;

    Все s- элементы, кроме водорода и гелия.

    Р-элементы делятся диагональю на металлы и неметаллы следующим образом:

    В е

    Неметаллы

    металлы

    22 штуки

    Каждый период начинается щелочным металлом (или водородом), а заканчивается инертным газом.

    Валентность – число связей, которые образует атом в молекуле.

    Высшая валентность как правило равна номеру группы (исключения – элементы второй половины второго периода – азот, кислород, фтор, инертные газы – гелий, неон, аргон, а также металлы побочных подгрупп первой и VIIB группы (второй и третий элемент «триады»)).

    Степень окисления – условный заряд у атома в молекуле.

    Высшая положительная степень окисления определяется числом валентных электронов и равна номеру группы.

    У s- и р-элементов она равна числу внешних электронов. У d-элементов (кроме групп IB,IIB и VIIIB) - она равна числу d+s электронов.

    Исключения:

    1) фтор, кислород

    2) инертные газы – гелий, неон, аргон.

    3) медь, серебро, золото

    4) кобальт, никель, родий, палладий, иридий, платина.

    Для неметаллов также характерна низшая (отрицательная) степень окисления:

    Отрицательная

    степень окисления = 8 – номер группы.

    неметалла

    Высшие оксиды и гидроксиды.

    1) Степень окисления элемента в высшем оксиде и гидроксиде равна номеру группы: SeO 3 – высший оксид селена.

    2) Чем активнее металл, тем более выражены основные свойства высшего оксида и гидроксида.

    3) Чем активнее неметалл и чем больше высшая степень окисления – тем сильнее выражены кислотные свойства.

    Водородные соединения.

    Существует два типа водородных соединений:

    1) Ионные солеобразные гидриды – это соединения активных металлов с водородом, в которых водород имеет отрицательную степень окисления: СаН 2 – гидрид кальция.

    2) летучие водородные соединения неметаллов . В них отрицательную степень окисления имеет неметалл, а водород имеет степень окисления +1 . Они все газы, кроме воды. Свойства они проявляют различные:

    Метан - CH 4

    не проявляет

    Кислотно-основных свойств

    Аммиак - NH 3

    основание

    H 2 O

    Проявляет амфотерные свойства

    Силан SiH 4

    Фосфин PH 3

    H 2 S

    Арсин AsH 3

    H 2 Se

    Летучие неустойчивые

    Кислотные

    свойства

    Предварительный просмотр:

    Предварительный просмотр:

    Задание 16 .

    Предварительный просмотр:

    Свойства кислот .

    1. Кислота + металл (стоящий в ряду активности левее Н)- > H 2 + соль

    (кроме HNO 3 и H 2 SO 4 (кон) )

    HCl + Na - >

    H 3 PO 4 + Mg - >

    HCl + Ba - >

    HBr + Cu - >

    H 2 SO 4 (разб) + Al - >

    HI + Li - >

    H 2 SO 4 (разб) + Ag - >

    H 3 PO 4 + K - >

    2. Кислота + основным оксидом - > соль + вода

    H 2 SO 4 + Al 2 О 3 - >

    H 3 PO 4 + K 2 О - >

    HBr + Cu О - >

    HI + FeO - >

    HNO 3 + Fe 2 O 3 - >

    H 3 PO 4 + Zn О - >

    HBr + Cu О - >

    H 2 CO 3 + Na 2 О - >

    3. Кислота + соль - > соль 1 + кислота 1

    1) НЕРАСТВОРИМАЯ соль + БОЛЕЕ СИЛЬНАЯ кислота!

    2) если и соль, и кислота растворимы, то должен выделиться ОСАДОК, ГАЗ, более слабая кислота!

    Примерный ряд кислот

    H2SO4 >HCl=HNO3 >H3PO4 >HF >HNO2>CH3COOH>H2CO3 >H2S>H2SiO3

    Na 2 CO 3 + HCl - >

    CuSO 4 + HNO 3 - >

    Na 2 SiO 3 + HCl - >

    Ca 3 (PO 4 ) 2 + H 2 SO 4 - >

    CaCO 3 + HNO 3 - >

    ZnS + HBr - >

    H 2 SiO 3 + KCl - >

    H 2 CO 3 + Na 2 SO 4 - >

    ZnS + H 2 SiO 3 - >

    Na 2 SO 3 + HBr - >

    CaCO 3 + HNO 3 - >

    Na 2 SO 3 + H 2 SiO 3 - >

    CaSiO 3 + H 2 SO 4 - >

    CaCO 3 + HNO 3 - >

    ZnSO 4 + HI - >

    H 2 SiO 3 + KNO 3 - >

    H 2 SO 3 + Na 2 SO 4 - >

    BaSO 4 + HCl - >

    4. кислота + основание -> соль + вода

    1) ЩЕЛОЧЬ + любая кислота

    2) НЕРАСТВОРИМОЕ основание (или амфотерный гидроксид) + СИЛЬНАЯ кислота

    КОН + HBr - >

    NaOH + H 2 S - >

    Ва(ОН) 2 + H 3 PO 4 - >

    Al(OH) 3 + H 2 SO 3 - >

    Ве(ОН) 2 + H 2 CO 3 - >

    CsOH + HMnO 4 - >

    Cr(OH) 3 + HCl - >

    Ca(OH) 2 + HClO 4 - >

    LiOH + HNO 3 - >

    Cu(OH) 2 + H 2 SiO 3 - >

    Sr(OH) 2 + H 2 SiO 3 - >

    Свойства солей.

    1 . соль + основание - > соль + основание

    2) В продуктах должен быть осадок, газ или вода!

    Са(NO 3 ) 2 + NaОН - >

    Ca(ОН) 2 + K 2 CO 3 - >

    CuCl 2 + KОН - >

    NaOH + ZnS - >

    Al(OH) 3 + AgNO 3 - >

    BaSO 4 + NaOH - >

    Ba(OH) 2 + K 2 SiO 3 - >

    Al(NO 3 ) 3 + Ba(OH) 2 - >

    1. соль + соль 1 - > соль 3 + соль 2

    1) Исходные вещества должны быть РАСТВОРИМЫ!

    2) В продуктах должен быть осадок !

    Са(NO 3 ) 2 + NaCl - >

    CaCl 2 + K 2 CO 3 - >

    CuCl 2 + K 2 S - >

    Na 3 PO 4 + ZnS - >

    AlCl 3 + AgNO 3 - >

    BaSO 4 + Na 3 PO 4 - >

    Ba(NO 3 ) 2 + K 2 SiO 3 - >

    Al(NO 3 ) 3 + K 2 SO 4 - >

    1. соль + металл - > соль 1 + металл 1

    ВСЕГДА: металл должен быть активнее , чем металл в составе соли (левее в ряду! но не левее Al )

    в растворе: соль должна быть РАСТВОРИМАЯ, металл не должен реагировать с водой!

    В расплаве: соль не должна разлагаться при нагревании!

    Сu + ZnCl 2 - >

    Na + AlCl 3 - >

    K + Cu(NO 3 ) 2 - >

    Al + Cu(NO 3 ) 2 - >

    Ag + Cu(NO 3 ) 2 - >

    Cu + AgNO 3 (раствор) - >

    Cu + HgS - >

    Fe + CuSO 4 - >

    Li + Mg(NO 3 ) 2 - >

    Ba + Fe(NO 3 ) 2 - >

    4.Соль-> оксид кислотный + оксид основной

    Соль – нерастворима в воде

    Ba SO 4 - >

    СаSiO 3 - >

    Fe(NO 3 ) 2 - >

    Свойства основных оксидов

    1. Оксид металла +вода-> щелочь (растворимое основание).

    CuO + Н 2 О->

    CaO + Н 2 О->

    Na 2 O + Н 2 О->

    FeO + Н 2 О->

    BaO + Н 2 О->

    MgO + Н 2 О->

    K 2 O + Н 2 О->

    SrO + Н 2 О->

    1. Оксид металла +кислотой -> соль + вода

    H 2 SO 4 + K 2 О - >

    H NO 3 + Zn О - >

    H 3 PO 4 + Al 2 О 3 - >

    H 3 PO 4 + Fe 2 O 3 - >

    HBr + FeO - >

    HBr + Na 2 О - >

    HI + Cu О - >

    H 2 CO 3 + Cu О - >

    1. Оксид металла + оксид неметаллам -> соль

    При нагревании! (если соль существует!)

    CаO + SO 3 - >

    CaO + N 2 O 5 - >

    Na 2 O + P 2 O 5 - >

    ВаO + P 2 O 5 - >

    K 2 O + CO 2 - >

    MgO + SO 2 - >

    1. Оксид металла + металл (более активный)

    K 2 О + Al - >

    Zn О + K - >

    FeO + Al - >

    Fe 2 O 3 + Cu - >

    HgO + Cu - >

    Cu О + Fe - >

    1. Оксид металла + -> металл + СО
    2. Оксид металла + Н 2 -> металл + Н 2 О
    3. Оксид металла + C О-> металл + СО 2

    для металлов стоящих правее Al в электрохимическом ряду напряжения металлов.

    K 2 О + C - >

    Zn О + СО - >

    FeO + C О - >

    Fe 2 O 3 + Н 2 - >

    HgO + Н 2 - >

    Cu О + С - >

    Свойства кислотных оксидов

    1. Оксид неметалла +вода-> кислота (растворимая в воде).

    SO 3 + Н 2 О->

    SiO 2 + Н 2 О->

    P 2 O 5 + Н 2 О->

    SO 2 2 О->

    CO 2 + Н 2 О - >

    1. Оксид неметалла +щелочь-> соль + вода

    ЩЁЛОЧЬ + любой оксид,

    SO 3 + NaOH - >

    SO 2 + KOH - >

    N 2 O 5 + LiOH - >

    SO 3 + Mg(OH) 2 - >

    Для школьников, которые планируют в будущем освоить профессию, связанную химией, ОГЭ по этому предмету очень важен. Если вы хотите получить на испытаниях лучшую оценку, начните подготовку немедленно. Лучшее количество баллов при выполнении работы – 34. Показатели данного экзамена могут использоваться при направлении в профильные классы средней школы. При этом минимальная граница показателя по баллам в этом случае - 23.

    Из чего состоят варианты

    ОГЭ по химии, как и в предыдущие годы, включает теорию и практику. С помощью теоретических заданий проверяют, как юноши и девушки знают основные формулы и определения органической и неорганической химии и умеют их применять на практике. Вторая часть соответственно направлена на проверку способностей школьников проводить реакции окислительно-восстановительного и ионно-обменного типа, иметь представление о молярных массах и объемах веществ.

    Почему необходимо проходить тестирование

    ОГЭ 2019 по химии требует серьезной подготовки, так как предмет достаточно сложен. Многие уже забыли теорию, может быть, плохо ее поняли, а без нее невозможно правильно решить практическую часть задания.

    Стоит выделить время на тренировку сейчас, чтобы в будущем показать достойный результат. Сегодня школьники имеют отличную возможность оценить свои силы, решая реальные прошлогодние тесты. Никаких затрат - можно бесплатно использовать школьные знания и понять, как будет проходить экзамен. Ученики смогут не только повторить пройденный материал и выполнить практическую часть, но и почувствовать атмосферу настоящих испытаний.

    Удобно и эффективно

    Отличная возможность – готовиться к ОГЭ прямо за компьютером. Надо лишь нажать кнопку пуск и начать прохождение тестов онлайн. Это очень эффективно и может заменить занятия с репетитором. Для удобства все задания сгруппированы по номерам билетов и полностью соответствуют реальным, поскольку взяты с сайта Федерального института педагогических измерений.

    Если вы не уверены в своих силах, испытываете страх перед предстоящими испытаниями, у вас есть пробелы в теории, вы выполняли недостаточно экспериментальных заданий –включайте компьютер и начинайте подготовку. Желаем вам успехов и самых высоких оценок!

    Последние материалы раздела:

    Смотреть что такое
    Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

    Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

    Наталья СтепановаМолитвенный щит
    Наталья СтепановаМолитвенный щит

    Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

    Сонник: к чему снится Лошадь
    Сонник: к чему снится Лошадь

    Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...