Егр расшифровка. Где находится клапан ЕГР — чистка или как заглушить EGR
ЕГР или EGR (Exhaust Gas Recirculation – Рециркуляция Выхлопных Газов) по своему принципу работы обычный клапан, который управляется электронным блоком контроля двигателя (ЭБУ). Ещё можно встретить такое его обозначение – клапан рециркуляции отработанных газов, что тоже будет правильно. Стоить отметить, такая система есть и на бензиновых двигателях.
Рисунок 1: Принцип работы клапана ЕГР
Из рисунка 1 видно, как работает ЕГР: он перепускает часть отработанных газов назад во впускной коллектор, где они, смешиваясь с воздухом, действуют как ингибитор – снижая температуру воспламенения топливной смеси. Но это происходит не всегда, а при определённых режимах работы двигателя.
Клапан закрыт при:
- пуске двигателя;
- температуре охлаждающей жидкости ниже +60;
- частоте вращения коленвала ниже 1000 оборотов/мин. в течении более 20 сек.;
- частоте вращения коленвала выше 3200 оборотов/мин.
- количестве всасываемого топлива больше 25 мг на ход поршня.
Он может иметь две системы привода заслонки, пневматическую и электрическую . На рисунке 2 видим клапан с пневматической системой привода заслонки. Работа пневматического клапана основана на срабатывании заслонки при низком давлении. Степень разрежения, которая подаётся на сам клапан, контролирует уже электромагнитный клапан.
Клапан ЕГР в двигателях системы Евро 5
На двигателях с Евро 5 работает система рециркуляции отработанных газов низкого давления. У такой системы присутствует сажевый фильтр, после которого воздух охлаждается и подаётся во впускной канал перед турбонагнетателем. Таким образом выхлопные газы, очищенные от сажи (сажа может вывести из строя ЕГР), проходят через турбину, не понижая давление наддува.
Благодаря всем этим несложным системам выхлопные газы уменьшают температуру сгорания топлива в цилиндре, соответственно снижается токсичность, а это и является основной задачей клапана ЕГР.
Рисунок 2: Клапан ЕГР с сажевым фильтром
Клапан ЕГР в двигателях системы Евро 4
В двигателях системы Евро 4 нет сажевого фильтра и вся сажа с парами масла попадает в воздушные каналы клапана и сам клапан. Таким образом эти вязкие вещества со временем накапливаются в нем, блокируют нормальную работу заслонки.
Забитый сажей ЕГР влияет на работу двигателя
Она теряет герметичность, газ из выхлопного коллектора беспрепятственно попадает назад в рабочую смесь, а это довольно значительно влияет на запуск холодного двигателя. Поэтому много водителей грешат на ЕГР, ищут мастеров, чтобы заглушить их.
Клапан ЕГР Евро 4
Все это, конечно, с практической точки зрения отлично, но тогда отрава в виде токсичных и опасных для человека газов бесконтрольно попадает во внешнее пространство.
Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что ЕГР (EGR) очень нужная деталь в автомобиле. При правильной её работе, двигатель не теряет своей мощности, но при этом становится намного экологичней. Единственное, что нужно делать – это вовремя менять этот клапан, тогда он вас не подведёт в пути, а ваше здоровье будет лучше!
на холостую двигатель троит если можно сказать про V6 !!!)
даже может и глохнуть далее посмотри свечи снемать верхний воздухан не сложно но гемор есть далее можно на время заглушить ЕГР между трубкой и датчиком поставить 1 руб. (монетка такая у нас в ходу еще!) спашивай отвечу если что,а забыл там еще 1 датчик на 2 трубочках и резинках его можно тоже проверить называется "дифферинцыальный датчик давления в системе рециркуляции Отработанных газов"Система рециркуляции отработавших газов
(EGR system)Итак, несколько слов о системе "EGR" (Exhaust Gas Recirculation), что в переводе означает "рециркуляция отработавших газов". Из самого названия становится уже понятным, что принцип работы данной системы основан на возвращении определенного количества отработавших газов обратно в цилиндры двигателя для окончательного сжигания.Разобраться с неисправностью, которая возникает по причине неправильной или нестабильной работы системы "EGR" – дело достаточно трудное, особенно для начинающего мастера-авторемонтника. Это, наверное, происходит от того, что все привыкли, в основном, к так называемым «обычным» неисправностям: «двигатель троит», «двигатель не заводится», «двигатель "трясется"» и так далее. Неисправность же системы EGR не относится к "обычным" неисправностям (если их так можно назвать), потому что она маскируется или под тот же "миссинг", или "подсос нештатного воздуха", или под что-то вообще непонятное.
Например, двигатель запускается и первое время работает абсолютно нормально, но проходит минут 10-15 (а в каком-то случае - час или два часа работы) и начинаются какие-то странные, не вполне объяснимые перебои – двигатель то- ли «троит», то -ли «подкашливает», то- ли что-то еще. "На слух" определить такую неисправность достаточно сложно. Кроме того, не у каждого мастера и не в каждой мастерской есть специальные, рекомендованные заводом-изготовителем приборы для проверки этой системы.
Так что система EGR не "самое последнее звено", на которое надо бы обращать внимание.
Принцип работы системы основан на возвращении строго определенного количества отработавших газов обратно во впускной коллектор в строго определенное время. Далее, смешиваясь с воздухом и топливом выпускные газы поступают обратно в цилиндры двигателя вместе со свежей топливоздушной смесью. Это количество определяется блоком управления (ECU) по заложенной еще на заводе-изготовителе программе на основании показаний датчиков: Датчика температуры охлаждающей жидкости (THW); Датчика абсолютного давления (MAP-sensor) или датчика расходомер воздуха (MAF-sensor); Датчика положения дроссельной заслонки (TPS); Датчика температуры воздуха во впускном коллекторе (THA - не на всех моделях). Собственных датчиков системы EGR.
Количество и назначение датчиков может быть различным в зависимости от модели автомобиля, года выпуска и страны предназначения, то есть для какой страны выпущен данный автомобиль.
Вышесказанное не является догмой, потому что возможны различные варианты исполнения системы "EGR". Если на одних машинах системой "EGR" управляет, например, компьютер на основании показаний датчика температуры охлаждающей жидкости, некоторых других датчиков или сенсоров, то на других вся система управляется одним электромагнитным клапаном и вакуумом впускного коллектора (это так называемая классическая система).
Необходимо отметить, что система “EGR” работает не постоянно, а по специальной программе (если бы перепуск осуществлялся постоянно, то можете себе представить – какое соотношение воздуха и бензина поступало бы в цилиндры, не 14,7:1, а непонятно какое).
Что такое EGR и как его лечить?
EGR - Exhaust Gas Recirculatiоn (Система рециркуляции отработавших газов)
Эта система предназначена для снижения образования оксидов азота, образуемых при работе двигателя. Образование этих веществ имеет место быть при очень высокой температуре. Для снижения температуры и, следовательно образования оксидов азота, небольшое количество выпускных газов возвращается обратно в двигатель.Система EGR не используется на холостых оборотах. (прогретый двигатель)
Система EGR не используется на холодном двигателе.
Система EGR не используется при полностью открытой заслонке.EGR система находится под управлением Electronic Concеntrated Control System (ECCS) и использует данные датчика положения коленвала (датчика Холла), датчика температуры двигателя и датчика положения дроссельной заслонки. ECU переводит эти данные в управляющие сигналы на электроклапан EGR, который непосредственно управляет открытием EGR клапана. Во время запуска холодного двигателя, на холостом ходу, когда обороты меньше 900 об/мин и при повышенных оборотах свыше 3200 об/мин, электроклапан EGR включен и система не работает. В остальных случаях электроклапан выключен и EGR работает.
Обстоятельства, при которых EGR клапан открыт:
-Температура охлаждающей жидкости 50 по Цельсию и выше.
-Педаль газа наполовину нажата.
-Давление выхлопных газов достаточно для закрытия EGR клапана.
Все параметры двигателя (зажигание,инжекторы) в норме
1. Провалы в ускорении при плавном наборе скорости, или небольшой провал при переходе с первой на вторую передачу. Слишком большой поток через систему EGR
2. Если присутствует рывок при плавном нажатии педали акселератора и нет резкого ускорения при "тапке в пол" то скорее всего слишком малый поток в системе EGRВозможные причины чересчур большого потока через систему EGR
1. Ослабла калибровочная пружина клапана EGR. Замена клапана.
2. Поврежденный каталитический конвертор (забит продуктами горения) или выхлопная система. (Проверить выхлопную систему)
3. Холостые обороты слишком высокие. Настройка холостых оборотов.
4. EGR клапан неподходящего типа. Поставить клапан рекомендованного типаВозможные причины слишком маленького потока в системе EGR
1. Неисправный клапан EGR.
2. Обратное давление слишком высоко. Пробой выхлопной системы, неправильная ликвидация катализатора.
3. Засорена управляющая трубка клапана EGR. продуть трубку.
4. Холостые обороты слишком низкие. (Настроить обороты согласно спецификации).Проверка работоспособности на Ниссане - не думаю, что сильно отличается от Ису.
EGR клапан. Местонахождение клапана - за инжектором, над задней частью впускного тракта.
1. Поместите палец под EGR клапан и нажмите снизу на диафрагму. Она должна перемещаться из открытого состояния в закрытое легко и без заеданий. В противном случае клапан нуждается в замене.2. Запустите двигатель и дайте ему прогреться. Снова нажмите на диафрагму EGR клапана. Во время открывания клапана двигатель должен уменьшить обороты, должен появиться провал или двигатель заглохнет из-за обеднения смеси. Если этого не произошло, засорена трубка продуктами горения.
3. Если установлен BPT клапан и TVV клапан, отсоедините от них вакуумную магистраль и соедините напрямую EGR клапан. Дайте двигателю прогреться до рабочей температуры и попросите помощника слегка нажать на педаль газа и удерживать обороты двигателя в пределах 2000 - 2500 об/мин. Снимите трубку с вакуумным управляющим сигналом с клапана EGR и проверьте как диафрагма клапана плавно закрывается в соответствии с увеличением оборотов двигателя. Установите трубку с вакуумным сигналом обратно на клапан. Убедитесь, что диафрагма плавно поднялась в соответсвии с уменьшением оборотов двигателя.
4. Если диафрагма не перемещается, убедитесь, что вакуум достигает EGR клапана: на работающем двигателе при 2000 - 2500 об/мин. снимите трубку с вакуумным управляющим сигналом с клапана EGR и заткните ее конец пальцем. Если почувствуете разрежение воздуха, замените EGR клапан. Если в трубке нет разрежения, внимательно осмотрите всю вакуумную магистраль на предмет трещин, разрывов и закупорок. Также при наличии TVV клапан и клапана задержки проверьте их работоспособность.
Как известно, наиболее токсичными составляющими выхлопных газов автомобилей являются углеводороды, оксиды углерода и оксиды азота. С первыми двумя довольно эффективно справляется каталитический нейтрализатор, оксиды же азота «отсеиваются» им недостаточно. Для уменьшения вредных выбросов оксидов азота и была создана EGR (Exhaust Gas Recirculation) – система рециркуляции выхлопных газов. Она не предназначена для улучшения технических характеристик мотора, а устанавливается исключительно из экологических соображений.
Идея заключается в том, чтобы на определенных режимах работы двигателя подавать некоторую часть отработанных газов из выпускного коллектора во впускной. Повышенное содержание окислов азота в выбросах ДВС вызывается высокой температурой в камере сгорания. Катализатором реакции горения является кислород: чем больше кислорода – тем выше температура. А если подмешать к воздуху выхлопные газы, то содержание кислорода в нем уменьшится. В результате температура сгорания смеси и, соответственно, токсичность выхлопных газов понижаются.
EGR устанавливается и на бензиновые (кроме турбированных), и на дизельные двигатели. За счет избытка воздуха в дизеле образуется большее количество оксидов азота. Кроме улучшения экологических показателей (выброс NOx снижается до 50%), имеются еще некоторые «побочные» положительные последствия. В бензиновых моторах порция выхлопных газов, снижая разряжение во впускном коллекторе, уменьшает насосные потери, что способствует снижению расхода топлива на 2-3%. Работа при пониженной температуре в бензиновых двигателях снижает риск возникновения детонации, а работа дизельных моторов становится более мягкой. Выброс сажи у дизелей с системой EGR уменьшается на10%.
Алгоритм работы EGR зависит от типа двигателя. В дизелях клапан открывается на холостом ходу и подает до 50% объема воздуха на впуске. С ростом оборотов клапан пропорционально закрывается до полного закрытия при максимальной нагрузке. При прогреве мотора клапан также полностью закрыт. В бензиновых двигателях EGR не включается на холодном двигателе, на холостом ходу и на оборотах максимального крутящего момента. При низкой и средней нагрузке система обеспечивает 5-10% подаваемого на впуск воздуха.
Стоит отметить, что EGR зачастую превращается в головную боль для наших автомобилистов. Система довольно капризна, при ее работе (особенно на отечественном топливе) клапан EGR, впускной коллектор и находящиеся в нем датчики покрываются нагаром, что приводит к нестабильной работе двигателя. Клапан EGR – деталь дорогостоящая, поэтому многие автовладельцы вместо его замены прибегают к глушению всей системы.
А почему EGR не устанавливается на бензиновые турбодвигатели? На атмосферных двигателях система работает практически только на средних оборотах. А на моторах с турбонаддувом рабочий диапазон еще меньше - и выходит, что цель не оправдывает средства. Поэтому производители применяют другие способы снижения выбросов NOx: жидкостное охлаждение наддувочного воздуха (что снижает температуру в камере сгорания) и бесступенчатую систему изменения фаз газораспределения (обеспечивающую внутреннюю рециркуляцию отработавших газов). При внутренней рециркуляции часть выхлопных газов попадает обратно в цилиндр в моменты перекрытия клапанов, когда одновременно открыты и впускной и выпускной клапаны. Технически перекрытие можно организовать и с помощью подбора формы кулачков распредвала, но в этом случае рециркуляция будет осуществляться на всех режимах работы двигателя. В системах же бесступенчатого регулирования перекрытие клапанов по команде блока управления происходит только в необходимых режимах.
Типы конструкций
Хотя принцип работы всех систем одинаков, их конструктивное исполнение отличается большим разнообразием. В любой системе EGR главной деталью является клапан. Отличия состоят в способе управления его работой и, соответственно, составе элементов. Впервые EGR появились на американских автомобилях еще в начале 70-х годов прошлого века. Они были пневмомеханическими, то есть управлялись только разряжением впускного коллектора. Как и любая механическая система, она не отличалась высокой точностью работы. С внедрением электронных систем управления двигателем EGR стали электропневматическими (Euro-2 и -3), а в дальнейшем появились и полностью электронные (Euro-4 и -5).
Клапан EGR может устанавливаться на впускном коллекторе, во всасывающем тракте, или непосредственно на блок дроссельных заслонок. Так как в дизельных двигателях система EGR перепускает большее количество отработанных газов, то и клапаны в таких системах имеют перепускное отверстие большего диаметра по сравнению с бензиновыми. В некоторых дизелях, особенно турбированных, давление на впуске может превышать давление на выпуске, что делает невозможным рециркуляцию выхлопных газов. В таких случаях для создания необходимого пониженного давления во впускной трубопровод устанавливаются регулирующие (вихревые) заслонки.
В пневмомеханических системах клапан удерживается в закрытом состоянии пружиной. При подаче разрежения в вакуумную полость мембрана преодолевает сопротивление пружины и открывает клапан. Выхлопные газы по каналу проходят в задроссельную зону впускного коллектора. Патрубок клапана EGR подключается к впускному коллектору в области дроссельной заслонки. На холостых оборотах и при торможении дроссельная заслонка закрыта, разрежение над заслонкой практически отсутствует, клапан EGR закрыт. При средних нагрузках двигателя дроссельная заслонка приоткрыта, и так как под ней возникает разрежение, то клапан EGR открывается. При полной мощности дроссельная заслонка открыта, разрежение в области дроссельной заслонки слабое, клапан EGR будет закрыт.
В электропневматических системах работой клапана управляет контроллер двигателя на основании показаний датчиков. В зависимости от того, какой датчик является основным, различают четыре типа систем:
- с датчиком противодавления выхлопных газов;
- с датчиком температуры выхлопных газов;
- с датчиком положения клапана EGR;
- с датчиком давления на впуске МАР (либо датчиком массового расхода воздуха МАF) вместе с датчиком кислорода (лямбда - зондом).
Кроме того, используются и другие датчики системы управления двигателем, например: датчик положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости и др. На разных двигателях состав датчиков может меняться. ЭБУ в нужные моменты подает управляющие сигналы на электроклапан, который подключает или отключает источник разрежения к пневмоклапану EGR, Электроклапан имеет только два положения: открыт и закрыт. В более совершенных системах используется электропневматический преобразователь, который обеспечивает плавное регулирование степени рециркуляции. Для создания разряжения в некоторых конструкциях EGR может использоваться вакуумный насос.
В электронных системах EGR управление клапаном осуществляет непосредственно блок управления двигателем без использования вакуума. Существует две основные конструкции цифровых клапанов EGR: с тремя или двумя разновеликими отверстиями. Отверстия закрываются соленоидами в разных комбинациях. При трех отверстиях можно получить 7 различных уровней рециркуляции, при двух отверстиях – три уровня. Еще более совершенным является клапан, степень открытия которого определяет ЭБУ через шаговый электродвигатель. Таким образом, получается плавное регулирование потока выхлопных газов.
На некоторых двигателях в системе EGR применяется дополнительное охлаждение газов. Для этого клапан рециркуляции включается в штатную систему охлаждения. Такая мера позволяет еще больше снизить выброс оксидов азота.
Неисправности и обслуживание
Со временем детали системы EGR даже в исправном двигателе покрываются нагаром. Больше подвержены этому явлению дизеля из-за содержащейся в их «выхлопе» сажи. Частые поездки на короткие расстояния ускоряют процесс загрязнения. А в неисправном двигателе он усиливается многократно. Причинами могут быть применение некачественного топлива, нарушения в работе системы питания, общий износ двигателя, повышенное содержание масла во впускном тракте. Излишек масла появляется при неисправностях системы вентиляции картера, изношенных маслосъемных колпачках или направляющих клапанов, неисправностях турбокомпрессора (износ подшипников, забитая маслосливная магистраль), завышенном уровне масла или применении масла, несоответствующего двигателю.
От отложений нагара в первую очередь страдает клапан EGR. Нагар мешает клапану плотно закрываться, нарушает подвижность штока. В конечном итоге клапан в каком-то положении заклинивает, что приводит к нарушениям в работе двигателя. Проявляются эти нарушения по-разному, в зависимости от того, в каком положении «завис» клапан. Кроме того, последствия заклинивания клапана разнятся в зависимости от типа двигателя и особенностей конструкции самой системы EGR. Чаще всего неисправности системы EGR приводят к неравномерному холостому ходу (плаванье оборотов, заниженные или завышенные обороты) и двигатель часто глохнет. Также могут наблюдаться рывки и хлопки в глушителе при разгоне и дергания и хлопки на впуске при сбросе оборотов, падение мощности, затрудненный запуск. На бензиновых моторах появляется детонация и пропуски воспламенения, а работа дизелей становится «жесткой». На турбодизельных моторах незакрывающийся клапан EGR снижает производительность турбины. На некоторых автомобилях блок управления при нарушениях в работе системы EGR переводит двигатель в аварийный режим.
Иногда клапан EGR под воздействием высоких температур прогорает, что равносильно его заклиниванию в открытом состоянии. Причинами прогара могут быть неправильная работа системы управления клапаном, высокое противодавление выхлопных газов, неисправный перепускной клапан турбокомпрессора. Иногда к таким последствиям приводит тюнинг двигателя с целью поднятия давления наддува.
Необходимо отметить, что все вышеописанные неприятности характерны для пневмоклапанов, управляемых разряжением. Электрические же клапана гораздо меньше подвержены закоксовыванию. Парадоксально, но их ресурс ниже, чем у пневмоклапанов из-за механического износа подвижных деталей. Увеличившиеся зазоры забиваются сажей, причем очистке клапан не поддается, необходима только замена.
Однако не во всех проблемах, связанных с пневмо - EGR, повинен клапан. Иногда виноваты детали вакуумной системы или управляющие элементы. Поэтому не стоит торопиться демонтировать клапан, вначале нужно проверить, подается ли на него разряжение. На большинстве автомобилей вакуумом управляются не только клапан EGR, но и, например, клапан регулирования давления турбокомпрессора, заслонки во впускном коллекторе, заслонки климатической установки, усилитель тормозов и т.д. (все зависит от конкретной модели). Повреждение любой вакуумной трубки или заедание клапана, подсос воздуха во впускном коллекторе скажется на работе EGR. К нарушениям может приводить и неисправный управляющий электроклапан, подающий разрежение на пневмоклапан, и неисправный датчик, входящий в систему управления EGR.
Ресурс различных систем EGR составляет от 70 до 100 тысяч километров (в отечественных условиях около 50 тысяч). После этого ее компоненты подлежат замене. Это в идеале. Однако желающих платить немалые деньги находится немного. Несложное и своевременное обслуживание системы поможет продлить ей жизнь. В пневмоклапане EGR необходимо периодически очищать седло и шток от нагара с помощью жидкости для очистки карбюратора. Делать это нужно осторожно, чтобы жидкость, агрессивная к резине, при попадании на диафрагму клапана не повредила ее. В системах с управляющим электроклапаном в нем, как правило, имеется фильтр, защищающий вакуумную систему от загрязнения. Его необходимо очищать.
Когда EGR начинает давать сбои, многие автовладельцы предпочитают заглушить ее. Как правило, это делается с помощью вырезанной из тонкой жести прокладки, устанавливаемой под клапан. Среди специалистов мнения о глушении системы расходятся. Одни считают его совершенно безвредным, а некоторые даже полезным. Вторые же полагают, что в результате повышается температура в камере сгорания, а это увеличивает риск появления трещин в головке блока цилиндров.
Простое механическое глушение клапана и удаление вихревых заслонок (там, где они есть) не всегда приводит к желаемым результатам. На турбодизелях возможны проблемы с регулированием давления наддува и повышенным износом турбины. На современных двигателях клапан EGR необходимо «удалять» и программно – перепрошивкой блока управления. В противном случае контроллер будет постоянно выдавать ошибку или даже переводить двигатель в аварийный режим.
Двигатель – сердце автомобиля, именно его с развитием технологий пытаются усовершенствовать инженеры. Модернизация затрагивает конструкцию, применяются методы, способствующие повышению эффективности агрегата, сокращению токсичности выбросов, образующихся в процессе сгорания топливно-воздушной смеси. Существуют различные способы достижения цели, например, использование системы рециркуляции газов Exhaust Gas Recirculation (EGR). Необходимость установки ЕГР, конструкция и принцип работы системы, возможные проблемы и пути их устранения интересуют многих автовладельцев.
Что такое EGR?
ЕГР – контур рециркуляции отработанных газов. Основная составляющая системы — клапан, соединяющий в запрограммированных режимах выпускной коллектор с задроссельным пространством впускного коллектора. Результатом является сокращение вредных выбросов с выхлопными газами в окружающую среду
Где находится устройство (примеры).
Найти клапан ЕГР несложно – он устанавливается на моторе машины в непосредственной близости от впускного коллектора Месторасположение и внешний вид изделия зависят от марки и модели автомобиля:
- Опель Астра G устройство следует искать под правым верхним углом защитной крышки;
- Форд Транзит VI (дизель) – в передней части мотора, справа от масляного щупа;
- Volkswagen Technical – на фланце впускного коллектора;
- Opel Omega – справа от распределителя зажигания;
- Ford Focus – в районе воздушного фильтра под патрубками;
- Пежо 406 (2,1 TDI) – непосредственно над двигателем, рядом с впускным коллектором;
- Шевроле Лачетти — рядом с модулем зажигания (проверка и обслуживание не потребуют, даже демонтажа защиты).
Назначение.
Основное назначение ЕГР – снижение количества образующихся при работе двигателя оксидов азота. Под действием высокой температуры и давления, характерных для процесса сгорания топливовоздушной смеси, излишки кислорода вступают в реакцию с азотом воздуха.
Основной принцип ЕГР – снижение содержания кислорода. Открываясь в определенный момент, EGR добавляет в поступающий в коллектор воздуху порцию отработанных газов. Соответственно, концентрация кислорода в смеси сокращается, при неизменном соотношении воздух/топливо остается неизменным. Обедненная кислородом смесь сгорает при пониженной температуре, интенсивность образования окислов азота уменьшается.
Специалисты утверждают, что ухудшения эксплуатационных характеристик силового агрегата при использовании технологии подмешивания во всасываемый воздух отработанных газов не происходит. Наоборот, достигается улучшение определенных характеристик. Например, установка EGR на дизеле заметно снижает жесткость работы агрегата. В бензиновых двигателях уменьшаются расход топлива и насосные потери, предотвращается детонация, расширяются возможности регулирования угла опережения зажигания, наблюдается рост крутящего момента.
Принцип работы.
В зависимости от производителя, модели и года выпуска авто применяется три варианта реализации устройств рециркуляции отработанных газов:
- Пневмомеханический
Характерен для первых ЕГР. Система использует управление вакуумным клапаном.
- Электропневматический.
Встречается на машинах, соответствующих стандартам EURO 2 и 3. Алгоритм функционирования EGR такого типа прост, но достаточно надежен. За рециркуляцию отвечают 2 клапана. Пневматический непосредственно осуществляет открывание/запирание канала, использующегося для подачи выхлопных газов во впускной коллектор. Электромагнитный — создает разрежение, необходимое для пневматической заслонки.
Управляющая команда, обеспечивающая поступление в камеру сгорания обедненной кислородом смеси формируется электронным блоком управления на основе измерений температуры в системах отвода выхлопных газов и охлаждения, давления во впускном тракте, текущего клапана. Соответствующий сигнал подается на электроклапан, последний открывается, создавая разрежение для подпружиненной диафрагмы пневматической заслонки. воздействующей на шток запорного устройства. Пневматический клапан открывается (в системе возможно только 2 положения).
- Электронный (цифровой).
Устройство устанавливается на современные автомобили, соответствующие классам экологичности EURO 4 и выше. Управляется непосредственно сигналом ЭБУ, помимо положений открыто/закрыто может находиться в промежуточном, обеспечивая частичную пропускную способность рециркуляционного тракта.
Вне зависимости от используемой конструкции, правильно функционирующий EGR не допускает рециркуляции выхлопных газов при:
- прогреве двигателя транспортного средства (до достижения температуры 60˚С), поскольку в таком режиме необходима высокая температура сгорания топливо-воздушной смеси;
повышенных нагрузках и на холостых оборотах бензиновых агрегатов, чтобы избежать снижения пиковой мощности мотора при подмешивании выхлопных газов.
Видеоролик о работе детали.
Основные неисправности.
Большинство неполадок в системе рециркуляции газов связано с основным элементом – клапаном ЕГР. Причинами неисправностей являются воздействие раскаленных газов и содержащихся в них частиц несгоревшего топлива. Результат такого воздействия – засорение EGR нагаром, приводящее к подклиниванию (несвоевременному срабатыванию) или полному заклиниванию заслонки в открытом/закрытом положении.
Выявить заклинивание в крайних положениях помогут характерные симптомы. При постоянно открытой заслонке наблюдаются:
- снижение мощности мотора;
- нестабильная работа в режиме холостого хода;
- рывки при ускорениях.
При закрытом – увеличенный расход бензина и более жесткая работа дизеля.
Подклинивание и несвоевременное срабатывание EGR уловить сложнее. Основное проявление неполадки — перебои на холостом ходе.
Причиной сбоев EGR становится не только клапан, из строя могут выходить:
- вакуумные усилители;
- термоклапаны, управляющие разрежением;
- соленоиды;
- канал подачи отработанных газов;
- преобразователи давления выхлопных газов;
- подводящие трубки.
Конкретные случаи неисправностей EGR требуют тщательной диагностики с применением соответствующих приборов: диагностического сканера, осциллографа, омметра, вольтметра и др., наличия подробной технической документации на автомобиль.
Как проверить?
Оптимальным вариантом диагностики неисправностей EGR является применение электронного оборудования. Методики тестирования позволяют затратить минимум времени и получить конкретные коды ошибок. Расшифровка поможет точно установить вышедшие из строя узлы.
Коды ошибок, которые могут встретиться:
- Р0400 – ошибка системы ЕГР;
- Р0401 – недостаточный расход в системе повторного сжигания выхлопов;
- Р0403 – неисправность цепи системы рециркуляции выхлопных газов;
- Р1403 – ошибка основного клапана системы;
- Р0404 – нарушена исправность системы управляющего клапана EGR.
Такая проверка доступна автолюбителю далеко не всегда. Она требует наличия соответствующего оборудования и исчерпывающей информации по техническим характеристикам системы. Наличие данных позволяет сравнить текущие показатели с заявленными производителем характеристиками EGR в целом и каждого элемента, что обеспечит точное понимание причин неисправности.
В отсутствии компьютерных стендов (приборов, терминалов) проверку проводят традиционным способом:
- Отсоедините вакуумные шланги и продуйте клапан. Воздух через него проходить не должен.
- Отсоедините проводники управления электромагнитным клапаном.
- Подайте питание, соединив устройство проводами с АКБ, пытайтесь снова продуть EGR. Должен обеспечиваться канал свободного прохождения газа (воздуха).
Неисправный ЕГР заменяют новым, в большинстве случаев помогает банальная чистка.
Если проблемы настигли в дороге, методом решения станет отключение системы рециркуляции газов. Некоторые автомобилисты предпочитают выполнять подобную операцию на рабочей системе, поскольку считают, что EGR приводит к потере мощности (особенно заметной она становится при пробеге более 100 тыс.км.). Простейший ответ на вопрос: как заглушить ЕГР – установить металлическую (стальную) пластину вместо прокладки. Следует знать, что метод требует и программного отключения устройства, чтобы исключить ошибки в алгоритме функционирования ЭБУ.
Видеоролик с примером проверки.
Как почистить?
Первым делом запаситесь необходимым инструментом: отверткой, накидными и рожковыми ключами, притирочной пастой, ветошью и очистителями карбюратора – пенным и в виде спрея.
Выясните установленный в машине тип устройства. Пневматический нуждается в чистке седла и штока, электрический – фильтра, защищающего вакуумную систему от засора.
Ремонт проводят в следующем порядке:
- Отключают электропитание бортовой сети, сняв клеммы аккумулятора.
- Обеспечивают доступ к клапану ЕГР (для конкретной модели авто требуются разные действия),
- Раскручивают и снимают хомуты, крепящие патрубки, отсоединяют их от устройства.
- Выкручивают (лучше, трещеткой) фиксирующие болты. Требуется проявить осторожность с нижней парой гаек – крепеж легко теряется.
- Снимают ЕГР, извлекают из подкапотного пространства, замачивают в промывке для карбюраторов на 5-10 минут.
- Очищают детали ветошью с очистителем.
- Сборку и монтаж клапана EGR производят в обратной последовательности.
При необходимо соблюдать следующие условия:
- после демонтажа прокладка ЕГР всегда меняется на новую;
- правильность подключения вакуумных трубок и их целостность подлежат обязательной проверке;
на резьбовые соединения термоклапана наносят высокотемпературный герметик, в дополнение следует контролировать затяжные усилия, в противном случае не избежать протечек.
Видеоинструкции по очистке устройства.
Удаление клапана ЕГР и его заглушка.
Низкое качество топлива и, как следствие, частые поломки рециркуляции отработанных газов, а также высокая стоимость ее ремонта/замены приводит к тому, что многие автовладельцы просто отключают/заглушают данную систему.
Делается это с помощью чип-тюнинга двигателя, который отключает управление рециркуляцией газов через ЭБУ. В результате – компьютер не видит работу клапана и не выдает ошибку. Однако сам клапан от этого функционировать не перестает, поэтому для полного решения проблемы его нужно исключить из системы еще и механически, сделать это можно простым удалением детали или установкой в нее заглушки. Заглушки эти выпускает много автопроизводителей, если у вашего такой оригинальной запчасти нет, ее можно изготовить самостоятельно, просто вырезав ее из толстой (до 3 мм) стальной пластины по форме отверстия клапана.
Но помните: монтаж заглушки приводит к повышению температуры в цилиндрах, что увеличивает риск появления трещин ГБЦ, поэтому несколько раз все взвесьте прежде, чем приступить к действиям.
- Снимите клапан ЕГР – как это сделать, описано выше.
- Проведите чистку его каналов от загрязнений.
- На место прокладки, установленной в месте крепления клапана, поставьте заглушку.
- Верните ЕГР на место.
- Выполните чип-тюнинг двигателя, чтобы компьютер не выдавал ошибку.
Возможно, кому-то эта процедура показалась простой, но поверьте, это лишь на первый взгляд, поэтому осуществлять ее лучше в специализированных центрах. Только так вы сможете быть уверены в том, что проделанная процедура принесет вам и вашему автомобилю больше пользы нежели вреда.
Видео инструкции.
Плюсы заглушки:
- увеличенный срок службы моторного масла;
- улучшенные динамические характеристики авто;
- отсутствие необходимости ремонта/замены вышедшего из строя EGR;
- сажа и прочие продукты горения не попадают во впускной коллектор и не загрязняют его.
- повышенный уровень выбросов оксидов азота;
- уменьшенный срок службы катализатора;
- повышенный расход топлива;
- риск детонации в бензиновом моторе.
Обращаем ваше внимание, что названные положительные и отрицательные моменты установки заглушки достаточно условны, т.к. в разных автомобилях рециркуляция отработанных газов взаимодействует с иными системами по-разному, поэтому в каждом конкретном случае приведенные списки могут дополниться или урезаться одним или несколькими пунктами.
С момента появления двигателя внутреннего сгорания, использующегося в качестве источника движущей силы для автомобиля, практически непрерывно ведутся работы по усовершенствованию конструкции данного типа силового агрегата и повышению эффективности его функционирования. Вместе с тем значительная часть усилий разработчиков тратится на уменьшение количества вредных выбросов, неизбежно образующихся и попадающих в атмосферу в результате сгорания в цилиндрах топливовоздушной смеси. Одним из путей снижения токсичности выхлопа моторов в настоящее время является так называемая рециркуляция отработавших газов, заключающаяся в повторном использовании этих самых газов путем их частичного перепуска из выпускного коллектора во впускной. Система получила название Exhaust Gas Recirculation, или сокращенно EGR. Ниже мы попробуем разобраться в том, каким образом она воздействует на состав продуктов сгорания топлива и почему владельцы машин зачастую стремятся ее отключить.
Назначение системы EGR
Ни для кого не секрет, что отработавшие газы, вырывающиеся из выхлопной трубы автомобиля, содержат целый букет вредных для окружающей среды и здоровья человека веществ. В число наиболее опасных соединений входят окислы азота в форматах NO (оксид азота) и NO 2 (диоксид азота). При определенной концентрации они способны негативно воздействовать на дыхательную систему, провоцируя возникновение ряда сердечных и легочных заболеваний.
Какова же природа появления NO x в выхлопных газах? Дело в том, что воспламенение топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя происходит при большой температуре (более 1300 °С) и высоком давлении. Это как раз те условия, при которых азот и кислород способны соединиться, образуя оксид. Отрицательным моментом такой реакции является то, что изрядная доля кислорода, необходимого для сжигания топлива, не участвует в самом процессе горения. В результате снижается мощность двигателя и увеличивается расход горючего. Конечно, существуют способы воздействовать на температурный режим и давление в камерах сгорания путем обогащения топливовоздушной смеси или уменьшения степени сжатия, однако оба этих варианта не столь эффективны и к тому же приводят к росту содержания в выхлопе токсичного сероводорода (H 2 S) и чрезвычайно опасного угарного газа (CO).
Выступающая в качестве альтернативы система рециркуляции, основным компонентом которой является клапан EGR, добавляет порцию отработавших газов к поступающему во впускной коллектор свежему воздуху. В результате доля кислорода в смеси уменьшается при том, что само соотношение воздух/топливо не изменяется. Обедненная кислородом смесь сгорает при более низкой температуре, исключающей образование большого количества оксидов азота. Подобный механизм разбавления не приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик двигателя и даже, напротив, способствует определенному улучшению показателей. Помимо сокращения доли NO x система ЕГР уменьшает детонацию в бензиновых двигателях, а также снижает «жесткость» работы дизелей.
Конструкция и принцип работы клапана EGR
Функция EGR на автомобилях разных производителей может быть реализована по-разному. Современные модели, как правило, оснащаются системами с электронным управлением, в которых количество перепускаемых выхлопных газов и режим их подачи контролируются ЭБУ, ориентирующимся на показания нескольких датчиков. Число и состав этих датчиков могут отличаться. Наиболее часто система EGR опирается на информацию с датчика положения дроссельной заслонки (TPS), датчика абсолютного давления (MAP-сенсор), расходомера воздуха (MAF-сенсор), датчика температуры охлаждающей жидкости (THW), датчика температуры воздуха во впускном коллекторе (THA), собственных датчиков (например, датчика положения клапана EGR).
Системы рециркуляции выхлопных газов, контролируемые ЭБУ, можно условно разделить на электропневматические (использующие пневмоклапан) и цифровые (которые не используют вакуумный сигнал). Первый вариант нашел довольно широкое применение, обеспечивая простую и надежную схему работы EGR. В ее основе лежат два клапана: пневматический (отвечает непосредственно за открытие/закрытие канала для перепуска газов) и электромагнитный (управляет разряжением, подаваемым на пневмоклапан). Как только ЭБУ посчитает нужным отправить часть отработавших газов во впускной коллектор, он подает сигнал на электромагнитный клапан, который при открытии создает условия для создания разрежения в пневмоклапане. Сам пневматический клапан EGR обычно представляет собой подпружиненную диафрагму, воздействующую на шток запорного устройства. При возникновении над диафрагмой разрежения она преодолевает усилие пружины и открывает канал для прохода газов. Описанный алгоритм лишь в общих чертах демонстрирует работу одной из схем рециркуляции выхлопных газов. В каждом конкретном случае она может быть усложнена дополнительными компонентами.
Не вдаваясь в нюансы устройства и функционирования всех видов систем EGR, отметим распространенные особенности их работы. Так, рециркуляция не используется во время прогрева двигателя (при температуре < 60 °С), потому что в этот момент он нуждается в более высокой температуре сгорания рабочей смеси. В бензиновых моторах клапан EGR также закрыт при холостых оборотах и больших нагрузках. В последнем случае подмешивание выхлопных газов привело бы к явному снижению пиковой мощности. Таким образом, ЕГР наиболее активно используется при низких и средних нагрузках, соответствующих скоростному режиму 50-120 км/ч. При этом доля отработавших газов в общем количестве подаваемого на впуск воздуха не превышает 5-10%. В дизельных двигателях рециркуляция начинает работать на холостых оборотах, а содержание выхлопа в воздухе рабочей смеси может достигать 50%. По мере увеличения нагрузки клапан ЕГР постепенно закрывается, уменьшая пропускную способность канала подачи отработавших газов вплоть до полного перекрытия магистрали.
Неисправности EGR и их диагностика
Наиболее слабым местом в системе рециркуляции в большинстве случаев является сам клапан EGR. Его детали находятся в постоянном контакте с раскаленными газами, несущими различные несгоревшие частицы. В результате происходит засорение или отложение нагара на гнезде, что приводит к заклиниванию клапана в открытом или закрытом положении. Частными случаями являются подклинивание, несвоевременное срабатывание. Особенно быстро клапан ЕГР выходит из строя при нарушениях в работе системы питания, приводящих к неполному сгоранию смеси, а также при использовании некачественного топлива.
Симптомами, указывающими на незакрывающийся клапан EGR, являются:
- нестабильная работа двигателя на холостом ходу;
- снижение мощности дизеля;
- рывки при движении автомобиля (особенно в режиме ускорения);
При постоянно закрытом клапане рециркуляции бензиновый двигатель начинает расходовать больше топлива, а дизельный работает более «жестко». Промежуточные варианты вроде медленного срабатывания клапана из-за подклинивания приводят к неочевидным последствиям, но, как правило, в итоге все равно страдает холостой ход.
Если клапан ЕГР отказывается работать, то можно его снять и попробовать почистить. Необходимо обеспечить плотное прилегание клапана к седлу и свободное перемещение штока. Если почистить клапан не удалось, то придется покупать новый, что является удовольствием не из дешевых. Поэтому оптимальным вариантом выглядит периодическое обслуживание системы EGR с проверкой работоспособности всех компонентов и чисткой отдельных, склонных к загрязнению, деталей.
В системе рециркуляции могут возникать и другие неисправности, не связанные с основным клапаном. Нередко из строя выходят управляющие разрежением термоклапаны и соленоиды, а также вакуумные усилители. В ряде случаев может быть нарушена герметичность подводящих трубок или забит канал подачи выхлопных газов. В каждой конкретной ситуации должна производиться диагностика с использованием соответствующих приборов.
Диагностический сканер, подключаемый к ЭБУ, позволяет считать коды ошибок, относящиеся к неправильному функционированию EGR. Для проверки соленоидов и датчиков применяются вольтметр, омметр, осциллограф и другие приборы. Основным пособием при устранении поломок в системе ЕГР должна стать техническая документация к автомобилю, описывающая процедуры проверки элементов. Без подобного руководства трудно вычислить алгоритм работы и определить, при каких условиях тот или иной компонент должен сработать. Из-за этого могут быть сделаны ошибочные выводы.
Отключение клапана EGR
Многие автовладельцы при возникновении проблем с клапаном ЕГР вместо ремонта предпочитают его заглушить. Сложность данной процедуры будет отличаться в зависимости от модели автомобиля. Иногда достаточно вырезать из жести прокладку той же формы, что и штатная прокладка клапана, но только сплошную, без отверстий для прохода газов. Поставив такую прокладку, вы исключите возможность попадания выхлопа во впускную систему двигателя. Правда, в ряде случаев этим все не ограничится, так как ЭБУ на основе информации с датчиков может зажечь CHECK ENGINE. В данной ситуации придется глушить ЕГР программно, прибегнув к помощи специалистов, или ездить с горящей лампочкой.
Преимущества глушения клапана EGR:
- Во впускной коллектор не попадает сажа и другие продукты горения;
- Увеличивается срок службы моторного масла;
- В будущем не возникнет необходимости менять EGR.
Недостатки отключения ЕГР:
- Увеличиваются выбросы NO x ;
- Возможна детонация в бензиновом двигателе;
- Может быстрее выйти из строя катализатор.
Все перечисленные плюсы и минусы достаточно условны, так как на разных моделях система рециркуляции взаимодействует с другими системами автомобиля по-разному. Т.е. каждый из списков может дополниться еще какими-нибудь пунктами или потерять часть из них. При отсутствии вопросов к EGR разумным решением будет не вмешиваться в ее работу. Если же клапан начнет давать сбои, то тут в зависимости от своего видения ситуации можно прибегнуть к любому из вариантов устранения проблемы.