Тормозная жидкость дот 5. Жидкость тормозная: виды, особенности, вопросы выбора

Синтетическая тормозная жидкость на основе гликольэтеров, алкиленполигликоленов и полигликольэфиров. Содержит ингибиторы, предотвращающие коррозию металлических элементов тормозной системы и существенно уменьшающие процесс окисления в высокотемпературных условиях. Разработана специально с целью увеличения сроков эксплуатации конструкционных элементов гидравлики тормозных систем и систем сцеплений автомобилей. Тормозная жидкость обладает чрезвычайно низкой вязкостью даже при температуре -40°С, что обеспечивает особенно быстрое и точное срабатывание тормозов. Особенно хорошо приспособлена для использования в системах торможения с ABS. Обеспечивает надёжную смазку всех подвижных компонентов тормозной системы. Эту тормозную жидкость можно смешивать с аналогичными синтетическими продуктами высокого качества (кроме силиконовых). - Высокая температура кипения - Превосходная защита от образования паровых пробок - Отличная стабильность при низких температурах - Превосходные вязкостно-температурные свойства - Превосходная совместимость с эластомерами - Способствует очень хорошей смазке всех подвижных частей контура привода тормозов - Очень высокая термическая стабильность - Сочетаемость с высококачественными синтетическими жидкостями, предназначенными для использования в системе торможения Использование тормозной жидкости Bremsflussigkeit DOT 5.1 обеспечивает необходимое быстродействие ABS и работу в теплонапряженных системах торможения, в том числе спортивного назначения.

Современные конструкторы постепенно уменьшают размеры тормозных механизмов, а тормозят быстрые автомобили довольно лихо… После двух-трех лет эксплуатации температура кипения тормозной жидкости снижается примерно до 150–170 °C. Что будет, если «тормозуха» вздумает закипеть, всем понятно: неизбежно появление воздушных пробок и, как следствие, отказ тормозной системы. Есть и другая страшилка: тормозные жидкости гигроскопичны и, набрав со временем избыточную влагу, в зимнее время резко увеличивают свою низкотемпературную вязкость. В общем, не до юмора.

Цель нашего теста - определение температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей для подтверждения соответствия классу DOT (требования Департамента транспорта США) или международному классу ISO, указанному на потребительской этикетке. Кроме того, мы проверили кинематическую вязкость при -40 °C: надо же понять, можно ли использовать эти жидкости зимой.

В ноябре 2014 года цена закупленных тормозных жидкостей составляла от 40 до 120 рублей за литр. Испытания проводили в лаборатории 25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России. Результаты сведены в таблицу, а также изложены в комментариях под иллюстрациями.

Большинство протестированных препаратов произведено в Дзержинске и Обнинске. Но это не говорит об «одной бочке»: тот же Дзержинск еще в советские времена был своего рода родиной автохимии, а потому неудивительно, что сегодня былые традиции поддерживаются различными фирмами. Что до Обнинска, то многие производители размещают там заказы на производство своих препаратов - примером является ЛУКОЙЛ. Отметим также, что отдельные производители автохимии не афишируют точный адрес производства, приводя вместо него юридический адрес.

В двоечники попали тормозные жидкости UNIX DOT 4, ПРОМПЭК DOT‑4, ХИМЛЮКС DOT-4 и RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Их главный недостаток очевиден: при такой сумасшедшей низкотемпературной вязкости педаль в сильный мороз не продавить.

Жидкость FELIX DOT4 может закипеть раньше положенного. Тем же грешит RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Роса 4 укладывается разве что в нормы DOT 3. А потому только половина испытанных «тормозух» может быть рекомендована к использованию.

Теперь о лучших. Оба препарата из тех, что заявлены под классом 6, подтвердили свой уровень - это SINTEC EURO DOT 4 (класс 6) и ROSDOT 6 (DOT 4, класс 6). Среди жидкостей с заявленным DOT 4 чуть лучше других оказались SINTEC SUPER DOT 4, ЛУКОЙЛ DOT 4 и Hi-Gear DOT4. Отметим, что оба препарата класса 6 можно смело использовать как замену жидкостям DOT 4. Поэтому логично признать их лучшими в нашей выборке.

Нормы, параметры, требования

В итоговой таблице приведены шесть нормативов. Первые три нормы - для тормозных жидкостей классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 по классификации Департамента транспорта США. Четвертая норма - для жидкостей класса 6 по международному стандарту ISO 4925. Данная классификация в американском стандарте FMVSS № 116 отсутствует и находится между классами DOT 4 и DOT 5.1. В России ее любят обозначать как DOT 4+ или DOT 6. Пятая и шестая нормы - это требования ТУ на тормозные жидкости РОСДОТ. Фактически они нужны только для проверки жидкостей РОСДОТ на соответствие своим ТУ.

Температура кипения характеризует продолжительность безопасной работы тормозной жидкости. В силу своих физико-химических особенностей она впитывает влагу извне, что снижает температуру кипения. Когда это снижение доходит до критической отметки, дальнейшая эксплуатация жидкости может стать опасной. Поэтому не- соответствие температуры кипения «сухой» жидкости не так страшно для безопасности движения, как температура кипения «увлажненной» (хотя эти два показателя чаще всего связаны между собой). Ведь за пару лет эксплуатации тормозная жидкость набирает в среднем 2–4% воды.

Показатель «кинематическая вязкость при -40 ºС» важен в первую очередь для стран с холодной зимой. Дело в том, что гидравлическая система автомобиля рассчитана на определенную вязкость жидкости. Вплоть до некоторого порогового значения вязкости водитель может без усилий или с усилием продавить педаль тормоза, тем самым заставляя тормозную систему выполнять свои функции, - но при бóльших значениях вязкости сделать это будет невозможно.

110–1

Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?

Производитель жидкости обычно указывает на этикетке, с какими иными жидкостями можно смешивать его продукт. Но беда в том, что потребитель, как правило, понятия не имеет, что залито в его бачок. Испытаний перемешанных жидкостей никто не проводил, поэтому рекомендовать такую операцию мы не можем. И уж подавно не стоит доливать в современную машину жидкости с низкими температурами кипения. В общем, полная замена жидкости всегда предпочтительнее и безопаснее.

111–1

Какую купить тормозную жидкость - DOT 4 или DOT 5.1?

Покупайте жидкость того типа, который рекомендован изготовителем автомобиля (к примеру, DOT 4). А при выборе конкретного бренда можно руководствоваться итогами наших исследований. Для справки: в Америке и Японии используют в основном DOT 3, а в Европе и у нас - DOT 4.

Может ли тормозная жидкость изменять цвет в процессе эксплуатации?

Да. Это следствие сильного нагрева и окисления, а также результат взаимодействия с резиновыми деталями тормозной системы. Кроме того, на цвет влияют продукты коррозии и износа.

Определенные требования предъявляются к абсолютно любой части машины, и не важно, что это: конструктивная составляющая (например, колесо) или моторное масло. В данной статье мы уделим внимание классам тормозных жидкостей, которые отмечены в американском стандарте безопасности DOT (Department of Transportation).

Происхождение стандарта DOT

Классификационные требования к тормозным жидкостям были созданы экспертами Департамента транспорта США (United States Department of Transportation или просто DOT). Этот центральный орган управления в области транспорта был основан в 1966 году и официально начал свою деятельность в 1967 году. Департамент возглавляет министр транспорта Америки, которым с 2013 года является Энтони Фокс.

Согласно данной классификации, все жидкости разделили на несколько специальных групп (классов), имеющих свой набор свойств. Поскольку именно этот вариант классификации сочетал в себе самые адекватные требования, то с ним согласились практически во всех уголках мира, выделяя классы тормозных жидкостей именно по DOT.

Интересный факт! Именно департамент транспорта США принял «Акт о безопасности Родины», PL 107-296 (2002 года), что стало ответной реакцией правительства на происшествие 11 сентября 2001 года.

Классы DOT и характеристики

Согласно американским стандартам и вышеуказанной классификации различают четыре основных класса тормозных жидкостей. Это DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Также существует и дополнительный пятый класс – DOT 5.1/ABS, использующийся в транспортных средствах с антиблокировочной системой. Более того, в нашей стране нередко встречаются и другие аналогичные жидкости, обозначенные маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Вся информация об их характеристиках и особенностях применения указывается в инструкции к ним. Однако следует отметить, что к американской системе эти жидкости не имеют никакого отношения.

DOT 3

Состав DOT 3 являет собой наиболее простое соединение гликолей, что и объясняет сравнительно низкую стоимость данного класса тормозной жидкости и его высокую популярность. Представители DOT 3 быстро впитывают в себя влагу, что вызывает стремительное снижение температуры кипения.

Средний срок службы таких жидкостей составляет меньше 2-х лет , причем их вязкость не самая высокая среди остальных вариантов (при температуре -40 она составляет 1500 мм2/с, что является средним показателем). DOT 3 по праву можно назвать «золотым стандартом» среди тормозных жидкостей. Температура кипения свежего (сухого) вещества равняется 205°C, а кипение мокрой (старой) жидкости достигает 140°C. Цвет DOT 3 бывает не только янтарным, но и прозрачным.

Зачастую тормозная жидкость DOT 3 используется в транспортных средствах, оборудованных либо барабанным типом тормозов, либо дисковыми тормозами на передних колесах. Но если на вашей машине установлены резиновые тормозные прокладки, тогда лучше поискать другой вариант, тем более, что агрессивность жидкости проявляется еще и по отношению к лакокрасочному покрытию. Хорошей альтернативой устаревшему стандарту DOT 3 является более современная жидкость под маркировкой DOT 4, хоть по популярности она пока не смогла вытеснить с рынка своего предшественника.

А знаете ли вы? Используя асбестовые тормозные накладки, вы вредите своему организму, так как пыль, образующаяся в результате трения о диск, оказывает отрицательное влияние на легкие человека.

DOT 4

Приставка в виде цифры «4» возле аббревиатуры DOT указывает на присутствие в составе соединений, связывающих конденсат воды. Если принимать во внимание ГОСТ, то тормозная жидкость никак не сертифицирована, а единственный действующий правовой документ в этой области – это ГОСТ 29200–91, регламентирующий графическое обозначение всех тормозных жидкостей, причем не важно, изготовлены они на нефтяной или не нефтяной основе.

В данном случае, нас больше интересует второй вариант, ведь DOT 4 является представителем именно этого класса. Данный символ представлен в виде желтого восьмиугольника, дополненного черной каймой, в центре которого находится схематическое изображение черной тормозной системы. Если символ полностью перечеркнут, значит, использовать такую жидкость нельзя.

В основе DOT 4 лежат простые линейные полиэфиры с двумя OH-группами. Обычно производители применяют полиэтиленгликоль, однако, учитывая характерные особенности жидких полимеров и различные добавки, которые создают комплексные соединения с гликолями, указанное на упаковке название может звучать по-другому.

Согласно требованиям стандарта, температура вскипания DOT 4 не должна быть ниже 250°C, а для состава, сорбирующего влагу из воздуха (до 3,5%), разрешается снижение указанного значения до 165°C. Показатели вязкости не должны превышать 750 м2/с, только не стоит путать этот показатель с понятием «плотности». Антикоррозийные свойства, которыми обладает данная жидкость, зачастую связывают с кислотностью, а безопасным диапазоном считается нахождение значений рН в пределах 7,0 – 11,5 единиц.

DOT 4 отличается от DOT 3 присутствием в составе специальных добавок (боратов, хотя могут использоваться и другие), которые способны связывать воду, попадающую в тормозную жидкость из воздуха. Если же добавить еще немного различных присадок, то мы получим тормозную жидкость под названием DOT 5.1 (применяется в спортивных автомобилях).

Обратите внимание! DOT 4 можно совмещать с DOT 3, DOT 4.5, DOT 5.1, но она не сочетается с силиконовыми составами DOT 5, DOT 5.1 (ABS).

DOT 5

Благодаря свойствам силикона (на его основе изготавливаются тормозные жидкости класса DOT 5), характеристики таких составов практически идеальны. Так, следует отметить высокую температуру кипения, стабильно низкую вязкость, способность к отталкиванию лишней влаги, отсутствие агрессивного влияния на детали, изготовленные из резины, металла или имеющие окрашенные участки. Более того, продукты этой категории могут похвастаться долгим сроком службы, достигающим 4-5 лет.

Правда, нельзя не упомянуть и о некоторых недостатках жидкостей DOT 5. К примеру, отталкиваемая вода не смешивается с жидкостью и может накапливаться в нижних отделах тормозной системы, а ее замерзание там при низких температурах часто мешает работе всех важных элементов. Более того, указанный класс тормозных жидкостей также отличается и высоким уровнем насыщаемости воздухом (аэрации), из-за чего DOT 5 нельзя использовать на транспортных средствах с установленной антиблокировочной системой.

Температура кипения тормозной жидкости DOT 5.1 является самой высокой среди всех остальных классов, причем вязкость состава несколько ниже, чем у других представителей описанной классификации, а значит, она может свободно перемещаться по системе, тем самым способствуя повышению рабочей эффективности тормозов автомобиля. Благодаря этой особенности состав DOT 5.1 используется в гоночных, спортивных машинах и даже мотоциклах. К сожалению, из-за активного впитывания влаги, срок службы данного состава не слишком высок (примерно 1 год), к тому же, как и другие представители гликолевых жидкостей, они способны разъедать краску, хоть резиновые детали и не страдают.

Интересно знать! Маркировка жидкости DOT 5.1 никак не связана с маркой DOT 5, что в понимании отечественных автолюбителей полностью лишено логики.

Отдельная группа тормозных жидкостей под названием DOT 5.1/ABS предназначается для транспортных средств с установленной антиблокировочной системой, а также для машин, работающих в тяжелых условиях.

Представители данного класса обладают смешанным составом и одновременно содержат силикон и гликоли. Такая тормозная жидкость может продемонстрировать хорошие смазочные свойства, а также она имеет высокую температуру кипения и дополнена специально разработанным пакетом присадок. В любом случае, наличие гликолей в составе этой жидкости делает ее более гигроскопичной, что ограничивает срок службы двумя годами.

Отличия классов тормозных жидкостей

Как мы уже упоминали выше, классификация тормозных жидкостей DOT распределяет все составы на виды в соответствии с температурой кипения и вязкостью сухой, а также содержащей влагу жидкости. В то же время, составы DOT 3 и DOT 4 представлены в виде минеральных масел, основанных на полигликолях, а основой жидкости DOT 5 выступает силикон, из-за которого состав нельзя смешивать с полигликолями. Проще говоря, в роли основы для всех тормозных жидкостей (кроме DOT 5) выступает полиэтиленгликоль, дополненный полиэфирами борной кислоты, что позволяет соединять эти составы между собой. В отдельных случаях производители DOT 3 могут использовать другую основу, которой чаще всего выступает полиалкиленгликоль.

Не стоит путать силиконовые составы DOT 5 с полигликолиевыми DOT 5.1 , тем более что на каждой упаковке состава присутствуют дополнительные обозначения: для DOT 5 – это SBBF (указывает на наличие в жидкости силикона), а для DOT 5.1 – NSBBF (свидетельствует о том, что перед вами тормозная жидкость, основанная не на силиконе).

Не забывайте! Все описанные расходные материалы (а именно таким и является тормозная жидкость DOT) имеют одинаковую химическую базу, модификации которой появляются путем применения различных добавок. Именно пакет присадок определяет основные физико-химические свойства тормозной жидкости: гигроскопичность и температуру кипения.

Теперь давайте немного обобщим некоторые особенности тормозных жидкостей, принадлежащих к разным классам упомянутой классификации DOT:

1. Тормозная жидкость DOT 4 выделяется из остальных классов высоким уровнем поглощения влаги, а также агрессивностью к лакокрасочным покрытиям транспортного средства и резиновым элементам тормозной системы. Открытую упаковку состава необходимо использовать в течение одной недели.

2. DOT 5, благодаря наличию в составе силикона, имеет более высокую температуру кипения и низкую вязкость. Также жидкость инертна к РТИ покрытиям. Продукты этого класса запрещается использовать в машинах, оборудованных ABS.

3. Тормозная жидкость под номером DOT 5.1 разрабатывалась специально для антиблокировочных систем и хорошо подходит для гоночных автомобилей, а среди основных недостатков – быстрое поглощение влаги.

В соответствии с требованиями DOT, тормозные жидкости разных классов окрашивают в два цвета. Так, согласно нормам FMVSS №116, для DOT 4 и 5.1 предусмотрена желтая окраска, а для DOT 5 – розовая. Таким образом, производители побеспокоились об исключении возможности их спутывания.

Взаимозаменяемость разных классов

Составы класса DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 достаточно похожи между собой, ведь их состав основывается на гликолях и полиэфирах. Поэтому эти виды могут легко заменять друг друга. Правда, даже в этом случае различия все же имеются. Так, DOT 5 создают на основе силикона, в то время как DOT 5.1/ABS помимо силикона содержит в себе еще и гликоли, что делает эти две тормозных жидкости не способными взаимодействовать ни с какими другими.

Кроме того, при смешивании жидкостей следует придерживаться одного правила: состав высшего класса не должен добавляться в состав низшего, что является немаловажным условием. К примеру, если в системе вашего автомобиля уже находилась тормозная жидкость DOT 3, то использование DOT 4 или DOT 5.1 только улучшит ее характеристики, а значит, и всю работу тормозной системы. Однако, если к тормозной жидкости DOT 5.1 добавить состав классом пониже, то конечный результат будет непредсказуем.

Помните! Любую тормозную жидкость следует хранить только в герметичной емкости, не допуская ее контакта с атмосферным воздухом, что может привести к окислению, набору влаги и испарению.

Обычно все представители DOT являются легковоспламеняющимися составами, поэтому курить рядом с ними достаточно опасно. Также не забывайте, что все тормозные жидкости очень токсичны , и даже 100 мл, попавшие внутрь организма (некоторые составы имеют приятный запах, и их легко можно перепутать со спиртными напитками), чреваты смертельным исходом. Если заглатывание жидкости все же произошло (например, в результате попытки откачать определенную часть вещества из бачка главного цилиндра), нужно сразу же промыть желудок и обратиться в больницу. В случае контакта с глазами или кожным покровом рук – действия аналогичны.

В данной статье рассмотрим Можно ли смешивать тормозные жидкости?

В самом начале немного теории. Тормозная жидкость делится на 2 класса: сухая, которая не впитывает влаги; увлажненная, где процент влаги 3,5%. То есть увлажненная жидкость потребует частой смены.

Как мы с вами знаем, вся жидкость классифицируется по Dot (Department of Transportation), начиналось все с далекого Dot 1. Когда Дот образовался, у него был специальный приказ, после которого и появился Дот 1. Затем за ним появился и Дот 2. Обе жидкости минеральные и рассчитывались на тихоходный транспорт (до 40-60 км/ч).

После того, как эти автомобили стали развиваться и расти, такой жидкости было недостаточно: они не выдерживали высокой температуры.


Все мы знаем, что когда автомобиль разгоняется и резко начинает тормозить, то температура нагрева может доходить до 300-450 градусов и часть теплоты пойдет на суппорта, а потом на саму тормозную жидкость.

И как раз эта минеральная жидкость закипала, поэтому ее давно сняли с производства. Обе жидкости были сняты с производства и затем усовершенствованы, для выдерживания более высоких нагрузок.

В наше время в основном используются жидкости: Дот 3, Дот 4 и Дот 5.1 (АБС) и в данном обзоре расскажем о них подробнее.

Основа тормозных жидкостей

Их основу составляют гликоли, то есть у всех этих жидкостей гликолевая основа, и они разделяются на классы, то есть 3, 4 и 5.1 (почему 5.1 вы поймете позже). Первой была Дот 3, она сухая и выдерживала 230 градусов, у увлажненной жидкости показатели доходили до 140 градусов.

Долгий промежуток времени такой жидкости было достаточно, но автомобили становятся высокоскоростными, тяжелыми, и свойств ее для более быстроходной техники, которая выполняет работу на пределе своих возможностей, чуть-чуть недостаточно, поэтому ее немного доработали и изобрели .

Эта жидкость тоже содержит гликолевую основу и кипит сухой при 240 градусов, а увлажненная на 155 градусов, но как-бы и этого недостаточно, потому что сейчас появляются всякие весовые машины, у которых скорости запредельные.

При торможении таких машин выделяется большое количество тепла, и здесь работает более усовершенствованная Дот 5.1. Сухое кипение 260 градусов, у увлажненной - 180 градусов. Вот эти жидкости dot 4 и dot 5.1 - самые распространённые жидкости. Они гидроскопичны и менять их придется через 2-3 года. Это огромный, жирный минус - они с катастрофической скоростью впитывают воду.

Что будет если смешать тормозную жидкость другого класса

Смешивать современные тормозные продукты можно и ничего страшного абсолютно не произойдет. То есть если вы в Дот 4 добавите Дот 3 или Дот 5.1, то ничего катастрофичного. Но не всегда это имеет смысл, не всегда это целесообразно, потому что Дот 3 стоит очень дешево, а вот 5.1 - самая дорогая, и разница будет отличаться в 2-3 раза. И лишний раз мешать их не имеет никакого смысла, конечная жидкость у вас будет гораздо хуже и температурные характеристики резко обвалятся. Это как в 98 бензин добавлять 76, то есть гипотетически это сделать можно, но реально это делать не желательно. С Дот 4 тоже самое. Если вам в нее нужно добавить другую жидкость, то вы ухудшите показатели температуры в обоих случаях. Если Дот 5.1 в Дот 4, то здесь вы, напротив, улучшите характеристики. Повторюсь: Дот 4 - самая распространенная жидкость. Вопрос: У меня в автомобиле Дот 3 и хочу залить Дот 5.1. Можно ли это вообще делать? -Это можно сделать, ничего страшного не будет, но вы, конечно улучшите конечные характеристики. Если решили все-таки смешать продукт разного класса, то лучшим решением будет слить одну жидкость и залить новую. Вы здорово улучшите температурные характеристики, и это надо понимать.

Dot 5 и Dot 5.1 в чем отличие

Существует еще один класс - Дот 5 и Дот 5.1 (АБС). Не стоит путать Дот 5.1/АБС просто с . У них основа - силиконы. Зачем создавался Дот 5? Как видите линейка дошла до Дот 4 и производители поняли, что через 2-3 года менять будет непросто. Поэтому решили создать пятое поколение, чтобы уйти от этой гидроскопичности. У нее такие же характеристики - 260 градусов кипения у сухой и 180 у увлажненной, но менять уже их нужно через 4-5 лет. Получается они намного дольше впитывают влагу, и это большой плюс. Но есть и минусы. Они не так хорошо смазывают суппорта, не хорошо смазывают различные цилиндры и поршни, которые ходят в тормозной системе. Поэтому износ у таких жидкостей достаточно высок. Рвутся сальники, задираются поршни, суппорта. Именно эти жидкости не получили высокого распространения, гликолевая основа смазывает лучше. Смешиваются эти жидкости только с аналогами, то есть смешивать Дот 5 с Дот 5.1 АБС не рекомендуется. Вы можете смешивать Дот 5 от различных производителей, либо Дот 5.1 АБС с другим производителем. Думаю это понятно. Откуда появился Dot 5.1?

Была неудача с Дот 5 и, чтобы ее исправить сделали класс 5.1 на гликолевой основе. Но разработки ведутся по сей день и в интернете есть информация, что скоро будет Дот 6 и будет что-то среднее между гликолями и силиконами. То есть получает среднюю и универсальную жидкость.

Какие выводы: Дот 3, Дот 4, Дот 5.1 смешивать можно, но всегда это целесообразно. Если у вас в тормозной системе залит оригинальный Дот 4, и вдруг прорвало шланг и начала уходить тормозная жидкость, то можно купить Дот 4 другого производителя и добавить в свою жидкость. Если покупаем Дот 3 или Дот 5.1, то доезжаем до сервиса и устраняете течь. Затем заливаем жидкость от производителя. То есть их можно мешать и ничего страшного.

А вот Дот 5 и Дот 5.1 АБС смешивать между собой нельзя. Так же нельзя смешивать с жидкостями на гликолевой основе. Смешивать две эти крупные классификации между собой нельзя, так как разные основы. Гликоль и силикон не работают вместе, скорее при смешении выпадет осадок при нагреве.
Если автомобиль рассчитан на силиконовый класс, в него нельзя залить Дот 5.1 и другие жидкости (Дот 3, 4). Нельзя делать этого так, как резинки и уплотнители на рабочих цилиндрах, а так же сальники и суппорта, рассчитаны именно под силикон, они не будут устойчивы к гликолю, и наоборот. Особенно все это будет заметно при нагреве.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...