Сколько фильтров в коробке передач. Нужно ли менять фильтр акпп

Это типтроники, вариаторы, роботы ДСГ и прочие трансмиссии. Однако большинство автолюбителей доверяет классическому автомату. Эта коробка появилась гораздо раньше, чем все вышеперечисленные, и как показывает практика, процент поломок у нее невелик. Как известно, АКПП работает благодаря маслу - это основная рабочая жидкость в коробке. И сегодня мы поговорим о таком немаловажном элементе, как масляный фильтр АКПП.

Назначение

Задача данного элемента проста - очистить рабочую жидкость от продуктов отработки и предотвратить ее попадание в каналы гидроблока, гидротрансформатор и другие элементы трансмиссии. О каких продуктах отработки идет речь?

Это мелкая металлическая стружка, которая образуется при работе планетарного механизма коробки передач. Небольшой ее объем оседает на магните, что расположен внизу. Но большая часть циркулирует по системе, забивая собой каналы и радиатор. Таким образом, фильтр АКПП служит для очистки АТФ-жидкости в трансмиссии.

Виды

Существует несколько типов данных элементов. В зависимости от расположения, фильтр АКПП может быть:


О конструкции

Первые четырехступенчатые автоматические трансмиссии укомплектовывались чрезвычайно простыми фильтрами. Они являли собой обыкновенную металлическую сетку. Такие фильтры АКПП не нуждались в замене. При обслуживании, достаточно лишь демонтировать сетчатый элемент и промыть его в каком-либо растворе или обычной водой под давлением. Сейчас такая схема конструкции фильтров масла используется только на некоторых американских пикапах. Если говорить о большинстве кроссоверов и легковых авто, в конструкции АКПП используется иной фильтр. Это фетровый двухслойный элемент.

Благодаря такой конструкции, осуществляется более качественная фильтрация масла. Фетровый элемент задерживает не только металлическую стружку из планетарного механизма, но и эмульсию из пакета фрикционов. Так достигается надежная работа гидроблока и соленоидов. Эти механизмы не «залипают» и не клинят. Но есть и недостатки двухслойных фильтров. Первый момент - это их недолговечность. Такие элементы загрязняются уже через 50-70 тысяч километров. Второй момент - двухслойный фильтр не подлежит очистке. Он меняется целиком. Таким образом, фетровые элементы меняются при каждой смене масла в автоматической коробке. Большинство производителей регламентируют срок в 60 тысяч километров. Если замена масла в АКПП своими руками будет осуществлена позже, возможны неисправности с коробкой. Это различные пинки и толчки при переключении передач и режимов.

Дабы не сталкиваться с преждевременным ремонтом, нужно правильно эксплуатировать коробку и вовремя в ней менять масло. Только так можно гарантировать слаженную и бесперебойную работу коробки.

О замене АТФ-жидкости

Различают несколько методов замены жидкости в АКПП:

  • Полная. Подразумевает полную Выполняется при помощи специального оборудования. Аппарат подключается к коробке через патрубок радиатора и под давлением выгоняет старую жидкость. Одновременно в систему закачивается новое масло. плюс данного метода в том, что масло будет заменено на 100 процентов, в полном объеме. Но недостатки также имеются. Это невозможность замена масла в АКПП своими руками, а также дороговизна процедуры. Большую часть суммы нужно потратить не на услуги СТО, а на АТФ-жидкость. Ведь для стандартной понадобится от десяти до двенадцати литров масла. Это вдвое больше, чем ее полный объем.
  • Частичная. В данном случае масло сливается частично. Около половины объема остается в гидротрансформаторе и блоке АКПП. Этот объем далее возобновляется до нормального уровня новым маслом. Всего на замену уходит порядка трех литров жидкости. Плюсы метода очевидны - возможность проведения операции своими руками, а также малый объем расходных материалов. Но минусы тоже есть. При частичном способе следует сократить регламент замены масла до 30 тысяч километров.

Таким образом, более экономным является метод частичной замены. Но более правильным с технической точки все же является способ полной замены. Далее мы рассмотрим, как слить и залить масло в АКПП самостоятельно, а также установить новый фильтр.

Замена масла в АКПП своими руками

Для этого нам понадобится не менее трех литров новой жидкости, пустая емкость для слива старой, а также стандартный набор инструментов. Работы лучше производить на смотровой яме. Итак, загоняем на нее наш автомобиль и находим отверстие для слива.

На большинстве авто пробка откручивается ключом «на 19». Далее подставляем пустую емкость и ждем, пока из блока не выльется вся жидкость. После этого откручиваем нижнюю крышку коробки. Она крепится на 20 болтах. Снимать ее нужно аккуратно, не переворачивая. Будьте внимательны - часть жидкости может остаться в ней. В блоке будет находиться фильтр. Он снимается руками, без каких-либо приспособлений.

Обратите внимание: перед тем, как произвести замену фильтра АКПП, следует очистить стенки поддона от старого масла. Для этого подойдет обыкновенный очиститель карбюратора в форме спрея.

Что далее?

Далее устанавливаем на место новый фильтр и закручиваем обратно поддон коробки. Затем переходим в подкапотное пространство. Находим щуп - он и будет нашей заливной горловиной. Заливать масло лучше через удлинитель. Лучше использовать лейку и метровую трубку с диаметром не больше, чем у отверстия. Следует заливать именно тот объем жидкости, который был слит ранее. Затем убираем наше приспособление и заводим двигатель. Переключив несколько раз селектор по режимам P-R-N-D, глушим мотор и проверяем щуп. Уровень должен находиться на середине. На этом в АКПП успешно завершена. Осталось лишь сделать отметку в бортжурнале, дабы не прогадать через 30 тысяч следующую замену АТФ-жидкости в трансмиссии. Кстати, фильтр можно оставить. Он будет служить весь свой срок - 60 тысяч километров.

В заключение

Итак, мы выяснили, что такое фильтр АКПП, а также как его заменить вместе с маслом. Как видите, операция не особо трудна и под силу любому автовладельцу.

Автоматическая коробка переключения передач является одним из наиболее дорогостоящих элементов автомобиля. В зависимости от модели и правильности эксплуатации, ресурс агрегата может варьироваться в значительных пределах. Чаще всего, к моменту выхода из строя коробки передач, гарантия на машину подходит к концу, и водителю приходится за свой счет оплачивать ремонт АКПП. Чтобы отсрочить момент поломки трансмиссии, нужно регулярно менять ее расходные материалы: масло и фильтр. И если о многие водители знают, то про фильтр они чаще всего забывают.

Зачем менять фильтр в АКПП

Фильтрующие элементы установлены сразу в нескольких агрегатах автомобиля, в том числе в автоматической коробке передач. Задача данного фильтра не отличается от предназначения, например, масляного. Он необходим, чтобы в элементы трансмиссии не попадала грязь, металлическая стружка и другой «мусор», способный им навредить. При этом масло (жидкость) должна проходить без нареканий.

С течением времени фильтр забивается мусором, который он задерживает, из-за чего уже не может пропускать под необходимым давлением жидкость ATF. Это приводит к тому, что масляный насос не может работать в прежнем режиме, то есть снижается давление масла. Данный фактор негативно сказывается на элементах АКПП, в том числе фрикционных дисках, соленоидах и других компонентах. По причине образовавшегося низкого давления, фрикционы не смогут нормально сжиматься и начнут «пробуксовывать», что отразится на их износе в негативную сторону, иначе говоря, он ускорится.

Вовремя заменив фильтр в АКПП, можно избежать описанных выше проблем.

Как часто менять фильтр в АКПП

Практически никогда в инструкции по технической эксплуатации автомобиля производители не указывают рекомендованные сроки замены фильтра автоматической коробки передач. При этом выполнять такую работу необходимо, если есть желание максимально долго поддерживать трансмиссию в рабочем состоянии.

Согласно рекомендациям мастеров, лучшим решением является замена фильтра в АКПП одновременно с заменой жидкости ATF. Для современных автомобилей рекомендованный срок замены жидкости составляет 60-70 тысяч километров пробега. В более старых автомобилях данный срок около 30-40 тысяч километров пробега.

Важно: Некоторые современные автомобили оснащаются необслуживаемой трансмиссией, у которой отсутствует поддон с фильтром. Иначе говоря, чтобы в ней заменить фильтр, потребуется практически полностью разобрать коробку передач, и выполнять такую работу должны профессионалы. Чтобы фильтр в такой трансмиссии оставался чистым максимально долго, рекомендуется в два раза снизить пробег до полной замены жидкости в коробке передач. Иначе говоря, если в обычных современных автомобилях менять масло в АКПП нужно 1 раз на 60 тысяч километров, то в необслуживаемой трансмиссии 1 раз на 30 тысяч километров.

Какие бывают фильтры АКПП

Фильтры для автоматической коробки передач активно эволюционировали за последние несколько лет, вместе с самой трансмиссией. Разработчики стараются увеличить их ресурс, снизить стоимость и сделать более экологически чистыми.

По типу крепления фильтры АКПП можно разделить следующим образом:


Минусы такого решения очевидны – фильтр находится внутри коробки передач, и его замена вызывает трудности. В некоторых типах трансмиссий имеется поддон, скрутив который, можно заменить фильтр, в других его нет, и замена фильтрующего элемента не предполагается.

Стоит отметить, что на малом количестве моделей автомобилей применялась «гибридная» технология фильтрации масла АКПП. Устанавливались два фильтра – внутренний и внешний, которые совместно фильтровали жидкость. Чаще всего, в таких трансмиссиях требовалось менять только внешний фильтр.

Помимо разделения по типу крепления, фильтры в АКПП отличаются по материалу фильтрующего элемента:

  • Металл. В старых фильтрах часто фильтрующим элементом была мелкая металлическая сетка. Она задерживала различный мусор, но не весь. Мелкая грязь, сажа, гарь и другие микрокомпоненты проходили сквозь фильтрующий элемент и попадали в трансмиссию. Из-за этого менять масло нужно было как можно чаще, чтобы уменьшать количество вредных примесей в нем. При этом плюсом такого фильтра была долговечность, когда он забивался, его можно было снять, промыть и установить на место.
  • Бумага. Текущие фильтры в АКПП выполняются из бумаги, как, например, масляные фильтры двигателя. Такие фильтрующие элементы значительно лучше металлических вариантов удерживают мусор, в том числе и мелкий. Однако, их нельзя промыть при загрязнении, что предполагает затраты на покупку новых элементов.

Своевременная замена фильтра в автоматической коробке передач позволяет увеличить ее срок службы на 30-50%.

Основное и единственное назначение фильтра коробки передач – эффективная очистка рабочей жидкости от различных примесей, образующихся внутри агрегата в процессе эксплуатации автомобиля. Причина образования подобных примесей вполне объяснима, так как механизм классического автомата представляет собой набор многочисленных пар трения и скольжения металлических и фрикционных деталей, функционирующих в условиях повышенного давления и критических температур. Все это неизбежно приводит к истиранию и отслаиванию кусочков материалов, из которых изготовлены рабочие поверхности трущихся элементов, и попаданию этой взвеси в трансмиссионную жидкость.

Качество жидкости напрямую влияет на работоспособность и долговечность коробки в целом, поэтому задача очистки ее от любых инородных тел выходит на первый план. И если металлические вкрапления и стружку притягивают к себе специальные магниты в поддоне АКПП, то за недопущение всех остальных примесей в дорогостоящие области управления автоматом отвечает именно масляный фильтр.

Характеристики и конструктивные особенности

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Если в ранних автоматических коробках фильтры являлись встроенным внутренним элементом, доступ к которому можно было получить только после снятия узла с автомобиля и полной его разборки, то современные модели АКПП Toyota значительно облегчили жизнь механикам, проводящим их обслуживание и ремонт. Фильтр коробки автомат чаще всего теперь расположен в нижней плите гидроблока, непосредственно над масляным поддоном. Поэтому доступ к его обслуживанию и замене обеспечивается простым снятием поддона.

Конструктивно все фильтры АКПП подразделяются на 3 типа:

  • Открытые металлические фильтры;
  • Закрытые металлические фильтры;
  • Закрытые фетровые фильтры.

В устройстве первого типа фильтрующим элементом выступает металлическая сетка, размер ячеек которой и определяет чистящие свойства фильтра. Основное преимущество конструкции – возможность повторного использования детали после разборки и чистки. Недостатки – практическая недостижимость полной очистки металлической сетки от нагара с клеевыми фракциями от фрикционных накладок и недостаточная плотность для улавливания мельчайших загрязнений.

Второй тип фильтров является простым усовершенствованием первого, но имеет абсолютно закрытый корпус, внутри которого располагается все та же металлическая сетка из нержавеющей стали. Такой фильтр уже не чистится, а просто заменяется по необходимости, поэтому все его достоинства относятся к упрощению самого процесса замены – уменьшению количества элементов крепежа и необходимых прокладок. Недостатки же аналогичны недостаткам фильтра первого типа.

Закрытый фетровый фильтр 35330-06010

Наконец, третий тип фильтров, которым оснащаются современные модели автоматов Тойота, характеризуется наличием менее долговечного пластикового или металлопластикового корпуса и одного или нескольких слоев фильтровального материала – фетра. Фетровые фильтры лишены недостатков металлических, но имеют собственную «ахиллесову пяту» — при сильно изношенных фрикционах в зимний период эксплуатации забившийся пылью и стружкой фильтр может «устроить» коробке настоящее масляное голодание в первые минуты после пуска. А это неизбежно приводит к ускоренному старению масляного насоса и трансмиссии в целом.

Вопросы необходимости замены масла и фильтра АКПП и периодичности такой замены наиболее часто возникают у автолюбителей. Происходит это потому, что в некоторых руководствах по эксплуатации такая процедура просто не предусмотрена. Несмотря на то, что АКПП Toyota считаются наиболее совершенными устройствами из присутствующих сегодня на автомобильном рынке, практика обслуживания и ремонта этих сложных агрегатов дает однозначный ответ на первый вопрос – фильтр надо менять обязательно вместе с заменой трансмиссионной жидкости . На второй вопрос такого однозначного ответа дать не получится, потому что процесс «старения» жидкости в автомате зависит не только от времени и реального пробега автомобиля, но и от многих других факторов, сильно влияющих на конечный ресурс АКПП.

Если загрязнившийся фильтр не заменить вовремя, то внутри коробки передач начнется лавинообразный и необратимый процесс ускоренного износа основных элементов трансмиссии, который сначала может проявляться незначительными шумами и стуками, а в конечном итоге – неизбежно приведет к полному выходу из строя дорогостоящего агрегата.

Есть универсальное правило: трансмиссионную жидкость (вместе с фильтром) необходимо менять в том случае, если она потеряла чистоту и прозрачность. Но, во-первых, не все модели АКПП оснащаются измерительными щупами, воспользовавшись которым автомобилист может самостоятельно провести простейший тест «на чистоту» с помощью капли масла со щупа и кусочка белой ткани. Во-вторых, современный автолюбитель не всегда знает, как открыть капот своего автомобиля, и где располагается заливная горловина бачка стеклоомывателя, а привык глядеть только на показания приборов и записи в сервисной книжке. Именно для таких владельцев может пригодиться следующая информация по рекомендуемым интервалам замены:

  • Avensis III, Camry VII, Corolla, Highlander, Prius, Arius, Verso: 40000 км пробега – рекомендуемая частичная замена масла, 80000 км – обязательная полная замена масла и фильтра;
  • Land Cruiser 200, Land Cruiser 150 Prado, RAV 4, Hilux: 40000 км пробега – рекомендуемая частичная замена масла, 80000 км – рекомендуемая полная замена масла и фильтра.

В тех случаях, когда автомобиль используется в тяжелых условиях (постоянное движение в пробках, использование прицепного устройства, езда по бездорожью, песчаному грунту или глубокому снегу, частые агрессивные разгоны и ускорения на предельных оборотах) масло и фильтр в АКПП необходимо менять чаще.

Что предпочтительнее: оригинал или аналог

Любой профессионал вам скажет, что ничего лучше, чем «родное» оригинальное изделие, для автомобиля придумать невозможно. Поэтому при отсутствии финансовых, временных и иных ограничений смело берите оригинальный масляный фильтр АКПП и будьте абсолютно уверены в его работоспособности и надежности в течение всего межсервисного интервала эксплуатации коробки передач.

Оригинал toyota 35330-0W021

Цена оригинального фильтра, учитывая его особенную роль, не столь высока. Например, стоимость фильтра АКПП для Toyota Corolla (номер по каталогу 35330-0W021) составляет в среднем по рынку 2,5 тыс. рублей, тогда как за жидкость придется выложить уже около 15 тысяч.

Если же оригинальный фильтр приобрести невозможно, то предпочтение надо отдавать неоригинальным изделиям достаточно известных брендов. Для автоматов производства Aisin Co , использующихся на всех автомобилях компании Тойота, таким брендом может считаться JS Asakashi (Япония), выпускающая всю линейку масляных фильтров АКПП для послегарантийного обслуживания тойотовских автоматов. В частном случае, для рассмотренной выше Toyota Corolla, можно приобрести изделие этой марки под каталожным номером JT425K примерно за 1300-1500 рублей.

Постоянное очищение смазки, которая циркулирует по каналам корпуса коробки-автомат, играет исключительную роль в поддержании работоспособного состояния автоматической трансмиссии. Роль очистителя в подобных устройствах играет внешний фильтр, берущий на себя основной удар, который наносят посторонние частицы, присутствующие в масле. Сегодня мы расскажем, для чего нужен фильтр АКПП и какое строение он имеет в современном автомобиле.

Назначение

Фильтр АКПП, как и любой другой элемент-очиститель, предназначен для того, чтобы отсеивать посторонние частицы и обеспечивать максимальную чистоту того масла, которое циркулирует в корпусе коробки-автомат.

Откуда вообще берутся подобные частицы и из чего они состоят? Ведь на первый взгляд кажется, что корпус коробки-автомат абсолютно герметичен и не допускает попадания каких-либо частиц и пыли извне.

Тем не менее частицы периодически появляются, и это давно подтвержденный факт. Чтобы понять, откуда они берутся, стоит немного углубиться в механику процессов, протекающих в АКПП.

Коробка-автомат, как и механическая трансмиссия, при езде постоянно находится в движении: с огромной скоростью вращаются фрикционы, шестеренки и другие активные элементы, которые обеспечивают равномерное передвижение машины.

Из-за высокой скорости вращения и сильнейшего трения все детали постепенно истираются и приходят в негодность. Ко всему прочему, трансмиссия постоянно нагревается и достигает достаточно высоких температур.

Конечно, по всему корпусу постоянно циркулирует смазка, находящаяся под давлением. Она не просто обеспечивает экстремальное снижение трения фрикционов друг об друга, главная задача смазки - предотвращение перегрева механизмов в результате их взаимодействия. Кроме того, для присутствует собственный картер, обтекаемый потоками встречного воздуха.

Но как бы совершенна ни была система смазки «автомата», износа деталей избежать не удается. Со временем из-за трения от механизмов отпадают частицы металла и композитов, которые попросту отсеиваются в смазку и начинают в ней циркулировать. Такой эффект способен серьезно навредить коробке-автомат: засорение каналов способствует нечеткому переключению передач, банальному перегреву и выходу из строя дорогостоящего агрегата.

С этой целью и вводится внешний фильтр: его задача - очищение масла от посторонних частиц и приведение агрегата в рабочее состояние.

Строение

Внешний фильтр и его строение очень похожи на те, что используются при проектировании обыкновенного фильтра в двигателе автомобиля. «Автомат», так же как и двигатель, постоянно работает с составляющими, которые трутся друг об друга и со временем образуют посторонние частицы металла.

Фильтр встраивается в ту часть трансмиссии, которая содержит наибольшее количество смазки - ее картер - и работает до тех пор, пока количество частиц не станет критическим, и фильтр не засорится.

Сам фильтр состоит из корпуса, который выполняется из алюминия или толстого пластика. Фильтрующая поверхность, содержащаяся внутри корпуса, выполняется из специальной бумаги, которая способна накапливать в себе все попадающие на нее загрязнения. Бумага складывается в форму гармошки, что позволяет автоматически увеличить фильтрующую поверхность и повысить эффективность работы фильтра.

Корпус имеет два канала: входной и выходной. Попадая во входной канал, масло протекает через сложенную бумагу: здесь все посторонние частицы отсеиваются и откладываются на ее поверхности. На выходе получается масло, очищенное от многочисленных загрязнений и не способное причинить вред гидротрансформатору и фрикционам.

Подводим итоги

Внешний фильтр трансмиссии позволяет продлить ресурс этого дорогостоящего и сложного агрегата. Если производить регулярную диагностику и проверку состояния фильтрующего элемента, то срок службы АКПП многократно увеличится, и владельцу не придется растрачиваться на дорогостоящее обслуживание и ремонт.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...