Уход за дизельным двигателем легкового автомобиля. Ежесменный технический уход за дизельным двигателем эксплуатация

Особенностью дизеля является более активное загрязнение им масла в системе смазки, поэтому производители автомобилей в техническом регламенте обслуживания предусматривают более частую периодичность замены масла и фильтра.

У дизельных двигателей, имеющих верхнее расположение распредвала, следует менять зубчатый ремень через указанные производителем интервалы. В противном случае возможен обрыв ремня и серьезное повреждение клапанов и поршневой группы двигателя в результате удара. Удар возникает потому, что при обрыве ремня распредвал дизеля останавливается, а маховик продолжает некоторое время вращаться по инерции. В результате этого, поршни бьют по выдвинутым клапанам.

На практике бывали случаи обрыва ремня ГРМ при пробеге до 45 тысяч километров по причине попадания воды или масла из негерметичных систем охлаждения и смазки. Поэтому нужно регулярно следить за их состоянием. Лучше, когда замена ремня грм на дизеле проводится даже немного раньше установленного интервала. Эта привычка избавит Вас от необходимости тащить машину на буксире в сервис для проведения дорогостоящего ремонта.

Меняя топливный фильтр, следует покупать самую дорогую из доступных по Вашим финансам моделей. При замене фильтра нельзя забывать заменить также и уплотнительное кольцо на корпусе фильтра. Помните, что любой подсос воздуха и негерметичность топливной системы серьезно ухудшают работу дизеля.

Для уверенного пуска двигателя в холодное время года нужно позаботиться о том, чтобы установить на него позисторный подогреватель топлива и дополнительный фильтр грубой очистки, снабженный влагоотделителем. Если двигатель начинает дымить, немедленно обращайтесь в сервис, потому что ремонт форсунок на дизеле и другие профилактические работы избавят Вас от более тяжелого ремонта, который неизбежно потребуется при перегреве клапанов, поршней, и головки блока двигателя.

Если воздух попал в топливопровод, необходимо удалить его через специальный клапан с помощью ручного насоса, установленного на топливном насосе высокого давления.
Практически все дизели на холоде немного дымят, и этот факт не должен особо беспокоить, если дымление не стало слишком сильным. Причиной этого могут быть сбои в работе топливного насоса высокого давления, их можно легко устранить, если обратиться в дизель сервис , где специалисты проведут работы по регулировке момента впрыска.

Другой причиной дымления является негерметичность топливоподающих каналов форсунок. Эта неисправность также устраняется в условиях сервисной мастерской.

Для нормальной работы дизеля необходимо обеспечить за ним надлежащий уход, причем в первую очередь за такими сложными и ответственными узлами, как шатунно-кривошипный и распределительный механизмы, и системами смазки, охлаждения и др.

Правила и приемы ухода для различных двигателей сходны между собой; некоторые особенности в уходе за двигателями, вызванные различием в их конструкции, изложены в специальных инструкциях.

Шатунн о-к ривошипный и распределительный механизмы. В процессе работы двигателя детали шатунно-кривошипного и распределительного механизмов в результате трения подвергаются постепенному естественному износу. Это приводит к нарушению нормальных зазоров в соединениях, вследствие чего повышаются ударные нагрузки, появляются шумы и стуки в механизмах, снижается мощность двигателя, ухудшается его запуск, увеличивается расход топлива и смазки. Если своевременно не предупреждать и не устранять возникающие неисправности и износы, то это может привести к порче механизмов.

Разбирать механизмы двигателя для ремонта следует в закрытом помещении, где нет пыли и грязи. Перед разборкой двигатель должен быть хорошо очищен, перед сборкой детали должны быть промыты, а поверхности трения смазаны.

Разбирать механизмы следует только при необходимости и в установленные сроки. Нужно помнить, что всякая разборка влечет за собой изменение взаиморасположения приработавшихся друг к другу деталей, что может вредно влиять на дальнейшую их работу, особенно если сборка произведена недостаточно тщательно. Разбирают и собирают механизмы в порядке, установленном инструкцией для того или иного типа двигателя.

Чтобы не допустить повреждений трубопроводов ВЫСОКОГО давления, при снятии с двигателя на них немедленно ставят предохранительные пробки и колпачки. Такие же пробки и колпачки ставят на штуцера форсунок и секции топливного насоса.

Гайки крепления головок цилиндров отвинчивают и крепят в шахматном порядке и постепенно. Гайки болтов, шатунов, шпилек крепления крышек коренных подшипников и другие крепят ключами с использованием рычагов, имеющих необходимую длину плеча, или динамометрическими ключами и в определенной последовательности, установленной для каждого типа двигателя.

Уход за кривошипно-шатунным и газораспределительным механизмами на работающем двигателе сводится в основном к своевременному и правильному креплению болтовых соединений, применению топлива и смазки надлежащего качества, к контролю ра поступлением смазки и недопущению перегревов и длительной перегрузки двигателя, периодической проверкой и регулировкой зазоров в клапанах.

Система смазки. Применение смазочных масел соответствующих сортов и исправная работа смазочной системы двигателей гарантируют наименьший износ трущихся деталей. Уход за системой смазки заключается в поддержании определенного уровня масла в картере или баке двигателя, своевременной замене масла и промывке системы, а также в проверке работы масляных фильтров и масляного насоса.

Уровень масла поддерживают в пределах меток масломерной линейки. Если уровень масла превысит верхнюю метку, то расход масла увеличивается за счет его выгорания, если уровень масла опустится за нижнюю метку, то поступление масла к трущимся поверхностям деталей уменьшится и вследствие этого повысится их износ. Такими метками являются риски, нанесенные на щупе у дизелей К-661, К-559.

Бак для масла, например в двигателях Дб, заполняют на 80% его емкости. Полная емкость составляет 60-70 л; заправочная - 50-60 л; минимально допустимое количество масла в баке - 30 л.

В картеры двигателей К-559, К-661 заливают 25 кг масла ДП-11 или Д-11 по ГОСТ 5304-54. Уровень масла контролируют по меткам на маслоуказателе в начале, в середине и конце смены. Проверять уровень и доливать масло следует только при остановленном двигателе, когда масло стечет со стенок цилиндров. Полную замену масла с промывкой картера и элементов фильтров производят примерно через 100-150 ч работы двигателя. Отработавшее масло лучше спускать сразу же после остановки двигателя, т. е. когда оно еще горячее. Вместе с маслом стекает и большая часть осадков. Сливать масло следует полностью и в определенную посуду (по сортам) для последующей регенерации.

Картер, как и систему смазки, периодически промывают дизельным топливом для удаления скопившейся в них грязи.

После замены масла работать на больших оборотах двигателя можно лишь тогда, когда манометр показывает рабочее давление масла в системе.

Дизельное топливо, которым промывают масляную систему, может использоваться повторно, для чего его необходимо отстоять и профильтровать, а в картер или бак заливать через воронку с матерчатым фильтром. У дизелей 1Д6 смену масла произво дят через каждые 100 ч; у дизелей К-559 и К-661 первая смена через 100 ч, а последующие через 200 ч работы двигателя. Одновременно меняют масло и в регуляторе, при этом промывают всю систему смазки, суфлер картера, масляный фильтр со сменой фильтрующего элемента.

После промывки масляной системы и замены фильтрующего элемента в системе с помощью маслоподкачивающего насоса создается давление не менее 2,5 кгс/см 2 , и коленчатый вал стартером проворачивается несколько раз без подачи топлива Пуск дизеля без установленного в масляный фильтр фильтрующего элемента не допускается. Регулярная смена фильтрующих элементов при соответствующем уходе за дизелем увеличивает срок его службы без ремонта и сокращает расход масла.

Для дизелей Д6 применяют следующие смазочные масла: при температуре окружающего воздуха выше +5°С масло МК-22 или МС-20 (ГОСТ 1013-60); при более низких температурах масло МС-14 (ГОСТ 1013-60); при любых температурах окружающего воздуха масло МТ-16П (ГОСТ 1013-60).

Заливать масло необходимо только через сетчатый фильтр с сеткой не реже номера 05 по ГОСТ 3826-71. При низких температурах масло перед заливкой следует подогреть до 40°С, это облегчает заправку.

В работающем двигателе может наблюдаться повышенный расход масла по следующим причинам:

износ компрессионных и особенно маслосбрасывающих поршневых колец. Вследствие этого газы прорываются из камеры сгорания в картер, а масло из картера попадает в камеру сгорания, где выгорает, отлагаясь на стенках камеры;

износ кольцевых канавок поршней по высоте, что увеличивает проникновение масла в камеру сгорания;

увеличенный зазор между втулками цилиндров и поршнями из-за их износа или неправильного подбора по размерам. Вследствие этого недостатка увеличивается попадание масла в камеру сгорания, а газов в картер;

перекос поршней в сборе с шатунами из-за плохого качества ремонта. Перекос вызывает односторонний износ втулок цилиндров, отчего насосное действие поршневых колец увеличивается и масло увлекается в большом количестве в камеру сгорания. Поэтому при ремонте поршневой группы необходимо индикатором проверять сборку шатунов с поршнями на прямолинейность;

повышенные радиальные (масляные) зазоры в шатунных подшипниках коленчатого вала вызывают сильное вытекание из них масла и разбрызгивание его на стенки втулок цилиндров, вследствие чего увеличивается проникновение масла в камеру сгорания;

повышение давления масла в системе смазки из-за нарушения регулировки редукционного клапана масляного насоса. Это особенно заметно при значительном износе шатунных подшипников, так как слив масла через подшипники увеличивается и, следова тельно, усиливается разбрызгивание его на стенки цилиндров;

течь масла через передний и задней коренные подшипники, особенно в случае повышенного давления газов в картере;

повышенные радиальные (масляные) зазоры в коренных подшипниках коленчатого вала, способствующие утечке через них масла;

течь масла в соединениях из-за недостаточного их уплотнения;

увеличение зазоров в сопряжениях валик - коромысло - втулка, отчего значительно увеличивается количество масла, проходящего через клапанный механизм, что приводит к повышенному выгоранию масла;

неисправности в работе механизма газораспределения и системы питания, снижающие мощность двигателя и как следствие вызывающие увеличенный расход масла;

повышенный уровень масла в картере способствует окислению масла и образованию мазеобразного осадка;

применение масел с пониженной вязкостью. Такое масло легко выдавливается через зазоры в шатунных подшипниках и обильно разбрызгивается на стенки втулок цилиндров с последующим попаданием в камеру сгорания;

перегрев двигателя, вызывающий увеличенное выгорание масла и повышенное нагарообразование.

Если обнаружен повышенный расход масла, следует немедленно выяснить причину и устранить ее Величину расхода масла определяют по данным работы двигателя не менее чем через 8 ч.

Системы охлаждения двигателей требуют постоянного внимательного ухода. Двигатели К-559 работают нормально и в наивыгоднейшем тепловом режиме при температуре охлаждающей жидкости 70-85°С, К-661 в пределах 65-105°С.

При недостаточном охлаждении двигатель перегревается, теряет мощность и может испортиться вследствие обгорання головок, перегрева клапанов, коробления тарелок, обгорання фасок на клапанах и их седлах, пригорання компрессионных и маслосбрасывающих колец, заклинивания поршней в цилиндрах и т. п.

Переохлаждение двигателя так же не должно допускаться, так как в этом случае топливо полностью не сгорит и будет иметь место обволакивание деталей остатками несгоревшего топлива и как следствие зависание поршневых колец в ручьях, потеря мощности двигателя, повышенный износ деталей кривошипно-шатунного механизма. Чтобы не допустить этого, в радиаторе поддерживают установленный уровень охлаждающей жидкости. Перед каждым пуском двигателя уровень жидкости обязательно проверяют и, если нужно, жидкость доливают. Заливать жидкость нужно через воронку с чистой сеткой или через полотняную материю. Отверстие горловины радиатора после заливки плотно закрывают крышкой. В случае перегрева двигателя из-за недостатка жидкости в системе охлаждения нельзя заливать в радиатор холодную воду, так как это может вызвать появление трещин в головках цилиндров и рубашках. В процессе работы необходимо следить, чтобы не было течи в системе охлаждения.

В радиаторе и в водяных рубашках двигателя постепенно откладывается накипь, образуется ржавчина. Если их вовремя не удалить, эффективность охлаждения уменьшится и двигатель будет перегреваться. Чтобы этого не допускать, периодически, при проведении соответствующих технических уходов систему охлаждения промывают и удаляют из нее накопившиеся осадки. Однако излишне частая замена охлаждающей жидкости и промывка приводят к преждевременному электрохимическому износу деталей двигателей, омываемых охлаждающей жидкостью, поэтому удалять накипь рекомендуется только в тех случаях, когда наблюдается заметное повышение температуры наружных стенок блоков цилиндров при сравнительно невысокой температуре охлаждающей жидкости. Эти температуры нужно сравнивать с температурами в начальный период эксплуатации двигателя.

Промывают систему сразу после остановки двигателя Жидкость полностью сливают через соответствующие пробки и краны. Промывают чистой теплой водой, подаваемой сильной струей. Воду вводят через нижний патрубок радиатора и выводят через верхний. Рубашки промывают через верхний патрубок. При сильном загрязнении систему промывают горячей водой с кальцинированной содой, растворенной в пропорции 100-150 г на 1 л воды; можно в раствор добавлять керосин (0,5 л на 10 л воды).

Раствор заливают в систему охлаждения и двигатель работает так в течение 8-12 ч, затем систему промывают чистой водой.

Для дизелей 1Д6, К-559, К-661 рекомендуется: заполнив систему раствором, пустить дизель и проработать в течение 15-20 мин при 900 об/мин, затем оставить раствор в системе на 10-12 ч, после чего пустить дизель и поработать на малых оборотах 10-20 мин. После этого нужно остановить дизель и возможно быстрей слить раствор из системы охлаждения, заполнить систему чистой мягкой водой и вновь прогреть дизель (15-20 мин), затем дизель остановить и слить воду, после заполнить систему охлаждающей жидкостью.

Уменьшить отложение накипи в системе охлаждения можно путем применения кипяченой воды с антинакипинами. Для дизелей 1Д6 рекомендуется применять в качестве охлаждающей жидкости эмульсию, представляющую собой смесь воды с эмуль-солом, употребляемым при механической обработке металлов.

Для приготовления эмульсии чистая речная или дождевая вода подогревается до 60-70°С и к ней добавляется эмульсол из расчета 1 л на 60-70 л воды. Рекомендуется применять эмульсол марки Э-1 (А) или Э-2 (Б) ГОСТ 1975-59. Вместо мягкой речной или дождевой воды можно применить конденсат или обычную воду прокипяченную и отстоявшуюся. При отсутствии эмульсола дизель может эксплуатироваться и на чистой кипяченой, дождевой воде или конденсате, но в этом случае втулки и рубашки цилиндров будут подвергаться более интенсивной коррозии. Чтобы уменьшить коррозию, в воду добавляют хромпик.

В зимнее время при температуре окружающего воздуха ниже -5°С двигатель перед пуском прогревают горячей водой. Для этого открывают сливной кран водяного насоса и заливают в систему 3--4 ведра горячей воды, имеющей температуру не выше 60°С, после чего заливают более горячую воду (80°С) до тех пор, пока не прогреется корпус водяного насоса и из сливного крана не пойдет горячая вода. После прогрева горячую воду сливают полностью и заправляют систему горячей охлаждающей жидкостью (80°С). Жидкость следует заливать быстро, чтобы избежать замораживания водяного насоса и головки блока.

Для нормальной работы системы охлаждения необходим систематический уход за водяным насосом, вентилятором, радиатором и термостатом. Уход за водяным насосом заключается в подтяжке сальника в тех случаях, когда он пропускает воду. Подтягивая сальник, необходимо следить, чтобы не было защемления валика грундбуксой сальника. Действие насоса проверяют при работающем двигателе, для чего снимают крышку, заливают горловину радиатора и наблюдают за состоянием жидкости в радиаторе. Сильная циркуляция жидкости свидетельствует об исправной работе насоса. Течь жидкости из радиатора и в соединениях всей системы не допускается. Признаком сильного загрязнения радиатора является нарастание температуры и кипение воды при нормальном режиме работы двигателя.

Для обеспечения нормальной работы вентилятора необходимо следить за состоянием его шарикоподшипников и натяжением приводных ремней. Шарикоподшипники ступицы вентилятора смазывают через 200 ч работы двигателя.

В случае пробоксования ремней из-за попадания масла их протирают тряпками или концами, слегка смоченными бензином, а потом сухой тряпкой. Еще лучше ремни промывать горячей водой с мылом и просушивать. Ручьи шкивов должны быть насухо протерты от следов масла. Натяжение приводных ремней должно быть таким, чтобы при нажатии рукой на середину ремня он отжимался внутрь примерно на 40 мм. Разница натяжения отдельных ремней по величине отжатая не должна превышать 10 мм. Сильно натягивать ремни не следует, так как они будут быстро изнашиваться и вызывать преждевременный износ подшипников.

При перегреве двигателя проверяют действие термостатов. Для этого сразу после остановки двигателя сливают из системы охлаждения такое количество воды, чтобы можно было снять крышку коробки термостатов, но сами они оставались погруженными в горячую воду. При температуре 70±2°С клапаны должны начинать открываться, а при 85±2°С быть полностью открытыми.

Уход за топливной системой. От состояния топливной системы во многом зависит нормальная работа двигателя и расход топлива. При плохой регулировке топливной аппарату ры и неисправностях в системе питания двигатель пускается с трудом, вспышки в цилиндрах происходят нерегулярно (пропуски выпускной трубы), появляется дым. Все это приводит к падению мощности двигателя и перерасходу топлива

Падение мощности двигателя и затруднение в его пуске чаще всего происходят от засорения топливного фильтра, плохой работы или неисправности топливоподкачивающего насоса, в результате чего топливо в двигатель подается в недостаточном количестве и с пониженным давлением. Если после проверки давления топлива и замены элементов топливного фильтра мощность двигателя не восстановится, необходимо проверить состояние топливоподающей системы.

Падение мощности и плохой пуск двигателя могут происходить также и от снижения подачи топлива секциями топливного насоса из-за износа плунжеров. При образовании чрезмерных зазоров между плунжером и втулкой происходят утечка топлива и снижение давления впрыска. Вследствие неодинакового износа отдельных секций топливного насоса может быть неравномерная подача топлива в цилиндры, а следовательно, в них будет развиваться неодинаковая мощность.

При обнаружении таких неисправностей секции топливного насоса заменяют.

В случае равномерного износа и одинаковой подачи топлива секциями подачу топлива можно повысить, увеличив ход тяги рейки.

Большое значение для работы двигателя имеет качество топлива. Для двигателей 1Д6 рекомендуется дизельное топливо: летом и при температуре выше 5°С - ДЛ(ГОСТ 4749-73)

или Л (ГОСТ 305-73), зимой и при низких температурах - ДЗ (ГОСТ 4749-73) или 3 (ГОСТ 305-73). При температуре окружающего воздуха ниже -30°С применяют топливо ДА (ГОСТ 4749-73). Вместо топлива ДА можно применять топливо ДЗ или 3 с добавлением до 50% тракторного керосина (ГОСТ 18499-73); для двигателей К-559 и К-661 - дизельное по ГОСТ 4749-73 и ГОСТ 305-73.

Применение другого топлива может привести к образованию нагара, а при увеличенной вязкости топлива - к повышенному износу деталей топливной аппаратуры (плунжеров, втулок, обратных клапанов и распылителей). Кроме того, топливо повышенной вязкости плохо проходит через топливные фильтры и топливопроводы, отчего нарушается нормальная подача топлива.

Топливный бак заполняют чистым, отстоявшимся и профильтрованным топливом. При заправке пользуются чистой посудой, предназначенной только для этой цели (ведро, воронка). Воронка должна иметь сетчатый фильтр. Заливают топливо в бак через двойное шелковое полотно, а если его нет, то через сукно или фланель, расположив их ворсистой стороной вверх. Сетку из заливной горловины бака периодически снимают и прочищают; бак всегда должен быть тщательно закрыт.

При работе двигателя следят за тем, чтобы воздух не попадал в топливную систему. Попадая в топливную систему, воздух образует воздушные мешки, отчего двигатель трудно заводится; у работающего двигателя появляется пропуск вспышек в цилиндрах. Воздух из системы вытесняется топливом (у дизелей Д6 через пробки на крыше топливного фильтра и топливного насоса). Для этого, проверив наличие топлива в топливном баке, открывают пробку на крышке топливного фильтра и сливают топливо до тех пор, пока оно не будет выходить сплошной струей без воздушных пузырьков; после этого закрывают пробку и через соответствующие отверстия выпускают воздух из топливного насоса. При этом необходимо ручным насосом создавать давление масла в главной магистрали 2,5-3 кгс/см 2 и проворачивать вал двигателя стартером в течение 5 с.

У дизелей К-559, К-661 воздух из топливной системы удаляется при открытии пробок выпуска воздуха на топливном насосе, при подкачке топлива вручную - насосом ручной подкачки поршневого типа, который установлен на топливоподкачивающем насосе.

Бесперебойность поступления топлива к топливным насосам зависит также от состояния топливных фильтров. Фильтры грубой очистки промывают через каждые 100 ч, а тонкой очистки - через 200 ч работы. Из фильтров, имеющих спускные пробки, периодически спускают осадки в подставляемую для этой цели посуду. Слив осадков производят так: закрывают кран топливопровода и отвертывают спускную пробку корпуса топливного фильтра, а также открывают сначала нижний, затем верхний продувочные вентили. Когда топливо и осадки стекут, пробку ставят на место и сливную систему заполняют топливом.

Если топливо чистое, элементы фильтров служат до 1500 ч, если топливо загрязнено, они засоряются через 50-100 ч работы. По мере засорения фильтров наблюдается потеря давления топлива и потеря мощности двигателя.

Топливный фильтр дизеля Д6 промывают следующим образом: снимают корпус фильтра с фильтрующим элементом, который состоит из металлической сетки, замшевого чехла и войлочных пластин (войлочные пластины сжаты гайкой через металлическую нажимную пластину). Фильтрующий элемент вынимают из корпуса и промывают снаружи, без разборки дизельным топливом или бензином. После этого элемент разбирают и войлочные пластины снимают с сетки фильтров. При этом чехол с сетки фильтра не снимают. Каждую войлочную пластину тщательно промывают в чистом дизельном топливе или бензине, отжимают рукой и кладут по две-три штуки между досками и снова хорошо отжимают. Сетку фильтра с чехлом промывают только снаружи.

Корпус фильтра внутри промывают дизельным топливом или бензином и продувают сжатым воздухом, после чего фильтр собирают. При этом следят за тем, чтобы под все пробки и зажимы были поставлены уплотняющие прокладки и была достигнута надлежащая плотность соединений, исключающая течь топлива.

На дизелях К-559, К-661 сетку фильтра грубой очистки топлива вывертывают со штуцером и промывают в керосине или дизельном топливе и ставят обратно. Для промывки фильтра тонкой очистки вывертывают пробку в нижней части корпуса фильтра, повертывают пробку крана переключения на 90°, переключая одну секцию фильтра на промывку, вторая секция продолжает работать, при этом часть фильтруемого топлива проходит через фильтрующую штору промываемой секции в обратном направлении и через отверстия в сливном болте вместе со смытой грязью вытекает из фильтра.

Дымный выхлоп и перебои в работе двигателя чаще всего вызываются загрязнением распылителя форсунки. Под торец иглы распылителя попадают мельчайшие частицы или на диске распылителя и торце иглы образуется нагар, отчего отверстия распылителя не перекрывается и топливо при закрытом положении иглы продолжает поступать в цилиндр двигателя. Это явление может иметь место также в результате загрязнения запорных поверхностей иглы и диска, ржавления и коррозии металла.

Дефектную форсунку с двигателя снимают. Предварительно она должна быть хорошо очищена с наружной стороны. Снятую форсунку после промывки в дизельном топливе разбирают частично или полностью. Чаще всего достаточно разобрать только распылитель форсунки, вынуть иглу распылителя и осторожно промыть диск и иглу в дизельном топливе, обращая особое внимание на чистоту отверстий в диске. Потом можно слегка притереть торец иглы к диску без применения какой-либо притирочной пасты и собрать форсунку.

Перед тем как ставить такую форсунку на двигатель, проверяют качество распыливания. Это можно сделать на специальном стенде или на самом двигателе установкой форсунки в перевернутом положении с подсоединенной топливной трубкой высокого давления. (В этом случае рычаг управления ставится в положение максимальной подачи топлива, а коленчатый вал двигателя провертывается стартером.) Из распылителя исправной форсунки выходит конусообразная струя распыленного до туманообразного состояния топлива расходимостью 15-20°, а ось конуса должна совпадать с осью форсунки. Топливо не должно подтекать в виде отдельных капель из-за нечеткой отсечки. Выход топлива с меньшим конусом струи, наличие отдельных сгущений и подтекание указывают на неисправное состояние форсунки. Такая форсунка непригодна для дальнейшей работы и должна быть заменена.

Кроме проверки на распыливание и подтекание при полной разборке форсунки, следует проверить и отрегулировать давление впрыска и величину подъема иглы. У нормально работающей форсунки давление впрыска или давление открытия иглы у дви гателей К-559, К-661 должно быть 120±2,5 кгс/см 2 , у двигателей Д6 - 210 кгс/см 2 .

Давление впрыска проверяют максиметром (контрольным прибором, измеряющим максимальное давление) или эталонной форсункой, правильно отрегулированной на нормальное давление впрыска; качество распиливания и количество подаваемого топлива. Нормально проверку работы форсунок (а при необходимости и их регулировку) производят через 480-1000 ч работы двигателя.

При проверке форсунки определяют лишь качество распы-ливания, зависящее от состояния форсунки, количество же впрыскиваемого топлива зависит от состояния топливного насоса.

Работа двигателя и его мощность зависят от состояния топливного насоса, детали которого постепенно изнашиваются, в результате изменяется количество подаваемого отдельными секциями топлива и в цилиндрах двигателя развивается неодинаковая мощность.

В основном уход за топливным насосом сводится к периодической проверке уровня масла в корпусе насоса. Масло добавляют через 100-120 ч работы двигателя, а через 200-240 ч заменяют. При смене масла корпус насоса промывают свежим маслом. Количество масла, заливаемого в корпус насоса двигателя 1Д6, 0,5 л.

Регулировку и работу топливного насоса периодически проверяют. Эта операция сводится к следующему:

а) проверке равномерности подачи топлива секциями насоса; разница в количестве подаваемого топлива отдельными секциями не должна превышать 6-10% (Згу дизелей К-559 и К-661). При большей разнице регулируют насос и заменяют его секции;

б) проверке момента начала подачи топлива секциями насоса. Такую проверку производят во всех случаях замены кулачкового валика, толкателя, регулировочного болта или ролика толкателя, зубчатого колеса или валика привода топливного насоса с тем, чтобы обеспечить правильный момент начала подачи топлива секциями насоса;

в) проверке давления, создаваемого секциями насоса. Проверяют давление максиметром или эталонной форсункой. При проверке распылитель максиметра должен давать четкий впрыск с характерной отсечкой, а в случае проверки давления эталонной форсункой наблюдают за характером распыливания топлива и величиной угла конуса распыливания, который должен быть в пределах 15-20°;

г) проверке плотности обратного (нагнетательного) клапана секции насоса. Проверяя плотность обратного клапана, от штуцера отсоединяют трубопровод высокого давления, а кран на топливопроводе топливного бака оставляют открытым. При плотной посадке клапана топливо через штуцер вытекать не будет.

При уменьшении подачи топлива вследствие износа плунжеров и втулок, но сохранении равномерности подачи интенсивность поступления топлива можно увеличить за счет увеличения хода рейки. Такая регулировка допускается только в том случае, когда точно установлено, что потеря мощности двигателем происходит из-за недостаточного поступления топлива, что характеризуется бедным выпуском отработавших газов при крайнем положении рычага управления и при нормальном давлении топлива по манометру.

Для ремонтов, замены деталей и регулировки топливный иа-сос снимают. Все работы по разборке, ремонту и регулировке топливной аппаратуры могут выполнять только квалифицированные механики в специально оборудованных мастерских. Делать разборку топливной аппаратуры непосредственно на кране нельзя. Перед снятием и разборкой приборы топливной аппаратуры должны быть очищены.

Уход за выпускной системой и системой наддува. Большое значение для работы двигателей имеет чистота воздуха, поступающего в цилиндры. При плохой очистке воздуха в цилиндры попадают пыль и другие механические примеси, вызывающие повышенный износ поршневых колец, втулок цилиндров и других трущихся деталей. Поэтому необходимо внимательно ухаживать за воздухоочистителями и регулярно освобождать их от скапливающейся пыли и грязи, при этом следует помнить, что воздухоочистители с поддонами хорошо задерживают пыль и другие примеси тогда, когда находящееся в поддоне масло будет достаточно жидким. Жидкое масло хорошо разбрызгивается на сетчатые элементы фильтров и смывает с них пыль и грязь. Для заливки в поддон применяют летом автол 10 (ГОСТ 1682-74), зимой - автол 6. Можно также применять смесь отработавшего дизельного масла (2 /з) с дизельным топливом (7з).

В холодное время года масло можно при необходимости разжижать добавлением дизельного топлива. Применять для этой цели бензин или керосин нельзя. Поддон и его чашу наполняют маслом до уровня, соответствующего середине кольцевого обода. При заливке выше этого уровня разбрызгивание масла ухудшается и как следствие снижается эффективность работы воздухоочистителя.

Масло в поддоне нужно заменять при неработающем двигателе, в противном случае грязное масло под действием всасывания может удерживаться на сетках воздухоочистителя и, стекая, загрязнять свежее масло.

При каждом снятии поддона проверяют состояния внутренней поверхности воздухоспускной трубы и съемных секций воздухоочистителя. При необходимости, но не реже чем через каждые 300 ч работы секции очищают и промывают в чистом керосине или дизельном топливе.

При постановке секций на место следят за тем, чтобы крестовины корпусов двух смежных сеток были обращены одна к другой и располагались под углом 45°.

Чтобы не допустить вибрации секций, барашковые гайки завинчивают до отказа. После промывки и постановки секций на место поддон и чашу обязательно наполняют маслом.

Примерно через 1000 ч работы, а при работе в пыльных условиях и чаще весь воздухоочиститель снимают, разбирают и тщательно промывают в керосине иди дизельном топливе.

У дизелей Д6 в головке воздухоочистителя (фильтра) помещены кассеты, заполненные проволочной канителью, увлажненной маслом. Проходящий воздух очищается от мельчайших частиц пыли, которые прилипают к маслу, кроме того, в воздухоочистителе воздух предварительно очищается от крупных частиц пыли инерционным способом.

В нижней части фильтра имеются карман-приемник, семь пылесбрасывающих конусов и семь цилиндрических труб с направляющим аппаратом.

Воздух, поступающий в карман-приемник, сначала движется по направляющим спиралям вниз, в сторону бункера для пыли, затем резко изменяет направление и по трубам направляется вверх к кассетам с проволочной канителью.

Для промывки воздушный фильтр отсоединяют от дизеля, разбирают, отделяя бункер и головку от корпуса. Головку также разбирают и из нее вынимают одну кассету с проволочной канителью и уплотняющее кольцо. Бункер очищают от пыли и промывают дизельным топливом, протирают чистой ветошью и просушивают. Корпус, пакеты кассет вместе с проволочной канителью тщательно промывают дизельным топливом и по возможности продувают сжатым воздухом, после чего пакеты кассет опускают на 5-10 мин в отфильтрованное отработанное масло.

Вынув кассеты, дают маслу стечь, головку фильтра протирают и в нее устанавливают кассеты. Затем фильтр собирают и присоединяют к дизелю. Перед сборкой проверяют состояние уплотнительных войлочных колец и обильно смазывают их солидолом При сборке необходимо обратить внимание на плотность прилегания соединяемых частей воздухоочистителя, чтобы избежать засасывания воздуха мимо фильтрующих элементов.

Масло заменяют периодически в зависимости от условий работы крана: при работе крана в условиях средней запыленности воздуха примерно через 60-100 ч, при сильной запыленности - через 4-8 ч. Масло надо менять также по мере его сгущения или загрязнения.

Каждый водитель имеет свои соображения по поводу того, какой силовой агрегат на самом деле лучше. Одни считают, что малый объем приносит большое преимущество и дает экономию топлива. Другие полагают, что стоит покупать только бензиновый двигатель из-за его неприхотливости и универсальной эксплуатации. Третьи выбирают только объемистые дизели с турбиной для получения громадного удовольствия от прекрасной тяги. Давайте разберемся с тем, как стоит эксплуатировать дизельный силовой агрегат, который имеет ряд особенностей использования. Правильная эксплуатация может значительно продлить срок жизни агрегата и предоставить немало важных преимуществ. Если же вы пересядете с бензинового внедорожника на дизельный без смены привычек, то вашего силовому агрегату придется непросто.

Использования двигателей - это тема, которую можно обсуждать бесконечно. Основываясь на том, какие особенности поездки нарушают владельцы техники в сравнении с заводскими рекомендациями, можно очень просто подыскать целый ряд важных рекомендаций. Вопрос этот касается заправки определенного топлива и заливания масла, сервисного обслуживания, а также ремонта. Есть определенные советы по практичной эксплуатации для понижения расхода и износа дизельного двигателя. Можно также вспомнить зимнее использование дизельного двигателя, которое должно быть очень аккуратным. Учитывая все представленные категории, мы можем сформировать несколько важных советов для владельцев дизельных силовых агрегатов. Стоит только сказать, что все сказанное ниже относится к современным турбированным дизелям, которые устанавливаются на массовые легковые машины.

Заправка и обслуживание - два важнейших момента использования

В первую очередь при покупке дизельного силового агрегата нужно выбрать нормальное место заправки. Речь идет не только о качественном бренде заправочной станции, но и о качестве солярки, что не всегда совпадает. Воспользуйтесь рекомендациями специалистов и проверьте солярку на качество с помощью нехитрых тестов. Топливо не должно замерзать, мутнеть и должно быть чистым в любых условиях. Также стоит соблюдать рекомендации по обслуживанию:

  • для дизельного силового агрегата многие производители ставят несколько меньший межсервисный интервал, чем для бензиновых двигателей, но это не всегда именно так;
  • нужно на сто процентов соблюдать все условия обслуживания, которые выставлены производителем автомобиля, использовать только оригинальные материалы на сервисе;
  • при покупке неизвестного масла можно попрощаться с двигателем уже через 10-20 тысяч километров, фильтры также стоит покупать оригинальные и очень качественные;
  • особое внимание нужно уделить диагностике оборудования во время проведения сервиса - это поможет избежать самых неприятных неполадок, связанных с ТНВД, и головкой блока;
  • выполнять ремонт дизельного двигателя нужно сразу после того, как автомобиль показал неполадку, это поможет сохранить определенное качество и нужные свойства установки.

Если бензиновый двигатель иногда эксплуатируют успешно и с неполадками, то в дизельных силовых агрегатах такая идея не пройдет. Нужно использовать услуги профессионального сервиса для обслуживания Common Rail, турбины, ТНВД и головки блока цилиндров. Именно эти детали наиболее часто выходят из строя и доставляют определенные неприятности в процессе эксплуатации. Поломка может полностью вывести агрегат из строя.

Как ездить на дизельном двигателе с турбиной современного типа?

Актуальные силовые агрегаты на тяжелом топливе не слишком сильно отличаются от бензиновых двигателей. Вопрос качества поездки может оказаться весьма серьезным, поскольку неправильная эксплуатация приводит к ряду проблем. Нужно помнить основные рекомендации, а также почитать особенности и индивидуальные советы в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля. Базовые рекомендации для таких двигателей следующие:

  • используйте высокий крутящий момент при низком показателе оборотов - не раскручивайте дизельный двигатель до высоких показателей оборотов силового агрегата;
  • воспользуйтесь удобным ранним переключением передач и прекрасными тяговыми характеристиками автомобиля с дизельным двигателем, это поможет получить комфорт;
  • не перегревайте агрегат, длительная работа на повышенных оборотах или эксплуатация на бездорожье в срединном режиме выводит из строя ТНВД и прочие важные модули;
  • не стоит гонять на дизельной машине - вы покупаете автомобиль для комфорта и низкого расхода, поэтому используйте все важные преимущества транспорта с такими чертами;
  • в городе вполне возможна поездка на скорости 60-70 километров в час с использованием последней передачи - это один из любимых режимов работы дизельного агрегата.

Нужно понимать, что дизель имеет совершенно иную структуру, нежели привычный нам бензиновый двигатель. Есть ряд преимуществ, но и недостатки имеются. Поэтому всегда нужно изучать рекомендации производителя по использованию автомобиля, иначе можно попасть в неприятную ситуацию. Используйте наиболее качественные решения поездки и всегда стремитесь соблюдать рекомендации завода. Это поможет сохранит работоспособность вашей машины.

В чем важные преимущества дизельного двигателя?

Силовой агрегат дизельного типа известен тем, что кушает меньше топлива, чем бензиновый собрат с подобными характеристиками мощности. Это действительно так, но силовой агрегат дизельного типа является одним из растратчиков бюджета на сервисе, он требует большего количества денег для выполнения всех поставленных задач. Поэтому стоит выделить такие чистые и неоспоримые преимущества силового агрегата на тяжелом топливе:

  • возможность раннего переключения передач, очень хороший крутящий момент, который подхватывает КПП в любом режиме и прекрасно едет даже в неудачно выбранном положении;
  • очень высокие показатели тяги непосредственно в процессе разгона, то есть на низких оборотах возникает самый высокий показатель оптимальной полезной мощности агрегата;
  • сниженный расход топлива в сравнении с бензином выравнивает стоимость эксплуатации силового агрегата на тяжелом топливе, так что он не обойдется вам намного дороже;
  • срок эксплуатации дизеля при соблюдении всех важных рекомендаций будет достаточно высоким, с аппаратом не возникает никаких проблем, многие доезжают до 500 000 км;
  • экологическая чистота выбросов намного лучше, чем у бензиновых вариантов, отсутствие угарный газ, а вот твердые частицы есть, и часто они превышают норму для авто такого класса.

Современные разработки силовых агрегатов становятся все более утонченными и требовательными. Поэтому стоит внимательно следить за каждым обновлением и перед покупкой изучать двигатель, информацию и отзывы о нем. Один и тот самый агрегат в разных поколениях автомобилей от производителя может иметь совершенно разные варианты эксплуатации. И в данном случае можно получить действительно разочарование при покупке.

Как эксплуатировать дизельный двигатель зимой?

Зимняя эксплуатация силового агрегата с дизельным топливом происходит несколько сложнее. Если бензин не застывает вообще в принципе, то температура помутнения дизельного топлива составляет -25 градусов Цельсия. Температура замерзания уже при -35 градусах исключает эксплуатацию авто в таких условия. Впрочем, сегодня есть солярка с присадками, которая без проблем используется в любых условиях. Есть ряд осторожных моментов:

  • зимой в дизельном двигателе неплохо было бы установить турботаймер, который продолжал бы медленно снижать температуру двигателя после поездки, когда вы уже вышли из авто;
  • также следует выбирать зимнее топливо на заправке, выбрав изначально нормальную заправочную станцию, на которой вы не зальете в бак некачественную жидкость;
  • можно также использовать ряд присадок для снижения температуру кристаллизации топлива, когда залитое в бак горючее превращается в гелеобразную массу;
  • после превращения солярки в гель придется везти машину на сервис, причем на эвакуаторе, чтобы вычистить топливные элементы и шланги для дальнейшего использования.

По этим причинам дизельные машины в северных условиях - это не самый удачный вариант. В средней полосе России такие авто вполне приемлемы и могут выполнять свои функции прекрасно. На юге вообще не возникает проблем с их эксплуатацией. Тем не менее, нужно учитывать ряд особенностей по использованию топлива и качеству сервисного обслуживания вашего авто. Предлагаем посмотреть небольшое видео про особенности дизельного автомобиля:

Подводим итоги

Есть ли смысл покупки дизельного автомобиля? В экономическом плане этого смысла практически нет. Но в плане поездки, ваши условия действительно серьезно поменяются. Вы познакомитесь с новой технологией, которая полностью открывает новое восприятие автомобильного транспорта. Есть ряд положительных и ряд отрицательных факторов использования такого транспорта. Но зачастую любители дизелей утверждают, что плюсы значительно превосходят минусы. Конечно, все это очень условно. Вы можете приобрести дизель и остаться крайне недовольным ситуацией при первой поломке зимой. Но помните, что качество эксплуатации напрямую зависит от вас.

Также следует помнить о заправке, которая может быт нормальной и ужасной. Если бензиновый агрегат от плохой заправки просто повысит расход, то дизельное топливо может уничтожить ряд дорогостоящих элементов в машине. Поэтому в Европе, к примеру, эксплуатировать дизельные агрегаты непроблематично. С другой стороны, всегда есть ряд сложностей во владении автомобилем с таким агрегатом. Так что если вы боитесь этих сложностей, лучше выбирайте бензиновую машину. Если же хотите попробовать нечто новое, смело покупайте турбодизель. А какой двигатель вы бы предпочли для личной эксплуатации?

Поскольку дизель загрязняет масло в смазочной системе быстрее, чем бензиновый
двигатель, большинство производителей автомобилей предусматривают более частую
смену масла и фильтра.
Специальные масла дизелей широко доступны сегодня и, судя по отзывам, довольно

Эффективны. Однако любое высококачественное моторное масло для карбюраторных
двигателей также подойдет и для дизеля, если только его менять через определенные
интервалы. Прочтите этикетку на банке, в которой изготовитель обычно дает указания в
отношении дизелей. Если на этой этикетке ничего не найдете, то посмотрите этикетку на
контейнере, в котором были упакованы банки.
У двигателей с верхним распредвалом следует заменять зубчатый ремень через
указанные интервалы. В противном случае не исключено соударение поршня с
клапанами, когда ремень внезапно порвется. Устранение последствий последнего
потребует от вас немалых финансовых затрат. На практике уже имелись случаи обрыва
ремней с пробегом до 48 тыс. км, но происходило это в результате попадания на них
масла или воды из-за разгерметизации соответственно систем смазки и охлаждения.
Однако, если вы вздумаете ездить, не меняя ремня, после пробега 58 тыс. км, то ваше
нежелание потратить время на своевременную замену ремня может обернуться для вас
в дальнейшем значительно большими затратами времени и денег.
Для замены топливного фильтра покупайте наилучший из доступных вам. Некоторые
фильтры могут выглядеть внешне хорошо, но "плохо исполнять свои прямые
обязанности". Не забудьте также сменить уплотнительное кольцо на корпусе фильтра.
Еще отметим, что на дизеле одинаково трудно предотвратить как утечку топлива, так и
подсос воздуха в топливную систему, которые сильно нарушают работу двигателя.
Если воздух попадает в топливопроводы, то может потребоваться удаление его оттуда
через специальный клапан с помощью небольшого ручного насоса, обычно монтируемого
для этих целей на топливном насосе высокого давления. Многие современные дизели
имеют системы питания, самоудаляющие воздухом. Нужно лишь крутануть двигатель
стартером, и воздух удалится.
Трудно избежать того, чтобы в топливном фильтре не конденсировалась влага, поэтому
для некоторых дизелей на панели приборов предусматривается сигнальная лампа,
извещающая о наличии воды в топливной системе.
Обычно при замене масла требуется только проверить состояние фильтра. Однако в
случае эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, таких как повышенная влажность
и большие перепады между дневной и ночной температурами, проверять состоянии
фильтров следует чаще.
Все дизели на холоде дымят, но это не должно быть чрезмерным. Одной из наиболее
распространенных причин этого является сбой в моменте подачи топлива насосом
высокого давления, который легко устраняется путем повторной регулировки момента
впрыска по меткам на коленчатом вале и насосе. Данная работа очень напоминает
регулировку начального угла опережения зажигания на бензиновом двигателе. Операция
может быть сделана на неработающем двигателе, однако лучше приобрести для этих
целей специальную лампу для установки момента впрыска на дизели, которая крепится
зажимом на топливоподводящей трубке форсунки и вспыхивает под действием толчков
топлива, проходящего по трубке.
Другой причиной является подтекание топлива через форсунки с неплотно закрываемым
топливоподающим каналом, что может приводить к переполнению цилиндра топливом и,
как следствие, к чрезмерному дымлению при пуске. Кроме общей очистки форсунок и
замены изношенных при пробеге около 110 тыс. км, мало что можно сделать еще в
домашних условиях, чтобы проверить их работу. Разве что снять их и отдать проверить
на каком-либо контрольном оборудовании.
Новые форсунки не дешевы, но вы сможете сэкономить немалую сумму, обратившись на
станцию, занимающуюся ремонтом дизелей, и прокалибровать форсунки по вполне
приемлемой цене. Цена на услугу зависит от расположения станции и наличия вокруг нее
магазинов запчастей.
Однако вы в состоянии продлить срок службы форсунок, поддерживая в чистоте
всасываемый дизелем воздух и топливные фильтры, и тем самым противодействовать
загрязнению форсунок. Для этих целей следует периодически заливать в топливный бак
в небольшом количестве специальные очистители.
Если следить за топливным насосом высокого давления, то он будет долго и исправно
функционировать. Однако хотим предупредить, что его замена - довольно дорогая затея.
Плохой пуск и низкая приемистость дизеля могут быть обусловлены многими вещами:
недоброкачественными пусковыми свечами, засорением каналов топливных
магистралей, приводящим к падению давления подачи топлива, неисправностью
топливопроводов и даже неправильной установкой форсунок. Определить плохо
работающие пусковые свечи легко по тому, как долго не гаснет контрольная лампочка
предпускового прогрева.
Поговорите с владельцами дизельных машин, и вы увидите, что никто из них и думать не
хочет о том, чтобы снова сесть за руль бензинового автомобиля. Возможно, наступил и
ваш черед, если дизель вполне отвечает вашим запросам.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...