Тормозная жидкость состав. Основные свойства, нужная информация

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.


Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:
- DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
- DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
- DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям. Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.
Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.
Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.
Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

ВИДЫ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ И ИХ СОВМЕСТИМОСТЬ

Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.
Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).
Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают:
ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, основанная на силиконе).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА

На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет. Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются.
Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.
Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.



На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов.
1. Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее внутрь системы, нажимая на педаль тормоза. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода («прокачивают» тормоза). При таком способе новая жидкость не смешивается со старой. Часть вышедшей при прокачке свежей жидкости можно снова применить (дав ей отстояться и профильтровав).

Примечание. До начала операции на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость – вытекающая тормозная жидкость может повредить шины и лакокрасочные покрытия на деталях подвески, тормозов, колес.

2. По очереди прокачивают каждый контур, постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость и таким образом вытесняют старую, не допуская осушения системы. Это продолжают до тех пор, пока из клапана не потечет свежая жидкость. При этом варианте воздух в гидропривод не может попасть и контрольная «прокачка» не требуется. Но не исключено, что часть старой жидкости останется в системе. Кроме того, свежей жидкости потребуется больше, чем при прокачке предыдущим способом. Это связано с тем, что большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего применения.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась.
Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено. Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.

Одна из важных для нормальной эксплуатации автомобиля жидкостей – тормозная. О том, для чего нужна эта жидкость, с какой периодичностью она требует замены и какие именно тормозные жидкости применять для оптимальной работы тормозной системы машины – в нашей сегодняшней статье.

Роль тормозной жидкости в «организме» авто

Тормозная система, отвечающая за своевременную остановку автомобиля и потому играющая важную роль для безопасности пассажиров машины, не может работать без тормозной жидкости (ТЗ). Именно она выполняет главную функцию тормозной системы – передает через гидравлический привод усилие от нажатия педали тормоза к тормозным механизмам колес – колодкам и дискам, вследствие чего происходит остановка автомобиля. Поэтому еще в автошколах начинающим автолюбителям настоятельно рекомендуют периодически проверять уровни четырех сервисных жидкостей: , очистителя стекол и тормозной жидкости, от которых зависит оптимальная эксплуатация машины.

Состав и свойства тормозных жидкостей

Основой химического состава большинства тормозных жидкостей является полигликоль (до 98%), реже производители используют силикон (до 93%). В тормозных жидкостях, которые использовались на советских автомобилях, основа была минеральной (касторовое масло со спиртом в соотношении 1:1). Использовать такие жидкости в современных автомобилях не рекомендуется из-за их повышенной кинетической вязкости (густеют при -20°) и низкой температуры кипения (не менее 150°).

Оставшиеся проценты в полигликолевых и силиконовых ТЗ представлены различными присадками, улучшающими характеристики основы тормозной жидкости и выполняющими ряд полезных функций как то защита поверхностей рабочих механизмов тормозной системы или предотвращение окисления ТЗ в результате воздействия на нее высоких температур.

Мы не зря подробно остановились на химическом составе используемых в автомобилях тормозных жидкостей, так как многих автолюбителей интересует вопрос – «можно ли смешивать ТЗ с разными химическими основами?». Отвечаем : минеральные жидкости для тормозной системы категорически не рекомендуется смешивать с полигликолевыми и силиконовыми. От взаимодействия минеральной и синтетической основ этих жидкостей могут образовываться сгустки касторового масла, которые забивают магистрали тормозной системы, а это чревато неисправностями тормозной системы. Если смешать минеральную и полигликолевую ТЗ, то эта «адская смесь» впитается в поверхность резиновых манжет деталей гидропривода тормозов, что приведет к их набуханию и потере герметизации.

Полигликолевые ТЗ хотя и имеют сходный химический состав, и могут быть взаимозаменяемым и, но смешивать их в одной тормозной системе все же не рекомендуется. Дело в том, что каждый производитель ТЗ может изменять состав присадок на свое усмотрение, и их смешение может привести к ухудшению основных эксплуатационных характеристик рабочей жидкости – вязкости, температуры кипения, гигроскопичности (способность поглощать воду) либо смазывающих свойств.

Силиконовые тормозные жидкости запрещается смешивать с минеральными и полигликолевыми, так как в результате рабочая среда засоряется выпавшими в осадок химическими веществами, что приведет к засорению магистралей тормозной системы и выходу из строя узлов тормозного цилиндра.

Классификация тормозных жидкостей

Сегодня в большинстве стран мира действуют единые стандарты тормозных жидкостей, известные как DOT (по названию ведомства, их разработавшего — Department of Transportation – Министерство Транспорта Соединенных Штатов Америки) – такую маркировку можно часто встретить на упаковках с тормозными жидкостями. Она означает, что продукт произведен в соответствии с регламентными федеральными стандартами по безопасности автомобилей FMVSS № 116 и может быть использован в тормозных системах легковых и грузовых автомобилей в зависимости от технических характеристик этих транспортных средств. Помимо американского стандарта, тормозные жидкости маркируют в соответствии с принятыми в ряде европейских и азиатских стран нормами (ISO 4925, SAE J 1703 и прочими).

Но все они классифицируют тормозные жидкости по двум параметрам – их кинематическая вязкость и температура кипения. Первый отвечает за способность рабочей жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы (гидроприводе, трубках) при крайних эксплуатационных температурах: от -40 до +100 градусов Цельсия. Второй – за предотвращение образования паровой «пробки», которая образуется при высоких температурах и может привести к не срабатыванию педали тормоза в нужный момент. При классификации ТЗ по температуре кипения различают два ее состояния – температура кипения жидкости без примесей воды («сухая» ТЗ) и температура кипения жидкости, содержащей до 3.5% воды («увлажненная» ТЗ). «Сухая» температура кипения тормозной жидкости определяется по новой, только что залитой рабочей жидкости, которая не успела «набрать» воды и потому обладает высокими эксплуатационными характеристиками. «Увлажненная» температура кипения ТЗ относится к рабочей жидкости, которая эксплуатируется на протяжении 2-3 лет и содержит в своем составе определенное количество влаги. Подробнее об этом – в разделе «Сроки эксплуатации тормозных жидкостей». В зависимости от этих параметров все тормозные жидкости делят на четыре класса.

DOT 3. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 205°, а «увлажненная» — не менее 140°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1500 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-желтый. Применение: предназначена для использования в автомобилях, максимальная скорость движения которых составляет не более 160 км/час, в тормозной системе которых использованы дисковые (на передней оси) и барабанные (на задней оси) тормоза.

DOT-3

DOT 4. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 230°, а «увлажненная» - не менее 155°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° - не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1800 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – желтый. Применение: предназначена для использования в транспортных средствах, максимальная скорость движения которых составляет до 220 км/час. В тормозной системе таких автомобилей установлены дисковые (вентилируемые) тормоза.

DOT 5. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 260°, а «увлажненная» — не менее 180°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – темно-красный. В отличие от указанных выше ТЗ в составе DOT 5 основой является силикон, а не полигликоль. Применение: предназначена для использования на специальных транспортных средствах, работающих в условиях экстремальных для тормозных систем температур, а потому на обычных легковых автомобилях не используется.

«Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 270°, а «увлажненная» — не менее 190°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-коричневы й. Применение: предназначена для использования в тормозных системах спортивных гоночных автомобилях, в которых температуры рабочих жидкостей достигают критических величин.

Плюсы и минусы тормозных жидкостей

Все указанные выше тормозные жидкости имеют свои достоинства и недостатки. Для удобства укажем их в приведенной ниже таблице:

Класс ТЗ Достоинства Недостатки
DOT 3
  • Невысокая стоимость
  • Агрессивно воздействует на ЛКП авто
  • Разъедает резиновые тормозные прокладки
  • Обладает повышенной гигроскопичность ю (активно поглощает воду), что приводит к коррозии узлов тормозной системы
DOT 4
  • Умеренная по сравнению с DOT 3 гигроскопичность
  • Улучшенные температурные показатели
  • Агрессивно воздействует на ЛКП
  • Хоть и умеренно, но поглощает воду, что приводит к коррозии узлов тормозной системы
  • Высокая, по сравнению с DOT 3 стоимость
DOT 5
  • Не портит ЛКП
  • Обладает низкой гигроскопичность ю (не поглощает воду)
  • Оптимально воздействует на резиновые детали тормозной системы
  • Нельзя смешивать с другими ТЗ (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1)
  • Может вызывать локальную коррозию в местах скопления влаги
  • Низкая компрессия (эффект «мягкой» педали тормоза)
  • Высокая стоимость
  • Не подходит для большинства транспортных средств
DOT 5 .1
  • Высокая точка кипения
  • Низкая степень вязкости при воздействии низких температур
  • Совместимость с резиновыми деталями тормозной системы
  • Высокая степень гигроскопичности
  • Агрессивно воздействует на ЛКП автомобиля
  • Относительно высокая стоимость

Когда менять тормозную жидкость?

Сроки работы тормозной жидкости напрямую зависят от ее химического состава.

Минеральная ТЗ в силу своих химических характеристик (низкой гигроскопичности, хороших смазывающих свойств) обладает довольно продолжительными сроками эксплуатации (до 10 лет). Но при попадании в жидкость воды, например, в случае разгерметизации тормозной системы, ее свойства изменяются (падает температура кипения, повышается вязкость), и она уже не может выполнять свои функции, что может привести к выходу из строя тормозов. Рекомендуется периодический осмотр (раз в год) тормозной системы и состояния жидкости, которое можно определить в лабораторных условиях.

Полигликолевая ТЗ обладает средней либо высокой степенью гигроскопичности, а потому проверка ее состояния должна проводиться два раза в год. Оценить состояние полигликолевой ТЗ можно визуально: если жидкость потемнела или в ней заметны осадки, то нужно провести ее полную замену. В год такая ТЗ способна абсорбировать до 3% влаги. Если этот показатель превысит 8%, то температура кипения тормозной жидкости может упасть до 100°, что приведет к закипанию ТЗ и выходе из строя всей системы тормозов. Автомобильные производители рекомендуют менять тормозную жидкость на основе полигликолей через каждые 40 тысяч километров или каждые 2-3 года. Обычно такую тормозную жидкость полностью меняют во время установки новых внешних тормозных механизмов (колодки и диски).

Силиконовая ТЗ отличается долговечностью эксплуатации, так как ее химический состав более устойчив к внешним влияниям (попаданию влаги). Как правило, замену силиконовых тормозных жидкостей проводят по истечении 10-15 лет с момента заливки в тормозную систему.

Что такое тормозная жидкость? Это специальное вещество для обеспечения торможения автомобиля. Оно находится в жидком состоянии и давит на тормоза после нажатия педали. Иными словами, она обеспечивает связь между командами водителя и тормозным механизмом. Если произойдет нарушение этой связи, то автомобиль просто не остановится. Это может случиться в случае чрезмерного нагрева жидкости, после чего внутри тормозного механизма появляется пар. Он делает систему сжимаемой, и вещество не сможет связать нажатие на педаль с резким замедлением и ударом по тормозам. Вот почему тормозная жидкость - это хоть и небольшая, но очень важная деталь автомобиля. Без нее водитель не сможет безопасно двигаться в потоке. Другими словами, нет тормозной жидкости - нет тормозов.

Тормозная жидкость подразделяется на несколько видов, которые различаются по температуре ее нагревания. Так, первая классификация разделяет это вещество на "увлажненную" и "сухую" жидкость. Естественно, "сухая" жидкость включает в себя меньше воды, а в "увлажненной" ее доля составляет 3-4 %. Причем эти две тормозные жидкости делятся еще на четыре группы: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Самый первый тип выдерживает наименьшую температуру: 205 градусов Цельсия для "сухой" и 140 - для "увлажненной". За ним следует DOT 4 (для машин с Большие нагрузки требуют большей температуры, и поэтому второй тип тормозной жидкости рассчитан на 155 и 230 Что касается жидкости DOT 5.1, то ее можно встретить на спортивный автомобилях, например, на BMW M6, Ferrari F458, и других. А вот предпоследний вид на серийных машинах почти не применяется. Скорее всего, DOT 5 ставится на и доработанные модификации спорткаров. Кстати, вполне возможно, что на стоит самая совершенная жидкость. Выдающиеся характеристики это подтверждают.

Итак, мы рассмотрели виды, но остается вопрос "какая тормозная жидкость лучше?". Как на него ответить? Конечно, лучшее торможение обеспечит DOT 5. Что касается серийных автомобилей, то это DOT 5,1. Остальные виды жидкостей больше подходят для обычных условий и стандартных автомобилей, которые не рассчитаны на огромную скорость и

Подводя итоги, хочется уделить внимание компонентам, из которых состоит тормозная жидкость. Состав этого вещества пестрит разнообразием. Например, силиконовая тормозная жидкость содержит полимеры, а гликогелевые состоят из полигликолей. Но у них есть нечто общее - присадки. К ним относятся антикоррозийные и смазочные вещества.

Какова же главная функция тормозной жидкости? Конечно, это обеспечение безопасности во время движения автомобиля. Как уже говорилось выше, без этого вещества нет тормозов. Поэтому важно относиться к ней с особым вниманием, ведь утечка может привести к опасным последствиям. Ни к чему хорошему не приведет и использование жидкости DOT 3 на спортивных автомобилях, ведь большие перегрузки приводят к чрезмерному ее нагреванию.

Следует отметить, что смешивать разные жидкости можно, если только они на одной основе. Если соответствующей информации на этикетке нет, то рисковать не стоит!

Тормозная жидкость – это именно то вещество, благодаря которому мы находимся в безопасности во время движения. Именно это и служит причиной высоких требований к качеству тормозной жидкости.

Можно ли смешивать тормозную жидкость?

Ведь, помимо воздействия на основные узлы и механизмы тормозной системы, тормозная жидкость должна: не разрушать эту самую систему (металл и резино - пластиковые изделия) и достаточное время оставаться эффективной по своим основным параметрам.

Прежде, чем рассмотрим состав и различные требования, предъявляемые к ней, ответим на вопрос, всегда волнующий автомобилистов, особенно начинающих.

В принципе, можно. Но! Только если жидкости на одинаковой основе. Эта информация размещена на этикетке. Если такой информации нет, то не надо рисковать. При этом обязательно ознакомится с таким параметром, как рабочая температура ТЖ. Если уж «приспичило», то вначале рекомендуется произвести пробное смешивание разных ТЖ, вне емкости тормозной системы. Смешать и то, только для того, чтобы доехать до сервиса.

А вообще, лучше не рисковать и всегда заливать в тормозной бачок своего авто именно ту ТЖ, которую порекомендовал производитель. Сегодня с этим нет проблем. ТЖ на любой вкус и любой кошелек.

Информация к размышлению. Силиконовые ТЖ нельзя совмещать с ТЖ на другой основе. Минеральные ТЖ нельзя совмещать с гликолевыми. Импортные и отечественные гликолевые ТЖ DOT3;4;5,1 являются взаимозаменяемыми, но смешивать их все же не рекомендуется.

Для чего она – тормозная жидкость

Поэтому современные тормозные жидкости классифицируются по температуре кипения и вязкости по стандартам DOT. Помимо DOT существуют также общепринятые стандарты: ISO 4925, SAE J 1703 и т.д.

Классы тормозных жидкостей по традиционному применению:

  • DOT3 – для стандартных классических автомобилей с передними дисковыми тормозами и задними барабанными.
  • DOT4 – для современных автомобилей с дисковыми тормозами на обеих осях.
  • DOT5,1 – на спорткарах, где температурные нагрузки на тормоза очень высоки.

Требования к тормозным жидкостям при производстве

Помимо определенной рабочей температуры, ТЖ должна соответствовать многим показателям. Эти эксплуатационные требования проверяются или в лабораторных условиях или на сервисе с помощью оборудования – рефрактометр (тестер тормозной жидкости). Им проверяется плотность тормозной жидкости в части касающейся наличия влаги в составе тормозной жидкости.

Кроме этого, ТЖ должна отвечать следующим параметрам:

  • Воздействие на резиновые детали тормозной системы должно быть минимальным. В процессе контакта резиновых манжет и ТЖ, не должно происходить чрезмерное разбухание или усадка РТИ (допуск не более 10%).
  • Антикоррозийные свойства ТЖ. Ведь в тормозной системе присутствуют детали из различных металлических материалов. В ТЖ должна быть найдена «золотая» середина, для того, чтобы предотвратить коррозию любого из них. Как правило, качественной считается тормозная жидкость, в состав которой входят ингибиторы коррозии, для одновременной защиты: стали, меди, латуни, чугуна, алюминия.
  • Смазывающие свойства ТЖ напрямую влияют на износ рабочих поверхностей поршней и тормозных цилиндров.
  • Стабильность ТЖ при низких и высоких температурах. Важное качество при эксплуатации в климатических зонах с разными температурными режимами. ТЖ при - 40 и при +100 должна сохранять свои исходные эксплуатационные свойства.

Состав тормозных жидкостей

Гликолевые тормозные жидкости. В основе – полигликоли и их эфиры. Это ТЖ с высокой рабочей температурой кипения, хорошей вязкостью. Недостатком гликолевых тормозных жидкостей является гигроскопичность – они склонны к поглощению влаги из атмосферы.

Силиконовые тормозные жидкости. Основой в них являются кремниево-органические полимеры. Положительные качества: широкий диапазон температур – 100 + 350°С, инертность к различным материалам, низкая гигроскопичность. Но, имеют недостаточно высокие смазывающие свойства.

Порядок и периодичность замены тормозной жидкости, как правило, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В среднем эта цифра колеблется от 1 до 3 лет.

Удачи вам при выборе правильной тормозной жидкости для своего автомобиля.

Т ормозная жидкость

Продолжая начатую ранее тему тормозной системы, конечно, нельзя обойти вниманием тормозную жидкость (ТЖ). Хотелось бы ответить на главные вопросы, связанные с этой темой:

  1. Назначение ТЖ.
  2. Основные свойства ТЖ
  3. Как выбрать ТЖ
  4. Замена ТЖ

Итак, разберемся, что говорится, по пунктикам.

Назначение ТЖ.

Для начала, следует понять, что ТЖ- это неотъемлемая часть гидравлической тормозной системы. Она призвана передавать давление от главного тормозного цилиндра к колесным. Происходит это следующим образом:

При нажатии на педаль тормоза, Вы на самом деле давите на поршень главного цилиндра, который толкает тормозную жидкость через серию трубок и шлангов в тормозной цилиндр на каждом колесе. В дисковых тормозах тормозная жидкость, из главного цилиндра, под давлением толкает поршень. Поршень, в свою очередь, сжимает тормозные колодки на тормозном диске, который крепится на колесо. В барабанных тормозах, жидкость нагнетается в тормозной цилиндр, который толкает тормозные колодки так, что фрикционные накладки прижимаются к барабану, который крепится к колесу. И в том и в другом случае в результате колесо замедляется либо останавливается.

Недостатком гидравлического привода является то, что при разгерметизации тормозная жидкость полностью или частично вытекает из системы, что может привести к отказу тормозов. Для предотвращения такой ситуации в современных машинах применяются двухконтурные гидравлические тормозные приводы. Сущность их конструкции состоит в том, что они состоят из двух независимых контуров - отдельно для каждой пары колес. Отметим, что эти контуры не обязательно связывают колеса одной оси: например, левое переднее колесо может быть связано с правым задним, а правое переднее - с левым задним. Если по каким-то причинам отказывает один контур (например, вытекла тормозная жидкость, заклинило тормозной цилиндр и т. п.), то срабатывает второй. Разумеется, эффективность такого торможения заметно падает, но все же оно позволяет остановить автомобиль и избежать серьезных неприятностей.
Основные свойства ТЖ.

ТЖ проводит давление в тормозной системе аналогично тому, как провода проводят электрический ток в электросети. Соответственно, как провода делаются не из первого попавшегося материала, так и ТЖ должна обладать определенными свойствами для лучшей проводимости давления в системе. Задача хоть и узкая, но очень ответственная, ведь у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах.

Являясь специальным маслом, она должна не менять своих свойств (оставаться жидкостью) при низких и очень высоких температурах и сохранять эти свойства в течении длительного времени. Каковы же эти свойства?

Температура кипения. Опыт показывает, что рабочая температура тормозной жидкости в наиболее горячих точках системы примерно такова: 60° С при движении по трассе, 100° С в режиме города и 120° С при езде по горной дороге. Но это в среднем, а в напряженных условиях (поездки с прицепом, при спортивной езде) она нередко достигает 150° С и даже больше, а при остановке машины кратковременно подскакивает до 200° С, поскольку, например, тормозная колодка при нескольких экстренных торможениях нагревается до 600° С. Поэтому жидкость в неблагоприятной ситуации может закипеть. При закипании в ТЖ образуются микроскопические пузырьки воздуха и, при нажатии на педаль тормоза, часть жидкости переливается в расширительный бачок главного тормозного цилиндра (ГТЦ), а оставшаяся в системе жидкость не создает нужного давления. Происходит это из-за того, что передаваемое давление идет в первую очередь на сжатие пузырьков. Для водителя это выражается в «проваливании» педали тормоза, т.е. эффективность такого торможения значительно понижается. Конечно, современные ТЖ рассчитаны на подобные нагрузки и их температура кипения намного выше критической (то есть 150° С), но этим нельзя обольщаться. Не стоит забывать про такое свойство ТЖ, как гигроскопичность – способность поглощать влагу из воздуха, а резиновые манжеты служат плохой преградой для этого процесса. Соответственно, с увеличением доли влаги в ТЖ, температура ее закипания уменьшается. За год эксплуатации ТЖ впитывает в себя приблизительно 2-3% воды. Поэтому в данных ТЖ всегда указывают два значения температуры кипения: «сухой» — без влаги и «увлажненной» — с содержанием 3,5% воды. Температура кипения последней косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет закипать через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля. Если она мала, то в системе с дисковыми тормозами такую жидкость применять не следует.

Морозостойкость. Что же происходит, если ТЖ не обладает достаточной морозостойкостью, т.е. меняет свои вязкостные свойства при понижении температуры или вообще замерзает? Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном холоде. Если вязкость увеличивается, то заметно увеличивается временной интервал срабатывания тормозов, что естественно не приемлемо. Принято, что вязкость ТЖ не должна превышать 1800 мм 2 /с при -40° С для обычного исполнения и 1500 мм 2 /с при -55° С для специального северного. При выборе продукта для использования в условиях суровой зимы на это надо обращать внимание. Ведь, если при морозе в ТЖ образуются кристаллики льда, то достаточно нескольких нажатий на педаль тормоза, чтобы повредить уплотнительные манжеты и, разумеется, тормоза откажут.

Антикоррозионные и смазывающие свойства. Для движущихся деталей тормозной системы, по причине отсутствия каких-либо других антифрикционных продуктов, ТЖ является естественной смазкой. Соответственно, ТЖ должна содержать специальные добавки и присадки, обеспечивающие наиболее длительную и надежную эксплуатацию трущихся пар тормозной системы, защищая их от коррозии, чрезмерного износа и образования задиров.

Совместимость с уплотнениями. Или отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность. При этом происходит изменение формы и свойств резины, возникают пропуски по уплотнителям и резиновым шлангам, возможны их порывы. Все это приводит к отказу тормозов.

Так же присадки, содержащиеся в ТЖ должны противостоять ее окислению, расслаиванию, образованию осадков и отложений.

Как выбрать ТЖ?

Определить качество ТЖ, что говорится «на глаз» и то, как она будет взаимодействовать с деталями тормозной системы, конечно не допустимо. Поэтому при выборе ТЖ в первую очередь помните, что это один из тех продуктов, которые не стоит покупать на рынках и прочих сомнительных точках. Если некачественное моторное масло приведет к снижению ресурса двигателя, то низкое качество ТЖ грозит Вам аварией! Некачественная ТЖ может вызвать сильное разбухание резиновых манжет, коррозию узлов гидропривода; в результате поршни подклинивают в рабочих цилиндрах, колодки не отходят от дисков и постепенно раскаляются. Через пару часов езды такая тормозная жидкость в перегретых суппортах закипает, образуя пар. В результате давить на педаль тормоза бесполезно: воздух легко сжимается, педаль упирается в пол, а машина движется почти без замедления. Предпочтение лучше отдать известным производителям (их продукция защищена спецзнаками, и ее трудно подделать), купив жидкость у официальных представителей.

Основным критерием при выборе ТЖ должно являться соответствие требованиям DOT-DepartmentofTransportation(Министерство транспорта, США), рекомендованного автомобиля. В соответствии с этими нормами, ТЖ принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости на следующие классы:

DOT 3- применима для относительно тихоходных (в ненагруженных тормозных системах) автомобилей барабанными или дисковыми передними тормозами;

DOT 4- это жидкости с улучшенными характеристиками, применяется на современных быстроходных автомобилях с дисковыми и дисковыми вентилируемыми тормозами.

DOT 5 и DOT5.1- используются в очень нагруженных тормозных системах (например, на спортивных автомобилях), где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше и для подавляющего большинства автомобилистов малоинтересны.

Стремление инженеров-химиков объединить «в одном флаконе» достоинства различных жидкостей, привело к созданию тормозной жидкости BG DOT 4 BRAKE FLUID № 840 высокопроизводительной высокотемпературной формулы для дискового и барабанного тормоза антиблокировочной тормозной системы – это первоклассная жидкость, которая превышает допуски спецификации обычного DOT 4. Тормозная жидкость BG DOT 4 является отличным продуктом, который обеспечивает максимальный срок годности компонентов тормозов. Ингибиторная система тормозной жидкости BG DOT 4 обеспечивает отличную защиту от ржавчины и окисления всей тормозной системы.

ИСПЫТАНИЕ ТИПИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЯ

Тестовые данные Требования FMVSS № 116* Требования SAE J1703** BG DOT 4
Температура кипения «сухой» жидкости, min 230°C 230°C 266°C
Температура кипения «увлажненной» жидкости, min 155°C 155°C 173°C
Вязкость (мм²/см при минус 40°C) 1800 1800 1014
Вязкость (мм²/см при плюс 100°C) >1,5 >1,5 2,0
Водородный показатель рН 7-11,5 7-11,5 8,0
Стабильность жидкости при высоких температурах, max 3°C 5°C -1°C
Химическая стабильность (взаимодействие с др-ми в-вами), max 3°C 5°C -1°C
Коррозионная агрессивность, мг/см², max
луженное железо 0,2 0,2 0,0
сталь 0,2 0,2 0,0
алюминий 0,1 0,1 0,0
чугун 0,2 0,2 0,01
латунь 0,4 0,4 0,04
медь 0,4 0,4 0,02
Стабильность к окислению (изменение массы мг/см², max)
тест на алюминиевой пластине 0,05 0,05 0,00
тест на стальной пластине 0,3 0,3 0,02
Взаимодействие с водой: образование осадка при 60°C, % от максимального объема 0,15 0,15 Не образуется
Воздействие на различные типы резины (каучуки типов NR, SBR, EPDM) при 70°C
изменение диаметра изделия, мм 0,15-1,4 0,15-1,4 0,33
увеличение твердости резины Не происходит Не происходит Не происходит
размягчение резины, IRHD, max 10 20 3

* FMVSS norms (Federal Motor Vehicle Safety Standard) — Американский Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей № 116 (DOT 4)

** SAE (Society of Automotive Engineers, Inc.) — Обществоавтомобильныхинженеров

Тормозная жидкость BG DOT 4 обеспечивает дополнительную безопасность, благодаря своим влагостойким и смазывающим характеристикам, а так же способности сохранять свои свойства при критических температурах. Она соответствует требованиям Федеральных Стандартов по безопасности автомобилей (FMVSS) № 116 (DOT 4) и превосходит требования Общества автомобильных инженеров (SAE) J1704. Подходит для использования в обычных и антиблокировочных (ABS) тормозных системах, которые требуют использования тормозной жидкости DOT 4.

Чтобы хотелось добавить от себя? Эта ТЖ не из дешевеньких, но тут извините- за качество надо платить. Если Вы хотите качественный продукт, то Вы не будете при этом гоняться за дешевизной. А среди действительно хороших ТЖ по цене она вполне конкурентоспособна. Но что действительно отличает ее от других DOT4, так это ее свойства. Она превосходит по многим показателям аналогичные жидкости и соответственно прослужит Вам верой и правдой гораздо дольше.

Для сравнения здесь можно посмотреть результаты теста других DOT4 наиболее известных марок:

Так же имеет значение состав ТЖ. По нему все ТЖ можно разделить на минеральные, гликолевые и силиконовые.

Минеральные. Обладают хорошими смазывающими свойствами, они не гигроскопичны, но они не соответствуют международным стандартам, т.к. имеют очень низкую температуру кипения (на машинах с дисковыми тормозами их применять не допустимо) и уже при минус 20° С становятся вязкими.

Гликолевые. Большинство современных продуктов основано на гликолевых смесях. Основным недостатком гликолевых жидкостей является их гигроскопичность. Чем больше воды поглощает ТЖ, тем ниже становится температура ее закипания, больше вязкость при низких температурах, соответственно хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Поэтому крайне важно вовремя производить замену таких жидкостей.

Силиконовые. В отличие от гликолевых ТЖ, силиконовая обладает водоотталкивающими свойствами. Вязкость такой жидкости практически не зависит от температуры (работоспособна от -100 до +350° С). Но вместе с тем она не лишена и целого ряда существенных недостатков, препятствующих ее широкому распространению. Во-первых, это высокая цена. Во-вторых, она запрещена к использованию в автомобилях, оборудованных системой ABS. И в-третьих, эта тормозная жидкость не в состоянии растворять в себе влагу, которая в результате скапливается в суппортах и рабочих тормозных цилиндрах.

Смешивать жидкости разные по составу не допустимо! При смешении минеральных жидкостей с гликолевыми возможно набухание резиновых манжет гидропривода и образование сгустков касторового масла. Жидкости, основанные на силиконе, не совместимы со всеми остальными! При этом следует обратить внимание на силиконовые жидкости класса DOT 5 и схожие по наименованию DOT5.1 (полигликолевые). Хоть и названия похожи, но это различные по составу ТЖ, и они не совместимы друг с другом!

Смешивать гликолевые жидкости конечно можно, но не желательно. При их смешении могут вступать в реакцию содержащиеся в них присадки. В результате произойдет разрушение этих присадок (ТЖ потеряет антикоррозийные свойства как минимум) или может образоваться осадок, который скопится не только в тормозном бачке, но и во всей системе. В любом случае, имейте в виду, что, готовя «коктейль» из жидкостей классов DOT 3 и DOT 4, вы получите смесь, отвечающую требованиям DOT 3.

А так же примите во внимание, что на автомобилях, выпущенных более 20-ти лет назад, резина манжет может быть просто не совместима с гликолевыми жидкостями – для них можно использовать только минеральные.

Замена ТЖ.

ТЖ относится к наиболее важным жидкостям в автомобиле, ведь неоспоримым условием безопасности управления автомобилем является эффективность, надежность и безотказность тормозов! От этого зависит зачастую не только безопасность, но и жизнь водителя. Именно по этой причине ТЖ требует регулярной и своевременной замены.

По регламенту ТЖ подлежит замене раз в 2-3 года или 36-60 тыс.км. Но на некоторых автомобилях она подлежит замене в более короткие сроки; так, например, у Maserati ТЖ подлежит замене через 10 тыс.км пробега, а у Ferrari – через 5 тыс.км.

На современных автомобилях, по причине целого ряда преимуществ, используются в большинстве своем гликолевые ТЖ, а они, как мы выяснили ранее обладают большой гигроскопичностью. За год эксплуатации такие жидкости способны впитать до 2-3% влаги. Кроме того, со временем, содержащиеся в ТЖ присадки (такие как например ингибиторы коррозии) вырабатываются и могут выпадать в осадок. Использование такой жидкости может привести к дорогостоящему ремонту. По этой причине за ТЖ нужно следить! Не ленитесь проверять состояние ТЖ раз в месяц, тем более, что у большинства автомобилей расширительный бочек прозрачный (сделано это специально для того, чтобы можно было следить за уровнем ТЖ не открывая крышку). По внешнему виду она должна быть прозрачной, однородной и без осадка. Если жидкость вдруг помутнела или в ней появился осадок, то ее следует заменить в ближайшие сроки, в независимости от того, когда Вы ее меняли. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с такой жидкостью может привести к внезапному отказу тормозов!Если позеленел расширительный бачек, значит ингибиторы коррозии в жидкости уже на нуле и медь начинает иммигрировать из тормозных магистралей.

Помимо визуального контроля, состояние ТЖ в Вашем автомобиле можно определить при помощи тест-полосок BG PF9100 . С их помощью Вы сможете определить степень ее окисления, и пригодность ее к эксплуатации.Оценка проводится по измерению содержания ионов меди в жидкости. Если жидкость насыщена ионами меди, полоска окрасится в фиолетовый цвет.

Так же заменить жидкость в тормозной системе рекомендуется при покупке подержанного автомобиля, поскольку Вам доподлинно неизвестно как часто предыдущий хозяин менял жидкость и менял-ли ее вообще. К тому же в последствии не придется гадать какую жидкость при необходимости долить.

Часто водители вместо положенной полной замены ТЖ, просто доливают новую в уже имеющуюся жидкость. При этом значительная часть объема жидкости не меняется вообще, а новая жидкость смешивается со старой и теряет свои эксплуатационные свойства. Поэтому жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью! Произвести эту процедуру лучше всего на СТО, доверив дело профессиональным механикам. Ведь несмотря на то, что сам по себе процесс замены довольно простой - слил старую, залил новую - в системе при неквалифицированном вмешательстве может остаться воздух, что чревато отказом тормозов. Для удаления воздуха тормозную систему нужно «прокачать». Дело это довольно хлопотное и требует помощника, а также определенных навыков. Так что экспериментировать не советуем. На хорошей же СТО замена тормозной жидкости производится методом вытеснения на специальном оборудовании, подающем жидкость под давлением. В результате прокачка тормозов не требуется.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась. По этой же причине всегда держите закрытым расширительный бачек, за исключением чтобы заполнить его. Перед тем, как залить жидкость, очистите всю грязь вокруг крышки на резервуаре. Никогда не очищайте цилиндры и другие компоненты бензином или керосином. Избегайте попадание ТЖ на лакокрасочное покрытие автомобиля и тормозные колодки.

НИКОГДА не смешивайте ТЖ с чем-либо! Любой другой тип масла или жидкости будет реагировать с ТЖ и может разрушить резиновые манжеты в тормозной системе, что вызовет отказ тормозов.

Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено.

Тормозные жидкости являются смертельным ядом! – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например, при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...