Эсминцы вов. Эсминцы и миноносцы

Не худшее наследие царизма - эсминцы-новики на маневрах. На переднем плане - «Артем», за ним - «Володарский». Видны «Калинин» (справа) и «Карл Маркс» (слева). 1928 г.

Эсминец проекта 7У «Сообразительный». 1944 г.

Всем моим друзьям-соратникам и однодельцам, живым и уже ушедшим из жизни: С.А. Бевзу, С.С. Бережномуу В.А. Дубровскому, А.М. Коногову, Н.Г. Масловатому и уже не друзьям по ряду причин, но людям, долгое время бывшими рядом и продолжающим беззаветно любить флот В. Гурову, В.Н. Данилову, Е.И. Иванову, С.Р. Мягкову посвящаю эту книгу.

Прежде чем приступить к освещению содеянных в Советском Союзе миноносцев, следует хоть как-то попытаться классифицировать их типы и обосновать их дальнейшее развитие. Сам класс корабля впервые появился в Англии и получил название destroyer - истребитель. Имеющий сначала очень небольшое водоизмещение и предназначенный для обороны собственных баз, корабль начал быстро расти по водоизмещению, на него возлагались все новые и новые функции, вплоть до действий в составе эскадр в открытом море. К началу Первой мировой войны, а особенно в ее ходе сформировались два типа: первый - собственно миноносец, так как основным его оружием были самодвижущиеся мины-торпеды, для действий в зоне закрытых морей вблизи собственного побережья; второй - более крупный - эскадренный миноносец, предназначенный не только для охранения собственных эскадр, но и для набегов в составе больших групп на неприятельские эскадры во время боевого соприкосновения, что и было наиболее эффективно продемонстрировано в 1916 г. во время Ютландского сражения.

В период между двумя мировыми войнами данный класс кораблей бурно совершенствовался, еще больше делясь на подклассы. Увеличился калибр артиллерийских орудий, появились сдвоенные, строенные, четырех- и пятитрубные торпедные аппараты, увеличился калибр торпед, увеличилась и дальность их действия. В дополнение к миноносцам и эскадренным миноносцам появился подкласс лидеров, по идее, обязанных выводить в атаку эскадренные миноносцы и прикрывать их отход. Но он быстро угас, так как эскадренные миноносцы по водоизмещению и вооружению быстро догнали лидеры, а французские контрминоносцы (можно сказать - еще один подкласс) даже и перегнали. Апофеозом французских контрминоносцев стали «Могадор» и «Вольта», корабли водоизмещением почти 4000 т и вооруженные восемью 138-мм орудиями в четырех башнях и большим количеством торпедных аппаратов. По сути дела, это были уже крейсера со значительно расширенными функциями - эдакие минные крейсера с великолепной мореходностью и большим радиусом действия.

Разразившаяся Вторая мировая война отшлифовала данный класс корабля, расставив все по местам.

Эскадренные миноносцы постепенно превратились в «рабочих лошадок» флота, став по сути универсальными кораблями. Поскольку о лихих набегах на неприятельские эскадры никто уже и не мечтал, то видоизменялся и сам тип корабля. Здесь законодателями стали американцы. Сократилось количество торпедных аппаратов (остался один пятирубный), увеличилось количество артиллерийских орудий - как правило, три сдвоенных 127-мм универсальных башенных установки. На всех кораблях были установлены противолодочные бомбометы, в том числе и реактивные. Постепенно принимали на вооружение и противолодочные торпеды.

Вторая мировая война выявила насущную необходимость появления еще одного типа - эскортного миноносца для охранения большого количества конвоев, идущих с небольшой скоростью, охранять которые можно и не такими скоростными кораблями, как эскадренные миноносцы. Это были корабли водоизмещением около 1500 т с сильным зенитным и противолодочным оружием и большим радиусом действия. Довольно многочисленный класс, но который следует отнести все-таки к сторожевым кораблям.

Так что, для определения типа советского эскадренного миноносца примеров было хоть отбавляй, а Вторая мировая война показала необходимость каждого типа корабля и его вооружения.

Мы же, как всегда, пошли своим путем. На пр. 1, 7, 7У и 38 останавливаться не стоит. О них написано достаточно много и славы они нашему флоту дали мало, поскольку за основу были взяты давно устаревшие итальянские проекты. Мало чем отличался и пр. 30. О пр. 30бис сам Николай Герасимович Кузнецов позднее признался, что «это была его самая большая ошибка», несмотря на то, что корабль был построен большой серией уже после войны, абсолютно без учета военного опыта.

Вся беда была в том, что Сталин абсолютно не желал строить трехбашенные эсминцы большого водоизмещения. И вообще многим было не понятно, для какой войны проектировались все корабли. Все это, видимо, делалось на дальнюю перспективу. Делалось бессистемно, без учета военных требований, из того, что было. Порой закладывалось и то, чего еще и не было (вооружение, оборудование). Военные моряки не участвовали в стратегическом планировании и жили обособленно, замыкаясь только на Сталина.

С другой стороны и Сталина можно было понять. До эскадр еще было ох как далеко, а для внутренних морей сгодились бы эсминцы и небольшого водоизмещения. Главное было готовить кадры. Вот только во Второй мировой войне этот флот особо не показал себя, а с 1943 г. Сталин вообще запретил большим кораблям выходить в море.

На долгие годы был выбран эдакий усредненный тип корабля: компактный, двухбашенный, с небольшой дальностью действия. Никаких малых эсминцев, никаких больших. Есть подозрение, что и в угоду промышленности. Строить серию кораблей значительно легче.

Был и еще один великолепный пример для подражания. Дело в том, что так называемая «миссия Исакова» в США в 1938 г. занималась не только возможностями проектирования линейных кораблей и поставки в СССР необходимого для флота оборудования, не производимого в стране, но и был заказан фирме «Джибби энд кокс» (а не «Гиббс», как у нас пишут в ряде изданий) проект эскадренного миноносца, который и был быстро реализован.

Так называемый «проект 1939 года». При водоизмещении 1800 т корабль был великолепно вооружен. На нем было шесть 127-мм орудий (в трех двухорудийных башнях), восемь 37-мм орудий, восемнадцать 12,7-мм крупнокалиберных пулемета и два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Эдакая классика. Решались вопросы о строительстве линкоров и миноносцев как в США, так и с их помощью на наших верфях.

А в конце 1939 г. в связи с нападением СССР на Финляндию, наша страна была с позором исключена из Лиги Наций. Со стороны США в том числе было наложено на СССР «моральное эмбарго». Все сотрудничество в военно-морской сфере было прекращено. Но ведь разработанные проекты остались.

Тайное сотрудничество вяло продолжалось, но это был уже совсем другой уровень.

И так продолжалось до нападения Германии на СССР.

Единственным положительным результатом, достигнутым в этот период, была закупка механической установки фирмы «Вестингауз» для доработанного проекта эсминца пр.30, получившего индекс 30А. Да и то, изготовление и доставка закупленных механизмов затянулась, а начавшаяся война поставила на всей работе крест. При эвакуации из Николаева часть оборудования была утрачена, реализовать пр. 30А не удалось и пришлось вновь корректировать проект, заодно повысив прочность корпуса и усилив зенитное вооружение.

Единственным кораблем, соответствующим мировому уровню на то время, построенным в довоенный период, стал лидер пр.20 «Ташкент», построенный в Италии фирмой «Орландо» для Советского Союза. Это было апогеем сотрудничества с фашистской Италией в области военно-морской тематики, которое началось в начале 30-х гг. с так называемой «миссии Бжезинского». Тогда была приобретена масса чертежей практически всех типов кораблей, заказана масса оборудования и вооружения и были куплены два сторожевых корабля для Дальнего Востока в 1935 г., названные впоследствии «Киров» и «Дзержинский».

Советские «эсминцы-призраки»

Во всех отечественных энциклопедиях и справочниках пишется о том, что капиталистические страны начали делить между собою Антарктиду задолго до Второй мировой войны. Насколько успешно это у них получилось, можно судить по тому факту, что советское правительство, озабоченное активностью британцев и норвежцев, в январе 1939 года заявило официальный протест правительствам Великобритании и Норвегии. Было указано, что английские и норвежские экспедиции «занимались необоснованным разделом на секторы земель, некогда открытых российскими исследователями и мореплавателями…» Когда же англичане и норвежцы увязли в боях Второй мировой, то есть им стало уже не до Антарктиды, подобные ноты на всякий случай были направлены в нейтральные до поры до времени, но не менее агрессивные, по мнению советского руководства, Соединенные Штаты Америки и в Японию. На время войны споры об Антарктиде прекратились. Но только на время.

Через полтора года после окончания боевых действий на Тихом океане в руках у советской разведки оказались самые подробные данные аэрофотосъемки предполья Земли Королевы Мод, до залива Лютцов-Хольм включительно. Источник и способ ее добывания до сих пор остается неясным. Только вот не ясно, почему в СССР так легко поддались на дружеский жест американцев с передачей нам восточного сектора Антарктики? В любом случае полученные документы сразу же подогрели былые межгосударственные споры. Правда, шумиха вокруг Антарктики быстро затихла после того, как недовольство СССР поддержали Аргентина и Франция. Американцы нехотя, но все же выразили согласие на участие представителей СССР в международной конференции по Антарктиде, которую намечали провести в Вашингтоне. Но подчеркнули, что ее итоговый договор непременно должен включать в себя и такой важный пункт, как демилитаризация Антарктиды и запрещение на ее территории любой военной деятельности вплоть до хранения на антарктических базах оружия. Советская сторона с готовностью приняла это предложение. Странное миролюбие.

В 1957 году был проведен Международный геофизический год, который завершился подписанием знаменитого «Договора об Антарктиде». С той поры на Шестом континенте можно было только изучать полезные ископаемые, но вывозить их, а уж тем более строить в антарктических пустынях военные базы не позволялось никому. Казалось, от этого решения выиграли все - Антарктика стала мирным континентом. Так ли это? Кто здесь выиграл? Рассудит история!

Меж тем в наследство от 1950-х годов современной России досталось несколько весьма неприятных антарктических тайн, или белых пятен. И ниже приводятся версии двух спорных вопросов в том виде, как они видятся сегодня.

Начнем с неких эскадренных миноносцев из состава Антарктического флота ВМФ СССР, о которых нет-нет да и возникают дискуссии в мировой паутине Интернета.

Чтобы исключить неудовольствие возможных оппонентов, сразу же сообщу, что я, как и они, аккуратно отношусь к возможному существованию одного из объединений советского ВМФ, которое якобы было названо «Антарктический флот ВМФ». Скорее всего, если он существовал в замыслах Иосифа Виссарионовича Сталина, который, как сегодня хорошо известно, еще до Великой Отечественной войны планировал иметь Большой океанский флот, то эти планы могли быть лишь на бумаге. Но в Интернете мнения об официально не существовавшем в нашем ВМФ флотском объединении сегодня мелькают довольно часто. Поэтому как флотский офицер с 32-летним календарным сроком выслуги в ВМФ в своих оценках я постараюсь дистанцироваться от таких авторов. И каждый читатель этой книги по-своему оценит приведенные ниже факты и аргументы. И каждый сделает свой выбор!

Как это ни странно, но до самого последнего времени мало кто обращал внимание, что в советской прессе очень редко говорилось об освоении Антарктики нашими соотечественниками именно в 1940-1950-е годы. Документы той поры, открытые для обывателя, тоже особыми подробностями не баловали. В лучшем случае информация ограничивалась общими фразами: «Антарктида - страна пингвинов и вечного льда, ее непременно нужно осваивать и изучать, чтобы понять многие геофизические процессы, происходящие в других концах Земного шара». Это больше напоминало лозунги с известных собраний.

Однако в 1990 годы, словно грибы после летнего дождя, не только в таблоидах, но и в уважаемых советских и российских изданиях, таких как журнал «Судостроение», появилась информация о неких «эсминцах-призраках» проекта 45-бис, послуживших СССР в антарктических водах и якобы участвовавших в необъявленной войне за Антарктиду. При этом официальные историографы утверждали, что первые советские антарктические станции были основаны только в начале 1950-х годов, а полярники пришли сюда на гражданских судах. Но ЦРУ США будто бы располагали совсем иными данными, которые по каким-то причинам полностью не рассекречены до сих пор. В том числе - и об участии неких советских эсминцев в атаке эскадры адмирала Бэрда.

Действительно, изучая историю отечественного Военно-морского флота, можно столкнуться с довольно интересной информацией, касающейся отдельных проектов кораблей советского ВМФ, в частности - Тихоокеанского флота.

Впервые об эсминцах проекта 45-бис заговорили в 1996 году. Речь шла о трех эскадренных миноносцах: «Важный», «Внушительный» и «Высокий». Они были построены в Комсомольске-на-Амуре в 1945 году. При создании их были использованы трофейные технологии, примененные при строительстве японских эсминцев типа «Фубуки», специально спроектированных для плавания среди тихоокеанских льдов. Во время поиска в различных архивах была найдена лишь информация об их закладке на Дальневосточном заводе № 199, о дальнейшей достройке на Дальневосточном заводе № 202 и вступлении в строй ТОФ в январе-июне 1945 года. А также - об их кратких визитах в китайские порты Циндао и Чифу в декабре 1945 года. Но при этом не один советский и российский исследователь флотской истории не сумел найти в наших архивах не только их фотографии, чертежа или схемы, но даже акты об их списании из состава флота. А ведь еще ни один корабль нашего ВМФ, конечно кроме крейсера «Аврора», не служил России более 52 лет. Уже давно бы сгнил и затонул.

Меж тем по отрывочным данным (нуждающимся в безусловной проверке) удалось установить, что в феврале 1946 года на Дальневосточном заводе имени К.Е. Ворошилова (№ 202) на всех трех новых эсминцах были действительно проведены работы по их переоборудованию согласно проекту 45-бис: усиление корпуса и монтаж дополнительного оборудования для плавания в сложных условиях высоких широт. Кроме того, на эсминце «Высокий» для повышения его остойчивости была проведена переделка килевых конструкций, а эсминец «Внушительный» был вооружен ракетным комплексом КР-1. Еще по одним данным, в июне 1946 года все три эсминца проходили межпоходовый ремонт в аргентинской ВМБ Риу-Гранди или Рио-Гальегос. Затем один из эсминцев в сопровождении подводной лодки якобы даже видели у берегов французского острова Кергелен. Но эта информация столь же призрачна, как и собственно советские эсминцы проекта 45-бис. Конечно, дальний океанский поход для отряда советских эсминцев - это реально даже в первый послевоенный год. Правда, ни один здравомыслящий командующий флотом не отправил бы в океан свои корабли, если бы на маршруте не было бы советской маневренной базы или опорного пункта. А таковых в Индийском океане у нас тогда еще не было.

В годы прошедшей войны был лишь один случай, когда большая группа советских подводных лодок прошла через несколько океанов с Дальнего Востока в Заполярье. Но все они заходили в порты США и Великобритании для ремонта и пополнения запасов. А потому - дошли! Исключением стал подводный минный заградитель Л-16, который был потоплен в Тихом океане японской или американской подлодкой на глазах у верхней вахты второго советского подводного минзага Л-15. Прибывшие на Северный флот тихоокеанские подлодки Л-15, С-51 и С-56 успешно закончили войну в арктических водах, С-54 и С-55 погибли в боях.

Из подводных крейсеров типа «К», которые изначально планировались для использования в составе Тихоокеанского и Северного флотов, то есть флотов, имевших свободный выход в Мировой океан и к началу Великой Отечественной войны сошедших с заводских стапелей, к окончанию боев в Заполярье уцелела только знаменитая К-21. Четыре подводных крейсера, которые в годы войны достраивались в осажденном Ленинграде, пройдя заводские и ходовые испытания, занимались боевой подготовкой в составе подводных сил Краснознаменного Балтийского флота. Именно такие подводные крейсеры могли участвовать в походах Антарктической или любой иной океанской эскадры. Но и им нужно было заходить в иностранный порт или заморскую советскую базу для ремонта и пополнения запасов.

Об атомных подводных лодках, которые способны сразу несколько месяцев автономно находиться в Мировом океане, то есть без захода в советскую базу или базу дружественной СССР страны, еще никто не слышал. Да и в океанские походы наши подлодки официально пошли только в начале 1960-х годов. Так что появление советских подлодок в районе острова Кергелен весьма сомнительно.

Но вернемся к «эсминцам-призракам».

Как можно проследить всю историю этого дивизиона, вполне годного стать «дивизионом летучих голландцев» советских ВМФ? Ведь нет ни одного их достоверного изображения, хотя все они базировались на Владивосток, где не было недостатка в желающих сфотографировать корабли, стоящие у причалов, Но реальных изображений «Важного», «Внушительного» и «Высокого» у нас нет. Будто с середины 1945 года этих кораблей и не было. Но вот что удалось узнать о реальности существования этих эсминцев.

Впервые о создании эсминца проекта 45 заговорили в середине 1930-х годов, когда советская промышленность уже могла приступить к строительству кораблей для замены эсминцев типа «Новик». В эти годы параллельно с проектированием и постройкой первых советских лидеров эсминцев проекта 1 (типа «Ленинград») и 38-бис (типа «Орджоникидзе», с сентября 1940 года - «Баку») руководство управления ВМС РККА и судостроительной промышленности работало над выбором типа нового серийного эсминца для массовой постройки. Выбор был остановлен на эскадренных миноносцах проекта 7, спроектированных Владимиром Никитиным. В дальнейшем эти корабли с паротурбинной главной энергетической установкой (ГЭУ) и стали самым массовым проектом эсминцев, к строительству которого в Советском Союзе приступили сразу несколько советских судостроительных заводов.

Однако был предложен еще один тип эскадренных миноносцев - проекта 45. Этот корабль был создан под руководством директора Центрального конструкторского бюро судостроения (ЦКБС-1) Валериана Бжезинского, который, будучи в командировке в Германии, обратил внимание на постройку там миноносцев с высоконапорными прямоточными котлами систем Вагнера и Бенсона, применение которых, как тогда представлялось, обещало значительное повышение удельной мощности машинно-котельной установки, а следовательно, и скорости. Дело в том, что в Советском Союзе над проектированием котлотурбин с высокими параметрами пара уже работал профессор Лев Рамзин, в 1930 году осужденный на процессе Промпартии, но затем выпущенный на свободу. Идея создания такой установки состояла в том, чтобы на серийных эсминцах проекта 7 можно было получить высокую мощность для достижения скорости хода более 40 узлов. Техническое осуществление этой идеи заключалось в использовании высоких параметров пара и прямоточных котлов. Последние по принципу действия и конструкции обладали рядом преимуществ перед обычными водотрубными котлами. Они имели существенно меньшие массогабаритные характеристики и были более просты в изготовлении.

Вернувшись из Германии, для увеличения скорости хода будущих эсминцев Бжезинский предложил сделать их корпуса почти полностью сварными и установить на них котлы Рамзина. Экспериментальный эсминец проекта 45, получивший название «Серго Орджоникидзе», был заложен на Северной верфи Ленинграда в 1935 году. По своим техническим характеристикам и водоизмещению он был близок к эсминцам проекта 7. При этом в выборе образования носовой части был сориентирован на… японский эсминец «Фубуки», имевший «хищную» изогнутую форму форштевня с развалом бортов, что значительно облегчало движение в ледовых условиях. За счет снижения массогабаритных характеристик экспериментального корабля в дополнение к двум спроектированным легким закрытым двухорудийным 130-миллиметровым орудийным башням Б-13 у него на его корме была установлена вторая орудийная башня Б-13. По дальности плавания на экономичном ходу заложенный эсминец должен был значительно превосходить своих предшественников. Новый советский эсминец был спущен на воду раньше первых эсминцев проекта 7. Однако по причинам, характерным именно для конца 1930-х годов, испытания экспериментального корабля, намеченные на 1936 год, были задержаны. Сначала из-за того, что Северная верфь оказалась не готова к изготовлению надежной системы автоматического регулирования прямоточных котлов. Затем выяснилось, что задерживается и изготовление двухорудийных 130-миллиметровых башен, которые впервые в советском кораблестроении Бжезинский решил установить на новом эсминце. А потом произошел настоящий разгром ЦКБС-1 и арест самого конструктора. Закономерный итог ареста - экспериментальный эсминец проекта 45, получивший к этому времени название «Опытный», только осенью 1940 года вышел на ходовые испытания. Через год он принял участие в обороне Ленинграда как плавучая батарея. А после войны как морально устаревший был списан и отправлен на слом. И хотя в официальных документах «Серго Орджоникидзе» (он же - «Опытный») считается единственным эсминцем проекта 45, он успел передать много новаций уже серийным послевоенным собратьям проекта 30, которые пришли на смену хорошо повоевавшим эсминцам проекта 7 и 7у.

Вот мы и подошли к таинственному проекту 45-бис и так называемому Антарктическому флоту ВМФ СССР почти вплотную. Но это - лишь авторская версия.

В первой половине 1930-х годов ведущие морские державы инициировали новый виток гонки военно-морских вооружений. Воспользовавшись своим правом, предусмотренным Вашингтонским договором от 1922 года, к постройке новых линкоров приступили Франция и Италия. О планах приступить к постройке новых линкоров объявили Великобритания, США и Япония. Завершив в 1932–1934 годах постройку так называемых «карманных» линкоров, а фактически океанских броненосцев, с 1935 года фашистская Германия также приступила к строительству линейных кораблей.

Опасаясь, что в этих условиях и без того непрочное господство Морских сил РККА на Балтийском море может быть потеряно, а появление превосходящих сил Королевского флота Великобритании у наших северных и черноморских берегов станет вполне реальным, Иосиф Сталин приступил к созданию Большого океанского флота СССР. В 1936 году ЦКБС-1 предложил для строительства главной ударной силы будущего флота два проекта линейных кораблей (проект 23 - для Тихоокеанского флота и проект 21 - для Балтийского флота) и два проекта тяжелых крейсеров (проектов 22 и 69).

При этом проектирование линкора проекта 23 (типа «Советский Союз») и тяжелого крейсера проекта 22 проводилось под руководством Валериана Бжезинского. Неудивительно, что основу ГЭУ будущих советских суперлинкоров, а также тяжелого крейсера проекта 69 (типа «Кронштадт») составили… котлотурбины профессора Рамзина.

Но строительство Большого океанского флота прервала Вторая мировая война. Корпуса линкора «Советская Украина» и тяжелого крейсера «Севастополь», которые были заложены и строились на судостроительном заводе № 198 в Николаеве, в 1941 году были захвачены гитлеровцами и подорваны ими при отступлении в 1944 году. Остальные линкоры («Советский Союз», «Советская Россия» и «Советская Белоруссия»), которые были заложены и строились в Ленинграде и Молотовске, а также головной тяжелый крейсер проекта 69 были разобраны на стапелях в 1949 году.

«Советская Белоруссия» должны были войти в состав… Тихоокеанского флота. Сюда же должен был прийти и «Севастополь». А также несколько эсминцев новейшей конструкции. Какой? Вы не ошиблись! Именно 45 проекта! Правда позже по пока не ясным причинам их все же решили заменить на проект 30. Но и от 45-го проекта окончательно отказываться не стали.

В августе 1937 года одновременно с пересмотром программы строительства эсминцев проекта 7 было принято решение о проектировании новых эсминцев. И уже через год заместитель наркома ВМФ Иван Исаков добился реализации идеи создания первых башенных эсминцев (опытный эсминец «Серго Орджоникидзе» к тому времени еще не был достроен).

Спустя год ВМФ и Наркомсудпром рассмотрели технический проект нового советского эскадренного миноносца, и 27 октября 1939 года Комитет обороны утвердил основные элементы эсминца проекта 30. Тогда же на судостроительных заводах СССР началась постройка 28 эскадренных миноносцев: на заводе № 200 в Николаеве (головной в серии - «Огневой»), на заводах № 190 и 189 в Ленинграде (головной - «Отличный»), на заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре (головной - «Внушительный»). Так может быть проект 45 бис - это и есть эсминцы проекта 30, но только модернизированный? Ведь на заводе в Комсомольске-на-Амуре были заложены именно три эсминца данного проекта. Через год здесь были заложены еще два эсминца проекта 30. Правда, все они не вполне отвечали требованиям времени. И в первую очередь из-за того, что «тридцатки» имели недостаточную надежность в боевых условиях машинно-котельной установки (с дутьем в котельное отделение). С началом Великой Отечественной войны строительство эсминцев проекта 30, за исключением «Огневого», было приостановлено. Головной эсминец был достроен 22 марта 1945 года, и стал единственным новым эсминцем, который был достроен во время войны. К слову, эти эскадренные миноносцы нельзя было спутать с иными кораблями того же класса. Только «Огневой» имел силуэт, отличный от силуэтов довоенных советских эсминцев: на баке - одна 130-миллиметровая башня, зато на корме их было две - 130- и 76- миллиметровая.

После окончания войны была проведена достройка сразу 10 «тридцаток», но по проекту 30К. У них была повышена прочность корпуса за счет усиления основных связей продольного набора и утолщения в некоторых районах наружной обшивки, установлены РАС и гидролокатор, для компенсации уменьшения остойчивости в междудонное пространство уложено 100 тонн твердого балласта. Для увеличения дальности плавания и надежности машинно-котельной установки планировалась замена корабельной ГЭУ на ГЭУ эсминцев проекта 45. Но было ли это сделано, пока неизвестно. Однако во время работы над книгой удалось найти упоминание, что в середине 1950-х годов один «эсминец-призрак», «Важный», все же входил в состав советского Тихоокеанского флота. Он состоял в крейсерской дивизии, флагманом которой был легкий крейсер «А. Суворов» и корабли которой базировались на острове Русский. Конечно, это мог быть эсминец иного проекта, но других зацепок за «эсминцы-призраки» у нас нет.

Итак, если бы исполнились все планы строительства Большого океанского флота СССР, мы бы действительно могли сформировать эскадру из боевых кораблей с одинаковой ГЭУ. А может быть, в неких документах она даже уже была названа Антарктической эскадрой Тихоокеанского флота? Бывшие моряки-тихоокеанцы, служившие на «эсминцах-призраках», отзовитесь! И мы продолжим историю антарктических кораблей.

Вторым белым пятном истории Антарктики является возможная подготовка советских китобоев для охоты… за подводными лодками.

Лидер эскадренных миноносцев - корабль подкласса эсминцев , но большего водо­измещения , с более высокой скоростью - до 43 узлов и с усиленным артиллерийским вооружением, предназначенный для вывода в атаку эсминцев. . Появившись в конце Первой мировой войны , лидеры получили значительное развитие в составе многих флотов в межвоенный период. Эти корабли имеют лучшую, чем у эсминцев мореходность и скорость. Лидеры эсминцев активно использовались во Второй Мировой Войне , однако в послевоенный период постройка новых лидеров не осуществлялась, их место заняли ракетно-артиллерийские эсминцы и фрегаты .

История появления

Бурное развитие миноносцев в начале XX века, усиление состава их вооружения сделало актуальным создание «противоминных» кораблей, которые могли бы успешно бороться с миноносцами противника. Кроме того, появилась потребность в кораблях, выводящих эсминцы в торпедную атаку, чтобы преодолевать сопротивление сил охранения противника.

Ведущие мировые державы, ещё перед началом Первой мировой войны, начали строительство «больших» эсминцев («суперэсминцев»). Эти корабли имели усиленное артиллерийское вооружение и превосходили эсминцы в скорости хода . Одним из таких суперэсминцев стал британский опытный миноносец HMS Swift . Его водоизмещение составляло 1800 тонн, вооружение состояло из четырёх 102-мм орудий и двух торпедных аппаратов. Корабль значительно превосходил минные крейсера русского флота по составу вооружения и водоизмещению.

Несмотря на все преимущества, для своих размеров HMS Swift имел слабое вооружение. Имея сравнительно высокую скорость хода в 35 узлов, он имел ограниченный радиус действия. В 1911 году У. Черчиллем англ. Winston Churchill был создан Крейсерский комитет (англ. Cruiser Committee ). В его задачи входило и создание нового типа малого крейсера для разведки и лидерства эсминцев. Развитие проекта Swift не принесло ожидаемых результатов, поэтому был разработан новый проект корабля Super Active , впоследствии ставший типом Arethusa .

Первая Мировая война

Лидеры Великобритании

Считая слишком расточительным использование лёгких крейсеров Arethusa в качестве лидеров, британское командование приняло решение о разработке лидера флотилии на базе эсминца. Корабль должен был превышать эсминцы по скорости, водоизмещению и вооружению.

В 1916-1917 годах вошли в строй лидеры эсминцев двух серий: Marksman и Parker . Корабли типа Marksman имели четыре 102-мм орудия , имели лучшую мореходность, по сравнению с эсминцами, но уступали им в скорости. Последующая серия кораблей Parker имела лучшую мореходность и линейно-возвышенную систему размещения орудий.

На английских верфях для чилийского флота строились четыре корабля серии Faulknor . С началом войны Адмиралтейство выкупило их и ввело в состав британского флота . Корабли имели шесть 102-мм орудий , в конце войны носовая пара была заменена на 120-мм орудия . На базе этого проекта было заказано 5 кораблей нового типа, с четырьмя 102-мм орудиями . Новый проект оказался лучше предыдущих, на его основе было создано два проекта эсминцев: тип V и тип W . По этим проектам было заказано 106 эсминцев и 5 лидеров флотилий типа Admiralty V . Лидеры имели скорость 34 узла, меньшую, чем у эсминцев той же серии, это было вызвано увеличением размеров и водоизмещения. Однако небольшое снижение скорости было допустимым.

Перед Первой мировой войной у итальянского флота возникла необходимость в кораблях-разведчиках. Изначально скауты строились на базе класса крейсеров. В 1913-1914 годах итальянский флот пополнился тремя такими кораблями - кораблём Quarto и двумя кораблями серии Nino Bixio . Во время эксплуатации, на кораблях типа Nino Bixio были выявлены проблемы с энергетической установкой , из-за чего они не могли развивать контрактную скорость в 35 узлов. Учитывая финансовые проблемы, новую серию скаутов решили разрабатывать на базе эсминцев. Также в проектировании учитывался опыт британского кораблестроения, HMS Swift оценивался итальянским командованием флота, как идеальный разведчик для условий средиземноморского бассейна.

В 1913 году для итальянского флота были заложены первые лидеры эсминцев типа Alessandro Poerio . Три корабля серии вступили в строй в 1915 году и официально назывались «лёгкими разведчиками». Они незначительно превосходили в скорости современные им эсминцы и имели более мощное вооружение - шесть 102-мм орудий .

В 1916-1917 году итальянский флот получил три лидера типа Carlo Mirabello . Эти корабли имели бо́льшее водоизмещение, высокую скорость и были вооружены одним 152-мм и шестью 102-мм орудиями . Размещение 152-мм орудия оказалось не очень удачным решением, оно было слишком тяжёлым для лидеров и не обладало высокой скорострельностью. Несмотря на недостатки данный проект был достаточно удачным и руководство флота планировало заказать ещё пять кораблей этого типа, но из-за финансовых проблем, от заказа кораблей пришлось отказаться.

В 1917-1920 годах итальянский флот пополнился еще четырьмя крупными эсминцами. Корабли типа Mărăști строились на верфях Италии по заказу Румынии, но были реквизированы и вошли в состав итальянского флота как лидеры типа Aquila . Размеры этих кораблей были меньше, чем у лидеров серии Carlo Mirabello и изначально их вооружили тремя 152-мм и четырьмя 76-мм орудиями. После окончания Первой Мировой войны тяжёлые 152-мм орудия демонтировали и корабли перевооружили на единый калибр 120 мм.

Другие страны

«Изяслав», 1921 год

В России в 1913-1914 годах были заложены 36 эсминцев типа «Новик» для Балтийского флота. В их числе на верфи Акционерного общества «Беккер и К°» в Ревеле строилась серия из пяти кораблей этого типа: «Громоносец» , «Прямислав» , «Брячислав» , «Автроил» , «Феодор Стратилат» . Их вооружение состояло из пяти 102-мм орудий и было сильнее, чем на современных им английских эсминцах. Хоть в России в то время не существовало такого класса кораблей, по совокупности своих ТТХ они являлись лидерами эскадренных миноносцев. Решение по усилению их артиллерийского вооружения было принято в ходе Первой Мировой войны, исходя из опыта боевых действий.

В ходе Первой мировой войны окончательно подтвердилась целесообразность строительства лидеров. Германия переориентировалась на строительство крупных эсминцев, усилив им вооружение. В 1916 году в Германии началось строительство таких кораблей, водоизмещением 2040 тонн, со скоростью полного хода больше 36 узлов, вооруженных четырьмя 150-мм ору­диями . В свою очередь, британским Адмиралтейством в программу строительства были включены несколько серий кораблей-лидеров с водоизмещением 1650-2080 тонн, имеющих скорость 34-37 узлов. По окончании войны почти все заказы на строительство кораблей были аннулированы. Германия успела построить два корабля, но по Версальскому договору , они были переданы Франции и Италии .

Первая Мировая война послужила толчком к развитию и усовершенствованию класса лидеров эскадренных миноносцев. Наибольшее развитие класса лидеров в этот период происходило в Великобритании. За период Первой Мировой войны в Великобритании провели несколько улучшений класса и спроектировали несколько серий лидеров эсминцев. В японском флоте для противодействия эсминцам противника решили использовать малые крейсера. Однако первые корабли типа Tenryū были приняты на вооружение лишь в 1919 году и в боевых действия Первой Мировой войны участия не принимали.

Межвоенный период

Лидеры Великобритании

После окончания войны в составе флота находилось достаточно много эсминцев, построенных во время войны. В то же время Великобритания испытывала финансовые трудности, поэтому постройка эсминцев долгое время не производилась. В 1928 году началось строительство первой серии послевоенных эсминцев - тип А . Планировалось выпустить несколько серий эсминцев и к каждой из этих серий построить лидера, придав ему статус флагманского корабля отряда эскадренных миноносцев. В 1929 году был построен лидер HMS Codrington , который имел на 200 тонн большее водоизмещение, скорость 40 узлов, но худшую маневренность. В отличие от эсминцев тип А , он имел на одно 120-мм орудие Mk IX больше, и 2 трёхтрубных, вместо 2 четырёхтрубных торпедных аппарата.

Последующие лидеры строились на базе серийных эсминцев, так как стоимость HMS Codrington оказалось чрезмерной, а его задачи могли выполнять лёгкие крейсера, которые имелись в составе британского флота в достаточном количестве. Флагман эсминцев типа B строился на базе серийного корабля, для размещения штаба предполагалось убрать одно орудие, но впоследствии орудие решили оставить.

По проекту планировалась постройка кораблей водоизмещением 1780 тонн с пятью 100-мм орудиями, но в дальнейшем корабль получил большее водоизмещение и усиленное вооружение. Большое влияние на разработку контр-миноносцев оказало изучение трофейных немецких лидеров типа S-113 . Постройку первой серии новых кораблей Франция начала в 1924 году и корабли типа Jaguar вошли в состав флота в 1926-1927 годах. Их водоизмещение составляло 2700 тонн, а максимальная скорость - 36 узлов. Их вооружение состояло из пяти орудий 130 мм Мodel 1919 , имевших хорошую дальнобойность, но низкую скорострельность.

Контр-миноносец Milan серии Aigle

В 1929-1930 годах на вооружение французского флота поступило шесть миноносцев типа Guepard . По сравнению с предыдущей серией, они имели большее на 300 тонн водоизмещение и показывали скорость до 41 узла. Вооружение было также усилено - на кораблях размещалось пять 138-мм орудий Мodel 1923 . Однако, несмотря на свою мощность, орудия имели низкую скорострельность. Корабли типа Guepard имели уникальную четырёхтрубную компоновку, которая была применена и на последующих двух сериях лидеров.

В 1931-1934 годах в состав французского флота вошли лидеры типа Aigle . На них размещались новые 138-мм орудия Мodel 1927 со скользящим клиновым затвором, созданные по немецким образцам. Скорострельность этих орудий была вдвое выше, чем у предшественников. На двух кораблях серии были установлены новые высоконапорные котлы . На ходовых испытаниях корабли практически достигли скорости в 42 узла. Условия обитаемости стали заметно лучше.

Последней серией 2400-тонных лидеров стали корабли типа Vauquelin , которые были приняты на вооружение в 1932-1934 годах. По сравнению с предыдущим типом, они имели незначительные усовершенствования.

Контр-миноносец Le Malin , построен по проекту Le Fantasque

Самыми удачными и известными лидерами французского флота стали корабли типа Le Fantasque . Шесть кораблей этой серии были приняты на вооружение в 1935-1936 годах. Их водоизмещение составляло практически 2600 тонн, а скорость некоторых кораблей серии достигала 45 узлов, причём самый тихоходный корабль серии развивал скорость в 42,7 узла. Вооружение кораблей серии состояло из 138-мм орудий Мodel 1929 , которые имели увеличенный ствол и повышенную скорострельность. Дальность стрельбы достигала 20 км, также все корабли оснащались системой управления артиллерийским огнём. Эти лидеры соответствовали всем требованиям флота, поэтому морское руководство планировало заказать ещё три корабля такой же конфигурации. Однако из-за ряда причин по изменённому проекту не было построено ни одного корабля.

Последними построенными лидерами стали два корабля типа Mogador , вошедшие в строй в 1939 году. Их спроектировали для разведывательных операций в составе поисково-ударных групп, совместно с линейными кораблями типа Dunkerque . При слегка увеличенном водоизмещении, корабли имели восемь 138-мм орудий Model 1934 в четырёх башнях. Из-за невысокой скорострельности, прироста огневой мощи не наблюдалось. Корабли этого типа оказались непригодны к роли разведчиков, однако хорошо подходили для истребления эсминцев. Исходя из этого командование флота решило построить ещё четыре корабля нового типа с похожими характеристиками, но капитуляция Франции в 1940 году, помешала этим планам.

Особенностями французских лидеров стали мощное артиллерийское вооружение и высокая скорость хода. Свои лучшие качества французские лидеры могли проявить против лёгких сил противника, в небольших акваториях , ограниченных небольшой дальностью хода. Одной из главных проблем французских лидеров стало слабое зенитное вооружение.

Скауты Италии

Серия Navigatore, эсминец Nicolo Zeno

В 1920-х годах Италия не могла оставаться пассивным наблюдателем за успешным кораблестроением во Франции. Итальянские корабелы уже имели опыт в постройке лидеров - Carlo Mirabello считался очень удачным проектом. Но после Первой Мировой войны итальянские лидеры строились, как экспериментальные. Первыми послевоенными лидерами стали три корабля типа Leone , вошедшие в состав флота в 1924 году. Эти корабли были значительно усовершенствованной версией серии Carlo Mirabello . Корабли имели водоизмещение 2200 тонн, и максимальную скорость 34 узла. Вооружение состояло из восьми 120-мм орудий в четырёх двухорудийных башнях. Корабли проектировались для выполнения задач больше присущих лёгким крейсерам, но недостаточно высокая скорость и высокая стоимость производства ограничила количество построенных кораблей. Из-за нехватки средств ещё два запланированных корабля серии так и не были построены.

В противовес построенным во Франции лидерам типа Jaguar и Guepard , в Италии в 1929-1931 годах были построены 12 скаутов типа Navigatori . Итальянские проектировщики попытались создать корабль сильнее, чем Jaguar , имеющий меньший размер и стоимость изготовления. Количество двухорудийных башен со 120-мм орудиями было уменьшено до трёх. Благодаря усовершенствованию орудий, их повышенной скорострельности и улучшенной баллистике, корабль не уступал в огневой мощи скаутам типа Leone . Водоизмещение скаутов типа Navigatori составляло 2040 тонн, а скорость хода достигала 45 узлов. Этот тип скаутов страдал от чрезмерного рассеивания снарядов и недостаточной остойчивости . К 1938 году технически устаревшие и изношенные корабли типов Leone и Navigatori были переквалифицированы в эсминцы.

Для борьбы с французскими контр-миноносцами, итальянский флот заказал новый тип лёгких крейсеров Alberto da Giussano , которые разрабатывались на основе лидера типа Navigatori . В 1937 году итальянское командование решило вернуться к идее небронированных океанских скаутов. По своим характеристикам они были схожи с французским скаутом типа Mogador , однако после упразднения в итальянской классификации класса скаутов, были заложены, как лёгкие крейсера типа Capitani Romani . После окончания Второй Мировой войны оставшиеся два корабля этой серии были переквалифицированы в эскадренные миноносцы.

Эскадренные лидеры США

В конце Первой Мировой войны назрела необходимость пополнить флот США кораблями, имеющими возможность выполнять и роль разведчиков, и роль лидеров эсминцев. К 1919 году американские корабелы подготовили проект лидера, водоизмещением около 2000 тонн, вооружением из пяти 127-мм орудий и проектной скоростью 37 узлов. Планировалось построить пять таких кораблей, однако Конгресс США отказал в финансировании этого проекта, так как в составе флота на то время находилось огромное количество эсминцев. На протяжении 1920-х годов проектирование лидеров не прекращалось, хотя по этим проектам не было заложено ни одного корабля.

Технические характеристики проектов постоянно менялись, улучшались показатели энергетических установок и вооружения. Они проектировались как тяжёлые эсминцы или эскадренные лидеры, хотя по американской классификации они числились эсминцами. Их водоизмещение было ограничено Вашингтонским договором 1850-ю тоннами. В 1932 году был утверждён проект с восемью 127-мм орудиями Mark 12 в четырёх башнях. Первыми построенными лидерами в США стала построенная в 1936-1937 годах, серия лидеров из 8 кораблей типа Porter . Несмотря на то, что им не было присвоено класса «лидер», в предвоенные годы корабли часто использовались как лидеры флотилий.

На следующей серии лидеров Somers были установлены новые высокоэффективные энергетические установки, успешно показавшие себя на эсминцах типа Mahan . В 1937-1938 годах было построено пять кораблей типа Somers . Недостатком серии стала плохая остойчивость, так же как и предыдущая серия лидеров, они обладали слабым вооружением ПВО.

К сентябрю 1939 года был представлен проект нового небольшого крейсера, задуманный, как более мощная альтернатива лидерам. При водоизмещении 4000 тонн на нём планировалось разместить восемь универсальных 152-мм орудий в четырёх башнях. Однако посчитав его слишком мощным для лидера и слабым для крейсера, проект корабля был отклонён. В результате этого решения, американский флот больше не строил лидеров.

Лидеры СССР

Во время Первой Мировой войны российскому флоту не хватало кораблей класса крейсеров, поэтому эсминцы типа «Новик» зачастую выполняли задачи крейсеров. Учитывая этот опыт, а также существенное техническое отставание от конкурентов, в конце 1920-х годов ВМС РККА приступили к созданию первых советских лидеров.

В 1930 году было выдано задание на проектирование первого советского лидера. Этот проект создавался «с нуля», опыта строительства и проектирования подобных кораблей у советских конструкторов не было. Корабли «проекта 1» были заложены в 1932 году и классифицированы, как эсминцы, а в процессе постройки переквалифицированы в лидеры. Из-за слабости советской промышленности постройка кораблей затянулась. Головной корабль серии - «Ленинград» был сдан флоту в 1936 году, однако, учитывая его дооборудование и достройку, фактически он поступил на службу в 1938 году. В этом же году были сданы флоту два других корабля серии - «Москва» и «Харьков» . Во время испытаний головного корабля, были выявлены критические недостатки проекта: недостаточная мореходность и остойчивость, малый запас плавучести , высокая вибрация на полном ходу, а также критически слабый корпус . Планировали построить шесть кораблей серии, но учитывая недостатки, ограничились тремя построенными.

Попытавшись учесть все недостатки «проекта 1», в 1934-1935 годах были заложены лидеры «проекта 38» . В проекте отказались от некоторых спорных особенностей предыдущего проекта и были изменены некоторые элементы конструкции. По этому проекту было построено три корабля: «Минск» в 1938 году, «Баку» в 1939 году, «Тбилиси» в 1940 году. Эти корабли имели хорошее вооружение и высокую скорость хода, однако страдали от слабой мореходности и слабого вооружения ПВО. Так же, как и в предыдущем проекте, корабли имели небольшую дальность плавания и непрочные корпуса.

Несмотря на то, что корабли проекта 1 и 38 задумывались как наиболее мощные в своём классе, по мировым стандартам они очень скоро стали заурядными эсминцами. Конструкция кораблей и трёхвальная энергетическая установка оказались дорогостоящими и нетехнологичными. Исходя из этого, было решено заказать эсминцы последующих серий за рубежом. Лидер «проекта 20И» был заказан итальянской фирме OTO и заложен в Ливорно в 1937 году. Корабль был передан в СССР в 1939 году, получил название «Ташкент» и в 1940 году вошёл в строй. По его чертежам планировалось построить ещё три корабля силами советских кораблестроителей, но недостаточное развитие технологий помешало это сделать.

Z-33, эсминец проекта 1936A(mob)

В 1937 году началась разработка лидера проекта 48 . В его разработке применялся опыт строительства проекта 38 и «Ташкента», но в конце-концов он стал оригинальной разработкой. В 1939 году было заложено два корабля серии: головной корабль «Киев» и второй корабль «Ереван» . Они стали единственными кораблями серии. Экономические проблемы и быстрое устаревание проекта не позволили построить запланированные десять кораблей.

В 1940 году руководству флота был представлен проект бронированного лидера. Однако «проект 47» не получил одобрения, а дальнейшие работы по проектированию были остановлены в связи с началом войны.

Суперэсминцы Германии

Немецкие конструкторы в 1930-х годах получили задачу разработать новую серию торпедно-артиллерийских кораблей с усиленным вооружением. Был разработан проект «суперэсминца», вооружённого 150-мм орудиями . Восемь кораблей, построенных по проекту 1936А , вошли в состав флота в 1940-1941 годах. Их вооружение состояло из четырёх или пяти 150-мм орудий. В 1942-1943 годах в состав флота вошли ещё семь кораблей типа 1936A (Mob) . Все эти корабли имели по пять 150-мм орудий, в том числе два в носовой башне. Установка этой башни негативно повлияла на мореходность, а снаряды 150-мм калибра были тяжелы для заряжания. В целом, в сражениях Второй мировой войны, эти корабли особо не выделялись, хоть и заслужили немало негативных отзывов.

Суперэсминцы и лидеры других стран

Ряд стран, не входящих в число мировых лидеров и не имеющих средств на постройку большого количества кораблей стремились к улучшению боевых качеств своих кораблей, взамен наращивания их количества. Благодаря этому в междувоенный период появилось несколько уникальных или мелкосерийных «больших эсминцев». Эти корабли вполне подходили под определение лидера эсминцев и зачастую являлись сильнейшими кораблями своих стран.

Лёгкий крейсер HNLMS Jacob van Heemskerck

Одной из таких стран стала Югославия, которая заказала у британской компании Yarrow постройку эсминца JRM Dubrovnik . Корабль вошел в состав флота в 1932 году. Несмотря на то, что его классифицировали как эсминец, его вооружение соответствовало лидеру - четыре 140-мм орудия производства чешской компании Šкода . Мореходность, скорость и дальность плавания корабля также были хорошими. В 1939 году, в Югославии, при техническом содействии французских специалистов, началось строительство суперэсминца Split . Планировалось вооружить его пятью 140-мм орудиями и десятью 40-мм зенитными автоматами. Однако вторжение немецких войск в Югославию прервало все работы и эсминец был достроен уже после войны, с существенными изменениями.

Польша также хотела иметь в составе своего флота суперэсминцы, причём они должны были быть сильнейшими в мире кораблями своего класса. Эсминцы типа Grom были заказаны в Великобритании и в 1937 году польский флот получил в своё распоряжение два корабля серии. На момент постройки корабли имели самое большое в мире водоизмещение в своём классе. Вооружение состояло из семи 120-мм орудий , производства шведской компании Bofors . В дальнейшем планировалось построить ещё два корабля серии уже на польских верфях, но финансовые трудности заставили отказаться от дальнейшей постройки кораблей проекта.

В 1931 году Нидерланды приняли новую программу развития флота, опасаясь за свои владения в Ост-Индии. В противовес японским эсминцам типа Fubuki и Kagerō было решено строить лидер флотилии эсминцев водоизмещением до 2500 тонн. Желание иметь преимущество в огневой мощи и живучести, привело к постепенному наращиванию вооружения и брони. Поэтому, изначально заложенные как лидеры эсминцев, корабли типа Tromp к концу постройки классифицировались уже как лёгкие крейсера. Полностью построить удалось только головной корабль проекта . Недостроенный второй корабль серии - HNLMS Jacob van Heemskerck после нападения немецкой армии на Нидерланды пришлось увести в Великобританию, где его достроили как крейсер ПВО.

В годы Великой Отечественной войны каждая единица техники - самолет, корабль, и даже простой солдат, вносили свою лепту в защиту Родины и вели ее к приближению Дня Победы. Казалось бы, что может зависеть от простого матроса или одного корабля? Каким образом они могут привести страну и весь мир к завершению войны? Современники и исторические хроники описывали отвагу, мужество и доблесть не только отдельных солдат и матросов, но и целых подразделений и корабельных соединений, танков и самолетов. Внутреннее качество людей как бы передавалось на технику, которой они управляли.

Так и эсминец «Гремящий» вместе с командой, ее делами и поступками заслужил свое грозное для врагов название. Что же это за такой с названием эсминец?

Эсминец - вспомогательный боевой корабль

Как корабль назовешь, так он и поплывет

Эсминец «Гремящий» в годы войны действительно заслужил свое название. Он исполнил более 90 боевых задач, поставленных ему высшим командованием, прошел около 60 тысяч морских миль. Миноносец отбил 112 атак вражеской авиации, сбил 14 и серьезно повредил более 20 самолетов, успешно сопроводил порядка 40 союзных и 24 наших конвоев, потопил одну и нанес повреждения двум немецким подлодкам, десятки раз проводил обстрелы вражеских портов и позиций. И это только по официальным, документированным данным.

Летом 1945 года командир корабля А. И. Гурин получил высокое звание Героя Советского Союза.

После победы

В 1956 году с эсминца было снято вооружение, и он стал тренировочным кораблем. А еще через пару лет был исключен из состава ВМФ. Эсминец «Гремящий» 1941-1945 годов отправился на отдых, а ему на смену пришло новое современное противолодочное судно под таким же названием, которое продолжило славную боевую традицию знаменитого эсминца советского Северного флота.

Технические параметры эсминца «Гремящий»

Эсминец «Гремящий», фото которого мы видим выше, обладал мощностью в 48 тысяч лошадиных сил и водоизмещением в 2380 тонн, длиной 113 и шириной 10 метров. судна - 32 узла, запас хода при экономичном режиме - более 1600 миль. На вооружении эсминец имел четыре 130-милиметровых орудия, две 76,2-миллиметровых и четыре 37-миллиметровых пушки, а также четыре спаренных пулемета, два бомбомета и два торпедных аппарата. Кроме этого, на борту корабля помещалось 56 мин, около 55 глубинных снарядов различных размеров. Экипаж судна насчитывал 245 человек.

Итог обзора

По записям немецких офицеров и солдат ВОВ, советский флот всегда поражал их не столько техническими характеристиками орудий, сколько мужеством матросов и капитанов, которые могли воевать в любых синоптических условиях при самых разных обстоятельствах.

Так и «Гремящий» заслужил свое грозное название многими годами боевой службы по охране и защите нашей страны от вражеского нашествия. В современном российском флоте на вооружении ВМФ, конечно же, стоят более совершенные корабли, чем судна 1941-1945 годов. Однако дух боевых традиций остается прежним.

Серия лидеров эсминцев типа «Проект 1» состояла из 3 единиц — «Ленинград», «Москва» и «Харьков». «Ленинград» был построен на Ленинградском судостроительном заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1936 г. «Москва» и «Харьков» были построены на Николаевском заводе №198 и в 1938 г. включены в состав Черноморского флота. Эсминцы «Москва» и «Харьков» погибли в 1941 и 1943 гг. соответственно. «Ленинград» был затоплен в 1958 г. после расстрела в качестве мишени. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,6 тыс. т.; длина – 122 м, ширина – 11,7 м; осадка – 4,2 м; скорость – 40 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 66 тыс. л.с.; запас топлива – 613 т. нефти; дальность плавания – 2,1 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Вооружение: 5×1 — 130-мм орудий; 2х1 – 76-мм зенитных орудия; 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4-6х1 – 12,7-мм пулеметов; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 76 мин; 12 глубинных бомб.

Серия лидеров эсминцев типа «Проект 38» состояла из 3 единиц — «Минск», «Баку» и «Тбилиси». Эсминец «Минск» был построен на Ленинградском судостроительном заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1938 г. Эсминец «Баку» был заложен на заводе №199 Комсомольска-на-Амуре как «Киев». В 1938 г. переименован в «Серго Орджоникидзе» и принят в строй Тихоокеанского флота, а в 1940 г. получил наименование «Баку». Эсминец «Тбилиси» (Тифлис) был построен на заводе №199 и принят в строй Тихоокеанского флота в 1940 г. «Минск» потоплен в 1958 г. как мишень, «Баку» списан в 1963 г., а «Тбилиси» — в 1964 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,9 тыс. т., полное – 2,5 — 2,7 тыс. т.; длина – 122 м, ширина – 11,7 м; осадка – 4,1 м; скорость – 40 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 66 тыс. л.с.; запас топлива – 621 т. нефти; дальность плавания – 2,1 тыс. миль; экипаж – 250 — 310 человек. Вооружение: 5×1 — 130-мм орудий; 3х1 – 76-мм зенитных орудия; 4-8х1 – 37-мм зенитных автомата; 4-6х1 – 12,7-мм пулеметов; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 76 мин; 36 глубинных бомб.

Корабль был построен на итальянской верфи «OTO» по заказу СССР и зачислен в состав Черноморского флота в 1939 г. Эсминец погиб в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное –2,8 тыс. т., полное – 4,2 тыс. т.; длина – 133 м, ширина – 13,7 м; осадка – 4,2 м; скорость – 42,7 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 110 тыс. л.с.; запас топлива – 1,1 тыс. т. нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Вооружение: 3×2 — 130-мм орудия; 1х2 – 76-мм зенитное орудие; 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 6х1 – 12,7-мм пулеметов; 3х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 110 мин.

Эсминец «Новик» был построен на Путиловском заводе Петербурга и введен в строй Балтийского флота в 1913 г. В 1926 г. корабль переименован в «Яков Свердлов». В 1929 г. эсминец прошел перевооружение. Корабль погиб в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное –1,7 тыс. т., полное – 1,9 тыс. т.; длина – 100,2 м, ширина – 9,5 м; осадка – 3,5 м; скорость – 32 узл.; энергетические установки — 3 паротурбинные установки и 6 паровых котлов; мощность – 36 тыс. л.с.; запас топлива – 410 т. нефти; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 170 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1х1 – 76-мм зенитное орудие; 1х1 – 45-мм зенитный автомат; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 450-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 58 мин; 8 глубинных бомб.

Из первой серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 6 единиц («Фрунзе» (Быстрый), «Володарский» (Победитель), «Урицкий» (Забияка), «Энгельс» (Десна), «Артем» (Азард), «Сталин» (Самсон). Эсминец «Фрунзе» был построен на Херсонском заводе А. Ваддона и принят в состав Черноморского флота в 1915 г. Остальные корабли строились на Петербургском металлическом заводе и были введены в состав Балтийского флота в 1915-1916 гг. Первую модернизацию корабли прошли в 1923-1927 гг., вторую в 1938-1941 гг. Эсминцы «Фрунзе», «Володарский», «Энгельс» и «Артем» погибли в 1941 г. «Урицкий» списан в 1951 г., а «Сталин» затоплен при испытании ядерного вооружения в 1956 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,2 тыс. т., полное – 1,7 тыс. т.; длина – 98 м, ширина – 9,8 м; осадка – 3 — 3,4 м; скорость – 31 — 35 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 — 5 паровых котла; мощность – 23 – 30 тыс. л.с.; запас топлива – 350 — 390 т. нефти; дальность плавания – 1,6 – 1,8 тыс. миль; экипаж – 150 — 180 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1-2х1 – 76-мм зенитное орудие; 2х1 – 45-мм или 2х1 – 37-мм или 2х1 20-мм зенитных автомата; 2-4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 10 — 12 глубинных бомб; 80 мин.

Из второй серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 6 единиц «Ленин» (Капитан Изыльметьев), «Войков» (Лейтенант Ильин), «Карл Либкнехт» (Капитан Белли), «Валериан Куйбышев» (Капитан Керн), «Карл Маркс» (Изяслав), «Калинин» (Прямислав). Все корабли служили на Балтийском флоте. Эсминец «Карл Маркс» был построен на заводе «Беккер и К» и принят в строй в 1917 г. Остальные корабли построены на Путиловском заводе. «Ленин» и «Войков» в эксплуатации с 1916 г., а «Валериан Куйбышев», «Калинин» и «Карл Либкнехт» с 1927-1928 гг. Эсминцы «Ленин», «Калинин» и «Карл Маркс» погибли в 1941 г., остальные списаны в 1955-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,4 тыс. т., полное – 1,6 тыс. т.; длина – 98 — 107 м, ширина – 9,3 – 9,5 м; осадка – 3,2 — 4,1 м; скорость – 31 — 35 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 30,5 – 32,7 тыс. л.с.; запас топлива – 350 — 390 т. нефти; дальность плавания – 1,7 – 1,8 тыс. миль; экипаж – 150 — 180 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1х1 — 76,2-мм зенитное орудие или 4х1 – 37-мм зенитных автомата или 2х1 – 45-мм и 2х1–мм зенитных автомата; 2-4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 46 глубинных бомб; 80 — 100 мин.

Из третьей серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 4 единицы: «Дзержинский» (Калиакрия), «Незаможник» (Занте), «Железняков» (Корфу), «Шаумян» (Левкас). Корабли были построены для Черноморского флота на Николаевских заводах «Руссуд» и «Наваль». Эсминец «Дзержинский» вступил в строй в 1917 г., «Незаможник» — в 1923 г, а «Железняков» и «Шаумян» в 1925 г. Эсминцы «Дзержинский» и «Шаумян» погибли в 1942 г., «Незаможник» списан в 1949 г., а «Железняков» — в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,5 тыс. т., полное – 1,8 тыс. т.; длина – 93 м, ширина – 9 м; осадка – 3,2 м; скорость – 27,5 — 33 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 5 паровых котла; мощность – 22,5 — 29 тыс. л.с.; запас топлива – 410 т. нефти; дальность плавания – 1,5 — 2 тыс. миль; экипаж – 140 — 170 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 2х1 — 76,2-мм зенитных орудия или 2х1 — 45-мм и 5х1 — 37-мм зенитных автомата; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 4х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 8 глубинных бомб; 60 — 80 мин.

Серия эсминцев типа «Гневный» (Проект 7) состояла из 28 единиц и была распределена по флотам следующим образом: Северный флот – 5 единиц («Грозный», «Громкий», «Гремящий», «Стремительный», «Сокрушительный»), Балтийский – 5 единиц («Гневный», «Грозящий», «Гордый», «Стерегущий», «Сметливый»), Черноморский – 6 единиц («Бодрый», «Быстрый», «Бойкий», «Беспощадный», «Безупречный», «Бдительный»), Тихоокеанский – 12 единиц («Резвый», «Расторопный», «Разящий», «Рьяный», «Резкий», «Ретивый», «Решительный», «Ревностный», «Разъярённый», «Рекордный», «Редкий», «Разумный»). Эсминцы были построены на судостроительных заводах № 35, № 189, № 190, № 198, № 199, № 200 и № 202 и ведены в строй в 1938-1942 гг. В 1941-1943 гг. девять кораблей погибло. Эсминцы «Резкий», «Рекордный», «Ретивый» и «Решительный» переданы Китаю в 1955 г. Остальные корабли были списаны в 1953-1965 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,7 тыс. т., полное – 2 тыс. т.; длина – 112,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 38 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 54 тыс. л.с.; запас топлива – 535 т. нефти; дальность плавания – 2,7 тыс. миль; экипаж – 200 человек. Вооружение: 4×1 — 130-мм орудия; 2х1 — 76,2-мм зенитных орудия или 2х1 — 45-мм зенитных автомата; или 4х1 – 37-мм зенитных автомата; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбомета; 10 глубинных бомб; 56 — 95 мин.

Серия эсминцев типа «Сторожевой» (Проект 7У) состояла из 18 единиц и была распределена по флотам следующим образом: Балтийский – 13 единиц («Сторожевой», «Стойкий», «Страшный», «Сильный», «Смелый», «Строгий», «Скорый», «Свирепый», «Статный», «Стройный», «Славный», «Суровый», «Сердитый», Черноморский – 5 единиц («Совершенный», «Свободный», «Способный», «Смышлёный», «Сообразительный»). Эсминцы были построены на судостроительных заводах № 189, № 190, № 198, № 200 и введены в строй в 1940-1942 гг. В 1941-1943 гг. девять кораблей погибло. Остальные эсминцы были списаны в 1958-1966 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2,3 тыс. т., полное – 2,5 тыс. т.; длина – 112,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 38 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 54 — 60 тыс. л.с.; запас топлива – 470 т. нефти; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 270 человек. Вооружение: 4×1 — 130-мм орудия; 2-3х1 — 76,2-мм зенитных орудия, 3х1 — 45-мм зенитных автомата или 4-7х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбомета; 10 глубинных бомб; 56 — 95 мин.

Эсминец был построен на Николаевском заводе №200 и принят в строй Черноморского флота в 1945 г. Корабль списан в 1958 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,8 тыс. т.; длина – 111 м, ширина – 11 м; осадка – 4,3 м; скорость – 37 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 54 тыс. л.с.; запас топлива – 1,1 тыс. т. нефти; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 276 человек. Вооружение: 2×2 — 130-мм орудия; 1х2 –76-мм зенитное орудие: 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 22 глубинные бомбы; 60 мин.

Эсминец был построен на Ленинградском заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1941 г. С 1944 г. корабль был законсервирован, списан в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,6 тыс. т., полное – 2 тыс. т.; длина – 113,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 42 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 70 тыс. л.с.; запас топлива – 372 т. нефти; дальность плавания – 1,4 тыс. миль; экипаж – 260 человек. Вооружение: 3×1 — 130-мм орудия; 4х1 — 45-мм зенитных автомата; 1х2 и 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 10 глубинных бомб; 60 мин.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...