По степени институционализации власть бывает. Политическая власть

Политическая власть и ее типы.

Понятие политики и властных отношений.

1. Термин “политика” принадлежит к числу наиболее широко и часто употребляемых. Мы говорим о внутренней и внешней политике, об экономической, социальной, культурной, демографической, экологической и иных политиках, политической жизни и борьбе, политической власти и политической системе, политических конфликтах и кризисах, о политической культуре, политическом плюрализме. Тем самым мы выделяем особую, специфическую, своеобразную область, сферу общественной жизни, существующую, функционирующую и развивающуюся наряду с экономикой, социальной жизнью и духовной культурой. Политика выступает в этом плане как специфический вид социальной реальности, социального взаимодействия, особый вид социальной деятельности и социального регулирования.

Широта, сложность многогранность и многоуровневость такого феномена, как политика, создают немалые сложности в её чётком определении. Не случайно не только в обыденном сознании, но и в научных изданиях наблюдается большая пестрота таких определений. Но и при этом всё же можно выделить то главное, сущностное, что характерно для политики. Это – публичная власть, отношения властвования как отношения господства (правления) и подчинения (исполнения). М.Вебер, особенно много сделавший для утверждения политической социологии, определял власть как возможность “для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению”.

Политика – это одна из основных сфер общественной жизни, связанная с отношениями по поводу установления, организации, функционирования и изменения политической власти; деятельность социальных субъектов по осуществлению политической (государственной и общественной) власти.

Нет политики без власти и властных отношений, т.е. без способности, права и возможности одного социального субъекта решающим образом влиять на действия другого, опираясь на свою волю и авторитет, моральные и правовые нормы, обычаи и традиции, угрозу принуждения и наказания и т.д. Вместе с тем было бы неверным полностью отождествлять власть и политику, ибо не всякая власть выступает как политическая. Так, власть главы семьи над её членами, взятая сама по себе, - это не публичная, а личная, индивидуальная власть, а потому и не политика. Поэтому, например, в родоплемённом, догосударственном общественном устройстве, державшемся на личной власти главы рода, отсутствовала политическая власть. Публичная власть, прежде всего власть государства, и политика возникают и существуют тогда, когда общество в результате своего расширения и усложнения оказывается неспособным оставаться в рамках былой саморегуляции, самоуправления. В нём обнаруживается и сохраняется объективная потребность в обеспечении извне контроля за поведением его членов и их взаимоотношениями, а тем самым и в выделении для этого особого слоя людей, осуществляющих такой контроль и социально- политическое регулирование.



Основные причины возникновения политики:

1) поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении;

2) возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделённых от народа, органов власти.

Таким образом, важнейшей предпосылкой политики является появление государственной и политической власти. Первобытные общества были неполитическими. Не может рассматриваться как политическая и власть руководителя, лидера и в ряде других малых самодеятельных групп и объединений.

2. Политика – это всегда вопрос о власти. В общем смысле власть – это способность контролировать поведение других независимо от их согласия, а также эффективно участвовать в процессе принятия решений. Власть может быть легальной, нелегальной, справедливой, несправедливой. Она может основываться на богатстве, статусе, престиже, численном преобладании, или организованной эффективности.

Основными компонентами власти являются не субъект и объект, а средства и процесс. Субъект и объект – это непосредственные носители, агенты власти. Субъект – её активное, направляющее начало. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Первичный уровень составляют индивиды и социальные группы, вторичный – политические организации. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение, которое предписывает поведение объекта власти. В нём указываются также поощрения и наказание за выполнение или невыполнение команды. Поэтому организованность субъекта имеет для политической власти огромное значение.

Власть всегда подразумевает подчинение объекта субъекту. Отношения объекта и субъекта власти могут принимать форму, как ожесточённого сопротивления, так и добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяется, прежде всего, политической культурой населения.

Власть может иметь под собой несколько оснований, от которых зависит её сила, т.е. степень способность субъекта влиять на объект. Сила власти, основанная на привычке, воспринимается безболезненно и достаточно надёжна до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Наиболее стабильна власть, базирующаяся на интересе. Личная заинтересованность способствует развитию у людей позитивной мотивации подчинения. Подчинение по убеждению связано с воздействием на достаточно глубокие слои сознания. Готовность подчиняться власти ради высоких целей – важный источник власти. Власть на авторитете опирается на общую заинтересованность объекта и субъекта

власти и убеждённость подчинённых в особых способностях субъекта.

Власть, базирующаяся на интересах, убеждённости и авторитете, перерастает в идентификацию подчинённого с руководителем.

Субъект и объект – два крайних и изменчивых полюса власти: в одном отношении человек выступает начальником, в другом – подчинённым. Взаимодействие субъекта и объекта власти опосредуется целым комплексом средств или ресурсов. Это взаимодействие осуществляется в рамках специального институционального механизма, который выступает в роли стабилизатора процесса власти.

Политическая власть характеризуется следующими чертами:

1) легальностью использования силы в пределах государства (только за ним признаётся право применения всех видов санкций, включая физическое принуждение, лишение собственности, свободы и даже жизни). Политическая власть отличается от банды разбойников тем, что её насилие легитимно – признано и принято большинством членов общества;

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти; способностью руководить общественными процессами;

3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью (власть распространяется на всё общество в целом);

4) моноцентричностью (наличием единого центра принятия решений, многообразием ресурсов). Политическая власть использует как принуждение, так и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.

Типологии власти разнообразны. В зависимости от мотивов подчинения различают: - традиционную власть – в её основе лежит всеобщая убеждённость в нерушимости, святости установленных традиций. Власть правителя опирается на неписаные законы, она – священна. Например, вожди и монархи обладали традиционной властью. Подчинение их власти оправдывалось формулой «так было от века». Такая власть обычно

основывается на праве наследования. И часто наследуемая власть правителя практически неограниченна; - харизматическую власть – основывается на признании авторитета, на господствующую веру в величие, святость, героизм, превосходство одного лица над всеми. Такая власть часто проявляется в образе отца нации, вождя, бесспорного лидера, которому подчиняются с готовностью, добровольно. Харизматический лидер признаётся всеми как человек, которого судьба, законы общественного развития, Бог наделили необычным даром и подвигли на руководство обществом. Но харизматическая власть недолговечна, она либо рушится, либо трансформируется; - рациональную власть. В её основе лежит убеждение в законности установленного порядка, признание большинством обоснованности права государственных органов на осуществление власти. Права и обязанности руководителей, как правило, закрепляются в конституциях и законах, опирающихся на общее согласие с их содержанием. Руководящий принцип рационального типа политической власти – «господство закона, а не людей». Такой тип характерен для многих индустриальных обществ и реализуется в демократическом обществе.

В соответствии с ресурсами, на которых власть основывается,

выделяют:

Экономическую власть – представляет собой контроль над экономическими ресурсами, собственностью, материальными ценностями, предполагает способность распределения материальных благ;

Социальную власть – основана на распределении позиций (статусов, должностей, льгот и привилегий) по социальной лестнице;

Культурно-информационную власть – осуществляется с помощью научных знаний, информации и средств их распределения;

Принудительную власть – контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

При классификации по функциям выделяют законодательную, исполнительную и судебную власть; по характеру применения выделяют власть демократическую, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическую и др.

3. Устойчивость политической власти достигается в процессе ее институционализации. Эта институционализация начинается с выделения статусно-ролевых групп, которые должны управлять обществом. Одновременно формируется нормативно-правовая система, которая отвечает за регулирование степени ответственности этой группы, а также система ответственности населения перед государством – гражданская ответственность. Для поддержания нормативного порядка создается надежный механизм санкций, обеспечивающий выполнение индивидами предписаний норм и правил. Со временем сложившийся политический институциональный порядок входит в привычку.

Институционализация политической власти – естественный процесс. Она основана на результате действий людей, преследующих сиюминутные интересы, но вынужденных в своих поступках исходить из ожиданий других людей, ориентироваться на них. Институционализация – это отбор правил взаимодействия из множества других.

Итогом институционализации является устойчивый механизм, который обеспечивает постоянное воспроизводство политических властных отношений. В ходе институционализации политическая власть приобретает четкие очертания. Властные отношения становятся понятными, позволяющими каждому человеку определить в них свое место.

Общественная жизнь - понятие многогранное. Однако прогресс Российского общества, как мы видим из истории, напрямую зависит от качества проводимого в нем специфического созидательного интеллектуального процесса. Что же такое институционализация? Это организация развитым гражданским обществом стандартизованного прохождения Инструментом выступают разработанные обществом интеллектуальные образования - институты с зафиксированной схемой функционирования, штатной структурой, должностными инструкциями. Любая сфера общественной жизни - политическая, экономическая, юридическая, информационная, культурная - в целях прогресса общества подлежит обобщению и упорядочению этим процессом.

Примерами институционализации является, например, парламент, созданный на основе собраний горожан; школа, выкристаллизовавшаяся из творчества выдающегося артиста, художника, танцора, мыслителя; религия, берущая свои истоки из проповедей пророков. Таким образом, институционализация - это, конечно же, по своей сути, - упорядочивание.

Проводится оно как замена множеств индивидуальных моделей поведения на одну - обобщенную, регулируемую. Если говорить о конструктивных элементах этого процесса, то разработанные социологами социальные нормы, правила, статусы и роли - это действующий механизм институционализации, разрешающей насущные общественные потребности.

Российская институционализация

Следует признать, что действительно надежной экономической основой обеспечена институционализация в России в новом веке. Обеспечен рост производства. Стабилизирована политическая система: «работающая» Конституция, дееспособное разделение ветвей законодательной, исполнительной, судебной власти, существующие свободы дают основу для такого развития.

Исторически институционализация российской власти прошла следующие этапы:

  • Первый (1991-1998 гг.) - переходный от советского режима.
  • Второй (1998-2004 гг.) - изменение модели общества от олигархической к государственно-капиталистической.
  • Третий (2005-2007 гг.) - формирование эффективных институтов общества.
  • Четвертый (начиная с 2008 г.) - этап, характеризующийся эффективным участием человеческого капитала.

В России действует элитарная модель демократии, ограничивающая круг людей, активно участвующих в политическом процессе, что соответствует российскому менталитету, предполагающему доминирование интересов государства над интересами личности. Принципиальное значение приобретает поддержка гражданским обществом политического курса элиты.

Следует признать, что сдерживающим фактором развития остается традиционный, воспитанный в «лихие» 90-е годы части населения. Но в общество внедряются новые принципы демократии. Институционализация власти в России привела к тому, что политические институты разделяются не только на властные, но и на институты участия. В настоящее время возрастает роль последних. Они имеют направленное воздействие на определенные стороны прогресса общества.

Сферой же влияния властных является все население страны. К главным политическим институтам относят само государство, гражданское общество. Особенностью российской институционализации является ее моделирование с учетом интересов развития страны. Не всегда эффективным здесь оказывается слепое импортирование западных институтов, поэтому институционализация в России - процесс творческий.

Институционализация и социальные институты

Социальные институты и институционализация важны как универсальные инструменты объединения усилий множества людей, проживающих в различных субъектах федерации для оптимального распределения ресурсов и удовлетворения ими российского общества.

Например, институт государства реализует власть для удовлетворения потребностей максимального количества граждан. Институт права регламентирует взаимоотношения людей и государства, а также отдельных людей и общества в целом. Институт веры помогает людям обрести веру, смысл жизни, истины.

Эти институты служат фундаментом гражданского общества. Они порождены потребностями общества, которым присуща массовость проявления, реальность существования.

С формальной точки зрения социальный институт можно представить как «ролевую систему», основывающуюся на ролях и статусах различных членов общества. Вместе с тем, действуя в условиях федеративного государства, российские институты для обретения максимальной легитимности обречены объединять в себе максимальный набор традиций, обычаев, морально-этических норм. Регулирование и контроль осуществляется при помощи институтов, исполняющих правовые и общественные нормы, разработанные с учетом этих традиций и обычаев.

Для российского менталитета немаловажно для достижения максимальной эффективности подкреплять формальную организацию при функционировании того или иного института неформальной.

Отличительными чертами институтов, помогающими в разнообразной социальной жизни страны определить их наличие, служат многочисленные постоянные типы взаимодействий, регламентация как должностных обязанностей, так и порядка их выполнения, наличие в штате «узких» специалистов, подготовленных по профилю.

Какие социальные институты можно назвать основными в современном обществе? Их перечень известен: семья, здравоохранение, образование, социальная защита, бизнес, церковь, масс-медиа. Институционизированы ли они? Как известно, по каждому из этих направлений в правительстве существует соответствующее министерство, являющееся «верхушкой» соответствующей ветви власти, которая охватывает регионы. В региональной системе исполнительной власти организованы соответствующие управления, контролирующие непосредственных исполнителей, а также динамику соответствующих социальных явлений.

Политические партии и их институционализация

Институционализация политических партий в актуальной ее трактовке началась после Второй мировой войны. О ее составе можно сказать, что она включает в себя институционализацию политическую и правовую. Политическая упорядочивает и оптимизирует усилия граждан по созданию партий. Правовая устанавливает правовой статус и направления деятельности. Важными вопросами также являются проблема обеспечения финансовой прозрачности партийной деятельности и правил ее взаимодействия с бизнесом и государством.

Нормативно устанавливается обобщенный правовой статус всех партий (место в государственных и других организациях) и индивидуальный социальный статус каждой (отражает ресурсную базу и роль в обществе).

Деятельность и статус современных партий урегулирован законодательством. В России задачу институционализации партий разрешает специальный федеральный закон «О политических партиях». Согласно ему партия образовывается двумя путями: учредительным съездом либо преобразованием движения (общественной организации).

Государство регулирует деятельность партий, а именно права и обязанности, функции, участие в выборах, финансовую деятельность, взаимоотношение с госорганами, международную и идеологическую деятельность.

Ограничительными требованиями являются: общероссийский характер партии, количество членов (более 50 тыс.), неидеологический, нерелигиозный, ненациональный характер этой организации.

Представительство партий в законодательных органах обеспечивается объединениями избранных в них депутатов (фракций).

Законодательством также определена правосубъектность партий: административная, гражданско-правовая, конституционно-правовая.

Институционализация конфликтов

Обратимся к истории. Институционализация конфликта как социальный феномен находит свои истоки в эпоху зарождения капиталистических отношений. Лишение крестьян земли крупными землевладельцами, трансформация их социального статуса в пролетариев, конфликты зарождающегося класса буржуазии и не желающего оставить свои позиции дворянства.

В плане регулирования конфликта институционализация - это разрешение сразу двух конфликтов: индустриального и политического. Конфликт работодателей и рабочих регулируется институтом коллективного соглашения с учетом профсоюзами интересов наемных рабочих. Конфликт за право контролировать общество разрешается механизмом избирательного права.

Таким образом, институционализация конфликта является предохранительным инструментом общественного консенсуса и системы противовесов.

Общественное мнение и его институционализация

Общественное мнение является продуктом взаимодействия различных слоев населения, политических партий, сетей, СМИ. Динамика общественного мнения значительно возросла благодаря Интернету, интерактивности, флэш-мобов.

Институционализация общественного мнения создала специфические организации, изучающие общественное мнение, составляющие рейтинги, прогнозирующие итоги выборов. Эти организации собирают, изучают имеющееся и формируют новое общественное мнение. Следует признать, что зачастую такое изучение носит тенденциозный характер и опирается на необъективные выборки.

К сожалению, структурированная теневая экономика искажает понятие «институционализация общественного мнения». В этом случае суждения и пожелания большинства людей не находят воплощения в реальной политике государства. В идеале же между волеизъявлением народа и претворением его в жизнь должна быть прямая и четкая связь посредством парламента. Народные избранники обязаны обслуживать общественное мнение путем оперативного принятия нужных нормативно-правовых актов.

Социальная работа и институционализация

В конце XIX - начале XX века в западноевропейском обществе в связи с индустриализацией и задействованием в самых разных групп населения возник институт социальной работы. Речь шла в основном о социальных льготах и помощи семьям рабочих. В наше время социальная работа приобрела черты разумной альтруистической помощи недостаточно адаптированным к жизненным условиям людям.

Социальная работа в зависимости от субъекта ее проведения бывает государственной, общественной и смешанной. Государственные учреждения включают в себя министерство социальной политики, его региональные управления, местные учреждения, обслуживающие социально необеспеченных людей. Помощь оказывается определенным членам общества. Она регулярна, выполняется штатными социальными работниками и опирается на бюджетные средства. Общественная же социальная работа добровольна, выполняется волонтерами и чаще всего нерегулярна. Как вы понимаете, институционализация социальной работы дает наибольший эффект при смешанном варианте, где одновременно сосуществуют государственная и общественная ее формы.

Этапы институционализации теневой экономики

Процесс институционализации поэтапен. Причем все стадии его прохождения - типовые. Первопричиной этого процесса и одновременно его питающей основой является потребность, для осуществления которой необходимы организованные действия людей. Пойдем парадоксальным путем. Рассмотрим этапы институционализации при формировании такого негативного института, как «теневая экономика».

  • I этап - возникновение потребности. Разрозненные финансовые операции (например, вывоз капитала, обналичивание) отдельных экономических субъектов (начиная с 90-х гг. прошлого века) приобрели широкий и систематический характер.
  • II этап - формирование определенных целей и служащей их осуществлению идеологии. Цель можно, например, сформулировать следующим образом: «Создание экономической системы, "невидимой" для государственного контроля. Создание климата в обществе, когда властьимущие пользуются правом вседозволенности».
  • III этап - создание общественных норм и правил. Эти нормы изначально устанавливают правила, определяющие «закрытость» власти для контроля народом («византийская система власти»). Вместе с тем «неработающие» в обществе законы вынуждают хозяйствующие субъекты «идти под крышу» нелигитимных структур, реально осуществляющих регулятивную функцию, утерянную законами.
  • IV этап - появление стандартных функций, связанных с нормами. Например, функция «охраны бизнеса» властьимущих силовиками, функция юридического прикрытия рейдерства, обналичивание финансов под фиктивные контракты, создание при бюджетном финансировании системы «откатов».
  • V этап - практическое применение норм и функций. Постепенно создаются теневые конвертационные центры, не рекламируемые в официальной прессе. Они работают с определенными клиентами устойчиво и долговременно. Процент конвертации в них минимален, они успешно конкурируют с официальными конвертирующими организациями. Еще одно направление: теневая зарплата, которая составляет 15-80%.
  • VI этап - создание системы санкций, защищающих криминальную структуру. Должности государственных чиновников приватизируются капиталом для обслуживания бизнеса. Они, эти чиновники, разрабатывают «правила», карающие за «клевету», за «моральный ущерб». Управляемые в ручном режиме правозащитные органы и органы налогообложения превращаются в частную «дружину» властьимущих.
  • VII этап - теневые вертикали власти. Чиновники превращают свои рычаги власти в ресурс своей предпринимательской деятельности. Силовые министерства и прокуратура фактически изолированы от функции защиты интересов народа. Судьи, обеспечивающие политику региональной власти и за это «подкармливаемые» ею.

Процесс институционализации, как мы видим, универсален с точки зрения его основных этапов. Поэтому принципиально важно, чтобы ему подвергались созидательные и законные социальные интересы общества. Институт теневой экономики, ухудшающий качество жизни простых граждан, должен быть вытеснен институтом правового государства.

Социология и институционализация

Социология изучает общество как сложную институциональную систему с учетом его социальных институтов и связей между ними, отношений и общностей. Социология показывает общество с точки зрения его внутренних механизмов и динамики их развития, поведения больших групп людей и, кроме того, взаимодействие человека и общества. Она предусматривает и объясняет сущность социальных явлений и поведения граждан, а также осуществляет сбор и анализ первичных социологических данных.

Институционализация социологии выражает внутреннюю сущность этой науки, упорядочивающей социальные процессы при помощи статусов и ролей, сама направлена на обеспечение жизнедеятельности общества. Поэтому имеет место феномен: социология сама попадает под определение института.

Этапы развития социологии

Выделяют несколько этапов развития социологии как новой мировой науки.

  • Первый этап относят к 30-м годам XIX века, он заключается в выделении предмета и метода этой науки французским философом Огюстом Контом.
  • Второй - «наработка» научной терминологии, приобретение квалификации специалистами, организация оперативного научного обмена информацией.
  • Третий - позиционирование себя частью философов «социологами».
  • Четвертый - создание социологической школы и организация первого научного журнала «Социологический ежегодник». Наибольшие заслуги принадлежат французскому ученому-социологу Эмилю Дюркгейму в Сорбонском университете. Однако кроме этого, кафедра социологии была открыта в (1892 г.)
  • Пятым этапом, своеобразным «признанием» государства, стало введение социологических специальностей в государственные профессиональные реестры. Таким образом, общество окончательно признало социологию.

В 60-е годы американская социология получила значительные капиталистические вложения. В результате число американских социологов возросло до 20 тысяч, а наименований изданий социологической периодики - до 30. Наука заняла адекватное положение в обществе.

В СССР социология возродилась после Октябрьской революции в 1968 году - при МГУ. Содали кафедру социологических исследований. В 1974 году вышло первое периодическое издание, а в 1980 в профессиональный реестр страны введены социологические профессии.

Если же говорить о развитии социологии в России, то стоит упомянуть открытый в 1989 г. при МГУ факультет социологии. Он «дал путевку в жизнь» 20 тысячам социологов.

Таким образом, институционализация - это тот процесс в России, который состоялся, но с опозданием - относительно Франции и США - на сто лет.

Вывод

В современном социуме функционирует множество институтов, существующих не материально, а в сознании людей. Их образование, институционализация, является динамичным и диалектическим процессом. Устаревшие институты заменяются новыми, порожденными ключевыми социальными потребностями: коммуникации, производства, распределения, безопасности, поддержания социального неравенства, установления


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
по дисциплине «Система государственного управления»
НЕФОРМАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Хабаровск 2010
СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… ………….…3
    ………………………………………… ………………5
    СОДЕРЖАНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………...…..7
    Проявление неформальной деятельности государства в различных сферах жизнедеятельности общества ……………………….……..…10
    ОЦЕНКА влияния неформальной деятельности на сферы общественной жизни ……………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …29

ВВЕДЕНИЕ

Точку зрения о том, что современную социально-экономическую и политическую ситуацию в России невозможно понять без учёта “неформальной” составляющей - среди учёных и практиков разделяют всё большее и большее число учёных и практиков.
Без знания содержания и сущности неформальных отношений; того, как осуществляются неформальные действия; того, как на самом деле работают неформальные «правила игры», на наш взгляд, сегодня невозможно никакое грамотное, нацеленное на реально прогнозируемый результат, поведение членов общества - начиная хотя с самых молодых - «пионеров», заканчивая пожилыми - пенсионеров как в экономике, так и в политике.
Главный парадокс новейшей истории российского общества - это его социально- экономическое выживание. Жизнь миллионов людей, огромного большинства населения невозможно понять, если не принять во внимание их деятельность в неформальной экономике, когда с помощью неформальных практик обеспечивается хотя бы сносное современное существование.
Причины наличия парадокса выживания (Т. Шанин) - достаточно многочисленны, но его основная идея связана со здравым смыслом, многими остроумными анекдотами и афоризмами людей, касающихся их социально-экономического существования - типа: "этот наезд - уж точно последний", "не подмажешь - не поедешь», "нельзя уволить семейного работника" и многих аналогичных других, отражающих сущность неформальных отношений и неформальных практик. Неформальные отношения - это и "блат", и "патронаж", и "крыша", и многое другое, и мы до сих пор не уверены, что именно они ещё они собой представляют. Неформальные контексты сопровождают практически любое человеческое действие.
Поэтому актуальность темы “неформальности ” и в социологии, и в экономике, и в этике, и в политике, и культуре, и в других науках связана с тем, что важность подхода к соотношению формального и неформального до сих пор не вполне осознанна, хотя сама эта проблема с теоретической точки зрения достаточно глубоко исследована.
Так, хорошо известно, что неформальные правила выполняют функцию структурирования социальных взаимодействий и являются неотъемлемым моментом составляющей спонтанно возникающих порядков сотрудничества между людьми.
Неформальные управленческие взаимодействия разворачиваются в рамках формальных управленческих структур. Но эти взаимодействия в то же время происходят также и вне нормативных рамок этих структур.
Осуществление неформальных управленческих взаимодействий регулярно и в достаточно широких масштабах означает, что эти взаимодействия являются составной частью формальных структур управления и необходимы для их нормального функционирования 1 .
Таким образом, объектом данного исследования будет выступать неформальная деятельность государства, предметом – функционирование тех структур, которые входят в понятие неформальной деятельности.

    ОСНОВНЫЕ ДЕФИНИЦИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ
По степени институционализации и типу организации власть можно поделить на формальную (институциональную) и неформальную.
Неформальная власть - способность оказывать влияние на действия и решения других на основании престижа, привязанности и авторитета, при этом официальный статус человека не имеет решающего значения.
Неформальная власть не имеет руководящих и исполняющих звеньев, строго определенных функций и прерогатив. Эта власть проявляется как лидерство в неформальных институтах, движениях, руководство демонстрациями, выступления на митингах и т. д.
Неформальная власть отражает потребность формального управления, является его необходимым дополнением.
Признаками неформальной власти являются опора на человеческие неформальные отношения:
- слабые и сильные стороны человеческой натуры (уважение, авторитет, самолюбие, психологическая расположенность, заинтересованность);
- система индивидуальных или коллективных ценностей;
- лидерство;
Функции неформальной власти:
1) реализация общих материальных и социальных интересов. Это может быть заинтересованность в рационализаторстве или разработке и внедрении изобретения, в получении дополнительных доходов, в совместном строительстве гаражей, в решении дачных вопросов, в организации турпоходов и т.п.;
2) защита от чрезмерного давления администрации, чрезмерной интенсификации труда, повышение норм выработки, сокращения работников и т.п.;
3) получение и передача необходимой или интересной информации;
4) облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;
5) сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;
6) удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании уважении и идентификации;
7) создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта, преодоление отчуждения, страха, обретение уверенности и спокойствия;
8) адаптация и интеграция в различные сферы общества.
Существует три источника возникновения неформальной власти:
- функциональная недостаточность самой формальной власти;
- социальная интеграция;
- разделение феноменов функций и личности.
Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего общества функций.
Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.
Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, т.е. с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.
Неформальная институционализация - вытеснение формальных институтов неформальными правилами.

2 СОДЕРЖАНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Субъекты неформальной деятельности имеют сложный, многоуровневый характер. Речь в данном случае идет не столько об аппаратах властных структур – являющихся первичным уровнем (поскольку полномочия аппаратов так или иначе прописаны в соответствующих регламентах и должностных инструкциях, закрепляющих подчиненное положение аппаратов государственных органов по отношению к самим органам), сколько о совокупности специфических групп и объединений, а также специальных структур, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо имеющих ограниченные полномочия на участие в принятии политических решений.
Это прежде всего различные "группы интересов" и их разновидности - "группы давления" и "группы влияния", имеющие подчас вполне определенные структуру и иерархию, но тем не менее в основном не формализованные посредством принятых в публичной политике стандартов: нет юридического статуса, государственной регистрации, формального членства и т.п. Помимо "групп интересов" к подобного рода структурам можно отнести также и разного рода лоббистские структуры, которые могут быть частично формализованы (бизнес-клубы, различные советы при Президенте РФ, правительстве, министерствах, губернаторах или мэрах), но даже в этом случае они формируются не на представительской, а, как правило, личностной, неформальной основе и с узкокорпоративными целями.
Теневые политические субъекты (олигархи, региональные лидеры и т.д.) не имеют развитых технологий работы с государством в правовом и институциональном поле. Что касается государства, то оно выступает не как субъект более высокого уровня, арбитр в отношениях с теневыми политическими группами и судия в их деятельности, но как субъект этих отношений, ресурсы которого переходили из рук в руки и который вступал в коалиции то с теми, то с иными группами.
Существуют разные типы политических ресурсов, которыми обладают политические субъекты, и существует ситуативное представление о ценности разных типов ресурсов. Как правило, те субъекты, которые испытывают дефицит ресурсов определенного рода (тем более, если последние признаны ценными), должны их компенсировать. Это возможно двумя основными способами.
Во-первых, дискредитацией принятой системы ресурсной оценки и системы принятия решений. Для этого надо одновременно дискредитировать (подорвать доверие людей к чему-либо или прекратить оказывать кому-либо поддержку) классическую систему государственной власти (административный государственный механизм) и оказывать эффективное воздействие на процесс принятия решений с помощью тех ресурсов, которых у тебя в избытке («доступ к телу», личные связи, СМИ и т.д.). Если это удается, то постепенно формируется новое общепринятое представление о ценности типов ресурсов и механизмах власти, которое выгодно.
Другой важнейший механизм компенсации ресурсного дефицита - конвертация (преобразование) ресурсов. Деньги, интеллект, медийные или силовые возможности можно конвертировать во власть, в том числе в административную, институционализированную. Поэтому в политической системе должны быть центры конвертации ресурсов. Как правило, большинство теневых центров власти и влияния возникают и (или) функционируют именно как такие центры. Результатом же становится рост влияния в политике посредников, которые используют в своих интересах функции «организации коммуникаций» и предоставления услуг по преобразованию ресурсов, разных типов влияния во власть.
В такой системе олигархи сохраняют возможности для своего существования и становятся агентами государства по проведению в действие режима управляемой демократии. Они осуществляют свою деятельность под жестким контролем государства, которое имеет санкцию общественного мнения и политической легитимности на жесткую политику в отношении крупного капитала, которая в любой момент может быть реализована посредством неформализованных процедур. Впрочем, выстраивание государством подобной системы отношений с олигархами таит в себе и достаточно серьезную опасность. В определенный момент «экономическая база» режима может выйти из-под контроля, и крупный капитал превратится уже в «агента давления» на государство со стороны разного рода протестных групп общества.
Объекты неформальной деятельности чересчур разнородны (принятие политических решений, лоббизм, оказание услуг, преференции по линии землячеств, семейных кланов и т.д.).
Предмет – теневые политические отношения.
Государственное управление, не находя органически присущей установленным государственным формам среды законности и правопорядка, вынуждено опираться прежде всего на неформальные механизмы власти, гораздо менее предсказуемые и чаще неэффективные. Так складывается система управления страной, основанная на личных связях и корпоративной солидарности внутри правящих элит, на скрытых механизмах администрирования, малейшая несогласованность которых, особенно в периоды социально-политических кризисов, чревата управленческим коллапсом.

    3 Проявление неформальной деятельности государства в различных сферах жизнедеятельности общества
Проявление неформальной власти на сферы жизнедеятельности государства и общества происходит по нескольким направлениям:
1. Лоббизм
2. Избирательный процесс
3. Внешняя политика
4. Неформальные встречи глав государства по международным вопросам
Итак, проявление неформальной власти по направлению – лоббизм . Прежде, чем приступить к анализу лоббистской деятельности государства, необходимо рассмотреть интересы, которыми руководствуется государство. Так, интересы государства:
    Экономические (с точки зрения большого числа политологов, (и не только марксистов), защита экономических интересов превалирует среди целей политической активности. Несмотря на то, что многие общественные кампании напрямую не связаны с финансовыми интересами, до тех пор, пока государство вовлечено в прямое или косвенное управление макроэкономикой, экономический конфликт будет определять политический процесс)
    Неэкономические (идеологические ). Природа данных интересов состоит в защите не материальных, а определяющих образ жизни сообщества ценностей, таких, как политические права, свобода, безопасность, культура, мораль, религия. Эту сферу можно назвать «идеологическими интересами.
    Общественные интересы (Политики, должностные лица, лоббисты зачастую апеллируют к категории “общественный интерес” или “общественное благо”. Поэтому представляется важным понять, что подразумевается под данной категорией. В западной политической мысли существует старая традиция указания на понятие “общественное благо” . В российском уголовном, конституционном праве, в некоторых нормах избирательного законодательства и, конечно же, в информационном законодательстве часто даются ссылки на общественный интерес при отсутствии определения понятия «общественный интерес». Вольная трактовка этого понятия позволяет в некоторых случаях манипулировать поведением многих людей. Самое общее определение общественного блага – это «сохранение и развитие сообщества». Можно использовать понимание, близкое к тому, что использует Дж. Берри в работе «Лоббирование для людей», где под организациями «общественных интересов» понимаются группы, которые реализуют задачи, достижение которых не является частной целью отдельных членов или группы членов)
    Частные интересы (та область интересов индивида, где он действует как родитель, бизнесмен, собственник, и т.д., т.е. как член определенной референтной группы, а не член общества)
Теперь рассмотрим классификацию направлений лоббистской деятельности :
1. По объекту воздействия: органы исполнительной власти, законодательная власть, судебные органы.
2. По уровню воздействия: федеральные ведомства, власть регионального уровня, местная (муниципальная) власть.
3. По субъекту воздействия: отрасли (бизнес), общественно-политические организации, неформальные объединения, СМИ.
Обозначим также основные средства (технологии) лоббизма :
1. Мобилизация общественного мнения (проведение массовых акций, подготовка обращений к представителям власти, «слив» нужной информации в СМИ и проч.);
2. Коммуникация формального характера (экспертиза принимаемых органами власти решений, участие в работе органов власти, разработка проектов нормативно-правовых актов и проч.)
3. Коммуникация неформального характера (использование личных контактов, организация семинаров и конференций, участие в работе общественных объединений, проведение неформальных встреч с представителями власти и проч.)
4. Использование избирательных кампаний (рекрутирование «своих» кандидатов в органы власти, личное участие в выборах, финансирование избирательных фондов и проч.)
Проявление лоббизма в настоящее время:
С начала 90-х произошли незначительные изменения механизмов лоббирования. В чем же причины того, что механизмы современного российского лоббизма мало чем отличаются от своего преемника советского периода?
Во-первых, основные каналы лоббирования не изменились. Место КПСС заняли органы исполнительной власти. Именно через них, а не через законодательную власть, идет основное продвижение групповых интересов. На законодательном же уровне лоббизм просматривается в новой норме избрания сенаторов от регионов..
Если говорить о федеральном уровне, то лоббирование традиционно происходит по четырем основным каналам: Администрация Президента, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ. Также стоит упомянуть пятый канал: аппараты полпредов и федеральных инспекторов. Ведь именно от них поступает к Президенту РФ информация о положении дел в регионах.
Во-вторых, самые сильные группы интересов остались прежними (а в условиях поддержки государства только укрепились). Это монополии, причем большей частью ориентированные на экспорт. Доминантой российской экономики по-прежнему остаются топливно-энергетический комплекс, автомобильная промышленность, атомная энергетика, отрасли по добыче цветных металлов и драгоценных камней, металлургия, «оборонка». У данных отраслей есть свои люди в министерствах и правительстве, обеспечивающие соответствующее лобби.
В-третьих, не изменились основные средства лоббирования. По-прежнему, как и в советскую эпоху, главным способом решения проблемы является подкуп (взятка) работников аппарата органов исполнительной власти.
В-четвертых, сохранились тенденции перераспределения собственности в интересах крупных финансово-промышленных групп. Все так же значительную роль играют крупные отраслевые и региональные группировки.
Теперь приступим к рассмотрению методов лоббирования:
    Прямые методы
    Непосредственный контакт (Практически любая организация, когда-либо вовлеченная в лоббирование, использовала такую тактику лоббирования как прямой контакт с официальными лицами, принимающими решение – по телефону, по почте, а также напрямую. Основная техника лоббиста в данном случае состоит в том, чтобы продемонстрировать избранному должностному лицу или зависящему от такового, каким образом повлияет на электоральные настроения проведение им той или иной политики).
    Предоставление информации, экспертиза (Группы интересов проводят аналитические исследования или собирают техническую информацию по вопросам, волнующим их членов. Обычно и законодатели, и представители исполнительной власти обладают ограниченными экспертными ресурсами для проведения исследований по вопросам последствий всех решений, которые они принимают. В некоторых случаях, лоббисты как вариант решения предлагают готовый законопроект для внесения его на рассмотрение парламента. В отношении данного метода лоббирования, больший эффект имеют персональные контакты, в особенности, неформальные)
    Обеды (практика «wining and dining» описывается в американской научной литературе как одна из форм прямого лоббирования. В российской практике она развита не меньше, просто отдельные формы отличаются так же, как различаются отдельные культурологические характеристики обществ. В США принято приглашать (обычно это делается лоббистами) официальных лиц на различные неформальные мероприятия, как охота, рыбалка, боулинг, воздушные, морские прогулки, поездки в города-центры развлечений и т.д. Однако во многих штатах ценность лоббирования посредством приглашений законодателей на мероприятия снизилась с ростом потребности в информации. В российской практике также наблюдается подобная динамика).
    Непрямые методы
    Финансирование избирательных кампаний кандидатов в выборные органы власти – способ воздействия, который, с одной стороны, основывается на предоставлении голосов косвенным образом, а с другой стороны, приносит личные связи или возможность доступа к лицам, принимающим решения (ЛПР). Во-первых, у лоббистов появляется возможность влиять на программу кандидата на выборах. Во-вторых, получение впоследствии доступа к ЛПР служит мотивацией при поддержке кампаний. То есть таким путем образуются каналы коммуникации группы и политиков.
    Информационные кампании (основан на факторе косвенного влияния на распределение голосов на выборах. Однако не меньшей проблемой, чем согласование интересов конкурирующих интересов, является абсентеизм (игнорирование политики) общественности. Для преодоления этой апатии используются всевозможные тактики работы с общественным мнением, ориентированные как на большие аудитории, так и сфокусированные на немногочисленные социальные группы)
    Способы теневого лоббизма в Государственной Думе РФ
Характерными признаками теневого лоббизма является то, что на поверхности видны только само принимаемое или принятое решение и тот, кто представляет и принимает решение. За кулисами лоббизма и в тени остаются настоящий заказчик -клиент-лоббист, другие участники цепочки, материальное вознаграждение за конечный результат, а также иные вопросы и проблемы, которые находятся в поле зрение нелегального лоббирования.
Рассмотрим ряд классических технологий теневого лоббирования.
Эффект неожиданности. Эта технология осуществляется в два этапа: во-первых, создается оплачиваемое лобби по тому или иному вопросу. Это прекрасные специалисты, как правило, отлично знающие свою тему и хорошо вооруженные патетическими аргументами. Их оппоненты обычно менее подготовлены к ведению дискуссии. Во-вторых, лоббистские законопроекты вносятся спонтанно. Сроки их рассмотрения определяются кулуарно на Совете Думы, и вброс закона на рассмотрение Государственной Думы происходит моментально.
Эффект «корпоративности». Данный способ зависит от степени дисциплины в депутатском объединении. В регламентах депутатских объединений строго прописаны положения о солидарном голосовании. Поскольку регламент Государственной Думы не содержит оснований для исключения депутата из депутатского объединения, в определенной степени это ставит депутата в зависимость от объединения и, в конечном счете, от партии, которая его поддержала на выборах. Можно выделить две основные возможности давления на депутата депутатского объединения: угроза исключения и угроза не поддержки депутата (или невключение в избирательный список) на очередных выборах.
Параллельное внесение удобного законопроекта. Этот метод используется с целью не допустить дальнейшее продвижение законопроекта, который не удобен лоббистам. В случае внесение в комитет Государственной Думы «неудобного» законопроекта (его могут инициировать либо конкуренты, либо депутаты с целью наживы), сотрудничающие с лоббистами депутаты вносят (если не удалось договориться об отзыве) свой параллельный законопроект. Добившись его поддержки на комитете, альтернативные законопроекты просто снимаются с рассмотрения. В итоге «свои» депутаты единолично ведут неудобную тему (а длится это может годами и, как правило, ничем не заканчивается), а отраслевые лоббисты полностью контролируют ситуацию.
Эффект «перегруженности». Гладкое прохождение законопроекта может быть обеспечено в том случае, если повестка дня постоянно перенасыщена вопросами. Законопроекты в таком случае практически не обсуждаются и качество принятия решений оставляет желать много лучшего.
Эффект благоприятного времени. Время, когда вносится законопроект, имеет большое значение.
1. Время перед депутатскими каникулами. Наилучшее время для внесения законопроекта - последние дни работы Государственной Думы перед депутатскими каникулами. При благосклонности головного комитета и если законопроект не вызывает всеобщей аллергии, прохождение нужного решения практически гарантировано.
и т.д.................

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль .

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют (см.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 85).

Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки" программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок

руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти может быть построена «по различным признакам:

  • по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.;
  • по субъекту власти - классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.;
  • по количественному признаку... - единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц);
  • по социальному типу правления - монархическая, республиканская; по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.;
  • по социальному типу - социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п....» (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 44)!

Важным видом политической власти является государственная власть . Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием «политическая власть» . В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным.

Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. Однако, это не выражает ее сущность. «Государственная власть-это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально политические пауки. - 1991. - № 11. - С. 28).

При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть ТОЛЬКО как власть, которая занята ЛИШЬ тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.

В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным - федеративной и унитарной. Сущность этих систем власти определяется характером существующего разделения государственной власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то действует федеральная система власти. Если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти.

Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

В некоторых странах к названным трем властям добавляют еще четвертую - избирательную власть, которую представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных стран речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подчиненным ему аппаратом: шестую - учредительная власть по принятию конституции.

Целесообразность разделения властей обусловливается, во-первых, необходимостью четкого определения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право. . государство и общество, приказание и подчинение; в-пятых, необходимостью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функции (см.: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 199.4. - № 7-8. - С. 40).

Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть."В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей (см.: Там же. - С. 43-44, 45).

Начало теоретического обоснования проблемы разделения властей связано с именем французского философа и историка Ш. Л. Монтескье, который, как уже отмечалось при рассмотрении этапов развития политической мысли, предложил разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды).

В последующем идеи Монтескье получили развитие в трудах других мыслителей и законодательное закрепление в конституциях многих стран. В конституции США, например, которая принята в 1787 году, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная - Верховным судом и темп низшими судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип разделения властей, согласно конституций, лежит в основе государственной власти И в ряде других стран. Он, однако, до конца не реализован пи в одной стране. Вместе с тем во многих странах в основе государственной власти лежит принцип единственности.

В пашей стране в течение многих.лет считалось, что идея разделения властей не может быть реализована па практике в связи с тем, что власть едина и неделима. В последние годы положение изменилось. Теперь все говорят о необходимости разделения властей. Однако, проблема разделения еще не решена на практике в связи с тем что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей зачастую подменяется противопоставлением этих властей.

Решение проблемы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей - в нахождении оптимального соотношения между ними как направлениями единой государственной власти, четком определении их функций и полномочий.

Относительно самостоятельным видом политической власти является партийная власть. Как вид политической власти эта власть признается далеко не всеми исследователями. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе продолжает господствовать точка зрения, согласно которой партия может быть звеном в системе политической власти, но не субъектом власти. В качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные исследователи. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, например, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти являлась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы являются и в индустриально развитых странах Запада.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д.

В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции политической власти часто характеризуются со знаком «плюс». Так например, Б. И. Краснов пишет: «Власть должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем; 2) утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функции» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально-политические науки. - 1991. - № 11. - С. 31).

То, что «власть должна» обеспечивать «права граждан», «их конституционные свободы», «выполнять созидательные функции» и т. д. - пожелание безусловно, хорошее. Плохо только то, что оно нередко не реализуется на практике. В действительности власть не только обеспечивает права, конституционные свободы граждан, но и попирает их; она не только созидает, но и разрушает и т. д. Поэтому, думается, более объективные характеристики функций политической власти дают некоторые зарубежные исследователи.

По мнению зарубежных политологов, власть «проявляет себя" через следующие основные признаки и функции:

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "Лондонский Зоопарк (London Zoo)" Описание лондонского зоопарка на английском

Одной из известных достопримечательностей Лондона, Англии и мира является Лондонский зоопарк – самый первый в мире зоопарк, занимающийся научной...

Факультет экономики и управления Описание профилей кафедры Экономики и менеджмента
Факультет экономики и управления Описание профилей кафедры Экономики и менеджмента

Миссия кафедры Кафедра экономики общего менеджмента (далее - кафедра) является основным учебно-научным структурным подразделением НЧОУ ВО «МИЭПП»...

Сказка о жадной девочке Рассказ том что жадность приносит горе
Сказка о жадной девочке Рассказ том что жадность приносит горе

Маме одного мальчика купили новое платье, сережки, туфли на стройных каблуках. Мама надела, папа ахнул: «Пойдем по улице погуляем, пусть все видят,...