Каждое утро перед тем как поехать на работу, мы прогреваем своё авто, а надо ли?

Нам говорят, что на холодную машина хуже едет, портиться и т.д.. Появилась теория, что все это зря и можно не прогревать машину.
Последние 26 лет Кьятти изучает двигатели внутреннего сгорания, т. е. моторы, которые сжигают жидкое топливо, чтобы получить энергию. В настоящее время он даже курирует работу Аргоннской национальной лаборатории в Иллинойсе.

Если кратко, то вывод эксперта такой:

Работа двигателя автомобиля на холостом году в мороз не только заставляет вас тратить лишнее топливо, но и вредит двигателю.

Потому что когда мотор работает, а машина стоит, застывшее масло не успевает вовремя добраться до цилиндров и поршней. Результат - повышенная, недопустимая на них нагрузка.
В нормальных условиях ваш автомобильный двигатель работает на смеси воздуха и испарившегося топлива - возьмем для примера бензин. Смесь поступает в цилиндр, поршень сжимает ее - и это приводит к микро-взрыву, который и дает энергию двигателю.
После того, как ваш мотор прогреется до 4,4 градуса по Цельсию, обороты начнут падать. И вы увидите это по шкале тахометра. Попутно вы заметите, что в салон стал поступать теплый воздух. Но не путайте тепло от радиатора с теплом двигателя!

«Работа на холостом ходу заставит двигатель греться медленнее обычного. Это значит, что электроника машины будет продолжать активно насыщать цилиндры топливной смесью», - рассказывает Кьятти.

Это должен знать каждый водитель: прекратите «прогревать» двигатель автомобиля

Так что самый быстрый и лучший способ прогрева автомобиля - подождать секунд 30-60 после того, как вы завели мотор, и спокойно начинать движение. А можно и вообще не ждать.

Главное при этом - не слишком активно нажимать на педаль газа в первые минуты движения.

«Будьте нежны с автомобилем в первые 5-15 минут езды. Так вы избавите мотор от ненужного стресса», - рекомендует эксперт.

Плюс ко всему, это банально невыгодно. Недостаточно прогретый мотор тратит минимумна 12% больше топлива, чем обычно. Если вы сильно давите на педаль газа сразу после выезда на дорогу, то просто тратите лишнее топливо, не получая никаких выгод. В этом нас уверяет инженер-механик из Массачусетского технологического института.

Но когда на улице холодно, бензин испаряется плохо. Изначально ваш автомобиль компенсирует это, добавляя в смесь больше бензина, поэтому поначалу двигатель и работает на повышенных оборотах. И вот тут начинаются проблемы.

«Проблема в том, что когда в камеру сгорания попадает слишком много топлива, часть его остается на стенках цилиндра. - рассказывает Кьятти. - Бензин - отличный растворитель, и он реально смывает смазочные материалы со стенок, когда вы запускаете двигатель на морозе. Особенно это важно, если машина долго стояла на улице и не заводилась».

Это приводит к недостаточному смазыванию поршневых колец и гильз цилиндров. А они имеют решающее значение для запуска цилиндров и поршней, т.е. для того, чтобы «вдохнуть жизнь» в двигатель вашего авто.

Теперь еще раз и «по-простому«. Главная проблема с морозом - в том, что из-за него загустеет масло. В итоге узлы трения работают «всухую», износ механических деталей в этом случае происходит значительно быстрее, чем обычно.

Но в каком случае мотор прогреется быстрее - если ехать или если стоять?

Вывод: вопреки распространенному мнению, работа мотора на холостом году не продлевает его жизнь, а лишь сокращает ее.

Кстати, именно об этом говорят производители современных авто: ни один из них НЕрекомендует прогревать двигатель на стоянке.

И еще. Если у вас автоматическая коробка передач, то прогревать нужно и ее. Разумеется, единственный способ это сделать - медленно ехать, мягко управляя педалью газа. Для этого достаточно пары десятков секунд: как раз столько обычно требуется, чтобы выехать со двора.

Корни этого мифа

Некоторые мифы весьма живучи, и этот не исключение. Основанием для него стала эпоха, когда все бензиновые двигатели были карбюраторными. Но еще в 1980-х стали использовать электронный впрыск топлива, который сделал это правило «5 минут»неактуальным.

Ключевое отличие тут в том, что электронный впрыск топлива сам регулирует состав воздушно-топливной смеси, которая попадает в цилиндр. Карбюратор так делать не умел: в нем не было для этого специального датчика.

Но так как машин с карбюраторами больше не делают, то и потребности в холостом ходу нет никакой.

Кто что думает по этому поводу?

Холодное время года всегда приносит автомобилистам проблемы. Нужны другие шины, масла, топлива, жидкости для омывания стекол - всего и не перечислить. Многие автомобили становится трудно запустить - мороз требует хорошего состояния систем питания, зажигания. стартера, аккумулятора. И приходится менять свечи, высоковольтные провода, регулировать двигатель...

Но вот все вроде бы в норме. Двигатель теперь легко запускается в любой мороз. Однако один вопрос все равно остается - надо ли прогревать двигатель или mowho сразу после запуска трогаться в путь? Вопрос далеко не так прост, как кажется, и даже у специалистов здесь нет единого мнения.

Для того, чтобы ответить на него, необходимо проследить, какие процессы происходят в холодном двигателе, и что меняется при прогреве.

На что влияет температура?

Для начала обратимся к конструкции. Известно, что детали двигателей часто выполняются из разнородных материалов: например, одна из сопрягаемых деталей - алюминиевая, а другая - стальная или чугунная. И если палец в поршне, распределительный вал в головке блока или корпусе при низких температурах будут иметь малые зазоры, то по мере прогрева из-за разности коэффициентов температурного расширения алюминия и стали (чугуна), зазоры станут больше.

Напротив, в паре поршень - чугунный блок цилиндров или гильза, при низких температурах зазор окажется большим. Далее при прогреве двигателя он уменьшится до рабочего, а в случае перегрева двигателя - и вовсе до нуля.

Очевидно, особенности изменения рабочих зазоров сильно повлияют на характер смазывания, трение и износ деталей. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Поршень обычно имеет номинальный зазор в цилиндре около 0,04 - 0,06 мм при температуре 20°С. Когда температура воздуха при запуске двигателя меньше, зазор увеличивается пропорционально разнице температур. Если мороз достигает 30°С, то зазор в цилиндре увеличится вдвое - до 0.08 - 0,1 мм.

При таком зазоре поршень может стучать при перекладке, т.е. прохождении верхней и нижней мертвых точек. А двигатель с изношенной поршневой группой, имеющей повышенные зазоры поршней в цилиндрах, станет после запуска работать шумно. И только после прогрева его шум станет меньше.

Конструкторы обычно стараются уменьшать "холодный" стук поршней, смещая палец на 0,5 - 1.5 мм от оси поршня. Тогда давление газов при сгорании создает на поршне силу, препятствующую удару юбки о стенку цилиндра при перекладке в верхней мертвой точке. Однако этот способ действует не на всех режимах работы двигателя и убрать полностью стук не может. Так как стук поршня появляется в случае удара юбки поршня о поверхность цилиндра. то это вызывает ускоренный износ деталей. Поэтому работа двигателя на таких режимах - верное средство заметно уменьшить его долговечность.

Но стук холодного поршня - еще не все проблемы. Как известно, чем холоднее на улице, тем более обогащенная топливная смесь должна поступать в цилиндры, чтобы обеспечить надежный запуск и работу двигателя. При этом избыток топлива, попадая в цилиндр в виде капель, смывает масло с его стенок. Это еще больше ухудшает условия работы поршня в непрогретом двигателе - в некоторых случаях возможно появление задиров на юбке поршня, поршневых кольцах и цилиндре, приводящих к увеличению расхода масла, падению компрессии. Правда, в современных двигателях эту проблему решают подбором материалов деталей, а также нанесением на них специальных покрытий.

Практика показывает, что если двигатель работает на холостом ходу, сильных ударов при перекладке поршня не возникает. Другое дело, когда непрогретый двигатель работает под нагрузкой, например, при разгоне и движении автомобиля. Именно на таких режимах и появляются обычно дефекты на рабочих поверхностях деталей.

Несколько иная картина возникает в других сопряжениях, например там, где алюминиевая деталь охватывает стальную или чугунную.

Так, поршневой палец устанавливается в отверстиях бобышек поршня с зазором примерно 0,01 мм при нормальной температуре 20°С). Если запуск холодного двигателя осуществляется при температуре -30°С, то зазор в соединении близок к нулю. Достаточно сразу после запуска дать двигателю большие обороты или начать движение, и может произойти следующее. Быстрое вращение пальца в отверстии без зазора и к тому же при недостаточной смазке (загустевшее масло не сразу начинает поступать к трущимся парам), приводит к заметному возрастанию трения. Это вызывает быстрый разогрев соприкасающихся поверхностей, а так как поршень не может нагреться сразу, то диаметр отверстий в первый момент не увеличивается, а уменьшается, в результате палец может заклинить в отвергни поршня.

Не менее опасная ситуация возможна и с подшипниками распределительного вала. Он наиболее удален от маслонасоса, и после запуска масло к нему поступит в последнюю очередь. При низких температурах и слишком вязком масле подшипники распредвала могут испытывать "масляное голодание" в течение нескольких десятков секунд после запуска. Результат будет зависеть от режима работы двигателя: при низких частотах вращения возможно заклинивание вала в подшипниках, а при высоких - их расплавление с серьезным повреждением вала и головки блока. Недостаточная смазка - одна из основных причин появления неисправностей при холодном запуске и прогреве двигателя. Поэтому в холодное время года необходимо внимательнее относиться к моторному маслу - в первую очередь использовать масло с соответствующей вязкостью. Не следует забывать и о качестве масла, определяемом его спецификацией. Масло низкого качества иногда склонно к образованию низкотемпературных отложений нa внутренних деталях и поверхностях двигателя, особенно в условиях, когда время прогрева до рабочей температуры существенно возрастает. Кстати, из-за этого зимой частые поездки на короткие расстояния без прогрева двигателя становятся небезопасными - плохое масло вполне способно превращаться в некую загадочную субстанцию, покрывающую стенки толстым слоем мази и забивающую масляные каналы и отверстия.

У современных двигателей, обладающих высокой компактностью конструкции, каналы системы смазки, как правило, имеют малые сечения. Из-за этого двигатель очень чувствителен к вязкости масла - если при холодном пуске она слишком велика, масло не будет поступать к подшипникам довольно долго со всеми вытекающими отсюда последствиями. Очевидно, исключить опасность возникновения дефектов можно, применяя синтетические масла со стабильной по температуре вязкостью.

Так греть или не греть?

Без сомнения, наш краткий анализ процессов в двигателе показывает, что с технической точки зрения прогревать его надо. И даже можно указать, на каких режимах - без нагрузки на холостом ходу, при несколько увеличенной частоте вращения. И до тех пор. пока температура охлаждающей жидкости не поднимется хотя бы до 40 - 50°С (при этом стрелка указателя температуры "страгивается" с нулевого упора, на что требуется в среднем от двух до пяти минут в зависимости от температуры воздуха).


Греть или не греть? – вот в чем вопрос. Ответ можно найти в «Инструкции по эксплуатации» конкретного автомобиля. Ниже рассматриваются причины, по которым двигатель автомобиля следует прогревать перед поездкой. Обсуждаются температуры начала движения .

При обсуждении вопросов прогрева ДВС разумно рассматривать разные группы двигателей отдельно. Например, такие группы:

    Двигатели старых автомобилей с водой в системе охлаждения.

    Двигатели старых автомобилей с антифризом в системе охлаждения.

    Двигатели современных автомобилей с антифризом в системе охлаждения

Как обычно, рассмотрение построено от старых двигателей к современным моторам.

Двигатели старых автомобилей с водой в системе охлаждения

Если зимой не прогреть двигатель старого автомобиля с водой в системе охлаждения или не нагреть его хотя бы до +40°C, то автомобиль … просто не поедет!

2016 сайт. All rights reserved.

Удачи на дорогах!

Каждый год с наступлением холодов в автомобильном сообществе разгорается спор: нужно ли по старинке прогревать двигатель? Чтобы разрешить его, стоит отвлечься от эмоций и понять, чем может грозить та или иная методика

Времена меняются. Еще с десяток лет назад ответ на вопрос о необходимости прогревать двигатель был однозначным: греть нужно. Но прогресс не стоит на месте. Изменились сами моторы - высокотехнологичные материалы, тщательно просчитанная прочность конструкции, специальные программы блока управления для работы в холодное время года. Стали другими и смазочные материалы. Если в прежние времена моторное масло на морозе густело и не могло эффективно защищать детали от повреждений, то современные продукты сохраняют свои свойства даже при очень низких температурах. Отсюда и возникло мнение, что современные моторы прогрева не требуют. Однако на деле все не так просто.

Факторы риска

Сперва разберемся с технической частью вопроса. Допустим, ваш автомобиль можно по праву назвать современным, а в его двигатель залито дорогое синтетическое масло. Достаточно ли этого, чтобы обходиться без прогрева? Увы, нет. Причин тому несколько.

Во-первых, каким бы качественным и дорогим ни было масло, оно все равно густеет при низких температурах. Еще более вязкими на морозе становятся полусинтетические и минеральные масла. А это значит, что при холодном пуске мотору придется работать в условиях некоторого дефицита смазки. Последствия могут быть незначительными, но со временем эффект начнет накапливаться, приводя к повышенному износу деталей. Кстати, все это касается и трансмиссий, особенно автоматических коробок передач, ведь залитая в них смазка точно так же густеет от холода, заставляя масляный насос работать с повышенной нагрузкой!

Юридические тонкости

Противники прогрева мотора нередко апеллируют к... европейским запретам! И правда, во многих странах Старого Света (даже в холодной Финляндии) стоять на месте с работающим двигателем категорически запрещено - нарушитель может получить немалый штраф. Но связано это не с небрежением к автомобилям, а с заботой об экологии! Одно дело, когда вредные выхлопы вылетают из едущей машины, другое - если она выделяет их, стоя на месте. В качестве компенсации придумали массу разных хитростей. Например, в северных странах большинство машин оснащено электрическими подогревателями, а на всех стоянках имеются специальные розетки для подключения бортовых «грелок». Кстати, подобный запрет есть и в нашей стране: пункт 17 ПДД запрещает стоянку (прекращение движения более чем на пять минут) с работающим двигателем в жилой зоне или на дворовой территории.

Во-вторых, в непрогретом двигателе из-за теплового зазора между поршневыми кольцами и стенками цилиндра некоторая часть рабочих газов прорывается в картер. А это, разумеется, приводит и к потере мощности, и к ускоренному окислению масла.

В-третьих, расход топлива у непрогретого мотора заметно выше, ведь при низких температурах управляющая электроника увеличивает подачу бензина, нагружая тем самым и систему питания, и нейтрализатор.

С другой стороны, долгий прогрев тоже чреват неприятными последствиями. Ведь в агрегате, работающем на холостых оборотах, в цилиндры поступает переобогащенная смесь. В результате она не сгорает полностью, оставляя нагар в камере сгорания и на свечах зажигания.

Вот в чем вопрос!

Изучив факторы риска в теории, переходим к практике. Получается, что стартовать сразу после пуска нежелательно - повышенное трение может привести к повреждению деталей двигателя и трансмиссии. Но и долгий прогрев, к которому привыкли водители старшего поколения, тоже чреват проблемами. Тем более что многие современные моторы отличаются очень низкой теплоотдачей при работе на холостых оборотах. Как же найти оптимальное решение?

Все довольно просто: чтобы минимизировать ущерб, нужно не бросаться в крайности, а придерживаться правила золотой середины, то есть свести время прогрева до разумного минимума - три-пять минут. За это время температура антифриза достигнет 40-50 °С, а масло почти полностью вернет подходящую консистенцию. Стоять на месте дольше не имеет смысла. Но и ехать поначалу стоит не спеша, без резких ускорений, чтобы обороты по возможности не превышали 2000. Ну а когда температура двигателя достигнет рабочего значения, тут уже можно не стесняться.

Комментарий специалистов компании «Jaguar Land Rover Россия»

Современные смазочные материалы при соответствующем использовании обеспечивают надежную и безаварийную эксплуатацию агрегатов во всем диапазоне рабочих температур. Кроме того, в движении, особенно при средних нагрузках, прогрев происходит гораздо интенсивнее, чем при работе на холостых оборотах. При этом уменьшаются вредные выбросы. Так что в большинстве случаев мы рекомендуем начинать движение сразу после стабилизации оборотов двигателя.

Дизельные страсти

Отдельного рассмотрения заслуживает холодный пуск дизельного двигателя. Владельцу может показаться, что прогревать его не нужно вовсе, поскольку на холостых он практически не выделяет тепла. Но это только видимая часть айсберга. Нужно учитывать, что проблемы загустевшей смазки у дизельного силового агрегата такие же, как и у бензинового! Так что и ему необходимо перед началом движения несколько минут поработать на холостом ходу, чтобы масло снова стало текучим.

Кстати, владельцам таких машин нужно помнить еще пару важных моментов. Во-первых, производители рекомендуют в сильный мороз перед запуском применять двойной прогрев свечей накаливания. Для этого нужно включить зажигание, дождаться, когда индикатор погаснет, выключить зажигание и включить снова - вот теперь можно заводить!

Во-вторых, следует очень аккуратно подходить к выбору места заправки, ведь большая часть мифов о проблемах с холодным пуском дизелей связана именно с топливом. Если качество его невысокое, то оно будет густеть на морозе. К тому же в нем могут начаться процессы парафинизации - образования парафиновых кристаллов. В результате вязкое топливо не сможет проходить через фильтры и сопла форсунок. А попав в цилиндры, оно сразу начнет осаживаться на их стенках. Отчасти решить эти проблемы может установка подогрева фильтра. Но все же забывать о придирчивом подходе к выбору АЗС никогда не стоит.

Автор Денис Арутюнян, обозреватель журнала "Автопанорама" Издание Автопанорама №12 2014