Сцепление тормоз. Правильное начало движения «качели» (одновременная работа сцеплением и газом)

Когда нужно жать на сцепление? Как давить на педаль газа, чтобы резко не рвануть и не заглохнуть? Что будет, если нажать сразу на тормоз и на газ? Столько вопросов мучает начинающих водителей, когда они в первый раз оказались за рулем одни. Давайте сегодня научимся использовать: сцепление, газ, тормоз.

Зачем нужны?

1. Педаль газа нужна, чтобы:

  • поддерживать скорость на одном уровне
  • плавно изменять скорость

Давить на него нужно плавно. В это время должна работать только голень, а коленный сустав – расслаблен. Нажимать нужно только правой ногой.

2. Педаль тормоза нужна, чтобы:

  • быстро снизить скорость
  • остановить автомобиль

На тормоз тоже нужно нажимать плавно. За исключением ситуации, когда перед вами возникает неожиданное препятствие. Тогда нажимаете резко.

Как только вы почувствовали, нажимая на тормоз, что автомобиль стал замедляться так, как нужно вам, перестаньте на него давить, держите его на этом уровне. Нажимать нужно только правой ногой.

3. Педаль сцепления нужна, чтобы соединять и разъединять коробку передач с мотором. Когда вы нажимаете на него, то разъединяете коробку с мотором и наоборот. Если вам нужно тронуться, то

  • нажимаете на педаль до упора
  • включаете первую передачу
  • плавно отпускаете сцепление и одновременно плавно жмете на педаль газа

Когда вы переключаете передачи, то:

  • при переходе на первую и вторую передачу сцепление нужно отпускать плавно
  • дальше можно отпускать его быстро

А теперь давайте подробнее поговорим о том…

Как нажимать педали?

Левая нога нажимает только на сцепление. Правая – на газ и тормоз. Правая нога должна располагаться так, чтобы пятка находилась постоянно на месте, когда вы поочередно жмете на газ и тормоз.

Некоторые инструктора говорят, что прежде чем нажимать на газ, надо представить, что между ногой и педалью находится яйцо. Поэтому на нее надо нажимать так, чтобы не раздавить яйцо. А отпускать – чтобы его не уронить.

Сцепление следует использовать только в трех случаях:

  1. Когда надо остановить машину.
  2. Когда надо начать движение.
  3. Когда надо переключить передачу.

Во всех остальных случаях ногу на педали держать не стоит – можете случайно нажать.

Когда стоите на светофоре, не следует давить на сцепление, так как из-за этого быстрее сломаются выжимной подшипник и корзина. Не двигайтесь с полу выжатым, потому что подгорят диски сцепления.

Примечание: если вам надо переключиться с высокой передачи на низкую и при этом сохранить скорость автомобиля, то при нажатии сцепления надавите на газ, чтобы увеличить обороту, и только потом отпускайте его. Так автомобиль не будет дергаться.

Если на автомобиле механическая коробка, то водитель должен хорошо знать, как правильно пользоваться педалью сцепления. Для чего нужен этот механизм и какую функцию он выполняет? Даже само название “сцепление” говорит само за себя. С помощью этой педали уменьшается вращение колес, а двигатель работает в том же режиме. Чтобы быть ещё точнее: между двумя дисками есть пружина, она их смыкает, чтобы ослабить эту пружину, необходимо выжать сцепление.

Для того чтобы автомобиль тронулся с места, нужно нажать сцепление и выставить первую скорость. Педаль сцепления находится слева, затем тормоз и третья – газ. Нажимать сцепление трудно: очень туго идёт, дело привычки, со временем этого не замечаешь. Тренироваться трогаться нужно на ровной дороге, чтобы не было рядом ни прохожих, ни транспорта, а колёса машины стояли прямо. Для тренировки вставляем ключ в замок зажигания, автомобиль должен быть на ручнике. Заводим машину, выжимаем сцепление, снимаем с ручника, включаем третью скорость и на газ не нажимаем, а просто пытаемся почувствовать машину и слушаем обороты. Отлично, если есть тахометр (датчик числа оборотов), к примеру, мы хотели поймать 2000 оборотов, высветилось на тахометре, отпускаем плавно сцепление, автомобиль не поедет, а будет глохнуть. Для новичка так и нужно. Будущий водитель должен почувствовать, как и когда отпускать сцепление. Не резко, а плавно и недолго. Повторить несколько раз для сноровки.


Потом дать и себе, и автомобилю отдохнуть минут 10. Иначе можно спалить сцепление. Если не усвоили урок, то ещё повторите, а если получается, то можно учиться трогаться. Для этого заводим автомобиль, выжимаем сцепление, снимаем с ручника и включаем первую скорость. Правую ногу ставим на газ. Плавно отпускаем сцепление и немного жмем на педаль газа. Если всё будет верно, автомобиль не будет дёргаться и глохнуть. Чтобы плавно отпускать сцепление и не сильно жать другой ногой на газ, придётся подучиться, это не так и трудно. Но когда один раз получится, вы поймете, как корректно управлять автомобилем, чтобы двигатель не глох и не рычал (из-за сильного нажима на педаль газа, при отпущенном не до конца сцеплении). Для машины это может закончиться поломкой, тренироваться долго нежелательно. Лучше – на специальном тренажере. В любой автошколе такие тренажеры есть.


Когда у вас получается трогаться с места и вы уже чувствуете, как правильно выжимать сцепление, необходимо отрабатывать прием экстренного торможения. Для этого автомобиль не запускаем, а только отрабатываем навыки. Правую ногу держим на педали газа, а левую – возле сцепления. По команде инструктора резко левой жмём сцепление, а правой – тормоз. Этот приём нужно выработать до автоматизма, повторить много раз. В будущем он поможет избежать аварий или столкновений.


Необходимо уметь правильно пользоваться сцеплением и при движении машины назад. Этот прием тоже нужно отработать. Когда водитель едет задом, то все внимание сосредоточенно, нет ли помех сзади, а левая нога уже автоматически должна знать местоположение педали сцепления. Для того чтобы начать движение задним ходом: жмем сцепление до упора, включаем заднюю скорость, смотрим, нет ли помех. Правую ногу на газ, а левую – плавно отпускаем, машина едет задом. Необходимо учитывать, что на газ нужно жать слабее, чем при движении вперёд, потому что задняя передача сильнее первой скорости.


При большом желании можно научиться выжимать сцепление, главное – спокойно выполнять все инструкции и не волноваться, если сразу всё не получается.

Страх заглохнуть, и неумение правильно трогаться на автомобиле, основное препятствие для начинающего водителя. Сейчас вы узнаете, как всего за 3 дня, тренируясь по 15 минут в день, можно научиться выжимать сцепление.

День №1. Подготовка.

Вам потребуется ровный участок или пустынной дороги, или площадки. Пересаживаетесь за руль, и начинаем занятие. Смотреть только вперёд.

Упражнение №1. Автомобиль должен стоять на стояночном тормозе. Включаете первую передачу, и плавно отпускаете сцепление до момента лёгкой вибрации автомобиля. Автомобиль слегка завибрировал. Ногу нужно остановить. Удерживать 1 секунду, потом нажать педаль сцепления в пол.

Важно себя контролировать. Очень лёгкая вибрация, и СТОП. Нога останавливается. Удерживается 1 секунду. Нажимаете педаль сцепления в пол. Так нужно попробовать 15 раз. На 15-й раз, вы уже будете понимать, где именно у вашей машины «схватывает» сцепление.

Упражнение №2. Снимаем автомобиль со стояночного тормоза. И повторяем первое упражнение. К педали газа не прикасаемся! Нажимаем на педаль сцепления, включаем первую передачу. Теперь отпускаем педаль сцепления, до очень лёгкой вибрации кузова.

Как, только кузов начинает вибрировать, автомобиль слегка покатится. В этот момент ногу с педалью сцепления останавливаем. Держим 2 секунды, и плавно полностью отпускаем. Автомобиль покатится сам, без участия педали газа.

Упражнение №3. Ставим машину на стояночный тормоз. Теперь тренируемся нажимать на педаль газа. Но! На педаль газа не нажимаем. А просто легко прикасаемся, и держим. Не бойтесь. Обороты поднимутся, но ровно настолько, сколько нужно.

Если есть тахометр, вы увидите, что обороты будут в районе 1500 – 2000 об/мин. Очень важно легко прикоснуться к педали газа, и удерживать в этом положении. Удерживать 5 секунд. Потом отпустить педаль газа. Повторить упражнение 15 раз. На 15-й раз вы уже будете понимать, как выставить нужные обороты.

Упражнение №4 . Очень важно не торопиться. Теперь все свои навыки соединяем в единое целое. Для уверенного старта нам нужно:

1. Отпустить педаль сцепления до очень лёгкой вибрации.
2. Остановить ногу, с педалью сцепления.
3. Легко прикоснуться к педали газа, чтоб машина слегка рычала (обороты 1500 – 2000 об/мин).
4. Только теперь плавно отпускаем педаль сцепления.

Вуаля, автомобиль поехал! Помните, сейчас вы учитесь. Для вас главное всё сделать правильно, но медленно. Чем аккуратней вы всё сделаете, тем быстрее уедете.

В следующих статьях мы рассмотрим тренировки во второй и третий дни. Подписывайтесь на обновления в нашей группе Facebook

» мы разобрались с положением ног водителя относительно педалей управления. В этой статье будем учиться правильно нажимать на педали тормоза, газа и сцепления.

Сначала небольшое отступление. Современные автомобили могут оснащаться как механической коробкой передач (МКПП), так и автоматической (АКПП). Автоматические, в свою очередь, тоже подразделяются на типы, но суть не в этом. Различия в управлении автомобилями с различными коробками передач в том, что автомобиль с акпп имеет всего две педали (газа и тормоза), а автомобиль с мкпп — три педали: газа, тормоза и сцепления. С коробкой «автомат» все просто: переключение передач осуществляется одним рычагом без педали сцепления (левая нога водителя постоянно покоится на упоре для ноги). Передачи переключаются автоматически.

На автомобилях с механической коробкой передач все несколько сложнее, но это на первый взгляд. Здесь для переключения передач используется рычаг коробки передач и педаль сцепления, на которую будем нажимать левой ногой. Мы не будем вдаваться в подробности устройства автомобиля и работы его узлов, для этого лучше изучить соответствующую литературу, а рассмотрим технику нажимания на педали. Что это даст?

В самом начале автомобильной практики новички совершают ряд ошибок, например, неправильно держат руль, неправильно нажимают на педали, неправильно тормозят и пр., и это входит в привычку. В последствии эти привычки доходят до автоматизма и изменить их, порой бывает очень сложно. Поэтому с самого начала следует привыкать правильно. В следующих статьях, когда будем учиться трогаться и останавливаться, вы поймете, почему нужно правильно работать педалями, а если вам предстоит сдача экзамена по вождению в ГИБДД, эти знания вам помогут.

  • Нажимать на педали тормоза и сцепления нужно подушечкой стопы. Не пальцами и не всей ступней, а только подушечкой. Можно потренироваться: поставить и «пристроить» ногу на педаль. Поочередно, левую и правую ногу, чтобы запомнить положение ступни. Пятка при этом отрывается от пола, а нажатие совершается коленным суставом, голень помогает;
  • Работать с педалями нужно аккуратно, плавно, даже если необходимо нажать на педаль быстро;
  • По педалям нельзя бить ногой (кроме , позднее, в следующих статьях мы их рассмотрим);
  • При отпускании нельзя бросать педаль, нужно сопровождать ее обратный ход ногой.

Теперь о каждой педали в отдельности.

Педаль газа.

Педаль газа служит для поддержания и плавного изменения скорости движения. Нажатие на нее приводит к ускорению, а отпускание – к замедлению автомобиля. Если положение педали газа не меняется, то машина будет ехать с постоянной скоростью. Нажимать на педаль газа следует очень плавно. Работает голень, коленный сустав расслаблен.

Педаль тормоза.

Педаль тормоза служит для быстрого замедления автомобиля и его остановки. Почти всегда нажимать на педаль тормоза нужно так же плавно, как и на педаль газа. Как только нажатие достигнет необходимого усилия, нужно стараться придерживать это усилие неизменным, т.е. постоянным. Чем сильнее нажимаем на педаль тормоза, тем быстрее машина будет замедляться. Педаль тормоза предназначена только для правой ноги!

Педаль сцепления.

Педаль сцепления служит для соединения коробки передач с двигателем и для их разъединения. Коробка передач, в свою очередь, передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля. В то время, когда педаль сцепления отжата (т.е. находится в своем покоящемся положении), двигатель соединен с коробкой передач — сцепление включено. В тот момент, когда педаль сцепления нажата (до пола), двигатель разъединяется с коробкой передач – сцепление выключается.

По логике, для того, чтобы тронуться с места, нужно включить сцепление (отпустить педаль). Если мы резко отпустим педаль, то под воздействием мощной пружины она «вернется» на место (в отжатое положение). Но если мы попытаемся таким образом тронуться с места, то скорее всего ничего не получится. Машина дернется вперед и двигатель заглохнет. Для того, чтобы тронуться без рывка и не заглохнуть, следует отпускать педаль плавно, технично. А поскольку нам в этом помогает пружина, то фактически, отпускание педали сцепления заключается в техничном сопротивлении этой пружине. Давим на педаль, регулируя растяжение пружины.

Попробуем выполнить это движение на четыре счета (см. рисунок). Левая нога покоится на упоре рядом с педалью сцепления:

  1. Отрываем пятку левой ноги от пола, ставим левую ногу подушечкой на педаль сцепления и на счет «раз» быстро, в одно движение выжимаем педаль до пола;
  2. На счет «два» отпускаем педаль примерно до середины хода (положение 2 на рисунке). В этой точке происходит так называемый момент схватывания. Машина еще не едет, но вот-вот тронется.
  3. Далее – самый ответственный момент. На счет «три» постепенно, миллиметр за миллиметром, плавно поднимаем педаль до положения 3 на рисунке. Расстояние очень маленькое, всего 10 мм, но именно этот участок – зона соединения двигателя и коробки передач. И только плавное отпускание педали позволит вам тронуться без рывка.
  4. На счет «четыре» отпускаем педаль до конца. Нужно будет в точке 3 просто ослабить давление на педаль и пружина сама уведет ее в точку 4. Расстояние 3-4 еще называют свободным ходом педали сцепления. И не забываем убрать ногу с педали на площадку.

Ну вот и все. Примерно в таком режиме нужно будет работать педалью при переключении передач в движении. Теперь, чтобы начать движение нужно увязать в работу педаль сцепления, педаль газа и коробку передач. Как

На первом уроке практического вождения автомобиля новичка знакомят с расположением педалей в машине. В процессе обучения и дальнейшей практики вождения способность автоматически, не задумываясь, к которым относятся и педали, во многом определяет профессионализм водителя.
Но на первых порах желательно не только знать, как расположены педали в машине, но и понимать, что происходит при их нажатии в механизмах – так легче выработать те качества, которые впоследствии можно охарактеризовать, как вы «чувствуете» свой автомобиль. И если вы их выработаете, то, может быть, это когда-нибудь спасёт не только вашу, но и другие жизни.
Несмотря на то, что современные авто обладают системами активной безопасности, полагаться на них полностью не стоит. Более того, в авиации чрезмерное оборудование пассажирских самолётов, так называемой «защитой от дурака», приводит к тому, что в критической ситуации пилот не способен принять решение, которое бы могло избежать катастрофы. И даже, если бы такое решение было принято, автоматика просто блокирует действия пилота, лишая его способности управлять техникой.

Использование педалей машины

Где же находятся педали газа, тормоза и сцепления? На авто с МКПП принято располагать педали следующим образом (слева направо): педаль сцепления, педаль тормоза, педаль «газа». Рассмотрим их работу чуть подробнее.

Где находится и функции педали сцепления

Педаль сцепления находится слева. Служит она для разъединения двигателя и КПП. Для плавного трогания с места нужно поступить следующим образом (двигатель работает):

При трогании с места плавно отпускаете педаль сцепления, нажимая при этом аккуратно на педаль «газа».

  • выжимаете педаль, при этом ведущий и ведомый диски муфты сцепления, прижатые друг к другу, разъединяются и крутящий момент от двигателя перестаёт передаваться на КПП. То есть первичный вал КПП, соединённый с ведомым диском, останавливается;
  • включаете первую передачу;
  • плавно отпускаете педаль сцепления, нажимая при этом аккуратно на педаль «газа».

Если авто стоит на стояночном тормозе, «навстречу» склону дороги, то задача усложняется тем, что в момент начала движения нужно снять машину с тормоза. Нарабатывается подобный навык практикой.
А вообще, для того, чтобы лучше почувствовать, как работает сцепление при трогании с места первый раз, потренируйтесь на дороге с небольшим склоном вниз – тогда можно не трогать педаль «газа» при начале движения – двигатель не «заглохнет», если вы будете осторожны.
Педаль сцепления служит также для плавного переключения передач в движении. В таких случаях, наоборот, нажимать и отпускать эту педаль необходимо быстро – чтобы в момент соединения дисков сцепления избежать их проскальзывания относительно друг друга – иначе «подгорят» фрикционные накладки.

Что делает и где находится педаль тормоза

Педаль тормоза расположена в центре – между двумя другими. Для чего она предназначена, рассказывать будет излишним. Добавить можно только то, что тормозная система авто оснащается усилителем тормозов, и, если нажатия на эту педаль, то необходимо проверить авто на СТО.

Педаль «газа» - с какой стороны расположена и ее функции

Расположена она с правой стороны. Служит для увеличения подачи топлива в камеры сгорания, что позволяет увеличивать или уменьшать их на усмотрение водителя. Наиболее распространён тросовый привод управления дроссельной заслонкой, которая, будучи установлена во впускном тракте, открывает или закрывает его. Как заслонка, так и педаль «газа» снабжены возвратными пружинами, которые возвращают механизм управления в исходное положение, когда водитель перестаёт нажимать на педаль.

Расположение самих педалей в праворульной машине то же, что и в «обычной», с «левым» рулём.

Для того, чтобы научиться умело управлять этой педалью, «поработайте» ей, когда мотор запущен, а авто стоит на стояночном тормозе. Педаль «газа», как правило, не оказывает большого сопротивления ноге, поэтому обращаться с ней нужно осторожно. Инструкторы по вождению раньше советовали представлять, что между педалью и ногой лежит сырое куриное яйцо – для того, чтобы нагляднее продемонстрировать ученику, насколько нужно быть осторожным.
Итак, с порядком расположения педалей в машине мы разобрались. Если вам придётся сесть за руль праворульного авто, то изменится только то, что вы сядете справа от пассажира. Скорости переключать придётся не правой, а левой рукой. А расположение самих педалей в праворульной машине то же, что и в «обычной», — с «левым» рулём. Но на наших дорогах езда на таком авто причинит вам немало неудобств – вся дорожная инфраструктура не предусматривает такого положения водителя. Особо неприятной станет процедура обгона.

Как расположены педали в машине с «автоматом»

Расположение педалей в машине с коробкой «автомат»

На авто с АКПП (автоматом) отсутствует педаль сцепления, педали тормоза и «газа» расположены так же, как и на «механике», но для удобства педаль тормоза имеет больший размер.
Концевой выключатель, расположенный на педали тормоза, у «автомата» устроен несколько сложнее – он служит не только для включения стоп-сигналов, информация о воздействии на педаль передаётся также и на ЭБУ двигателя и ABS, а также на различные другие системы активной безопасности (например, ESP).

Запуск двигателя блокируется, если на авто с «автоматом» не нажата педаль тормоза.

Запуск двигателя блокируется, если на авто с «автоматом» не нажата педаль тормоза. Трогание с места, по сравнению с «механикой», упрощается – достаточно перевести селектор в положение «D» или «R» (для движения задним ходом) и отпустить педаль тормоза. При трогании на подъём можно просто чуть сильнее нажать на «газ». В любом случае, авто назад не покатится, просто не будет двигаться вперёд, если сопротивление качению немного выше определённого значения.
Немаловажной представляется и удобная посадка водителя – так, чтобы управление педалями не доставляло неудобств. Кроме того, педали желательно отрегулировать так, чтобы они располагались на одной высоте. Не забывайте и о безопасности – иногда бутылка из-под «минералки», закатившаяся под педали, становилась причиной аварии. Также и внимательно выбирайте салонные коврики – их рисунок может «цепляться» за обувь, что будет раздражать и отвлекать внимание. То же самое относится и к попаданию жевательной резинки или смазки на поверхность педалей. Как говорится, «в технике мелочей нет».

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...