Дефлектор на дымоход: зачем и когда нужен, виды, выбор, самодельные варианты. Порядок установки дефлекторов на окна автомобиля: пошаговые инструкции

Это гениальное изобретение было придумано не так давно. А именно в то время, когда стали появляется автомобили, у которых ширина кузова в районе дверей была больше ширины кузова крыши. Такая конструктивность позволяла улучшить аэродинамические свойства транспортного средства, а так же его устойчивость на прямой дороге и в поворотах.Но в скорее, для некоторых водителей возникли небольшие трудности. Во первых летом солнце чаще светило сбоку в салон, так как находясь даже в верхней точке, его свет спокойно попадал в глаза водителям. Кроме того, в дождливую погоду нереально было открыть окно, чтобы к примеру перекурить, так как капли моментально мочили карту двери и руку водителя или пассажира.

Именно это стало переломным моментом на пути изобретения дефлекторов. Наверное потому в простонародье их называют «козырьками», ведь они словно козырьки крыш защищают от прямых лучей солнца, а также от дождя.

Но стоит так же сказать, что на сегодняшний день существуют не только дефлекторы для окон, но и для капота, крыши и других частей автомобиля. То есть можно выделить несколько основных положительных сторон установки их на автомобиль:

  1. Защитная функция. Задаваясь вопросом о том, как клеить ветровики на авто, вы защищаете себя от летящих из-под других машин камней, мусора, пыли, пролетающих насекомых и прочего. Сюда же стоит отнести защиту от дождя.
  2. Эстетическая функция. Ни для кого не секрет, что козырьки на окнах, на капоте или ка крыше смотрятся очень эффектно, придавая вашему любимому транспортному средству новых тонов и красок.
  3. Дополнительный слой тонировки. Устанавливая дефлекторы на боковые окна, можно еще больше защитить салон и пассажиров от прямых лучей солнца.
  4. Кроме всего вышесказанного, стоит дополнить, что дефлекторы изготавливаются таким образом, чтобы дополнить автомобиль аэродинамическими свойствами.

Как правильно приклеить ветровики на машину?

Очень многие ошибаются, думая что можно клеить дефлекторы, не читая инструкции. Но мало кто знает, что на рынке сегодня можно найти козырьки для разнообразных путей их крепления. Но основными считаются дефлекторы на клеящейся основе, которые с помощью специального двухстороннего скотча могут крепко цепляться к любому автомобилю. И так, давайте конкретно обсудим как приклеить ветровики на авто своими руками? Всю работу стоит поделить на несколько этапов.

Этап первый: подготовка основания

На данном этапе нужно максимально очистить место крепления. Для этого нужно в первую очередь помыть автомобиль, чтобы пыль и грязь с соседних участков кузова не оседала на нужном месте в процессе работы. Для этого вполне подойдет простой мыльный раствор и тряпка.

После этого, поверхность нужно обезжирить. С этой целью отлично справиться медицинский спирт или растворитель. Только не переусердствуйте, чтобы не удалить родную краску. Это очень важный нюанс, так как обезжиривание даст нужную силу прилипания скотча на козырьках.

Этап второй: учимся, как правильно клеить ветровики на авто

И так, вы подошли к главное этапу всей работы. Первым делом аккуратно распакуйте комплект. На дорогих моделях есть защитные пленки, которые лучше снимать после установки, так как в процессе есть возможность их повредить.

На стороне соприкосновения будет лента, которая закрывает двойной скотч. Все что нужно – это отодрать его и приклеить на необходимое место. Но правильнее будет не срывая этой ленты подобрать оптимальный уровень стояния дефлектора, и пометить карандашиком. И только после этого сдирайте ленту со скотча.

Вставной вариант на стекла

Существуют на рынке не только клеящиеся варианты, но и вставные. Они предназначены для крепления под уплотнительными резинками на дверях автомобиля. Многие недовольны этими дефлекторами, так как изначально на заводах автомобильные двери не рассчитываются для таких манипуляций, потому постороннее тело становить излишним, плохо выглядит и даже ломается.

Но сам процесс установки довольно прост. Достаточно лишь опустить стекла, и вставить дефлекторы под уплотнительную ленту. Будьте внимательны при первом закрытии окон, чтобы ничего не сломать.

Вопрос о том, как клеить ветровики на машину, требует определённых знаний. Не бывает одинаковых моделей и похожих ситуаций, к каждой установке стоит относиться как к первой, чтобы произвести процесс максимально качественно, и чтобы дефлекторы служили владельцу автомобиля долго и надежно!

Владимир Максимов

Для усиления тяги используют различные приспособления и технические новинки. Сложность подобранного варианта напрямую влияет на цену. Согласитесь, всегда хочется получить хорошее качество оборудования при минимальных затратах.

Наиболее выгодное решение – сделать дефлектор на дымоход своими руками. Конструкция предельна проста, а эффективность ее использования сложно переоценить.

Мы расскажем вам, как устроен прибор и объясним принцип его работы. А также приведем пошаговую инструкцию по сборке и установке простого дефлектора. Приведенную информацию мы дополнили наглядными фотографиями и видео-роликами, демонстрирующими нюансы сооружения и монтажа вентиляционного колпака.

Приспособление, используемое для усиления тяги, применяется повсеместно. Окончание дымохода, как правило, оформляется колпаком определенной формы. Причем, не простым колпаком для защиты от птиц, бабочек, листьев и прочих представителей флоры и фауны.

Это изделие, имеющее определенное строение, и выполняющее роль усилителя тяги, что положительно сказывается на расходе топлива.

Необходимость использования дефлектора

Дефлекторы, предлагаемые на рынке стройматериалов, имеют различную форму, размер. Материал, из которого они изготовлены, также отличается. Это может быть пластик, оцинкованная сталь, нержавейка и другие сплавы. Сфера применения прибора также весьма широка.

Разновидности усилителей тяги для установки на дымоходы для частного и коллективного использования отличаются внешним видом, материалом изготовления и стоимостью изделия.

Галерея изображений

Порядок сборки вентиляционного элемента

Гораздо дешевле обойдется сборка дефлектора из подручных материалов. Особенно, если есть желание что-то полезное соорудить своими руками. Весь процесс производства прибора займет 2-3 часа – время зависит от сноровки и навыков собирающего.

Процесс изготовления отражателя, усиливающего тягу, своими руками, состоит из таких этапов:

  • создать чертеж;
  • сделать заготовки;
  • собрать прибор;
  • установить и закрепить его на дымоходе.

Первый этап по созданию чертежа лучше всего делать на бумаге. Для этого важно правильно рассчитать диаметр входящего патрубка и диаметр колпака. А также, высоту самого дефлектора.

Существуют специальные таблицы, в которых приведены размеры диффузоров для наиболее популярных диаметров труб. Если же дымоход нестандартный, то вычисления предстоит делать самостоятельно (+)

Чтобы не ошибиться, можно для своих расчетов использовать общепринятые формулы.

Основную роль в расчетах играет внутренний диаметр трубы дымохода:

  • высота =1,6-1,7*диаметр;
  • ширина диффузора =1,2-1,3*диаметр;
  • ширина колпака =1,7-1,9*диаметр.

Когда есть формула, остается правильно измерить внутренний диаметр трубы у дымохода и подставить полученное значение. Зная размеры, можно приступать к нанесению контуров заготовок на бумагу.

Лучше всего после создания чертежа создать прототип готового изделия из бумаги. Так станут нагляднее возможные ошибки и недоработки. Если таких нет, то можно приступать ко второму этапу – созданию реальных заготовок из металла.

В процессе создания прототипов деталей будущего дефлектора лучше всего использовать бумагу. Если что-то не удастся, всегда можно исправить свою ошибку

В качестве материала можно использовать лист оцинкованной или нержавеющей стали толщиной 0,5-1 мм. Иногда можно встретить мнение, что для дефлектора лучше всего использовать медь.

Это утверждение имеет право на жизнь, если в гараже или мастерской случайно имеется ненужный лист из меди. В противном случае такая дорогостоящая покупка себя не оправдает. Да и срок службы нержавейки нельзя назвать коротким, чтобы пренебрегать этим материалом.

Когда заготовки вырезаны ножницами по металлу из подготовленного листа, можно приступать к этапу сборки изделия. Для этого можно использовать заклепочник и дрель или сварку. При работе со сваркой нужно быть предельно аккуратным, чтобы не прожечь случайно участок будущего дефлектора.

Если планируется использование заклепок, то припуски на соединение деталей между собой удобно делать на прокаточном станке. Если такого нет, то вполне сгодиться молоток. Сделав припуски, предстоит ровно соединить между собой детали, дрелью сделать отверстия и поставить заклепки.

Ножки для крепления колпака к основанию дефлектора крепятся на равном расстоянии друг от друга

Колпак предстоит закрепить к основанию ножками, которые также вычерчиваются и вырезаются из листа нержавейки/оцинковки.

Все детали изделия соединяются между собой заклепками – это наиболее быстрый и безопасный способ крепления. Для работы со сваркой требуются навыки и выглядеть такое изделие будет не так привлекательно

Когда с 3-м этапом покончено, и самоделка готова, можно приступать к последнему и самому ответственному моменту – установке на дымоход.

Установка дефлектора на крыше

Последний этап изготовления дефлектора на трубу дымохода заключается в его установке на место постоянного расположения – на дымоход. Поставить самостоятельно можно как самодельный прибор, так и покупную конструкцию. Разницы нету – все равно придется залезать на крышу.

Чтобы не возникло проблем с монтажом, даже покупную модель, идущую в разобранном виде, нужно собрать внизу, надежно зафиксировав все крепления. Только после этого можно брать необходимый инструмент и направляться к дымоходу.

В зависимости от типа трубы, которая исполняет роль дымохода, будут отличаться варианты крепления. Иногда достаточно использовать несколько шурупов или дополнительно поставить хомут

При установке дефлектора на трубу дымохода нужно осторожно сверлить отверстия для крепления. Затем останется надежно закрепить шурупы или заклепки и проверить, не наклоняется ли установленный прибор в разные стороны.

Если он болтается, то дополнительно можно поставить хомут. Такой вариант подходит, если дымоход не облицован кирпичом.

Для кирпичной кладки с квадратным или прямоугольным сечением дымохода придется воспользоваться специальными переходниками. Когда работы закончены, можно испытать в действии установленный своими руками дефлектор, затопив печь/включив котел отопления.

Еще один важный момент – искрогаситель. Нужен он или нет – смотрят в конкретном доме. Можно из листовой нержавейки или металлической сетки.

Если покров крыши мягкий и может легко воспламениться, то о дополнительной защите от искр, вылетающих из дымохода при работе котла отопления, важно позаботиться вовремя

Ошибки и проблемы с устройством

С дефлектором, как и со всеми приборами, могут возникать неприятности. Одна, самая большая и вполне предотвратимая – неправильная работа. Так случается, если устройство было подобрано неправильного размера. Оно попросту может провалиться внутрь трубы дымохода, закрыв путь для выхода продуктов горения.

Чтобы избежать такой ситуации, нужно обратить внимание, что диаметр патрубка дефлектора должен равняться диметру внутренней трубы дымохода.

Если же дымоход кирпичный, а устанавливаемый прибор имеет круглое сечение, то без соответствующих переходников не обойтись.

Если патрубок дефлектора немного меньше диаметра трубы дымохода, то можно в качестве уплотнителя использовать проволоку, которую мотают на основание, увеличив таким образов внешний диаметр

Вторая ошибка при монтаже дефлектора – выбор вращающейся модели для районов с холодными и снежными зимами. Такое решение чревато обледенением прибора, а через несколько дней он занесется снегом и не только перестанет вращаться, но и будет существенно мешать нормальной работе дымохода.

Чтобы прочистить все, удалив снег со льдом, придется лезть на крышу, а это не самое приятное занятие в холодный и снежный день.

Третья неприятность – неэффективность дефлектора.

Проблема может возникнуть, если неправильно подобрано место установки или модель:

  • корпус прибора плохо обдувается ветрами различных направлений;
  • в местности с порывистыми ветрами более эффективным будет Н-образный дефлектор;
  • нужно избегать установки устройства в зоне аэродинамической тени от деревьев и более высоких сооружений, находящихся рядом;
  • прибор должен находиться выше конька крыши и выше других сооружений, если они присутствуют рядом с дымоходом.

Если дефлектор оказался малоэффективным, то необходимо искать дымохода.

Четвертая проблема – поломка вращающихся моделей. Дело в том, что механизмы, обеспечивающие вращение, требуют ухода. Точнее, нужно не забывать периодически проводить обслуживание отдельных частей дефлектора, смазывать вовремя подшипники.

Если приспособление было произведено своими руками, а материал, используемый при этом оказался дешевым и некачественным, то все может очень быстро проржаветь. В таком случае вскоре придется заменить новым дефлектором.

Чтобы вовремя заметить такого рода проблему, нужно периодически проводить визуальный осмотр крыши, дымохода и установленного колпака-флюгера

Еще одна проблема, когда вместо дефлектора установлен простой колпак. Он может обледенеть и его занесет снегом. Это придется устранять. Опасно, если такая ситуация произойдет ночью и все продукты сгорания останутся в доме. Это чревато летальным исходом для всех домочадцев.

Поэтому нужно сразу ставить дефлектор и не экспериментировать с различными козырьками-колпаками. Если же нет желания сооружать усилитель из подручных материалов, всегда можно купить понравившуюся модель и самостоятельно установить на дымоход.

Позаботиться о нормальной работе котла и эффективном отводе продуктов горения надо еще на стадии проектирования отопления. Полезная информация по сооружению дымохода представлена в .

Выводы и полезное видео по теме

Как устроен дефлектор, способный гасить искры, описано в видео ролике:

Пошаговое изготовление дефлектора ЦАГИ своими силами без спецоборудования показано в видео:

Автомобильные дефлекторы, они же ветровики, могут нравиться или не нравиться визуально, но отрицать их пользу бессмысленно. Некоторые водители считают, что подобный «тюнинг» портит внешний вид автомобиля, но он определенно может сохранить много нервов, денег и времени владельцу машины. Дефлекторы стоят недорого, а их установка занимает не более 20 минут. При этом в любом сервисе специалисты затребуют немалые деньги, чтобы установить ветровики. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как установить дефлекторы самостоятельно, а также приобрести ветровики.

Зачем нужны дефлекторы на автомобиле

Главная функция дефлекторов, естественно, не эстетическая, и их устанавливают с защитными целями и желанием сохранить в целости стекло автомобиля, а также его покраску. Ветровики чаще всего устанавливаются на двери автомобиля, а в некоторых случаях и на капот. Наличие дефлекторов позволяет:


Стоит отметить: Если на крыше автомобиля имеется люк, иногда дефлекторы устанавливают около него. Они несут не только защитные функции, но и позволяют снизить уровень шума в машине.

Конструкция дефлекторов продумана таким образом, что при движении машины они создают плотный воздушный поток, который отводит грязь, мелкие камни, частицы дождя и различный мусор. При этом дефлекторы устанавливаются в зоне высокого давления, и необходимо их хорошо закрепить при монтаже, чтобы они не оторвались в поездке.

Виды дефлекторов для дверей автомобиля

В продаже можно найти различные ветровики, которые отличаются своей формой, стоимостью, производителем, наличием дополнительных аксессуаров в комплекте, цветом и многими другими параметрами. При этом главный критерий, по которому следует выбирать дефлекторы, это способ их установки на автомобиль. В продаже можно найти следующие виды ветровиков:

  • Вставные . Данные модели более просты в установке, но они хуже проявляют себя в использовании. Ветровики устанавливаются между стеклом и уплотнительной резинкой, из-за чего могут вызывать неудобство при открытии/закрытии стекла на некоторых моделях автомобилей;
  • Накладные . Такой тип дефлекторов крепится к рамке двери, и его монтаж займет чуть больше времени. Также установка таких ветровиков несколько сложнее, но при правильном монтаже они прослужат дольше и не будут чинить препятствий стеклу автомобиля.

При покупке ветровиков в магазине необходимо выбирать модели, которые подойдут конкретно к вашему автомобилю. Лучше отдать предпочтение вариантам дефлекторов от известных производителей. В большинстве случаев такие модели комплектуются расходными материалами, которые потребуются для установки изделия.

Как установить дефлекторы на окна

В зависимости от того, вставные или накладные дефлекторы используются, необходимо знать особенности их монтажа, а также как происходит сам процесс установки аксессуара.

Важно: При установке дефлекторов не забывайте следить за видимостью из автомобиля. Их нужно монтировать так, чтобы они не загораживали обзор дороги.

Как установить вставные дефлекторы

Вставные дефлекторы крепятся под рамку двери – в тот паз, куда заходит стекло при подъеме. Чтобы их установить, необходимо:


После установки ветровика убедитесь, что стекло спокойно закрывается, и на работе подъемников никак не сказалась установка дефлектора.

Следует отметить, что вставные дефлекторы могут отвалиться в любой момент, и за это их не особо любят водители. Дело в том, что при высокой или низкой температуре клеящая основа теряет свои свойства при соединении с пазом.

Как установить накладные дефлекторы

Устанавливать накладные дефлекторы чуть сложнее, и для этого потребуются некоторые инструменты. Однако, при правильной установке, накладные дефлекторы продержатся значительно дольше, чем вставные, и они не оказывают никакого влияния на работу стеклоподъемника, также исключая риск возникновения царапин на стекле по вине ветровиков.

Дефлекторы окон – это дополнительный автомобильный аксессуар, который не только украшает авто, но и выполняет ряд очень полезных функций:

Защита водителя и пассажиров от прямых солнечных лучей, от дождя и снега,

Защита пассажиров от травм мелкими камешками и попадания в салон пыли и грязи. Благодаря установленным дефлекторам, потоки воздуха меняют свою траекторию, увлекая за собой грязь и мелкие камешки вдоль автомобиля, не залетая в открытые окна,

Защита пассажиров от сквозняков,

«Умная» вентиляция – дым и пепел от сигарет быстро вытягиваются наружу.

Одним словом, дефлекторы окон позволяют ездить в автомобиле с комфортом с открытыми окнами в любую погоду.

Итак, Вы решили купить и установить дефлекторы окон.

Предупреждение:

Универсальных дефлекторов окон не бывает. Они изготавливаются для определенной модели определенной марки авто. Название марки и модели обычно указывается на упаковке дефлекторов, а иногда и на самих дефлекторах.

Дефлекторы окон производятся двух типов – приклеивающиеся и вставные.

Вставные дефлекторы вставляются в пазы оконного стекла и удерживаются, благодаря своей форме. Вставляются дефлекторы только в передние двери, а дефлекторы для окон задних дверей клеятся на двухсторонний скотч.

В современных авто, где много электроники и автоматики, вставить такие дефлекторы невозможно, нужно применять только клеящиеся дефлекторы.

В нашем магазине мы предлагаем клеящиеся дефлекторы окон таких производителей, как SIM, EGR и АВС-дизайн. Эти дефлекторы легко установить самостоятельно и при правильной установке они будут служить вам очень долго.

Установка дефлекторов

В комплект поставки должны входить сами дефлекторы в упаковке на передние и задние двери, чистящие спиртовые салфетки и инструкция по установке. Двухсторонний скотч с защитной лентой уже нанесен на дефлекторы. Качество применяемого скотча очень важно - в предлагаемых у нас дефлекторах используется двухсторонний скотч высокого качества немецкого производства 3М.

Производители дефлекторов утверждают, что для качественного приклеивания необходимо выполнение нескольких условий:

Установку дефлекторов нужно проводить в сухом и теплом помещении (20-40 градусов),

Машину перед установкой нужно помыть и высушить,

После приклеивания дефлекторов желательно не пользоваться автомобилем в течение трех суток – время, за которое дефлекторы 100 - процентно приклеятся к дверям,

В течение этого же времени (3 суток) автомобиль не нужно мыть.

Порядок установки дефлекторов окон.

1. Проверьте, точно ли подходят дефлекторы вашему автомобилю, для этого приложите дефлекторы к кромкам передних и задних дверей над окнами каждой стороны автомобиля, проверьте точность совпадения формы кузова авто и формы и размеров дефлекторов. Если есть несовпадения, то нужно отказаться от такого комплекта.

2. Протрите спиртовой салфеткой из комплекта поставки поверхность двери, куда предполагается приклеить дефлектор – это необходимо для обезжиривания поверхности для дальнейшего качественного приклеивания дефлектора.

3. Возьмите дефлектор окна, например от передней двери, и снимите несколько сантиметров защитной ленты с одного края скотча и отогните этот конец ленты наверх (он должен быть такой длины, чтобы за него было удобно потянуть). То же самое сделайте на другом конце дефлектора.

4. Приложите дефлектор к дверной кромке над окном. Убедившись, что приложили правильно, то есть точно на то место, куда дефлектор должен быть приклеен, прижмите края дефлектора с открытым скотчем к двери, затем потяните за выступающие с двух сторон края защитной ленты и снимите ее до конца. Когда скотч на дефлекторе будет полностью освобожден от защитной ленты, плотно прижмите дефлектор по всей длине.

5. Повторите все действия со второго пункта и приклейте дефлекторы над окнами остальных дверей.





Приклеивание будет более надежным, если поверхность двери прогреть (можно феном).

Если дефлектор приклеился неровно, косо, то лучше сразу оторвать его и переклеить. Позже это будет сделать значительно труднее.

Если Вам не интересно самим клеить дефлекторы, то в любой автомастерской Вам приклеят их за 300-500 рублей.

Если при установке дефлекторов окон Вы выдерживали все условия и следовали инструкции и советам, то дефлекторы боковых окон (ветровики) будут служить Вам долго и надежно.

Для большей наглядности можно посмотреть видеоинструкции, в интернете их достаточно. Предлагаем Вам посмотреть наиболее подробную версию.

Если присмотреться к дымовым и вентиляционным трубам жилых домов, то разнообразие дымников на них (дефлекторов, флюгарок) поражает. Но главная задача дефлектора не украсить дымоход, а увеличить и стабилизировать тягу в зависимости от погоды, а тем самым улучшить КПД отопительного прибора и уменьшить расходы на отопление. Дефлектор на вентиляционной трубе может обеспечить энергонезависимую (и бесплатную) приточно-вытяжную вентиляцию, см. далее. Но вместе с тем противников установки дефлекторов на трубы жилых домов тоже хватает, и доводы в свою пользу они приводят веские. Цель настоящей статьи – помочь читателю разобраться, в каких случаях имеет смысл ставить дефлектор на дымоход или вентиляцию, как тогда выбрать подходящий или сделать его самому.

Самый главный вопрос

Прежде чем подбирать или делать дефлектор на трубу, нужно решить – а нужен ли он вообще? Дефлектор может обмерзнуть, затянуться сажей или нагаром (закоксоваться), засорить палыми листьями, несомым ветром мусором или пылью. В любом из таких случаев, если дефлектор на дымовой трубе, обитатели дома рискуют угореть. КПД печи или котла дефлектор увеличивает ненамного, зато требует регулярного осмотра и чистки. Не реже раза в 3 месяца для печей на твердом топливе и не реже раза в полгода для печей и котлов на газе, жидком топливе или пиролизных. Подробнее об опасностях, которые может повлечь за собой установка на трубу неподходящего дефлектора, см. видео:

Видео: чем опасны дефлекторы, зонтики и флюгеры на дымоходе?

Поэтому, если у вас старая дровяная или угольная печка, но тяга неважная и ветер в трубу задувает, вместо сложного дефлектора лучше поставить простой дымник, напр. зонтик или шатер. А в прочих случаях надо хорошенько разобраться, какой именно дефлектор нужен для данной конкретной печи/котла с данным конкретным дымоходом. Важно также не перепутать дымовой дефлектор с вентиляционным – мелкие торговцы и авторы некоторых популярных публикаций разницы между ними не видят или не делают.

Эволюция дефлектора

Deflectio по-латыни значит «отражаю» в смысле «отбрасываю». Не направленно определенным образом, как рефлектор, а лишь бы в сторону. Колпак на трубу дымохода из шкур, больших ракушек и т.п. ставили уже первобытные люди, чтобы избежать задувания ветра в трубу.

О роли дефлектора в создании тяги, ее стабилизации вопреки капризам погоды и способности дефлектора увеличить КПД теплогенерирующих приборов впервые серьезно задумались в ЦАГИ почти 100 лет тому назад по заданию только что вылупившегося советского правительства. До того теплотехники пытались в этих целях усовершенствовать дымовые трубы. Видали на старых фотографиях огромные пузатые, как перевернутая груша, трубы американских паровозов или длинные тонкие, с розеткой наверху, английских?

В ЦАГИ дефлекторами занялся маститый авиаконструктор Д. П. Григорович в творческом содружестве с владевшим в совершенстве математическим аппаратом А. Ф. Вольпертом. Последний также, и даже более, известен работами в области радиотехники (диаграмма Вольперта-Смита и др.). Вместе и порознь Григорович с Вольпертом разработали несколько типов дефлекторов различного назначения, поэтому в специальной литературе описываются разные дефлекторы Григоровича, Вольперта и Вольперта-Григоровича.

Григорович начал с того, что аэродинамически правильно рассчитал обычный дымник-зонтик, поз. 1 на рис. Это уже существенно улучшило показатели устройства; конус Григоровича – запомните, очень пригодится. Вольперт предложил снабдить дефлектор-зонтик аэродинамической юбкой-диффузором (поз. 2), но дефлектор оставался аэродинамически несовершенным, см. далее. Его дополняли обтекаемым телом вращения вместо колпака и цилиндрическим корпусом-обечайкой. В конце концов, после многократных продувок в аэродинамической трубе, правительственной комиссии был предъявлен дефлектор ЦАГИ (поз. 3), полностью удовлетворявший выданному ТЗ и намного его перекрывавший.

Дефлектор ЦАГИ до сих пор наиболее распространены в мире благодаря своему техническому совершенству. Существуют их модификации для разных целей, см. далее. Но и другие наработки Григоровича с Вольпертом не пропали даром – на их основе разрабатывается большинство моделей современных дымовых дефлекторов. Какой из них для чего более пригоден, об этом мы и поговорим далее.

Типы и схемы

Все разнообразие торговых наименований дымовых дефлекторов укладывается в ограниченное число конструктивных типов и аэродинамических схем. Прежде всего, по взаимодействию с естественной тягой дымохода дефлекторы делятся на:

  • Активные – со встроенным рабочим дымососом. Для обеспечения заданных характеристик дефлектора дымосос должен работать постоянно, пока горит в топке.
  • Активно-пассивные – дымосос маломощный на крайний случай: полное безветрие, буря, избыточно интенсивная топка и т.п. Минимально допустимые технические характеристики дымохода обеспечиваются и при выключенном дымососе.
  • Пассивно-активные – дефлектор создает небольшую собственную тягу энергонезависимым способом.
  • Пассивные – собственная тяга дефлектора отсутствует.

Активные дефлекторы как энергозависимые и не оптимальные для домовых отопительных приборов малой мощности мы далее не рассматриваем. Из активно-пассивных будет рассмотрен один, рассчитанный на маломощный 12 В вентилятор и пригодный для изготовления своими руками.

По аэродинамической схеме дефлектор дымовой трубы возможно выполнить след. образом (вверху на рис.):

  1. Аэродинамически несовершенный (неполный) – в занятом дефлектором пространстве имеется «карман» – область заветривания, в которой возможно скопление воздуха, дымовых газов или их смеси;
  2. Аэродинамически полный открытый – ветрового кармана нет, но ветру открыт свободный доступ в рабочее пространство дефлектора;
  3. Аэродинамически совершенный закрытый – ветрового кармана нет, ветер в рабочее пространство свободного доступа не имеет;
  4. Дефлектор-флюгер (см. далее);
  5. Вихревой дефлектор.

Аэродинамически совершенный закрытый дефлектор наиболее сложен конструктивно и технологически, но обладает огромным преимуществом: вследствие нагрева обечайки аэродинамически совершенные закрытые дефлекторы почти все дают собственную энергонезависимую тягу. Это единственный пассивный тип дефлектора, способный увеличить естественную тягу дымохода в полный штиль.

Примечание: аэродинамически совершенный закрытый дефлектор и есть упомянутый выше дефлектор ЦАГИ. Данная аэродинамическая схема изобретена именно в ЦАГИ.

Вихревые дефлекторы легко узнать по «рваной» конструкции с острыми выступами. В их аэродинамике, как и в вихревой аэродинамике вообще, еще много неясного (уравнение Навье-Стокса было решено в общем виде всего 2 года назад). Предсказать поведение вихревого дефлектора при любых внешних условиях с любым дымоходом точно невозможно. Поэтому далее вихревые дефлекторы не рассматриваются. Верить или нет их производителям – это ваше личное дело.

Аэродинамика

Схем тока дымовых газов в дефлекторах в общедоступных источниках достаточно. Но с точки зрения домовладельца и мастера важнее характер взаимодействия дефлектора с естественной тягой дымохода и ветром в след. аспектах:

  • Не ухудшит ли дефлектор исходную тягу?
  • Способен ли дефлектор увеличить исходную тягу в безветрие?
  • Насколько и каким образом дефлектор увеличивает ветровые нагрузки на трубу?
  • Насколько дефлектор данной схемы склонен к обледенению/засорению и удобен для чистки?

Ветер тогда лучше рассматривать не по метеошкале, а по грубой градации силы и динамике поля скоростей:

  1. безветрие;
  2. слабый/средний (умеренный) – до 6 баллов по метеошкале;
  3. сильный – 6-8 баллов;
  4. очень сильный – свыше 8 баллов;
  5. порывистый – ветер любой силы действительно порывистый, или резкий (сильно скошенный верх либо вниз), или взвихренный.

Представление об аэродинамических свойствах пассивных дымовых дефлекторов дает рис. выше.

Простой колпак

Обычный дымник на печную трубу в виде зонтика, если он выполнен в виде конуса Григоровича, не так уж плох:

  • С массивным теплоемким дымоходом держит тягу в допустимых для дровяной/угольной печи пределах на ровном ветру силой до жестокого шторма (10 баллов).
  • На любом ветру вплоть до ураганного не создает разрушающих нагрузок на трубу; скорее сам сорвется и улетит.
  • Конструктивно прост.
  • Слабо закоксовывается и засоряется, легко чистится в порядке ежегодного осмотра и обслуживания дымохода.
  • Вследствие несовершенной аэродинамики мало чувствителен к конфигурации зонта. Если дом в заветрии, дымник-зонтик можно сделать шатровым (см. рис. справа), что упрощает работу и дает большие возможности для его дизайна.
  • С 2-3 канальным дымоходом (см. далее) обеспечивает технические показатели (кроме увеличения тяги в безветрие) не хуже, чем аэродинамически совершенный закрытый дефлектор.

Недостатки несовершенного дефлектора-дымника также достаточно серьезны:

  1. В безветрие уменьшает исходную тягу тем сильнее, чем интенсивнее топится печь. Что особенно опасно суровой тихой зимой: печь может захлебнуться и пыхнуть угаром.
  2. На сильном ветру способен создавать избыточную тягу, что резко уменьшает КПД компактных канальных печей (напр., голландских на 2,5-3,5 кирпича) и каминов.
  3. На очень сильном/порывистом ветру не исключено задувание в трубу и появление обратной тяги.

В целом несовершенный дефлектор-зонт это оптимальный дымник на кирпичную трубу правильно построенной и ухоженной домовой печи на твердом топливе, эксплуатируемой в местах, где ураганы и бури крайне редки. Способы сделать дымник-зонтик незадуваемым есть (см. далее), но усложняют его до того, что чаще всего приходится выбирать аэродинамически полный или совершенный дефлектор.

Открытый

Аэродинамически открытый дефлектор не уменьшает исходную тягу и на любом ветру держит ее в пределах, допустимых для печей и котлов на твердом, жидком топливе и газе. Довольно сильно обмерзает, закоксовывается и замусоривается, но легко доступен для чистки. Недостатки его таковы:

  • Обтекаемое тело вращения вместо колпака – технологически сложный узел.
  • Результирующий вектор ветровых нагрузок таков, что аэродинамически открытый дефлектор стремится свернуть трубу, тогда как зонтик – сам с нее слететь.
  • На ветру сильнее 8 баллов боковая нагрузка на трубу резко возрастает и далее растет по степенному закону.
  • Плохо гасит динамическую нагрузку от порывов ветра, поэтому на кирпичную трубу открытый дефлектор ставить нельзя.
  • Непригоден для пиролизных теплогенерирующих приборов: на сильном ветру сразу высасывает пиролизные газы и печь/котел гаснет.
  • Мало пригоден под дизайн: нашлепки и фигурки портят общую аэродинамику. Единственно, где возможно разместить украшения – верхний полюс тела вращения и нижний обрез диффузора (см. далее).

Примечание: в свое время у нас и в США проводились опыты по применению открытых дефлекторов на паровозах, для увеличения КПД на малом ходу. Результат плачевный – на среднем ходу из трубы показывался язык пламени, и ни один не смог разогнаться до конструкционной скорости.

В целом аэродинамически открытый дефлектор пригоден для всех типов отопительных приборов, кроме пиролизных. При условии, что дефлектор осматривается и чистится не реже раза в 2 месяца, а перед каждой топкой тяга проверяется. Очень хорошо подходит для дымоходов с недостаточной тягой и, особенно, для банных печей: случаев угорания в банях из-за открытого дефлектора не отмечено. Правильно истопить баньку дело непростое, и проверка дефлектора заметно его не усложнит.

Примечание: существуют типы открытых дефлекторов, практически не создающих боковых нагрузок на трубу и пригодные для хрупких керамических и стеклянных дымоходов, см. рис. справа. Однако в открытом теле вращения скапливаются пыль, мусор и сажа, что портит аэродинамику устройства, а чистить его трудно. Поэтому производители рекомендуют такие изделия только для газовых котлов в местах с не сильно запыленным воздухом.

Совершенный

Достоинства аэродинамически совершенного закрытого дефлектора частично указаны выше. Кроме того:

  • Аэродинамически совершенный закрытый дефлектор обеспечивает стабильность тяги в любых внешних условиях, достаточную для любых бытовых печей и котлов.
  • Не засоряется и не обмерзает внутри, а наледь и пыль снаружи мало влияют на его работу.
  • С небольшими модификациями пригоден для использования в качестве как дымового, так и вентиляционного энергонезависимого, см. далее.
  • Отлично гасит динамическую нагрузку от порывов ветра и поэтому пригоден для установки на трубы из любых материалов.
  • В одну овальную, треугольную или квадратную обечайку могут сходиться пучком 2-3-4 дымохода.

Недостатки закрытого дефлектора не столь существенны:

  1. Боковое усилие на трубу на ветру до сильного дает большее, чем открытый, но далее с усилением ветра оно растет линейно, т.е. трубу под открытый дефлектор всегда можно усилить или укрепить оттяжками.
  2. Достаточно сложен конструктивно и технологически.
  3. Непригоден под дизайн: любые нашлепки и фигурки портят общую аэродинамику, а раскраска только усиливает утилитарный вид дефлектора.

Технологические хитрости

Первое правило – не делайте дымников наподобие двухскатной крыши или цилиндрового свода (см. рис. справа). Такие годятся по назначению только для передвижных приборов, когда ось зонта возможно произвольно ориентировать по ветру. Или в качестве декоративных на фальшдымоход. Есть такая мода в домах с биокаминами. А в прочих случаях тяга будет гулять по воле стихий вплоть до обратной.

Далее, чтобы сделать дефлектор на дымоход своими руками, нужно освоить некоторые приемы жестяницких работ. Прежде всего – соединение листов в фальц (сгиб), или фальцовку см. рис. ниже. Чаще всего детали дефлекторов соединяются одиночным лежачим фальцем, но для зонтов несовершенных дефлекторов в декоративных целях иногда используется двойной стоячий фальц.

Зонт круглый:


Зонт пирамидальный (шатровый) с вершиной в центре:

Зонт удлиненный граненый:

Переход с квадрата на круг (квадрат внутри круга):

Очень важно для закрытых дефлекторов к маломощным печам и котлам, см. далее.

Переход с круга на круг:

Все эти выкройки возможно построить, пользуясь только линейкой и циркулем – козьей ножкой (в который вставляется карандаш. Ну, а для тех, кто склонен к углубленному изучению основ, прежде чем взяться за дело, даем подборку проекций и формул для точного построения разверток деталей. Обратите внимание на удлиненные зонты: их ставят на 2-3 ходовые дымоходы. Дымовые каналы, каждый минимально допустимого для данного отопительного прибора сечения, располагают в ряд. Вероятность задувания сразу 2-х каналов крайне мала, а всех 3-х практически отсутствует.

Здесь на рис. – данные для построения усеченного конуса, которых в дефлекторах хоть отбавляй. Исходные данные – высота конуса H, радиусы вершины и основания R1, R2. Обратите также внимание на врезку, отмеченную красным: это развертка того самого конуса Григоровича. Образующий угол (в данном случае 30 градусов) находится как φ = arcsin(H/r), где H – высота конуса, а r – радиус основания. Радиус R определяется аналогично L для усеченного конуса, но в квадрат возводятся H и r. Впрочем, тем, кто не забыл теорему Пифагора, это и так понятно.

После конусов разобраться с разверткой одноцентрового шатра труда не составит, см. рис. Одно лишь «но»: припуск на примере выкройки (справа на рис.) дан в расчете на одинарную клепку (для прочности) паяного шва.

Для соединения в одинарный фальц металла толщиной до 0,6 мм припуск с одной стороны надо взять 20 мм, а с другой 21+2+20 мм. Если металл 0,6-1,5 мм, то 30 и 31,5+3+30 мм соотв. Но, вообще говоря, паяный и склепанный на краю шов сделать легче, он выглядит аккуратнее и лучше сопротивляется коррозии, чем фальцевый. Если железом кроется крыша, то, понятно, склепывать и паять листы просто технически невозможно. Но зонт дефлектора – другое дело. Собирают его на пайке с клепкой так:

  1. Размечают и вырезают развертку;
  2. Сверлят отверстия под заклепку;
  3. Отгибают внутрь под 90 градусов борта (крылья) припуска;
  4. Заклепывают край;
  5. Через деревянные подкладные бруски струбцинами сжимают борта;
  6. Пропаивают шов.

Аналогичным способом строится развертка и собирается вальмовый шатер (зонт) дымника, см. рис.


И, наконец, самая сложная деталь: диффузор аэродинамически совершенного закрытого дефлектора, он же – переходник-юбка с квадрата на круг (круг внутри) для установки дымника-зонта на кирпичную трубу. Правила построения не сложны (см. рис.), но требуют точности и аккуратности в работе.

Примечание: дополнительно выровнять тягу открытого и несовершенного дефлекторов на круглой трубе, а также свести в ничтожной вероятность задувания в последний можно, если образующую диффузора/юбки прогнуть внутрь, см. рис. Но работа такая сложна – после сборки переходника с круга на круг его нужно выколачивать на болване из твердого дерева.

Конструкции

Теперь посмотрим, какой возможно и как сделать дефлектор на дымовую трубу самостоятельно. Проще всего начинать с несовершенного дефлектора-зонта; его возможности гораздо шире, чем может показаться, а материалов и не очень сложной работы требуется немного.

На что способен зонтик

В климатических условиях РФ дефлектора-зонта на печную трубу чаще всего оказывается достаточно, тем более, что угара по его вине тоже не отмечено. Но – если дымник-зонт сделан правильно. Самая распространенная ошибка – колпак слишком высоко поднимают на стойках. Вернуть 100% исходную тягу это не поможет, но вероятность задувания в трубу резко возрастает.

Правильные размеры дефлектора-зонта на дымовую трубу даны слева на рис. Для труб с просветом диаметром 100-200 они уменьшаются пропорционально, а затем величина H1 увеличивается в 1,3 раза для труб 150-200 мм и в 1,6 раза для труб 100-150 мм.

Справа на рис. даны размеры незадуваемого дефлектора-зонта, но в условиях РФ такой лучше ставить на вентиляционную трубу естественной вентиляции, т.к. сетка быстро обрастает сажей или конденсатом дымовых газов, и тогда на нее очень хорошо налипает пыль.

Также не задувается, сохраняет исходную тягу и даже немного увеличивает ее двухэтажный дефлектор-зонт. Схема его действия дана на поз. 1 след. рис.:

Для дымоходов маломощных бытовых печей/котлов (прим. до 40 кВт) ее можно упростить, выполнив этажи одинаковыми, поз. 2. Каждый этаж – обрезанный вдвое по высоте конус Григоровича (см. выше); расстояние между этажами равно высоте этажа. Верхний этаж щипцовый, т.е. срезанная вершина конуса закрыта глухой крышкой. 3-этажный зонт на вентиляционную трубу (поз. 3) реже обмерзает и меньше засоряется, чем зонт с сеткой. Для труб 130-200 мм размеры меняются пропорционально. И, наконец, дефлектор Кирюшкина (поз. 3; все конусы – Григоровича) используется преимущественно как активно-пассивный – под малым конусом ставят маломощный дымосос на 12 В 100-200 мА.

ЦАГИ

Прежде чем браться за аэродинамически открытый дефлектор, посмотрим, как модифицируется под частный дом самый совершенный дефлектор ЦАГИ. Его исходная конструкция была рассчитана в первую очередь на промышленные объекты и затем на многоквартирные дома.

Чертежи 3-х вариантов дефлектора ЦАГИ даны на рис. Размеры исходного промышленного варианта приведены справа вверху. Не полностью, т.к. рассчитан он на прочную трубу и уж никак не на сэндвичевый дымоход. Для дымохода частного домовладения более подойдет работающий по такой же схеме дефлектор Ханженкова (слева на рис.). Он дает меньшую горизонтальную ветровую нагрузку и его можно вставлять в трубу, как описано ниже.

А справа на рис. – размеры вентиляционного дефлектора ЦАГИ. Его можно из пассивного превратить в пассивно-активный, выкрасив обечайку черным кузнечным патом или др. краской, хорошо поглощающей тепловое излучение земли и окружающих дом объектов. Вентиляторы в отдушинах домовой системы вентиляции нужно, конечно, оставить, но включать их придется изредка. Как сделать своими руками дефлектор ЦАГИ, см. видео

Видео: дефлектор ЦАГИ из металлочерепицы своими руками


Примечание: вентиляционный дефлектор не такая уж роскошь, как может показаться. Когда ветер задувает в вентиляцию, в ванной холодно, а кухонный чад и туалетные запахи разносятся по дому. Клапаны-хлопушки не решают проблемы – захлопнулся, в ванной и кухне душно.

Что получается из конусов

Из дефлекторов открытого типа доступнее всего, и, по всему комплексу технических показателей, оптимален для частного домовладения дефлектор Вольперта-Григоровича. Хотя, сколько в нем на самом деле того и другого, знали только они сами.

Канонические (исходные из исследований ЦАГИ) пропорции дефлектора Вольперта-Григоровича даны на поз. 1 рис.:

Слева – модификация под асбоцементную трубу, хорошо держащую продольные нагрузки, но хрупкую поперек. Увеличенная вдвое высота верхнего образующего тело вращения конуса дает большую подъемную силу, стремящуюся сорвать дефлектор с трубы, но тугой хомут удержит его на любом ветру. Для труб 130-180 мм по внутри размеры меняются пропорционально.

Примечание: еще об одном варианте самодельного дефлектора Вольперта-Григоровича см. след. ролик:

Видео: дефлектор Волперта Григоровича для увеличения тяги в печи

Флюгеры

Дефлекторы для труб – флюгеры называют еще флюгарками. Иногда так называют все дымники вообще, но это неверно, т.к. флюгер по определению устройство поворотное.

Дефлектор на трубу – флюгер может быть выполнен поворотным самоориентирующимся и вращающимся. Последние называются еще турбодефлекторами, а самоориентирующиеся дымовыми зубьями, что тоже неверно. Дымовой зуб – часть дымохода английского камина. Слабое место всех флюгерных дефлекторов – подшипник. Он очень легко засоряется и затягивается сажей, а уплотнения подвержены усиленному износу. Поэтому осматривать дефлектор-флюгер нужно не реже раза в 2 месяца. Но сам дефлектор-флюгер почти никогда не обрастает главным врагом всех неподвижных дефлекторов – сосульками.

Дефлекторы для труб – флюгеры

Многолопастный дефлектор-флюгер (поз. 1 и 2 на рис.) дает стабильную тягу на ветру до 9-10 баллов при незначительных нагрузках на трубу, поэтому его можно ставить на сэндвичевые, керамические и стеклянные дымоходы. Однолопастный дефлектор-флюгер на сильном ветру сильно нагружает трубу, поэтому она должна быть прочной и дом располагаться в месте, где штормовой ветер не разгуляется. Зато однолопастный дефлектор-флюгер несложно оформить в виде птицы (поз. 3 и 4).

Турбодефлектор (поз. 5) – запомните и никому не верьте – не дымовой! Он вентиляционный или для газовых котлов с электроподжигом. Турбина вращается как ветром, так и током воздуха в трубе, причем правильно выполненная турбина, как в некоторых типах ветровых двигателей, самораскручивающаяся: достаточно самой слабой начальной тяги иди легкого дуновения ветерка, чтобы турбинка завертелась и потянула воздух, а остановится она только когда и тяга, и ветер полностью прекратятся. В системе вентиляции дома с турбодефлекторами включать вентиляторы в отдушинах приходится, как говорится, раз в год не каждый год. К сожалению, турбодефлектор легко затягивается пылью и мусором из воздуха, поэтому проверять его нужно тоже не реже раза в 2 мес.

Технические свойства турбодефлектора такие же, как у многолопастного самоориентирующегося, но трубу он нагружает еще меньше. Турбодефлектор вполне возможно сделать своими руками, см. видео ниже.

Видео: турбодефлектор своими руками

Как ставить дефлектор

Ставить на трубу дефлектор возможно, только если дымоход выполнен точно по правилам СНиП 41-01-2003, поз. 1 на рис. ниже. Весьма желательно, чтобы труба, на которую будет установлен дефлектор, располагалась на подветренном относительно направления господствующих ветров скате крыши. Для справки: подветренный значит противоположный направлению, откуда ветер дует.

Крепить дефлектор к выдре (верхнему расширению кирпичной трубы) безусловно можно, только если труба изначально рассчитана под дефлектор. Если нет, или в кладке трубы есть хоть малейшие нарушения, крепить к ней дефлектор нужно так, как показано на поз. 2 рис:

  1. В трубу вставляют прочную гильзу (стакан; переходник квадрат-круг) С;
  2. Стакана закрепляют глухими анкерами А на уровне не выше нижнего ряда кладки выдры и закладными штырями З в канавки на устье трубы. Анкеры и закладные замуровываются цементно-песчаным раствором от М200;
  3. На стакан надевают диффузор/юбку Д с карнизом (отливом) К. Обязательно для дефлектора любой схемы, в т.ч. несовершенного!
  4. Диффузор крепят только к кладке мелкими анкерными болтами. Не саморезами в пластиковых дюбелях! К стакану юбку/диффузор не крепят!
  5. На вороте (верхнем обрезе) юбки/диффузора прочно закрепляют рабочую конструкцию дефлектора.

Только при таком способе крепления дефлектор никогда не расшатает старую и/или не рассчитанную не него кирпичную трубу.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...