Качественное дизельное топливо. Качество дизельного топлива: основные параметры Качественное дизельное топливо

Прежде чем начать рассказ о дизельном топливе, хотелось бы с огорчением сообщить о том, что наша отечественная солярка на сегодняшний день занимает всего лишь 43-е место по качеству среди ведущих нефтяных компаний Европы. Отсюда и все проблемы дизельных двигателей наших легковых автомобилей, топливная аппаратура которых рассчитана на ДТ стандарта, соответствующего как минимум Евро-3.

Сразу же предупреждение для любителей халявной солярки: если вы не хотите запороть дизель своей иномарки, ни в коем случае не сливайте ДТ из тракторов, оно однозначно Евро-3 не соответствует. Кстати, на наших АЗС дизтоплива стандарта Евро нет вообще, существуют так называемые классы со 2-го по 5-й, у которых нормы по цетановому числу заметно занижены. А что же такое цетановое число дизельного топлива и чем оно отличается от октанового числа того же бензина?

Как известно, октановое число бензина характеризует его детонационную стойкость к давлению и температуре. Но принцип работы дизельного двигателя как раз и заключается в этой самой детонации, поэтому цетановое число и характеризует самовоспламенение ДТ в цилиндре. Другими словами, чем выше ЦЧ, тем больше склонность ДТ к самовоспламенению. Кроме этого, ЦЧ ещё определяет лёгкость запуска двигателя, период белого дымления после запуска и жёсткость работы на холостом ходу, так называемый дизельный стук. Если ЦЧ меньше положенного для данного вида топливной аппаратуры, начнутся проблемы с запуском двигателя, а если больше положенного – падает мощность, возрастает дымность, и ухудшается экономичность.

Расход топлива увеличивается пропорционально превышению ЦЧ над расчётным – до 0.5% на единицу ЦЧ. Поэтому, если вы не хотите вышеперечисленных проблем с запуском и эксплуатацией дизеля, необходимо придерживаться следующих стандартов: для дизельных и турбо дизельных двигателей ЦЧ должно быть в пределах 45-48 единиц, для двигателей типа TDI, CDI и HDI с насос-форсунками или системой Common Rail ЦЧ не менее 51, а для самых современных моторов, соответствующих стандартам Евро-5, ЦЧ должно равняться 55.

Кроме цетанового числа дизельное топливо отличается между собой по фракционному составу, влияющему на пуск двигателя и токсичность выхлопных газов при пуске и прогреве. От фракционного состава зависит также температура перехода топлива в газообразное состояние (чем ниже температура перехода, тем выше мощность и лучше экономичность). Общепринятый норматив требует, чтобы 95 % топлива переходило в газообразное состояние до 360°С. Основными компонентами фракционного состава дизельного топлива являются сера и полициклические ароматические углеводороды, так называемые ПАУ, количество которых не должно превышать более 11%.

Больше всего вреда экологии приносит сера, способствующая к тому же коррозии деталей двигателя и выходу из строя нейтрализаторов выхлопных газов и сажевых фильтров. Но без неё никак нельзя, сера обеспечивает смазку деталей. Остаётся только ограничить её содержание в топливе: для дизельных атмосферных двигателей не более 350 ррм, турбированных – не более 50 ррм и TDI, CDI, HDI – не более 10 ррм.

Конечно, на АЗС вы этого ничего не узнаете, но если задаться целью определения нормальной заправочной станции, торгующей соответствующей для вашего двигателя соляркой, то достаточно взять топливо на пробу на нескольких АЗС и отправить его в лабораторию. Там вам выдадут не только его ЦЧ, но и температуру вспышки, влияющую на пусковые свойства и токсичность, которая должна быть не ниже 40°, а также температуру помутнения (точку начала кристаллизации парафинов). Для летнего дизтоплива она должна быть не выше -5°С, а для зимнего – не выше -25°С. Процесс определения температуры помутнения длится в течение пяти часов, но он стоит того, так как от этого зависит запуск дизеля при минусовых температурах.

Существует ещё так называемая температура предельной фильтруемости, ниже которой топливные фильтры выходят из строя, а также температура застывания, при которой ДТ теряет подвижность. Обычно она ниже температуры предельной фильтруемости на 5-7° С. Ну и, конечно же, нельзя обойти такую характеристику дизельного топлива, как его смазывающая способность, от которой напрямую зависит долговечность деталей топливной аппаратуры. Определяется она по диаметру пятна контакта, составляющему не менее 460 мкм.

На сегодняшний день требуемым показателям по Евро-4 наиболее соответствует дизельное топливо, реализуемое на АЗС корпорации ТНК. Кроме этого, оно полностью отвечает требованиям экологических стандартов, но для обычных атмосферных и турбированных дизелей у топлива ТНК слишком большое цетановое число. Высокие моторные показатели благодаря сбалансированным ФХП (фракционно-химическим присадкам) имеет дизтопливо на АЗС, принадлежащих ЛУКОЙЛ, но у него выявилась недостаточная смазывающая способность. В отличие от ЛУКОЙЛ, топливо Татнефть демонстрирует хорошую смазывающую способность и низкое содержание ПАУ, но при его использовании резко увеличивается расход топлива. Высокое цетановое число обеспечивает топливо компании Shell, но, к сожалению, в нём слишком много серы и очень высокое содержание ПАУ. Такое же высокое ЦЧ гарантирует и корпорация ВР, чьё дизтопливо отлично подойдёт для двигателей TDI, CDI и HDI, но у него слишком низкая смазывающая способность, а ЦЧ категорически не подходит для обычных атмосферных и турбированных дизелей. Для всех без исключения двигателей подойдёт дизельное топливо, реализуемое на АЗС Роснефть, с минимальной дымностью и минимальным количеством ПАУ. У него только один недостаток – много серы.

В общем, если вы хотите минимизировать проблемы эксплуатации топливной аппаратуры дизельного двигателя, выберите одно АЗС, наиболее подходящее для вашего автомобиля и старайтесь заправляться только там. В нашей стране дизельное топливо классифицируется по сортам, классам и низкотемпературным свойствам. Для умеренного климата существует классификация по сортам от А до F, а для холодного и арктического климата установлены классы от 0 до 4, различающиеся температурой воспламенения (до -35°C) и температурой застывания (до - 50° C). В России в теплые месяцы должно реализовываться летнее ДТ, характеризуемое температурой воспламенения равной 62°C и температурами застывания и фильтрации не ниже -5°C. В холодное время года на АЗС поступает зимнее дизтопливо, соответствующее классу 1 с температурой воспламенения не выше 40°C, застывания не меньше -35°C и фильтрации не менее - 26°С.

В переходные климатические периоды (как правило, апрель и октябрь) АЗС должны реализовывать ДТ сорта Е с температурой фильтруемости не выше -15° С. Другими словами, сорт Е – это смешивание летнего и зимнего топлива в пропорции 50х50. Но это всё возможно только в идеале. На самом деле большинство АЗС не станет реализовывать зимнее дизтопливо, пока не продаст летнее, от чего в первую очередь страдают рядовые водители. Что делать? Выхода только два: поиск порядочной АЗС или применение антигелевых присадок. Кстати, многие водители совершают ошибку, заливая антигель в заполненный топливный бак после снижения температуры ниже нулевой отметки. Это в корне неверно. Антигель заливается в пустой бак перед заправкой ещё при плюсовой температуре, чтобы успеть качественно перемешаться с топливом и выполнить свою низкозамерзающую функцию. В крайнем случае, можно использовать керосин, обладающий смазывающими свойствами. При добавлении керосина в топливо в пропорции 1 к 5 (20% керосина) топливная смесь не застынет до - 40°С. Но ни в коем случае не добавляйте в дизтопливо бензин – это смерть для топливной аппаратуры дизеля.

Современные европейские дизель-генераторы, работающие на дизельном топливе, разрабатываются с учетом высоких европейских норм и стандартов, предъявляемых к качеству горючего. Поэтому все импортные дизельные электростанции требовательны к качественному составу топлива. Заправка дизель-генератора некачественным топливом, не отвечающим Евро стандартам, приводит к выходу из строя топливной системы электростанции, двигателя и дорогостоящему ремонту.

Основные характеристики дизельного топлива.

На территории Российской Федерации согласно ГОСТ 305-82 вырабатывается дизельное топливо четырех марок:

þ «Л» - летнее, применяется при температуре окружающей среды выше 0 о С

o температура помутнения: - 5 о С

o температура застывания: - 10 о С

þ «З» (-20 о С) - зимнее, применяется при температуре окружающей среды ниже:- 20 о С

o температура помутнения: - 25 о С

o температура застывания: - 35 о С

o содержание серы не превышает 0,2 %

þ «З» (-30 о С) - зимнее, применяется при температуре окружающей среды ниже: - 30 о С

o температура помутнения: - 35 о С

o температура застывания: - 45 о С

o содержание серы не превышает 0,5 %

þ «А» - арктическое, применяется при температуре окружающей среды ниже: - 50 о С

o содержание серы не превышает 0,4 %

Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:

þ цетановое число, определяет высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя

þ фракционный состав, определяет дымность, полноту сгорания и токсичность отработавших газов двигателя

þ вязкость и плотность, обеспечивают нормальную подачу топлива, распыление в камере сгорания и работоспособность фильтрования топливной системы

þ низкотемпературные свойства, определяют функционирование топливной системы при минусовых температурах окружающей среды и условия хранения топлива в емкостях

þ степень чистоты, обеспечивает надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки, цилиндров и поршней двигателя

þ температура вспышки, определяет условия безопасности применения топлива в двигателях

þ содержание сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризует образование нагара, коррозию и износ двигателя.


Основные отличия качественного дизельного топлива от некачественного:

ü не содержит воду

ü не содержит керосин

ü не содержит бензин

ü не содержит грязи

ü не содержит вредных примесей

ü не происходит выпадение парафина

ü содержание серы не превышает 0,02%

ü используются качественные присадки

ü высокий показатель цетанового числа - 51


Технология производства дизельного топлива.


При производстве дизельного топлива большое значение имеет правильный подход к технологическим этапам технологического процесса, для обеспечения высокого качества дизельного топлива.

Его промышленное производство можно разделить на следующие технологические этапы:

þ первичная переработка нефти (или же прямая перегонка) - это разделение нефти на отдельные фракции по температурам кипения, осуществляемая в специальных ректификационных колоннах

þ вторичная переработка нефти (очищение) изменяет химический состав и структуру углеводородов. Производят крекинг (расщепление крупных молекул мазута на более мелкие) и удаление из топлива серы

þ смешение (компаундирование) - смешение прямогонных фракций с компонентами вторичных процессов и присадок.

По сравнению с прямой перегонкой все процессы вторичной переработки весьма сложны в технологическом плане и отличаются очень высокой стоимостью. Однако они необходимы, поскольку заметно увеличивают качество дизельного топлива. При проведении гидроочистки дизельного топлива, получают экологически чистые летние и зимние марки.

На последнем этапе производства смешиваются полученные в первом этапе первично очищенные топливные фракции с результатом вторичных химических присадок и переработок в необходимой пропорции. Так же при проведении смешивания достигается разрешенное содержание в топливе серы, так как она крайне негативно влияет на состояние окружающей среды.

В целях обеспечения хороших свойств при низких температурах зимнюю и арктическую марку дизельного топлива получают из более лёгких фракций, чем летнюю. Или же проводится дорогостоящая депарафинизация. Кроме того, в арктическое дизельное топливо вводятся специальные присадки, приводящие к увеличению его цетанового и улучшению показателей качества топлива.

Добавление антидымной и депрессорной присадок, позволяет получить дизельное топливо стандарта Евро-4, которое рекомендуется использовать в мегаполисах с целью уменьшения уровня загрязнения его воздуха.

Стоимость и качество дизельного топлива будет выше, чем больше степеней очистки оно прошло. Стоит учитывать то факт, что дизельное топливо, выпускаемое небольшими Компаниями, может быть произведено с серьезными нарушениями технологии производства для уменьшения себестоимости (разбавлено, бензином, керосином, водой, что приводит к частым остановкам электростанций, внеплановым ТО и поломке двигателя).

В установке для выработки ДТ предусмотрены следующие обязательные этапы:

þ удаления воды

þ удаления твердых примесей

þ отделения парафинов

þ высадки серы

Мы гарантируем:

ü Качество поставляемого дизельного топлива соответствует климатическим условиям и действующим нормам ГОСТ и ТУ и подтверждается сертификатами качества, предоставляемыми заводом-изготовителем

ü Оперативную доставку качественного, сезонного, экологически чистого дизельного топлива ЕВРО-4

ü ЕВРО-4 содержит всего 0,005% серы, то есть в 40 раз меньше чем предусмотрено российским ГОСТом 305-82

ü Продление срока службы двигателя и экономию топлива, использование дизельного топлива ЕВРО-4 приводит к снижению объемов выбросов продуктов сгорания более чем в 2 раза

Столица Российской Федерации и окружающая ее Московская область являются самыми крупными потребителями бензина и дизельного топлива в нашей стране. Это не удивительно, так как здесь сконцентрировано огромное количество населения, которое владеет большим количеством транспортных средств.

Естественно, в регионе функционирует большое число автозаправочных станций. К сожалению, иногда на них можно встретить топливо не лучшего качества. Чтобы избежать подобной неприятности, желательно знать действительно авторитетные компании, предлагающие лучшее в регионе дизельное топливо.

К чему может привести заправка некачественным дизельным топливом

Всегда найдутся люди, которые, ради сиюминутной выгоды готовы заправить бак своего автомобиля на какой-нибудь подозрительной заправке, где предлагают горючее по очень низкой цене.

Конечно, возможно автолюбителю повезло, и компания банально не успела поднять цены, как это сделали уже другие АЗС. Или на станции проходит какая-то акция, цель которой – в привлечении новых клиентов.

На самом деле, в большинстве случаев, в бак попадет дизельное топливо или бензин не лучшего качества. Некоторые автомобили, особенно те, которые произведены достаточно давно, могут и «не заметить», что в них залито такое горючее. Более современные транспортные средства обязательно «ощутят» такое топливо. Итогом станет снижение ресурса многих компонентов автомобиля и высокая вероятность того, что в скором времени может потребоваться ремонт.

Если вы не готовы тратить лишние деньги на незапланированный ремонт, то лучше заправляться на действительно хороших АЗС, которых в этом регионе более чем достаточно.

Рейтинг лучших московских и областных АЗС по качеству дизельного топлива и бензина

В Москве и Московской области, на самом деле, достаточно много компаний, предлагающих своим клиентам действительно качественное топливо, которое гарантированно не станет причиной поломки вашего транспортного средства. Специалисты топливного рынка советуют обратить внимание на следующие бренды:

  1. МТК.
    Одна из самых распространенных сетей автозаправочных станций в столице России и в окружающей области. Важным фактором успеха этого бренда является то, что контроль за деятельностью компании осуществляет непосредственно правительство Москвы. Естественно, что, заботясь о собственной репутации, Собянин и его правительство никогда не допустят того, чтобы на АЗС «МТК» предлагали потребителю низкокачественное и бензин. Кроме того, эта компания старается одной из самых последних переписывать свои ценники в большую сторону. Поэтому всегда есть шанс успеть приобрести горючее по более выгодной цене.
  2. АЗС «Татнефть». Почему заправки этого бренда предпочитают очень многие автолюбители Москвы и региона? Дело в том, что все топливо, которое попадает на автозаправочные станции бренда, производится только на Московской нефтеперерабатывающем заводе. А это – одно из лучших предприятий подобного рода в нашей стране, которое всегда одно из первых модернизирует собственное производство и всегда производит горючее высочайшего качества. Кроме того, компания «Татнефть» является одной из самых открытых, в плане распространения информации. Например, она не скрывает от своих клиентов тот факт, что фирменное топливо содержит в составе определенный набор присадок. Но все присадки – специально подобранные и предназначены только для получения пользы для транспортного средства, в котором используется топливо от «Татнефти».
  3. АЗС «Сибнефть».
    Один из старейших производителей топлива в нашей стране, который использует для производства нефть из собственных нефтерождений. Многие автолюбители часто обращают внимание на автозаправки, где, кроме возможности заправиться дизтопливом или бензином, присутствует множество дополнительных услуг. К сожалению, это не всегда оправдывается с точки зрения качества горючего. Компания «Сибнефть» решила отказаться от подобного пути, сконцентрировавшись, прежде всего, на разработке максимального качественного ассортимента нефтепродуктов. Ну а дополнительные услуги всегда можно получить где-нибудь в другом месте…
  4. АЗС «Трасса».
    Компания «Трасса» не относится к организациям, которые занимаются реализацией топлива собственного производства. Тем не менее, в ней работают опытнейшие специалисты, которые постоянно следят за качеством предлагаемой продукции. Сама компания «Трасса» старается сотрудничать только с лучшими отечественными поставщиками нефтепродуктов. Кроме того, ее деятельность ограничивается только московским регионом. И это накладывает определенный отпечаток на деятельность всей Сети, так как жители столицы России и Московской области предпочитают приобретать именно качественное горючее.
  5. АЗС «ВР».
    Автозаправочные станции этого бренда явно не привлекут автолюбителей низкими ценниками на бензин и дизельное топливо. Но на это есть причина. Дело в том, что АЗС этого бренда принадлежит одному из самых известных в мире производителей высококачественных нефтепродуктов, который работает в Российской Федерации за счет наличия лицензии от «Роснефти». В предлагаемом на заправках «ВР» топливе, используются только фирменные, скрупулезно подобранные присадки, что позволяет обеспечить горючему великолепные эксплуатационные характеристики.
  6. АЗС «ТНК».
    Компания «ТНК» владеет в нашей стране одной из крупнейших сетей собственных автозаправочных станций. Преимуществ у этого бренда достаточно. Например, всегда высочайшее качество предлагаемого ассортимента, а также постоянное появление в Сети совершенно новых и обязательно интересных фирменных продуктов. Которые, естественно, соответствуют не только отечественным ГОСТам, но и большинству европейских стандартов. Еще одним плюсом автозаправок «ТНК» является привлекательная система скидок, которую можно получить, став постоянным клиентом этой топливной компании. Тем более, что найти в Москве или Московской области автозаправку с этим названием – не составит особых проблем.
  7. АЗС «Shell».
    «Shell» - бренд с мировым именем, который, что вполне логично, занимается активным распространением своей продукции и на таком привлекательном рынке, как территория Российской Федерации. Естественно, автозаправочные станции этой компании присутствуют в достаточном количестве и в Москве, и в Московской области. Компания «Shell» старается в любом регионе нашей планеты предоставлять своим клиентам дизельное топливо и бензин одинаково высокого качества. Одним из особенностей этого бренда является разработка максимально экологически чистых видов горючего.
  8. АЗС «Газпромнефть».
    Газпром – один из самых известных в мире российских брендов. Наверное, об этой компании знают на всех заселенных континентах нашей планеты. Она занимается добычей и продажами природного газа в особо крупных объемах. Но это не единственный вид деятельности отечественной компании.
    Естественно, у Газпрома есть собственные нефтерождения. Хватает и мощностей, чтобы производить из нефти качественный бензин и . Поэтому, вполне логично, что в Москве и Московской области присутствуют и автомобильные заправочные станции от этого бренда, известные, как АЗС «Газпромнефть».
  9. АЗС «Роснефть».
    Роснефть – государственная компания, которая является крупнейшей, добывающей нефть организацией в Российской Федерации. У этой компании есть хорошие нефтеперерабатывающие заводы, где всегда производится бензин и максимально высокого качества в нашей стране.
    Авторитетность специалистов этой компании настолько высока, что именно им доверили выдавать лицензию на продажу нефтепродуктов некоторых иностранных брендов в нашей стране. То есть, на АЗС «Роснефть» прекрасно понимают, что такое бензин и высочайшего качества. И именно такой вариант предлагают своим клиентам. Естественно, кроме вкуснейшего кофе, которым также славится эта Сеть…
  10. АЗС «Лукойл».
    Лукойл – один из известнейших производителей разнообразных нефтепродуктов на российском рынке. Компания занимается активной деятельностью в Московском регионе. Она спонсирует спортивные клубы, является партнером разнообразных мероприятий. Естественно, что ее автозаправочные станции также присутствуют в Москве и области.
    Говорить о качестве бензина или дизельного топлива от этого бренда не приходится, так как оно собственного производства и всегда высокое.

    Этих десяти брендов вполне достаточно, чтобы без каких-либо особых проблем заправлять собственное транспортное средство всегда высочайшего качества в столице Российской Федерации, а также в области, которая окружает этот мегаполис. Естественно, существуют и другие компании, предлагающие горючее, произведенное в соответствии со всеми существующими в стране стандартами. Тем не менее, стоит понимать, что предложенный выше список, состоит практически полностью из компаний, которые занимаются собственным производством топлива и его контролем. На других же АЗС качество будет зависеть от поставщиков, которые не всегда выполняют взятые на себя обязательства. Это следует учитывать – сегодня в бак могут залить хорошее дизтопливо, завтра – совершенно иное, попавшее на заправку с другого, не такого авторитетного нефтеперерабатывающего завода.

Использование дизтоплива обеспечивает такие основные преимущества:

  • более экономичное расходование на единицу выполненной работы;
  • его цена ниже, чем у бензина на 20 – 30%;
  • безопасность – температура воспламенения более высокая, чем у бензина;
  • большая экологичность – выхлопные газы отрегулированного дизельного двигателя чище, чем карбюраторного;
  • дизтопливо более чистое, чем бензин;
  • топливо имеет свойства смазывания деталей цилиндра и поршня.

Какие виды дизтоплива бывают?

Выпускается дизельное топливо, различающееся температурой застывания:

  • зимнее, температура минус 35°С для умеренной климатической зоны и минус 45°С для холодной;
  • арктическое, минус 55°С;
  • летнее, минус 10°С в умеренной зоне.

В России с лета 2014 г. на дизельное топливо, используемое зимой, есть национальный ГОСТ Р 55475-2013.

По нему изготавливается две депарафинированные разновидности топлива – зимнее и арктическое. Его основное назначение – применение в быстроходных наземных двигателях. Получают это горючее в результате извлечения фракций средней дистилляции при переработке газовых конденсатов и нефти.

Разница между зимним и арктическим видами дизельного топлива в температуре воспламенения:

  • для зимнего топлива она 310°С, при температуре распространения пламени от 62 до 105°С;
  • для арктического – 330°С, при температуре от 57 до 100°С

При концентрации паров топлива в воздухе более 2 – 3% об. оно становится взрывоопасным.

«% об.» – это объемные проценты. Измеряются в 1/100 от соотношения объема одного вещества в смеси по отношению к другому.

Основные показатели видов дизтоплива

К эксплуатационным показателям, определяющим качество дизельного топлива, относятся:

  1. Цетановое число. Определяется по ГОСТ Р 52709.
  2. Является характеристическим для определения мощности и экономичности двигателя. Определяется через время воспламенения топлива. Обычно от 40 до 55.

  3. Состав по фракциям. На его основе определяется полнота сгорания, степень дымности, токсичность выхлопных газов двигателя.
  4. Плотность и вязкость. Характеризуют параметры подачи топлива, возможности распыления в цилиндре и способность к фильтрации.
  5. Параметры:

  • плотность при 15°С, кг/куб. м – от 800 до 860;
  • кинематическая вязкость, кв. мм/сек – от 1 500 до 4 500;
  • температура фильтруемости – от минус 30 – 32°С до 52 – 55°С.
  • Температурные свойства. Определяют возможность работы средств подачи топлива при минусовых температурах воздуха и возможности его хранения.
  • Свойства топлива:

    • летнего – используется при температуре выше 0°С;
    • зимнее – выше минус 30°С;
    • арктическое – выше минус 50°С.
  • Чистота топлива. Влияет на способность работы фильтров очистки топлива и на работу поршня в цилиндре двигателя.
  • Температура вспышки. Влияет на безопасность использования топлива в двигателе. Измеряется в закрытом тигле – от 30 до 60°С.
  • Присутствие в топливе непредельных углеводородов, соединений серы и тяжелых металлов. Влияет на образование нагара (коксуемость), интенсивность коррозии элементов двигателя и степень их износа.
  • - У нас зимой в кедах даже студенты не ходят!

    Почтальон Печкин

    Вместо пролога

    В пластмассовую канистру? Нет, нельзя!

    Мы были к этому готовы. Вручили заправщику вместо пластиковой канистры металлическую, а сами пошли беседовать с начальством: если запрещают наливать в пластик, то почему торгуют пластиковыми канистрами?

    Местный начальник оказался сдержанным. Мол, торгуем, но эти канистры предназначены только для хранения. Кто запретил? Нам показывают документ: Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (в редакции приказа Минэнерго РФ от 17 июня 2003 года № 226). Введены в действие 1 ноября 2001 года. Тогда какой-то функционер из-за якобы электризации пластика действительно запретил «выдачу нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару». И неведомо ему, что давным-давно делают из пластмассы. Причем и для заправки бензином, не говоря уже о дизельном топливе. Ведь солярку просто так не поджечь, даже если очень постараться. И кто дал указание вытащить из нафталина это странное распоряжение?

    Более того, тот же заправщик подбежал к нам и… самолично помог перелить заправленную солярку из металлической канистры в пластиковую! Ведь в приказе не сказано, что этого делать нельзя. Еще одно доказательство того, что Россия непобедима!

    Ладно, будем считать это прологом нашей экспертизы. Проверим, что ждет владельцев дизельных машин, заправившихся в начале зимы (пробы мы брали в середине декабря). Причем специально выискивать откровенный «левак» не будем - прокатимся вдоль федеральной трассы на юг от столицы и соберем дизтопливо с .

    Справочники для пятиклассников

    Никаких топливных проблем на территории России с 1 января 2016 года быть не должно по определению. Мы уже рассказывали, что Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 повелел исключительно топливо класса К5. А разве «пятиклассники» могут замерзнуть? К тому же дизелеводов оберегают сразу четыре нормативных документа: по ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 32511 выпускают дизтоплива Евро, по ГОСТ Р 55475 - топлива для холодного и арктического климата, по ГОСТ 305 - остальные.

    Однако… Пусть в отеле хоть пять парикмахерских на каждом этаже - это не сделает его пятизвездочным. Так и здесь. Требования к зимним соляркам есть, но кто мешает продавцу торговать чем-то попроще? Громкие фразы про сезонность применения топлива у нас носят рекомендательный характер.

    Проверим, замерзает ли топливо «пятого класса». Для справки: температура помутнения зимней солярки для умеренной климатической зоны должна быть не выше -22 ºС. А потому ни одно из купленных дизтоплив не имеет ни малейшего права потерять прозрачность даже в обычном морозильнике, а тем более - замерзнуть.

    Приходилось ли вам сталкиваться с замерзающим дизтопливом?

    (Данные , который проводился на сайте www..)

    НАША СПРАВКА

    Все дизтоплива мы закупали в середине декабря 2016 года.

    Низкотемпературные свойства дизтоплива определяются тремя температурами - помутнения, застывания и предельной фильтруемости.

    Температура помутнения характеризует точку начала кристаллизации парафинов, входящих в состав топлива.

    Температура предельной фильтруемости указывает на температурный порог работоспособности двигателя. При температуре ниже этой фильтры топливной системы перестают пропускать топливо.

    Температура застывания - температура, при которой топливо теряет подвижность; обычно ниже температуры предельной фильтруемости на 5–7 ºС.

    Из жидкого в твердое

    Мы посетили 17 заправочных станций. Не в честь наступившего года - так случайно получилось. Однако «взятие зимнего» все-таки породило смуту в умах: вместо сплошных плюсиков наша таблица запестрела минусами. На половине из купленных солярок в Великий Устюг не доехать!

    Разброс цен сумасшедший: от 28 рублей на 106‑м километре Симферопольской трассы до 36 рублей 92 копеек на расположенной поблизости заправке Лукойла.

    Нужно признать, что никто из акул рынка в бытовом морозильнике не потонул. Идеальной оказалась солярка Shell, которая при -30 ºС даже не помутнела. Роснефть и ВР выступили нормально, но при -30 ºС эти дизтоплива все-таки немного потеряли прозрачность. То же относится к Лукойлу: при максимальном охлаждении солярка сохранила работоспособность, хотя и немного помутнела.

    На каждой АЗС мы оформили протокол взятия пробы. С фотосъемкой кое-где возникали проблемы: к примеру, на месте забора одного из образцов на нас набросилась работница заправки: мол, кто разрешил фотографировать частную собственность? Ее беспокойство, впрочем, вполне объяснимо: взятое там «зимнее ДТ» на морозе быстро превратилось в булыжник. Чтобы это не произошло в баке вашего автомобиля, вновь повторяем: заезжайте только на АЗС проверенных брендов.

    Остальное - лотерея, и далеко не беспро­игрышная. И еще совет: в период массового перехода АЗС с летней солярки на зимнюю, если , во время заправки заливайте в бак для подстраховки антигель. Тогда морозным утром гарантированно заведете двигатель.

    Итоги нашей проверки мы свели в таблицу. Примечательно, что на всех АЗС, которые мы посетили, были доступны паспорта качества на продаваемые дизтоплива.

    Наш эксперимент может воспроизвести каждый желающий в любом регионе страны. Залейте подозрительное ДТ в подходящий стаканчик (закрытый, конечно же, - запах-то не самый приятный) и определите до утра в морозильную камеру. Замерзнет - пришлите нам фото (того, во что превратилась солярка) и координаты АЗС. 

    Данные опубликуем на сайте, чтобы оградить других автолюбителей от плохого топлива. В одиночку мы не в состоянии проверить АЗС по всей стране, а вместе с вами - справимся.

    Вместо эпилога

    Выводов мы сделали несколько. Во‑первых, на нашем топливном рынке по-прежнему анархия. Если в Германии водитель спокойно заправляется на любой АЗС, то у нас так поступать просто неразумно. Особенно зимой, особенно на дизельной машине.

    Во‑вторых, нужно шарахаться от АЗС с неожиданно низкими ценами. Зимой экспериментировать с топливом - себе дороже.

    В‑третьих, не слушайте тех, кто кивает на потепления. Дескать, сегодня всего минус десять, так что и летняя солярка сойдет. А если ночью мороз? А если нужно ехать за город? Или того дальше, например в Великий Устюг? Зимой нужно заливать только зимнее дизтопливо - не надеясь на авось.

    Требования к дизельным топливам согласно ГОСТ Р 55475

    Результаты испытаний ДТ при отрицательных температурах

    Место и время заправки (по чеку) Обозначение топлива (по чеку) Цена на момент закупки, руб. Температура, ºС Комментарии
    ˗20 ˗25 ˗30
    ООО «Шелл нефть», АЗС 11072, Варшавское шоссе, 206а, с. 1 ДТ-З-К5 36,19 + + + прозрачная, как вода, жидкость
    АО «РН-Москва», Варшавское шоссе, вл. 266, стр. 1 (ВР) ДТ ULT-З-К5 36,19 + + +
    ООО «Саган», МАЗС № 2, Симферопольское шоссе, 9 ДТ-Е-К5 35,18 + +/˗ ˗/+ при ˗30 ºС жидкость расслоилась
    ООО «Нефтегазовая компания „Интеройл“, МАЗС-1 ДТ-З-К5 34,80 + +/˗ ˗/+ при ˗30 ºС превратилось в кисель
    ООО „Оптима Юнион“, Подольский р-н, Домодедовское шоссе, 49а ДТ-Л-К5 30,00 ˗/+ ˗/+ ˗ помутнело уже при ˗20 ºС, после чего превратилось в кисель
    ООО „Трэйдмаркет“, 40-й км а/д Москва ˗ Харьков не указано 34,00 ˗/+ ˗/+ ˗ при ˗30 ºС утратило текучесть
    АО „РН-Москва“, Подольский р-н, Лаговское с/п, вблизи д. Гривно ДТ-З-К5 35,00 + + + при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучесть
    ООО „Компания Трасса“, АЗС
    № 48, 55-й км автодороги „Крым“ ДТ-З-К5 35,29 + +/˗ +/˗ при ˗30 ºС топливо расслоилось
    ИП Гуреев И.А. ДТ-Е-К5 30,90 + ˗ ˗ при ˗20 ºС сильно загустело, а при ˗30 ºС окаменело
    ООО „Лаки Стар“ ДТ-Е-К5 30,90 ˗/+ ˗/+ ˗ уже при ˗20 ºС топливо расслоилось
    ИП Беляков А.Д. ДТ-евр-К5 33,70 +/ ˗ ˗/+ ˗ расслоение начиная с ˗20 ºС
    ООО „АЗС-Сервис“, АЗС № 19, Симферопольское шоссе, 106-й км, с. Липицы ДТ-Е 28,00 ˗/+ ˗/+ ˗ желе, превратившееся при ˗30 ºС в глыбу
    ООО „НефтеПромСервис“,
    АЗС № 18 (Лукойл) ДТ-З-К5 ЭКТО 36,92 + + + при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучесть
    ИП Сироткин А.А. ДТ-Е-К5 32,70 + +/˗ ˗ замерзло до состояния камня при ˗30 ºС
    ООО „Серпуховнефте­продуктсервис“, АЗС 25 ДИЗ.К5 35,50 + +/˗ ˗/+ помутнело довольно быстро, но сохранило текучесть; расслоилось при ˗30 ºС
    ООО „В-93“ ДТ-Е К5 33,70 ˗/+ ˗/+ ˗ расслоилось почти сразу, постепенно превращаясь в густой кисель
    ИП Гуреев И.А. ДТ-Е-К5 32,20 + ˗/+ ˗ при ˗25 ºС сильно загустело, при ˗30 ºС замерзло

    Примечания: + - замечаний нет; +/ - - дизтопливо еще годно к эксплуатации; - /+ - дизтопливо уже негодно к эксплуатации; - - дизтопливо полностью утратило текучесть.

    Расслоение топлива эквивалентно его негодности, поскольку топливный насос не сможет прокачать густые фракции.

    Разнообразную информацию о зимней эксплуатации вы найдете в подборке статей из журнала «За рулем» «Автомобиль и зима: советы, мифы, тесты».

    Последние материалы раздела:

    Смотреть что такое
    Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

    Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

    Наталья СтепановаМолитвенный щит
    Наталья СтепановаМолитвенный щит

    Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

    Сонник: к чему снится Лошадь
    Сонник: к чему снится Лошадь

    Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...