Почему печка в машине хуже стала греть. Изучаем основные причины неисправности отопительной системы автомобиля

От исправной работы печки зависит комфорт в салоне, особенно, если на улице холодно. Но, как и всё в автомобиле, иногда печка выходит из строя и перестаёт давать тепло. Давайте выясним основные причины, почему не греет печка.

Как работает печка?

Под приборной панелью автомобиля расположен радиатор, нагревающийся охлаждающей жидкостью двигателя. Его температура может достигать 100 градусов. В общий блок отопителя вмонтирован вентилятор, который обдувает радиатор, благодаря чему в салон поступает горячий воздух.

Скорость вращения вентилятора регулируется с панели управления, и чем она быстрее, тем больше теплого воздуха поступает в салон, тем скорее он прогреется. Если что-то мешает правильной работе отопителя, то в салон поступает холодный воздух, либо вообще не поступает. А холодный салон – это и неприятный запах, и появление влаги со всеми сопутствующими проблемами.

Пять причин неисправности печки

Итак, разобрались, благодаря вентилятору, воздух поступает в салон. И если обдува нет, то, в первую очередь, нужно проверить именно его. Кстати, неработающий заклинивший вентилятор издает характерный гул. Если же холодный воздух поступает, вентилятор работает, а тепла нет, тогда дело в другом.

Низкий уровень охлаждающей жидкости

Возможно, есть смысл проверить уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Если ее недостаточно, печка не будет получать нужное количества тепла, так как она находится чуть ниже верхнего уровня системы охлаждения, и в салон будет поступать лишь теплый воздух.

Нарушение герметичности системы отопления

Если же приходится постоянно доливать охлаждающую жидкость, то проблему надо искать в другом: нужно проверить радиатор и патрубки на наличие течи. Но может быть и более серьезная проблема, такая как нарушение целостности прокладки головки двигателя.

Пробитая прокладка головки блока цилиндров

По своей природе, двигатель не цельная конструкция, он состоит из головки блока цилиндров и, собственно, блока цилиндров, соединенные прокладкой. Если она пробита, то охлаждающая жидкость проникает внутрь двигателя, попадает в цилиндры, в масло и глушитель (отсюда и густой белый дым из выхлопной трубы).

Как следствие – печка не получает достаточного количества тепла. К тому же, пробитая прокладка головки двигателя – это серьезная неисправность, которая влечет за собой массу проблем. В общем, прокладку нужно срочно менять!

Мусор в радиаторе печки

Но бывает и так, что радиатор печки попросту «забит» мусором, например, накипью, частичками герметика и т.д. В этом случае мучений не оберешься, и проще купить новый радиатор, чем чистить и промывать старый.

Итак, вентилятор исправный, уровень охлаждающей жидкости в норме, радиатор печки заменили на новый, а печка по-прежнему не греет или греет, но плохо? Тут уж проблему нужно искать не в печке. Возможно, неправильно работает термостат двигателя.

Неисправный термостат

Принцип работы термостата достаточно прост. Он гоняет охлаждающую жидкость по разным контурам системы охлаждения двигателя, в зависимости от температуры нагрева. При запуске двигателя, охлаждающая жидкость ходит по «малому кругу» и не заходит в радиатор печки.

После нагрева до определенной температуры, термостат открывает «больший круг», в который входит радиатор печки. И если термостат неисправный, то «большой круг» системы охлаждения будет закрыт, и, соответственно, из печки будет дуть холодный воздух. Выход — необходимо менять термостат!

Это, пожалуй, самые распространенные неисправности, при которых печка может неправильно работать. В любом случае, не помешает съездить в автосервис, где мастер проведет осмотр и найдёт истинную причину, почему не греет печка.

Тем, кто хочет «до винтика» разобраться в этом вопросе,
я предлагаю посмотреть видеоролик:

Точную поломку отопительной системы можно определить, проверив основные узлы. В зависимости от марки и возраста авто могут быть другие конструкторские изменения, но основные элементы более-менее одинаковы. Именно поэтому лучше проверить наиболее распространенные причины выхода из строя отопления в машине.
Почему не работает печка авто:

  1. При доливании антифриза в систему попал воздух. Такая же проблема может возникнуть при повреждениях основного блока цилиндров.
  2. Термостат заклинило в открытом положении. Главный «симптом» - безотказная работа на больших скоростях и холодный воздух - на малых.
  3. Загрязнения радиатора. Происходит это по многим причинам, чаще всего из-за некачественного или неподходящего антифриза.
  4. Засор или поломка вентилятора. В этом случае устранение неисправности просто необходимо, ведь перегрев двигателя может привести к куда более серьезным последствиям.
  5. Засорен салонный фильтр. Для исправной работы авто его необходимо регулярно менять. Как правило, раз в год.
  6. Неисправности крана отопления. Возникают такие проблемы на отечественных авто.
  7. Некорректная работа блока управления системой отопления. К таким неприятностям может привести не только проблемы с вентилятором, но и неисправный температурный датчик в салоне.
  8. При безуспешных попытках найти причину можно испробовать способ временной установки другого радиатора. Во многих случаях речь может идти о заводском браке, либо некорректной работе этого узла.

Многие неполадки опытный автолюбитель исправит самостоятельно. Стоит также отметить, что неисправная печка - это не только неудобства для водителя и пассажиров, но и угроза для состояния машины. Если теплый воздух не подается в достаточном объеме, замерзают стекла в салоне, невозможно открыть двери, а сам двигатель подвергается нешуточной нагрузке. Со временем такие ситуации негативно отражаются на состоянии авто и приводят отказу многих систем.

Что делать в таких случаях

Если причина почему плохо греет печка найдена, это означает половину успеха. Теперь остается только правильно исправить проблему по приведенным далее пунктам.

Алгоритм действий при различных поломках:

  • Завоздушенную систему легко прогнать работой двигателя на холостом ходу. Также можно слить антифриз и заправить систему заново.
  • Все части вентилятора необходимо очистить, если речь не греет печка по причине поломки этого узла и просто с целью профилактики возможных проблем в работе.
  • Замена салонного фильтра - одно из самых простых решений. В этом случае лучше использовать оригинальные комплектующие, а не фальсификат.
  • При серьезных поломках крана отопления замене подлежит не только этот узел, но и сам радиатор.
  • Обязательно проверьте целостность всей системы. Смещенные воздуховоды следует закрепить получше, протечки - устранить.
  • Можно попробовать исправить сбой в системе управления нехитрым способом. Для этого выбирается максимальный режим работы печки, после чего снимается клемма с аккумулятора. После этого режим передвигается на «холодно», а клемма возвращается на место. Нехитрая манипуляция отлично работает и несложная в исполнении.

В некоторых случаях причины того что не греет печка в машине кроются в электронике, либо в неисправностях других систем. Для точного определения и устранения дефекта лучше обратиться к специалисту. Поэтому, если после всех выполненных манипуляций печка по-прежнему работает недостаточно, стоит отправить машину на диагностику.

Профилактика

Способы профилактики основных поломок отопительной системы просты и доступны. В первую очередь необходимо хорошо заботиться о своей «ласточке» и регулярно проверять работоспособность систем. Что касается конкретно печки машины, помогут следующие правила.
Методы предупреждения поломок:

  1. Своевременная очистка радиатора от загрязнений. Сделать это можно сжатым воздухом, используя компрессор, а также помыв водой. Внутреннюю часть можно почистить пылесосом.
  2. Применение качественного антифриза. Состав должен быть «одобрен» производителем (указано в инструкции по применению). Кроме того, следует регулярно менять жидкость и не смешивать различные по составу растворы.
  3. Периодическая прочистка внутренней части отопительной системы выполняется при капитальном ремонте авто, а также в комплекте с другими процедурами. Для этого можно использовать специальные промывающие смеси, покупные и самостоятельно приготовленные.
  4. Периодическая замена фильтров. Если их снять вообще, в салоне постоянно будет пяль и запах выхлопных газов. Для более эффективной очистки воздуха желательно менять фильтры с периодичностью, указанной в руководстве по эксплуатации машины.
  5. Движущиеся части вентилятора (заслонки и рычаги управления) необходимо периодически смазывать. Это облегчит их работу и предупредит поломки и заедания.

Если печка в машине плохо греет, обязательно необходимо разобраться в причинах. Здесь может быть масса вариантов, поэтому испробовать необходимо несколько способов. После нехитрых манипуляций система заработает вновь, а алгоритм их проведения описан в нашей статье.

Прежде чем скажем причину, по которой в 90% случаях печка на холостых не греет , рассмотрим, как работает система отопления автомобиля в целом. Немного. Для понимания.
Как работает печка: основные узлы, взаимосвязь
Конструктивно отопительная система состоит из радиатора, патрубков для циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ, антифриз), регулятора ее потока, воздуховодов, заслонок и вентилятора. Процесс происходит следующим образом:

  • патрубки подают жидкость к радиатору;
  • далее она циркулирует по системам охлаждения и отопления с помощью специального насоса (помпы);
  • как только двигатель начинает нагреваться, происходит теплообмен. Антифриз забирает тепло мотора, охлаждая его и подавая теплый поток в радиатор, который нагревается по принципу обычной батареи (квартирной);
  • одновременно вентилятор печки прогоняет из подкапотного пространства через соты радиатора холодный воздух, нагревая его;
  • и опять происходит теплообмен - теплый воздушный поток поступает уже в салон автомобиля, а жидкость - в двигатель, охлаждая его. И так по кругу.

Эта схема признана классической, наиболее распространенной и эффективной. Используется на большинстве марок авто. От того насколько слаженно функционируют узлы радиатора отопителя зависит и температура, подаваемая во внутрь авто. Сбой в одном из звеньев приводит в частности к тому, что на холостых не греет печка. И причин несколько:

  • Неисправная помпа двигателя.
  • Недостаточный уровень охлаждающей жидкости.
  • Воздушная пробка.
  • Неисправный регулятор потока ОЖ (краник).
  • Забитый радиатор.

И в 90% случаев в подаче холодного воздуха из печки на холостых оборотах виноват радиатор. Но об этом чуть ниже, потому что на неисправность могут влиять и другие узлы системы.

Неисправная помпа

В сети часто встречаются объяснения, что печка работает только на ходу из-за плохо качающей помпы. Это утверждение правильно только отчасти. На ХХ скорость вращения помпы мала и соответственно циркуляция охлаждающей жидкости невелика. Низкий теплообмен приводит к невысокой температуре подаваемого воздуха, которая увеличивается с повышением производительности насоса. Больше оборотов - воздух греется сильнее.

Что делать? Любые проблемы, связанные с неисправностью помпы (плохо качает, течет, барахлит и т.п.), решаются ее заменой. 100% гарантии дать никто не может, ведь даже в условиях полностью исправного насоса есть вероятность, что проблема холодного воздуха на ХХ останется.

Недостаточный уровень охлаждающей жидкости

Не греет печка на холостых оборотах и из-за негерметичной системы охлаждения: течет радиатор или нарушена герметичность соединения патрубков. Это вызывает снижение уровня антифриза, что приводит к недостаточному количеству жидкости, которая поступает к радиатору. И отопитель дует холодом.
Что делать? Как правило, решить проблему поможет доливка антифриза чуть выше установленного уровня и/или устранение не герметичности и течи.

Воздушная пробка

Проблема связана с неисправностью крышки расширителя и недостаточным уровнем охлаждающей жидкости. Факторы влияют на систему охлаждения, в которой накапливается лишний воздух, создавая воздушную пробку. Из-за недостаточно сильной циркуляции на малых оборотах печка дует холодом. Воздух нагревается при увеличении оборотов, а при остановке вновь охлаждается.
Что делать? Устранить первопричину: как и в случае разгерметизации системы, долить антифриз, заменить крышку расширительного бачка, продуть систему, выдув лишний воздух. Воздух удалить можно, став на эстакаду, чтобы передние колеса были по уровню выше задних. Откройте крышку расширителя. В этот момент воздух будет выходить с сопровождением характерного звука («бульканьем»). Уходить будет и охлаждающая жидкость, поэтому важно долить ее до нужного уровня.
После этой процедуры вполне вероятно, что через время воздушная пробка снова образуется. Этому виной прогоревшая прокладка головки блока цилиндров. Но в этом случае, печка плохо работает не только на холостых.

Неисправный регулятор потока ОЖ (краник)

Износ регулятора приводит к сбоям в его функционировании, то есть краник открывается не полностью. И на ХХ не хватает давления «выжать» горячую жидкость в радиатор печки, тем самым подав теплый воздушный поток в салон автомобиля.
Что делать? Заменить краник.

Забитый радиатор

Со временем в радиаторе образуется накипь, которая создает пробки. Непроходимость магистралей приводит к снижению давления, которое подает теплый воздух. На высоких оборотах, возможно, и увеличение, но на холостых теплоты не дождаться.
Что делать? Теоретически можно попробовать промыть радиатор самостоятельно. Многие автомагазины предлагают специальные смеси, разрушающие солевые составы. Но продувка и промывка сработает только в том случае, если магистрали не полностью забиты. Если в одной из труб нет циркуляции, тогда промыть ее не удастся. Только замена.
Советы могут заключаться и в проверке термостата, замене фильтра (в случае его наличия), прокладки. Но на практике печка не греет на холостых в 90% случаев именно из-за высокого износа радиатора . Чтобы избежать подобных проблем, рекомендуется вовремя проводить профилактические меры. Использовать качественную охлаждающую смесь, регулярно ее менять, следить за качеством (после слива, нет ли примесей), не смешивать несколько моделей антифризов.
Эксплуатируйте авто грамотно и радуйтесь теплой машине зимой.

С приходом холодов многие автомобилисты вспоминают об одном из важнейших устройств - отопителе салона. Притом случается это, в большинстве случаев, именно когда печка внезапно перестаёт исправно исполнять свои функции, а в машине становится невыносимо зябко. Разбираемся, почему капризничает автомобильная печка, и улучшаем работу штатного отопителя.

Как устроена автомобильная печка

Прежде чем разбираться в причинах плохой работы штатного автомобильного отопителя, нелишним будет вникнуть в принцип его работы. В двух словах, функционирует это нехитрое устройство следующим образом.

В абсолютном большинстве современных автомобилей за нагрев салона отвечает система охлаждения двигателя: горячая охлаждающая жидкость, проходящая через рубашку блока цилиндров мотора, движется по патрубкам в радиаторы - основной (системы охлаждения двигателя) и радиатор отопителя (который находится в салоне автомобиля). Через последний небольшим вентилятором прогоняется поступающий в салон автомобиля воздух. Подогретые горячим радиатором воздушные потоки распределяются по воздуховодам и создают внутри автомобиля комфортную температуру.

Таким образом, нагрев воздуха внутри автомобиля в первую очередь связан с температурой двигателя и жидкости, его охлаждающей - чем она выше, тем легче и быстрее прогревается салон. Однако в системе есть множество иных компонентов, повышающих или снижающих эффективность штатной печки - заслонки, клапаны, фильтры, радиаторы, вентиляторы и сами воздуховоды. Изучим влияние каждого из компонентов на работу печки и попробуем заставить их функционировать эффективнее.

Отметим, что прежде чем заниматься поиском неисправности отопителя, нелишним будет запомнить следующее. Разные модели автомобилей в силу своих конструктивных особенностей по-разному отапливают салон, особенно в условиях морозных российских зим. Нормальной, по мнению специалистов, считается ситуация, когда при - 25°С за бортом работающая на полной мощности печка нагревает нижнюю часть салона машины до +16°С, а верхнюю - до +10°С. Однако это лишь минимально допустимая температура, которая для большинства водителей комфортной не является.

Загрязнение радиатора отопителя

Эффективность работы радиатора отопителя зависит от трёх основных факторов - площади его эффективной поверхности и материалов, пропускной способности и температуры проходящей через него охлаждающей жидкости.

Этот небольшой по размерам радиатор прячется за центральной консолью машины и почти недоступен для ревизии обычным автомобилистам. Проконтролировать состояние детали визуально крайне проблематично, а замена её на новую выливается порой в многочасовую разборку и сборку всей передней части машины (разумеется, за нескромную плату).

Радиатор печки - деталь весьма нежная и боящаяся любых загрязнений - как внешних, так и внутренних. При длительной эксплуатации автомобиля рёбра радиатора забиваются пылью и грязью, попадающей в систему вместе с забортным воздухом. А тонкие трубки, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, зарастают грязью изнутри. В результате эффективность системы резко падает - воздушный поток уменьшается, а температура радиатора снижается. Это наиболее вероятная причина похолодания в салоне автомобиля зимой.

Что делать

По прошествии нескольких лет эксплуатации машины лучше всего заменять радиатор отопителя на новый, не дожидаясь, пока он начнёт плохо выполнять свои обязанности. Загрязнение этого элемента системы неизбежно, и предотвратить его невозможно. Кроме того, с годами возникает реальная опасность нарушения герметичности салонного радиатора, что в отдельных случаях приводит к внезапному прорыву трубок и сильнейшим ожогам передних седоков. Но чаще радиатор начинает понемногу подтравливать охлаждающую жидкость - она затекает под напольное покрытие салона, вызывает неприятный запах и сильное запотевание стёкол изнутри, а также способствует процессам коррозии кузова.

Неисправность термостата

Неисправный термостат, помогающий поддерживать температуру охлаждающей жидкости в системе в рамках заданных значений - вторая наиболее вероятная причина холода в салоне зимой.

Эта небольшая деталь служит для автоматического перераспределения потоков охлаждающей жидкости в системе. В режиме прогрева двигателя термостат закрывается и позволяет антифризу циркулировать только по малому кругу, большой круг (включающий основной радиатор охлаждения) подключается лишь тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигает нормального значения. Вилка работы обычного механического термостата довольно мала - всего лишь 10–15 градусов от полного закрытия до полного открытия. При зависании клапана в открытом положении антифриз постоянно циркулирует по большому кругу, что, в условиях минусовых температур, не позволяет ему нормально разогреться. Печка автомобиля, разумеется, также плохо прогревается.

Косвенным признаком этой неприятности является неправильное положение указателя температуры на приборной панели - стрелка либо не поднимается до нормального значения, либо сильно скачет.

Что делать

Запомните: без исправного термостата в салоне вашего автомобиля зимой никогда не будет по-настоящему тепло. Чтобы выявить его неисправность, воспользуйтесь простым и эффективным приёмом. Откройте капот и отыщите все шланги системы охлаждения мотора. Затем найдите толстые патрубки, идущие к радиатору, и осторожно потрогайте их рукой. Спустя несколько минут после запуска мотора они должны оставаться холодными. Если они быстро начинают нагреваться, термостат не закрывается до конца и его следует заменить.

Отказ помпы

Охлаждающая жидкость прогоняется по контурам системы охлаждения и отопления салона водяным насосом - помпой. Она, в свою очередь, приводится во вращение приводом газораспределительного механизма. Чем выше обороты двигателя, тем большее давление создаёт помпа и тем быстрее бежит по радиаторам и патрубкам горячий антифриз (а значит, и отдаёт тепло в салон). На некоторых моделях автомобилей помпа ломается коварнейшим образом - крыльчатка устройства отваливается или начинает прокручиваться на валу вхолостую. При сильных холодах это не приводит к резкому перегреву двигателя, а вот температура в салоне стремительно падает, вводя в ступор владельца машины.

Что делать

В случае подобной поломки или недостаточной эффективности помпы следует заменить её на новую. При её отказе велика вероятность серьёзного повреждения двигателя, поэтому экспериментировать не стоит.

Завоздушивание системы охлаждения

Немалые неприятности приносит зимой и неочевидная, но очень неприятная неисправность - завоздушивание системы охлаждения двигателя. Такая поломка случается при попадании воздуха извне в контуры, по которым циркулирует антифриз - при негерметичности патрубков и их соединений, протечках в радиаторах или при поломке крышки расширительного бачка. Напомним, что система представляет собой замкнутый контур, в котором при работе поддерживается определённое рабочее давление (без него антифриз попросту закипит). При попадании в контуры воздуха извне печка также перестаёт нормально топиться - происходит примерно то же самое, что и в обычных квартирных радиаторах отопления.

Что делать

Чтобы выгнать воздух из системы, в первую очередь, вам нужно отыскать источник его проникновения - прохудившийся шланг или иное проблемное место. Затем - устранить протечку или подсос воздуха и довести уровень антифриза до нормы (обычно завоздушивание сопровождается систематическим падением уровня ОЖ в бачке). И, разумеется, выпустить воздух через специальный спускник (обычно на одном из верхних шлангов под капотом). Данная поломка сопровождается бульканьем под торпедо. Если слышите эти звуки, проблема точно есть, и работу печки можно и даже нужно улучшить.

Загрязнение воздушных магистралей

Нередко ни одной из названных ранее неисправностей обнаружить не удаётся, но печка всё равно греет посредственно. Не исключено, что дело в самих воздушных магистралях, моторчике отопителя или воздушном фильтре.

По пути в салон забортный воздух преодолевает внушительное расстояние в воздуховодах и патрубках. Прежде всего, он попадает в воздушный фильтр, затем - проходит через испаритель кондиционера (при его наличии), прогоняется через радиатор печки моторчиком и разбивается шторками на потоки, в зависимости от того, куда именно водитель хочет направить воздух. Виновным в плохом напоре может быть каждый из названных компонентов.

Что делать

Прежде всего, обратите внимание на моторчик отопителя и режимы его работы. Электронный блок, регулирующий мощность подачи воздуха, нередко перестаёт нормально переключаться и зависает в одном из нижних положений. Сам двигатель также со временем изнашивается и рано или поздно полностью перестаёт работать. Этому предшествуют шелестящие или скрипящие звуки.

Полезные лайфхаки

Ну и, напоследок, несколько полезных лайфхаков для улучшения работы печки в условиях русской зимы.

Закрываем радиатор

На некоторых моделях автомобилей, продающихся на российском рынке, штатно устанавливаются электрические створки радиатора охлаждения или прикладываются пластиковые экраны, установив которые, можно частично перекрыть поступление набегающего воздуха к радиатору охлаждения. Это простой и эффективный способ ускорить прогрев салона и улучшить работу печки в сильные холода. При отсутствии таких устройств вы можете изготовить их самостоятельно. Однако важно соблюсти все меры предосторожности, дабы не допустить самовоспламенения экранов - они не должны соприкасаться с горячими элементами подкапотного пространства.

Уменьшаем поток воздуха через печку

В сильные холода некоторые автолюбители повышают прокачку воздуха через радиатор отопителя до максимума, и удивляются, что печка всё равно плохо прогревает салон. Секрет прост: проходя через печку на большой скорости, внушительные объёмы холодного воздуха попросту не успевают прогреться. Уменьшив скорость работы моторчика, вы усилите нагрев салона.

Приоткрываем окно

В отдельных случаях хорошему прогреву салона мешает сама конструкция автомобиля, точнее, непродуманная система вентиляции. При неработающих клапанах вентиляции кузова и хорошей герметизации дверей в салоне создаётся повышенное давление, а воздух почти не выходит наружу. Моторчику отопителя с каждой минутой становится всё сложнее нагнетать кислород в автомобиль. Слегка опустив одно из стёкол, вы усилите прокачку воздуха через печку и, возможно, улучшите климат в своей машине.

Экспериментируйте, и вы, несомненно, найдёте наилучший способ повышения эффективности работы печки конкретно для вашего автомобиля!

С наступлением холодов исправная система отопления автомобиля приобретает особую актуальность, ведь как бы хорошо вы ни одевались, но обеспечить себе комфортное передвижение на автомобиле вряд ли удастся. Поэтому важно знать о причинах выхода из строя печки транспортного средства, а также о методах их устранения и профилактики неисправностей.

Куда заглянуть в первую очередь

Большинство автомобилей, которые встречаются на современных дорогах, имеют водяное охлаждение, действующее по единому принципу во всех современных транспортных средствах: горячая охлаждающая жидкость, нагревающаяся за счет выделяемого двигателем тепла, переходит в небольшой радиатор печки, где передает это тепло поступающему с улицы воздуху. Затем подогретые воздушные потоки попадают в салон через специальные воздуховоды.

То есть можно сказать, что для подогрева салона автомобиля необходимо сначала завести мотор и подождать, пока нагреется антифриз и прогреет холодный воздух, который проходит сквозь радиатор печки. В этой схеме возможны некоторые сбои, из-за чего «отопитель» отказывается выполнять возложенные на него функции. В такой ситуации приходится проводить комплексную диагностику отопительной системы машины и искать причину подобного состояния.

Обратите внимание на уровень охлаждающей жидкости

Если вы сели в автомобиль и неожиданно обнаружили, что в вашей машине очень холодно и плохо греет печка, тогда в первую очередь стоит проверить уровень охлаждающей жидкости (антифриза). В том случае, когда ее уровень в находится ниже минимального значения, необходимо долить жидкость до нормального значения. Кроме того, не забудьте проверить исправность термостата, так как именно он является самой частой причиной неисправности салонного обогрева транспортного средства.

Проверьте исправность термостата

По своей сути, термостат – это обычный клапан, работа которого зависит от температуры антифриза в системе. Согласно стандартным настройкам охладительной системы автомобиля, во время прогрева двигателя термостат пребывает в закрытом положении, что и способствует быстрому прогреву силового агрегата в холодное время года. Если устройство заклинило в открытом положении, то охлаждающая жидкость будет постоянно курсировать по кругу.

Поэтому, когда автомобиль стоит в «пробке» или же перемещается с небольшой скоростью по улицам города, печка в салоне еще будет работать, но как только вы выедете на широкую трассу, где на большой скорости машины ветер будет охлаждать ее радиатор, отопитель снова начнет плохо работать. Устранить эту неисправность поможет только полная замена термостата.

Основные причины, или что делать, если поверхностная диагностика не дала результата

Бывают случаи, когда поверхностная диагностика не приносит желаемого результата, и ответить на вопрос «почему же не греет или плохо греет салонная печка?» сразу не удается. Здесь уже придется разбираться в указанной проблеме более детально. Возможно, при замене антифриза в систему попал воздух, поврежден основной блок цилиндров или радиаторная заслонка. Также причиной неисправности отопителя автомобиля нередко становится загрязненный салонный фильтр или забитый радиатор.

Попадание воздуха в систему отопления при замене жидкости

Заменяя охлаждающую жидкость, всегда существует вероятность попадания воздуха в систему. Если такое приключилось и с вами, тогда необходимо удалить его оттуда как можно скорее. Как это сделать?

Во-первых, стоит отметить, что методы у всех разные: одни водители советуют припарковать автомобиль на уклоне («носом вверх») и хорошенько погазовать, другие считают, что «выгнать» воздух поможет хороший прогрев двигателя с последующим его полным охлаждением, но лучше всего слегка прогреть мотор (до состояния, когда можно будет его перебрать, не обжигая при этом руки) и слегка ослабить хомут на шланге. Затем нужно убрать шланг с трубки, причем таким образом, чтобы получилась небольшая щель, которая и выпустит на свободу воздушную пробку.

Помните! Если в печке образовался воздушный пузырь, то сам он уже не сможет выйти, так как радиатор имеет достаточно узкие трубки, а антифриз течет очень слабым потоком, не способным вытеснить воздушную пробку.

Повреждения основного блока цилиндров причина попадания воздуха

Не на последнем месте среди возможных причин появления проблемы неработающей печки находится повреждение основного блока цилиндров. В результате образования трещин система отопления начинает всасывать воздух, который и мешает последующему качественному нагреву охлаждающей жидкости.

Повреждение радиаторной заслонки

Еще одной причиной холода в салоне из-за плохо работающей печки является поврежденная радиаторная заслонка, которая мешает воздуху поступать в систему, или же он поступает в нее в недостаточном количестве. Если диагностика подтвердила ваши догадки, и печка действительно не работает из-за вышеуказанных повреждений, тогда придется менять вышедшие из строя элементы и заделывать все дыры.

Забитость радиатора печки

В тех случаях, когда плохая работа отопителя никак не связана с вышеуказанными проблемами, стоит проверить «чистоту» самого радиатора печки. Так, главными врагами любого такого устройства являются дорожная пыль, пух, песок и прочая грязь, которая попадает внутрь с улицы. Если эти загрязняющие вещества полностью перекрывают радиатор, то печка никак не сможет работать на полную мощность, а температура в салоне сможет подняться всего на несколько градусов (вместо того, чтобы проходить через решетку, поступающий с улицы воздух будет просто обдувать радиатор по краям).

Надо отметить, что это один из худших вариантов поломки, так как в большинстве случаев решение проблемы требует полноценного ремонта отопителя. В отдельных случаях справиться с засорами помогает перестановка местами патрубков на радиаторе. Таким действием вы поменяете направление потока, и осадок сможет вымыться из системы. Однако следует понимать, что эффективность указанного метода зависит от плотности и серьезности засора.

Загрязняться может не только радиатор, но и салонный фильтр, что является еще одной причиной того, что печка не греет. Единственным способом решения указанной проблемы является замена забитого фильтра. Некоторые автолюбители просто выбрасывают испорченную деталь, но она еще может пригодиться (если в ней скопилось немного пыли, то можно попробовать ее вытряхнуть).

На место штатного фильтра лучше установить неоригинальный, угольный аналог, который хоть и стоит дешевле, но все же способен хорошо защитить салон машины не только от пыли, но и от различных посторонних запахов.

Печка, не подведи: поддерживаем отопительную систему в рабочем состоянии

Чтобы печка вашего автомобиля никогда вас не подводила и всегда находилась в рабочем состоянии, необходимо выполнять определенные профилактические мероприятия. Прежде всего, запомните: радиатор нуждается в регулярной очистке. Внешнюю деталь можно очистить при помощи потоков сжатого воздуха, а в случае острой необходимости нелишним будет обдать ее струей воды.

Внутренний радиатор очищается пылесосом, конечно, если загрязнения не слишком существенны. Во-вторых, используйте только качественную охлаждающую жидкость, так как применение неоригинального или низкокачественного состава чревато появлением наростов внутри каналов патрубков. Произвести очистку радиатора можно и не снимая его с машины.

Как уже говорилось выше, достаточно просто поменять местами верхние и нижние патрубки, дав машине немного поработать. В качестве средства для очистки можно использовать бытовую лимонную кислоту или специальную промывочную жидкость. Чтобы избежать повторного появления проблемы, специалисты советуют менять антифриз не реже одного раза в год.

Кроме того, не забывайте вовремя менять поврежденные детали, в частности, срочной замене подлежит сломанный термостат. Если он заклинит в открытом положении, то отопитель не сможет быстро прогреть салон, а значит, автомобиль будет греться дольше. Вклинивание термостата в закрытом положении способно вызвать перегрев транспортного средства и последующий дорогостоящий ремонт.

Всегда используйте салонный фильтр, так как в противном случае весь мусор и пыль с улицы будут попадать сразу в салон. Если же вы заметили, что поток горячего воздуха из печки стал очень слабым – это свидетельствует о забитости салонного фильтра и необходимости его замены.

Следует обращать внимание и на рычаги управления заслонками самого отопителя. Если соскочили тросик или кран печки – это отрицательно скажется на работе всей системы. Также необходимо периодически смазывать подшипники вентилятора отопителя и очищать его от пыли. Выполняя все вышеуказанные рекомендации, вам не придется часто задаваться вопросом «почему может не работать печка в машине?».

А знаете ли вы? Для комфортного пребывания водителя в салоне автомобиля, а также для нормального функционирования самой машины температура в салоне при -25°C на улице должна составлять не меньше +16°C.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...