Курганский автобусный завод (КАвЗ). Курганский автобусный завод Современный модельный ряд

Полное название: «Курганский Автобусный Завод»
Прежнее название: «Курганский автобусный завод им. 60-летия Союза ССР»
Существование: 1958 - наши дни
Расположение: СССР, Россия, г. Курган, ул. Автозаводская, 5
Ключевые фигуры: Алсараев Александр Викторович (и.о. управляющего директора)
Продукция: Автобусы среднего класса.
Модельный ряд:  КаВЗ-985

История создания предприятия.

Курганский автобусный завод (КАвЗ) - один из самых крупных автобусостроительных заводов России. Завод занимает первое место в производстве пассажирских капотных машин (на базе шасси грузовиков) для работы на шоссе и сельском бездорожье. За более чем 50 лет своей работы, КАвЗ произвёл свыше 440 тысяч автобусов.

История завода началась с передачи ему в конце 1957 года производства автобуса марки ПАЗ-651А (модернизированный автобус ГЗА). Это ускорило запуск предприятия, и уже 14 января 1958 года, после новой модернизации, было налажено производство первых автобусов КАвЗ-651А. Это были автобусы капотного типа малого класса (20-местный) на базе шасси грузовика ГАЗ-51А. КАвЗ-651А производился на протяжении 13 лет (1958 – 1971 гг.). Последующие модели автобусов, также как и первая модель, основывались на базе модифицированных шасси грузовиков Горьковского автозавода. В период с 1971г. по 1984 г. Курганским автобусным заводом на базе шасси ГАЗ-53-40 выпускалась 21-местная модель автобуса КАвЗ-685. В 1984 г. она была переставлена на базу шасси ГАЗ-53-12, а в 1986 г. получила индекс КАвЗ-3270. Годовые объёмы производства автобусов КАвЗ-685 и КАвЗ-3270 в 70 – 80-х гг. достигали 18-20 тысяч единиц. Максимальное количество машин (20008 ед.) было выпущено в 1989 году. Производство этих двух моделей было самое массовое в истории, как самого Курганского завода, так и мирового автобусостроения.

За первые пять лет своего существования, КАвЗ достиг очень крупного годового объёма производства - 5000 единиц в год. К 1967 году заводом было произведено уже 50000 автобусов базовой модели КАвЗ-651А.

После реконструкции завода (1967 – 1977 гг.), производство автобусов было увеличено, удалось повысить их качество, а себестоимость снизить. В 1974 году КАвЗ выпустил свой стотысячный автобус. С 1977 г. объемы производства каждый год вырастали почти на 2 тысячи единиц, таким образом, планировалось достигнуть производственной мощности в 20000 автобусов в год.

В 1981 г. заводом было изготовлено более десятка опытных образцов модели КАвЗ-52561 - автобуса пригородного сообщения, обладающего высокой вместительностью. Но Министерство автомобильной промышленности приостановило этот проект.

В 1982 г. произошло знаменательное событие для Курганского автобусного завода: решением Верховного Президиума Совета РСФСР КАвЗ стал называться именем «60-летия Союза ССР». Более того, автобус КАвЗ-685 М получил государственную награду «Знак качества».

В 1989 г. была выпущена модель КАвЗ-397620. Это был 20-местный автобус на шасси ГАЗ-33074. Позже автобус КАвЗ-397620 был модифицирован под грузопассажирские и специальные (санитарные, служебные и т.п.) модели. В 1993 г., путём удлинения шасси ГАЗ-33074 по колёсной базе (с 3700мм до 4550 мм), был создан 28-местный автобус КАвЗ-39765. В 2001 г. он был модифицирован по ГОСТу Р51160 "Автобусы для перевозки детей" в школьный автобус КАвЗ-397653. Началось серийное производство этой модели.

Во время кризиса 90-х гг. спрос на автобусы малой вместительности заметно снизился. Производственные мощности были резко снижены примерно до уровня начала 70-х годов. Долги перед кредиторами постоянно увеличивались.

Заводу пришлось перепрофилироваться на выпуск городских автобусов большой вместительности за счёт технического перевооружения резервных мощностей.

В 1993 г. начинается производство автобусов вагонной компоновки агрегатной сборки, рассчитанных на 24 пассажирских места. Для этих целей, годом раньше, для создания экспериментальных моделей, была создана дочерняя фирма АК «КАВЗ» ООО «Вика». Тогда же, в 1992 г., стали выпускаться первые автобусы вагонной компоновки КАВЗ-3278, КАВЗ-3275, КАВЗ-32784. Эти модели отличались повышенной комфортабельностью и соответствовали международным требованиям по безопасности. Ежегодный выпуск автобусов вагонной компоновки составил 150 – 200 единиц.

В 1994 г. выпускаются восемь городских автобусов большой вместимости модели Икарус-260 и два экземпляра автобуса особо большой вместимости модели Икарус-280 . Спустя два года, по международному тендеру, для города Екатеринбург было произведено 168 единиц модели Икарус-283.10.

В июле 1997 г. Курганский областной арбитражный Суд, по инициативе кредиторов, вынес решение о введении на территории завода внешнего арбитражного управления. Это помогло КАвЗ выйти из создавшегося затруднительного экономического положения. Позднее, после снятия внешнего арбитражного управления, предприятие вновь стало работать в прежнем режиме Открытого Акционерного Общества.

В 1998 г. на Курганском заводе начали разработку новых автобусных моделей на базе большегрузных шасси ЗИЛ. Были созданы городской (КАвЗ-422910) и пригородный (КАвЗ-4229-01) автобусы. Также завод пытался завоевать рынок вахтовых автобусов. Для этих целей организовывалось производство полноприводных автобусов КАвЗ-422990, а также автобусов на базе шасси «Урал».

Выпуски в 1996 – 2003 гг. вахтовых автобусов на базе шасси «Урал» и «Зил» (КАвЗ-422991, КАвЗ-422990, КАвЗ-42243) были ограниченны, а после реструктуризации завода - сокращены, как продукция, не соответствующая профилю. Последним выпущенным вахтовым автобусом в 2004 г. стала модель КАвЗ-39766 «Садко» на базе полноприводного шасси ГАЗ-3308.

На заре 21 века.

В 2001 г. предприятие КАвЗ вошло в состав крупного машиностроительного холдинга «РусПромАвто», который в то время объединял большинство производителей автомобильной и автобусной техники на территории России.

В 2004 г. завод начал сборку автобусов, освоение которых было начато в 2002 г. - ПАЗ-4230 «Аврора».

В 2007 г. было свёрнуто мелкосерийное производство полукапотного автобуса КАвЗ-3244, которое осуществлялось дочерней фирмой ООО "Вика". Производство средних городских автобусов модели КАвЗ-4239 было переведено на главный конвейер.

В январе 2008 г. Курганский автобусный завод отмечал 50-летний юбилей. Тогда же была произведена реструктуризация предприятия, и была снята с производства модель КАвЗ-3976. Полувековая история автобусов капотного типа малого класса на базе шасси грузовых автомобилей ГАЗ подошла к концу.

Завод стал наращивать мощности по выпуску средних автобусов ПАЗ-4230 «Аврора».

На данный момент, основной продукцией Курганского автобусного завода являются заднемоторные средние модернизированные автобусы для межрайонного и пригородного сообщения «Аврора» КАвЗ-4235 и КАвЗ-4238, а также городской низкопольный мидибус на базе китайского шасси КАвЗ-4239.

ООО «Курганский автобусный завод» - некогда крупнейший в мире производитель капотных автобусов малого класса. Сегодня предприятие после череды реорганизаций и модернизаций специализируется на выпуске бескапотных пригородных, междугородних и городских моделей среднего класса. Важным направлением деятельности является сборка школьных автобусов, отвечающих строгим нормам безопасности.

Начало

В 1953 году в Кургане начато возведение машиностроительного предприятия, на котором планировалось изготавливать военную технику и оборудование. Однако позже власти посчитали, что для страны на данном этапе более важной задачей является производство общественного транспорта. После смены профиля деятельности организация получила название Курганский автобусный завод (КАВЗ).

19.09.1958 года предприятию поручили наладить сборку автобусов. В качестве базовой модели была взята разработка которая, в свою очередь, базировалась на удлиненном шасси грузовика ГАЗ-51. Модификация КАВЗ-651 производилась до 1971 года в разнообразных исполнениях.

Простые в обслуживании и ремонте, надежные, с хорошей проходимостью, данные автобусы-труженики получили широкое распространение. Хотя транспортные средства главным образом предназначались для села, предприятий, вахтовиков и различных организаций, они стали привычными гостями на улицах малых городов и мегаполисов в качестве общественного транспорта.

КАВЗ-865

В 1971 году «старичка» КАВЗ-651 на конвейере Курганского автобусного завода сменила новая 21-местная модель - КАВЗ-865. Она базировалась на более прогрессивном шасси Горьковского автозавода ГАЗ-53-40. От предшественника она отличалась более просторным салоном, улучшенным дизайном, увеличенной тяговитостью, надежностью и увеличением интервала между ремонтами.

Эти автобусы до сих пор можно встретить на дорогах страны. Четырехтонные труженики способны разгоняться до 90 км/час, однако рекомендованная скорость - 60 км/час. Существенным недостатком является большой расход топлива (24 л на 100 км). Среди явных плюсов - отапливаемый салон, снабженный мягкими удобными пассажирскими сиденьями.

В 1975 году прошел рестайлинг автобуса. Помимо несущественных технических изменений, немного изменился внешний вид. В частности, круглые задние стоп-сигналы и фонари были заменены прямоугольными. Модель оказалась весьма удачной: в 1975 году ей присвоили «Знак качества». Позже (в 1986-м) улучшенные модификации получили наименование КАВЗ-3270.

Достижения

Для Курганского автобусного завода КАВЗ-865 оказался знаковым. Автобус данной марки стал самым массовым в истории мирового автомобилестроения. Ежегодно предприятие производило десятки тысяч единиц. Рекордным оказался 1989-й - в этом году заводчане поставили стране 20 008 единиц техники.

В чем популярность модели? Прежде всего - в унификации ходовой части с грузовиками ГАЗ-53-40. Соответственно, не было проблем с поиском и заменой запчастей. Немаловажным фактором была высокая проходимость. В связи с чем основными покупателями были совхозы, колхозы, вахтовые службы, госпредприятия.

КАВЗ-3976

В 1989-м Горьковский автозавод сменил модельный ряд. Место устаревшего ГАЗ-53 на конвейере занял ГАЗ-3307/3309. Соответственно, пришлось осваивать новое шасси. В том же году заводчане представили более современную модель КАВЗ-3976. Она выпускалась без малого 10 лет.

21-местный автобус оснащался 120/125-сильным тяговитым мотором, соответствующим классу Евро-2. Существуют различные модификации:

  • пассажирские;
  • грузопассажирские;
  • санитарные;
  • вахтовые;
  • автозаки;
  • катафалки.

В условиях рынка

В 1993 году, после реорганизации предприятия в ОАО «Курганский автобусный завод», на свет появился преемник - КАВЗ-39769. Модель отличается удлиненной базой шасси (с 3,7 до 4,5 метра) и заметным увеличением сидячих мест (с 21 до 28). Существует 32-местная модификация КАВЗ-39769, базирующаяся на 5,4-метровой колесной базе. Она стала прототипом для школьного автобуса на 34 посадочных места. Кстати, КАВЗ стал первым в России, получившим лицензию на изготовление специализированных школьных автобусов.

К сожалению, последующие годы стали непростыми для предприятия. Ранее основными покупателями автобусов были колхозы и совхозы. После их исчезновения объем продаж снизился в разы. Некоторое время завод еще производил капотные модели для вахт, однако в 2007 году их выпуск был свернут.

Возрождение

К началу 2000-х финансовое положение Курганского автобусного завода было плачевным. Фактически КАВЗ был банкротом. В 2003-м предприятие перешло под управление группы компаний ГАЗ, что благотворно сказалось на производственной деятельности. Завод был модернизирован, обновлен модельный ряд. Вместо капотных устаревших моделей заводчане стали собирать современные бескапотные автобусы среднего класса серии «Аврора».

В 2011 году вместо не отвечающих экологическим нормам двигателей стали устанавливать моторы Cummins экостандарта Евро-5. На сегодняшний день в условиях импортозамещения зарубежные комплектующие заменяются отечественными. В частности, испытываются новые силовые установки Ярославского моторного завода.

Автобусы под маркой КАВЗ можно встретить в разных уголках России и СНГ. С охотой их покупают и в Латинской Америке. За долгие годы предприятием выпущено более 440 000 единиц техники, и на этом его история не заканчивается.

Год основания Прежние названия Курганский автобусный завод имени 60-летия Союза ССР Расположение Россия Россия
Курганская область , Курган , ул. Автозаводская, д. 5, корп. 3
Ключевые фигуры Алсараев, Александр Викторович (управляющий директор) Отрасль машиностроение Продукция автобусы среднего класса Число работников 656 чел. (2017) Материнская компания Группа ГАЗ Сайт bus.ru Медиафайлы на Викискладе

Вариант логотипа в жёлтых тонах

ООО «КАвЗ» является дочерним предприятием ОАО «ГАЗ» (доля в уставном капитале 100 %). Функции единоличного исполнительного органа данного общества выполняет управляющая организация - ООО «УК „Группа ГАЗ“».

История