Как продлить срок службы акпп? увеличиваем ресурс коробки. Как продлить жизнь акпп? Жара не идет на пользу
В наличии большой ассортимент запчастей и комплектующих для коммерческих автобусов марки FORD, профессиональные консультации по подбору запчастей, доставка в регионы и многое другое. Со складов Хабаровска и Биробиджана.
Подробнее
В наличии большой ассортимент запчастей и комплектующих для Корейских автомобилей марки HYUNDAI, профессиональные консультации по подбору запчастей, доставка в регионы и многое другое. Со складов Хабаровска и Биробиджана.
Подробнее
ОРИГИНАЛЬНЫЕ И НЕОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАПЧАСТИ
В наличии большой ассортимент запчастей и комплектующих для Корейских автомобилей марки KIA, профессиональные консультации по подбору запчастей, доставка в регионы и многое другое. Со складов Хабаровска и Биробиджана.
Подробнее
ОРИГИНАЛЬНЫЕ И НЕОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАПЧАСТИ
В наличии большой ассортимент запчастей и комплектующих для автомобилей марки LADA, профессиональные консультации по подбору запчастей, доставка в регионы и многое другое. Со складов Хабаровска и Биробиджана.
Подробнее
ОРИГИНАЛЬНЫЕ И НЕОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАПЧАСТИ
В наличии большой ассортимент запчастей и комплектующих для коммерческих автобусов марки MERCEDES, профессиональные консультации по подбору запчастей, доставка в регионы и многое другое. Со складов Хабаровска и Биробиджана.
Подробнее
ОРИГИНАЛЬНЫЕ И НЕОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАПЧАСТИ
В наличии большой ассортимент запчастей и комплектующих для коммерческих автобусов марки FIAT и PEUGEOT, профессиональные консультации по подбору запчастей, доставка в регионы и многое другое. Со складов Хабаровска и Биробиджана.
МИФ
Автоматическую КПП придумали японцыПРАВДА
На самом деле "автомат" придумали американцы почти 70 лет назад. Первым серийным автомобилем, оснащенным автоматической трансмиссией,стал Oldsmobile Custom 8 Cruiser концерна General Motors, выпущенный в 1939 году.
Американцам "автомат" пришелся по душе, и к пятидесятым годам он стал вполне привычной опцией.МИФ
Автомобилю с АКПП нельзя буксировать прицепПРАВДА
Можно, нужно лишь помнить о допустимой массе прицепа (обычно она указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля).
Кроме того, в случае длительного буксирования это лучше делать в режимах 3 или даже 2, использование повышающей передачи очень нежелательно.МИФ
Нельзя буксировать автомобиль с АКПППРАВДА
Можно, но при этом необходимо установить селектор АКПП в положение N и буксировать машину, строго соблюдая следующие правила:
- автомобили с 3-скоростной АКПП можно буксировать, не превышая скорости 40 км/ч, на расстояние до 25 км;
- автомобили с 4-скоростной АКПП – не превышая скорости 50 км/ч, на расстояние до 50 км.
Есть также рекомендация (только в случае с неработающим двигателем) до начала буксировки залить в АКПП максимально возможный объем жидкости для "автомата" (а затем не забыть слить излишки!).
Однако если неисправна именно АКПП, куда предпочтительнее все же вызвать эвакуатор. К тому же для некоторых автомобилей имеются очень жесткие ограничения. Например, Jeep Grand Cherokee завод-изготовитель рекомендует транспортировать только на эвакуаторе.МИФ
Режим Р-парковка заменяет ручной тормозПРАВДА
Это не совсем так. Для надежной фиксации автомобиля на стоянке (на ровных участках) механизма блокировки выходного вала АКПП (режим Р), действительно, вполне достаточно. Но если автомобиль стоит на уклоне, то включение ручного тормоза обязательно. Причем сначала необходимо затянуть ручной тормоз и только после этого установить селектор "автомата" в положение Р. Такая последовательность необходима для освобождения от дополнительной нагрузки механизма блокировки выходного вала АКПП.МИФ
Автомобиль с "автоматом" расходует больше горючегоПРАВДА
Отчасти это верно (из-за потерь в гидротрансформаторе КПД АКПП меньше, чем у механической КПП), но современные автоматические трансмиссии позволяют добиться более высокой экономичности за счет поддержания оптимальных оборотов двигателя и электронного управления гидротрансформатором.МИФ
Масло в "автомате" нужно менять чаще, чем в "механике"ПРАВДА
Это не совсем так. Срок замены масла зависит от типа АКПП. Обычно масло рекомендуется менять через 60 тысяч км пробега или через 25-30 тысяч км, если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (постоянная езда в условиях мегаполиса в режиме "старт-стоп", постоянная эксплуатация машины с полной загрузкой и т.п.). При замене масла в АКПП необходимо менять также прокладку поддона и фильтр.
Существуют АКПП, в которых замена фильтра во время смены масла не предусматривается, т.к. фильтр недоступен без снятия и разборки АКПП. Также у иных автомобилей (например, некоторые модели BMW) по инструкции замена масла вообще не предусмотрена.
А что же "механика"? В механических КПП срок замены масла также зависит от пробега и типа коробки. Например, на некоторых моделях Toyota масло в КПП меняется через 40 тысяч км пробега. МКПП, не требующие замены масла, тоже существуют, в них масло добавляется по мере необходимости.МИФ
Перед поездкой прогревать "автомат" не нужноПРАВДА
Даже в теплое время года первое время после начала движения рекомендуется избегать динамичной езды, пока масло во всех агрегатах не прогрелось до рабочей температуры. А зимой до начала движения не помешает немного прогреть масло в АКПП. Для этого нужно, удерживая педаль тормоза, поочередно переместить рычаг АКПП во все положения, задерживая его в каждом из них на несколько секунд.МИФ
Машина с "автоматом" имеет худшую динамику по сравнению с машиной с "механикой"ПРАВДА
Действительно, автомобиль с АКПП имеет несколько худшие динамические показатели разгона, чем с механической КПП при прочих равных условиях. Но в большинстве случаев разница невелика и для основной массы водителей несущественна (попросту незаметна). Другое дело, когда АКПП изношена и переключения происходят с явной задержкой.МИФ
Ресурс АКПП меньше, чем у механической коробкиПРАВДА
Это не так. При правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании "автомат" способен исправно прослужить весь срок жизни автомобиля, впрочем, как и механическая КПП.МИФ
На "автомате" нельзя переключать передачи во время движенияПРАВДА
Можно, но только не во все режимы. Категорически запрещается при движении вперед переводить селектор в положения Р и R (такие переключения можно делать только при полной остановке автомобиля). Кроме того, не рекомендуется во время движения переключаться в положение N. А во все остальные положения – D, 3, 2 и 1(L) – рычаг АКПП переводить можно. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так, например, перевод из положения 3 в положение 2 увеличит эффективность торможения двигателем.МИФ
Присадки продлевают жизнь АКПППРАВДА
Современные масла уже имеют в своем составе все необходимые присадки. А различные проблемы в работе АКПП возникают из-за повышенного износа фрикционных элементов управления. Это необратимый процесс, и ни замена масла, ни использование присадок не восстановят их. Поэтому в большинстве случаев единственный способ восстановить работоспособность трансмиссии – капитальный ремонт.МИФ
При остановках на светофоре обязательно переводить селектор "автомата" в положение NПРАВДА
Делать это имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла в коробке. При кратковременных остановках переводить селектор "автомата" в положение N не рекомендуется.МИФ
На автомобиле с АКПП нельзя буксоватьПРАВДА
Ничего криминального во время буксования в АКПП не происходит. Повышенное тепловыделение в гидротрансформаторе в этом случае может быть критичным, только если система охлаждения имеет низкую эффективность, например, засорен радиатор охлаждения АКПП. Но одно правило есть: если колеса буксуют – надо перевести селектор "автомата" в положение 1 (или L).МИФ
Езда на авто с "автоматом" не требует особых навыковПРАВДА
Не совсем так. В АКПП переключение скоростей происходит автоматически. Однако водитель может в любой момент вмешаться в работу "автомата", выбрав наиболее оптимальный режим движения автомобиля исходя из дорожных условий.
Поломки и, как следствие, дорогостоящий ремонт АКПП связаны именно с неумением правильно выбирать положение рычага АКПП, соответствующее скоростному режиму, уклону дороги и т.п.
Преждевременные «болезни», а точнее – сокращение ресурса АКП, начинаются с неправильной ее эксплуатации. Процесс износа «автомата» растянут по времени и зависит от ряда факторов: манеры езды, рельефа местности, типа дорог (асфальт, бездорожье) и, конечно, от уровня жидкости ATF.
Самые распространенные недуги, приводящие к фатальным неисправностям АКП, – недостаток трансмиссионной жидкости и ее переизбыток. В первом случае масляный насос начинает качать воздух с жидкостью, т. е. эмульсию. В результате жидкость подается под низким давлением, вызывая сбои в работе исполнительных механизмов АКП и масляное голодание, к которому особенно чувствительны игольчатые подшипники планетарного редуктора. Итог – сильный перегрев и интенсивный износ. Первыми обычно «сгорают» диски фрикционов. Они перестают плотно прижиматься друг к другу и из-за падения давления масла в гидросистеме начинают пробуксовывать. При переизбытке жидкости она вспенивается и вытекает через сапун и сальники, что также приводит к снижению уровня масла.
Некоторые АКП оснащены щупом для контроля уровня трансмиссионной жидкости ATF, который следует проверять, как и масляный щуп двигателя.
Уровень трансмиссионной жидкости редко падает ниже нормы от «хорошей жизни».
Самая невинная причина – выброс «паров» через клапан системы вентиляции «автомата» (сапун) при перегреве АКП – например, при спортивной езде и т. д. Недаром коробки передач, рассчитанные на тяжелые условия эксплуатации, оборудуются мощными масляными радиаторами.
У классических АКП достаточно большой ресурс, однако если сломаются – готовь круглую сумму.
Чаще всего жидкость вытекает через потерявшие герметичность прокладки, сальники, масляные магистрали от АКП к радиатору и т. д. Обслуживание гидромеханики обычно сводится к замене или доливу трансмиссионной жидкости (ATF), фильтров, прокладок и компьютерной диагностики (если есть электронные компоненты).
Куда исчезает ATF?
В самых простых АКП (старых конструкций) без электронного управления потери жидкости происходят из-за неисправности вакуумного корректора системы управления агрегатом. Слабое звено корректора – мембрана, реагирующая на степень разряжения во впускном коллекторе двигателя, с которым вакуум-корректор соединен патрубком. Если мембрана порвется, то жидкость из коробки передач начнет попадать во впускной коллектор и будет сгорать вместе с бензином. Дым из выхлопной трубы при этом приобретает характерный сизый оттенок. Для проверки этого узла достаточно периодически отсоединять от корректора патрубок и контролировать его на наличие-отсутствие жидкости. Если все нормально, патрубок сухой.
У моделей и модификаций автоматических коробок, оснащенных масляным радиатором, встроенным в радиатор системы охлаждения двигателя, другие проблемы: при нарушении герметичности масляного радиатора жидкость ATF под более высоким давлением попадает в «водяной» радиатор. А когда двигатель заглушен, все происходит с точностью наоборот – антифриз начинает проникать в трансмиссионную жидкость. Уловить подобную неисправность можно по масляной пленке на поверхности антифриза (для этого достаточно открыть крышку радиатора) или по цвету трансмиссионной жидкости.
Если взаимопроникновение жидкостей не будет своевременно обнаружено, антифриз испортит жидкость ATF, что приведет к ускоренному износу деталей гидромеханической трансмиссии. На ранней стадии развития «болезни» АКП еще можно спасти заменой масляного радиатора, масла, фильтров и промывкой коробки передач.
Конструкция
Классическая автоматическая коробка передач состоит из гидротрансформатора, планетарных редукторов с исполнительными механизмами и системы управления. Гидротрансформатор включает в себя насосное колесо, жестко связанное с коленчатым валом двигателя, турбинное колесо, связанное с планетарным редуктором, и реактор, расположенный между ними. Мотор вращает насосное колесо, отбрасывая масло (трансмиссионную жидкость ATF) на лопатки турбинного колеса, которое передает крутящий момент на первичный вал КП. Реактор замедляет поток жидкости, увеличивая тем самым крутящий момент. При достижении определенных оборотов гидротрансформатор перестает увеличивать момент и превращается в гидромуфту. В это время включается блокировка, и двигатель связывается с редуктором напрямую.
Планетарный редуктор состоит из нескольких планетарных передач (рядов), а ряд – из следующих элементов: зубчатого венца, водила с сателлитами и солнечной шестерни. Управляется он ленточным тормозом и многодисковыми сцеплениями-фрикционами (или только фрикционами). И в зависимости от того, какой элемент «планетарки» в данный момент заторможен, мы имеем то или иное передаточное число. Включая-выключая один или другой планетарный ряд, получаем от трех ступеней (передач) на простых АКП до восьми.
Система управления, отдающая команды тормозам и фрикционам, имеет множество золотников и гидроканалов, по которым трансмиссионная жидкость подается к гидроцилиндрам, натягивающим тормозные ленты или включающим фрикционы (исполнительные механизмы). Есть гидравлическая система управления и электронно-гидравлическая.
Диагностика
Изначально обратите внимание на работу АКП при движении. Симптомов неполадок у «автомата» несколько:
Жесткое переключение с ударами и рывками. Скорее всего, виновата система управления АКП. Иногда включаются сразу две передачи.
Переключение с пробуксовкой. При этом резко повышаются обороты двигателя, а затем так же резко падают. Причина – «подгоревшие» фрикционы. Неисправность весьма опасная. Частицы фрикционов и металлическая стружка могут забить масляный фильтр и «угробить» масляный насос.
Невключение третьей и четвертой передач. При этом на панели приборов обычно загорается индикатор Check Engine или мигает лампочка OD. Причины – разные, вплоть до плохого контакта проводов с датчиками (для АКП с электронным управлением).
Ненормальный шум при работе (удары, грохот, вой, гул и т. д.). Сигнализирует о сильном износе и даже разрушении узлов «автомата». Это могут быть изношенные подшипники. Хотя, возможно, забит масляный фильтр, что приводит к падению давления масла.
Если есть масляный щуп, диагностировать АКП можно по цвету масла ATF, его прозрачности и запаху. Допускается лишь небольшое потемнение. Существенное потемнение и запах горелого свидетельствуют об интенсивной эксплуатации авто в спортивном режиме или игнорировании сроков замены масла. Если жидкость в АКП представляет собой беловатую эмульсию, значит, в нее попала охлаждающая жидкость из радиатора либо вода – например, у автомобилей-утопленников. Тогда в первую очередь нужно заменить жидкость и следить за работой коробки.
Какие меры следует предпринимать, чтобы автоматическая коробка прослужила как можно дольше? Соблюдение нескольких простых правил убережёт АКПП от преждевременного выхода из строя и, соответственно, затрат на её восстановление.
Большинство советчиков из числа интернет-специалистов предлагают в качестве практически единственной гарантии долголетия автомата регулярную смену в нём трансмиссионной жидкости. Доходит до советов, менять АTF не реже тридцати тысяч пробега. Безусловно, хуже вашей трансмиссии от этого не станет, но и существенного эффекта это не даст, особенно, если эксплуатировать коробку неправильно.
Прогревание
Перед поездкой АКП следует прогреть
Первое правило, которое необходимо соблюдать – перед поездкой агрегаты следует прогреть, не только двигатель, но и АКПП, чтобы АTF в коробке приобрела рабочую консистенцию и могла нормально циркулировать в системе. Из курса физики мы знаем, что густое масло не может обеспечить надлежащее качество смазки подвижных частей агрегата. Однако постоять с заведённым двигателем некоторое время будет мало. Процедура следующая: выжимает педаль тормоза, переводим селектор в режим Drive, стоим так пару-тройку минут, возвращаем селектор на место, педаль отжимаем. Всё, коробка прогрета, можно ехать, куда нужно.
Не дёргай всуе
При поездках в городе всегда встречается много светофоров, на которых приходится делать кратковременные остановки. Так вот, не стоит при каждой такой остановке переводить селектор в положение N, на пользу эти лишние движения агрегату не идут, да и любому другому механизму. Если хотите поберечь АКН своего железного коня, никогда не устраивайте ненужные светофорные гонки. Утапливая гашетку в пол, вы вызываете пробуксовку фрикционов, которая в подобном режиме просто неизбежна. Это существенно укорачивает жизнь автомата.
Реже переключать диапазоны
Перегрев
Также не очень полезен для автоматической коробки и перегрев, правда, и вызвать его на современных автомобилях довольно сложно в штатном режиме. Однако некоторые умудряются это делать, буксуя подолгу на ледяных горках или песке. Кроме того, вызвать перегрев можно, прицепляя к фаркопу слишком тяжёлый прицеп, или радушно выполняют просьбу соседа, отбуксировать его машину (немаленькую) в автосервис, вытащить из гряза застрявший «вседорожник». Конечно, подобные издевательства совсем не убьют ваш автомат, но фрикционы, вышедшие из строя, выльются вам в весьма дорогостоящий ремонт. В большинстве случаев их приходится менять полностью.
Нельзя перегревать АКПП
Также ни в коем случае нельзя ехать на буксире, если двигатель не запускается. Дело в том, что без заведённого двигателя не работает масляный насос, и шестерни коробки будут совершенно без смазки, ведь только насос обеспечивает циркуляцию масла. В некоторых гайдах автопроизводители допускают буксировку, но на скорости не выше 25 километров в час и не дальше 20 километров. Но всё же лучше приучить себя не пользоваться этим способом, эвакуатор всегда доступен для вызова. Так вы точно будете знать, что сделали всё, чтобы продлить жизнь своей АКПП
Вечного пока еще ничего не изобрели, а вот долговечного придумано достаточно. В частности, это автоматическая коробка передач. Она может без проблем ходить многие десятки тысяч километров, если вы сами не поспособствуете ее скоропостижной кончине. Как продлить жизнь АКПП, мы кратко расскажем вам в этой статье.
Чтобы «коробка автомат» прослужила максимально долго, надо заботливо ухаживать за нею. Прежде всего, следует вовремя или даже чаще обычного менять масло с фильтрами. Слить старое масло из автомата не так-то просто во дворе дома, поэтому замена масла в автоматической трансмиссии на СТО видится максимально целесообразным поступком в данном случае. В России эксплуатационные условия едва ли не всегда можно причислить к тяжелым. Поэтому замену жидкости с фильтрами лучше делать вдвое чаще.
Почему мы даем такие рекомендации? Все просто. Когда АКПП работает, в ее недрах образуется немало металлических стружек. Они забивают фильтр и частично разносятся по всему механизму. Стружка, будучи абразивом, начинает стачивать металл, в результате чего образуется еще больше стружки, стачивание идет еще активнее и т.д. Если в коробке всегда будет необходимое количество чистого масла вкупе со свежими фильтрами, то долгая и безупречная работа механизма гарантирована.
В холода автоматическую коробку передач перед стартом обязательно прогревайте. Для этого необходимо нажать педаль тормоза и переключить затем селектор в положение D (Drive). Хотя бы минуту надо так постоять (с нажатой педалью тормоза), чтобы смазка успела разогреться и смазать все шестеренки «автомата».
Но и это еще не все. Вот несколько дополнительных рекомендаций по правильной эксплуатации АКПП:
- Постарайтесь не буксовать. Если это все же неизбежно, постарайтесь лучше не увлекаться. При наличии режима пониженной передачи, обязательно его используйте.
- Если автомобилю придется длительно стоять на наклонной поверхности, лучше включить ручник - не стоит нагружать зря механизм трансмиссии. На обычной парковочной площадке хватит режима P (Parking).
- Нейтраль (N) требуется включать только при буксировке. Но буксировать машину с АКПП в идеале нельзя, хотя допускается езда на веревке не быстрее 40 км/ч и не далее 40 км.
- Селектор автоматической трансмиссии нельзя переключать во время езды. Включать режимы надо плавно, избегая резких движений. Кроме того, заметим, что резкие старты тоже вредят АКПП.
- Если надо ехать задним ходом, то перед переключением в положение R рекомендуется подержать селектор 3-4 секунды на «нейтралке».
Если хотите продлить жизнь АКПП своего любимого автомобиля, то относитесь трансмиссии правильно и аккуратно. Только так она проживет у вас максимально долгий срок. Помните, что даже контрактные «автоматы» сегодня в цене. Ну, а если ваша «коробка», все же, перестала работать так, как надо, то рекомендуем обратиться в сервисный центр «АКПП ЛИГА» —