Окрылённый (1986). Окрылённый (1986) На данный момент в составе ВМФ России

Вооружение

Ракетное вооружение

  • 2х4 - ПУ ПКР П-100 «Москит»;
  • 2х1 - ПУ ЗРК М-22 «Ураган».

Артиллерийское вооружение

  • 2x2 - 130-мм АУ АК-130;
  • 4x6 - 30-мм АУ АК-630;
  • 2х7 - 55-мм гранатомёт МРГ-1 «Огонёк»;
  • 2x1 - 45-мм/69 салютных орудий 21КМ.

Минно-торпедное вооружение

  • 2х6 - РБУ -1000 «Смерч-3»;
  • 2х2 - 533-мм ТА ДТА-53-956;
  • 22 мины заграждения.

Авиагруппа

  • 1 вертолёт Ка-27.

Радиотехническое вооружение

  • РЛС МР-750 «Фрегат-М2»;
  • НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;
  • ГАК МГК-335МС «Платина-МС»;
  • РЭБ МП-401С «Старт», МП-407 «Старт-2» (2 ПУ ПК-2М), «Смелый» (4 ПУ ПК-10);
  • БИУС «Сапфир-У».

Однотипные корабли

«Окрылённый» - эсминец проекта 956 , служивший в ВМФ СССР и ВМФ РФ . 16 апреля 1983 года заложен в Ленинграде, спущен 31 мая 1986 года, вступил в строй 30 декабря 1987 года и 19 февраля 1988 года включён в состав КСФ . В период 1988-1993 годов активно участвовал в походах и боевых службах флота, обеспечивал охранение атомных крейсеров «Киров» и «Калинин» . С марта 1994 года в резерве. Без должного техобслуживания быстро пришёл в негодность и был списан в ноябре 1998 года.

Общие сведения

Более двадцати лет - начиная с 1950-х и до конца 1970-х годов - строительство кораблей такого класса в СССР не велось, а их задачи были возложены на классы больших ракетных кораблей (БРК) и больших противолодочных кораблей (БПК).

Писатель В. С. Пикуль об эсминцах

Тем не менее, после значительного перерыва советскими конструкторами были вновь созданы мощные и современные эсминцы, за высокие тактико-технические данные и солидные размерения причисленные к 1-му рангу.

Эсминцы проекта 956 массово строились для ВМФ Советского Союза и принимали деятельное участие в походах и боевых службах , демонстрируя Военно-Морской флаг страны на всех морских театрах.

На долю «Окрылённого», вступившего в строй Северного флота в 1988 году, выпала только небольшая часть достижений предыдущих эсминцев своего типа. После 1991 года обвальное сокращение оборонных расходов привело к тому, что новый эсминец большую часть времени лишь отстаивался в базе и в доке судоремонтного завода, ожидая так и не начатого планового ремонта. В 1998 году не отслуживший и десяти лет корабль исключили из боевого состава ВМФ, а впоследствии разобрали на металл.

Постройка и испытания

5 ноября 1982 года зачислен в списки кораблей ВМФ, заложен в Ленинграде на судостроительном заводе № 190 имени А. А. Жданова 16 апреля 1983 года , кораблю был присвоен строительный № 868.

Спущен на воду 31 мая 1986 года . «Почётной матерью» эсминца, по традиции разбившей бутылку шампанского об его форштевень, стала работница судостроительного завода Нина Жарких. Корабль был назван «Окрылённый», ранее то же название носил эсминец проекта 30-бис .

Экипаж сформирован 12 января 1987 года. На период строительства эсминец был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 БрСтРемК) Ленинградской военно-морской базы . 27 марта 1987 года проведено заселение экипажа на корабль. Законченный постройкой «Окрылённый» прошёл швартовые испытания с 30 сентября по 31 октября 1987 года.

1 ноября 1987 года эсминец приступил к заводским ходовым испытаниям в акватории Балтийского моря, через месяц (2 декабря) успешно их завершив. В тот же день приступили к Государственным испытаниям корабля, продолжавшимся до 30 декабря 1987 года. На время испытаний корабль был зачислен в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й ДРК Балтийского флота с базированием на военно-морскую базу Лиепая. Всего в период испытаний было пройдено 5000 миль.

26 марта 1988 года принятый флотом эсминец зачислили в состав .

Описание конструкции

Корпус и архитектура

Эсминец проекта 956, общий вид

«Окрылённый» - классический ракетно-артиллерийский корабль со стальным полубачным корпусом , посередине которого смонтирована надстройка с дымовой трубой и двумя мачтами. Последние служат для размещения антенных постов - радиолокаторов, станций РЭБ, связных. Наклонный форштевень ниже ватерлинии плавно переходит в бульбовый обтекатель подкильной гидроакустической станции «Платина». При помощи пятнадцати главных переборок корпус разделён на 16 водонепроницаемых отсеков.

Артиллерийские башни и пусковые установки зенитных комплексов расположили в диаметральной плоскости корпуса линейно-возвышенно для обеспечения оптимальных секторов стрельбы, а мощные противокорабельные ракеты главного ударного комплекса разместили наклонно по бортам. Вертолётную площадку и ангар вместо традиционного размещения на корме подняли на крышу надстройки в районе миделя эсминца, чтобы не ограничивать сектора обстрела кормовой башни универсального калибра. Ангар выполнили складным, телескопически надвигаемым на вертолёт. Внешним граням надстройки придали скошенную форму для уменьшения отражённого кораблём радиосигнала.

Энергетическая установка и ходовые качества

На эсминцах проекта 956 применили паротурбинную силовую установку: 2 ГТЗА суммарной мощностью 100000 л. с., вращающие два пятилопастных гребных винта. С учётом того, что большинство советских и зарубежных боевых кораблей в конце 1970-х годов уже оснащалось более лёгкими и компактными газотурбинными двигателями (ГТД), это решение часто подвергают критике. Однако следует отметить, что паровые турбины наряду с недостатками имеют и важные преимущества в сравнении с ГТД, такие как меньшая стоимость, существенно большие ресурс и мощность одного агрегата. Хорошо освоенные промышленностью и личным составом, агрегаты ГЭУ эсминцев обеспечивали надёжную и безотказную работу в условиях штатной эксплуатации и своевременного техобслуживания.

Пар для турбин обеспечивали 4 высоконапорных паровых котла модели КВГ-3. От котлов типа КВН-98/64, установленных на первых шести эсминцах типа «Современный» , КВГ-3 отличались большей производительностью и надёжностью, хотя и были более требовательны к водоподготовке.

Вооружение и оборудование

Одной из важнейших задач эсминцев типа «Современный» считалась огневая поддержка десантов, поэтому они получили непревзойдённое среди боевых кораблей своего времени универсальное вооружение из четырёх автоматических 130-мм орудий в двух башнях.

Вооружение в носовой части ЭМ проекта 956 (на снимке - «Отличный», 1988 год)

Эсминцы получили также мощное ракетное вооружение из восьми сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». Благодаря высокой скорости и малой высоте полёта эти ракеты вплоть до недавнего времени были практически неуязвимы для ПВО западных флотов .

Основу ПВО корабля составили два многоканальных зенитно-ракетных комплекса (ЗРК) М-22 «Ураган». Каждый комплекс имеет поворотную однобалочную пусковую установку, под которой в боевом погребе барабанного типа хранится боекомплект из двадцати четырёх зенитных ракет 9М38 - 8 во внутреннем барабане и 16 во внешнем. Всего, таким образом, эсминец располагает 48-ю зенитными ракетами.

Для ПВО ближнего рубежа служат четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630 . Они автоматически наводятся на цели при помощи двух систем управления стрельбой МР-123 «Вымпел» - по одной СУО на каждую пару артустановок.

Противолодочное вооружение представлено торпедными аппаратами с управляемыми торпедами и реактивными бомбомётами для глубинных бомб. Каждый эсминец проекта 956 нёс по два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата типа ДТА-53-956 и по две реактивных шестиствольных установки РБУ-1000.

В складном ангаре на «Окрылённом» мог при необходимости разместиться один противолодочный вертолёт Ка-27 , составляя авиационное вооружение корабля.

Радиоэлектронное оборудование корабля соответствовало позднему варианту оснащения серии эсминцев проекта 956 , включая в себя обзорную РЛС МР-750 «Фрегат-МА» с плоскими фазированными решётками, навигационные РЛС, гидроакустическую станцию «Платина-МС», средства связи и радиоэлектронной борьбы, а также БИУС «Сапфир-У».

История службы

26 марта 1988 года эсминец «Окрылённый» был включён в состав Краснознамённого Северного флота - в 56-ю бригаду эсминцев 7-й оперативной эскадры.

С 5 по 24 августа 1988 года эсминец выполнил межфлотский переход с Балтики (Лиепая) на Северный флот (Североморск).

С 21 по 30 декабря 1988 года «Окрылённый» сопровождал с Балтийского моря на Северный флот завершивший испытания тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» , пройдено 2430 миль.

Эсминец «Окрылённый», 1989-1990 год

С 4 по 17 марта 1989 года «Окрылённый» в составе КУГ осуществлял непосредственное слежение за учениями НАТО «Норд Стар», проходившими в Норвежском море. «Окрылённому» были назначены для отслеживания авианосец «Арк Ройял» и десантный корабль «Интрепид» ВМС Великобритании.

13 июня 1990 года эсминец вернулся в Североморск, завершая полугодичную боевую службу. Всего в этом походе «Окрылённый» прошёл 21702 мили, поставленные задачи решив с оценкой «отлично».

В октябре 1990 года КУГ 56 бригады в составе эсминцев «Окрылённый» и «Гремящий» выполнила состязательную артиллерийскую стрельбу на приз ГК ВМФ. Результаты, показанные кораблями в течение года, позволили командованию соединения отказаться от подготовительных стрельб перед состязаниями. В итоге 56 бригада эсминцев завоевала приз главкома ВМФ за артиллерийскую стрельбу с вручением Переходящего знамени.

4 января 1991 года отряд боевых кораблей в составе ТАРКР «Калинин» , ракетного крейсера «Маршал Устинов» , эсминца «Безупречный» и БПК «Симферополь» вышел на боевую службу в Средиземное море, свой флаг на «Калинине» держал капитан 1 ранга А. И. Бражник. Эсминец «Окрылённый» сопровождал этот отряд на переходе Северной Атлантикой до Гибралтарского пролива; 23 января 1991 года корабль вернулся в Североморск, пройдя 6053 мили.

«Окрылённый» - это 8-й эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч» (код НАТО - «Sovremenny class destroyer»).

История строительства 16 апреля 1986 года корабль был заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова (строительный № 868), и 31 мая 1986 года спущен на воду. Крёстной матерью корабля стала Нина Жарких. 30 сентября - 31 октября 1987 года прошёл швартовные испытания, 1 ноября - 2 декабря того же года - государственные ходовые испытания (пройдено 5000 морских миль), 30 декабря 1987 года принят флотом, 10 января 1988 года на корабле был поднят советский военно-морской флаг, 26 марта 1988 года эсминец вступил в состав Советского Военно-Морского Флота. На время строительства корабль был включён в состав 13 бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 брстремк) Ленинградской военно-морской базы, на время испытаний включён в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей с базированием на военно-морскую базу Лиепая.

Служба 5 - 24 августа 1988 года осуществил переход из Лиепаи в Североморск, где вступил в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота. 21 - 30 декабря этого же года обеспечивал боевое охранение ТАРКР«Калинин» во время межфлотского перехода (пройдено 2430 морских миль).

4 - 17 марта 1989 года «Окрылённый» в составе КУГ осуществлял непосредственное слежение за учениями НАТО «Норд Стар», которые проходили в Норвежском море, следил за действиями десантного корабля «Интрепид» и авианосца «Арк Ройял». 1 декабря 1989 года корабль снова вышел в море, с 4 января 1990 года нёс боевую службу в Средиземном море. 14 - 31 марта осуществил боевой заход в Тартус, 14 - 21 апреля следил за американской АУГ в составе «Дуайт Эйзенхауэр», ракетного крейсера «Тикондерога» и др. 13 июня 1990 года вернулся с боевой службы в Североморск. За время боевой службы прошёл 21 702 морские мили. Оценка боевой службы - «отлично». В том же году корабль получил Приз ГК ВМФ за артиллерийскую стрельбу с вручением Переходящего знамени.

4 января 1991 года корабль вышел на новую боевую службу в Северную Атлантику, сопровождал ТАРКР «Калинин» на переходе в Средиземное море. Дойдя до Гибралтара, лёг на обратный курс и 23 января возвратился в Североморск, пройдя 6053 морские мили. 15 августа 1991 года снова вышел в море, чтобы нанести визит в Плимут (Великобритания), но уже 19 августа был возвращён в связи с ГКЧП, пройдя за поход 3047 морских миль.

Корабль принимал участие в отработке пусков модернизированных ракет «Москит». В 1992 году участвовал в учениях, в следующем году отрабатывал все виды боевой подготовки. 6 января 1994 года корабль был поставлен в док судоремонтного завода № 82 в Росляково, 9 марта выведен в резерв второй категории. В апреле 1997 года эсминец посетил Главком ВМФ Ф. Громов. Поскольку сроки среднего ремонта и положенных освидетельствований истекли, руководство флота решение хранением материальной части без консервации эсминец «Окрылённый» не восстанавливать; 29 ноября 1998 года корабль был исключён из состава флота и выведен после конвертовки в Североморск. С момента подъёма флага корабль прошёл 69 483,7 морских миль. Правительственными наградами на корабле были отмечены 40 человек, из них один орденом.

В конце 70-х годов казалось, что класс эскадренных миноносцев уйдет в небытие. В СССР эсминцы не строились уже два десятилетия. Страны Запада все больше отдавали предпочтение фрегатам. Но, по существу они уже давно были многоцелевыми боевыми кораблями . Это обстоятельство вполне закономерно - тактика линейного боя осталась в прошлом, и в новых условиях строить специализированные ударные корабли для торпедной или ракетной атаки вражеских сил теряло всякий смысл. Гораздо нужнее оказались универсальные ракетоносцы, способные бороться с главной силой флота - , а уже затем - с надводными кораблями и авиацией.

Итак, в 1971 году началось проектирование эсминца , получившего номер проекта 956 шифр «Сарыч » - преемника классического торпедоносца прошлого. И назвали его «Современный» . Предназначением эсминца данного проекта было - поражение надводных и противника посредством ракетно-артиллерийской атаки, а также конвоирование кораблей и судов с обеспечением противокорабельной и противовоздушной обороны. По размерам эсминец соответствовал легкому крейсеру, но вместо противокорабельных торпед нес ударные ракеты и по официальной классификации, был причислен к кораблям 1 ранга. По концепции тактического применения «Современный» мог считаться типичным эсминцем -истребителем, причем эта концепция сильно отличалась от принятой на Западе.

Рождение головного боевого корабля последнего поколения российского флота было долгим и мучительным. Поначалу будущий «Современный» , видело командование ВМФ как боевой корабль поддержки десанта. В результате долгих споров и доработок корабль приобрел свой окончательный вид. Эсминец «Современный » вступил в строй в 1981 году и сразу привлек внимание западных специалистов. Он во многих аспектах отличался от своих зарубежных «одноклассников». Бросалось в глаза чрезвычайно мощное артиллерийское вооружение. Кроме артиллерии было и ударное ракетное оружие. «Москит » стала первой в мире сверхзвуковой противокорабельной ракетой, фактически не уязвимой для ПВО.

За выдающиеся характеристики оружия, эсминцу пришлось заплатить возросшим весом. В результате не осталось места на полноценный ангар и на приличные средства противолодочной обороны. Кроме того, впечатление о корабле портит . Возврат к морально устаревшим механизмам выглядит несколько странным. Как стало известно, приказ проектировать эсминец под паровые турбины пришел «сверху» - турбинный цех Кировского завода в Санкт-Петербурге простаивал.

Так или иначе, но именно энергетика сыграла роковую роль в судьбе эсминцев проекта номер 956. Котлы с повышенными параметрами пара требовали квалифицированного обслуживания и своевременного текущего ремонта. Увы, начавшееся во второй половине 80-х годов сокращение финансирования флота привело к увеличению межремонтных сроков, и главные механизмы начали выходить из строя. Как это ни печально, но многие из уникальных кораблей этого типа были списаны, не прослужив и половины положенного срока.

эсминец проекта 956 фото

эсминец «Окрыленный» на выполнении задачи К-2

эсминец «Расторопный» в море

эсминец «Безупречный» отрабатывает взлет и посадка вертолета

эсминец «Современный» в одном из зарубежных визитов

эсминец «Современный» празднует день ВМФ Российской Федерации

это вся построенная серия кораблей проекта «Сарыч»

эсминец «Современный» (1981);

эсминец «Отличный» (1983);

эсминец «Безупречный» (1985);

эсминец «Боевой» (1986);

эсминец «Стойкий» (1986);

эсминец «Окрыленный» (1987);

эсминец «Бурный» (1988);

эсминец «Гремящий» (1988);

эсминец «Быстрый» (1989);

эсминец «Расторопный» (1989);

эсминец «Безбоязненный» (1990);

эсминец «Безудержный» (1991);

эсминец «Беспокойный» (1993);

эсминец «Настойчивый» (1993);

эсминец «Бесстрашный» (1994);

эсминец «Екатеринбург» (1998);

эсминец «Александр Невский» (1999);

эсминец «Вечный» (1999);

Технические характеристики эскадренного миноносца «Современн ый»:
Длина - 156 м;
Ширина - 17 м;
Осадка - 6 м;
Водоизмещение - 7940 тонн;
Энергетическая установка - 2 паровые турбины ГТЗА-647 по 50000 л.с.;
Скорость - 32 узла;

Экипаж:
Командный состав - 225 человек;
Личный состав - 296;

Вооружение :
Противокорабельное - 2 Х 4 ПУ ПКР ЗМ-80 «Москит» без перезарядки, 2 Х ПУ ЗС-90 ЗРК М-22 «Ураган» - 48 ракет;
Артиллерийское - 2 Х 2 130 мм АК-130 - 500 выстрелов, 4 Х 6 30 мм АК-630 - 8000 выстрелов, 2 Х 45 мм -100 выстрелов;
Торпедные аппараты - 2 Х 2 533 мм, 2Х 6 РБУ-1000, 22 мины;

Авиация :
Вертолет Ка-27 - 1;

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...