История создания автомобиля ГАЗ-М20"Победа". Почему легендарный автомобиль «победа» назвали победой

Легендарный советский автомобиль ГАЗ-20 - не просто полторы тонны металла, эта машина стала целой эпохой отечественного автомобилестроения, его первой, и наверное единственной настоящей Победой.

Культовый автомобиль “Победа” стала первой советской машиной, которой кроме серийного номера дали имя собственное.

Оценивая русскую Победу, американский журнал Science and Mechanics в 1957 году писал:

«Спокойная на колдобинах, в поворотах и при ускорениях. Хороша на трудных дорогах, если вы не спешите. На дороге держится великолепно. Для своего размера очень стабильна – видимо из-за веса и мощных рессор.»

А журнал Auto Age за 1953 год сообщал, что «Американские инженеры тщательно осмотрели Победу и сочли качество изготовления по многим показателям отличным. На кузовных элементах много признаков ручного труда. Кое-где можно рассмотреть следы напильника, но, в общем, качество кузова весьма хорошее.»

Зарождение легенды Советского Союза началось в тяжелом 1943 году. 3 февраля 1943 года в Москве в Наркомсредмаше состоялось совещание, на котором Андрей Липгарт доложил о ходе разработок новых машин, в том числе и легкового ГАЗ-25, позднее переименованного в ГАЗ М20.

Создатели “Победы”: главный конструктор ГАЗ Андрей Липгарт и ведущий конструктор кузова Александр Кириллов.

Ведущим конструктором по кузову назначили Александра Кириллова. Компоновку машины поручили вычерчивать группе под руководством Бориса Кирсанова. Контролировали их работу первый заместитель Липгарта А. Кригер (по шасси и двигателю) и Юрий Сорочкин (по кузову). Последний подключил к созданию форм машины талантливого художника-графика с великолепным пространственным воображением – Вениамина Самойлова, который впоследствии и создал окончательный вариант рисунка формы Победы.

За ее основу решили взять кузов немецкого Opel Kapitan образца 1938 года. После изготовления первых машин обнаружился редкий оптический эффект: при взгляде на переднее крыло с определенных ракурсов казалось, что крыло вогнуто. Этот эффект возникал из-за того, что большой участок крыла имел кривизну постоянного радиуса.

Некоторые элементы кузова приходилось штамповать по частям, а потом сваривать воедино. Заводы не располагали технологиями штамповки сложных поверхностей. Но, несмотря на все сложности, в ноябре 1944 года главный конструктор лично сел за руль опытного образца и вывел его на испытания.

У первого автомобиля был шестицилиндровый двигатель, задние двери открывались вперед, а передние и задние крылья были раскроены таким образом, что по бортам машины проходили две щели, разделявшие кузовные элементы. Спереди крыло не вплотную прилегало к передней двери, а контур задней двери не доходил до колесной арки. Все это мешало восприятию боковины машины. Тем не менее, Победа выглядела очень динамично и современно, и стильный наклон стекол усиливал этот эффект. Да и с точки зрения аэродинамики кузов был разработан идеально. Но больше такой тип кузова в советском автомобилестроении не применялся.

В конце концов Победа была продумана чрезвычайно основательно. Все формы ее оказались не только красивыми, но и практичными. ГАЗ М20 стал первым отечественным автомобилем с несущим кузовом и первым в мире серийным автомобилем с кузовом «бескрылой» формы.

Обилие хромированных деталей придавало автомобилю элегантный и солидный вид. В техническом отношении машина была полна новинок, облегчающих жизнь водителю. Появились электрические указатели поворота и стоп-сигналы, а также отопитель и звуковые сигналы высокого и низкого тона. Впервые в Победе был предусмотрен багажник. Автомобиль имел комфортный и просторный салон, в котором свободно располагались 5 человек. Машина имела независимую подвеску передних колес и гидравлический привод тормозов.

Выбор двигателя стоял между шестицилиндровым ГАЗ 11 и его четырехцилиндровой версией. Производство шестерок было хорошо отлажено, а четверка была компактнее, легче и потребляла меньше топлива. Но, не придя к окончательному варианту, последнее слово оставили за Вождем.

19 июня 1945 года, за 5 дней до парада Победы, легендарный автомобиль предстал на суд Иосифу Сталину. К машине с шестеркой Сталин отнесся скептически. Кроме того, в послевоенной стране была напряженка с топливом, а вариант с четверкой был очень экономичен. В итоге после долгого изучения обеих машин Сталин сказал: «Надо принять машину с четверкой, машина хорошая». И вскоре постановлением ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности» было предусмотрено с 28 июня 1946 года начать серийный выпуск нового автомобиля.

Первоначально автомобиль планировали назвать «Родина» («Победа» была запасным вариантом). На обсуждении Сталин спросил: «А сколько будет стоить Родина?»… И машину назвали Победой. Так как сколько стоит ПОБЕДА, Сталин знал…

Эта машина стала символом победы Красной Армии в Великой Отечественной войне. Кроме того, это была одна из первых машин, доступных (при определенных условиях) рядовому потребителю.

С 1946 года “Победами” стали комплектовать таксопарки СССР.

Фотографии на фоне “Победы” можно найти во многих семейных альбомах советских времен. Эта сделана на Украине в начале 1960-х годов:

Всего было выпущено 235 999 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси. Причем «Победа» была первым советским автомобилем, который стал известен за границей — его экспортировали в Финляндию и Бельгию именно для таксопарков.

Победа послужила хорошей основой и для создания спортивных машин. Уже в 1950 году специально подготовленная Победа побеждает на всесоюзных соревнованиях по автоспорту.

На фото ниже: такси на улицах Хельсинки, 1956 год. Впервые Победы были закуплены финнами перед Олимпиадой 1952 года и надолго решили проблему таксомоторов в столице. До появления советских машин, в Хельсинки использовались подержанные американские чеккеры и европейские машины самых разнообразных марок 30-х — 40-х годов. Кстати, таксометры и зеленый огонек такси финны впервые увидели именно на русских Победах.

В автомобиле были впервые в СССР установлены электрические указатели поворотов, обдув-антизапотеватель лобового стекла, отопление салона; до этого их заменяли соответственно рука, мешочек с солью или махоркой и самодельная жаровня с углями…

С 1951 по 1972 год «Победа» по лицензии выпускалась в Польше на заводе FSO (Fabryka Samochodów Osobowych), под маркой Warszawa.

Автомобили ГАЗ среднего класса следующего поколения, к разработке которых приступили в 1952-53 годах, уже не несли имени «Победа»: они разрабатывались под девизами «Звезда» и «Волга». Тем не менее, в конструкции «Волги» были реализованы очень многие многие наработки по проекту «Победы» второго поколения.

»Конструкцией «Победы» предусматривается, прежде всего, надежность и возможность езды на далекие расстояния в стране, где дороги плохи, а пункты обслуживания малочисленны и расположены далеко друг от друга. Красота линий и высокие характеристики принесены в жертву практичности и утилитарным целям. Однако, несмотря на это, то обстоятельство, что уделено внимание таким деталям, как устройство прикуривателей, обогревателей и других внутренних удобств, свидетельствует о том, что такое оборудование ценится в России так же, как и всюду.»

Вот так создавалась Победа! Легенда советского автопрома! Мечта советского гражданина…

Автомобиль «Победа» смело можно назвать легендарным. Он создавался в сложное для страны время – в период Второй мировой войны. И пусть этот автомобиль уже давно не выпускается, многие в нашей стране хорошо знают эту машину. Великую, и, вместе с тем, тяжелую победу под Сталинградом можно считать началом истории автомобиля «Победа». Именно в это время начинается разработка машины.

Первоначальное название автомобиля «Победа» - «Родина», однако его не одобрил И.В.Сталин. Иронизируя, он спросил: «Ну и сколько будет стоить наша «Родина»?», после чего стало понятно, что название нужно менять. Позже появилось новое - «Победа», которое и одобрил Сталин.

«Победа» создавалась на Горьковском автозаводе. Работа была очень сложной, поскольку шла в тяжелых условиях. Завод постоянно находился под атакой немецких бомбардировщиков, поскольку те считали, что там производятся броневые машины. Задача осложнялась еще и тем, что до войны Советский Союз не производил кузовы для автомобилей, а закупал их у американцев. Теперь эту проблему приходилось решать самостоятельно. За общую разработку машины отвечали Ю.Сорочкин, Б. Крсанов, А. Кригер, А. Кириллов. А вот форму машины создал художник В. Самойлов.

При разработке кузова «Победы» за основу взяли немецкий автомобиль Opel Kapitan, который достался Советскому Союзу в качестве трофея. Конечно, его немного видоизменили, придали более обтекаемую форму, убрали так называемые «крылья», слегка «утопили» фары. Американский двигатель Dodge D5 лег в основу двигателя «Победы».

В 1944 году было проведено первое испытание автомобиля. Спустя год новая машина была представлена И.В. Сталину в двух вариантах. Первый имел объем двигателя 2,12 литра и 4-цилиндровый мотор и мог разгоняться до скорости 105 км/ч. Второй вариант отличался 6-цилиндровым мотором и двигателем объемом 2,85 литра. Этот автомобиль мог разгоняться уже до 120 км/ч.

Несмотря на все сложности, в которых создавался автомобиль, он по многим параметрам превзошел западные автомобили. Именно по этой причине, «Победа» была так популярна в те времена в Европе. Она обладала множеством преимуществ: невысокая цена, выносливость, комфортабельность. В начале 50-х годов «Победу» начали производить в Польше, только уже под названием «Варшава». Последний же автомобиль «Победа» сошел с конвейера в 1958 году.

Оказывается, «Запорожец» и электронная игра «Ну, погоди!» только притворялись русскими!

Электронная игра «Ну, погоди!»

Эта дорогущая игра (стоила 25 рублей) появилась в 1984 году и была пределом мечтаний советского школьника. Суть игры состояла в том, что по четырем лоткам катились яйца, а волк из мультфильма «Ну, погоди!» должен был ловить их в корзину, причем темп игры все увеличивался.

По-научному игра называлась «Электроника ИМ-02» («ИМ» означала «игра микропроцессорная») и была неофициальной копией японской Nintendo EG-26 Egg, созданной в 1981 году. Даже часы в игре «Ну, погоди!» работали по 12-часовому циклу, используемому в Японии.

Волк со шляпой из японской игры был заменен волком с корзиной из мультфильма «Ну погоди!», а петух, выглядывающий из домика, — зайцем.

Интересный факт: при том, что весь дизайн игры скопировали почти «дословно», основные детали «внутренностей» были разработаны советскими учеными, например процессор и жидкокристаллический экран. Значит, в СССР уже в те времена имелись подобные технологии. Удивительно, почему, в отличие от Запада, у нас они не получили развития.


Ракета Р-1

Первая советская баллистическая ракета, созданная в 1948 году, была точной копией немецкой «Фау-2», которыми нацисты бомбардировали Лондон и другие британские города. На первых советских экземплярах была скопирована даже «шахматная» расцветка немецкой ракеты.

Немецкие заводы, производившие «Фау-2», оказались в американской зоне оккупации, поэтому все ракеты, документация и большинство ученых во главе с создателем ракеты Вернером фон Брауном достались нашим заокеанским союзникам. Но кое-что перепало и Советскому Союзу: всего на СССР работало около 5 тысяч специалистов.

Главным конструктором Р-1 был знаменитый ученый Сергей Королев, которого возвратили из ГУЛАГа, дав ему звание подполковника. Проблема была в том, что прототип — «Фау-2» — уже к концу войны морально устарел, при том что так и не был доведен до ума: не отличался точностью, около 20% ракет взрывались в воздухе, не достигнув цели. У советских копий (Р-1) была другая проблема: в большинстве случаев ракеты не взлетали, отказывала автоматика. Совместными усилиями советских и немецких ученых неполадки были устранены, и доработанные до ума Р-1 даже превзошли немецкий оригинал.

Фотоаппарат «ФЭД»

«ФЭД» начал выпускаться в 1933 году и стал одним из первых советских малоформатных фотоаппаратов. Первые камеры собирали вручную бывшие беспризорники в мастерских харьковской детской трудовой коммуны НКВД им. Ф. Э. Дзержинского, которой руководил легендарный педагог Антон Макаренко. Название «ФЭД» — инициалы Дзержинского.

Эти фотоаппараты были точной копией знаменитых немецких камер Leica 1925 года выпуска. От своего немецкого прототипа «ФЭД» унаследовал неприхотливость и надежность, благодаря чему он часто использовался военными фотокорреспондентами. Получается, что во время Великой Отечественной войны по обе стороны фронта советские и немецкие фотокоры использовали идентичные камеры, только под разными названиями.

Многоразовый космический корабль «Буран»

«Буран» задумывался не просто как альтернатива американскому «Шаттлу», а как точная его копия — на этом настаивал тогдашний министр обороны СССР Устинов. У советских конструкторов имелись чертежи американского космического корабля: советская разведка добыла их еще в 1975 году.

Но все оказалось не так-то просто. Советская промышленность не имела мощностей для полного копирования «Шаттла», и нашим ученым пришлось искать уникальные решения. Например, отечественные двигатели оказались больше и тяжелее американских, уступая при этом в мощности. Пришлось вместо трех двигателей, как у «Шаттла», устанавливать четыре. Не удалось в СССР создать и такие же, как у американцев, мощные твердотопливные ракеты. Единственной возможностью для советских разработчиков было использование в качестве ускорителей жидкотопливных ракет.

Американские «Шаттлы» были рассчитаны на 100 полетов. Советские «Бураны» формально были рассчитаны на десять пусков. Но фактически до этого дело не дошло: первый и последний успешный полет состоялся в 1988 году.

Интересно, что «Бураны» появились как противовес «Шаттлам» в результате неправильной интерпретации назначения американского корабля. Советское руководство посчитало, что американцы разработали орбитальный бомбардировщик, вооруженный ракетами «космос — земля».

Огромные размеры «Шаттла» и его высокая грузоподъемность намекали, что корабль будет использоваться для похищения советских спутников и даже военных космических станций. Поэтому изначально «Буран» задумывался как своего рода космический истребитель-бомбардировщик. На самом деле США еще в 1960-х годах отказались от идеи космического бомбардировщика в связи с успешным развитием атомного подводного флота и баллистических ракет наземного базирования.

Автомобиль «Победа»

В 1946 году была собрана первая «Победа». За основу был взят немецкий автомобиль Opel Kapitan 1938 года выпуска, благо трофейных машин в СССР в те времена было в изобилии. Впрочем, помимо «Опеля» в создании «Победы» поучаствовала сборная солянка прототипов, причем как трофейных, так и ленд-лизовских. Так, двигатель был взят американский, фирмы «Додж», ставившийся на танки.

Многие конструктивные решения были позаимствованы у автомобилей Chevrolet, которые ГАЗ собирал в годы войны. По поводу названия автомобиля есть исторический анекдот. Сначала машину хотели назвать «Родина», на что Сталин сказал: «И почем будете Родину продавать?» Решено было переименовать автомобиль в «Победу».

Стратегический бомбардировщик Ту-4

Этот самолет, состоявший на вооружении ВВС СССР с 1949-го по начало 1960-х годов, является копией американского бомбардировщика В-29 «Суперкрепость» (1942). Во время Второй мировой войны несколько подбитых японцами американских бомбардировщиков В-29 сели на советской территории.

Согласно советско-японскому пакту о ненападении, бомбардировщики и их экипажи были интернированы в СССР. Машины разобрали по винтику, каждый отдельный агрегат обрабатывала своя бригада специалистов. Деталь взвешивали, обмеряли, описывали, фотографировали и даже подвергали спектральному анализу для определения использованного материала.

В результате появился Ту-4. Конструкция, оборудование — все вплоть до интерьера кабин было скопировано с американского образца, зачем-то даже повторили подставку для недоступной в СССР кока-колы. Правда, основываясь на опыте прошедшей войны, советские разработчики внесли ряд улучшений: пулеметы заменили пушками, поставили улучшенные двигатели и радиостанции. Кроме того, на Ту-4 была установлена первая в мире система дистанционного управления.

Автомобиль «Запорожец»

В 1969 году был выпущен первый «Запорожец», прозванный «ушастым» за воздухозаборники по бортам. Тем временем внешность автомобиля почти дословно повторяла западногерманский Prinz 4 образца 1961 года.

Немецкий прототип пользовался успехом не из-за продвинутых технологий, а благодаря дешевизне и простоте конструкции. На «Запорожце» полностью воспроизвели все технические особенности «Принца». Единственным отличием советской машины стали «уши», благодаря которым машина была так узнаваема на советских улицах. «Запорожец» был ненадежен, но крайне живуч: он мог ехать даже с сильными техническими неполадками. Слава у «ушастого» была незавидной, именно про него говорили: «Двадцать минут позора — и ты на работе». Производили эти «Двадцать минут позора» вплоть до 1994 года.

Породила множество легенд и знаменитых историй. Многие из них пережили сами марки машин. Одним из таких сюжетов является история о том, каким было первоначальное название автомобиля «Победа».

Зарождение проекта

«Победа» появилась на советских дорогах во второй половине 40-х годов. Этот проект был реализован на Задумка о новой легковой машине зародилась после того, как конструкторам стало ясно, что прежние «газовские» модели безнадежно устарели. Между ними и новейшим автопромом была значительная пропасть в десяток лет. С завершением Великой Отечественной войны советская экономика наконец начала восстанавливаться. Тогда же нашлись ресурсы и деньги на создание и массовый выпуск новой модели.

Первоначальное название автомобиля «Победа» обсуждалось уже на последнем этапе конструирования. Но сам проект нового автомобиля Горьковского автозавода появился еще в 1943 году. Тогда правительство дало задание специалистам ГАЗа разработать новую модель среднего класса. Отечественные мастера начали подбирать конструктивные элементы и примерную компоновку.

Роль Сталина в появлении «Победы»

Многих интересует, какое первоначальное название автомобиля «Победа» не понравилось Сталину. Неудивительно, что глава советского государства в то время контролировал все важные промышленные и автомобильные новинки в стране. Сталин стал инициатором Именно он перенастроил советскую экономику на форсированную индустриализацию. В том числе генсек лично курировал создание Горьковского автомобильного завода в 30-е годы. И в дальнейшем Сталин обращал пристальное внимание на то, что происходит на этом важном для всего государства предприятии.

В 1944 году в Кремле прошла презентация образца будущего автомобиля. Важность мероприятия была колоссальной. В случае успеха в верхах власти и разрешения от них на выпуск автомобиль должен был поступить в массовое производство.

Выбор названия

Так какое первоначальное название автомобиля «Победа» не понравилось Сталину? Первому лицу детально рассказывали обо всех особенностях представленного автомобиля. Наконец дошла очередь и до названия. Главе СССР предложили вариант «Родина». Вот какое первоначальное название планировалось для автомобиля «Победа». Сталину такая «вывеска» не понравилась. Существует легенда о том, что он остроумно ответил вопросом на данное предложение: «И почем у нас теперь Родина?»

После этого название было закономерно отметено. Тем не менее для государственных чиновников, курировавших проект будущего автомобиля, было очень важно выбрать патриотический вариант. Поэтому следующим предложением стало наименование «Победа». Этот вариант устроил Сталина. «Родина» (то, какое первоначальное название планировалось для автомобиля «Победа») - единственная осечка в проекте.

Технические особенности

На первом этапе проектирования автомобиля были определены его основные стилистические и технические черты. Конструкторы решили подарить машине низкий пол салона, вынесенный над передней осью силовой агрегат, независимую переднюю пружинистую подвеску. Первоначальное название автомобиля «Победа» («Родина») планировалось дать обладателю бескрылого несущего кузова с обтекаемой формой. С точки зрения внешнего вида и визуальных решений по тому времени это были самые современные идеи. Согласно задумке конструкторов, «Победа» была не просто машиной. Она становилась символом престижности всей советской автоиндустрии.

Непосредственным руководителем проекта стал главный конструктор Горьковского завода Андрей Липгарт. Именно он окончательно утверждал все технические решения, связанные с характеристиками автомобиля. Липгарт же выбрал и эмблему для новой модели. Ею стала буква «М», которая была отсылкой к тогдашнему названию завода. В начале 30-х годов он был переименован в «Молотовец» в честь народного комиссара и приближенного Сталина Стилизованная буква на эмблеме напоминала зубцы а также чайку - символ великой реки Волги.

Влияние войны на автомобиль

Разумеется, первоначальное название машины «Победа» было патриотическим. Второй же вариант был еще более прямолинейным намеком на успех в Великой Отечественной войне. Во время боевых действий с нацистской Германией отечественные специалисты получили бесценный опыт работы с иностранными моделями автомобильной техники. Это были машины, захваченные у вермахта и непосредственно в Германии. Огромное количество транспортных средств оказалось в после войны в качестве трофейной техники.

Также значительное число моделей попало в страну из Америки. Власти США по программе ленд-лиза доставили в СССР множество легковых машин. Опыт использования этой техники помог советским специалистам определиться с техническими и дизайнерскими решениями, касавшимися нового транспортного средства. Поэтому неудивительно, что первоначальное название автомобиля «Победа» было отметено. Новое детище ГАЗа должно было стать еще одним памятником борьбе с войсками Третьего рейха.

Начало серийного производства

Первые автомобили «Победа» были произведены летом 1946 года. Эти модели, однако, были лишь черновыми вариантами. Специалисты обкатывали новинку и проверяли ее на наличие технических неисправностей. Анализ продолжался несколько месяцев. За это время с конвейера сошли 23 автомобиля. Все они потом стали уникальной коллекционной редкостью.

Первоначальное название автомобиля «Победа» в СССР было осуждено Сталиным. Конечно, генсек стал первым человеком, увидевшим серийную модель. Она была произведена в 1947 году. Сталину машина понравилась. После его одобрения началось настоящее массовое, серийное производство. В феврале 1948 года с конвейера сошла тысячная «Победа».

Необходимость модификации

«Победа» производилась в 1946-1958 гг. За этот период она пережила несколько модификаций. Произошло это потому, что к началу 50-х годов стали очевидными конструктивные недостатки прежде современной модели. Они были связаны с низкой функциональностью кузова. Потолок над задним сиденьем оказался неудобным для пассажиров. Багажник не мог похвастаться большим объемом.

Какое первоначальное название автомобиля «Победа» рассматривали конструкторы? Они хотели дать машине имя «Родина», но Сталин изменил этот выбор. Для того чтобы машина стала по-настоящему победоносной согласно своему названию, ее необходимо было обновить.

«Победа-НАМИ»

Среди проектов модификаций первого поколения знаменитого автомобиля особенно выделяется «Победа-НАМИ». Это название не было проектным. Оно является отсылкой к государственному научному центру в области автомобилестроения. Его специалисты предложили начать выпуск другой модификации знаковой машины.

Главные новшества заключались в том, что кузов фастбэк-седан должен был быть заменен обычным седаном. Передний диван в салоне предлагалось убрать, а на его место поставить раздельные сиденья с улучшенной отделкой. Перепланировка позволила бы увеличить полезное пространство, доступное для водителя и пассажиров. В целом разработка специалистов НАМИ сводилась к повышению комфорта. Эти идеи так и не были реализованы из-за дороговизны проекта.

Легендарный автомобиль «Победа», который производился Горьковским автомобильным заводом, был первой советской «легковушкой». Их серийный выпуск стартовал в 1946 году, а именно 28 июня. Правда, производство не сразу наладилось, так как было очень много недоработок, поэтому за весь год с конвейера сошло всего 23 экземпляра этой модели. Массовое производство началось уже в следующем году. После основательных доработок и совершенствования в апреле 1947 года автомобиль был презентован Иосифу Виссарионовичу Сталину. Правда, говорят, что название автомобиля не понравилось Сталину.

Первое название автомобиля — «Молотовец»?

Само название модели «Победа» имеет довольно интересную историю. В те годы закладывался фундамент отечественного автопрома, поэтому автозаводы еще не обзавелись своими фирменными значками, а практически каждая модель получала свои эмблемы. Для «Победы» разработали значок в виде буквы «М», которая объединила в себе парящую чайку, как символ Волги, и зубец стены Нижегородского Кремля. Буква «М» означала «Молотовец», так как в тот период завод носил имя советского политика и функционера Вячеслава Михайловича Молотова. Заливка фона эмблемы была красной. «Молотовец» двадцатой модели – таково было официальное название, а сам проект назвали «Победой», а на заводской табличке была надпись «ГАЗ-20».

Родину не продают

Так как «Молотовец» была первой машиной, созданной после победы в Великой отечественной войне, то и хотели назвать ее гордо и пафосно – ГАЗ-25 «Родина». Но когда Иосифу Виссарионовичу Сталину автомобиль был представлен под таким названием, то его реакция была примерно такой: «И по чем Родину продавать будете?». Понятное дело, что после таких слов создатели начали поиски нового названия для своего детища. В результате автомобиль нарекли «Победой», что вождь одобрил, правда, критически приметил, что «невелика победа».

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...