Неисправность подушки двигателя: признаки, возможные причины и их устранение. Какие признаки указывают на порванную подушку двигателя Определяем состояние опор визуально

Любой двигатель вибрирует во время работы. Это объясняется тем, что, в зависимости , конструкция двигателя может быть отбалансированной в большей или меньшей степени, но полного баланса добиться практически невозможно. Шум и вибрация передаются в салон и на кузов автомобиля и вызывают ощущение дискомфорта у водителя.

Для борьбы с этим явлением была изобретена система подвески двигателя. Ее ключевые детали - опоры, который часто называют подушками двигателя. Опора - это буфер, установленный в точках крепления между двигателем и рамой, подрамником или кузове автомобиля. Они поглощают вибрации двигателя и удерживают его в относительно статичном положении. Двигатель, в свою очередь, защищен от резких толчков и ударов.

История изобретения опор двигателя

Впервые серьезно задумался о необходимости снижении вибрации кузова Уолтер Крайслер, основатель . Он поручил эту задачу ведущему инженеру Фредерику Зедеру, который и выдвинул предложение устанавливать между двигателем и рамой прокладку из резины. Эта концепция была реализована в сателлитного бренда Plymouth, входившего в группу компаний Уолтера Крайслера.

Места установки опор

Количество опорных точек зависит от и расчетов команды инженеров конкретного производителя, поэтому опор может быть четыре, пять и более. Основной критерий при выборе точек - надежность крепления и низкая вероятность смещения двигателя в сторону. Чаще всего двигатель, собранный в общий блок с коробкой передач крепится в трех или четырех точках внизу и в двух-трех вверху.

Виды опор, их преимущества и недостатки

В современных автомобилях применяются опоры двух основных видов – резинометаллические и гидравлические.

Резинометаллические опоры

Конструкция резинометаллических опор проста – нижние опоры это две металлические пластины и резиновая подушка между ними. Верхние опоры напоминают короткий с сайлент-блоками. Одна сторона "рычага" крепится при помощи сквозного болта к кронштейну на кузове, другая - к кронштейну, привинченному к блоку цилиндров. Это вид опор нашел наибольшее распространение за счет надежности и дешевизны в производстве.

Технология снижения вибрации на кузове, изобретенная инженерами компании Chrysler называлась Floating Power

В некоторых конструкциях подушки нижних опор усилены пружинами для придания жесткости и повышения упругости. Вместо резины некоторые производители используют полиуретан – как более износостойкий материал. Также подушки с использованием полиуретана часто используют на спортивных авто, . В связи с модой на тюнинг некоторые небольшие фирмы наладили производство полиуретановых опор для всех более-менее актуальных моделей автомобилей. Резинометаллические и полиуретановые опоры классифицируют также по разборной и неразборной конструкции.

Гидравлические опоры

Гидравлические опоры – более прогрессивный механизм. Такие опоры могут подстраиваться под разные обороты двигателя и эффективно гасить вибрации на малых и больших скоростях. Опоры состоят из двух камер, с мембраной между ними. Камеры заполнены пропиленгликолем (антифризом) либо специальной гидравлической жидкостью.

Для дополнительного снижения вибрации в автомобилях бизнес-класса опоры используются не только для крепления двигателя к подрамнику, но и подрамника к кузову, образуя двойную защиту

Подвижная мембрана гасит колебания на двигателя. На больших скоростях или при неровной дороге в работу включается гидравлическая жидкость. Под давлением, через специальные каналы она перетекает из одной камеры в другую, делая опору жесткой. Жесткая опора гасит сильные вибрации.

Гидроопоры могут быть:

  • С механическим управлением. Конструкция таких опор рассчитывается специально для каждой модели автомобиля. Уже на стадии разработки той или иной модели автомобиля решается вопрос: какая задача для опоры будет основной – комфортная шумоизоляция на холостом ходу или эффективное демпфирование вибраций на скорости;
  • С электронным управлением. Такие опоры способны реагировать на изменения режима вибрации двигателя в более широких пределах; жесткость опоры изменяется электроникой в зависимости от дорожной ситуации. Это опоры нового поколения, которые способны обеспечивать одинаковый комфорт при работе двигателя в разных режимах.

Технологический прогресс в создании опор двигателя

Стоит выделить так называемые динамические опоры, в которых используется жидкость с магнитными свойствами (с частицами металла), меняющая вязкость под действием магнитного поля. Электронные датчики следят за поворотами и ускорениями. В зависимости от стиля вождения и состояния дорожного покрытия под воздействием электромагнитов жидкость меняет свойства, регулируя жесткость опор.

Средний "срок службы" резинометаллических опор двигателя превышает 100 тысяч километров

От гидроопор с электронным управлением динамические опоры отличаются уникальной электромагнитной системой. Это относительно новое изобретение американской компании Delphi. Передовая технология уже нашла практическое применение в серийных автомобилях: ее адаптировала для спортивной версии GT3 компания Porsche в 2011 году.

Эксплуатация и замена

Изнашивание и разрушение опор могут повлечь за собой излишнюю нагрузку на двигатель. Это довольно быстро может привести к неполадкам в его работе. Поэтому состояние опор и креплений нужно периодически отслеживать. Проверка затяжки гаек и болтов, удаление масла и грязи с резиновых подушек – все эти нехитрые действия помогают продлить срок службы опор. Часто на неполадки в опорах указывает непривычно сильная вибрация кузова (которая особенно ощущается при стоянке с нажатым тормозом в автомобиле с ), а также посторонние шумы в области двигателя.

Проверка состояния опор

Состояние опор двигателя проверить несложно. Попробуйте последовательно переключить режим работы АКПП (или передачу МКПП) с D (1-й передачи) на R (задний ход). Переключая передачи, каждый раз продвигайтесь на несколько сантиметров вперед и назад. Если опоры в плохом состоянии, вы почувствуете рывки в трансмиссии, вне зависимости от типа КПП (а в автомобиле МКПП еще и на рычаг управления коробкой). Кроме того, выход из строя опор может быть причиной рывков в трансмиссии при езде на высокой скорости и переключении передач. Зачастую автолюбители склонны приписывать эти рывки , но, прежде чем отправляться на диагностику коробки, следует проверить состояние опор.

Опоры нужно заменить, если при осмотре из ямы видны трещины и сильные повреждения на резиновых деталях или они отделились от металлической основы. Утечка гидравлической жидкости тоже служит поводом к немедленной замене опор.

Опора двигателя (подушка двигателя) предназначается для того, чтобы уменьшить вибрационные нагрузки и колебательные движения в подкапотном пространстве, а также свести к минимуму передачу таких нагрузок на кузов транспортного средства.
Другими словами, двигатель крепится к несущим элементам кузова автомобиля не напрямую, а при помощи специальных опор, которые также называют подушками.

Если просто, подушка двигателя является прокладкой между двигателем и кузовом. Естественно, любые проблемы, которые связаны с подушками мотора, приводят к тому, что эффективность работы опор двигателя падает и возникает сильный дискомфорт. Также по ряду причин в значительной степени может осложниться эксплуатация ТС.

Читайте в этой статье

Подушка двигателя: на что влияет и как устроена

На разных отечественных и иностранных автомобилях до 80-х годов опора двигателя фактически представляла собой плотную резину, которая прикручивалась к двигателю и кузову. Такое решение повсеместно использовалось на автомобилях, которые в то время были в подавляющем большинстве с задним приводом. При этом простые опоры неплохо справлялись со своими задачами.

Однако в дальнейшем кузова стали легче, уменьшилась толщина стали, изменились требования к пассивной безопасности и т.д. В результате подушки превратились в более сложное изделие из металла и резины. На элитных моделях авто появились гидравлические опоры двигателя, которые способны обеспечить максимум комфорта по сравнению с другими аналогами.

Итак, двигатель современного легкового автомобиля с приводом на передние колеса зачастую крепится на 4 или 5 опор. Как правило, две подушки расположены на КПП, остальные крепятся к силовому агрегату. Сам двигатель и коробка имеют жесткое соединение.

Что касается ДВС, принято выделять правую подушку, а также переднюю и заднюю. Правая подушка двигателя закреплена на переднем правом лонжероне. Такая опора располагается сверху. Передняя подушка двигателя зачастую крепится к передней балке, расположена снизу. Задняя подушка также находится внизу, может быть прикреплена к днищу или к подрамнику. Кстати, на многих моделях задняя опора конструктивно отсутствует.

Если говорить о конструкции, резинометаллические опоры двигателя могут отличаться по форме и материалам изготовления, однако зачастую в основе лежит металлический цилиндр, в который впрессован сайлент-блок.

Основной задачей является надежная, но не жесткая фиксация ДВС, при этом подушка одновременно поглощает вибрации и гасит возникающие колебания. В результате улучшается управляемость ТС, сам двигатель получается менее вибронагруженным, от вибраций в меньшей степени страдает навесное оборудование, колебания не сильно передаются на кузов автомобиля и т.д.

Порванная подушка двигателя: признаки

Как и любая другая деталь, опора силовой установки также имеет ограниченный срок службы и со временем выходит из строя. В среднем, подушки на современных авто рассчитаны как минимум на 100-120 тыс. км, хотя на практике данные элементы могут нуждаться в замене как раньше, так и намного позже данного срока.

Обычно причиной проблем становится резиновая вставка, которая попросту растрескивается и рвется от нагрузки. Реже трещины появляются в металлической части опоры, разбиваются места установки крепежей и т.д.

Так или иначе, на неисправность подушек мотора обычно указывают такие симптомы:

  1. Сам двигатель работает ровно, однако водитель ощущает явное усиление вибраций по кузову, на руле, на ручке КПП и т.д.;
  2. В момент начала движения с места, а также во время торможения можно услышать пощелкивание или приглушенные стуки в подкапотном пространстве;
  3. При езде по неровной дороге слышны удары спереди автомобиля, такие удары во многих случаях ощущаются на рычаге КПП, переключение передач на «механике» в этот момент может быть затруднено;
Почему двигатель может вибрировать на холостых оборотах. Причины неисправности, диагностика. Советы и рекомендации по снижению уровня вибраций мотора.
  • Подушки автомобильного двигателя: назначение. Виды опор силового агрегата и конструктивные отличия. Признаки неисправностей опорных подушек ДВС и проверка.
  • Двигатель автомобиля имеет достаточно большой вес и подвержен вибрациям, поэтому должен быть закреплен от какого-либо смещения при работе. Если же места крепежа будут жестко соединены с элементами кузова, то они очень быстро выйдут из строя, так как при движении по неровностям дорожного полотна точки крепления будут воспринимать значительные знакопеременные нагрузки.

    Плюс к этому весь кузов будет постоянно вибрировать, что помимо дискомфорта для находящихся внутри авто, еще и отрицательно скажется на долговечности всех элементов автомобиля.

    Подушка (опора) двигателя ВАЗ

    Назначение

    Специальные опоры или как их еще называют, подушки служат для гашения вибраций во время работы двигателя и для его надежной фиксации.

    Подушкой опора названа не случайна, так как полностью соответствует своему назначению. Так в толковом словаре Ожегова одно из значений слова «подушка», – это то, что является опорой чего-нибудь, принимает на себя давление механизма.

    Основной задачей установки опор является надежность крепления и сведение до минимума смещения в стороны во время работы.

    Помимо этого, благодаря подушкам, силовой агрегат изолирован от всех деталей кузова, что делает автомобиль комфортным для движения.

    В зависимости от модели авто двигатель может иметь от 3-х до 5-ти подушек.

    Так передняя и задняя подушки следят за вибрацией на холостом ходу и при выходе двигателя на максимальные нагрузки.

    Конструкция

    Простейшие опоры представляет собой резинометаллический элемент, где между двумя стальными пластинами помещен слой резины. Пластины имеют на торцах резьбовую часть в виде шпильки для соединения с деталями кузова. Подобные изделия могут быть выполнены как цельные, так и разборные.

    Некоторые опоры, например, классические модели ваз 2101-07 внутри подушки еще и имели пружину и резиновый отбойник, что повышало жесткость и смягчало сильные удары.

    В последнее время все чаще вместо резины производители стали применять полиуретан, как наиболее износостойкий, и металл в большинстве случаев уступил свое место алюминию.

    На более дорогих моделях авто для большего комфорта при движении применяются более современные конструкции, такие как гидравлические опоры. Они состоят из двух камер и мембраны между ними, камеры наполнены жидкостью, которая при нагрузке может перемещаться из одной емкости в другую.

    Подобные опоры могут подстраиваться под работу силового агрегата в любых режимах его работы и способны максимально гасить любые возникающие вибрации, заметно увеличивая степень комфорта при эксплуатации авто.

    Наибольшие нагрузки на подушки двигателя приходятся при его запуске, старте и остановке транспортного средства. Неисправная опора увеличивает нагрузку на двигатель и трансмиссию, повышая вероятность их поломки.

    Неисправности:

    Трещины, разрывы на теле наполнителя, либо стальных пластинах;

    Деформация подушки;

    Отслоение резины от металла;

    Признаки неисправности:

    Мотор «подпрыгивает» при старте и торможении авто;

    Удар при строгании на задней скорости;

    При езде по неровной дороге, прослушиваются стуки, схожие с неисправность ходовой части.

    Причины неисправности

    Может быть несколько причин преждевременного отказа подушек. Так, например, при тюнинге авто устанавливают амортизаторы с более жесткой характеристикой, низкопрофильные шины для улучшения управляемости и изменения внешнего вида авто. Однако в этой ситуации амортизаторы на ямах не полностью гасят колебания кузова, которые оказывают отрицательное действие на все элементы и в том числе на опоры двигателя.

    Манера езды. Это резкие старты и торможения провоцирующие огромные нагрузки на подушки двигателя из-за быстрого смещения центра тяжести. Сюда же стоит отнести и проезд неровностей на дороге не снижая скорости.

    Естественный износ. Это механические нагрузки, перепады температур, старение резинового наполнителя, теряющего свою эластичность.

    Сроки замены

    В среднем опоры силовой установки способны выходить порядка 100 тыс. километров и более (до 200 тыс.) при умеренной езде и надлежащем контроле за их состоянием.

    При обнаружении любых признаков неисправности подушек двигателя и КПП рекомендуется, не откладывая произвести их замену. При этом не стоит приобретать изделия неизвестного производителя, отдавая предпочтение оригиналу.

    В заключение. Исправные опоры, это комфорт и безопасность движения, а также продление ресурса вашего силового агрегата.

    Силовой агрегат крепится к кузову на эластичных опорах . Они поглощают вибрации, чтобы те не передавались на кузов и не становились источниками неприятного шума в салоне. Кроме того, опоры защищают мотор от резких ударов, когда машина движется по неровной дороге.
    Наиболее распространенный и дешевый вариант – резинометаллические опоры. Название говорит само за себя: две пластины и резиновая проставка между ними. Иногда для большей жесткости внутри подушек устанавливают пружины, а для смягчения ударов – буферы. Такие довольно простые элементы эффективно гасят колебания далеко не во всем рабочем диапазоне двигателя.
    Более гибко реагируют на изменение оборотов гидравлические опоры . На минимальных оборотах для эффективного гашения колебаний подушка должна быть мягкой. С ростом оборотов при движении автомобиля увеличивается амплитуда колебаний – в этом случае надо, чтобы подвеска двигателя стала жестче.
    Принципом действия гидроопора напоминает обычные амортизаторы. Колебания гасит рабочая жидкость, перетекающая из одной камеры в другую. Они заполнены пропиленгликолем (в народе – антифриз). При малых перемещениях силового агрегата (работа мотора на холостом ходу) колебания сглаживает подвижная мембрана – мягкая опора демпфирует вибрации двигателя, передаваемые на кузов.
    Растут обороты коленвала и скорость – вместе с ними увеличивается и амплитуда колебаний. Мембрана уже не справляется с возросшей нагрузкой, и в работу вступает дроссельное устройство. Под давлением жидкость через его каналы перетекает из верхней камеры в нижнюю – жесткость и энергоемкость опоры увеличиваются.


    Принцип работы современной гидроопоры с механическим управлением:


    1 – нижняя (расширительная) камера;
    2 – дросселирующий канал;
    3 – верхняя (рабочая) камера;
    4 – подвижная мембрана;
    5 – корпус гидроопоры;
    6 – канал демпфирующей жидкости.


    в движении, опора жесткая

    Гидроопоры для каждой модели двигателя настраивают отдельно. Рабочую характеристику задают, изменяя диаметр и длину канала дросселирующего устройства. Существуют варианты «подушек» с электронным контролем, они сложнее по конструкции, зато быстрее реагируют на изменения режимов.
    Для примера возьмем опоры с электровакуумным приводом. Блок управления двигателем получает информацию с датчика положения коленвала , учитывает скорость автомобиля и подает питание на электромагнитный клапан трубопровода, идущего от впускного коллектора к опоре. Появившееся разрежение вытягивает мембрану демпфера и открывает канал, по которому жидкость перетекает из верхней камеры в нижнюю – в этом случае подушка мягкая.
    Поднялись обороты двигателя, автомобиль тронулся с места – электроника перекрывает вакуумный канал и соединяет его с атмосферой. Разрежение в опоре падает, под действием атмосферного давления мембрана поднимается вверх и запирает отверстие между верхней и нижней камерами. Единственный оставшийся у жидкости путь – через спиральные каналы дросселирующего устройства. При этом сопротивление растет, соответственно жесткость подушки увеличивается, что позволяет эффективно противостоять вибрациям большей амплитуды – например, при движении по неровной дороге.


    Принцип работы гидроопоры с электронным управлением:

    а) на холостом ходу, опора мягкая:
    1 – мембрана демпфера;
    2 – нижняя (расширительная) камера;
    3– дросселирующий канал;
    4 – верхняя (рабочая) камера;
    5– корпус гидроопоры;
    6– спиральный канал дроссельного устройства;
    7 – штуцер для подачи разрежения.

    б) в движении, опора жесткая:
    в движении, опора жесткая

    Существует аналогичная конструкция с электронным управлением, но без вакуумной магистрали. На минимальных оборотах канал, соединяющий воздушную полость подушки с атмосферой, открыт. При колебаниях силового агрегата рабочая жидкость свободно перетекает из верхней камеры в полость над воздушным каналом и обратно. При этом мембрана легко прогибается и вытесняет излишки воздуха наружу. При движении электромагнитный клапан перекрывает канал, соединяющий воздушную полость с атмосферой. Резиновая мембрана воздушной камеры перестает прогибаться, и жидкость начинает просачиваться из верхней в нижнюю полости через дросселирующее устройство.

    Комфорт езды во многом зависит не только от качества работы подвески, но и от хорошей шумоизоляции. Но со временем в салон могут проникать посторонние стуки и вибрации. Обычно это связано с сайлентблоками рычагов подвески. Но сегодня мы поговорим о другом резинометаллическом элементе. Называется он подушка. Что такое подушка двигателя и каковы ее признаки неисправности? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

    Характеристика

    Что это за элемент? Задняя и передняя подушки двигателя являют собой резинометаллическое изделие - сайлентблок с элементами крепления. Также его называют опорой ДВС. Обе - передняя и задняя - подушки двигателя выполняют единую функцию - гашение колебаний, что вырабатываются двигателем.

    Мотор постоянно работает под нагрузкой. И даже на холостых вибрации неизбежны. Чтобы их нивелировать, предусмотрены сайлентблоки. Посредством их мотор соединяется с кузовом. Передняя и задняя опора позволяет снизить вибрацию двигателя на холостых оборотах и в режиме повышенных нагрузок.

    Типы, расположение

    Деталь крепится в нескольких местах. На двигатель идет две опоры - правая и передняя. Также одна подушка может размещаться на КПП. Но может быть применена и другая схема:

    • Правая подушка находится на лонжероне кузова автомобиля и крепится сверху.
    • Передняя опора закрепляется к балке ДВС. Находится внизу.
    • Задняя подушка находится на днище или крепится к переднему подрамнику (если таковой имеется). Тоже расположена внизу.

    Сама опора может быть алюминиевой либо стальной. Последний вариант зачастую применяется на недорогих автомобилях. Но какой бы тип и количество их ни были, выход из строя хотя бы одной из опор влечет за собой необратимые последствия. Далее мы рассмотрим основные признаки неисправности подушки двигателя.

    Как определить поломку?

    Выяснить это достаточно легко. Поскольку главное назначение опоры - гасить колебания, то такой автомобиль сразу начнет издавать повышенные вибрации. Они будут передаваться не только на руль, но и распространяться по всему кузову. Причем не только на холостых, но и на повышенных оборотах (правда, характер вибраций будет меняться). Также удары будут ощущаться на кулисе. При старте с места и резком торможении вы услышите характерные щелчки или стуки в передней части авто. При движении по неровной дороге, возникнут удары, похожие на неисправность подвески.

    Таким образом, основные признаки неисправности подушки двигателя - это вибрация, из-за которой езда на автомобиле становится некомфортной.

    Причины

    Почему так происходит? Существует несколько причин, из-за которых передняя и задняя подушка двигателя выходит из строя:


    Инородные жидкости

    Это еще один фактор, влияющий на ресурс опоры. Но о нем мало кто упоминает. Ранее мы говорили о таком понятии, как «мойка двигателя». Так вот, именно эта операция позволяет существенно продлить срок службы опоры.

    Дело в том, что при длительной эксплуатации, мотор начинает покрываться масляными потеками. Они оседают везде - на элементах зажигания, блоке цилиндров, КПП и, конечно же, на подушках. Как известно, масло и резина - понятия несовместимые. При попадании смазки на поверхность опоры, последняя начинает терять эластичность. В итоге существенно сокращается ресурс сайлентблока. То же самое касается и других жидкостей - тосола, «тормозухи», бензина. Их попадание на поверхность опоры крайне нежелательно. Производя регулярную мойку двигателя, можно не только продлить жизнь опоре, но и вовремя диагностировать неисправность ее, а также других элементов и навесного оборудования.

    Как заменить? Готовим инструменты

    Единственный выход при повышенных вибрациях - это установка новой опоры. Она не ремонтируется и меняется целиком. Для этого вам нужен такой набор инструментов:

    • Набор головок и накидных ключей.
    • Новые подушки.
    • Смазка «жидкий ключ».

    Работы лучше выполнять на яме или подъемнике. При отсутствии таковых, используем домкрат и упоры.

    Приступаем к работе

    Итак, вывешиваем переднюю часть кузова и ставим под мотор страховочный брус (поскольку агрегат будет висеть практически в воздухе). Слегка приспускаем кузов, чтобы мотор лег на брусок. Откручиваем крепления, что идут на лонжерон.

    Далее убираем болты крепления опоры к раме. Их лучше подписать, чтобы не испытывать проблем с установкой. Далее снимаем старые подушки и аналогичным образом устанавливаем новые. Никаких съемников и особых инструментов использовать не нужно. Однако диаметр болтовых соединений может отличаться в зависимости от типа и марки автомобиля.

    При установке новых опор нанесите на резьбу небольшой слой герметика. Так вы предотвратите несанкционированное откручивание болтов в ходе эксплуатации и защитите резьбу от грязи и коррозии. Менять опоры рекомендуется комплектом, чтобы повторно не производить ремонт в ближайшее время. Следите и за моментом затяжки. На автомобилях ВАЗ «десятого» семейства передняя и правая опора затягивается с усилием в 54-70 Нм. Дополнительная задняя - 90-120 Нм. На этом процедуру замены подушек можно считать оконченной и приступать к повседневной эксплуатации.

    Последние материалы раздела:

    Смотреть что такое
    Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

    Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

    Наталья СтепановаМолитвенный щит
    Наталья СтепановаМолитвенный щит

    Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

    Сонник: к чему снится Лошадь
    Сонник: к чему снится Лошадь

    Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...