Ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками. Все можно починить

В работе гидроусилителя руля могут возникнуть неполадки. Важно вовремя обнаружить и устранить их. Автосервисы предлагают услуги по ремонту гидроусилителя. Вместе с тем, вполне возможно провести ремонт самостоятельно.


Содержание статьи:

Сравнивая рулевое колесо старых отечественных автомобилей, и современных иномарок можно сказать, что разница большая. Если привыкли к управлению без гидроусилителя, то с наличием этого механизма управление покажется приятной игрой.

Что собой представляет гидроусилитель руля


Гидравлический усилитель руля (ГУР) – это специальная конструкция, составная часть рулевой колонки, которая состоит из насоса, гидроцилиндра, золотника, бочки с рабочей гидравлической жидкостью, торсиона и других комплектующих деталей.

Гидроусилитель руля - механизм служит для комфортного вождения при сложных и опасных маневрах. Его задача – обеспечить надёжность и безопасность. При разрыве шины гидравлическая система препятствует попаданию в кювет. В случае его повреждения, водитель может продолжать движение, однако манёвренность снизится и рулём будет тяжелее управлять.

Как легко определить поломку гидроусилителя руля


Неисправность гидроусилителя руля может быть связана с двумя факторами. В первом случае, если слышен свист или стук при поворачивании руля, поломка касается механической стороны. В данном случае из строя могут выйти отдельные системы гидроусилителя автомобиля.

Второй причиной неисправности гидроусилителя руля автомобиля может служить гидравлическая жидкость. Помутнение, перегрев или быстрое снижение её уровня свидетельствуют о проблемах с гидроусилителем. В последнем случае возможна утечка. Для её определения проводится осмотр трубок и соединений. Ещё одной из причин неработоспособности гидроусилителя является несвоевременная замена рабочей жидкости, которая приводит к поломке насоса или втулок.

Заметная вибрация и колебание при движении сигнализирует о попадании воздуха в шины, что также требует тщательного осмотра и ремонта.

Основные этапы ремонта гидроусилителя руля


Для каждого автомобиля существуют разные гидроусилители, и таким образом разная процедура ремонта. Ниже приведена общая инструкция разборки гидроусилителя руля.

Перед началом ремонта необходимо подготовить автомобиль. Для того, чтобы его зафиксировать следует поднять переднюю часть с помощью опоры, а сзади поставить противооткатные башмаки. Двигатель обязательно должен быть остывшим, ни в коем случае, не стоит делать это на прогретом агрегате.

Проделывать ремонт гидроусилителя следует в четком порядке и в чистом свободном помещении. Для удобства используйте схему или чертеж, а все детали складывайте в порядке извлечения. Выполнять действия по ремонту гидроусилителя необходимо в следующем порядке.


Во-первых, очистите скопившуюся грязь на устройстве, чтобы избежать её попадания внутрь. Для дальнейших процессов понадобится шестигранный ключ (имбусовый). Первым делом, проверьте натяжку ремня привода. В случае её ослабления, подтяните ремень. Обязательно слейте жидкость перед демонтированием гидроусилителя. Снимите штуцеры и прокрутите сошку, чтобы стекала жидкость. Отсоедините контакты аккумуляторной батареи и снимите ремень.

Далее необходимо послабить болты, выкрутить их и снять рулевые тяги. После отсоединить сошку. Затем следует осмотреть сошку на наличии дефектов. Открутите все болты, оставив один для поддержания гидроусилителя, и вытолкните вал с крышкой. Снимите насос гидроусилителя, демонтируйте бачок с рабочей жидкостью. Далее откручивайте шариковые гайки и извлеките подшипник.


После всего, можете приступать к осмотру всех деталей. Первое, проверьте наличие люфта. В случае его присутствия, отрегулируйте зазоры между узлами, но не переусердствуйте, иначе можно сломать конструкцию. После всего, соберите гидроусилитель в обратном порядке.

В случае ремонта насоса гидроусилителя, его можно заменить на новый или разобрать старый. Для это потребуется снять насос, вымыть его и расколоть на две части, открутив все болты. Внимательно осмотрите насос. Все детали необходимо проверить на пригодность для использования. Старые и испорченные детали насоса замените на новые. Снимите пластину, затем вал и сальник. Обычно старый сальник подлежит замене, так как чаще всего именно он пропадает на насосе. Промыв и очистив все детали, соберите их в обратном порядке. В конце залить новую жидкость без ремня, чтобы туда не попал воздух.

Немаловажным считается ремонт шлангов гидроусилителя руля. Они важная составляющая часть устройства, с помощью которого циркулируется масло. Ремонт требуется в тех случаях, если на шлангах присутствует потёртость или изношенность. Чаще всего в местах поломки можно увидеть жирные, маслянистые пятна. Заменить их не сложно, но важно соблюдать правила. Самое главное точная состыковка.

Присоединять шланги гидроусилителя нужно так, чтобы не осталось ни единого зазора иначе будет утечка жидкости. Не стоит забывать, что при любой разгерметизации системы ГУР в последующем, после ремонта, её стоит прокачивать. За счёт этого не будет рывков при прокрутке руля.


Таким образом, осуществить ремонт основных деталей гидроусилителя можно самому. Однако, если требуется полный ремонт гидравлической системы или невозможно найти ту или иную причину поломки, следует обратиться в автосервис.

Стоимость ремонта ГУР автомобиля

Осуществить диагностику и ремонт гидроусилителя руля могут специалисты в любом автосервисе. Цена на ремонт колеблется от 2000 до 5500 рублей, в зависимости от неисправных деталей. Отдельные части для самостоятельного ремонта составляют следующую цену: рулевые рейки – от 2000 р., ремень – от 500 рублей, шланги – от 800 до 2000 р., сальники – от 150 р., насос – от 2600 рублей.

Видео о ремонте ГУР:


Гидроусилитель руля (или сокращенно ГУР) - это элемент рулевого управления, предназначенный для уменьшения силы воздействия человека на поворот рулевого колеса. Благодаря этому устройству жизнь автолюбителей за последние несколько десятков лет заметно облегчилась. Помимо того что ГУР позволяет прилагать минимум усилия для вращения руля, он также улучшает маневренность автотранспортного средства, в результате водитель чувствует себя более комфортно.

Как и любая другая деталь машины, гидроусилитель может выйти из строя. Починить его можно как в автосервисе, так и самостоятельно. В отличие от установки электрики и таких вспомогательных элементов, как парктроники или сигнализация, ГУР требует большого опыта в подобных ремонтных работах. Поэтому если вы не уверены в своих силах лучше обратиться к специалистам, ну а если ваши навыки позволяют заниматься такими работами, то можно смело приступать к ремонту. В первую очередь необходимо убедиться, что проблема заключается именно в гидроусилителе.

Признаки неполадки ГУР

Существует несколько признаков, исходя из которых можно сделать вывод, что пришло время заняться гидроусилителем:

  • Если вы заметили, что туго крутится руль с гидроусилителем. Причем происходит это на холостом ходу, а при увеличении оборотов проблема исчезает.
  • Когда при вращении рулевого вала вы слышите неприятный свистящий звук (скорее всего, свистит ремень гидроусилителя).
  • Начали свистеть подшипники.

Выход из строя ГУР чаще всего связан с проблемами в гидравлике, а точнее, с рабочей жидкостью. Исходя из этого, могло произойти следующее:

  • Из гидроусилителя начала вытекать жидкость, в результате чего упал ее уровень в бачке и трубопроводе.
  • Жидкость долгое время не меняли или использовали некачественный состав.
  • В систему попали посторонние примеси.
  • Жидкость не циркулирует в системе, в результате чего происходит перегрев гидроагрегата.

Если говорить о механических повреждениях, то наиболее частой проблемой является порванный ремень ГУР или неполадки насоса. Исправить эти поломки можно самостоятельно.

Натягиваем ремень гидроусилителя

Для того чтобы натянуть ремень гидроусилителя руля вам понадобятся:

  • ключи;
  • домкрат;
  • наждачка;
  • фонарь или лампа;
  • отвертка.

Перед тем как натянуть ремень гидроусилителя, автомобиль необходимо загнать на яму и затянуть стояночный тормоз. После этого определите, где установлен ГУР. Если двигатель у вашего автомобиля имеет поперечное расположение, снимите переднее колесо со стороны шкивов и ремней. Поднимите авто на домкрате и зафиксируйте его. После этого выполните следующие шаги:

  • Снимите с мотора защитный фартук. Для этого, используя отвертку, удалите все пластиковые клипсы, а потом с помощью торцевого ключа снимите имеющиеся крепежные болты.
  • С помощью фонарика найдите, где крепится ГУР, точнее, его регулировочный болт.
  • Используя накидной ключ, начните потихоньку поворачивать регулировочный болт и крутите его, пока ремень не натянется.
  • Выполните тест на напряжение. Для этого необходимо взяться пальцами за сам ремень (между шкивами), оттянуть его и резко отпустить. Если ремень издал короткий и глухой звук - значит, вы все сделали правильно и натяжение оптимальное. Если вы услышали долгий и высокий «писк» - это свидетельствует о чрезмерном натяжении. В этой ситуации ремень нужно ослабить.

Если вы слишком сильно натянете ремень ГУР, то вы рискуете вывести из строя подшипники. Лучше придерживаться оптимальной силе натяжения, порядка 5-7 килограмм. Проверить силу натяжения можно и в процессе работы, для этого нужно надавить на ремень посередине с силой равной 3-4 килограммам. Если его длина небольшая, а шкивы расположены недалеко друг от друга, то он должен продавиться на 3-5 миллиметров. В случае, когда расстояние составляет 40-50 сантиметров, он должен продавливаться на 1,5-2 сантиметра.

Следующая проблема ГУР - это насосное оборудование.

Ремонтируем насос ГУР

Этот элемент можно попробовать перебрать, но довольно часто становится проще купить ремкомплект насоса гидроусилителя руля, стоимость которого составляет от 4 000 до 50 000 рублей в зависимости от марки и модели вашего автомобиля.

Независимо от того используете вы новый насос или хотите отремонтировать старый, до этого элемента еще предстоит добраться. Для этого вам понадобится:

  • ключи на 12, 13, 14 и 24;
  • съемник стопорных колец;
  • 2 медные шайбы, прокладку для заднего кожуха, 2 уплотнительных кольца и сальник. Все это можно заменить готовым рекомплектом;
  • подшипник;
  • емкость и шприц, которые понадобятся для откачки жидкости из гидроусилителя;
  • наждачка и тряпки.

Также не будет лишним подготовить рабочий верстак, чтобы на нем можно было спокойно разобрать насос. Лучше сразу подстелить для этого картон или полиэтилен. Далее, приступаем к работе, для этого:

  1. Немного опустите осевой болт, который держит насосный агрегат на скобе. Для этого используйте специальное отверстие в шкиве.
  2. Полностью открутите стопорную гайку и снимите ремень ГУР.
  3. Откачайте гидравлическую жидкость с помощью шприца. Для того чтобы масло вытекло полностью необходимо несколько раз повернуть руль в одну и другую сторону до упора.
  4. Найдите хомут, который расположен на шланге, идущем от расширительного бака, и ослабьте его. После этого трубопровод можно снять.
  5. Открутите крепежный болт, который удерживает шланг высокого давления (он будет идти от насоса к системе).
  6. Выньте осевой болт, который крепит насос к скобе и вставьте на его место отвертку или любой другой металлический прут, подходящий по диаметру. Таким образом, вы застопорите шкив.
  7. Открутите гайку, удерживающую шкив насоса.
  8. Вытяните насосный агрегат наружу и положите его на верстак. С помощью тряпок очистите его от грязи и масла.
  9. Используя съемник, уберите стопорное кольцо подшипника.
  10. Открутите болты, удерживающие заднюю крышку. После этого ее можно осторожно снять, используя небольшую отвертку.
  11. Снимите лопасти ротора и аккуратно уложите их в определенном порядке.

Полезно! Обязательно запомните положение лопастей, пока они еще собраны. После этого подготовьте пронумерованные листки.

  1. Снимите пластину, а также все детали, которые под ней находятся.
  2. Аккуратно простукивая отверткой, выбейте вал.
  3. Выпрессуйте подшипник с вала насоса.
  4. Смените подшипник на новый.
  5. Проверьте остальные детали насосного агрегата. Возможно, вы заметите какие-то дефекты или признаки износа.
  6. Очистите все поверхности от грязи и избавьтесь от шероховатостей с помощью наждачки.

Полезно! Даже обычная чистка всех элементов насосного агрегата позволяет продлить работу механизма без необходимости замены каких-либо элементов.

  1. Соберите систему в обратной последовательности. При этом не забудьте поменять сальник и уплотнительные кольца.

Если вы просто меняете насос ГУР на новый, то работы будет намного меньше, но в целях экономии можно попробовать продлить «жизнь» и старого насосного агрегата.

Если вы хотите приобрести новый насос, то лучше отдавать предпочтение пластинчатым (шиберным) моделям. Они на сегодняшний день пользуются наибольшей популярностью, благодаря долгому сроку эксплуатации и превосходным характеристикам.

Также причиной поломки ГУР могут быть связаны с попаданием воздуха в систему. Для удаления воздушных пузырей в этом случае необходимо использовать специализированное оборудование, которым может похвастаться далеко не каждый автовладелец. Поэтому в этом случае дешевле будет обратиться в автосервис.

В заключении

Мы рассмотрели возможные поломки гидроусилителя, которые можно исправить самостоятельно. Если ранее вы не выполняли таких работ обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего авто и следуйте инструкциям. Для того чтобы облегчить сборку ГУР лучше подготовить чертеж гидроусилителя, на котором будут помечены все его элементы. Выкладывая каждую деталь на отдельный пронумерованный листок, вы не запутаетесь. Помните, система гидроусилителя напрямую отвечает за управляемость машины, а соответственно и за жизни пассажиров.

На сегодняшний день сложно отыскать автомобиль без гидравлического усилителя руля, разве что модели из прошлого века. Оснащение автомобиля системой гидравлического руля (ГУР) существенно упрощает управление колесной базой. ГУР, как и любая техника, требует должного ухода, а при необходимости и полной замены. Замена гидроусилителя руля являет собой весьма трудоемкий процесс. Поэтому большинство автовладельцев доверяют данный этап техобслуживания специалистам СТО. Но, при наличии желания, заменить гидроусилитель руля можно и самостоятельно. Главное следовать пошаговой инструкции, которую мы вам и предлагаем изучить далее в нашей публикации.

1. Порядок снятия гидроусилителя руля

Если гидроусилитель начинает «барахлить», вы сможете продолжать движение, но мы настоятельно не рекомендуем этого делать, так как последствия могут быть самыми непредсказуемыми и даже плачевными. Осознавая важность корректной работы системы управления авто, необходимо максимально серьезно относиться к даже совсем незаметным признакам неисправности гидроусилителя руля, а также оперативно их устранять.

А если невозможно отремонтировать или поменять лишь деталь к механизму, то следует полностью заменить весь агрегат. Для начала следует разобраться с внешними признаками неисправностей гидроусилителя руля. В частности, если вы отмечаете один из нижеприведенных признаков и в работе своего автомобиля, скорее всего, вам придется осуществлять замену ГУР:

Если во время вращения руля необходимо прикладывать усилия или же, наоборот, руль вращается слишком легко. Проблема, скорее всего, в неисправности насоса. Следует проверить уровень рабочей жидкости в заправном бачке. Если жидкости не хватает, то ГУР вообще может перестать работать.

Если при удерживании руля вы ощущаете толчки, а также сложности при поворачивании руля вправо или влево на поворотах, то это говорит о слабо натянутом приводном ремне. Еще одной причиной может быть недостаток оборотов холостого хода двигателя. Если руль трудно поворачивать исключительно в одну сторону, то, скорее всего, проблемы стоит искать в масляном бачке.

Если во время движения авто в руле слышен шум – это может говорить о том, что наконечники рулевых тяг были выставлены неправильно, в результате чего крепление ослабло. Еще одной причиной подобной неисправности могут быть некорректно присоединенные к кузову трубки гидроусилителя.

Если проворачивается руль, то это, скорее всего, говорит о заклинившем клапане насоса устройства, поскольку его основной функцией является управление потоком. Или же в насосе недостаточное давление.

Если управлять автомобилем практически невозможно, а проблема точно не в износе шин, то стоит проверить систему управления на наличие завоздушивания. Проверке также подлежат шаровые шарниры. Еще одной из причин такой некорректной работы системы управления может быть ослабление .

Если шкив насоса отвинчивается сам по себе без вашего воздействия, то, скорее всего, проблема связана с валами устройства, на которые неправильно установлен шкив. Возможно, валы имеют дефекты.

Если после поворотов колеса с затруднением возвращаются к плавному движению вперед, то стоит пересмотреть крепление руля с переключателем поворотов, а также обратить внимание на рулевые тяги и шаровые шарниры. Возможно, они были ослаблены во время эксплуатации. Еще одной причиной может быть неточное выравнивание клапана контроля потоком.

Если возникают осложнения во время паркования автомобиля, то причиной может быть недостаточное давление насоса или возникновение дисфункции работы клапана управления потоком насоса гидроусилителя.

Если в процессе проверки вам удастся установить, что причиной возникших неисправностей действительно является гидроусилитель руля, то следует еще разобраться в том, возможно ли поломку отремонтировать. В особо критических ситуациях может потребоваться полная замена . В этом случае почему-то хочется вспомнить пословицу «жадный платит дважды». Часто самостоятельная замена деталей с целью экономии денег на ремонте показывает лишь излишний оптимизм таких идей.

Если вы все же решили, что ваш гидроусилитель руля все же подлежит полной замене, и производить замену вы собираетесь самостоятельно, учтите – процесс этот весьма сложный и трудоемкий. Разве что вы относитесь к разряду любителей посидеть в гараже, покопаться в своем автомобиле, а такого рода работы для вас не что иное, как отдых.

Порядок снятия гидроусилителя руля таков:

1. Сначала необходимо тщательно очистить моторный отсек от накопившейся на его узлах грязи.

2. Сливаем жидкость из системы. Для того чтобы она вытекла по максимуму, необходимо покрутить колеса то в одну, то в другую сторону.

3. Откручиваем хомут, при помощи которого крепится подающая трубка.

4. Шестигранником №6 выкручиваем винты, которые крепят рулевой вал. Для этого вам потребуется залезть под машину. Необходимо отметить изначальное положение эластичной муфты, так как данная метка понадобится во время установки нового гидроусилителя руля.

5. Съемником отсоединяем от сошки рулевые тяги.

7. Насос удерживается на креплении с тремя болтами. Два из них следует открутить сразу же. Третий болт можно будет открутить лишь после того как будут выкручены болты кожуха ремня ГРМ.

8. Под штуцеры подставьте емкость, куда должна вытекать вся оставшаяся жидкость из шлангов. Для этого их понадобится поочередно отсоединить. Так же поочередно сливать из каждого жидкость.

9. Ну и для того, чтобы достать ГУР, выкрутите оставшийся болт, и можете извлекать весь механизм.

2. Замена гидроусилителя руля

Прежде чем приступить к полной замене гидроусилителя рулевого управления, желательно окончательно убедиться в механическом характере проблемы. Возможно, заменив бачок гидроусилителя, вам все же удастся решить проблему. А возможно, достаточно будет лишь почистить бачок (правда, почистить фильтр, который в нем находится, довольно сложно) или просто поменять жидкость.

Если повреждения механизма несовместимы с ремонтом, или вы все же решили, что лучше один раз поставить полностью новый механизм будет куда дешевле и практичнее, нежели каждый месяц что-то подлатывать, то осталась лишь малость – подобрать новый комплект и установить его на автомобиль. В новый комплект входят:

- рулевой редуктор;

Гидравлический цилиндр;

Расширительный бачок;

Набор шлангов;

Насос гидроусилителя руля.

3. Установка нового гидроусилителя руля

Приступаем к сборке гидроусилителя рулевого колеса своими руками:

1. Установите насос гидроусилителя с левой стороны на двигатель, где он при помощи клинового ремня приводится в действие от шкива коленчатого вала.

2. Закрутите второй передний крепежный болт насоса и закрепите шкив.

3. Закрутите передний крепежный болт насоса гидравлического усилителя через отверстие на шкиве.

4. Закрутите задний крепежный болт.

5. Подсоедините трубопровод. Следите, чтобы отверстия всех трубочек были освобождены от пробок и других предметов, которыми при разборке могли закрыть отверстия, чтобы не вытекала рабочая жидкость. Кроме этого, очень важно обратить внимание на то, чтобы стык напорного трубопровода и насоса гидроусилителя был уплотнен резиновой прокладкой. При каждой разборке наконечника напорной магистрали рекомендуем использовать новые уплотнительные кольца.

6. Закрепите крепежную гайку напорного трубопровода.

7. Наденьте на штуцер насоса пароотводный шланг.

8. Подтяните затяжку крепежного хомута пароотводного шланга.

9. Закрепите приводной ремень вспомогательных механизмов.

10. Прокачайте систему гидроусилителя руля (чтобы получить хороший результат, лучше использовать новую гидравлическую жидкость).

Прокачку системы гидроусилителя необходимо выполнить следующим образом:

1. Бачок заполнить наполовину от общего объема, затем, контролируя уровень жидкости, начните потихоньку прокручивать руль от упора в одну сторону и до упора в противоположную сторону. Эту процедуру следует продолжать до полного прекращения появления пузырей. Если все-таки воздух попадает в трубки из-за резкого опускания уровня жидкости, следует подождать полчаса и вновь повторить процедуру (обязательно проверьте уровень жидкости).

2. Запустить двигатель (при этом автомобиль находится в подвешенном состоянии) и продолжать прокачку на холостых оборотах, медленно проворачивая руль. В идеале воздух прекратит выделяться на 3-4 цикле, но если этого не произошло, опять нужно подождать еще около получаса и все повторить.

3. Заглушить двигатель и опустить машину на землю.

4. Завести двигатель и на холостых оборотах повторить прокачку гидравлической системы. При этом нужно не забывать следить за тем, чтобы перестали появляться пузырьки. При наличии следующих «симптомов», процедуру необходимо повторять спустя каждые полчаса:

Снизился уровень жидкости более чем на 3мм;

Рулевой насос начал скрипеть;

Появились пузырьки на поверхности.

4. Окончательный этап в прокачке: завести двигатель и вращать руль от упора до упора, при этом осматривать доступные штуцерные соединения гидравлической системы гидроусилителя рулевого механизма, чтобы избежать развития утечек. При необходимости следует заменить испорченные штуцерные компоненты, или затянуть гайки. После того как все демонтажные, ремонтные и установочные работы завершены, не забудьте еще несколько раз перепроверить результаты своей работы. Внимательно проверьте все соединения шлангов и насосов, исключая недопустимые повреждения.

Мы надеемся, что вы внимательно следовали вышеуказанной инструкции, и что после этого ваше авто будет только радовать вас корректной работой рулевой системы. Ну и напоследок несколько советов по эксплуатации гидроусилителя руля автомобиля:

Чтобы избежать перегрева масла и, собственно, поломки насоса, не рекомендуется держать руль больше 5 секунд в крайнем положении.

Регулярно следите за уровнем жидкости, ни в коем случае не допускайте, чтобы она понижалась ниже минимальной отметки.

Время от времени осматривайте узлы соединений и магистрали. Таким образом, вы перестрахуетесь от протечек через подшипники.

Если ремень привода будет слишком натянут, то это грозит ремонтом насоса, если же слабо натянут, то он быстро износится. По этой причине степень его натяжения необходимо контролировать регулярно.

Гидроусилитель руля — это важна деталь, помогающая с лёгкостью управлять авто в самых экстренных ситуациях. Её использование позволяет не только получать большее удовольствие от вождения, но и в разы увеличивает общую безопасность на дорогах. Все из-за того, что при помощи ГУРа водителю намного легче удаются сложные манёвры.

Тем не менее со временем эта деталь приходит в негодность. Особенно большой износ наблюдается при опасном стиле вождения. Резкие повороты в значительной мере уменьшают срок эксплуатации ГУРа, и ему требуется ремонт.

ГУР и его конструкция

ГУР это устройство, которое находится в составе рулевой колонки. Оно увеличивает силу воздействия поворота рулевого колеса на колёса. Наличие ГУРа повышает комфортность вождения. Дополнительно наблюдается увеличение манёвренности и устойчивости транспортного средства на дороге.

Важно! Ремонт ГУРа позволяет не только вернуть былую лёгкость управления, но и в значительной степени уменьшает возможность ДТП.

В основе конструкции ГУРа находится насос. На него приходится большая нагрузка во время вождения. Неудивительно, что именно этой детали чаще всего нужен ремонт, тоже касается и шлангов высокого давления.

Насос приходит в движение посредством коленвала. Он вытягивает масло из бачка и подаёт на распределитель. Последняя деталь отвечает за мониторинг силы, оказываемой на руль и поворот колёс. В качестве следящего механизма используется торсион, который монтируется в разрезе рулевого вала. Это основные элементы ГУРа, которые также часто нуждаются в ремонте.

Важно! Если машина стоит, каналы дозировки распределителя закрыты. Такая же ситуация наблюдается и при движении вперёд. При этом масло находится в бачке.

Как только руль поворачивается, колёса оказывают сопротивление. Здесь в игру вступает торсион, чем больше выкручивается руль, тем сильнее он закручивается. В результате дозирующие каналы открываются, и масло попадает внутрь, запуская механизм.

Важно! Чаще всего в качестве внутренней жидкости используется масло ATF.

Немного истории

Перед тем как приступить к ремонту ГУРа, не помешает немного истории. Это поможет понять, какую роль эта деталь играет в общей концепции автомобиля, и с какой стороны лучше всего подойти к починке.

Начать стоит с того, что как только автомобили появились, ГУРов не было. Мало того, в те времена ремонт в большинстве случаев сводился к исправлению поломок двигателя. По факту ГУР — это роскошь, которая позволяет с большим комфортом управлять машиной. Неудивительно, что до сих пор, многие компании экономят на данном устройстве. Как пример, отечественные и китайские автомобили.

В начале прошлого века тсутствие необходимости в ГУРе, а соответственно, и в его ремонте объяснялось крайне невысокими скоростями, которые могли развить транспортные средства того времени. Если машина едет со скоростью 20 километров в час, то в повышенной манёвренности особого смысла нет.

В конце 30-х годов всё резко поменялось. Революция началась с грузовых машин, именно на них установили первые пневмоусилители. Первым же автомобилем, который получил ГУР, стал Chrysler Crown Imperial стандартной комплектации.

Следующим этапом эволюции систем по оптимизации управления рулевого колеса считается электроусилитель. Он в отличие от ГУРа не зависит от перепадов температур. Но ему чаще требуется ремонт, к тому же профессиональные водители отмечают некую искусственность ощущений за рулём.

Ремонт

Подготовительный этап

От того насколько правильно вы подготовитесь к ремонту ГУРа зависит конечный результат. Процесс подготовки состоит из таких этапов:

  1. Перед началом ремонта с ГУРа очищается грязь. Нужно полностью очистить все полости агрегата. Это необходимо для того, чтобы при отсоединении шлангов частички грязи не оказались внутри.
  2. На втором этапе откачивается жидкость из бачка насоса ГУРа.
  3. Отвинчиваются винты муфты рулевого вала. Для этого используется шестигранник на 6. Предварительно креном меняется положение детали относительно вала ГУРа.
  4. Перед ремонтом также нужно сдвинуть эластичную муфту со шлицев. Чтобы это осуществить понадобится монтировка.
  5. Рулевые тяги отсоединятся от сошки.
  6. Машина приподнимается на домкрате и снимается левое переднее крыло.
  7. Торцевым ключом на 15 ослабляются крепления колёс со стороны арки. Один болт, крепящий ГУР к лонжерону, снимается и остаются два.
  8. Под штуцеры шлангов ГУРа нужно поставить ёмкость. В неё будет стекать жидкость.
  9. Отсоедините по очереди штуцеры.
  10. Шланги и штуцеры нужно герметизировать. Для этого используются специальные заглушки. В крайнем случае можно взять простую тряпку.

Теперь пришла очередь приступить к демонтажу ГУРа и его ремонту. Для этого открутите последний болт, придерживая гидроусилитель снизу. Будьте осторожны, редуктор может выпасть.

Это общий алгоритм подготовительных работ к ремонту. Для разных машин он разный. Поэтому перед разборкой обратитесь к инструкции, чтобы прояснить все технические нюансы. Это поможет избежать поломки конструкции при ремонте ГУРа.

Технология ремонта

Процесс ремонта ГУРа во многом зависит от модели вашего автомобиля. Ниже будет изложен общий алгоритм. Учтите, что не во всех моделях редукторы разбираются полностью.

Важно! Если по неосторожности вы вывернули из гайки винт и шарики попали внутрь редуктора. Не паникуйте. Главное, не растеряйте их. Потом вернёте всё на место.

Для лучшего понимания технологии ремонта ГУРа, разделим её на ряд этапов:

  1. Чтобы разобрать ГУР понадобится прочный шестигранник на 6. Не забудьте заранее подготовить поднос. В него будет сливаться АТФ.
  2. Снимите со штуцера заглушки и поднимите ГУР над ведром. При этом нужно вращать сошку, чтобы жидкость сливалась вниз.
  3. Удалите вал сошки, открутите болты. Они обычно дополнительно фиксируются специальной мастикой, поэтому придётся приложить усилие.
  4. Демонтируйте контргайку регулировочного винта. Потом вкрутите его в редуктор. В конце вал выталкивается вместе с крышкой и сошкой.
  5. Проверьте состояние сошки. Если нет люфта, манжету можно не менять. Просто оставьте всё как есть.
  6. Открутите пробку обратного клапана и достаньте пружину. Сам клапан вытряхивается.
  7. Извлеките болты крышки и вытолкните немного из корпуса крышку. Это можно сделать аккуратно, поворачивая вал.
  8. Вытащите вал вместе с крышкой. Для этого нужно поддеть чем-нибудь щель.
  9. Открутите шариковую гайку ГУРа. Тоже сделайте и с валом.
  10. Соберите все шарики.
  11. Ослабьте контргайку и избавьтесь от подшипника.
  12. Далее, из корпуса поршня извлекается гайка и подшипник.
  13. Извлечённая гайка разбирается. Для этого отгибается контровка болтов, а они сами выкручиваются. Скоба снимается. Тоже нужно сделать с обеими частями канала шарикопровода.

После того как вся предыдущая работа была проделана, можно приступить к поиску поломки ГУРа и непосредственному ремонту. Если в гидроусилителе есть люфт, его причина скорей всего кроется в зазоре пары вал и шариковая гайка. Также нужно проверить подшипниковый узел между ними. Обычно причина люфта кроется в одном из этих мест.

Важно! Единственное, чего не стоит трогать в процессе ремонта — это винт рулевого вала.

Отрегулируйте зазоры до нужного для устранения люфта уровня. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы закончить ремонт ГУРа.

Предупреждение! Появляется люфт из-за ослабления резьбовых соединений, удерживающих узлы. Потому старайтесь ездить по хорошему асфальтному покрытию.

Когда люфт обнаруживается в узле крышки вала, нужно ослабить контргайку, а потом затянуть её до необходимого уровня. Главное, не перестараться! Не стоит прилагать слишком много усилий. Это может повредить конструкцию.

После того как ремонт редуктора завершён, остаётся провести обратную сборку. Также в ГУРе часто выходит из строя насос, и приходят в негодность шланги. Подробнее об их ремонте написано ниже.

Ремонт насоса гидроусилителя

Насос ГУРа — это его сердце. Он перекачивает жидкость, которая облегчает управление. В конструкцию входят прокладки, подшипники, шарики, сальники и другие комплектующие. Со временем они приходят в негодность и тогда нужно сделать ремонт.

Наиболее серьёзные поломки связаны с поршнями. Они могут некорректно работать из-за попадания воздуха в систему ГУРа. Это приводит к неправильной работе. Устранить данный дефект поможет прокачка.

Для ремонта ГУРа можно приобрести старый гидроусилитель от такой же модели автомобиля и использовать его детали. В некоторых случаях это единственный способ починить агрегат.

Разборка насоса с заменой уплотнительных резинок и сальников

Чтобы не запутаться при обратной сборке лучше каждую деталь класть на отдельный лист бумаги А4. Это поможет быстро закончить ремонт ГУРа без путаницы и утерянных деталей. Процесс ремонта состоит из таких этапов:

  1. Насос ГУРа моется, потом снимается шкив. Он крепится на трёх болтах.
  2. Две половинки насоса крепятся друг к другу четырьмя болтами. Они откручиваются. Насос разбирается на две части.
  3. Далее вам нужно осуществить визуальный осмотр. Особое внимание уделите резинкам. Все изношенные комплектующие меняются.
  4. Демонтируйте пластину, напоминающую грибок.
  5. Снимите стопорное кольцо и ротор. Следите, чтобы не выпали пластины.
  6. Достаньте вал насоса и снимите сальник.
  7. Промойте детали.

Перед установкой сальник и резинки смазываются жидкостью гидроусилителя. Осуществите обратную сборку и подсоедините все патрубки.

На конечном этапе ремонта насоса ГУРа своими руками залейте новую жидкость в бачок. При этом нужно крутить ручку насоса за шкив без ремня. Это поможет заполнить систему и избежать попадания воздуха внутрь.

Ремонт шлангов ГУРа высокого давления

Шланги — это кровеносные сосуды ГУРа. Они отвечают за циркуляцию масла внутри системы. Если при извлечении гидроусилителя руля вы заметили сильную потёртость шлангов, значит, им нужен ремонт, а точнее, замена.

В процессе ремонта шлангов ГУРа, не используйте старые комплектующие, лучше приобретите новые. При стыковке постарайтесь сделать так, чтобы не осталось открытых мест.

Важно! Перед заменой убедитесь, что в системе нет масла. После подсоединения шлангов зажмите хомуты на концевиках.

Итоги

Осуществить ремонт ГУРа по силам любому автовладельцу. Тем не менее это сложная операция и она требует предельного внимания. Также необходимо чётко соблюдать инструкции и учитывать конструкционные особенности каждого автомобиля. Тогда ремонт пройдёт быстро и без каких-либо сложностей.

Чтобы избежать преждевременного ремонта ГУРа, необходимо периодически проверять уровень жидкости в системе и не держать руль в крайнем положении более 5 секунд. Также не помешает мониторить состояние защитных пыльников рулевой тяги.

Если вас не покидает ощущение того, что рулить становится сложнее и для выполнения маневра необходимо прилагать большие усилия, то это свидетельствует о неисправности системы гидроусилителя. А значит, его нужно ремонтировать. Ремонт гидроусилителя руля – довольно сложный процесс, который требует необходимых навыков и знаний. Но, при большом желании, выполнить ремонт гидроусилителя руля своими руками вполне реалистично. В статье я расскажу, как выявить неисправности не только снаружи, но и внутри устройства. А также, как правильно его демонтировать и ремонтировать.

Ремонт любой детали или целого узла автомобиля предполагает предварительную подготовку. Такая деталь, как гидроусилитель, не является исключением, ведь рулить с неисправным механизмом сложнее. Для начала необходимо подготовить необходимый инструмент, наличие которого гарантирует правильный и быстрый ремонт и замену устройства.

Для этого нам нужно:

  • Домкрат. Для работы необходимо поднять автомобиль для снятия переднего колеса. Это позволит получить доступ к ремонтируемому устройству.
  • Специальный съемник для снятия рулевых тяг. Его можно приобрести в любом магазине автомобильных запасных частей.
  • Торцевой ключ ”15” дюймовый. Им откручиваются болты, которые крепят гидроусилитель.
  • Емкость для слития рабочей жидкости с системы.
  • Чистая ветошь.

Этапы ремонта

Гидроусилитель является довольно сложным механизмом (узлом) рулевого управления, от этого увеличивается его сложность ремонта своими силами. Но, это вполне реально при соблюдении некоторых этапов, о которых я расскажу ниже.

Рассмотрим этапы выполнения комплексного ремонта гидроусилителя, которые позволят вам не только выявить причину неисправности этого устройства, но также отремонтировать его при необходимости.

Демонтаж

Процесс демонтажа состоит из некоторых пошаговых действий, которые выполняются в точной последовательности. Ее соблюдение способствует правильному и более эффективному отсоединению устройства, а в последующем рулить станет гораздо комфортнее.

Итак, рассмотрим эти этапы.

Первым делом необходимо почистить моторный отсек от грязевого налета. Очень важно не допустить попадания грязи вовнутрь рулевой системы и на другие агрегаты.

Поэтому в первую очередь нужно очистить соединительные шланги.
Далее нужно заняться откачкой жидкости из бака. При возможности нужно откачивать максимальное ее количество. Далее нужно отсоединить эластичную муфту вала руля. Для этого используется шестигранник «6». Крепление находится снизу автомобиля. При этом нужно сделать метки относительно расположения муфты к валу гидроусилителя.

Это делается для того, чтобы при монтаже установить ее правильно. После того, как она будет отсоединена, ее нужно отодвинуть, чтобы та не мешала дальнейшему монтажу. Для этого можно использовать длинную отвертку или же монтировку. Этим инструментом сдвиньте муфту на вал рулевого управления. Далее отсоединяем рулевые тяги, для этого используем специальный съемник. Теперь нам нужно снять левое переднее колесо, чтобы получить максимальный доступ к агрегату. Для этого нужно поднять автомобиль в области этого колеса с помощью домкрата.

Когда колесо будет снято, мы имеем все условия, чтобы продолжить демонтаж гидроусилителя. Итак, можно демонтировать гидроусилитель. Для этого находим крепление (как правило, он крепиться на трех болтах) под аркой со стороны левого переднего колеса, и ослабляем его. Сразу снимать все болты нет необходимости, нужно снять два.
На нужно еще слить всю рабочую жидкость с системы, поэтому гидроусилитель еще должен располагаться на своем месте. Для отвинчивания крепления используется торцевой ключ ”15” дюймов.

Под систему подставляем приготовленную емкость для слития жидкости. Шланги отсоединяются один за другим и с них сливается оставшаяся в системе жидкость.
Всю жидкость слить не получиться, поэтому для дальнейшей работы шланги нужно чем-то заблокировать чтобы не происходило самопроизвольной утечки. Для этого можно использовать специальные заглушки или же использовать народный метод – заткнуть тряпкой. После этого откручивается последний болт.

Выявление дефектов

Иногда, выявить неисправность можно при первом осмотре агрегата не снимая его с автомобиля. Такими неисправностями могут быть механические повреждения элементов или их износ. В данном случае ремонт гидроусилителя руля не представляет особых сложностей. Так как при наличии таких явных проблем их можно устранить путем быстрой замены деталей. И для этого нет необходимости выполнять демонтаж и полную разборку устройства.

Но в случае возникновения неисправность внутри механизма, ремонт не возможен без частичной или полной разборки устройства. Разборку нужно выполнять только над простеленной тряпкой или пленкой. Дело в том, что при разборке может протекать оставшееся масло, и чтобы ничего не запачкать, необходимо использовать вышеуказанные защитные средства.

Устранение неисправностей

Ремонт гидроусилителя руля напрямую связан с поиском и устранением неполадок.

Неисправности могут быть различными:

  • Неисправность шлангов. Если испорчен шланг, то будет происходить утечка жидкости из системы гидроусилителя. Отремонтировать данную неисправность можно двумя путями. Первым является частичное устранение путем накладывания на место утечки дополнительного шланга. Для этого нужно иметь кусок шланга, диаметр которого немного больше и два хомута. Латка накладывается на место утечки и затягивается двумя хомутами. Второй вариант – полная замена пути прохождения жидкости. Шланг можно заменить на новый. Применение второго способа более рационально, это позволит забыть о поломке на долгое время.
  • Поломка насоса. В таком случае необходимо разобрать насос, чтобы осмотреть его составляющие на наличие неисправностей. Это, конечно, сделать будет не так просто, так как некоторые из моделей являются не разборными. Но все-таки разобрать его необходимо. Необходимо выполнить осмотр следующих деталей: эллипс (осмотреть его на предмет износа), подшипник и сальники. В случае, когда эти детали имею какие-либо дефекты, их необходимо заменить.
  • Удаление люфта. Очень часто причиной люфта может быть неисправность реек, отработанные детали и уплотнители. Ремонт гидроусилителя руля, связанный с удалением люфта, подразумевает полную замену изношенных деталей, особое внимание уделяется всем уплотнителям.

Ремонт гидроусилителя руля позволит каждому водителю, не только устранить неисправности, но это возможность более детально изучить некоторые устройства своего автомобиля. Поэтому ремонт полезен не только для транспортного средства, но и для вас. После проведения всех работ рулить будет также приятно и удобно, как и раньше.

Видео “Ремонт гидроусилителя руля”

На записи показан процесс ремонта гидроусилителя руля. Посмотрев запись вы узнаете, как снять и отремонтировать рейки ГУР на иномарке “Volkswagen Passat”.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...