Внедорожный автобус Torsus Praetorian с ярким дизайном от украинских предпринимателей. Буханкоподобие: европейские полноприводные автобусы Внедорожный автобус

Украинская компания Pulsar Expo, созданная в 2014 году супругами Вахтангом Джукашвили и Юлией Хомич, разработала автобус-внедорожник Torsus Praetorian и теперь готовится к его продажам для заказчиков в разных странах.

Изначально компания занималась поставками специальных автомобилей в рамках международной технической помощи. Её клиентами являются структуры правительства США и структурные подразделения ООН. По итогам 2016-2017 годов компания заключила контрактов на общую сумму более $20 млн. Помимо поставок спецавтомобилей Pulsar Expo части приходилось заниматься конверсией транспортных средств. Например, если обычный грузовик мало кому нужен, то благодаря различным надстройкам его можно модифицировать под конкретные нужды. Например, можно собрать ремонтно-эвакуационной грузовик, колесный экскаватор.

Идея создать автобус-внедорожник возникла в результате анализа запросов клиентов Pulsar Expo. География поставок автомобилей компанией предусматривает страны, где слабо развита инфраструктура. Кроме государственного сектора, украинцы контактируют с компаниями по добыче нефти и газа. Там популярные вахтовые автобусы, сделанные на базе грузовиков. По словам Вахтанга, эти автобусы ужасного качества, но альтернативы нет. Есть спрос на автобусы-внедорожники со стороны добывающих компаний из Канады и Австралии. Большие карьеры расположены на значительном расстоянии от места проживания рабочих, и людей надо туда возить.

Увидев, что ниша перевозок по бездорожью занята внедорожниками и переработанными грузовиками, украинцы решили создать автобус-внедорожник. По словам Юлии, в отличие от переоборудованного в автобус грузовика, который всегда представляет собой компромисс, Torsus Praetorian изначально построен как автобус-внедорожник.

Принципиальное отличие Torsus Praetorian в том, что обшивка кузова не металлическая, а выполнена из композитных материалов. Они легче металла, позволяют делать более широкий спектр форм, но самое главное — композитные материалы не ржавеют. Это особенно важно, учитывая тяжелые условия эксплуатации. Дороги посыпают солью, часто на дороге встречается мелкий щебень, который разрушает покрытие металла, что приводит к появлению ржавчины.

Автобус создан с чистого листа фактически за один год. Изначально супруги заказали у зарубежного дизайнера разработку эскиза. От него отталкивались при дальнейшей разработке. При этом автобус получился своеобразным конструктором - машину собирают из готовых компонентов. Все узлы сделаны на заводах стран ЕС и США. Большинство агрегатов - двигатель, шасси, коробка передач, тормоза - производства MAN. Однако и вклад украинской компании в разработку автобуса всё же существенный.

«Дизайн автобуса — наш. Мы разрабатываем литые формы — мастер-модель, варочные стапели, линию по сбору и потом отдаём всё это на аутсорс. Аутсорсинговые компании производят нам запчасти», — рассказывает Вахтанг.

Основные характеристики автобуса-внедорожника Torsus Praetorian:

  • Количество сидений: до 35 с ремнями безопасности
  • Колесная формула: 4х4
  • Клиренс: 389 мм
  • Максимальная скорость: 117 км/ч
  • Двигатель: 6-цилиндровый дизельный мощностью 176 кВт
  • Объем топливного бака: 100 л
  • Дополнительное оснащение: лебёдка

Сейчас инженеры Pulsar Expo собирают автобусы в столице Словакии Братиславе. Для этого компания арендует производственные площади. Количество человек в команде разработчиков и сборщиков основатели компании не разглашают, как и стоимость инвестиций. Они лишь назвали приблизительную стартовую цену на базовую версию автобуса - $100 тыс. Запросы на автобус поступили из США, Австралии, Канады, Грузии, Бангладеш, Новой Зеландии. В частности, Бангладеш хочет купить 105 автобусов-внедорожников, в том числе — в модификации «скорая». Это единственная техника, которой можно перевозить до 12 тяжелораненых в лежачем положении в условиях полного бездорожья. Там это актуально с учетом частых наводнений и землетрясений.

На текущий момент компания находится на стадии перевода автобуса в мелкосерийное производство. Уже собрано 8 машин, еще 17 - в процессе сборки. Параллельно Pulsar Expo ведёт переговоры с представителями автозаводов США, Турции и Украины о запуске серийного производства.

Впрочем, в Pulsar Expo не намерены ограничиваться форматом автобуса. Грузия и Новая Зеландия заинтересованы в скайбасах — это внедорожный транспорт для перевозки групп лыжников с экипировкой. В США украинцы видят большой потенциал в сегменте кемперов.

Когда человек покупает кемпер, он хочет немного свободы. На кемпере люди едут в лес или в горы. Да, у тебя больше свободы, но всё равно ты ограничен колесной формулой 4х2 и недостатками большого автобуса. Мы же предлагаем свободу в максимальном варианте, который только может быть», — говорит Вахтанг.

В Чехии решили возродить давний специалитет страны – автобусы в стиле Off Road



Автобусы в Чехии делать умеют (можно, например, вспомнить марку Irisbus, бывшую Karosa), но столь экстравагантную модель как Praetorian новой марки Torsus со штаб-квартирой в престижном центральном районе «Прага-1».

Весьма импозантный и одновременно функциональный дизайн вагонного кузова Praetorian на шасси типа off-road вместе с тем отличается функциональностью. Габариты 35-местной (плюс перевозимое оборудование) машины составляют 8450х2540х3720 м при колесной баз 4200 мм. Соответственно снаряженная масса достигает 13 500 кг.

Судя по чертежу назначение у Torsus Praetorian (с зарешеченными окнами) может быть и менее гражданское


Эстерьер передка Praetorian придает ему динамичность, автобусам обычно несвойственную

Чешская фирма принципиально использует только высококачественные комплектующие от грузовика MAN 4x4, как-то: шасси (рама и подвеска на параболлических рессорах с мостами MAN с блокировкой дифференциала модели VP09 спереди и модели HP-1333 E сзади и рулевое управление с усилителем ZF), дизель MAN D0836LFL40 классов Евро-3–Евро-6 мощностью 240 л.с. и МКМ=925 Н м, и трансмиссию РКП ZF 12AS 1210 OD MAN Tip-Matic, плюс 2-ступенчатую «раздатку» MAN G103), а также тормоза с ABS. Автобус обут в прочные шины Michelin XZL TL, ну, а кузов по периметру защищает пластиковый обвес от фирмы Linex™. Максимальная скорость автобуса составляет до 117 км/ч (с электронным ограничителем).

Автобус Torsus Praetorian построен на шасси такового вот грузовика MAN TGM 4x4

Соответственно, благодаря 389-миллиметровому дорожному просвету и большим углам въезда, съезда и рампы автобус-вездеход, отличается реально весьма высокими для пассажирской техники геометрически параметрами проходимости. Так глубина преодолеваемого брода составляет 700 мм.


От грузового MAN 4x4 взято прочное шасси

Естественно фирма заявляет о Praetorian как о «первом в мире» 4х4 Off Road bus, предназначенном для перевозки персонала и оборудования по пересеченной местности и в сложных погодных условиях от обледенелых горных троп до размытых тропическими муссонами «направлений». При этом вместимость единственного топливного бака составляет всего лишь 100 литров – маловато для столь радикального «проходимца».

Надежный 6-цилиндровый дизель MAN-D0836LFL40 может соответствовать экологическим стандартам от Евро-3 до Евро-6

Комфорт и оснащение Praetorian соответствует современным мидибусам междугородного класса, так все пассажирские места регулируемые и снабжены 3-точечными ремнями безопасности, а водительское кресло – пневмоподвеской, центральная система отопления снабжена автономным отопителем, присутствует штатный центральный кондиционер мощностью 15 кВт и индивидуальными дефлекторами (и индивидуальными лампами освещения), привод двери автоматический, стекла тонированные. Имеется также камера заднего вида и DVD с центральным монитором и динамиками в багажных стойках. В плане специфических особенностей Praetorian можно отметить усиленную конструкцию пола и защиту стекол от камней.

Недавно два экземпляра Torsus Praetorian цвета хаки были замечены на одном из украинских шоссе

А, вот, насчет «первого в мире автобуса-вездехода» – утверждение маркетологов фирмы Torsus более чем надуманное. Во-первых, в самой Чехословакии еще в 1953–1960 гг. мелкосерийно выпускался малый полноприводный автобус того же самого служебного грузопассажирского типа на шасси армейского 2-тонного грузовика Tatra T805 (естественно с фирменной хребтовой рамой).

Армейский 2-тонник Tatra T805 под заказ выпускали и в виде грузопассажирского автобуса (на фото машина для чехословацких киношников)


Кузов автобуса Tatra T805 выполнен по-европейски аккуратно, так что даже не скажешь, что это серьезный вездеход

Во-вторых, надо вспомнить вполне крупносерийный советский полноприводный малый автобусе ПАЗ-3201 (1972–1989 гг.) на шасси армейского 2-тонного грузовика ГАЗ-66 «шишига»

Первым отечественным серийным автобусом повышенной проходимости стал ПАЗ-3201 (1972–1989 гг.) на базе кузова автобуса ПАЗ-672 и ходовой части армейского грузовика ГАЗ-66

И его российского преемника ПАЗ-3206 , успешно выпускаемого с 1994 года по настоящее время.

Автобус повышенной проходимости ПАЗ-3206 на базе кузова ПАЗ-3205 и шасси ГАЗ-3308 «Садко» выпускается с 1994 года

Правда, таким «джентльменским набором» из кузова современного дизайна, экологичного силового агрегата и прочих комплектующих под «евростандарты» наш ПАЗик похвастаться не может и потому дальше СНГ не поставляется, хотя по проходимости, надо думать, не слишком уступит чешскому аналогу – автору приходилось наблюдать его на военном полигоне в Бронницах, где наш ПАЗ-3206 вполне уверенно преодолевал трассу для колесных и гусеничных военных вездеходов.

Самая свежая российская вахтовка Урал-32552-5013-71 с кабиной поколения NEXT

Вообще-то, в данном классе в нашей стране (да и в мире в целом), вполне логично оперируют вахтовые автобусы на шасси грузовиков повышенной проходимости. У нас в стране вахтовки на шасси 4х4 и 6х6 выпускают АЗ «Урал» (Урал-32551, -32552 и -3255) и КАМАЗ (КАМАЗ-4211 и -4208). Просто «городить огород» с гораздо более сложным кузовом вагонного типа экономически не слишком эффективно, а для связи пассажиров с водительской кабиной используется переговорное устройство.

Общеизвестно, что на территории географического пространства, которое когда-то именовалось Великой советской родиной далеко не везде имеются хорошие асфальтированные дороги, да и экономическая целесообразность их строительства во многих случаях просто не оправдана. А пассажирские транспортные средства нужны практически везде.

Газовики и нефтяники, лесозаготовители и геологи, в общем все, кто трудится в суровых природных и климатических условиях, нуждаются довольно часто в полноприводной многоместной пассажирской машине. И первое слово здесь за вахтовками. Правда, главными героями нашего рассказа станут не они, но упомянуть их как родоначальников класса стоит.

Родоначальники традиций

Вахтовки как самостоятельный класс автомобилей зародились чуть больше двадцати лет назад. Конечно грузовики с неким подобием пассажирского кузова существовали и в начале прошлого века, но тот вид техники, о котором мы говорим, в крупносерийное производство пошел именно в начале 1980-х гг. Внедорожный пассажирский транспорт в массовых количествах понадобился стране в тот исторический период, когда места добычи полезных ископаемых и ударные стройки стали всё больше удаляться вглубь неосвоенных цивилизацией территорий. Имевшиеся у советской армии внедорожные автобусы вагонной компоновки АПП-66 и 38АС тогда в расчет не приняли, поскольку выпускавшему их ремонтному заводу многотысячное производство было не под силу. Оперативным решением вопроса явилась установка кузовов автобусного типа на шасси грузовиков высокой проходимости. В таких машинах к месту назначения и обратно стали доставлять геологов, специалистов по разведке месторождений, строителей, лесорубов - в общем всех, кто выполнял свои обязанности вахтовым методом в отдаленных точках. Тогда такие автомобили еще никто не называл автобусами. Затем появился термин «вахтовый автобус». Однако пассажирские транспортные средства, в полном смысле отвечавшие критериям автобуса, оснащенные полным приводом, появились значительно раньше. Например, Курганский автобусный завод с незапамятных времен выпускал модификацию своего широкоизвестного капотного автобуса на базе полноприводного шасси ГАЗ-63.

Ситуация с качеством дорог в провинциях со временем принципиально не улучшалась, поэтому и Павловским автобусным заводом для эксплуатации на отечественных направлениях ещё в советские времена была разработана полноприводная версия автобуса с увеличенным клиренсом. Был такой автобус на базе «круглого» ПАЗ-672. Полноприводник на базе нынешнего ПАЗ-3205 обозначается как ПАЗ-3206. Впервые машину показали в 1988 году.

Как и базовый ПАЗ-3205, его полноприводный собрат был унифицирован с автомобилями ГАЗ. В частности, раздаточная коробка и передний мост заимствованы у грузовика ГАЗ-66-11, задний мост с двускатными колесами - от ГАЗ-53-12. Усилены рессоры и некоторые элементы кузова.

Однако по настоящему российскому бездорожью даже ПАЗ-3206 не проедет. Для таких условий эксплуатации у нас в стране были разработаны более серьезные машины.

Армейские альтернативы

Как известно, слава одного из лучших отечественных армейских внедорожных грузовиков по праву принадлежит ГАЗ-66. Однако перемещаться из одного района в другой в его бортовом кузове предпочитали далеко не все. Да и группе проверяющих не предложишь прокатиться в грузовике. Для таких случаев на вооружении советской армии состоял автобус вагонной компоновки, имеющий в основе узлы и агрегаты ГАЗ-66. Назывался он лаконично - 38АС и по армейским меркам был достаточно комфортабельным. Только выпущено 38АС было совсем немного.

Производством этих монстров бездорожья занимался 172-й Центральный Авторемонтный завод Министерства Обороны в Воронеже. Как уже упоминалось, наиболее ранняя версия такого автобуса известна под названием 38АС, разработанная в свою очередь на 38 опытном заводе в Бронницах. А наибольшее распространение получил аналогичный и более современный автобус АПП 66, выпускавшийся в Воронеже почти до конца восьмидесятых годов. Всего автобусов АПП 66 изготовлено более восьмисот штук, и их до сих пор можно встретить в различных воинских частях.

Возрождение идеи

В конце прошлого века к идее автобусов, созданных на шасси внедорожных грузовиков вернулись вновь. На РМАС "99 Курганский автобусный завод представил несколько новых разработок, самой интересной из которых, безусловно, был капотник КАвЗ-422900 на внедорожном трехосном ЗИЛовском шасси. Это транспортное средство хоть и выглядело почти как вахтовка, на самом деле являлось настоящим автобусом без перегородки между водительским местом и салоном. Этот, без сомнения, интереснейший образец в массовое производство не пошёл.

Потом возродил давно известный класс вагонных пассажирских машин Семёновский авторемонтный завод, представив на MIMS "2000 оригинальный полукапотный автобус, созданный на шасси ГАЗ-3308 Садко.

Инициативу быстро перехватил ЗИЛ, в том же 2000 году представивший собственную подобную разработку под обозначением ЗИЛ-47874А. Представляет он собой ни что иное, как обыкновенный бычковский автобусный кузов, водруженный на шасси «российского Унимога» ЗИЛ-432732 с длиной базы 4505 мм.

В подкапотном пространстве автобуса можно увидеть хорошо известный минский дизель Д-245.9, развивающий 136 л.с. Чтобы запустить двигатель в морозы, на помощь приходит электрофакельное устройство, расположенное во впускном трубопроводе, и жидкостный подогреватель. Весьма широкий диапазон тяговых усилий на бездорожье обеспечивает 5-ступенчтая коробка передач, двухскоростная «раздатка» с понижающей передачей и двухступенчатые ведущие мосты. Преодоление всевозможных препятствий, встречающихся на пути, является заслугой колёс увеличенного диаметра размером 12.00R20, вездеходных шин, внутреннее давление в которых измеряет хитроумная система, управляемая с места водителя. Нельзя забывать и о солидном дорожном просвете (330 мм) и значительных по величине углах съезда и въезда. Передний мост при переключении на пониженную ступень в коробке передач подключается автоматически. Тормозные механизмы барабанные. Автобус полной массой 8120 кг разгоняется до 70 км/ч. Минимальная устойчивая скорость - 3 км/ч.

На РМАС-2001 Горьковский автозавод на своем стенде выставил транспортное средство под названием Вепрь, которое с некоторой натяжкой тоже можно отнести к внедорожным автобусам малого класса. А вообще построенный на шасси Садко Вепрь выглядит как нечто среднее между КАвЗиком и джипом-бигфутом, однако забывать о нём не стоит.

Канадские монстры

В заключение рассказа о внедорожных автобусах хотелось бы кратко рассказать об уникумах автобусостроения.

Есть в Канаде такая фирма «Foremost». Свою деятельность она начинала в 1965 году с выпуска снегоболотоходов на широких гусеницах. Предназначалась эта техника для нефтяников. Практически сразу в гамме появились и колесные вездеходы. Чтобы было понятнее, поясню - это транспортные средства класса наших Волатов. Так вот уникальнейшим в своем роде стал один из последующих продуктов фирмы, предназначенный для экскурсионного обслуживания туристов в северных зонах - «Terra Bus». Больше ни одна компания мира ничего подобного не производит. Фотография именно этого чуда-юда поставлена заглавной в данной статье. Комментарии здесь, как говорится, излишни.

Дмитрий Гладкий
Фото из коллекции автора

Продажа вахтовых автобусов на шасси высокой проходимости с осевой формулой 4х4, 6х6 и 8х8.

Компания осуществляет продажу, реализацию в лизинг, и на других условиях специальный пассажирский транспорт – вахтовые внедорожные автобусы. В наличии и на заказ автобусы вахтовые, туристические, экспедиционные, спасательные, пожарные, грузопассажирские ГПА автобусы, автобусы амфибии. Вся техника специальной версии «для особо тяжелых условий» с полным приводом 4х4, 6х6 и 8х8.

Россия страна номер 1 в мире по количеству задействованных специальных пассажирских транспортных средств типа «вахтовый автобус». Это обусловлено и большими расстояниями, и наличием промышленных и добывающих комплексов, за пределами дорожной сети с невозможностью постройки полноценных дорог с твердым покрытием. Например, огромное количество внедорожных автобусов выполняют циркуляционные перевозки пассажиров на дорогах зимниках, т. е. на снежно-ледовых технологических направлениях. Помимо промышленности и горнодобывающих компаний, где карьерный пассажирский транспорт тоже имеют концепцию классического вахтового автобуса, данный вид транспорта используется в сельской, городской и коммунальной сфере, как пригородные и междугородные автобусы. Помимо вахтовых бригад, автобусы на специальных шасси перевозят пассажиров на местности со слаборазвитой дорожной сетью. Школьников в летний и зимний период, любых пассажиров при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Популярный в России снегоболотоход Bandvagn 206, (BV-206 «Лось») это гусеничный двухсекционный вездеход, разработанный шведской фирмой для Шведской армии. Демилитаризованный, после полного капитального ремонта эта машина исправно выполняет все возложенные на нее функции, в том числе это доставка вахтовых бригад, ремонтных бригад, спасателей, и транспортировка грузов. Вездеход имеет особенности и преимущества в виде двух гусеничных тележек с приводными гусеничными траками 4х4, и поворот за счет шарнирного соединения тележек. Гусеницы вездехода резиновые, с высоким ресурсом. Двигатель и трансмиссия применяются от легковых автомобилей. Все это позволило создать удобный, комфортабельный и быстрый вахтовый вездеход с возможностью амфибии - снегоболотоход умеет плавать. В этой машине все продумано, и нет мелочей. Кузов из 10 мм фибергласа - теплый и прочный, площадь гусениц равна 80% от всей площади днища, торсионные катки с двух рядным расположением установлены на балке, которая в свою очередь имеет рессоры амортизации. В качестве органа управления выступает руль автомобильного типа. Возможна поставка в модификации мультилифт со сменными кузовными панелями.

Термин «вахтовый автобус» появился случайно благодаря введенным в нормативные акты понятиям «экспедиционно-вахтовый» и «вахтовый метод». Несмотря на первое упоминание «Об организации работ вахтовым методом» от 11 апреля 1974 г. и положении об организации вахтовых лесозаготовок, сам вид данного транспорта массово использовался как минимум 50 лет до этого. Это по конструкции были обычные грузовики, часто открытого типа с деревянными лавками. Зачастую эти машины не имели ни полного привода всех колес, ни систем отопления. И вот, в 1976 году, Миннефтегазстрой СССР утвердили Положение «Об экспедиционно-вахтовом (вахтовом) методе организации работ». В этих циркулярах под «вахтовым» понимается такой метод, при котором бригады и мастерские участки работают на отдаленных от центральных поселков вахтах - временных поселениях, предназначенных для проживания рабочих без семей. Метод предполагает под собой поездку групп работников, регулярные поездки, поездку на место постоянной работы, выполнение постоянной трудовой функции, поездку на заранее установленный постоянный период. Как можно заметить, появление самого термина связанно с интенсификацией добычи нефти, газа и леса, с одновременным появлением новых технологий и созданию комфортных условий работы, в том числе за полярным кругом.

Первые модели автобусов уже полноценных, с признаками комфорта, изготавливались силами автобаз и комбинатов каждого министерства промышленности, от Миннефтегазстрой и Минэнерго, до Атомстроя и, МПС. Первые автобусы имели шасси заднеприводных грузовых автомобилей уже освоенные промышленностью, это ГАЗ-52, ГАЗ-53, ЗИЛ-130 и МАЗ-500. Было понятно, что это временное решение, ведь тогда основу технологического транспорта на местах составляли автомобили с полным приводом всех колес, это популярные и сейчас ГАЗ-66, ЗИЛ-131, ЗИЛ-157, «УрАЛ-375» и КрАЗ-255. В том числе шасси иностранного производства, Татра и Магирус.

Стоить заметить, что проблема доставки пассажиров в населенных пунктах, не оборудованных дорожной сетью, решалась использованием первого в СССР крупносерийного автобуса вагонной компоновки ПАЗ-3201 4х4 с использованием агрегатов от вездехода ГАЗ-66. К моменту введения понятия «вахтовый автобус», данный автомобиль был на конвейере уже как 4 года, и успел отметиться своим присутствие во всех уголках страны. Автобус получился крепким, надежным и высоко проходимым. Популярность привела к тому, что с некоторыми модернизациями он до сих пор на конвейере. Но первым подобным отечественным автомобилем был, вероятно, КАвЗ-663, созданный на основе самого массового автобуса СССР 1950-х, выпускаемого множеством, в том числе авторемонтных, заводов - ГЗА-651 (он же - ПАЗ и КАвЗ). Машину создали на узлах ГАЗ-63 и предназначали для геофизических лабораторий, автолавок, иных казенных надобностей. Но это был доработанный автобус, а не созданный с чистого листа. По сути это были грузовые автомобили с установленной надстройкой для перевозки пассажиров. Сам факт их появления обозначил некоторую традицию, и направление развития вахтовых автобусов - использование надежной и проходимой базы грузового автомобиля, с установленным пассажирским отсеком-кунгом, для перевозки пассажиров и груза. Так же это позволяло унифицировать автомобильный парк. Сам термин «вахтовый автобус» является лишь полуофициальным (см. ГОСТ), так как не ограничивает использование других видов или типов автобусов для перевозки рабочих. В традиционном понимании это автобус для перевозки вахтовых смен, строительных бригад и команд специального назначения, что ассоциируется с грузовым полноприводным шасси, которое в сочетании с мощным экономичным дизелем обеспечивает оптимальные характеристики для эксплуатации в условиях бездорожья и Крайнего Севера. Современный облик вахтового автобуса продиктован рядом отличий, от городских или пригородных автобусов: размеры кузова определяются параметрами геометрической проходимости шасси и размерами монтажной рамы, торсионное вращение рамы требует специального каркаса и механизма для защиты кузова от деформации, так же учитывается авиатранспортабельность.

Нужен аналог пассажирского автобуса ПАЗ-3201 (и его наследников)? Пожалуйста, есть полноприводные автобусы классической однообъемной компоновки производства Ashok-Leyland 4x4, идеально вписывающиеся в технологический процесс как вахтовые пассажирские автомобили для карьеров, разрезов, рудников и шахт. Автобус способен эффективно преодолевать скользкие поверхности, неровный профиль дороги, но все, же основное назначение - перевозка пассажиров на технологических дорогах. Данный автобус так же отлично справляется на туристических маршрутах, как автобус для горных условий. В том числе и автобус для отдаленной местности. Автобус имеет отключаемый полный привод, и двух скатную ошиновку, с удобными дверями входа-выхода, что позволяет автобусы передвигаться в городских условиях. Но при необходимости подключается передний мост, блокируется дифференциал заднего моста, включается пониженный ряд в раздаточной коробке - и автобус готов штурмовать бездорожье. Автобус имеет комфортабельно настроенную рессорную подвеску, в имеет все радости комфортабельной перевозки - кондиционер, мощную систему отопления, телевизор, и комфортабельные кресла.

На сегодняшний момент, нет проблем в приобретении полноприводных автобусов для перевозки бригад. Часть производителей сертифицировала свою продукцию в виде готовых кузовов, пригодных для установки на шасси, что позволило резко поднять конкуренцию в этом секторе, как между производителями колесных грузовых шасси, а это КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, КрАЗ, Ивеко-Урал, и между производителями кузовов, который сейчас великое множество. Часть автобусов вездеходов сертифицирована и выпускается согласно отраслевой нормали ОН 025-270-66 как тип специального транспортного средства, пригодного для использования не только в качестве автобуса, но и аварийно-ремонтной машины или ГПА - грузопассажирские автомобили.

Можно заметить, что современные шасси носители пассажирских кузовов не далеко ушли от своих предков, все те же Уралы и Камазы в основной гамме. А вот у кузовщиков огромное предложение как по типам, по дизайну так и исполнению. Современный тип пассажирского кузова это конструкция из сэндвич-панелей, иногда еще применяются каркасно-панельные кузова. Стал появляться дизайн, со смелыми формами и стремительными линиями. Некоторые компании предлагают автобусы на базе грузовиков с единым объемом. Планировка салона вахтового автобуса не отличается разнообразием - все сиденья установлены в несколько рядов и допускается монтаж кресел типа «визави» с раскладным столиком. Роль багажных полок выполняет грузовой отсек, где можно разместить личные вещи и инструмент рабочей бригады. Сиденья для пассажиров могут быть самые разнообразные, как по типу, так и расстоянию между спинками: от полужестких с дерматиновой обивкой до мягких раздельных с высокой спинкой, подлокотниками и подголовниками и регулируемым наклоном спинки. Появились такие важные опции, как кондиционер, телевизор и аудиосистема, кухня, туалет.

Бюджетный вариант грузопассажирского вахтового автобуса ГПА на шасси Mercedes-Benz 1017A 4x4. Бюджетный вариант это простой без излишеств несущий каркасно-панельный кузов, малая толщина слоя утеплителя, малое количество остекления, простые сиденья и минимальный набор доступного оборудования. Все это позволяет резко снизить стоимость готовой продукции, но с сохранением главного требования - высокая мобильность и проходимость. Шасси тоже из разряда эконом-класса, но тем не менее, это добротное и надежное шасси, которое еще более экономичное в эксплуатации. Шасси в принципе не имеет электронные системы управления, и имеет в конструкции проверенные узлы и агрегаты, как легендарный двигатель OM357 класса «миллион километров без капремонта», который вращает 6-и ступенчатую коробку передач, которая в свою очередь вращает раздаточную 2-х ступенчатую коробку. Мосты автобуса имеют «медленные» передачи, адаптированные для тяжелых условий. Штатные шины имеют расположение в два ряда, но при необходимости могут легко заменятся на шины и диски односкатного типа размерностью 395/85 R20. Шасси может оснащаться встроенной гидравлической лебедкой самоэвакуации.

Из интересных решений в современном отечественном автобусостроении можно выделить появление вахтовки на базе четырехосного вездехода Урал 8х8, и спецшасси на крупногабаритных шинах 28, 1R26 «КАМАЗ-Полярник» и ВТС «Урал-Полярник», для сверх экстремальных условий, взамен гусеничному пассажирскому транспорту? и появление вахтовых автобусов на базе автомобилей иностранного производства, но с кузовами отечественных производителей. Популярные шасси для этих целей это Zetros, Unimog, MAN, Scania, Volvo и Iveco. Шасси иностранного производства позволяет решить главную проблему отечественных шасси - низкий ресурс и надежность. Так же решается цель унификации, многие лесо, газо и нефте добывающие компании, массово перешли на грузовые автомобили иностранного производства.

Сейчас рынок автобусов для вахтовых бригад, и туристического сектора полноприводных пассажирских автомобилей, переживает бум. Рынок предлагает все новые модели, все более проходимые, комфортабельные и надежные. Это вызвано всеобщей интенсификацией добычи и производства, а так же тяжелыми условиями эксплуатации, когда техника быстро вырабатывает свой ресурс. Помимо уже озвученных автобусов, есть еще масса интересных видов пассажирских машин, как например Foremost Terra Bus на спецшасси автобусной (вагонной) компоновки, с гигантскими колесами и фантастической проходимостью, или автопоезд вездеход производства Kress на базе сочленно-шарнирного тягача и специального пассажирского полуприцепа. Существуют различные виды и типы вахтовых автобусов, от шарнирно-сочленненых, с уникальными типами ходовой части, с использованием, как активного подвижного шарнира, так и поворотных колес производства Ошкош. До комбинированных автобусных шасси с колесно-гусеничными движителями, в том числе на шасси автопоездов с активным подвижным составом (приводной полуприцеп). Назначение самое разнообразное, от тундры и глубокого снега Антарктиды, до песков и крайне высокий жары Сахары.

Вахтовый автобус на самоходной вездеходной платформе Unimog, это, пожалуй, верхний предел, как в ценовом диапазоне, так и по проходимости, среди автобусов имеющих выход на дороги общего пользования. Шасси автомобиля Унимог как носитель автобусной надстройки наделяет готовый пассажирский транспорт совершенно фантастической проходимостью. Автобус способен (при правильных шинах) уверено преодолевать пашню, болото, глубокий снег, лес, включая карьеры и горные условия. Достаточно большая грузоподъемность, позволяет устанавливать пассажирские модули, в том числе тяжелого типа, с большим количеством мест. Автобусное шасси Унимог имеет комфортабельную пружинную подвеску портальных мостов, а так же полукапотную компоновку с возможностью организации отселения на ветровой части пассажирского кузова. В комплектации автобуса входит: многоступенчатая коробка смены передач, система автоматического управления за давлением в шинах, лебедка самоспасения. Доступны модификации вахтового автобуса на шасси с тремя осями Unimog 6x6, возможности которого, по преодолении бездорожья - безграничны. В активе автобуса Унимог: рама с высоким пределом гибкости с возможностью скручивания на большие углы, А-образный рычаг моста (рычажно-пружинная подвеска), бортовые редуктора с внешним зацеплением, 100% блокировка дифференциалов и выдающееся надежность.

Компания ЕвроНато так же не осталась в стороне. Нам есть что предложить, это специальные пассажирские и вахтовые автобусы на шасси экстремальной и сверхвысокой проходимости, для решения транспортных и грузоперевозочных задач на отдаленных территориях. Только у нас самые лучшие автобусные шасси уникальной серии Special eXtreme Truck производства MAN AG, с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8. Данные шасси имеют жесткие балочные рамы, что упрощает монтаж пассажирского кузова, с защитой последних от изгибающих нагрузок. Шасси имеет вагонную компоновку, с заниженной кабиной, что позволяет пассажирам имеет обзор через ветровое стекло пассажирского кузова.

Для комфортабельного передвижения, автобусы оснащаются пружинной подвеской. К достоинствам пружинных элементов на автобусе, применяемых в качестве упругих элементов подвесок, следует отнести их малую массу, легкую и быструю замену, и возможность обеспечения высокой плавности хода автомобиля, а значит и комфорта. Каждый колесный мост автобуса имеет независимую систему рычагов, и по заказу оснащается активным элементом - пневмогидравлическими стойками. Так же в активе автобусов, система дистанционного контроля за давлением в шинах. Шины применяются размерностью от 16. 00 R20, до крупногабаритных шин 1000/50 R25. Силовые агрегаты, применяемые на автобусах класса MAN Special eXtreme Truck, имеют различные спецификации по требовании, от промышленных дизелей водяного и воздушного охлаждения мощностью от 360 л. с. и до 680 л. с. до силовых агрегатов класса Евро-6 для использования последних в парках и заповедных территориях. Автобусы MAN Special eXtreme Truck помимо вахтовых работ, идеальны для организации экскурсий, для туристических поездок, в качестве базы для создания дома на колесах.

Чешская компания Pulsar Expo представила новый внедорожный автобус Torsus Praetorian. Он вмещает 35 человек и разработан специально для работы на нефте- и газопромыслах, т.е. может стать более стильной и комфортабельной альтернативой распространенным вахтовым автобусам на шасси грузовых автомобилей.

Нас заинтересовал тот факт, что учредителями компании Pulsar Expo являются супруги Вахтанг Джукашвили и Юлия Хомич из Украины. Они уже давно занимаются переоборудованием внедорожников и грузовиков под выполнение спецзадач, а среди заказчиков есть ООН и правительственные структуры США.

За основу автобуса Torsus Praetorian взяли шасси грузовика MAN с колесной формулой 4х4. Эффектный внешний вид корпуса создавал некий «зарубежный дизайнер». Длина, ширина, высота автобуса составляют 8450, 2540, 3720 мм соответственно. Колесная база — 4200 мм. Полная масса - 13 500 кг. Клиренс машины - 389 мм. Каркас сварен из прочных стальных труб, а все наружные панели сделаны из композитных материалов.

Вся техническая начинка автобусу также досталась от шасси MAN. А это значит, что тут используется дизельный двигатель MAN мощностью 240 л.с. экологического класса от Евро-3 до Евро-6 по желанию заказчика. Максимальная скорость машины составляет 117 км/ч. Цены стартуют с отметки $100 тысяч, или от 6.7 миллионов рублей.

Сборку осуществляют на собственных производственных площадях в Братиславе (Словакия). К настоящему моменту изготовлено 8 экземпляров и еще 17 находятся в процессе сборки. Интерес к новинке уже проявили туристические компании Грузии и Новой Зеландии для доставки лыжников в горы, а Бангладеш всерьез рассматривает возможность покупки партии из 105 автобусов для нужд оборонного ведомства.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...