Договор аренды муниципального имущества типовой. Типовая форма договора аренды

Взаимоотношения по аренде муниципального имущества могут проводиться двумя способами:

  • с обязательным проведением торгов/участием в тендере;
  • без торгов и аукционов.

В этой статье

Что такое муниципальное имущество

Муниципальное имущество - движимые и недвижимые активы, что принадлежат Российской Федерации как субъекту хозяйствования или же ее территориальным субъектам (округам, республикам, городам федеративного значения и т. д.). Заключение контракта об аренде муниципального имущества отличается от обычной сделки тем, что одной из сторон взаимоотношений выступают власти местного самоуправления, отстаивающие интересы государства.

К наиболее распространенным муниципальным объектам, интересующих арендатора в 2017 году, относят:

  • участки земли;
  • квадраты площади в зданиях и сооружениях нежилого предназначения;
  • площади в объектах жилого фонда (образовательные, медицинские и коммунальные заведения).

Процесс проведения торгов

Торги на взятие во временное владение государственного имущества проходят в 2 способа: конкурс/аукцион. Кардинальное отличие этих способов в том, что на аукционе основополагающим фактором является стоимость аренды (кто предложит максимально высокую цену, тот и побеждает), а конкурс проходит путем удовлетворения ряда требований комиссии и предложения наиболее выгодных условий для муниципалитета (стоимостной фактор может играть не ключевую роль).

Аренда государственного и муниципального имущества может осуществляться путем прохождения следующего алгоритма действий:

  • публикация объявления о назначении конкурса/аукциона на аренду муниципальной собственности (обычно подобные объявления публикуются на портале субъекта РФ/на веб-сайте о размещении торгов);
  • разработка конкурсной программы, формирования перечня обязательных требований к конкурсу и пакета документации;
  • рассмотрение заявлений, полученных от конкурсантов;
  • непосредственное проведение аукциона/торгов;
  • заключение договорных взаимоотношений по результатам отбора/аукциона.

По нормам действующего законодательства участвовать в торгах может любое лицо (физическое/юридическое лицо, что не зависит от формы собственности, источника получения прибыли и иных уставных/финансовых моментов.

  • на момент подачи заявления на участие, несут административную ответственность за нарушение законодательства, касающегося ведения трудовой/предпринимательской деятельности;
  • заявитель подал неполный пакет документов или они составлены некорректным способом;
  • потенциальный арендатор не перечислил сумму обязательного материального взноса (если такое оговорено условиями конкурса).

Аренда имущества без торгов

Как уже упоминалось выше, существуют случаи, когда передача муниципальной недвижимости проводится без торгов. Договор аренды муниципального имущества заключается без проведения конкурсных мероприятий с такими лицами (в таких ситуациях):

  • объединением собственников жилой недвижимости;
  • если на открытый конкурс подал заявку всего один потенциальный арендатор;
  • если в качестве заявителя выступает образовательное учреждение, что не зависит от степени аккредитации и организационно-правовой формы;
  • учреждения медицины частного финансирования.

Кроме того, нормативно — правовыми актами предусмотрено ряд определенных требований к объектам муниципальной собственности, которые предполагают передачу без проведения торгов. Итак, конкурс на право аренды не будет объявлен, если:

  • недвижимость передается в аренду на срок 30 календарных дней в течение последующих 6 месяцев;
  • сдаваемая площадь составляет 10% от общей площади здания/сооружения и насчитывает менее 20 кв. метров.

Существенные аспекты договора

Как и обычный договор аренды, документация по временной передаче муниципальной собственности, содержит пункты, отражающие основополагающие моменты по сделке:

  • информация о времени/месте/формате проведения торгов, сумме материального взноса;
  • детальное описание предмета торгов (территориальное расположение, площадь, тип активов, срок/стоимость аренды, правовые аспекты и обязанности сторон взаимоотношений и т. д.);
  • основные требования к участникам аукциона и сопроводительной документации;
  • первоначальная стоимость аренды (в случае участия в аукционе).

В отличие от обычного договора ренты, стоимость аренды муниципальных активов рассчитывается исключительно по рыночной стоимости.

Если после прохождения конкурса/выигрыша аукциона арендодатель отказывается выполнять условия договора (не передает муниципальное имущество во временное владение третьему лицу), то он обязан не только вернуть задаток участнику, но и осуществить расчет в двойном объеме. В том случае, когда отказывается арендатор от подписания договора, задаток не возвращается. Если в аукционе принимали участие несколько потенциальных арендаторов, то первоначальный материальный взнос возвращается всем, кроме победителя торгов.

Продление договора

Если арендатор участвовал в торгах, но срок действия аренды государственного и муниципального имущества подошел к концу, то возникает вопрос: «Есть ли возможность продлить срок, не выставляя лот на торги?».

Ключевой момент в том, что арендатор обязан заранее поставить в известность владельца имущества о своем желании пролонгировать договор. Если в имеющей документации отсутствует пункт о необходимости предупреждать собственника о разрыве/продлении взаимоотношений, то заинтересованное лицо обязано направить письмо с подобной информацией за 2 месяца до окончания действия контракта.

В соответствии с нормами ФЗ «О защите конкуренции» арендодатель оставляет за арендатором право на преимущественную возможность заключения нового договора временного владения муниципальной и государственной собственностью. Это правило действует в двух случаях:

  • если обе стороны не нарушают условия договора и арендатор согласен подписать новый документ с расчетом рыночной суммы на имущество;
  • если сделка была заключена ранее 2010 года и арендодатель не возражает против пользования заявителем арендованными активами.

Новый документ, регламентирующий отношения, заключается на срок 3 года.

На данный момент все имеющиеся лоты отражаются на «Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о торгах », где можно найти всю информацию относительно организаторов торгов, типа имущества, технических характеристик, начальной цены и иных ключевых моментов.

В системе сделок с муниципальным недвижимым имуществом договоры аренды занимают особое место. Общим основанием для передачи недвижимости в аренду является увеличение арендной платой прибыли собственника, а как следствие - пополнение местного бюджета. Это объясняется тем, что муниципальная недвижимость является экономической основой муниципального образования, следовательно, распоряжение ей должно быть направлено на получение дополнительных денежных средств в местный бюджет.

Объекты муниципальной недвижимости могут быть переданы в аренду посредством проведения торгов. В предыдущей главе договор купли-продажи муниципального недвижимого имущества в основном рассматривался через Федеральное законодательство, однако, распоряжение муниципальной собственностью относится к компетенции органов местного самоуправления, поэтому практически во всех муниципальных образованиях приняты свои законодательные акты, регулирующие сделки с муниципальным имуществом.

Так, например, в городе Перми существует Положение "Об аренде муниципального имущества", утвержденное решением Пермской Городской Думы 28.05.2002 № 61 (в ред. От 28.06.2005 № 108), регулирующее порядок и способы совершения сделок сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности. Способами определения арендатора, при котором он приобретает право на заключение договора аренды являются - аукцион (проводится, если от арендатора не требуется выполнения никаких дополнительных условий, кроме внесения арендной платы и использования имущества в соответствии с его назначением) и конкурс (который проводится, когда использование муниципального недвижимого имущества предполагает наличие определенных условий, связанных с функциональным назначением выставленной на конкурс муниципальной недвижимости). По итогам аукциона, после внесения победителем стоимости, определенной на аукционе, а также по итогам конкурса заключается договор аренды муниципального недвижимого имущества.

Проанализировав вышеизложенное, можно дать следующее определение договору аренды муниципального недвижимого имущества, под которым понимают соглашение между собственником муниципальной недвижимости (арендодателем) и арендатором, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору муниципальное недвижимое имущество во временное владение и пользование либо во временное пользование за плату, определенную путем проведения торгов.

Договор аренды муниципальной недвижимости является консенсуальным, срочным, возмездным.

Сторонами договора аренды недвижимости, находящейся в муниципальной собственности, являются арендодатель и арендатор, часто в договорах аренды муниципального недвижимого имущества на стороне арендодателя выступает и "балансодержатель" - хозяйствующий субъект арендодателя. Это объясняется тем, что в качестве арендодателя выступает собственник муниципального недвижимого имущества, в частности его уполномоченный представитель - департамент имущественных отношений (как, например, в городе Пермь), комитет имущественных отношений (как пример может быть приведен город Краснокамск). Часто муниципальная недвижимость, сдаваемая в аренду, находится на балансе у муниципальных предприятий или муниципальных учреждений, которые, согласно действующему законодательству, не вправе самостоятельно распоряжаться муниципальным недвижимым имуществом, поэтому они и включаются в договор аренды как сторона арендодателя.

Арендаторами по общему правилу могут быть любые заинтересованные в получении во временное владение и пользование либо во временное пользование физические и юридические лица, которые участвовали в торгах и выиграли их.

Предметом договора может выступать любое муниципальное недвижимое имущество, которое неэффективно используется самим собственником. Однако в практике чаще встречаются лишь договоры аренды муниципальных зданий, помещений и их частей, а так же муниципальных земельных участков. Законодательством Российской Федерации установлены особенности сдачи в аренду муниципальных земельных участков, которые вытекают из их целевого назначения и рационального использования.

Предмет является одним из существенных условий договора аренды недвижимости, находящейся в муниципальной собственности, поэтому он должен быть четко определен. Для этого в договоре указывают: наименование муниципального недвижимого имущества, характеристику его качества, место нахождения и другие признаки, позволяющие точно установить соответствующий объект муниципальной недвижимости и его состояние. При отсутствии требуемых законодательством данных о предмете договора аренды, он считается не заключенным.

Форма договора аренды муниципального недвижимого имущества всегда простая письменная, так как одной из сторон договора выступает департамент имущества, комитет либо фонд управления имуществом, которые в свою очередь являются юридическими лицами. Пункт 4 Положения "Об аренде муниципального имущества", утвержденного решением Пермской Городской Думы 28.05.2002 № 61, более конкретно дает определение форме договора, устанавливая, что договор аренды муниципального недвижимого имущества заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами и исполненного в трех экземплярах.

Нормы статьи 609 Гражданского кодекса РФ устанавливают государственную регистрацию договора, если иное не предусмотрено законом. Согласно вышеназванному Положению Пермской Городской Думы, договор аренды муниципального объекта, здания, сооружения, заключающийся на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с этого момента. Законодатель устанавливает особые правила о форме договора и его государственной регистрации для некоторых видов договоров аренды муниципального недвижимого имущества.

По общему правилу, цена аренды муниципальной недвижимости и срок не относятся к существенным условиям исследуемого договора. Если сумма арендной платы не определена в договоре, то применяется обычная арендная плата, берущаяся за аналогичное муниципальное недвижимое имущество (п. 3 ст. 424 и п. 1 ст. 614 ГК РФ). Если не определен срок, на который недвижимость, находящаяся в муниципальной собственности, передается в аренду, то считается, что договор заключен на неопределенный срок, хотя такое в практике встречается редко, срок аренды муниципальной недвижимости чаще указывается.

Законом могут быть установлены максимальные (предельные) сроки для отдельных видов аренды, так, например, Закон № 178-ФЗ, устанавливает, что при продаже муниципального здания, земельный участок, на котором расположена недвижимость, может быть передан в аренду на срок не более 49 лет. Если в договоре аренды, для которого установлен предельный срок, дата его окончания не указана, то он действует до истечения предельного срока, а при заключении договора аренды муниципальной недвижимости на срок превышающий максимально возможный, он (договор) считается заключенным на установленный законом срок.

Основной обязанностью арендодателя является предоставление муниципального недвижимого имущества арендатору, выигравшему торги, иногда эта обязанность переводится на балансодержателя муниципального имущества. Арендодатель обязан не просто предоставить муниципальную недвижимость, а в соответствующем состоянии и по назначению, предусмотренному в договоре аренды муниципальной недвижимости, а также без недостатков препятствующих использованию его по назначению.

Имущество сдается в аренду со всеми принадлежностями и документацией, если другое не установлено договором. Муниципальное имущество должно быть передано в аренду в установленный договором срок, или в разумный срок - если он не установлен.

Обязанность арендодателя (балансодержателя) обеспечить надлежащее состояние муниципального имущества не прекращается и после передачи недвижимости в аренду. Под предоставлением в надлежащем состоянии понимают передачу муниципального недвижимого имущества свободным от любых свойств, которые ухудшают качество имущества или отличаются от того состояния муниципальной недвижимости, которое требуется по заключенному договору аренды.

Арендодатель обязан отвечать за любые недостатки переданного в аренду муниципального имущества, исключения составляют случаи прямо указанные в законодательстве. Так же при заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить о правах третьих лиц на сдаваемую в аренду муниципальную недвижимость.

Гражданское законодательство к обязанностям арендодателя относит работы, связанные с капитальным ремонтом, если другое не предусмотрено договором аренды. В практике встречаются договоры аренды муниципальной недвижимости, в которых обязанность проведения капитального ремонта возложена не арендатора. Под капитальным ремонтом понимается восстановление основных частей (конструктивных элементов), без которых муниципальное недвижимое имущество нельзя использовать по назначению, срок (периодичность) проведения ремонта оговаривается в договоре или проводится по мере необходимости.

Арендодатель обязан возместить арендатору стоимость неотделимых улучшений, если они совершены с его согласия.

Подводя итог по обязанностям арендодателя, следует отметить, что обязанности по предоставлению муниципального недвижимого имущества в надлежащем состоянии и предупреждение арендатора о правах третьих лиц являются императивными, а остальные - диспозититвны.

Обязанности арендатора.

Арендатор обязан использовать арендованное муниципальное имущество только в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением недвижимого имущества (п.1 ст.615 ГК РФ). Пользоваться недвижимостью арендатор обязан сам, иначе у арендодателя появится право требовать досрочного расторжения договора и возмещения убытков.

Одной из основных обязанностей арендатора является своевременная плата за пользование муниципальным недвижимым имуществом, размер, порядок, условия и сроки внесения, которых определяются договором.

По истечению срока договора арендатор обязан вернуть собственнику муниципальное недвижимое имущество в том состоянии, в котором он его получил с учетом нормального износа, также вместе с имуществом должны быть возвращены все принадлежности и документы.

Во время использования муниципальной недвижимости арендатор обязан поддерживать его в исправном состоянии, то есть производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества.

Арендатор не вправе без согласия собственника недвижимости сдавать ее в субаренду.

Обязанности арендатора по использованию муниципального недвижимого имущества в соответствии с его назначением и условиями договора, своевременная оплата имущества и возврат его в надлежащем состоянии носят императивный характер.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что договор аренды муниципального недвижимого имущества является возмездным, срочным, консенсуальным. Сторонами в договоре выступают арендодатель (собственник муниципального недвижимого имущества) и арендатор (любое физическое или юридическое лицо, выигравшее торги). Муниципальная недвижимость является предметом договора, а предмет - существенным условием.

В законодательстве намечается переход от договоров аренды к договорам концессии. Однако разработка концессионного законодательства в нашей стране неоправданно затянулась. Основное отличие передачи имущества по договору концессии от аренды состоит в том, что концессионеру передается право осуществления деятельности или предоставления услуг, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами к функциям местного самоуправления. А уже для обеспечения этой деятельности концессионеру передается в пользование муниципальное имущество. В истории нашей страны концессия - явление далеко не новое, однако, в настоящее время в России практика закрепления договоров концессии не применяется, что связано с отсутствием необходимой правовой основы, хотя законопроект о концессионном соглашении (договоре) в данный момент и находится в стадии разработки.

Гражданское законодательство выделяет некоторые виды договоров аренды недвижимости из общей массы договоров, которые регулируются с учетом особенностей, предусмотренных в специальных параграфах главы 34 Гражданского кодекса РФ.

Так, параграф 4 регулирует договоры аренды зданий и сооружений, аналогичные требования предъявляются и к договорам аренды муниципальных зданий и сооружений. Положение "Об аренде муниципального имущества", утвержденное решением Пермской Городской Думы 28.05.2002 № 61 (в ред. От 28.06.2005 № 108), также базируется при регулировании договоров аренды муниципальных зданий, сооружений на нормах вышеуказанного параграфа Гражданского законодательства.

По договору аренды муниципальных зданий, сооружений арендодатель (собственник муниципального недвижимого имущества) обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору, выигравшему торги, муниципальное здание, сооружение. Этот вид договора аренды муниципальной недвижимости выделен законодателем отдельно из-за особенностей его предмета.

Предметом рассматриваемого договора являются муниципальные здания или сооружения, а также их части. Особенность вытекает из присущих им качеств недвижимости и назначения объекта. Так муниципальные здания предназначены для постоянного нахождения в них людей с целью проживания или работы, а сооружения служат для технических целей, люди в них находятся временно.

Положение Пермской городской Думы дает следующее определение предмета договора аренды: здания - это объекты недвижимого имущества, заключающие в себе внутреннее пространство, предназначенное и приспособленное для различных видов человеческой деятельности. В зависимости от функционального назначения здания его внутреннее пространство делится на помещения. Помещение - это огражденное со всех сторон пространство внутри здания. Инженерные сооружения (далее - Сооружения) - это объекты недвижимого имущества, представляющие собой постройку, состоящую из одной или нескольких частей, составляющих единое целое, и невозможную к перемещению с занимаемого земельного участка без нанесения значительного ущерба.

Состав сторон аналогичен составу в обычном договоре аренды муниципального недвижимого имущества - арендатор и арендодатель.

Форма договора является простой письменной, обязательно составление единого документа, подписанного сторонами, несоблюдение формы влечет недействительность договора аренды муниципального здания (сооружения).

Существенным отличием из общего правила обязательной регистрации договоров аренды муниципальной недвижимости, является то, что договор аренды муниципальных зданий (сооружений), заключенный сроком менее одного года, не требует государственной регистрации в регистрационной палате.

Особенностью исследуемого вида договора аренды является совокупность его существенных условий, к которым помимо предмета добавилась еще и цена (арендная плата). Определение начальной цены и цены арендной платы за муниципальные здания (сооружения) в городе Перми регулируется Методикой определения размера арендной платы за недвижимое муниципальное имущество, утвержденной решением Пермской городской Думой № 61. Согласно этому решению, арендная плата за переданное в аренду имущество устанавливается в денежной форме, включает плату за долю земельного участка, расчетно приходящуюся на арендуемый Объект, Сооружение, не включает налог на добавленную стоимость.

В сфере управления муниципальной недвижимостью арендная плата определяется на основании нормативно-методического расчета. Однако с 2003 года на федеральном уровне начат переход на определение ставок арендной платы на основе независимой оценки. Так, переход на рыночные ставки арендной платы применяется в Москве с 01.10.2002 года, и дал положительный результат, скорее всего муниципалитеты так же в скором времени начнут высчитывать арендную плату за муниципальное недвижимое имущество на основе рыночной оценки.

Содержание договора аренды муниципальных зданий и сооружений (по сравнению с содержанием обычных договоров аренды муниципальной недвижимости) не подвергся серьезным изменениям, сохранился основной набор обязанностей сторон, конкретизировались лишь некоторые способы их исполнения. Так при передаче муниципального здания (сооружения) в аренду арендатору передается и право на земельный участок, занимаемый этим зданием. Согласно Положению "Об аренде муниципального имущества", в соответствии с заключенным договором аренды Департамент передает муниципальное имущество арендатору во временное владение и пользование или во временное пользование по передаточному акту, возврат арендованного имущества собственнику оформляется так же.

Обобщая вышесказанное по договору аренды муниципальных зданий и сооружений, следует отметить, что данный вид договоров имеет особенности, которые заключаются в предмете договора, составе существенных условий, а так же в способах исполнения сторонами обязанностей.

При исследовании договоров аренды муниципального недвижимого имущества, следует особое внимание уделить и такому виду договора как аренда муниципального жилого фонда.

Под арендой муниципального жилья обычно понимают отношения, которые устанавливаются между собственником муниципального жилого фонда и юридическими лицами по поводу предоставления юридическим лицам жилых помещений из муниципального жилого фонда, без ограничения размеров, временное владение и пользование или во временное пользование на основании договора аренды для проживания граждан.

Договор аренды - соглашение, по которому арендодатель предоставляет арендатору и членам его семьи недвижимость в муниципальной жилищной сфере, включая жилые помещения, без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование либо пользование, а арендатор обязуется использовать ее в соответствии с договором и своевременно вносить арендную плату.

Особенность данного вида договора аренды муниципальной недвижимости заключается в составе сторон, на стороне арендодателя выступают собственники муниципального жилья через уполномоченные органы, которыми являются службы заказчика. Круг арендаторов существенно сужен, так как к ним относятся лишь юридические лица, зарегистрированные в соответствующем муниципальном образовании или имеющие на его территории свои филиалы либо представительства, или специально созданные для решения жилищных проблем ее участников организации в форме некоммерческих структур.

Предметом рассматриваемого договора является муниципальный жилой фонд, к которому относят квартиры, дома, жилые помещения в фактически сданных домах - новостройках, строительство которых проводилось с привлечением средств местного бюджета, а так же в домах после капитального ремонта и реконструкции.

Гражданским законодательством для договора аренды муниципального жилого фонда по общему правилу предусмотрена простая письменная форма, государственная регистрация.

Содержание договора. Основная обязанность арендодателя передать муниципальное жилое помещение в надлежащем состоянии пригодном для проживания граждан, согласно условиям договора. Процесс передачи муниципального жилья регулируется гражданским и жилищным законодательством. Основными обязанностями арендатора является принятие жилья, своевременное внесение арендной платы, использование жилого помещения в соответствии с целевым назначением - проживанием граждан.

Оплата жилья и коммунальных услуг по договору аренды устанавливается договором между арендатором и собственником либо уполномоченным собственником лицом (органом). Если оплата жилья и коммунальных услуг по договору аренды не производится в течение шести месяцев, то договор аренды расторгается в судебном порядке, и гражданин подлежит выселению.

Исследование договора аренды муниципального жилого фонда показало, что договоры являются возмездными, срочными, консенсуальными. Сторонами являются собственник муниципальной недвижимости или его уполномоченный представитель и юридическое лицо, зарегистрированное в данном муниципальном образовании. Предметом выступают муниципальные жилые помещения, отвечающие требованиям законодательства. Форма и содержание договора аренды муниципального жилого фонда существенно не отличается от формы и содержания обычного договора аренды муниципальной недвижимости.

Договор аренды заключается на определенный сторонами срок. По его окончании арендатор обязан возвратить имущество арендодателю (ст. 622 Гражданского кодекса РФ). Но если арендатор продолжает пользоваться объектом аренды и арендодатель против этого не возражает, договор считается продленным на согласованных в нем условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ). В то же время многие объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам только на основании торгов. Например, такой порядок установлен для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ).

Высший судебный орган также признал конкурсный порядок единственным законным способом продлить договор аренды на новый срок. ВАС РФ указал, что договор аренды муниципального земельного участка, заключенный на новый срок без торгов, ничтожен (ст. 168 Гражданского кодекса РФ) как и соглашение о продлении такого договора. На основании постановления ВАС сформировалась судебная практика. Суды признавали договоры аренды муниципального имущества, продленные без торгов, ничтожными, а дополнительные соглашения о продлении таких договоров недействительными. Примеры – постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2015 г. № Ф05-11373/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2013 г. по делу № А65-18635/2012.

Антимонопольные органы с судьями соглашаются. Заключение договоров аренды муниципального имущества допускается на торгах (ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ). Нарушение этого правила ФАС рассматривает как ограничение конкуренции. Таким ограничением она считает в том числе продление договора аренды муниципального имущества на неопределенный срок. Орган местного самоуправления либо главу местной администрации могут привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 14.49 КоАП РФ, выдать предписания об устранении нарушений требований закона (решение Владимирского областного суда от 2 сентября 2014 г. № 11-291/2014).

Когда мунипалитет может продлить договор аренды

Чтобы понять, можно ли продлить договорные отношения с арендатором без торгов и избежать негативных последствий, обратите внимание на дату заключения основного договора аренды. ВАС РФ в постановлении № 73 указал, что продление договоров аренды на неопределенный срок без проведения торгов допустимо, если основной договор стороны заключили до вступления в силу норм об обязательном заключении договоров в отношении публичного имущества на торгах Закона № 135-ФЗ. Эти нормы были установлены статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ. Она введена Федеральным законом от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ, который вступил в силу с 2 июля 2008 года.

Позицию ВАС РФ поддерживают и суды общей юрисдикции.

Пример 1. Антимонопольная служба привлекла орган местного самоуправления к административной ответственности. Орган местного самоуправления продлил договор аренды муниципального имущества (нежилого помещения) на неопределенный срок без торгов. По мнению ФАС, тем самым местные власти предоставили арендатору незаконную преференцию. Это противоречит статье 15 Закона № 135-ФЗ.

Муниципалитет не согласился с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности и обратился в суд. Суды установили, что договор аренды был заключен до 2 июля 2008 года. Поэтому положения статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ к спорным правоотношениям неприменимы. Суд удовлетворил требования муниципалитета и признал незаконным постановление ФАС.

Порядок заключения договоров аренды муниципального имущества и признание его ничтожным

Договор аренды может быть признан ничтожным и расторгнут, если он заключен после вступления в силу положений Закона № 135-ФЗ об обязательном заключении таких договоров на торгах. Это правило действует, даже если арендатор продолжает пользоваться объектом аренды после истечения срока его действия и ни одна из сторон не заявила о желании прекратить договорные отношения.

Полезно знать

Чтобы заявить о намерении прекратить договорные отношения и потребовать возврата имущества, направьте арендатору письменное уведомление

Пример 2. Муниципалитет потребовал, чтобы компания вернула ранее переданное в аренду имущество по акту приема-передачи. Арендатор отказался. Аргумент: срок действия ранее заключенного договора аренды истек и ни одна из сторон не заявила о намерении прекратить договорные отношения. В связи с этим договор должен быть продлен на неопределенный срок.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали органу местной власти в иске. Но кассация судебные акты отменила и поддержала требования муниципалитета. Договор в установленном порядке не продлевался и прекратил свое действие в связи с истечением срока, на который он был заключен (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 августа 2016 г. № Ф09-7143/16 по делу № А71-6860/2015).

Договор аренды и безвозмездного пользования муниципального имущества может быть продлен на неопределенный срок

Если стороны заключили договор безвозмездного пользования (ссуды), то на ссудополучателя возлагается обязанность содержать полученное имущество (ст. 695 Гражданского кодекса РФ). В отношении договора ссуды муниципального имущества допускается его продление на неопределенный срок. Судебная практика это подтверждает.

Пример 3. Орган местного самоуправления до вступления в силу Закона № 135-ФЗ заключил договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом. Когда срок действия договора истек, муниципалитет продлил его без проведения конкурса. Это произошло после 2 июля 2008 года. Но орган местного самоуправления руководствовался пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ.

ФАС усмотрела в действиях муниципалитета нарушение федерального законодательства о защите конкуренции и обратилась в суд. Она потребовала признать дополнительное соглашение недействительной сделкой и возвратить имущество в казну муниципального образования. Часть требований суд удовлетворил. Он признал дополнительное соглашение недействительной сделкой. Судьи указали, что положения статьи 621 Гражданского кодекса РФ нельзя истолковать как создающие возможность обхода правил об обязательности торгов в установленных законом случаях. Это выводило бы определенный круг хозяйствующих субъектов из сферы действия антимонопольного законодательства, создавая неравные условия хозяйствования, и не отвечало бы целям Закона № 135-ФЗ. Но в требовании о возврате муниципального имущества в казну муниципального образования судьи отказали. Ссудополучатель продолжает пользоваться имуществом, и требования о его возврате заявлены не были. Поэтому основной договор ссуды считается пролонгированным на неопределенный срок. Президиум ВАС РФ поддержал нижестоящие суды (постановление от 28 декабря 2010 г. № 9143/10).

Выводы

  1. Не подписывайте дополнительные соглашения о продлении срока действия договора, который вы заключили до 2 июля 2008 года. Контролеры признают это нарушением федерального законодательства о защите конкуренции. Регистрирующий орган может отказать в регистрации дополнительных соглашений (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2015 г. № 13АП-1619/2015).
  2. Если необходимо сохранить отношения с действующим арендатором или ссудополучателем, а основной договор был заключен до вступления в силу Закона № 135-ФЗ, тактика умолчания сработает. Не нужно совершать никаких действий, чтобы продлить срок договора. Он будет считаться продленным на неопределенный срок на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ. Любая из сторон вправе отказаться от договора аренды, заключенного на неопределенный срок, исходя из положений пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса РФ.
  3. Если договор был заключен после 2 июля 2008 года, пролонгировать его на определенный или на неопределенный срок в обход конкурентных процедур нельзя. Орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, допустившие такое нарушение, могут быть привлечены к административной ответственности.

Сегодня большинство предприятий желает подписать с различными органами власти – договор об аренде имущества. При этом следует осознавать, что оформлять подобные документы нужно правильным образом, тогда они и смогут защитить сторон сделки от лишних проблем.

Что касается формы документа, то она письменная. Необходимо составить единый документ, после чего подписать его сторонами. Если не будут соблюдены важные условия, то договор не является действительным.

В договоре должны быть прописаны:

  • Имущество, которое и планируется передать в пользование;
  • Цену;
  • Срок пользования данным имуществом;
  • Сведения о собственнике.

Когда недвижимость передается в пользование на определенное время, а именно – меньше года, то сделку нужно будет зарегистрировать, ведь это важнейшее условие, о котором нельзя забывать. Иначе соглашение не будет иметь какого-либо значения.

Какое имущество относится к муниципальному?

Важно знать, что аренда государственного или муниципального имущества пользуется особой актуальностью, о чем следует знать. Основная причина этого в совершенствовании законодательных требований.

Это и высокая стабильность документов данного вида, если сравнивать с аналогичными сделками, которые сегодня все чаще и чаще проводятся с коммерческими структурами.

Необходимо знать, государственная собственность в нашей стране – представляет собой, то самое имущество, владельцем которого выступает государство.

Сюда можно отнести и имущество, владельцем которой могут быть:

  • Край;
  • Автономный округ, область;
  • Республика;
  • Или же города федерального значения.

Что касается муниципальной собственности, то сюда относится имущество, его владельцем являются:

  • Сельские или городские поселения;
  • Иные муниципальные структуры.

Всегда нужно знать органы власти, они имеют право приобретать муниципальные площади, выступая от имени муниципальных структур в суде. Важно выполнять обязанности, имущественные права.

Как взять муниципальное имущество в аренду?

Если осуществляется сдача в аренду муниципального или государственного помещения, то всегда принято заключать договор, так как это важное условие. Такая сделка может быть осуществлена исключительно после того, как будут проведены торги.

Это объясняется тем, что действительно без торгов в аренду принято предоставлять:

  • Медицинским компаниям. Для расположения на объектах сетей связи или почты; Политическим партиям;
  • Сюда можно отнести и организации, которые станут специализироваться в сфере направления услуг образования.

Чтобы можно было с легкостью арендовать имущество, принадлежащее государству, то предпринимателю необходимо обратиться в учреждение, за ним и закрепляется объект. Сюда можно отнести и управляющую компанию, которая станет курировать данное помещение.

Следует добавить, что предприниматель, выполняющий свои обязанности, сможет заключить документ на срок с арендодателем, при этом делая это без всяких торгов.

Если возникают трудности в плане понимания сути этой сделки, то можно проконсультироваться с опытными юристами. Они и позволят избежать совершения ошибок, не сталкиваясь с лишними проволочками в дальнейшем. В результате сделка считается заключенной, а стороны лишены мошеннических действий по отношению друг к другу.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА АРЕНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНУЮ КАЗНУ, ЗАКЛЮЧЕННОГО ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ (КОНКУРСОВ, АУКЦИОНОВ) ДОГОВОР АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА г. Талдом от "___" ____________ 20___ г. 1. Стороны Договора На основании постановления главы муниципального образования городское поселение Талдом от "_____" _______________ 2010 г. N _____________________ администрация муниципального образования городское поселение Талдом, ИНН 5078015001, КПП 507801001, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером (ОГРН) 1055001813580 от 18.11.2005 Межрайонной ИФНС N 12 по Московской области, именуемая в дальнейшем "Арендодатель", в лице главы __________________________________, действующего на основании Устава муниципального образования городское поселение Талдом, принятого решением Совета депутатов городского поселения Талдом, зарегистрированного Управлением юстиции Московской области 27.08.2009 N RU505191032009001, с одной стороны, и ___________________, ИНН ______________, КПП ____________, внесенный в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером (ОГРН) ___________ от "____" ______________, в лице ____________________________, действующего на основании ___________________, именуемый в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

2. Терминология

2.1. Арендодатель и Арендатор по согласованию договорились о нижеперечисленных терминах, используемых в тексте настоящего Договора:

2.1.1. Балансодержатель - администрация муниципального образования городское поселение Талдом.

2.1.2. Договор - настоящий договор.

2.1.3. Стороны - Арендодатель, Арендатор.

2.1.4. Имущество - недвижимое имущество, предоставляемое в аренду в соответствии с Договором.

2.1.5. День - календарный день.

2.1.6. Сумма арендной платы - сумма ежемесячной арендной платы, устанавливаемая в порядке, предусмотренном Договором.

3. Предмет Договора

3.1. Арендодатель обязуется предоставить по передаточному акту, а Арендатор принять во временное пользование (в аренду) нежилое здание общей площадью ______ кв. м, именуемое в дальнейшем "Здание" и расположенное по адресу: _______________, в состоянии, позволяющем производить его нормальную эксплуатацию.

3.2. Здание предоставляется Арендатору во временное пользование с разрешенным видом деятельности "торговля розничная и оптовая" в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.

3.3. Имущество находится в собственности муниципального образования городское поселение Талдом и на момент подписания настоящего Договора не заложено, в споре и под арестом не состоит.

4. Срок аренды

4.1. Действие Договора распространяется на финансовые отношения сторон с "____" ____________ 20___ г. по "____" _____________ 20___ г.

5. Размер и порядок внесения арендной платы

5.1. Базовая ставка арендной платы на момент заключения Договора составляет _________________ руб. за 1 кв. м нежилой площади без учета НДС. Сумма ежемесячной арендной платы за аренду недвижимого имущества составляет _______________________________________________________________.

Приложение N 1 и приложение N 2 к Договору являются неотъемлемой частью Договора.

5.2. Различного рода налоги, сборы и платежи, лежащие на сторонах в связи с Договором, не могут повлиять на размер арендной платы.

5.3. Арендная плата может быть во всякое время изменена по соглашению сторон, но не чаще одного раза в год.

5.4. Арендная плата вносится ежемесячно безналичным порядком на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Московской области (администрация муниципального образования городское поселение Талдом) _________________.

При этом платежи за текущий месяц аренды должны быть полностью внесены Арендатором не позднее 10 числа следующего месяца. Датой уплаты арендной платы считается дата зачисления арендного платежа на счет Управления Федерального казначейства по Московской области.

Арендатор самостоятельно уплачивает НДС, уточняя в соответствующем территориальном налоговом органе реквизиты для его перечисления.

5.5. В арендную плату не включаются платежи за пользование электроэнергией и коммунальными услугами: отоплением, водоснабжением, канализацией, вывозом отходов.

Сумма продажи права на заключение Договора аренды ______________ руб. (______________ руб.).

6. Права и обязанности Арендатора

6.1. Арендатор вправе:

6.1.1. По окончании срока Договора либо при его досрочном расторжении изъять из имущества произведенные им улучшения, которые могут быть отделены без вреда конструкции имущества.

6.2. Арендатор обязан:

6.2.1. Принять от Арендодателя имущество; прием-передача имущества осуществляется с участием представителя Арендодателя по акту, в котором отражается техническое состояние имущества на момент передачи.

6.2.2. Своевременно и в порядке, установленном Договором, вносить арендную плату за пользование имуществом, а также оплачивать по отдельным договорам коммунальные услуги и эксплуатационные расходы.

6.2.3. Использовать имущество исключительно в соответствии с целевым назначением, предусмотренным Договором.

6.2.4. Соблюдать технические, санитарные, экологические, противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользованию нежилыми помещениями; эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами эксплуатации.

6.2.6. Производить переустройство, перепланировку либо иные изменения, затрагивающие конструкцию имущества, лишь с письменного согласия Арендодателя, а также по согласованию с соответствующими службами.

6.2.7. Незамедлительно сообщать Арендодателю обо всех нарушениях прав собственника, а также нарушениях прав Арендатора и претензиях на имущество со стороны третьих лиц.

6.2.8. Незамедлительно предоставлять уполномоченным лицам Арендодателя, а также представителям органов, контролирующих соблюдение требований, перечисленных в п. 6.2.4, возможность контроля за соблюдением условий использования имущества (допуск в помещение, осмотр, предоставление документации и т.д.); обеспечивать беспрепятственный допуск работников специализированных эксплуатационных и ремонтно-строительных служб для производства работ, носящих аварийный характер.

6.2.9. В случае взыскания контролирующими органами штрафных санкций с Арендодателя за нарушения, допущенные Арендатором в процессе осуществления им своей деятельности, Арендатор возмещает Арендодателю понесенные расходы в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения соответствующего требования от Арендодателя и документов, подтверждающих факт предъявления контролирующими органами Арендодателю требования об уплате штрафных санкций.

6.2.10. Производить капитальный ремонт имущества по согласованию с Арендодателем.

6.2.11. Своевременно производить текущий ремонт имущества.

6.2.12. Не позднее чем за два месяца письменно сообщить Арендодателю об освобождении имущества как в случае истечения срока Договора, так и при досрочном расторжении или о намерении продлить действие Договора.

6.2.13. По истечении срока Договора или досрочном расторжении передать его Арендодателю в соответствии с разделом 6.2 Договора.

6.2.14. Обеспечить сохранность арендованного имущества и за счет своих средств возмещать балансодержателю нанесенный ему ущерб от порчи принятого в аренду имущества.

6.2.15. Заключать договоры с соответствующими организациями на оплату услуг по техническому обслуживанию арендуемых помещений и мест общего пользования (уборка, вывоз мусора, обслуживание коммуникаций, охрана и т.д.), а также отдельные договоры на оплату коммунальных услуг (тепло, вода, электроэнергия).

6.2.16. Незамедлительно сообщать Арендодателю о произошедших в арендуемом помещении авариях и других случаях, в результате которых сторонам может быть причинен материальный ущерб.

6.3. Арендатор не вправе:

6.3.1. Без письменного разрешения Арендодателя сдавать в субаренду имущество или его часть, а также передавать любым способом имущество или его часть в пользование третьим лицам.

6.3.2. Использовать право аренды имущества в качестве предмета залога или вклада в уставный капитал (фонд) других предприятий.

6.3.3. Арендатор не имеет права вносить и хранить в Здании взрывчатые, пожароопасные, легковоспламеняющиеся, наркотические и ядовитые вещества, боеприпасы и оружие, включая их части; пользоваться звукоизлучающими, радиоизлучающими и вибрационными установками с параметрами, превышающими допустимые; перегружать электрические и иные сети, устанавливать приборы и оборудование, эксплуатация которого может привести к превышению мощности.

7. Обязанности Арендодателя

7.1. Арендодатель обязан:

7.1.1. В течение пяти дней с момента заключения Договора передать Арендатору имущество; прием-передача имущества осуществляется по акту, в котором отражается техническое состояние имущества на момент передачи (приложение N 2).

7.1.2. В случае продажи имущества либо иного изменения собственника или владельца уведомить об этом Арендатора не позднее чем за 30 дней до предполагаемого изменения.

8. Уведомления и сообщения

8.1. Все уведомления и сообщения, направляемые в соответствии с Договором или в связи с ним, должны составляться в письменной форме и будут считаться поданным надлежащим образом, если они посланы заказным письмом, по телетайпу, по телеграфу, телефаксу или доставлены лично по юридическим адресам сторон.

8.2. Стороны обязуются незамедлительно уведомлять друг друга об изменении своих адресов и банковских реквизитов. Неисполнение стороной настоящего пункта лишает ее права ссылаться на то, что предусмотренные Договором уведомление или платеж не были произведены надлежащим образом.

Признается официальным уведомлением публикация в местной печати соответствующего объявления.

8.3. Датой направления почтового уведомления или сообщения считается дата штемпеля почтового ведомства места отправления о принятии письма или телеграммы, или дата отправления уведомления или сообщения по телетайпу, телефаксу, или дата личного вручения уведомления или сообщения стороне, или дата соответствующей публикации.

8.4. Настоящий Договор может быть досрочно расторгнут в одностороннем порядке Арендодателем по истечении 30 дней с момента получения Арендатором письменного уведомления о расторжении Договора.

9. Санкции

9.1. Если Арендатор своевременно не заключил договор аренды, то сумма арендной платы за период использования имущества до момента подписания договора взыскивается с Арендатора в пользу бюджета.

9.2. В случае несоблюдения порядка и сроков внесения арендной платы Арендатор обязан уплатить в бюджет за каждый день просрочки пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы просроченного платежа, началом применения данных санкций считается следующий день после наступления срока оплаты очередного платежа.

9.3. При нарушении пп. 6.2.2-6.2.3 Арендодатель вправе в одностороннем порядке досрочно расторгнуть Договор в судебном порядке.

10. Порядок возврата имущества

10.1. Возврат арендуемого Здания Арендодателю осуществляется не позднее последнего дня срока аренды, предусмотренного п. 4.1 настоящего Договора.

10.2. Здание считается переданным Арендатором и принятым Арендодателем с момента подписания сторонами акта приема-передачи помещения.

10.3. Арендатор обязан передать Здание Арендодателю в состоянии не хуже указанного в акте приема-передачи и с учетом нормального износа. Арендатор обязан передать Арендодателю без возмещения затрат Арендатора все произведенные им с согласия или без согласия Арендодателя неотделимые улучшения Здания.

10.4. В случае если при передаче Здания Арендатором Арендодателю, связанной с окончанием либо досрочным расторжением настоящего Договора, будут выявлены недостатки Здания, ухудшившие его состоянию по сравнению с состоянием Здания на момент заключения настоящего Договора, Арендатор обязан оплатить Арендатору расходы по их устранению.

10.5. Если Арендатор не передает Арендодателю Здание и продолжает пользоваться им после окончания срока аренды, указанного в п. 4.1, Арендатор выплачивает Арендодателю арендную плату за пользование Зданием сверх даты окончания срока аренды в двойном размере. Исполнение указанной оплаты не освобождает Арендатора от обязанности освободить Здание.

10.6. В случае отказа или уклонения Арендатора от передачи Здания Арендодателю и (или) от подписания акта приема-передачи Здания либо в случае фактического освобождения Здания до даты окончания срока аренды Арендодатель имеет право принять Здание в одностороннем порядке с составлением соответствующего акта. При этом настоящий Договор прекращает свое действие с момента составления Арендодателем соответствующего одностороннего акта.

10.7. Во избежании сомнений любая задержка в освобождении и передаче Здания Арендатором Арендодателю не будет считаться продлением срока настоящего Договора.

11. Прочие условия

11.1. Стороны принимают меры к непосредственному урегулированию споров, возникающих из Договора. Споры, не урегулированные сторонами, непосредственно решаются в соответствии с действующим законодательством РФ в Арбитражном суде Московской области.

11.2. Любые изменения и дополнения к Договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченным на то представителями сторон.

11.3. Приложения к Договору составляют его неотъемлемую часть.

12. Заключительные положения

12. Договор составлен в трех идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. К Договору прилагаются: приложение 1 - расчет арендной платы; приложение 2 - акт приема-передачи в аренду имущества.

13. Юридические адреса сторон

13.1. Арендодатель: администрация муниципального образования городское поселение Талдом, 141900, г. Талдом, пл. К. Маркса, 12, ИНН 5078015001, КПП 507801001, ОКАТО 46254501000.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...