Side Assist – система помощи водителю при перестроении. Автомобильные системы помощи при перестроении Как работает система помощи водителю при перестроении

При каждой смене модельного ряда ведущие автопроизводители ставят перед собой цель привлечь покупателя чем-то особенным. Одни предлагают роскошный салон и богатое оснащение, вторые воспитывают спортивный характер и улучшают мощную динамику, третьи же делают ставку на более экономичные двигатели с альтернативными источниками энергии. Однако во всех случаях будущее автомобилестроения немыслимо без электронных систем управления. Бурное развитие технологических « начинок» дает основание полагать, что прогресс в автомобильной промышленности твердо определил для себя приоритетное направление.


СИСТЕМА ПОМОЩИ ПРИ ПЕРЕСТРОЕНИИ

Если при смене одного ряда движения на другой вы часто слышите недовольные сигналы клаксонов, или вам, совершая такой маневр, банально лень смотреть в наружные зеркала заднего вида, значит, этот электронный помощник создан именно для вас. Система безопасного перестроения поможет заметить транспортное средство на соседних полосах и избежать возможного столкновения.

Принцип ее действия основан на контроле зон движения рядом с автомобилем и предупреждении водителя о помехе. Система включается специальной кнопкой и активируется, как правило, на скорости свыше 60 км/ч. Радары, установленные в наружных зеркалах заднего вида, с помощью электромагнитных волн определяют все, что находится в «слепой» зоне. Электронные блоки управления следят за подвижными объектами, а также распознают неподвижные: припаркованные автомобили, дорожное ограждение и т.п. Если вы вознамерились перестроиться, но при этом в опасной зоне находится другой автомобиль, на приборной панели включается сигнальная лампа. При этом наряду со светодиодной индикацией может подаваться и звуковой сигнал. В некоторых системах вместо радаров устанавливаются видеокамеры и ультразвуковые датчики. Но следует помнить, что в условиях тумана, сильного дождя и снега цифровая камера недостаточно эффективна.

У разных производителей система информирования о «мертвой» зоне имеет свои торговые названия:
- Side Assist - Audi, Volkswagen;
- Lane Change Warning - BMW;
- Rear Vehicle Monitoring, RVM - Mazda;
- Blind Spot Assist - Mercedes-Benz;
- Spurwechselassistent, SWA - Porshe;
- Blind Spot Infomation System, BLISTM - Ford;
- Blind Spot Information System, BLIS - Volvo.


СИСТЕМА КРУГОВОГО ОБЗОРА

Данная технология, которая является дальнейшим развитием оптической парковочной системы, предназначена для оказания помощи водителю при выполнении параллельной или перпендикулярной парковки, движении между рядами, выезде на «слепой» перекресток, а также при маневрировании в других стесненных условиях. Работа опции основана на съемке обстановки вокруг автомобиля и передачи информации на мультимедийный дисплей.

Конструктивно система кругового обзора объединяет, в основном, четыре видеокамеры, установленные по периметру кузова. Передняя камера базируется в радиаторной решетке, задняя - в модуле освещения номерного знака, две боковые встроены в корпуса наружных зеркал заднего вида. Все видеокамеры имеют большой угол обзора и высокое разрешение. Это позволяет получать панорамный вид окружения автомобиля (т.н. вид с высоты птичьего полета) и детализированное изображение с одной или нескольких камер. При этом степень увеличения можно изменять. На «картинку» с камеры заднего вида выводятся динамические направляющие, указывающие возможную и рекомендуемую траектории движения. Система работает при небольшой скорости - до 10-18 км/ч, имеет автоматический и ручной режимы активации.

Система кругового обзора впервые была применена в 2007 году компанией Nissan и до недавнего времени являлась прерогативой автомобилей лишь премиум-сегмента. Сегодня она есть в арсенале многих ведущих автопроизводителей - Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Land Rover, Nissan, Toyota. Некоторые из них имеют собственные названия:
- Around View Monitor, AVM - Nissan;
- Surround Camera System - Land Rover;
- Area View - Volkswagen.


СИСТЕМА РАСПОЗНАВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

Система призвана предупреждать водителя о необходимости соблюдения скоростного режима. Главный конструкционный элемент здесь - видеокамера, расположенная на ветровом стекле за зеркалом заднего вида. Она снимает пространство справа и сверху по ходу движения - в зоне расположения дорожных знаков. Эта камера также используется системами обнаружения пешеходов и помощи движению по полосе. Полученное изображение анализирует электронный блок управления, который распознает форму, цвет дорожных знаков, информационные надписи на них. Если фактическая скорость автомобиля выше максимально допустимой, на экран панели приборов выводится изображение в виде знака ограничения. Наряду с визуальным предупреждением может передаваться и звуковое.

Система способна распознавать ограничения скорости, действующие для определенного вида транспорта, а также знаки отмены ограничения. А разработка Opel Eye - еще и знаки, запрещающие обгон. Систему распознавания дорожных знаков (Traffic Sign Recognition, TSR ) имеют в своем активе многие известные автокомпании - Audi, BMW, Ford, Mercedes-Benz, Opel, Volkswagen. Mercedes-Benz назвал свою систему Speed Limit Assist (помощь в соблюдении скоростного режима).


СИСТЕМА ОБНАРУЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ

Основное предназначение этой технологии - предотвращение столкновения с пешеходами. Статистические данные свидетельствуют, что вероятность смертельного исхода от столкновения пешехода с автомобилем на скорости 65 км/ч составляет 85%, 50 км/ч - 45%, 30 км/ч - 5%. Применение данной системы позволяет почти на четверть сократить смертность пешеходов при ДТП и на треть снизить риск тяжелых травм.

Для распознавания людей вблизи автомобиля используется видеокамера и радар. Их работа наиболее эффективна на расстоянии до 40 м. Если пешеход обнаружен, система отслеживает его дальнейшее перемещение и оценивает вероятность столкновения. К тому же она способна «вести» одновременно несколько пешеходов, идущих или бегущих различными курсами, а также реагирует на транспортные средства, которые стоят на месте или движутся в попутном направлении. Все результаты слежения отображаются на мультимедийном экране.

Если электроника установила, что при текущем характере движения столкновение с пешеходом неизбежно, посылается звуковое предупреждение. Далее система оценивает реакцию водителя (торможение, изменение направления движения). И если таковой не последовало, автоматически доводит автомобиль до остановки.

Впервые система обнаружения пешеходов была использована в 2010 году на автомобилях Volvo. Она имеет ряд модификаций:
- Pedestrian Detection System - Volvo;
- Advanced Pedestrian Detection System - корпорация TRW;
- EyeSight - Subaru.


СИСТЕМА НОЧНОГО ВИДЕНИЯ

Принцип действия системы, устанавливаемой, как правило, на автомобилях премиум-класса, основан на фиксации инфракрасного излучения объектов и его проецировании на ЖК-дисплей щитка приборов в виде серого масштабного образа. Для этого применяются специальные камеры: тепловизоры - у пассивных систем, инфракрасные камеры - у активных. Первые характеризуются высоким уровнем контрастности, но низким разрешением изображения, они работают на расстоянии до 300 м. Вторые имеют более высокое разрешение и дальность фиксации порядка 150-250 м.

Еще одна опция, которая была бы весьма полезна на наших дорогах. Она могла бы помочь снять нагрузку с водителя при движении в темное время суток.

Технически и функционально совершенной системой ночного видения считается одна из последних разработок Mercedes-Benz - Night View Assist Plus . В качестве основных конструктивных элементов в ней используются инфракрасные активные камеры в фарах головного света. Кроме того, имеется видеокамера за лобовым стеклом, определяющая время суток и наличие других ТС. Помимо стандартных функций информирования водителя, система предупреждает пешеходов о потенциальной опасности путем подачи коротких световых сигналов или их освещения фарой в течение пяти секунд. При наличии автомобилей впереди или на встречной полосе, система не срабатывает, чтобы не ослеплять других участников движения. Алгоритм программы реализуется при скорости движения более 45 км/ч и расположении пешеходов на расстоянии не более 80 м.

Еще дальше в данном направлении продвинулись баварские инженеры, представив интеллектуальную систему ночного видения - Dynamic Light Spot . Наличие живых существ на расстоянии до 100 м от машины здесь определяют датчики сердцебиения . Объекты, находящиеся вне проезжей части, автоматически освещаются поворотными диодными фарами. На автомобилях BMW система Dynamic Light Spot устанавливается в дополнение к системе ночного видения Night Vision.

Пассивными системами ночного видения являются:
-
Night Vision Assistant - Audi;
- Night Vision - BMW;
- Night Vision - General Motors;
- Intelligent Night Vision System - Honda.

Известные активные системы:
-
Night View Assist - Mercedes-Benz;
- Night View - Toyota.

Сигнализация смены полосы движения (SWW) представляет собой новую систему помощи водителю. Сигнализация смены полосы движения оказывает поддержку водителю при смене полосы движения. Для этого сигнализация смены полосы движения с помощью 2 радиолокационных датчиков контролирует движение сзади и сбоку.

Система предупреждения о перестроении предлагает следующие преимущества:

  • Система предупреждения о перестроении может распознавать дорожную ситуацию, которая может представить опасность во время смены полосы движения. При этом водитель получает информацию и предупреждение на 2 уровнях (сигнальная лампа в наружном зеркале, вибрация на рулевом колесе).
  • Подобные дорожные ситуации появляются, например, при быстром приближении удаленных автомобилей. Водитель самостоятельно может оценить такие ситуации, особенно в темноте, в недостаточной степени. Радиолокационные датчики функционируют абсолютно независимо от условий освещения.
  • Дополнительную опасность представляют автомобили, находящиеся в мертвом углу. Водитель может распознать опасность только в том случае, если он будет действовать с особенной осмотрительностью. Радиолокационные датчики системы предупреждения о перестроении распознают другие автомобили на соседней полосе движения примерно до середины своего автомобиля.

Дорожная ситуация с предупреждающим сигналом, подаваемым системой предупреждения о перестроении

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Левый указатель поворота включен 2 Сигнальная лампа в наружном зеркале со стороны водителя мигает с высокой интенсивностью
3 Сигнальная лампа в наружном зеркале со стороны переднего пассажира горит с меньшей интенсивностью 4 Рулевое колесо вибрирует
5 Автомобиль с системой предупреждения о перестроении 6 Автомобиль, движущийся с одинаковой скоростью по правой полосе движения в зоне смены полосы движения
7 Автомобиль, движущийся с большей скоростью по левой полосе движения в зоне смены полосы движения 8 Зона смены полосы движения
9 Зона мертвого угла для наружного зеркала

Краткое описание узла

Ниже описываются следующие узлы SWW:

Панель управления систем помощи водителю

Нажатием кнопки в блоке управления системы поддержки водителя включается и выключается система предупреждения об опасности при перестроении.

НапримерF01

Например F01:

Панель управления соединена с FRM через шину LIN. Сигнал, поступающий по шине от FRM на блок управления ICM, сообщает о срабатывании клавиши. ЭБУ ICM разрешает включение сигнализатора изменения колеи только тогда, когда система работает исправно. Только в этом случае он выдает положительное подтверждение посредством сигнала, передаваемого по шине на модуль в пространстве для ног (FRM), для активизации функциональной подсветки клавиши. Если в системе имеется неисправность, функциональная подсветка остается выключенной несмотря на нажатие кнопки. На основании этого водитель понимает, что система предупреждения о перестроении недоступна.

На следующем рисунке показан блок управления системы поддержки водителя в усовершенствованном варианте.

Блок управления системы поддержки водителя расположен в центральной консоли около выключателя аварийной световой сигнализации. Блок управления системой поддержки водителя подключен через 6-полюсное штекерное соединение.

НапримерF15

Нажатием кнопки в блоке управления системы поддержки водителя включается и выключается система предупреждения об опасности при перестроении. В начале движения все системы поддержки водителя активны.

Например F15:

Блок управления соединен с контроллером Body Domain Controller (BDC) через шину LIN. Сигнал, поступающий по шине от BDC на блок управления интегрированной системы управления ходовой частью (ICM), сообщает о срабатывании клавиши. ЭБУ ICM разрешает включение сигнализатора изменения колеи только тогда, когда система работает исправно. Только в этом случае он выдает положительное подтверждение в виде сигнала, передаваемого по шине, на контроллер Body Domain Controller (BDC) для активации функциональной подсветки клавиши. Если в системе имеется неисправность, функциональная подсветка остается выключенной несмотря на нажатие кнопки. На основании этого водитель понимает, что система предупреждения о перестроении недоступна.

SWW: ЭБУ ведущего устройства системы предупреждения о перестроении

ЭБУ SWW системы предупреждения об опасности при перестроении (SWW) является одновременно радиолокационным датчиком (24 ГГц) и ЭБУ. ЭБУ встроен сзади справа над опорной балкой бампера. Снаружи радиолокационный датчик не виден, он закрыт бампером.

Радиолокационные датчики работают независимо от погодных условий. Надежное обнаружение происходит на расстоянии ок. 60 метров.

НапримерF01

Только задающий блок управления имеет адрес ЭБУ и диагностический адрес, и поэтому является ЭБУ.

Элементы крепления радиолокационных датчиков не допускают механической регулировки. Вместо механической настройки радиолокационных датчиков (как, например, радар дальнего действия активного круиз-контроля), необходимо произвести запись угла коррекции через систему диагностики.

Исполнительное устройство системы предупреждения о перестроении

Исполнительное устройство SWW является только радиолокационным датчиком и блоком управления не является. Однако, этот радиолокационный датчик обладает программируемой памятью и собственным процессором. Радиолокационный датчик установлен сзади слева над опорной балкой бампера. Снаружи радиолокационный датчик не виден, он закрыт бампером.

НапримерF01

Радиолокационный датчик служит для генерирования и передачи радиолокационных волн. В него встроена схема приемника. Передача и прием осуществляется через планарную антенну.

Элементы крепления радиолокационных датчиков не допускают механической регулировки. Вместо механической настройки радиолокационных датчиков (напр., радар дальнего действия активного круиз-контроля), необходимо произвести запись угла коррекции через систему диагностики.

Радиолокационные датчики имеют различные точки крепления. Поэтому их нельзя перепутать.

Сигнальная лампа в наружном зеркале

В левом и в правом наружном зеркале расположено по одной треугольной сигнальной лампе. Сигнальная лампа может активизироваться с различной интенсивностью. Блок управления ICM передает команду с требуемой интенсивностью на FRM. Команда передается по шине LIN дальше на электронный блок соответствующего наружного зеркала. При активации широтно-модулированным сигналом светодиоды сигнальных ламп загораются.

НапримерF01

Если указатель поворота установлен, а настигающий автомобиль в это время находится в критической зоне, сигнальная лампа в корпусе зеркала мигает (с различной интенсивностью).

С F15: Ночью яркость сигнальной лампы регулируется сигналом датчика дождя/света/запотевания/солнца. Датчик дождя/света/запотевания/солнца подключен к контроллеру Body Domain Controller (BDC).

Система предупреждения о перестроении может издать предупреждающий сигнал, начиная со скорости прим. 30 км/ч.

Виброгенератор в рулевом колесе

Вибропривод расположен в спице рулевого колеса. Задачей вибропривода является заставить рулевое колесо вибрировать. Системы помощи водителю - сигнализация ухода с полосы движения и сигнализация смены полосы движения используют эту вибрацию для предупреждения водителя об опасных ситуациях.

Расположенный внутри рулевого колеса электронный блок в рулевом колесе также управляет виброгенератором. Команда для активизации вибропривода подается интегрированной системой управления ходовой частью (ICM) по шине FlexRay в коммутационный центр в рулевой колонке. Коммутационный центр в рулевой колонке передает это требование по шине LIN на электронику рулевого колеса.

Если указатель поворота установлен, а настигающий автомобиль в это время находится в критической зоне, рулевое колесо вибрирует.

Наряду с системой предупреждения о перестроении также и система предупреждения об опасности при перестроении (ЭБУ KAFAS) использует виброгенератор для генерирования сигнала предупреждения водителю. Системы используют при этом разные амплитуды вибрации. Система координации активизации виброгенератора встроена в ЭБУ ICM.

Системные функции

Ниже описываются следующие функции:

Функциональное сетевое соединение

Для реализации SWW требуется сложная комплексная система с управлением отдельными функциями через другие ЭБУ. На следующих двух рисунках представлена функциональная объединенная схема.

НапримерF01

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Наружное зеркало водителя 2 Центральный модуль межсетевого преобразователя (ZGM)
3 Система доступа в автомобиль (CAS) 4 коммутационный центр в рулевой колонке (SZL);
5 Блок Junction Box (JBE) 6
7 Задний распределитель тока 8 ЭБУ SWW системы предупреждения о перестроении (ведущее устройство)
9 10
11 12 Модуль в пространстве для ног (FRM);
13

НапримерF15

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Наружное зеркало водителя 2 Датчик дождя/освещения/солнца
3 Передний распределитель тока 4 Контроллер Body Domain (BDC)
5 Наружное зеркало переднего пассажира 6 Предохранитель в контроллере Body Domain Controller
7 Модуль подключения электрооборудования прицепа (AHM) 8 Задний распределитель тока
9 Исполнительное устройство системы предупреждения о перестроении 10 ЭБУ ведущего устройства системы предупреждения о перестроении
11 блок переключателей в двери водителя; 12 Панель управления систем помощи водителю
13 коммутационный центр в рулевой колонке 14 Комбинация приборов (KOMBI)
15 Центральный информационный дисплей 16 Головное устройство (HU-H, HU-B)
17 Встроенная система управления ходовой частью (ICM) 18 Концентратор

Учет участников дорожного движения

Оба радиолокационных датчика (ведущее устройство и исполнительное устройство) выполняют эту функцию в значительной степени независимо друг от друга в своей конкретной зоне действия. Сначала определяется положение учтенных участников дорожного движения в продольном и поперечном направлении.

На основании этого за участниками дорожного движения закрепляется полоса движения. При этом различают собственную полосу движения, левую или правую соседние полосы движения и расположенные дальше полосы движения. Если участники дорожного движения находятся в зоне смены полосы движения, учитываются также скорости приближения по отношению к собственному автомобилю. Если один участник дорожного движения находится в зоне мертвого угла, достаточно распознать его наличие. Точное положение или скорость не являются решающим фактором для подачи предупреждающего сигнала.

Определение необходимости подачи предупреждающего сигнала

Необходимость подачи предупреждающего сигнала определяется ЭБУ ведущего устройства SWW. Задающий блок управления использует при этом как данные об участниках дорожного движения, определенные им самостоятельно, так и данные исполнительного устройства.

На основании расстояния (в продольном направлении) и скорости приближения вычисляется время, оставшееся до отмены смены полосы движения. Если это время, по крайней мере для одного учтенного участника дорожного движения станет меньше порогового значения, принимается решение о необходимости подачи предупреждающего сигнала. Наличие одного участника дорожного движения в мертвом углу сразу приводит к необходимости подачи предупреждающего сигнала.

Подача предупреждающего сигнала подавляется, если задающий блок управления получает информацию о подсоединении прицепа от модуля подключения электрооборудования прицепа (сообщение системы автоматической диагностики). Кузов прицепа значительно ограничивает зону действия радиолокационных датчиков.

Система предупреждения о перестроении неисправна, деактивирована или ограничена

2 Отказ сигнализации смены полосы движения

Указания для службы сервиса

Общие указания

Калибровка радиолокационных датчиков не требуется. При замене радиолокационного датчика или работах на его креплении необходимо выполнить сервисную функцию. В результате этого угол коррекции будет записан в радиолокационных датчиках.

Указания по диагностике

Через диагностическую систему для SWW доступна следующая сервисная функция:

  • Ввод в эксплуатацию датчиков SWW (= сигнализация перестроения)

Путь: Сервисные функции > Помощь водителю > Система предупреждения о перестроении

Оставляем за собой право на опечатки, смысловые ошибки и технические изменения.

Одной из частых причин ДТП служит перестроение автомобиля с одной полосы движения на другую. В большинстве случаев аварии происходят из-за того, что водитель, приняв решение сменить полосу, просто не замечает другие транспортные средства, движущиеся в параллельном направлении. Система помощи водителю при перестроении, как Side Assist у Ауди и Фольксваген, а также аналоги у автомобилей Мазда, Мерседес, БМВ, Форд (обеспечивающая мониторинг «слепых» зон, информирование о «мертвой» зоне, безопасное перестроение из ряда в ряд) предупреждает водителя о возможном столкновении при выполнении маневра.

У разных автомобильных марок есть свои аналоги данной системы:
Rear Vehicle Monitoring (или RVM) – система помощи водителю при перестроении Мазда;
Side Assist – у Фольксваген и Ауди;
Lane Change Warning – у БМВ;
Blind Spot Assist – система помощи при перестроении от Мерседес;
Spurwechselassistent (SWA) - Порше;
BLIS (или Blind Spot Information System) – у Вольво;
BLISTM (Blind Spot Infomation System) – на автомобилях Форд.

Система помощи водителю при перестроении от Аudi, которая получила название Side Assist, работает по принципу отслеживания участков движения, находящихся в непосредственной близости к автомобилю сбоку и сзади. С использованием радара и предупреждающего сигнала устройство информирует водителя об угрозе при попытке покинуть свою полосу.

Как работает система помощи водителю при перестроении

Система состоит из следующих автономных устройств:
1. Кнопки для включения системы, которая расположена на ручке переключения поворотов.
2. Радаров, вмонтированных в наружные зеркала заднего вида.
3. Электронные блоки управления по одному на каждую сторону.
4. Предупреждающие световые датчики (сигнальные лампочки), расположенные на наружных зеркалах заднего вида.
5. Лампочки контроля, расположенного на панели приборов.

Управление системой осуществляется с помощью переключателя в автоматическом режиме при превышении скорости движения 60 км/час. При этом для определения автомобилей в непосредственной близости начинает работать радар, датчики которого посылают радиоволны, облучающие «слепую» зону около автомобиля. Стоит заметить, что в некоторых системах возможна замена радаров установленными видеокамерами или датчиками ультразвукового излучения.

Установленные по одному на каждую сторону электронные блоки управления производят анализ отраженных лучей, служащий основанием для следующих показателей:
1. Контроль за движущимися автомобилями.
2. Определение неподвижных объектов, куда могут входить ограждения, столбы, автомобили на стоянке т. д.
3. Во время срабатывания системы загорается индикатор.
Индикатор контроля, расположенный на щитке приборов функционирует в двух режимах: информирования и предупреждения.

При информировании контрольная лампочка находится в режиме постоянного свечения при поиске автомобиля в невидимой зоне.
В режиме предупреждения при попытке изменения ряда движения лампочка начинает мигать, сигнализируя о присутствии постороннего объекта в невидимой зоне.

В отличие от Side Assist система от Volvo BLIS контролирует зону невидимости не радаром, а цифровой камерой, которая производит съемки со скоростью 25 кадров/мин. Особенно хороший результат показывает цифровая камера в условиях ограниченной видимости. А вот система RVM от Mazda при выявлении в слепой зоне другого автомобиля издает звуковой сигнал.

Такой маневр, как перестроение автомобиля в соседний ряд, может стать причиной столкновения. Какая ни была бы хорошая обзорность из автомобиля, какие бы удобные и большие заднего вида не стояли на машине, всегда есть участки дороги, не видимые в зеркала.

Это так называемые «слепые зоны». На ином автомобиле в подобной «слепой зоне» может спрятаться грузовик, идущий в соседнем ряду. При выполнении перестроения водитель его просто не видит и поэтому была придумана и внедрена система помощи при перестроении.

Существуют слепые зоны

Назначение этой системы — предупредить водителя о не видимых помехах при перестроении. По иному система называется системой информирования о «мертвой» зоне, системой мониторинга «слепых» зон или системой безопасного перестроения из ряда в ряд.

Торговые названия также разные:

  • Lane Change Warning от BMW;
  • Blind Spot Assist от Mercedes-Benz;
  • Blind Spot Information System, BLISTM от Ford;
  • Spurwechselassistent от Porshe;
  • Blind Spot Infomation System, BLIS от Volvo;
  • Rear Vehicle Monitoring от Mazda;
  • Side Assist от Audi и Volkswagen.

Как работает система помощи при перестроении

Алгоритмы работы систем производства разных фирм очень похожие, но в качестве механизмов слежения за ситуацией и оповещения водителя используются устройства, различные по принципу действия.

Работает система так. Пространство позади автомобиля находится под наблюдением. Если при включении сигнала поворота в «слепой зоне» есть помеха, водителю подается сигнал.

Принцип работы системы

Основные узлы системы:

  • радары (видеокамеры или ультразвуковые датчики), расположенные в наружных зеркалах для сканирования обстановки позади автомобиля;
  • электронные блоки управления (их два, по одному на каждую сторону автомобиля) – обрабатывают полученную информацию для контроля над подвижными автомобилями и неподвижными (столбы, припаркованные автомобили и т.п.) предметами и в случае опасности подают команду на устройства сигнализации;
  • световые и звуковые индикаторы для оповещения водителя об опасности.

Система включается вручную, но вступает в работу только при разгоне автомобиля до 60 км/час.

Световая сигнализация работает в двух режимах. Если в «слепой» зоне находится какой–нибудь объект, индикатор горит постоянным светом и начинает мигать, если управляемый автомобиль начинает перестроение.

Прерывистый звуковой сигнал подается, только если при начале перестроения в «слепой» зоне обнаруживается помеха.

На первых автомобилях, оснащаемых системой, устанавливали дополнительные сигнальные лампы поворота в боковых зеркалах. Сейчас это стало общепринятой нормой и наличие лампочек в зеркалах вовсе не означает, что автомобиль оснащен системой помощи при перестроении.

Видео:

Сравнительные испытания показали, что использование радаров в системе предпочтительнее. Ультразвуковые датчики хорошо работают на сравнительно небольшом расстоянии, а надежность работы видеокамеры сильно зависит от погодных условий.

Маневр автомобиля при соблюдении всех правил зачастую никаких последствий не тянет. Но если водитель без опыта или попросту невнимателен, то в результате может произойти ДТП. Рассмотрим систему помощи при перестройке.


Содержание статьи:

Каждый водитель, прежде чем перестроится с одной полосы в другую или сделать маневр в непредсказуемой ситуации, всегда смотрит по сторонам и по зеркалам. Но условия не всегда идеальны, и то, что в каждом автомобиле существуют мертвые зоны это не секрет и исключить их никак нельзя.

Часто бывает, что при маневре водитель не убедился в безопасности и тем самым спровоцировал ДТП. В результате на автомобиле могут быть небольшие царапины, но все равно это неприятно. В помощь водителю инженеры разработали систему помощи при перестроении или по-другому система мониторинга слепых зон. Именно последнее название получило большее распространение.

Разные системы в разных производителей


В наши дни тяжело встретить автомобиль, который не был бы оснащен системой мониторинга слепых зон. Во многих странах Европы и в Северной Америке эта система является обязательной для установки в пакет безопасности.

Главным назначением системы является контроль наличия автомобилей в так званых слепых зонах. Это определенные полосы по кругу автомобиля, которые в зеркало никак не просматриваются, разве что если крутить головой по кругу.

В разных автомобильных производителей система именуется по разному:

  • Volvo назвала систему BLIS;
  • Ford – BLISTM;
  • У Porsche это SWA (Spurwechselassistent);
  • BMW – LCW (Lane Change Warning);
  • Компания Audi – Side Assist.
Это еще не полный список названия вспомогательной системы в разных производителей. Комитет по безопасности в Европе признал систему Side Assist от компании Audi одну из лучших по состоянию на 2010 год.

С чего состоит система оповещения


В зависимости от марки и модели автомобиля список составных частей может меняться. Side Assist от Audi основана на постоянном контроле слепых зон вокруг автомобиля, спереди, позади и благодаря различным датчикам, сенсорам. Независимо от того, будет водитель автомобиля менять полосу движения или нет, система будет информировать водителя о находящейся помехе в слепой зоне.

В список основных частей, системы мониторинга слепых зон входят:

  • кнопка вкл/выкл системы мониторинга, зачастую это кнопка на ручке переключателя поворотов;
  • сенсоры и радары в боковых зеркалах;
  • блок управления с логикой;
  • сигнализаторы на боковых зеркалах;
  • сигнализатор (лампочка) на панели приборов.
Так же в более сложных системах отмечают наличие радаров в решетке радиатора (пример современные Mercedes S Class), и на заднем бампере, чаще на углах бампера. Именно эта часть чаще всего незаметна в зеркала заднего вида.

Как работает система мониторинга слепых зон


Все начало работы системы помощи при перестройке автомобиля начинается с датчиков, радаров или ультразвуковых датчиков. Они излучают радиоволны в слепые зоны автомобиля, а в результате получают специальный ответ в виде искаженных радиоволн. Теперь информация оцифровывается и передается в блок управления, где на основе полученных данных блок обрабатывает и выдает результат, есть или нет автомобиля в этой зоне. Таким образов снимается и обрабатывается информация со всех датчиков, что касаются данной системы.

Блоки управления зачастую обрабатывают и следят за движущимися объектами, так же могут распознать неподвижные объекты, тем самым, исключая их как помеху. В случае большой опасности на панели приборов включается соответствующая лампочка, как показатель уровня опасности.

Сигнальная лампа может работать в двух режимах. Первый вариант только моргает, когда водитель перестраивается с одной полосы в другую полосу, при этом объект находится в слепой зоне. Если же лампочка горит непрерывно, то автомобиль находится в слепой зоне и следует за вами.


В разных производителей система срабатывает по разному, к примеру, Side Assist от Audi начинает срабатывать на скорости 60 км/час и выше. Зачастую может быть и меньше скорость, системы реагирует на переключатель поворотов.

Система BLIS вместо радаров использует цифровые камеры с большой частотой съемки кадров за минуту. Но минусом такой съемки является несовершенство съемки при плохих погодных условиях, например в тумане, особенно в ночное время.


BSIS система включается специальной кнопкой на передней панели. То есть не поддерживает автоматическое включение, и срабатывает на скорости от 10 км/час. Кроме светового сигнала индикатора система RVM подает еще и звуковой сигнал, что очень важно для большинства водителей, ведь бывают моменты в дороге, когда попросту нет возможности оторваться на панель приборов или датчики на боковых зеркалах.

Можно сказать, что в активной безопасности автомобиля, система мониторинга слепых зон или система помощи при перестройке автомобиля играет не последнюю роль. По стоимости при покупке автомобиля из салона, система обойдется порядка $350 и не стоит жалеть этих денег, в будущем она не раз выручит вас. За $200-$300 можно купить не заводской набор и самостоятельно установить.

Видео принцип работы системы Side Assist:

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...