Луцкий автомобильный завод. Модельный ряд отечественных внедорожников луаз Цены и комплектации

Луцкий автозавод берет свои истоки с производства и ремонта сельхозтехники. На его месте были мастерские по ремонту сельхозоборудования.

Переломным становится постановление Совета Министров УССР 2 февраля 1949 года “О реорганизации межрайонных мастерских капитального ремонта…». В этом документе было запланировано строительство нового завода. В 1951-м в Луцке начинают возводить первые корпуса, а уже 25 августа 1955 года, приказом Министерства сельского хозяйства УССР, Луцкий ремонтный завод ввели в эксплуатацию. В сентябре здесь уже выпустили первую продукцию, поэтому именно сентябрь и принято считать датой старта истории завода.

По началу предприятие со штатом всего 238 человек выпускает запчасти к ГАЗ-51, ГАЗ-63, задействованные в сельском хозяйстве, проводит их капитальный ремонт, выпускает продукцию для потребностей Министерства сельского хозяйства.

C 3 сентября 1959 года завод становится машиностроительным. Меняется и его специализация. Теперь в Луцке выпускают кузова к ГАЗ-51, автолавки, прицепы, авторефрижераторы и изделия специального назначения, а также кузовные детали. С постепенным увеличением площадей расширяется и производственная программа. Начинается выпуск автомобильных ремонтных мастерских и малотоннажных рефрижераторов.

Но спустя 10 лет после основания история ЛуАЗа опять кардинально меняется. Своим рождением как автомобилестроительный завод, ЛуАЗ обязан войне в Корее, Ирбитскому мотозаводу (мотоциклы «Урал») и Запорожскому заводу «Коммунар» (ЗАЗ). Эпохальной моделью для ЛуАЗа стал транспортер переднего края (ТПК или ЛуАЗ-967).

После войны в Корее, где принимала участие техника из СССР, стало понятно, что внедорожник ГАЗ-69 для боевых действий слишком большой и уязвимый. На переднем крае нужен совсем другой автомобиль, наподобие DKW Munga. Тогда в НАМИ создают несколько прототипов. В начале, с мотоциклетным двигателем и хотят его выпускать на Ирбитском мотозаводе, но такая машина оказалась слишком «сырой». Затем другой прототип планируют выпускать в Запорожье, но из-за нехватки производственных мощностей у молодого автозавода «Коммунар», ищут другую производственную площадку. Для Луцкого завода это был звездный час. К тому же на ЗАЗе разрабатывают и гражданскую версию ЗАЗ-969 и даже выпускают там первую опытную партию, а затем передают всю документацию в Луцк. Так, у автозавода появляется сразу две модели.

ТПК - это был сугубо армейский автомобиль, по сути - моторизованная тележка, которая может десантироваться, кроме водителя может везти еще пару носилок или шестерых сидячих раненых, в высоту не превышает полуметра и имеет полный привод и лебедку.

В добавок ТПК - это амфибия, которая передвигается по воде за счет вращения колес. Ее задачи в армии были различны: вывоз раненых с переднего края, подвоз боекомплекта, буксировка легких орудий. Водитель мог управлять ТПК, лежа на сиденьи или даже ползком, двигаясь рядом с автомобилем и едва держась за руль. ТПК или Луаз-967 –уникальный автомобиль. Аналогов у него, кроме Steyr-Puch Haflinger, пожалуй и нет. И вот с ТПК и начался успех Луцкого автозавода. На вооружение армии СССР транспортер попал в 1969 году, использовался в войсках ВДВ и мотострелковых частях, а также поставлялся в страны Варшавского договора. Он продержался на конвейере до 1989 года и был бы актуальным даже сегодня. Ведь в украинской армии транспортеров переднего края сейчас попросту нет.

Но кроме армейского транспортера стране нужен был простой, неприхотливый и очень проходимый внедорожник, да еще и максимально дешевый. Его создают в рекордные сроки. В 1965-м, когда в Запорожье начали выпускать первые малолитражки, в Луцке при отделе главного конструктора создают два бюро для разработки технической документации на автомобиль ЗАЗ-969 с полным приводом. В декабре 1966 - го на заводе собирают первые 50 малолитражных автомобилей ЗАЗ-969В. По конструкции он был максимально приближен к ТПК, но имел уже более цивильный кузов с брезентовым верхом. Не смотря на внешнюю непритязательность, это был революционный автомобиль, опередивший свое время сразу по двум критериям.

Первый советский «переднеприводник» или эпоха «Волынянки»

11 декабря 1966 года приказом Министра автомобильной промышленности СССР Луцкий машиностроительный завод переименовывается на автомобильный и официально становится ЛуАЗом. В 1971 году “ЛуАЗу” определена специализация по выпуску легковых автомобилей повышенной проходности для потребностей сельского хозяйства и автомобилей специального назначения. Но ЛуАЗ серийно выпускает машины уже в 1967 году. Да еще и какие! Именно в Луцке начали первыми в СССР выпускать переднеприводные автомобили.

Да, этот факт широко не афишировался, но это так. До появления на конвейере ВАЗ-2108, ЗАЗ-1102 и Москвич-2141 было еще больше полутора десятков лет. А получилось так, можно сказать, случайно. Дело в том, что гражданский ЛуАЗ имел подключаемую заднюю ось. К началу серийного выпуска Мелитопольский моторный завод не успел обеспечить новую модель редуктором заднего моста, и поэтому в серию ЛуАЗ-969В пошел с передним приводом, а в обозначении модели появилась литера «В» (временный), чтобы отличать переднеприводную модификацию от полноприводной. До начала 1970-х годов таких переднеприводных ЛуАЗов успели сделать более 7 000 штук. Потом проблемы с комплектующими решились, машина обрела полный привод и свой первоначальный индекс, ЛуАЗ-969. Но и в таком варианте имелась возможность отключить заднюю ось и автомобиль становился переднеприводным.

Потребность в недорогих внедорожных машинах была настолько огромна, что в 1976 году на предприятии начинается реконструкция под выпуск 50 тыс. автомобилей в год. В то время ЛуАЗ стоил 5100 рублей и был единственным внедорожником, который свободно продавался населению. Ни ГАЗ-69, ни УАЗ-469 гражданским лицам не продавались, а "Нивы" еще не было.

В 1979 году на конвейере появляется новая модель ЛуАЗ-969М, с более современным дизайном, новой приборной панелью и повышенным комфортом. На автосалоне в Турине она даже завоевывает награду и входит в "десятку" лучших авто Европы. К тому же завершилась уже и модернизация завода и уже 24 сентября 1982 года в Луцке с конвейера сходит 100-тысячный автомобиль.

Надо отметить, что ЛуАЗ-969 не только опередил свое время, но и фактически стал первым массовым компактным гражданским внедорожником B-класса в мире. До появления Suzuki Samurai еще было больше 20 лет. Дотошные историки наверняка смогут привести аналоги ЛуАЗа, тот же итальянский Samas Yeti-903 но он выпускался в небольших количествах. А в Луцке было массовое производство. Это сейчас почти каждый производитель стремится иметь в своей гамме кроссовер B-класса, а у ЛуАЗа такая машина была уже в 60-е годы.

Правда, здесь необходимо уточнить, что в те времена мода на небольшие внедорожники в мире еще даже не зародилась. И поначалу, ЛуАЗ даже не думали экспортировать. В апреле 1983 года первые автомобили все-таки идут за рубеж через всесоюзную фирму «АвтоЭкспорт». Дебют оказался более чем удачным. Импортеры распробовали недорогой и неприхотливый ЛуАЗ-969М и начали его продвигать не только для фермеров, а как молодежный, пляжный внедорожник, автомобиль для приключений. За границу машина шла под именем Luaz Volyn и получила прозвище «Litlle UAZ». Использовали ЛуАЗы даже в полиции Польши - они патрулировали горную местность.

Для молодежного внедорожника ЛуАЗу не хватало мощности 40-сильного мотора и местные импортеры первыми начали экспериментировать с заменой двигателя МеМЗ воздушного охлаждения на иномарочные. К примеру, итальянский дилер фирма Martorelli (занималась и импортом УАЗов) предлагала ЛуАЗы с двигателями Ford объемом 1,1 литра. Уже в 90-е годы в Италии начали ставить на ЛуАЗы даже дизели Lambordini (не путать с суперкарами, это были моторы от небольших тракторов).

На просторах СССР ЛуАЗ-969М завоевывает особую популярность в сельской местности, среди охотников и рыбаков благодаря своей уникальной проходимости. Какие только имена не давали этому внедорожнику: «Волынь», «Волынка», «Волынец», «Волынянка», «Луноход», «Лунтик». Он мог проехать там, где пасовали УАЗы и «Нивы», а порой мог дать фору УрАЛам. Но у ЛуАЗ-969М был существенный недостаток – это двигатель воздушного охлаждения, который перегревался при длительной езде по бездорожью и очень капризная «печка». А когда под капотом появился мотор от «Таврии» МеМЗ-245 мощностью 53 л.с. с жидкостным охлаждением, популярность «Волынянки» вновь возросла. Такая модификация получила обозначение ЛУАЗ-1302 и выпускалась вплоть до 2001 года.

Надежда на ЛуАЗ-1301
Еще в 80-е годы на ЛуАЗе работают над следующим поколением автомобиля. Ему присваивают индекс 1301, а модификация прежнего ЛуАЗ-969 с «таврическим» двигателем пошла в серию раньше, хотя и имела следующий порядковый индекс 1302.

Конструкторы наделили ЛуАЗ-1301 уникальными свойствами. Он должен был стать первым автомобилем в СССР с пластиковыми панелями кузова. Это по-прежнему был уникальный по проходимости внедорожник, уже с колесами большего диаметра, с двигателем жидкостного охлаждения и жестким, а не брезентовым верхом.

Развал СССР перечеркнул все надежды завода. Новую модель не успевают запустить в производство, хотя она была почти готова. Резко падают армейские заказы, разом исчезает экспорт, с появлением подержанных иностранных джипов на украинском рынке падает спрос на уже устаревшие ЛуАЗы.

Конструкторы ЛуАЗа в 90-е годы создают невероятное число модификаций, пытаясь нащупать новую рыночную нишу. Каждый год ЛуАЗ радовал то, удлиненной модификацией 13021-04 , то пикапом ЛуАЗ-13021 или фургоном 13021-07, то пляжной версией ЛуАЗ-1302-05 «Форос», создается даже санитарный автомобиль для сельской местности ЛуАЗ-13021-08. Завод начинает выпускать машины с пластиковой крышей, с различными моторами, даже начал устанавливать дизельные агрегаты. Но объемы выпуска снижались из года в год, а инфляция съедала все доходы. Завод фактически остановился. Казалось – это тупик.

Но 14 апреля 2000 года собственником 81,12% акций завода становится концерн «Укрпроминвест» и у ЛуАЗа начинается следующий этап. Пришедшие новые менеджеры-управленцы хорошо чувствуют конъюнктуру рынка, и в этом же году запускают в Луцке SKD-сборку популярных ВАЗов и УАЗов. Завод не только возобновил выпуск «Волынянок», но и за год собрал 648 УАЗов, 2250 единиц ВАЗ-21093. С каждым годом , где в разное время велась сборка ВАЗ-21093, ВАЗ-21099, ВАЗ-2107, ВАЗ-2104, ВАЗ-21213, УАЗ-3160, УАЗ-31514, затем добавляются отдельные модели Kia, Hyundai, начинается сборка грузовых автомобилей Hyundai HD-65. Завод становится на ноги и уже задумывается над запуском в производство собственной модели ЛуАЗ-1301.

В 2002 году в Луцке создают опытный образец нового поколения внедорожников ЛуАЗ-1301. Машина получилась довольно удачной и неплохо себя зарекомендовала во время испытаний. У нее по-прежнему пластиковый кузов, съемная крыша, которая легко превращает внедорожник в кабриолет, современный интерьер и двигатель 1,2 л от «Таврия-Нова». Собственник завода уже просчитывает инвестиции в запуск серийного производства, а конструкторы ЛуАЗа представляют целую гамму модификаций: 5-дверный универсал, пикап, медавтомобиль, авто для спецслужб. Казалось, вот-вот и ЛуАЗ-1301 пойдет в серию. На популярном автомобильном сайте www.autoconsulting.ua даже прошел конкурс на имя для этого внедорожника и вариантов его тюнинга . Была выпущена и небольшая экспериментальная партия ЛуАЗ-1301. Но начало 2000-х – это время низких цен на российские автомобили. К примеру, ВАЗовские модели тогда стоили до $4000, а выпускались сотнями тысяч. ЛуАЗ-1301 нужно было иметь ценник еще ниже, а с небольшими объемами производства это было не реально достичь.

В свое время, корреспонденту AUTO-Consulting удалось даже поездить на этом автомобиле-надежде, который гордо нес лого "ЛуАЗ". Но, увы, в 2006 году директор предприятия Владимир Гунчик – один из «отцов» ЛуАЗ-1301, вынужден был признать:
что производство собственного джипа будет убыточным, а модельная «линейка» уже давно устарела, и не будет иметь продолжения. Таким образом, проект ЛуАЗ-1301 окончательно похоронили. И бренд ЛуАЗ начал угасать.

28 октября 2009 года ЛуАЗ официально сменил свое название и стал называться Публичное Акционерное Товарищество "Автомобильная компания "Богдан Моторс" (сокращенно - АТ «АК «Богдан Моторс»). На заводе опять началась новая эпоха.

Эпоха городского транспорта
В июне 2005 года на совете директоров корпорации «Богдан» было принято стратегическое решение о замене производств, получившее в последствии название «Рокировка». Так, производство популярных автобусов «Богдан» перевели из Черкасс в Луцк, а производство и сборку легковых автомобилей - из Луцка в Черкассы. В Черкассах строится новый автомобильный завод мощностью 120-150 тыс. машин в год и логичнее концентрировать все автомобильные проекты вокруг него.

ЛуАЗ в очередной раз меняет профиль и становится ключевым автобусным заводом для Украины. С июня 2005 по апрель 2006 года на заводе создаются условия для выпуска 1,5 тысяч троллейбусов и автобусов в год. 6 апреля 2006 года ОАО «ЛуАЗ» презентует новую автобусную программу и на заводе появляется 300 дополнительных рабочих мест. Во время второго этапа реконструкции на предприятии создается до 70 000 м² производственных крытых площадей, а производственная мощность увеличивается до 4 тыс. автобусов и троллейбусов. Инвестиции в производство составляют 70 млн. долларов. Теперь бывший ЛуАЗ – это крупнейший в Украине производитель городского транспорта. Завод осваивает производство автобусов всех классов и троллейбусов большого и особо большого сегмента. Из его цехов выезжают новые модели, которые можно сегодня увидеть почти в каждом городе Украины.

И опять Луцкий завод «Богдан» становится новатором в Украине уже в новом амплуа. Именно здесь создают первый в стране дизель-электрический гибридный автобус. «Богданы» прорываются и на европейский рынок. Заводу совместно с польской компанией Ursus удалось выиграть тендер города Люблина и досрочно его выполнить.

В 2014 году представлен электробус Богдан А70100, а в 2015 году завод первым в Украине начинает производство автобусов стандарта Евро-5 А50232 с двигателем Iveco.

Заводчане "Автосборочного завода №1» ПАО «Богдан Моторс» уверенно смотрят в будущее. За 60 лет завод четырежды полностью менял профиль деятельности, и каждый раз добивался успеха. Более того, продукция луцкого завода всегда была востребована рынком. Уникальность завода и коллектива в том, что малым числом (за всё время здесь выпустили 491 тыс. автомобилей) им удается оставить ярчайший след в истории. И по этой причине, в серьезных коллекциях обязательно есть ЛуАЗ.

Так и сейчас, автобусы и троллейбусы «Богдан» известны каждому жителю Украины. Их также будут помнить с годами, как транспортер ТПК, ЛуАЗ-969 и луцкие ВАЗы. Славная история луцкого завода продолжается.

Справка AUTO-Consulting
Всего за период 1966-2008 гг. на Луцком заводе было випущено 491 тыс. легковых автомобилей. Из них, 269 тысяч "Волынянок" ЛуАЗ, 168 тысяч легковых автомобилей других брендов (SKD-сборка).
За 60 лет завод выпустил более полумиллиона единиц продукции. 54 тысячи автолавок 5,5 тыс. Грузовых автомобилей и 3,5 тыс. Автобусов и троллейбусов.

Полное название: ОАО «Луцкий автомобильный завод»
Другие названия: ЛуМЗ
Существование: 1955 г. - наши дни
Расположение: (СССР), Луцк, ул. Ровенская, 42
Ключевые фигуры: ---
Продукция: Легковые автомобили, автобусы
Модельный ряд: ЛуАЗ-967

После Великой Отечественной войны в Советском Союзе идёт активное восстановление народного хозяйства. Возрождаются существующие и создаются новые заводы и предприятия. Один из новых заводов, который был построен и введён в строй в 1955-ом году - это «Луцкий ремонтный завод».

История предприятия ЛуАЗ.

На изначальном этапе это было относительно небольшое предприятие, в штате которого состояло 238 человек. Основной деятельностью завода был капитальный ремонт автомобилей «ГАЗ – 51» и «ГАЗ – 63», выпуск запчастей к ним, а также изготовление ремонтного оборудования, которое было востребовано Министерством сельского хозяйства.

В 1959-ом году меняется специализация завода, он становится машиностроительным и в его ассортимент теперь входят прицепы, авторефрижераторы, автолавки, кузова, а также кузовные детали и изделия специального назначения. Одновременно происходит постепенное расширение используемых площадей. А вот можно заказать кузовной ремонт.

В 1965-ом году при отделе главного конструктора создаётся два собственных конструкторских бюро, которые быстрыми темпами разрабатывают техническую документацию на автомобиль «ЗАЗ – 969». А уже на следующий 1966-ой год предприятием собираются первые пятьдесят малолитражных автомобилей. Так на Волыни родилась новая отрасль народного хозяйства – автомобильная. А 11-го декабря того же года в соответствии с постановлением министра автомобильной промышленности Советского Союза Луцкий машиностроительный завод переименовывается в автомобильный. С этих пор предприятие специализируется исключительно на производстве грузопассажирских мало – и микролитражных автомобилей, а также армейских транспортёров.

В декабре 1971-го года Министерством автомобильной промышленности Советского Союза для «ЛуАЗа» была определена его автомобильная специализация, которая заключалась в создании заводом автомобилей повышенной проходимости для нужд народного хозяйства. Не останавливая конвейера, производства всех ранее выпускавшихся прочих изделий были переданы на другие специализированные предприятия.

В 1975-ом году создаётся автомобильное объединение «Коммунар» с головным предприятием в Запорожье. В это объединение входит также и Луцкий автомобильный завод. К этому времени предприятие производит небольшое количество автомобилей собственной разработки, которые славятся своим высоким качеством. В этом же году организуется серийный выпуск модели «ЛуАЗ – 967М». Продолжаются дальнейшие конструкторские изыскания по созданию новых моделей автомобилей.


В августе 1976-го года в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР на Луцком автомобильном заводе проводится реконструкция, которая позволяет обеспечить заводу выпуск автомобилей в количестве 50 тысяч шт. в год.

В 1979-ом году Луцким автомобильным заводом был освоен выпуск нового автомобиля «ЛуАЗ – 696М», который долгое время оставался единственным полноприводным транспортным средством в Советском Союзе.

100-тысячный автомобиль собственной разработки сходит с конвейера завода в сентябре 1982-го года, а с апреля 1983-го года первые автомобили экспортируются в целый ряд зарубежных стран.

В конце восьмидесятых конструкторами автозавода были предприняты попытки разработать и запустить в производство новые модели автомобилей. Так появились опытные образцы «ЛуАЗ – Прото» и «ЛуАЗ – 1301». Однако ни та, ни другая модель в серийное производство запущены не были.

1990-год для предприятия складывается более чем удачно. В этот год завод запускает в серийное производство новую модель «ЛуАЗ – 1302». Кроме того, собирается рекордное за всю историю предприятия количество машин – 16500 штук.

Спустя два года – в 1992-ом году – предприятие выводится из производственного объединения «Коммунар» и становится самостоятельным под названием ОАО «Луцкий автомобильный завод» (ОАО «ЛуАЗ»).


В середине девяностых «ЛуАЗ», как и множество других предприятий на территории бывшего СССР, попал в трудное положение. Объёмы производства резко упали, и производство пришлось приостановить. Однако история предприятия на этом не завершилась.

В 2000-ом году, после реорганизации, в Луцке удалось организовать сборку автомобилей «ВАЗ» и «УАЗ». Следующий 2001-й год ознаменовался расширением ассортимента. Собирались «УАЗ – 3160 », «ВАЗ – 23213 («Нива»)», «ВАЗ – 21099», «ВАЗ – 2107», «ВАЗ – 2104». В 2002-ом году добавились различные модели фирм «ИЖ», «Kia», «Isuzu», «Hyundai».

В 2005-ом году Луцкий автозавод включен в состав корпорации «Богдан» В результате этого, автомобильное производство на «ЛуАЗе» переносится в другое место, а на его промышленных площадях развёртывается производство автобусов и троллейбусов различных модификаций.

В 2008-ом году предприятием запускается вторая очередь автобусно-троллейбусного проекта.

Сегодня история предприятия в Луцке продолжается.

«Маленький танк», «Луноход», «Тушканчик» - каких только прозвищ не давали легендарному советскому внедорожнику ЛуАЗ-969 «Волынь».

Его невероятная проходимость была признана даже за пределами страны, что не так уж и типично для автомобилей родом из СССР. На Международном автосалоне в Турине ЛуАЗ-969М вошел в десятку лучших внедорожников Европы.


Эволюционировав от простой моторизированной тележки для сбора раненых на поле боя до незаменимого в сельских условиях вездехода, этот маленький джип причудливой формы успел обрести как преданных фанатов, так и тех, кто не переносит его на дух, но мало кого оставил равнодушными.
ЛуАЗ-969 известен своей совершенно непревзойденной проходимостью и столь же непревзойденной скудностью салона. И в этом нет ничего удивительного, ведь изначальное предназначение этого автомобиля было стопроцентно военным.




В начале 1950-х в период Корейской войны Луцкий автомобилестроительный завод по заказу Минобороны разработал транспортер переднего края - ТПК. Это была моторизированная тележка повышенной проходимости не более полуметра в высоту, с полным приводом и лебедкой, которую предполагалось выбрасывать с парашютом с самолета. Но, пожалуй, главной особенностью была его способность передвигаться по воде.


Вскоре советские инженеры догадались, что военную технику можно приспособить для нужд села, и таким образом на базе ТПК спустя десятилетие родилась «Волынь» - первый советский автомобиль повышенной проходимости.


Первые гражданские образцы можно без натяжки назвать сельским джипом - про передвижение по воде пришлось забыть, водителя и пассажиров разместили как в обычном автомобиле, к брезентовому верху добавили пристяжные брезентовые боковины. ЛуАЗ-969В стал первым серийным автомобилем с приводом на переднюю ось.


Литера «В» в названии как раз обозначала переднеприводную модификацию. Дело в том, что к старту серийного производства модель не успели обеспечить редуктором заднего моста, именно поэтому в производство она отправилась с передним приводом. Эта история продолжалась до начала 1970-х, когда ЛуАЗ, наконец, обрел полный привод.


То, что на бездорожье ЛуАЗ может «уделать» кого угодно - хоть «Ниву», хоть «Hummer», - чистая правда. Двигатель, коробка передач, главная передача и карданный вал компактно расположены в кузове с интегрированной лонжеронной рамой, причем все узлы фактически находятся в едином герметичном корпусе. Независимая торсионная подвеска на продольных рычагах спереди и сзади отличается огромными ходами, а 13-дюймовые шины - очень мощными грунтозацепами. Это без преувеличения «маленький танк с мотором от «Запорожца».




Тем не менее проблем у машины хватало. Мотор от «Запорожца» одновременно и давал преимущества, будучи спереди, и был своего рода бичом из-за своей маломощности. Автомобиль пытались модернизировать сперва в 1975-м, когда на «Волыни» появился мотор в 40 лошадиных сил (модель стала называться ЛуАЗ-969А), а затем в 1979-м, когда на дверях появились (внимание!) замки, в салоне - сиденья от «Жигулей», снаружи кузов стал менее угловатым. Модель 969М стала выглядеть по-другому.


В начале 90-х - примерно тогда, когда двигатель от «Запорожца» сменился двигателем от «Таврии» - ЛуАЗ-969 стал ЛуАЗом-1302 из-за смены индексов в СССР. Новый двигатель уже имел жидкостное охлаждение, 4 цилиндра и 53 лошадиные силы. «Волынь» теперь расходовала 7,7 литров на 100 километров (в отличие от предыдущих официальных 10) и развивала максимальную скорость до 100 километров в час (до этого было 85). Примерно через год после запуска новой модели Украина вышла из состава СССР и контакты ЛуАЗа с Россией прекратились.


Не до конца понятно, когда именно ЛуАЗ-969 стал называться «Волынью», но имя это продержалось долго, начиная с модели 1967 года и вплоть до начала 1990-х. Правда, в народе этот внедорожник получил еще немало названий, например, «Фантомас» - за комедийно-злодейскую внешность, «БМВ», что расшифровывалось как «Боевая Машина Волыни», «Тушканчик» - за способность «прыгать» по любой местности и много других.


На протяжении 1990-2000-х было несколько попыток «апгрейда» моделей, но ничего толкового из этого не вышло. В середине 2000-х Луцкий автомобилестроительный завод окончательно прекратил производство автомобилей, чем поставил точку в истории с бойким советским «тушканчиком».

Судя по многочисленным фото в сети, «Тушканчиков» до сих пор любят, холят и лелеют…




















Как только умельцы не переделывают «Тушканчика»!..



На днях Луцкий автозавод «Богдан» (ЛуАЗ), который сегодня официально называется Дочернее предприятие «Автосборочный завод №1» ПАО «Автомобильная компанія «Богдан Моторс», отметил свое 60-летие.

История этого предприятия знала и взлеты, и падения. А профиль деятельности за это время ему пришлось менять четырежды. Зато именно в Луцке выпустили первый в СССР переднеприводный автомобиль, на 15 лет раньше, чем АвтоВАЗ. И таких достижений у ЛуАЗа предостаточно. Но главное — завод и сегодня продолжает выпускать технику, осваивать нове модели и рынки. Какими были эти 60 лет?

Начало
Как и вся автомобильная промышленность Украины, Луцкий автозавод берет свои истоки с производства и ремонта сельхозтехники. На его месте были мастерские по ремонту сельхозоборудования.

Переломным становится постановление Совета Министров УССР 2 февраля 1949 года “О реорганизации межрайонных мастерских капитального ремонта…». В этом документе было запланировано строительство нового завода. В 1951-м в Луцке начинают возводить первые корпуса, а уже 25 августа 1955 года, приказом Министерства сельского хозяйства УССР, Луцкий ремонтный завод ввели в эксплуатацию. В сентябре здесь уже выпустили первую продукцию, поэтому именно сентябрь и принято считать датой старта истории завода.

По началу предприятие со штатом всего 238 человек выпускает запчасти к ГАЗ-51, ГАЗ-63, задействованные в сельском хозяйстве, проводит их капитальный ремонт, выпускает продукцию для потребностей Министерства сельского хозяйства.

C 3 сентября 1959 года завод становится машиностроительным. Меняется и его специализация. Теперь в Луцке выпускают кузова к ГАЗ-51, автолавки, прицепы, авторефрижераторы и изделия специального назначения, а также кузовные детали. С постепенным увеличением площадей расширяется и производственная программа. Начинается выпуск автомобильных ремонтных мастерских и малотоннажных рефрижераторов.

Но спустя 10 лет после основания история ЛуАЗа опять кардинально меняется. Своим рождением как автомобилестроительный завод, ЛуАЗ обязан войне в Корее, Ирбитскому мотозаводу (мотоциклы «Урал») и Запорожскому заводу «Коммунар» (ЗАЗ). Эпохальной моделью для ЛуАЗа стал транспортер переднего края (ТПК или ЛуАЗ-967).

После войны в Корее, где принимала участие техника из СССР, стало понятно, что внедорожник ГАЗ-69 для боевых действий слишком большой и уязвимый. На переднем крае нужен совсем другой автомобиль, наподобие DKW Munga. Тогда в НАМИ создают несколько прототипов. В начале, с мотоциклетным двигателем и хотят его выпускать на Ирбитском мотозаводе, но такая машина оказалась слишком «сырой». Затем другой прототип планируют выпускать в Запорожье, но из-за нехватки производственных мощностей у молодого автозавода «Коммунар», ищут другую производственную площадку. Для Луцкого завода это был звездный час. К тому же на ЗАЗе разрабатывают и гражданскую версию ЗАЗ-969 и даже выпускают там первую опытную партию, а затем передают всю документацию в Луцк. Так, у автозавода появляется сразу две модели.

ТПК — это был сугубо армейский автомобиль, по сути — моторизованная тележка, которая может десантироваться, кроме водителя может везти еще пару носилок или шестерых сидячих раненых, в высоту не превышает полуметра и имеет полный привод и лебедку.

В добавок ТПК — это амфибия, которая передвигается по воде за счет вращения колес. Ее задачи в армии были различны: вывоз раненых с переднего края, подвоз боекомплекта, буксировка легких орудий. Водитель мог управлять ТПК, лежа на сиденьи или даже ползком, двигаясь рядом с автомобилем и едва держась за руль. ТПК или Луаз-967 –уникальный автомобиль. Аналогов у него, кроме Steyr-Puch Haflinger, пожалуй и нет. И вот с ТПК и начался успех Луцкого автозавода. На вооружение армии СССР транспортер попал в 1969 году, использовался в войсках ВДВ и мотострелковых частях, а также поставлялся в страны Варшавского договора. Он продержался на конвейере до 1989 года и был бы актуальным даже сегодня. Ведь в украинской армии транспортеров переднего края сейчас попросту нет.

Но кроме армейского транспортера стране нужен был простой, неприхотливый и очень проходимый внедорожник, да еще и максимально дешевый. Его создают в рекордные сроки. В 1965-м, когда в Запорожье начали выпускать первые малолитражки, в Луцке при отделе главного конструктора создают два бюро для разработки технической документации на автомобиль ЗАЗ-969 с полным приводом. В декабре 1966 — го на заводе собирают первые 50 малолитражных автомобилей ЗАЗ-969В. По конструкции он был максимально приближен к ТПК, но имел уже более цивильный кузов с брезентовым верхом. Не смотря на внешнюю непритязательность, это был революционный автомобиль, опередивший свое время сразу по двум критериям.

Первый советский «переднеприводник» или эпоха «Волынянки»
11 декабря 1966 года приказом Министра автомобильной промышленности СССР Луцкий машиностроительный завод переименовывается на автомобильный и официально становится ЛуАЗом. В 1971 году “ЛуАЗу” определена специализация по выпуску легковых автомобилей повышенной проходности для потребностей сельского хозяйства и автомобилей специального назначения. Но ЛуАЗ серийно выпускает машины уже в 1967 году. Да еще и какие! Именно в Луцке начали первыми в СССР выпускать переднеприводные автомобили.


Фото их архива «Богдан»

Да, этот факт широко не афишировался, но это так. До появления на конвейере ВАЗ-2108, ЗАЗ-1102 и Москвич-2141было еще больше полутора десятков лет. А получилось так, можно сказать, случайно. Дело в том, что гражданский ЛуАЗ имел подключаемую заднюю ось. К началу серийного выпуска Мелитопольский моторный завод не успел обеспечить новую модель редуктором заднего моста, и поэтому в серию ЛуАЗ-969В пошел с передним приводом, а в обозначении модели появилась литера «В» (временный), чтобы отличать переднеприводную модификацию от полноприводной. До начала 1970-х годов таких переднеприводных ЛуАЗов успели сделать более 7 000 штук. Потом проблемы с комплектующими решились, машина обрела полный привод и свой первоначальный индекс, ЛуАЗ-969. Но и в таком варианте имелась возможность отключить заднюю ось и автомобиль становился переднеприводным.

Потребность в недорогих внедорожных машинах была настолько огромна, что в 1976 году на предприятии начинается реконструкция под выпуск 50 тыс. автомобилей в год. В то время ЛуАЗ стоил 5100 рублей и был единственным внедорожником, который свободно продавался населению. Ни ГАЗ-69, ни УАЗ-469 гражданским лицам не продавались.

В 1979 году на конвейере появляется новая модель ЛуАЗ-969М, с более современным дизайном, новой приборной панелью. К тому же завершилась уже и модернизация завода и уже 24 сентября 1982 года в Луцке с конвейера сходит 100-тысячный автомобиль.

Надо отметить, что ЛуАЗ-969 не только опередил свое время, но и фактически стал первым массовым компактным гражданским внедорожником B-класса в мире. До появления Suzuki Samurai еще было больше 20 лет. Дотошные историки наверняка смогут привести аналоги ЛуАЗа, тот же итальянский Samas Yeti-903 или австрийский Steyr-Puch Haflinger, но они выпускались в небольших количествах. А в Луцке было массовое производство. Это сейчас почти каждый производитель стремится иметь в своей гамме кроссовер B-класса, а у ЛуАЗа такая машина была уже в 60-е годы.

Правда, здесь необходимо уточнить, что в те времена мода на небольшие внедорожники в мире еще даже не зародилась. И поначалу, ЛуАЗ даже не думали экспортировать. В апреле 1983 года первые автомобили все-таки идут за рубеж через всесоюзную фирму «АвтоЭкспорт». Дебют оказался более чем удачным. Импортеры распробовали недорогой и неприхотливый ЛуАЗ-969М и начали его продвигать не только для фермеров, а как молодежный, пляжный внедорожник, автомобиль для приключений. За границу машина шла под именем Luaz Volyn и получила прозвище «Litlle UAZ»

Для молодежного внедорожника ЛуАЗу не хватало мощности 40-сильного мотора и местные импортеры первыми начали экспериментировать с заменой двигателя МеМЗ воздушного охлаждения на иномарочные. К примеру, итальянский дилер фирма Martorelli (занималась и импортом УАЗов) предлагала ЛуАЗы с двигателями Ford объемом 1,1 литра. Уже в 90-е годы в Италии начали ставить на ЛуАЗы даже дизели Lambordhini (не путать с суперкарами, это были моторы от небольших тракторов).

На просторах СССР ЛуАЗ-969М завоевывает особую популярность в сельской местности, среди охотников и рыбаков благодаря своей уникальной проходимости. Какие только имена не давали этому внедорожнику: «Волынь», «Волынка», «Волынец», «Волынянка», «Луноход», «Лунтик». Он мог проехать там, где пасовали УАЗы и «Нивы», а порой мог дать фору УрАЛам. Но у ЛуАЗ-969М был существенный недостаток – это двигатель воздушного охлаждения, который перегревался при длительной езде по бездорожью и очень капризная «печка». А когда под капотом появился мотор от «Таврии» МеМЗ-245 мощностью 53 л.с. с жидкостным охлаждением, популярность «Волынянки» вновь возросла. Такая модификация получила обозначение ЛУАЗ-1302 и выпускалась вплоть до 2001 года.

Надежда на ЛуАЗ-1301
Еще в 80-е годы на ЛуАЗе работают над следующим поколением автомобиля. Ему присваивают индекс 1301, а модификация прежнего ЛуАЗ-969 с «таврическим» двигателем пошла в серию раньше, хотя и имела следующий порядковый индекс 1302.

Конструкторы наделили ЛуАЗ-1301 уникальными свойствами. Он должен был стать первым автомобилем в СССР с пластиковыми панелями кузова. Это по-прежнему был уникальный по проходимости внедорожник, уже с колесами большего диаметра, с двигателем жидкостного охлаждения и жестким, а не брезентовым верхом.

Развал СССР перечеркнул все надежды завода. Новую модель не успевают запустить в производство, хотя она была почти готова. Резко падают армейские заказы, разом исчезает экспорт, с появлением подержанных иностранных джипов на украинском рынке падает спрос на уже устаревшие ЛуАЗы.

Конструкторы ЛуАЗа в 90-е годы создают невероятное число модификаций, пытаясь нащупать новую рыночную нишу. Каждый год ЛуАЗ радовал то, удлиненной модификацией 13021-04 , то пикапом ЛуАЗ-13021 или фургоном 13021-07, то пляжной версией ЛуАЗ-1302-05 «Форос», создается даже санитарный автомобиль для сельской местности ЛуАЗ-1302-08. Завод начинает выпускать машины с пластиковой крышей, с различными моторами, даже начал устанавливать дизельные агрегаты. Но объемы выпуска снижались из года в год, а инфляция съедала все доходы. Завод фактически остановился. Казалось – это тупик.

Но 14 апреля 2000 года собственником 81,12% акций завода становится концерн «Укрпроминвест» и у ЛуАЗа начинается следующий этап. Пришедшие новые менеджеры-управленцы хорошо чувствуют конъюнктуру рынка, и в этом же году запускают в Луцке SKD-сборку популярных ВАЗов и УАЗов. Завод не только возобновил выпуск «Волынянок», но и за год собрал 648 УАЗов, 2250 единиц ВАЗ-21093. С каждым годом объемы растут, и ЛуАЗ становится крупнейшим в Украине автосборочным заводом, где в разное время велась сборка ВАЗ-21093, ВАЗ-21099, ВАЗ-2107, ВАЗ-2104, ВАЗ-21213, УАЗ-3160, УАЗ-31514, затем добавляются отдельные модели Kia, Hyundai, начинается сборка грузовых автомобилей Hyundai HD-65. Завод становится на ноги и уже задумывается над запуском в производство собственной модели ЛуАЗ-1301.

В 2002 году в Луцке создают опытный образец нового поколения внедорожников ЛуАЗ-1301. Машина получилась довольно удачной и неплохо себя зарекомендовала во время испытаний. У нее по-прежнему пластиковый кузов, съемная крыша, которая легко превращает внедорожник в кабриолет, современный интерьер и двигатель 1,2 л от «Таврия-Нова». Собственник завода уже просчитывает инвестиции в запуск серийного производства, а конструкторы ЛуАЗа представляют целую гамму модификаций: 5-дверный универсал, пикап, медавтомобиль, авто для спецслужб. Казалось, вот-вот и ЛуАЗ-1301 пойдет в серию. На популярном автомобильном сайте www.autoconsulting.ua даже прошел конкурс на имя для этого внедорожника и вариантов его тюнинга. Была выпущена и небольшая экспериментальная партия ЛуАЗ-1301. Но начало 2000-х – это время низких цен на российские автомобили. К примеру, ВАЗовские модели тогда стоили до $4000, а выпускались сотнями тысяч. ЛуАЗ-1301 нужно было иметь ценник еще ниже, а с небольшими объемами производства это было не реально достичь.

28 октября 2009 года ЛуАЗ официально сменил свое название и стал называться Публичное Акционерное Товарищество «Автомобильная компания «Богдан Моторс» (сокращенно — АТ «АК «Богдан Моторс»). На заводе опять началась новая эпоха.

Эпоха городского транспорта
В июне 2005 года на совете директоров корпорации «Богдан» было принято стратегическое решение о замене производств, получившее в последствии название «Рокировка». Так, производство популярных автобусов «Богдан» перевели из Черкасс в Луцк, а производство и сборку легковых автомобилей - из Луцка в Черкассы. В Черкассах строится новый автомобильный завод мощностью 120-150 тыс. машин в год и логичнее концентрировать все автомобильные проекты вокруг него.

ЛуАЗ в очередной раз меняет профиль и становится ключевым автобусным заводом для Украины. С июня 2005 по апрель 2006 года на заводе создаются условия для выпуска 1,5 тысяч троллейбусов и автобусов в год. 6 апреля 2006 года ОАО «ЛуАЗ» презентует новую автобусную программу и на заводе появляется 300 дополнительных рабочих мест. Во время второго этапа реконструкции на предприятии создается до 70 000 м² производственных крытых площадей, а производственная мощность увеличивается до 4 тыс. автобусов и троллейбусов. Инвестиции в производство составляют 70 млн. долларов. Теперь бывший ЛуАЗ – это крупнейший в Украине производитель городского транспорта. Завод осваивает производство автобусов всех классов и троллейбусов большого и особо большого сегмента. Из его цехов выезжают новые модели, которые можно сегодня увидеть почти в каждом городе Украины.

И опять Луцкий завод «Богдан» становится новатором в Украине уже в новом амплуа. Именно здесь создают первый в стране дизель-электрический гибридный автобус. «Богданы» прорываются и на европейский рынок. Заводу совместно с польской компанией Ursus удалось выиграть тендер города Люблина и досрочно его выполнить.

В 2014 году представлен электробус Богдан А70100, а в 2015 году завод первым в Украине начинает производство автобусов стандарта Евро-5 А50232 с двигателем Iveco.

Заводчане «Автосборочного завода №1» ПАО «Богдан Моторс» уверенно смотрят в будущее. За 60 лет завод четырежды полностью менял профиль деятельности, и каждый раз добивался успеха. Более того, продукция луцкого завода всегда была востребована рынком. Уникальность завода и коллектива в том, что малым числом (за всё время здесь выпустили 491 тыс. автомобилей) им удается оставить ярчайший след в истории. И по этой причине, в серьезных коллекциях обязательно есть ЛуАЗ.

Так и сейчас, автобусы и троллейбусы «Богдан» известны каждому жителю Украины. Их также будут помнить с годами, как транспортер ТПК, ЛуАЗ-969 и луцкие ВАЗы. Славная история луцкого завода продолжается.

Справка

Всего за период 1966-2008 гг. на Луцком заводе было випущено 491 тыс. легковых автомобилей. Из них, 269 тысяч «Волынянок» ЛуАЗ, 168 тысяч легковых автомобилей других брендов (SKD-сборка).
За 60 лет завод выпустил более полумиллиона единиц продукции. 54 тысячи автолавок 5,5 тыс. Грузовых автомобилей и 3,5 тыс. Автобусов и троллейбусов.

Источник © Богдан Авто

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Уважаемые господа журналисты!
Если вы тырите с сайта фотографии для своих коммерческих изданий без разрешения — имейте хотя бы совесть не лепить на чужие фотографии свои копирайты! Не отягощайте лишний раз свою карму!

Луцкий автомобильный завод (до 1967 года Луцкий машиностроительный завод — ЛуМЗ) был создан в 1959 году на базе Луцкого авторемонтного завода в рамках программы по техническому перевооружению Советской армии.

ТПК
ЛуМЗ-967

Прототип ТПК, разработанный в 1959 году на МЗМА как альтернатива работам группы Фиттермана. Началось все с того, что была поставлена задача создать легкий вездеход для расширявшихся тогда ВДВ, пригодный к десантированию без платформы, т.е. просто на парашютной системе. Изначально решить эту проблему в НАМИ пыталась группа Фиттермана, изобретая нечто пластмассовое под ирбитский мотор, однако их предложения не понравились военным и по результатам деятельности 1-го Главного управления КГБ было предложено не выделываться, а копировать модель BMW. В серии машина с 1961 года по 1967 год.

ТПК
ЛуАЗ-967

ТПК — ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Автомобили — транспортёры особо малой грузоподъёмности (400-750 кг.) предназначены для использования при эвакуации раненых с поля боя, подвоза боеприпасов, военно — технического имущества а также установки отдельных видов вооружения. Среди отечественных автомобилей с колёсной формулой 4х4 к ним относятся ЛуАЗ 967 и 967М. Эти транспортёры отличаются высокой проходимостью на пересечённой местности, обладают амфибийными качествами, авиатранспортабельны, высокоманевренны и подвижны.

ТПК ЛУАЗ 967

Автомобиль предназначен для использования в боевых порядках подразделений, близко соприкасающихся с противником. Снаряженная масса — 950 кг, полная — 1350 кг. Дорожный просвет — 285 мм. Высота с поднятым ветровым стеклом — 1580 мм. Двигатель МеМЗ 967А, мощностью 37 л.с. Возможна буксировка одного прицепа массой до 300 кг.

При движении по дорогам со скоростью до 75 км/ч ведущими являются передние колёса. Привод на задние включается для преодоления труднопроходимых участков. Есть также понижающая передача, возможна блокировка дифференциала заднего моста. Кроме того, для преодоления траншей и выхода из воды на неподготовленный берег, ЛуАЗ 967 снабжён легкосъёмными металлическими трапами. Автомобиль способен преодолевать подъёмы до 58 %. Для подтягивания грузов и раненых в зоне огневого воздействия противника можно использовать лебёдку, расположив машину в укрытии. Развиваемое лебёдкой усилие — 150-200 кгс, длина троса — 100 м.

Особенность ЛуАЗ 967 — возможность движения по рекам и озёрам. Корпус машины — водонепроницаем, что обеспечивает достаточный запас плавучести. По воде ЛуАЗ 967 движется благодаря гребному эффекту, создаваемому колёсами. Скорость на плаву — до 3-х км/ч.

Место водителя в ЛуАЗ 967 размещено посередине, а справа и слева, с некоторым смещением назад — два утапливающихся в платформах сидения для пассажиров. В сложенном состоянии их спинки находятся в одной плоскости с платформой, освобождая место для груза или двух раненых на носилках.

Когда нужна скрытность передвижения, водитель может управлять машиной полулёжа. Рулевая колонка при этом опускается, спинка сидения откидывается назад, а лобовое стекло на капот двигателя. Щиток приборов, смонтированный на растяжках ступицы руля, в любом случае остаётся в поле зрения водителя.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Война в Корее (1949-1953), на которую Советский Союз поставлял военную технику, показала нехватку в составе вооружённых сил лёгкого вездехода для транспортировки раненых, подвоза боеприпасов и т.п. ГАЗ 69, использующийся в то время для этих целей, имел слишком большие габариты, был неповоротлив, а на изрытом воронками поле часто садился на мосты. Тогда-то и возникла необходимость в создании лёгкого плавающего вездехода с высокой подвеской, пригодного для перевозки раненых, желательно способного к десантированию с самолётов.

Разработкой нового вездехода занялась специальная группа в НАМИ под руководством Б.М.Фиттермана (конструктор известных советских бронетранспортеров БТР-152). В 1958 году был изготовлен первый прототип, получивший название НАМИ 049. Кузов был сделан из стеклопластика, роль рамы выполняло несущее основание кузова. Подвеска — независимая торсионная, на продольных рычагах. Передний мост был подключён постоянно, задний подключался через блокируемый межосевой дифференциал. Дифференциал заднего моста также блокировался. Расстояние между мостами (база) составляло 180 см. В конструкции были применены колёсные редукторы, которые повышали крутящий момент и увеличивали дорожный просвет до 28 см у гружёной машины. В конструкции был применён двигатель Ирбитского мотоциклетного завода МД 65 мощностью 22 л.с. Но ходовые испытания опытного образца выявили ряд недостатков: стеклопластиковый кузов оказался недостаточно прочным, а двигатель слишком слабым.

Второй альтернативный «запорожский» НАМИ-049А с откидной
рулевой колонкой. Формы кузова всё ещё напоминают о фирменном стиле BMW .

Различные прототипы ТПК, последний проходил под индексом ЗАЗ-967. Долго пытались вывести выхлопные трубы вперед перед капотом…

К разработке второго образца НАМИ 049А подключились специалисты Запорожского завода. На основе мотора ВМW-600 был разработан двигатель МеМЗ 969 мощностью 30 (первоначально — 27) л.с.. Вместо стеклопластикового был использован стальной корпус с мощной рамой. От межосевого дифференциала отказались, задний мост стал отключаемым. Пластинчатые торсионы заменили кованными, что позволило подвеске выдерживать удар при приземлении на парашюте. Работы велись над двумя вариантами машины — простой и плавающей. Военные выбрали второй вариант. Чтобы решить задачу транспортировки раненых, место водителя расположили посередине, за ними — спина к спине — сидел санитар. Носилки для раненых находились по бокам. Верх кузова и частично боковины закрывал брезентовый тент. Движение по воде осуществлялось за счёт гребного эффекта колёс. Окончательный вариант получил название ЛуМЗ-967. Его производство началось на автозаводе в Луцке в 1961 году. (http://www.ujuja.narod.ru )

НАМИ-049 «Огонек»

Так выглядело легендарное изделие группы Фиттермана, на основе развития которого и родился всем известный гражданский ЛуАЗ. (avto4x4.narod.ru)

ЗАЗ-969

Первый вариант сельского вездехода, предназначавшегося для серийного производства на Луцком автозаводе на базе агрегатов ТПК. Конструкция разработана бригадой специалистов МЗМА на заводе «Коммунар» по результатам проектирования «Москвича-415». Вопреки распространенному мнению в Луцке никогда не выпускался, была выпущена партия в 50 единиц на Запорожском заводе в 1964 году. Существовал вариант ЗАЗ-969В без привода на задний мост, но он судя по всему серийно вообще не производился. На правом фото — реплика ЗАЗ-969, изготовленная на Луцком автозаводе на базе узлов ЛуАЗ-969М. На фото слева вверху — прототип ЗАЗ-969 на испытаниях, на нем отсутствовали двери, но зато имелись трапы от боевой машины.

ЗАЗ-971

Своего рода боковая ветвь развития ЗАЗ-969, когда агрегаты от него и от ЛуМЗ-967 были использованы для создания полноприводных автомобилей на базе ЗАЗ-970. На первом фото и фото слева — модель ЗАЗ-971Д в длиннобазном и короткобазном вариантах, якобы разработанная для нужд армии. На втором фото — ЗАЗ-971Б, полноприводный грузовой фургон, на третьем — ЗАЗ-971В, шестиместный минивэн. Машины 971Б и 971В были схожи до неразличимости с соответствующими моделями серии 970, отличаясь от них только более высокой подвеской и «вездеходовской» резиной на дисках. Модели ЗАЗ-971Г (бортовой грузовик) в природе не существовало, но встречаются её фейковые фото, где ЗАЗ-970Г на переднем мосту пририсовано нечто, напоминающее блокируемый межколёсный дифференциал.

ЛуМЗ-969В

Альтернативный вариант модели «969», разработанный в 1965 году и производившийся с 1966 года на Луцком заводе. Вошел в историю как первый советский переднеприводный автомобиль, поскольку мощности Львовского завода (поставщика ЛуМЗ) позволяли в то время обеспечить комплектами задних мостов только армейские поставки ЛуМЗ-967. У некоторого количества машин КПП имела специальный хвостовик для привода всевозможной сельхозтехники. Выпускался всего около полутора лет. Именно с него пошло первое народное название этой модели — «лумумзик».

ЛуАЗ-969

После ликвидации в 1971 (по другим сведениям — в 1969) году дефицита комплектующих для задних мостов в серию пошла эта модель, выпускавшаяся до 1975 года и представлявшая собой уже вполне полноприводный автомобиль. В силу существовавшей в те годы моды на создание так называемых «объединений» ЛуАЗ объединили с ЗАЗом и некоторое время выпускавшиеся ЛуАЗы проходили по документам как ЗАЗ-969(не путать с ЗАЗ-969 образца 1964 года).

ЛуАЗ-969 фургон

Предполагавшаяся несколько ранее (в 1967 году) к выпуску грузовая модификация ЛуАЗ-969, предположительно должна была получить индекс ЛуАЗ-969Ф. По имеющимся сведениям — в металле не реализована, поскольку не хватало комплектующих даже для выпуска базовой модификации. Как результат — народ дружно начал ставить «будки» от каблуков.(http://luaz.narod.ru )

ЛуАЗ-969A

После освоения мелитопольским моторным заводом производства более мощного двигателя МеМЗ-969А с 1975 года эта модель сменила на конвейере 969-й и выпускалась до 1979 года. В 1977 году была выпущена партия этих машин с цельнометаллическими кузовами, но их заводской индекс мне выяснить не удалось, в зарубежных источниках встречается упоминание, что они назывались ЛуАЗ-969Ф, но это маловероятно, поскольку литера «Ф» в этом семействе принадлежала фургонам. (http://luaz.narod.ru/969a/969a—1.htm)

ЛуАЗ-967М

Модификация ТПК, унифицированная по узлам и агрегатам с моделями 969А-969М. Или наоборот 🙂 . На фотографии — разъевшиеся бундесы на рыбалке. Фото предоставлено журналом AutoBild.

ЛуАЗ-967МП

Модификация транспортера 967М, разработанная по заказу погранвойск в качестве легкого штабного автомобиля. От базовой модификации отличалась увеличенной высотой борта и иной конфигурацией тента, отсутствием съемных трапов.


Машина связи ЛуАЗ-967М

Модификация транспортера 967М, предназначенная для транспортировки ротной/батальонной радиостанции, от базовой модели отличается иной конфигурацией тента, штатными местами для крепления антенн сзади справа и слева по бортам, отсутствием съемных трапов, на местах которых крепился шанцевый инструмент. Позднее на её базе в интересах ВДВ была создана машина для транспортировки расчётов ПЗРК, сначала «Стрела», затем — «Игла» разных модификаций. Ведение огня с рук расчётом допускалось в том числе и на ходу (при снятом тенте), но не на плаву, боекомплект составлял четыре-шесть ЗУР.

Машины огневой поддержки на базе ЛуАЗ-967

В 1970-е годы на базе ЛуАЗ-967 (первые три фотографии) завод предлагал для ВДВ модификации амфибии-носителя оружия, в качестве вооружения могли устанавливаться автоматический гранатомёт (первое фото), комплекс ПТУР (второе фото) или безоткатное орудие/станковый гранатомёт(третье фото). В дальнейшем уже на базе ЛуАЗ-967М была создана новая модификация, вооружённая модернизированным АГС-17М (четвёртое фото) с увеличенным возимым боекомплектом — своего рода «гранатомётная тачанка».

ЛуАЗ-969М

В 1979 году Луцкий автозавод начинает серийный выпуск ЛуАЗ-969М — усовершенствованной модификации ЛуАЗ 969А, разработку которой начали в 1974 году. Эта модель оборудуется, как и предшественник 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащается раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили благодаря изменению панелей передка, изменена форма лобового стекла, двери оборудованы замками, окна дверей получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья.

Ещё до запуска в серию ЛуАЗ 969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, в 1978 году на международном салоне в г. Турине (Италия) вошёл в десятку лучших автомобилей Европы, а в 1979 году на международной выставке в г. Ческе Будеевице (ЧССР) получил Золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села. (http://www.ujuja.narod.ru )

ЛуАЗ-2403

Аэродромный тягач на базе ЛуАЗ-969М. Едва ли не единственный серийный вариант, изначально проектировавшийся под использование мотора ВАЗ. В дальнейшем наработанные в нем решения были использованы при реализации варианта ЛуАЗ-13021. Мог вполне реально стать базой для серьезной модернизации исходной модели, но, к сожалению, в условиях советского автопрома это было невозможно. Некоторые из тягачей оборудовались проблесковыми маячками оранжевого цвета (см. фото слева). (http://www.ujuja.narod.ru )

ЗАЗ-2320

Вариант самосвала на базе кузова тягача ЛуАЗ-2403, но с двигателем, трансмиссией и электрикой от 969М. По утверждению владельца выпущен заводом всего в четырех экземплярах. Своего рода альтернативная ветвь развития по отношению к 13021, причем на мой взгляд — реально более перспективная. Почему «ЗАЗ» — загадка природы, но именно под таким индексом он проходит по документам.


ЛуАЗ-969МФ

Вариант грузового фургончика на базе ЛуАЗ-969М, развитие несостоявшегося грузового варианта на базе ЛуАЗ-969, был выпущен ограниченной серией. Очень часто их называют просто ЛуАЗ-969Ф, что не совсем правильно. За ним на фото — один из первых прототипов ЛуАЗ-1301 (предположительно создан не позднее 1982-83 годов), представлявший собой по сути глубокий рестайлинг модели 969М.

ЛуАЗ-1302

После проведённой в 1988 году модернизации модели 969М автомобиль с новым индексом ЛуАЗ 1302 начали оснащать 53 — сильными четырёхцилиндровыми двигателями от «Таврии» МеМЗ 245-20 с водяным охлаждением, что в среднем на 16 % снизило расход топлива и значительно уменьшило шумность. Прочнее стали лонжероны П-образного сечения. Сиденья также были позаимствованы у «Таврии». Появилась новая панель приборов и дополнительные шумо- и виброзащитные коврики. (http://www.ujuja.narod.ru ) Вариант с штатным пластиковым кузовом вместо тента имел индекс ЛуАЗ-1302-02.

ЛуАЗ-13021 прототип

Грузовая длиннобазная модификация «969М» в заводском исполнении. В дальнейшем был изменен тип бортового кузова, а базой для серийной модели стал «1302».

ЛуАЗ-13021

Серийная грузовая модификация модели «1302», собиравшаяся в частности на подмосковной фирме «Валетта» (на фото). Позднее в содружестве с «Валеттой» был сделан луцко- москвичёвский «гибрид» ЛуАЗ-23021.

ЛуАЗ-13021-03

Модификация модели «13021» с нормальной жесткой кабиной и люком в крыше. По имеющимся сведениям собиралась только на заводе в Луцке. Вариант этого грузовичка под маркой ЛуАЗ-23021 был сделан на базе аэродромного тягача ЛуАЗ-2403 (с мотором ВАЗ-2103), но при этом комплектовался реечным рулевым и КПП от «Москвича 2141» без привода на задний мост, соответственно не было торсионной подвески и колесных редукторов, на переднем мосту была подвеска типа «МакФерсон», задний мост был сделан неразрезным на листовых рессорах, из-за этого дорожный просвет уменьшился с 280 до 200 мм.

ЛуАЗ-13021-04

Длиннобазная грузопассажирская модификация модели «1302». При массовом выпуске машина могла стать вполне реальным конкурентом всевозможным «фермерам» и иже с ними. Этот автомобиль создавался для мобильных рембригад на обслуживании ЛЭП и трубопроводов. В сдвоеной кабине четыре места, на укороченной грузовой платформе можно перевозить до 250 кг груза. (http://www.ujuja.narod.ru )

ЛуАЗ-1302-05 «Форос»

По непроверенным сведениям, некоторое время выпускался заводом «под заказ». Эдакая «молодёжно-пляжная» (внешне) модификация ЛуАЗа 1302. Отличается от прототипа не только дизайном и открытым кузовом с дугами безопасности. Под капотом — 37 сильный итальянский дизель «Lamborghini» LDW 1404. Некоторые технические данные на эту модель: колёсная формула — 4х4; грузоподъёмность — 400кг; масса снаряженного автомобиля — 970кг; полная масса — 1370кг; габариты — длина — 3430мм; ширина — 1610мм; высота — 1754мм; дорожный просвет — 280мм; база — 1800мм; колея — 1360мм; двигатель — число цилиндров — 4; рабочий объём 1372 см3; мощность при 3600об/мин — 37,4л.с.; крутящий момент 8,47кгс.м при 2200 об/мин; максимальная скорость 100 км/ч; расход топлива -7,7л на 100км; максимальный угол подъёма 60%; максимальный угол поперечной устойчивости 40 градусов; глубина преодолеваемого брода 0,5 м; колёса — диски — 51/2J/13; шины — 186/65R13; (http://www.ujuja.narod.ru )

ЛуАЗ-13021-07

Вариант модели «21-04» с удлиненным кузовом типа фургон со стеклопластиковым верхом и металлическим задним откидным бортом.

ЛуАЗ-13021-08

Модификация модели «21-07» под нужды скрой помощи. Автомобиль для обслуживания сельских фельдшерских пунктов и доставки людей в больницу. Верх — из стеклопластика. Для удобного размещения носилок задняя часть кузова удлиненна более чем на 600 мм, в связи с чем увеличился задний свес. Кузов имеет четыре двери: одну слева, две справа и заднюю. (http://www.ujuja.narod.ru )

Украинская РСЗО с блоком НАР С-5

Даже сейчас создаются специальные машины — своего рода самодельные РСЗО (реактивные системы залпового огня). Один из последних примеров — одна из самых оригинальных боевых «конструкций» современности — украинская мобильная артиллерийская система на джипе ЛуАЗ. (http://armor.kiev.ua/ptur/)

ТПК-2 прототип

Прототип трехмостового ТПК, прародитель «Геолога», разработан на базе узлов и агрегатов ЛуАЗ-967М, испытывался в 1982-1983 годах. Имел все шансы стать серийной машиной, но на заводе предпочли пойти дальше и попытаться создать машину с активной пневматической подвеской.

ТПК-2
ЛуАЗ-972

Армейский предшественник «Геолога». Дальнейшее развитие идеи ТПК. Особенность конструкции — активная независимая торсионная гидропневматическая подвеска, унифицированная с моделью ЛуАЗ-1301 прототип 1990 года. Под заводским индексом 972 шли и прототипы, и данная предсерийная модель. Серийно не выпускался.

ЛуАЗ-1901 «Геолог»

При конструировании ТПК ЛуАЗ 967, в опытном порядке на его базе был создан также трёхосный вариант транспортёра — амфибии, но в серию эти автомобили тогда так и не пошли. Однако идея не была забыта и на Киевском автосалоне SIA99 Луцкий автозавод представил полноприводный автомобиль повышенной проходимости ЛуАЗ 1901 «Геолог».

Машина весьма примечательна. Во-первых, она трёхосная, причём с равномерным размещением мостов по базе, что гарантирует ей отличную проходимость. Автомобиль без труда преодолевает канавы шириной до 1,4 метра. А независимая подвеска всех колёс в сочетании с достаточной общей длиной обеспечивает исключительно плавное движение по пересечённой местности. Автомобиль преодолевает подъёмы до 58 % и удерживается на боковом уклоне в 40 градусов.

Во-вторых, автомобиль этот — амфибия. Водоходный движитель — традиционный для луазовских вездеходов — гребной эффект колёс, обеспечивающий скорость на воде до 5 км/ч.

В-третьих, наконец, в качестве силового агрегата на автомобиле использован трёхцилиндровый дизель 3ДТН, Харьковского завода им. Малышева.

Демонстрируя эту опытную модель, Луцкий автозавод рассчитывал привлечь внимание прежде всего силовых структур, а также министерств по чрезвычайным ситуациям. Но, судя по всему, вышло как всегда…

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТКРИСТИКИ

колёсная формула 6х6; грузоподъёмность 660 кг; снаряженная масса 1250 кг; полная масса 1900 кг; габариты длина 4522 мм, ширина 1922 мм, высота 1754 мм; дорожный просвет 285 мм; колея 1335 мм; двигатель дизель 3ДТН; число и расположение цилиндров 3 в ряд; рабочий объём 1,5 л; мощность при 3600 об/мин 51 л.с.; максимальная скорость 60 км/ч; расход топлива 12 л/100 км; ширина водного препятствия 3000 м; колёса диски 5J/16, шины 6,96/16 (http://www.ujuja.narod.ru )

ЛуАЗ-1301 прототип 1984 года

Первый вариант ЛуАЗ-1301. Представлял собой по сути вариант 969М, на который был одет новый кузов, в дальнейшем мотор был заменен на «таврический». (http://www.luaz.com/chronik.html)

ЛуАЗ-1301 прототип 1990 года

Попытка кардинального обновления модельного ряда Луцких внедорожников. Этот автомобиль был представлен на московской выставке МИМС-94 в 1994 году. Имел массу прогрессивных опций, например — регулируемая высота подвески… (http://www.ujuja.narod.ru )

ЛуАЗ-13019

Уникальный в своем роде полноприводный трехмостовый грузовик повышенной (выше не бывает) проходимости на базе узлов и агрегатов ЛуАЗ-1301 прототипа 1990 года. (http://www.autoprofi.kiev.ua/index.html)

ЛуАЗ-Прото

Альтернативный прототип ЛуАЗ-1301, разработанный в Ленинградской лаборатории НАМИ группой Парфенова-Хаинова в 1988-1989 годах. Под интегральным капотом (откидывающимся вместе с крыльями) скрывается старый знакомый — «таврический» движок МеМЗ-245. А вот трансмиссия полностью оригинальна. Коробка передач 6- ступенчатая, синхронизированная, причем две первые передачи — понижающие. Так как в схеме отсутствует межосевой дифференциал, подключение переднего моста возможно лишь в режиме езды по бездорожью. У автомобиля нет раздаточной коробки: привод переднего отключаемого моста — от переднего конца вторичного вала коробки передач. Интересной особенностью являются шарниры равных угловых скоростей, примененные в приводе не только передних (независимых, подвешенных на стойках типа McPherson), но и задних колес. Довольно необычна для джипа и задняя пружинная зависимая подвеска De Dion, где главная передача закреплена на кузове через шумоизолирующие элементы. Силовой агрегат, передняя подвеска и главная передача — единый узел, смонтированный на отдельном подрамнике. То есть всю механику в сборе можно выкатить из-под автомобиля, не производя полной разборки кузова. Для кузова выбрали каркасно-панельную конструкцию, при которой все нагрузки воспринимает стальной штампованный каркас, а наружные панели, выполненные из пластмассы, сделаны съемными и не влияют на общую прочность кузова. Кроме эксплуатационных достоинств (меньшая подверженность коррозии, невосприимчивость к небольшим повреждениям, ремонтопригодность), такое решение давало некоторые технологические преимущества. Пластмассовые детали можно было бы окрашивать отдельно от кузова, что позволяло несколько снизить требования к термостойкости пластмассы и чистоте поверхности штампованных деталей, упрощалась и модернизация автомобиля в процессе производства. Салон автомобиля рассчитан на четверых пассажиров так называемого 95%-ного перцентиля, то есть из каждой сотни взрослых людей 95 найдут для себя удобное положение и лишь пятеро испытают некоторый дискомфорт. Конструкция раздельных задних сидений позволяет передвинуть их спинки на 100 мм вперед, после чего ширина сидений становится достаточной для размещения трех пассажиров 50%-ного перцентиля. В салоне «ЛуАЗа-Прото» можно оборудовать комфортабельные спальные места или трансформировать сиденья в грузовую площадку. Задний борт откидывается в горизонтальное положение, что увеличивает погрузочную площадь. (http://luaz.narod.ru/proto/proto.htm
http://asa.minsk.by/abw/arxiv/251/v-vned.htm)

ЛуАЗ-1301 прототип 2002 года

В 2002 году был представлен обновлённый вариант так и не дошедшего до конвейера ЛуАЗа 1301 образца 1994 года. Традиционно автомобиль получил полный привод с блокировками дифференциалов. В качестве силового агрегата используется 1.2-литровый двигатель МеМЗ-2457 мощностью 58 л.с. КПП — пятиступенчатая, кузов полностью пластиковый. Задняя дверь выполнена из двух половинок — верхней и нижней, запаска и инструмент спрятаны в нишах под передними сиденьями, таким образом багажный отсек полностью свободен. По предварительным данным, если машина пойдёт в серию, её стоимость составит от $3000 до $4500 (потом была цифра уже как минимум $5000) в зависимости от комплектации. (http://www.ujuja.narod.ru http://www.luaz.com )

ЛуАЗ-1301-08

Санитарная модификация нового варианта 1301. В неспециализированном исполнении машина с таким вариантом кузова вполне могла бы стать неплохим утилитарным автомобилем для села, для активного отдыха, семейным… (http://www.luaz.com )

ЛуАЗ-1301-07

Длиннобазный вариант 1301, созданный на базе «санитарки» 1301-08. У этого конкретно экземпляра на обтекателе остался крепеж для проблесковых маячков.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...