Автомобили, автомобильное производство. Белорусские автомобили

Прорыв белорусского автопрома

Белорусский автопром решил сделать прорыв на китайском авто

Утилизационный сбор или удар под дых

С одной стороны, безусловно, сбор касается как российского производителя, так и участников ТС. И в первую очередь Республики Беларусь, которая имеет такие гиганты как МАЗ и БелАЗ. Есть правда в РБ еще завод Саманд, построенный на Иранский капитал. Есть очень небольшая отверточная сборка микроавтобусов Пежо. Но брать в расчет мизерное количество выпускаемой техники, было бы неуместно. Выпуск в тысячу штук, а Пежо и того меньше, не сделает погоды даже на рынке столичном, не говоря на рынке страны или на территории таможенного союза.

Немного отклонимся от темы и посмотрим, что грозит МАЗ и Белаз. Россия, так или иначе, заполучит контроль над этими гигантами. Вопрос на сегодня состоит только в том «когда» и «за сколько?». Когда вводился утилизационный сбор, Россия прекрасно понимала, что это немного сделает выигрышными авто собранные в России. Так же все понимали, что РБ получит удар под дых. Чтобы иметь благородный вид, утилизационный сбор вводится и на авто, произведенные в России. Вот только российский производитель не будет его вкладывать в цену. Россия имеет полное право компенсировать из бюджета расходы, связанные с введением утилизационного сбора. А что делать белорусскому автопрому? Как быстро посчитали экономисты, МАЗы подорожают для покупателей минимум на 5%. А вообще речь идет о росте цен до 14% на продукцию Минского автомобильного завода.

В итоге, КАМАЗ становиться более привлекательным, чем МАЗ. Сворачивание таких производств, даже незначительное сокращение, приведет к серьезным последствиям. Еще терпимо с таким производством как МАЗ. Столица сумеет трудоустроить высвободившиеся руки. А вот что делать с Белазом? Этот гигант является градообразующим предприятием. Остановка производства сулит сделать чуть ли не всех жителей города Жодино безработными. Что предприняло правительство РБ?

Новый белорусско-китайский автозавод «Белджи»

Поездки в Китай на самом высоком уровне не прошли даром. В РБ организовали производство белорусско-китайского автомобиля Белджи. Новый завод, построенный практически с нуля, выйдет на полную мощность в 2019 году. Объем производимых авто должен составить 120 000 единиц. Не мало. В планах так же наращивать производство и в будущем. А, за прошлый год, на только что открытой производственной линии собрано 2,5 тысячи авто. Уже продано 1,7 тысяч. Учредителями автозавода «Белджи» выступили: китайская компания «Dgeely» , ОАО БЕЛАЗ и СЗАО «Союзавтотехнологии». На сегодняшний день уже реализован проект по производству автомобилей Белджи мощностью до 10 000 машин в год. Именно столько собираются выпускать в РБ в этом и следующем году.

И чем это может обернуться для России? Сегодня китайского производителя автомобилей не очень-то бояться как конкурента на просторах РФ. А зря. Как показывает практика, китайские производители очень быстро учатся. Еще каких-нибудь пять – семь лет назад, тест драйв китайских авто говорили однозначно, что это гробы, в прямом и переносном смысле. Притом, какого китайского производителя не возьми. Низкое качество деталей. Отвратительная сборка. А краштесты – сценарий для фильма ужасов. …

Но с каждым годом китайские автомобили все больше и больше начинают напоминать автомобиль, а не гроб на колесах. А если взять в расчет качество специалистов Белаза, которые, несомненно, будут принимать самое активное участие в производстве автомобилей, принять во внимание, что качество белорусской техники все-таки лучше китайской за счет наличия специалистов высокого класса, а так же неплохо подготовленного инженерного корпуса, наличие в РБ учебных заведений и собственной школы автомобилестроения, то игра стоит свеч. Но прежде чем выносить суждения, давайте разберем и разложим все по полочкам.

Начнем с того, почему в РБ не пришли именитые авто гиганты и не стали вкладывать средства в развитие автопрома РБ. Все довольно просто. Европейские производители и не придут на рынок РБ, сколько их туда не заманивай. Европейцы осторожничают. Да и нельзя сбрасывать со счетов негласное эмбарго на технологии для РБ и продукцию из нее. Примеров тьма. Не раз можно было слышать от производителей различных товаров жалобы, на то, что их продукцию просто не пускают в Европу. Есть покупатель, видящий выгоду от реализации в Польше, Германии, Франции продукции того или иного производителя РБ. Но вдруг, по каким-то не ясным причинам они отказываются от сотрудничества. Примером может служить продукция хлебозавода Гродно. Вилейский оптико-механический завод имеет серьезнейшие и высокотехнологичные разработки в области оптики, в частности прицелов. Из-за проволочек и искусственных барьеров, они уже потеряли не одного клиента по всему миру.

И что интересно, барьеры отнюдь не с белорусской стороны. По мнению специалистов, существует негласный запрет на приобретение белорусской продукции по политическим соображениям. С другой стороны правительство РБ само поставило себе подножку, конфискуя и выкачивая средства из предприятий с иностранным капиталом. Как только требуются деньги – начинается охота на бизнес и бизнесменов. Они в мгновение ока становятся наркоторговцами, укрывателями доходов, злостными аферистами и так далее.

Пример — ОАО «Коммунарка». Тот же Форд, который хлопнул дверью и Форд-Юнион приказал долго жить. Не безызвестная история с дилером Фольксвагена ОАО «Атлант М». Преследование руководства, желание определенных сил просто отжать бизнес, привело к тому, что концерн Фольксваген вмешался всем своим авторитетом, остановив травлю своего белорусского партнера. Говоря простым языком, немецкий авто производитель вежливо предупредил, что если по любым обстоятельствам смениться собственник с белорусской стороны, то они позаботятся о достойной рекламе бизнес-климата в РБ так, что ни один себя уважающий инвестор никогда не вложит и ломаного цента на территории данной республики. Это возымело действие.

Но в итоге, дальше, чем организация дилерской сети по продажам, в РБ дело дальше не пошло. И сколько чиновники потом не пели «…мы гарантируем…», «….мы так больше не будем…» — поезд ушел. Да и условия, выдвигаемые белорусской стороной, не всегда были приемлемыми. Белорусская сторона была заинтересована в получении серьезных доходов в казну в виде налогов и валютных вливаний. А попутно в решении еще кучи социальных вопросов за счет инвестора. Но любой инвестор заинтересован вкладывать и получать прибыль, а не заниматься благотворительностью и раздачей слонов. Многие предприятия, которые ждут и не дождутся инвестора, по сути, представляют собой набор помещений в аварийном состоянии, убитой инфраструктурой, антикварным технологическим оборудованием. В придачу всегда есть угроза, что завод или имущество, за какие-то нарушения просто возьмут и заберут. Рисковать своими средствами ни кто не желает. Да и не секрет, что были определенные силы, которые думали за счет инвестора модернизировать свои производства, наладить выпуск товаров мирового уровня, а затем просто вышвырнуть инвестора с благодарственными пожеланиями «Будут еще деньги — заходите!». А что же китайцы?

А вот китайцы рискнули. Во-первых, китайские автомобили не особо ждут в Европе. Собирать в Китае и везти их через всю Азию и Европу накладно, дорого. А завоевывать рынки как-то надо. Китай мощная держава. Завоевание новых рынков сбыта – целевая программа на государственном уровне. Неизвестно как договаривались они с правительством РБ, но кое-какие выводы можно сделать. Ведь одно дело открыть производство. Но надо решить вопрос со сбытом. И тут на свет появляется проект интереснейшего документа.

Новые требования к белорусским такси

С 1 мая 2014 года в РБ должны ввести новые требования к автомобилям такси. Что сей закон готовит? И причем тут белорусско-китайские отношения? А готовится следующее. Автомобиль такси, должен быть не старше семи лет. Иметь климат-контроль, четыре двери. Габариты не менее 4,4 метра в длину, 1,7 метра в ширину. Обязательно наличие АБС и подушек безопасности. Что интересно, идеально проходит к данным требованиям выпускаемый Белджи седан SC7 (1,8 бензин МКПП). В случаи принятия закона будет наблюдаться любопытная ситуация. Белджи стоит в пределах 13 000 долларов. Приобретать в такси автомобиль шести лет от роду экономически нецелесообразно. Через год его придется менять. Нужен авто не старше четырех, максимум пяти лет. А что можно купить на авторынке, чтобы машина отвечала новым требованиям? Это авто ну ни как не Дэу Матиз и иже с ними … Четыре с половиной метра, это как минимум Ауди А6 и аналогичные по классу авто. Кое-как вписывается ВАЗовский Ларгус. Но вот цена его как минимум 14 400. А еще доставка и прочие накрутки. Да и с обеспечением запчастей из Тольятти все-таки наверняка будет хуже, чем на Белджи, производство которого имеется в Минской области.

Становится понятным, что закон создается аккурат под автомобиль Белджи. Вторая хитрость, если иностранным компаниям, производителям карьерных самосвалов удастся выжать с Российского рынка Белаз, то рабочих запросто можно трудоустроить на Белджи. Пока завод ориентирован на выпуск 10 000 авто в год. Как мы говорили выше, к 2019 году эта цифра вырастет до 120 000 в год. А это серьезное производство. На первом этапе с помощью закона правительство просто заставит пересесть часть своих таксистов на Белджи. Наверняка заставит некоторую часть управленцев среднего звена пересесть из АУДИ и БМВ в тот же Белджи. Белорусам не привыкать к директивам, требующим приобретать только белорусские товары для предприятий. Тут есть еще хитрость. До пуска основного производства, за пять лет Белджи учтет все нюансы эксплуатации автомобилей на белорусских дорогах. Как обещают производители, модельный ряд так же будет постоянно обновляться. И у китайцев это неплохо получается, если судить по любым товарам из Поднебесной. Реагировать на спрос рынка они умеют молниеносно.

Подведем итог

Китайская расторопность, инвестирование без малого 650 миллионов долларов в производство, наличие в РБ необходимых специалистов и квалифицированных рабочих кадров, отток которых предполагается из-за сокращения производства с МАЗа и в первую очередь Белаза. Практически завод с нуля, а не модернизированное старое производство, которое выстроено на практически выработавших свой ресурс фондах. И заявка в 120 000 автомобилей, которых явно много для девяти миллионного населения Беларусь.

Не надо быть провидцем, чтобы понять, куда ориентируется производитель Белджи. Еще добавим, что Китай уже не та страна, которая только копировала и ничего толком не могла придумать сама. Китайские разработки и технологии все громче заявляют о себе. И автомобилестроение не исключение. Несомненно, совместное производство будет внедрять самые передовые разработки. Нет сомнений и в том, что командно-административная система РБ так же может сыграть положительную роль в развитии данного предприятия. Да и бизнес из Поднебесной нельзя упрекнуть в том, что китайцы готовы сорить деньгами и вкладывать в нежизнеспособные проекты.

Вспомним Польшу с ее автопромом. Вначале туда пришли западные компании, за тем корейские. В итоге ушли в небытие Полонезы, польские Фиаты, Варшавский тракторный завод. Но тут понятно. Просто была задача уничтожить конкурента. Именно это делают в странах принимаемых в ЕС из центральной и восточной Европы. Приватизируются предприятия, а затем банкротятся, расчищая путь товарам главных держав ЕС. Заподозрить в этом китайцев по отношению к РБ было бы несколько не логично. Китайский автопром мало представлен на европейском рынке. Да и российский рынок не Бог весть как освоен. Интерес развернуть мощное производство в самом центре Европы выглядит вполне логичным. И вполне можно ожидать, что со временем белорусско-китайский автомобиль будет по качеству не уступать тем же корейским автомобилям.

Нет сомнений, что китайцы будут внедрять на этом производстве свои последние разработки, чтобы если уж не сравняться, то догнать по соотношению цена-качество корейских и европейских производителей. Чего не скажешь о заводах отверточной сборки в РФ. Выпускаемые в РФ авто ведущих мировых брендов уж ни как не назовешь последним словом научной мысли в автомобилестроении. Самые новые модели автогиганты собирают у себя на родине, доверяя сборку своим рабочим.

А вот что попроще собирают в третьих странах, в том числе и России. Белорусский Саманд, который шел практически по такому же пути, как и производство ведущих автобрендов в РФ, показал несостоятельность такого подхода. По сути Саманд это Пежо 405, выпуск которого давно прекращен во Франции. И все потуги предать ему современный вид, внося незначительные изменения ни к чему не привели. Цена с 10 000 выросла до 12000 – 14 000.

И, по мнению водителей, российский Ларгус выглядит предпочтительнее Саманд. Продажи идут слабо. Машина не пользуется спросом. Вообще будущее Саманд весьма призрачно. Та же история и с Рено на ВАЗе. Французы, имея солидную долю в Тольятти, так же не спешат внедрять самые передовые технологии и разработки. Вот тут и напрашиваться вывод. Китай за последние двадцать лет не раз показывал, как можно и нужно работать и зарабатывать. Огромные средства тратятся на науку.

Китай уже имеет свой истребитель пятого поколения, разработанный китайскими конструкторами и собранный чисто китайской промышленностью. Китай имеет технологии, позволяющие им осваивать космос. И как уже говорили, китайские автомобили сегодняшнего дня, это не те авто, которые выпускались еще пять лет назад. Китайские разработки, помноженные на белорусские требования на законодательном уровне к используемым материалам и качеству, вполне могут дать возможность выпустить в ближайшие лет пять вполне европейского качества автомобиль, по весьма сходной цене. И к 2020 году Белджи побегут не только по Российским дорогам, но и по дорогам Европы.

А вот российскому автопрому стоит задуматься. Выпускать автомобили вчерашнего дня, которые все равно уступают последним разработкам ведущих брендов, играя лишь на доступной стоимости, прямой путь оказаться у разбитого корыта. Технологически Ларгус это вчерашний день европейского автомобилестроения. Иметь своего покупателя только за счет доступной цены не дальновидно. Но в один прекрасный день может статься так, что на рынок в таможенном союзе выйдет автомобиль, который по качеству, по технологическим новшествам будет не уступать европейским брендам. А вот по цене пододвинет российского производителя. И белорусско-китайский автомобиль уже ни как не обложишь налогом.

Да и другие методы борьбы с конкурентами могут не сработать. Одно дело влиять и давить чисто белорусское производство. И совсем другое, ставить палки в колеса китайским партнерам белорусов. Тут можно получить и адекватный ответ со стороны Китая. Да и утилизационный сбор правительство РБ может так же погасить по примеру России. Но как сложиться судьба Белджи покажет время. Но понятно одно. Создание такого мощного производства на территории РБ однозначно вытеснит российские легковушки с рынка РБ. Хотя не будем загадывать. Ведь в наше время экономических штормов, ситуация может измениться в любой момент кардинально. Остается только ждать.

Планы атозавода Белджи:

сайт, 2013-2019 | Все права защищены

Похожие посты:

Метки: Emgrand X7 , SC 7 , Белджи , Китай

Китайцы уже давно вошли на белорусский рынок - "отверточную" сборку Geely в Борисове осуществляли с 2013 года. Однако амбиции руководства концерна требовали строительства полноценной площадки, чему способствовали и правила Евразийского союза о минимальной локализации автомобильного производства. Строительство завода мелкоузловой сборки в Жодино площадью 120 га стартовало в конце марта 2015 года и было завершено через два с половиной года. Объем инвестиций в Geely оценивают в 300 млн долларов.

Проектная мощность на первом этапе составит 60 тысяч автомобилей в год, но она может быть доведена до 120 тысяч. Впрочем, до конца года здесь успеют выпустить только 1,8 тысячи Atlas, к которым в 2018-м добавятся еще две модели - обновленный кроссовер Emgrand X7 (в январе) и новая модификация седана Emgrand 7 (в мае). В результате в 2018-м ожидается производство 25 тысяч машин, а в 2019-м - 35 тысяч.

Большая часть комплектующих в Жодино будет поставляться производителями, которые сотрудничают в Европе с заводами Volvo (шведский автогигант с 2010 года входит в большую структуру концерна Geely). Цех сборки площадью свыше 16 000 квадратных метров здесь разделен на три основные линии: интерьера, шасси и окончательной сборки, примерно столько же "квадратов" занимают вместе цеха окраски и сварки.

Как рассказал на недавней встрече с российскими журналистами в Китае (среди них был и корреспондент "РГ") гендиректор Geely International Corporation Нань Шэнлян, автомобили белорусского производства будут продаваться не только на местном рынке, но и в России (причем их большая часть), а также в Казахстане и на Украине.

"Мы начали реализацию этого проекта в 2014 году, когда произошел финансовый кризис, курсы белорусского и российского рубля упали. Но в этот трудный момент Geely продолжила строительство, что доказывает серьезность наших планов", - отметил Нань Шэнлян. И добавил, что постепенно на конвейер в Жодино будут ставить все новые модели, "чтобы клиенты в ЕврАзЭС получили больше выбора".

Geely Atlas. Фото: Андрей Полухин / РГ.

"Открытие новой производственной площадки большой мощности, рассчитанной на производство более 60 000 автомобилей в год, - очень значимый для компании шаг. Это позволит Geely подтвердить статус глобального игрока, который активно развивается на внешних рынках", - подтвердил директор по маркетингу Geely Motors в России Андрей Левин.

Напомним, ранее автомобили Geely для российского рынка выпускали на заводе в Черкесске, но теперь необходимость в этом для компании отпала. На той же встрече с российскими СМИ президент концерна Ан Цуйхуэй отметил, что планов создания производства в РФ у компании нет, поскольку теперь у нее есть собственный автозавод в Беларуси. Но тут же добавил, что реализация проекта началась после достижения соглашения между президентами Александром Лукашенко и Владимиром Путиным.

Что касается Geely Atlas, то пока речь идет об автомобилях с передним приводом и двигателями объемом 2,0 и 2,4 литра, работающих как с "автоматом", так и с механической коробкой передач. Позже линейка модификаций должна быть расширена - в том числе за счет турбомотора и полного привода. Кстати, корреспондент "РГ" уже протестировал новый кроссовер для России. Подробный материал об этом вскоре читайте на нашем сайте.

Кстати, как заявил на церемонии открытия завода президент республики Александр Лукашенко, импортные автомобили в госорганах Беларуси будут постепенно заменяться на произведенный в стране автомобиль Geely. "Я уже запретил по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Мы уже несколько десятков закупили этих автомобилей, и сейчас постепенно будет идти замена - от правительства до председателя райисполкома", - цитирует Лукашенко его пресс-служба.

Александр Лукашенко торжественно открыл завод белорусско-китайской компании «БелДжи». Это уже второе предприятие по сборке китайских легковушек и джипов Geely на территории Белоруссии. Ещё недавно легковые автомобили в стране не производились, а все попытки наладить сборку машин известных мировых марок заканчивались безрезультатно. Теперь белорусские власти планируют расширять в стране выпуск легковых авто и продавать их на российском рынке по 120 тыс. ежегодно. Однако эксперты такие планы называют нереалистичными. О перспективах развития белорусско-китайского автопрома - в материале RT.

  • Александр Лукашенко во время посещения завода «БелДжи»

Белорусский президент Александр Лукашенко 17 ноября торжественно открыл завод белорусско-китайской компании «БелДжи». В тот же день с его конвейера сошёл первый серийный кроссовер Geely Atlas NL3. Лукашенко прошёл по сборочному цеху, пообщался с руководством завода и с рабочими.

«Наши китайские друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, ещё и прокредитовали. Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась», — заявил глава Белоруссии.

Лукашенко рассказал, что помочь открыть завод он просил лично председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина.

«Совсем скоро мне представится такая возможность, и я лично смогу поблагодарить его, что он помог нам создать это производство», — отметил белорусский лидер.

Китайский опыт

Выпуск в постсоветской республике легковушек под маркой Geely оказался одним из самых масштабных проектов китайского бизнеса в Белоруссии. Белорусско-китайское СЗАО «БелДжи» было создано в 2011 году. Его акционерами стали ОАО «БелАЗ» (51,49%), Zhejang Jirun Automobile Co., Ltd. (33,47%), СЗАО «Союзавтотехнологии» (9,01%) и CITIC International Investment Limited (6,03%).

В феврале 2013 года на территории ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» был собран первый автомобиль (седан Geely SC7). Однако поначалу это было небольшое «отвёрточное» производство: легковушки собирались из крупноузловых китайских машинокомплектов, причём это были те модели, которые в самом Китае уже были сняты с производства.

В конце марта 2015 года началось строительство нового завода, на котором доля белорусских комплектующих должна быть намного выше. Предприятие разместилось недалеко от Борисова на площади около 120 га. Проектная мощность на первом этапе составит 60 тыс. машин в год. На площадях СП планируются к производству по полному технологическому циклу кроссоверы NL3, NL4 и седан FE3.

На конвейере нового завода уже собрано 222 автомобиля. До конца года завод выпустит ещё 1700 машин. С 2018 года прогнозируется рост производства и реализации. В 2018 и 2019 годах объём производства должен составить 25 тыс. и 35 тыс. единиц соответственно.

  • Пресс-служба Президента Республики Беларусь

Сейчас сборка автомобилей локализована на 30%. По словам белорусского вице-премьера Владимира Семашко, к июлю 2018 года уровень локализации должен составлять не менее 50%.

Однако перспективы развития проекта, по мнению экспертов, неоднозначны.

«С одной стороны, Белоруссия — страна с развитой машиностроительной отраслью, производящая очень многое: от тяжёлых грузовиков и ракетных шасси до сельскохозяйственной и коммунальной техники. С другой, в Белоруссии никогда не производили легковые автомобили, а у них своя специфика. Причём за 25 лет независимости попыток наладить сборку легковушек было множество (первым был Ford), но все они провалились по разным причинам. И гарантировать успех китайскому проекту тоже никто не может», — прокомментировал ситуацию в беседе с RT белорусский аналитик автомобильного рынка Павел Провалинский.

Эксперт также отметил, что китайский концерн Geely Automobile Holdings Ltd. скупил профильные активы по всему миру (Volvo, Proton, Lotus) и имеет доступ к современным технологиям. Однако Geely только в Китае находится в лидерах продаж, а на мировых рынках у этой марки очень слабые позиции. Причина в низкой конкурентоспособности по ряду позиций. Этот недостаток, по мнению эксперта, может унаследовать и белорусское производство.

Правила пересадки

Открывая завод «БелДжи», Александр Лукашенко сообщил, что в Белоруссии разрабатывается проект указа, направленный на стимулирование покупки белорусами легковых автомобилей, произведённых на этом заводе.

«Мы думаем, какие есть возможности, чтобы помочь купить этот автомобиль. Автомобиль в семье нужен, поэтому нужно придумать, как вас поддержать. Думаю, мы найдём хорошие варианты: лизинг, кредит под небольшие проценты, отсрочка платежа. В ближайшее время документ выйдет», — сказал белорусский президент.

  • Пресс-служба Президента Республики Беларусь

По словам Лукашенко, в планах наращивать объёмы производства.

«Мы же будем увеличивать мощность в два раза. Думаю, что 60 тысяч автомобилей мы продадим и пойдём на 120 тысяч», — сказал Лукашенко.

Чтобы обеспечить гарантированный сбыт новых машин, импортные машины в государственных органах Белоруссии будут постепенно заменяться на собранный в стране автомобиль Geely.

«Я уже запретил по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Мы уже несколько десятков закупили Geely, и сейчас постепенно будет идти замена — от правительства до председателя райисполкома, — рассказал Александр Лукашенко. — У нас это уже происходит, и мы это сделаем».

Белорусский президент отметил, что и сами работники завода должны пересаживаться на произведённую ими машину. Это будет хорошим показателем качества автомобиля.

Однако перспектива продаж Geely на внутреннем рынке вызывает у экспертов определённые сомнения.

«Сами белорусы — большие консерваторы, для них автомобиль — это исключительно «европеец», «японец» или «кореец». А к продукции китайского автопрома белорусский потребитель относится со смесью иронии и недоумения, — поясняет Провалинский. — К тому же местный рынок уже насыщен. В тучные годы каждый, кто хотел, пригнал себе машину из Европы. Теперь доходы сильно упали, и обновления автопарка пока не предвидится».

Экспорт в Россию

Основным рынком сбыта продукции белорусско-китайского автопрома, по планам руководства Белоруссии, должна стать Россия.

«Главным рынком станет Россия, мы будем туда отправлять абсолютное большинство из этих 120 тысяч», — заявил белорусский вице-премьер Владимир Семашко.

Те же намерения подтвердил и премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков.

«На первом этапе на заводе планируется выпускать 60 тысяч автомобилей в год с перспективой увеличения мощностей до 120 тысяч. При этом до 90% продаж предполагается на экспорт, в Россию», — заявил Кобяков в интервью телеканалу ОНТ.

Однако специалисты автомобильного рынка не уверены в успехе этого предприятия.

По данным эксперта, по итогам 2016 года продажи собранных в Белоруссии Geely составили 5721 автомобиль: 976 — в Белоруссии и 4745 — в России. В РФ позиции этого бренда скромные: в 2015 году было продано 11 617 машин Geely (производства Белоруссии и Китая), в 2016-м — менее 5000.

Ранее китайская корпорация пыталась наладить выпуск легковушек в России, но в 2016 году сборка автомобилей Geely в РФ была прекращена.

Препятствием для масштабных продаж Geely белорусской сборки в России может стать и собственная стратегия развития автопрома РФ, рассчитанная на производство в России автомобилей мировых концернов, считают эксперты. Ежегодные бюджетные вливания в российский автопром оцениваются в сумму до $3 млрд.

Республика Беларусь весьма слабо ассоциируется с легковым автомобилестроением. Зато всем сразу приходят в голову одноименный трактор, грузовики МАЗ и, конечно, легендарные БелАЗы. Руководство республики уже много лет пытается исправить эту ситуацию: привлечь в страну иностранные инвестиции, создать рабочие места, а заодно пересадить граждан со старых иномарок на новые машины собственного, белорусского, производства, пусть и иностранного бренда. И вот успех — соглашение с Китаем, строительство и запуск долгожданного завода «Белджи», где уже собираются автомобили марки Geely. Именно на этом новеньком совместном предприятии побывал корреспондент журнала «Движок», который увидел воочию плоды сотрудничества, которое согласовывалось на самом высоком уровне.

Именно так: в открытии завода принимал участие лично президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Спросите, при чем здесь Россия? Все просто: даже если волевым решением президента обязать всех белорусов покупать только машины Geely, то мощности предприятия справятся с этой задачей где-то за один год работы. Поэтому 90% всей продукции будет экспортироваться и, как мы все прекрасно понимаем, подавляющее большинство машин появится на российском рынке.

Нельзя не отметить глобальный подход, с которым в Geely решились на новый шаг в покорении нашего рынка. Вместо того, чтобы использовать мощности завода Derways в Черкесске, на качество сборки которого не жаловался только ленивый, в компании решили освоить альтернативную территорию, при этом оставшись в рамках Таможенного союза.

Напомним, что компания Geely была основана в 1986 году. Как и многим автопроизводителям из Поднебесной, серьезный скачок ей удалось сделать только в «нулевых». Среди по-настоящему значимых шагов стоит отметить приобретение известной австралийской компании Drivetrain Systems International, автоматические трансмиссии которой ставятся на модели Geely, а также самую известную сделку — покупку 100% акций шведского бренда Volvo. В 2014 году марка пережила ребрендинг и получила нынешнее лицо, а впоследствии еще и прикупила Lotus и Proton.

Непосредственно в России Geely появилась в 2011 году, вместе с моделью MK. И если одноименный седан не особо пришелся по душе россиянам, то вот псевдокроссовер MK Cross, что называется, успел поймать зарождающуюся волну поголовного мирового увлечения сегментом SUV. Уже в следующем году на рынок вышла модель Emgrand с современным дизайном и гуманной ценой, которая также нашла своего покупателя. В 2014-м стартовали продажи кроссовера Emgrand X7, который до сих пор и является локомотивом продаж компании в России.

Geely MK Cross Geely Emgrand X7 Geely Emgrand

И вот теперь на отечественный рынок готовится ворваться новый кроссовер Geely Atlas. Кстати, название «китайцы» успели зарезервировать заранее, поэтому не ждите в России одноименный большой кроссовер от Volkswagen, по крайней мере с таким же именем. Именно Atlas и собирается на мощностях завода «Белджи», и, забегая вперед, скажем, что собирается на очень достойном уровне.

Geely Atlas

Предприятие является точной копией аналогичного завода в Китае. Общая площадь — 1,18 кв. км. На его территории разместились цех сборки (более 16 тыс. кв. м), цех окраски (около 8 тыс. кв. м) и сварки (более 9 тыс. кв. м). Сборочный цех делится на три основные линии: линию интерьера, линию шасси и линию окончательной сборки.

Ожидание увидеть там роботов с непонятными иероглифами не оправдались. Сборкой всецело заведуют «западные» технологии. Клей-герметик на стекла наносит промышленный робот Kuka из Германии, подает этот самый герметик к роботу клеевая система фирмы Graco родом из США, а испытательная линия отдана на откуп компании Durr — опять же из Германии.


На данный момент в цехе сборки трудится больше сотни человек, и их усилиями на сборку полностью готового автомобиля из сваренного и окрашенного кузова уходит всего три часа. Помогает им в этом сборочный инструмент шведского производства Atlas Copco с сервоприводами и беспроводной передачей данных результатов затяжки резьбовых соединений каждого конкретного автомобиля. Данная технология исключает дефекты затяжки резьбовых соединений на всех этапах сборки и соответствует самым современным международным стандартам и требованиям качества.

Цех сварки также гордится оборудованием знаменитых брендов с мировым именем. Это сварочные клещи фирмы Obara из Японии, 27 сварочных роботов немецкой Kuka, 62 адаптивные системы управления контактной сваркой Bosch Rexroth с адаптивной регулировкой, клеевые системы автоматического нанесения герметика от немецкой SCA, а также трехкоординатная измерительная машина компании Hexagon шведского производства. Задча последней — убедиться, что процент соответствия сварочных соединений составляет не меньше 95%.


Немецкие роботы Kuka варят очередной кузов Geely Atlas

Особенность таких сварочных систем заключается в способности регулировать параметры процесса сварки в режиме реального времени и обеспечивать максимальный контроль качества сварных точек. Все работы проверяются контрольно-измерительной лабораторией контроля геометрии кузова с помощью лазерных датчиков и контактных головок на специальной машине.

Особое внимание представители Geely уделили цеху окраски, который рассчитан на восемь цветов. Для нанесения покрытия на наружные поверхности кузова применяются роботы Durr со сложной кинематикой, обеспечивающей покраску на поверхностях любой конфигурации. Как и полагается заводу, который претендует на статус современного, для покраски здесь используются экологичные материалы на водной основе и электростатические методы нанесения покрытия.

За покраску и катафорезное грунтование кузовов автомобилей Geely отвечают шесть установок Graco из США для подачи и нанесения шовных и антигравийных герметиков, 16 установок той же компании для предварительного смешения и подачи лакокрасочных материалов, и еще 11 роботов Durr — непосредственно для окраски. Поставщиком материалов ванны катафореза и материалов лакокрасочного покрытия является немецкая компания Basf. Не забывают на «Белджи» и про фосфатирование. Фосфатная пленка с цинком призвана защитить кузов от коррозии. Для большей защиты от попадания различных загрязнений во время покраски используется специальная вода, прошедшая деминерализацию, чтобы убрать из нее даже малейшие частицы солей и металлов.


Несмотря на то что покраской занимаются роботы, после автомобиль обязательно осматривается контроллером, который лично проверяет каждый окрашенный кузов. То же самое происходит и после камеры лакировки. Завершающая камера полировки работает с поверхностью до тех пор, пока она не будет идеально гладкой и блестящей.

Отдельно стоит отметить, под каким неусыпным контролем гостей из Поднебесной проводится все работы. Пристальный взгляд китайских специалистов Geely неотрывно следит за каждым идущим по конвейеру кузовом, попутно сверяя данные о проделанной работе на экранах компьютеров.

Каков итог?

Если еще пару-тройку лет назад фраза «китайский контроль производства и качества» вызывала легкую улыбку, то увидев, как самые современные роботы собирают автомобили практически в стерильных условиях из самых экологичных материалов, перестаешь удивляться невообразимым темпам развития китайского автопрома. Еще немного — и колебания в выборе покупателей между европейской, японской и китайской марками станут повсеместной обыденностью, причем чей автомобиль окажется интереснее, качественнее и, главное, выгоднее, пока неясно.

Что касается непосредственно модели Geely Atlas, собираемой на новом белорусском предприятии, то успех продаж этого кроссовера пока напрямую будет зависеть от ценовой политики. На консервативный российский рынок, как ни крути, для привлечения покупателей заходить желательно демпингом, особенно в случае с китайскими брендами, отношение к которым в России предвзятое. Правда, учитывая мировой уровень производства, увиденный на белорусском предприятии, можно с большой долей уверенности говорить о том, что марка Geely имеет все шансы сломать отечественные стереотипы.

В 2013 году автомобильное производство в Беларуси вышло на новый уровень. ЗАО СЗАО «Белджи» выпустил первую партию «народных» легковушек. Белорусские Geely являются совместной разработкой белорусского и китайского предприятий. Новый проект имеет лобби на госуровне. В нынешнем году предприятие планирует выпустить 18 000 автомобилей, 11 000 из которых должны быть реализованы в России.

Попытки выпустить народную легковушку

В 1997 году под Минском в поселке Обчак началась сборка с последующим выпуском автомобилей Ford Escort и Ford Transit (микроавтобусы). Это была первая попытка предприятий Ford Motors и «Лада ОМС» создать новую автомодель легкового класса. Однако перспективным планам не суждено было осуществиться. Государственные власти лишили Ford Motors некоторых льгот, и фирма остановила работу Вторая попытка собрать белорусские автомобили была предпринята в 2004 году. В том же поселке Обчак решили выпустить грузовичок марки Lublin-3. С этой целью было зарегистрировано совместное белорусско-польское предприятие «Юнисон» (ЗАО). Машина была выпущена, но не оправдала ожидания производителей. Стоимость грузовичка Lublin-3 оказалась в 3 раза выше, чем у российских «Газелей». В этом же году была предпринята попытка создать белорусско-иранский автомобиль Samand. Он представлял собой модернизированный седан Peugeot (Франция). Однако новая автомарка не завоевала доверия. Предприятие и сейчас выпускает автомобили Samand, но они не пользуются спросом.

Позже было предпринято еще несколько неудавшихся попыток создать белорусские легковые автомобили, и только в 2013 году задумка увенчалась успехом. СЗАО «Белджи» начал сборку машины Geely SC-7 на площадке Борисовского завода «Автогидроусилитель» (ОАО). Акционерный состав белорусско-китайского предприятия включил ОАО «БелАЗ», СЗАО "СоюзАвтоТехнологии", корпорацию Geely.

Новый белорусский автомобиль стоит как поддержанный «европеец»

Сегодня СЗАО «Белджи» выпускается 3 модели новой автомарки:

  • Geely SC 7;
  • Geely LC Cross;
  • Geely EX.

Средняя цена легковушек - 15 000$. Столько же стоят подержанные европейские ходовые автомобили. Разница заключается лишь в том, что на белорусские автомобили Geely распространяется трехлетняя официальная гарантия. Президент РБ подчеркивает, что правительство будет поддерживать продажу автомарки. Государство обещает создавать условия, чтобы население могло приобрести новый автомобиль. Александр Лукашенко также подчеркивает, что машины Geely должны реализовываться и в России.

Тест-драйв белорусского «китайца»: достоинства

Каждая машина имеет свои плюсы и минусы. Корреспонденты белорусского портала abw.by провели тест-драйв Geely и выяснили все ее особенности.

Плюсы новой автомарки SC 7:


Специалисты отмечают, что не стоит скороспешно критиковать белорусский автомобиль Geely: машина не такая плохая, как думают большинство автолюбителей, услышав слово «китаец».

... и недостатки

Теперь о минусах.


Тест-драйверы отмечают, что белорусские автомобили Geely ездят подобно Mercedes-Benz W124. «Низ» у них хороший, а передачи переключаются мягко. Если производители доработают конструкцию регулирования сидений по высоте, то машине можно заслуженно присвоить звание «хороший автомобиль».

Президент Белоруссии лично протестировал Geely

4 мая 2014 года на территории испытательного полигона в Борисове Александр Лукашенко опробовал «на прочность» новый белорусский автомобиль. Вначале глава государства сел за руль Geely SC 7, после - Geely LC Cross, а напоследок прокатился на кроссовере Geely EX. По словам президента, он остался доволен дизайном и техническими характеристиками автомоделей. А. Лукашенко также отметил, что SC 7 - отличный вариант для начинающих водителей. признался, что в планах правительства - разработка системы стимулирования, которая позволит повысить покупательную способность на машины белорусской сборки. «Пока такая программа будет действовать в отношении белорусского покупателя, но позже планируется подумать и о «соседях»», — подчеркнул А. Лукашенко.

Планы и перспективы белорусского автомобильного производства

Автомобилестроение в Белоруссии постоянно развивается. В недалеком будущем президент планирует построить мощный завод под Борисовом. В год Лукашенко планирует продавать около 50 000 отечественных машин, часть которых должна уходить на российский рынок. Geely Auto также выходит официально на бразильский авторынок. Кроме того, в скором времени начнут выпускать новые белорусские автомобили. Производство Opel и Chevrolet было начато в середине 2013. В нынешнем году автомарки должны сойти с конвейера. Это условие предусмотрено подписанным президентом с директором General Motors. Контролирует новый проект вице-премьер белорусского государства Петр Прокопович. В перспективе компания планирует сборку еще одной марки — Cadillac. По оценке экспертов, квалификационный уровень белорусских кадров позволит осуществить и этот перспективный план.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...