Отправляемся в ночную поездку на машине. Езда на автомобиле ночью Ночная езда

В нашей жизни бывают разные ситуации, и нередко ездить на автомобиле приходится не только днем, но и в темное время суток. Конечно, у кого-то подобная необходимость связана с работой, но чаще всего мы отправляемся в ночное путешествие из-за личных соображений. К тому же, передвижение по дорогам в таких условиях имеет немало преимуществ, среди которых наиболее заметными являются низкий уровень загруженности пути, а также практически полное отсутствие пешеходов и постов ГАИ.

1. Подготовка перед выездом

Если вы уже намерились выдвигаться в путь в ночное время суток, тогда нужно понимать, что дальняя поездка, тем более в таких условиях, требует проведения определенной подготовки. Это касается как самого водителя, так и его автомобиля.

При осмотре транспортного средства обязательно уделите особое внимание осветительным элементам, которые должны находиться в исправном и чистом состоянии, чтобы не усложнять езду и максимально эффективно выполнять возложенные на них задачи. Более того, в случае необходимости следует протереть лобовое стекло и боковые зеркала заднего вида чистой ветошью, удалив с них даже малейшие следы загрязнений.

Также проверке подлежит подсветка номера и вся оптика (особенного габаритные огни, стоп-сигналы и указатели поворота). Разумеется, в ходе диагностики не стоит упускать из виду и общее техническое состояние машины, иначе вы рискуете доехать только до «первого поворота».

Конечно, осмотр автомобиля перед выездом – это только полдела, а вторая половина предусматривает подготовку самого водителя. Если долгую поездку никак нельзя отложить до утра, тогда вам стоит заранее хорошенько выспаться (перед непосредственным выездом сну необходимо уделить не менее 7-8 часов, даже если вам пока не хочется спать) и постараться отдохнуть от умственного и физического напряжения.

В частности, попробуйте не просиживать длительное время перед монитором компьютера или телевизора, ведь переутомление глаз грозит потерей остроты зрения, а перед путешествием за рулем автомобиля этого допускать нельзя. Чтобы как-нибудь взбодрить себя, можно попробовать принять холодный или контрастный душ, однако много кофе употреблять не стоит, так как на смену бодрости после воздействия кофеина обязательно придет запоздалое чувство усталости. Также не помешает хороший перекус (не переедание).

Можете взять в дорогу несколько бутылок воды, пакетик сухариков или чипсов, хотя на роль перекуса за рулем неплохо подойдут и леденцы или жевательная резинка. Помните! Универсальных способов для снятия сонливости или усталости в дороге просто не существует, а все известные методы (в том числе, употребление кофе или энергетиков) дают лишь кратковременный эффект.

Лучше заменить их 15-20-минутной прогулкой на свежем воздухе, тем более, что этого времени будет вполне достаточно для разминки затекших мышц и снятия чувства сонливости. Если побороть сон все же не получается (организм человека все равно требует полноценного отдыха), остановитесь в подходящем месте хотя бы на полчаса и спокойно поспите. Передвижение в таком состоянии может оказаться фатальным не только для водителя и пассажиров, но и для других участников дорожного движения.

2. Скорость и дистанция

Экстремальные условия передвижения, а именно к ним и относится езда в ночное время, требуют от водителя соблюдения определенных рекомендаций. В первую очередь следует снизить скоростной режим, что подтверждают практически все специалисты в области безопасности дорожного движения. Согласно их мнению, скорость движения транспортного средства должна полностью соответствовать длине тормозного пути до полной остановки машины, которая освещается вашими фарами, то есть находится в зоне видимости.

Большая часть современных автомобилей оборудуется осветительными элементами, способными в режиме дальнего света освещать участок пути на 100 метров впереди себя (показатели освещения ближним светом несколько скромнее – 30-45 метров). Именно по этой причине, переключая фары на ближний свет, необходимо снизить скорость до 50-60 км/час, а используя дальнее освещение, следует исходить из общей обстановки на дороге, но не превышая максимально допустимую скорость на конкретном участке пути.

На дорогах нашей страны этот совет особенно полезен, так как на пути следования нередко появляются непредвиденные препятствия, которых еще несколько дней назад могло и не быть.

Конечно, в дневное время их куда проще обнаружить заранее, а вот заметить яму ночью не так уж и просто. Полностью полагаться на собственное зрение и интуицию при оценке скорости движения своего транспортного средства все же не стоит, ведь в темное время суток наше восприятие окружающей обстановки существенно снижается. Поэтому, если у вас возникают хотя бы малейшие подозрения насчет присутствия на дороге или обочине какого-либо объекта, тут же снижайте скорость до максимально безопасной черты.

Возможно, вы заметите всего лишь припаркованный впереди автомобиль или столб придорожной линии электропередач, но это еще не значит, что они не создадут вам никаких препятствий. Кроме того, нередко на проезжей части оказываются и сами пешеходы, а иногда еще и в нетрезвом состоянии или без любых распознавательных знаков на одежде. Вовремя среагировать на них не всегда получается, тем более что долгая езда по пустой трассе существенно снижает внимание водителя.

В любом случае, всегда необходимо помнить, что при ограниченной видимости любые реакции человеческого организма существенно замедляются, поэтому следует соблюдать такой скоростной режим, который бы позволял вам не нарушать ПДД и иметь время для совершения того или иного маневра.

3. Слепящий свет

Если вам уже доводилось передвигаться на автомобиле в ночное время суток, тогда объяснять, как влияет свет встречных автомобилей на водителя, наверное, не стоит. Однако, как ни крути, а оставить без внимания эту часто встречающуюся проблему никак не получится. Чтобы не создать на дороге аварийную ситуацию, следует четко соблюдать описанные в ПДД правила освещения ночью. К ним относят:

- переключение дальнего света фар на ближний перед вершиной подъема;

Смену освещения (с дальнего на ближнее), как только вы заметили встречный автомобиль, пусть и на расстоянии 150-200 метров от вас;

Переключение фонарей при приближении к попутному транспорту менее чем на 150 метров;

Включение габаритных огней и аварийных сигналов при вынужденной остановке.

В вопросе своей защиты от слепящего света встречных автомобилей, можно прислушаться к советам дальнобойщиков. К примеру, если вы видите, что водитель встречного транспортного средства не собирается переключать освещение, то во избежание ослепления попробуйте прищурить или полностью закрыть левый глаз, стараясь не смотреть на осветительные приборы. Даже если вас и ослепят, то пока этот эффект пройдет, вы сможете воспользоваться уже открытым левым глазом.

В случае ослепления длиной в 10-60 секунд, следует включить стоп-сигналы автомобиля и аварийные огни, остановившись прямо на проезжей части. Не съезжайте на обочину, ведь в таком случае, ваш автомобиль будет менее заметным издалека.

Обратите внимание! При смене дальнего света на ближний, необходимо в обязательном порядке снижать скорость движения, так как поле зрения заметно сужается, и времени для принятия верного решения при возникновении непредвиденной ситуации остается не так уж и много.

Для предупреждения других участников дорожного движения о своих намерениях водители используют самые различные сигналы. Наиболее распространенными из них являются:

«моргание» фарами – может обозначать опасность на дороге или расположение впереди поста ГАИ. Также, для машин, движущихся сзади, этот сигнал может свидетельствовать о просьбе уступить дорогу (интересно, что в Европе и Америке не принято так «сигналить»).

включение левого сигнала поворота впереди идущей машины – указывает на невозможность обгона из-за имеющихся преград или невозможности уступить дорогу.

включение правого сигнала и перестройка вправо дает право обгона, так как трасса впереди свободна.

Необходимо снижать обороты и перед перекрестками, поворотами, а также при подъеме или спуске с возвышенностей. Для того чтобы избежать ослепления встречными машинами (на любом участке дороги), постарайтесь не смотреть на их фары. В более людных местах (например, при проезде через города) стоит быть предельно внимательными и обязательно снижать скорость перед остановками маршруток или пешеходными переходами.

4. Не спать за рулём

Если, собираясь в ночное путешествие на машине, вы не уверены в своих силах и бодрости, тогда все же имеет смысл придерживаться нескольких несложных рекомендаций. Во-первых , ехать лучше сзади транспортного средства, движущегося в попутном направлении и со скоростью движения, приемлемой для вашей машины (постарайтесь в точности выполнять все маневры самоопределенного «лидера»). Во-вторых , не помешает взять с собой попутчиков, которые и не думают засыпать. Общаясь с ними (желательно достаточно громко) вы и сами отвлечетесь от подобных мыслей.

В том случае, когда пассажиров с вами не оказалось, можно включить энергичную музыку и взять что-то «пожевать», например, жевательную резинку или сухарики. Также нелишним будет открыть окно и подставить лицо свежему воздуху, а если есть возможность, то небольшая разминка на обочине точно вернет вас в сознание.

Хорошо иметь в машине и запас чистой воды, которую можно использовать для умывания, но самым оптимальным вариантом при остром желании поспать является сон в правильно припаркованной машине. Уставшему организму достаточно будет всего нескольких часов, чтобы прийти в прежнюю форму и продолжить безопасное движение по дороге.

5. Банальные меры предосторожности

От состояния водителя и его действий напрямую зависит безопасность дорожной обстановки. Поэтому, для того чтобы уберечь себя от возможных неприятностей, следует принять во внимание несколько небольших рекомендаций:

1. Никогда не «подбирайте» попутчиков на пустынных участках дороги. Вполне возможно, что ваше желание помочь обернется для вас не самыми радужными последствиями.

2. При возможности попросите товарища с правами на управление транспортным средством поехать с вами. Меняясь с ним каждые несколько часов, вы устанете намного меньше.

3. Всегда берите с собой мобильный телефон и зарядное устройство к нему, ведь в случае аварийной ситуации надеяться больше не на кого.

4. Перед путешествием обязательно сообщите своим близким точное время выезда и примерное время прибытия в конечную точку. В случае отсутствия связи и нарушения графика движения, именно они начнут «бить тревогу».

Прислушавшись к этим несложным советам, вы сможете лишний раз перестраховаться. И как знать, возможно, именно они уберегут вас от плачевных последствий ночной по

Управление автомобилем в ночное время суток серьезным образом отличается от дневного вождения. Природой устроено так, что ночью человек видит хуже, чем днем, а с возрастом качество ночного зрения ухудшается. А ведь большинство решений, которые принимает водитель, основываются на том, что он видит.

При движении в темноте водитель может видеть и оценивать обстановку только в зоне, ограниченной светом фар. Причем, объекты появляются в освещенной зоне внезапно, и для опознания их требуется времени больше, чем днем.

Поэтому надежность движения в темное время суток значительно снижается и, в результате, совершается большее количество ошибок. Самые частые из них – это ошибки оценки расстояния и скорости, так как ночью у водителя меньше времени для оценки, меньше возможности для маневра, а также меньше времени и возможности для исправления этих ошибок. А время реакции на ночной дороге возрастает.

Главное условие безопасного движения в темное время суток – движение с меньшей скоростью, чем днем. Скорость нужно выбирать так, чтобы в случае необходимости можно было остановить автомобиль в пределах видимости. Т.е. остановочный путь не должен превышать расстояние, освещенное светом фар. Стекла автомобиля должны быть чистые. Во-первых, через чистое стекло всегда приятнее смотреть на дорогу, во-вторых, грязное стекло плюс свет встречных фар дополнительно ухудшают и без того .

Двигаясь в потоке машин, всегда следите за впереди идущим транспортом. Очень важно не пропустить момент начала его торможения. Об этом подскажут его стоп-сигналы, которые, впрочем, могут быть неисправны или частично исправны. В подобных случаях потребуется удвоить бдительность и увеличить дистанцию.

Всегда нужно помнить о том, что на дороге и вблизи нее могут находиться неосвещенные объекты. Обнаружив что-то впереди, всегда снижайте скорость. Что это такое – разберетесь потом, когда подъедете ближе или остановитесь. Возможно, это стоящий неосвещенный автомобиль, возможно, еще что-то.

Наибольшую опасность при движении в темное время суток представляют пешеходы. Они не всегда попадают в поле зрения водителя, их труднее обнаружить на неосвещенном участке дороги. Отдельная группа риска – пьяные пешеходы. Их действия непредсказуемы, поэтому вблизи «таких» пешеходов следует предельно снижать скорость и заранее предвидеть возможность объезда, или быть готовым применить экстренное торможение.

В зонах остановок общественного транспорта нужно быть особенно внимательным. Когда машин много, и , то происходит частичное ослепление светом габаритных огней, плюс свет встречных фар. Не всегда сразу можно заметить пешехода, оказавшегося на проезжей части, поэтому, проезжая мимо остановок, всегда снижайте скорость. Когда на остановке стоит маршрутное транспортное средство, обращайте внимание на световое пятно перед ним. Если на нем вдруг замелькала тень, возможно, что из-за этого транспорта сейчас на дороге появится пешеход, а может и не один.

Поэтому, еще раз – заранее снижайте скорость – у вас будет больше времени, чтобы среагировать и нужно дать понять едущим за вами, что впереди возможная опасность. Увидев ваши стоп-сигналы, они поймут, что вы тормозите и сами сбавят скорость. Тогда даже экстренное торможение вашего автомобиля не будет для них неожиданностью.

Движение в темное время. Встречный разъезд

Двигаясь по неосвещенной дороге предпочтительней пользоваться дальним светом фар. Но всегда нужно помнить том, что существует возможность ослепления встречных водителей. Ослепить могут и вас, поэтому необходимо выработать в себе привычку в момент разъезда смотреть правее на дорогу, а не на встречные фары. Во-первых, справа от дороги, чаще всего, могут находиться препятствия, которые вы можете не увидеть, будучи ослепленным. Во-вторых, можно ориентироваться по разметке, отбойнику, правому краю проезжей части, обочине.

Переключать фары с дальнего света на ближний нужно заблаговременно – не менее чем за 150м до встречного автомобиля. Но если встречный водитель сигнализирует кратковременным переключением «ближний-дальний-ближний», то сделать это необходимо раньше. Когда встречный автомобиль поравняется с вашим, можно будет опять переключиться на дальний свет.

Бывает, что встречный водитель не переключается на ближний свет, а продолжает ехать с дальним светом, ослепляя вас. В таком случае можно напомнить ему о переключении, несколько раз кратковременно поморгав с ближнего света на дальний. Но ни в коем случае, не следует его так сказать «учить» ответным ослеплением. У встречного автомобиля может быть нарушена регулировка фар – он едет с ближним светом и его водитель не понимает, почему вы ему моргаете, может его водитель просто забыл переключить свет, а может у него, в этот момент исправен только дальний. А что может быть хуже двух ослепленных водителей, которые едут навстречу друг другу и ничего при этом не видят?

Если вас все же ослепили, и вы с трудом различаете то, что происходит на дороге – плавно погасите скорость, сразу включите аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, остановите автомобиль. После того, как зрение восстановится, можно будет ехать дальше.

Очень опасно неожиданное ослепление встречным автомобилем, выезжающим из-за поперечного профиля перелома дороги (). Приближаясь к такому участку и видя зарево встречных фар, будьте готовы к тому, что встречный автомобиль может не успеть переключить фары на ближний свет – заранее поморгайте ему своими фарами, чтобы он не забыл это сделать. При появлении встречного автомобиля на спуске, необходимо так же, раньше, переключиться на ближний свет.

Бывают ситуации, когда водитель видит, что навстречу движется какое-то транспортное средство с одной включенной фарой. Это может быть мотоцикл, а может быть и автомобиль. Если рассмотреть не удается, то всегда нужно предполагать, что это автомобиль и единственная его рабочая фара – правая! В таком случае для разъезда следует принять как можно правее, а если это невозможно – остановиться и включить аварийную световую сигнализацию. Это нужно для того, чтобы едущие сзади вас смогли лучше увидеть ваш автомобиль на дороге и вовремя среагировать.

Когда два автомобиля, двигаясь в темное время суток, встречаются на дуге поворота, то получается так, что один водитель едет по внешней дуге, а другой – по внутренней. Таким образом, фары автомобиля едущего «внутри» поворота начинают раньше слепить встречный автомобиль. Поэтому ему необходимо переключиться на ближний свет чуть раньше. Водитель автомобиля, который движется по внешней дуге поворота, может переключиться на ближний свет несколько позже, если видит, что свет его фар не мешает встречному транспорту.

Ночное движение за городом

Самое главное при движении по ночным загородным дорогам – . Нужно учитывать многие факторы: тип и состояние дорожного покрытия, метеоусловия, интенсивность движения, и конечно же, на сколько знакома вам дорога, по которой едете. На неосвещенной дороге вне населенного пункта надо иметь ввиду, что в большинстве случаев препятствия находятся на краю дороги. Там может оказаться яма, может стоящий неосвещенный автомобиль, а может быть все, что угодно. Поэтому не стоит близко прижиматься к краю проезжей части.

Когда вы движетесь за впереди идущим автомобилем (движение за лидером), переключите свет с дальнего на ближний и внимательно следите за безопасной дистанцией. В этом случае контроль за всевозможными препятствиями и опасностью на дороге берет на себя лидер. Ваша задача – внимательно следить за его габаритными огнями и световой сигнализацией. И еще раз – дистанция. В темноте все объекты кажутся дальше, чем они находятся на самом деле.

Если в роли лидера вы, то, если позволяет обстановка, включите дальний свет фар, чтобы можно было раньше разглядеть препятствия на дороге. Если приходится ехать с ближним светом (например, часто приходится разъезжаться со встречными, которых можете ослепить) и дорогу плохо видно, тогда снижайте скорость. Но в этом случае вас могут догнать и, как еще говорят, «сесть на бампер». А видеть свет фар, отраженный в своем зеркале заднего вида очень неприятно. В таком случае не смотрите в зеркало, а дайте себя обогнать. Как в этом случае вести себя водителям обгоняемого и обгоняющего автомобилей уже говорилось в статье . Прочтите обязательно.

Если вы намереваетесь сделать остановку на неосвещенной дороге, то даже на обочине это делать небезопасно. Выберите для такой остановки место, где вы сможете или съехать с дороги, или как можно дальше отъехать от проезжей части. Если такой возможности нет, постарайтесь заехать на обочину, и включите аварийную световую сигнализацию, чтобы быть заметнее на дороге.

Во время длительной ночной поездки при движении по хорошей ровной загородной дороге может наступить так называемое состояние монотонности. Чем оно опасно?

Ровное и спокойное движение потихоньку усыпляет бдительность и уровень внимания к окружающей обстановке снижается. Иногда водитель незаметно для себя «отключается» от действительности. Другими словами, он засыпает прямо с открытыми глазами. Это очень опасно, потому что в этот момент водитель не в состоянии следить за дорожной обстановкой. Сказывается усталость, тем более что биологически ночное время отведено для сна. Поэтому, при малейшем проявлении признаков усталости, немедленно сделайте остановку, выйдете из машины и разомнитесь.

Есть один способ как водителю определить, устал он или нет. В обычной ситуации водитель смотрит прямо на дорогу, рулит, тормозит, разгоняется, в общем, едет. И кажется, что все нормально. Но усталость накапливается постепенно, и трудно определить момент, когда организм устал. Опытные водители, особенно дальнобойщики, знают по себе, что такое усталость, а вот тем, кто за рулем недавно, возможно, этот совет пригодится.

Теперь внимание: смотрите сначала на дорогу перед машиной, затем поверните голову и посмотрите на дорогу через левое окно. Если дорога «поплыла» перед глазами, значит, вы устали и пора сделать остановку для отдыха. Попробуйте выйти из машины, только не резко. Шатает? Мозг вроде бы все осознает, а тело как будто не слушается. В таком случае тем более нужно сделать остановку и отдохнуть – вы очень устали. Дальнейшее движение может быть небезопасным. Но лучше себя до такого состояния не доводить и делать остановки для отдыха как можно чаще, тем более, если поездка ночная.

Навигация по серии статей

Ночное вождение имее т свои опасности, зная которые вы можете защитить как себя, так и многих других на дороге. Собираясь в ночную поездку, следует хорошо выспаться. При усталости у водителя снижается концентрация и острота зрения, значительно увеличивается время реакции, что может привести к плачевным результатам. Итак, приведу Топ 10 ошибок водителей при ночном вождении.

Если собрались ехать ночью, заранее проверьте световую сигнализацию. Частая ошибка, которую можно видеть на дорогах – это вождение автомобиля с неисправной световой сигнализацией. Водители забывают вовремя переключать свет с дальнего на ближний, тем самым ослепляют водителей встречных и попутных автомобилей. Догоняя попутную машину, заранее включите ближний свет.

Если у автомобиля нет авто регулировки фар, то при ночной поездке регулируйте свет корректором фар самостоятельно. Увидев встречную машину, которая слепит дальним светом, не стоит ей беспорядочно моргать. Такие действия будут непонятны и приведут к тому, что водители встречных автомобилей вообще перестанут выключать дальний свет. Поэтому переключайте свет с дальнего на ближний один раз. Если и дальше слепит – поморгайте аварийкой.

Езда ночью с одной фарой

Ошибка водителей в том, что у них нет в запасе ламп и они едут по ночной дороге с одной светящей фарой. Если видите идущий навстречу автомобиль с одной фарой – лучше заранее примите немного вправо и снизьте скорость, чтобы при разъезде не зацепиться бортами. В темноте очень сложно определить негабарит или сельхозтехнику, которая движется как по встречке, так и в попутном направлении.

Ночное вождение также осложняется из-за невозможности точно определить скорость транспортного средства и расстояние до него. При разъезде с автомобилем, перенесите ногу с педали газа на тормоз. При внезапной опасности это значительно снизит время реагирования. Если световой луч от встречки начинает перемигиваться, то возможно его кто-то пересекает.

Что делать при ослеплении ночью на трассе

Ошибка некоторых водителей в том, что они включают дальний свет перед самым носом встречки. Разъезжаясь, не нужно смотреть на фары. Нужно переводить глаза в сторону – так можно избежать ослепления от света встречных машин. Чтобы не быть ослепленным при разъезде, можно закрыть один глаз или прищуриться. Переведите взгляд вправо на край проезжей части или на разделительную полосу, в городе – можно на бордюр. Если Вас ослепили ночью на трассе, то не паникуйте. Плавно, не изменяя полосу движения, остановитесь, включите аварийку и продолжайте движение после того, как зрение восстановится. Помните, что ночное вождение всегда таит массу опасностей и неожиданностей.

Подъемы и повороты ночью

Ошибка водителей в том, что они, подъезжая к подъему и увидев свет фар от встречки, заранее не переключают свет на ближний, что приводит к ослеплению. Учтите, что на гребне холма, появившийся встречный автомобиль может ослепить даже ближним светом. При поворотах также возможно ослепление от встречки. Иногда габаритные огни можно спутать со стоп сигналами, поэтому соблюдайте дистанцию и скоростной режим.

Если ночью движетесь по неизвестной вам дороге, то каждый новый поворот оценивайте, как потенциальную опасность. Ночное время уменьшает угол зрения и адекватность восприятия. Помните, что некоторые автомобили с автоматическими коробками при сбрасывании газа начинают быстро замедляться. В этот момент стоп-сигналы не загораются, а на грузовиках для эффективности торможения и для экономии тормозных колодок стоит система «тормоз замедлитель».

Опасности ночью на дороге

Главная ошибка водителей ночью – это невнимательность. Так как, на ночной дороге вы едете в ограниченном светом пространстве, из темноты могут появляться на дороге люди, животные, стоящие автомобили без включенных габаритных огней, потерянный груз, сужение дороги и другие всевозможные препятствия. Истинные размеры грузовиков не всякий раз совпадают с истинными габаритными огнями.

Грязное стекло при ночном вождении

Почаще мойте лобовое стекло с обеих сторон. Налет, пыль и сырость могут быть не так заметны днем. Ночью преломляет свет и затрудняет видимость.

Скорость движения ночью по трассе

Серьёзная ошибка – это несоблюдение скоростного режима. Исходите из того что, чем меньше освещенность в городе, чем хуже видимость на дороге, тем ниже должна быть скорость. Скорость в ночное время должна быть значительно ниже, чем днем. В поездки почаще протирайте фары и габаритные огни. Если дорога видна вам, то это еще не значит, что на ночной дороге хорошо виден ваш автомобиль. Проверяйте световую сигнализацию, особенно в городе.

Сильная яркость приборной панели и монитора мультисистемы также влияет на эффективное вождение ночью. У зеркала заднего вида есть два положения – дневное и ночное. Когда вы едете ночью и автомобиль, который едет сзади слепит вас светом, переведите зеркало в ночное положение. Если всё равно слепит, дайте понять водителю об ослеплении, моргнув аварийкой несколько раз. Если это не помогает, то включите правый поворот, прижмитесь вправо и пропустите такой автомобиль вперёд. На заднее стекло можно установить сдвижные шторки, которые защитят от света заднего автомобиля.

Монотонное ночное вождение

Еще одна серьезная ошибка водителей заключается в том, что они не соблюдают правила вождения автомобиля в ночное время. При длительной поездке хорошая дорога вызывает состояние монотонности: от ровного и спокойного движения, потихоньку притупляется бдительность, снижается внимание и водителя клонит в сон.

Машина на встречной полосе


Поздно вечером и ночью на дорогах обычно намного меньше машин. Как утверждают дорожные службы, интенсивность дорожного движения в темное время суток снижается в десять раз. Это наблюдение справедливо по отношению к городским улицам и шоссейным дорогам. Тем не менее, половина всех аварий случается именно в это время. Отчего же мы наблюдаем такой парадокс?

Дело в том, что человек в темноте видит гораздо хуже, и это затрагивает все параметры зрения — точность восприятия цвета, глубину, угол зрения, периферический обзор и др. Это влияет на скорость реакции водителя и на объективность оценки опасной ситуации на дороге, что является причиной значительного количества аварий со смертельным исходом.

Ночью такие ДТП случаются в три раза чаще, чем днем. Прежде всего, это — столкновения автомобилей (в том числе и лобовые) и наезды на пешеходов. Кроме этого, поздно вечером и ночью человек после рабочего дня чувствует себя уставшим, что также влияет на скорость реакции и правильные действия при опасности.

Именно поэтому вождение в темное время суток требует не только специальной подготовки автомобиля, но и соблюдения необходимых мер безопасности со стороны водителей.

Итак, прежде всего, ночное вождение из-за плохой видимости требует особенной внимательности. Фары автомобиля более-менее эффективно освещают всего лишь несколько десятков метров узкого сектора дороги впереди. По этой причине водитель иногда не успевает дать правильную оценку реальной ситуации и адекватно прореагировать на нее. Для того, чтобы снизить риск аварии на дороге в темное время суток, необходимо следовать некоторым простым советам.

Например, еще до наступления сумерек необходимо включать ближний свет. При приближении к подъему нужно проявлять осторожность, так как встречная машина сверху может ослепить. Приближаясь к спуску, нужно помнить, что машина на подъеме так же может быть ослеплена вашими фарами. Эти советы справедливы и в отношении поворотов.

Медики утверждают, что с возрастом скорость реакции водителя при ограниченном освещении существенно снижается. Кроме этого, ночью на дорогах процент нетрезвых водителей также намного выше. Это, пожалуй, основные правила вождения вечером и ночью. Но их соблюдения недостаточно, чтобы сделать такую поездку совсем безопасной.

Как подготовить к ночной поездке автомобиль?

Для того чтобы снизить опасности на дороге во время вождения в темное время суток, необходимо проверить техническое состояние автомобиля. Как известно, главная опасность в темное время суток — это ухудшенный обзор. Поэтому необходимо особо проследить за чистотой окон и осветительных приборов.

Во время длительной поездки по ночной трассе о лобовое стекло будет разбиваться множество насекомых. Из-за грязного стекла будет не только снижаться общий обзор. Свет от фар встречных автомобилей будет дополнительно рассеиваться и ослеплять водителя. Чтобы этого не случилось время от времени ночью необходимо останавливаться и тщательно очищать лобовое стекло и фары.

Для этого необходимо иметь в запасе достаточное количество специальных стеклоочистителей. Дворники (даже с омывателем), кстати, эту проблему решить не в состоянии. Размазывая грязь, видимость только ухудшится. Останавливаясь на дороге в темное время суток, оставляйте включенными габариты и «аварийку».

Безопасность поездки ночью зависит от качественной регулировки осветительных приборов. Хорошо отрегулированные фары автомобиля в режиме ближнего света светят на 50 метров, а на дальнем — до 100. Любой предмет, который освещается автомобильными фарами, водитель воспринимает в виде темного силуэта без мелких деталей. При таком освещении дистанция четкой видимости снижается в несколько раз, что должно отражаться на выборе скоростного режима (не более 50 км/ч в населенном пункте и не более 90 км/ч на трассе).

Безопасность ночного вождения

Ослепление фарами автомобилей на встречной полосе является главной опасностью. При этом водитель теряет способность различать предметы в течение нескольких секунд из-за медленной адаптации зрения при резком изменении освещенности. Если встречная машина вас все-таки ослепила, лучше всего съехать на обочину и подождать несколько минут. С этим связаны советы по ограничению использования освещения в салоне или зажигалок с открытым пламенем.

Другой опасностью являются дикие животные, которые могут на дороге появляться совершенно неожиданно. Если же в свете фар животное резко появилось, удержитесь от резких маневров, особенно на большой скорости.

Из-за усталости и длительного напряжения при вождении даже психически здоровый и полностью трезвый водитель может наблюдать довольно качественные галлюцинации в виде перебегающего дорогу человека, провалов в асфальте или предметов на пути. Это бывает причиной машинальных реакций — торможения или резких поворотов. После этого галлюцинация пропадает, а шоферу, который столкнулся с этим явлением лучше, все-таки, немного отдохнуть.

Если вам предстоит длительная ночная поездка, уменьшите яркость приборов на щитке с помощью реостата или просто заклейте самые яркие индикаторы полупрозрачным скотчем.

Когда ночью на дороге вы увидите одну фару, ее следует автоматически считать правой, чтобы избежать столкновения, и максимально прижаться вправо. Вообще, ночью осуществлять встречный разъезд необходимо на максимальном расстоянии, так как в темноте можно не заметить негабаритный груз.

Если автомобиль за вами слепит вас дальним светом в зеркало заднего вида, мигните ему «стопами». Если после этого условного сигнала он не переключится на ближний, снизьте скорость и позвольте себя обогнать, стараясь при этом не смотреть в зеркала. Естественно, что это касается и вашего использования дальнего света.

Самое опасное время для вождения — это даже не ночь, а вечерние или утренние сумерки. В это время эффективность осветительных приборов снижается, а видимость все еще очень плохая. При этом нужно максимально снизить скорость и повысить бдительность.

В завершение пару слов об отдыхе. Все «народные средства», вроде умывания холодной водой, крепкого чая или кофе, громкой музыки или наличия собеседника на пассажирском сидении являются полумерами, которые лишь на короткое время отвлекут от сна. Если вы почувствовали сонливость, лучше остановитесь и поспите хотя бы час. Этого будет достаточно, чтобы восстановилась реакция, по крайней мере, до утра.

Многие считают, что ночная езда на автомобиле ночью намного легче, чем днем. Это крайне неверное мнение, возникает от того, что водитель рассуждает так: ночью поток автомобилей на трассе намного меньше, меньше пешеходов, велосипедистов и прочих участников дорожного движения которые днем могут создать значительные препятствия для транспортных средств на дороге. Особенно распространена данная ошибка в , когда днем на улице немилосердная жара, да и солнце светит ярко. А ночью легче – солнца нет, и воздух прохладнее. Но как говорится, у каждой медали есть две стороны. И иногда недостатки с одной стороны сводят на нет достоинства с другой. И если вы уж решились на ночную поездку, в силу тех или иных обстоятельств, то вам следует знать как вести себя на дороге.

Опасности, которые подстерегают водителя на ночной дороге

Для начала разберемся, чем же опасна ночная поездка. Есть несколько причин, которые относят движение ночью к потенциально небезопасному действию.

  1. Во-первых, стоит помнить, что ночью практически абсолютное большинство людей хочет спать. Поэтому ночь – это время отдыха, а не вождения.
  2. Во-вторых, если вы не заметили, то ночью как-то темновато. Поэтому видимость на дороге ограничена лишь уличным освещением, светом ваших фар, и фар встречного транспорта. В связи с плохой освещенностью у водителя очень мало времени на принятие правильного и главное безопасного решения в случае возникновения на дороге аварийной ситуации. Это не может не сказаться на реакции водителя и принятии действительно наиболее безопасного решения.
  3. В — третьих, хоть и нет солнца, но глаза водителя постоянно слепят . И в отличие от дня солнцезащитными очками ситуацию не исправить.

Что же учесть и как ездить ночью, чтобы максимально обезопасить себя на дороге.

Скоростной режим

Первая рекомендация — это снижение скоростного режима. Многие специалисты в области безопасности дорожного движения единодушно сходятся во мнении, что скорость должна соответствовать длине тормозного пути до полной остановки авто, освещенного вашими фарами (в зоне вашей видимости). Большинство автомобилей оборудуются фарами, которые на режиме дальнего света способны осветить участок дороги на 100 метров впереди автомобиля. А на ближнем от 30 до 45 метров. Поэтому рекомендуется при переключении на снижать скорость до отметки 50-60 км/ч, а на дальнем исходить из дорожной обстановки, но не превышать максимальную разрешенную скорость на данном участке дороге. Данная рекомендация особенно полезна водителям на дорогах нашей страны. Так как не редко на дорожном полотне возникают то препятствия, то ямы, которых еще несколько дней назад там не было. И если днем вы это обнаружите заблаговременно, то ночью, лишь на расстоянии, обеспечивающем вашими фарами. И не нужно надеяться на свой глазомер и интуицию, которую вы используете днем для оценки скорости движения. Так как ночью иногда восприятие окружающей обстановки за счет игры светотеней заметно искажается.

Далее если у вас возникли хоть малейшие подозрения, что впереди или на обочине есть какой-то объект, так же следует снизить скорость до максимально безопасной. Быть может, это автомобиль без стояночных огней, столб, или что-то подобное. Не факт, что данный объект при вашем приближении не создаст вам помехи. А если это пешеход в темной одежде, да еще и нетрезвый. Как вы думаете, сможете среагировать правильно, если он резко вывалится перед вами на дороге. Кроме этого, особую опасность представляют дети. Их за счет небольшого роста бывает не видно за взрослыми. Но очень активное поведение может повлечь их выход на проезжую часть дороги.

Световая сигнализация и маневрирование

Не забывайте о попутном транспорте. Двигаясь в плотном потоке машин при вождении ночью, иногда водитель сзади идущего транспортного средства не успевает среагировать на торможение впереди идущего ТС. И как результат ДТП. Такая ситуация — распространенное явление ночью в силу того, что на автомобилях включены габаритные огни и бывает иногда сложно отличить их от зажженных стоп сигналов. А по другим признакам сложно определить замедляется авто или нет. Хотя практически все автомобили, выпускаемые ныне, комплектуются дополнительным стоп сигналом. В связи с этим, кроме уменьшения скоростного режима, лучше всего увеличить и . Вдобавок к этому лучше всего предупреждать других участников дорожного об изменении скоростного режима или направления движения заблаговременно, подав установленный световой сигнал.

ВАЖНО: «Если при движении ночью возникла необходимость остановиться, ни в коем случае не выключайте габаритные (стояночные) огни».

Как избежать сильного ослепления встречным автомобилем

Теперь несколько слов об ослеплении водителя фарами встречного транспорта. Здесь стоит отметить, что зрение после ослепления восстанавливается до исходного состояния не сразу, а лишь через 10 сек в лучшем случае. Иногда же для этого требуется и до 30 сек. Многие водители со стажем рекомендуют придерживаться двух правил, чтобы избежать сильного ослепления.

  • в первую очередь нельзя смотреть на фары приближающегося транспортного средства.
  • во-вторых, при разъезде закройте один глаз, а вторым смотрите на дорогу. Это позволит вам, разминувшись со встречным авто одним глазом, видеть дорогу как до этого, а второй глаз через время восстановит свои функции.

Помните об этом сами и предупреждайте встречное авто о том, что у него включен дальний свет заблаговременно. Считается самым оптимальным расстоянием между автомобилями для переключения на ближний с дальнего 150 метров. При этом, как уже отмечалось выше, обязательно снизьте скорость автомобиля. Разъезжаясь со встречным транспортным средством, рекомендуется принять правый ряд или прижаться к обочине. Так как, если встречный автомобиль перевозит негабаритный груз, могут возникнуть неприятные последствия для вас. А догоняя автомобиль сзади, не забывайте так же на указанной дистанции включить ближний свет, дабы не слепить водителя через зеркала заднего вида. Если сами оказались ослепленными сзади идущим авто напомните хаму о переключении, моргнув аварийкой. Если не помогло лучше пропустите такого торопыгу, поверьте, так будет лучше как для вас, так и других участников дорожного движения.

Подготовка автомобиля к ночной поездке

Перед тем, как выехать ночью, или поздним вечером в дорогу необходимо подготовить и . Подготовка для езды ночью включает в себя несколько основных аспектов. Во-первых, необходимо убедиться, что вся светотехника исправна. И на ее поверхности нет каких-то загрязнений. Лобовое стекло и зеркала заднего вида лучше предварительно помыть. Убедитесь в том, что омыватель стекла и дворники работают. Не стоит пренебрегать и проверкой подсветки панели приборов. Не лишним будет и кинуть в багажник запасные лампы для фар. Если же вы забыли их купить, а в дороге у вас вышла из строя левая фара, не поленитесь, и переставьте фару с правой стороны, на левую, как того требуют ПДД.

Подготовка водителя к ночной поездке

Себя водителю так же необходимо подготовить к вождению автомобиля ночью. В первую очередь, по возможности, выспаться, как следует. Кроме этого, следует избегать сильно освещенных помещений, просмотра телевизора, работы на компьютере, так как это сильно раздражает глаза. И в дальнейшей поездке острота зрения может быть хуже. Не следует и переедать на ужин, так как это приводит к появлению чувства расслабленности и вызывает сонливость.

Борьба со сном ночью за рулем

Если вы не уверены в том, что можете не заснуть за рулем, лучше всего придерживаться нескольких простых советов:

  • двигаться лучше позади ТС, которое идет в попутном с вами направлении, с приемлемой для вашего авто скоростью движения. И в точности выполняйте все маневры «лидера»;
  • желательно чтобы в салоне находились пассажиры, которые не спят, разговаривайте с ними. Причем разговаривать необходимо достаточно громко;
  • рекомендуется включить магнитолу с энергичной музыкой;
  • можно что-то жевать, жевательную резинку, например;
  • периодически открывайте окно и подставляйте лицо свежему потоку воздуха;
  • иногда можно остановиться, и выйдя и салона, сделать небольшую разминку рукам и ногам. Неплохо бы иметь запас простой воды и умыться;
  • если уж совсем невмоготу, то лучше конечно найти место для безопасной стоянки и поспать, хотя бы, 2 часа.

Подытожим все

Вот, в принципе, и все правила движения в ночное время. Они на первый взгляд просты и не заслуживают особого внимания. Но поверьте, пренебрежение ими может спровоцировать негативные последствия не только для вас, но и для окружающих. Помните, что около 50% всех ДТП происходят именно в ночное время.

Видео: как управлять автомобилем ночью

  • Новости
  • Практикум

Запрет на ручные радары ГИБДД: в некоторых регионах он снят

Напомним, что запрет ручных радаров для фиксации нарушений ПДД (модели «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и др.) появился после письма главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников ГИБДД. Запрет начал действовать 10 июля 2016 года во многих регионах страны. Впрочем, в Татарстане инспекторы ДПС, ...

Российская сборка Мазд: теперь будут делать и моторы

Напомним, производство автомобилей Mazda на мощностях СП «Мазда Соллерс» во Владивостоке стартовало осенью 2012 года. Первой моделью, которую освоил завод, стал кроссовер Mazda CX-5, а затем на конвейер встали седаны Mazda 6. По итогам 2015 года было выпущено 24 185 автомобилей. Теперь ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг...

Культовый внедорожник Toyota канет в Лету

Полное прекращение выпуска автомобиля, который до сих пор выпускался для рынков Австралии и стран Ближнего Востока, запланировано на август 2016 года, сообщает издание Motoring. Впервые серийный Toyota FJ Cruiser был показал в 2005 году на Международном автосалоне в Нью-Йорке. С момента начала продаж и до сегодняшнего момента автомобиль оснащался четырехлитровым бензиновым...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Названа средняя цена нового автомобиля в России

Если в 2006 году средневзвешенная цена машины составляла примерно 450 тыс. рублей, то в 2016 - уже 1,36 млн рублей. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат», изучившее ситуацию на рынке. Как и 10 лет назад, самыми дорогими на российском рынке остаются иномарки. Сейчас средняя цена нового автомобиля...

Либерализация ОСАГО: решение отложено

Как пояснил зампред Центробанка Владимир Чистюхин, двигаться в данном направлении нельзя, поскольку вначале требуется решение других важных проблем страховой отрасли, сообщает ТАСС. Кратко напомним: подготовка «дорожной карты» по либерализации тарифов ОСАГО началась в ноябре 2015 года. Предполагалось, что первым этапом на этом пути должно стать...

В новом календаре Pirelli снимется профессор МГУ

В съемках культового календаря приняли участие голливудские звёзды Кейт Уинслет, Ума Турман, Пенелопа Круз, Хелен Мирен, Леа Сейду, Робин Райт, а специально приглашенным гостем стала профессор МГУ Анастасия Игнатова, сообщает Mashable. Съемки календаря проходят в Берлине, Лондоне, Лос-Анджелесе и французском городке Ле Туке. Как...

Suzuki SX4 пережил рестайлинг (фото)

Отныне в Европе автомобиль редлагается только с турбированными двигателями: бензиновыми литровым (112 л.с.) и 1,4-литровым (140 л.с.) агрегатами, а также 1,6-литровым турбодизелем, развивающем 120 лошадиных сил. До модернизации автомобиль предлагался также с 1,6-литровым 120-сильным атмосферным бензиновым мотором, однако в России этот агрегат будет сохранен. Кроме этого, после...

Генпрокуратура начала проверку автоюристов

Как утверждают в Генпрокуратуре, в России резко возросло количество судебных разбирательств, которые ведут «недобросовестные автоюристы», которые работают «не для защиты прав граждан, а для извлечения сверхприбылей». Как сообщают «Ведомости», информацию об этом ведомство направило в правоохранительные органы, ЦБ и Российский союз автостраховщиков. В Генпрокуратуре поясняют, что посредники пользуются отсутствием должной осмотрительности...

Дакар-2017 может пройти без команды КАМАЗ-мастер

Российская команда «КАМАЗ-мастер» на сегодняшний момент является одним из самых мощных ралли-рейдовых коллективов планеты: с 2013 по 2015 годы сине-белые грузовики трижды брали золото марафона «Дакар», а в этом году экипаж под руководством Айрата Мардеева стал вторым. Однако, как сообщил агентству ТАСС директор НП «КАМАЗ-Автоспорт» Владимир...

КАК заказать автомобиль из Германии, как заказать машину из германии.

Как заказать автомобиль из Германии Существует два варианта покупки подержанного немецкого автомобиля. Первый вариант предполагает самостоятельную поездку в Германию, выбор, покупку и перегон. Но этот способ не всем подходит ввиду отсутствия опыта, знаний, времени или желания. Выход – заказать авто...

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...