Переключение передач в кпп шеви нива. Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Коробка передач шевроле нива имеет трехвальную схему, и как правило устанавливают на нее пятиступенчатую коробку.

Как сказано в регламенте его следует менять каждые сорок пять тысяч километров, и перед этим, автомобиль желательно прогреть либо проехаться, чтобы оно не совсем стало холодным и было достаточно жидкое. Чтобы произвести смену необходим следующий набор инструментов:

  • Специальный шестигранник и желательно на двенадцать
  • Емкость любая ненужная чтобы слить отработку
  • Ключ любой на семнадцать

Основные этапы замене жидкости на Шевроле Нива:

  1. Под место где находится специальное отверстие, через которое сливается отработка из картера самой коробки передач подставляем подготовленную специальную емкость
  2. Чтобы сливалось легко следует произвести снятие пробки отверстий, которые отвечают за залив и слив масла, и слейте его.
  3. После того как масло слили пробку сливную необходимо почистить от различных загрязнений, и вставьте ее на место. Если в масле, которое вы слили много загрязнений или в нем находиться много примесей, то промывается коробка передач, после чего в сам картер заливается специальное промывочное масло примерно ноль девять литра, в масло заливочное отверстие вкручиваем обратно пробку.
  4. Вывешиваем все задние колеса или одно, включается первая передача и производим пуск двигателя, работать он должен около трех минут.
  5. После того как двигатель поработал, сливаем промывочное масло, протираем пробку отверстия для слива масла и устанавливаем ее на место
  6. При помощи специального приспособления либо обычного шприца, заливаем новое масло в картер. Заливать следует 1.6 литра. После того как вся процедура закончена, пробку ставим на место.

На этом процесс по замене жидкости в коробке может считаться завершенным.

Как происходит замена сальника вторичного вала

Если у вторичного так называемого вала коробки передач будит нарушена уплотнение герметичности, это может привести к снижению уровня масла. Для того чтобы произвести ремонт по замене, необходимы:

  • Молоток
  • Разные обычные отвертки
  • Любой ключ на тридцать

И так для замены проделываем следующие этапы:

  1. Снимаем промежуточный трансмиссионный вал
  2. У центрирующего кольца снимаем уплотнитель, отворачиваем гайку, которая крепит флац муфты эластичной, затем снимаем кольцо центрирующее
  3. Флац и шайбу стопорную снимаем
  4. сальник и наносим герметик
  5. Завершающим этапом следует в КПП подходящей оправкой. Все детали, которые сняли устанавливаем в обратном порядке. Проверяем на каком уровне масло находиться если видим, что недостаточно то следует долить

Снятие коробок передач на Нива Шевроле

Какие неисправности являются основными, когда необходимо произвести снятие коробки передач:

  • Трудно происходит переключение передач
  • Появляются различные шумы
  • Сами включаются передачи или наоборот выключение происходит затруднительно
  • Утекает масло

Так же ее снятие требуется, когда происходит замена сцепления

Чтобы снять КПП следует:

  1. Установить автомобиль на яму или специальный подъёмник
  2. Отсоединяем клеммы от аккумулятора, снимается защита
  3. Сливаем масло с коробки
  4. Следует снять карданный вал передний, и промежуточный вал
  5. Провода от фонарей заднего хода отключаем
  6. Снимаем чехол ручки которой переключаем передачи
  7. Отворачиваем рукоятку и снимаем ее с чехлом вместе
  8. Откручиваем гайку, которая крепит опорную пластину механизма ПП, и производим снятие заднего силового опорного агрегата
  9. Отворачиваем гайку, и хомут, который стягивает механизмы, которыми переключают передачи
  10. Снимаем привод МПП выкрутив три болта
  11. Болты, которые крепят щиток картера сцепления выкручиваем
  12. Снимаем не от соединяя от шланга открутив два болта цилиндр сцепления
  13. Снимаем поперечной устойчивости стабилизатор
  14. Снимаем весь механизм в сборе, а именно картер сцепления и КПП

Таким образом проделав все пункты можно самому поменять масло или всю КПП на Ниве Шевроле, процесс не совсем автоматический, поэтому придется попотеть.

Коробка передач Шевроле Нива

Особенности конструкции

Рис. 5.3. Коробка передач:

    первичный вал;

    муфта выключения сцепления;

    передняя крышка с направляющей втулкой;

    сальник первичного вала;

    картер сцепления;

  1. картер коробки передач;

    шестерня постоянного зацепления первичного вала;

    игольчатый подшипник вторичного вала;

    лоток для сбора и стока масла;

    синхронизатор III и IV передач;

    шестерня III передачи;

    шестерня II передачи;

    вторичный вал;

    синхронизатор I и II передач;

    шестерня I передачи;

    втулка шестерни I передачи;

    промежуточный подшипник вторичного вала;

    стопорная пластина промежуточного подшипника;

    шестерня заднего хода;

    гайка крепления механизма выбора передач;

    синхронизатор V передачи;

    механизм выбора передач;

    шестерня V передачи;

    кронштейн крепления опорной пластины;

    маслоотражательная шайба;

    фланец эластичной муфты карданной передачи;

  2. уплотнитель центрирующего кольца;

    центрирующее кольцо;

    сальник вторичного вала;

    задний подшипник вторичного вала;

    распорная втулка;

    болт блока шестерен;

    подшипник блока шестерен;

    задняя крышка коробки передач;

    блок шестерен V передачи и заднего хода;

    задний подшипник промежуточного вала;

    шестерня I передачи промежуточного вала;

    пробка сливного отверстия;

    шестерня II передачи промежуточного вала;

    шестерня III передачи промежуточного вала;

    нижняя крышка коробки передач;

    промежуточный вал;

    шестерня постоянного зацепления промежуточного вала;

    передний подшипник промежуточного вала;

    зажимная шайба подшипника промежуточного вала;

    болт зажимной шайбы;

    задний подшипник первичного вала

На автомобиль устанавливают пятиступенчатую коробку передач, имеющую трехвальную схему. Устройство коробки передач показано на рис. 5.3.

Рис. 5.4. Привод управления механизмом переключения передач:

    гайка крепления опорной пластины;

    тяга привода управления коробкой передач;

    прокладка крышки люка;

    крышка люка рычага переключения передач;

    рукоятка рычага переключения передач;

    рычаг переключения передач$

    чехол рычага переключения передач;

    уплотнительный чехол;

    винт крепления крышки люка;

    задняя опора;

    корпус рычага переключения передач;

    нижний корпус рычага переключения передач;

    гайки крепления задней опоры;

    шайба задней опоры;

  1. кольцо распорное;

    стопорное кольцо$

    корпус шаровой опоры;

    пружина рычага переключения передач;

    ползун шаровой опоры;

    гайки крепления корпуса шаровой опоры;

    защитный чехол;

    наконечник тяги;

    пластина опорная;

    коробка передач

Привод управления механизмом переключения передач состоит из рычага 6 (рис. 5.4) переключения передач, шаровой опоры, тяги 2, наконечника тяги 23.

Замена масла в коробке передач

Согласно сервисной книжке масло в коробке нужно заменять через 45 тыс. км пробега.

Вам потребуются: ключ «на 17», шестигранник «на 12», емкость для слива масла.

1. Подставьте емкость под отверстие для слива масла из картера коробки передач.

2. Для облегчения слива выверните маслозаливную пробку.

3. Выверните сливную пробку и слейте масло.

4. Очистите сливную пробку от загрязнений и металлических частиц и заверните ее на место.

5. При сильно загрязненном слитом масле или наличии механических примесей в нем промойте коробку передач:

    залейте в картер 0,9 л промывочного масла и установите пробку маслозаливного отверстия на место;

    вывесите одно или оба задних колеса, включите I передачу и пустите двигатель на 2-3 мин;

    слейте промывочное масло;

    протрите пробку маслосливного отверстия и установите ее на место.

6. Заправьте с помощью шприца (или показанного на фото приспособления) картер коробки передач свежим маслом. Заливайте масло до уровня маслоналивного отверстия (1,6 л).

7. Установите пробку маслоналивного отверстия на место.

Замена сальника вторичного вала

Постоянное снижение уровня масла в картере коробки передач может быть вызвано потерей герметичности уплотнения вторичного вала коробки передач.

Вам потребуются: ключ «на 30», отвертка, оправка, молоток.

1. Для замены сальника вторичного вала снимите промежуточный вал трансмиссии (см. «Снятие и установка промежуточного вала»).

2. Снимите уплотнитель центрирующего кольца.

3. Отверните гайку крепления фланца эластичной муфты.

Обратите внимание на центрирующее кольцо. По мере отворачивания гайки вы спрессуете кольцо.

4. Снимите центрирующее кольцо.

5. Снимите стопорную шайбу.

6. Снимите фланец.

7. Поддевая отверткой, извлеките сальник из задней крышки коробки передач.

8. Нанесите герметик на новый сальник.

При отсутствии подходящей оправки можно использовать для запрессовки старый сальник.

10. Установите все снятые детали и промежуточный вал в порядке, обратном снятию.

11. Проверьте уровень масла в коробке передач и при необходимости долейте (см. «Замена масла в коробке передач»).

Снятие и установка коробки передач

Основные неисправности, для устранения которых необходимо снять коробку передач с автомобиля:

    повышенный (по сравнению с привычным) шум;

    затрудненное переключение передач;

    самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач;

    утечка масла через уплотнения и прокладки.

Кроме того, коробку передач необходимо снимать для замены сцепления, переднего подшипника первичного вала коробки передач, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя.

Работа по снятию и установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода сцепления, ослабление крепления коробки и ее крышек и т.п.).

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», шестигранник «на 12», отвертка, пассатижи.

1. Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник.

2. Отсоедините «минусовый» провод от аккумуляторной батареи.

3. Слейте масло из коробки передач (см. «Замена масла в коробке передач»).

4. Снимите передний карданный вал (см. «Снятие и установка карданной передачи»).

5. Снимите промежуточный вал (см. «Снятие и установка промежуточного вала»).

6. Отсоедините провода от выключателя фонарей заднего хода.

7. Изнутри салона подденьте отверткой и сдвиньте вверх чехол рычага переключения передач.

8. Отверните рукоятку с рычага и снимите ее вместе с чехлом.

9. Отверните гайку крепления опорной пластины механизма переключения передач.

10. Снимите заднюю опору силового агрегата (см. «Замена опор подвески силового агрегата»).

11. Отверните гайку стяжного болта хомута крепления тяги механизма переключения передач.

12. Выверните три болта крепления кронштейна опорной пластины и снимите привод механизма переключения передач.

13. Выверните болты крепления щитка картера сцепления.

14. Выверните два болта крепления рабочего цилиндра сцепления к картеру сцепления и снимите цилиндр, не отсоединяя его от шланга (цилиндр остается висеть на шланге).

15. Выверните три болта крепления стартера (третий болт на фотографии не виден).

16. Снимите стабилизатор поперечной устойчивости (см. «Снятие и установка стабилизатора поперечной устойчивости»).

17. Снимите приемную трубу (см. «Замена приемной трубы»).

18. Выверните четыре болта крепления картера сцепления к двигателю.

Помощник должен придерживать заднюю часть коробки передач.

19. Снимите коробку передач в сборе с картером сцепления.

Не опирайте конец первичного вала на лепестки нажимной пружины сцепления, чтобы не деформировать их.

20. Устанавливайте коробку передач в порядке, обратном снятию.

21. Залейте масло в коробку передач.

Перед установкой коробки передач нанесите тонкий слой смазки ЛСЦ-15 или Литол-24 на шлицевую часть первичного вала.

22. Проверьте и при необходимости отрегулируйте привод управления механизмом переключения передач (см. «Регулировка привода механизма выбора передач»).

Разборка коробки передач

Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях.

    износ подшипников;

    износ зубьев шестерен и синхронизаторов;

    осевое перемещение валов.

1. Повышенный шум в коробке передач:

2. Затрудненное переключение передач:

    износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;

    деформация рычага переключения передач;

    заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;

    загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;

    деформация вилок переключения передач.

3. Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач:

    износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;

    износ блокирующего кольца синхронизатора;

    поломка пружины синхронизатора;

    износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.

4. Пониженный уровень или утечка масла:

    износ сальников первичного и вторичного валов;

    ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;

    ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

Перечисленные неисправности могут быть вызваны иными причинами, устранение которых не требует снятия и разборки коробки передач. Поскольку работы по снятию и разборке коробки передач весьма трудоемки, уделите диагностике неисправностей пристальное внимание и убедитесь в безусловной необходимости такого ремонта.

Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 30», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, универсальные съемники.

Слейте масло из картера коробки передач, если вы не сделали этого при снятии ее с автомобиля.

1. Отверните три гайки крепления корпуса механизма выбора передач и

2. снимите механизм.

3. Снимите уплотнитель центрирующего кольца.

4. Удерживая от проворачивания фланец эластичной муфты, отверните гайку крепления фланца. Отворачивая гайку, вы одновременно спрессуете с вторичного вала центрирующее кольцо.

5. Снимите стопорную шайбу.

6. Снимите фланец эластичной муфты

7. Отверните две гайки крепления кронштейна приемной трубы и

8. снимите кронштейн.

9. Отверните десять гаек крепления нижней крышки к картеру.

10. Подденьте отверткой и снимите крышку и расположенную под ней прокладку.

11. Отверните гайку крепления задней крышки, расположенную с внутренней стороны картера.

12. Отверните снаружи пять гаек крепления задней крышки и

13. сдвиньте заднюю крышку со шпилек картера коробки передач.

Чтобы облегчить снятие крышки, передвиньте шток вперед.

14. Отведя заднюю крышку назад и поворачивая примерно на 30° по часовой стрелке, снимите ее.

15. Снимите внутреннее кольцо подшипника вторичного вала, дистанционную втулку и маслоотражательную шайбу.

16. Снимите подшипник выключения сцепления (см. «Замена подшипника выключения сцепления»).

17. Снимите чехол вилки выключения сцепления с картера, аккуратно поддевая чехол отверткой, и снимите вилку с чехлом, повернув ее на 90°.

18. Отверните семь гаек крепления картера сцепления, снимите пружинные шайбы.

19. Снимите картер сцепления, отсоединив его от коробки передач.

20. Снимите прокладку и

21. пружинную шайбу.

22. Выверните два болта крепления крышки фиксаторов, снимите крышку с болтами и

23. прокладку крышки.

24. Извлеките пружины фиксаторов.

25. Перевернув коробку передач, выньте шарики фиксаторов.

Так выглядят детали разобранных фиксаторов:

  1. болт с пружинной шайбой (второй не показан);
  2. крышка;
  3. прокладка;
  4. пружины (пружина фиксатора заднего хода - черная);
  5. шарики

26. Выверните болт крепления блока шестерен V передачи, предварительно включив две передачи, чтобы зафиксировать валы от проворачивания.

27. Выверните болт крепления вилки включения V передачи и передачи заднего хода.

28. Потяните на себя шток включения V передачи и передачи заднего хода и выньте его из картера и вилки выключения.

29. Снимите блок шестерен V передачи и заднего хода,

30. вилку включения V передачи и заднего хода,

31. с вторичного вала втулку шестерни V передачи,

32. шестерню, зубчатый венец, блокирующее кольцо и муфту синхронизатора V передачи,

33. ступицу муфты синхронизатора V передачи,

34. промежуточную шестерню заднего хода и

35. шестерню заднего хода с вторичного вала.

36. Выпрессуйте задний подшипник промежуточного вала легкими ударами по наружному кольцу.

37. Снимите дистанционную втулку с вторичного вала,

38. наружное кольцо заднего подшипника с роликами и

39. внутреннее кольцо заднего подшипника.

40. Разожмите стопорное кольцо переднего подшипника промежуточного вала и снимите его.

41. Выверните болт крепления переднего подшипника промежуточного вала, включив одновременно две передачи (I и IV).

42. Снимите болт с пружинной и зажимной шайбами.

43. Установите отвертку между наружным кольцом подшипника и шестерней вала и, действуя как рычагом,

44. выпрессуйте наружное кольцо подшипника с шариками и передним внутренним кольцом.

45. Спрессуйте заднее внутреннее кольцо подшипника, аккуратно действуя отверткой как рычагом.

Пометьте внутренние кольца переднего подшипника промежуточного вала, чтобы при сборке установить их на прежние места.

46. Выньте промежуточный вал из картера.

47. Переверните коробку передач и

48. выньте блокировочный сухарь штока включения III и IV передач.

49. Выдвиньте шток включения III и IV передач так, чтобы можно было

50. вынуть (отверткой) из него промежуточный блокировочный сухарь.

51. Снимите промежуточный блокировочный сухарь.

Так выглядят блокировочные сухари:

    штока включения I и II передач («длинный»);

    штока включения III и IV передач («короткий»).

52. Снимите шток включения III и IV передач и

53. вилку включения III и IV передач.

54. Выверните болт крепления вилки включения I и II передач.

55. Выньте шток включения I и II передач из картера.

56. Переверните коробку передач и

57. выньте блокировочный сухарь штока включения I и II передач.

58. Снимите вилку включения I и II передач,

59. первичный вал в сборе и

60. игольчатый подшипник.

61. Ослабьте затяжку трех винтов крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала и оси промежуточной шестерни заднего хода ударной отверткой.

62. Выверните винты.

63. Разверните стопорную пластину так, чтобы вывести ее из паза оси промежуточной шестерни заднего хода.

64. Снимите ось промежуточной шестерни заднего хода.

65. Снимите стопорную пластину.

66. Разожмите стопорное кольцо промежуточного подшипника вторичного вала и снимите его.

67. Выньте шпонку из паза вторичного вала.

68. Снимите промежуточный подшипник с вторичного вала, действуя отверткой как рычагом.

69. Подайте вторичный вал назад и выньте его из картера передним концом вверх.

70. Выпрессуйте задний подшипник вторичного вала из задней крышки коробки передач легкими ударами молотка по наружному кольцу подшипника.

Не потеряйте дистанционное кольцо, которое установлено между подшипником и сальником.

71. Извлеките сальник заднего подшипника вторичного вала из задней крышки коробки передач.

72. Установите блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски и спрессуйте подшипник c помощью большой отвертки, прилагая усилие к его внутреннему кольцу.

Разборка и сборка первичного вала

Вам потребуются: съемник стопорных колец, отвертка, молоток.

Так выглядит первичный вал в сборе (стрелкой указано место закрепления в тисках при разборке):

    первичный вал;

    стопорное кольцо;

    подшипник;

    блокирующее кольцо синхронизатора;

    стопорное кольцо;

    игольчатый подшипник переднего конца вторичного вала.

1. Установите вал в тиски и снимите стопорное кольцо, придерживая блокирующее кольцо синхронизатора.

2. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора.

3. Снимите пружину синхронизатора.

4. Измените положение вала в тисках, оперев его на наружное кольцо подшипника, и, не зажимая, снимите наружное стопорное кольцо.

5. Снимите стопорное кольцо с вала.

6. Снимите с вала пружинную шайбу.

7. Изменив положение вала в тисках и спрессовав подшипник вниз, снимите подшипник с вала.

Усилие прикладывайте к внутреннему кольцу подшипника.

8. Соберите вал в порядке, обратном разборке.

Для сборки используйте только продефектованные детали (см. «Дефектовка деталей коробки передач»).

Подшипник запрессовывайте легкими ударами молотка, используя подходящую оправку и прилагая усилие к внутреннему кольцу.

Детали вторичного вала:

    вторичный вал;

    задний подшипник;

    стопорное кольцо;

    ступица синхронизатора III и IV передач;

    ступица синхронизатора I и II передач;

    втулка шестерни I передачи$

    шестерня I передачи с блокирующим кольцом синхронизатора в сборе;

    муфта синхронизатора I и II передач;

    шестерня II передачи с блокирующим кольцом синхронизатора в сборе;

    муфта синхронизатора III и IV передач;

    шестерня III передачи с блокирующим кольцом синхронизатора в сборе;

    стопорное кольцо;

    пружинная шайба

Разборка и сборка вторичного вала

Вам потребуются: отвертка, молоток, съемник стопорных колец, набор плоских щупов.

1. Установите вал в тиски.

2. Снимите с вала муфту синхронизатора III и IV передач.

3. Снимите стопорное кольцо ступицы синхронизатора III и IV передач.

4. Снимите с вала пружинную шайбу.

5. Сдвиньте отверткой ступицу синхронизатора III и IV передач и снимите ее.

6. Снимите с вала шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора.

7. Измените положение вала в тисках, спрессуйте втулку шестерни I передачи и снимите ее с вала.

8. Снимите с вала шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора,

9. муфту синхронизатора I и II передач,

10. ступицу синхронизатора I и II передач,

11. шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора,

12. стопорное кольцо, придерживая блокирующее кольцо синхронизатора,

Не зажимайте шестерню в тиски. Можно работать на поверхности стола или верстака.

13. блокирующее кольцо, постепенно ослабляя усилие прижатия, и

14. пружину синхронизатора.

Блокирующие кольца синхронизаторов всех остальных передач снимаются аналогично.

Собирайте вторичный вал в порядке, обратном разборке, с учетом следующих особенностей:

  • При сборке установите муфты синхронизаторов так, чтобы кольцевые проточки (показаны стрелками) были обращены друг к другу.

  • Запрессовав втулку шестерни I передачи до упора,

  • 3. ...измерьте плоским щупом монтажный зазор между торцом шестерни I передачи и буртиком втулки и

4. ...между торцами шестерен II и III передач.

Зазор должен быть 0,05-0,10 мм. Предельно допустимый зазор - 0,15 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените изношенные детали.

Пружинную коническую шайбу устанавливайте так, чтобы ее конус был обращен наружу.

Разборка и сборка механизма выбора передач

4. Выбейте ось шарнира тяги.

6. Выньте ось шарнира.

9. Снимите стопорное и

10. ...уплотнительные кольца. При необходимости замените кольца.

15. Выньте пружины и

16. рычаг из направляющей пластины.

Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка, молоток, бородок.

1. Снимите механизм выбора передач (см. «Разборка коробки передач»).

2. Снимите хомут с тяги механизма.

3. Снимите чехол тяги механизма.

4. Выбейте ось шарнира тяги.

5. Снимите шарнир с рычага выбора передач.

6. Выньте ось шарнира.

7. Выньте втулки проушины тяги. При необходимости замените их.

8. Снимите защитный чехол корпуса механизма и пружину.

9. Снимите стопорное и

10. уплотнительные кольца. При необходимости замените кольца.

11. Снимите сферическую шайбу.

12. Отверните три гайки крепления фланца рычага выбора передач.

13. Снимите фланец, уплотнитель и две прокладки рычага.

14. Снимите шайбу направляющей пластины.

15. Выньте пружины и

16. ...рычаг из направляющей пластины.

17. Собирайте механизм выбора передач в порядке, обратном снятию.

Разборка и сборка привода механизма выбора передач

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», отвертка.

1. Снимите привод механизма выбора передач (см. «Снятие и установка коробки передач»).

2. Отверните две гайки крепления кронштейна к опорной пластине.

3. Извлеките из отверстий пластины втулки. Не потеряйте их при сборке.

4. Снимите защитные чехлы.

5. Выверните четыре болта крепления корпуса рычага к опорной пластине.

6. Снимите верхнюю часть корпуса рычага.

7. Выверните два болта крепления накладки блокировки заднего хода к корпусу рычага и

8. снимите накладку.

9. Снимите пассатижами стопорное кольцо и выньте шаровую опору рычага из корпуса шаровой опоры.

10. Снимите уплотнитель с шаровой опоры и

11. осмотрите его. При необходимости замените уплотнительные кольца.

12. Отверните гайку оси рычага переключения передач.

13. Выньте ось и отсоедините рычаг.

14. Выверните винт крепления блокировочного упора и снимите его.

15. Отверните три гайки крепления корпуса шаровой опоры и.

16. снимите его. Выньте пружину. Осмотрите ее и при необходимости замените.

17. Собирайте привод механизма выбора передач в порядке, обратном снятию.

Дефектовка деталей коробки передач

Перед осмотром тщательно очистите детали щеткой, вымойте их керосином, продуйте и просушите сжатым воздухом.

1. Проверьте состояние картера сцепления. На картере не должно быть трещин и других механических повреждений.

2. Проверьте состояние направляющей втулки выжимного подшипника сцепления. На ее поверхности не допускаются следы износа, наличие рисок и т.п.

3. Проверьте состояние картера коробки передач. На нем не должно быть трещин и других механических повреждений.

4. На поверхностях сопряжения с картером сцепления, а также с задней и нижней крышками не должно быть повреждений, вызывающих утечку масла.

5. На поверхностях расточек под подшипники не должно быть повреждений, а также следов проворачивания наружных колец подшипников.

6. Проверьте состояние задней крышки коробки передач. Не допускается наличие механических повреждений, трещин и т.п.

7. Проверьте состояние деталей первичного вала: блокирующего кольца синхронизатора IV передачи, пружины блокирующего кольца, подшипника, пружинного и стопорных колец. Неисправные детали замените.

8. На шлицевой поверхности первичного вала не должно быть следов износа, а также задиров, ухудшающих свободное перемещение ведомого диска сцепления. На шестерне не должно быть повреждений и следов видимого износа зубьев.

9. Проверьте состояние поверхности качения игл подшипника в отверстии первичного вала.

10. Проверьте состояние вторичного вала: на его рабочих поверхностях и шлицах не допускаются повреждения и видимый износ. На поверхностях качения роликов не должно быть шероховатостей и задиров.

11. Проверьте состояние втулки шестерни I передачи. Видимый износ на наружной поверхности скольжения не допускается.

12. Проверьте состояние шестерен 1 - на рабочей поверхности зубьев не должно быть выкрашиваний и следов видимого износа, а также состояние блокирующих колец 2 синхронизаторов - не допускается значительный износ поверхности трения и торцов зубьев.

13. Наружные поверхности ступиц синхронизаторов не должны иметь забоин и износа, затрудняющих перемещение по ним муфт синхронизаторов.

14. Проверьте состояние торцов муфт синхронизаторов, а также состояние кольцевых проточек для вилки включения. Видимый износ не допускается.

15. Проверьте состояние подшипников валов коробки передач. Проворачивая одно из колец подшипника, проверьте легкость его вращения и нет ли осевых и радиальных зазоров.

16. Проверьте сальники: повреждения, следы видимого износа (более чем на 1 мм), неровности на рабочих поверхностях (кромках) не допускаются.

17. Проверьте состояние промежуточного вала: выкрашивание зубьев и их видимый износ не допускаются.

18. Проверьте состояние блока шестерен V передачи и заднего хода. Шлицевая поверхность оси шестерни не должна иметь задиров и следов износа. Выкрашивание зубьев и их видимый износ не допускаются.

19. Проверьте состояние промежуточной шестерни заднего хода. Шестерня должна свободно перемещаться на оси. Выкрашивание зубьев и их видимый износ не допускаются.

20. Не допускается деформация вилок, а также видимый износ в зоне контакта с кольцевым пазом синхронизатора.

21. Штоки переключения передач не должны иметь рисок, задиров на рабочей поверхности и должны свободно скользить без ощутимого зазора в направляющих отверстиях картера.

Сборка коробки передач

Собирайте коробку передач в последовательности, обратной разборке, с учетом особенностей, приведенных в этом подразделе.

Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 27», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, оправки для запрессовки (установки) подшипников и сальников, динамометрический ключ.

1. Промежуточный подшипник вторичного вала запрессовывайте оправкой, опирающейся на внутреннее кольцо подшипника.

Посадка внутреннего кольца подшипника на валу значительно плотнее, чем наружного кольца в картере. В связи с этим при запрессовке подшипника с приложением усилия к наружному кольцу он может быть поврежден.

2. После затяжки винтов крепления стопорной пластины подшипника вторичного вала закерните винты для предотвращения их самопроизвольного отворачивания.

3. При наличии на поверхностях расточек под подшипники следов проворачивания колец подшипников накерните эти поверхности.

4. Для окончательной установки первичного вала в сборе с игольчатым подшипником переднего конца вторичного вала запрессуйте подшипник в сборе с валом до упора легкими ударами молотка через деревянный брусок по окружности наружного кольца подшипника.

5. Установив стопорное кольцо в проточку на наружном кольце подшипника, проверьте легкость вращения первичного вала.

6. Установите промежуточный вал в картер коробки передач, установив предварительно вилки включения I и II, III и IV передач, фиксаторы штоков и сами штоки.

7. Устанавливайте передний и з

Автомобиль Chevrolet Niva получил широкое распространение на отечественном рынке. Все благодаря его техническому оснащению.

На автомобиль Нива Шевроле устанавливается производителем 5 МКПП, которая имеет 3-вальную схему. В частности, здесь имеется ведущий, вторичный и промежуточный вал. Своей надежностью отличается корпус КПП, муфты синхронизаторов.

В верхней части картера сцепления имеется сапун. Данный элемент минимизирует риск возникновения высокого давления в коробке передач, когда происходит ее нагрев.

Установленная КПП на транспортном средстве требует к себе бережного отношения. В частности, рекомендуется заливать высококачественное горючее в автомобильную систему. Масло в КПП на Ниве следует менять через каждые 45000 км пробега. Специально для этого необходимо воспользоваться накидными ключами, воронкой со шлангом, приготовить для отработавшего масла специальный тазик.

Наличие пониженной передачи Шевроле Нива обеспечивает эффективное передвижение по пересеченной местности. Чтобы ее включить, автомобилист должен на селекторе переключить рычаг вправо и вверх.

Необходимость диагностики коробки передач Шеви Нива

Если стали отмечаться явные проблемы с трансмиссией Шеви Нива, владельцу транспортного средства необходимо автомобиль отправить на диагностику.

Основные признаки поломок:

  • появление шума со стороны коробки;
  • cтала отмечаться невозможность смены передач;
  • происходит самопроизвольное выключение конкретной передачи.

Опасность управления Chevrolet Niva создается, если имеется утечка масла через имеющиеся уплотнения. Как правило, это говорит о том, что произошел износ сальников, вала. При длительной эксплуатации машины могут ослабнуть и крепления крышек картера.

При любых перечисленных проявлениях без ремонта МКПП Шевроле не обойтись. Ремонтно-восстановительные работы могут заключаться в замене масла. При данном процессе следует обязательно очистить сливную пробку от загрязнений и завернуть ее на место. Рекомендуется приобретать на Шевроле следующие варианты трансмиссионных масел: 75W-90, 80W-90. Новую жидкость стоит заливать до уровня маслоналивного отверстия в верхней крышке.

Снятие КПП Нива Шевроле

Демонтаж КПП производится, если имеется необходимость в замене маховика, сальника, иных расходников, примыкающих к скоростной коробке. Процесс изъятия и установки коробки Нива Шевроле осуществляется в ряд этапов. Перед началом проведения работ водитель должен приготовить ремкомплект. В частности, понадобятся гаечные ключи, шестигранник, отвертка, пассатижи.

На первом этапе автотранспорт нужно поставить на смотровую яму. Далее отсоединяются провода от автомобильного аккумулятора. Рекомендуется слить масло, чтобы облегчить вес коробки. Затем подлежит демонтажу карданный и промежуточный вал. Обязательно отключаются провода от фар заднего хода. Далее необходимо преступить к разборке селектора в салоне автомобиля.

Для снятия чехла селектора коробки передач на Ниве Шевроле необходимо вооружиться отверткой. С ее помощью представляется возможным легко поддеть чехол. Снимается из штатного места рукоятка вместе с установленным чехлом. После этого целесообразно снять опорную пластину, заднюю опору КПП, щиток картера сцепления. Следует воспользоваться гаечными ключами, которые подходят по размеру.

Присутствующий рабочий цилиндр сцепления соединен винтами с картером. Его необходимо снять. Откручиваются винты, которые крепят стартер, снимается СПУ, приемная трубка.

Извлечение коробки передач сложно осуществить самостоятельно. Именно поэтому данную работу проводить рекомендуется с помощником. В зависимости от опыта, на снятие КПП Шевроле своими руками может уходить 1-3 часа.

Собирать разобранную коробку передач необходимо в обратной последовательности.

Сложность

Инструмент

6 - 12 ч

Инструменты:

  • Отвертка плоская большая (2 шт.)
  • Молоток малый
  • Молоток с пластмассовым наконечником
  • Длинная выколотка из мягкого металла
  • Вороток под торцевую насадку
  • Удлинитель для торцового воротка
  • Насадка на вороток 10 мм
  • Насадка на вороток 13 мм
  • Насадка на вороток 17 мм
  • Насадка на вороток 19 мм
  • Насадка на вороток 30 мм
  • Гаечный ключ рожковый 13 мм
  • Съемник стопорных колец
  • Универсальные съемники
  • Ударная отвертка с крестообразным наконечником
  • Гаечный ключ накидной прямой 10 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой 13 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой 17 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой 19 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой 24 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой 30 мм
  • Тиски

Детали и расходники:

Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях:

  • износ подшипников;
  • износ зубьев шестерен и синхронизаторов;
  • осевое перемещение валов;
  • повышенный шум в коробке передач;
  • затрудненное переключение передач;
  • износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;
  • деформация рычага переключения передач;
  • заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;
  • загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;
  • деформация вилок переключения передач;
  • самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач;
  • износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;
  • износ блокирующего кольца синхронизатора;
  • поломка пружины синхронизатора;
  • износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора;
  • пониженный уровень или утечка масла;
  • износ сальников первичного и вторичного валов;
  • ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;
  • ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

Примечание:

Перечисленные неисправности могут быть вызваны иными причинами, устранение которых не требует снятия и разборки коробки передач. Поскольку работы по снятию и разборке коробки передач весьма трудоемки, уделите диагностике неисправностей пристальное внимание и убедитесь в безусловной необходимости такого ремонта.

1. Сливаем масло из коробки передач, как описано .

2. Снимаем вилку и муфту подшипника выключения сцепления, как описано .

3. Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала, как описано .

4. Устанавливаем рычаг выбора передач в нейтральное положение.

5. Снимите механизм выбора передач, как описано

6. Снимите уплотнитель центрирующего кольца.

7. Снимите фланец эластичной муфты, как описано .

8. Отверните две гайки крепления кронштейна приемной трубы.

9. Снимите кронштейн.

10. Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач.

11. Снимаем крышку.

12. Снимаем уплотнительную прокладку.

13. Отверткой (через отверстие механизма выбора передач) сдвигаем вниз шток вилки включения I-II передач (при этом включается II передача).

14. Ключом «на 13» отворачиваем расположенную внутри корпуса коробки гайку крепления задней крышки.

15. Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса.

16. Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.

17. Сдвигаем, а затем снимаем крышку со шпилек, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и передачи заднего хода.

Примечание:

Если подшипник остался в крышке. Выпрессуйте задний подшипник вторичного вала из задней крышки коробки передач легкими ударами молотка по наружному кольцу подшипника.

Не потеряйте дистанционное кольцо, которое установлено между подшипником и сальником.

18. Снимаем прокладку крышки.

19. Для замены подшипника блока шестерен V передачи и передачи заднего хода, поддеваем ролики подшипника отверткой, и вынимаем ролики из сепаратора.

20. Извлекаем сепаратор.

21. Поддев крючком наружное кольцо подшипника.

22. Вынимаем его из гнезда задней крышки.

23. Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала.

24. Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

25. Снимаем внутреннее кольцо подшипника.

26. Снимаем распорную втулку.

27. Снимаем маслоотражательную шайбу.

28. Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки. Перед тем как включить передачу заднего хода или V передачу, необходимо освободить вилку включения этих передач. Для этого, ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.

29. Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу.

30. Накидным ключом (или головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода.

31. Вынимаем болт.

32. Снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала.

33. Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла. Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.

34. Снимаем внутреннее кольцо.

35. Снимаем втулку шестерни V передачи.

36. Снимаем саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора.

37. Снимаем ступицу.

38. Снимаем муфту синхронизатора.

39. Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу, снимаем промежуточную шестерню передачи заднего хода.

40. Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов.

41. Снимаем крышку и прокладку.

42. Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия).

43. Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора.

Внимание:

Пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия.

Детали разобранных фиксаторов:
1
- болт с пружинной шайбой (второй не показан);
2 - крышка;
3 - прокладка;
4 - пружины (пружина фиксатора заднего хода - черная);
5 - шарики.

44. Вынимаем шток включения V передачи и передачи заднего хода с вилкой.

45. Снимаем вилку со штока.

46. Намагниченной отверткой, вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III-IV передач.

47. Снимаем со вторичного вала ведомую шестерню задней передачи.

48. Из паза вала вынимаем шпонку.

49. Головкой «на 10» отворачиваем болт, крепления вилки включения III-IV передач к штоку.

50. Вынимаем шток.

51. Вынимаем блокировочный сухарь из отверстия в штоке.

52. Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера, которое расположено между гнездами картера под штоки I-II и III и IV передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — передачи заднего хода и штоком включения III-IV передач).

Внимание:

Не перепутайте блокировочные сухари.

Блокировочные сухари:
1
- штока включения I и II передач («длинный»);
2 - штока включения III и IV передач («короткий»).

53. Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения I-II передач к штоку.

54. Вынимаем шток.

55. Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала.

56. Винты стопорятся специальными шайбами.

57. Снимаем стопорную пластину.

58. Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24».

59. Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.

60. Отвернув гайки крепления картера сцепления, разделяем картеры сцепления и коробки передач, как описано .

61. Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала. Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.

62. Снимаем зажимную шайбу подшипника.

63. Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала.

64. Снимаем подшипник.

65. При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу. Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника.

Примечание:

Пометьте внутренние кольца переднего подшипника промежуточного вала, чтобы при сборке установить их на прежние места.

66. Снимаем заднее внутреннее кольцо подшипника.

67. Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.

68. Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник.

69. Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

70. Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала.

71. Сдвинув промежуточный вал назад.

72. Вынимаем промежуточный вал из картера коробки передач.

73. Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала.

74. Вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора.

75. Щипцами разжимаем стопорное кольцо.

76. Снимаем его.

77. Снимаем пружинную шайбу.

78. Опираем торец наружного кольца подшипника о губки тисков. Молотком с пластмассовым наконечником наносим удары в торец первичного вала.

79. Спрессовываем подшипник.

80. Щипцами разжимаем установочное кольцо.

81. Снимаем установочное кольцо.

82. Сдвинув блокирующее кольцо синхронизатора, щипцами разжимаем стопорное кольцо.

83. Снимаем блокирующее кольцо.

84. Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора.

85. Снимаем пружину синхронизатора.

86. Блокирующие кольца синхронизаторов других передач снимаются аналогично.

87. С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник.

88. Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач.

89. Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала.

90. Снимаем подшипник.

91. Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.

92. Снимаем с задней стороны вала втулку и шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом.

93. Вынимаем втулку из шестерни.

94. Снимаем муфту синхронизатора включения I и II передач.

95. Снимаем ступицу синхронизатора.

96. Снимаем шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом.

97. С переднего конца вторичного вала снимаем муфту синхронизатора III и IV передач.

98. Зажав вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла, щипцами снимаем стопорное кольцо.

99. Снимаем пружинную шайбу (она установлена выпуклой стороной к переднему концу вторичного вала).

100. Снимаем ступицу синхронизатора III и IV передач.

101. Снимаем шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора.

102. Изношенные детали заменяем новыми.

103. Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности. Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать. Для этого из наружного кольца подшипника, отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками.

104. Надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).

105. Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника.

106. При сборке первичного вала, подходящим отрезком трубы напрессовываем на вал подшипник, опираясь о его внутреннее кольцо.

107. После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.

108. Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и передачи заднего хода, запрессовываем, инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки.

109. Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.

110. Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и передачи заднего хода, наносим резьбовой герметик на резьбу болта.

111. Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе. На все уплотнительные прокладки, желательно нанести тонкий слой силиконового герметика.

112. При сборке механизма выбора передач, наносим на шаровую опору смазку Литол-24

В статье не хватает:

Коробка передач - механическая с ручным переключением, имеет пять передач переднего хода и одну - заднего, все передачи переднего хода синхронизированы. Корпусные детали коробки - картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка - отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой шпильками с гайками. Соединения уплотнены картонными прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач имеет ребра. Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой (крепление - на шпильках). Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров двигателя. Для обеспечения соосности коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач картер центрирован на двух втулках (под них выполнены проточки в крепежных отверстиях блока и картера). На задней крышке коробки передач установлена третья опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а последняя - к полу кузова (на приварных болтах).

Коробка передач : 1 - первичный вал; 2 - сальник первичного вала; 3 - картер сцепления; 4 - пружинная шайба; 5 - сапун; 6 - игольчатый подшипник вторичного вала; 7 - зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 8 - вилка переключения III и IV передач; 9 - скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 10 - ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 11 - шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 12 - шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи; 13 - вилка переключения I и II передач; 14 - муфта синхронизатора I и II передач; 15 - шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи; 16 - промежуточный подшипник вторичного вала; 17 - ведомая шестерня передачи заднего хода; 18 - пружинная шайба; 19 - стопорное кольцо; 20 - муфта синхронизатора V передачи; 21 - тяга привода управления коробкой передач; 22 - корпус рычага переключения передач; 23 - рычаг переключения передач; 24 - ведомая шестерня V передачи; 25 - маслоотражательная шайба; 26 - распорная втулка; 27 - фланец эластичной муфты; 28 - вторичный вал; 29 - сальник вторичного вала; 30 - задний подшипник вторичного вала; 31 - подшипник блока шестерен; 32 - блок шестерен V передачи и заднего хода; 33 - болт крепления блока шестерен; 34 - упорная шайба; 35 - ступица муфты синхронизатора V передачи; 36 - промежуточная шестерня заднего хода; 37 - задняя крышка; 38 - задний подшипник промежуточного вала; 39 - нижняя крышка; 40 - пробка заливного отверстия; 41 - промежуточный вал; 42 - передний подшипник промежуточного вала; 43 - картер коробки передач; 44 - задний подшипник первичного вала; 45 - направляющая втулка подшипника выключения сцепления.

В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, а в нижней крышке картера - сливное. Отверстия закрыты пробками с конусной резьбой. В сливной пробке находится магнит. Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей. В верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун. Он препятствует повышению давления в коробке передач при ее нагреве. В случае неисправности сапуна (заклинивание колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения.

Внешний вид коробки передач в сборе с механизмом привода выключения сцепления : 1 - картер сцепления; 2 - картер коробки передач; 3 - сапун; 4 - корпус рычага переключения передач; 5 - фланец; 6 - чехол тяги; 7 - тяга привода; 8 - хомут тяги; 9 - выключатель света заднего хода; 10 - кронштейн крепления приемной трубы; 11 - центрирующая втулка; 12 - уплотнитель центрирующей втулки; 13 - фланец эластичной муфты; 14 - задняя крышка; 15 - нижняя крышка; 16 - пробка заливного отверстия; 17 - чехол вилки выключения сцепления; 18 - вилка выключения сцепления.

В коробке передач находятся три вала: первичный, вторичный и промежуточный. Первичный вал опирается на два шариковых подшипника, расположенных в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В заднем торце первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов. Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в ее задней крышке. Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний - двухрядный шариковый расположен в передней стенке картера коробки передач, задний - роликовый расположен в его задней стенке. Первичный вал имеет два зубчатых венца. Косозубый венец, расположенный ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом эти валы всегда вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора IV передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).

Вид на коробку передач со стороны первичного вала : 1 - картер сцепления; 2 - первичный вал; 3 - направляющая втулка подшипника выключения сцепления; 4 - подшипник выключения сцепления; 5 - вилка выключения сцепления.

Промежуточный вал представляет собой блок из четырех косозубых шестерен. При включении любой передачи, кроме IV, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный. Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III, II и I передач. К заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода (прямозубая) и V передачи (косозубая). Он дополнительно опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач.

На вторичном валу расположены ведомые шестерни III, II, I передач, заднего хода и V передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) и синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни V, III и II передач вращаются на закаленных шейках вторичного вала, шестерня I передачи - на втулке. Для фиксации на вторичном вале ведомой шестерни заднего хода и ступицы муфты синхронизатора V передачи использованы эвольвентные шлицы. На вторичном вале установлено стопорное кольцо, расположеное между ступицей синхронизатора и ведомой шестерней V передачи. Заодно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены зубчатые венцы их синхронизаторов - прямозубые шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (III, I, V - вперед, II - назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты. Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с шайбой. Ступицы синхронизаторов III-IV и передач входят внутренними выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора V передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода. На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединены с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами в сторону скользящих муфт. Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы. Передача заднего хода не имеет синхронизатора. Для ее включения нужно ввести промежуточную шестерню заднего хода в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и ведущей шестерней блока передач. Ось промежуточной шестерни заднего хода прикреплена к задней стенке картера коробки.Механизм переключения передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса. Эти детали стянуты тремя болтами. Механизм выбора передач крепится тремя шпильками к задней крышке коробки. Нейтральное положение рычага между III и IV передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага. Привод переключения передач состоит из трех штоков, соединенных с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в проточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода - в проточку на промежуточной шестерне.

Привод управления механизмом переключения передач : 1 - гайка крепления опорной пластины; 2 - тяга привода управления коробкой передач; 3 - прокладка крышки люка; 4 - крышка люка рычага переключения передач; 5 - рукоятка рычага переключения передач; 6 - рычаг переключения передач; 7 - чехол рычага переключения передач; 8 - уплотнительный чехол; 9 - винт крепления крышки люка; 10 - верхний корпус рычага переключения передач; 11 - опора задняя; 12 - нижний корпус рычага переключения передач; 13 - гайка крепления задней опоры; 14 - шайба задней опоры; 15 - гайка; 16 - распорное кольцо; 17 - стопорное кольцо; 18 - корпус шаровой опоры; 19 - пружина рычага переключения передач; 20 - ползун шаровой опоры; 21 - гайка крепления корпуса шаровой опоры; 22 - защитный чехол; 23 - наконечник тяги; 24 - опорная пластина; 25 - коробка передач; 26 - винт крепления блокировочного упора; 27 - накладка блокировки заднего хода; 28 - гайка болта крепления наконечника тяги; 29 - блокировочный упор; 30 - болт крепления наконечника тяги; 31 - втулка; 32 - дистанционная втулка; 33 - хомут тяги привода управления; 34 - болт хомута.

Случайное включение передачи заднего хода вместо V передачи невозможно благодаря блокировочному упору, прикрепленному к вилке наконечника тяги и накладке блокировки, закрепленной на верхнем корпусе рычага переключения передач. Чтобы включить передачу заднего хода, нужно нажать рычаг вниз - при этом блокировочный упор опускается ниже накладки блокировки.

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками.

Информация актуальная для автомобилей Шевроле Нива 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 года выпуска.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...