Осталось масло в большой канистре. Срок хранения моторного масла в канистре

«В "Волге" масло не меняют, в "Волгу" масло доливают» - так звучит прекрасная пословица, которая неплохо отражает суть мнения многих из обладателей авто постарше или же "свежих" машин с проблемными двигателями, пожирающими масло с аппетитом. Попробуем доказать, что такая позиция чревата грустными последствиями.

Для чего нужно моторное масло?

Масло в двигателе машины отвечает за надежность самых главных узлов. Причем требования к его работе в каждом из них весьма противоречивы. Подшипники скольжения коленчатого вала лучше всего себя чувствуют при высоком давлении масла. Оно охлаждает их и является материалом так называемого гидроклина, благодаря которому подшипник может работать долго и надежно. В рабочем режиме подшипник работает как гидродинамический, а не как обычный подшипник скольжения. Баз масла этот узел может проработать с нагрузкой буквально доли секунды, а на холостых оборотах - несколько часов.

Следующим важным узлом, где без масла не обойтись, являются сами поршни и цилиндры мотора. Вопреки распространенному мнению, в исправном моторе поршень почти не касается стенок цилиндра. При рабочем ходе масло под давлением оказывается в щели между поршнем и цилиндром, не давая им соприкоснуться, а сверху движутся поршневые кольца, которые снимают со стенок цилиндра излишек масла, оставляя лишь тонкую пленку. Она обеспечит смазку колец, а сама будет плотно прилегать к поверхности относительно холодного цилиндра и не сгорит во время вспышки рабочей смеси с температурой в тысячи градусов.

Именно через тонкий слой масла отводится тепло от поршня к поршневым кольцам, а от колец - к цилиндру. Еще на высоконагруженных моторах есть специальные масляные форсунки, которые льют масло на днище поршня, охлаждая его непосредственно. И, конечно же, без масла не обойтись в приводе ГРМ: масло смазывает подшипники скольжения распредвалов, кулачки привода и сами клапана.

А еще на многих современных моторах масло используется в гидрокомпенсаторах зазоров, в устройствах регулировки фаз ГРМ и изменения высоты подъема клапанов (например, в системах i-VTEC на Honda и VVT-i на Toyota). Уже из одного только простого перечисления областей работы масла видно, что от качества работы масла зависит жизнь всего мотора. Итак, основными его задачами в двигателе являются собственно смазка и работа в качестве жидкости гидродинамического подшипника, но не менее важной задачей является передача и отвод тепла.

Как и из-за чего портится масло?

В процессе работы масло изменяется под действием многочисленных факторов. Содержащиеся в нем присадки, обеспечивающие противозадирные, очищающие свойства и его вязкость, понемногу "изнашиваются" или просто используются. Под действием кислот меняется и сама основа масла. В разных двигателях соотношение различных причин постепенной деградации масла будет разным, но полный набор останется.

Высокие температуры

Понятно, что масло трудится в очень жестких условиях, его температура в картере может доходить до полутора сотен градусов даже в "гражданских" моторах, а тонкая пленка масла взаимодействует с открытым пламенем и не сгорает лишь потому, что обладает неплохой теплопроводностью и отводит тепло к массивному блоку цилиндров. И больше всего нагревается масло вовсе не на зеркале цилиндра, а в зоне поршневых колец, где оно воспринимает весь поток тепла от поршня к поршневым кольцам, и температуры часто подбираются к тремстам градусам на самых "проблемных" двигателях.

В зависимости от типа масла его основа при разрушении просто испаряется, образует лаковые отложения, масляный шлам и нагар, а попутно меняет свои характеристики по вязкости, температуре застывания и еще множество остальных. Таким образом, именно температурное воздействие является одной из основных причин изменения характеристик масла и его загрязнения продуктами распада.

Чем меньше масла в картере машины, чем выше рабочая температура двигателя, чем выше нагрузка на мотор, тем быстрее деградирует масло. Неисправности системы охлаждения, отсутствие обдува картера двигателя или масляного радиатора могут уменьшить ресурс масла в разы. На нагреве масла сказываются и конструктивные особенности мотора. Так, на коротких Т-образных поршнях компрессионные кольца обычно расположены в более горячей зоне, и омывающее их масло подвергается значительно большей тепловой нагрузке. Именно перегрев масла может являться основной причиной так называемой масляной чумы, которая стала проявляться последние годы - при этом масло "сворачивается" при температурах намного выше обычной его температуры потери текучести.

Картерные газы

Помимо воздействия высоких температур, на масло воздействуют еще и картерные газы. Они проникают через уплотнения поршней и создают в картере жесткий "коктейль" из серной, сернистой, азотной и азотистой кислот, которые образуются при взаимодействии продуктов сгорания топлива - водяного пара и окислов азота и серы. Вместе с ними в картер попадают различные сложные соединения, ведь в бензине содержится множество присадок и продукты их сгорания многообразны.

Тот выхлоп, что попадет в выпускной коллектор и пройдет через систему катализаторов, прежде чем улететь в атмосферу, значительно чище, чем та смесь, что попадает в картер. Множество агрессивной химии отлично взаимодействует с "масляным туманом" - распыленными частичками масла в двигателе, и понемногу "отравляет" его продуктами распада. Химия воздействует так же и на все полезные присадки, содержащиеся в масле.

А поскольку основным разрушающим фактором являются кислоты, то масло делают изначально щелочным, чтобы в процессе эксплуатации оно нейтрализовало поступающие кислоты и предохраняло двигатель (и само себя заодно) от разрушения. Характеристика масла, отвечающая за этот параметр, называется TBN (total base number).

Раньше, чем она была выше, тем на больший срок службы масла можно было рассчитывать. Например, у "грузовых" масел TBN может доходить до 16, а вот в маслах для легковушек, у которых срок службы прогнозируется куда меньше ста тысяч до замены, не превышает 8-11.

Но сравнительно недавно появилась тенденция к использованию малозольных масел, у которых пониженное щелочное число и пониженное количество присадок - противозадирных и стабилизирующих. Долго работать такое масло может лишь в самых новых двигателях и на бензине, соответствующем нормам "Евро 5-6". При эксплуатации же в старом моторе на обычном бензине стандарта "Евро 3-4" даже дорогие малозольные масла будут меняться быстрее, чем более простые.

Отрицательно влияют на окисление масла сбои в работе системы вентиляции картера, работа на холостых оборотах, повышенная температура масла и плохое состояние поршневых колец. Особенностью работы дизельных моторов является избыток окислов азота NOх, а следовательно, и азотной кислоты в картерных газах. Именно поэтому масло в дизеле должно иметь большее щелочное число - падает оно куда быстрее, чем в бензиновом моторе.

Само топливо

В обычных условиях эксплуатации попадание бензина в масло не представляет особой угрозы. Смешивающийся с пленкой масла на стенках холодного цилиндра бензин при очередном движении поршня при пуске мотора попадает в масляный картер. Обычно объем незначителен, но если долго заводить холодный мотор, то бензина может попасть туда много - больше литра.

Но даже при холодном старте весь объем бензина успевает испариться после полного прогрева масла и не оказывает существенного влияния на характеристики масла. А руководства по эксплуатации советского периода так вообще советовали долить литр бензина в масло перед холодной ночью для снижения его вязкости.

К сожалению, сейчас все не так просто. Бензиновые моторы с впрыском часто не успевают толком прогреться за поездку. В отличие от карбюраторных машин, прогрев до полной температуры для начала движения не требуется, и им пренебрегают. Да и греются многие современные моторы слабо. А у двигателей с непосредственным впрыском есть и еще одна причина для попадания бензина в масло, причем в больших количествах. Механический насос высокого давления - ТНВД - часто пропускает топливо, причем постоянно, а не только при холодных запусках.

К счастью, проблема в основном касается только холодного времени года и частых неудачных холодных запусков. И масло в исправном моторе, который успевает прогреться, не страдает. Но если насос течет, а неудачные холодные запуски происходят часто, то создаются условия, когда масло оказывается уже прогревшимся до порога вязкости (а это примерно 50 градусов по Цельсию) но при этом еще маловязким из-за неиспарившегося из него бензина. В этих условиях постоянный поток присадок из топлива может негативно повлиять на его характеристики.

Встречаются и экзотические случаи смешивания с другими техническими жидкостями, например, с ATF, в случае разгерметизации насоса ГУР, как на Saab 9-3, или теплообменников.

Твердые частицы

В масло попадают продукты распада самого масла и продукты износа мотора. Наиболее крупные частицы задерживаются масляным фильтром, а более мелкие проходят его. Часть продуктов износа выпадает в масляный картер двигателя и оседает, часть связывается с лаковыми отложениями и забивает масляные каналы.

Что в итоге?

Вывод таков: чем больше и лучше пакет присадок, чем дольше он сохраняется в масле, тем дольше масло защищает мотор. Чем дольше держится сама основа масла, тем дольше масло сохранит свои характеристики, а уже от типа основы зависит количество различных присадок, которые можно в ней растворить. О различии минеральной, полусинтетической и синтетической основ, а также об интервале замены мы напишем в следующем материале.

Для бесперебойной работы двигателя автомобиля необходимо качественное машинное масло. Эту прописную истину знает каждый водитель.

Оно снижает трение между соприкасающимися деталями, чем защищает самый важный узел от преждевременного износа.

Первое моторное масло было запатентовано в 1873 году. Автором разработки стал Джон Эллинс.

До этого он в течение 7 лет изучал возможность применения нефти в медицине и выявил, что ископаемое обладает отличными смазочными свойствами . Его Valvoline стал первым в мире брендом, под которым выпускался этот автомобильный товар.

Виды

Все моторные масла имеют разную основу . В зависимости от ее происхождения, они бывают минеральными, синтетическими, полусинтетическими.

Минеральные моторные масла получают из натурального продукта – нефти , которая перегоняется и дистиллируется. Минеральные масла бывают нафтеновыми, парафиновыми, ароматическими. Они характеризуются меньшей химической стабильностью в сравнении с синтетическим продуктом.

Причиной тому – особенности производства. Минеральное масло подвержено парафинизации и окислению. Этот тип продукта обычно применяется на автомобилях старше 10 лет , поскольку обладает высокой вязкостью.

Синтетические моторные масла производят путем химических реакций. Эти смазки формируют однотипные молекулы, без каких-либо примесей. Для производства используются такие базовые компоненты, как углеводороды и эфиры.

Когда разрабатывается синтетическое масло, его молекулы получают заданные характеристики, которые делают средство более устойчивым к повышенным температурам .

Этот автопродукт чаще используют тогда, когда транспорт испытывает большие нагрузки .

Полусинтетические трансмиссионные моторные масла создаются путем присадки минерального масла синтетическим.

Их сочетают в пропорции 50/50 или 70/30 соответственно. Благодаря этому удается получить продукт, который обладает лучшими характеристиками , чем минеральные масла, при цене намного ниже, чем у «синтетики».

Хранения автомобильных моторных масел составляет 3–5 лет . Чем меньше компонентов входит в состав, тем дольше хранится продукт. При этом нельзя путать хранения масла до заливки в двигатель , когда оно сберегается в заводской таре, и срок его нахождения в системе смазки авто.

Даже если транспортное средство не используется, оно контактирует с воздухом и окружающей средой. Это приводит к его окислению и потере ценных качеств. Поэтому такое масло перед использования автомобиля после долгого простоя нужно заменить . Сервисный интервал, в конце которого отработанное масло подлежит замене, составляет 8–20 тысяч км пробега .

Можно ли использовать просроченное моторное масло после окончания срока хранения?

Обычно автомобилисты используют масло и после окончания срока хранения , обозначенного производителем. Главное требование при этом – соблюдение правил хранения.

Условиями , которые способствуют порче этого , по словам независимых экспертов, являются:

  • хранение в неподвижном состоянии при изменчивой температуре;
  • воздействие неблагоприятных факторов – солнца, влажности, низких температур.

Сами производители утверждают, что моторные масла со временем не меняют своей структуры и вязкости . Причина ограничения ними срока хранения - в пластмассовой таре. Вследствие этого средство может вступить во взаимодействие с пластмассой или другим материалом, из которого посуда изготовлена.

Если масло осталось неиспользованным в заводской таре, его переливают в емкость приблизительно такого же объема, какой имеет оставшееся средство. Если его оставить в заводской канистре, то возможно образование конденсата , который возникает от перепада температур.

Чтобы средством можно было пользоваться и в будущем, необходимо соблюдать рекомендации производителя относительно условий хранения.

Перед тем как заливать масло в двигатель, его нужно взболтать .

Как определить некачественную продукцию?

Чтобы определить некачественное , для начала нужно найти на упаковке дату его изготовления и срок хранения . Нужно помнить, что речь идет о запакованном средстве. Но даже если срок не истек, несоблюдение условий его хранения может вызвать потерю физических и химических свойств. О том, как определить просроченное масло или хранившееся с нарушениями, говорится выше.

Для выявления фальсификата собственными силами потребуется чистый лист бумаги. На него выливают машинное масло (объемом приблизительно одну пробку). Лист держат под небольшим уклоном. После того как средство растечется по поверхности бумаги, на ней не должно остаться темных точек .

Но если они замечены, то это говорит об использовании некачественных присадок , которые могут навредить двигателю. Визуально жидкость должна быть янтарного цвета . Если она темного цвета, то это свидетельствует о низком качестве продукта или о том, что масло переработанное.

Когда речь идет о некачественном моторном масле, то его можно только после проведения экспертизы в условиях лаборатории, в результате которой выдается заключение экспертов. Она также понадобится, если срок хранения не истек , а вследствие неправильного хранения потребительские качества утеряны.

Поможет установить:


Экспертиза проводится за счет продавца после предъявления ему заявления о несоответствии.

Но при этом нужно помнить, что если окажется качественным, то расходы на проведение экспертизы понесет покупатель.

Как вернуть товар в магазин?

Обычно моторное масло относят к категории «бытовая химия» , поэтому если товар качественный, его в магазин или обменять на нужный тип масла можно только при условии лояльности продавца . Например, когда двигателю нужно синтетическое масло, а куплено минеральное, попросить сделать

Автомобиль - сложный и потенциально опасный механизм . Поэтому к его обслуживанию необходимо подходить очень ответственно . Как минимум это сохранит ваш семейный бюджет, как максимум – сбережет жизнь вам и вашим близким.

Поэтому, чтобы избежать проблем с возвратом в будущем, уже при покупке убедитесь, что гарантийный срок хранения товара не истек . Если возникают сомнения относительно содержимого тары – проверьте его еще в магазине.

И хоть производитель допускает использование продукта после окончания срока его хранения, лучше не рискуйте . Несмотря на заверения производителей, независимые эксперты все же считают, что по истечении указанного срока средство может изменить динамическую и кинетическую вязкость.

Помните: скупой обычно платит дважды. Иногда плата оказывается слишком высокой . А просроченному маслу всегда можно найти применение – например, смазывать ним дверные петли или попытаться улучшить работу другой техники.

Как часто менять? Когда и что лить? Как проверять уровень и качество? Одним ли цветом зимой и летом? Все эти вопросы постоянно курсируют по автофорумам, а ответы могут быть самыми разными, в зависимости от уровня профессионализма респондента. Очень часто автолюбители, рекламируя качество своего автомобиля, говорят, что, мол, за весь срок владения машиной меняли лишь масло и фильтры. Другими словами, жидкость в двигателе вам придется менять однозначно. И вам очень повезло, если это будет единственной причиной для заезда на СТО.

Первое и, по сути, самое главное правило - масло должно соответствовать вашему автомобилю. Это не значит, что вы должны в панике обзванивать официальных дилеров в поисках именно той марки, что указана в сервисной книжке автомобиля и рекомендована производителем. Ваша задача - лишь определиться с основными параметрами жидкости. «Официальные» масла, как правило, дороже, в то время как многие производители могут предложить вам те же самые характеристики под другой торговой маркой. Наплевать на рекомендации на данном этапе, значит, подвергнуть двигатель суровому испытанию новым набором присадок. Это либо приведет к повышенному расходу топлива и потере заявленной мощности, либо ускорит ваше знакомство с капитальным ремонтом.

Как часто менять? По логике, чем чаще, тем лучше. При покупке подержанного автомобиля с рук - первым делом. Но на практике каждый автовладелец мучается сим вопросом беспрестанно. Ведь хорошее масло стоит хороших денег, а сама процедура подразумевает поездку на СТО. И снова вам частично поможет производитель, который всегда рекомендует определенный интервал для конкретной марки двигателя. И если бы не резкие перепады температур, загрязненность воздуха, качество топлива, износ других элементов машины и прочие внешние и внутренние воздействия, вплоть до манеры езды, то на этом можно было бы и остановиться.

Каждый автолюбитель волен сам решать, с каким интервалом проводить замену. Абсолютное большинство ориентируются на пройденный километраж, осуществляя процедуру замены после каждых 5, 8, 10, 12 тысяч пробега. Кто-то постоянно контролирует состояние, цвет и уровень масла, тем более что в городских условиях, когда автомобиль долгое время проводит в пробках, цифры пробега теряют свою значимость. И помните, что, как ни странно, однозначно верить производителю нельзя, ведь он не только заинтересован в качестве своей продукции, но и в ее постоянных продажах. Поэтому не исключено, что многие компании сознательно завышают рекомендуемые сроки, дабы вы побыстрее убили свой движок, после чего вам придется снова тратить деньги. Либо на сервисный ремонт, либо на покупку нового авто.

Всесезонное масло Castrol Magnatec 5W-40 (объем 4 литра)

В любом случае, важно помнить моменты, при которых срок службы жидкости в двигателе истекает ускоренными темпами. Во-первых, режим эксплуатации. Очень нехорошо для двигателя, когда машиной пользуются нерегулярно. Особенно это касается «дачных» вариантов, когда авто покупается только на летний сезон, а всю зиму простаивает в гараже или, того хуже, на открытом воздухе. Длительные перерывы в эксплуатации способствуют накоплению конденсата, который смешивается с отходами топлива и буквально разъедает двигатель. Но регулярно - не значит пять минут в день. Двигатель должен прогреться и выйти на рабочую температуру. Если же этого не происходит, то последствия будут теми же. Со всеми вытекающими.

На повышенный износ масла в движке очень сильно влияет состояние воздуха и дорог. Пыль, грязь и прочие гадости непременно оседают на внутренностях вашего авто, и жидкости в данном случае не исключение. Обратите внимание на качество топлива, хотя в нашей стране это даже не совет, а предупреждение. Заправляться нужно только на проверенных АЗС, и желательно не менять поставщика бензина каждую неделю.

Учитывая всё вышесказанное, можно себе представить, что остается от тех рекомендованных производителем цифр, если речь идет об иномарке японского или европейского производства, эксплуатируемой в суровых российских реалиях. Условия, в которых эти значения рассчитываются, в сравнении с отечественными - как небо и земля. Поэтому принимать в расчет заявленный интервал вы можете, но лучше регулярно отслеживать состояние масла и самостоятельно для себя разработать график его замены.

Всесезонное синтетическое масло Shell Helix Plus Extra 5W-40 (объем 1 литр)

Допустим, с интервалом вы определились и время пришло. Автомобиль у вас не новый, о гарантийном обслуживании приходится только мечтать. Масло придется покупать самостоятельно, выбирать станцию техобслуживания - тоже. Какие виды масел могут вам предложить в магазине?

Самые распространенные виды - синтетика, полусинтетика и минеральное масло. Большинство льют сегодня синтетику и полусинтетику, в то время как минералка - выбор владельцев новых авто (для обкатки двигателя - в самый раз) или необходимость после капитального ремонта мотора. Синтетическое масло сохраняет свои химические и термические свойства на весь период эксплуатации, то есть не окисляется, не вступает в реакции с другими веществами и призвано работать в самом широком диапазоне температур. Смешивать масла на разной основе категорически не рекомендуется, но если обстоятельства вас вынудили, то хотя бы доливайте продукцию того же производителя. И постарайтесь побыстрее провести замену, ибо гарантировать долгую жизнь двигателю данный побочный продукт явно не сможет.

Информации на банке часто бывает слишком много, поэтому подробно разберем лишь то, на что однозначно стоит обратить внимание. Категория масла API (американский институт) - это либо S (бензиновый двигатель), либо С (дизель). Вторая буква (в маркировках типа SG, SH и т. д.) - это уровень эксплуатационных свойств. Чем эта буква дальше от начала алфавита, тем лучше. В Западной Европе принята классификация CCMC (хотя и API тоже действует), в которой бензину соответствует буква G, а дизельным двигателям - D и PD.

Полусинтетическое всесезонное масло ZIC 10W-40

Ключевым элементом маркировки является класс вязкости, согласно классификации SAE содержащей 6 зимних и 5 летних классов (от 0W до 25W для зимы и от 20 до 60 для лета). Всё, что выше 60, это уже трансмиссионное масло. Всесезонное масло содержит сразу обе цифры. Например, 5W-40 (одно из самых популярных масел в России), которое теоретически работает от минус 30 до плюс 40 градусов по Цельсию. И последнее - иногда маркировка может содержать информацию об одобрении данного продукта конкретным производителем, будь то Mercedes-Benz (MB), Volkswagen (VW) или Audi.

Основная функция масла - не допустить сухого трения механизмов двигателя. При масляном «голодании» износ движущихся частей повышается многократно. Чтобы двигатель «кушал» постоянно, жидкость должна равномерно растекаться по всем его элементам. Грубо говоря, в режиме холодного запуска масло должно быть достаточно жидким, чтобы обеспечить проворачиваемость механизмов мотора. С повышением рабочей температуры движка (и, соответственно, масла) до нормированного значения в 100 градусов Цельсия масляная пленка не должна быть слишком тонкой, дабы устранить сухое трение.

Таким образом, первое число, будь то 0 или 25, говорит о температуре, при которой масляный насос однозначно прокачает масло в мотор, а стартер сумеет провернуть двигатель. Для 0 - это минус 35 градусов, для 25 - минус 5 градусов. Поэтому идеальным вариантом для морозной зимы является вариант 0W или 5W (W означает winter, то есть «зима»). Второе же число, стоящее после дефиса, характеризует кинематическую вязкость двигателя при рабочей температуре (как правило, 100 градусов). То есть для летнего сезона оптимально значение 30 или 40, гарантирующее стабильную работу мотора на жаре. Отметим лишь, что данная расшифровка указана для всесезонного масла, тогда как просто зимнее или летнее имеет в названии лишь одно из указанных значений, то есть, например, 5W или 40. Добавка SAE на маркировке переводится как «общество инженеров-автомобилистов» и имеет американские корни.

Полусинтетическое всесезонное масло Esso Ultra 10W-40 (объем 4 литра)

Нужно ли промывать двигатель перед сменой масла? Однозначно да, если вы купили машину с рук и понятия не имеете, какую жидкость заливал в движок прежний владелец. Если же вы уже давно ездите на одной машине и постоянно льете одну и ту же марку масла, которое за счет присадок и само неплохо справляется с очищением двигателя, то заморачиваться с промывкой не стоит. Само собой, промывку необходимо делать и в том случае, если вы решили по каким-то причинам сменить производителя или тип масла.

Чем промывать? Идеальный вариант - вообще по максимуму слить старое масло, залить новое, обкатать на средних оборотах пару дней, снова слить и уже залить окончательный вариант. Это дорого, долго, но эффективно. Большинство из нас обходятся более быстрой методикой, покупая баклажки «Промывочная жидкость» с сомнительным химическим составом, часть которого непременно остается в движке, смешиваясь сначала с остатками старого масла, а затем и с новым. Выбор зависит от вашего кошелька и отношения к автомобилю.

Определившись с параметрами масла и окончательно утвердившись в необходимости его замены, вы идете в магазин. Будьте осторожны и старайтесь не сильно прислушиваться к сладким рекламным речам продавцов, особенно если данный магазин является официальным дистрибьютором конкретной торговой марки. Если вы точно уверены, что в двигателе вашего авто плещется Shell, то не стоит под нажимом продавца покупать Castrol. Смена производителя - процесс для двигателя болезненный. Другое дело, если вы понятия не имеете о том, что уже залито в движок. Но и в этом случае внимательно изучите сервисную книжку и маркировку продукта, прежде чем совершить покупку.

Минеральное масло от «Лукойл» 10W-40 (объем 1, 4 и 5 литров)

Бытует мнение, что выбирать следует известного производителя. Теория всемирного заговора гласит, что чем популярнее марка масла, тем чаще ее подделывают. Бояться этого панически не стоит, но и покупать масло абы где (на рынках, в киосках и на проселочных дорогах) тоже не нужно, хотя даже сертифицированному продавцу доказать впоследствии, что ваши проблемы с движком вызваны несоответствующим качеством масла, будет нелегко. Среди известных брендов - иностранные Shell, Mobil, Castrol, Elf (Total), Motul, Liqui Moly, Zic, а также российские «ТНК», «Роснефть», «Лукойл». Помните, что, покупая продукцию малоизвестного производителя, вы ничем не рискуете, если все параметры масла вас полностью устраивают. Но иногда для души спокойнее довериться проверенным брендам.

Самые распространенные виды упаковок - один или четыре литра. Если покупаете у официального дилера, то там масло может поставляться в кегах, то есть зальют столько, сколько скажете. Цена стандартной четырехлитровой баклажки разнится от производителя и чаще всего укладывается в диапазон от 1000 до 2500 рублей.

Напоследок пара практических советов. Масло нужно не только регулярно менять, но и проверять его состояние. Дело это нехитрое. Открываем капот, вытаскиваем щуп, протираем тряпочкой, засовываем обратно, ждем, вытаскиваем, смотрим уровень и цвет. Масло должно быть прозрачным, если темное - значит, скоро подойдет время замены. Оптимальный уровень находится между отметками MAX и MIN. Больше - не нужно, а если меньше - необходимо срочно долить масла (того же самого). Разница между отметками составляет примерно 1 литр. Проверку, само собой, лучше проводить на ровной поверхности и на холодном или остывшем движке.

Спрашивается, почему уровень масла может меняться? Ответ банален: масло либо вытекает, либо сгорает. Угар - явление нормальное в нормированных значениях. Утечка - это уже проблема, с которой необходимо бороться. Причин может быть множество, но все они кроются в износе тех или иных элементов двигателя, начиная от сальников и заканчивая различными прокладками. Не все варианты утечки можно обнаружить визуально, только лишь открыв капот, поэтому доверьте этот процесс специалистам. И не затягивайте, ибо замена сальника выйдет однозначно дешевле, чем заказ нового или контрактного двигателя.

Сегодня подошло время очередной замены масла на моей Калине. Так как в эти дни в Авто 49 проходила акция, то взял канистру синтетического масла ZIC XQ 5W40. В итоге, канистра 4 литра объема обошлась мне всего-то 999 рублей, а без скидки, если не ошибаюсь, оно стоило около 1350 рублей. В общем, двигатель моей машины впервые сегодня покушал синтетического масла. Само собой купил масляный фильтр и заодно решил заменить воздушный, а также прокладку клапанной крышки.

Так как синтетику заливал впервые, то желательно было промыть мотор, но свободных средств не было, поэтому решил избавиться от остатков отработанного масла в двигателе следующим образом:

  1. Взял большой медицинский шприц
  2. Надел на его носик тонкую гибкую трубку около 10 см длиной
  3. И при помощи этой конструкции отобрал всю отработку из отверстий в ГБЦ и крышках распредвала

Сначала может показаться, что масла при полном сливе остается совсем немного, но когда вы все откачаете и замерите объем, то он может достигнуть около 250 мл. Согласитесь, как-то не хотелось бы разбавлять свежую синтетику черной отработкой, в пропорции 1 к 12-ти.

Вот так вся эта нехитрая процедура выглядит на деле, решил сделать фото, чтобы показать наглядно:

В результате получилось примерно около 200 мл, так как все это сливал сначала в одноразовый пластиковый стаканчик, а потом перелил в бутылку. Не знаю, насколько хорошо видно, но выложу все же фотку:

Так как было решено заменить прокладку под крышкой клапанов, то заодно решил сделать небольшой тест, так сказать, очистителя двигателя Ombra. В предыдущей статье я немного рассказывал об этом в видео-обзоре, даже пробовал его на загрязненной КПП. В общем, вот до обработки:

А вот ниже результат после очистки:

Что касается отбора масла, в результате после этой процедуры, а также небольшой работы тряпкой, получилась следующая картина:

Если кому-то понравилась чистота мотора под клапанной крышкой, без всякого налета и отложений, то могу сказать, что до этого было залито полусинтетическое масло Elf Сompetition 10W40. Как видите, с моющими свойствами этого масла дело обстоит вполне неплохо! Что по поводу ZIC синтетики, то пока говорить рано и выводы делать тоже. Откатаю не менее 10 тысяч км и потом посмотрю, что оно оставило после себя!

Жизнь топлива в двигателе внутреннего сгорания проста и быстротечна: оно попадает в цилиндр, сгорает и в буквальном смысле слова вылетает в трубу. Судьба моторного масла куда интереснее и, в конечном счете, важнее для двигателя. Масло – это не только прослойка для трущихся деталей, но и неотъемлемая рабочая часть некоторых механизмов (как, например, гидрокомпенсаторы клапанов), и средство очистки. Именно масло выносит из двигателя продукты износа металла, частицы пыли, некоторое количество несгоревшего топлива.

Масло честно принимает на себя давление, температурные нагрузки, загрязнения на протяжении многих часов работы и 10-15 тысяч километров пробега, обеспечивая двигателю комфортную работу, а владельцу автомобиля удовольствие. При таком активном и ответственном служении неудивительно, что масло постепенно теряет свои рабочие свойства. Возрастает кислотное число масла, а значит оно становится причиной коррозии металлических деталей. Увеличивается степень загрязненности, повышается вязкость. И, наконец, наступает момент, когда масло нужно сменить.

В своей основе операция по замене масла проста: двигатель запускается на несколько минут, затем останавливают, а горячее масло сливают или откачивают. Казалось бы, остается лишь добавить свежее масло и процедура закончена. Однако, это не так просто.

Практически невозможно слить все старое масло из двигателя. Оно остается на стенках двигателя, в полостях, каналах и так далее. Остаток старого может составлять до 15-20% от всего объема, в зависимости от конструкции и состояния двигателя. Нетрудно догадаться, что перемешиваясь со свежим маслом этот остаток сразу же снижает его ресурс и рабочие свойства. Кислотное число этой смеси и вязкость заметно отличается от показателей чистого масла. Остаются в двигателе и масляные отложения – частицы загрязнений на стенках деталей и масляных каналов. Общее состояние масла таково, как если бы автомобиль уже проехал пару тысяч километров.

Это как жарить мясо на сковородке, не отмыв ее от предыдущей рыбы. Мясо получится с привкусом. Вот только сковородку очистить гораздо проще, чем двигатель.

Для прочистки иногда двигатель включают на минутку в «сухом» режиме. Это позволяет «выбить» некоторое количество остатков. Такой подход улучшает ситуацию, но несущественно. Кроме того, крутить двигатель всухую, даже недолго, может быть для него небезопасно, особенно, если двигатель старый.

Для решения задачи по очистке человеческий гений придумал еще несколько способов. Один из них заключается в том, что после слива старого масла двигатель заправляют специальным промывочным маслом и дают поработать минут 20. И только после этого заправляют свежее масло. Проведенные тесты показывают, что эти средства действительно помогают сохранить такие параметры нового масла, как кислотное число и вязкость. Уменьшается количество и металлических частиц и общая масса отложений в поддоне. Тем не менее до полной очистки двигателя еще далеко.

Другой способ – так называемые короткие промывки. Это средства, которые добавляют еще до слива старого масла и дают двигателю поработать на холостом ходу минут 10. После замены масла его свойства были близки по показателям к результатам использования промывочного масла. А вот в поддоне обнаружились фрагменты отложений, удаленных из двигателя моющими компонентами, но не растворившимися. В этом есть потенциальная опасность закупорки масляных каналов и связанных с этим серьезных проблем в работе двигателя.

Еще один способ очистки это «длинные» промывки. Этот класс средств добавляется в старое масло примерно за 200 км пробега до смены. Результаты тестов показывают, что этот способ довольно эффективен и в борьбе с отложениями и в сохранении исходных рабочих свойств свежего масла. Однако это же надо начать беспокоиться заранее! Кроме того, «длинные» промывки могут быть опасны, если масло в двигателе находится в критическом состоянии, есть вероятность, что двигатель просто не протянет дополнительные 200 километров.

Сравнительные данные по тестам масла после различных способов промывки двигателя в виде длинных таблиц с разнообразными числами могут быть полезны только действительно глубоким знатокам вопроса. Для всех тех, кто хотел бы минимизировать свое беспокойство о любимом транспортном средстве скорее пригодятся выводы и рекомендации по результатам замеров, которые и приводятся ниже.

Первая хорошая новость такова: при смене масла мотор можно не промывать тем, кто тщательно соблюдает расписание замены масла указанное в документации на автомобиль. В этом случае старое масло еще довольно далеко от критического состояния и перемешиваясь со свежим маслом не портит его драматически.

И наоборот, если у машины существенный перепробег по отношению к сроку службы одной масляной заправки, крайне рекомендуется осуществить промывку двигателя.

Мыть двигатель полезно и тем, кто пользуется неизвестным типом масла. Это тот случай, например, когда машина приобретена на вторичном рынке. Полезна очистка и тогда, когда новое масло выше классом, чем предыдущее. Если машина была заправлена минеральным маслом, а планируется использовать синтетику, то для сохранения ее рабочих свойств, в первую очередь вязкости, имеет смысл заливать ее в чистый двигатель.

Промывка двигателя показана и автомобилям, у которых зафиксированы случаи перегрева двигателя. Хотя еще полезнее будет консультация специалиста.

Одним словом, краткий вывод этого обзора для автолюбителей может оказаться сюрпризом: инструкция по пользованию машиной написана по делу, а не только для того, чтобы дать автосервисам побольше возможностей собирать деньги за техобслуживание. Менять масло лучше регулярно, как чистить зубы и принимать душ!

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...